Содержание
Супружеский пост
– Какие ограничения накладывает пост на супружеские отношения, учитывая, что в году около половины дней постные?
– Если коснуться правил Вселенских и Поместных соборов I-го тысячелетия, то там предписан один день супружеского поста перед причастием. Затем уже, во II-м тысячелетии, возникли более строгие требования и правила, и супружеские отношения во время постов стали запрещаться вообще. Но для очень многих супругов, как говорят священники, это оказывается тем неудобоносимым бременем, о котором говорил Христос (см. Мф. 23, 4). Если супруги не могут этого правила исполнить – совесть начинает мучить. Если всё же исполняют, то часто начинаются как бы беспричинные разлады в семье, нередко приводящие к очень серьёзным конфликтам и даже катастрофам в семейной жизни.
Да, ограничения во время поста очень полезны и потому необходимы. Но какие? Древняя мудрость, как помним, гласит: «Всё хорошо в меру». А мера не может быть одной для всех людей. Апостол Павел пишет: Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе (1 Кор. 7, 5). Поэтому сами церковные установления насчёт супружеского поста – это лишь рекомендации, но не требования. Характер же и степень исполнения этих рекомендаций зависит от обоюдного решения супругов. Конечно, во избежание крайностей нужно советоваться с духовником, со священником рассудительным (потому что немало и осуждённых Христом законников).
– Можно ли иметь плотские отношения между супругами, не преследуя в этом цели деторождения? Дело в том, что у меня возникла проблема. Я вступаю в эти отношения со своей женой для единения и укрепления семьи, но цели деторождения при этом уже не имею (она недавно забеременела).
– На супружескую жизнь благословляет сама Церковь таинством Венчания. Деторождение является только следствием христианского брака, но не целью, которая заключается во взаимной помощи супругов в христианской жизни. Супружеские отношения не зависят от рождения детей, и даже бесплодие не может быть препятствием к этим отношениям. Как и прочие естественные потребности, благословляемые Церковью, они не греховны, более того, как Вы правильно заметили, они укрепляют семью. И в контексте церковных правил поста они имеют иной характер. Если постом потребность в пище всё же удовлетворяется употреблением других продуктов, то супружеские отношения ничем заменить невозможно. И в то же время, например, сорок-пятьдесят дней далеко не все могут воздерживаться. Поэтому в данном случае необходимо выполнить основное правило поста – разумное, добровольное, по взаимному согласию и по совести воздержание супругов на доступное их нравственным силам время (например, Великим постом: первая, четвёртая (Крестопоклонная), Страстная недели; или Рождественским: первая и последняя; или как-либо иначе) – одним словом, какое-то воздержание обязательно нужно как выражение своего благоговения к тому послушанию, которое дано Церковью для нашей пользы.
Cупружеские отношения и зачатие в Пост
Какой чудесный день! Наконец-то мое лечение сдвинулось с мертвой точки, врач предложила простимулировать госпожу Овуляцию, которая в моей жизни очень редкий гость. Одно только меня смущает очень — стимуляция выпадает на Пост, а я хотела во время поста воздерживаться от супружеской близости, вопреки мнению моего не очень верующего мужа, потому что моя бабушка всегда меня предупреждала, что в пост «ни-ни», иначе дети родятся больные и будут всю жизнь мучиться. Что же теперь делать, как поступить? Я человек верующий, грешить не хочу, но пока в этом вопросе совсем не сведуща… Бабе Мане я конечно верю, но все же лучше спрошу-ка я у священнослужителя нашего храма, права ли она и греховно ли зачатие ребенка в пост.
Батюшка Димитрий меня внимательно выслушал и сказал: «Чадо Божие! Супружеская жизнь — это такое пространство, которое не подлежит никакому регламенту и не прописано ни в одном Каноне Русской Православной Церкви, за исключением воздержания перед Святым Причастием. По учению святых отцов: святого Иоанна Златоуста, святого Тимофея Александрийского, святого Дионисия Александрийского и других — супруги должны быть в плотском общении сами себе довлеющими судьями. Если бы ты чаще читала Святое Писание, то наверняка бы знала, что советует супругам Апостол Павел, и таких вопросов бы не задавала.
- А советует он следующее:
- 2. Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа.
- 3. Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу.
- 4. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена.
- 5. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим.
- (Первое послание к Коринфянам 7:2-5)
Понимаешь, воздержание должно быть по согласию, а не против воли супруга. Не будет никакой пользы от поста, если нарушается семейная атмосфера, уходит любовь, приходит раздражение, огорчение и раздоры. Разве же для этого нужен пост?».
Еще он много говорил о том, что очень полезно воздержание от супружеской близости во время постов как духовное упражнение, чтобы мы научились любить друг друга и без помощи физических отношений, но ни в коем случае нельзя это делать против воли второго супруга, потому что как напомнил Апостол Павел: «Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена», да и все же «брак честен и ложе не скверно». Говорил, что обязательно нужно учитывать меру духовного роста и готовность, смогут ли супруги это воздержание вместить, особенно если один из супругов неверующий. А то не в меру ретивая и неразумная в этом плане жена из-за мнимого «благочестия» может разрушить свою семью, если запретит плотскую близость на весь пост, и ее неверующий и не понимающий, зачем все это, муж начнет конфликтовать, нагнетать семейную обстановку, злиться на супругу, раздражаться на Церковь, что увела у него жену, в итоге поддастся искушениям и пойдет искать недостающего «на стороне». Ко всему нужно подходить с должным разумением, а не кидаться из огня да в полымя. И если у кого-то пока нет своего духовного наставника, который разумно направит и даст духовный совет, — предпочтение в этом нелегком решении нужно всегда отдавать советам Апостола Павла в Святом Писании и каноническим посланиям святых Дионисия и Тимофея, а не незнакомому монаху во время паломнических поездок.
Ну и конечно самое главное, что он сказал, это то, что если интимная жизнь во время поста все же есть и произойдет зачатие в пост, то оно не будет нести на себе какого-то особого отпечатка греха. Мнение о том, что дети, зачатые в Пост, будут болеть, страдать и мучиться – это суеверие, совсем не основанное на Библии и творениях святых Отцов Православной Церкви. Когда произойдет зачатие и придет время родиться человеку, решает Бог, а не мы. Мы не властны разрешить тайну Божию о человеке, не можем разуметь о Промысле, все в руках Божиих, мы можем лишь с молитвой и смирением вверить себя Его воле, а не искать магической связи между временем зачатия и жизнью человека.
Придя домой, я открыла Каноны РПЦ, прочла правило №3 святого Дионисия Александрийского и правило №13 Тимофея, епископа Александрийского, и окончательно успокоившись, приняла разумное решение довериться все же святым Отцам, а не суеверным мнениям. Даст Бог, и я совсем скоро скажу своему мужу: «Дорогой, ты скоро станешь папой»!
Есть ли секс во время поста
Воздерживаться или нет, супруги должны решать сами
14 марта начался Великий пост. Время, когда каждый православный отказывается от соблазнов, дабы полностью посвятить себя духовному началу. Ограничивает себя в еде, алкоголе, увеселениях. С постной и скоромной пищей все понятно, а вот как быть с супружескими обязанностями? Насколько строг запрет?
— Для того и дан пост, чтобы воздерживаться от всех удовольствий для духовного очищения, — поясняет священник РПЦ Алексей Федянин. — В пост воздерживаться надо во всем: и в пище, и от интимной близости, и от праздного времяпрепровождения. Но все зависит от взаимопонимания супругов: если от воздержания в пост начнутся скандалы в семье, ничего хорошего от этого не будет.
Подтверждает, что воздержание — это рекомендация, но все-таки не строгий запрет, священник Андрей на православном портале «Великий пост». Вот что он отвечает на вопрос «Как быть, если мужчина требует интимной близости, поскольку сам не постится?»:
— Касательно супружеского воздержания апостол Павел писал так: «Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим» (1 Кор, гл.7).
Принимать супружескую повинность в пост этаким «своеобразным подвигом», как иногда советуют, нельзя, потому, что супружеское общение — не греховно само по себе, а, напротив, благословлено Богом. Это должно быть в радость, а не вынужденно.
Кроме того, отвечать на такой вопрос могут и должны сами супруги, руководствуясь словами апостола Павла, а не третье лицо, будь то знакомый, священник или кто-либо еще.
Без греха
Секс вне брака — греховен, в этом сходятся все основные мировые религии. Причем в любое время, независимо от поста. То есть половой акт не считается грязным делом, лишь если происходит между супругами. То у прихожан, которые никаких обетов не давали. А что у священников? Можно ли им ЭТО? Да, но не всем.
Православие: черное и белое
Православное духовенство бывает двух видов: белое и черное. Представители белого — дьяконы и священники — могут жениться и плодить детей. Вступают в брак они совсем молодыми семинаристами, потому что должны это сделать до принятия священного сана. К слову, холостой священник приход не получит. Поводов для воздержания у него будет больше, чем у прихожанина. Скажем, священник не должен допускать супружескую близость накануне служения Литургии. Если жена умрет или они разведутся (что, при некоторых обстоятельствах, возможно), второй раз вступать в брак он не может.
Черное духовенство — монахи — должны забыть о плотских удовольствиях. Однако и высшие звания в церковной иерархии достаются только им.
Миллионы женщин во всём мире обрыдались над сагой «Поющие в терновнике», где описана несчастная жизнь Мэгги Клири, которую угораздило влюбиться в католического священника Ральфа де Брикассара (актёры Рейчел УОРД и Ричард ЧЕМБЕРЛЕН)
Католицизм: нет, и все!
В римско-католической церкви все без исключения священники перед принятием сана дают обет безбрачия и всю жизнь соблюдают целибат — то есть воздерживаются от плотских отношений. Последнее время все чаще звучат предложения отменить строгий запрет: особенно когда случаются сексуальные скандалы с участием католических священников. У греко-католиков есть женатые священники и монахи, отказавшиеся от плотских утех.
Иудаизм: обязан жениться
Раввин не только может, а должен жениться. В Торе сказано, что человеку плохо быть одному, и женатый человек может выполнить важную заповедь «Плодитесь и размножайтесь!». На роль супруги подходит любая еврейка, а если что, брак расторгается по тем же законам, что действуют для всех. Есть ограничения на интимную жизнь: несколько определенных дней в месяц даже законные супруги не могут прикоснуться друг к другу.
Ислам: такой же, как все
В этой религии не делают различий между рядовым мусульманином и имамом (муллой). Поэтому священнослужитель так же может иметь до четырех жен, если способен обеспечить каждую из них одинаково. В исламе утверждается, что сексуальное удовлетворение нельзя отделять от любви, взаимоуважения, душевной привязанности, иначе поведение человека не будет отличаться от поведения скотов. Пророк предупреждал супругов, чтобы те не запрыгивали в кровать подобно птицам без надлежащей прелюдии, которая предполагает выражение любви и нежности. Во время поста мусульманам запрещают секс в дневное время суток, а вот ночью — пожалуйста.
Буддизм: лама — не монах
Буддийские монахи обязательно дают обет безбрачия. Но есть ламы гуру, учителя, которые не обязаны быть монахами. Поэтому изредка, но встречаются женатые ламы.
Буддийским монахам не до женщин — нужно совершенствовать боевые искусства
Как покаяться в супружеских отношениях в пост?
Вопрос читателя:
Здравствуйте. В Великий пост мужу очень тяжело не трогать меня. Как об этом грехе нужно говорить на исповеди?
Брак венчаный.
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Дорогая читательница, в вашем вопросе слишком многое осталось несказанным, чтобы я мог полноценно на него ответить, учитывая именно вашу ситуацию. Поэтому я постараюсь ответить на него максимально широко.
Для начала надо понять, что вы имеете ввиду под словом “трогать”. Если речь идет просто об объятиях и прикосновениях, то никакого греха в этом нет. Это проявления нежности, свойственные всем супругам.
Или все же речь идет о супружеских отношениях? (Если вам вдруг почему-либо надо поговорить об этом со священником, то именно так это и следует называть).
Если вопрос действительно в этом, то главное, что я хотел бы вам сказать, это то, что супружеское воздержание в пост возможно ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО по взаимному согласию. Об этом говорил еще апостол Павел: “Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе, чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим”(1Кор.7:5). Эти очень мудрые апостольские слова нам следует помнить. А я бы хотел пояснить вам несколько моментов.
Из вашего письма опять же не ясно, является ли воцерковленным человеком ваш муж? От этого многое зависит.
Постные воздержание сами по себе не цель для христианина. Они – средство для нашего духовного роста. Нет ничего греховного в скоромной (непостной) пищи, в хорошем кино, в радости супружеского общения… Но в пост мы ограничиваем себя, чтобы суметь сосредоточиться на своем внутреннем мире, суметь сделать какое-то сверх-усилие в своей духовной жизни и, таким образом, приблизиться к Богу.
И именно поэтому пост имеет смысл только тогда, когда человека понимает, зачем он это делает? Если ваш муж невоцерковлен или только начинает воцерковляться, то эта мера поста для него еще просто преждевременна или вовсе непонятна. Более того, для него это может выглядеть так, что из-за того, что его жена верующая, он теряет ее расположение. В результате это может только оттолкнуть его от Церкви.
В теории все может выглядеть красиво — благочестивая жена стремится приобщить мужа к церковной традиции. На практике же иногда бывает так, что женщины устраивают дома священную войну с мужьями. И, в итоге, дома ад, а то и вовсе семья рушится. Это неправильный путь.
В такой ситуации следует просто спокойно и мягко обсудить этот вопрос с мужем. Рассказать о том, почему для вас это важно! И найти компромисс. Например, договориться о каких-то немногих, но конкретных днях поста, когда супружеский пост будет соблюдаться.
Если же муж воцерковленный человек, то дело может быть просто в его темпераменте. Нельзя не учитывать нашу человеческую психологию и физиологию. Далеко не всякий способен выдержать все 7 недель Великого поста в супружеском воздержании. В ситуации, когда верующие оба супруга, обсудить этот вопрос будет легче, так как понимание, зачем нужен пост, есть и у жены и у мужа. И опять же, нужно найти компромисс, договорившись между собой, какая мера поста для вас сейчас посильна. Например, первая и последняя неделя поста, дни перед Причастием. Хочу подчеркнуть, что эта мера строго индивидуальна! Для кого-то – больше, для кого-то – меньше. Тут для верующих людей важно не отмахнуться вовсе от поста. Лучше соблюсти пост в малой мере, чем не соблюсти вовсе или соблюсти по полной, но разругаться или дать повод для искушения.
Главное же условие возможности договориться в этом вопросе – это взаимное уважение и любовь между супругами. С одной стороны, у супругов должно быть желание приносить радость любимому (любимой). С другой – стремление принять то, что важного мужу или жене, даже, если от тебя для этого требуется в чем-то немного потерпеть. Здесь не может быть каких-то единых правил: “поститься всем все дни поста” или ” не поститься вовсе, если муж/жена против”.
В некоторых совсем неразрешимых ситуациях возможно посоветоваться со священником. Только желательно таким, который хорошо вас знает. Впрочем, при этом всегда следует помнить, что то, что происходит за дверьми супружеской спальни, должно там и оставаться. Лишний раз обсуждать это, даже со священником, не стоит. Так будет целомудреннее всего.
Ну и в заключение хотел бы еще напомнить о том, наше духовное состояние помрачается в пост, в первую очередь, конечно не тем, что мы невоздержаны в супружеских отношениях! Мы осуждаем, завидуем, обижаем людей словом, грешим массой тяжких согрешений, но мало обращаем на это внимание.
Давайте соблюдать приоритеты!
Также советую вам ознакомится с рекомендациями опытного пастыря протоиерея Максима (Первозванского):
«Решил, наконец, поститься. Как не наломать дров?» — 10 советов священника
Храни Бог Вас!
Архив всех вопросов можно найти . Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.