Содержание
- LiveInternetLiveInternet
- Впервые документально подтвержденная идея официальной канонизации преподобного Серафима Саровского содержится в письме Гавриила Виноградова к обер-прокурору Святейшего Синода Константину Победоносцеву.
- Подобная «нерешительность» Синода некоторыми источниками объясняется «симпатиями» преподобного к старообрядцам, о чем не могли не знать.
- Синод «не нашел решимости прославить угодника Божия», ожидая «отмашки» императора или промысла Божьего, которые в идеале должны были совпасть.
- Старовер
- Был ли проведен такой Собор в действительности — неизвестно. О его проведении заявил человек с сомнительной репутацией — Амвросий (Сиверс), хотя ряд исследователей (Б.Кутузов, И.Яблоков) признали подлинность Кочующего Собора.
- Прижизненный портрет
- Якобы, потому становились понятны и внешние атрибуты в облике Саровского, которыми позднее будут «козырять» сторонники его «старообрядчества»: медный литой «староверский» крест и лестовка (особый вид четок).
- После рождения цесаревича Их Величества укрепились в вере в святость старца, а в кабинете императора даже был размещен большой портрет с образом святого Серафима.
- Впрочем, известно, что в императорской семье Саровского старца почитали давно: по легенде его инкогнито посещал Александр I, а 7-летняя дочь Александра II излечилась от тяжелой болезни при помощи мантии святого Серафима.
- О чем прочел Николай в письме неизвестно – ни оригинала, ни копий не сохранилось. По рассказам дочери Серафима Чичагова, принявший запечатанное мягким хлебом послание Государь положил его в нагрудный карман с обещанием прочесть позже.
- Посещение Императором Николаем II и Императрицей Александрой Феодоровной источника преподобного Серафима Саровского. 1903 г.
- Довольно часто Саровского изображают молящимся на камне. Известно, что преподобный возносил молитву тысячу ночей на камне в лесу и тысячу дней на камне в своей келье.
- Моление на коленях традиционно считается обычаем Католической Церкви и полностью исключается, кстати, у старообрядцев.
- Сюжет «моление на камне» также отсылает к молению о чаше, которое Иисус совершал в ночь своего ареста, стоя на камне.
- В этом есть доля здравого смысла, ведь перед кончиной Матрона признается, что данный эпизод был придуман неким Иоасафом. С его научения Матрона пообещала озвучить историю в момент пребывания в обители членов царской семьи.
- Известно, что первоначально обустройство «канавки» носило практическое значение – внушительных размеров ров защищал монахинь от «недобрых людей», Антихриста.
- Обретение
- Прижизненный портрет святого Серафима Саровского
- Серафим Саровский — разные пути «превращения» портрета в икону.
LiveInternetLiveInternet
Впервые документально подтвержденная идея официальной канонизации преподобного Серафима Саровского содержится в письме Гавриила Виноградова к обер-прокурору Святейшего Синода Константину Победоносцеву.
Подобная «нерешительность» Синода некоторыми источниками объясняется «симпатиями» преподобного к старообрядцам, о чем не могли не знать.
Синод «не нашел решимости прославить угодника Божия», ожидая «отмашки» императора или промысла Божьего, которые в идеале должны были совпасть.
Старовер
Был ли проведен такой Собор в действительности — неизвестно. О его проведении заявил человек с сомнительной репутацией — Амвросий (Сиверс), хотя ряд исследователей (Б.Кутузов, И.Яблоков) признали подлинность Кочующего Собора.
Прижизненный портрет
Якобы, потому становились понятны и внешние атрибуты в облике Саровского, которыми позднее будут «козырять» сторонники его «старообрядчества»: медный литой «староверский» крест и лестовка (особый вид четок).
После рождения цесаревича Их Величества укрепились в вере в святость старца, а в кабинете императора даже был размещен большой портрет с образом святого Серафима.
Впрочем, известно, что в императорской семье Саровского старца почитали давно: по легенде его инкогнито посещал Александр I, а 7-летняя дочь Александра II излечилась от тяжелой болезни при помощи мантии святого Серафима.
О чем прочел Николай в письме неизвестно – ни оригинала, ни копий не сохранилось. По рассказам дочери Серафима Чичагова, принявший запечатанное мягким хлебом послание Государь положил его в нагрудный карман с обещанием прочесть позже.
Посещение Императором Николаем II и Императрицей Александрой Феодоровной источника преподобного Серафима Саровского. 1903 г.
Довольно часто Саровского изображают молящимся на камне. Известно, что преподобный возносил молитву тысячу ночей на камне в лесу и тысячу дней на камне в своей келье.
Моление на коленях традиционно считается обычаем Католической Церкви и полностью исключается, кстати, у старообрядцев.
Сюжет «моление на камне» также отсылает к молению о чаше, которое Иисус совершал в ночь своего ареста, стоя на камне.
В этом есть доля здравого смысла, ведь перед кончиной Матрона признается, что данный эпизод был придуман неким Иоасафом. С его научения Матрона пообещала озвучить историю в момент пребывания в обители членов царской семьи.
Известно, что первоначально обустройство «канавки» носило практическое значение – внушительных размеров ров защищал монахинь от «недобрых людей», Антихриста.
Обретение
Прижизненный портрет святого Серафима Саровского
Поделиться
Еще во время обучения в семинарии я усвоил, что иконопись — вершина изобразительного искусства. Своей глубиной, внутренней наполненностью икона превосходит любую картину. В отличие от портрета икона передает не только внешние черты изображенного на ней святого, но и полноту его личности. Впрочем, истории известен случай, когда выполненная по всем правилам академической живописи картина стала почитаться как святой образ и была приравнена по значимости к иконе. Речь о прижизненном портрете преподобного Серафима Саровского. А именно — о том, что хранится теперь в Ново-Дивеевском женском монастыре близ Нью-Йорка в США. До наших дней сохранилось несколько прижизненных изображений святого, но именно Ново-Дивеевский образ уже больше века почитается как икона. Такое, так сказать, «перерождение» состоялось благодаря последнему российскому императору Николаю 2 и его семье. Самодержец и его семья молились перед портретом старца, как перед иконой в Дивеево в 1905 году, благодаря святого за рождение наследника — цесаревича Алексия.
Портрет представляет собой ростовое изображение святого. Преподобный запечатлен в последние годы своей жизни. Одет он в монашеском облачение, а препоясан белым полотенцем. Больше всего привлекает внимание мудрый взгляд святого, который удалось передать художнику. Портрет-икона преподобного Серафима имеет непростую историю. Во время разорения Дивеевской обители коммунистами, образ был увезен в Киев. Там он находился и в годы немецкой оккупации.
При отступлении немцев из Киева, портрет-икона был вывезен одним из сотрудников германской комендатуры в Берлин, где затем был передан протопресвитеру Адриану РымарЕнко, который тогда был настоятелем православного Воскресенского собора, расположенного рядом с проспектом Гогенцоллерндамм. В германской столице портрет святого Серафима стал фактически спасителем храма, в котором находился. В один из ночных авианалетов на Берлин советская бомба, пробив купол собора, упала в левый его придел рядом с портретом. От бомбы начался пожар, который, чудесным образом, не сильно повредил внутреннее убранство храма. Портрет же, находившийся в эпицентре пламени и вовсе не пострадал. Через несколько часов была найдена еще одна бомба. Она тлела на чердаке, но так не взорвалась. Ее удалось ликвидировать.
Несмотря на то, что впоследствии Берлин неоднократно бомбили и советская авиация, и самолеты союзников, ни один снаряд не упал на собор, оберегаемый молитвой святого Серафима. По окончании войны многие русские эмигранты, не захотели оставаться в новообразованной ГДР и уехали в Америку. Уехал и отец Адриан Рымаренко. Вместе с собой он увез образ святого Серафима. Портрет-икона стала святыней новообразованного женского монастыря — Ново-Дивеево — расположенного в 40 километрах от Нью-Йорка. В настоящее время портрет хранится в Успенском храме монастыря и является одной из главных его реликвий.
Серафим Саровский — разные пути «превращения» портрета в икону.
Иконописцы любят изображать преподобного Серафима кормящим медведя, но этот сюжет типичен в ряду других святых. Гораздо показательней следующая сцена: однажды в поисках Преподобного сестра Ксения Кузминишна наткнулась на него, сидящего на сваленном древе….
Ранние и неизвестные иконы Серафима Саровского
Перед началом работы над иконой современный иконописец… нет, не постится 40 дней, а просматривает доступные ему изображения того святого, чей лик должен быть изображен на доске….
При современном развитии информационных технологий не проблема забить в строке «яндекса» СЕРАФИМ САРОВСКИЙ и получить сотни разных изображений. Проблемой является, извините за тавтологию, проблема выбора. В этом море изображений и СПАМа отличным навигационным подспорьем является наука Иконография, которая группирует изображения по различным иконографическим типам. Дело это нужное, но достаточно скучноватое (к тому же, нормальные иконописцы никогда не работают только по репродукциям, а стараются «вживую» соприкоснуться с творениями предшественников), поэтому мы попробуем на примере ранних и малоизвестных икон св. Серафима ответить на другой вопрос: какая из них является наиболее адекватным слепком с личности старца?
Для начала составим Сurriculum vitae, сокращенно CV (в переводе с лат. — «ход жизни») — краткое описание жизни и профессиональных навыков саровского старца. В этом нам поможет ресурс deisis.ru
СЕРАФИМ
curriculum vitae
(19 июля 1758 г. — 1 января 1833 г.)
Серафим, имя принятое при монашеском постриге, от евр. seraphim, «огненный ангел». В миру Прохор Исидорович Машнин. Наиболее почитаемый подвижник Нового времени в Русской Православной церкви. Сформулировал цель христианской жизни; приложил много усилий для распространения в России женского монашества. Русский. Родился в Ильинском приходе города Курска (ныне двор д. 13 по ул. Мажаевской), Россия. Мать, Агафья Фатеевна Завозгряева, происходила из потомственных посадских города Курска. Отец, Исидор Иванович Машнин, курский купец. Имел старшего брата Алексея и сестру Параскеву. Обладал высоким ростом, был строен, физически развит, однако после тяжёлых увечий, нанесённых ему в зрелом возрасте, сгорбился (см. ниже). Волосы светло-каштановые, густые; носил бороду. Имеются прижизненные изображения, в том числе на холсте маслом в Сергиево-Казанском кафедральном соборе города Курска. Два раза волосяной покров полностью сходил (после болезни в период послушничества и после нападения разбойников). Из особых примет на теле известны: шрам между лопатками (по словам о.Серафима, «за избавление души человеческой»); 12.09.1804 г. грабители из с. Кременки нанесли ему тяжкие увечья (проломлен череп, перебиты рёбра, разбита грудная клетки и др.); в последние годы открылись язвы на ногах, из которых текла сукровица. В браке не состоял. Образование получил церковно-домашнее. Занимался торговлей. 13.08.1786 пострижен в монашество в Саровской пустыне. В 1788 г. рукоположен в иеродиакона, 2.09.1793 посвящён в иеромонахи. Проходил различные стадии православной аскезы и послушаний: затворничество, столпничество, молчальничество, духовничество. Имел множество духовных чад. Исповедывал православную христианскую веру. Принадлежал к Греко-Российской Кафолической Церкви. Определённые черты религиозного быта Серафима имеют около-старообрядческие формы, хотя его высказывания о староверии носили критический характер. Никогда не был судим и не покидал пределы Российской Империи. Скончался в келье Саровской Успенской пустыни, Тамбовской епархии. Погребён в самолично выточенной дубовой колоде под алтарной стеной Успенского собора Саровской пустыни. После официальной канонизации в 1903 г., мощи преподобного Серафима помещены в кипарисовый гроб, вложенный в дубовый, а затем — в раку из белого мрамора. После закрытия монастыря конфискованы, след их потерян. Снова обретены в 1991 году и торжественно перенесены в Дивеевский женский монастырь.
НЕИЗВЕСТНЫЕ ПОДРОБНОСТИ
Просматривая редкие и неизвеcтные изображения святого, исследователь знакомится и с письменными источниками, недавно опубликованными архивными записями. После прочтения этих документов получаешь некоторый инсайт: крутой пророческий замес Серафима, помноженный на женский коллектив Дивеева в условиях травли и гонений – совершенно непонятно как «упаковать» в сознании эту зажигательную смесь. До сих пор среди ученых не смолкают ожесточенные споры, так как существует несколько житий святого, не стыкующихся друг с другом, что немудрено – его образ выпадает из привычных схем, рождая веер интерпретаций.
Преподобный Серафим Саровский выпестовал новый тип духовности, отличный от суровости средневекового монашества и «Добротолюбия». Хорошо понимая специфику женской души, он старался не утомлять учениц, а вдохновлять их. Поощрял круглосуточное пребывание в храме, серьезно относился ко всем их снам, видениям и чудесным посещениям, в противовес господствовавшей в то время практике благословлял часто приобщаться, некоторым давал читать сложную аскетическую литературу. Св. Серафим неизменно поддерживал приподнятый настрой, чего было не легко добиться, ибо двенадцати девушкам не слишком-то весело с нуля возводить монастырь.
ОТ ПОРТРЕТА К ИКОНЕ
«Кто я, убогий, чтобы писать с меня вид мой? Изображают лики Божии и Святых, а мы — люди, и люди-то грешные», — ответил некогда саровский старец на просьбу «списать» с него портрет. Уже спустя столетие интенсивно развивалась богатая традиция его иконографии, открытие и изучение которой сейчас только начинается. Задолго до официальной канонизации образ святого был запечатлен в самых разных материалах: живописи, гравюре, литографии, резьбе по дереву, на камне, но даже ранние образы преподобного Серафима, как правило, имеют иконописный характер.
В кельях саровского игумена сохранялись прижизненные портреты старца работы Д.Евстафьева и инока Иосифа (Серебрякова) — по-видимому, выпускника арзамасской художественной школы. Первый портрет был написан в начале XIX столетия, «когда старцу было около пятидесяти лет», второй — «с натуры лет за пять до кончины», то есть около 1828 года.
Именно портрет Серебрякова стал излюбленным образцом для копирования, а затем — основой самого распространенного иконописного извода образа святого. Что известно об этом, скорее всего, утраченном изображении?
Самым ранним, вероятно, созданным еще во время преподобного, является список из частного собрания с надписью на обороте холста: «1829 года нарисовано Художникомъ В.Ф.Бихо..». Не только особенности стиля и иконографии, но и выражение лика старца, «со следами «иноческих подвигов», буквально соответствует описаниям. Список доносит до нас подлинные, характерные особенности лица святого, его взгляда. Портрет, заключенный в овал с перспективной рамкой, его теплый оливковый колорит типичны для живописи первой трети XIX века.
На образцах «серебряковской» иконографии можно проследить и разные пути «превращения» портрета в икону. Многие из них имеют нимб и надпись, дополнившие образ после Саровских торжеств 1903 года. В ХIX веке официально считалось, что почитать человека во святых можно только по епархиальной указке «сверху» — соответственно, первые хромолитографии с нимбом и надписью «преподобный» были пропущены цензурой и увидели свет только в 1902 году. Даже в Дивеево, где глубоко верили в святость основателя и молились ему, не дерзали открыто свидетельствовать об этом. Его портреты носили на крестных ходах вместе с иконами, перед одним из них, в келье игуменьи, горела лампада, от масла которой происходили исцеления. На портретах, картинах и литографиях дивеевского происхождения святой именуется «приснопамятным старцем», «иеромонахом» или просто «отцом Серафимом».
По мере распространения славы нового чудотворца по всей России, освящение во имя его храмов и приделов вызвали необходимость создания всё большего и большего количества икон. И вот за основу чисто иконописного образа опять был взят тот же «серебряковский» извод: поясное изображение святого вполоборота, в мантии и епитрахили, с поднятой к груди правой рукой. Именно так он наиболее часто писался на иконах, теперь уже на золотом фоне. Изменилась техника и приемы письма, но сохранилась иконография.
Вторая треть XIX века. Холст, масло. Скит прп. Сергия Радонежского Данилова мужского монастыря в Москве.
В одном из альбомов рисунков художника арзамасской школы В.Е.Раева под названием «Россия» имеются карандашные зарисовки вида Саровской пустыни и лесных мест уединения саровских подвижников («Пустынь схимника Марка», «В Саровском лесу»). В саровский цикл вставлен лист меньшего формата с наброском поясной фигуры преподобного Серафима — в белом балахоне и скуфье («Серафимъ Саровскiй Пустынножитель»). Это наиболее ранний, известный на сегодня образец данной иконографии. По штемпелю на бумаге лист датируется 1828 годом, временем жизни старца. Из воспоминаний Раева известно, что во время обучения он дважды, в конце 1820-х годов, бывал в Саровской пустыни, куда его вызвали написать портрет епархиального архиерея. Видел он и «самогó»: «Это был маленькой, в дугу согнутой старичок с кротким и любезным взором. Он больше жил в лесу и редко приходил в монастырь. Мы ходили и вглубь Саровского леса и видели там уединенные келейки отца Серафима, им самим выстроенные» — вспоминал Раев.
По-видимому, при жизни преподобного появились и его портреты в клобуке с полумантией, на пути в пустыньку, с суковатой палкой в руке — ростовые, поколенные, по плечо (оплечные). На одной из фотораспечаток конца XIX — начала XX века из частного собрания есть примечательная надпись: «Снимок с портрета преподобного отца Серафима Саровского Чудотворца, писанного в 1833 году Е.М.Журавлевой». При всем непрофессионализме рисунка, важно одно из свидетельств существования таких изображений в год преставления святого.
Преподобный Серафим Саровский на пути в пустыньку
Фотoграфия портрета 1833 г. работы Е. М. Журавлевой. Конец XIX — начало ХХ века.
Также известен большой посмертный портрет, созданный саровскими иноками, висевший на стене кельи святого. На нем Серафим был представлен стоящим на дощатом полу, в белом балахоне и темной шапочке (скуфье), с поднятой благословляющей десницей и старообрядческими четками в левой руке, на его груди меднолитой крест, материнское благословение. Введение в образ мемориальных вещей, реликвий — характерная особенность иконописи этого времени.
Преподобный Серафим Саровский
1830-е годы. Холст, масло. Серафимо-Дивеевский Троицкий женский монастырь.
Несмотря на «неканоничный» тип одеяния, появились варианты полного перевода в икону и такого «келейного» извода. Один из них непосредственно связан с Царской семьей: складень-ларец для реликвий, из Александровского дворца Царского Села, созданный около 1903 года.
Младший современник преподобного Серафима, саровский послушник Иван Толстошеев, (впоследствии иеромонах Иоасаф, в схиме Серафим, известный попытками подчинить себе Дивеевскую обитель после кончины старца) в монастыре овладел искусством живописи.
В первом издании «Сказаний о подвигах и событиях жизни старца Серафима…», составленных этим самым иеромонахом Иоасафом, упоминается, что старец благословил его растирать краски «для писания икон» на своем моленном камне: «…ныне же вместо меня это послушание исполняют сестры Дивеевской обители, которые, по благодати Божией и по молитвам и благословению отца Серафима, выучились самоучкою этому благодатному занятию, и теперь уже сами, к общему утешению всех, любящих Господа, украшают храм обительский произведениями своего художества, совершенствуясь в нем все более и более».
Справедливости ради стоит отметить, что эти сведения отца Иоасафа нуждаются в дополнительной проверке, так как известно, что сам преподобный Серафим проводил сущностное различие между монахинями-девами и монахинями, вступившими в общину после брака. Для этого он даже специально отделил дев от вдовиц. В супружеской жизни, пояснял старец, женщина часто приобретает специфическую настойчивость, упрямство, которая затрудняет ее духовное руководство. По этой причине он не благословлял девам увлекаться традиционными для женских монастырей ремеслами, требующими большой концентрации (шитьем, живописью и т.п.). Вместо этого дивеевским послушницам рекомендовались разведение цветов, садоводство и те из рукоделий, которые легче сочетать с внутренней молитвой и требуемым эмоциональным настроем. После смерти преподобного вдовы и девы были вновь «слиты» воедино и сделал это никто иной, как о. Иоасаф.
Иконописная мастерская Серафимо-Дивеевского монастыря
Конец 1900-х годов. Фотография. Серафимо-Дивеевский Троицкий женский монастырь.
Благодаря петербургским связям о. Иоасафа, в 1850-е годы несколько сестер общины обучались «греческой иконописи и мозаическому искусству» в Санкт-Петербурге, где им покровительствовала великая княгиня Мария Николаевна, почетный президент Академии художеств. Дивеевские сестры копировали полотна, выполненные для Исаакиевского собора. Петербургская выучка послужила стимулом для создания в обители собственной живописной мастерской.
Преподобный Серафим Саровский, молящийся на камне
Середина XIX века. Саров — Дивеево (?). Камень, грунт, масло.
Первыми образцами творчества сестер, по-видимому, были изображения на осколках того самого моленного камня, на котором преподобный Серафим «боролся с бесами и победил их». Позднее в Дивееве писались иконы различных изводов Иисуса Христа, Богородицы, праздников и целые иконостасы, преимущественно маслом по золоту, изобильно украшенном гравировкой и орнаментом. В начале XX века существовали отдельные помещения для обучения рисунку, левкасной работы, чеканки по грунту и золочения, живописная и иконописная мастерские.
Пигменты, которыми писали сестры Серафимо-Дивеевского монастыря
Судя по многочисленности дошедших до нас произведений, излюбленным сюжетом мастерской вплоть до начала XX века являлся образ святого на пути в пустыньку, в разных вариантах. Обычно писали голубой фон, переходящий к горизонту в розовый, каменистый позем с травами, условные маленькие деревца, выполненные аккуратными и меткими движениями кисти. Типичная для XIX столетия «гладкопись» в света́х оживлялась пастозными мазками. Сестры особый вкус к белому цвету, чувствовали его светосилу. На холстах надписи и нимбы почти всегда выполняли разбеленной жёлтой.
Преподобный Серафим Саровский на пути в пустыньку
Последняя треть XIX века. Мастерская Серафимо-Дивеевского монастыря. Холст, масло.
К началу XX века монастырь стал крупным иноческим общежитием: в 1917 году в нём проживало по списку 270 монахинь и 1474 послушницы — при численности населения села Дивеева 520 человек.
В 1919 году монастырь был зарегистрирован как трудовая артель и продолжал действовать. 21 сентября 1927 года — закрыт. Некоторые насельницы рассеялись по округе и пытались сохранить часть дивеевских святынь. Одной из немногих дивеевских сестер, доживших до восстановления обители была монахиня Серафима (Булгакова), сохранившая и передавшая монастырю некоторые личные вещи преподобного.
Часть сруба кельи преподобного Серафима Саровского, с его изображением в келье
Вторая треть ХХ века. Монахиня Серафима (Булгакова). Дерево, масло. Серафимо-Дивеевский Троицкий женский монастырь.
МОЩИ
После закрытия монастыря мощи святого несколько десятков лет пролежали в Музее истории религии и атеизма. По рассказам сотрудников, это была простая картонная коробка с надписью СЕРАФИМ САРОВСКИЙ. В 1991 году верующие добились выдачи и перезахоронения мощей.
Поэт Сергей Калугин вспоминает: «Как состоялось перенесение мощей Св.Серафима? Св.Серафим напророчил, что когда его обретут и понесут обратно, то будут «петь Пасху летом». Пасху летом сроду никто никогда не пел. Когда же мощи действительно переносили — то стояло именно лето. И народ, провожавший мощи, который знал о пророчестве, некоторое время благочестиво подождал — не донесётся ли откуда обещанное песнопение. Оно не донеслось. Что, в общем, неудивительно. И тогда все помялись, да грянули Пасхальные. Ибо.
В результате образовался такой причинно-следственный парадокс, что куда там Брэдбери. Народ пел, поскольку знал о пророчестве, да. Так, что вроде никакого чуда нет. Но пророчество-то сбылось! Значит — это было настоящее пророчество, а не тюлька какая—то! И чудо имело место!»
Остается только добавить, что пророк не прогнозирует будущее, а, скорее, заклинает его: «Будь!»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Иконописцы любят изображать преподобного Серафима кормящим медведя, но этот сюжет типичен в ряду других святых. Гораздо показательней следующая сцена: однажды в поисках Преподобного сестра Ксения Кузминишна наткнулась на него, сидящего на сваленном древе. Ксения подумала: «Что бы батюшка дал отдохнуть, как я устала…». Серафим поманил ее к себе и приказал сесть на кочку, а сам примостился ниже, склонивши голову ей на колени. Как вспоминает сестра, Серафим попросил поискать у него вшей. «А головка-то у него грязная, сколько земли, сору, так он и уснул».
Священник, старец, пророк, спящий на коленях у девушки-послушницы. А рядом – вывороченное вековое древо – пока никем не изображенное иконное клеймо.