Содержание
- Свято-Успенская Саровская мужская пустынь
- История
- Современное состояние
- Святые
- Святыни
- Престольные праздники
- Видео
- Как добраться
- «ДДД» в Дивеево и Саровской пустыни: места поклонения батюшке Серафиму
- Архивный номер № 41 (1095) от 6 октября 2015 — Новости
- Саровская пустынь
- Успенский мужской монастырь – Саровская пустынь
- Духовное возрождение Сарова
- Примечания
- Ссылки
- YuliaTau › Блог › Свято-Серафимо-Саровский мужской монастырь
Свято-Успенская Саровская мужская пустынь
Россия Нижегородская область Саров
Свято-Успенская Саровская пустынь основана в начале XVIII века, здесь подвизался преподобный Серафим Саровский. Принадлежит Нижегородской и Арзамасской епархии Русской Православной Церкви.
При монастыре имеется комплекс подземных пещер.
История
Первым монахом-отшельником, поселившимся на Саровской горе, стал пензенский инок Феодосий, пришедший на «старое городище» в 1664 году и устроивший себе здесь келью. Пожив здесь около шести лет, Феодосий задумал удалиться в Пензу. Около этого времени на «старом городище» поселился монах Герасим из Краснослободского монастыря (по другим данным — Арзамасского Спасского монастыря). Некоторое время оба отшельника жили вместе, однако вскоре Феодосий «отошёл» в Пензу, и Герасим остался один на «старом городище». Прожив здесь более десяти лет, Герасим удалился в Краснослободский монастырь, очевидно, из боязни воров и разбойников, которые стали делать ему «многия пакости» (по версии Леонида Денисова — насельники упросили стать у них строителем), после чего «старое городище» вновь запустело.
Около 1683 года приходили иеромонах Савватий и монах Филарет, из основанного в 1659 году Санаксарского монастыря, но вскоре они вернулись в свой монастырь. «Старое городище» снова обезлюдело.
Основателем Саровской пустыни стал иеромонах Исаакий (в миру Ионанн Фёдоров, сын дьяка села Красного Арзамасского уезда), который по благословению настоятеля оставил Введенский монастырь и вместе с иноком Филаретом Санаксарского монастыря поселился в «старом городище». Вскоре у Исаакия появились сподвижники, и отец Исаакий возбудил ходатайство об учреждении в Сарове иноческой обители.
В 1705 году князь Кугушев, владелец «старого городища», передал отцу Исаакию в дар участок между реками Сатисом и Саровкой для будущей обители. В январе 1706 года митрополит Рязанский Стефан Яворский удовлетворил прошение отца Исаакия об устроении церкви на «старом городище». 28 апреля 1706 года отцом Исаакием был заложен деревянный храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». 16 июня 1706 года совершилось освящение нового и первого храма Саровской обители, этот день (29 июня по новому стилю) считается днём основания Саровской пустыни.
В 1731 году, ввиду ослабления сил, первый настоятель обители отец Исаакий (к тому времени ставший иеросхимонахом Иоанном) отказался от настоятельства и избрал себе преемником своего ученика Дорофея.
Из последующих настоятелей особо почитаем был отец Ефрем (Коротков), невинно обвинённый в государственной измене и проведший в ссылке в Орской крепости 16 лет. Оправдан и возвращён в Саровскую пустынь в 1755 году. Во время голода 1775 года отец Ефрем, будучи настоятелем монастыря, распорядился отворить монастырские житницы, чтобы помочь нуждающимся мирянам.
Ещё при жизни старец Ефрем избрал себе преемника, иеромонаха отца Пахомия. Именно во времена настоятельства отца Пахомия в Саров прибыл Прохор Мошнин, будущий отец Серафим Саровский.
В 1897 году началось строительства храма над кельей Серафима Саровского. Автором проекта стал архитектор А. С. Каминский. После прославления преподобного старца в 1903 году храм был освящен митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Антонием.
В 1906 году Саровская пустынь отметила 200-летний юбилей своего существования. На празднование юбилея съехалось множество гостей. Саровская пустынь превратилась в общепризнанную святыню России.
После революции 1917 года хозяйство Саровского монастыря было разорено, святыни — осквернены. К концу 1925 года было принято решение о закрытии монастыря, а в марте 1927 года было принято правительственное решение о ликвидации Саровского монастыря. Имущество монастыря вместе со строениями было передано в ведение Нижегородского управления НКВД.
На базе Саровского монастыря в 1927 году была создана детская трудовая коммуна. В ноябре 1931 года трудовая коммуна был закрыта. После неё в посёлке была организована исправительная трудовая колония для подростков и взрослых заключённых. В ноябре 1938 года эта колония также была закрыта.
Современное состояние
26 сентября 1989 года Саров впервые посетил Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов), который отслужил молебен с акафистом преподобному Серафиму Саровскому на дальней пустынке.
В 1990 в Сарове был организован православный приход.
Летом 1991 организованный годом ранее приход был зарегистрирован.
В ноябре 1990 года произошло второе обретение мощей преподобного Серафима Саровского в Музее атеизма и религии в Санкт-Петербурге. 11 января 1991 года состоялось официальная передача мощей Русской Православной Церкви. 30 июля святые мощи отца Серафима были перенесены в Дивеево.
2 августа 1991 город впервые посетил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II.
В марте 1992 в город прибыл первый священник, иерей Владимир Алясов. 25 апреля 1992 в пасхальную ночь состоялась первая Божественная Литургия.
В феврале 1993 митрополит Николай освятил Храм Всех Святых, годом ранее переданный из ведения Ядерного Центра приходу, отремонтированный и восстановленный; при храме заработала воскресная школа и православные курсы для взрослых.
В 1992 и 1993 Патриарх Алексий II посещал Саров в дни праздника Серафима Саровского.
17 мая 1997 года на колокольне были установлены колокола.
В 1998 Федеральным ядерным центром было принято решение о передаче здания Храма Иоанна Предтечи приходу. Летом 1999 такая передача состоялась.
В июле — августе 2003 года в Сарове прошли торжества по случаю 100-летия канонизации Серафима Саровского, которым предшествовала значительная подготовка. 13 июля 2003 года на колокольню установлен крест. 30 июля 2003 г. Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II был вновь освящен храм св. прп. Серафима Саровского. В эти же дни Саров посетил Президент России В. В. Путин.
В 2005 году высказывалась возможность восстановления монастыря.
17 июля 2006 года Священным Синодом принято решение об открытии монастыря. 30 июля Святейший Патриарх Алексей II совершил чин Великого освящения восстановленного храма во имя Усекновения главы святого Иоанна Предтечи. Восстановленный храм стал седьмым действующим храмом в Сарове.
27 июля 2009 года наместником назначен архимандрит Кирилл (Покровский), благочинный Варнавинского и Уренского округов. К этому времени в монастыре проживало семь монахов и три послушника.
7 сентября монастырю передано здание северного келейного корпуса.
9 сентября 2009 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Дальнюю и Ближнюю пустыньки, Церковь Иоанна Предтечи, подземный Храм Антония и Феодосия Печерских, место захоронения преподобного Серафима Саровского и Храм Серафима Саровского. Патриарх Кирилл подарил Храму Серафима Саровского икону Спасителя с памятной надписью, а встречавшим его людям раздал иконы с изображением святого благоверного князя Александра Невского.
29 июня 2010 года архиепископом Георгием были освящены пять икон для храма в честь Святого Духа, построенного на месте, где состоялась беседа преподобного Серафима Саровского с Николаем Мотовиловым о стяжании Святого Духа. На следующий день архиепископ Георгий совершил чин закладки храма в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких.
12 ноября архиепископ Георгий совершил первый молебен в строящейся церкви в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких. К этому времени были возведены стены и свод храма. Освящение креста и купола состоялось 28 июля 2011 года, на следующий день купол с крестом были установлены. Высота строящегося храма достигла 47,5 метра. 26 мая 2012 года митрополит Георгий совершил чин великого освящения храма в честь Зосимы и Савватия.
С 17 июля 2012 года телетрансляции стали вестись с новой вышки, построенной на федеральные средства, а 18 июля начался демонтаж старого телерадиопередающего оборудования с колокольни Свято-Успенского мужского монастыря.
21 декабря митрополит Георгий на втором этаже храма совершил Великое освящение придела в честь Преображения Господня.
В 2016 году в Саровской пустыни началось восстановление Успенского собора.
Святые
- прп. Серафим Саровский
Святыни
- келья прп. Серафима Саровского (восстановленная)
- усыпальница («Сень») прп. Серафима Саровского
- чтимая икона Божией Матери, именуемая «Скоропослушница»
- чтимая икона Божией Матери, именуемая «Умиление»
- чтимая икона Божией Матери, именуемая «Живоносный источник»
- камень, на котором тысячу дней и ночей молился прп. Серафим Саровский
- домик-келлия прп. Серафима Саровского на Дальней пустыньке (восстановлен)
- памятник прп. Серафиму Саровскому (скульптор Вячеслав Клыков)
Престольные праздники
Успение Пресвятой Богородицы — 28 августа
Серафим Саровский, преподобный — 15 января, 1 августа
Видео
Как добраться
Адрес: 607190, г. Саров, Нижегородская область, проспект Мира, д. 40
«ДДД» в Дивеево и Саровской пустыни: места поклонения батюшке Серафиму
Архивный номер № 41 (1095) от 6 октября 2015 — Новости
СВОИМИ ГЛАЗАМИ
Даже у не глубоко верующего человека поездка по святым местам, где жил и творил чудеса наш земляк Серафим Саровский, вызывает благоговение. Корреспонденту «ДДД» удалось посетить две православные жемчужины в Нижегородской области, в которых всё связано с преподобным. Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь находился под покровительством батюшки, а Свято-Успенская Саровская пустынь была местом его подвижничества.
Красивейший комплекс Серафимо-Дивеевского монастыря, в котором хранятся мощи одного из самых почитаемых русских святых, – доминанта села Дивеево с населением всего 6500 человек.
Красивейший комплекс Серафимо-Дивеевского монастыря
Поток паломников не иссякает: по православным канонам здесь расположен четвёртый и последний удел Пресвятой Богородицы – святая земля под ее особым покровительством. Еще три удела: Иверия (Грузия), Святая Гора Афон (Греция) и Киево-Печерская Лавра (Украина). Но лишь Дивеево считается единственным местом, куда Божья Матерь является ежедневно.
С молитвой по святой Канавке
Казанская церковь, Свято-Троицкий и Спасо-Преображенский соборы, Трапезный храм, колокольня и храм Рождества Христова создают уникальный архитектурный ансамбль, поражают богатым внутренним убранством. Сложно поверить, что еще лет 25 назад тут все пребывало в запустении.
С 2012 года возводится Благовещенский собор, деньги на который собирают всем миром. Сохранилось предание, что его строительство предсказал монахиням преподобный Серафим. Многое в Дивеево делается по заветам батюшки. Хотя сам он посетил этот монастырь лишь несколько раз – жил в соседней Саровской пустыни.
Во второй половине XVIII века деревянная церквушка в Дивеево на пересечении паломнических дорог давала приют путникам, шедшим в Саровский монастырь. Здесь осталась странница Агафья Мельгунова, вдова богатого полковника, принявшая в монашестве имя Александра. Начала возводить каменный храм в честь Казанской иконы Божьей Матери, освященный в 1772 году, и устроила общину, получив в дар участок земли от местной помещицы.
В июне 1789-го матушку Александру незадолго до ее кончины посетили саровские старцы, с ними был молодой иеродиакон Серафим, будущий преподобный. Именно его она попросила заботиться об общине, и батюшка стал покровителем обители. Серафим говорил, что слово Дивеево люди будут произносить не по названию села, а от «дива дивного», которое произойдёт. Его пророчества сбываются…
Канавка Божьей Матери – особая дивеевская святыня
За Преображенским собором начинается Канавка Божьей Матери – особая дивеевская святыня, созданная в последние годы жизни преподобного. Богородица явилась ему, повелев основать Мельничную общину, указала, как нужно вырыть канаву и обнести это место валом. Он сам начал работу, затем монахини исполнили волю свыше. Длина Канавки составляет 800 метров, глубина и ширина – три аршина (2,15 м), а вынимаемая земля образовала вал той же высоты. По словам Серафима Саровского, «антихрист в последние времена не сможет преодолеть Канавку» – ту дорожку, по которой прошла Царица Небесная. Батюшка благословлял брать отсюда глину – на исцеление, многие справлялись с недугами от травы и цветов с этого святого места. Тот, кто, проходя по Канавке, прочитает 150 молитв Богородице, ощутит благодать.
В Дивеево хранятся не только мощи святого Серафима. Представлены и реальные вещи преподобного, чудом сохраненные монахинями, несмотря на поругание обители в послереволюционные годы. Огромная мотыга (батюшка был высок ростом – около 185 см), его нательный крест, очки, лапти, одежда размещены за стеклом в одном из храмов. В Троицком соборе находится список любимой иконы отца Серафима – «Умиление» Пресвятой Богородицы. Он называл её «Всех радостей Радость», а елеем из лампады, горевшей перед образом, помазывал больных. Перед этой иконой преподобный молился и скончался.
В окрестностях монастыря расположены шесть святых источников. Еще вас угостят сухариками, освященными в котелке Серафима Саровского, который также хранится в монастыре. Говорят, при жизни батюшка в благословение раздавал всем такие сухари, имеющие целительную силу.
Курские корни чудотворца
Как известно, будущий чудотворец родился в 1754 году в Курске в купеческой семье Исидора и Агафии Машниных. Их дом, по мнению краеведов, располагался на улице Можаевской.
Мальчика назвали Прохором. В 7-летнем возрасте он остался невредим, упав с колокольни Сергиево-Казанского собора, строящегося неподалеку. Его возводил Машнин-старший на месте сгоревшей деревянной церкви. В детстве Прохор сильно заболел. И однажды увидел во сне Богородицу, пообещавшую исцелить его. Вскоре мимо дома Машниных шел крестный ход. Мать вынесла мальчика на улицу, тот приложился к чудотворной иконе «Знамение» и выздоровел.
После смерти отца Прохор помогал старшему брату в лавке. Преподобный вспоминал: «Я родом из курских купцов, и когда не был в монастыре, мы, бывало, торговали таким товаром, который больше нужен крестьянам: дуги, шлеи, железо, веревки, ремни…» Юноша не отказывался от работы, однако сердце его уже было отдано Богу. Он мечтал об уединенной тихой обители, делился мыслями со сверстниками, которые поддерживали его.
Как-то Прохор осторожно, боясь огорчить мать, спросил: не будет ли она против его ухода в монастырь. Агафия Машнина, зная духовные устремления младшего сына, согласилась. В 1776 году, получив увольнительное свидетельство от Курского общества для поступления в монашество, Прохор отправился в Киево-Печерскую обитель с пятью единомышленниками.
Прощание с родными было трогательным. Юноша, кланяясь матери в ноги, получил ее благословение на иночество – большой медный крест он носил открыто на груди до смерти.
Шестеро богомольцев прошли 500 верст до Киева, где славился даром прозорливости старец Досифей – затворник из Китаевской обители, недалеко от Лавры. Ныне этот преподобный прославлен церковью как местночтимая святая: родные дворянки Дарьи Тяпкиной были против ее стремления к монашеству, вынудив, переодевшись, скрываться в мужских обителях, так и постригли ее во иночество с мужским именем. Встреча со старицей Досифеей стала для Прохора знаковой: ему указали место, куда направить стопы – Саровская пустынь в тогдашней Тамбовской губернии. Вернувшись в Курск и проведя два года дома в молитвах, юноша взял котомку и посох. Он навсегда попрощался с семьей…
20 ноября 1778 года Прохор пришел в Саров. Настоятель мужского монастыря отец Пахомий назначил юноше в духовники старца Иосифа. Под его руководством послушник Машнин был келейником и пономарем, трудился в хлебне, просфорне и столярне… В 1786 году принял монашество под именем Серафим и был посвящён в иеродиаконы, а в 1793-м рукоположен в иеромонахи.
Протяженность подземелий составляет два километра
Подземный храм в горных пещерах
Ныне Свято-Успенская Саровская пустынь находится в закрытом городе ядерщиков, о котором мы писали 22 сентября. Ее колокольня высотой 82 метра является визитной карточкой Сарова и символом монастыря. Попасть сюда могут лишь местные жители и командированные. Корреспонденту «ДДД» повезло!
Первые монахи-отшельники поселились на Саровской горе еще в XVI веке. Особенность обители – целый лабиринт пещер, задуманных по образцу Киево-Печерской Лавры и пробитых в твердой породе, с монашескими кельями и небольшим подземным храмом размером 9 на 6 метров. Он был открыт во имя Антония и Феодосия Печерских 30 мая 1711 года после ходатайства царевен Марии и Феодосии, сестер российского императора Петра I.
Протяженность саровских пещер составляет около двух километров, но сейчас отреставрировано меньше половины – только эта часть открыта для посещений. Узко, темно, тесно – непросто жилось первым монахам… В отличие от Киева в здешнем подземелье очень высокая влажность и низкая температура – примерно плюс 7. Из-за плохой вентиляции сырость портит дерево и книги. Сейчас иконостас в подземном храме выполнен из чугуна и алюминия, иконы написаны на керамике. Поэтому церковь действует. В пещерах даже проводят крестные ходы.
Другие храмы Саровской пустыни, официальной датой основания которой считается 1702 год, конечно, являются обычными «надземными». Это церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи, расположенная под горой напротив входа в саровские пещеры, храмы Серафима Саровского и Всех Святых. Отдельно стоит усыпальница святого Серафима на месте его захоронения.
Жизнь святого: дальняя и ближняя пустынки
Когда Прохор Машнин пришел в Саров, монастырь процветал. Пробыв 8 лет послушником, он принял иноческий постриг. Своими руками преподобный Серафим соорудил из кипарисового дерева престол для церковного придела. В сане иеродиакона ему стали являться благодатные видения во время служб.
Став иеромонахом, Серафим ушел в пустынную келью в глухом сосновом лесу на берегу реки в пяти верстах от монастыря. Позже ее назвали «Дальняя пустынка». Преподобный проводил жизнь в суровых подвигах и уединенных молитвах. У кельи он развел огород и устроил пчельник, зимой собирал дрова. Сам добывая пропитание, держал очень строгий пост, ел раз в сутки, совсем воздерживаясь от пищи по средам и пятницам.
Однажды в неделю батюшка брал из монастыря немного черствого хлеба (вот откуда саровские сухарики). Запасы делил с дикими зверями и птицами, собиравшимися у кельи. Монахи видели, как отец Серафим кормил с рук огромного медведя. Ныне этот сюжет известен всем. Позже старец отказался и от хлеба, довольствуясь овощами с огорода, а около трех лет питался одной травой снытью, растущей в лесу.
Святой Серафим кормит медведя – самый известный сюжет
К подвигу отшельничества он добавил столпничество: 1000 ночей провел в молитве на большом валуне в двух верстах от кельи. Днем молился в ней на малом камне. Порой преподобный так погружался в себя, что долго оставался неподвижен, ничего не слыша и не видя вокруг. Изредка навещавшие его пустынники – схимонах Марк Молчальник (кстати, тоже курянин) и иеродиакон Александр, застав батюшку в подобном состоянии, благоговейно удалялись.
Проявившиеся особые дары прозорливости и чудотворения стяжали отцу Серафиму прижизненную славу. К нему все чаще приходили и монахи, и миряне – за советом и исцелением, нарушая покой. Тогда по благословению настоятеля батюшка сначала отказал в доступе женщинам, а затем и всем остальным, получив знамение о полном безмолвии…
Сегодня в сосновом бору стоит бронзовая фигура молящегося Серафима Саровского работы курского скульптора Вячеслава Клыкова. Точно такая же установлена в нашей «Коренной пустыни». В лесу реконструирован сруб кельи преподобного, построена часовня. Здесь ощущается особая благодать! Жаль, только речка и источник совсем обмелели…
Такая же скульптура стоит у нас в Коренной пустыни
Храм Серафима Саровского построен над кельей, где он скончался
В сентябре 1804 года отшельника жестоко избили крестьяне, решившие его ограбить, но ничего ценного не нашли. Он долго болел, отказываясь, как и ранее, от медицинской помощи, а, выздоровев, предстал перед людьми уже согбенным старцем. Однако своих обидчиков простил и просил не наказывать.
Через несколько лет отец Серафим вернулся в монастырь и затворился в келье, взяв обет молчальничества. Выйдя из затвора в 1825-м, старец поселился в небольшом срубе у Богословского родника. Это место позже назвали «Ближней пустынкой». Подвижник благоустроил источник, выложил его камнями. Сюда потянулись паломники – молва о чудесах быстро разошлась по всей России. За семь лет батюшка Серафим избавил от недугов тысячи богомольцев, приходивших в Саровскую пустынь. А жизнь его клонилась к закату.
Преподобный скончался 2 января 1833 года в своей келье, стоя на коленях перед любимой иконой «Умиление». Упавшая со стола свеча устроила пожар… Тело старца предали земле на месте, которое заранее избрал он сам, недалеко от могилы его друга и земляка Марка Молчальника.
Сейчас там обустроена усыпальница святого, где находится частица его мощей. Над кельей же батюшки построен храм Серафима Саровского, освященный еще в 1903 году после канонизации преподобного.
Схема саровских подземелий
Иконостас подземного храма
Лесные тропы, по которым ходил преподобный. Здесь ощущается особая благодать
Келья подвижника и часовня на дальней пустынке в лесу
Усыпальница над местом, на котором находилась могила батюшки
Участники пресс-тура у входа в Диеевский монастырь
Часть комплекса храмов Дивеевского монастыря
Начало Святой Канавки
Поделиться ссылкой:
Читайте свежие новости «Друг для друга» в социальных сетях:
ВКонтакте, Одноклассники, Facebook, Twitter, Instagram.
Евгений НОВИКОВ, Дивеево – Саров. Поездка состоялась в рамках пресс-тура клуба «Чистая энергия», за которую автор выражает благодарность руководству Курской АЭС и областного Союза журналистов
Саровская пустынь
Мордовия — еще один потрясающий уголок нашей огромной страны. И известна она не только своим доброжелательством и национальной кухней. Одно из главных достопримечательностей Мордовии — святые места.
Так, именно на мордовской территории находится одна из самых популярных святынь России — Саровская пустынь, которую в свое время основали на земле между Нижегородской областью и Мордовией.
Добавить
× Перед добавлением информационного блока, пожалуйста ознакомьтесь с правилами публикации рекламы на сайте.
Еще в 17 веке это была заболоченная территория. Но с приходом русских монахов дело пошло на лад. В 1706 году на месте Саровской пустыни освятили первую церковь из дерева, написали монастырский устав, который стал официальным уставом всем русских православных монастырей. С тех пор, Саровскую пустынь называют «Академией монашества».
Саровская пустынь имеет интересную историю. С начала 19 века эта местность считалась идеалом православной архитектуры, на, который ровнялись при постройке других монастырей. И область эта действительно неповторима. Начинается все с монастырского комплекса, который включает в себя Храм Пресвятой Богородицы, Успенский собор и четырехступенчатую колокольню. Все это было построено зодчими из столицы, которые творили в классическом и барочном стиле. Но самое удивительное — уникальный многовековой сосновый лес, который окружает монастырский ансамбль.
Другими священным местам в Саровской Пустыни являются камни в этом лесу. Сохранилось предание о том, что у них молился сам святой старец Серафим Саровский. Во многом Саровская пустынь известна благодаря деяниям православного святого Серафима Саровского, которому поклоняются по всему миру. Этот святой имел совершенный дар — дар любви. Он мог проникнуть в потаенные глубины человеческой души, исправляя и очищая человека, как это в настоящее время делает Саровская пустыня.
Многие гости, приезжающие в паломнические туры посещают церковное кладбище, где упокоены монахи и схимники, служившие местным святыням.
Сегодня пустынь Саровская представляет собой музей. Посетить его может каждый желающий.
Свято-Успенский мужской монастырь Саровская пустынь.
Саровский монастырь был основан в 1706 году. Закрыт в 1927 году. Монашеская жизнь возобновлена в 2006 году. Подробнее смотрите в разделе Монастырь.
Саровский монастырь известен как место, где подвизался преподобный Серафим Саровский, один из самых почитаемых православных подвижников и святых. Житие преподобного смотрите в разделе Серафим Саровский.
Также можно посетить отдельный информационный портал, посвященный 100-летию канонизации и 250-летию со дня рождения Святого преподобного Серафима Саровского чудотворца.
В разделе Саров смотрите более подробную информацию о городе.
В разделе Новости публикуются последние новости монастыря и города, а также события с ними связанные.
В разделе Даты в хронологическом порядке представлена информация об основных фактах, связанных с историей монастыря и города.
В разделе Фотогалереи предлагается посмотреть фото монастыря, города, а также окрестных мест.
В разделе Видео собрана пока небольшая подборка видео-материалов, связанных с монастырем, городом и прп. Серафимом Саровским (в частности его наставления, оформленные в виде небольших видео-клипов).
В разделе Книги будут представлены литературные произведения, связанные с монастырем и городом.
В разделе Статьи будут представлены статьи, публикации, заметки, исторические очерки, связанные с историей монастыря и города.
В разделе собрана подборка ссылок на интернет-ресурсы, связанные с монастырем и городом.
В разделе Контакты приведена контактная информация монастыря. Вы также можете воспользоваться формой обратной связи для отсылки сообщений.
Последние новости
Все новости
Успенский мужской монастырь – Саровская пустынь
История Успенского мужского монастыря начинается в XVII веке, когда в глухих Саровских лесах в месте слияния двух рек – Сатиса и Саровки поселился инок Феодосий, а затем инок Герасим. Неоднократно эти пустынники наблюдали чудесные явления: свет, сходящий с неба на то место, где впоследствии были построены соборные храмы, колокольные звоны, раздававшиеся из-под земли. Оба подвижника предрекали этому месту великое будущее.
Позднее сюда пришел инок Введенского монастыря, расположенного в Арзамасе, Исаакий (в миру и в схиме Иоанн), который и стал первостроителем Саровской пустыни. Поселившись в лесу, на месте молитвенных подвигов Феодосия и Герасима, Исаакий выстоял в борьбе с искушениями, одиночеством и прочими тяготами отшельнической жизни. В 1692 году он начал копать в склоне горы пещеру, которая послужила основанием Саровских пещер, сохранившихся и доныне. Постепенно к Исаакию присоединялись желающие жить строгой пустыннической жизнью и образовалось монашеское поселение.
16 июня 1706 года была освящена первая церковь в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник». Храм был построен чудесным образом за пятьдесят дней в глухом лесу при отсутствии денежных средств. Жители окрестных селений пришли на помощь и безвозмездно трудились на строительстве храма, жертвовали церковную утварь, иконы, ризы, богослужебные книги, колокола.
День освящения церкви Живоносного Источника по монастырской традиции считался днем официального основания Саровской пустыни и всегда торжественно отмечался в Сарове.
Подвижник Исаакий на основе древних христианских традиций составил Устав обители. Устав был строгий и предусматривал общность всего имущества, общую трапезу, беспрекословное подчинение братии настоятелю, выбор настоятеля из пострижеников монастыря, обязательное страннолюбие. Также было установлено церковное пение древнего образца – столповое, знаменного распева. Музыка, звучавшая в Саровских храмах, записывалась не нотами, а крюками и исполнялась в унисон. Посещавшие Саровскую пустынь богомольцы писали, что напевы были древние, совершенно особые, протяжные, напоминавшие ветер, который гулял и шумел по обширному Саровскому лесу. Позднее Устав Саровской пустыни был принят такими монастырями России, как Санаксарский и Валаамский, Флорищева и Высокогорная пустыни и др.
Прославилась Саровская обитель и своими насельниками и подвижниками. Наиболее известные из них – строитель Дорофей, строитель Ефрем, игумен Назарий, Марк-молчальник, и, конечно, святой преподобный Серафим Саровский.
Светильник земли русской святой преподобный Серафим Саровский пришел в обитель в 19 лет и всю жизнь подвизался в Саровской пустыни. Особое попечение по наказу Пресвятой Богородицы преподобный оказывал Дивеевской обители. Его наставлениями и молитвами Дивеевская община росла и укреплялась, насельницы ее бережно сохранили наставления и предсказания великого старца. Ныне его святые мощи как великая святыни пребывают в Свято-Троицком соборе Дивеевского монастыря.
Более сорока монахов из числа саровской братии за период с 1714 по 1873 год были поставлены настоятелями в других обителях.
При игумене Нифонте, управлявшем обителью 33 года и скончавшемся в 1842 году, Саровская пустынь получила свое окончательное внешнее устройство. Всего в монастыре было воздвигнуто девять храмов, колокольня, келейные корпуса, многочисленные хозяйственные постройки.
Главной святыней и украшением Саровского монастыря являлся пятиглавый Успенский собор, у алтаря которого был погребен преподобный Серафим Саровский. Собор был освящен в 1744 в честь Успения Божий Матери с приделом в честь Архангела Михаила и преподобных Антония и Феодосия, Киево-Печерских чудотворцев. Особенностью Успенского собора являлся алтарь, устроенный на месте старой одноглавой так называемой Демидовской Успенской церкви. Средняя часть старого храма служила алтарем, а прежний алтарь – монастырской ризницей, в которой хранилось большое количество драгоценных священных сосудов, святых крестов, Евангелий, около 500 священнических облачений. Здесь же хранилось Евангелие – дар императора Александра II Николаевича и императрицы Марии Александровны. В соборе был резной позолоченный пятиярусный иконостас, множество икон, украшенных серебряными ризами. С 1903 года после прославления в лике святых здесь пребывали мощи преподобного Серафима Саровского.
Храм Серафима Саровского строился в 1897-1903 годах на месте разобранного братского корпуса, включавшего келлию преподобного Серафима. Сама келлия была сохранена в объеме нового храма. Саровские торжества 1903 года, посвященные прославлению батюшки Серафима в лике святых, закончились освящением нового храма во имя святого преподобного Серафима, Саровского чудотворца.
После революции 1917 года хозяйство Саровского монастыря было разорено, святыни — осквернены. К концу 1925 года было принято решение о закрытии монастыря, а в марте 1927 года о его ликвидации. Имущество монастыря вместе со строениями было передано в ведение Нижегородского управления НКВД. На базе Саровского монастыря в 1927 году была создана детская трудовая коммунна фабрики № 4 НКТ. В ноябре 1931 года трудовая коммуна была закрыта. После нее в посёлке была организована исправительная трудовая колония для подростков и взрослых заключенных. 11 февраяля 1943 года было принято постановление ГКО о начале работ по созданию атомной бомбы. Общее руководство было возложено на заместителя председателя ГКО Лаврентия Берию. В феврале 1947 года постановлением Совета Министров СССР КБ-11 было отнесено к особо режимным предприятиям с превращением его территории в закрытую режимную зону.
Возрождение обители началось в 1990 году, когда был зарегистрирован первый православный приход города Сарова. В 2002 году Нижегородской епархии было возвращено здание храма во имя святого преподобного Серафима, Саровского чудотворца, в котором в годы советской власти размещался театр. В ходе восстановительных работ было обнаружено основание келлии батюшки Серафима. По сохранившимся фотографиям и описаниям сегодня келлия восстановлена. К столетию со дня прославления преподобного Серафима в лике святых в 2003 году храм был освящен Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.
В 2006 году, в год 300-летия основания обители, Указом Священного Синода объявлено о возобновлении Успенского мужского монастыря — Саровской пустыни.
Храмы монастыря
Храм во имя святого преподобного Серафима Саровского
Храм в честь Сошествия Святого Духа
Пещерный храм в честь преподобных Антония и Феодосия, Киево-Печерских чудотворцев.
Храм в честь преподобных Зосимы и Савватия Соловецких
Часовня в Дальней пустыньке
Святыни монастыря
Келья преподобного Серафима Саровского (восстановленная)
Усыпальница («Сень») преподобного Серафима Саровского
Чтимая икона Божией Матери, именуемая «Скоропослушница»
Чтимая икона Божией Матери, именуемая «Умиление»
Камень, на котором тысячу дней и ночей молился преподобный Серафим Саровский
Домик-келлия преподобного Серафима Саровского на Дальней пустыньке (восстановлен)
Памятник преподобному Серафиму Саровскому (скульптор Вячеслав Клыков)
При цитировании ссылка (гиперссылка) на сайт Нижегородской епархии обязательна.
Саровская пустынь
Монастырь | |
Саровский монастырь | |
Саровский мужской монастырь. Общий вид на Успенский собор. 1904 г. | |
Страна | Россия |
Город | Саров |
Координаты | 54°55′34″ с. ш. 43°19′30″ в. д. / 54.926111° с. ш. 43.325° в. д. (G) |
Конфессия | Православие |
Епархия | Нижегородская и Арзамасская |
Тип | Мужской |
Дата основания | начало XVIII века |
Известные насельники | Серафим Саровский |
Саро́вский монасты́рь (Саро́вская Успе́нская пу́стынь) — бывший мужской монастырь, основанный в начале XVIII в городе Сарове Тамбовской губернии (ныне Саров — часть Нижегородской области). Известен как место, где подвизался преподобный Серафим Саровский, почитаемый православный подвижник и святой.
- 1 История монастыря
- 2 Духовное возрождение Сарова
- 3 Примечания
Духовное возрождение Сарова
26 сентября 1989 Саров впервые посетил Архиепископ Нижегородский и Арзамасский Николай (Кутепов), который отслужил молебен с акафистом преподобному Серафиму Саровскому на дальней пустынке.
В 1990 в Сарове был организован православный приход.
Летом 1991 организованный годом ранее приход был зарегистрирован.
В конце 1990 произошло второе обретение мощей преподобного Серафима Саровского; в июле 1991 мощи были перенесены в Дивеево.
2 августа 1991 город впервые посетил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II.
В марте 1992 в город прибыл первый священник, иерей Владими Аясов. В апреле 1992 в пасхальную ночь состоялась первая Божественная Литургия.
В феврале 1993 митрополит Николай освятил Храм Всех Святых, годом ранее переданный из ведения Ядерного Центра приходу, отремонтированный и восстановленный; при Храме заработала воскресная школа и православные курсы для взрослых.
В 1992 и 1993 Патриарх Алексий II посещал Саров в дни праздника Серафима Саровского.
В 1998 Ядерным Центром было принято решение о передаче здания Храма Иоанна Предтечи приходу. Летом 1999 такая передача состоялась.
Высказывалась возможность восстановления монастыря
17 июля 2006 года Священным Синодом принято решение об открытии монастыря.
Примечания
- История города Арзамас-16 до 1946 года
- Церковная хроника г. Сарова
- Обсуждается вопрос о восстановлении древнего Саровского монастыряофициальный сайт МП 14 декабря 2005 г.
- ЖУРНАЛ № 61//ЖУРНАЛЫ заседаний Священного Синода Русской Православной Церкви (17-19 июля 2006 года) Официальный сайт МП 19 июля 2006 г.
- В Сарове возобновляется монашеская жизнь. Официальный сайт МП 20 июля 2006 г.
Ссылки
- Монастырь до революции // из книги С. В. Булгакова «Настольная книга священно- церковно- служителя», Москва, 1993, стр. 1539—1541
- Саровская Пустынь — 300 лет. Фотогалереи
- Столетие канонизации преподобного Серафима Саровского. Саров сегодня. Фотогалереи
YuliaTau ›
Блог ›
Свято-Серафимо-Саровский мужской монастырь
Этот монастырь не имеет, как другие обители, многовековой истории, но имеет великого покровителя и молитвенника – преподобного Серафима Саровского. Он расположен в 150 км от Воронежа на границе Аннинского и Грибановского районов. Создание обители началось в 1995 году. Раньше на этом месте располагалась усадьба, принадлежавшая герою Кавказской войны генералу Соловцову. Но в 1995 году знаменитый Соловцов сад с вековыми деревьями и прудом, а также старинная дворянская усадьба, были переданы под создание монастыря по настоянию правящего архиерея.
При въезде в монастырь прямо на трассе Воронеж-Саратов стоит поклонный крест и часовня в честь Святителя Николая Чудотворца, покровителя путешествующих.
тут же расположена церковная лавка
и святой источник
а через 2-3 км от трассы расположен и сам монастырь
Серафим Саровский родился 19 июля 1759 года в Курске от благочестивых и состоятельных родителей Мошниных; во святом крещении наречен был Прохором. В возрасте трёх лет Прохор лишился отца, который незадолго до своей смерти начал строительство нового храма во имя преподобного Сергия. Труды по храмостроительству продолжила мать Саровского Агафия. В возрасте 7 лет при осмотре вместе с матерью строящегося храма Прохор оступился и упал с самого верха колокольни, но остался невредим, в чём его мать увидела особое попечение Божие о её сыне. В 10ти-летнем возрасте Прохор тяжело заболел и находился при смерти. В сонном видении явилась ему Царица Небесная и обещала посетить и даровать исцеление. А в это время в Курске несли крестным ходом чудотворную икону Знамения Божией Матери. Когда её проносили по улице, где жили Мошнины, начался дождь, и икону пришлось нести через двор Агафьи. Вынесла тогда она своего больного сына, и приложился он к иконе, и икону над ним пронесли. С этого дня он стал быстро поправляться.
Еще в юности у Прохора созрело решение всецело посвятить жизнь Богу и уйти в монастырь. Сначала он отправился на богомолье в Киево-Печерскую лавру, откуда был благословлён идти спасаться в Саровскую пустынь. С постоянной молитвою он усердно проходил все возлагаемые на него послушания: к службам он приходил первый, выстаивал неподвижно все богослужение; в келье занимался духовным чтением. Спал он мало и держал строгий пост. А после, взяв у старцев благословение, стал в свободное от послушания время уходить в лес. Через два года послушник Прохор заболел водянкой, тело его распухло, он испытывал тяжкие страдания. Болезнь длилась около трех лет, и ни разу никто не услышал от него слова ропота. Тогда же Прохору было видение: в несказанном свете явилась Матерь Божия в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. Указав рукой на больного, Пресвятая Дева сказала Иоанну: «Сей — от рода нашего». Затем она коснулась жезлом бока больного, и тотчас жидкость, наполнявшая тело, стала вытекать через образовавшееся отверстие, и он быстро поправился. Вскоре на месте явления Божией Матери была построена больничная церковь.
На 28ом году жизни Прохор был подстрижен в иноческий образ с наречением имени Серафим. Келья преподобного Серафима находилась в дремучем сосновом лесу, на берегу реки Саровки, на высоком холме, верст за 5-6 от монастыря, и состояла из одной деревянной комнатки с печкой. Возле кельи преподобный устроил огород, а потом и пчельник. Многие, узнав о строгой жизни преподобного отца Серафима, приходили к нему за советом и наставлениями. Умея узнавать и различать людей, старец от некоторых уклонялся, сохраняя молчание. Но тех, кто имел до него действительную духовную нужду, он охотно принимал и с любовью руководил их своими советами, наставлениями и духовными беседами.
Три года преподобный о.Серафим провел в совершенном молчании, ни с кем не говоря ни слова. Желая подражать св. Семиону столпнику, о. Серафим 1000 дней и 1000 ночей простоял на камне. Камней, на которых он стоял, было два: один находился в его кельи, здесь подвижник стоял с утра до вечера, сходя с него только для принятия пищи, а по закате солнца он переходил на камень, находившийся в лесу, и стоял на нем всю ночь до рассвета с воздетыми к небу руками. Подвиг этот совершался преподобным в такой тайне, что никто не знал о нем, пока он сам не поведал об этом некоторым из братий. Проходя трудный путь подвигов, преподобный Серафим привел свое тело, особенно ноги, в совершенное изнеможение. Не будучи в силах приходить в монастырь в праздничные дни, для принятия св.Тайн, он навсегда простился с дальней своей пустынькой и после шестнадцатилетнего в ней пребывания возвратился в монастырь, где принял на себя новый труднейший подвиг затворничества.
25 ноября 1825 года Матерь Божия вместе с празднуемыми в этот день двумя святителями явилась в сонном видении старцу и повелела ему выйти из затвора и принимать у себя немощные души человеческие, требующие наставления, утешения, руководства и исцеления. Благословившись у настоятеля на изменение образа жизни, преподобный открыл двери своей келии для всех. Старец видел сердца людей, и исцелял душевные и телесные болезни молитвой к Богу и благодатным словом. Приходившие к преподобному Серафиму чувствовали его великую любовь и с умилением слушали ласковые слова, с которыми он обращался к людям: «радость моя, сокровище мое».
Первого января 1833 года отец Серафим пришел в последний раз в больничную церковь; ко всем иконам поставил свечи и приложился, потом причастился по обычаю святых Христовых Таин. По окончании Литургии он простился со всеми молившимися братиями; все заметили в нем крайнее изнеможение сил телесных, но духом старец был бодр, спокоен и радостен. Вечером того же дня старец пел в своей кельи пасхальные песни. Второго января часу в шестом братия, войдя в келью преподобного, увидели его стоящим на обыкновенном месте молитвы пред аналоем на коленях. Его руки, сложенные крестообразно, лежали на аналое, на книге, по которой он совершал свой молитвенный труд перед образом Божьей Матери «Умиления», а на руках — голова. Полагая, что он уснул, стали осторожно его будить, но ответа не было: старец Серафим окончил свое земное странствование и в Боге почил на веки.Тело преподобного было положено в приуготовленный им же при жизни дубовый гроб и погребено по правую сторону соборного алтаря.
купель
на территории монастыря оборудована детская площадка