Содержание
Воскресные листки
Евхаристия, согласно евангельскому повествованию, была установлена Самим Христом. Она является главным таинством для всякого христианина, так как именно в ней человек соединяется с Богом зримым для нас образом. Однако со временем, в процессе формирования Церкви как института, совершение Евхаристии и участие в этом Таинстве стали регламентироваться различными правилами.
Древние канонические правила
Древние определения относительно участия христиан в Евхаристии были весьма строги, во многом – в силу малочисленности общин. Согласно 9-му Апостольскому правилу, всех, кто пребывает в Церкви и именует себя христианином, но при этом не причащается «подобает отлучать от общения церковного». Подобные меры предлагаются и в правилах VI Вселенского и Сардикийского Соборов, призывающих отлучать от Церкви тех, кто не причащался более трёх воскресений подряд.
Согласно древним соборным постановлениям, существует ряд ограничений для желающих приступить к причастию. Так, например, нельзя допускать к причастию того, кто имеет тяжкий нераскаянный грех или раскаивается в нём недостаточно, живущих в незаконном браке, некрещеных (95-е правило Трулльского и 7-е правило Лаодикийского Соборов). Также запрет на причащение прописан для несущих епитимию – то есть, наказание за грех для исправления, но если человек этот находится в смертельной опасности – Причастие дозволяется. С течением времени, примерно к IV веку, укрепилась традиция обязательного евхаристического поста, то есть полного воздержание от пищи и питья в день Причастия до момента принятия Таин. А позже, к XI–XII веку, в среде византийского монашества утвердился обычай особой многодневной подготовки к Евхаристии, которая включала в себя пост, молитвенное правило и откровенную исповедь перед духовником. Традиция эта стала распространяться вскоре и на мирян, и перешла затем в другие поместные Церкви. Так, например, она попала в указания русского Типикона, где семидневный пост перед причастием указывался как обязательный. Впрочем, это часто вело к тому, что многие христиане, вследствие «неподобающей» подготовки не могли причаститься довольно долгое время.
Современная практика РПЦ
Согласно церковным предписаниям, единственным на данный момент каноническим правилом подготовки к Таинству является требование принимать Причастие натощак (при этом речь не идёт о лекарствах, например). В канонических правилах Православной Церкви ничего нет об обязательном трёхдневном посте или определённом молитвенном правиле, как способу приготовления к Таинству – это традиция считается довольно поздней. На сегодняшний день единственным реальным препятствием для причащения является состояние вражды с кем-либо, наличие нераскаянных и неисповеданных смертных грехов, за которые, согласно канонам, полагается определённая епитимия. Однако, бывает так, что при отсутствии канонических причин к запрету, священник может не допустить до Причастия человека по своему усмотрению, исходя из традиций, принятых в конкретном приходе. Бытует мнение, будто бы к Причастию нельзя подходить, не исповедавшись, однако это не так. Исповедь и Причастие – это отдельные таинства, исторически и канонически не связанные друг с другом напрямую. Практика исповедаться перед каждым причащением (что воспринимается многими как «пропуск» к Чаше) сложилась поздно и исключительно в российском православии, нигде в церковных постановлениях требование это не закреплено. Также есть убеждение, что нельзя причащаться женщинам в период менструации, или так называемой «нечистоты». Существуют древние правила, подтверждающие этот запрет ( правила Тимофея и Дионисия Александрийских), которые имели под собой определённые исторические и культурные основания. Однако, на сегодняшний день многими священнослужителями признаётся тот факт, что запрет на причащение в период менструации — это, скорее, наследие древнего иудейского представления о «ритуальной нечистоте» женщины и не более, чем устоявшаяся и глубоко укоренившаяся в культуре традиция, догматически не связанная с христианским учением. Многие ссылаются на то, что пролитие крови в христианском храме недопустимо, однако современные средства гигиены позволяют избежать этого. Кроме того, менструация не зависит от воли женщины, происходит не по её вине, и потому не делает ее «греховной» или «нравственно нечистой» — это явление чисто физиологическое. Единственным же серьёзным препятствием к Причастию (помимо чисто технической невозможности его принять) является не какая –либо физическая, а сознательная нравственная нечистота.
Храм святителя Василия Великого
На главную ‹ Вопросы священнику ‹ Отказ в причастии
Отказ в причастии
Орешкин Сергей Дата: 16.04.2009 в 16:30
— Здравствуйте батюшка. Я первый раз столкнулся с таким, и не могу понять, что мне делать дальше. Я обычный человек, мне 31 год и веду обычную жизнь в семье, с женой венчаны и в Бога верю и люблю. Веду честную жизнь( не ворую, не делаю никому плохо, стараюсь другим не мешать) и много работаю, не курю, не пью и т. д.
К сожалению, часто в церкви не бываю, иду туда, когда душа зовёт. И убеждён, что именно так и надо — может пока не достаточно созрел, чтобы всё по расписанию соблюдать, но может я и ошибаюсь. У меня мама очень религиозна и ходит в церковь и всё соблюдает и напоминает мне, чтобы я про церковь не забывал, и настаивает на моём более частом появлении там. И напомнила она мне, что давно не причащался — я сказал, что давно сам собирался и хотел, но время никак не получалось, обязательно схожу, и пошёл. Пост я не соблюдаю, но перед причащением неделю постился и собирался с мыслями и много думал, о чём говорить, что гложет и тд.
Подойдя к батюшке, он оценил мой внешний вид (у меня жена дизайнер и одевает просто, но со вкусом). И глядя на меня, первое, что спросил — как часто я причащаюсь?(не веря, что я реально готовился к этому таинству), но я готовился не по канонам церкви. И особо не спросив, начал говорить, что это не супермаркет и так вот нельзя, хотя откуда он может всё знать, как на самом деле. Я не привык оправдываться и говорить, чтобы меня стало жальче. Я говорю правду, по тому, как во всём, что с тобой происходит, я имею в виду действия или бездействия — виновен ты сам, и должен отвечать за них. Он сказал, что вы не готовы к причастию, и можете уходить.
Я уверен, что Бог Вездесущ и Он Милостив, и церковь должна быть такой же. Я давно не причащался — это то, с чего началась исповедь — теперь я ещё дольше буду? И потом я видел, как большинству молодых людей отказывали в исповеди..Почему не быть милостивым к людям? Вы как врачи, вам не нравится больной — это не значит, что его не надо лечить. Прошу разъяснить мои заблуждения и сказать, как надо готовиться правильно? Как одеваться? Что делать?
—Самое лучшее, что можно сделать, — это начать воцерковляться, соблюдать посты, чаще причащаться и т. д. В общем, не повезло Вам — не все священники придерживаются того мнения, что нужно снисходить к немощи людской и постепенно с этого дна доставать людей на свет Божий. Многие идут другим путем: «хочешь причащаться? — сначала приведи себя к нужному знаменателю, а потом поговорим.»
Не обижайтесь, не всякому дана большая любовь к людям, а без нее будет просто попустительство, которое тоже добра не приносит. Дай Бог, и священники духовно растут и с возрастом меняются, и Вам придется без обид идти ко Христу, не взирая на трудности и препятствия. Примите как урок. Главное, чтобы на Страшном Суде так нам не сказали, и исправляйтесь. Помоги Господь!
→ Благодарность
Задать вопрос
Священник не допустил к причастию. Он прав?
Вопрос читателя:
Добрый день! В 49 лет я решилась на исповедь, с начала Великого поста постилась, читала утренние и вечерние молитвы, в субботу пришла на вечернюю службу, после которой началась исповедь. Очень волновалась, даже плохо слушала в церкви молитвы и каноны. Моя исповедь была записана на 7 листах ( с самого детства и по сей день), написала все, ничего не утаивала. Священник прочитал ее и остановился там, где я исповедовала, что грешила и грешу: живу с мужчиной более 17 лет без росписи в паспорте. Нас это устраивает. Раньше, по молодости, сожительстовали, грешили. Три года живем как родственники, спим по разным комнатам и общаемся, когда идем на работу. И не расстаемся, и не хочу узаконить с ним брак. Священник отказал мне в исповеди и причащении, пока не разберусь со своими чувствами – или расстанусь с ним, или узаконим брак. Я сильно плакала после церкви и плачу сейчас, у меня стресс… Не хочу уже ничего – ни церкви, ни причастия, считаю, меня обидели. Неужели это такой грех я сотворила? Знаю, что это не есть хорошо, и знала давно. Прав был ли священник? В нашей стране так живет каждый второй, это не есть хорошо… Но что делать в моей ситуации?
Отвечает иерей Евгений Мурзин:
Так называемый “гражданский брак”, не зарегистрированный в ЗАГСе, действительно, приравнивается Церковью к блудному сожительству. И если кающийся в этом грехе не выражает решимости его оставить, исповедь и причастие не принесут ему никакой духовной пользы. Однако ваше состояние вряд ли можно назвать “гражданским браком”, поскольку в нем отсутствует сексуальная составляющая. Странно, что священник отказал вам в причастии, поскольку после принесенного покаяния в совершенном ранее грехе никаких формальных причин для недопущения к Таинству нет. Может быть, батюшка вас неправильно понял? Так или иначе, советую вам не отчаиваться, а в следующий раз подойти на исповедь к другому , более опытному священнику, в случае необходимости, внятно объяснив ему вашу ситуацию.
Архив всех вопросов можно найти . Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.