Мы рады приветствовать тебя на сайте «Радость — моя Жизнь!»
Так хочется, что бы каждый кто зашел сюда, научился радоваться жизни! Каждый миг, каждый день и в любой ситуации! Что бы смог замечать Божью красоту во всем! И воздавать Господу хвалу за то солнышко, что посылает свой теплый и ласковый лучик! И за дождик, который орошает землю и прикасается к тебе своими капельками.! И пению птиц! И цветочку! И ребенку, который делает свои первые шаги! И бабушке, которая прожила длинную жизнь…И каждому новому дню, потому что он новый! И в этот день Господь сотворил для тебя что-то новое…
Мы хотим сказать тебе, что в любой ситуации есть выход!!! Темные тучи сменяются солнечным днем. И за черной полоской обязательно идет белая. И ты не одинок! У тебя есть Тот, кто сильно тебя любит!!! И никогда не покинет и не оставит!!! Это твой небесный Отец! Который создал тебя. Знает тебя (все, все о тебе), и приготовил для тебя все самое лучшее! Потому что Он любящий!!! И Он верный! И Он всегда сдерживает свои обещания! Только поверь Ему! И начни принимать то, что Он хочет творить в твоей жизни…
И если тебе сейчас тяжело, одиноко, или ты не видишь выход, напиши нам! Мы всегда поможем и поддержим Тебя! Ведь помогать другим — это воля Божья для нашей жизни!
А еще мы хотим, что бы на этом сайте мы делились своей радостью, своими улыбками:)
Ведь как говорится в детской песенке: «От улыбки хмурый день светлей…». Давайте вместе будем делится своими улыбками! И тогда все хмурые дни станут светлыми!
Пишите о своей радости! Присылайте жизнерадостные фотографии и картинки! И пусть ваша жизнь от этого еще больше наполняется радостью, ведь ты поделился ею с другими! И быть может, твоя фотка или рассказ, станет для кого то поддержкой или ответом! Так-что вперед!!!
И пусть Радость Божья наполняет Ваши сердца! А Господь творит много, много чудес в твоей жизни и жизни окружающих тебя людей!!!
И еще:) Будем рады видеть тебя здесь снова! И думаем, что каждый раз ты будешь находить здесь что-то новое и интересное для себя:)
Приветствую Вас, дорогие братья и сестры, сотрудники сайта "Радость — моя жизнь"
Меня зовут Виктория Давыдова. По милости Божьей я следую за Ним уже около 22 лет Работаю журналистом на христианском сайте "Глобальная христианская газета", а также внештатным корреспондентом в газете "Христианская газета" и корректором в журнале "Вера и жизнь" Сейчас на Донбассе у нас война. И об этом — мое свидетельство, опубликованное в "Христианской газете":
Спасенные в войну — Господней милостью
Жители Донбасса еще в прошлом году даже не могли предположить, что их благополучие разорвут снаряды страшной войны, реальность которой – погибшие от обстрелов люди, разрушенные дома, школы, больницы, ночующие в подвалах
маленькие дети. Боль. Безысходность. Тупик.
В такие тяжелые дни как никогда явны чудеса, которые совершает Господь для Своих детей. Их столько много, что, собрав все воедино, можно написать целый сборник свидетельств Божьих милостей. Может, я и сделаю это, но позже. А пока надо выжить. Ведь за окном снова рвутся снаряды и жужжат ракеты.
Честно сказать, в Донецке, куда пришлось переехать из еще более неспокойного городка, Бог осыпал меня лагословениями: поселил в относительно безопасном месте, рядом с большой церковью «Гефсимания», в уютном доме со всеми удобствами — и даже дал возможность помогать другим. Тем, кому гораздо тяжелее, чем мне. Только, как говорит мама, лишь бы не стреляли. Шок и ужас первый раз она испытала на себе в Ясиноватой и вот как рассказывает о пережитом:
«Спрятаться в подвал было невозможно, потому что почти не хожу ногами.
Сгущались сумерки. Я видела, как завывали и взрывались мины, а осколки стучали по крыше. Сидела, вжавшись в кресло, кричала, вопияла к Богу: «Спаси, сохрани,
отведи от нас беду!»
А потом цепочкой вдоль дороги пошли солдаты. «Как же я хочу домой» — услышали мы слова одного из них. Между окнами остановился танк и начал стрелять в сторону города. Один залп, другой, третий… Дом трясся так сильно, что дрожали стены, стекла. Чудом в тот день не случилось значительных повреждений.
«Прекратите, — кричала моя шестилетняя доченька. – Мама, пусть Бог заберет у них
пистолеты. Он добрый! Я хочу жить!» А мы читали 90-й псалом: «Не убоишься ужасов в ночи, стрелы, летящей днем, заразы, опустошающей в полдень. Падут подле тебя тысячи и десять тысяч одесную тебя, но к тебе не приблизится…» За
считанные часы до сильного обстрела папе удалось вывезти старших мальчиков в Святогорск. Мы с Ангелиной уехать не сумели, ведь невозможно было оставить больную маму. Лежали на диване и молились. Я прикрывала малышку своим телом.
После трех дней страха в доме, из-за интенсивных обстрелов пришлось уйти к живущей на соседней улице подруге Гале. Там, в большом подвале, уже ночевало 25 человек – соседи, потерявшие крышу над головой, девять маленьких деток, в том
числе и Полиночка, которой не исполнилось даже годика.
Нашлось место и для нас с доченькой. Гостеприимные хозяева объединили людей в трудную минуту. Каждый принес продукты, и Галочка (которая, кстати, беременна четвертым ребенком), готовила еду на всех – иногда на самодельной печке,
работающей от солярки, а иногда у меня на газу, который на тот момент еще был.
«Уха, плов, помидоры, икра баклажанная и кабачковая» — вот одно из меню в те дни.
Однажды даже удалось испечь торт – девочке Саше исполнилось 13 лет. Никогда она еще не отмечала свой День рождения в подвале при свечах. Наверное, такой праздник запомнится на всю жизнь.
Вечером снова сильно стреляли. Когда на следующее утро во время затишья я прибежала узнать, как прошла ночь в доме, то увидела такую картину: возле двора воронка, на дороге – срезанный осколками огромный орех, а дверь разбита ударной
волной. «Я испытала настоящий ужас, — рассказала тогда мама. — В восемь часов вечера начался интенсивный артобстрел. Послышался сильный грохот. Окно было
приоткрыто, поэтому ударная волна прошла сквозь него, повыбивав стекла в кухне и спальне. По милости Божьей меня не задело, но пережитый стресс еще больше сказался на здоровье».
На соседней улице тогда сгорело сразу пять или шесть домов. Я своими глазами видела этот пожар, его тушили общими усилиями. Вообще в то время город превратился в мертвую зону: не было света, газа, воды, не работали магазины,
аптеки. Люди готовили еду на кострах. А если бы вы только видели, во что превратился недавно отремонтированный супермаркет «Брусничка»: вся детская площадка просто усеяна битыми стеклами, а люди толпятся в очереди возле магазина
в надежде получить хотя бы небольшую гуманитарную помощь!
Когда начинали бомбить, и все собирались в подвале, женщины просили меня молиться и петь христианские псалмы.
«Косари на лугу отмахалися острыми косами, завершен сенокос, ну а я невредимый стою, и, как в прежние дни, упиваясь небесными росами, прославляю Тебя за любовь
и за милость Твою» — эти простые, но наполненные силой Божьей слова успокаивали и вселяли надежду.
Прошло еще несколько тревожных дней, на протяжении которых я все больше осознавала, что надо уезжать. Не буду подробно описывать, как, решившись сбежать от этого кошмара, мы с мамой, опирающейся на палочку, стояли возле двора и
молились Господу о попутной машине, как Бог расположил сердце одного из водителей довезти «вынужденных переселенцев» до Донецка. Скажу одно: сейчас я в
городе, где тоже идет война, но, несмотря на это, есть все блага цивилизации: свет, вода, газ, мобильная связь и даже работают супермаркеты. Только все это – в Юго-Восточных районах, куда снаряды не долетают, хотя ночами бывает очень
неспокойно. На Северо-Западе Донецка страшнее: от постоянных обстрелов гибнут люди, разрушаются здания. Дончане страдают, и ситуацию усугубляет еще то, что
здесь полгода не выплачивают пенсии, зарплаты бюджетникам, прекратились социальные выплаты на детей. А совсем недавно закрыли все терминалы для обслуживания банковских карточек. Одним словом, экономическая блокада.
Несмотря на все трудности, верующие люди уповают на Бога. И Его помощь всегда приходит вовремя. Настоящие чудеса произошли с христианкой Еленой Гончаровой, проживающей в одном из самых опасных районов Донецка – Петровском. Их было несколько.
«В доме не стало хлеба, — рассказывает сестра. — Мама взяла последнюю буханку и помолилась: «Господи, Ты видишь, это последний хлеб и больше у нас нет, и взять нам негде. А Ты обещал вдов и сирот пропитать, Ты обещал заботиться. Покажи
Свою высокую руку и великую милость к нам».
Через час Господь уже ответил, послав соседа по огороду, которому, несмотря на сильный обстрел, удалось привезти шесть буханок хлеба.
«Такое было огромное желание пробиться сквозь огонь», — поделился смелый парень своими переживаниями. Когда услышал наше свидетельство, глаза наполнились
слезами, и он сказал: «Я вас люблю». Пожал нам руки через забор, заплакал и пошел.
Конечно, мы поблагодарили Господа за милость Его, что Он так скоро ответил, послав просимое в избытке, но на душе почему-то было неспокойно. Потом звоню соседу и спрашиваю: «Денис, у тебя там все нормально? Ты выехал?» Он говорит:
«Как раз ненормально, как раз не выехал». Представляешь, как нам было?
Переживали, потому что из-за нас он рисковал жизнью, и вот теперь что-то с ним случилось. Начали молиться: «Господи, помилуй Дениса, он сделал такое доброе дело». Когда открыли Библию, Бог четко проговорил через Нагорную проповедь:
«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут». Как будто в нашей ситуации Он это сказал. «Да, Денис проявил к нам милость, и Ты, Господь, обещал что,несомненно, он будет помилован. Благодарим Тебя за верное обетование», —
окончили мы молитву. Сразу стало легко на душе, ведь поняли, что Бог уже ответил нам. Через время сосед звонит и говорит: «Елена Анатольевна, я выехал благополучно».
— А ваш дом не пострадал? – спрашиваю я у Елены.
– Нет, слава Богу, только потому, что мы молились. Однажды был сильный обстрел из гранатометов, из-за чего у нас вылетело пять окон, а через пару часов какими-то
бомбами забросали кассетными, которые все на своем пути зажигали. Когда немного затихло, мы вышли на улицу, смотрим, а над соседским домом пламя. А не заметно
было, что над нашей летней кухней тоже огонь. И в это время, пока мы пытались докричаться до соседа — старенького дедушки, которому 90 лет, — увидели, что с
нашей крыши течет вода. Бог как раз в этот момент послал человека, который наблюдает за соседским домом. С его стороны было видно то пламя, которое над нашей летней кухней, и он быстренько начал поливать со шланги. Вот так вот чудный Господь позаботился, чтобы мы не загорелись. Но у тех соседей, которые с другой стороны, произошло прямое попадание снаряда в дом, и начал валить черный дым. Три пожарных машины ничего не могли сделать, только пожарники сказали, что будет двое суток как минимум гореть. Но горело четверо суток. А обстрел-то продолжается. Приехала бригада и во время бомбардировок начальник командует:
«Ложись!» А мой брат Славик не слышит, потому что глухонемой, и пытается что-то в этом дыму из шланги поливать. Мама его разыскивает. Все лежат на земле, а он
стоит во весь рост. Но Господь сохранил. Не попало в нас ничего. А так горели заборы, трава, сараи! Заживо собачка сгорела, от нас через огород козлят огонь уничтожил. И вот уже когда боролись с этим пламенем, ничего не могли сделать (а столб такой, двадцать пять метров высотой), я попросила друзей, все молились.
Слава Богу, что мы не загорелись. По молитвам святых Бог помиловал. Господь добрый. Он милосердный. Да, слава Ему, что в наш дом не попал снаряд. Осколки были, и много. И пули у нас были. В июле прилетела пуля, а потом в сентябре. Мама кормила собаку, поставила мисочку под ворота, и только отошла на метр, даже калитку не успела закрыть, а на то место пуля попала. Слава Богу, никого не задело.
Вот под таким прицелом постоянно живем, но нас защищает Божья рука. Хотя вот через улицу верующего брата-пятидесятника сразил осколок.
— А почему, как ты думаешь?
— Наверное, готов был ко встрече с Господом. Осколок прошил веранду, где он находился, и брата ранило в голову. Его звали Ильин Николай Егорович. Очень
добродетельный христианин. Когда хлебозавод бомбили первый раз, он прибегал к нам в три часа ночи. Очень переживал, живы мы или нет. Не посчитался с тем, что комендантский час. Вообще он нам много помогал с того момента, как папа к
Господу ушел. Всегда спешил делать добро.
Соседку нашу милостью Божьей Господь также сохранил чудом. Верующая бабушка, член церкви. Месяц назад был обстрел, и случилось прямое попадание в её летнюю кухню. Она в это время еду насыпала для собачки. Сестру ударной волной
вынесло через летнюю кухню, через двор, через калитку, еще метров 25 — и отбросило к пятиэтажкам. Представь себе, милостью Божьей ни одной ссадины, царапинки или синяка. А за ней летела и опалубка, и шифер. В общем, от летней
кухни ничего не осталось, а бабушка говорит: «Это мой Господь».
А коммуникации у вас сейчас есть?
— Да, ведь именно на нашей улице – милость Божья. Когда стал вопрос, уезжать или нет, мы помолились: «Боже, если Ты нас сохранишь, то дай знак, чтобы здесь был и свет, и газ, и вода. И вот Господь ответил. Если где-то повреждения, то их быстрее, чем у других, ремонтируют.
Сейчас уже декабрь. Обычно в этом месяце среди христиан идет активная подготовка к Рождеству. Вот и теперь, даже среди тревог войны, находится место для радости: дети из церквей неспокойного региона разучивают рождественские
стихотворения и псалмы.
— По сравнению с прошлым годом что ты чувствуешь? — спрашиваю я у Елены Гончаровой. — Как предрождественское настроение?
— За все благодарю Бога нашего. В церкви «Свет Евангелия» на Текстильщике, куда я сейчас хожу, попросили с детками заниматься. Ведь из нашего Дома молитвы казарму сделали, она возле фронтовой зоны находится. Я для ребят приготовила
декламацию «Имя выше всякого имени», псалмам их учу. Если Бог даст жизни, 7 января будем праздновать День Рождения Господа.
К большому рождественскому празднику готовится и церковь Евангельских христиан-баптистов «Гефсимания», самая большая в Донецке, которую, к тому же, называют островком безопасности, не затронутым войной. Это один из немногих
пятачков города, куда не летели снаряды и куда не боятся вести детей на служение.
Здесь верующие активно трудятся для Господа: каждый день проводится молитвенный час, два раза в месяц – ночи бдения. Братья и сестры на коленях вымаливают у Спасителя мир на Украине. Кроме того, в церкви раздают хлеб нуждающимся, кормят людей обедами в воскресенье и даже дают деньги на проезд тем, кому очень тяжело материально. «На Рождество мы будем делать большую детскую программу, — рассказывает старший пресвитер Бударецкий Анатолий Иванович. – Насобирали по копейке на подарки детям, игрушки уже есть. Я пойду к существующим властям просить разрешения, чтобы сделать акции благотворительные – в Детские дома, интернаты, школы, больницы. Сколько они нам позволят, будем говорить о Христе, Евангелия раздадим и подарки.
Рождественское никто не отменял. Уже есть решение такое и ресурс. Кроме того, для взрослых мы идем по поселку».
В отличие от «Гефсимании», вторая по величине церковь «Дом Евангелия» находится в очень опасном месте, возле аэропорта, где постоянно идут бои. «Начиная с июля месяца практически каждый день обстрелы, — делится переживаниями пресвитер Владимир Вакулович Вельгус. — Наша церковь в районе железнодорожного вокзала, и, естественно, верующие живут в поселках, где вокзал и аэропорт. Мы имеем определенные потери. Во-первых, многие семьи лишились
крова, сгорели или разрушены дома у многих членов церкви, многие выехали и оставили их просто на соседей. Так что мы церковью переживаем такие вот потрясения. Третья часть где-то выехала – из 450 членов церкви где-то 150. В поселках, где они жили, продолжаются бои на линии огня. Нет света, воды, газа. В эти дома, естественно никто не вернется. Мы потеряли хорошие силы, то есть хористов, проповедников, служителей, детей. Но, тем не менее, служение проводится
в воскресенье, правда, только утром, вечером уже никого нет.
В материальном плане мы стараемся поддерживать верующих церковными средствами, ведь многие не получают пенсий. И потом, конечно, приходит помощь – из других городов, от верующих – из Запорожья, из Харькова, из других областей.
Но мы не только раздаем её своим членам церкви, но и людям, окружающим нас.
Закупили четыре тонны картошки, но уже вся разошлась. Здесь, в церкви, проживает двадцать, тридцать, а бывает, и сорок человек — круглые сутки, в том числе и я здесь
живу, потому что у нас там на поселке небезопасно, невозможно ни отдохнуть, ни быть, потому что постоянно стреляют. Мы здесь проводим служения каждый вечер –
молимся, читаем Библию. Конечно, людей, которые приходят за продуктами из поселков, мы и не знаем, но евангелизируем. Живем в трудное время, надо держаться друг за друга, поддерживать, идти к Богу. Приглашаем на служение. В нашем
районе, совсем на окраине, находится 21 больница городская. Там артобстрелы, она без окон, но все-таки проходят операции, есть больные, и наши люди с молодежью
раз в неделю на машинах возят туда продукты: по палатам раздают наборы, которые непосредственно они могут принять, и на кухню частично тоже, потому что больница очень слабо снабжается. Так что не только нам помогают, но и мы –
делимся излишками. В какой-то степени уже и привыкли, хотя к этому привыкнуть невозможно. На этой почве люди болеют: сердечно-сосудистые заболевания, нервные потрясения. Вот такое мы переносим, но служение продолжается. Знаем, что Бог это допустил, учим других и сами понимаем, что нужно принимать как из руки Божьей, с благодарностью, потому что написано: «За все благодарите». Хотя непросто благодарить за то, что в течение десяти месяцев продолжается, мы уже от
этого очень устали, просим в каждой молитве мира, а Бог знает, когда Он все это пошлет. Впереди Рождество. У нас всегда были большие Рождественские праздники, детей собирали, молодежная группа постановку Рождественскую
ставила, детей-сирот приглашали. Они, кстати, и в этом году будут получать подарки. То есть, как всегда, в рамках наших возможностей будем проводить и Рождественские праздники – с 25 декабря по 7-10 января. Возможно, пригласим группу молодежи из Дружковки. Так как трудное время, многие из посторонних людей, которые приходят за помощью, обещали прийти на служение».
Когда люди в Донецке занимаются обычными делами, такое ощущение, что они забывают о войне. «Мы не живем с тревожными мыслями, — рассуждает моя подруга Яна, прожившая в этом городе много лет. — Наоборот, стараемся думать о том, что нам сделать в этом дне, пытаемся отвлечься. Ведь если человек все время будет сосредоточиваться на плохом, он не сможет пользы никакой принести. Дончане стараются забывать на время о войне, чтобы не сойти с ума и жить нормальной жизнью. И на удивление это получается: мы научились жить рядом с войной. А еще я заметила, какие мужественные здесь учителя. Одной из них надо было какие-то
сведения собирать, и она поехала в Киевский – очень опасный — район.
Перекрестилась и отправилась в путь. Ей никакой зарплаты не платят, а она едет, потому что выполняет долг перед учениками».
Можно еще долго свидетельствовать о верующих, хранимых Господом в тяжелое время: моей подруге Наталье, матери шестерых детей, которая, прежде, чем найти убежище в Киевской области, испытала тяготы войны в Ясиноватой; пасторе пятидесятнической церкви Викторе, еле вырвавшемся из города, где были сильные обстрелы, и я, если Бог позволит, напишу об этом в следующем материале. Ведь много путей спасения у Господа для Своих детей, и об этом невозможно не рассказывать.
«Радость моя»
Сегодня, 2/15 января, – память святого преподобного Серафима Саровского, иеромонаха, аскета и прозорливца, духовного наставника,основателя и покровителя Дивеевской женской обители, одного из самых известных (вплоть до прижизненного портрета) и одновременно – едва ли не самого таинственного русского святого. Серафим – его монашеское имя, а Саровским он назван потому, что был насельником Саровского монастыря в Нижегородской губернии.
Своему первому биографу, симбирскому помещику Николаю Мотовилову, святой доходчиво разъяснял смысл «стяжания» христианином Святого Духа, ссылаясь на опыт иного стяжания, хорошо знакомый ему по прежней жизни. Действительно, Прохор Исидорович Мошнин – так звали преподобного Серафима в миру – родился 19 (30) июля 1754 (1759?) года в Курске в богатой купеческой семье. Способный мальчик мог бы стать достойным преемником рано умершего отца, но его влекло иное «стяжание»: он часто ходил в храм и не участвовал в невинных забавах своих сверстников-шалопаев, а затем, ещё юношей, решил оставить купеческую жизнь и уйти в монастырь. Возможно, это было ответом на два знаменательных события: в возрасте семи лет он упал с колокольни храма Сергия Радонежского, который строили его родители, но чудом остался невредим, а позднее, во время тяжёлой болезни, увидел во сне Богородицу, обещавшую ему исцеление.
Посетив сначала то место, «откуда есть пошло» русское монашество, Киево-Печерскую Лавру, Прохор направился в Саровский монастырь, с которым будет связанная вся его дальнейшая жизнь. (Монастырь был основан в начале XVIII века в городе Сарове на севере Тамбовской губернии в Темниковском уезде; ныне Саров – часть Нижегородской области.) 20 ноября (1 декабря) 1778 года он становится послушником – пономарит, столярничает, печёт просфоры и хлеб. Настоятель замечает его склонность к анахоретству и не препятствует в свободное время уходить в лес для уединённой молитвы. 13 (24) августа 1786 года в постриге Прохор получает имя Серафим («Пламенеющий»), и это монашеское имя вполне отражает сущность его духовного делания. В декабре 1787 года монах Серафим рукополагается во иеродиакона, а 2 (13) сентября 1793 года становится иеромонахом.
Но желание пройти путём аввы Антония берёт верх над давно устоявшейся киновийной жизнью, и уже через год молодой иеромонах уединяется в деревянной келье среди густого леса на берегу речки Саровки в пяти верстах от своего монастыря. Это место становится его египетской пустыней Скит (позднее её назовут «Дальняя пустынька»). Помимо скудного скарба, необходимого для поддержания жизни, он берёт для ежедневного чтения Евангелие и избранные святоотеческие творения. Столь радикальный разрыв с «официальной» монашеской жизнью находит понимание далеко не у всех его собратий и высшего духовного начальства.
Отшельническая жизнь продолжалась много лет, причём, подвижник питался «плодами рук своих»: он развёл огород и устроил пчельник. Воздержание и постничество отца Серафима дошли до неимоверной степени, так что монастырская братия, с интересом следившая за его подвигами, удивлялась, как ему удаётся выжить не то чтобы летом, но даже студёной зимой. В 1804–1807 годах он приобретает аскетический опыт Симеона Столпника. При этом старец тщательно укрывал свои подвиги от людей, хорошо сознавая, что «венцы нетления» монахи получают не по «представлению Синода»… Лишь после нападения на него трех разбойников, избитый до полусмерти, преподобный на пять месяцев оказался на излечении в монастыре, но затем вновь вернулся в пустынь. Пойманных злодеев он простил и просил их не наказывать.
К житийному повествованию о кормлении преподобным медведя (и других зверей) очень многие, даже верующие, относятся с улыбкой – как к сказочному эпизоду, необходимому для придания ему ещё большей святости. Нет! На самом деле, здесь мы находим опытное подтверждение той богословской истины, что совершённое Христом Спасение (букв. «Исцеление», «Уврачевание»!) касалось не только человека, но и всего Космоса. Он вернул его в то первоначальное состояние, когда всё было «добро зело», и мы уже сейчас живём в раю, хотя это и может показаться насмешкой. Но святые, преодолевая противоречие между видимой реальностью и таинственным свершением, на индивидуальном уровне воссоздают вокруг себя райскую гармонию, в которой нет вражды между божьими тварями, поэтому звери и не чувствуют в них «охотников» и врагов. С животными также «дружили» преподобные Герман Иорданский, Сергий Радонежский, Герман Аляскинский и, уверен, многие другие, чьи имена ведомы лишь Богу. А святой Франциск Ассизский, перевоспитавший злого волка-людоеда, даже обращался к «братьям» животным, птицам и рыбам с проповедью. Но мы, рационалисты, в это не верим, продолжая жить по «ветхому» принципу «око за око», поэтому ничего вокруг себя изменить не можем. Святой это понимал, и его обращённая к нам заповедь «стяжи дух мирен и вокруг спасутся тысячи» звучит как укор нашей духовной лени.
После 15 лет уединения, в 1810 году, отец Серафим вернулся в монастырь и поселился в своей прежней келье, но ещё 5 лет не произнёс ни слова. Затем, почувствовав, что время духовного ученичества завершилось и настало время служения всем людям, старец открыл двери кельи, и теперь каждый мог придти к нему для беседы и утешения. Тогда и обнаружился провидческий и целительный дар старца. К каждому приходящему он обращался «Радость моя!» и в любое время года приветствовал словами «Христос воскресе!» – к вящему неудовольствию «ревнителей устава», почему-то забывающих, что после «отдания» Пасхи Христос не умирает. А в 1825 году явившаяся во сне Матерь Божья разрешила преподобному выйти из монастырского затвора и посещать любимую им пустыньку, где его также находили благодарные паломники. Уходя, отец Серафим оставлял зажжённые перед образами свечи горящими. Когда ему говорили, что может быть пожар, старец отвечал: «Пока я жив, пожара не будет, а когда я умру, кончина моя откроется пожаром». Так и случилось.
Второго (14-го) января 1833 года в шесть часов утра брат Павел почувствовал запах дыма. Он постучал в дверь, но никто не ответил. Братия сорвала закрытую дверь, загасила тлевшие вещи, но в темноте не разглядела старца и решила, что он ушёл в свою пустынь. Лишь после утренней Литургии в темной келье обнаружили Серафима, стоявшего на коленях в молитве со сложенными крестообразно руками. Он был мёртв. (Церковная память преподобного Серафима приходится в XX–XXI веках на 15 января по новому стилю.)
Почитание подвижника началось ещё при его жизни, но лишь в июле 1903 года были открыты мощи преподобного старца, и состоялось его торжественное прославление в лике святых к неудовольствию многих чиновников от Церкви, в первую очередь – обер-прокурора Синода Константина Победоносцева. Подвижника ещё при жизни обвиняли в симпатиях к «раскольникам» (на иконах можно видеть в его руках «лестовку» – старообрядческие чётки), в гордыне (дескать, много мнил о себе: чем ему не угодил официальный монастырский уклад, зачем надо было менять благоустроенный братский корпус на покосившуюся хибарку?) и в других «грехах». Великие люди всегда вызывают зависть и раздражение посредственностей, «о чём в истории мы тьму примеров слышим…». Но не расстававшийся с Евангелием преподобный верил словам Христа: «Блаженны вы, егда поносят вас…». Точку в спорах поставил сам император Николай II, в семье которого никогда не сомневались в святости блаженного Серафима.
В советские времена след мощей преподобного Серафима затерялся, но они были чудесно сокрыты (иного не скажешь) в Казанском соборе тогда ещё Ленинграда и обнаружены в 1990 году (торжественное второе обретение и перенесение, после работы комиссии, состоялось в 1991 году), а ныне покоятся в Дивеевском Троицком соборе Нижегородской области.
Известный церковный историк XIX столетия архиепископ Филарет (Гумилевский) назвал преподобного Серафима Саровского «самым великим подвижником благочестия последних времён». С этим трудно не согласиться.
Литература – как назидательная, так и исследовательская – о святом Серафиме огромна, и её легко найти как на полках библиотек, так и в интернете. После опубликования статьи о нём в «Православной энциклопедии» можно будет говорить о подведении предварительных итогов истории изучения и осмысления уникального опыта этого великого подвижника, нарочито – для нашего вразумления – призванного Богом к служению Ему и людям в официозную Синодальную эпоху, подготовившую страшный пожар начала XX века.
Юрий Рубан,
канд. ист. наук, канд. богословия