Искра

Если и случится согрешить – верь в милосердие Божие

Священномученик Владимир сперанский

by adminon 29.12.201929.12.2019

Содержание

  • Священномученик Влади́мир Сперанский, пресвитер
  • Владимир Сперантов. «Василий Петров, или Как написать оду»
    • Posts from This Journal “XVIII век” Tag
      • «Пелгримация, или Путешественник Ипполита Вишенского; 1707-1709» (2019)
      • Повествование о службе Екатерине II и об Архипелагской экспедиции Российского флота (2020)
      • Е.Е. Агратина. «Из истории русско-европейских художественных связей» (2019)
      • Лекция Леонида Кацвы «Эпоха дворцовых переворотов» (видео)
      • С. Карп, Н. Плавинская. «Париж и его обитатели в XVIII столетии. Столица Просвещения» (2019)
      • Вышел трехтомный словарь А.И. Серкова «Российские масоны. Век XVIII» (2019)
      • Юрий Аншаков. «Черногория — «горное соколиное гнездо» свободы на Балканах» (2019)
      • Л.А. Пименова. «Монархия и придворное общество во Франции в конце Старого порядка» (2018)
      • Илья Хохлов. Очерки истории гарнизонов Новгородской земли в XVII — 1-й половине XX в. (2019)

Священномученик Влади́мир Сперанский, пресвитер

Свя­щен­но­му­че­ник Вла­ди­мир ро­дил­ся 23 мар­та 1877 го­да в го­ро­де Суз­да­ле Вла­ди­мир­ской гу­бер­нии в се­мье свя­щен­ни­ка Ва­си­лия Спе­ран­ско­го. В 1899 го­ду Вла­ди­мир Ва­си­лье­вич окон­чил Вла­ди­мир­скую Ду­хов­ную се­ми­на­рию и в те­че­ние двух лет ра­бо­тал учи­те­лем. В 1901 го­ду он был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на и за­тем во свя­щен­ни­ка. Пер­вым ме­стом его слу­же­ния стал храм в се­ле Пет­ро­во Ека­те­ри­но­слав­ской гу­бер­нии. До 1933 го­да он слу­жил в этой об­ла­сти и по­след­ним ме­стом его слу­же­ния здесь был храм в го­ро­де Алек­сан­дрия. В 1933 го­ду отец Вла­ди­мир пе­ре­ехал в Мос­ков­скую об­ласть и был на­прав­лен слу­жить в Тал­дом­ский рай­он в храм во имя Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня в се­ле За­пруд­ня, ко­то­рое жи­те­ли по ста­рин­ке про­дол­жа­ли на­зы­вать се­ло Га­ри, как на­зы­ва­лось оно в ХVII ве­ке, ко­гда здесь бы­ла по­стро­е­на де­ре­вян­ная цер­ковь, на ме­сте ко­то­рой в ХVIII ве­ке бы­ла по­стро­е­на ка­мен­ная.
Как-то в ян­ва­ре 1937 го­да мо­ло­дой че­ло­век, слу­жив­ший в то вре­мя в Его­рьев­ском во­ен­ко­ма­те пи­са­рем, при­шел на по­быв­ку в се­ло За­пруд­ня, из ко­то­ро­го был ро­дом, а за­тем стал воз­вра­щать­ся в часть. Ид­ти нуж­но бы­ло пеш­ком до же­лез­но­до­рож­ной стан­ции Вер­бил­ки. По­пут­чи­ком его ока­зал­ся свя­щен­ник из хра­ма в За­прудне, он стал рас­спра­ши­вать сол­да­та о жиз­ни в ар­мии, о бы­то­вых усло­ви­ях во­ен­но­слу­жа­щих и во­об­ще, как во­ен­но­му че­ло­ве­ку жи­вет­ся и на­сколь­ко он обес­пе­чен до­воль­стви­ем и ору­жи­ем. Свя­щен­ни­ку, на­при­мер, от неко­то­рых при­хо­жан ста­ло из­вест­но, что де­ти их жа­лу­ют­ся на недо­ста­ток пи­щи в ар­мии и про­сят в по­сыл­ке при­слать су­ха­рей. Сам он со сво­ей сто­ро­ны со­об­щил, что зна­ет, что Со­вет­ская ар­мия на Даль­нем Во­сто­ке снаб­же­на всем необ­хо­ди­мым и име­ет в до­ста­точ­ном ко­ли­че­стве необ­хо­ди­мое во­ору­же­ние. Пи­сарь спро­сил, что он ду­ма­ет о су­ще­ству­ю­щем строе и удо­вле­тво­ря­ет ли он его. Свя­щен­ник от­ве­тил, что рань­ше был царь, а сей­час Ста­лин – раз­ни­цы ни­ка­кой, у нас при­вет­ству­ют Ста­ли­на, а в Гер­ма­нии Гит­ле­ра. По­сле то­го, как они рас­ста­лись, пи­са­рю по­ка­зал­ся по­до­зри­тель­ным раз­го­вор со свя­щен­ни­ком, и он на­пи­сал в НКВД до­не­се­ние, что свя­щен­ник ин­те­ре­су­ет­ся све­де­ни­я­ми раз­ве­ды­ва­тель­но­го ха­рак­те­ра.
Вслед за этим пи­сарь был вы­зван в НКВД и 17 ап­ре­ля 1937 го­да до­про­шен. Сле­до­ва­тель спро­сил его, из че­го он сде­лал вы­вод, что свя­щен­ник за­ни­ма­ет­ся сбо­ром ин­фор­ма­ции о во­ору­же­нии Со­вет­ской ар­мии. Пи­сарь ни­че­го убе­ди­тель­но­го не мог по­ка­зать, ска­зал лишь, что ему по­ка­за­лось по­до­зри­тель­ным, что свя­щен­ник так по­дроб­но осве­дом­лен о во­ору­же­нии ар­мии на Даль­нем Во­сто­ке.
На этом все и за­кон­чи­лось, но в ав­гу­сте 1937 го­да в от­де­ле­ние НКВД при­шел при­каз о про­ве­де­нии мас­со­вых аре­стов и пе­ре­чис­ле­ны бы­ли ка­те­го­рии лиц, ко­то­рых сле­до­ва­ло аре­сто­вать, к ним от­но­си­лись и свя­щен­но­слу­жи­те­ли. Со­труд­ник Тал­дом­ско­го от­де­ла НКВД вы­звал к се­бе од­но­го из сек­рет­ных осве­до­ми­те­лей и по­про­сил раз­до­быть све­де­ния о слу­жив­шем в се­ле За­пруд­ня свя­щен­ни­ке. Штат­ных осве­до­ми­те­лей в те го­ды бы­ло так мно­го, что, на­вер­ное, не бы­ло че­ло­ве­ка, с ко­то­рым бы та­кой осве­до­ми­тель не со­сто­ял в даль­нем или близ­ком зна­ком­стве. И осве­до­ми­тель на­шел че­ло­ве­ка, знав­ше­го свя­щен­ни­ка из За­пруд­ни, и тот, ни­ма­ло не ве­дая, для че­го это нуж­но, все рас­ска­зал о свя­щен­ни­ке.
15 ав­гу­ста 1937 го­да осве­до­ми­тель уже со­об­щил обо всем, что узнал, со­труд­ни­ку НКВД. «В от­но­ше­нии слу­жи­те­ля куль­та се­ла Га­ри граж­да­ни­на Спе­ран­ско­го от граж­да­ни­на фаб­ри­ки “Вер­бил­ки”, – со­об­щил он, – при­шлось по­черп­нуть сле­ду­ю­щие све­де­ния. Дей­стви­тель­но, Спе­ран­ский слу­жил где-то да­ле­ко, жил, как го­во­рят, при­пе­ва­ю­чи, имея мно­го зем­ли, лес, сад и скот, чув­ство­вал, од­ним сло­вом, се­бя на­сто­я­щим по­ме­щи­ком. Был вы­слан, от­был и вер­нул­ся, но вви­ду сло­жив­ших­ся пе­ре­жит­ков у Спе­ран­ско­го до сих пор хра­нит­ся ка­кая-то за­та­ен­ная непри­язнь к со­вет­ской вла­сти. Спе­ран­ский здо­ро­вый скры­тый по­ли­тик. Сво­их тайн и сво­их убеж­де­ний он не вы­ска­зы­ва­ет ни­ко­му, раз­ве толь­ко сво­е­му близ­ко­му вер­но­му че­ло­ве­ку.
На­род от­но­сит­ся к нему с боль­шим до­ве­ри­ем и ува­же­ни­ем, счи­тая его за че­ло­ве­ка ра­зум­но­го и вли­я­тель­но­го, а по­то­му охот­но спе­шит по­слу­шать его про­по­ве­ди, ко­то­рые он обыч­но про­из­но­сит каж­дый празд­ник; по­се­ща­ют его на до­му, но о чем там ве­дут­ся бе­се­ды, оста­ет­ся тай­ной. Прав­да, про­по­ве­ди он про­из­но­сит на еван­гель­ские те­мы, но все же для боль­ше­го вну­ше­ния и эф­фек­та вы­во­ды при­уро­чи­ва­ет к совре­мен­но­му по­ло­же­нию.
Счи­таю не лиш­ним ука­зать один при­мер его про­по­ве­ди, ко­то­рую он про­из­но­сил в Неде­лю о сле­пом. Го­во­рил он об ис­це­ле­нии сле­по­го, ко­то­рый дей­стви­тель­но был ли­шен вся­ко­го зре­ния и ему про­сти­тель­но бы­ло хо­дить и блуж­дать где при­дет­ся. Но эту еван­гель­скую сле­по­ту он при­уро­чил к совре­мен­но­му по­ло­же­нию, в том смыс­ле, что все мы, имея зре­ние, все же ста­ли сле­пы, не ви­дим, ку­да идем, блуж­да­ем, пу­та­ем­ся, как сле­пые… Вот, ви­ди­мо, его боль­ная струн­ка при пе­ре­хо­де к вы­во­дам от Еван­ге­лия к со­ци­а­лиз­му. О предо­став­ле­нии пра­ва по но­вой ста­лин­ской кон­сти­ту­ции слу­жи­те­лям куль­та быть из­би­ра­те­ля­ми и быть из­бран­ны­ми Спе­ран­ский рас­суж­да­ет так: “Вы­бо­ры слу­жи­те­лям куль­та не нуж­ны и хо­дить на них не сле­ду­ет, жи­во по­па­дешь в аги­та­то­ры; слу­жи­те­ли куль­та долж­ны твер­до сто­ять на сво­ем по­сту и толь­ко с цер­ков­ной ка­фед­ры, осо­бен­но те­перь, ко­гда предо­став­ле­но пра­во сво­бо­ды сло­ва, бо­роть­ся за Цер­ковь и ре­ли­гию, осо­бен­но в на­сто­я­щее вре­мя, ко­гда аги­та­ци­он­ная ра­бо­та и ан­ти­ре­ли­ги­оз­ная про­па­ган­да зна­чи­тель­но уве­ли­чи­ва­ют­ся”».
21 ав­гу­ста 1937 го­да отец Вла­ди­мир был аре­сто­ван и в те­че­ние двух дней до­про­шен. Сле­до­ва­тель по­про­сил свя­щен­ни­ка рас­ска­зать о се­бе и, вы­яс­нив, что он жил на тер­ри­то­рии Ека­те­ри­но­слав­ской гу­бер­нии в 1919 го­ду, ко­гда там шла граж­дан­ская вой­на, спро­сил:
– В се­ле Осо­ко­ров­ка, где вы слу­жи­ли, про­хо­ди­ли ли рас­стре­лы и аре­сты ком­му­ни­стов и дру­гих со­вет­ски на­стро­ен­ных лиц со сто­ро­ны бе­лых и банд?
– Рас­стре­лов в се­ле Осо­ко­ров­ка я не пом­ню, аре­сты и пор­ки бы­ли. В пе­ри­од на­хож­де­ния вла­сти в ру­ках Ско­ро­пад­ско­го ав­стрий­ские вой­ска аре­сто­вы­ва­ли кре­стьян, участ­во­вав­ших в раз­гро­ме име­ния гра­фа Во­рон­цо­ва-Даш­ко­ва, и уво­ди­ли для пор­ки в это име­ние, в ко­то­ром был рас­по­ло­жен штаб ав­стрий­ских войск. Во вре­мя пре­бы­ва­ния бан­ды Мах­но бы­ли слу­чаи на­силь­ствен­но­го уво­да с ло­шадь­ми неко­то­рых кре­стьян.
– Вы под­вер­га­лись до­про­су шта­бом ав­стрий­ских войск в име­нии гра­фа Во­рон­цо­ва-Даш­ко­ва?
– Не под­вер­гал­ся.
– Вы бы­ли зна­ко­мы с гра­фом Во­рон­цо­вым-Даш­ко­вым?
– Нет.
– А с управ­ля­ю­щим его име­ни­ем?
– Был зна­ком, бы­вал у него в до­ме не раз.
– Ко­гда про­ис­хо­ди­ли рас­пра­вы с кре­стья­на­ми в име­нии гра­фа, то­гда там был управ­ля­ю­щий его име­ни­ем?
– Не знаю.
– След­ствие вам предъ­яв­ля­ет об­ви­не­ние в том, что вы, бу­дучи слу­жи­те­лем ре­ли­ги­оз­но­го куль­та, ве­ли ан­ти­со­вет­скую де­я­тель­ность.
– В этом я ви­нов­ным се­бя не при­знаю.
– След­ствие рас­по­ла­га­ет дан­ны­ми, что вы, на­хо­дясь на тер­ри­то­рии, за­ня­той контр­ре­во­лю­ци­он­ны­ми вой­ска­ми, вхо­ди­ли с ни­ми в кон­такт и со­дей­ство­ва­ли очи­ще­нию тер­ри­то­рии от со­вет­ски на­стро­ен­ных лю­дей. При­зна­е­те ли вы се­бя в этом ви­нов­ным?
– В этом ви­нов­ным я се­бя не при­знаю.
– След­ствие рас­по­ла­га­ет дан­ны­ми, что вы в ян­ва­ре се­го го­да по до­ро­ге на стан­цию Вер­бил­ки об­ра­ба­ты­ва­ли в контр­ре­во­лю­ци­он­ном ду­хе крас­но­ар­мей­ца. При­зна­е­те вы се­бя в этом ви­нов­ным?
– Ви­нов­ным се­бя в этом не при­знаю. Я не от­ри­цаю то­го, что в ян­ва­ре я дей­стви­тель­но шел вме­сте от За­пруд­ни к стан­ции Вер­бил­ки и вел раз­го­вор о служ­бе в Крас­ной ар­мии. В этом раз­го­во­ре я ин­те­ре­со­вал­ся бы­то­вы­ми усло­ви­я­ми в Крас­ной ар­мии, прав­да ли, что ухуд­ши­лось пи­та­ние в Крас­ной ар­мии.
– О во­ору­же­нии на Даль­нем Во­сто­ке вы пе­ре­да­ва­ли све­де­ния при раз­го­во­ре с крас­но­ар­мей­цем? От­ку­да вы эти све­де­ния по­лу­чи­ли?
– Та­ких све­де­ний я ему не пе­ре­да­вал, воз­мож­но, что о во­ору­же­нии на Даль­нем Во­сто­ке мы и ве­ли раз­го­вор, но я еще раз по­вто­ряю, что ни­ка­ких све­де­ний не пе­ре­да­вал, так как, кро­ме то­го, что пи­шут в га­зе­тах, я о во­ору­же­нии на Даль­нем Во­сто­ке пред­став­ле­ния не имею.
– След­ствие предъ­яв­ля­ет вам об­ви­не­ние в том, что вы как слу­жи­тель ре­ли­ги­оз­но­го куль­та во вре­мя служ­бы в церк­ви про­из­но­си­ли про­по­ве­ди ан­ти­со­вет­ско­го со­дер­жа­ния.
– При­знаю толь­ко то, что про­по­ве­ди во вре­мя служ­бы я про­из­но­сил, все мои про­по­ве­ди яв­ля­лись по сво­е­му со­дер­жа­нию чи­сто ре­ли­ги­оз­ны­ми, но при­знаю и то, что в этих про­по­ве­дях я за­тра­ги­вал и осуж­дал уче­ние без­бож­ни­ков.
– След­ствие еще раз пред­ла­га­ет вам ис­кренне при­знать­ся в ан­ти­со­вет­ской де­я­тель­но­сти про­тив су­ще­ству­ю­ще­го строя.
– В этом ви­нов­ным я се­бя не при­знаю, счи­таю, од­на­ко, необ­хо­ди­мым при­знать, что я по сво­е­му ми­ро­воз­зре­нию яв­ля­юсь иде­а­ли­стом ре­ли­ги­оз­но­го ха­рак­те­ра и уче­ние ма­те­ри­а­ли­сти­че­ское не при­знаю в корне и счи­таю его сво­е­му ми­ро­воз­зре­нию враж­деб­ным. По­это­му я не со­гла­сен с дей­стви­я­ми ком­му­ни­сти­че­ской пар­тии в на­шей стране, ко­гда она на­вя­зы­ва­ет свое ми­ро­воз­зре­ние дру­гим граж­да­нам, мыс­ля­щим по-дру­го­му.
29 ав­гу­ста след­ствие бы­ло за­кон­че­но и свя­щен­ник был за­клю­чен в Та­ган­скую тюрь­му в Москве, где и на­хо­дил­ся все вре­мя в ожи­да­нии ре­ше­ния сво­ей уча­сти. 19 ок­тяб­ря трой­ка НКВД при­го­во­ри­ла от­ца Вла­ди­ми­ра к рас­стре­лу. Свя­щен­ник Вла­ди­мир Спе­ран­ский был рас­стре­лян на по­ли­гоне Бу­то­во под Моск­вой 21 ок­тяб­ря 1937 го­да и по­гре­бен в без­вест­ной об­щей мо­ги­ле.

Со­ста­ви­тель игу­мен Да­мас­кин (Ор­лов­ский)

«Жи­тия но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских ХХ ве­ка Мос­ков­ской епар­хии. До­пол­ни­тель­ный том 3». Тверь, 2005 год, стр. 135-141.

Биб­лио­гра­фия

ГАРФ. Ф. 10035, д. 20658.
Свя­щен­ник Олег Пэнэж­ко. г. Тал­дом. Хра­мы Тал­дом­ско­го рай­о­на. Ли­ки­но-Дуле­во, 2001.

ФОМА

«В отношении служителя культа села Гари гражданина Сперанского от гражданина фабрики “Вербилки”, — писал осведомитель сотруднику НКВД в стиле героев Андрея Платонова, — пришлось почерпнуть следующие сведения.

Действительно, Сперанский служил где-то далеко, жил, как говорят, припеваючи, имея много земли, лес, сад и скот, чувствовал, одним словом, себя настоящим помещиком. Был выслан, отбыл и вернулся, но ввиду сложившихся пережитков у Сперанского до сих пор хранится какая-то затаенная неприязнь к советской власти. Сперанский здоровый скрытый политик. Своих тайн и своих убеждений он не высказывает никому, разве только своему близкому верному человеку.

Народ относится к нему с большим доверием и уважением, считая его за человека разумного и влиятельного, а потому охотно спешит послушать его проповеди, которые он обычно произносит каждый праздник; посещают его на дому, но о чем там ведутся беседы, остается тайной. Правда, проповеди он произносит на евангельские темы, но все же для большего внушения и эффекта выводы приурочивает к современному положению.

Считаю не лишним указать один пример его проповеди, которую он произносил в Неделю о слепом. Говорил он об исцелении слепого, который действительно был лишен всякого зрения, и ему простительно было ходить и блуждать где придется. Но эту евангельскую слепоту он приурочил к современному положению, в том смысле, что все мы, имея зрение, все же стали слепы, не видим, куда идем, блуждаем, путаемся, как слепые… Вот, видимо, его больная струнка при переходе к выводам от Евангелия к социализму. О предоставлении права по новой Сталинской конституции служителям культа быть избирателями и быть избранными Сперанский рассуждает так: “Выборы служителям культа не нужны и ходить на них не следует, живо попадешь в агитаторы; служители культа должны твердо сто- ять на своем посту и только с церковной кафедры, особенно теперь, когда предоставлено право свободы слова, бороться за Церковь и религию, особенно в настоящее время, когда агитационная работа и антирелигиозная пропаганда значительно усилились”».

Через несколько дней отца Владимира арестовали…

* * *

Священномученик Владимир родился 23 марта 1877 года в городе Суздале Владимирской губернии в семье священника Василия Сперанского. После окончания в 1899 году Владимирской духовной семинарии он был направлен работать учителем. В 1901 году Владимир был рукоположен во диакона и затем во священника. Первым местом его служения стал храм в селе Петрово Екатеринославской епархии, в котором он прослужил до 1933 года; потом он служил в храме в городе Александрия. В 1933 году отец Владимир переехал в Московскую область и был направлен служить в храм Преображения Господня в село Запрудня Талдомского района. В ХVII веке, когда здесь была построена деревянная церковь, село называлось Гари. Со временем на месте деревянной церкви в ХVIII веке была построена каменная, а село стало именоваться Запрудня, но жители по старинке продолжали называть село древним названием.

К 1937 году усилиями наркомов внутренних дел Генриха Ягоды и Николая Ежова и их подчиненных в стране появилось такое количество секретных сотрудников, готовых предавать своих близких, что в нравственном отношении страна оказалась в состоянии разложения. В январе 1937 года некий молодой человек, проходивший действительную службу в Красной армии писарем в Егорьевском военкомате, пришел на побывку в село Запрудня, из которого он был родом, и возвращался к месту прохождения службы. Идти нужно было пешком до железнодорожной станции Вербилки. Попутчиком его оказался отец Владимир Сперанский, священник из храма в Запрудне, который с живым интересом стал расспрашивать красноармейца о жизни в армии, о бытовых условиях военнослужащих и вообще интересовался, как служивому человеку живется в нынешнее время и насколько он обеспечен довольствием. Интерес священника был вызван тем, что некоторые из прихожан говорили ему, что их дети жалуются на недостаток продовольствия в армии и просят больше посылать сухарей. Священник добавил, что, например, он знает, что Красная армия на Дальнем Востоке снабжена всем необходимым и имеет в достаточном количестве вооружения. Красноармеец спросил, что священник думает о существующем государственном строе и удовлетворяет ли он его. Отец Владимир ответил, что раньше был царь, а сейчас Сталин — разницы никакой, у нас приветствуют Сталина, а в Германии — Гитлера. Вскоре после того, как они расстались, красноармеец направил в НКВД донесение, в котором написал, что священник интересуется сведениями разведывательного характера.

Донос поступил в разработку, красноармейца вызвали в НКВД и допросили. Следователь спросил его, исходя из чего он сделал вывод, что священник занимается сбором информации о вооружении Красной армии. Тот убедительно ответить не смог, сказав лишь, что лично ему показалось подозрительным, что священник осведомлен о вооружении армии на Дальнем Востоке.

Эти соображения сотрудник НКВД посчитал неубедительными, и расследование по материалам «дела» было отложено. Однако в августе 1937 года в районные отделы НКВД стали приходить распоряжения о проведении как можно большего числа арестов с перечислением категорий лиц, которых следовало арестовать в первую очередь. К такой категории были отнесены и священнослужители. Сотрудник Талдомского отдела НКВД вызвал к себе одного из секретных осведомителей и попросил его раздобыть сведения о служившем в селе Запрудня священнике. Осведомителей было хоть пруд пруди, и не было человека, кто бы не состоял с ними в дальнем или близком знакомстве или родстве. Осведомитель без труда нашел человека, знавшего отца Владимира, и тот, не ведая, для чего это нужно, рассказал то, что знал о священнике.

Священник Владимир Сперанский. Таганская тюрьма, 1937 г.

15 августа 1937 года осведомитель сообщил все, что узнал, придав услышанному то значение, которое было желательным для следователя. 21 августа 1937 года отца Владимира арестовали и допросили. Следователь попросил его рассказать о себе. Услышав, что священник во время гражданской войны в 1919 году жил на территории Екатеринославской губернии, он спросил:

— В селе Осокоровка, где вы служили, проходили ли расстрелы и аресты коммунистов и других советски настроенных лиц со стороны белых и банд?

— Расстрелов в селе Осокоровка я не помню, аресты и порки были. В период нахождения власти в руках Скоропадского австрийские войска арестовывали крестьян, участвовавших в разгроме имения графа Воронцова-Дашкова, и уводили для порки в это имение, в котором был расположен штаб австрийских войск. Во время пребывания банды Махно были случаи насильственного увода с лошадьми некоторых крестьян, — ответил отец Владимир.

— Вы подвергались допросу штабом австрийских войск в имении графа Воронцова-Дашкова?

— Не подвергался.

—Вы были знакомы с графом Воронцовым-Дашковым?

— Нет.

— А с управляющим его имением?

— Был знаком, бывал у него в доме не раз.

— Когда происходили расправы с крестьянами в имении графа, тогда там был управляющий его имением?

— Не знаю.

— Следствие вам предъявляет обвинение в том, что вы, будучи служителем религиозного культа, вели антисоветскую деятельность.

— В этом я виновным себя не признаю.

— Следствие располагает данными, что вы, находясь на территории, занятой контрреволюционными войсками, входили с ними в контакт и содействовали очищению территории от советски настроенных людей. Признаете ли вы себя в этом виновным?

— В этом виновным я себя не признаю.

— Следствие располагает данными, что вы в январе сего года по дороге на станцию Вербилки обрабатывали в контрреволюционном духе красноармейца. Признаете вы себя в этом виновным?

— Виновным себя в этом не признаю. Я не отрицаю того, что в январе я действительно шел от Запрудни к станции Вербилки и вел разговор о службе в Красной армии. В этом разговоре я интересовался бытовыми условиями жизни в Красной армии, спрашивал, правда ли, что ухудшилось питание.

— О вооружении на Дальнем Востоке вы передавали сведения при разговоре с красноармейцем? Откуда вы эти сведения получили?

— Таких сведений я ему не передавал, возможно, что о вооружении на Дальнем Востоке мы и вели разговор, но я еще раз повторяю, что никаких сведений не передавал, так как, кроме того, что пишут в газетах, я о вооружении на Дальнем Востоке не имею представления.

— Следствие предъявляет вам обвинение в том, что вы как служитель религиозного культа во время службы в церкви произносили проповеди антисоветского содержания.

— Признаю только то, что проповеди во время службы я произносил, все мои проповеди являлись по своему содержанию чисто религиозными, но признаю и то, что в этих проповедях я затрагивал и осуждал учение безбожников.

— Следствие еще раз предлагает вам искренне признаться в антисоветской деятельности против существующего строя.

— В этом виновным я себя не признаю, однако считаю необходимым сказать, что я по своему мировоззрению являюсь идеалистом религиозного характера, учение материалистическое не признаю в корне и считаю его своему мировоззрению враждебным. Поэтому я не согласен с действиями Коммунистической партии в нашей стране, когда она навязывает свое мировоззрение другим гражданам, мыслящим по-другому.

Октября 8 (21) Священномученик Владимир (Сперанский)

Священномученик Владимир родился 23 марта 1877 года в городе Суздале Владимирской губернии в семье священника Василия Сперанского. В 1899 году Владимир Васильевич окончил Владимирскую Духовную семинарию и в течение двух лет работал учителем. В 1901 году он был рукоположен во диакона и затем во священника. Первым местом его служения стал храм в селе Петрово Екатеринославской губернии. До 1933 года он служил в этой области и последним местом его служения здесь был храм в городе Александрия. В 1933 году отец Владимир переехал в Московскую область и был направлен служить в Талдомский район в храм во имя Преображения Господня в селе Запрудня, которое жители по старинке продолжали называть село Гари, как называлось оно в XVII веке, когда здесь была построена деревянная церковь, на месте которой в XVIII веке была построена каменная.

Как?то в январе 1937 года молодой человек, служивший в то время в Егорьевском военкомате писарем, пришел на побывку в село Запрудня, из которого был родом, а затем стал возвращаться в часть. Идти нужно было пешком до железнодорожной станции Вербилки. Попутчиком его оказался священник из храма в Запрудне, он стал расспрашивать солдата о жизни в армии, о бытовых условиях военнослужащих и вообще, как военному человеку живется и насколько он обеспечен довольствием и оружием. Священнику, например, от некоторых прихожан стало известно, что дети их жалуются на недостаток пищи в армии и просят в посылке прислать сухарей. Сам он со своей стороны сообщил, что знает, что Советская армия на Дальнем Востоке снабжена всем необходимым и имеет в достаточном количестве необходимое вооружение. Писарь спросил, что он думает о существующем строе и удовлетворяет ли он его. Священник ответил, что раньше был царь, а сейчас Сталин — разницы никакой, у нас приветствуют Сталина, а в Германии Гитлера. После того, как они расстались, писарю показался подозрительным разговор со священником, и он написал в НКВД донесение, что священник интересуется сведениями разведывательного характера.

Вслед за этим писарь был вызван в НКВД и 17 апреля 1937 года допрошен. Следователь спросил его, из чего он сделал вывод, что священник занимается сбором информации о вооружении Советской армии. Писарь ничего убедительного не мог показать, сказал лишь, что ему показалось подозрительным, что священник так подробно осведомлен о вооружении армии на Дальнем Востоке.

На этом все и закончилось, но в августе 1937 года в отделение НКВД пришел приказ о проведении массовых арестов и перечислены были категории лиц, которых следовало арестовать, к ним относились и священнослужители. Сотрудник Талдомского отдела НКВД вызвал к себе одного из секретных осведомителей и попросил раздобыть сведения о служившем в селе Запрудня священнике. Штатных осведомителей в те годы было так много, что, наверное, не было человека, с которым бы такой осведомитель не состоял в дальнем или близком знакомстве. И осведомитель нашел человека, знавшего священника из Запрудни, и тот, нимало не ведая, для чего это нужно, все рассказал о священнике.

15 августа 1937 года осведомитель уже сообщил обо всем, что узнал, сотруднику НКВД. «В отношении служителя культа села Гари гражданина Сперанского от гражданина фабрики»Вербилки», — сообщил он, — пришлось почерпнуть следующие сведения. Действительно, Сперанский служил где?то далеко, жил, как говорят, припеваючи, имея много земли, лес, сад и скот, чувствовал, одним словом, себя настоящим помещиком. Был выслан, отбыл и вернулся, но ввиду сложившихся пережитков у Сперанского до сих пор хранится какая?то затаенная неприязнь к советской власти. Сперанский здоровый скрытый политик. Своих тайн и своих убеждений он не высказывает никому, разве только своему близкому верному человеку.

Народ относится к нему с большим доверием и уважением, считая его за человека разумного и влиятельного, а потому охотно спешит послушать его проповеди, которые он обычно произносит каждый праздник; посещают его на дому, но о чем там ведутся беседы, остается тайной. Правда, проповеди он произносит на евангельские темы, но все же для большего внушения и эффекта выводы приурочивает к современному положению.

Считаю не лишним указать один пример его проповеди, которую он произносил в Неделю о слепом. Говорил он об исцелении слепого, который действительно был лишен всякого зрения и ему простительно было ходить и блуждать где придется. Но эту евангельскую слепоту он приурочил к современному положению, в том смысле, что все мы, имея зрение, все же стали слепы, не видим, куда идем, блуждаем, путаемся, как слепые… Вот, видимо, его больная струнка при переходе к выводам от Евангелия к социализму. О предоставлении права по новой сталинской конституции служителям культа быть избирателями и быть избранными Сперанский рассуждает так:»Выборы служителям культа не нужны и ходить на них не следует, живо попадешь в агитаторы; служители культа должны твердо стоять на своем посту и только с церковной кафедры, особенно теперь, когда предоставлено право свободы слова, бороться за Церковь и религию, особенно в настоящее время, когда агитационная работа и антирелигиозная пропаганда значительно увеличиваются»».

21 августа 1937 года отец Владимир был арестован и в течение двух дней допрошен. Следователь попросил священника рассказать о себе и, выяснив, что он жил на территории Екатеринославской губернии в 1919 году, когда там шла гражданская война, спросил:

—В селе Осокоровка, где вы служили, проходили ли расстрелы и аресты коммунистов и других советски настроенных лиц со стороны белых и банд?

—Расстрелов в селе Осокоровка я не помню, аресты и порки были. В период нахождения власти в руках Скоропадского австрийские войска арестовывали крестьян, участвовавших в разгроме имения графа Воронцова–Дашкова, и уводили для порки в это имение, в котором был расположен штаб австрийских войск. Во время пребывания банды Махно были случаи насильственного увода с лошадьми некоторых крестьян.

— Вы подвергались допросу штабом австрийских войск в имении графа Воронцова–Дашкова?

— Не подвергался.

— Вы были знакомы с графом Воронцовым–Дашковым?

— Нет.

— А с управляющим его имением?

— Был знаком, бывал у него в доме не раз.

—Когда происходили расправы с крестьянами в имении графа, тогда там был управляющий его имением?

— Не знаю.

— Следствие вам предъявляет обвинение в том, что вы, будучи служителем религиозного культа, вели антисоветскую деятельность.

— В этом я виновным себя не признаю.

—Следствие располагает данными, что вы, находясь на территории, занятой контрреволюционными войсками, входили с ними в контакт и содействовали очищению территории от советски настроенных людей. Признаете ли вы себя в этом виновным?

— В этом виновным я себя не признаю.

— Следствие располагает данными, что вы в январе сего года по дороге на станцию Вербилки обрабатывали в контрреволюционном духе красноармейца. Признаете вы себя в этом виновным?

— Виновным себя в этом не признаю. Я не отрицаю того, что в январе я действительно шел вместе от Запрудни к станции Вербилки и вел разговор о службе в Красной армии. В этом разговоре я интересовался бытовыми условиями в Красной армии, правда ли, что ухудшилось питание в Красной армии.

—О вооружении на Дальнем Востоке вы передавали сведения при разговоре с красноармейцем? Откуда вы эти сведения получили?

—Таких сведений я ему не передавал, возможно, что о вооружении на Дальнем Востоке мы и вели разговор, но я еще раз повторяю, что никаких сведений не передавал, так как, кроме того, что пишут в газетах, я о вооружении на Дальнем Востоке представления не имею.

— Следствие предъявляет вам обвинение в том, что вы как служитель религиозного культа во время службы в церкви произносили проповеди антисоветского содержания.

—Признаю только то, что проповеди во время службы я произносил, все мои проповеди являлись по своему содержанию чисто религиозными, но признаю и то, что в этих проповедях я затрагивал и осуждал учение безбожников.

— Следствие еще раз предлагает вам искренне признаться в антисоветской деятельности против существующего строя.

—В этом виновным я себя не признаю, считаю, однако, необходимым признать, что я по своему мировоззрению являюсь идеалистом религиозного характера и учение материалистическое не признаю в корне и считаю его своему мировоззрению враждебным. Поэтому я не согласен с действиями коммунистической партии в нашей стране, когда она навязывает свое мировоззрение другим гражданам, мыслящим по–другому.

29 августа следствие было закончено и священник был заключен в Таганскую тюрьму в Москве, где и находился все время в ожидании решения своей участи. 19 октября тройка НКВД приговорила отца Владимира к расстрелу. Священник Владимир Сперанский был расстрелян на полигоне Бутово под Москвой 21 октября 1937 года и погребен в безвестной общей могиле.

Владимир Сперантов. «Василий Петров, или Как написать оду»

Posts from This Journal “XVIII век” Tag

  • «Пелгримация, или Путешественник Ипполита Вишенского; 1707-1709» (2019)

    Пелгримация, или Путешественник Ипполита Вишенского; 1707-1709 / Подгот. С.Н. Травников, Л.А. Ольшевская. — М.: Наука, 2019. — 439 с. илл. — (Серия:…

  • Повествование о службе Екатерине II и об Архипелагской экспедиции Российского флота (2020)

    «Русская верность, честь и отвага» Джона Элфинстона. Повествование о службе Екатерине II и об Архипелагской экспедиции Российского флота…

  • Е.Е. Агратина. «Из истории русско-европейских художественных связей» (2019)

    Агратина Е.Е. Из истории русско-европейских художественных связей. Театральный декоратор Джузеппе Валериани и его время. Александр Рослин в…

  • Лекция Леонида Кацвы «Эпоха дворцовых переворотов» (видео)

    19 декабря 2019 г. Контрреформы или продолжение реформ? Четвертая лекция авторского курса «История российских реформ и контрреформ»…

  • С. Карп, Н. Плавинская. «Париж и его обитатели в XVIII столетии. Столица Просвещения» (2019)

    Карп С., Плавинская Н. Париж и его обитатели в XVIII столетии. Столица Просвещения. — М.: Слово/Slovo, 2019. — 400 с. От высоких идей до бытовых…

  • Вышел трехтомный словарь А.И. Серкова «Российские масоны. Век XVIII» (2019)

    Получил в подарок от издательства «Ганга» трехтомный словарь крупнейшего специалиста по истории российского масонства Андрея Серкова,…

  • Юрий Аншаков. «Черногория — «горное соколиное гнездо» свободы на Балканах» (2019)

    Аншаков Ю.П. Черногория — «горное соколиное гнездо» свободы на Балканах. Жизнь общества, становление государства, освободительная борьба,…

  • Л.А. Пименова. «Монархия и придворное общество во Франции в конце Старого порядка» (2018)

    Пименова Л.А. Монархия и придворное общество во Франции в конце Старого порядка. Сборник научных статей / Под общей ред. Л.С. Белоусов. — М.:…

  • Илья Хохлов. Очерки истории гарнизонов Новгородской земли в XVII — 1-й половине XX в. (2019)

    Хохлов И.В. Между миром и войной. Очерки истории гарнизонов Новгородской земли, губернии и области в XVII — первой половине XX в. — СПб.:…

Вера
0

Свежие записи

  • Антиклерикальный
  • Космонавт в скафандре, фото
  • Воспитание в неполной семье
  • Церковь о домовых
  • Рассказ о школе 1 класс

Свежие комментарии

    Архивы

    • Ноябрь 2020
    • Октябрь 2020
    • Сентябрь 2020
    • Август 2020
    • Июль 2020
    • Февраль 2020
    • Январь 2020
    • Декабрь 2019
    • Ноябрь 2019
    • Октябрь 2019
    • Сентябрь 2019
    • Июнь 2019
    • Май 2019
    • Апрель 2019
    • Март 2019
    • Февраль 2019
    • Январь 2019
    • Декабрь 2018
    • Ноябрь 2018
    • Октябрь 2018
    • Сентябрь 2018
    • Август 2018
    • Июль 2018
    • Июнь 2018

    Рубрики

    • Вера

    Страницы

    • Карта сайта
    © Copyright 2020 Искра. All Rights Reserved. The Ultralight by Raratheme. Powered by WordPress .