Содержание
- Текст песни Валаамский церковный хор — Слава Тебе, показавшему нам свет
- Комментарии 0
- В человецех благоволение
- О Всенощном бдении. Часть 6
- Стихиры на хвалитех
- Великое славословие
- Окончание Всенощной
- Славословие.
- Осанна (Славословие)
- Краткое описание осанны
- Другие определения слова «осанна» в кроссвордах
- Великое славословие
Текст песни Валаамский церковный хор — Слава Тебе, показавшему нам свет
Слава Тебе показавшему нам свет.
Слава в вышних Богу,
и на земли мир,в человецех благоволение.
Хвалим Тя, благословим Тя, кланяем Ти ся,
славословим Тя, благодарим Тя,
великия ради славы Твоея.
Господи Царю Небесный, Боже Отче Вседержителю,
Господи, Сыне Единородный, Иисусе Христе, и Святый Душе.
Господи Боже, Агнче Божий, Сыне Отечь,
вземляй грех мира, помилуй нас;
вземляй грехи мира, приими молитву нашу;
седяй одесную Отца, помилуй нас.
Яко Ты еси един Свят. Ты еси един Господь,
Иисус Христос, в славу Бога Отца, аминь.
На всяк день благословлю Тя,
и восхвалю имя Твое во веки, и в век века.
Сподоби, Господи, в день сей без греха сохранитися нам.
Благословен еси, Господи, Боже отец наших,
и хвально и прославлено имя Твое во веки, аминь.
Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя.
Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим.
Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим.
Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим.
Господи, прибежище был еси нам в род и род.
Аз рех: Господи, помилуй мя,
исцели душу мою, яко согреших Тебе.
Господи, к Тебе прибегох, научи мя творити волю Твою,
яко Ты еси Бог мой: яко у тебе источник живота,
во свете Твоем узрим свет.
Пробави милость Твою ведущим Тя.
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас.
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас.
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу,
и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Святый Безсмертный, помилуй нас.
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный,
помилуй нас.
Текст песни добавил: Аноним
Исправить текст песни
Поделитесь текстом песни:
- Популярные тексты песен исполнителя Валаамский церковный хор:
- Валаамский церковный хор — Слава Тебе, показавшему нам свет
Комментарии 0
Славословие – высшая форма молитвы и соответствующие ей молитвословия.
1. Молитвословия:
- Малое славословие – молитва Святой Троице: «Слава Отцу, и Сыну, и Святому Духу, и ныне и присно, и во веки веков. Аминь».
- Великое славословие – молитвословие, начинающееся с евангельского стиха «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк. 2:14) и состоящее из стихов, посвященных прославлениюСвятой Троицы и стихов псалмов, завершающие стихи – трисвятое.
Входит в состав богослужения утрени и повечерия. В праздничные и воскресные дни великое славословие на утрене поется, в будние – читается.
2. Славословие – высшая форма молитвы, когда человек всем сердцем и умомпогружен в любовь к Богу.
Текст великого славословия
Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Хвалим Тя, благословим Тя, кланяем Ти ся, славословим Тя, благодарим Тя великия ради славы Твоея.
Господи, Царю Небесный, Боже, Отче Вседержителю, Господи Сыне Единородный, Иисусе Христе, и Святый Душе. Господи Боже, Агнче Божий, Сыне Отечь, вземляй грехи мира, помилуй нас.
Вземляй грехи мира, приими молитву нашу. Седяй одесную Отца, помилуй нас. Яко Ты еси Един Свят; Ты еси Един Господь, Иисус Христос, в славу Бога Отца, аминь.
На всяк день благословлю Тя и восхвалю имя Твое во веки, и в век века. Сподоби, Господи, в день сей без греха сохранитися нам!
Благословен еси, Господи Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки, аминь.
Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя.
Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим (трижды).
Господи, прибежище был еси нам в род и род. Аз рех: Господи, помилуй мя, исцели душу мою, яко согреших Тебе.
Господи, к Тебе прибегох: научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой, яко у Тебе источник живота, во свете Твоем узрим свет. Пробави милость Твою ведущим Тя!
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас!(трижды).
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков, аминь.
Святый Безсмертный, помилуй нас. Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас!
Великое славословие
протоиерей Димитрий Кувырталов
«Слава Тебе, показавшему нам свет» – этим возгласом в конце всенощного бдения древняя Церковь приветствовала начало нового дня. Великое славословие – одно из древнейших песнопений Церкви – прославляет Бога Творца, Промыслителя, Искупителя, Спасителя и Жизнодавца. В этом возвышенном и торжественном песнопении мы хвалим, благословим, покланяемся, славословим и благодарим Бога. Здесь мы исповедуем Божественные Имена, через которые, как через солнечные лучи, нас касается Божественная теплота, радость и сила.
Центральная часть Славословия – это история нашего спасения, совершенного Иисусом Христом не за наши заслуги, а по неизреченной и непостижимой милости Божией к нам.
«Во свете Твоем узрим свет». Заканчивается Славословие великим ликованием. Человек, исполненный греховного мрака, просвещается чувством Божественного присутствия. Становясь светом, он видит себя рядом с Богом непросвещенным мраком; осиянный благодатью Божией, становится способным лицезреть Бога – «Во свете Твоем узрим свет! Продли, Господи, милость Твою знающим Тебя».
Церковь знает три вида моления – прошение, благодарение и славословие. Когда душа исполнена милостей Божиих, когда она благодарит Бога за все, ниспосылаемое ей, тогда она в благоговейном восторге славословит, поет и превозносит Живоначальную Троицу. Поэтому Великое Славословие заканчивается пением Трисвятого.
Человек не может жить без Бога, человек сроден Богу. Бог соделал нас Собой… Человек славословит Бога, навыкая райскому состоянию души.
Содержание великого славословия
Михаил Скабалланович. Толковый Типикон
Самое славословие начинается ангельскою песнью при рождении Спасителя, – чем утреня, уже близящаяся к концу, возвращается к своему началу (любимый прием в церковных песнях). Такая высокая, небесная песнь освящает наши уста (как и пред утреней) для нашей собственной песни, которая и начинается со слов: «хвалим (собственно: «поем») Тя, благословим Тя, кланяем Ти ся» (ср. с заключением к недавней 8-й песни канона), напоминающих своею краткостью и общностью величайшую песнь литургии («Тебе поем»): как там не указывается, за что поем, благословим и благодарим Господа и о чем молимся Ему, потому что благодарим тогда за все и молимся о всем и перечень вышел бы бесконечным, так не указывается это и здесь, а указывается верховная причина нашей хвалы, поклонения и благодарения – великая слава Божия.
За этим прославлением Бога в песни следует молитва к Нему, переходом к которой служит молитвенное обращение ко всем лицам Св. Троицы порознь. Из Св. Троицы молитва направляется главным образом к Ходатаю нашему на небе, Агнцу Божию (любимое название Спасителя у древних христиан), у Которого мы просим помилования (основное прошение всех молитв бдения – ектений), обусловливаемого между прочим принятием настоящих наших (долгих и уже близящихся к концу) молитв.
Для уверенности в успехе этого прошения оно заключается тем торжественным исповеданием Христа, какое возглашается на литургии пред самым приобщением Св. Таин: «(Яко Ты еси) един Свят, (Ты еси) един Господь, Иисус Христос, в славу Бога Отца» (неизмеримую славу Божию наличность такого Сына еще увеличивает, хотя увеличить ее как бы некуда). Этим заканчивается первая часть великого славословия, заключающаяся первым «аминь» в нем.
Вторая часть уже не так радостна и восторженна, притом, как и 3-я часть, она почти всецело компилятивна – составлена из слов Св. Писания. Прославление Бога, наполняющее ее («на всяк день», следовательно и в наступающий, «благословим Тя», потому что имя Твое будет прославляться вечно, – из Пс. 144, 2-й прославлялось ранее: «благословен еси, Господи Боже отец наших» – Дан. 3, 25), омрачается здесь сознанием греховности нашей, которая может как бы нарушить и прервать это вековечное прославление (ср. «в славу…» конца 1-й части) Божие одним греховным днем, от чего да сохранит нас Бог сегодня. Второе «аминь».
Третья часть уже исключительно молитвенная. Покаянная скорбь здесь уже настолько усиливается, что радостное прославление Бога, которым началось великое славословие и которое должно быть главным предметом его, едва прорывается кое-где в отдельных выражениях («Благословен еси Господи» – Пс. 118,12). Эта часть и начинается молитвою, а не хвалою, в противоположность первым двум, молитвою общего характера о милости Божией, однако растворяемою надеждою на Бога («Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя» – Пс. 32,22).
Эта общая молитва принимает затем более определенный характер и сводится к просьбе у Бога – научить нас Его оправданиям, просьбе, выраженной словами 118 пс: «Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим» и повторяемой трижды – к 3 Лицам Св. Троицы (причем повторение это делается не с изменением в тексте, как на вечерне в «Сподоби Господи», а с буквальною точностью, чем эффект усиливается).
Далее эта еще довольно общая просьба развивается и разъясняется: для осуществления в жизни оправданий Божиих нужно очищение от грехов и умение творить волю Божию. То и другое может быть подано только Самим Богом, к Которому и нужно прибегнуть за помощью, как прибегали к Нему всегда и все («Господи, прибежище был еси нам в род и род» – Пс. 89,1); у Него и испрашивается сначала очищение от грехов (словами Пс. 40, 5: «Аз рех» – усиленная просьба: «Господи, помилуй мя, исцели душу мою, яко согреших Тебе»); а затем еще усиленнее («Господи, к Тебе прибегох…») – научение воле Его (Пс. 142:9).
Молитва заключается твердою уверенностью в исполнении ее, обосновываемой (как в возгласах после ектении: «Яко Ты еси») на особенной близости к нам Бога («Бог мой», Пс. 142:9,10), источника жизни и света («во свете Твоем узрим свет», т. е. утренний – возвращение к начальному возгласу великого славословия при конце его). Последними словами своими: «пробави (продли) милость Твою ведущим Тя», вместе с предыдущими: «яко у Тебе…» (Пс. 35:10,11) третья часть великого славословия возвращается к своему началу, причем начальное ее прошение о милости Божией к нам («буди») здесь усиливается («пробави»).
Нельзя не заметить, что указанная связь между отдельными предложениями настоящей длинной песни не очень тесная; переходы в ней от одной мысли к другой довольно неожиданны. Песнь состоит, собственно, из отрывочных молитвенных и хвалебных восклицаний, из которых каждое слишком полно, законченно само в себе, чтобы еще нужно было продолжение или восполнение его. Все выражения взяты из Св. Писания, и оттуда выбраны самые сильные.
Мы возобновляем рассказ о всенощном бдении и его особенностях.
Если всенощное бдение совершается в честь праздника или святого, то сразу по прочтении Евангелия диакон заносит его через Царские врата в алтарь и кладет на престол. На воскресной же всенощной после прочтения предстоятелем Евангелия положено пасхальное песнопение «Воскресение Христово видевше…». Оно призвано напомнить всем находящимся в храме о том, что всякое воскресенье есть «малая Пасха». По традиции, «Воскресение Христово видевше…» поют все молящиеся в храме. В Греции и на православном Востоке это песнопение исполняет на середине храма предстоятель (при архиерейском служении — сам Архиерей). Во время пения диакон стоит на амвоне с Евангелием в руках лицом к народу, напоминая молящимся о том ангеле, который благовестил женам-мироносицам о Воскресении Спасителя. Само Евангелие в эти минуты — образ Господа, явившегося по Воскресении апостолам и обещавшего им, что Он пребудет со Своими последователями «во все дни до скончания века» (Мф. 28, 20). В воскресные дни между Пасхой и Вознесением «Воскресение Христово видевше…» поется три раза в знак сугубой радости христиан о Воскресшем Христе. После этого песнопения диакон возвращается на середину храма и кладет Евангелие на аналой вместо иконы. На праздничной всенощной на аналое в центре храма всю службу находится икона того святого или того события Священной Истории, в честь которого совершается праздничное богослужение.
После этого песнопения на воскресном или сразу после чтения Евангелия на праздничном бдении читается или поется покаянный 50-й псалом, за которым следует так называемая «стихира по 50-м псалме». Пение самой стихиры предваряется двумя припевами: в первом прославляется святой, которому посвящено бдение, во втором — Божия Матерь. На воскресном бдении первый припев обращен к ученикам Господним: «Молитвами Апостолов, Милостиве, очисти множество согрешений наших», а в качестве стихиры поется пасхальное песнопение «Воскрес Иисус от гроба…». В службах некоторых праздников поются собственные припевы, свойственные только им. Так, например, в припевах Рождества Христова звучит ликование о пришествии в мир Сына Божия: «Всяческая днесь радости исполняются: Христос родися от Девы».
По окончании пения диакон (встав на солее возле иконы Спасителя), а при его отсутствии священник на середине храма произносит молитву «Спаси, Боже, люди Твоя…». По Уставу, эта молитва положена на любой праздничной утрене, однако, по установившейся традиции, она опускается, если на вечерне была совершена лития (в которую входит и эта молитва). В этом случае произносится только ее заключительный возглас — «Милостию и Щедротами…».
После возгласа начинается чтение канона. Само исполнение канона на всенощном бдении не отличается от вседневных служб, но в современной российской приходской практике с чтением канона совмещается так называемое «раздавание елея от лампады святого». В древности этот обычай исполнялся буквально — предстоятель брал в руки лампаду, горевшую перед иконой праздника или чествуемого святого, все молящиеся подходили приложиться к иконе, после чего предстоятель помазывал молящихся елеем из лампады, изображая на их челе святой Крест. Устав назначает для «раздавания елея» время между утреней и первым часом, однако на современном приходе (в отличие от древних монастырей) за богослужением на бдении могут присутствовать сотни людей, и целование иконы затянет службу на весьма длительное время. Поэтому помазание молящихся начинается непосредственно во время чтения с клироса канонов. Еще один компромисс между Уставом и современной практикой состоит в том, что помазывают молящихся обычно не из лампады, а из специального сосуда, в который наливают елей, благословленный на вечерней литии.
Священники помазываются сами, после чего под помазание подходят все остальные присутствующие за богослужением, начиная с диаконов. По традиции, начертывая елеем на челе молящегося Крест, священник повторяет припев канона праздника: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе», «Пресвятая Богородице, спаси нас» и т.д. На воскресном бдении молящиеся прикладываются не к иконе Воскресения, а к Евангелию, которое на время помазания полагается на аналое.
Помазание верующих освященным маслом во время ночных богослужений упоминается уже в «Апостольских постановлениях» (VIII, 29), составленных священномучеником Ипполитом, папой Римским (†269). Растительное масло (преимущественно оливковое — елей в собственном смысле) издревле употреблялось в Средиземноморье как лекарство (о чем упоминает и Сам Спаситель — Лк. 10, 34), поэтому со временем стало символом исцеления и укрепления человека. А от кого еще ожидать христианину исцеления, как не от истинного Врача душ и телес человеческих? Утверждению этого символизма способствовала и схожесть в греческом языке слов «елей» и «милость». Поэтому к помазанию верующие подходят в чаянии получения от Бога милости молитвами того святого, в праздник которого они все собрались в храм.
По завершении помазания все священнослужители уходят в алтарь. Царские двери затворяются, тушатся светильники — канон продолжается в храме, освещенном лишь пламенем свечей и лампад.
В конце канона диакон, как обычно, совершает полное каждение храма. Как и на вседневной службе, после 8-й песни канона диакон, стоя на солее у иконы Божией Матери, призывает молящихся возвеличить в песнях Матерь Предвечного Света, на что хор отвечает многократным исполнением песнопения «Честнейшую Херувим…». Однако на бдениях в честь некоторых великих праздников в этом месте службы вместо песнопения в честь Божией Матери положены так называемые припевы — краткие стихи, посвященные теме праздника.
Канон завершается как обычно, только на воскресной всенощной в самом его конце следует ряд диаконских возгласов. Это — восторженная хвала христианина своему Создателю: «Свят Господь Бог наш… Над всеми людьми Бог наш».
Вслед за каноном поются три псалма — 148-й, 149-й и 150-й (или избранные стихи из них), соединенных с праздничными стихирами. По первым словам — «Всякое дыхание да хвалит Господа» — эти псалмы получили название хвалитных. В этих псалмах все творение — небо и земля — соединяется, чтобы воспевать славу Творца Своего.
Стихиры «на хвалитех» — завершение службы. Как правило, их отличает особая торжественность, служащая как бы заключительным аккордом песенной части всенощной. При начале пения последней, Богородичной, стихиры хвалитного цикла Царские врата вновь отверзаются.
По окончании стихир священник возгласом «Слава Тебе, показавшему нам свет!» полагает начало последней части праздничной утрени — великому славословию. Вновь, как и на полиелее, зажигаются все светильники в храме. В древности предстоятель произносил эти слова, обращая их к собранию верных, когда в конце всенощного бдения видел, что заря уже занялась на востоке; и христиане, прежде чем разойтись, исповедовали еще раз Божество Искупителя в одном великом и общем славословии, составленном из песней обоих Заветов.
Великое славословие, как и малое, начинается Ангельской песнью, прозвучавшей в момент пришествия в мир Сына Божия. Его слова содержат умиленное пение Пресвятой Троице: «Хвалим Тя, благословим Тя, кланяем Ти ся, славословим Тя, благодарим Тя великия ради славы Твоея». Славословие завершается также Ангельской песнью — Трисвятым.
После Трисвятого поется еще раз тропарь праздника. В Уставе это последнее пение тропаря называется отпустительным, поскольку близится завершение службы. Эту часть всенощной завершают произносимые подряд обе утренние ектении — «Помилуй нас, Боже…» и «Исполним утреннюю молитву нашу Господеви».
После ектений следует отпуст — краткое благословение предстоятеля молящимся в храме. В этой краткой молитве на верующих призывается благословение Божие, по молитвам Его Пречистой Матери и того святого, в честь которого служилось бдение. Вторая часть всенощной, соответствующая праздничной утрене, завершена. При пении многолетия священноначалию, нашей родной стране, ее властителям, воинам и всему народу предстоятель уходит в алтарь. Царские двери затворяются, светильники в храме тушатся в последний раз — начинается финальная, самая короткая часть бдения, соответствующая первому часу вседневной службы.
Часы — краткие последования, включающие в себя по три псалма, некоторые особые молитвы и тропари и кондаки богослужебного дня. Часы всегда (за исключением Светлой седмицы) читаются, и от этого правила не отступает даже всенощная: первый час, завершающий бдение, также не поется, а читается.
Первый час по древнему палестинскому счету соответствует нынешним семи часам утра. В Святой Земле, где складывалось наше богослужение, это — начало нового светового дня. Утро, наступление которого лишь предвосхищалось в песнопениях утрени, уже наступило, и христиане совершают хвалу Богу за наступивший новый день, за то, что Господь сподобил нас увидеть еще один рассвет. В последней молитве этой краткой службы священник просит, чтобы Христос, Истинный Свет, просвещающий всякого человека, грядущего в мир, осиял нас светом лица Своего и направил стопы наши к исполнению заповедей Его.
В современной практике первый час почти всегда присоединяется к утрене, а значит, совершается с вечера. При этом несколько теряется его пафос благодарения за новый день, но при этом его псалмы, читаемые в полумраке, как и шестопсалмие, заставляют христианина углубиться в самого себя: «Вонми гласу моления моего, Царю мой и Боже мой, яко к Тебе помолюся, Господи… Положил еси беззакония наша пред Тобою: век наш в просвещение лица Твоего». Первый час, а с ним и вся всенощная завершается торжественным пением кондака Божией Матери «Взбранной Воеводе» (на бдениях двунадесятых праздников — кондака праздника), после которого следует краткий отпуст. Верующие расходятся по своим домам, чтобы наутро вновь собраться в храме на великий духовный пир — Божественную литургию.
ВЕЛИКОЕ СЛАВОСЛОВИЕ. История создания и употребления во время богослужений. ТЕКСТ: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Хвалим Тя, благословим Тя, кланяем Ти ся, славословим Тя, благодарим Тя великия ради славы Твоея. Господи, Царю Небесный, Боже, Отче Вседержителю, Господи Сыне Единородный, Иисусе Христе, и Святый Душе. Господи Боже, Агнче Божий, Сыне Отечь, вземляй* грехи мира, помилуй нас. Вземляй грехи мира, приими молитву нашу. Седяй одесную Отца, помилуй нас. Яко Ты еси Един Свят; Ты еси Един Господь, Иисус Христос, в славу Бога Отца, аминь. На всяк день благословлю Тя и восхвалю имя Твое во веки, и в век века. Сподоби, Господи, в день сей без греха сохранитися нам! Благословен еси, Господи Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки, аминь. Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя. Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим (трижды). Господи, прибежище был еси нам в род и род. Аз рех: Господи, помилуй мя, исцели душу мою, яко согреших Тебе. Господи, к Тебе прибегох: научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой, яко у Тебе источник живота, во свете Твоем узрим свет. Пробави* милость Твою ведущим Тя! Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас! (трижды). Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков, аминь. Святый Безсмертный, помилуй нас. Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас!
В человецех благоволение
Явление ангела вифлеемским пастухам
(MP3 файл. Продолжительность 9:31 мин. Размер 6.9 Mb)
Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа!
Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение (Лк. 2: 14), – этими словами многочисленное воинство небесное славит Бога, возвещая радостную весть о рождении Спасителя, Который есть Христос Господь.
Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение, – эти слова, сказанные вифлеемским пастухам, стали частью благовествования о мире во всем мире. Эта песнь ангелов была начертана на скрижалях Нового Завета, вошла в состав древних восточных литургий, стала основой молитвы великого славословия, той высшей формы молитвы, когда человек всем сердцем и умом возносит к Творцу всяческих свои слова благодарности и любви.
Греческий и церковнославянский тексты великого славословия говорят о том, что Бог в рождении Спасителя показывает Свою расположенность к людям, благосклонность, желание помочь, пойти навстречу, в людях являет Свое «благоволение» (εὐδοκία). «Мы, живущие на земле, облагодетельствованы… Прежде природа человеческая была во вражде с Богом, а теперь так примирилась, что стала в союзе с Богом и соединилась с Ним в воплощении». Эти слова блаженного Феофилакта Болгарского соответствуют современному русскому переводу Евангелия: Мир на земле людям, которых Он полюбил! (Лк. 2: 12). Бог даровал миру Мессию, и за это Он теперь прославляется на небе ангелами. Ангелы воспевают не только мир и безопасность на земле, но – «все спасение, носителем которого является Новорожденный».
Совершенно иная гамма значений Великого славословия была выведена в свое время из латинских текстов Нового Завета. В славословии «Gloria in Excelsis Deo» слова «in terra pax hominibus bonae voluntatis» в переводе Бальмонта (1904) получили такой смысл: «Мир на земле, мир людям доброй воли».
С середины ХХ века понятие «люди доброй воли» (people of good will) стало приобретать совершенно иное значение. Один из лидеров всемирного Движения сторонников мира французский физик Фредерик Жолио-Кюри в 1950 году составил Стокгольмское воззвание, которое призывало к запрету применения атомного оружия массового уничтожения. С тех пор понятие «люди доброй воли» широко использовалось в советской прессе, обозначая «борцов за мир во всём мире». Составители некоторых современных словарей даже занесли фразеологизм «люди доброй воли» в разряд «идеологических штампов советской пропаганды», не отметив ни его евангельского происхождения, ни практики его словоупотребления в других странах.
В наши дни понятие «люди доброй воли» понимается весьма разнообразно. Им могут обозначаться как сторонники государственных союзов, которые борются с мировым терроризмом, граждане какой-то определенной страны или члены какой-то политической партии. Такие общественные организации, как ЮНЕСКО, Международный Олимпийский комитет, Всемирная организация здравоохранения, используют понятие «посланники доброй воли» для обозначения людей, которые своим авторитетом продвигают программы добрых отношений между странами и народами.
Сегодня термин «добрая воля», заимствованный из английского, означает вовсе не направленность человека к добру
Разные трактовки ведут к тому, что представление о «доброй воле» теряет свои очевидные границы. Новый русский термин goodwill, заимствованный из английского языка, уже означает не «благую волю», направленность человека к добру, а… экономическую деловую репутацию человека или фирмы, которая имеет свою стоимостную оценку.
Такая трансформация значений евангельского выражения приводит к тому, что изначально светлые ризы данного понятия начинают приобретать серые и черные пятна, а порой и волчье содержание, далекое от библейского представления о Божием «благоволении».
Библейское представление о «людях благой воли» имеет глубоко религиозное значение и отстоит достаточно далеко от современного видения «деловой репутации». Отношения между Богом и человеком определяются тем, насколько человек соответствует тому, чего хочет от него Господь. Бог не благоволит к тем, кто не исполняет свои обещания (см.: Еккл. 5: 3), к злодеям и беззаконникам (см.: Пс. 5: 5). В то же время Господь благоволит ко всем боящимся Его и уповающим на милость Его (см.: Пс. 146: 11). Только тот приобретает благоволение в очах Бога и людей, у кого на скрижали сердца написаны слова: «Милость и истина» (см.: Притч. 3: 3–4).
Евангельское «благоволение» – это не просто благосклонность одного лица по отношению к другому, расположенность начальника к подчиненному. Благоволение Божие – это любовь Отца Небесного к земному человеку (ср.: Иер. 31: 3). Когда Дух Святой сходил на Иисуса в момент Крещения, голос Бога Отца засвидетельствовал: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф. 3: 17). Иисус потому имеет благоволение, поскольку Отец любит Сына и все дал в руку Его (Ин. 3: 35).
Любовь и благоволение неразрывны. Отец Небесный благоволил послать на землю Сына, потому что Он первый возлюбил мир
Сегодня мы стоим в преддверии рождения Божественного Младенца, имя Которого – Чудный, Советник, Бог Крепкий, Отец вечности, Князь мира (Ис. 9: 6). С появлением на земле Божественного Младенца, казалось бы, в человеческих отношениях должны произойти радикальные перемены: и перекуют мечи свои на орала, и копья свои – на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать (Ис. 2: 4). Но при этом пророк Исаия не говорит о том, что какие-то профессиональные миротворцы наведут порядок на Земном шаре. Он пророчествует о том, что «люди доброй воли» станут иными, потому что земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море (Ис. 11: 9).
Две тысячи лет назад римские поэты прославляли императора Октавиана Августа как спасителя за то, что тот принес в Рим внутренний мир и процветание, а провинциям – безопасность. Но спустя два тысячелетия мы видим, какой кровавой ценой далось то процветание, насколько непрочным был римский мир (Pax Romana), насколько небезопасной была жизнь в провинциях.
В противовес поэтам Рима апостолы говорят: Мир Божий превыше всякого ума (Флп. 4: 7), Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе (Рим. 14: 17). И хотя апостол Павел прямо говорит: Будьте в мире со всеми людьми (Рим. 12: 18), но пребывание мира Божия среди людей – это больше, чем законы социальной справедливости. Это такая расположенность души человека, когда всеми его поступками руководит любовь. Любовь Божия приносит на землю мир. Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев (1 Ин. 3: 16).
Мир с ближними, мир со своей совестью, мир с Богом – вот тот мир, о котором некогда говорил пророк Исаия, о котором пели хоры небесных сил; мир, который преподавал Своим ученикам воскресший Христос (см.: Ин. 20: 19, 21, 26). Это тот мир, о котором мы слышим постоянно в Церкви в обращении священнослужителей: «Мир всем!».
Давайте же и мы, дорогие братья и сестры, повторяя чудное ангельское славословие: Слава в вышних Богу, и на земле мир (Лк. 2: 14), будем стремиться снискать «Божие благоволение». А для этого – следовать словам апостола Павла: Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства. И да владычествует в сердцах ваших мир Божий (Кол. 3: 14–15).
Аминь.
Например, в состав литургий Фаддея и Мария. См.: Скабалланович М.Н. Толковый Типикон. Гл. «Славословие великое».
См.: Феофилакт Болгарский, блаженный. Толкование на Евангелие от Луки.
См. издание Российского библейского общества: М., 2011.
См.: Толковая Библия преемников А. Лопухина. Толкование на Евангелие от Луки.
О Всенощном бдении. Часть 6
Все́нощное бде́ние, или Все́нощная, – это православное богослужение, соединяющие в себе три службы: великую вечерню (иногда великое повечерие), утреню и первый час. В чем смысл Всенощного бдения, какие песнопения исполняет хор, что делают священнослужители, как библейские тексты, исполняемые на православном богослужении, повлияли на мировую культуру? Обо всем этом читайте в комментариях игумена Силуана (Туманова).
Всенощное бдение. Текст
***
Сегодня многие воспринимают Церковь как нечто положительное, но уже сказавшее свое последнее слово в истории.
«Да, помним, в свое время способствовала формированию русской культуры, письменности и становлению государственности. Да, дала России ряд известных исторических деятелей. Да, было много и других заслуг. Но сегодня-то что может Церковь сказать россиянам XXI века? Зачем так часто посещать храм? Что такого важного происходит в храме, чтобы отрывать самые сладкие часы сна и отдыха от своих выходных после тяжелой рабочей недели и посвящать их храму?»
Распространенная сегодня «религиозность» вполне позволяет обывателю совмещать несовместимое: «Бог в душе, а тело в магазине или перед телевизором».
К тому же не секрет, что жизнь Церкви непонятна редко посещающим её людям. И не только из-за непростого языка богослужения и разнообразной символики. У Церкви и секулярного общества разный взгляд на многие фундаментальные вопросы жизни – брак, семью, верность, нравственность, целомудрие, преемственность традиций и пр.
Но что такое Церковь? Это не какие-то бородатые старцы за высокими стенами с позолоченными крестами и куполами. Церковь – это все мы, носящие имя Христово. И от того, что в наших головах, чем вдохновлены наши поступки и какие они, наши поступки, зависит нечто большее, чем наш моральный облик.
Мы напоминаем миру о смысле его существования. Мы, разные и далеко не совершенные, собираемся в храмах, чтобы славословить Бога, и это единственное, неоценимо важное послание наше миру. Миру, теряющему без Бога разум.
Стихиры на хвалитех
После канона на утрене читают короткий текст, вкратце говорящий о духовной сути праздника и носящий особое название «светилен», что приблизительно переводится как «возвещающий приближение света». В воскресном каноне это песнопение называется греческим словом «экзапостиларий» – от глагола «высылаю», потому что в древности для пения этого песнопения певец посылался с клироса на середину храма.
В дни крупных праздников этот светилен может быть спет хором.
После этого хор поет стихиры, начинающиеся словами «Всякое дыхание да хвалит Господа». Они, как и на вечерне, приурочены к особым, прославляющим, «хвалящим» Бога псалмам – 148-му, 149-му и 150-му. Поэтому они называются «Стихиры на хвалитех».
Содержание «стихир на хвалитех», как и других стихир на Всенощной, восхваляет отмечающееся в данный день евангельское или церковное событие или память празднуемого святого.
Великое славословие
Заканчиваются стихиры величественным пением одного из древнейших христианских гимнов — Великого славословия (IV век). Великое, потому что довольно большое по тексту. Основанное на ангельской песне «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение», пропетой при Рождении Иисуса Христа (Лук. 2:14) и отрывках из псалмов, славословие сложно по содержанию. Оно прославляет Бога и содержит просьбы о спасении от греха, исцелении души, познании воли Божией. Текст древний, поэтому в нем практически нет прошений о наших земных нуждах – исцелении от болезней, например, и помощи в повседневных делах.
Так Церковь постоянно напоминает нам о том, что главное, а что второстепенное в нашей жизни.
В древности был обычай распределять песнопения и чтения ночной службы так, чтобы пение светильна и славословия, символизирующих свет, пришедший в мир через рождение Христа, приходилось на появление первых лучей восходящего солнца.
Этот обычай сохранился до наших дней на Афоне и в некоторых других монастырях. Поэтому после пения стихир на хвалитех вновь сияют паникадила, и в открытых Царских вратах виден священник, прославляющий Христа: «Слава Тебе, показавшему нам свет».
Славословие обычно поется на красивые мотивы. Некоторые настолько красивы, что слов за ними не разобрать. А жаль – текст важный для христианина.
Заканчивается пение славословия трисвятым «Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас. Святы́й Бо́же, Святы́й Кре́пкий, Святы́й Безсме́ртный, поми́луй нас!» и тропарем дня – кратким песнопением, раскрывающим смысл праздника.
После сдержанного и возвышенного текста Великого славословия мы уже подробнее молимся о наших основных, повседневных нуждах. Диакон на амвоне читает «сугубую» и «просительную» ектению, как на вечерне.
В конце второй ектении священник поворачивается лицом к нам и благословляет со словами «Мир всем!», а потом мысленно читает молитву. В древности она читалась вслух:
«Господи Святой, на высотах живущий и дольнее (находящееся внизу, на земле) озирающий, и всевидящим оком Твоим взирающий на всё творение! Пред Тобою мы склонились душою и телом и молимся Тебе, Святой Святых: простри невидимую руку Твою от святого жилища Твоего и благослови всех нас, и, если в чем согрешили мы, вольно или невольно, Ты нас, как благой и человеколюбивый Бог, прости, даруя нам необходимые для жизни в миру и для духовной жизни блага Твои».
Окончание Всенощной
Заканчивается Всенощная так же, как и началась – славословием Святой Троицы, после чего лицом к нам священник произносит «отпуст» – молитву, «отпускающую» нас из храма, благословляющую на выход с общего богослужения. В ней вспоминаются святые храма и празднуемого дня и присоединяется просьба Богу о нашем помиловании и спасении.
Вслед за последним благословением священника хор поёт многолетие Патриарху, правящему епископу, настоятелю и прихожанам, закрываются царские врата, выключаются паникадила и… расходимся? Нет, еще не всё. Читается «Первый час» – последняя, заключительная часть Всенощного Бдения.
Часы́ (греч. ὧραι) — христианские общественные молитвословия, освящающие определённое время суток.
Как и остальные «часы», Первый час состоит из трех псалмов и разных молитв. В современной практике все это читается. Народ, утомленный длинным богослужением, уже особо не прислушивается к чтецу, собирается домой. Но если вслушаться, а еще и посмотреть перевод текста, то можно получить духовную пользу. Ведь Первый час – это не просто чтение «чего-то» ради соблюдения древних установлений, а осмысленное воспоминание событий Священной истории и молитвы, освящающие утро.
В трех псалмах – 5, 89 и 100, которые читаются на Первом часе, а также и в других молитвах этого часа вспоминается об изгнании из рая Адама и Евы, о том утреннем часе, когда Христос был приведен на суд Каиафы.
В молитвах часа мы просим Бога, чтобы Он «рано утром услышал голос наш» и помог в делах в продолжении дня.
Вслед за молитвой «Иже на всякое время…» священник смиренно выходит из алтаря в епитрахили, без блестящих риз. В полумраке он заканчивает Первый час молитвой Христу, в которой Он прославляется как «свет истинный, просвещающий всякого человека, грядущего в мир».
«Христе, Свет истинный, просвещающий и освящающий всякого человека, приходящего в мир! Запечатлей на нас свет лица Твоего, да увидим в Нем свет неприступный, и направь стопы наши к исполнению заповедей Твоих, по молитвам Пречистой Твоей Матери и всех Твоих святых. Аминь».
В конце молитвы священник преклоняется перед иконой Божией Матери в иконостасе, а хор поёт победную песнь в Её честь «Взбранной Воеводе победительная». В переводе она звучит так:
«Обороняющей нас Военачальнице за избавление от страшных бед мы, рабы Твои, Богородица, совершаем благодарственные торжества! Но Ты, как имеющая власть непобедимую, от всяческих опасностей нас избави, да взываем Тебе: Радуйся (приветствуем Тебя), Невеста, брака не познавшая!»
После чего священник снова произносит «отпуст», на этот раз краткий. Хор поёт трижды «Господи, помилуй», в некоторых храмах добавят еще немного общенародных песнопений в честь Богородицы и святых. И вот теперь всё.
***
Мы выходим из храма в мир.
Как родившиеся заново, вновь принявшие благодать православной веры.
Как при пении экзапостилария певца посылали с клироса в центр храма, как апостолы выходили из Иерусалима в разные концы Вселенной, так и мы посылаемся в мир, чтобы вновь вернуться в храм после проповеди.
Да, проповеди. Потому что после того, как мы приняли на себя имя Христово, наши поступки и слова – проповедь.
Эта проповедь доверена всем нам – православных христианам, посещающим общие храмовые богослужения, в том числе и Всенощное бдение. Мы, независимо от степени духовного роста, едиными устами славословим Бога и свидетельствуем перед всем миром о преображающем действии Православия, не прекращающемся действии Бога в этом мире.
Поэтому парадоксальным образом мы – неразумные – призваны в Церковь, чтобы вернуть разум в тот безумный мир, который нас окружает. Вернуть через преображение своей жизни.
Храм – это не только место, куда можно прибежать, когда плохо. Храм – это посольство нашей небесной Родины. И от нас, помолившихся на Всенощной, зависит, насколько в нашей стране будут не только вспоминать о славных православных страницах своего прошлого, но и будут жить богоугодно, по-настоящему православно.
Хорошо бы полюбить Всенощное бдение настолько, чтобы всякий субботний и предпраздничный вечер был без него пустым, чтобы душа звала в храм.
А Господь не оставит нас и посетит любовью наше истрепавшееся в житейских бурях сердце.
Славословие.
Другие ответы на вопросы
- Назовите имя русского кентавра, о котором писала исследовательница славянского фольклора Г.С. Белякова? 8 букв
- В Голливуде он принимал участие в более чем 300 фильмах, обладатель трех “Оскаров” из русского рода. Как его фамилия? 7 букв
- Название птицы, которая утратила способность летать, обитала на острове Маврикий? 5 букв
- Тип извержения вулкана, при котором вытекает более выраженная и вязкая лава? 8 букв
- Такие согласные звуки есть только в койсанских языках, на которых говорят бушмены и готтентоты, да еще в австралийском языке домин. 9 букв
- У каждого из 14 главных героев этого фильма был малорослый дублер. 6 букв
- Именно так называли шведы крепость, взятие которой было ознаменовано первым официальным воинским парадом в России. 8 букв
- Как называется одно из амплуа козла в бродячем ярмарочном цирке?Василий Песков описывал этот цирковой номер. Правда, он видел это в Индии, но говорят, что когда-то и у нас был такой цирковой номер и тем более в книге рекордов Гиннесса даже описан такой козел, или такой номер с козлом, на рогах которого сидела мартышка. 11 букв
- Во что в деревнях в древности клали дозревать недозревшие в огороде помидоры? 7 букв
- Как звали легендарного персонажа, которому принадлежит честь изобретения топора, клея и даже бурав он изобрел? Кроме всего прочего, это был искусный механик, архитектор, скульптор. 6 букв
Осанна (Славословие)
Описание осанны — славословия.
Далее вы можете найти немного полезной информации. А также посмотреть на изображения и найти другие определения этого термина, которые встречаются в сканвордах и кроссвордах.
Если вам есть что добавить, то ниже к вашим услугам — форма комментирования, в которой вы можете высказать свое мнение или дополнить статью.
Краткое описание осанны
Осанна — это слово происходит от древне-еврейского слова gochiana и в переводе означает «(О, Господи), спаси же». Древние евреи произносили этот возглас при чтении молитвы и при торжествах, а также, по мнению некоторых ученых, оно являлось приветствием пилигримов приходящих в священный город Иерусалим в дни Пасхи.
В современном понимании осанна это молитвенно хвалебный возглас при богослужении в церкви. Также существует словосочетание «петь (восклицать) осанну (кому-либо)» которое следует понимать как чрезмерное восхваление, превозношение кого-либо или (изредка) за переходящий рамки приличия подхалимаш.
Другие определения слова «осанна» в кроссвордах
- церковная хвала
- восторженное славословие (первоначально хвалебный возглас в древних молитвах)
- аллилуйя
- молитвенный возглас
- возглас во славу Господу
- церковное славословие
- хвалебный возглас в христианском и иудейском богослужении
- восторженная хвала
- восхваление
- молитвенное восклицание
- хвалебный возглас в иудейском богослужении
Категории: Слова из 6 букв
Великое славословие
Великое славословие – молитвословие, начинающееся с евангельского стиха «Слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк. 2:14) и состоящее из стихов, посвященных прославлению Святой Троицы и стихов псалмов, завершающие стихи – трисвятое. Входит в состав богослужения утрени и повечерия. В праздничные и воскресные дни великое славословие на утрене поется, в будние – читается.
Текст великого славословия
Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Хвалим Тя, благословим Тя, кланяем Ти ся, славословим Тя, благодарим Тя великия ради славы Твоея.
Господи, Царю Небесный, Боже, Отче Вседержителю, Господи Сыне Единородный, Иисусе Христе, и Святый Душе. Господи Боже, Агнче Божий, Сыне Отечь, вземляй грехи мира, помилуй нас.
Вземляй грехи мира, приими молитву нашу. Седяй одесную Отца, помилуй нас. Яко Ты еси Един Свят; Ты еси Един Господь, Иисус Христос, в славу Бога Отца, аминь.
На всяк день благословлю Тя и восхвалю имя Твое во веки, и в век века. Сподоби, Господи, в день сей без греха сохранитися нам!
Благословен еси, Господи Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое во веки, аминь.
Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя.
Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим (трижды).
Господи, прибежище был еси нам в род и род. Аз рех: Господи, помилуй мя, исцели душу мою, яко согреших Тебе.
Господи, к Тебе прибегох: научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой, яко у Тебе источник живота, во свете Твоем узрим свет. Пробави милость Твою ведущим Тя!
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас! (трижды).
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков, аминь.
Святый Безсмертный, помилуй нас. Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас!
Великое славословие поется в воскресенья; в праздники великие, средние и малые со славословием, если они не совпадают с седмичными днями Великого поста; в дни отдания двунадесятых праздников; в субботы: сырную, 5-й седмицы Великого поста, Лазареву и Страстную.
С понедельника по пятницу сырной седмицы великое славословие поется лишь тогда, когда эти дни совпадают с праздниками Сретения Господня или храмовым (Тип. храм. гл. 27 и 28, 2 февраля).
С понедельника по пятницу первой — шестой и Страстной седмиц Великого поста великое славословие никогда не поется.
Священник: Слава Тебе, показавшему нам свет!
Хор: Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Хвалим Тя, благословим Тя, кланяемтися, славословим Тя, благодарим Тя великия ради славы Твоея. Господи, Царю Небесный, Боже, Отче Вседержителю, Господи Сыне Единородный, Иисусе Христе, и Святый Ду́ше. Господи Боже, Агнче Божий, Сыне Отечь, вземляй грехи мира, помилуй нас. Вземляй грехи мира, приими молитву нашу. Седяй одесную Отца, помилуй нас. Яко Ты еси Един Свят; ты еси Един Господь, Иисус Христос, в славу Бога Отца, аминь. На всяк день благословлю Тя и восхвалю имя Твое во веки, и в век века. Сподоби, Господи, в день сей без греха сохранитися нам! Благословен еси, Господи Боже отец наших, и хвально и прославлено имя Твое, во веки, аминь.
Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на Тя.
Благословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим (трижды).
Господи! прибежище был еси нам в род и род. Аз рех: Господи! помилуй мя, исцели душу мою, яко согрешив Тебе.
Господи! к Тебе прибегох: научи мя творити волю Твою, яко Ты еси Бог мой, яко у Тебе источник живота, во свете Твоем узрим свет. Пробави милость Твою ве́дущим Тя!
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас! (трижды).
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков, аминь. Святый Безсмертный, помилуй нас. Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас!
В праздник Воздвижения Креста Господня (14 сентября), а также в 3-ю Неделю (воскресенье) Великого поста (Крестопоклонную) и в праздник Происхождения честных древ Честнаго и Животворящаго Креста Господня (1 августа) при пении «Святый Боже» священник в полном облачении, по троекратном каждении престола и лежащего на нем в цветах (по Типикону — благовонных васильках) Креста, подьемлет благоговейно последний с блюдом на свою главу и износит в предшествии диакона со свечою и кадильницею и светильником северными вратами (а не царскими, ибо крестный путь Самого Господа был путем смирения и уничижения) из алтаря и, став пред святыми вратами, лицом к востоку, по окончании пения Трисвятого возглашает: «Премудрость, про́сти!» Затем обращается к западу и, осенив предстоящих, священник, при троекратном пении: «Спаси, Господи, люди Твоя» полагает Святой Крест на уготованный посреди храма аналой и кадит с диаконом аналой (трижды), обходя его кругом. По пении же «Спаси, Господи, люди Твоя» священник и диакон сами поют: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим» (трижды), поклоняясь каждый раз до земли, и затем лобызают Святой Крест. Поклоняются и лобызают Святой Крест и молящиеся, хор поет: «Кресту Твоему», а также стихиры (самогласны), посвященные Честно́му Кресту: «Приидите, вернии, животворящему древу поклони΄мся» и другие.
Затем хор поет отпустительный тропарь.
Тропарь воскресный в недели
1, 3, 5 и 7 гласов
Днесь спасение миру бысть, поем Воскресшему из гроба, и Начальнику жизни нашея: разрушив бо смертию смерть, победу даде нам и велию милость.
Тропарь воскресный в недели
2, 4, 6 и 8 гласов
Воскрес из гроба и узы растерзал еси ада, разруши΄л еси осуждение смерти, Господи, вся от сетей врага избавивый; явивый же Себе апостолом Твоим, послал еси я на проповедь, и теми мир Твой подал еси вселенней, Едине Многомилостиве.
Если воскресенье совпадает с двунадесятым Господним праздником, а также 1 августа и в Неделю Крестопоклонную, поется тропарь празднику.
Если двунадесятые праздники, Господний или Богородичный, а также отдания их приходятся на седмичные дни, поется только тропарь празднику.
В седмичные дни, совпадающие с праздником святого (святых), сначала поется тропарь святому (святым), а затем на «Слава, и ныне» поется отпустительный Богородичен воскресный по гласу тропаря святому (отпустительный Богородичен содержится в Минее).
Диакон: Помилуй нас, Боже, по велицей милости Твоей, молим Ти ся, услыши и помилуй!
Хор: Господи, помилуй (трижды).
Диакон: Еще молимся о Великом Господине и Отце нашем Алексии, Святейшем Патриархе Московском и всея Руси, о Господине нашем Преосвященнейшем (митрополите или архиепископе или епископе имя рек) и всей во Христе братии нашей.
Хор: Господи, помилуй (трижды).
Диакон: Еще молимся о Богохранимей стране нашей, властех и воинстве ея, да тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте.
Хор: Господи, помилуй (трижды).
Диакон: Еще молимся о блаженных и приснопамятных создателех святаго храма сего (аще во обители: святыя обители сея), и о всех преждепочивших отцех и братиях, зде лежащих и повсюду, православных.
Хор: Господи, помилуй (трижды).
Диакон: Еще молимся о милости, жизни, мире, здравии, спасении, посещении, прощении и оставлении грехов рабов Божиих, братии святаго храма сего (аще во обители: святыя обители сея).
Хор: Господи, помилуй (трижды).
Диакон: Еще молимся о плодоносящих и добродеющих во святем и всечестнем храме сем, труждающихся, поющих и предстоящих людех, ожидающих от Тебе великия и богатыя милости.
Хор: Господи, помилуй (трижды).
Священник: Яко милостив и Человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.
Хор: Аминь.
Диакон: Исполним утреннюю молитву нашу Господеви.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию.
Хор: Господи, помилуй.
Диакон: Дне всего совершенна, свята, мирна и безгрешна у Господа просим.
Хор: Подай, Господи. (То же повторяется после каждого прошения.)
Диакон: Ангела мирна, верна наставника, хранителя душ и телес наших, у Господа просим.
Прощения и оставления грехов и прегрешений наших у Господа просим.
Добрых и полезных душам нашим и мира мирови у Господа просим.
Прочее время живота нашего в мире и покаянии скончати у Господа просим.
Христианския кончины живота нашего безболезненны, непостыдны, мирны и добраго ответа на Страшнем судищи Христове просим.
Пресвятую, Пречистую, Преблагословенную, Славную Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию со всеми святыми помянувше, сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим.
Хор: Тебе, Господи.
Священник: Яко Бог милости и щедрот и человеколюбия еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.
Хор: Аминь.
Священник: Мир всем.
Хор: И духови твоему.
Диакон: Главы наша Господеви приклоним.
Хор: Тебе, Господи.
Священник (тихо): Господи Святый, в вышних живый, и на смиренныя призираяй, и всевидящим оком Твоим призираяй на всю тварь; Тебе приклонихом выю се́рдца и телесе́, и молимся Тебе: (Святе Святых) простри руку Твою невидимую от святаго жилища Твоего и благослови вся ны! И аще что согрешихом, волею или неволею, яко Благ и Человеколюбец Бог, прости, даруя нам мирная и премирная благая Твоя.
Священник: Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков.
Хор: Аминь.
Диакон: Премудрость!
Хор: Благослови!
Священник: Сый благословен, Христос, Бог наш, всегда, ныне и присно и во веки веков.
Хор: Аминь. Утверди, Боже, святую православную веру, православных христиан во век века!
Священник: Пресвятая Богородице, спаси нас!
Хор: Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем!
Священник: Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе!
Хор: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков, аминь. Господи, помилуй, Господи, помилуй, Господи, помилуй. Благослови.
Священник (творит отпуст в Неделю, стоя посреди святых врат и обратясь лицом к народу): Воскресый из мертвых, Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, святых славных и всехвальных апостол, (святаго храма и дне), святых праведных богоотец Иоакима и Анны и всех святых помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец.
Хор (многолетие): Великаго Господина и Отца нашего Святейшаго Патриарха Московского и всея Руси Алексия, Богохранимую страну нашу и вся православныя христианы, Господи, сохрани их на многая лета.
К утрени присоединяется, завершая всенощное бдение, служба 1-го часа, как моление, соответствующее началу дня. Древнейшие утренние молитвы содержатся в псалмах 5-м, 89-м и 100-м.
При закрытых и задернутых завесою царских вратах, при погашенных многих светильниках, дабы верующие могли углубиться в себя, сосредоточиться и достойно воспринять службу, произносятся молитвы, исполненные благодарения Господу и упования на Него.
От Фомина воскресенья до праздника Вознесения Господня вместо «Приидите, поклонимся…» читается тропарь Святой Пасхи «Христос воскресе из мертвых».
Священник: Яко Твое есть Царство, и сила, и слава…
Чтец: Аминь. Кондак празднику, Триоди или святому. Господи, помилуй (40 раз). Иже на всякое время и на всякий час… Господи, помилуй (трижды). Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков, аминь. Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим без истления Бога-Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем. Именем Господним, благослови, отче.
Священник: Боже, ущедри ны, благослови ны, просвети лице Твое на ны и помилуй ны.
Хор: Аминь.
Священник: Христе, Свете истинный, просвещаяй и освящаяй всякаго человека, грядущаго в мир, да знаменается на нас свет лица Твоего, да в нем узрим свет неприступный, и исправи стопы наша к деланию заповедей Твоих, молитвами Пречистыя Твоея Матере и всех Твоих святых.
Чтец: Аминь.
На практике поется кондак «Взбранной Воеводе» или празднику.
Священник: Слава Тебе, Христе Боже, Упование наше, слава Тебе.
Хор: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь. Господи, помилуй (трижды). Благослови.
Священник: Христос, истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матере, преподобных и богоносных отец наших и всех святых, помилует и спасет нас, яко Благ и Человеколюбец.