Содержание
Африканская школа внутри и снаружи
Как выглядит африканская школа
Министерство образования Южно-Африканской Республики (ЮАР), чтобы определить облик современной африканской школы, собрало данные по 24 793 государственным школам и получило следующую статистику:
- в 3 544 школах нет электричества, также в 804 школах регулярно наблюдаются перебои в подаче электроэнергии;
- 2 402 школы не имеют водоснабжения, ещё у 2 611 школ оно непостоянное;
- в 913 школах отсутствуют санитарные помещения, а в 11 450 школах вместо туалетов — выгребные ямы;
- нет ограждений у 2 703 школ;
- 79% школ не имеют библиотек, и только у 7% школ библиотека полностью укомплектована учебниками;
- 85% школ не имеют лабораторий, и только у 5% школ лаборатории полностью укомплектованы оборудованием;
- 77% школ не имеют компьютерных классов, и только у 10% школ компьютерный класс полностью укомплектован техникой.
Посмотрите на фотографии, которые мы собрали в постах различных интернет-блогеров, путешествовавших по Африке.
Здание начальной школы в Буркина-Фасо
Источник: Форум Винского, пользователь Over
Начальная школа масаев в ТанзанииЗдание начальной школы в Танзании
Источник: Форум Винского, пользователь AndyAnn
Здание начальной школы в Намибии
Источник: Форум Винского, пользователь Ktybr
Здание местной школы в Мадагаскаре
Источник: Форум Винского, пользователь Evitta
Школа в Марокко
Источник: Форум Винского, пользователь Katya-in-wonder
Здание средней школы в Кении
Источник: Варламов.ру
Школьная библиотека в Замбии (фонд — 4 000 книг) Компьютерный класс в Кении (пока без электричества) Мобильный компьютерный класс в автобусе, Руанда Школьный ланч в Мали (жареные пончики) Туалет в Замбии
Система 8-4-4
Образование в африканских странах имеет уровневую систему, которую можно представить в формате «восемь-четыре-четыре».
Например, в Кении эта система выглядит так:
- начальная школа с 1 по 8 класс (стандарт), 8 лет — образование бесплатно и обязательно для всех с пяти-семилетнего возраста;
- средняя школа с 9 по 12 класс (форма), 4 года — обучение бесплатно, но не обязательно;
- высшая школа (бакалавриат), 4 года — только платная форма.
Несмотря на то, что обучение в начальной школе обязательно, её посещают менее70 % детей школьного возраста, а в среднюю школу переходят 75% заканчивающих начальную. Примерно 30% выпускников средней школы поступают в вузы.
Во многих странах среднее образование пока остаётся платным, например, в Замбии:
- начальная школа с 1 по 7 класс, 7 лет — бесплатно;
- средняя младшая школа с 8 по 9 класс, 2 года — платно;
- средняя старшая школа с 10 по 12 класс, 3 года — платно;
- высшая школа (бакалавриат), 4 года — платно.
Начальная школа в Гондэре, Эфиопия Начальная школа в Бужумбуре, Бурунди
Источник: Business Insider (Thomas Mukoya/Reuters)
Начальная школа в Абиджане, Кот-д’Ивуар
Источник: Business Insider (Luc Gnago/Reuters)
Начальная школа в Кении Начальная школа в Кении Начальная школа города Туниса
Источник: Business Insider (Anis Mili/Reuters)
Ученики 11-го класса в Соуэто, ЮАР
Источник: Business Insider (Siphiwe Sibiko/Reuters)
Начальная школа в Рабате, Марокко
Источник: Business Insider (Youssef Budlal/Reuters)
Средняя школа в Кении
Источник: Варламов.ру
Ученики в новой средней школе Танзании Престижный государственный лицей в Либервиле, Габон
Что изучают в африканских школах?
Начальная школа
В африканских странах начальное образование считается базовым: здесь закладываются основы письменной и математической грамотности, развивается позитивный настрой к работе, общению, жизни в общине, сотрудничеству и стремлению получать знания.
Средняя младшая школа
На этом этапе уже стараются дать профессиональную и академическую подготовку. Продолжительность уроков повышается до 40 минут. Изучают следующие предметы: английский, математика, местный язык, интегративные науки (биология, химия, физика), социальные науки, искусство (музыка, рисование), религия, физкультура, а также 2-3 предмета на выбор по профессиональной подготовке.
Предметы на выбор: вводная технология (плотничество, кузнечное дело, электроника, механика), местные ремёсла, домоводство, бизнес-науки (набор, стенография, в некоторых школах — французский, арабоведение).
Средняя старшая школа
Обучение ведётся по диверсифицированной программе, нацеленной на расширение знаний и кругозора: учащиеся должны освоить 6 основных дисциплин и 2-3 дополнительных.
Основные предметы: английский, местный язык, математика, биология, химия, физика или один на выбор (английская литература, история, география, социальные науки).
Дополнительные предметы на выбор:
- профессиональные: сельское хозяйство, прикладная электроника, бухгалтерия и основы экономики, архитектура, торговля, информатика;
- общеобразовательные: высшая математика, медицина, физкультура, дизайн, библиотековедение, ислам, компьютерная графика, компьютерный набор, стенография, арабский, французский, музыка.
Наглядное пособие по анатомии в Кении
Источник: Варламов.ру
Наглядное пособие по географии в Замбии Наглядное пособие по математике в Кении
Источник: Варламов.ру
Английский алфавит на стенах класса кенийской школы
Источник: Форум Винского, пользователь ansalda
Урок английского языка в Гондэре, Эфиопия Наглядные пособия в начальной школе Гондэра, Эфиопия Урок математики в школе масаев в Танзании Настенные рисунки по географии в школе Танзании
Источник: Форум Винского, пользователь AndyAnn
Учебный год в начальной и средней школе длится 10 месяцев — с января по ноябрь с каникулами в апреле, августе и декабре.
В некоторых африканских странах, помимо общеобразовательных школ, развито направление религиозных (исламских) частных школ. Наставниками учащихся являются малламы — религиозные учителя. Обучение в нигерийских религиозных школах ведётся в три этапа:
- начальные школы. Предметы: арабское письмо и по одной-две суры в день (сура — глава в Коране);
- средние школы — обучение ведётся только на арабском языке. Предметы: религиозные тексты, грамматика, синтаксис, арифметика, алгебра, логика, риторика, юриспруденция и теология;
- после школы выпускники могут поступить в Теологический университет (Исламский центр в Университете Байеро в городе Кано, Нигерия).
Стоимость обучения
Представление о стоимости обучения в средней школе можно сделать на примере образования в ЮАР, где наряду с частными школами государственные тоже взимают небольшую сумму с родителей:
- элитные частные школы — 6 700 рэнд (500 долларов США) в месяц;
- обычные частные школы — 700 рэнд (52 доллара США) в месяц;
- общественные (государственные) школы — 100 рэнд (7,5 доллара США) в месяц.
Из-за того, что частные школы обычно чуть лучше оснащены в техническом плане, а уровень подготовки по результатам национальных тестирований — не хуже государственных школ, многие родители стараются отправить своего ребёнка получать среднее образование именно в такие учреждения. Выбор частной школы обусловлен ещё и тем, что в таких классах учатся по 15-20 человек, тогда как в государственных количество учеников в классе обычно составляет от 40 до 80 человек.
Также в богатых африканских городах есть частные европейские и американские школы, где плата достаточно высокая — например, в Американской интернациональной школе в нигерийском городе Лагосе плата за обучение в год составляет от 12 до 15 тысяч долларов США, а в Британской — 8 тысяч долларов США. При этом выпускники получают сравнительно высокие знания, диплом европейского образца и возможность поступить в любой европейский или американский вуз.
Сразу в школу
«В Танзании дети приходят в начальную школу в 3,5 года и сразу начинают учить цифры и алфавит. При этом до 6 лет все учатся вместе, в одном классе. Все предметы преподают на английском языке – видимо, поэтому 10–12-летние школьники говорят по‑английски гораздо лучше, чем взрослые. Впрочем, родной язык они тоже не забывают: в программе обязательно изучение суахили. При этом язык в разных частях страны может сильно различаться за счёт диалектов племён. Один из учеников рассказал, что они с отцом разговаривают дома на суахили, но его не понимают мама и бабушка, потому что они из другой местности Танзании. В частных школах, которых примерно столько же, сколько и государственных, учат ещё и второй иностранный язык по выбору: французский или немецкий.
Обучение в начальной частной школе стоит 50 $, в средней – 100 $ за ребёнка в месяц. Для Танзании это большие деньги: больше половины средней зарплаты по стране, поэтому в многодетных местных семьях образование получают далеко не все дети.
Школы чаще располагаются в сельской местности, поэтому нередко они работают в режиме интерната: весь семестр дети учатся и живут здесь, а на каникулы уезжают к родителям. В городах есть и обычные школы, куда ученики приходят только на занятия, а вечером уходят домой. Но интернатов больше. Мальчики и девочки учатся там вместе, а вот общежития в кампусах для них строят отдельные.
При школах есть свои большие огороды – плантация размером не менее 1 га. Школьники сами ухаживают за грядками и деревьями, собирают урожай, часть которого идёт в школьную столовую, а ещё часть – в другие школы провинции. Есть и небольшие фермы, где дети выращивают мелкий скот, птицу. Там организовано дежурство – нужно по очереди кормить животных, убирать за ними и чистить клетки и загоны. И, надо сказать, дети делают это не по принуждению, а даже с удовольствием – бегут на хоздвор наперегонки, чтобы налить воду в поилки.
Конечно, полностью этим подсобным хозяйством они себя не обеспечивают, но зато приобретают важные навыки».
Мы читали, мы считали, ели на обед угали
«Младшие школьники обедают прямо в учебных классах: еду привозят дежурные старшеклассники. Они же раздают полные тарелки, а затем собирают грязную посуду и моют.
В танзанийских школах-интернатах трёхразовое питание, иногда даже есть полдник. Школьников постарше кормят в столовых на территории учебного заведения. Повара готовят незамысловатую пищу.
Именно здесь мне довелось попробовать угали – традиционное танзанийское блюдо: кукурузную муку просто насыпают в чан, заливают кипятком – даже не варят! – а потом плошками зачерпывают из общего котла и едят. К угали обычно подают тушёные листья какой‑то местной травы, напоминающей салат. А поскольку в это блюдо не добавляют вообще никаких специй, у меня было ощущение, что я наелся пенопласта с бумагой. Но танзанийские школьники ели с удовольствием. В другой раз мне повезло больше: меня угостили рисом с бобами – этим хотя бы можно насытиться.
Интересная деталь: посреди школьного двора стоят два огромных бака с водой. На одном написано «мойте руки здесь», на другом – «питьевая вода». Глядя на это, сразу вспоминаешь, что ты в Африке, где чистая вода – главная ценность, вокруг которой в буквальном смысле всё строится».
По одному за партой
«В Танзании много частных школ оттого, что государство попросту не справляется с приростом населения, не успевает строить необходимое количество школ. Государственные школы обычно разделяются по возрасту: начальная, средняя. Частные школы обеспечивают непрерывное образование с 3,5 года и до колледжа.
Государственные отличаются даже внешне – они обшарпанные, нередко нуждаются в ремонте. Надо отдать должное: их ремонтируют за счёт государства. Но пока их приводят в порядок, частные строят абсолютно новые учебные кампусы. Здесь более удобное планирование территорий, развитая инфраструктура, можно встретить даже элементы ландшафтного дизайна.
В сравнении с нашими танзанийские учебные классы не сильно отличаются. Но, например, парты там индивидуальные, рассчитаны на одного ученика. В классе информатики к стене крепятся маленькие сейфы, где под ключом хранят планшеты. Ученики берут их на время урока, потом кладут обратно.
Школьные дисциплины такие же: математика, физика, химия, история, география и др. Но большинство учебников и учебных пособий – на английском языке. А ещё на стенах много цитат Нельсона Манделы (африканский общественный и политический деятель, борец за права человека – прим. авт.) и его портреты. Мне особенно запомнился самодельный плакат с его словами: «Образование – это самое мощное оружие, с помощью которого можно изменить мир».
Быть учителем модно
«В африканских странах, в том числе в Танзании, учитель – эталон для всех. Уважение к педагогам огромное. Это человек, к мнению которого прислушиваются, на него равняются, его авторитет в глазах местного населения непоколебим.
В Танзании доход педагогов в два раза выше среднего по стране: если обычный танзаниец получает 150–200 $ в месяц, то учитель зарабатывает 250–300 $. У многих учителей есть личный транспорт, они всегда хорошо одеваются, владеют английским. Педагоги в Танзании – это настоящий средний класс.
Преподавать в танзанийские школы нередко приезжают педагоги-волонтёры из Америки и Европы: на каждых 10–15 местных учителей приходится один приезжий. Контракты с волонтёрами заключают минимум на один учебный семестр. Жильё, питание и проезд им предоставляют бесплатно, но зарплату не назначают. Школа получает педагога – носителя языка с хорошим образованием, а волонтёр – новый необычный опыт».
Быть начеку, копить на школу и молиться: как устроено образование в ЮАР
ЮАР — единственная африканская страна, входящая в G20. Страна, которая до сих пор не справилась с наследием периода апартеида, где крайне сильно расслоение общества, слабые школы и высокая безработица. Здесь с рождения ребёнка родители начинают копить деньги на его образование, а молитва в школе и университете — естественная часть жизни.
Рассылка «Мела» Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
Среднее образование
Школьное образование в ЮАР обязательное, но, по сути, платное для всех. Первое, что делают родители, которые хотят завести ребёнка, — это открывают счёт и каждый месяц откладывают деньги на обучение. Пока ребёнок совсем маленький, нужно накопить деньги.
Начальная школа в южноафриканском городе Дурбан / Фото: (Gimas)
Государственные школы стоят 100 рэнд (примерно 500 рублей) в месяц, элитные и частные школы (последних не более 10-15% от общего числа средних учебных заведений), в которых обычно учатся дети африканеров и белых, стоят гораздо дороже. Месяц учёбы в них обойдётся в 700 рэнд (32 500 рублей), обычная частная школа стоит 700 рэнд — около 3400 рублей в месяц.
Дарья Туряница, которая была участницей программы Федерации культурных ассоциаций языка африкаанс, посетила несколько частных школ и университетов Йоханнесбурга и Претории: «Семья, в которой я жила, за обучение в школе троих детей отдавала почти полтора миллиона рэнд в год. Если достаток не позволяет откладывать деньги, то дети идут в обычную школу — они стоят гораздо дешевле. Возможно, там будет один белый ребёнок на всю школу, тогда ему не избежать травли. В ЮАР социальный класс равен расе. Если ты белый, то, значит, что ты богатый, если чёрный, то — бедный. Это отражается на образовании тоже».
В ЮАР начальное образования состоит из трёх уровней — по три года каждый, старшая школа — с 9 по 12 классы. Учебный год длится с середины января по конец ноября или начало декабря. Учителя получают от 11000 рэнд в месяц, то есть от 54 000 рублей.
Южноафриканские школьники / Фото: (Benny Marty)
Частные школы имеют лучшую инфраструктуру, в классе учатся от 15 до 20 человек, в государственной — от 40 до 80. Все школы работают по одним правилам. Например, везде обязательна форма, девушкам запрещено краситься.
Одни из самых дорогих и престижных школ — это Высшая школа для мальчиков и Высшая школа для девочек, занятия там ведут на языке африкаанс (германский язык, который был основным языком ЮАР периода апартеида, а сейчас является одним из 11 официальных языков республики — Прим.ред.). Дарья рассказывает, что подобное разделение перенято у британской системы образования, обычно же гендерного разделения в школах ЮАР нет.
Как выглядит обычная школа? Как правило, это одноэтажное здание площадью с университетский кампус. «Занятия начинаются в восемь утра. День открывается линейкой — молитва под руководством пастора об успешной учёбе, выступление директора. Уроки длятся до двух часов дня, потом спорт, вокал. По субботам дети не учатся, но в этот день могут быть спортивные мероприятия», — говорит Дарья.
Начальная школа в Йоханнесбурге / Фото: (Rich T Photo)
Она отдельно подчеркнула, что южно-африканцы до сих пор не могут принять свою историю, поэтому её не преподают в школе. Вместо истории изучается «география с историческими фактами».
Помимо этого, по словам Дарьи, огромное внимание в школах уделяется спорту, особенно регби. Раньше в ЮАР была одна из лучших команд мира. Что ещё? В школах очень популярны хоры, даже есть передача — битва школьных хоров. Это первоклассные выступления, хористы ездят по миру и выступают на фестивалях.
Занятия в старшей школе города Йоханнесбург / Фото: (Sunshine Seeds)
Высшее образование
ЮАР — одна из самых развитых стран в Африке, она входит в БРИКС и G20. В рейтинге африканских университетов первые три позиции занимают вузы этой страны: университет Кейптауна, Витватерсрандский университет и университет Стелланбос.
Университет Кейптауна / Фото: (EQRoy)
В отличие от других странах Африки, в ЮАР высшее образование лишь совсем недавно стало более доступно чернокожей части населения. В 2015–2016 годы движение FeesMustFall добилось того, чтобы в университеты смогли поступить студенты из рабочего класса: правительством были созданы стипендии, покрывающие расходы за обучение.
Витватерсрандский университет / Фото: (Wesley Lazarus)
Все занятия в университетах проходят на английском. По словам Дарьи Туряницы, на это повлияло движение Decolonize University, которое боролось за то, чтобы убрать язык африкаанс из университетов. «Африкаанс — на нём сейчас говорят миллионов восемь — воспринимается как язык белых расистов. В ЮАР сейчас примерно та же ситуация, что и в Германии после Второй Мировой Войны», — говорит Дарья.
«Если ты белый, то автоматически считается, что твои родственники участвовали в апартеиде, а ты должен за это заплатить. В ЮАР сейчас проводится политика, которая предполагает расовую репрезентативность во всех сферах. В стране 2% — это индийцы, 9% — белые, 9% — цветные и остальная часть — 80% — чернокожие. Эта картина должна быть представлена в университетах. Поэтому может сложиться ситуация, что белому студенту, который по результатам вступительного экзамена набрал высший балл, говорят, что квоты на него нет. В итоге его не принимают в университет», — объясняет она. Так что вместо белого студента возьмут студента-африканца, потому что он подходит под расовую политику. Это называется «расизм наоборот» — в ЮАР до сих пор не могут определиться, хотят ли они строить «радужную нацию», как завещал Нельсон Мандела.
Университет Стелланбос / Фото: (Grobler du Preez)
Для студентов из ближнего зарубежья, африканцев и иностранных студентов университеты предлагают разные цены за обучение. Средняя стоимость обучения зависит от получаемой степени: 16000 — 22000 рэндов за год обучения на получение степени бакалавра (от 77 до 106 тысяч рублей), 20000-30000 рэндов (от 97 до 145 тысяч рублей) за год обучения в магистратуре. Программа бакалавриата длится три года. Желающие учиться в магистратуре должны переждать один год, после чего они могут подавать документы на продолжение обучения.
Иностранные студенты при поступлении должны предоставить диплом о полном среднем образовании и сертификат о владении английским языком — TOEFL или IELTS.
Алиса Балихина, студентка Института стран Азии и Африки МГУ, год училась в Северо-западном университете Почефструма, последнем учебном заведении ЮАР, где занятия ведутся на языке африкаанс.
В Почефструме университет — ядро города. Вокруг него располагаются мелкий бизнес и фермы. Кампус — самая красивая с архитектурной точки зрения часть города, чем дальше от университета, тем всё более неживое, грязное и опасное.
Учебный год начинается в феврале. Пары длятся 35 минут, а в день по расписанию не больше трёх пар. Самое престижное в этом университете направление — медицина. Популярна и профессия учителя, потому что учителя и профессура в Южной Африке получают больше, чем в России.
Каждый студент сам выбирает предметы, которые хочет изучать. Специализированное изучение одного предмета в Почефструме стоит около 10 000 рублей. В Йоханнесбурге — гораздо дороже: примерно 300 000 рублей за семестр.
В университетах низкие проходные баллы, потому что школьное образование очень слабое. Профессора рассказывают, что первые два курса они доучивают со студентами школьную программу.
В вузах ЮАР очень плохо с изучением истории. «Как-то я брала в библиотеке книгу по истории бундустана. Это территории, куда свозили всех африканцев во время апартеида, расовой сегрегации в ЮАР во второй половине XX века. Парень, который пробивал эту книгу, спросил меня, что такое бундустан. Я поразилась, это же огромная часть их истории. Я же историк и ходила на пары исторического факультета. Лекции про ислам напоминали ликбез. Как правило, эти ребята не знают ничего, кроме своей фермы. С ними нельзя обсудить искусство, историю или мировые новости», — говорит Алиса.
Как и в школах, религия является неотъемлемой частью жизни вуза. На территории кампуса Почефструма есть своя церковь и пастор
Каждое воскресенье студенты, нарядно одетые, приходят на службу, а каждую среду и пятницу организованы группы по совместному чтению и разбору Библии с пастором.
Во всех университетах ЮАР — очень сильные студсоветы, в которые сложно попасть. Чтобы стать кандидатом в члены совета, нужно быть лучшим студентом на курсе. Заседания проходят в конференц-зале, начинаются они снова с религиозных песнопений, но потом обсуждается вполне практическая повестка дня. В Почефструме, например, Совет придумал собирали деньги для доноров крови: 24 часа студенты крутили велосипеды — заряжали батарейки.
Повседневная жизнь
Безопасность — это огромная проблема в ЮАР, а всегда быть начеку — правило номер один. Все в основном передвигаются на машинах, пешком ходят только очень бедные люди. Студенты передвигаются группами. «Хочешь куда-то пойти — звони другу, он тебя заберёт на машине, договорись с ним заранее. У девушек есть правило: солнце село — я не выхожу из дома», — рассказывает Алиса.
Южноафриканские школьники / Фото: (View Apart)
Можно пойти в магазин — и лишиться телефона, да и это не главное, у тебя не просто отнимут смартфон, а приставят нож или пистолет к голове. Грабежи и насилие — общеизвестный факт, но о нём стараются не говорить. Психологи объясняют это посттравматическим эффектом войны, в обществе есть страшная непроговоренность проблем.
Если ты хочешь, чтобы та или иная услуга была качественной, нужно обращаться к частному сектору. Например, если у полицейских для патрулирования и обеспечения безопасности есть только две машины, то у частной охранной компании их будет восемь. Всё именно так и работает — диспропорция в сторону частного сектора более чем очевидная.
«Первый месяц я привыкала к новым правилам. Когда я осталась в общежитии на каникулы одна, то мои близкие друзья позвали меня жить к себе, потому что боялись оставлять одну в общежитии. Моя магистерская работа сейчас посвящена чувству безопасности южных африканцев», — описывает свою жизнь в ЮАР Алиса.
По следам вчерашней презентации
«Книга надежды» и «неудобных вопросов» от отца Филиппа
Репортаж с culture.ru. Не без ошибок, однако.
«В Пасхальную неделю в Культурно-просветительском центре «Покровские ворота» в Москве прошла презентация книги священника Филиппа Парфенова «Торжество и нищета православия»
В зале не было свободных мест, принесли еще стулья — и ряды их подошли вплотную к столу, за которым сидели автор книги отец Филипп и ее редактор — литератор, ведущий вечера Владимир Ершов (Ерохин, однако!!! — свящ. Ф.). «Застолбив» места в зале, гости выстраивались в очередь в расположенном тут же магазине «Умные книги», чтобы купить новинку и, затем, после презентации, получить автограф. А кто-то успевал сделать это и до начала мероприятия. Отца Филиппа многие из пришедших знали лично, будучи прихожанами храма Космы и Дамиана в Шубине, где он служит. (Храм находится в самом центре Москвы — на пересечении улицы Тверской и Столешникова переулка).
Началась презентация общим пением «Христос Воскресе из мертвых». Затем гостей приветствовал генеральный директор центра Жан-Франсуа Филипп (Тири! — свящ. Ф.):
— Я в этой книге прочитал, что «торжество» — это воскресение Христово. То есть, Его торжество, не наше. И замечательно, что презентация книги проходит в Светлую неделю, когда мы празднуем Его торжество, Его славу. Надеюсь, эта книга принесет пользу всем нам».
Далее ведущий представил героя дня — как писателя и священника.
Филипп Парфенов:
— Я не писатель, и никогда им не был. И в детстве-юности не предполагал, что буду когда-то писать. Школьные сочинения у меня были на уровне четверки. А в 18 лет, когда меня привали служить в армию со студенческой скамьи (учился на биологическом факультете в МГУ — ред). вдруг во мне что-то проснулось, Видя во мне интеллигентного юношу, командир роты попросил написать что-то для боевого листка. И меня «прорвало». Правда, стиль был не подходящим для боевого листка (слишком сатирическим), но потом мое сочинение ходило по офицерским рукам.
— Второй раз порыв проснулся в перестройку: я, как и многие, пытался выразить на бумаге мысли по поводу происходящего в стране. В начале 90х в «Независимой газете» вышли несколько моих публикаций христианского направления. Потом снова надолго это ушло, и вот в середине 2000 пришло. И сейчас опять уходит. Так что о чем и когда будет следующая книга, понятия не имею. Добавлю, что состоялся я как публицист благодаря интернету и дискуссиям, которые в нем ведутся.
— По поводу названия книги — конечно, оно не без замысла. Оно амбивалентно. (двойственно — ред.). Можно рассматривать и торжество, и нищету и в положительном смысле (как Христос обнищал, чтобы нас обогатить ), с другой стороны, торжествовать нашей церковности в той данности, которая есть, в частности в русской традиции) особенно нечего. Как раз это повод к покаянию во время Великого поста. Это другая сторона нищеты, обратная триумфализму, который присутствует в нашей бытовой церковности. Или нищеты как слабости.
— Конечно, в эти светлые дни хочется говорить больше о торжестве православия. Православие торжествует Христом воскресшим. Это — главное торжество. Торжество внутри нас. Вот почему преподобный Серафим Саровский — который, кстати, явил один из самых светлых образов русского православия. Он в любой день года мог поприветствовать: «Христос воскресе, радость моя». У него всегда было тожество внутри — от света воскресшего Христа. А у нас в большинстве случаев это держится только на Пасху и в первую неделю. Но дальше уходит, как правило…
То есть, торжество и нищета переплетаются. Кроме того, замысел книги таков, что первая часть —заметки о библейских эпизодах, на евангельские темы. Больший акцент — на ожидаемое или желаемое торжество. Вторая часть — публицистика, попытка обозначить болезненные точки нашей церковной жизни, которые возникли отнюдь не вчера, а сопровождают большую часть истории российской.
Высказались и те гости, кто уже успел познакомиться с книгой.
Владимир Илюшенко, писатель:
— Название сильное и рискованное. Оно не может не вызвать раздражение у части церковных ортодоксов, церковных фарисеев и радикальных церковных патриотов. «Разве может быть нищета православия?!» Но согласен, что название амбивалентно.
— Насколько дорога истина автору? Какого он духа? Я думаю, отец Филипп — правильного духа! Он подняло огромный пласт проблем — назову некоторые: вера и знание, вера и доверие, истина и свобода, фанатизм, русский индивидуализм, и т д.
— Вопросы, которые он ставит, многие могут расценить как неудобные. Например, «Чего стоит догматически правильная вера при порочной жизни?» Или: «почему православный храм стал походить на театр?» Не раз он пишет, что зачастую агностики и еретики ближе к Христу, чем номинальные православные. Пишет, что православные сами становятся гонителями. И тут вспоминаются слова Иосифа Бродского:
Входит некто православный,
говорит: теперь я главный
у меня в душе жар-птица и тоска по государю
дайте мне перекреститься,
а не то в лицо ударю».
Поэт Александр Зорин:
— Для меня эта книга прежде всего — книга надежды (так, кстати, Александр Мень назвал «Апокалипсис»). Она смелая. И она стоит в ряду выдающихся русских богословских и публицистических работ.
Отец Александр Лаврин:
— Отец Филипп не побоялся пригласить сюда меня, своего системного оппонента. Мы давно знаем друг друга, служили вместе, и у нас теплая дружба. У меня всегда о писаниях отца Филиппа несколько двойственное мнение. С одной стороны, я с чем-то очень согласен, например, по форме. А вот по выводам….. Тут он ставит очень важные вопросы и их систематизирует. И это очень важно. Все обозначенные проблемы актуальны. Но боюсь, что все они были актуальны и 2000 лет назад в любой церкви. Ведь причина-то какая? Не потому что где-то люди собрались злые. А причина — в человеческой душе.
Григорий Зобин, поэт:
-Эта книга актуальней самых последних новостей в интернете. Она пронизана подлинным православием. Она никого не оставит равнодушным — найдет и своих врагов.
Сергей Пестов, публицист:
-Часто на привычное люди смотрят как на торт, забывая, что это хлеб. Отец Филипп смог в книге показать, что Библия — это не о возвышенных вещах, до которых не дотянуться, а о том, что касается нас здесь и сейчас.
Выступления классических музыкантов (скрипки, виоончель, гитара) стали еще одним пасхальным подарком собравшимся. Божественная Музыка Моцарта, Агустина Барриоса, Бородина перенесла акцент с разума на чувства. Прозвучало и музыкальное посвящение Александру Меню, о котором не раз вспоминали присутствующие и который в свое время оказал большое влияние на отца Филиппа (автор музыки — Владимир Ерохин).
Ну, а «под занавес», под аккомпанемент уже джазовых музыкантов, герой дня подписывал свои книги.
Написал и читателям Культура.рф: «С пасхальной радостью о Христе воскресшем. От автора, свящ. Филиппа. 7.05.2013» .
Биографическая справка:
Филипп Парфенов родился в Москве в 1967 году. Окончил биофак МГУ (1991) и Православный Свято-Тихоновский богословский институт (1996). Рукоположен в 1997 г. Служил в Чите (1997-2001) и Париже (Трехвсятительский храм Московского Патриархата, 2002-2005). Сейчас за штатом. Живет в Москве
Карина Кобецкая
Народу, действительно, оказалось очень много, зал был полон первые час-полтора, потом чуть-чуть начали люди расходиться. Все книги, за несколько дней до того завезенные, около 100, до одной были распроданы, включая пачку, которую я на всякий случай с собой захватил. Плюс несколько экземпляров просто подарил. Получилось точь в точь, и надеюсь, всем хватило (если, конечно, не нашлись и не промолчали тактично те, кому не хватило).
Всех пришедших хочется поблагодарить за поддержку! Отцов Петра Коломейцева и Александра Лаврина, в частности. О. Петр вообще острослов и прекрасно выступил. Жаль вот, что с книгой пока так и не успел ознакомиться, загружен слишком преподаванием.
А еще мне лично очень понравилось замечание выступившего Михаила Селезнёва (переводчика, библеиста) о том, что теперь для христианства настало время пост-триумфализма. По аналогии с постмодернизмом в культуре.
Здесь можно и фото разные посмотреть, кому интересно:
Африканская школа отца Филиппа
В этой школе никто не слышал об интерактивной доске или электронных дневниках. Здесь нет даже электричества, а ее стены построены руками учителей и их помощников. Знакомьтесь: православная средняя школа в местечке Ишамара, центральная Кения.
«Сегодня мы едем в нашу школу, — в мой гостиничный номер врывается со своей белозубой африканской улыбкой настоятель храма святого Антония и директор здешней школы священник Филипп, — только сначала надо заглянуть в супермаркет». Сказано — сделано: мы покупаем несколько буханок свежего хлеба, банку маргарина (хлеб с маслом — он и в Африке хлеб с маслом), упаковку копеечных леденцов, (каждому школьнику достанется по конфетке), и отправляемся в школу.
Отец Филипп Гатари очень уважаемый человек. Мы идем по деревне, и каждый встреченный нами человек почтительно здоровается с батюшкой. В свое время священник получил богословское образование в Европе, а в 2006 году вместе со своими прихожанами построил на прилегающей к храму святого Антония территории среднюю школу, в которой сегодня обучается 50 человек.
Уроки в кенийской школе начинаются ранним утром и заканчиваются ближе к вечеру. Для того чтобы попасть на занятия, многие ученики ежедневно преодолевают до десяти километров пешком. Бывшая английская колония, Кения свято хранит традиции школьной формы. У каждой школы она своя, собственная. На школьном свитере — надпись: «Православная средняя школа, Ишамара».
На этом месте, показывает отец Филипп, ученики уже гоняют мяч на переменах. Но когда-нибудь здесь появится настоящая спортивная площадка.
«Среднее образование в Кении является добровольным, — объясняет отец Филипп, — поэтому среди моих учеников лишь те, кто действительно хочет учиться». Действительно, согласно официальной статистике, менее 50% выпускников обязательной для всех детей начальной школы переходят на обучение в среднюю. Но те, кто решают продолжить учебу, придают школе огромное значение.
Православные общеобразовательные школы в Кении — отнюдь не экзотика. Первые православные общины пришли в страну благодаря школам народа кикуйю, представители которого познакомились с Православием в поисках веры, не связанной с колонизаторскими войнами против населения Черного континента.
Ученики школы отца Филиппа — подростки, пришедшие сюда после окончания начальной школы. Впрочем, и учитель (внизу, слева) выглядит ненамного старше школьников.
Построить школу в Кении может любая организация или частный инвестор. Однако кому бы ни принадлежало учебное заведение, оно должно соответствовать государственным стандартам. Ученики и учителя регулярно проходят аттестацию.
Несмотря на то, что школа называется православной, в ее программе нет каких-то специальных религиозных предметов. Религия изучается в рамках государственных стандартов. «Но мы открываем нашим ученикам дорогу к знаниям, — объясняет отец Филипп, — а знания — это жизнь, работа, место в обществе. Никто из моих учеников не сможет отозваться о Церкви плохо».
Большая перемена
Отец Филипп водит меня по школьной территории. Отсюда открывается прекрасный вид на гору Кения — самую высокую точку страны. Директор православной школы рассказывает о своих планах: здесь он хотел бы построить оборудованный по всем правилам кабинет химии, здесь — общежитие для студентов, чтобы им не приходилось ходить на учебу пешком, а там — поле для занятий спортом.
Со школьного двора открывается великолепный вид на гору Кения. Однако снежная вершина этой горы видна не всегда: нередко гору окутывает плотный слой тумана. В этом случае местные жители говорят: «гора Кения прячется от приезжих».
Прихожанин храма святого Антония, архитектор по имени Эрастас, создал в специальной компьютерной программе проект будущей школы, включающий подробные планы всех помещений. Но пока это только мечты, а из реально построенных за пять лет зданий — учебное помещение, сарайчик для учителей и деревянный туалет. Все это сделано усилиями прихожан и настоятеля храма святого Антония.
Школа кормит себя сама. На перемене я вижу, как один из учителей, взяв в руки мотыгу, идет ковыряться на школьном огороде. Кто-то из учеников бежит кормить всеобщую любимицу — школьную корову. Чай с молоком в Кении — национальный напиток, куда же без буренки?
Местные жители живут исключительно собственным трудом на земле.
В Кении почти нет железных дорог. Между городами курсируют огромные автобусы, похожие на вьючных мулов.
На территории храма святого Антония расположен единственный в округе источник воды. За водой сюда приходят местные дети. Возможно, это будущие ученики школы отца Филиппа.
Harambee!
Мой приезд вносит коррективы в распорядок дня православной школы. Перед тем как раздать ученикам бутерброды и конфеты, ребят собирают в церкви. Проводится что-то вроде собрания с участием гостя из далекой России: выступают директор, учителя, потом ученики. Рассказывают о школе, о том, как рады гостям. А заканчивается собрание… танцами под барабаны! «Этого у нас не отнять, — отец Филипп вновь демонстрирует свою улыбку, — мы, африканцы, танцуем всегда и везде!»
Действительно, традиционные африканские барабаны, бубны и трещотки стали неотъемлемой частью православной культуры Кении. Если колокола можно встретить далеко не во всех местных храмах, барабаны есть даже в самых бедных приходах, и их здесь активно используют.
Появление в этих краях белого человека (на суахили «мзунгу») может развеселить даже алтарника!
В воскресный день в храме собирается, похоже, вся деревня. Пытаясь посчитать прихожан, я сбиваюсь после сотни. В церкви много детей: семьи в Кении, как правило, большие, и в храм принято ходить всем вместе, от малышей до бабушек. Сразу после воскресной Литургии начинается «неофициальная» часть богослужения, когда все присутствующие в храме люди, включая священников, выражают свои эмоции в пении и танце. Текст песни при этом зависит от конкретного дня, места и других обстоятельств. Так же, танцуя под звуки барабанов, прихожане подходят к священнику за священным хлебом — антидором. В остальном воскресная Литургия в кенийском храме мало чем отличается от такого же богослужения в России.
При храме святого Антония действует не только средняя, но и воскресная школа. Учеников в ней несколько десятков.
Проскомидия. Из большой просфоры вырезаются частицы. Одна из них — за всех православных христиан во всем мире, включая Россию.
На Великом входе, когда поется песнопение «Иже херувимы» (естественно, под барабаны), священник, согласно греческой традиции, обходит с Чашей весь храм.
На гербе Кении написано слово «Harambee», что означает «вместе», «всем миром». Такой девиз страна получила после многолетней борьбы с колониальной зависимостью. Не все знают, что эта борьба была тесно связана с Православием, которое исповедовали многие борцы за свободу, «воины ухуру». С тех пор «Harambee» — это девиз всей страны, который особо проявляет себя в церковной жизни.
Нечего терять
В сельском приходе отца Филиппа, кроме средней школы, действует комитет матерей, воскресная школа и еще несколько объединений по интересам. Кроме того, после богослужения и традиционных танцев один из прихожан произносит проповедь на заявленную заранее тему. Чтобы богослужение было понятно как можно большему числу людей (на территории Кении проживает несколько десятков племен, многие из которых не понимают языка друг друга), отец Филипп служит сразу на трех языках: английском, суахили и кикуйю.
«Я иногда общаюсь с европейцами, — размышляет отец Филипп, — они все время жалуются на кризис, падение финансовых рынков, инфляцию и крах экономики. А я не понимаю этих проблем. Знаешь, мне кажется, последние события в Греции — это не финансовый кризис, а кризис веры, любви и надежды».
И действительно. В Кении я увидел людей, у которых в домах нет электричества и нет денег, чтобы купить хлеб и масло. Я видел людей, которые не могут купить себе пару обуви, поэтому единственные ботинки донашивают по очереди всей семьей, от родителей к детям. Заходил в дома, стены которых изнутри оклеены старыми газетами. Видел школьников, которые, чтобы попасть на занятия, каждый день преодолевают несколько километров по пыльной дороге пешком.
Но я не видел ни одного страдающего, огорченного или растерянного человека. Люди, у которых по нашим меркам нет ничего, молятся Богу в своих церквях, танцуют под барабаны и помогают друг другу. «Нам нечего терять, — говорит отец Филипп, — и мы, похоже, счастливы. Хотя, — священник задумывается, — будь у меня деньги, я построил бы лучшую школу в этой стране. Православную школу».
Фото Дениса Маханько
Благодарим паломнический центр «Покров» за организацию поездки в Кению.
О том, как помочь Православной церкви в Кении, можно узнать у автора статьи, написав ему по e-mail: makhanko@yandex.ru
Также принимаются пожертвования на счет в системе Яндекс-деньги: 41001117383018