Содержание
- Как научиться прощать людей и отпускать обиды. Нужно ли прощать?
- Нужно ли прощать человека, который очень обидел
- Обида и отношения
- Зачем нужна обида
- Стоит ли прощать обиды?
- Обида, или Кому и зачем нужно прощение
- Когда хватаются за молоток
- От уголька до пожара
- Право на обиду?
- Два свидетельства
- Почему необходимо прощать все обиды? Пройдите эффективные практики прощения и увидите перемены в своей жизни
- Что такое обида?
- Какие обиды простить наиболее всего труднее?
- Что означает, когда мы прощаем?
- Практики для очищения и отпущения
- Навсегда отпускаем человека
- Заключение:
- Стоит ли прощать обиду?
- LifeAndJoy — Развлекательный портал
Как научиться прощать людей и отпускать обиды. Нужно ли прощать?
Вас когда-нибудь обижали настолько сильно, что вы поклялись, что никогда не простите этого человека? Может быть, вас оскорбили настолько ужасным и отвратительным образом, что сама мысль о прощении кажется невероятной? Надо ли простить обидчика, чтобы самому перестать страдать? Или вы не можете допустить, чтобы недоброжелателю все сошло с рук?
Что такое прощение?
— Простить – это не означает признать, что действия, направленные против вас, были приемлемыми.
— Простить – это не то же самое, что помириться.
— Прощение – это не шаг, который вы делаете, чтобы избежать последствий конфликта.
— Прощение – это не должно быть только на словах.
— Прощение – это не то, что кто-то другой может заставить вас сделать.
— Простить – это не то же самое, что забыть. Вы можете никогда не забыть того, что случилось с вами. Просто потому что вы простили кого-то, не означает, что вы предали случившееся забвению.
— Прощение не имеет ничего общего со справедливостью.
Если вы думаете, прощать ли человека, на которого вы обижены, знайте:
— Прощение приносит исцеление человеку, который прощает.
— Прощение — это процесс, подобный процессу переживания горя.
— Прощая, вы отказываетесь от своего права требовать от другого человека плату за боль, которую он причинил вам.
Что мешает нам прощать? Мы считаем, что несправедливо игнорировать тот факт, что нас кто-то обидел. Пострадавшие хотят защитить себя и выплеснуть свою злость. Они чувствуют необходимость испытывать гнев. Им страшно отказаться от него и «отпустить» ситуацию. Они не видят никакого смысла в том, чтобы простить человека, который глубоко оскорбил их. А между тем, в прощении есть множество преимуществ, и главное из них – свобода.
Вы отказываетесь от своего права на возмещение ущерба. Простить – значит, подарить себе свободу — свободу выбросить обиду и злость из головы.
Как научиться прощать?
1. Проанализируйте ущерб, причиненный вам. Не рационализируйте и не минимизируйте его влияние на вашу жизнь. Составьте подробный список всего, чем обидчик обидел вас и какие раны он вам нанес. Посмотрите правде в глаза.
2. Опишите эмоции, которые сопровождали обиду, и их влияние на вашу жизнь. Будьте готовы открыто признать свой гнев, ненависть, унижение, стыд и все прочие чувства, которые вы пережили. Запишите ваши эмоции. Поговорите о них. Выкрикивайте их, сидя в своем автомобиле, если это вам помогает.
Ведение дневника – хороший способ переработать эмоции, равно как их проговаривание или выражение, не связанное с насилием. Ищите любые способы освободиться от негативных чувств.
3. Откажитесь от стремления навсегда возложить ответственность на обидчика. Одно дело — преследовать преступника или привлечь нарушителя к ответу за последствия своих поступков, что является справедливым. Но ожидать, чтобы обидчик нес перед вами ответственность вечно – это отказаться от собственной жизни.
4. Отпустите. Разожмите ладони и дайте вашему обидчику уйти. Прекратите требовать, чтобы он изменился. Хватит нуждаться в нем. Перестаньте лелеять свои раны. Прощение останавливает движение по «скоростной магистрали» негатива в вашем сознании. Вам больше нет необходимости вспоминать и прокручивать в мозгу все оскорбления и обиды, нанесенные вам, снова и снова. Ваш обидчик более не занимает ваши мысли. Вам больше не нужно предполагать худшее или пытаться проникнуть в его замыслы, потому что вы позволили ему уйти. Вы даете себе возможность жить свободно.
Хотите научиться прощать Приходите на Промо к тренингу «Контекст» обида в отношениях
Нужно ли прощать человека, который очень обидел
Обида и отношения
Почти все люди рано или поздно в своей жизни сталкиваются с обидой. Кто-то быстро забывает о таком инциденте, а кто-то долго не может простить обидчика. Существуют такие обиды, которые не стоит прощать. Но универсальных рекомендаций на этот счет не существует. Каждый человек имеет границы, за которыми он простить не может. При этом вряд ли кто-то будет отрицать, что обидчивость – отрицательное качество.
С человеком, который не прощает ничего, сложно строить отношения окружающим. Кроме того, затаенная обида – всегда тяжкий груз на плечах человека. На одной чаше весов всегда оказывается обида, а на другой – желание наладить отношения. Если речь идет о человеке, который вам не сильно нужен и важен, обиду можно просто забыть. Но когда отношения с ним для вас имеют большое значение, стоит разобраться в своих чувствах и постараться простить. Это значительно облегчит налаживание отношений. При том, что чаще всего глубоко мы обижаемся именно на дорогих нам людей.
Если вас сильно обидел близкий вам человек, необходимо сесть за стол переговоров. Разберитесь в произошедшем. Сделать это бывает иногда очень сложно. Но всегда стоит помнить, что взгляд другого человека совершенно отличается от вашего. Он может и не знать, что обидел вас. Постарайтесь понять мотивы обидчика, почему он поступил с вами именно так. Было ли это намерение нанести вам урон? Или произошла случайность? А может быть, обидчик и не подозревает о ваших чувствах?
Зачем нужна обида
Прощение больше необходимо именно тому, кого обидели. Не всегда необходимо раскаяние обидчика, чтобы отпустить в себе злость на него. Постарайтесь отследить, зачем вы держите обиду на человека. Нередки случаи, когда человек специально вызывает чувство вины и манипулирует обидчиком. Вряд ли такие отношения можно назвать искренними.
Бывает и другой вариант сильной обиды: когда человек держит ее себе. В этом случае она разрушает его изнутри, направляет его жизнь в русло саморазрушения. Ведь подсознательно, мы желаем обидчику смерти.
Обида – это всегда требование определенного отношения или поведения по отношению к себе. Чтобы простить, необходимо разобраться, действительно ли такое требование адекватно или это просто гордыня и самолюбие.
Прощение сильных обид всегда требует больших психологических усилий и времени. Но психологический комфорт и спокойствие в момент отпускания злости всегда стоит того. Не надо надеяться, что как только вы решили простить, обида испарится. Для прощения глубокой обиды требуется время. При этом, чем быстрее вы начнете разбираться со своими чувствами, тем лучше. Когда обида долго живет в сознании, с течением времени она приобретает все более зловещие черты, и простить становится все сложнее.
Стоит ли прощать обиды?
Важно понять, что прощение в большей степени нужно не тому, кто обидел, а тому, кого обидели. Не следует воспринимать прощение как личную милость. Это унижает Вас. Прощение не отменяет содеянное зло. Оно только разрывает цепи, связывающие человека с этим злом. Обиды, не нашедшие прощенья — стресс для Вас, а часто и для того, на кого Вы злитесь. Подойдите к вопросу так, как будто именно Вам выгодно прощение. (Кстати так оно и есть на самом деле).
Осознать необходимость прощения намного проще, чем простить. Поэтому попробую привести общие советы, которые могут быть Вам полезными в этом нелёгком деле. Представьте, что Вы уже простили человека. Как бы это ни было трудно. Тот шаг, который отделяет Вас от реального прощения — подсознательный (в большей степени) страх того, что обидчик может снова нанести Вам боль. В сопротивлении прощению лежит этот страх. Не держать в себе зла на обидчика ещё не означает полного доверия к нему. Если это понять, то можно приблизиться к прощению обиды.
Даже если тот, кто совершил зло, не раскаялся, это совсем не означает, что Вы не сможете его простить. Вспомните положительные качества обидчика, то хорошее, что сделал Вам этот человек. Если есть что-то светлое, сохранившееся в памяти о том, к кому сегодня Вы относитесь отрицательно, чаще прокручивайте это в своём сознании.
Энергия, которую Вы тратите на поддержание своей обиды, только губит Ваше здоровье. Эти психические ресурсы могли бы пригодиться тем, кто Вам дорог. Прежде чем идти на весь день бросать камни в того, кого ненавидишь, подумайте, а нельзя ли потратить время на создание чего-то, за что Вас будут любить? Если же человек раскаялся, то не забывайте, что мучить отсутствием прощения — это зло.
Ничего не может произойти мгновенно. И простить легко и быстро тоже получается не у всех. Некоторые перемалывают нанесённую обиду годами, а кто-то без труда сдувает падающие на него пылинки зла. Чтобы легче переносить обиду нужно понять, что мы склонны не прощать те недостатки, которые замечаем в себе и очень тщательно скрываем от других. Обида на человека часто бывает тяжестью Вашего неразрешённого желания. Далеко ни всё, из-за чего мы злимся, стоит нашего внимания.
Попробуй поговорить с обидчиком, его друзьями, теми людьми, которые о нём хорошо отзываются. Сделай что-то доброе тому, на кого сердились. Для многих это сложно, но приносит колоссальное облегчение. Чтобы легче было простить обиду, попробуйте ответить на следующие вопросы:
1. Вспомните, когда кто-то на Вас был обижен, всегда ли Вы чувствовали себя виноватым? Найти оправдание своим действиям куда проще, чем объяснить поведение другого человека.
2. Нет ли глубоко в Вас, пусть и в меньшей степени того качества, из-за которого Ваш обидчик поступил плохо? Большее развитие этой черты характера было раздуто средой или воспитанием. Столь ли сильно виновен этот человек?
3. Так ли легко можно было простить обиды, которые Вы сами когда-либо наносили людям?
Не держите зла в собственном сердце. У этого органа и без этого много работы. Освободите своё сознание от пустоты обид.
Теги: отношения, психология, ссоры, конфликт, обида
Обида, или Кому и зачем нужно прощение
Обидеть человека легко. Чтобы постичь эту горькую истину, совсем не обязательно быть психологом или философом. Печальный опыт переживания нанесенной обиды имеется у всех людей без исключения, и каждому известно, как сильно может ранить душу одно-единственное недоброе слово. Обиды преследуют человека с самого раннего детства. В песочнице совсем еще маленький карапуз доводит до слез другого малыша, отнимая у него игрушку или ломая построенный им песочный домик. Очередное поколение школьников с радостным смехом мучает обидными кличками своих одноклассников, страдающих избыточным весом, слабым зрением или другими физическими дефектами. Ну а про то, как страшно, изощренно и безжалостно умеют обижать друг друга взрослые люди, и говорить лишний раз не хочется. И если тонко организованный, ранимый человек не может дать отпор оскорблению, предательству или подлости, то последним аргументом в пользу собственной правоты для него становится чувство обиды.
Так почему же христианство покушается на этот последний оплот человеческого достоинства, почему оно призывает добровольно отказаться от неотъемлемого права — не прощать боли и слез тому, кто безжалостно ворвался в твою жизнь и опалил твое сердце? Что за парадоксальный призыв звучит в Евангелии: …любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас (Лк 6:27-28)? Наверное, это самая непонятная заповедь Христа. В самом деле: ну зачем любить тех, кто тебя ненавидит, обижает и гонит? Уж им-то, наверное, меньше всего на свете нужны наши любовь и прощение. Так для чего тогда принуждать себя к такому тяжелому и неблагодарному делу?
Почему нельзя мстить своим обидчикам, еще более-менее понятно: ведь если отвечать злом на зло, то вряд ли этого самого зла в мире станет меньше. С заслуженными обидами тоже все ясно, поскольку здесь действует простой и всем понятный принцип: заработал — получи и не жалуйся. А вот что делать, когда тебя обидели безо всякого повода, если наплевали в душу, растоптали и унизили просто потому, что так захотелось обидчикам? Неужели тоже — простить?
Когда хватаются за молоток
Один из лучших рассказов Василия Шукшина (который так и называется — «Обида») начинается с банальной и, увы, обыденной ситуации: человеку нахамили. Он пришел с маленькой дочкой в магазин купить молока, а продавщица по ошибке приняла его за хулигана, который накануне устроил здесь пьяный дебош. И сколько ни оправдывался бедный Сашка Ермолаев, сколько ни объяснял людям вокруг, что он ни в чем не виноват, — все было напрасно. На глазах у дочери его опозорили, обругали последними словами невесть за что. Кончается рассказ страшной картиной: Сашка бежит домой за молотком, чтобы проломить голову одному из своих обидчиков. И лишь счастливая случайность мешает ему совершить убийство.
Это, конечно, всего лишь художественное произведение. Но в нем Шукшин сумел удивительно точно показать странную особенность человеческой души — остро и очень болезненно реагировать на несправедливые обвинения. В самом деле, ну что за беда, если про тебя говорят гадости, к которым ты не имеешь никакого отношения! Ведь совесть твоя чиста и, казалось бы, тут впору просто рассмеяться и пожалеть людей, которые так глубоко заблуждаются на твой счет.
Но не тут-то было… Стоит кому-либо плохо отозваться о нас — и сразу же в душе поднимается волна неприязни к этому человеку. А уж если обидчик будет упорствовать в своих нелепых обвинениях, эта неприязнь может перерасти в настоящую ненависть, застилающую глаза, отвергающую здравый смысл и требующую лишь одного — отплатить обидчику во что бы то ни стало. В таком состоянии и впрямь недолго схватиться за молоток…
Что же это за страшная сила, способная толкнуть честного и добропорядочного человека на преступление лишь потому, что кто-то наговорил ему разного вздора?
На языке христианской аскетики такая сила называется страстью, но, конечно же, не в том смысле, который вкладывают в это слово авторы лирических стихов и любовных романов. В христианском понимании страсть — это некое свойство человеческой природы, которое изначально было добрым и полезным, но впоследствии оказалось изуродовано грехом до неузнаваемости и превратилось в опасную болезнь. В святоотеческой литературе говорится о восьми основных греховных страстях, в той или иной мере присущих каждому человеку: чревоугодие, блуд, сребролюбие, гнев, печаль, уныние, тщеславие, гордость. Все эти страсти-болезни до поры прячутся в нас, оставаясь незамеченными, хотя на самом деле могут исподволь определять весь строй нашей жизни. Но стоит окружающим хотя бы чуть-чуть коснуться этих болячек, как они тут же дают о себе знать самым непосредственным образом.
Собственно, именно это и случилось с героем шукшинского рассказа. Ведь Сашка Ермолаев и в самом деле был абсолютно не виноват в тех безобразиях, которые ему приписала продавщица. Но несправедливое обвинение больно ударило по его тщеславию и гордости, а те, в свою очередь, возбудили гнев. В результате симпатичный и добрый человек едва-едва не стал убийцей.
Бестолковая продавщица и равнодушные покупатели, поддержавшие ее нападки на невиновного, безусловно, были не правы. И обижать людей, конечно же, нельзя, об этом даже говорить излишне. Но вот воспринимать нанесенную обиду можно все-таки очень и очень по-разному. Можно схватиться за молоток. А можно заглянуть в свое сердце и ужаснуться той мути, которую в нем подняла несправедливая обида. Именно в такой ситуации легче всего увидеть свое духовно болезненное состояние, понять, как глубоко страсть пустила в тебе свои корни. И тогда обидчики становятся пускай и невольными, но все же — благодетелями, которые открывают человеку его духовные недуги своими неосторожными или даже злыми словами и поступками.
Вот как говорил об этом святой праведный Иоанн Кронштадтский: «…не раздражайся насмешками и не питай ненависти к ненавидящим и злословящим, а полюби их, как твоих врачей, которых послал тебе Бог для того, чтобы вразумить тебя и научить смирению, и помолись о них Богу…
Говори: они не меня злословят, а мою страсть, не меня бьют, а вот эту змейку, которая гнездится в моем сердце и сказывается больно в нем при нанесении злословия. Утешаюсь мыслию, что, быть может, добрые люди выбьют ее оттуда своими колкостями, и не будет тогда болеть оно».
От уголька до пожара
Очень часто люди обижаются на, казалось бы, совершенно безобидные вещи. Достаточно бывает не то что слова — одного лишь взгляда, жеста или интонации, чтобы человек увидел в них нечто оскорбительное для себя. Странное дело: ведь никто же и не думал никого обижать, а обида снова — тут как тут, скребет сердце когтистой лапой и не дает жить спокойно.
Парадокс здесь заключается в том, что любая непрощенная обида всегда является «произведением» самого обиженного человека и вовсе не зависит от чьих-либо посторонних усилий или от их отсутствия. На это прямо указывает даже грамматическое строение слова обиделся. Ведь в данном случае «ся» — это ни что иное, как вышедшая ныне из употребления славянская огласовка местоимения — «себя». Таким образом, обиделся означает обидел себя, то есть дал волю мыслям, разжигающим в душе сладкую смесь сознания собственной униженности и чувства нравственного превосходства над обидчиком. И хотя люди не любят признаваться в таких вещах даже самим себе, но каждому еще с детства известно, как приятно бывает ощутить себя обиженным. Есть в этом какое-то нездоровое наслаждение, пристрастившись к которому начинаешь искать обиду даже там, где ее и в помине не было.
Ф. М. Достоевский в «Братьях Карамазовых» пишет: «Ведь обидеться иногда очень приятно, не так ли? И ведь знает человек, что никто не обидел его, а что он сам себе обиду навыдумал и налгал для красы, сам преувеличил, чтобы картину создать, к слову привязался и из горошинки сделал гору, — знает сам это, а все-таки самый первый обижается, обижается до приятности, до ощущения большего удовольствия, а тем самым доходит и до вражды истинной…»
В этой всем знакомой болезненной «приятности» обиды можно найти ответ на вопрос: почему в христианстве непрощенная обида определяется как тяжкий грех.
Если говорить совсем кратко, словом грех Церковь называет то, что противоречит замыслу Божию о человеке. Иначе говоря, грехом является все, что противно нашему естеству, разрушает нас, вредит нашему душевному или телесному здоровью, но при этом обещает некоторое кратковременное удовольствие и потому представляется желанным и приятным. Самоубийственный принцип влечения человека к греховным «радостям» довольно точно выражен в знаменитой Пушкинской строке: «…Все, все, что гибелью грозит, / для сердца смертного таит / неизъяснимы наслажденья…» Еще более категорично определял разрушительную сладость греха преподобный Исаак Сирин, говоривший, что грешник подобен псу, который лижет пилу и пьянеет от вкуса собственной крови.
Нетрудно заметить, как сильно этот трагический образ напоминает упоение собственной обидой, описанное Достоевским. И даже если обида окажется не надуманной, а самой что ни на есть настоящей, это ровным счетом ничего не меняет.
Уголек обиды можно тщательно раздувать в своем сердце размышлениями о несправедливости случившегося, бесконечными мысленными диалогами с обидчиком, сознанием собственной правоты и прочими способами, которых у обиженного человека всегда найдется великое множество. А в результате всех этих «духовных упражнений» обида из маленького уголька постепенно превращается в бушующее пламя, которое может полыхать в душе долгие месяцы, а то и годы. И если из-за чужого обидного слова или поступка человек разжег такой пожар в собственной душе, то вполне закономерно будет сказать о нем, что он — обиделся. То есть — обидел себя сам.
Право на обиду?
Несколько десятилетий назад в советской культуре возник положительный образ обидчивого героя (правда, обидчивость его для благозвучия была тогда стыдливо переименована в ранимость). Этот типаж кочевал по различным художественным произведениям и тихо обижался на несправедливости и притеснения, которые проливным дождем сыпались на него из щедрой авторской руки. Так писатели и кинематографисты выражали свой протест против людской черствости, пытаясь обратить внимание аудитории на страдание и одиночество человека в бездушном обществе людей-винтиков. Цель была, безусловно, благородной, и образ ранимого героя работал здесь как нельзя лучше. Но, к сожалению, у всякой палки — два конца. Обратной стороной этого художественного метода стала романтизация самой обиженности. Ведь если тот, кто обижает, — плохой, значит, тот, кто обижается, — хороший. Следовательно: обижать — плохо, а обижаться — хорошо.
В результате такого отождествления нравственных оценок героя и его душевного состояния на тех же прекрасных, пронзительных и добрых рассказах Василия Макаровича Шукшина выросло целое поколение очень ранимых, а на самом деле — просто обидчивых людей. Право на обиду они считали вполне нормальным атрибутом человека с тонкой душевной организацией, поэтому чрезвычайно остро реагировали на малейшее проявление чужого хамства и душевной черствости. Такую нравственную позицию весьма убедительно озвучил в своем лирическом стихотворении Эдуард Асадов:
Как легко обидеть человека:
Взял и бросил слово, злее перца…
А потом порой не хватит века,
Чтоб вернуть потерянное сердце.
На первый взгляд здесь все правильно и понятно. И обижать человека нельзя ни в коем случае, и за своими словами при общении нужно следить — все так. Но есть в этом коротком стихотворении еще одна очень важная тема, которая идет как бы вторым планом и потому не так заметна. Обиженный герой (оставшийся, что называется, за кадром) оказывается настолько ранимым, что из-за одного злого слова готов навсегда закрыть свое сердце для человека, причем для человека близкого, поскольку потерять можно лишь то, что было твоим. От такой категоричности героя, от этой его нетерпимости к чужим слабостям и недостаткам становится тревожно, прежде всего за него самого. Ведь с подобной «тонкостью» натуры в конце концов можно и вовсе остаться в гордом одиночестве, обидевшись на весь мир. А это состояние куда как страшнее и губительнее, чем самые злые слова и оскорбления.
Обиженный человек заживо хоронит себя в скорлупе собственных претензий к окружающим, и освободить его из такого страшного заточения не сможет даже Господь. Потому что разбить эту скорлупу можно лишь изнутри, искренне простив своих обидчиков. И пускай обидчики совершенно не нуждаются в нашем прощении. Зато в нем остро нуждаемся мы сами.
Священномученик Арсений (Жадановский), убитый большевиками в 1937 году, писал: «Добродетель всепрощения еще тем привлекательна, что она тотчас же приносит за себя награду в сердце. На первый взгляд тебе покажется, что прощение унизит, посрамит тебя и возвысит твоего недруга. Но не так в действительности. Ты не примирился и, по-видимому, высоко поставил себя — а смотри, в сердце свое ты положил гнетущий, тяжелый камень, дал пищу для душевного страдания. И наоборот: ты простил и как бы унизил себя, но зато облегчил свое сердце, внес в него отраду и утешение».
Два свидетельства
Может показаться, будто прощение для христиан — легкое дело, раз уж они настолько хорошо знают, в чем его смысл. Однако это совсем не так. Прощение обид — всегда подвиг, в котором сквозь свою боль и унижение нужно увидеть в обидчике такого же человека, как и ты сам, а сквозь его злобу и жестокость разглядеть те же духовные болезни, которые действуют и в тебе тоже. Сделать это очень непросто, особенно в тех случаях, когда обида уже пустила в душе глубокие корни, и даже осознанное волевое усилие не всегда помогает в борьбе с этой бедой.
Случается, например, что человек простил своего обидчика, но когда тот снова наносит обиду, то в возмущенной душе резко оживает и прежнее зло. Бывает так, что и обида забыта, и обидчик прощен, но если с ним случается беда, мы испытываем какое-то тайное жестокое удовлетворение. А если преодолели и эту ступень, то все же порой не можем сдержать недоумения и разочарования, когда узнаем о благополучии того, кто нас обидел когда-то. Формально прощая причиненную обиду, мы в глубине души все же продолжаем считать его своим должником и подсознательно надеемся на то, что Бог воздаст ему по заслугам. Но совсем не этого упования на грядущее возмездие ожидает от нас Господь.
Митрополит Сурожский Антоний после войны работал врачом и много общался с бывшими жертвами фашистских концлагерей. Это были люди, которых несколько лет подряд каждый день обижали так страшно, что об этом нельзя даже подумать без содрогания. Но что же они вынесли из этого многолетнего опыта обид и унижений, как относились к своим обидчикам? Владыка Антоний приводит в своей книге два уникальных документа — молитву, написанную на клочке оберточной бумаги погибшим узником лагеря смерти Дахау, и рассказ своего старого знакомого, который сам провел за колючей проволокой четыре года. Наверное, можно сколь угодно долго теоретизировать о христианском всепрощении, соглашаться с ним, или его оспаривать… Но перед этим единодушным свидетельством двух людей, перенесших немыслимые страдания, хочется просто склонить голову и благоговейно умолкнуть:
«“Мир всем людям злой воли! Да престанет всякая месть, всякий призыв к наказанию и возмездию. Преступления переполнили чашу, человеческий разум не в силах больше вместить их. Неисчислимы сонмы мучеников.
Поэтому не возлагай их страдания на весы Твоей справедливости, Господи, не обращай их против мучителей грозным обвинением, чтобы взыскать с них страшную расплату. Воздай им иначе! Положи на весы, в защиту палачей, доносчиков, предателей и всех людей злой воли — мужество, духовную силу мучимых, их смирение, их высокое благородство, их постоянную внутреннюю борьбу и непобедимую надежду, улыбку, осушавшую слезы, их любовь, их истерзанные, разбитые сердца, оставшиеся непреклонными и верными перед лицом самой смерти, даже в моменты предельной слабости. Положи все это, Господи, перед Твоими очами в прощение грехов, как выкуп, ради торжества праведности, прими во внимание добро, а не зло! И пусть мы останемся в памяти наших врагов не как их жертвы, не как жуткий кошмар, не как неотступно преследующие их призраки, но как помощники в их борьбе за искоренение разгула их преступных страстей…”
Второй пример — человека, которого я очень близко знал. Он был старше меня значительно, участник первой мировой войны, где он потерял руку; он вместе с матерью Марией Скобцовой спасал людей во время немецкой оккупации — Федор Тимофеевич Пьянов. Его взяли немцы в лагерь, он четыре года там был, остался в живых. Когда он вернулся, я его встретил случайно на улице, говорю: — Федор Тимофеевич, что вы принесли обратно из лагеря, с чем вы вернулись? — Я вернулся с ужасом и тревогой на душе. — Вы что, потеряли веру? — Нет, — говорит, — но пока в лагере я был жертвой жестокости, пока я стоял перед опасностью не только смерти, но пыток, я каждую минуту мог говорить: Господи, прости им, они не знают, что творят! И я знал, что Бог должен услышать мою молитву, потому что я имел право просить. Теперь я на свободе; наши мучители, может быть, не поняли и не раскаялись; но когда я говорю теперь: Господи, прости, они не знают, что творят, — вдруг Бог мне ответит: а чем ты докажешь искренность своего прощения?
Ты не страдаешь, теперь тебе легко говорить…
Вот это тоже герой прощения.
И я глубоко уверен, что в конечном итоге, когда мы все станем на суд Божий, не будет такой жертвы, которая не станет в защиту своего мучителя, потому что раньше, чем придет время окончательного Страшного суда над человечеством, каждый, умерев, успеет на себя взглянуть как бы в зеркале Божества, увидеть себя по отношению ко Христу, увидеть, чем он был призван быть и не был, и уже не сможет осудить никого» (из книги митрополита Антония Сурожского «Человек перед Богом»).
Почему необходимо прощать все обиды? Пройдите эффективные практики прощения и увидите перемены в своей жизни
Полезные советы
Для того, чтобы жизнь стала гармоничной, счастливой и без груза каких-либо проблем, чтобы наша душа и тело могли полностью вылечиться и очиститься, избавившись от боли и разочарования, необходимо обладать таким умением как прощение.
Многим такое решение наверняка может показаться слишком простым, таким, которое не требует к себе совершенно никакого внимания или усилия с нашей стороны, но, по сути, это далеко не так.
Обычно человек, который обидел другого, просит у него прощение как бы «для галочки» просто потому, что так положено, или он начинает прятать свою обиду настолько глубоко, что его абсолютно ничего уже не может задеть за живое.
И пока мы будем продолжать себя обманывать таким образом, негатив станет лишь распространяться и пожирать нас изнутри, при этом блокируя все наши потоки свободной энергии, полностью закрывая сердечный центр, рождая внутри нас новые обиды и страхи.
Что такое обида?
Обида — это такое чувство, когда мы начинаем предъявлять претензии самому себе, другому человеку и вообще всему миру. Это огромное разочарование за то, что какие-то наши ожидания не смогли оправдаться.
Кто-то отреагировал на события не так, как мы этого хотели, а совершенно по-другому, а окружающий мир посмел не выполнить наши желания и не подстроился под нас.
И иногда, против нашей воли, приходится отпускать от себя что-то очень дорогое и такое нужное. И мы начинаем совершать такие поступки, за которые потом корим себя очень долгое время.
Мы даже не замечаем какую львиную долю времени и энергии мы тратим на то, чтобы обстоятельства прогнулись под нас, под все наши ожидания, и получая очередной отпор, мы надолго остаемся с огромным чувством обиды, ощущением сильной несправедливости и полного разочарования.
Какую пользу нам это может принести? Мы мысленно прокручиваем в голове свою обиду снова и снова, погружаясь в те события, которые давно прошли, отравляя тем самым свое настоящее, то, что происходит сейчас. Как суметь отпустить такую боль? Что означает уметь простить?
Если вы себе сейчас задаете данный вопрос, то это значит, что вы уже находитесь на пути к истинному прощению. И это очень хорошо.
5 простых способов научиться прощать
Какие обиды простить наиболее всего труднее?
- Самые сильные обиды, как правило, всегда труднее простить на своих родных и близких людей, в основном это касается мужей или жен.
- А ведь все всегда начинается с наших родителей. Им обычно предъявляются претензии, что мало любили, плохо заботились, критиковали, слабо поддерживали, не любили, не верили в наши силы и так далее.
- Ребенок возлагает так много ожиданий на плечи своих родителей, что те, как правило, с этим большим грузом не в состоянии справиться.
- Это только позже, уже вырастая, мы начинаем понимать, что наши родители любили нас так, как могли и умели, но почему-то обиды так или иначе продолжают оставаться в наших сердцах. И постепенно они начинают прочно в нас укореняться.
- После этого мы начинаем проецировать это на своих партнерах.
- Обычно, все то, что мы так хотели и не смогли получить от своих родителей, мы начинаем ждать от партнеров, в связи с чем испытываем по отношению к ним сильную обиду и недовольства.
- Но не стоит забывать, что это мы сами выбираем для себя родителей еще задолго до своего появления на свет и они полностью соответствуют всем нашим требованиям, заключенном когда-то на тонких планах.
- И именно родители являются тем самым катализатором изменений, которые в нас происходят. А в наиболее сильных жизненных обидах скрываются, на самом деле, очень важные осознания и очень главные наши задачи.
- Если нам не удалось усвоить это со своими родителями, то мы, соответственно, переносим это на своих мужей и жен.
- Следует как можно внимательнее приглядеться к череде жизненных действий и, начиная с самого раннего возраста, можно отыскать ту самую причину, за которой вам, собственно говоря, и пришлось прийти сюда, на эту землю.
Что означает, когда мы прощаем?
Большинство людей наивно полагают, что прощать, и уступать, это значит показывать свою какую-то слабость и полное безволие. Но, по сути, это есть проявление великой силы.
Возможно, что вы и становитесь несколько уязвимым, когда прощаете, зато вы получаете огромную силу и полностью перестаете быть зависимым от разных разрушающих вас изнутри, сильных чувств.
Если человек продолжает долгое время злиться на другого, какую бы он не причинил сильную боль, значит он продолжает быть не больше не меньше — в состоянии жертвы.
Когда человек искренне прощает другого — он полностью освобождается. А отпуская свое прошлое насовсем, он может полностью разрушить плотину, выстроенную из различных претензий, упреков, гнева, раздражения и разных обид.
Смывая все свои болезненные ощущения, энергия начнет выливаться из вашего сердца и именно в это время с вами будет происходить трансформация, вы начнете вступать на верный, абсолютно новый для вас путь духовного прогресса.
Ошибки, которые вы должны простить себе
Практики для очищения и отпущения
1. Прощаем в письмах
- Такое действие необходимо проводить поэтапно.
В первый день следует написать на листке бумаги все свои чувства, которые вас захватывают, а также негативные переживания и также то, что вы всегда держали глубоко внутри себя довольно длительное время. Не нужно в это время стараться себя сдерживать каким-либо образом, ведь на вас нахлынут особые чувства.
- На второй день снова пропишите все свои отрицательные ощущения, те, которые все еще продолжают оставаться у вас. Просто постарайтесь их все без остатка выплеснуть на бумагу.
- На третий день постарайтесь найти какое-то улучшение в своей жизни и запишите обнаружившиеся изменения на бумагу.
- По окончании следует сжечь все три написанные вами листка. Именно это и станет вашим отличным ритуалом полного очищения. Ведь человеческое подсознание всегда принимает и очень любит такие символические действия.
2. Дарим цветы обидчику
Хотите разорвать привычный шаблон мышления? Тогда преподнесите своему обидчику букет цветов и постарайтесь изменить свои воспоминания. Это будет, пожалуй, самая оригинальная и наиболее эффективная практика.
Вы можете закрыть глаза и вспомнить ситуацию, которая произошла, когда вы испытали очень сильную обиду. Вы должны ее представить в мельчайших подробностях. Продолжайте вспоминать все детали в тот момент, когда обида начинает подниматься из глубин вашего естества.
Теперь достаньте мысленно букет с цветами и преподнесите его тому, кто вас обидел. Только представьте себе, какое недоумение и удивление возникнет в этот момент на его лице. Именно так и разрываются шаблоны всевозможных воспоминаний. Можете попробовать поговорить со своим обидчиком и попросить у него прощения, а также сами его полностью простите и отпустите.
Непременно постарайтесь разыграть в своих мыслях данную ситуацию и обязательно пообщайтесь с обидчиком. Скорее всего, вы непременно почувствуете, как такое необычное ваше поведение полностью обескуражит обидчика и тогда вы спокойно поведете диалог в нужном вам русле.
3. Практика выплескивания эмоций
Поставьте посередине комнаты обычный стул и мысленно посадите в него того, кто когда-то так сильно обидел вас. Выскажите в его сторону все ваши упреки и огорчения, все то, что давным-давно в вас накопилось.
Вы также можете применять для этого абсолютно любые выражения и слова. Можете даже кричать, если захотите. Более того, это даже приветствуется. Топочите громко ногами, орите, визжите, главное, выскажите все, с чем вы никак не можете согласиться, а также то, что вас совершенно не устраивает.
Можете даже запустить в этого человека какими-нибудь предметами, лишь бы только прогнать из себя абсолютно всю злость и агрессию, которая накопилась в вас.
Когда вы сможете почуять усталость и огромную опустошенность, следовательно, вы хорошо потрудились и освободились от большой доли негатива.
Вы можете попробовать снова и продолжайте это делать до того времени, пока не поймете для себя, что пришло время остановиться и вы стали познавать облегчение.
4. Письмо обидевшему человеку
Существует еще одна техника, в которой вам следует написать письмо своему обидчику. Для большинства людей такой способ прощения и исцеления от негативных эмоций является наиболее приемлемым.
Письмо можно начать таким образом: Я хочу сообщить тебе что-то такое, чего ни разу в своей жизни не говорил тебе.
И далее прописываем, придерживаясь примерно такого порядка:
- Вот то, что ты сделал по отношению ко мне
- Те эмоции, которые я пережил из-за тебя
- Это имело влияние на мою жизнь вот таким-то образом
- Вот то, чего бы я хотел сейчас от тебя
И последний, четвертый пункт поможет нам полностью понять свою сущность, самого себя, то, в чем мы сейчас наиболее всего нуждаемся и стараемся это принять в каком-то другом месте.
5. Техника при помощи медитации
Такое действие подойдет в основном для тех людей, которые уже смогли пережить сильный приступ своей обиды и теперь готовы распрощаться в плановом порядке от всех отрицательных убеждений.
Данная практика напоминает некую аффирмацию. Для нее нужно находиться в состоянии медитации.
Приблизительный текст:
«Сейчас я целиком и в полном объеме прощаю (имя той личности, которая вас обидела). Я прощаю его просто так, безусловно и без каких-либо ограничений, а также в любом случае, независимо от того, как он к этому относится. Мне не важно хочет он или нет, чтобы я сейчас простил его, я просто сделаю это.
Я полностью его прощаю потому, что именно я так решил, поскольку я являюсь независимым человеком и больше не желаю носить на себе большой груз каких-то обид внутри себя, ведь он очень сильно давит на меня.
Вместе с тем, как я полностью освобождаюсь от отрицательных проявлений, я чувствую как обиды навсегда уходят из меня, и мне при этом становится очень легко, комфортно и радостно. Я полностью освободился от горечи и желаю своему обидчику крепкого здоровья, как духовного, так и физического».
Старайтесь при повторении данного текста находиться в медитативном состоянии, когда ваше сознание несколько ослаблено, а вы обладаете замечательной возможностью погрузиться в него поглубже и постараться полностью очистить его.
6. Техника Луизы Хей
Вам следует прикрыть глаза и побыть в таком состоянии несколько минут. После чего вообразить себе, что вы оказались на просмотре фильма в кинозале. И вы видите, как на главном экране показывается та личность, по отношению к которой вы чувствуете свои неприятные ощущения.
Это может быть как живой, так и давно покинувший этот мир человек. Хорошенько рассмотрите его внешность и нарисуйте в уме то, что с ним возникает что-то слишком положительное и доброе, то, что имеет огромное значение для него.
Теперь вообразите себе его довольным и улыбающимся и продержите такой портрет в течение нескольких минут.
Вслед за тем, как образ вашего обидчика исчезнет, постарайтесь себя вообразить в этом же фильме. И точно также с вами тоже начинают случаться невероятно приятные и прекрасные вещи. Вы при этом очень довольны и по-настоящему счастливы.
Подобная практика потребует от вас повторения.
Навсегда отпускаем человека
Чтобы суметь навсегда простить и отпустить человека, приходится понимать, что во Вселенной ничего не происходит просто так, кроме прочего поступки каких-то других людей, вызывающие в нас сильное чувство обиды, какой-то несправедливости, а также другие тяжелые эмоции.
Все это мы получаем вследствие наших прошлых действий и теперь это лишь определенные плоды кармы, так сказать возвращение нам наших же поступков, то есть то, что человек излучает, то и, соответственно получает.
Очень легко нам становится простить тогда, если мы видим, что наш оскорбитель, совершивший что-то нехорошее по отношению к нам, в действительности лишь вернул нам долг, а именно то, что мы сами когда-то сделали в отношении кого-либо, к каким-то другим людям.
И понимая эту взаимосвязь, мы можем прощать людей легко, даже не применяя какие-либо определенные практики, поскольку проблема просто сама собой полностью исчезнет.
Когда мы пытаемся простить человека, который нас каким-то образом подвел, может быть совершил по отношению к нам измену, обманул или предал, мы полностью освобождаем себя от отрицательных связей с его личностью.
Отпустить человека совершенно не значит дать ему уйти, это говорит скорее о том, что это отпускание обид внутри себя, а также всего отрицательного, накопившегося в нас.
Заключение:
Для того, чтобы уметь прощать обидевших нас людей, бесспорно, всегда крайне трудно сделать первый шаг. Но сделать его необходимо. Ведь когда вы осознаете истинную роль своего обидчика в вашей жизни, тогда вы просто простите его, полностью приняв все то, что происходит с вами.
Таким образом, вы можете освободить в сердце достаточно много места для безусловной любви, а также для сострадания и сочувствия. Вы будете менять всю свою жизнь и становиться с каждым днем мудрее и свободнее, пока не поймете наконец, что стали абсолютно счастливы и умиротворены.
Стоит ли прощать обиду?
Стоит ли прощать обиду? На самом деле — совсем не простой вопрос. Однозначно ответить — да, нужно это сделать или, нет, не нужно, пока причинивший обиду не извинится невозможно.
Обида — во многом детская реакция, инфантильный способ справляться с конфликтом. Об этом я уже писал в предыдущей статье — https://www.b17.ru/article/147422/ . Взрослому человеку эта эмоция, по большому счету, не нужна. То есть нужна, но как первая реакция, как показатель, сигнал о том, что другой человек вам наносит какой-то ущерб. И тут важно разобраться — а есть ли этот ущерб на самом деле? Может это просто безобидная шутка, и человек не хочет Вас унизить, а делает это «искусства ради», из желания создать веселую, непринужденную атмосферу при общении. И ваша шутливая обида в ответ и его шутливые извинения — это часть забавной игры, юмор, обмен приятными эмоциями?
Вспоминается эпизод из фильма «Два бойца» , когда герой Марка Бернеса для того, чтобы разрядить тяжелую атмосферу в госпитале, начинает подшучивать над своим другом. Тот обижается, поскольку эти шутки касаются девушки, которую он полюбил, что приводит к тяжелой ссоре друзей. Дружеская коммуникация между ними была нарушена, им не удалось погасить ссору в самом ее начале, один — не учел серьезность чувств другого, второй — не сумел донести первому это в мягкой форме, дать понять, что эти шутки ему неприятны.
Что же делать, если вы все-таки понимаете, что своими действиями или словами человек на само деле нанес вам ущерб — унизил в присутствии других людей, подорвал вашу деловую репутацию? Лучше всего — поговорить с ним об этом. Рассказать ему о своих чувствах, о том, почему вы так тяжело переживаете произошедшее. Если человек ценит отношения с вами, он, скорее всего, извинится, попытается как-то загладить свою вину. И тогда, возможно, самое время, чтобы отпустить эту обиду, простить. Если же нет… Если человек не готов учитывать ваши чувства, отрицает само ваше право на них… Видимо, придется как-то перестраивать свой стиль коммуникации с ним.
Чего точно не стоит делать — так это «носить» обиду в себе. Возможно, вы уже давно не общаетесь с человеком, который нанес вам ущерб. И даже не знаете, где он сейчас, что с ним. Но обида по-прежнему сидит в вас, возможно вы даже вынашиваете какие-то планы мести, которую, как учат нас кино и литература, нужно «подавать холодной». Фантазии о мести в какой-то мере позволяют переработать обиду, но зацикленность на идее мести действует разрушительно на самого «мстителя». Лучше, помечтав о ней, представив, как вы могли бы отомстить, также попробовать эти планы и саму обиду отпустить…
Что делать, если не получается отпустить обиду, даже если человек искренне извинился перед вами или по прошествии уже длительного времени? Заняться ее проработкой. При помощи самостоятельных упражнений (их предлагается огромное множество в психологической литературе), самоанализа, выделения рациональной и иррациональной частей в этой обиде.
А лучше всего — принести эти проблемы: застарелую обиду или обиды, саму вашу склонность обижаться там, где другие этого не делают, саму свою обидчивость на консультацию к психологу. Вдвоем вы разберетесь с этим гораздо быстрее и эффективнее, все-таки самому анализировать свою психику, находясь, по большому счету, внутри этой психики, очень сложно.
Если Вы готовы принять мою помощь и поддержку в этом — пожалуйста, обращайтесь! Я принимаю очно в Санкт-Петербурге (возле м. Чернышевская), провожу консультации по скайпу и вотсап. Вместе мы сможем разобраться и с вашими обидами и со многими другими проблемами.
LifeAndJoy — Развлекательный портал
Часто нам причиняют обиды, наносят душевные раны, и не всегда получается все это забыть и вычеркнуть из жизни. В итоге мы накапливаем обиды в своем сердце и сами они не исчезают, но постепенно начинают разрушать организм человека изнутри. Закон природы, человек который держит гнев, злость, ненависть к своим обидчикам, и не может или не хочет их простить, рано стареет и умирает. Обида – груз, который мы постоянно носим за собой. И лишь прощение приносит облегчение и улучшает самочувствие.
Прощение нужно не обидчику, ему ваши переживания безразличны, прощение в первую очередь необходимо тому, кто чувствует себя обиженным. Прощая, вы проявляете великодушие, но не милость. Ваш обидчик понесет наказание рано или поздно. Ведь кто сеет зло, тот его и пожинает в итоге. Ваше прощение поможет вам разорвать связывающую вас цепь зла. Именно вам ваше прощение и принесет определенную выгоду. Но, не сумев простить – вы будете пребывать в постоянном стрессе. Вам это надо?
Разумеется, сказать проще, чем сделать. Мысленно вы можете быть готовы к прощению, но на эмоциональном уровне это сделать труднее. Надеюсь, предлагаемые советы по выходу из этой непростой ситуации, будут вам полезны. Представим, что вы все же простили обидчика. Остался один шаг, отделяющий вас от искреннего прощения – это страх, что вы станете уязвимы, и вам снова сделают больно. Именно страх мешает нам по-настоящему простить человека. Помните, простив обидчика, не значит начать снова ему доверять. Помня это, вы приблизитесь к прощению.
Важно научиться прощать, даже если человек не раскаялся. Вспомните то хорошее, что он для вас когда-то делал, его положительные качества. Чаще вспоминайте то светлое, что хранит ваша память о том, кого вы сегодня ненавидите.
Вы разрушаете свое здоровье, тратя свою энергию на поддержание обиды. Не лучше будет направить данную энергию на тех, кто вам ближе и действительно дорог? Откажитесь от ненависти к тем, кто вас обидел, и направьте свою энергию на созидание чего-то светлого. А если ваш обидчик раскаялся, тогда тем более стоит его простить и забыть все обиды.
Не каждый человек способен быстро простить и отпустить обиду. Кто-то носит эту боль в себе годами, кто-то забывает все на следующий день. Как правило, сложнее простить те недостатки, которые присутствуют в нас самих, и которые мы пытаемся тщательно скрыть от других. Обида – это нежелание понять поступки другого человека. Да и не все обиды достойны вашего внимания.
Поговорите с обидчиком, проясните ситуацию, возможно, он даже не знает, что его действия причинили вам боль. Сделай для него что-то доброе. Поверьте, это принесет вам колоссальное облегчение. Чтобы научиться прощать обиды, честно ответьте на следующие вопросы:Прощение
1. Если кто-то обижался на вас, вы чувствовали себя виновным? Проще оправдать себя, чем понять поступок другого человека.
2. Присмотритесь к себе, возможно, вы обладаете теми же качествами, что и ваш обидчик, поэтому вам сложно его простить? Простите себя, и тогда вам проще будет понять, так ли сильна вина этого человека?
3. А вам быстро прощали обиды, которые вы также причиняли?
Прощение – это путь мудрости и великодушия. Будьте великодушны.