Пояснение.
1. Андрей Боголюбский (не ранее 1100 — 1174 гг.), великий князь владимирский (с 1157. г.).
Основные направления деятельности: 1. Был сыном Юрия Долгорукого.
2. Перенос столицы из Суздаля во Владимир:В 1157 г., после смерти Юрия Долгорукого, ростовчане и суздальцы единодушно провозгласили Андрея князем. Но столицей княжества он избрал не Суздаль, а Владимир, где с размахом развернул каменное строительство.
3. При Андрее были сооружены Золотые врата, церковь Покрова на Нерли, Успенский собор — знаменитые на весь мир шедевры древнерусского зодчества, — множество монастырей, храмов, укреплений.
4. Боголюбский лишил владений и изгнал четырёх своих братьев, двух племянников, недовольных его самовластием бояр. Эти меры укрепляли княжеские позиции, но в то же время увеличивали число врагов.
5. Разрушение Киева: В 1169 г. объединённая рать 11 князей, снаряжённая Боголюбским, двинулась на Киев.
Разорённый и разграбленный город навсегда утратил своё былое значение центра Руси, а главенство в русских землях окончательно перешло к Владимиру.
Итоги и результаты: При нем выросло значение Владимиро-Суздальской земли. Пришел в упадок Киев. Владимир становится номинально главным городом Руси. Укрепил княжескую власть. Уделял внимание каменному строительству. Деспотичный характер Боголюбского, его жёсткое, а подчас и жестокое обращение с приближёнными, ссоры с церковными иерархами привели к тому, что против него составился заговор, в котором участвовали его наиболее близкие бояре и слуги. Был убит в результате боярского заговора.
2. Елизавета Петровна (1741-1761)
Основные направления деятельности:
1. Упразднение Кабинета министров и расширение полномочий Сената.
2. Возвращение Елизаветы Петровны к традициям Православной Церкви в жизни государства
3. Проведение покровительственной политики по отношению к дворянству
4. Развитие текстильной, горнодобывающей и металлургической промышленности
5. Введение единой государственной пошлины. Увеличение косвенных налогов. Принятие нового Таможенного устава, таможенного тарифа.
6. Реорганизация управления и модернизация артиллерийского вооружения русской армии
7. Война со Швецией, участие России в «Семилетней войне»
Итоги:
1. Восстановление петровской системы государственного управления
2. Усиление авторитета РПЦ в обществе
3. Усиление привилегированного положения дворянства в государстве и обществе. Дальнейшее усиление личной зависимости крепостных крестьян от помещиков
4. Активизация хозяйственной деятельности государства по стимулированию экономического развития страны. Упорядочивание таможенной и налоговой системы страны
5. Упорядочение правовой базы хозяйственной деятельности
6. Дальнейшая модернизация армии и повышение её боеспособности
7. Упрочение петровских завоеваний в Прибалтике, активизация внешней политики России в Центральной Европе
3. Маленков Георгий Максимилианович родился 8 января 1902 г. в Оренбурге. Получил образование в классической гимназии, которую окончил в 1919 г. После этого ушел добровольцем в Красную Армию и был направлен на Туркестанский фронт. В партию вступил в апреле 1920 г. В том же году женился на Валерии Голубцовой.
С 1921 г. Маленков Г. М. находится в Москве, где, обучаясь в МВТУ, продолжил партийную деятельность. Достоверных сведений о том, окончил ли Маленков учебу в МВТУ, сегодня нет. Однако его политическая карьера развивалась стремительно. Уже в 1930 г. он, выдвинутый Кагановичем Л. М., становится заведующим орготделом Московского комитета партии. Позднее, во второй половине 30-х, он сыграл столь же важную роль в проведении партийных чисток, как более известные Берия и Ежов.
С 1938 г. Маленков входит в круг ближайших соратников Сталина. В период Великой отечественной он не раз бывал на фронтах, невзирая на складывающуюся опасную ситуацию. Так, в 1941 г. Маленков побывал в Ленинграде и Сталинграде. После войны, с 1950 по 1952 г. Маленков является вторым по значению человеком в стране. Он курирует «идеологический фронт», руководит сельским хозяйством.
В 1953 г., становится преемником Сталина и занимает пост председателя Совета Министров. Этот период стал пиком биографии Маленкова, который в течение полугода является фактическим руководителем СССР. Благодаря предложениям о снижении налогов, и увеличении производства товаров народного потребления, Маленков приобретает популярность у граждан СССР. В 1955 г. он освобожден от занимаемой должности председателя Совета Министров и подвергнут жесткой критике за ревизионизм. Однако продолжает оставаться членом Президиума ЦК КПСС. На первый план выдвигается Хрущев.
Попытка сместить Хрущева, предпринятая Маленковым вместе с Кагановичем и Молотовым в 1957 г. оканчивается неудачей. В результате, на июньском Пленуме ЦК, Маленков выведен из состава ЦК и получает назначение на пост директора электростанции. В ноябре 1961 г. исключен из партии, после чего отправлен на пенсию. Скончался 14 января 1988 г.
4. Рейган Рональд Уилсон (1911 – 2004), 40-й президент США (1981— 1989 гг.).
Основные направления деятельности: I. до вступления на пост президента
1. Весной 1937 г. Рейган переехал в Голливуд и до 1976 г. снялся более чем в 50 фильмах.
2. В 1942—1945 гг. служил в специальном подразделении ВВС, где готовились учебные и документальные фильмы.
3. В 1962 г. он стал республиканцем и осенью 1966 г. одержал свою первую политическую победу, заняв пост губернатора Калифорнии.
II. На посту президента:
1. В 1980 г. Рейган сравнительно легко опередил на выборах президента-демократа Дж. Картера, а в 1984 г. был переизбран на второй срок.
2. Согласно экономической программе Рейгана, должны были значительно снизиться налоги, а потери доходов предполагалось компенсировать экономией на социальной поддержке населения.
3. Налоговая квота действительно снизилась, однако сокращений социальных программ для компенсации дефицита бюджета оказалось недостаточно. В рамках борьбы с безработицей появилось много новых рабочих мест, но они приходились на людей с самыми низкими доходами.
4. Кроме того, резко возросли военные расходы, направленные против Советского Союза. США удалось одержать победу в «холодной войне», но за счёт того, что в 1985 г. М. С. Горбачёв приблизил конец СССР и Варшавского договора.
5. Авторитет Рейгана пострадал из-за краха биржи в октябре 1987 г. и стремительно возраставшего дефицита бюджета и внешней торговли. Однако в 1989 г. он сумел передать Белый дом соратнику по партии Дж. Бушу-старшему, отцу 43-го президента США Дж. Буша-младшего.
Итоги и результаты: на посту президента добился существенных успехов: сумел перестроить бюджет США таким образом, что экономика была выведена из кризиса. Во внешней политике заложил основы новых взаимоотношений с СССР, его политика содействовала победе США в «холодной» войне.
Андрей Боголюбский — первый князь-великоросс
Происхождение
Великий князь Андрей Юрьевич Боголюбский по праву считается основателем государственного суверенитета Северо-Восточной Руси, а в конечном счёте и всей Великороссии. «В лице князя Андрея великоросс впервые выступил на историческую сцену», — писал, например, Василий Осипович Ключевский.
Впрочем, справедливости ради, следует заметить, что родословная Андрея Боголюбского меньше всего напоминает родословную «великоросса». Прапрабабкой его была шведка Ингигерд, супруга Ярослава Мудрого, прабабкой — греческая принцесса, жена Всеволода Ярославича, бабкой — дочь англосаксонского короля Харальда Гида, дедом — полугрек Владимир Мономах, матерью — дочь половецкого хана Аепы, отцом — полуанглосакс Юрий Долгорукий. Эту смесь кровей нельзя назвать особо симпатичной, если судить по знаменитой скульптурной реконструкции внешности Андрея работы Михаила Герасимова. Впрочем, она не может претендовать на точное портретное сходство. Учёный и сам признавался, что «монгольское веко» Боголюбского — «плод художественного осмысления материала».
Оригинал статьи на моём авторском сайте
Андрей Боголюбский. Реконструкция М. Герасимова
Тем не менее это, так сказать, интернациональное происхождение не помешало Андрею стать одним из самых выдающихся русских князей, который вознёс Владимиро-Суздальское княжество на небывалую высоту. Усилиями князя Андрея русский северо-восток решительно опрокинул весь старый порядок, державшийся на представлении о киевском старшинстве.
Для нас пример Андрея Боголюбского ценен ещё и тем, что ясно показывает одну простую истину: раскосые глаза, широкие скулы и пять процентов русской крови в жилах отнюдь не мешают быть по-настоящему русским человеком.
Перенос столицы
Андрей был первым русским князем, которого не манил «златой» киевский стол. Рождённый около 1110 года и воспитанный в Ростово-Суздальской земле, он прикипел душой к этим местам. Поэтому, когда в 1155 году Юрий Долгорукий посадил его князем в далеком Вышгороде, что под Киевом, Андрей поехал туда с крайней неохотой. А вскоре, вопреки отцовской воле, он бросил Вышгород и возвратился в родные края. С собой Андрей захватил чудотворную икону Святой Богородицы, привезённую в Вышгород из Константинополя. По преданию, сама Богородица явилась Андрею во сне и велела поместить её икону в небольшом городке Владимире-на-Клязьме. Андрей так и сделал. На месте чудесного видения он приказал заложить город Боголюбов, который отныне стал его любимой резиденцией. По имени города князь и получил своё прозвище — Боголюбский.
Икона Богоматери Владимирская, XII век
После смерти в 1157 году Юрия Долгорукого Андрей перенёс столицу отчего княжества из Суздаля во Владимир — город, основанный его великим дедом Владимиром Мономахом.
Древний Владимир
Новую столицу Андрей украсил великолепными постройками. До наших дней сохранились две из них — владимирские Золотые ворота и Успенский собор. Неподалёку от Владимира Андрей возвёл чудо древнерусской архитектуры — храм Покрова на реке Нерли, внесённый ныне в список культурных памятников ЮНЕСКО.
М. Кудрявцев. Владимир на Клязьме. Успенский и Дмитровский соборы детинца в конце XII в.
При жизни Андрея на Руси не было никого, кто мог бы сравняться с ним по силе и политическому авторитету. Он диктовал свою волю и соседнему Новгороду, и далекому Киеву. За время своего 18-летнего правления Андрей сумел создать из Владимиро-Суздальского княжества новый политический центр Древней Руси, которому в будущем предстояло собрать вокруг себя все русские земли и сплотить потомков восточнославянских племен в великорусскую нацию.
Церковь Покрова на Нерли. Первоначальный вид
Владимирская автокефалия
В наше время во главе Русской церкви стоит Московский патриарх. Но так было не всегда. В период Средневековья Русскую церковь возглавлял Киевский митрополит. Разумеется, такое положение вещей устраивало далеко не всех русских князей.
Мысль о том, чтобы обзавестись собственным митрополитом, пришла в голову и князя Андрея Боголюбского. Он прочил на это место своего любимца — Ростовского епископа Фёдора. Создание во Владимире митрополичьей кафедры позволило бы Андрею превратить свою столицу в духовный центр Русской земли, в противовес Киеву. Однако Киевский митрополит по понятным причинам не давал на это своего благословения. В ответ Федор отказался признавать власть Киевского митрополита и стал держать себя как независимый церковный владыка.
Древний Владимир
Самоуправство Фёдора смутило многих верующих. Народ роптал и не хотел повиноваться ему. Тогда Фёдор прибегнул к террору. По его приказу непокорных священников, монахов и простых верующих подвергали страшным мучениям. Им рвали бороды, выжигали глаза, резали языки, рубили головы.
Андрей Боголюбский до поры до времени смотрел сквозь пальцы на бесчинства своего епископа. Но увидев, что народное возмущение готово перерасти в открытый бунт, он решил пожертвовать своим любимцем. Фёдора выдали на расправу Киевскому митрополиту, который приказал отрубить злодею правую руку, вырезать язык и выколоть глаза.
Ирония истории заключается в том, что в наши дни дела обстоят ровно наоборот. И теперь уже Украина стремится во что бы то ни стало отделить Украинскую православную церковь от Московской патриархии.
Разгром Киева
Прозвище я Андрея Боголюбского не должно вводить нас в заблуждение. Превыше всего этот князь любил не Бога, а власть, ради которой он был готов преступить все законы, как божеские, так и человеческие. То, как он поступил с древней русской столицей, — лучший тому пример. Если кто-то думает, что Киев разгромили монголо-татары, то он сильно ошибается. Задолго до монгольского нашествия «матерь городов русских» подверглась страшному разорению от рук самих русских людей.
Политика Андрея Боголюбского преследовала одну главную цель: унизить значение Киева, лишив его старшинства над русскими городами в пользу своего родного Владимира. В 1169 году соперничество Владимирского и Киевского княжеств вылилось в ожесточённую войну. Князь Андрей двинул на Киев огромное войско, состоявшее из дружин 11-ти союзных князей — рязанского, муромского, смоленского и других. Киевляне и прежде никогда не выдерживали осады и обыкновенно сдавались князьям, приходившим добывать Киев силой. Вот и теперь у них достало выдержки всего на три дня. Если бы они знали, что их ждёт, то они бы, наверное, держались до последнего.
Древний Киев
Киев был взят 12 марта 1169 года. Шла вторая неделя Великого поста, но войско Андрея Боголюбского было настроено отнюдь не благочестиво. Целых два дня в городе царила вакханалия погромов и грабежей. Не было пощады ни старому, ни малому, ни церквям, ни монастырям, откуда вывезли иконы, церковную утварь и колокола. Зажгли даже общерусскую святыню — Киево-Печерскую лавру.
Впервые в нашей истории русское войско поступило с Киевом, как с каким-нибудь иноземным городом. События 1169 года возвестили о начавшемся закате целой эпохи русской истории — эпохи Киевской Руси.
Неудача под Новгородом
В истории Русской земли князь Андрей Боголюбский являет собой как бы прототип великих московских князей XIV—XV веков. Как и они, Андрей хотел был самодержцем в Русской земле. Подвергнув разгрому Киев, он обратил свои взоры на вольный Новгород.
Зимой 1170 года под стенами Новгорода появилась грозная рать — суздальцы, смоленцы, рязанцы, муромцы и полочане. Это были дружины тех же князей, которые в прошлом году ходили с Андреем на Киев. Завоеватели не сомневались в победе и уже заранее делили между собою по жребию новгородские улицы и предвкушаемый полон: жён и детей новгородских.
Однако новгородцы были полны решимости стоять за свою свободу до конца. Утром 25 февраля новгородский архиепископ Иоанн вознёс на городскую стену икону Пресвятой Богородицы — покровительницы Новгорода. В тот же час новгородцы отворили городские ворота и ударили на врага. Огромное войско Андрея Боголюбского побежало, словно гонимое какой-то невидимой силой. Новгородцы наловили так много суздальцев, что продавали их за бесценок.
Позднее в Новгороде сложилось предание, что суздальцы выпустили в икону тучу стрел. Тогда икона будто бы отвернулась от нечестивцев, и из глаз Богородицы потекли слёзы. И тут случилось чудо: на суздальцев нашло одурение, и они начали стрелять друг в друга.
Легенда об избавлении Новгорода имела важное значение на будущие времена. Она поддерживала нравственную силу Новгорода в борьбе с владимиро-суздальскими, а затем и с московскими князьями. А чудотворная икона Богородицы, которая в 1170 году спасла Новгород от разорения, впоследствии под именем Знаменской сделалась одной из самых почитаемых святынь на Руси.
Смерть
При жизни Андрея Боголюбского на Руси не было князя, который мог бы сравниться с ним по силе и политическому авторитету. Тем не менее ему так и не удалось установить в Русской земле прочного порядка. Причины неудачи крылись в личности самого князя Андрея. Им двигало одно голое властолюбие, которому сопутствовали два других неприглядных качества: высокомерие и жестокость. В конце концов эти необузданные страсти и погубили его.
Боголюбовский дворец близ Владимира 1158-1165 гг. Реконструкция Н.Н. Воронина
Княжеский двор Андрея находился в городе Боголюбове — его любимой резиденции. Среди приближенных князя особым его расположением пользовались местные бояре Кучковичи. Но однажды Андрей в гневе приказал казнить одного из них за какую-то провинность. Это сильно не понравилось остальным боярам. «Нынче он казнил Кучковича, — рассуждали они меж собою, — а завтра казнит и нас!» Логика была неотразима, и 28 июня 1174 года на тайном боярском собрании было решено убить Андрея.
Той же ночью, выпив для смелости вина, два десятка заговорщиков вломилось в княжескую спальню. Впотьмах убийцы сначала ранили одного из своих, но потом, различив князя, искололи его тело мечами, саблями и копьями. Когда отчаянно сопротивлявшийся Андрей затих, заговорщики, думая, что покончили с ним, ушли. Однако раненый князь очнулся и пополз по винтовой лестнице вниз, в сени. На беду, бояре услышали его стоны. Они вернулись, зажгли свечи и нашли Андрея по кровавым следам. Он сидел в сенях, прижавшись за лестничным столбом, и молился. Летописец сообщает, что боярин Петр Кучкович отсёк Андрею правую руку, после чего тот испустил дух.
Убийство Андрей Боголюбского. Миниатюра Радзивилловской летописи
В 60-х годах ХХ века археологи внесли уточнение в летописный рассказ. Исследование останков Андрея Боголюбского показало, что у него была отрублена не правая, а левая рука. Судя по всему, Пётр Кучкович был опытный боец. Его меч буквально срезал Андрею левое плечо вместе с лопаткой.
Звякнуть копеечкой в знак одобрения и поддержки
Сбербанк
4274 3200 2087 4403
Все они появляются в эпоху князя Андрея Боголюбского. Успенский собор, дворцовый комплекс в Боголюбове, Золотые ворота — все они строятся в 1158 году. Тогда же появляется и храм Покрова на Нерли, как пишет историк архитектуры Татьяна Тимофеева.
Откуда вдруг в густых лесах тогда почти незаселенной Руси появляются один за другим белокаменные соборы? Ведь такое гигантское строительство в те времена требовало огромных ресурсов. Большинство историков повторяют позицию Николая Воронина, который пишет об усиление на Руси культа Богородицы, о личных амбициях князя Андрея Юрьевича. Здесь возникает закономерный вопрос. Всем другим русским князьям тоже надо было реализовывать свои амбиции, но такое масштабное строительство за короткий период в «домонгольской » Руси проводились в единичных случаях. А что если князь, таким образом, провел серьезную идеологическую обработку населения Руси? Видимо, так оно и было. Андрей Боголюбский выстраивал Новый Иерусалим, то есть новый центр.
Люди жили в ожидании Апокалипсиса
Важно вспомнить, что по летоисчислению той эпохи год появления белокаменных памятников на территории нашего региона — вовсе не 1158, а 6666 год от Сотворения Мира. То есть в году одни шестерки! Как пишет Сергей Заграевский, историк архитектуры, люди в то время жили в ожидании, что вот-вот наступит Апокалипсис. Подобное храмовое строительство должно было показать, если хотите, самое святое место на Руси. При этом, Андрей Боголюбский не ставил перед собой цель успокоить волнующийся народ. Его задача – показать место спасения! Например, первые ворота, которые были названы Золотыми, появляются в Иерусалиме. С таким же названием ворота выстраиваются затем в Константинополе, в Киеве, а затем и во Владимире. Как пишет доктор наук Николай Солнцев, второе пришествие Мессии ожидалось как раз рядом с ними. Видимо, в самом названии скрыта идея – вот он, Новый Иерусалим, вот оно место спасения. А там где место спасения – там и центр. Туда, значит, и надо стремиться. Такой способ привлечения жителей в малонаселенные тогда места.
.Фото: Сергей МОРКОВКИН
Андрей Боголюбский и Владимир без веча
Здесь возникает еще один вопрос – почему именно северо-восточная Русь? Андрей Боголюбский был правителем этих земель, а за Киев пришлось бы еще побороться с другими претендентами. При этом Киев считается старшим городом. А что, если какую-то другую землю объявить «святой землей» и «местом спасения»? Если люди в это поверят, то, соответственно, эта земля и станет новой столицей, а ее правитель — первым среди всех других. Видимо, на это и рассчитывал Андрей Боголюбский.
Тут как нельзя кстати и подходящий год — 6666-й, точнее целый 12 век — то есть 6600-ые! Но почему именно Владимир? Иногда можно встретить мнение, что князю не нравился Киев и он хотел жить в своей родной земле – Суздальской. Но, кажется, Андрей Боголюбский руководствовался не только этими соображениями. Владимир никогда не имела веча, ограничивающего власть князя (в отличие от Новгорода), с юга город прикрывали леса (в отличие от Киева, где с юга — степи и кочевники), да и в плане наличия торгового пути, Волжского, который проходил через Клязьму, Владимир не был обделен.
По этим причинам Андрей Боголюбский переносит столицу северо-востока Руси из Суздаля, где, кстати, народные собрания проводились, во Владимир, и начинает грандиозное белокаменное строительство. То есть его цель править единолично, да еще и стать первым среди своих родственников.
Правда, Конец Света так и не наступил, но идея о том, что теперь новый центр Руси – эта северо-восток раздробленного государства, получила свое развитие. А в 1169 году Андрей Боголюбский решает продемонстрировать, что старое место спасение — Киев с его Золотыми вратами — уже не богоспасаемое место. В этом году «мать городов русских» подвергается серьезному разорению. Князь стал правителем очередным Киева, но первым кто туда так и не поехал. Центр Руси постепенно переезжает на северо-восток. Белокаменные же постройки Боголюбского превратились в свидетелей и участников крутого поворота истории Руси.
Свое или чужое
Мнение, что органичное развитие Руси по модели европейских государств было прервано вторжением монголов очень резко и безапелляционно было выражено в свое время еще Карлом Марксом: «Колыбелью Московии было кровавое болото монгольского рабства, а не суровая слава эпохи норманнов».
Известный американский исследователь Ричард Пайпс в своей работе «Влияние монголов на Русь: “за” и “против”» так объясняет острую актуальность этого вопроса и в наши дни: «В центре дискуссии, растянувшейся на два с половиной столетия, оказался принципиально важный вопрос о природе русского политического режима и его происхождении. Если монголы никак не повлияли на Россию или если это влияние не затронуло политической сферы, то российскую приверженность самодержавной власти, причем в самой крайней, патримониальной, форме придется объявить чем-то врожденным и вечным. В таком случае она должна корениться в русской душе, религии или каком-то другом источнике, не поддающемся изменениям. Но если Россия, напротив, заимствовала свою политическую систему от иноземных захватчиков, то шанс на внутренние перемены остается, ибо монгольское влияние может со временем смениться на западное». Для него самого сомнений нет: «Совокупность представленных фактов ясно дает понять, что в споре о монгольском влиянии правы были те, кто высказывался за его важность».
Нельзя не согласиться с Пайпсом и в том, что тема важна, и в том, что влияние монголов несомненно. И все же ситуация сложнее. А от того и выход (если он есть) из нынешнего дегенеративного состояния совсем не столь прямолинеен, как это может померещиться, если, просто принять модель Пайпса.
Дело в том, что поворот к самодержавной власти на Руси начался еще в 1154 году. То есть, за 84 года до вторжения на Русь армии хана Батыя. Именно в этом году Андрей Боголюбский совершает деяние, которое резко порывало со всей прежней властной традицией.
«В лице князя Андрея великоросс впервые выступал на историческую сцену», — считал Василий Ключевский.
«Революция» Андрея Боголюбского – отказ от «киево-центричной» модели. Он начинает строить независимое государство на Северо-Востоке Руси. Созидает он его на новых строго «самодержавных» принципах, что входило в противоречие с существовавшими тогда своеобразными представлениями о «разделении властей» (вече, дружина).
Сразу уточним, и был и есть соблазн объяснить «своеобразие» политического мышления Андрея его половецкой кровью. Мать Боголюбского была дочерью хана Аепы. Но это объяснение будет неадекватно, поскольку, во-первых, таких полу-половцев среди русских князей было предостаточно. А во-вторых, мы слишком мало знаем о самой половецкой политической культуре. Впрочем, очевидно, что никакой централистской империи у них не было и в проекте…
Во имя реализации своей государственной доктрины Андрей, вопреки воле своего отца Великого Князя Юрия Долгорукого, покидает Вышгород, расположенный неподалеку от Киева, в котором княжил тогда Юрий. Последний всю жизнь стремился захватить этот город-символ верховной власти. Но Андрея интересует уже не просто власть как таковая, но власть абсолютная. Поэтому он уезжает на родной для него Северо-Восток, чтобы там воплотить в жизнь свои представления о надлежащем государственном устройстве.
По мнению Ключевского, в Ростовской области всеми делами заправляли две аристократии — служилая и промышленная. «Обе эти аристократии встречаем в Ростовской земле уже при Андреевом отце Юрии; но Андрей не поладил с обоими этими руководящими классами суздальского общества. По заведенному порядку он должен был сидеть и править в старшем городе своей волости при содействии и по соглашению с его вечем. В Ростовской земле было два таких старших вечевых города, Ростов и Суздаль. Андрей не любил ни того, ни другого и стал жить в знакомом ему смолоду маленьком пригороде Владимире на Клязьме, где не были в обычае вечевые сходки…»
Важнейшим символическим знаком переноса центра Русской земли на Северо-Восток становится увоз Андреем из Вышгорода чудотворной, особо почитаемой иконы Богоматери, сегодня именуемой «Владимирской». Название это было приобретено именно после переноса святыни во Владимир. Для средневекового сознания событие это было глубоко значимым, декларирующим намерения князя куда эффектнее и однозначнее любых возможных заявлений.
Андрей Боголюбский последовательно борется за утверждение единовластия, изгоняя из княжества всех конкурентов – сводных братьев, дружину своего отца, окружает себя группой лично преданных, слабо связанных с местными группами людей. Но эта, казалась бы, продуманная политика приводит князя к краху.
Крушение было поэтапным, своего рода, «хроника объявленной смерти» – сначала военные поражения, затем падение авторитета у знати и народа, недовольного к тому же поборами и произволом ближнего круга Андрея. И именно в этом ближнем круге зреет заговор, который завершается убийством князя. Причем непосредственным поводом стала бессудная казнь одного из приближенных, которые уже были не соратниками, но слугами, если уже не холопами. Однако жертвами, никак не гарантированными от произвола князя, они быть не пожелали. И нанесли превентивный удар. Точнее, множество колото-резано-рубленных…
Характерно, что народное вече Владимира, фактически, одобрило это злодейство. Группы горожан активно приступили к грабежу княжеского имущества и расправам с его сторонниками.
Тем не менее, система, которую пытался выстроить Андрей Боголюбский, в борьбе с исконно русскими политическими силами – боярско-аристократической и демократическо-вечевой, оказалась не только жизнеспособной, но и в конце концов безальтернативной. Это произошло, в частности, в связи с очень специфичной практикой колонизации Северо-Востока Руси славянским населением. Переселенцы с южных, атакуемых половцами земель, оказывались в полной зависимости от князя. Без его защиты и экономической поддержки (патернализма) поставить хозяйство «на ноги» было практически невозможно.
Эта зависимость от князя, действительно, как отмечается многими исследователями, возросла во времена, когда Русь была подчинена ордынским ханам. Дело в том, что в этот период князю не нужно было, как его западным коллегам, договариваться с сословиями, ему достаточно было получить поддержку хана, и с помощью ордынцев он был способен подавить любую оппозицию. Таким образом, постепенно замысел Андрея Боголюбского был реализован. Но возник этот проект абсолютно самостоятельно, задолго до нашествия Батыя. Что же лежало в его основе? Какими идеалами вдохновлялся князь Андрей, совершая свою «революцию»? Ведь самодержавная идея победила именно как идея, а не просто как режим, навязанный князьями при помощи внешней силы.
Осквернение «Матери»
В 1169 году объединенное войско целого ряда русских князей, собранных в единую армию Андреем Боголюбским, штурмом берет Киев. Это произошло впервые. До сих пор битвы происходили под стенами города, который доставался победителю.
Во главе войска Андрей поставил своего сына Мстислава. А сам остался в своем замке в Боголюбово под Владимиром. Это решение было вызовом традиции — первым среди князей стал отнюдь не самый старший, а скорее самый младший из них. Отчасти это был и вызов князю Мстиславу Киевскому и подчеркивало пренебрежение, с которым Андрей отнёсся и к нему, и к стольному городу Руси.
Два дня суздальцы, черниговцы, смоляне, полочане и, конечно, союзные половцы и другие степняки грабили «мати руских городов», чего прежде в княжеских войнах никогда не случалось. Множество киевлян были уведены в плен. В монастырях и церквах воины забирали не только драгоценности, но и всю святость: иконы, кресты, колокола и ризы. «Митрополия», Софийский собор был разграблен наравне с другими храмами. В итоге в Киеве вокняжился младший брат Андрея Глеб, сам Боголюбский остался во Владимире.
Этот демонстративный акт Андрея оценивается большинством историков, и в частности Ключевским, как попытка «произвести переворот в политическом строе Русской земли». Андрей Боголюбский впервые изменил представления о старшинстве в роду Рюриковичей: «До сих пор звание старшего великого князя нераздельно соединено было с обладанием старшим киевским столом. Князь, признанный старшим среди родичей, обыкновенно садился в Киеве; князь, сидевший в Киеве, обыкновенно признавался старшим среди родичей: таков был порядок, считавшийся правильным. Андрей впервые отделил старшинство от места: заставив признать себя великим князем всей Русской земли, он не покинул своей Суздальской волости и не поехал в Киев сесть на стол отца и деда. (…) Таким образом, княжеское старшинство, оторвавшись от места, получило личное значение, и как будто мелькнула мысль придать ему авторитет верховной власти. Вместе с этим изменилось и положение Суздальской области среди других областей Русской земли, и её князь стал в небывалое к ней отношение. До сих пор князь, который достигал старшинства и садился на киевском столе, обыкновенно покидал свою прежнюю волость, передавая её по очереди другому владельцу. Каждая княжеская волость была временным, очередным владением известного князя, оставаясь родовым, не личным достоянием. Андрей, став великим князем, не покинул своей Суздальской области, которая вследствие того утратила родовое значение, получив характер личного неотъемлемого достояния одного князя, и таким образом вышла из круга русских областей, владеемых по очереди старшинства».
Взятие и разгром «матери городов русских» имело определяющее значение для судеб всея Руси – была ликвидирована сама возможность построения Русской конфедерации. Ведь, центром ее мог быть только Киев.
Лишение города этого статуса было далеко не только политическим актом. Это была его десакрализация – обратим внимание, что из города вывезли все святыни. Сакральным центром должен был стать Владимир. Причем, центром уже государства нового типа – жестко унитарного. И в то же время облеченного высшим священным смыслом. То, что это была глубоко продуманная стратегия, доказывает градостроительная деятельность князя, начатая задолго до киевского погрома. В частности, сохранившиеся до сего дня величественные Золотые ворота были построены еще в 1164 г.
Лев Иуды
Они — прямая аналогия знаменитым Золотым воротам, построенным в Киеве Ярославом Мудрым в XI веке. Но не только. Как и киевские, они имели своим образцом Золотые ворота Константинополя, а те, в свою очередь, — Золотые ворота самого Иерусалима.
И именно анализ архитектурных сооружений, сохранившихся от эпохи Боголюбского позволяет найти объяснение его политике. Они помогают подобрать ключи к расшифровке идеологии, которую он стремился сформировать.
Татищев пишет: «по снисканию бо его даде ему Бог мастеров для строения оного из умных земель»; «по оставшему во Владимире строению, а паче по вратам градским, видно, что Архитект достаточный был… Мастеры же присланы были от Императора Фридерика Перваго, с которым Андрей в дружбе был».
О связях с императором Священной Римской империи Фридрихом Барбароссой говорит и крайне интересный исторический артефакт — наплечники Андрея Боголюбского. Иначе, называемые, армиллы Барбароссы — это две парные медные позолоченные накладки пятиугольной формы. Украшены эмалевыми миниатюрами с евангельскими сценами Распятия и Воскресения Христова. Наплечники изготовлены около 1170—1180 гг. ювелирами Мозельской школы и, судя по всему, являются парадными наплечными браслетами — армиллами, являвшимися одними из регалий императоров Священной Римской империи. По преданию, Барбаросса подарил их Андрею Боголюбскому. На сегодняшний день наплечники, проданные за рубеж при Советской власти, находятся один – в Лувре, другой – в Германском национальном музее. Этот дар – признание высокого статуса Владимирского князя со стороны человека, претендовавшего на верховную власть над большей частью Западной и Центральной Европы. Более того, на власть сакральную.
Показательно, что в борьбе с непокорными городами Барбаросса применял ту же тактику десакрализации. В марте 1162 года осажденный им Милан (центр сопротивления итальянских вольных городов) сдался на милость победителя. Фридрих велел всем жителям выйти из города с тем имуществом, которое они могли унести.
Сам город был то ли разрушен, то ли, по другим данным, лишь символически перечеркнут плугом, что означает символическое уничтожение. Городские святыни были вывезены. В частности, мощи волхвов помещены в Кельнский собор.
Но, безусловно, при схожести методов, в масштабах Руси разорение Киева имело, куда большее значение. И обусловлено оно было, судя по последним исследованиям, весьма знаковой доктриной, которой руководствовался Андрей Боголюбский.
Начало его строительных инициатив приходится на 6666 (1158) год от сотворения мира. Мистический смысл очевиден – готовность к противостоянию антихристу. А князь отождествляется с библейским персонажем.
Летописцы сравнивают его с царями Соломоном и Давидом. Впервые русские князья напрямую уподобляются ветхозаветным израильским царям в «Слове о законе и благодати», написанном между 1037–1050 гг., в правление Ярослава Мудрого. Автор Слова – Иларион, первый митрополит, русский по происхождению, возведенный в этот сан из священников в 1051 г.
Надо отметить, что долгое время исследователи спорили, откуда взялись львы, которые фланкируют фигуру царя Давида, на рельефах церкви Покрова на Нерли, возведенной по велению Андрея. Впоследствии лев стал гербом города Владимир. Были попытки доказать, что лев, как символ мощи и власти, был заимствован из Византии и даже из Скандинавии. Однако, очевидно, что лев имеет прямое отношения к символике Русь – Новый Иерусалим.
В иудаизме библейский Иуда, давший имя колену Иуды, традиционно был связан с символом льва. Поскольку впоследствии колено Иуды стало наиболее могущественным среди древнеизраильских родов, как в древней Иудее, так и среди евреев Нового времени сохранились в вариантах произношения и в переводах слова «лев» синонимичность его с понятием «Иуда» (Иегуда).
В эпоху между Ветхим и Новым Заветами словосочетание «Лев Давида» стало титулом Мессии. Во Второй книге Ездры говорится о фигуре льва и приведены слова: «Это — Помазанник, сохраненный Всевышним» (3 Езд. 12,32). В христианской традиции зачастую лев является одним из символов Христа. Лев Иуды упоминается в Откровении Иоанна Богослова (Отк. 5:5): «И один из старцев сказал мне: не плачь, вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей её».
Андрей строил свою столицу, как «ковчег спасения» — Новый Иерусалим, где соберутся праведные, подвластные новому Давиду.
Так что сакральный смыл Московского Кремля был «воспоминанием» о миссии князя Андрея, знаком «возрождения» великой миссии «князей Владимирских».
Богородица, князя прогони!
Эта миссия была абсолютно тотальна. В центре ее – царь, непосредственно предстоящий Богу. А значит, он изначально враждебен любым притязаниям Церкви на независимость. И именно в этом ключе стоит рассматривать войну Боголюбского с Новгородом. Ведь последний был теократической республикой во главе с архиепископом, а вовсе не «торговой олигархией», каковой его всегда стремилась представить московская пропаганда.
Через год после разгрома Киева суздальская рать (это снова была коалиция князей, хоть и не такая большая) явилась на берега Волхова. Причем, что характерно, богобоязненный князь Андрей оба похода осуществлял Великим постом, когда сие на Руси было отнюдь не принято. То есть киевская и новгородские операции проводились с особым цинизмом.
Но на этот раз он был наказан. Ратью снова командовал сын Андрея, Мстислав. А во главе новгородцев – князь Роман, сын другого Мстислава, изгнанного из «матери городов русских». То есть, в случае успеха Новгород ждала судьба, несомненно, не менее лютая, нежели Киев. Князь Андрей успешно десакрализовал бы оба исконных центра Руси и ликвидировал бы два ее альтернативных проекта.
Но время для этого еще не пришло. Богородица, которая, как верил Андрей, на его стороне, защитила город от разорения и поругания.
«…И бишася всь день, и к вечеру победи я князь Роман с новгородьци силою крестьною, и Святою Богородицею, и молитвами благовернаго владыкы Илие месяца феураря в 25 , на святого епископа Тарасия», — сообщает Новгородская Первая летопись. Суздальский источник также признает сокрушительное поражение: «…И многы избиша от наших, и не успевше ничтоже городу их».
Новгородцы объясняли победу отнюдь не собственной удалью.
В середине XIV века, в Новгороде было создано сказание, посвященное Суздальской войне 1169/70 года, — «Слово о Знамении Пресвятой Богородицы». Победа осмысливается, как центральное событие всей новгородской истории. Молитва архиерея и стойкость простых горожан спасли «республику Святой Софии» от угрозы торжества тирании.
Согласно легенде, в третью ночь осады архиепископ, пребывавший в молитве об избавлении города от гибели, услышал глас, велевший идти ему в церковь Святого Спаса на Ильине улице, взять там икону Пресвятой Богородицы и выставить ее на укреплениях, окружавших город. Архиепископ обратился с мольбой к Пречистой:
«…Ты бо еси упование наше и надежа наша и заступница граду нашему, стена и престанище и покров всим крестьяном, на Тебе бо надеемся и мы грешнии. Молися, Госпоже, Сыну своему и Богу нашему за град наш! Не предажь нас врагом нашим грех ради наших! Услыши, Госпоже, плачь людей сих и приими молитву раб Своих! Избави ны, Госпоже, град наш от всякого зла и от супостат наших!»
По преданию, во время пения кондака икона сама сдвинулась со своего места. И архиепископ вынес ее на стену, которую суздальцы осыпали стрелами. Одна из них ударила в Образ. Иконный лик повернулся к городу. И все увидели слезы, катящиеся из глаз Богородицы.
Автор «Слова» пишет: «О великое страшное чудо! Како се можаше быти от суха древа?! Не суть бо се слёзы, но являет знамение милости Своея. Сим бо образом молится Святая Богородица к Сыну Своему и Богу нашему за град наш не дати в поругание врагом нашим…умилосердися Господь нашь на град нашь молитвами Святыя Богородица, попусти гнев Свой на вся полкы рускыя…покры их тма», «якоже при Моисее», «и ослепоша вси, и начаша ся бита межи собою». Новгородцы в этой ситуации, конечно, не растерялись, «и изидоша на поле: овыи избиша, а прочая изимаша руками».
Одним словом, разгром был полный. Богородица, по молитвам архиепископа и чад его, князя прогнала…
Решить новгородский вопрос Боголюбскому не удалось. Но он завещал эту задачу потомкам…
Все пошло по плану
То есть, мы видим, что авторитарная стратегия Московских князей была вовсе не заимствована у монголов. Она была инспирирована сознанием своей особой миссии – утверждения Руси как Нового Израиля, избранной Богом земли. Причем, избранной именно в апокалиптической перспективе. И впервые цель эта была задана Андреем Боголюбским.
В эпоху Василия III мессианская установка была дополнена и укреплена доктриной «Москва – Третий Рим».
В дальнейшем модель перенесения столицы, впервые реализованную Андреем Боголюбским, воспроизводит Иван Грозный, выехав в Александрову слободу и увезя с собой московские святыни. Если Андрей Боголюбский упорно стремился поставить под свой контроль Новгород, то Иван Грозный громит его с не меньшей беспощадностью, чем войска Владимирского князя Киев. И тоже вывозит оттуда святыни. Иван Грозный был, как известно, первым венчанным царем Руси. Но Андрей Боголюбский еще в XII веке именовался современниками царем.
На каком основании? Ведь, в Константинополе сидел православный император. Очевидно, что князь ассоциировал себя с библейскими царями Давидом и Соломоном, о чем и свидетельствую рельефы построенных им храмов.
И наконец, наиболее ярко и последовательно модель переноса столицы реализует первый Император России Петр Великий. Причем именно в его царствование (в 1702 г.) происходит официальная канонизация Андрея Боголюбского. Через 500 с лишним лет после его действительно мученической смерти от мечей заговорщиков.
Почему этого не случилось раньше? Потому что князь Андрей отнюдь не смиренно, как Борис и Глеб, принял смерть. Даже, будучи безоружным, он активно сопротивлялся. Об этом свидетельствуют и летописи, и недавние исследования его останков. Кроме того, у Андрея Боголюбского были весьма непростые отношения с Православной Церковью. Он стремился получить у Константинополя санкцию на утверждение во Владимире самостоятельной митрополии, в противовес Киевской (также впоследствии одно из важнейших московских устремлений). Санкция эта не была дана. Он сначала поддерживал, а потом выдал на церковный суд и дальнейшую казнь в тот же Киев епископа Федора. Последний, судя по свидетельствам летописей, был настолько деспотического нрава, что, не задумываясь обрекал на пытки и смерть тех, кто не покорялся его воле.
Так что канонизация Андрея при Петре никак не может быть признана случайностью. Очевидно, что первый император, таким образом, вполне сознательно почтил первого из русских князей, попытавшегося стать самодержцем. И кстати, как и Петр, дружившего с немцами и привлекавшего иностранных мастеров.
И наконец, финальная параллель. Последний Российский Император Николай Александрович и его семья были расстреляны в ночь на 17 июля 1918 г. – день памяти великого князя Андрея Боголюбского – первого некоронованного русского царя.
Впрочем, хотя Российская тирания имеет вовсе не татарские корни, без Орды этот проект вряд ли мог бы состояться. Ситуация, в которой оказалась Северо-Восточная Русь после гибели Боголюбского – тому наглядное свидетельство.
Тирания Боголюбского была обречена. Надо было еще переформатировать сам народ…
«Князь Андрей был суровый и своенравный хозяин, который во всём поступал по-своему, а не по старине и обычаю. Современники заметили в нём эту двойственность, смесь силы со слабостью, власти с капризом…Проявив в молодости на юге столько боевой доблести и политической рассудительности, он потом, живя сиднем в своём Боголюбове, наделал немало дурных дел: собирал и посылал большие рати грабить то Киев, то Новгород, раскидывал паутину властолюбивых козней по всей Русской земле из своего тёмного угла на Клязьме. Повести дела так, чтобы 400 новгородцев на Белоозере обратили в бегство семитысячную суздальскую рать, потом организовать такой поход на Новгород, после которого новгородцы продавали пленных суздальцев втрое дешевле овец, — всё это можно было сделать и без Андреева ума. Прогнав из Ростовской земли больших отцовских бояр, он окружил себя такой дворней, которая в благодарность за его барские милости отвратительно его убила и разграбила его дворец… Со времени своего побега из Вышгорода в 1155 году Андрей в продолжение почти 20-летнего безвыездного сидения в своей волости устроил в ней такую администрацию, что тотчас по смерти его там наступила полная анархия: всюду происходили грабежи и убийства, избивали посадников, тиунов и других княжеских чиновников», — такой итог активности князя Андрея подвел Ключевский.
На гербе Владимирской области изображен лев с крестом — символ княжеской и церковной власти. На долю Суздаля, а затем Владимира выпало побывать и столицей Древней Руси, и центром русского православия. Сюда из Киева была перевезена величайшая русская святыня — икона Владимирской Божьей Матери. Правда, в XIV веке и икона, и княжеский престол переехали в Москву.
Первым киевским князем, который решил закрепить за собой Ростово-Суздальские земли, был Владимир Мономах. Он начал с постройки городов-крепостей по реке Клязьме для защиты от набегов волжских булгар и соседей с юга и запада (Сунгирь, Владимир и Осовец), столицей княжества сделал Ростов и посадил в нем своих сыновей.
Один из сыновей Владимира Мономаха Юрий Владимирович и стал первым самостоятельным князем в Ростовской земле. Он перенес столицу княжества из Ростова в Суздаль и сразу взялся за укрепление своих земель. Построив в Кидекше на берегу реки Нерль резиденцию, Юрий получил возможность контролировать важный тогда Нерльский торговый путь в Новгород Великий. А по границам Ростово-Суздальской земли он поставил ряд новых городов — Москву, Переславль-Залесский, Юрьев-Польский — и пошел войной на Волжскую Булгарию. За это Юрий получил прозвище Долгорукий.
Когда же в 1132 году, после смерти старшего сына Мономаха, киевского князя Мстислава, освободился княжеский престол в Киеве, заветной мечтой Юрия стало овладение первым русским столом. Только с третьей попытки его мечта сбылась. Победа над столицей Древней Руси показала, что Ростово-Суздальское княжество — самое сильное на Руси. Так период Юрия Долгорукого стал расцветом княжества: при нем было построено 22 города, а Суздаль фактически стал столицей Руси.
После смерти Юрия Долгорукого его политику по отношению к Киеву, Новгороду и Волжской Булгарии продолжил его сын — Андрей Боголюбский. И преуспел в этом: в 1169 году Киев был окончательно взят и подвергнут страшному разгрому. Столицу княжества Андрей перенес из Суздаля во Владимир. При Андрее Боголюбском Владимиро-Суздальское княжество стало сильнейшим на Руси. Однако сам Андрей, не найдя общего языка с видными боярами, был убит ими в результате заговора.
После смерти Андрея Боголюбского Владимирский престол по приговору вече занял младший брат Андрея Боголюбского Всеволод III Большое Гнездо. Он княжил почти 40 лет, строя новые города и расширяя границы княжества. Эти годы были годами наивысшего расцвета Владимиро-Суздальской Руси.
Но за взлетом последовало затяжное падение Владимиро-Суздальского княжества: в 1238 году орды Батыя разгромили княжество и сожгли его города. За следующие 50 лет во Владимирской земле не было построено ни одного города. Ослабленное Владимирское княжество все чаще переходило в руки московских князей, пока в 1328 году великокняжеский престол не занял московский князь, внук Александра Невского Иван Данилович (Калита). Калита не поехал жить во Владимир, а остался в Москве. С этого времени Москва фактически стала центром Руси. Хоть и считался Владимир вплоть до середины XV века столицей, князья в его Успенском соборе только венчались на великое княжение, а жили в Москве.
Богатая церковная история края способствовала тому, что Владимиро-Суздальская школа иконописи славилась по всей России. Правда, постепенно бизнес достиг такого размаха, что о качестве икон уже никто не думал. Халтурщики-иконописцы дошли до того, что для ускоренного тиражирования дешевых икон разделились на «доличников» и «личников». «Доличники» писали пейзаж, интерьер, одежду, а лица святых выполняли «личники». А иконописцев стали называть «богомазы». Согласно словарю В. И. Даля, «богомаз — плохой иконописец; прозвище владимирцев, суздальцев, развозящих образа своей работы по всей России».
Когда в 1708 году Россия была поделена на губернии и императрица Екатерина обязала все губернские и уездные города иметь свой герб, в котором отражались бы особенности занятий населения и исторические традиции региона, владимирцы сделали своим символом льва.
КОНСТАНТИН АНОХИН