Содержание
19. Иисус наставляет самаритянку и других
ИИСУС НАСТАВЛЯЕТ САМАРИТЯНКУ И ДРУГИХ
ПОКЛОНЕНИЕ, ОДОБРЯЕМОЕ БОГОМ
Идя в северном направлении из Иудеи в Галилею, Иисус и его ученики проходят через Самарию. Они утомлены дорогой. Примерно в полдень они останавливаются неподалеку от города Сихарь, у колодца, который за много столетий до того, вероятно, выкопал Иаков или нанятые им работники. Подобный колодец, сохранившийся по сей день, находится возле города Наблуса.
Пока Иисус отдыхает у колодца, его ученики идут в близлежащий город, чтобы купить еды. В это время к колодцу за водой приходит самаритянка.
Иисус отдыхает у колодца, ученики уходят, а самаритянка идет к колодцу, чтобы набрать воды
Иисус ей говорит:
— Дай мне попить (Иоанна 4:7).
Как правило, иудеи и самаритяне не имеют друг с другом никаких отношений из-за глубоко укоренившихся предубеждений.
Удивленная, женщина спрашивает:
— Как это ты, иудей, просишь пить у меня, самаритянки?
Иисус отвечает:
— Если бы ты знала, что представляет собой дар Бога и кто говорит тебе: «Дай мне попить», то ты сама попросила бы его, и он дал бы тебе живой воды.
— Господин,— говорит она,— у тебя и ведра нет зачерпнуть воды, а колодец глубокий. Откуда же у тебя эта живая вода? Неужели ты больше нашего отца Иакова, который дал нам этот колодец и пил из него сам, и пили его сыновья и его скот? (Иоанна 4:9—12).
— Всякий, кто пьет эту воду, вновь захочет пить,— говорит Иисус.— А кто будет пить воду, которую дам ему я, тот больше никогда не будет испытывать жажды, но вода, которую я дам ему, станет в нем источником воды, который бьет ключом и дает вечную жизнь (Иоанна 4:13, 14).
Несмотря на усталость, Иисус готов делиться с самаритянкой словами истины, дающими жизнь.
Она просит:
— Господин, дай мне этой воды, чтобы мне больше не испытывать жажды и не приходить сюда черпать воду.
Иисус, как кажется, меняет тему и говорит ей:
— Пойди, позови своего мужа и приходи сюда.
Но она замечает:
— У меня нет мужа.
Как, должно быть, поражает ее ответ Иисуса:
— Правильно ты сказала: «Нет у меня мужа». У тебя было пять мужей, и тот, кто у тебя сейчас, не муж тебе (Иоанна 4:15—18).
Услышав это, самаритянка изумленно произносит:
— Господин, я вижу, что ты пророк.
Дальнейшие ее слова показывают, что она интересуется духовными вопросами:
— Наши отцы поклонялись на этой горе . Вы же говорите, что место, где следует поклоняться, находится в Иерусалиме (Иоанна 4:19, 20).
— Настает час, когда вы будете поклоняться Отцу и не на этой горе, и не в Иерусалиме,— говорит он, а затем добавляет: — Настает час, и уже настал, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, потому что именно таких поклонников Отец ищет себе (Иоанна 4:21, 23, 24).
Отцу важно не то, где люди ему поклоняются, а то, как они это делают. Женщина впечатлена.
— Я знаю, что придет Мессия, которого называют Христом,— говорит она.— Когда он придет, он открыто расскажет нам обо всем (Иоанна 4:25).
Затем Иисус открывает важную истину:
— Это я и есть, тот, кто говорит с тобой (Иоанна 4:26).
Итак, женщине, самаритянке, пришедшей за водой в полдень, Иисус оказывает огромную честь! Он сообщает ей то, что открыто не говорил еще никому, а именно — что он Мессия.
МНОГИЕ САМАРИТЯНЕ СТАНОВЯТСЯ ВЕРУЮЩИМИ
Из Сихаря возвращаются ученики Иисуса, купившие еды. Он по-прежнему сидит у колодца Иакова, но теперь он разговаривает с самаритянкой. Когда приходят ученики, женщина оставляет свой кувшин и идет в город.
Придя в Сихарь, она рассказывает всем о том, что сказал ей Иисус. Она с убежденностью говорит: «Пойдите, посмотрите на человека, который рассказал мне все, что я делала». Затем, вероятно для того, чтобы пробудить у них интерес, она спрашивает: «Не Христос ли он?» (Иоанна 4:29). Этот вопрос волновал людей во все времена с дней Моисея (Второзаконие 18:18). Жители города решают пойти и увидеть Иисуса своими глазами.
Тем временем вернувшиеся ученики предлагают Иисусу подкрепиться. Но он говорит: «У меня есть пища, о которой вы не знаете». Озадаченные, ученики спрашивают друг у друга: «Неужели кто-то принес ему поесть?» Иисус по-доброму отвечает им, и его слова имеют большое значение для всех его последователей: «Моя пища — исполнять волю пославшего меня и завершить дело, которое он мне поручил» (Иоанна 4:32—34).
Иисус говорит также о жатве, но не о буквальной, до которой еще примерно четыре месяца. Он имеет в виду духовную жатву, как видно из его слов: «Поднимите глаза и окиньте взором поля: они побелели для жатвы. Уже и жнец получает плату и собирает плоды для вечной жизни, чтобы и сеятель, и жнец радовались вместе» (Иоанна 4:35, 36).
Вероятно, Иисус видит, какие плоды приносит его встреча с самаритянкой. Многие жители Сихаря начинают верить в него, услышав ее свидетельство: «Он рассказал мне все, что я делала» (Иоанна 4:39). Поэтому, придя из города к колодцу, они просят Иисуса остаться у них на некоторое время и учить их. Иисус принимает приглашение и проводит в Самарии два дня.
Самаритяне слушают Иисуса, и еще больше людей начинают в него верить. Они говорят женщине: «Уже не по твоим рассказам верим. Теперь мы сами слышали и знаем, что этот человек на самом деле спаситель мира» (Иоанна 4:42). Безусловно, самаритянка служит прекрасным примером того, как свидетельствовать о Христе, вызывая у слушателей интерес и желание узнать больше.
Как вы помните, до жатвы остается четыре месяца. Очевидно, имеется в виду жатва ячменя, которая в этом регионе бывает весной. Значит, сейчас, вероятно, ноябрь или декабрь. То есть Иисус с учениками после Пасхи 30 года н. э. проводят восемь месяцев или около того в Иудее, уча и крестя людей. Теперь они отправляются домой, в Галилею, лежащую севернее. Что их там ожидает?
КЕМ БЫЛИ САМАРИТЯНЕ?
Самарией называлась область между Иудеей, располагавшейся южнее, и Галилеей, находившейся севернее. После смерти царя Соломона десять северных племен Израиля отделились от племен Иуды и Вениамина.
Десять племен начали поклоняться идолам в виде телят. Поэтому в 740 году до н. э. Иегова позволил ассирийцам покорить Самарию. Захватчики увели из этой области значительную часть ее жителей, переселив туда выходцев из разных частей Ассирийской империи — поклонников чужеземных богов. Они и оставшиеся в этой земле израильтяне заключали между собой браки. Со временем в этой местности образовалась форма поклонения, которая вобрала в себя некоторые учения и предписания Божьего Закона, например обрезание. Но религиозные традиции и обычаи самаритян нельзя было назвать истинным поклонением (2 Царей 17:9—33; Исаия 9:9).
В дни Иисуса самаритяне признавали книги Моисея, но не поклонялись Богу в Иерусалимском храме. Многие годы они ходили в храм, построенный на горе Гаризим, недалеко от Сихаря, и даже после того, как этот храм был разрушен, они продолжали совершать поклонение на той горе. Во время служения Иисуса между самаритянами и иудеями существовала неприкрытая вражда (Иоанна 8:48).
ИОАННА 4:3—43
Иисус и самаритянка
1–2 Ктому времени до фарисеев дошел слух, что у Иисуса больше учеников и большее число людей крестит Он, чем Иоанн (крестил, правда, не Сам Иисус, а ученики его). Узнав об этой молве, 3 Иисус покинул Иудею и вновь отправился в Галилею. 4 Путь Его лежал через Самарию, 5 и случилось Ему дойти до самаритянского города Сихарь, что рядом с тем известным полем, которое Иаков выделил сыну своему Иосифу. 6 Был там колодец Иакова. Уставший от дороги, Иисус присел около него. Дело было в полдень.
7 Пришла туда за водой какая — то женщина самарянская. Иисус попросил ее: «Дай Мне напиться!» 8(Учеников Его не было тогда: они ушли в город купить еды.)
9 «Как?! Ты, иудей, просишь у меня, самаритянки, пить?» — удивилась женщина (иудеи ведь не имели дел с самаритянами).
10 «Если бы знала ты, что Бог дарует,
если бы знала, Кто просит у тебя напиться, ты и сама попросила бы Его, и Он дал бы тебе живой воды», ответил Иисус.
11 «Тебе, Господин, и зачерпнуть — то нечем, — промолвила женщина, — а колодец так глубок — откуда же взять Тебе «живую воду»? 12 Разве больше Ты отца нашего Иакова, давшего нам этот колодец, из которого и сам он пил, и его сыновья, и скот свой они поили?» 13 Иисус сказал на это:
«Кто эту пьет воду, тот снова захочет пить.
14 Но кто выпьет воды, которую Я дам ему,
забудет тот, что такое жажда.
Вода, которую дам Я, станет тем неиссякающим ключом,
который будет бить в нем
на всем пути его к вечной жизни».
15 «Так дай же мне, Господин, — попросила женщина, — воды Твоей, чтобы не хотелось уже мне больше пить и не нужно было ходить сюда за водой».
16 «Ступай, позови своего мужа, — ответил Иисус, — и вместе с ним приходи сюда».
17 «Нет у меня мужа», — сказала она Ему.
«Правильно говоришь ты, — заметил Иисус, — нет у тебя мужа. 18 Было у тебя уже пять мужей, а тот, с кем теперь ты живешь, не муж тебе; ты правду сказала».
19 «Я вижу, Господин, что Ты пророк! — удивилась женщина. — 20 Объясни тогда, почему наши предки на этой горе совершали свои богослужения, а вы, иудеи, говорите, что место, где следует это делать, — в Иерусалиме?» 21 Иисус ответил:
«Верь мне, женщина: недалеко уже время,
когда вы будете поклоняться Отцу
не на этой горе и не в Иерусалиме.
22 Вы ведь, самаритяне, и не знаете, чему поклоняетесь,
а мы знаем, недаром от иудеев — спасение.
23 Близко время, и даже наступило уже оно,
когда истинно почитающие Отца
будут в духе и истине поклоняться Ему такого Он ждет поклонения.
24 Бог — это дух, и те, кто хочет поклоняться Ему,
должны поклоняться в духе и истине».
25 «Я знаю, — отозвалась женщина, — что придет Мессия, то есть Христос. Вот Он и объяснит нам всё, когда придет».
26 Тогда Иисус сказал: «ЭТО Я, Я, говорящий теперь с тобой».
27 В это время вернулись как раз ученики Его. Удивились они, увидев, что разговаривает Иисус с женщиной, но никто не решился спросить, почему Он заговорил с ней и о чем.
28 Женщина та оставила свой кувшин и ушла в город; и стала она там говорить людям: 29 «Пойдите, посмотрите на Человека, Который рассказал мне про всё, что я делала прежде. Уж не Христос ли Он?» 30 Люди вышли из города и направились к Нему.
31 Ученики тем временем просили Его: «Равви, поешь что — нибудь!»
32 Но Он сказал им: «У Меня есть пища, о какой не знаете вы».
33 В недоумении спрашивали они друг друга: «Не приносил ли кто поесть Ему?»
34 Иисус же продолжал:
«Исполнить волю Пославшего Меня
и дело Его завершить — вот пища Моя.
35 Не говорите ли вы: «Пройдет четыре месяца, и наступит жатва»?
Но оглянитесь, говорю вам, посмотрите на нивы:
побелели они, созрели для жатвы.
36 Так что получает уже жнец награду свою,
собирая урожай для вечной жизни,
и могут радоваться вместе и сеятель, и жнец.
37 Справедлива пословица: «Один сеет, а другой жнет».
38 Я послал вас жать то,
над чем не вы трудились, а другие,
они трудились,
но суждено вам разделить с ними плоды трудов их».
39 А та самаритянка продолжала свидетельствовать повсюду: «Он рассказал мне всё, что я делала прежде». И многие жители города того уверовали в Него, 40 поэтому, когда самаритяне пришли к Иисусу, они попросили Его побыть с ними. Он оставался у них два дня, 41 и тогда еще больше людей уверовало в Иисуса, после того, как сами они услышали Его.
42 Они говорили той женщине: «Не с твоих уже слов веруем, но потому, что сами слышали Его. Теперь мы знаем: Он воистину Спаситель мира».
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
Неделя о самаряныне | Неделя 5-я по Пасхе о самарянке – 17 мая в 2020 году
Неделя о самаряныне, Неделя 5-я по Пасхе о самарянке
Возвращаясь из Иудеи в Галилею, Иисус Христос с учениками Своими проходил через страну самарянскую. Ассирийский царь Салманассар покорил израильтян и отвел их в плен, а на их месте поселил язычников из Вавилона и других мест. От смешения этих переселенцев с оставшимися евреями и произошли самаряне. Самаряне приняли Пятикнижие Моисея, поклонялись Иегове, но не забывали и своих богов. Когда евреи вернулись из вавилонского плена и начали восстанавливать Иерусалимский храм, самаряне тоже захотели принять в этом участие, но евреи не допустили их, а потому они выстроили себе отдельный храм на горе Гаризим. Приняв книги Моисея, самаряне, однако, отвергли писания пророков и все предания, и за это иудеи относились к ним хуже, чем к язычникам, всячески избегали какого-либо общения с ними, гнушаясь и презирая их.
Проходя через Самарию, Господь с учениками Своими остановился отдохнуть около колодца, который, по преданию, был выкопан Иаковом, у города Сихема, который у св. Иоанна назван Сихарь. Быть может, Евангелист употребил это название в насмешку, переделав его из слова «шикарь» — «поил вином», или «шекер» — «ложь». Св. Иоанн указывает, что «было около шестого часа» (по-нашему — полдень), время наибольшего зноя, что, вероятнее всего, и вызвало необходимость отдыха. «Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Ученики Иисуса отлучились в город за покупкой пищи, и Он обратился к самарянке с просьбой: «Дай Мне пить». Узнав, возможно, по одежде или по манере речи, что обращающийся к ней — иудей, самарянка выразила свое удивление в том, что Он, будучи иудеем, просит пить у нее, самарянки, имея в виду ту ненависть и презрение, которые иудеи питали к самарянам. Но Иисус, пришедший в мир спасти всех, а не только иудеев, объясняет женщине, что она бы не стала задавать подобного вопроса, зная, Кто говорит с ней и какое счастье («Дар Божий») Бог послал ей в этой встрече. Если бы она знала, Кто просит у нее пить, то сама бы попросила Его утолить ее духовную жажду, открыть ей ту истину, познать которую стремятся все люди; и Он дал бы ей «воду живую», под чем следует понимать благодать Святого Духа (см. Иоан. 7:38-39).
Самарянка не поняла Господа: под живой водой она разумела ключевую, которая находится на дне колодца, а потому и спросила Иисуса, откуда Он может иметь живую воду, если Ему и почерпнуть нечем, а колодец глубок. «Неужели Ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?» (Иоан. 4:12). С гордостью и любовью вспоминает она патриарха Иакова, который в пользование своим потомкам оставил этот колодец. Тогда Господь поднимает ее разум до высшего понимания Его слов: «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» (Иоан. 4:13-14). В жизни духовной благодатная вода имеет иное воздействие, нежели физическая вода в жизни телесной. Тот, кто напоен благодатью Святого Духа, уже никогда не почувствует духовной жажды, так как все его духовные потребности уже полностью удовлетворены; между тем как пьющий физическую воду, а равно и удовлетворяющий какие-либо свои земные потребности, утоляет свою жажду лишь на время, и вскоре «возжаждет опять».
Мало того, благодатная вода будет пребывать в человеке, образовав в нем самом источник, бьющий (буквально с греческого — скачущий) в жизнь вечную, то есть делающий человека причастником вечной жизни. Все еще не понимая Господа и думая, что Он говорит о воде обыкновенной, только какой-то особенной, навсегда утоляющей жажду, она просит Господа дать ей этой воды, чтобы избавиться от необходимости приходить за водой к колодцу.
Неделя о блудном сыне
Самарянка не поняла этих слов Спасителя и сказала: «Господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать».
Христос, желая, чтобы самарянка поняла, о чем говорит Он с ней, сначала велел ей позвать к Нему ее мужа, — Он сказал: «Пойди, позови мужа твоего и приди сюда».
Женщина же сказала: «У меня нет мужа».
Тогда Иисус Христос сказал ей: «Правду ты сказала, что у тебя нет мужа. Потому что у тебя было пять мужей; и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала».
Самарянка, пораженная всеведением Спасителя, обнаружившего всю ее греховную жизнь, поняла теперь, что говорит не с обыкновенным человеком. Она сразу же обратилась к Нему за разрешением давнего спора между самарянами и иудеями: чья вера правильнее и чья служба угоднее Богу. «Господи! вижу, что Ты пророк», сказала она, «отцы наши поклонялись на этой горе (при этом она указала на гору Гаризим, где виднелись развалины разрушенного самарянского храма); а вы говорите, что место, где должно поклоняться (Богу), находится в Иерусалиме».
Увидев, что перед нею пророк, который ведает сокровенное, самарянка обращается к Нему за разрешением проблемы, наиболее мучившей самарян в их взаимоотношениях с иудеями: кто прав в споре о месте поклонения Богу? Самаряне ли, которые, следуя своим отцам, построившим храм на горе Гаризим, приносили поклонение Богу на этой горе, или иудеи, которые утверждали, что поклоняться Богу можно только в Иерусалиме? Самаряне избрали для поклонения гору Гаризим, основываясь на повелении Моисея произнести благословение на этой горе (Втор. 11:29). И хотя их храм, воздвигнутый там, был разрушен Иоанном Гирканом еще в 130 году до Рождества Христова, они продолжали совершать жертвоприношения на месте разрушенного храма.
Господь отвечает на вопрос женщины, объясняя, что ошибочно было бы думать, будто поклоняться Богу можно только в одном каком-то определенном месте, и спорный вопрос между самарянами и иудеями скоро сам собой потеряет свое значение, потому что оба типа богослужения — как иудейское, так и самарянское — прекратятся в недалеком будущем. Это предсказание исполнилось, когда самаряне, истребляемые войнами, разубедились в значении своей горы, а Иерусалим был разрушен римлянами и храм сожжен в 70 году по Рождестве Христовом.
Тем не менее Господь отдает предпочтение иудейскому богопоклонению, имея, конечно, в виду тот факт, что самаряне приняли лишь Пятикнижие Моисея и отвергли пророческие писания, в которых было подробно изложено учение о Лице и Царстве Мессии. Да и само «Спасение от Иудеев», поскольку Искупитель человечества происходит из иудейского народа. Далее Господь, развивая уже высказанную Им мысль, указывает на то, что «настанет время, и настало уже» (ведь Мессия уже явился) время нового, высшего богопоклонения, которое не будет ограничено одним каким-либо местом, а будет повсеместное, поскольку будет в духе и истине. Только такое поклонение истинно, так как оно соответствует природе Самого Бога, Который есть Дух.
Поклоняться Богу духом и истиной значит стремиться угождать Богу не одним лишь внешним образом, а путем истинного и чистосердечного устремления к Богу как к Духу, всеми силами своего духовного существа; то есть не путем жертвоприношений, как это делали и иудеи, и самаряне, полагавшие, будто Богопочитание сводится лишь к этому, а познавать и любить Бога, непритворно и нелицемерно желая угодить Ему исполнением Его заповедей. Поклонение Богу «духом и истиной» отнюдь не исключает и внешней, обрядовой стороны Богопочитания, как пытаются утверждать некоторые лжеучителя и сектанты, но не в этой, внешней стороне Богопочитания заключена главная сила. В самом же обрядовом Богопочитании не нужно видеть ничего предосудительного: оно и необходимо, и неизбежно, поскольку человек состоит не только из души, но и из тела. Сам Иисус Христос поклонялся Богу Отцу телесно, совершая коленопреклонения и падая лицом на землю, не отвергая подобного же поклонения и Себе от других лиц во время Своей земной жизни (см. для примера: Матф. 2:11, 14:33, 15:25; Иоан. 11:32, 12:3; а также многие другие места в Евангелиях).
Слово в Неделю о мытаре и фарисее
Самарянка как бы начинает понимать смысл слов Иисуса и в раздумьи говорит: «Знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все». Самаряне также ожидали Мессию, называя Его по-своему — Гашшагеб, основывая это ожидание на словах Бытия 49:10 и особенно на словах Моисея во Второзаконии 18:18. Понятия самарян о Мессии не были так испорчены, как у иудеев, так как они в Его лице ждали пророка, а не политического вождя. Поэтому Иисус, долго не называвший себя Мессией при иудеях, этой простой самарянской женщине прямо говорит, что Он и есть обещанный Моисеем Мессия-Христос: » это Я, Который говорю с тобой».
В восторге от счастья, что она видит Мессию, самарянка бросает у колодца свой водонос и спешит в город возвестить всем о пришествии Мессии, Который как Сердцеведец сказал ей все, что она сделала. Пришедшие в это время ученики Его удивились тому, что их Учитель беседует с женщиной, поскольку это осуждалось правилами иудейских раввинов, наставлявшими: «Не разговаривай долго с женщиной» и «Никто не должен разговаривать с женщиной на дороге, даже с законной женой», а также: «Лучше сжечь слова закона, чем научить им женщину». Однако, благоговея перед своим Учителем, ученики никак не выразили своего удивления и только попросили Его отведать принесенную ими пищу.
Но естественный голод в Иисусе-Человеке заглушали радость от обращения к Нему жителей самарянского народа и забота об их спасении. Он радовался, что брошенное Им семя уже начало давать свой плод. Поэтому Он отказался утолить Свой голод и ответил ученикам, что истинная пища для Него — исполнение дела по спасению людей, возложенного на Него Богом Отцом. Самарянские жители, идущие к Нему, представляются Иисусу нивой, созревшей для жатвы, тогда как на полях жатва состоится лишь через четыре месяца. Обычно сеющий зерна и собирает урожай; при посеве же слов в души духовная жатва чаще достается другим, но при этом и сам посеявший радуется вместе со жнущими, так как сеял он не для себя, а для других. Поэтому Христос и говорит, что Он посылает апостолов собирать жатву на духовной ниве, которая была первоначально возделана и засеяна не ими, а другими — ветхозаветными пророками и Им Самим. Во время этих объяснений к Господу подошли самаряне. Многие уверовали в Него уже «по слову женщины», но еще больше уверовали «по Его слову», когда, по их приглашению, Он пробыл у них в городе два дня. Слушая учение Господа, они, по собственному признанию, убедились, «что Он истинно Спаситель мира, Христос».
По материалам: архиепископ Аверкий Таушев, «Руководство к изучению Священного Писания»; прот. Серафим Слободской, «Закон Божий»
Неделя 5-я по Пасхе, о самарянке
Апостольское чтение на Литургии
(Деян.11:19-26, 29-30. – Зачало 28)
В те дни апостолы, рассеявшиеся от гонения, происшедшего из-за Стефана, прошли до Финикии, и Кипра, и Антиохии, никому не проповедуя слова, кроме одних только иудеев.
Были же среди них киприоты и киринеяне, которые, придя в Антиохию, говорили и эллинам (грекам), благовествуя Господа Иисуса. И была рука Господня с ними, и большое число , уверовав, обратилось к Господу.
И дошел слух о них до Церкви в Иерусалиме, и послали Варнаву в Антиохию. Он, прибыв и увидев благодать Божию, возрадовался и убеждал всех держаться Господа искренним сердцем, потому что был он муж добрый и исполненный Духа Святого и веры. И множество их присоединилось к Господу.
Потом Варнава пошел в Тарс искать Савла и, найдя его, привел в Антиохию. И было так, что в течение целого года они собирались с Церковью и учили множество народа; и впервые в Антиохии «ученики» получили имя «христиан».
И они определили, чтобы каждый из учеников, по своему достатку, послал пособие братьям, живущим в Иудее, что́ они и сделали, послав к пресвитерам через Варнаву и Савла.
Евангельское чтение на Литургии
(Ин.4:5-42. Зачало 12)
Христос и самарянка. Миниатюра
из Евангелия, XIII век. Пергамен.
приходит Иисус в cамарийский город, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу (Быт.48:22). Там был источник Иакова. Итак, Иисус, утомившись от дороги, сидел у источника. Было около шестого часа.
Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: «Дай Мне пить». А ученики Его отлучились в город купить пищи.
Женщина самаритянка говорит Ему: «Как Ты, будучи иудеем, просишь пить у меня, самаритянки?» Ведь не имеют общения иудеи с самаритянами.
Иисус сказал ей в ответ: «Если бы ты знала дар Божий и Кто есть Говорящий тебе «дай Мне пить», – то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую».
Женщина говорит Ему: «Господин! У Тебя и черпака нет, и колодец глубок; откуда же у тебя вода живая? Неужели Ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодец, и сам из него пил, и дети его, и скот его?»
Иисус сказал ей в ответ: «Всякий, пьющий от этой воды, будет жаждать снова; тот же, кто будет пить от воды, которую Я дам ему, – не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, станет в нем источником воды, струящейся в жизнь вечную».
Говорит Ему женщина: «Господин! Дай мне этой воды, чтобы мне не жаждать и не приходить сюда черпать».
Иисус говорит ей: «Иди, позови мужа твоего и приходи сюда».
Женщина сказала в ответ: «У меня нет мужа». Иисус говорит ей: «Хорошо ты сказала: «у меня нет мужа», ведь у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала».
Женщина говорит Ему: «Господин! Вижу, что Ты пророк. Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где надлежит поклоняться, находится в Иерусалиме».
Говорит ей Иисус: «Поверь Мне, женщина, что наступает час, когда и не на горе этой, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы поклоняетесь тому, чего не знаете; а мы поклоняемся тому, что́ знаем, потому что спасение – от иудеев. Но приходит время – и теперь уже наступило, – когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине; ведь и Отец ищет, чтобы такими были поклоняющиеся Ему. Бог – это дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в Духе и истине».
Женщина говорит Ему: «Знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам всё».
Иисус говорит ей: «Это – Я, Говорящий с тобою».
Тут пришли ученики Его и удивились, что Он говорил с женщиной. Однако никто не сказал: «Что Ты ищешь?» или: «О чем говоришь с ней?»
Тогда женщина оставила свой сосуд для воды, пошла в город и говорит людям: «Пойдите, увидьте Человека, Который сказал мне всё, что́ я сделала. Уж не Христос ли Он?» Они вышли из города и направились к Нему.
Между тем ученики просили Его, говоря: «Равви, поешь!». Он же сказал им: «У Меня есть пища, которой вы не знаете». Тогда ученики стали говорить друг другу: «Не принес ли Ему кто-нибудь поесть?»
Говорит им Иисус: «Моя пища – творить волю Пославшего Меня и закончить (свершить) Его дело. Не говорите ли вы: «еще четыре месяца, и наступит жатва?» Так вот говорю вам: «поднимите глаза ваши и посмотрите на поля, потому что они уже побелели к жатве. Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, чтобы вместе радовались и сеющий, и жнущий. В этом случае оправдывается изречение: один сеет, а другой жнет. Я послал вас жать то, над чем вы не трудились; другие потрудились, а вы вошли в труд их»».
Из города же того многие из самаритян уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей: «Он сказал мне всё, что́ я сделала». Поэтому, когда самаритяне пришли к Нему, они просили Его остаться у них. И Он пробыл там два дня. И еще больше уверовало по Его слову.
А женщине той говорили: «Уже не по твоим рассказам веруем; ведь сами мы услышали и знаем, что Он воистину Спаситель мира, «.
Комментарии Юрия Рубана, канд ист. наук, канд. богословия.
Савл, или Саул (евр. Шауль – «испрошенный») – еврейское имя будущего апостола Павла. После его внезапного обращения над ним нависла смертельная опасность, и христиане препроводили его на родину, в малоазийский Тарс, где он ждал, пока улягутся страсти и можно будет вернуться (см. Деяния Апостолов 9 гл.).
О причинах появления этого термина и его специфической окраске хорошо пишет Сергей Аверинцев: «Пока приверженцы казнённого в Иерусалиме около 30 года галилейского Проповедника Иисуса не покидали пределов Палестины, у них не было ни малейшей нужды в каком-то особом самообозначении. Ведь они, вспомним это, вовсе не собирались «основывать» новую религию, а себя самих считали наиболее верными из иудеев, сумевшими узнать и признать Мессию, когда Он наконец явился. В своем кругу, среди своих все было просто: друг для друга они «братья», в общем отношении к Учителю – «ученики», для враждебно настроенных раввинских авторитетов – «отщепенцы» (евр. «миним»). Но вот когда ареал их проповеди, распространяясь на север, дошел до столицы на Оронте, тут-то для них понадобилось какое-то более общезначимое, более похожее на термин наименование, которое выражало бы их место среди чужих, в широком мире, фиксировало статус движения наряду с другими движениями, религиозными или еще какими-то. <…> Путь из тихой Галилеи, даже из Иерусалима в Антиохию – это путь от «ученика» к «христианину». Что христиане называются с тех пор христианами, до того привычно для нас, что наш взгляд ленится схватить характерную физиономию слова, уже два тысячелетия входящего в номенклатуру мировых религий. Но полезно задуматься над тем, что слово это построено по образу и подобию ходовых политических терминов римско-эллинистического мегасоциума (греч. Кесариано́с – человек партии Цезаря (Кесаря), Христиано́с – человек партии Христа). В нем чисто греческий корень (хридзо – «помазываю») и слегка эллинизированный латинский суффикс –anus выступают как покров, наброшенный на еврейско-сирийскую семантику (Христос – перевод на греческий еврейского машиах – Мессия, в переводе на русский – «Помазанник»). Еврейский, греческий, латынь (к слову сказать, три языка, фигурирующие в евангельском рассказе о надписи над головой распятого Иисуса) присутствуют в этом гибридном антиохийском неологизме, и не просто присутствуют, но взаимно пронизывают друг друга и просвечивают друг сквозь друга; притом гегемония принадлежит греческому. За этим языковым сближением, даже смешением, чуть ли не зрительно возникает образ улиц Антиохии, созданных для многолюдства, необычно широких – до 20 м в ширину и более! – на которых встречались люди Востока и Запада и прочно господствовал дух цивилизованного, уверенного в себе космополитизма» (Аверинцев С. С. От берегов Евфрата до берегов Босфора. Литературное творчество сирийцев, коптов и ромеев в I тысячелетии от Р. Х. // Сергей Аверинцев. Собрание сочинений. Переводы: Многоценная жемчужина. Киев, 2004, с. 405–406).
Можно перевести: «не пользуются вместе сосудами».
Проповедь в Неделю о самарянке
Протоиерей Александр Мень
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Сегодняшнее воскресенье называется «Неделей о самарянке». Это день, посвященный памяти еврейской самарянки. Почему ей такая честь? Кто она была, почему ей посвящается особый воскресный день? Потому что беседа Господа с ней была знаменательной, великой беседой, и всё, что рассказывает нам евангелист, каждое слово – это сокровище.
Сначала мы видим, что Иисус идет под палящим солнцем. Наконец, Он устал, утомился от тяжкого пути по каменистой дороге и сел у колодца. Представьте себе теперь нашего Господа, Которому должны были подчиняться все стихии и миры, что Он идет как обыкновенный путник и испытывает вместе с нами тяготы жизни – зной, жажду, усталость. Но Он это делает для того, чтобы разделить нашу судьбу, чтобы быть ближе к людям, чтобы находить нас на дорогах жизни. И вот случайная встреча у колодца: женщина из самарийской деревни, поставив себе на плечо кувшин, спускалась к колодцу по тропинке. Думала ли она тогда, что найдет там у колодца? Наверное, она ни о чем не думала, а шла, изнемогая от жары, несла, как это было принято, кувшин на плече, и знала, что сейчас надо будет набирать воду и вновь подниматься в гору по жаре. И вспоминала она свою жизнь, загубленную и несчастную: пять раз она пыталась выйти замуж, и каждый раз все это разрушалось, по ее ли вине, по вине ли других людей – мы не знаем. Но горько было ей.
Она подходит к колодцу, а колодец каменный, очень древний. По преданию, ему уже больше полутора тысяч лет, из него пили многие поколения. И сидит там путник с посохом, по одежде иудей, по говору тоже, и говорит ей: «Дай мне напиться». Дай напиться, – потому что колодец глубокий, а у нее кувшин с веревкой. А она знает, что между иудеями и самарянами была многовековая вражда, такая сильная, что считалось зазорным пить из одного ковша, как у нас со старообрядцами, – они не пьют вместе с «никониа́нами», то есть с нами, православными. И когда мне приходилось бывать в тайге у старообрядцев, они всегда мне давали отдельную чашку, она называлась у них «пога́ной», хотя она была чистой и приготовленной для гостей. «Поганой» – значит «языческой», для иноверцев. Так вот, эта самарянка удивилась: «Как же Ты, иудей, просишь у меня пить из моего сосуда?» А Он ей сказал: «Ты мне дай этой воды, а Я тебе дам воды живой, такой воды, которую один раз выпив, ты никогда не будешь жаждать». Она решила, что это колдовство какое-то, может, действительно, заговоренная вода: один раз выпил и больше не надо пить. И она сказала: «Господин, дай мне такую воду, чтобы мне не таскаться сюда без конца».
А Он видит, что она не понимает: ведь Он говорит о другой воде – духовной. Тогда Он решил подойти к ней по-другому и сказал: «Позови своего мужа». А она: «Нет у меня мужа». «Да, – сказал Он, – у тебя было пять мужей, и этот не муж тебе». И она поняла, что Он знает ее печальную жизнь, ее одинокую судьбу. Видимо, это была незаурядная женщина: она сразу забыла про свою просьбу, что ей надо воду какую-то волшебную достать, а сразу заговорила о том, что волновало людей в отношении веры: какая вера правильная? «Я вижу, Господи, – сказала она, – что Ты пророк. Объясни нам, какая вера правильная. Вот вы, иудеи, молитесь Богу в Иерусалиме, а мы, самаряне, молимся на своей горе Гаризим. Как правильно молиться Богу – тут или там?» На это Господь ей ответил, что, конечно же, Закон Божий издревле повелевал молиться в Иерусалиме. «Ибо спасение, – сказал Он, – от иудеев». Но приходит время, когда уже не важно будет, где молится человек, на этой ли горе или на той, потому что всюду Бог, всюду Его любовь, всюду Его небо. В духе и истине нужно Ему поклоняться. И правильная вера не та, которая связана с одним местом или с другим, а та, которая в духе и истине.
А что это значит? Поклоняться Господу сердцем, любовью, преданностью Ему и творением добра – это и есть дух истины. Вот таких поклонников, почитателей, ищет Бог.
Женщине это было не очень понятно, да и миллионам людей, и образованным, и богословам это непонятно. Как же так? Тут есть правило такое, там другое, – какое-то должно быть верным, а какое-то ложным. А Господь говорит: «Верно только одно: возлюбить Бога и возлюбить человека – всё остальное приложится».
И смущенная женщина сказала: «Ну ладно, придет время, явится Спаситель, Он нам всё растолкует, как и что…». Она думает, что это время далеко, что оно придет когда-нибудь, может быть, через тысячу лет, – и слышит в ответ удивительные, простые слова: «Это – Я, говорящий с тобой».
Больше она Ему ничего не сказала, но повернулась и побежала по тропинке к себе в селение. О чем она подумала? В первую очередь она подумала о своих односельчанах, о людях, которые ей были дороги и рядом с которыми она жила, – ей захотелось поделиться с ними радостной вестью. Она в одно мгновение поверила, что перед ней – спасение и истинное Слово Божие. Она не была богословом и, наверняка, была неграмотной, но сердце у нее забилось, и она почувствовала Божие присутствие и побежала в селение.
А Господь сидел один, задумавшись. Кто знает о чем: об этой женщине, о самарянах (они, кстати, до сих пор там живут, их осталось всего четыреста человек), о судьбах людей, о религиозных распрях и войнах. О чем Он думал, мы не знаем, можем лишь догадываться. Но лицо у Него было радостное.
Когда апостолы подошли к Нему (они ходили за покупками) и сказали: «Учитель, поешь», – то Он ответил: «Я сыт, у Меня есть другая пища». Они стали переглядываться: может, кто-то приходил сюда к колодцу и накормил Его? А Он сказал: «Нет, Моя пища – это исполнять волю Моего Отца».
Тем временем послышались крики, и пестрая толпа самарян в ярких одеждах спустилась вниз. Самаряне окружили путника-иудея. Они не посмотрели, что Он из враждебного народа и повели Его в свою деревню. Что там было – мы не знаем, но главное в этой истории – результат. Послушав Его, они сказали женщине: «Вот теперь мы видим, что это правда, уже не по твоим словам, а сами видим».
Так вот, мы все с вами в таком же положении: сначала мы верим слову написанному в Писании, в книгах других, потом мы верим словам, которые нам говорят люди, но самый счастливый момент нашей духовной жизни – когда мы уже не по чужим словам, а по собственному чувству, по собственному глубокому опыту узнаём тайну Божию, тайну Господа Иисуса, открывающуюся в сердце. Мы, как эти самаряне, гадаем и думаем, что да как, а Он рядом с нами, Он открывает нам Свое слово. Только мы должны быть так же готовы Его слушать, как эта простая женщина, как эти самаряне, как всякий человек, который имеет уши слушать и слышит. Аминь.
(Из сборника «Проповеди протоиерея Александра Меня.
Пасхальный цикл». М., 1991. С. 51–54.)
Самаряне, или самаритяне – семитический народ, родственники евреев, потомки жителей Израильского царства (со столицей Самария), разгромленного ассирийцами в 722 г. до н. э. (Единое древнееврейское государство раскололось на два – Израильское и Иудейское – ещё в 931 году до н. э. после смерти царя Соломона.) Большая часть израильтян была депортирована вглубь Ассирийской империи; вскоре они ассимилировалось с другими семитическими народами и исчезли с мировой арены. Немногие израильтяне, оставленные в Палестине для ведения сельскохозяйственных работ, смешались с приехавшими сюда язычниками; их потомки и стали называться «самарянами» (или «самаритянами»). Они сохранили веру в Единого Бога, но из книг Библии признавали лишь Пятикнижие Моисеево. Евреи (потомки жителей Иудейского царства со столицей в Иерусалиме) презирали самарян как нечистокровных «еретиков» и относились к ним хуже, чем к язычникам. (О самарянах см.: Рыбинский В. П. Самаряне. Киев, 1913; Райт Дж. Э. Библейская археология. СПб., 2003, с. 278–280, 352.) Эти родственные семитические народы питали друг к другу столь же «нежные» чувства, что и современные израильтяне и палестинские арабы, общий праотец которых, Авраам, похоронен в хевронской мечети (не в синагоге!). К сожалению, уроки истории большинством не усваиваются: проходят века и тысячелетия, но люди не меняются. – Ю. Р.
Иисус Христос и самарянка у колодца
Однажды, когда Иисус с учениками возвращался из Иудеи в Галилею, проходил он через Самарию, а между самарянами и иудеями с давних пор существовала рознь. И оказался на пути Иисуса колодец. Устав от долгой дороги, сел Иисус у колодца, а было это около шестого часа. И вот когда ученики Его отлучились в соседний город купить пищи, приходит одна самарянка набрать воды, и говорит ей Иисус: «Дай мне пить».
И ответила ему женщина: «Как же ты, иудей, просишь пить у самарянки. Ведь иудеи не общаются с самарянами».
А Иисус сказал ей: «Если бы ты знала, кто с тобой говорит, то и сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую».
Самарянка же усомнилась, поскольку колодец был глубок, а Иисусу и зачерпнуть было нечем. «Откуда возьмется у Тебя вода живая?» — спросила она.
Иисус ответил ей: «Всякий, кто пьет воду из этого колодца, будет снова испытывать жажду. А тот, кто будет пить воду, которую Я ему дам, больше не будет жаждать никогда. И вода, которую Я дам ему, сделается источником воды, текущей в вечную жизнь». И тогда сказала ему женщина: «Дай мне этой воды, господин, чтобы больше не испытывала я жажды и не приходила сюда черпать».
И сказал ей Иисус: «Настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, потому что таких поклонников и ищет себе Отец. А Я, говорящий с тобою, и есть Мессия, который пришел возвестить об этом». И тогда женщина пошла в город рассказать людям о том, что видела и слышала.
А ученики, вернувшись, предложили Иисусу еду, но он ответил им «У меня есть пища, которой вы не знаете. Моя пища — это творить волю пославшего Меня и совершать дело Его».
Иисус сказал самарянке: — «Вода, которую даю Я, — живая вода»
Вокруг Иисуса с Его учениками собиралось много людей, и Иисус рассказывал им притчи
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
Иисус и самарянка у колодца, вода жизни
От Иоанна святое благовествование. Глава 4, стихи 1-26.
1 Когда же узнал Иисус о дошедшем до фарисеев слухе, что Он более приобретает учеников и крестит, нежели Иоанн, —
Иоанн – это понимание текста Нового Завета прямо по тексту, то есть неверное понимание.
Иисус – это образное толкование Нового Завета и Ветхого Завета, то есть верное понимание закона Божиего.
То есть когда действующие христианские церкви (фарисеи), которые неверно понимают закон Божий, то есть прямо по тексту, узнают, что образное толкование закона Божиего (Иисус) привлекает к себе большее количество учеников, чем учение земных церквей (Иоанн), тогда Христос образно «пойдет» в рассеяние (в Галилею). Рассеяние – это мировые религии, которые не исповедуют христианство, но произошли из Ветхого Завета – иудаизм и ислам. То есть Бог один, а люди «рассеялись» от Него по заблуждению, в результате неверного понимания закона Божиего (прямо по тексту).
2 Хотя Сам Иисус не крестил, а ученики Его, —
То есть образное толкование (Иисус) не приходит к людям само. Необходимо чтобы ученики Христа, владеющие им, обучали других, то есть крестили.
3 То оставил Иудею и пошел опять в Галилею.
4 Надлежало же Ему проходить чрез Самарию.
Надлежало Ему проходить через иудаизм (Самарию).
Это известное Библейское пророчество, что сначала уверуют все христиане, затем все исповедующие иудаизм, а далее все мусульмане. Упоминается оно и в Новом Завете и, особо ярко, в Ветхом Завете – в главе как Хам увидел наготу Ноя. Сим – это иудаизм, Иафет – это ислам. Хам – отец Ханаана, раб рабов – это учение Христа, которое приведет всех в землю обетованную, то есть в Царствие Божие.
5 Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу;
Итак приходит образное толкование закона Божиего (Иисус) к исповедующим иудаизм, в те времена, когда оно будет уже очень распространено (Сихарь означает «упившийся»), близ того времени, где «учение Иаков», то есть те, кто первыми научились образному толкованию закона Божиего, переходит в последующее за ним «учение Иосиф».
То есть это пророчество: описывается последовательность развития учения об образном толковании закона Божиего на земле.
6 Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя; было около шестого часа.
«колодезь Иаковлев» — это пятикнижие Моисея, или Ветхий Завет целиком. То есть из этой «подземной воды» должно было вырасти «учение Иаков», то есть люди, которые первыми научились образно толковать закон.
«утрудившись от пути» — значит, что учение Христа уже давно шагает по земле. Но не в прямом понимании закона Божиего, а именно образное толкование закона Божиего (Иисус) уже давно шагает по земле.
«сел у колодезя» — слово «сел» — означает воцарился, правит. Об этом фактически уже было сказано в первых стихах этой главы. Если образное толкование (Иисус) правит в Новом Завете, то фактически оно правит и в Ветхом Завете, так как пророчества, описанные в обеих книгах одни и те же.
«было около шестого часа» — это может означать примерно 2500 год. В разных текстах Нового Завета сказано, что «день» – это 1000 лет, в «дне» — 12 часов, то есть «около шестого часа» — это около 500 года. Но так как сейчас 2012 год, то ориентировочное время исполнения этого пророчества примерно 2500 год.
7 Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить.
«женщина из Самарии» — это земная церковь, которая неверно понимает закон Божий, то есть прямо по тексту. Скорее всего, это «земная церковь» современного иудаизма, скажем так. Которая наконец-то пришла к образному толкованию закона Божиего (к Иисусу).
«дай Мне пить» означает «толкуй закон Божий образно». То есть образное толкование (Иисус) принимает в себя «воду». Вода – это слова закона Божиего в прямом понимании.
8 Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи.
В это время со Христом не будет учеников. Они видимо все еще будут рассеяны по разным христианским церквям. Вместо того, чтобы объединиться как Он учит.
9 Женщина Самарянская говорит Ему: как Ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? Ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.
То есть: как истинное учение от Бога (Иисус) просит принять его заблудшую церковь (Самарянку).
10 Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий, и кто говорит тебе: «дай Мне пить», то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.
«вода живая» — это слова закона Божиего, пропущенные через образное толкование. В этом случае становится ясно, что говорит людям Святой Дух. А передает Он указания Бога. Исполняя их, человек становится «рожденным Богом», «рожденным небом», «рожденным свыше» или «воскресшим». Помните, что сказал Иисус Никодиму в главе 3 Евангелия от Иоанна? Он говорил как раз об этом.
11 Женщина говорит Ему: господин! Тебе и почерпнуть не чем, а колодезь глубок: откуда же у Тебя вода живая?
По сути земная церковь говорит здесь о том, что как образное толкование (Иисус) может приблизить людей к Богу? Ведь у Иисуса (образного толкования) не должно быть земных храмов, свечей, икон, жертв и т.д.
12 Неужели Ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь, и сам из него пил, и дети его, и скот его?
Земная церковь спрашивает Иисуса (у образного толкования): неужиели Он больше, чем слова закона Божиего в прямом понимании?
13 Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять;
Образное толкование (Иисус) отвечает земной церкви (Самарянке), что те люди, которые понимают закон Божий прямо по тексту, те не смогут придти к Богу. Они не смогут утолить свою жажду веры до конца.
14 А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.
А те верующие, которые примут Христа, то есть примут образное толкование закона Божиего, те будут знать, как им придти к Богу. Что им сделать, чтобы придти к Богу.
15 Женщина говорит Ему: господин! Дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать.
И эта земная церковь осознала, что ей нужно образное толкование закона (Иисус), чтобы прийти к Богу.
16 Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда.
17 Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа;
18 Ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала.
«пять мужей» — это пять книг Моисея. Пять учений.
«и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе» — то есть изначально в иудаизме был закон Моисея, который состоит из пяти книг. Это пять «мужей». Но потом, со временем, древние иудеи стали неверно понимать закон Божий – прямо по тексту. Таким образом, это и есть «не муж», то есть неверное учение, незаконное учение. Также оно называется «беззаконник» (в послании Апостола Павла), или «сын погибели» (со слов Христа).
А когда иудеи образно толковали закон Моисея, тогда пять книг Моисея были пятью законными «мужьями».
19 Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк;
20 Отцы наши поклонялись на этой горе; а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.
«Гора» — это Ветхий Завет в прямом понимании текста, то есть нагромождение «камней» (пророчеств).
Самарянка говорит, что истинные христиане утверждают, что поклоняться Богу надо на основе образного толкования Писаний.
21 Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу;
22 Вы не знаете, чему кланяетесь; а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев;
То есть спасение от истинно верующих людей (Иудеев). А истинно верующие люди это те, кто толкует закон Божий образно. Они то и приведут весь мир в Царствие Божие, следуя указаниям Христа.
23 Но настанет время, и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе:
24 Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.
Бог есть дух. Поклоняться Ему надо не ставя свечи в земном храме, не принося кровавые жертвы, а творя добрые дела, исполняя Его заповеди, любя ближних и т.д.
25 Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все.
То есть Мессия всем все расскажет. А образное толкование что делает? Именно это. Образное толкование закона Божиего – это и есть Мессия!
26 Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою.
То есть образное толкование закона Божиего и есть Христос! Это Он говорит с нами.
Самарянка под взглядом Божиим
Христос и самарянка Беседа Господа с самарянкой у колодца побуждает нас вспомнить исторический контекст. Самаряне были инородцы и еретики; когда языческие завоеватели выселили народ из Земли Обетованной, они заселили на их место своих языческих подданных. Эти язычники смешались с остатками израильтян – «народом земли»: слишком бедными, неграмотными и незначительными людьми, чтобы возиться с их выселением.
Самаряне поклонялись как Богу Израилеву, так и языческим идолам. Постепенно у них сложился собственный монотеистический культ, опиравшийся на те же книги Моисеевы, – который казался благочестивым иудеям возмутительной пародией.
Отношения между двумя общинами были стабильно плохими. Мы привыкли слышать о «милосердном самарянине», и часто от нас ускользает смысл притчи, который был ясен слушателям Господа: самарянин был последним, от кого иудею стоило бы ждать милости. Поэтому и самарянка у колодца удивляется, что Господь заговаривает с ней; удивляются и ученики.
У всякого порядочного иудея того времени было по крайней мере три причины не разговаривать с этой женщиной:
Она была полукровка и еретичка.
Она была женщина.
Она была женщина со, скажем мягко, сложной личной жизнью
Собственно, у всякого порядочного иудея того времени было по крайней мере три причины не разговаривать с этой женщиной. Она была самарянка – то есть полукровка и еретичка. Она была женщина. И она была женщина со, скажем мягко, сложной личной жизнью. Пять мужей, и нынешний – не муж, а непонятно кто. Она не приходит к колодцу утром – как все, а тащится днем, по жаре, чтобы не попасться на глаза – и на острые языки – односельчанкам.
Это всё так знакомо: этническая и религиозная неприязнь, пренебрежение к людям, которые выпали из числа благополучных и «порядочных», но в то время самарянке приходилось еще хуже. Традиционное общество более чистое, с одной стороны, но с другой стороны, было более жестоким: женщина, испортившая себе репутацию, навсегда исключалась из числа «приличных». Просто заговорить с ней – уже скандал.
Но Господь смотрит не на это. Он видит в этой женщине человека, бессмертную душу, которую Он пришел спасти для вечности.
Уже в том, что Он говорит с ней, открывается то, как Бог видит людей. На монетах прошлого было изображение правителя, по повелению которого чеканились деньги. Так и каждый человек несет на себе образ Божий. В золотой монете, упавшей в грязь, мы видим золото, а не грязь; мы знаем, что грязь можно смыть. Так и Христос (Который знает про эту женщину всё плохое, что про нее знают люди, и многое сверх этого – Он вообще знает про нее всё) видит в ней, прежде всего, не грязь. Он видит в ней образ Божий, который Он пришел спасти и восстановить.
И самарянка отзывается на это взгляд Божий верой. Мы видим это по тому, как она встречает Его обличение, когда Господь говорит: «У тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе» (Ин. 4: 18).
Грешница! Дура! Проститутка! Ей указывали на ее грехи, чтобы унизить, пнуть, уязвить.
Так легко обидеться, развернуться, уйти – но самарянка не уходит
Она могла бы взорваться горечью, гневом, обидой – ведь ей наверняка много раз ставили на вид ее неустроенную личную жизнь – с высокомерным презрением, с глумливыми насмешками. Грешница! Дура! Проститутка! Ей указывали на ее грехи, чтобы унизить, пнуть, уязвить. Так легко обидеться, развернуться, уйти – но самарянка не уходит. Она верит, что этот таинственный человек указывает ей на ее грехи не за тем, чтобы унизить или посмеяться, а чтобы спасти.
Вера принимает обличение – потому что доверяет Тому, от Кого они исходят. И женщина не оправдывается, не спорит, не указывает на какие-то смягчающие обстоятельства – она признает: «Господи! вижу, что Ты пророк» (Ин. 4: 19) – и спрашивает о том, чье богопочитание истинное: иудеев или самарян.
И ответ Господа звучит неожиданно – неожиданно и для нее, и для современного читателя. Самарянка может ожидать тысячу первого раунда полемики между двумя религиозными общинами. Современный читатель ожидает чего-то вроде «да ладно, мы все поклоняемся одному Богу, на самом деле какая разница, на какой горе».
Но Господь не говорит ни того, ни другого. С одной стороны, между богопочитанием двух общин есть разница: иудеи правы, а самаряне неправы. Но с другой – то «спасение от иудеев», которое ожидалось, уже пришло. Оно здесь. Христос есть спасение. Теперь люди из всех народов будут поклоняться Господу в «Духе и истине», а не на той или другой горе.
Да, в этом богословском споре правы иудеи – но есть нечто бесконечно более важное. Вода Жизни, которую даст Христос тем, кто верует в Него. Речь здесь идет о Святом Духе, излияние Которого уже обещано Пророками: «Я изолью воды на жаждущее и потоки на иссохшее; излию дух Мой на племя твое и благословение Мое на потомков твоих» (Ис. 44: 3).
И мы видим, как происходит чудо: женщина униженная и презираемая, которая не смеет прийти к колодцу с утра, чтобы лишний раз не попасться никому на глаза, обретает величайшее достоинство и дерзновение. Она «оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям: пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне всё, что я сделала: не Он ли Христос?» (Ин. 4: 28–29). И в ее свидетельстве есть что-то настолько могущественное, что люди не могут от нее отмахнуться. «Они вышли из города и пошли к Нему» (Ин. 4: 30).
Самарянка – бедная грешница, но грешница, на которую взглянул Бог, и ее жизнь полностью переменилась. Она не отвернулась от этого взгляда, не оскорбилась на обличение, и спасение достигло ее – и через нее многих других.
Иисус и самарянка
Однажды Иисус пошел из Иудеи, южной части Израиля, в Галилею. Между Иудеей и Галилеей находилась Самария. Самаряне, как и Евреи, верили в одного Бога, Творца неба и земли, но у них были свои обычаи, свои священники, и когда-то даже свой храм (который был разрушен евреями). Евреи не хотели общаться с ними. Когда Иисус со Своими учениками пришел в самарийский город Сихарь, то, устав с дороги, Он сел у колодца, а Его ученики пошли купить пищу. Был полдень. Одна самарянка пришла почерпнуть воды из колодезя. Иисус сказал ей: «Дай Мне пить». Женщина удивилась и ответила: «Как Ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки?… Иисус сказал ей в ответ: «»Если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую»». Женщина говорит Ему: «»Господин! Тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у Тебя вода живая?…»» Иисус сказал ей в ответ: «»Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять; а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную»». Свидетельствуя о Боге, Иисус сказал женщине: «»Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине»». Женщина говорит Ему: «»Знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все»». Иисус говорит ей: «»Это Я, Который говорю с тобою…»»» Тогда женщина оставила водонос свой, и пошла в город, и рассказала людям о Человеке, Которого встретила. «Не Он ли Христос?… И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины… И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня. И еще большее число уверовали по Его слову». Через свидетельство одной бедной самарянки много людей уверовало в Господа. Эта притча о том, что перед Господом равны все народы и расы, ибо мы все Его творение.
Читайте более подробно: Евангелие от Иоанна 4:1-42.