Кем гордились в России в годы Великой войны? Козьма Крючков, Римма Иванова, Александр Казаков — 100 лет назад их знала почти вся страна. О подвигах этих простых людей на Великой войне писали газеты и журналы, о них рассказывали детям в школах и ставили за них свечи в церквях.
Нельзя сказать, что их слава совсем обошлась без пропагандистской составляющей — на каждой войне есть место подвигу, но чаще всего большинство из них остаются безвестными. Тем не менее, тогда никому в голову не приходило что-либо выдумывать, как это всего спустя несколько лет активно станет делать советская пропагандистская машина. Новой власти потребуются не столько герои, сколько мифы, и реальные герои Великой войны будут несправедливо преданы забвению почти на век.
Содержание
- Лихой казак Козьма Крючков
- Сестра милосердия Римма Иванова
- Первый русский воздушный ас
- Школа маршалов и атаманов
- Не пионеры, но герои
- Герои и подвиги Первой мировой войны
- Первый русский воздушный ас Александр Казаков
- Легендарный казак Козьма Крючков
- Дети герои Первой мировой войны
- Памятник героям Первой мировой войны
- Фото с Первой мировой войны
- Архимандрит Кирилл (Павлов) (1919-2017)
- Протоиерей Глеб Каледа (1921-1994)
- Архимандрит Алипий (Воронов) (1914-1975)
- Протодиакон Николай Попович (1926-2017)
- Архимандрит Петр (Кучер)
- Православное духовенство на защите империи
- Православный священник
- В православной церкви:священник.
- «Роль Православия и русских – государствообразующая»: Священнослужители о «Конституции Русской мечты»
- Епископ Зеленоградский Савва (Тутунов)
- Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл
- Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин
- Митрополит Владивостокский и Приморский Владимир
- Архиепископ Горноалтайский и Чемальский Каллистрат
- Епископ Звенигородский Питирим (Творогов), ректор Московской духовной академии
- Епископ Каскеленский Геннадий (Гоголев)
- Епископ Дальнеконстантиновский Филарет (Гусев)
- Игумен Афанасий (Селичев)
Лихой казак Козьма Крючков
В годы Первой мировой войны имя молодого казака Козьмы Крючкова было известно, без преувеличения, всей России, включая безграмотных и равнодушных к происходящему в мире и стране. Портрет статного молодца с лихими усами и фуражкой набекрень красовался на плакатах и листовках, лубочных картинках, почтовых открытках и даже папиросных пачках и коробках шоколадных конфет «Геройские». Крючков эпизодически присутствует даже в романе Шолохова «Тихий Дон».
Столь громкая слава рядового воина была следствием не только одной его доблести, которая, кстати, никакому сомнению не подлежит. Крючкова, выражаясь современным языком, «распиарили» еще и потому, что свой первый (но далеко не единственный) подвиг он совершил в первые дни войны, когда всю страну переполнял ура-патриотический подъем и ощущение скорой победы над тевтонскими полчищами. И именно он получил в Первую мировую первый Георгиевский крест.
К началу войны уроженцу Усть-Хоперской станицы Войска Донского (ныне территория Волгоградской области) Крючкову исполнилось 24 года. На фронт он угодил уже опытным бойцом. Полк, в котором служил Козьма, был расквартирован в литовском городке Калвария. Немцы стояли неподалеку, назревало большое сражение в Восточной Пруссии, и противники наблюдали друг за другом.
12 августа 1914 года во время сторожевого рейда Крючков и трое его однополчан — Иван Щегольков, Василий Астахов и Михаил Иванков — внезапно столкнулись с разъездом немецких улан численностью 27 человек. Немцы увидели, что русских всего четверо и бросились в атаку. Казаки пытались уйти врассыпную, но вражеские кавалеристы оказались проворнее и окружили их. Крючков пытался отстреливаться, но патрон заклинило. Тогда с одной шашкой он вступил в бой с окружившими его 11 врагами.
Через минуту боя Козьма, по его собственным воспоминаниям, был уже весь в крови, но раны к счастью оказались неглубокими — ему удавалось уворачиваться, в то время как сам бил врагов смертельно. Последние удары по немцам он наносил их же пикой, выхваченной у одного из убитых. А товарищи Крючкова расправились с остальными германцами. К концу боя на земле лежали 22 трупа, еще двое немцев были ранены и попали в плен, а трое бежали прочь.
В лазарете на теле Крючкова насчитали 16 ран. Там его навестил командующий армией генерал Павел Ренненкампф, поблагодарил за доблесть и мужество, а затем снял георгиевскую ленточку со своего мундира и приколол на грудь героя-казака. Козьма был награжден Георгиевским крестом 4-й степени и стал первым русским воином, получившим боевую награду в начавшейся Мировой войне. Троих других казаков наградили георгиевскими медалями.
О доблестном казаке доложили Николаю II, а затем историю его подвига изложили на своих страницах почти все крупнейшие газеты России. Крючков получил должность начальника казачьего конвоя при штабе дивизии, его популярность к тому времени достигла апогея. По рассказам сослуживцев, весь конвой не успевал прочитывать писем, приходивших на имя героя со всей России, и не мог съесть всех посылок со сладостями, которые присылали ему поклонницы. Петроградцы прислали герою шашку в золотой оправе, москвичи — серебряное оружие.
Когда дивизия, где служил Крючков, отводилась с фронта на отдых, в тыловых городах ее встречали с оркестром, тысячи любопытных зевак выходили поглазеть на народного героя.
Козьма при этом не «забронзовел» и испытание медными трубами выдержал — вновь просился на самые опасные задания, рисковал жизнью, получал новые раны. К концу войны он заслужил еще два георгиевских креста, две георгиевских медали «За храбрость» и звание вахмистра. Но после революции его судьба сложилась трагически.
Вначале он был избран председателем полкового комитета, после развала фронта вместе с полком вернулся на Дон. Но там началась другая братоубийственная война, в которой Козьма сражался за белых. Однополчане вспоминают, что он терпеть не мог мародерства, и даже редкие попытки подчиненных разжиться за счет «трофеев от красных» или «подарков» от местного населения пресекал плетью. Он знал, что само его имя привлекало новых добровольцев и не хотел, чтобы это имя было замарано.
Легендарный казак воевал еще полтора года и получил последнее, смертельное ранение в августе 1919 года. Сегодня его именем назван переулок в Ростове-на-Дону, по его образу вылеплен казак в ансамбле памятника героям Первой мировой войны в Москве.
Сестра милосердия Римма Иванова
Еще одно имя, известное 100 лет назад всей России и почти забытое сегодня — героиня Первой мировой Римма Иванова, сестра милосердия и единственная женщина, награжденная орденом святого Георгия 4-й степени. Она погибла, будучи 21-летней девушкой.
Дочь ставропольского чиновника выбрала стезю народной учительницы, но занималась этим всего год. С началом войны Иванова окончила курсы сестер милосердия, работала в ставропольском госпитале, а в январе 1915 года добровольно направилась на фронт в полк, где уже служил врачом ее брат. Первую георгиевскую медаль получила за мужество при спасении раненых на поле боя — она делала перевязки под пулеметным огнем.
Родители волновались за девушку и просили вернуться домой. Римма писала в ответ: «Господи, как хотелось бы, чтобы вы поуспокоились. Да пора бы уже. Вы должны радоваться, если любите меня, что мне удалось устроиться и работать там, где я хотела. Ведь не для шутки это я сделала и не для собственного удовольствия, а чтобы помочь. Да дайте же мне быть истинной сестрой милосердия. Дайте мне делать то, что хорошо и что нужно делать. Думайте, как хотите, но даю вам честное слово, что многое-многое отдала бы для того, чтобы облегчить страдания тех, которые проливают кровь.
Но вы не беспокойтесь: наш перевязочный пункт не подвергается обстрелу. Мои хорошие, не беспокойтесь ради Бога. Если любите меня, то старайтесь делать так, как мне лучше. Вот это и будет тогда истинная любовь ко мне. Жизнь вообще коротка, и надо прожить ее как можно полнее и лучше. Помоги, Господи! Молитесь за Россию и человечество».
Во время сражения у деревни Мокрая Дуброва (Брестская область сегодняшней Беларуси) 9 сентября 1915 года погибли оба офицера роты, и тогда Иванова сама подняла роту в атаку и бросилась на вражеские окопы. Позиция была взята, но героиня получила смертельное ранение разрывной пулей в бедро.
Узнав о подвиге сестры милосердия, Николай II в виде исключения посмертно наградил ее офицерским орденом Святого Георгия 4-й степени. На похороны героини собрались представители власти и сотни простых жителей Ставрополя, в прощальном слове протоиерей Симеон Никольский назвал Римму «Ставропольской девой», проведя параллель с Жанной д’Арк. Гроб в землю опускали под звуки оружейного салюта.
Однако вскоре в германских газетах был опубликован «решительный протест» председателя кайзеровского Красного Креста генерала Пфюля. Ссылаясь на Конвенцию о нейтралитете медицинского персонала, он решительно заявлял, что «сестрам милосердия не подобает на поле боя совершать подвиги». Эту нелепую ноту даже рассматривали в штаб-квартире Международного комитета Красного Креста в Женеве.
А в России по заказу военного ведомства был снят фильм «Героический подвиг сестры милосердия Риммы Михайловны Ивановой». Фильм получился карикатурным: сестра милосердия на экране, размахивая саблей, семенила по полю в туфлях на высоком каблуке и при этом пыталась не растрепать прическу. Офицеры полка, в котором служила Иванова, посмотрев фильм, пообещали «отловить антрепренера и заставить его съесть пленку». В столицу посыпались письма и телеграммы протеста возмущённых фронтовиков. В итоге по просьбе сослуживцев и родителей Риммы фильм был снят с проката. Сегодня именем Риммы Ивановой названа одна из улиц Ставрополя.
Первый русский воздушный ас
Летчикам Первой мировой войны повезло чуть больше других — спустя 100 лет помнят и про передовой для своего времени самолет Сикорского «Илья Муромец» и про «петлю Нестерова» и самого Петра Нестерова. Наверное, так произошло потому, что в авиации России всегда было чем похвастаться, а в первые советские десятилетия был настоящий культ покорителей небес.
Но когда говорят о самом знаменитом русском летчике-асе Великой войны — разговор не о Нестерове (он погиб через месяц после начала войны), а о еще одном забытом герое — Александре Казакове.
Казаков, как и Нестеров, был молод — в 1914 году ему едва исполнилось 25 лет. За полгода до начала войны он приступил к учебе в первой в России офицерской летной школе в Гатчине, в сентябре уже стал военным летчиком. 1 апреля 1915 года он повторил последний подвиг Нестерова — пошел на таран немецкого самолета. Но, в отличие от того, сбил вражеский «Альбатрос», а сам благополучно приземлился. За этот подвиг летчик был награжден Георгиевским оружием.
Казаков, судя по всему, тогда сумел первым выполнить маневр, задуманный Нестеровым, который на самом деле в своем последнем бою вовсе не собирался идти на верную смерть. Он рассчитывал ударить колесами шасси по плоскости крыла вражеского самолета, о чем заранее докладывал начальству, как о возможном и безопасном способе атаки. Но Нестерову, по заключению комиссии, выполнить такой маневр не получилось, и его самолет просто столкнулся с вражеским.
Другой выдающийся воздушный подвиг Казаков совершил 21 декабря 1916 года близ Луцка — он в одиночку атаковал два вражеских самолета «Бранденбург Ц1», сбив один из бомбардировщиков. Русский летчик за эту победу получил орден Святого Георгия 4-го класса. Всего за три года войны Казаков сбил лично 17, а в групповых боях — еще 15 самолетов противника и был признан самым результативным российским летчиком-истребителем Первой мировой.
В августе 1915 года Казаков становится штабс-ротмистром и начальником корпусного авиационного отряда, к февралю 1917 года — он уже командир 1-й боевой авиационной группы Юго-западного фронта. Эта группа стала первым специальным истребительным соединением в русской авиации, но даже став большим начальником, Казаков продолжал лично летать на боевые задания, в июне был в воздушном бою ранен в руку четырьмя пулями, но снова сумел благополучно приземлиться. В сентябре 1917 года он был произведен в подполковники, в декабре того же года на общем солдатском собрании избран командиром 19-го корпусного авиационного отряда.
Большевистский переворот Казаков так и не признал, за что вскоре был отстранен от командования. Не желая служить красным, в июне 1918 года он тайно уехал на белогвардейский русский Север, где стал командиром Славяно-Британского авиационного отряда. Англичане присвоили ему британский офицерский чин, что тоже делалось только в исключительных случаях — десятки других русских пилотов были приняты на службу в звании рядовых. К весне 1919 года Казаков уже майор британских ВВС, причем в боях получил еще одно ранение — в грудь, но опять выжил.
К концу лета 1919 положение белогвардейских частей на русском Севере становилось все тяжелее, и командование британского экспедиционного корпуса начало готовиться к эвакуации, согласившись при этом взять с собой русских летчиков. Но Казаков не пожелал покидать родину и, как считают, покончил жизнь самоубийством — 1 августа во время очередного вылета он направил свой самолет в отвесное пике на собственный аэродром. На его могиле поставили надгробие из двух перекрещенных пропеллеров, а на белой доске вывели надпись: «Летчик Казаков. Сбил 17 немецких самолетов. Мир праху твоему, герой России».
Школа маршалов и атаманов
Это лишь три судьбы забытых русских героев Первой мировой войны. Но некоторым участникам безумной бойни повезло больше — они прожили долгую жизнь, а война стала лишь первой ступенькой карьеры. Многие будущие советские знаменитые военачальники первые подвиги совершили именно на фронтах «империалистической». Причем, подвиги настоящие — ведь будущие маршалы еще были в небольших чинах.
Строка в биографии Семена Буденного: «Участник Первой мировой войны. Отличался большой личной храбростью, стал кавалером четырех Георгиевских крестов, старший унтер-офицер». В биографии Георгия Жукова значилось: «Во время Первой мировой войны был призван в армию, попал на фронт в кавалерию, дослужился до звания унтер-офицера. Воевал храбро и был награжден двумя Георгиевскими крестами».
В самом начале войны, прибавив себе два года, на службу в русскую армию попросился и 17-летний Константин Рокоссовский. Уже через несколько дней будущий маршал отличился — переодевшись в гражданское, сходил в село, куда вошли немцы, и провел разведку их численности и вооружения. Когда немцы двинулись вперед, подготовившиеся русские их встретили огнем, обратили в бегство и разгромили, а Рокоссовского наградили Георгием IV степени.
В Литве, когда германская конница с пехотным полком с налета захватили станцию Трошкунай, Рокоссовский с четырьмя однополчанами уничтожил всех немецких корректировщиков огня. Храбрецы весь день просидели во вражеском окопе, отстреливаясь из оружия убитых немцев, и лишь под покровом темноты без потерь отошли к своим. За этот подвиг Рокоссовский был награжден второй Георгиевской медалью IV степени, и это далеко не все «георгиевские» награды будущего маршала.
А вот подвиг будущего белогвардейского атамана, а в ноябре 1914 года — хорунжего Григория Семенова. В ноябре 1914 года германская кавалерийская бригада неожиданно атаковала шедшие без охранения обозы казачьей бригады, захватила пленных и массу трофеев, в том числе знамя 1-го Нерчинского полка. Но в это время из разведки возвращался хорунжий Семенов с 10 казаками. Узнав, что произошло, будущий атаман со своим маленьким отрядом стремительно атаковал германский арьергард, порубил и обратил в бегство заставу противника.
Немцы были так шокированы, что не разобравшись в силах русских, бросились бежать, заразили паникой своих товарищей, и вскоре весь полк, бросив добычу, устремился прочь. В результате было отбито знамя, 150 повозок, артиллерийский парк, освобождено 400 пленных. Семенов был награжден орденом Святого Георгия IV степени, все его казаки — Георгиевскими крестами.
Позже Семенов отличился в еще одной сходной ситуации. Снова с разъездом из 10 казаков он был отправлен в сторону вражеских позиций на шоссе в сторону города Млава. Заметив, что германская пехотная застава ночью потеряла бдительность и греется у костров, казаки открыли по ней огонь с нескольких сторон. Разогнав и перебив заставу, казаки начали демонстративно разбирать проволочные заграждения. И снова случилась «цепная паника» — немцы приняли налет за крупное наступление, бегущие пехотинцы напугали роту, отступающая рота — городской гарнизон Млавы.
Семенов скрытно продвигался следом, периодически посылая казаков с донесением командованию, и в сам город вошел лишь с одним бойцом. Из единственной имевшийся винтовки они подбили и захватили две машины, ранили нескольких немцев. Подоспевшие подкрепления застали двух героев, взявших город, ужинающими в ресторане на главной улице. Семенова за этот подвиг наградили Георгиевским оружием.
Марсель Пля. Фото: Журнал «Огонёк» от 23 октября 1916 года
Одним из немногих, если не единственным темнокожим кавалером георгиевских крестов III и IVстепеней стал Марсель Пля, полинезиец по происхождению. В Россию он попал в 17 лет, с началом войны пошел на фронт добровольцем и сначала был шофером, а затем попал в экипаж одного из бомбардировщиков «Илья Муромец», где служил мотористом и пулеметчиком.
В апреле 1916 года он принял участие в воздушном налете на укрепленную зенитными орудиями станцию Даудзевас. Немцы обстреляли и подбили русский самолет, но Марсель сумел вылезти на крыло и долгое время оставался там, ремонтируя поврежденные двигатели.
Благодаря темнокожему русскому солдату самолет, получивший около 70 пробоин, сумел совершить посадку. Все члены экипажа за этот бой были отмечены воинскими наградами и повышены в звании, а Марселю Пля было присвоено звание старшего унтер-офицера, о нем активно писала пресса тех лет.
Марсель Пля принял участие и в доработке самолетов «Илья Муромец», предложив его создателю авиаконструктору Игорю Сикорскому ряд усовершенствований. В частности, он отмечал, что на борту бомбардировщика «в воздухе хорошо, хотя и сильно обдувает», однако «на взлете и посадке нестерпимо трясет, и потому приходится вставать», а сиденье мешает при стрельбе и должно быть складным. Все эти замечания были впоследствии учтены Сикорским.
Не пионеры, но герои
Особая история — судьбы малолетних героев войны, тогда еще не пионеров, хотя их подвиги также для поднятия боевого духа использовала пропаганда. Правда, надо признать, и власти, и пресса к таким историям относились осторожно — как и на всякую войну, на Первую мировую мальчишки (а иногда даже девочки) массово убегали из дома. Для родителей и станционных жандармов это стало настоящей проблемой. Только в сентябре 1914 года и в одном только Пскове жандармы сняли с поездов более 100 детей, ехавших на фронт. Но некоторым удавалось добраться и тем или иным способом действительно попасть в части.
12-летний георгиевский кавалер Владимир Владимиров, например, попал на фронт со своим отцом, хорунжим казачьего полка. После гибели отца был взят в команду разведчиков. Во время одного из походов по вражеским тылам попал в плен, но сумел бежать, добыв при этом ценные сведения.
13-летний Василий Правдин неоднократно отличался в сражениях, вынес из боя раненого командира полка. Всего за войну мальчик был награжден тремя георгиевскими крестами.
12-летний сын крестьянина Василий Наумов сбежал на фронт из далекой деревни, был «усыновлен» полком, стал разведчиком, был награжден двумя солдатскими георгиевскими крестами и георгиевской медалью.
14-летний доброволец из Москвы, воспитанник Строгановского училища Владимир Соколов был дважды ранен, дослужился до унтер-офицера и награжден Георгиевским Крестом 4-й степени «за захват неприятельского пулемета во время атаки на австро-германском фронте».
И в завершение — о девочке, ученице 6-го класса Мариинского училища Кире Башкировой. Выдавая себя за «добровольца Николая Попова», она тоже сумела прибиться к воюющему полку и уже через неделю отличилась в ночной разведке, была удостоена георгиевского креста. После того, как однополчане раскрыли тайну «Николая», Киру отправили домой, но вскоре неугомонная девушка вновь очутилась на фронте в другой части.
/Сергей Петрунин, rusplt.ru/
Герои и подвиги Первой мировой войны
Герои Первой мировой войны, кто они и какие подвиги совершили? Напомним, что это был один из самых широкомасштабных вооружённых конфликтов в истории человечества. Первая мировая война длилась 4 года (1914-1918 гг.) и в ней принимали участие 38 государств. Сегодня вспомним героев этой войны: боевых офицеров, женщин, детей.
Первый русский воздушный ас Александр Казаков
За полгода до начала войны он приступил к учебе в первой в России офицерской летной школе в Гатчине, в сентябре уже стал военным летчиком. 1 апреля 1915 года он повторил последний подвиг Нестерова — пошел на таран немецкого самолета. Но, в отличие от того, сбил вражеский «Альбатрос», а сам благополучно приземлился. Всего за три года войны Казаков сбил лично 17, а в групповых боях — еще 15 самолетов противника и был признан самым результативным российским летчиком-истребителем Первой мировой.
Легендарный казак Козьма Крючков
12 августа 1914 года во время сторожевого рейда Крючков и трое его однополчан — Иван Щегольков, Василий Астахов и Михаил Иванков — внезапно столкнулись с разъездом немецких улан численностью 27 человек. Немцы увидели, что русских всего четверо и бросились в атаку. Казаки пытались уйти врассыпную, но вражеские кавалеристы оказались проворнее и окружили их. Крючков пытался отстреливаться, но патрон заклинило. Тогда с одной шашкой он вступил в бой с окружившими его 11 врагами.
Через минуту боя Козьма, по его собственным воспоминаниям, был уже весь в крови, но раны к счастью оказались неглубокими — ему удавалось уворачиваться, в то время как сам бил врагов смертельно. Последние удары по немцам он наносил их же пикой, выхваченной у одного из убитых. А товарищи Крючкова расправились с остальными германцами. К концу боя на земле лежали 22 трупа, еще двое немцев были ранены и попали в плен, а трое бежали прочь.
В лазарете на теле Крючкова насчитали 16 ран. Там его навестил командующий армией генерал Павел Ренненкампф, поблагодарил за доблесть и мужество, а затем снял георгиевскую ленточку со своего мундира и приколол на грудь героя-казака. Козьма был награжден Георгиевским крестом 4-й степени и стал первым русским воином, получившим боевую награду в начавшейся Мировой войне. Троих других казаков наградили георгиевскими медалями.
В январе 1915 года добровольно направилась на фронт в полк, где уже служил врачом ее брат. Первую георгиевскую медаль получила за мужество при спасении раненых на поле боя — она делала перевязки под пулеметным огнем. Во время сражения у деревни Мокрая Дуброва (Брестская область сегодняшней Беларуси) 9 сентября 1915 года погибли оба офицера роты, и тогда Иванова сама подняла роту в атаку и бросилась на вражеские окопы. Позиция была взята, но героиня получила смертельное ранение разрывной пулей в бедро. Единственная женщина, награжденная орденом святого Георгия 4-й степени. Она погибла, будучи 21-летней девушкой.
Дети герои Первой мировой войны
Дети герои Первой мировой войны 1 of 12
Когда началась Первая мировая война, детский патриотизм охватил все слои общества, все учебные заведения государства. Воспитанники училищ, семинарий, гимназий, кадетских корпусов просили у своих руководителей отпустить их на борьбу с врагом.
Учащиеся Омской учительской семинарии так написали в своем письме:
У нас нет ничего того, чем мы могли бы помочь Родине, кроме собственной жизни, и мы готовы пожертвовать ею
Военная хроника сохранила большое количество сообщений и отчетов о юных добровольцах и их подвигах. Стремясь помочь своим отцам и братьям в защите отечества, на фронт рвались ребята помладше, в возрасте от 7 до 13 лет. Детское бегство на войну стало настоящей эпидемией. О ней с тревогой писала пресса, на неё указывали школа и церковь. Только в сентябре 1914 года в одном Пскове жандармы сняли с поездов более 100 детей, едущих на фронт. В газетах каждый день публиковались объявления о розыске пропавших без вести, удравших на войну ребятишках. Всё же, кто добирался до воинских частей, выполняли все указания по полной. Ребята подносили стрелкам патроны, передавали команды в качестве посыльных, под огнем противника на поле битвы собирали патроны и выносили раненых, участвовали в разведывательных и диверсионных операциях. Расскажем о нескольких малолетних героях.
- Пятнадцатилетний казак Иван Казаков самостоятельно в бою с немцами отбил пулемет, позже спас жизнь своему товарищу, неоднократно с успехом принимал участие в разведке. Обнаружил батарею противника, которая потом, во время атаки, стала трофеем русских войск. Получил три Георгиевских креста и три Георгиевских медали, а также звание унтер-офицера.
- Талантливый семиклассник Виленской гимназии Мазур усовершенствовал работу искрового телеграфа в штабе первой русской армии. Молодой изобретатель погиб при разминировании водокачки в городе Инстенбурге (Черняховске)
- Двенадцатилетний Василий Наумов. С огромным трудом, через всевозможные испытания добрался до фронта из сибирского села Каретниково. В результате стал разведчиком, был награжден двумя солдатскими Георгиевскими крестами и Георгиевской медалью. Был повышен до унтер-офицера. Дважды ранен.
- На фронте воевали не только юноши, но и девушки. Ученица шестого класса Мариинского училища Кира Башкирова за боевые подвиги была удостоена Георгиевского креста. Под видом добровольца Николая Попова она вступила в один из полков и уже через неделю отличилась в ночной разведке. После того как тайну раскрыли, Киру отправили домой, но вскоре девушка вновь очутилась на фронте в другой части.
Памятник героям Первой мировой войны
В 2013 году было принято решения об установке памятника героям Первой мировой войны. Инициатором выступило Российское военно-историческое общество. И в 2014 году начался конкурс проектов, в котором приняло участие 47 работ. 18 сентября жюри объявило победителя конкурса. Им оказался проект скульптора Андрея Ковальчука. Российское военно-историческое общество проводило сбор пожертвований на сооружение памятника. Ими было собрано 97 миллионов рублей, ещё 74 миллиона выделили московские власти.
Фото с Первой мировой войны
1 of 7 Молодой российский авиатор Карел Вашатко. Австрийский подданный, но предпочёл воевать в российской армии. Персонал Красного Креста возле раненых солдат, во время Первой мировой войны Солдат российской армии Русская медсестра Русский разведчик Алексеев и вылепленная им скульптура женщины Русские солдаты отдыхают
Вы знаете, кто из известных пастырей Церкви прошел Великую Отечественную Войну? И кем служил один из основателей Свято-Тихоновского православного университета? Об этом и не только мы расскажем в нашей сегодняшней статье.
Архимандрит Кирилл (Павлов) (1919-2017)
Вся православная Россия знает отца Кирилла как духовника Троице-Сергиевой Лавры, духовника трех русских патриархов и духоносного старца. Но мало кому известен «фронтовой» этап жизни священника.
Архимандрит Кирилл, в миру Иван, был призван в Красную Армию и отправлен на Дальний Восток, где Советский Союз ожидал удара со стороны Японии. Во время Великой Отечественной Войны Иван Павлов попадает в жестокое пекло Сталинграда, но остается жив. По рассказам отца Кирилла, в развалинах одного из домов города он нашел Евангелие и обратился к вере.
Архимандрит Кирилл (Павлов)
Будущий священник прошел всю войну и демобилизовался в 1946 году, находясь в Венгрии в звании лейтенанта. После тяжелых военных лет молодой офицер принял твердое решение посвятить жизнь Богу. Вернувшись в Москву, Иван Павлов поступает в Московскую духовную семинарию, на службу в «духовную армию» Троице-Сергиевой Лавры. Так фронтовик, участник многих боев, житель богоборческой на тот момент страны, стал священником и просиял на всю Россию как Божий светоч.
Протоиерей Глеб Каледа (1921-1994)
Священник Глеб Каледа не только стоял у истоков создания Свято-Тихоновского университета, но и прошел без единого ранения всю Великую Отечественную Войну. В 1941 году Глеба, тогда еще выпускника школы, призвали в армию. Молодого солдата обучили радиоделу и отправили на фронт в качестве связиста.
Каледа участвовал в битвах под Волховом, Сталинградом, Курском и Кенигсбергом, воевал в Белоруссии. Будущий отец Глеб удостоился ордена Красного Знамени в звании рядового. А после войны Каледа поступил в геологоразведочный институт.
Протоиерей Глеб Каледа
Несмотря на светскую профессию и бурную научную деятельность, в 1972 году Глеб Каледа становится тайным священником. Для детей своих знакомых батюшка организовал катехизаторские курсы, которые стали прообразом современных воскресных школ. А в начале 90-х отец Глеб возглавил богословско-катехизаторские курсы в Москве, ставшие впоследствии Свято-Тихоновским православным университетом.
Архимандрит Алипий (Воронов) (1914-1975)
21 февраля 1942 на фронт был призван Иван Воронов, в будущем – архимандрит Алипий. Ему предстояло пройти боевой путь от Москвы до Берлина в составе 4-й Танковой армии и стать кавалером ордена «Красной звезды». Воронов участвовал в боях на Центральном, Западном, Брянском и Украинском фронтах. Уже тогда Иван Воронов дал обет, что если он останется в живых после этой страшной и жестокой войны, то посвятит свою жизнь Богу.
Несмотря на боевые действия, Иван находил время и для творчества. Художник по образованию, Воронов писал картины на военную тематику, оформлял памятные альбомы дивизии. Его работы позже выставлялись в Можайском краеведческом музее.
Архимандрит Алипий (Воронов)
После войны Воронов поступил в Троице-Сергиеву Лавру, занимался реставрационной деятельностью икон и фресок, принял монашеский сан и был рукоположен в священники. В 1959 году отец Алипий был назначен наместником Псково-Печерского монастыря. Он внес неоценимый вклад в процветание этой старинной обители, в буквальном смысле отстаивая ее у богоборческой власти. Многое он сделал для монастыря, благодаря своему художественному образованию. Архимандрит Алипий провел расследование по поиску вывезенных немцами сокровищ монастырской ризницы. Благодаря этому удалось вернуть утерянные реликвии в Россию. Всю жизнь отец Алипий коллекционировал произведения искусства. Незадолго до своей смерти он передал свою уникальную личную коллекцию Русскому музею.
Протодиакон Николай Попович (1926-2017)
Работник Московского авиационного завода Николай Попович имел право не участвовать в боевых действиях. Но желание послужить Отечеству толкнуло молодого человека оставить тыловую деятельность и отправиться воевать. В 1943 году Попович становится сержантом и берет на себя командование пулеметным расчетом.
Отец Николай был награжден орденом Красной Звезды. В 1944 он получил тяжелое осколочное ранение головы в Восточной Пруссии, перенес несколько операций и был демобилизован.
Протодиакон Николай Попович
Узнав о вводе советских войск в Чехословакию Николай Попович сдал свой партбилет и ушел служить в храм сторожем. Всю оставшуюся жизнь Попович прослужил диаконом, занимаясь при этом миссионерской работой и ведя проповедь, в том числе среди ученых и деятелей культуры.
Архимандрит Петр (Кучер)
Петр Кучер призвался в Красную Армию в 1943 году возрасте 17 лет. Попав в армию 3-го Украинского фронта, парень участвовал в освобождении Молдавии, Румынии, Болгарии, Югославии, Венгрии, Австрии и Чехословакии. Самыми высокими наградами Кучера стали орден Славы III степени и медаль за отвагу.
Архимандрит Петр (Кучер)
После войны Петр продолжил службу в армии и уволился в запас лишь в 1950 году в звании майора. В 1975 году Кучера рукополагает в священники архиепископ Латвийский Александр (Поляков). Время служения отца Петра составило почти 40 лет, сегодня он находится на покое и является духовником Боголюбского женского монастыря Владимирской области.
Православное духовенство на защите империи
К.А. Пахалюк
В годы Первой мировой войны Русская Императорская Армия была в массе православной и, следовательно, присутствие в ней служителей культа являлось необходимостью. Институт военных священнослужителей появился в начале XVII века и регулировался двумя главами из петровских «Воинских артикулов»: «О страхе Божии» и «О служении Божии и о священниках» (на флоте – морским уставом 1720 года). По штату в каждом полку находилось по одному православному священнику и церковнику, которые были обязаны проводить богослужения, исповедовать и причащать раненных, хоронить и отпевать погибших, а также извещать родственников о погибели. Также священники были при штабах корпусов, армий и фронтов. Своя церковь (имени праведного Николая (Кочанова)) в годы Первой мировой имелась и при штабе Верховного главнокомандующего. На середину 1915 г. численность священнослужителей в войсках доходила до 1800. На конец войны в составе ведомства протопресвитера армии и флота состояло до 700 священнослужителей постоянного состава и около 3000 священников, привлеченных из епархий. Всего за годы Первой мировой, согласно записке протопресвитера Г. Шавельского в адрес народного комиссариата военных дел от 29 января 1918 г., 40 священников было убито или умерло от ран, более 200 получили раны и контузии, свыше 100 находились в плену. Более того, 14 православных священнослужителей получили в награду орден Св. Георгия 4-й ст., 227 — золотой наперсный крест на георгиевской ленте, 85 — орден Св. Владимира 3-й ст. с мечами, 203 — Св. Владимира 4-й ст., 304 — орден Св. Анны 2-й ст., 239 — Св. Анны 3-й ст.
Конечно, не все совершали геройские подвиги или вели себя достойно сану — иначе не понадобился бы циркуляр за № 1864 (от 1916 г.) за подписью Г. Шавельского:
«Всех священников, во время боя остающихся при обозах или вообще вдали от перевязочных пунктов и оставляющих во время боя убитых без погребения, умирающих без напутствия, страдающих без утешения, сражающихся без ободрения, — всех таких священников будут считать нежелающими выполнять свой священнический долг, преступниками перед Богом и Родиной».
О значении священников и «открытых» душах
О роли православных священников можно судить по тому, что, несмотря на рост популярности эзотерики и оккультизма, неизбежно сопровождаемый нравственным упадком, Православие продолжало играть активную роль в России, особенно в жизни крестьян, которые составляли костяк армии. Во время войны, явившейся периодом особого напряжения сил и воли, значение религии и традиционных символов возросло, ибо в экстренной ситуации человек склонен цепляться за то, что ближе и крепче укоренено в сознании и подсознании. Не напрасно многим солдатам и офицерам перед уходом на фронт родные давали образки святых, которые должны были защищать воинов от смерти. Известен случай, когда жены 48 солдат, ушедших на фронт из одного села, заказали специальную икону «Избранные святые», где изображались святые соименные их мужьям. С другой стороны, чем дольше война — тем больше меняется создание ее участников, что вызывает эрозию традиционных ценностей, что в свою очередь, приводит к падению влияния Православной церкви (это и произошло в 1917 г.). Увы, многие (обычно интеллигенты) тогда глубоко ошибались, пытаясь восславить не проявление подвига и героизма, а саму войну как очищающее, священное и благородное действо, закрывая глаза на трагедию миллионов, тем самым показав забвение высот христианской морали.
Постоянная возможность погибнуть повышает, с одной стороны, уровень религиозности, а с другой, и мистицизм (так что говорить о возвращении к истинной вере или открытости душ — тем более о моральном очищении — вряд ли приходится). Давно известно: в окопах атеистов нет, особенно в первом бою. Мировая война не стала исключением. Офицер А.А. Успенский свидетельствовал:
«Вообще, после всего перенесенного нами на войне, где каждому из нас смерть много раз заглядывала в очи, явился необыкновенный религиозный подъем! Многие офицеры, до войны совершенно не верующие, или индифферентно относившиеся к религии, стали теперь верующими».
Так или иначе, на первое место часто выступал фатализм. Православие становилось средством для преодоления внутреннего напряжения, а отсюда возрастала роль православных священников.
Герои в рясе
С первых дней мобилизации они приступили к исполнению обязанностей. Так, перед отправкой на фронт они служили в полках напутственные молебны. Для людей, которые отправлялись жертвовать собою, это было важным ритуалом, укрепляющим боевой дух и дисциплину. На полях сражений основной задачей священнослужителей можно назвать воодушевление личного состава, причем для ее выполнения многие были вынуждены находиться на передовой, рискуя жизнью, но продолжая исполнять долг и тем самым влияя на исход столкновений.
Здесь можно вспомнить о. Иоанна (Терлецкого), священника 240-го пехотного Ваврского полка, который в одной из стычек в критический момент появился на передовой с крестом в руках, тем самым воодушевив бойцов, что позволило переломить ход боя (за что оказался награжден золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте).
Для нас сохранилась и история священника 7-го драгунского полка о. Александра (Вишнякова), которыйне только напутствовал солдат в окопах во время боев, но и 25 октября 1914 г. (по ст. ст.) у д. Братковице по личному почину отправился в эту деревню с эскадроном, которому было приказано выбить оттуда австрийцев. Своим присутствием он воодушевлял нижних чинов, которые, не останавливаясь ни перед чем, быстро обратили противника в бегство.
Вызывает восхищение история иеромонаха Феликса (288-й пехотный Куликовский полк, 72-я пехотная дивизия), произошедшая во время боя 29 августа (11 сентября) около г. Даркемена. В те дни здесь шли тяжелейшие сражения, в ходе которых была остановлена обходная группа противника, что позволило 1-й русской армии выйти из готовящегося окружения. В этот день командир дивизии генерал П.Н. Туров приказал полку перейти в атаку. Видя колебание солдат (из-за открытого противником огня), о. Феликс пошел вперед со словами:
«Молодцы! Вспомните присягу,котороювыклялисьслужитьверойиправдойЦарю-Батюшкеинашейдорогойродине, нещадяживотасвоегодопоследнейкапликрови. Вот, япойдувперед, авызамной».
В дальнейшем во время всего боя мимо холмика, за которым находился иеромонах Феликс, проносили тяжелораненых, и он успевал их причащать. Ночью полк отошел. На следующий день его командир попросил священнослужителя на своей повозке отвезти двух тяжелораненых на перевязочный пункт. Иеромонах Феликс направился в сторону г. Даркемена, однако тот уже был занят неприятелем. Видимо, наткнувшись на вражеский разъезд, носильщики сложили раненых и вступили в бой, попав в итоге в плен. Священник же успел уехать и только через два дня сдал раненых в лазарет. За это он получил орден Св. Анны 2-й ст.; в дальнейшем был награжден орденами Св. Владимира 4-й ст. и Св. Анны 3-й ст.
Не менее интересен пример священника 5-го Финляндского стрелкового полка о. Михаила (Семенова). Во время боев он часто находился на передовой, ободряя солдат, вынося раненных с полей сражений, причем однажды получив контузию. А во время боя 18 сентября (по ст. ст.), когда под воздействием артиллерии, один из батальонов стал отступать, видя серьезность создавшегося положения и не обращая внимания на непрерывный огонь, о. Михаил надел епитрахиль, бросился вперед и остановил часть отступающих.
Нельзя не упомянуть и иеромонаха Богородицко-Площанской пустыни Евтихия (Тулупова), служившего в 289-м пехотном Коротоякском полку. Он начал войну в дивизионном лазарете, где в конце 1914 года санитаркой работала известная певица Н. Плевицкая, которая в мемуарах оставила о нем несколько строчек: «…Врачи выбивались из сил, и руки их были в крови. Не было времени мыть. Полковой священник, седой иеромонах, медленно и с удивительным спокойствием резал марлю для бинтов… среди крови и стонов иеромонах спокойно стал мне рассказывать, откуда он родом, какой обители и как трудно ему было привыкать к скоромному. Мне показалось, что он умышленно завёлтакойнеподходящийразговор. «Аможетонпридурковатый?» — мелькнуло у меня, но, встретив взгляд иеромонаха, я поняла, что лучисто-серые глаза его таят мудрость. Руки мои уже не дрожали и уверенно резали марлю, спокойствие передалось от монаха и мне». А летом 1915 года, когда полк попал в окружение, иеромонах, не считаясь с опасностью, повел солдат на прорыв, идя впереди с крестом в руках, причем сам был смертельно ранен. За стойкость и мужество он был награждён орденом св. Анны 3-й степени с мечами и бантом, а посмертно – орденом Святого Георгия 4-й степени. А. Мамаев писал: «В атаку полк, с полком и старец, // Поднявши крест над головой, // Идет он рядом с командиром, // Ведя сынов всех за собой. // Христа завета всюду верный // Был впереди всегда овец! // В бою он рану принял первый // И царства вечного венец//».
Особо важными для укрепления боевого духа были богослужения непосредственно перед началом сражения. Сохранились воспоминания капитана А.А. Успенского, командира роты в 106-м Уфимском полку, о том, как 4 августа 1914 г. перед боем под Шталлупененом о. Василий Нименский напутствовал солдат:
«Спешно, спешно прикладывались к святыням (святой крест и Библия — К.П.) православные воины, и каждого он окропил святой водой, напутствуя ободряющими словами. Ушедшие же вперед цепи он издали осенил святым Крестом».
Интересно отметить, что за усердную службу в начале 1915 года о. Василий получил орден Св. Анны 2-й ст. с мечами.
Важна была роль священников в укреплении боевой дисциплины. Они делали все, чтобы предотвратить распространение социалистических идей в войсках (что началось уже осенью 1914 г. с приходом первых маршевых подразделений). Так, комендант запасного батальона лейб-гвардии Кексгольмского полка от 3 марта 1915 г. (по ст. ст.) писал, «что в целях предупреждения распространения пропаганды революционного характера в запасные батальоны будут назначаемы опытные священнослужители для совершения богослужений, ведения бесед и пастырского надзора за нижними чинами».
За проповеди некоторые священники получали даже награды. Так, командир 84-го пехотного батальона в представлении священника Н. Лебедева к награде писал, что тот: «совершает богослужение в батальонной церкви с 1 октября 1914 года и за все это время с особой ревностью относился к своим пастырским обязанностям, вселяя словом божьим в сердца нижних чинов глубокую веру в Бога и беззаветную преданность царю». Высокую роль и значение православного духовенства в жизни армии косвенно подтверждает то раздражение, с каким их деятельность описывалась в советской литературе.
В годы войны одной из основных задач служителей веры стала работа в лазаретах, где они ухаживали за больными, причащали и исповедовали их. Однако священники помогали раненым не только в госпиталях, но и непосредственно на поле боя, выполняя функцию санитаров. Как отмечали сами солдаты: «Раньше, бывало, священник с обозом, а теперь вместе с полком. Когда начинается бой, священник, благословив полк, отходит назад и тут же, на поле сражения, принимает напутствовать первых тяжело раненых, очень часто помогая санитарам и врачебному персоналу поднять, поддержать и перенести их».
Здесь можно вспомнить священника 7-го Финляндского стрелкового полка о. Сергея (Соколовского), который 1 (14) марта 1915 г. был ранен в бедро. Утром этого дня немцы перешли в атаку, узнав о которой, священник собрал санитаров и повел их к полю сражения собирать раненных. Чтобы открыть больший обзор местности, на которой шел бой, он стал на совершенно открытом месте – на корень спиленного дерева. Когда один из офицеров оказался убит, священник бросился выносить его тело с поля боя и получил ранение. Наскоро перевязанный, он отказался от носилок ради других бойцов. Свой последний подвиг он совершил уже будучи несколько раз раненным, без кисти правой руки. Тогда полку было приказано разрушить проволочные заграждения, однако из-за огня противника сделать это не удалось. Тогда о. Сергей вместе со своими помощниками, облаченные в белые саваны, и несколькими десятками солдат двинулись под покровом ночи к межокопному пространству и выполнили приказ. За эти подвиги это о. Сергей был награжден орденом Св. Георгия 4-й ст.
О другом «герое в рясе», полковом священнике о. Викторе (Малаховском), писал офицер лейб-гвардии Конногренадерского полка Н. Воронович. Во время боя у Каушена он «поспевал всюду, где тяжелораненые и умирающие нуждались в утешении и последнем напутствии. Не обращая внимания на неприятельский огонь, он приобщал умирающих, перевязывал раненых и закрывал глаза убитым»
Интересно, что сам о. Виктор «говорил, что он человек мирный и боится опасностей войны. Каждую минуту он ожидал нападения неприятеля, и каждый орудийный выстрел заставлял его вздрагивать. По ночам он почти не спал, кипятил свой чайник, попивал чаек и прислушивался, не начинается ли перестрелка на передовой линии…. Но, если бы все трусы походили на отца Виктора, то в нашей армии никогда не было бы ни вызванных паникой отступлений, ни брошенных обозов…. Отец Виктор боялся только до тех пор, пока не было настоящей опасности, а когда таковая наступала, он забывал свой страх…. Таким же «трусом» был и его церковник Еремин. Он также дрожал при каждом выстреле… но совершенно спокойно сопровождал отца Виктора, когда тот на позициях под вражеским огнем перевязывал раненых и приобщал умирающих».
Не были редкостью случаи, когда священники погибали, получали ранения или попадали в плен. Это лишний раз подчеркивает, что многие из них не отсиживались в тылах, а старались исполнять свой долг полностью, порою и ценой жизни. Например, о. Виктор (Малаховский) уже в первые дни войны прибыл в штаб полка с просьбой остаться тут, а не сидеть в обозе:
«Здесь у вас, может быть, и опаснее, но, как говорится, на миру и смерть красна».
Глубоко за линией фронта
Немалую роль Православная церковь сыграла в укреплении тыла и организации снабжения армии, причем взяв на себя широкие социальные обязательства. Уже сразу после начала войны были отслужены молебны о победе, в церквях стали собирать деньги на военные нужны, а свободные церковные помещения Синод распорядился передать в ведение военного ведомства. Так, интересен факт, что Киево-Печерская лавра на нужны армии передала 12 фунтов 55 золотников золота, 45 пудов 37 фунтов 62 золотника серебра, 65 пудов медных монет. При церквях и монастырях создавались специальные кружки для сбора пожертвований для раненных, больных и семей военных, организовывались собственными силами военными госпиталя. Нельзя не сказать, что для широких слоев война была в первую очередь бедствием, и здесь роль православной церкви заключалась в том, чтобы помочь пережить его и справиться с горем.
Нельзя также недооценивать роль священников в плену. Проводимые ими богослужения были тем немногим, что связывало пленных с Родиной, привычным мирным образом жизни и дарило надежду на будущее спасение. Это подтверждается строчками из воспоминаний офицера Казимира Румши:
«Единственным утешением в плену было богослужение, которое совершали наши пленные священники».
При попадании в плен священников обычно направляли в офицерские лагеря, однако по собственному почину они могли попасть в солдатские, где условия были намного хуже. К примеру, такое решение принял о. Иоанн (Казарин), полковой священник 30-го пехотного полка (15-й армейский корпус). Находясь в плену, он продолжал проводить богослужения, устроил иконостас, а затем переправил на родину несколько писем, в которых сообщал о тяжелом положении военнопленных. Вскоре на имя о. Иоанна начали присылать различную помощь, в том числе и богослужебные книги.
Любопытный случай произошел в 29-м Черниговском пехотном полку, который воевал в Восточной Пруссии в составе 2-й русской армии генерала А.В. Самсонова. В конце августа 1914 г. центральные корпуса попали в окружение. В кольце оказались и остатки 29-го полка. Взятый в плен знаменосец, пытаясь спасти знамя, отдал его полковому священнику о. Соколову. На следующий день германцы объявили, что отпускают домой одного священника и 20 солдат. Среди них оказался и о. Соколов, который через Швецию добрался в Россию и передал знамя верховному главнокомандующему великому князю Николаю Николаевичу. Затем священник был лично принят императором Николаем II, о чем сохранилась запись в дневниках государя.
ПРИМЕЧАНИЯ
Митрополит Евлогин (Георгиевский). Путь моей жизни: Воспоминания. М., 1994. С. 241.
В ставке Верховного Главнокомандующего // Вестник военного и морского духовенства. 1915. № 11-12. С. 347.
Чимаров С.Ю. Русская православная церковь и вооруженные силы России в 1800 – 1917 гг. СПб, 1999. С. 173.
Чимаров С.Ю. Указ. соч. С. 174.
Чимаров С.Ю. Указ. соч. С. 169.
Чимаров С.Ю. Указ. соч. С. 173.
Православие, армия и флот России. СПб, 1996. С. 9.
ВВМД. 1915. № 1. С. 32.
ВВМД. 1915. № 3. С. 67.
См.: ВВМД. 1915. № 13-14.
Впоследствии стал священником Лб-гв. Финляндского полка См.: ВВМД. 1915. № 4. С. 98.
Цит. по: Бирюков Г. Военное духовенство в боях за Восточную Пруссию (1914–1915 гг.) (rusk.ru/st.php?idar=114489)
ВВМД. 1915. № 2. С. 34.
Платонов Н.Ф. Церковь и империалистическая война // Религия и церковь в истории России. М., 1975. С. 233.
Платонов Н.Ф. Указ. соч. С. 235.
ВВМД. 1915. № 1. С. 31.
См.: ВВМД. 1915. № 10. С. 307-308.
См.: Воронович Н. Всевидящее око // Новый Часовой. 2006. № 17-18. С. 186-188.
Суглобов Г.А. Союз креста и меча. М., 1969. С. 34.
Суглобов Г.А. Указ. соч. С. 35.
См.: Бирюков Г. История православия в Восточной Пруссии с 16 века по 1915 год. Нестеров, 2005. С. 48-49.
Об авторе:
Константин Александрович Пахалюк — ведущий специалист научного сектора Российского военно-исторического общества.
Православный священник
Примеры употребления слова иерей в литературе.
Я спрашивал о будущем народа своего уже после первых своих побед под Желтыми Водами и Корсунем, спрашивал своих побратимов, старшин и простых казаков, священников и высоких иереев киевских, пастухов и пахарей, пивоваров и будников, спрашивал вдову и сироту бездомного, спрашивал в гетманских покоях и в простой хате, на шляхах бесконечных и в церквах, в книгах и в посланиях.
Иерей молится внутреннею молитвой, чтобы Установивший на небесах воинства ангелов и чины небесные в служенье славы Своей повелел теперь сим самым силам и ангелам небесным, сослужащим нам, совершить вместе с ними вшествие во святилище.
Если же служенье совершается собором, при множестве иереев и диаконов, то один несет дискос, другой — Чашу, третий — святую ложку, которою приобщаются, четвертый — копье, прободшее Св.
Иерей снимает с главы диакона святой дискос, как бы он снимал Тело Спасителя со креста, поставляет его на расстланный антиминс как бы на плащаницу и сопровождает сие действие словами: Благообразный Иосиф, с древа снем Пречистое Твое Тело, плащаницею чистою обвив и благоуханьми во гробе нове закрыв, положи.
Вослед за диаконом показывается в святых дверях иерей с Святою Чашею и возвещает пребывание с нами до скончания веков вознесшегося Господа словами: Всегда, ныне, и присно, и во веки веков, после чего и Чаша, и дискос относятся вновь на боковой жертвенник, на котором совершалась Проскомидия, который изобразует теперь уже не вертеп, видевший Рождение Христово, но то верховное место славы, где совершился возврат Сына в лоно Отчее.
Источник: библиотека Максима Мошкова
В православной церкви:священник.
Ибо когда иерей единожды совершил и преподал Жертву, принявший ее как всецелую, причащаясь ежедневно, справедливо должен веровать, что принимает и причащается от самого преподавшего, и в церкви иерей преподает часть, и приемлющий с полным правом держит ее, и таким образом собственною своею рукою под носит к устам.
Прежде выноса Креста иерей или архиерей в полном облачении трижды кадит честный Крест только спереди.
Недавно, когда дрожащий иерей предложил приступить к пению вечной памяти, Василий Иванович так долго, с таким трудом опускался на колено, что все уже было кончено, когда, наконец, опустился, и тогда он уже не мог подняться, и старик Тихоцкий помог ему, как вот сейчас помог кондуктор.
И благословил Бога, так как верил в него торжественно и просто: как иерей и как человек с незлобивой душою.
Этот иерей составлял зримую оппозицию и своему начальнику отцу Емельяну, и громогласному, но по характеру мягкому дьякону.
Власий имел рост невеликий, убогий даже, телосложение самое корявое (вечно фелонь на нем кособочилась, за что получал иерей справедливые замечания: облачение церковное — не халат домашний, носить его надобно с благоговением и аккуратно).
Потом при пении стихиры «Воспоим, вернии, еже о нас Божия благодеяния величество…» иерей окропляет весь храм.
Однако первый шаг должен сделать сам человек, добавил иерей и почему-то посмотрел на меня… у меня даже голова закружилась от этого его странного взгляда… Я делаю!!..
А как было бы славно, чтоб иерей от архиерея без колебаний все добродетели на себя перенимал: и ученость, и святость, и знания божественные!..
«Роль Православия и русских – государствообразующая»: Священнослужители о «Конституции Русской мечты»
Год принятия действующей Конституции России для церковно-государственных отношений стал одним из самых скорбных за всю их историю. Так, в октябре 1993-го, когда на московских улицах лилась кровь, а наша страна вновь находилась на грани гражданской войны, Русская Православная Церковь сделала всё, чтобы остановить противостояние, однако политики не прислушались к голосу священнослужителей.
В те дни Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и глава Отдела внешних церковных связей митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (сегодняшний Патриарх) выступили посредниками в переговорах противоборствующих ветвей власти. Но, несмотря на колоссальные усилия священноначалия, кровь пролилась, а российский парламент, чьими народными депутатами были в том числе и представители православного духовенства, был расстрелян из танков. С тех пор священноначалие более не благословляет клириков участвовать в политической деятельности, в том числе вступать в партии и избираться в законодательные собрания всех уровней.
Именно на этом трагическом фоне в декабре 1993 года был принят действующий Основной Закон Государства Российского. По итогам всенародного голосования, официальные результаты которого у многих вызвали вопросы: явка – 54%, за принятие Конституции – 58% проголосовавших. Сегодня нет смысла возвращаться к вопросу, насколько легитимно было это принятие, но предложения президента Владимира Путина по корректировке наиболее сомнительных конституционных положений – поистине долгожданны.
В ответ на эти предложения со стороны заместителя главы Всемирного Русского Народного Собора Константина Малофеева в эфире телеканала «Царьград» прозвучали тезисы о необходимости внесения изменений в саму преамбулу Конституции России. Ту её часть, которая определяет дух Основного Закона нашей страны. Предложенные упоминания традиционных ценностей, семьи как союза мужчины и женщины, русского языка и культуры и веры в Бога объединили представителей всех традиционных религий России. В первую очередь, разумеется, священнослужителей Русской Православной Церкви, к которой себя относят, по разным данным, до 80% граждан нашей страны.
Епископ Зеленоградский Савва (Тутунов)
Сегодня мы приведём самые интересные и содержательные комментарии архиереев и других клириков Московского Патриархата. Показательно, что одним из первых на предложения Константина Малофеева отреагировал в своём личном telegram-канале викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, заместитель Управляющего делами и руководитель контрольно-аналитической службы Московской Патриархии епископ Зеленоградский Савва (Тутунов). Владыка Савва известен не только как высокопоставленный церковный чиновник, но и как яркий публицист, чья позиция по церковно-общественным вопросам всегда содержательна и чётко аргументирована:
«Сейчас обсуждаются поправки в главы, касающиеся структуры управления государства. Необходимость этой реформы уже много раз объяснена пресловутым «транзитом» или «трансфером». Справедливо. Однако почему бы, может быть в более размеренном режиме, не поговорить и об основополагающих положениях Конституции, которые в нынешнем тексте выглядят откровенно пресно, стерильно?
Епископ Зеленоградский Савва (Тутунов). Фото: patriarchia.ru
Здравыми мне представляются, к примеру, предложения К. В. Малофеева внести в преамбулу:
– упоминание о вере в Бога (правда, в каком контексте? — я бы написал о Православном христианстве как образующей Россию религии);
– слово «русский» (и категорически не только в словосочетании «русский язык», должно быть упоминание о русском народе),
– правопреемство Российской империи.
Также согласен, что в Конституции должно быть:
– понятие «традиционные ценности» (при условии, что они будут описаны закрытым списком);
– определение семьи (тут надо поработать над предложением: союз мужчины и женщины, безусловно, но где здесь дети?).
Да, до сих пор нет необходимого для этого закона о конституционном собрании… Так, может быть, пора принять?»
Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл
Глава одной из самых крупных митрополий Русской Православной Церкви – Екатеринбургской – митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл (Наконечный) также поддержал инициативу Константина Малофеева и в эксклюзивном комментарии телеканалу «Царьград» внёс свои предложения:
«Традиционные нравственные ценности – та духовная основа, на которой созидалось великое многонациональное российское государство. В нём каждый народ мог жить, сохраняя своё национальное самосознание, культурные традиции, религиозную идентичность – и при этом чувствовать себя защищённым.
Странно ожидать улучшения демографической ситуации и экономического подъёма без духовного основания – обращения к традиционным ценностям, восстановления исторической памяти. Современному обществу сегодня крайне не хватает осознания себя наследниками народа-победителя и гражданами великой страны с более чем тысячелетней историей.
На мой взгляд, большое заблуждение говорить о том, что мы живём в государстве, ведущем свою историю с 1991 года. В Новгороде Великом в 1862 году был воздвигнут известный памятник, посвящённый 1000-летию России. То есть, если говорить о хорошо задокументированном периоде российской государственности, нашей стране как минимум более 11 веков.
Сохраняя историческую память и традиционные ценности, общество обязательно будет беречь своих стариков и создавать условия для жизни будущих поколений. Что и было предложено на Всемирном Русском Народном Соборе осенью минувшего года и нашло своё отражение в сегодняшних планах государства».
Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл. Фото: ekaterinburg-eparhia.ru
Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин
Что характерно, в комментарии телеканалу «Царьград» глава ещё одной очень значимой митрополии Московского Патриархата – Саратовской – митрополит Саратовский и Вольский Лонгин (Корчагин), также поддержавший предложения Константина Малофеева, как и владыка Савва (Тутунов), акцентировал внимание на необходимости внесения в преамбулу российской Конституции упоминания русского народа и Православия как государствообразующих для нашей страны:
«Считаю, что в преамбуле Конституции Российской Федерации должно появиться понятие «русский народ», а также упоминание об особой – государствообразующей – роли православной веры, русского языка и русской культуры. Нашему народу пора перестать стесняться того, что он русский.
С распадом СССР народы бывших республик Союза очень быстро и сознательно вернулись к своим национальным и религиозным традициям и ценностям, которые любой народ «цементируют», делают его единым целым. К сожалению, у русских людей этого не произошло. И складывается такое впечатление, что у русского народа вынули хребет, и он остался без внутреннего каркаса.
Каждый человек должен иметь представление, кто он, где родился, чем жила и живет его Родина. Ему необходимо иметь иерархию ценностей и понятий, которая позволила бы ему оставаться человеком и ощущать своё единство с другими. Национальное самоопределение, знание своей истории и культуры, традиционные нравственные ценности нашего народа, основанные на христианстве, – всё это важнейшие основы самостояния государства, и на них следует обратить приоритетное внимание.
Митрополит Саратовский и Вольский Лонгин. Фото: eparhia-saratov.ru
Нельзя забывать и о том, что с распадом СССР наш народ оказался расколотым. И Основной Закон страны должен гарантировать поддержку русским людям, оказавшимся за рубежом. Поддерживаю также предложение об упоминании того факта, что современная Россия ведёт свою преемственность не только от бывшего Советского Союза, просуществовавшего всего несколько десятков лет, но и от Российской империи, тысячелетнего православного Русского государства. Следует смотреть на нашу историю в её целостности.
Если мы хотим, чтобы наше государство стало по-настоящему правовым, нужно отказаться не только от штампов советского времени в нашей Конституции, но и от скоропалительных формулировок времени «постперестроечного» с его пренебрежением к истории своего Отечества и к своему народу».
Митрополит Владивостокский и Приморский Владимир
Митрополит Владивостокский и Приморский Владимир (Самохин), возглавляющий одну из самых удалённых от российской столицы митрополий – Приморскую, полагает, что предложения Константина Малофеева заслуживают внимательного изучения. При этом владыка Владимир призывает «проявить аккуратность и мудрость», чтобы «не повторить ошибок прошлого»:
«Считаю важным включить в преамбулу упоминание о Боге и православной вере в том виде, как это предлагается сделать: «воспитывая будущие поколения в уважении к памяти предков, передавших нам любовь к Отечеству, веру в Бога, добро и справедливость». Такая формулировка подчёркивает преемство духовной традиции нашего народа и вместе с тем оставляет за человеком право свободного личного выбора и не противоречит принципу светскости.
Согласен и с тем, что в Конституции должно быть отражено понятие «традиционные нравственные ценности», при этом необходимо чётко сформулировать их закрытым списком. Важно указать, что эти ценности универсальны для представителей всех традиционных для нашей страны религиозных культур. Необходимо дать и определение семьи как одной из важнейших традиционных общественных институций, представляющей собой «союз мужчины и женщины».
Со словом «русский» не так всё просто. С одной стороны, стесняться называть себя «русскими» действительно было бы неправильным. Но, с другой, нам нельзя забывать, что Россия является домом для десятков народов. Государство призвано бережно относиться к их самобытной культуре. Но сказать прямо об определяющем, государствообразующем значении русского народа как титульной нации страны и ключевой роли православной веры для формирования национальной идентичности русского народа всё же необходимо.
Митрополит Владивостокский и Приморский Владимир. Фото: vladivostok-eparhia.ru
Упоминания о преемстве Российской империи – конечно, красивая идея, но насколько это невинно с точки зрения юридической, не уверен. Никто не оспаривает непрерывность истории нашей страны, но законодательное закрепление такого статуса может повлечь определённые последствия, в том числе и упрёки в «имперских аппетитах и амбициях». Всё же мы строим государство, отличное от того, какое существовало до событий 1917 года».
Архиепископ Горноалтайский и Чемальский Каллистрат
Архиепископ Горноалтайский и Чемальский Каллистрат (Романенко), правящий архиерей небольшой, но очень значимой, в том числе в этнокультурном значении Горноалтайской епархии (в административных границах Республики Алтай), в комментарии телеканалу «Царьград», в частности, подчеркнул:
«По поводу предложений, высказанных Константином Валерьевичем Малофеевым в эфире телеканала «Царьград», могу сказать следующее. Будет ОЧЕНЬ (выделение владыки Каллистрата – ред.) хорошо и полезно прописать в преамбуле Основного Закона нашего государства несколько слов в защиту традиционных нравственных ценностей. А именно, следует сказать, что брак понимается как Богом установленный союз мужчины и женщины, что семья, «основанная на постоянном брачном союзе мужчины и женщины, одной из важнейших целей которого является рождение и воспитание детей, является основой общества, необходимой для продолжения существования человеческого рода» и народов нашего государства».
Архиепископ Горноалтайский и Чемальский Каллистрат (справа), сенатор от Республики Алтай В.Полетаев и член Общественной палаты России Б.Алушкин на Рождественских чтениях. Фото: eparhia-gorniyaltay.ru
При этом владыка Каллистрат, соглашаясь с другими собратьями-архипастырями в том, что именно русский народ в России является государствообразующим, сомневается в целесообразности внесения этого в Конституцию, однако считает правильным заменить в преамбуле Основного Закона формулу «Российская Федерация» на просто «Россия»:
«Относительно внесения в Конституцию упоминания русского народа скажу, что в таком случае надо будет упомянуть и другие народы нашей страны. Да, русские – это основной, образующий нашу нацию народ, и этого нельзя забывать, но внесение в Конституцию упоминания русского народа без упоминания других народов даст врагам нашего Отечества повод к разжиганию раздора между русскими и другими народами России. Слова «Мы, многонациональный народ Российской Федерации», следует заменить на «Мы, многонациональный народ России».
Епископ Звенигородский Питирим (Творогов), ректор Московской духовной академии
Очень важно, что к дискуссии подключились и представители православных духовных школ. Первым на предложения Константина Малофеева в комментарии Царьграду отреагировал ректор Московской духовной академии епископ Звенигородский Питирим (Творогов):
«Сейчас наступил исторический момент, который даёт шанс закрепить в Основном Законе государства те ценности, которые формируют нашу национальную идентичность как русских, сближают нас с населяющими Россию народами других религий и культур, в основе которых лежат понятия о традиционной семье как союзе мужчины и женщины, о важности материнства и отцовства, о любви к родному Отечеству и заботе о слабых и беззащитных, уважении суверенитета всех независимых государств, без деления их на категории.
Особо следует отметить значение Православия в истории образования и бытования Государства Российского, которое позволило сохранить особую ментальность нашему народу во всех испытаниях, выпавших на его долю, – ордынское иго, Смутное время, все войны и революции, страшное время гонений на Церковь, породившее целый сонм новомучеников и исповедников, и переживаемые ныне соблазны и вызовы, брошенные уже самой человеческой природе.
Епископ Звенигородский Питирим (Творогов). Фото: patriarchia.ru
Мы должны избавиться от жалкого страха открыто исповедовать свою православную веру в том числе и в таких документах, как Конституция РФ. Если президент США клянётся в верности своему народу на Библии, почему мы не можем прописать в преамбуле к Основному Закону исключительное значение Православия для воспитания будущих поколений россиян?»
Епископ Каскеленский Геннадий (Гоголев)
Также об изменении преамбулы российской Конституции в комментарии Царьграду высказался управляющий делами Митрополичьего округа Русской православной церкви в Республике Казахстан, ректор Алма-Атинской духовной семинарии епископ Каскеленский Геннадий (Гоголев):
«Преамбула Основного Закона должна быть очень коротким текстом. Могу ошибаться, но из истории знаю, что чем длиннее преамбула, тем меньше эта Конституция существовала. А потому, полностью поддерживая предложения Константина Малофеева, считаю, что нам стоит быть реалистами и не увеличивать эту конституционную часть.
И в первую очередь, я считаю, что из ныне действующей преамбулы необходимо убрать слова «возрождая суверенную государственность России», которая вступает в противоречия с ранее приведёнными словами «сохраняя исторически сложившееся государственное единство». И именно в этой части очень важно предложенное упоминание об исторической преемственности современной России от Российской империи.
Епископ Каскеленский Геннадий (Гоголев). Фото: seminaria.kz
И наконец, что касается предложенной формулировки «воспитывая будущие поколения в уважении к памяти предков, передавших нам любовь к Отечеству, веру в Бога, добро и справедливость». Считаю, что, поскольку понятия о добре и справедливости у разных людей разные, стоит добавить слово «идеал» в редакции «идеалы добра и справедливости», чем подчеркнём объективный характер добра и справедливости, что также отсылает нас к Богу как к их основанию».
Епископ Дальнеконстантиновский Филарет (Гусев)
В свою очередь, викарий Нижегородской епархии епископ Дальнеконстантиновский Филарет (Гусев), назвав предложения Константина Малофеева «интересными» и «обоснованными», также внёс ряд своих предложений:
«Абзац, где говорится о почитании памяти предков, передавших нам любовь к Отечеству, веру в Бога, добро и справедливость, уместно было бы сформулировать следующим образом: «передавших нам уважение к традиционной культуре, языку, религиозным и семейным ценностям традиционных религий». Это дополнение будет указывать на официальное признание государством права человека на веру в Бога, указывать на самобытность России и историческую преемственность культурных ценностей, в том числе семейных, подразумевая под браком союз мужчины и женщины.
Епископ Дальнеконстантиновский Филарет. Фото: nne.ru
В формулировке «Возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость её демократической основы» уместно слово «возрождая» заменить словом «утверждая», что в настоящее время исторически обусловлено. Также полагаю возможным создание рабочей группы от Всемирного Русского Народного Собора с целью составления одного из вариантов преамбулы и дальнейшего направления его для официального рассмотрения».
Игумен Афанасий (Селичев)
Среди православных клириков, поддержавших изменения в преамбулу Конституции, которую уже назвали «Конституцией Русской мечты», немало активных блогеров. В их числе – настоятель Михаило-Архангельского монастыря города Юрьев-Польский игумен Афанасий (Селичев), который в кратком комментарии телеканалу «Царьград» отметил:
«Изменения в Конституции касаются всех граждан России. Нельзя забывать: абсолютное большинство из них соотносят себя именно с Православием. А потому очевидно, что внесение в преамбулу Конституции положения о Православии как фундаменте Государства Российского – дело не только необходимое, но обязательное. Разумеется, если мы хотим укрепить и защитить нашу страну, наш народ и нашу культуру».
Игумен Афанасий (Селичев). Фото: al-eparhiya.ru
Также поправки Константина Малофеева активно поддержал настоятель севастопольского храма святых равноапостольных Константина и Елены протоиерей Александр Бондаренко, в прошлом занимавший должность помощника командующего Черноморским флотом России по работе с верующими военнослужащими:
«С предложениями Константина Малофеева полностью согласен. Так, в Гимне России в первом куплете поётся «Россия – священная наша держава». Но почему священная? Ответ – во втором куплете: «Хранимая Богом родная земля!» А потому упоминание Бога и в преамбуле Конституции абсолютно правомерно.
Кроме того, в преамбуле Основного Закона необходимо закрепить особую роль Православия в истории России и определить основные традиционные религиозные объединения, как это сказано в преамбуле «Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 02.12.2019) «О свободе совести и о религиозных объединениях»:
«Признавая особую роль Православия в истории России, в становлении и развитии её духовности и культуры, уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России».
Протоиерей Александр Бондаренко. Фото: arkhmihail.cerkov.ru
Для этого, возможно, потребуется совместное обращение лидеров ведущих российских религиозных объединений, как это было при решении Президента от 21 июля 2009 года о введении преподавания в школах России основ религиозной культуры и светской этики, а также о введении в России института военного духовенства».