Слово на отпевании
В нашем храме в редкий день не бывает отпеваний, обычно один-три гроба, но случается и больше, максимально, если не ошибаюсь, я отпевал одновременно десять покойников. Люди, стоящие у гроба, как правило не церковные совсем, единицы ходят в храм и имеют опыт молитвы, таких всегда узнаешь по глазам. Сердца близких умершего удручены горем и открыты для слов утешения и помощи. Стараюсь достучаться до них, не торопясь и внятно читая тексты чина погребения и произнося проповедь. Обычно говорю три слова, перед отпеванием для настроя на молитву, кратко перед чтением разрешительной молитвы с призывом простить и попросить прощение и последние слова произношу после предания земле, напутствуя и предлагая близким что то поменять в себе ради умершего.
Слово перед отпеванием.
Братия и сестры, сегодня вы собрались помолиться о ваших усопших близких и родных. Мы привыкли помогать дорогим наш людям всякими земными способами: заботой, вниманием, материально, сочувствием, советом, поддержкой. Когда же человек умирает, очень часто мы упрекаем себя в том, что не все сделали для него, были забывчивы, не сказали друг другу каких то главных и важных слов. Сейчас все земные средства помощи уже не нужны нашим ушедшим близким, но мы все таки можем им помочь. Когда люди выполняют работу то напрягают мышцы, делая что то тяжелое, или волю, принимая решение. Сейчас же надо напрячь наши сердца и пусть молитвы, что мы сейчас будем петь и читать, будут теми главными словами, которые вы не успели сказать, пусть из сердец ваших будет изливаться те внимание и поддержка, которых может быть не хватало раньше в ваших отношениях с умершим. Мы живем не только подчиняясь государственным установлениям или законам природы, есть еще духовные правила жизни, одно из них гласит: как ты относишься к людям, так и к тебе будут относиться. Оно подобно закону переливающихся сосудов в физике. И Господь судит о умерших и по тому, что они оставили в наших сердцах. Образно выражаясь, Он смотрит на нас всех сверху и думает: надо же как они любят этого человека, значит он заслужил такой любви и моей милости. Поэтому напрягите ваши сердца и будем молиться.
Слово после отпевания.
Вы плачете, а ведь это слезы о нас самих: как же мы будем дальше жить, как нам теперь не хватает наших близких. Одна женщина, трагически потерявшая мужа как то призналась после панихиды: я три года жду, чтобы кто то сказал мне те слова, что облегчат горе, но так и не услышала их. Мне тогда подумалось, действительно нет таких человеческих слов, только Господь может дать измученным сердцам облегчение. Поэтому люди чаще всего не хотят думать и говорить о смерти, пытаются быстрей забыться, закрутиться в работе, в суете. Но посмотрите как относятся к смерти истинные христиане, взгляните на церковный календарь, дни памяти святых почти всегда дни их кончины, а так как большинство святых мученики, то тяжелой, жестокой, насильственной. Когда то близкие убиенных мучеников тоже страдали и плакали, прошло время и эти дни стали называться для нас не траурными датами, а праздниками. Если будем молиться за своих усопших, то со временем и для нас даты их успения будут не временем плача и скорби, а встречи и утешения.
Но все равно сердце человеческое хочет помочь усопшим и земными способами, тогда посмотрите вокруг, сколько же на земле горя, несчастий, нужды. Если мы поможем кому то ради наших близких то мы им поможем. Но думается самая большая жертва для них-это мы сами. Может быть они хотели, чтобы мы в чем то изменились к лучшему и исправились в плохом, почему бы не исполнить их волю сейчас. А если вы хоть иногда бываете в храме, то может быть начать это исправлению с искренней исповеди, открыть себя для Господа, чтобы он принял эту нашу жертву и дал утешение всем, живым и усопшим. Аминь.
Дорогие братья и сестры! На сегодняшней Божественной Литургии Апостол наставляет нас словами: «Не скорбите без меры, как те люди, которые не имеют упования». В другом месте Священного Писания говорится, что «печаль о Бозе спасение соделовает, а печаль мира сего смерть соделовает». Что такое смерть? Если человек думает, что смертью заканчивается бытие человека, то смерть – это ужасная вещь, потому что с ней прекращается всё. И настаёт траур, настаёт безысходное состояние. Человек не может ничего делать и изнутри бывает не согласен, что он разлучается с тем, кого знал, кого любил, понимает, что больше с ним никогда не встретится. И вот от такой безысходности человек, который не имеет упования на Бога, не только теряет сознание, не только рыдает, плачет, забывает, что он делает, но часто ещё от такой неумеренной скорби вселяются в него бесы и мучают его.
В христианском понимании смерть – это переход или, иными словами, это другое рождение. Когда человек рождается, он перестаёт жить в утробе матери и в этом плане для него настаёт смерть, но одновременно он рождается в мир. Его жизнь переносится в другое миробытие, в другое пространство. Подобным образом человек, когда умирает, переходит в Жизнь Вечную, он умирает в этой жизни земной, но рождается для Жизни Небесной.
Сегодня все мы с вами присутствуем при великом таинстве – таинстве смерти. Она настаёт внезапно, тогда, когда соизволяет Сам Господь Бог. Никто из нас не знает, когда и при каком обстоятельстве, в каком состоянии, в каком месте настанет наш переход в вечность. И вот именно это является большой милостью Божьей, потому что ожидание смерти, знание этого момента, когда он наступит, для человека бывает тяжелее самой смерти. Но если смерть – великое таинство, то вся жизнь человека должна быть великим приготовлением к этому.
Смерть каждого человека, его погребение, при котором мы присутствуем, это великий урок для каждого из нас. Мы еще раз убеждаемся, что всё, на что мы полагали своё упование – все наши намерения, богатство, удобства, уют, все нужные вещи для этой жизни – перестают быть нужными, перестают быть значимыми. Потому что смерть оставляет это здесь. Душа, будучи более тонким существом, чем тело, берет только то, что в ней самой находится. А что может находиться в душе? Когда Спасителя вели на Голгофу, и женщины плакали о нём, Он повернулся и сказал: «Дщери израильские, вы не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о чадах ваших, потому что когда придет ваш момент, вам придется дать ответ Богу за свою жизнь и за своих детей».
Когда происходит смерть, в окружении людей неверующих часто плачут. Плачут, потому что стал проявляться эгоизм, потому что они любили человека. Они, может быть, имели какое-то утешение от общения с ним, а теперь этого не будет. Когда мы провожаем человека и понимаем весь духовным смысл этих проводов, мы не должны плакать о том, что он умер, и мы больше не будем утешаться его общением. Мы верим, что у Бога все живы, и скоро или нескоро и нам предстоит этот переход. И наша печаль, наша скорбь должна выражаться в молитве об этом усопшем человеке. Конечно, как человек, он, может, делал многое доброе, но бывали и ошибки в его жизни, потому что человек без ошибок не может жить. Не ошибается только тот, который не живёт. Мы можем скорбеть о себе. Пересматривать свою жизнь, представлять себя на месте усопшего и думать, что когда душа уходит из тела, её встречают легионы бесов с написанными хартиями грехов, обвиняют его во многом. Тогда ни цветы, ни хорошие слова, ни поддержка друзей, ни состояние, ни авторитет – ничего не может помочь. Уходит душа в ад или рай и встречает множество на своём пути недругов и друзей. Недруги – это грехи, бесы, а друзья – это добродетели. Когда мы просматриваем свою жизнь и видим свои дела, нам действительно есть о чём скорбеть…
Сегодня мы с вами провожаем в вечный путь схимонахиню Херувиму. Многие её знают как мать Марию, которая много лет здесь трудилась, подвизалась, совершала своё послушание. Я вспоминаю те дни, когда я служил в Вяжищском монастыре под Великим Новгородом. Там я познакомился с ней. Она была общительной, доброй. Часто прихожане, которые ходили на службу, собирались у неё дома в праздники, общались, радовались, и не один раз я был среди них. Когда я уехал из Новгорода, она стала приезжать ко мне в Лавру. Тогда как раз открылся этот монастырь, и я предложил ей: «Вы одна, а там много людей и много дел. Вы приезжаете в Лавру, уезжаете домой – не можете найти себе место, потому что когда человек приобретает Бога, он ищет, где определиться. В это время она уже немного укрепилась в вере, и я предложил приехать в этот монастырь, ей понравилось, и она здесь осталась, поступила на послушание. И вот за всё это время, что она здесь подвизалась, я ни разу не слышал от нее недовольство или ропота или хотя бы, чтобы она когда-нибудь пожаловалась на своё здоровье или на какие-то другие скорби, которые ей тяжело нести. Единственное, что она просила молиться за сына или за какого-нибудь благодетеля, постоянно подходила и говорила: «Вот человек помогает монастырю, сейчас ему трудно». И вот свою любовь к Богу, к монастырю, Игумении, сестрам она выражала в том, что ходила по миру: не стеснялась, не боялась, а просила для монастыря, для приюта, для рабочих, питание, кто что может дать. И этим самым помогала людям, имеющим такую возможность, совершить милостыню и получить прощение грехов, сделать что-то доброе в этой жизни. Потому что многие люди, которые имеют такую возможность, не задают себе такой цели. Не знают просто, что милостыня очень помогает не только в успехах в жизни, в производстве, в бизнесе, но милостыня очищает человека, даёт ему возможность принимать благодать Божью, которую без милостыни человек никогда не получит. И вот на протяжении многих лет она этих людей, могущих помогать монастырю, подвигала на спасительную добродетель милостыни, а монастырю помогала кормить и получать какие-то вещи.
Это был человек, который правильно расставил свои первостепенные и второстепенные дела. Она ушла в Вечность, а после нее остались люди, которые её помнят, остались вещи, которые служат пользе, останемся мы, которые должны молиться и хвалить Бога за такой её труд и за добрый пример. Потому что очень много значит, когда человек не просто трудится, но и подаёт пример другим. И я бы хотел сказать, что схим. Херувима своим поведением подавала добрый пример. Пример любить монастырь, всем рассказывала о нём с такой любовью, с таким восторгом, что люди не могли остаться безразличными. Пример любить Игуменью, потому что руководителю всегда очень трудно. Когда спрашивали у Святейшего Патриарха Алексия в интервью незадолго до его кончины: «Ваше Святейшество, как Вам кажется, что самое трудное в жизни?», он сказал: «Я полагаю, что самое трудное – это быть во главе чего-то, возглавлять, руководить». Мать Мария всегда подавала пример почитания старших, почитания Игумении, пример любви к сестрам. Это очень много значит для обители, которая развивается и должна развиваться дальше, потому что без уважения, без почтения, без любви друг к другу ничего не станет, и развития не будет.
Сегодня мы все вспоминаем её хорошие дела, добрые дела, просим, чтобы Господь простил то, что мы не знаем и не должны знать – те погрешности, которые каждый человек вольно или невольно допускает в своей жизни. Поэтому сейчас мы будем совершать чин отпевания и провожать в последний земной путь схимонахиню Херувиму. Будем молиться, чтобы Господь простил ее и сподобил вечного радования, вечного покоя и её молитвами помиловал бы и нас, дал и нам христианскую кончину и утешение по молитвам ближних. Чтобы и нас в момент, когда мы станем переходить в мир иной, окружали знакомые, близкие и с молитвой провожали нас.
Будем просить Бога, чтобы Он Сам принял душу рабы Божьей схимонахини Херувимы в Вечные Свои обители и нам помогал всегда «помнить последняя своя», дабы мы меньше делали ошибок в жизни, дабы мы не увлекались и не заблуждались на её путях и не отвращались от спасительной дороги в Царствие Небесное!
Поделитесь с друзьями:Любите ли вы ходить на похороны? Смерть — это наказание, это враг человека, это жгучая боль утраты, особенно, когда конец жизни приходит как бы преждевременно. Пишу «как бы», потому что зададим себе вопрос: отчего мы упрекаем Бога, будто каждому при рождении дается свыше расписка «полагается жить долго».
Любить похороны — противоестественно. Но то, что на похороны всем — верующим и неверующим — ходить полезно, — в этом я уверена. Думаю, многие со мной согласятся. Это как «звоночек» для каждого из нас: приготовься и ты, душа дорогая, никто не знает дня и часа своей кончины. Тебя никто не спросил, когда, как и от кого тебе дано было появиться на свет. Тебя никто не спросит, не поинтересуется твоим желанием, когда, как и при каких обстоятельствах тебе придется уйти с этой земли. «Человекам положено однажды умереть», сказано в Писании. Непреложный факт. Нравится это вам или нет. И никто не спорит. Смерть придет к каждому, кроме тех, кто дождется Второго пришествия Христа за Своей Церковью.
Человеку положено однажды умереть. А вот продолжение этой фразы: «а потом суд», принимается не каждым. Как говорят некоторые: «Это мы еще посмотрим!» Или еще такое часто слышишь: «Если Бог и есть, Он должен меня оправдать, ведь ничего плохого в жизни я не делал!» Что такое «хорошо», а что такое «плохо» — оставим пока в стороне. А вот слово «должен»… Бог нам должен? Кто мы такие? Ничтожные былинки, муравьишки, прах из праха — указываем Богу, величие Которого совершенно нам непонятно и недоступно… Подобно вопрошающему Иову, нам только и остается в страхе и трепете прикрыть свой рот ладошкой…
В чем же практическая и духовная польза нашего участия в похоронах как близких, так и дальних? Дань уважения усопшему. Слова сочувствия родным (жалкие мы все утешители!) Возможность остановиться в суетном беге — домашние хлопоты, церковные добрые дела, бизнес, карьера… Никуда не торопиться. Не смотреть на часы. Впрочем, беспокойные мысли одолевают и на кладбище. Нельзя долго задерживать землекопов с лопатой — дороже возьмут. Автобусы поторапливают. Хватит ли всем мест и приготовленной еды на поминках? То дождь собирается, то холодно, то жарко, то кому-то плохо от усталости и переживаний. Кто-то обиделся, что ему не дали слова.
Но вот ты успокаиваешься и вслушиваешься в речи выступающих. И со многими соглашаешься. Что земля всех уравнивает — генералов и солдат, богатых и бедных, великих и малых сих. Голым приходишь, голым уходишь. Вспоминают Александра Македонского, властелина мира, который мудро попросил похоронить его с открытыми ладонями — ничего не унести с земли!
Но нетленным, драгоценным, непреходящим является многое, что частично остается с нами на земле, частично идет на небо. Впрочем, разделение земли и неба — условно. Все — от Бога, все — к Богу. Драгоценное — молитвы усопшего. Те самые молитвы святых, которые собираются в таинственные золотые сосуды у Господа. Самое ужасное и печальное для человека, когда за него никто и никогда не молился. Когда он ни за кого не молился. Думаю, таких нечастных мало на земле. Впрочем, мало или много молитв — это не область арифметики. Молитва молитве рознь. Иной бессловесный вздох ценится у Бога выше, чем долгие требовательные «дай!» Но и это не наша область — догадываться, чья молитва лучше и быстрее доходит до неба.
Как прекрасно, что суд — у Бога, и только у Христа — ключи рая и ада. Сколько бывает бесполезных споров, куда и как уходит душа умершего, если он явно не ходил в церковь. Мысли человека, его тайное открыто только Господу. И это — большое утешение. И надежда.
Недавно я хоронила своего старшего зятя. Дочь моя осталась молодой вдовой, внуки потеряли строгого и справедливого отца, честного, добропорядочного человека, который, если вдуматься, и «заработал» себе смертельный диагноз, цирроз печени, по причине своей борьбы за справедливость — честность нынче не всем нравится, и его убрали. Был бы он верующим, наверное, его мужское самолюбие было бы не так уязвлено.
У нас с ним были сложные отношения, вернее, отношений просто не было, он крайне болезненно относился к тому, что я вопреки его запрету молюсь и читаю Библию с моими внуками, его сыновьями, для которых (кто с этим будет спорить?) отец — высший авторитет. К счастью, за время болезни Господь смягчил его сердце, и незадолго до смерти мы снова стали с ним по-доброму беседовать. Спустя столько лет! Но старательно обходили «запрещенные» слова, такие, как «смерть», «вечность», «Бог». Он категорически махал рукой: «Не надо! Я знаю, что вы скажете! Не надо!»
На похоронах, в церкви, дома я горько плакала, да и сейчас меня боль не отпускает. Почему послушалась его, почему не встала на колени около его дивана и не помолилась вслух, почему не подошла с этой, другой стороны… И ведь столько связывало нас — его неизменная любовь к моей дочери, его любовь к сыновьям, моим внукам!
Остается мне надеяться на одно — на силу детской молитвы, мы постоянно молились с мальчиками о папе. Слава Богу, я всегда жалела своего зятя и не держала на него никаких обид. Хотя, что скрывать, горько мне было — впервые прикоснуться к его красивым волосам только в гробу…
Дорогие мои, великая польза участия в похоронах — полностью растворяются все обиды, все «занозы», что-то особое происходит в душе, когда глядишь неотрывно на неподвижное лицо, на закрытые глаза… Происходит невидимая работа Духа Святого, переоценка многого, что было в прошлом.
Хороним мы верующего или неверующего человека (очень не люблю этого разделения, как и споров, что главное — вера или добрые дела), похороны — особое служение, громкая проповедь. Проповедует сам покойник: «человеку положено однажды умереть». Перед нами — прах. Где его душа, его улыбка, его любовь, его слезы, его молитвы? Но важно и другое — на похороны обычно приходят самые неожиданные люди: соседи, бывшие сослуживцы, дальние родственники — и все расположены слушать о чем-то «вечном», будь это столь модное сейчас отпевание в церкви по-православному или чтение Библии, или личное свидетельство о смысле жизни и что все дела усопшего идут вслед за ним. И что пишется особая книга на небе, о чем каждый из нас, ныне живых, узнает сам не понаслышке.
На похоронах обычно узнаешь много неизвестного о человеке. Так было и со мной на похоронах зятя. Иногда разыгрываются и драматические сцены. Мне пришлось быть на похоронах одной моей старинной знакомой, очень деятельной женщины. Но она не могла простить сыну его женитьбы, отреклась от невестки, внуков, и я видела страдальческие лица этих бедных мальчиков, как они стояли у гроба своей неизвестной бабушки и с изумлением слушали, сколько добрых дел она сделала людям…
Похороны — прекрасная возможность для всех нас, детей Божьих, проповедовать Христа тем, кто никогда не ходил и не пойдет в церковь. Причем слушают все. И никто не уходит. И не затыкает уши. И не спорит. Да и что спорить — вот мертвое тело и отверстая могила. Проверено опытом — всем очень нравится, как поют верующие. Даже землекопы просят: «Спойте еще». Гимны наши при погребении — прекрасные, это тоже проповеди вслух. Особенно, когда много с хорошими голосами и никто не забывает текст. Пользуйтесь возможностью!
Хочется мне сказать о другом, раз есть повод. Оставим так называемых неверующих с их страхами перед смертью и даже перед самим словом «смерть» — пугает полная неизвестность и малейшая вероятность исполнения строгих слов «а потом суд». Один близкий мне человек умудрился дожить до 67 лет и ни разу не побывать на похоронах — боится расстроиться. И на кладбище никогда не ходит. Такая вот позиция страуса. Или языческое понимание — не называть явление словом, и явления как такового нет.
Но откуда бывает страх смерти у верующих, причем верующих укорененных, неформальных, живых христиан? Думаю, одного ответа нет. Сомнения — не грех. Притворяется тот, кто заявляет, что никогда не сомневался в Божьих словах. Вдруг приходят жгучие сомнения — спасен ли? прощен ли? записан ли в Книге жизни? Может, как Лотовой жене, жаль оставить этот гибнущий, цветущий и красивый с виду временный мир? Меня всегда изумляет, когда дряхлая старушка, для которой, казалось бы, этот мир давно уже поблек, просит у Господа милости еще пожить. Впрочем, каждый смотри сам за собой, Господи, убереги меня от осуждения слабых, как бы мне самой не ослабеть в час моей кончины…
Думаю, что погоня за здоровьем, за долголетием — некий знак омирщения церкви. Вселенная ветшает на глазах, скоро свернется, как свиток старой бумаги, а мы все строим планы, миражи, гоняемся за новыми лекарствами, все устраиваемся поудобнее, потеплее. Давно ли вы ходили на похороны? Очень это взбадривает. Хочется, действительно, бодрствовать и ходить перед Господом, как в последний день.
Бытует такое мнение, что достойным людям Бог посылает достойную смерть. Легкую смерть, моментальную. Где-то я читала, одним из доказательств, что Чехов был верующим человеком в душе, является его легкая смерть, а больные туберкулезом часто мучаются в тяжкой агонии. Но что тогда сказать о многих и многих святых, отдавших свою жизнь за Христа в страшных физических мучениях? Один служитель, прекрасный христианин, скончался в электричке в секунду. Ехал после утомительного праздника, думал, наверное, что было удачно, а что нет, возможно, и каялся. Прекрасная смерть! Но сразу нашлись такие, кто стал говорить: «Наверное, у него не все было в порядке. Почему такая некрасивая и неудобная смерть? В электричке? Неужели Господь Своему верному служителю не мог устроить другие обстоятельства?!» Такое вот смущение.
Кто из нас мысленно не мечтал, как бы он хотел умереть? Да, случаются поистине красивые кончины — на коленях во время молитвы, во время пения псалмов в кровати, за письменным столом в момент подготовки проповеди…
Господи, Ты все знаешь, Господи, прости, что мы порой не о том беспокоимся, Господи, дай никогда не оставлять Тебя, а Ты верен Своему обещанию — «Се, Я с вами до скончания века». Держи меня, Господи.
pravoslavnoe
В нашем храме в редкий день не бывает отпеваний, обычно один-три гроба, но случается и больше, максимально, если не ошибаюсь, я отпевал одновременно десять покойников. Люди, стоящие у гроба, как правило не церковные совсем, единицы ходят в храм и имеют опыт молитвы, таких всегда узнаешь по глазам. Сердца близких умершего удручены горем и открыты для слов утешения и помощи. Стараюсь достучаться до них, не торопясь и внятно читая тексты чина погребения и произнося проповедь. Обычно говорю три слова, перед отпеванием для настроя на молитву, кратко перед чтением разрешительной молитвы с призывом простить и попросить прощение и последние слова произношу после предания земле, напутствуя и предлагая близким что то поменять в себе ради умершего.
Слово перед отпеванием
Братия и сестры, сегодня вы собрались помолиться о ваших усопших близких и родных. Мы привыкли помогать дорогим наш людям всякими земными способами: заботой, вниманием, материально, сочувствием, советом, поддержкой. Когда же человек умирает, очень часто мы упрекаем себя в том, что не все сделали для него, были забывчивы, не сказали друг другу каких то главных и важных слов. Сейчас все земные средства помощи уже не нужны нашим ушедшим близким, но мы все таки можем им помочь. Когда люди выполняют работу то напрягают мышцы, делая что то тяжелое, или волю, принимая решение. Сейчас же надо напрячь наши сердца и пусть молитвы, что мы сейчас будем петь и читать, будут теми главными словами, которые вы не успели сказать, пусть из сердец ваших будет изливаться те внимание и поддержка, которых может быть не хватало раньше в ваших отношениях с умершим. Мы живем не только подчиняясь государственным установлениям или законам природы, есть еще духовные правила жизни, одно из них гласит: как ты относишься к людям, так и к тебе будут относиться. Оно подобно закону переливающихся сосудов в физике. И Господь судит о умерших и по тому, что они оставили в наших сердцах. Образно выражаясь, Он смотрит на нас всех сверху и думает: надо же как они любят этого человека, значит он заслужил такой любви и моей милости. Поэтому напрягите ваши сердца и будем молиться.
Слово после отпевания
Вы плачете, а ведь это слезы о нас самих: как же мы будем дальше жить, как нам теперь не хватает наших близких. Одна женщина, трагически потерявшая мужа как то призналась после панихиды: я три года жду, чтобы кто то сказал мне те слова, что облегчат горе, но так и не услышала их. Мне тогда подумалось, действительно нет таких человеческих слов, только Господь может дать измученным сердцам облегчение. Поэтому люди чаще всего не хотят думать и говорить о смерти, пытаются быстрей забыться, закрутиться в работе, в суете. Но посмотрите как относятся к смерти истинные христиане, взгляните на церковный календарь, дни памяти святых почти всегда дни их кончины, а так как большинство святых мученики, то тяжелой, жестокой, насильственной. Когда то близкие убиенных мучеников тоже страдали и плакали, прошло время и эти дни стали называться для нас не траурными датами, а праздниками. Если будем молиться за своих усопших, то со временем и для нас даты их успения будут не временем плача и скорби, а встречи и утешения.
Но все равно сердце человеческое хочет помочь усопшим и земными способами, тогда посмотрите вокруг, сколько же на земле горя, несчастий, нужды. Если мы поможем кому то ради наших близких то мы им поможем. Но думается самая большая жертва для них-это мы сами. Может быть они хотели, чтобы мы в чем то изменились к лучшему и исправились в плохом, почему бы не исполнить их волю сейчас. А если вы хоть иногда бываете в храме, то может быть начать это исправлению с искренней исповеди, открыть себя для Господа, чтобы он принял эту нашу жертву и дал утешение всем, живым и усопшим. Аминь.
Слово на отпевании
Слово на отпевании
(цель — призвать людей предстоящих к покаянию, и к молитве за успопших, и дать возможность им самим сделать некоторые выводы
о христианской или нехристианской смерти усопшего). Да упокоит Господь душу новопреставленного раба Своего (…) со святыми, простив ему все согрешения вольные и невольные.(Смерть – как временное расставание). Расставание с усопшим можно сравнить с расставанием с живым человеком, отправляющимся в долгое путешествие. Расставаясь с живым человеком, мы печалимся и скорбим, но мы знаем, что с человеком, уехавшим мы снова можем увидеться. Подобно и с расставанием с усопшим – расставаясь, мы печалимся и скорбим, но мы также знаем, что всем нам предстоит встретиться, всем предстоит пройти этим путем – дорогой смерти.
(Как помочь усопшим?) И для того, чтобы встреча тогда оказалась радостной, для этого сейчас нам нужно жить подобно блж. Ксении Петербургской. Поскольку она также рассталась со своим мужем, когда ей было 26 лет. После этого она прожила еще 45 лет в течение которых старалась помогать своему мужу, и сама готовилась к вечной жизни. После смерти своего мужа, блж. Ксения совершенно изменила образ своей жизни, и жила уже для вечности, и для оказания помощи своему мужу. Каждый день она помогала своему мужу – ежедневной молитвой о нем, моля Бога о прощении его грехов. Также блж. Ксения помогала своему муже совершением различных добрых дел, которые она совершала с молитвой о своем муже, прося Бога, чтобы Он её добрые дела принял – как бы от рук её мужа, и ему подал милость за её дела. Помогала блж. Ксения своему мужу подачей милостыни нищим и всем нуждающимся, прося Бога, что жертву эту (милостыню) Господь принял как бы от рук её мужа, и ему подал милость.
Подобным же образом и мы можем помогать нашим усопшим: 1. Ежедневной молитвой о них. 2. Добрыми делами с молитвой о усопших. 3. Подачей милостыни с молитвой о усопших. Все перечисленные выше средства доступны для каждого человека. Поэтому если кто из вас желает помогать своим усопшим, то возможности для этого каждый из вас имеет.
Для человека, переступившего черту смерти, не представляют никакой ценности материальные предметы, ни какие пиршества и застолья, но самое ценное и дорогое для него — это ваша сердечная молитва о прощении его грехов, ваши добрые дела и милостыня с молитвенным воздыханием о усопшем. Именно этого ждут от вас усопшие, надеются на вашу поддержку, на ваши молитвы. Поэтому если усопшие дороги для вас, то не оставляйте их без вашей помощи, без вашей поддержки, без вашего ежедневного молитвенного ходатайства перед Богом. Два принципиально разных вида смерти.(Два принципиально разных вида смерти). Смерть предстоит перед каждым человеком, никто её не избежит. Но умереть можно по-разному – можно умереть во грехе, а можно умереть в покаянии. Господь говорит: «В чем застану, в том и сужу».
Поэтому смерть нужно принципиально разделить на два вида: одну можно назвать христианской, мирной или по-светски сказать – счастливой, а другую – нехристианской и несчастной. Какой смерти человек сподобится – зависит от его свободного жизненного выбора.
(О христианской смерти). Христианская смерть – это смерть с покаянием. Это смерть, которую мы празднуем каждый день вспоминая память святых. День памяти св. Серафима Саровского, свт. Николая Чудотворца, и других святых – что это за день? – Это день их смерти, дата их смерти. И этот день Церковь отмечает как великий праздник. Смерть отмечает – как праздник. Потому что смерть святого не является трагедией, но временем получения воздаяния – награды, успокоения. А святые есть и сейчас. Русская пословица говорит: «Не стоит город без святого, село без праведника». Если бы не было святых, то мир прекратил бы свое существование.(Слова ап. Павла перед смертью). Св. ап. Павел, зная о приближении своей кончины, сказал: «Я беговую дорожку закончил, дело совершил, и готовится мене венец праведности (готовится для меня награда), для меня жизнь – Христос, и смерть — приобретение». Но повторить эти слова за ап. Павлом может не всякий человек. Не каждый может сказать, что дело он совершил (дело Божие). Не каждый может сказать, что готовится для него награда от Бога, но напротив, многие если представят сейчас: если жизнь закончится в этот момент, и нужно будет сейчас предстать пред Богом, то совесть многих людей может засвидетельствовать, что не награду ожидает душа, но что Господь обличит душу во многих грехах. Поэтому не каждый может сказать, что смерть для него – приобретение. Но только тот, кто искал Бога в своей жизни, стремился познавать Его, интересовался Им, старался соединиться с Ним, насколько это возможно – в этой жизни. Кто в этой жизни искал Бога, как – Творца жизни, Источника жизни, тот со смертью достигает своей цели, и потому смерть для него – приобретение. И напротив, тот, кто поставил иные цели в своей жизни, у того со смертью все они рушатся, все цели человека в день смерти обращаются в полное ничтожество. Что толку – приобрести весь мир, а душу свою погубить?(Каково было отношение человека к Богу перед смертью?) Христианская смерть — это смерть человека, о котором мы знаем, что он не имел популярной на сегодняшний день отговорки, которая звучит обычно так: «Бог у меня в душе, в храм ходить – не обязательно». Когда говорит человек так, то хочется его спросить: «Скажите, как вы достигли такого результата, что Бог у вас в душе? – поделитесь своим опытом». Если бы так сказал св. Серафим Саровский, то его слова были бы для нас понятны и убедительны — он ходил в Храм на БОГОСЛУЖЕНИЯ, исповедовался, Причащался — Бога в себя принимал в таинстве Причастия, поэтому Бог действительно был в его душе. Каждую неделю он прочитывал весь Новый Завет.
Но обычно такую «пословицу» высказывает человек, который о Боге ничего не знает, и не пытается узнать, не читает регулярно Священное Писание, познание Бога находится вне сферы его интересов, и его представление о Боге обычно ограничивается такой формулировкой: «Что-то «там» есть». Вот и всё его познание о Боге. И Бог в его жизни стоит на самом последнем месте. На первом же месте для человека стоит различная житейская суета, а на втором — забота о развлечениях, об удовольствиях. И из уст такого человека «Бог у меня в душе» — слова эти вызывают справедливое сомнение и недоверие, скорее всего это обычная отговорка, которую выдумывает себе современный человек, для мнимого объяснения себе того – почему он проходит мимо храма.
Но если мы о усопшем знаем, что он такой отговорки не имел, но приходил в храм на богослужения и не для того только, чтобы свечки ставить, потому что — Богу свечки не нужны, никакая свечка душу человека не спасет, и никто от Бога свечками не откупится (свеча — есть символ горения нашей внутренней молитвы, и символ нашего пожертвования на храм Божий), но если человек усопший приходил в храм, чтобы душу свою очистить от грехов в таинстве Исповеди, в таинстве бесплатном, доступном для всех верных православных христиан, и если человек приходил в храм для того, чтобы принять Бога в себя в таинстве Причастия, без которого не может быть спасения души человека, тогда мы смерть ныне усопшего называем христианской и мирной.(О нехристианской смерти). И напротив, несчастная смерть – это смерть без покаяния. Когда человек откладывает всю свою жизнь покаяние «на потом», «на завтра», говоря примерно так: «Вот буду я пожилым человеком, как мои родители, и тогда я стану ходить в храм и каяться в своих грехах». Но жизненный опыт показывает, что человек, который так мыслил, придя в возраст вовсе теряет способность покаяться, потому что начинает считать себя праведником, говорит примерно так: «Я не украл, не убил, всю жизнь работал, грешить было некогда, поэтому мне каяться не в чем. У меня грехов нет». Но все эти формулировки, конечно же являются заблуждением, потому что нет праведного ни одного, и никогда не было на земле праведного человека, кроме Бога. Поэтому и все святые считали себя самыми грешными, и видели свои грехи как «песок морской». Потому что, чем ближе человек к Богу приближается – к Свету, тем больше видит свои грехи, свои недостатки.(Еще о помощи усопшим). К сожалению, большинство людей переступают черту смерти – не готовыми, без покаяния, и поэтому они особенно нуждаются в нашей молитвенной помощи (поскольку крещенный человек – имеет надежду…).
Молиться за усопших нужно каждый день. Православные христиане ежедневно читают утренние молитвы, в конце которых есть и молитва об усопших. Но если нет у человека привычки молиться каждое утро, или он никак не может рассчитать свое время, чтобы проснуться на 5-10 минут раньше, и посвятить 5 минут молитве Богу. То помолиться хотя бы об усопших в течение дня всё равно необходимо – в крайнем случае сделать это можно по пути на работу, находясь в транспорте, произнеся краткую молитву: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих (назвать имена, за кого молимся) и прости им вся согрешения вольные и невольные, и даруй им Царствие Небесное». Чтобы произнести такое молитвенное ходатайство пред Богом за своих близких – займет у вас полминуты в день, поэтому никто не может оправдаться пред Богом нехваткой времени, никто не сможет сказать: «Господи, мне было некогда, я был сильно занят работой или огородом» — одну минуту, каждый человек может уделить.(Чтобы молитва была сильнее). Ну а чтобы ваша молитва имела большую силу пред Богом, большее дерзновение, для этого нужно вам самим с Богом примириться. Мы просим у Бога прощения грехов нашим усопшим, но если у нас самих руки в грехах, то молитва наша имеет не большую силу. Поэтому, кто действительно хочет помогать своим усопшим, я советую самим примириться с Богом, исповедоваться в своих грехах, и затем со спокойной совестью и с дерзновением просить Бога о прощении грехов усопших, ожидая (в надежде) радостную встречу с ними.(Ожидание воскресения мертвых). И мы ожидаем не просто встречи с душами усопших, но ожидаем того дня, когда все мы воскреснем из мертвых в своих телах на Суд Божий, как и Христос Воскрес, наш Судия. Потому что несправедливо получить воздаяние только душе, но воздаяние должны получить и душа, и тело, через которое душа совершала свои дела.
Образы того, что человек воскреснет Бог вложил и в нашу природу:
• Ночь сменяется днем, ночью человек во образ смерти засыпает, а днем во образ воскресения – пробуждается.
• Зима сменяется – летом, зимой вся природа умирает, погребается снегом, а летом снова оживает.
• Как семя мы бросаем в землю, в которой оно погибает, но затем оживает и приносит плод, также мы сеем в землю и тело усопшего, ожидая его воскресения.(Ожидание Суда Божия). В тот день (в день воскресения мёртвых) праведники воскреснут в одежде света, и день этот для них в Евангелии сравнивается с брачным пиром, торжеству которого не будет конца. А грешники тоже воскреснут, но нагими, и тогда книги совести откроются, и совесть станет перед каждым человеком, как судия, выставляя пред человеком и на всеобщее обозрение все грехи, в которых он не покаялся при жизни. Потому что за гробом уже покаяния нет, там оно уже будет как бы – вынужденным, поэтому оно там не имеет цены, и не принимается. Сейчас время, когда Бог прощает все грехи в таинстве Исповеди. В день воскресения мёртвых для одних наступит время великой славы, и награды, а для других – время великого стыда. И день воскресения из мертвых для грешников, можно назвать – принудительным судебным приводом, когда Бог воздаст полную справедливость и праведным, и грешным. Здесь на земле человек не может добиться полной справедливости, сколько сейчас совершается различных преступлений, сколько убивают людей – совершенно безнаказанно? Кто понесет за это ответственность? Может кто-то и понесет ответственность здесь, но не все, и не до конца. Но есть Суд Божий, тогда перед обидчиком предстанут все обиженные, перед убийцей – все убитые, и Бог воздаст полную справедливость.
А жизнь – это короткий промежуток времени, пройдет несколько десятков лет, или несколько лет, и все, кто сейчас живут, переступят черту смерти, но за это оставшееся время нам нужно успеть сделать свой выбор между добром и злом, оставить все свои грехи, примириться с Богом, и жизни человеческой для этого достаточно. (Важнейшие обязанности православных христиан
по отношению к готовящимся к смерти их близким). Еще скажу «два» слова о ваших обязанностях по отношению к тем, кто готовится к смерти, поскольку со смертью близких, знакомых, человек сталкивается не один раз в жизни. И если вы себя называете – «Православными христианами», то вы должны знать, что в ваши обязанности входить подойти к человеку больному и спросить, желает ли он покаяться в своих грехах, Причаститься Тела и Крови Христовых? И если человек дает свое согласие, изъявляет такое желание, то вы должны позвонить в Церковь, пригласить священника на дом, и священник обязан приехать в любое время дня или ночи – исповедовать и причастить больного. За это ничего не надо платить, нужно только обеспечить доставку священника.
И вся суета, которой люди занимаются по подготовке к смерти, к похоронам, оказывается – ничем, по сравнению с подготовкой души к встречи с Богом, это самое главное. Поэтому всегда помните об этом, исполняйте ваши обязанности «православного христианина» по отношению к вашим же близким.
Митрополит Никодим приехал в Рим месяц тому назад для того, чтобы исполнить перед Католической Церковью по случаю кончины Папы Павла VI тот долг братского сочувствия, который мы исполняем сегодня.
Со среды 9 августа он был в Риме, молясь перед телом покойного Папы, а в четверг 10 августа в соборе святого Петра он совершил богослужение по почившем Папе. Он находился в первом ряду делегаций Церквей, присутствовавших в субботу вечером 12 августа на литургии, совершенной на площади святого Петра.
Он чувствовал себя утомленным — так как климат в Риме бывает очень тяжел летом — и поэтому он принял братское гостеприимство, предложенное ему генеральным настоятелем Общества Иисуса, на холмах, возвышающихся над Римом, где климат более полезен для здоровья. И действительно, он чувствовал себя там лучше, свидетелем чего я был сам.
Он пожелал присутствовать на мессе Духу Святому, на которой сослужили все кардиналы в день открытия конклава.
После избрания нового Папы Иоанна Павла I он принял участие в богослужениях по случаю начала нового понтификата. Так что в воскресенье 3 сентября он был в первом ряду делегаций Церквей, приехавших для присутствия на этой торжественной литургии.
Во вторник 5 сентября Папа принимал некоторые из делегаций. Первым из тех, кто должен был быть принят, был в 9 часов 30 минут утра митрополит Никодим. Я сам встретил его в Ватикане и проводил в личную библиотеку Папы. Митрополит был усталым, все утро и перед тем, как войти к Папе, он принимал лекарства. В этом ему по-сыновнему помогал архимандрит Лев. Папа и митрополит приветствовали друг друга и по-братски заключили друг друга в объятия. Митрополит выразил пожелания от имени Его Святейшества Патриарха Пимена, от имени Священного Синода и всей Русской Православной Церкви долгого понтификата, благословенного Господом на благо Церкви и всего мира. Затем он выразил надежду, чтобы сближение между нашими Церквами, так хорошо начавшееся во время правления Пап Иоанна XXIII и Павла VI, продолжалось и приносило плоды, для того, чтобы мы по воле Господа нашего и Его благодати пришли к тому единению, тому совершенному общению, о котором молился Христос перед Своей смертью. И пусть любовь Господа и Его Церкви, которой так преданы мы, пусть она двигает нас к этому делу единства христиан.
Папа поблагодарил митрополита за его пожелания и, со своей стороны, попросил митрополита передать его наилучшие пожелания здоровья и плодотворных трудов Его Святейшеству Патриарху Пимену на благо всей Русской Православной Церкви. Он сказал, что он не знаком лично с Патриархом и не был знаком ранее с митрополитом Никодимом, но что он всегда всем сердцем следил за развитием экуменического движения. Он выразил надежду, что это дело продолжится успешно по благодати Божией и дальше с тем, чтобы осуществилась молитва Господня.
После слов Папы митрополит и Папа сели. В этот момент вошел архимандрит Лев и был представлен митрополитом Папе. Папа сказал ему несколько слов, которые митрополит слушал улыбаясь. Едва закончилась эта короткая беседа, как я увидел, что лицо митрополита побледнело, затем он стал сползать со своего кресла на ковер, испустив глубокий вздох. Папа и я, оба потрясенные, приблизились к нему. Папа вызвал врача. Мы положили митрополита в более удобное положение, подложив под его голову подушку. Прибежавший архимандрит Лев проверил пульс и стал выслушивать стетоскопом биение сердца. Митрополит еще два раза испустил глубокий, безболезненный вздох. Вошел врач, он сделал массаж сердца и укол. Тогда Папа, я, архимандрит Лев и переводчик отец Арранц опустились на колени, и Папа стал читать отходные молитвы, на которые мы отвечали. Папа также прочитал молитву об отпущении грехов. Врач, закончив последний массаж и контроль, смог лишь констатировать смерть. Это была остановка сердечной деятельности.
Позвали санитаров с носилками. После молитв Папа пошел в другое помещение принимать другие делегации.
Немедленно пришел кардинал государственный секретарь, он помолился над телом и дал распоряжения о перенесении смертных останков в приходской храм Града Ватикана во имя святой Анны. Архимандрит Лев, подавляя свою боль, предпринял все необходимые распоряжения и занялся облачением тела в богослужебные одеяния согласно правилам Православной Церкви для помещения тела посреди храма.
Во второй половине дня к телу почившего пришли помолиться многие кардиналы, в том числе и старейшина Священной коллегии кардиналов и другие епископы и прелаты.
В 6 часов вечера совершил панихиду архимандрит Лев. Я присутствовал на ней вместе с моими сотрудниками Секретариата по содействию христианскому единству. Присутствовали делегации Румынской и Болгарской Православных Церквей, а также многочисленные католические архиепископы и епископы, среди которых находились Его Высокопреосвященство монсиньор Августин Казароли и генеральный викарий Града Ватикана Его Высокопреосвященство монсиньор Пьетро Канизио ван Лиерде. Присутствовали также литовские епископы и их священники, приехавшие в Рим одновременно с Владыкой Никодимом, и многие прелаты Римской курии и монахини, бывшие знакомыми с митрополитом.
Обстоятельства нашей жизни и нашей смерти не являются результатом какого-либо случая, они являются волей Провидения. И нам предстоит распознать и воспринять их глубокое и таинственное значение,
Печать широко откликнулась на эту кончину, называя митрополита одним из величайших исторических личностей современного экуменизма. И это я могу подтвердить, лично зная митрополита и в результате той христианской дружбы, которая связывала нас. Его любовь к Христу и к Церкви побуждала его к стремлению к единству. Он прилагал неутомимые усилия для того, чтобы познакомить нас, католиков, с богословскими, духовными и историческими богатствами Православной Церкви и, в частности. Русской Православной Церкви, верным и любящим сыном и служителем которой он был всегда. Проблемы, связанные с единством всех верующих во Христа, стоят превыше нашего понимания. Единство Церкви зависит от ее тайны. Здесь мы следуем пути Господа нашего, готовившегося к Своим страданиям и Своей смерти через молитву, и через молитву к единству. Митрополит скончался, исполняя миссию единства.
Он не только познакомил нас со своей Церковью, но, поскольку он глубоко любил свою Родину, он познакомил нас еще больше с русским народом и его душой.
Церковь является народом Воскресшего. Нам известны слова Господа: «Я есмь Воскресение и Жизнь». После смерти Христа смерть является уже не отнятием жизни, а скорее ее изменением, ее преображением, через которое мы принимаем участие в славе Господа Воскресшего, в Царствии Бога, Отца, Сына и Святого Духа.
Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Аминь.
Высокопреосвященный ИОАНН, кардинал Виллебрандс
сентябрь 1978 год
Иоанн Виллебрандс, кардинал. Слово на отпевании митрополита Никодима // Журнал Московской Патриархии. М., 1979. №4 (ЖМП). 32-33.