Содержание
Как говорить с детьми о Боге
Вопрос разговора с детьми о Боге появляется у всех молодых родителей. «Как говорить с детьми о Боге?» — даже воцерковленные родители иногда интересуются, как отвечать на неожиданные детские вопросы о том, кто мы, откуда и, куда идем. Каждый родитель знает, как лучше приступить к такому разговору со своим ребенком. Мы постараемся собрать рекомендации, которые помогут вам начать такую важную беседу с малышом и не отвратить его от Церкви.
В каком возрасте говорить с детьми о Боге
Начинать разговор о Боге можно с самого раннего возраста. Если ребенок с младенчества привык к Причастию, богослужениям, обстановке в храме, обычно он к сознательному возрасту уже имеет свои отношения с Богом, поэтому специального разговора может и не потребоваться. Конечно, ребенок задает вопросы, которые иногда волнуют и взрослых людей:
- Если Бог добрый, то почему Он устроил Всемирный потоп?
- Зачем Ева съела яблоко?
- А почему пророки не могли предсказать, что мне поставят «двойку» по математике?
Не сердитесь и не раздражайтесь на ребенка даже, если вопрос кажется вам глупым. На многие вопросы ответа нет даже у священника. Если вы не знаете, честно признайтесь в этом, добавив, что не сомневаетесь в воле Бога и в Его желании все обратить во благо человеку. Ребенка вполне удовлетворит такой ответ, и он будет благодарен вам за честность.
Если вы предполагаете, что у Церкви есть ответ, который вы не знаете, можно вместе с ребенком подойти к священнику или предложить задать этот вопрос в воскресной школе.
В каждом возрасте перед ребенком стоят новые задачи и вопросы взросления. При этом дети очень долго остаются чистыми душой. Стоит только вспомнить героя книги «Над пропастью во ржи». Он вступал в период взросления, но не мог смириться с несовершенством и жестокостью взрослого мира. Иногда именно это свойство детской психики и душевной чистоты рождает вопросы о Боге, на которые нам так трудно подобрать ответ.
Архимандрит Андрей (Конанос): В церкви ребенок слышит красивые слова, а дома кипят страсти
- Не запрещайте ребенку задавать вопросы
- Не пугайте ребенка
- Позвольте ребенку быть ребенком
- Будьте честны
1. Иногда от страха, что не найдется «верного» ответа, родители отмахиваются от детей:
- Не спрашивай ерунды!
- В Библии все написано, возьми и прочти.
- Потому что я так сказала!
Для ребенка его вопрос — самый важный, ему так же, как и взрослому тяжело пережить, что близкий не ценит его интерес и не бережет его чувства. Постарайтесь терпеливо отвечать даже на самые странные вопросы ребенка. Хорошо, что он обращается к вам с ними, это значит, что он вам доверяет. Сохранить это доверие — очень важно для ваших взаимоотношений.
2. Не надо пугать ребенка Богом, как иногда пугают полицией или Бабой-Ягой (полицией и сказочными персонажами пугать тоже не стоит). Бог — не каратель непослушных детей и даже непослушных взрослых. У ребенка возникнет негатив по отношению к церковной жизни, если в храме он будет слышать от родителей «не бегай, а то Бог тебя накажет».
3. К вопросу о беге в храме — ребенок, конечно, не должен мешать ходу богослужения и другим прихожанам. Но, если он громко радуется на Пасху, устал и просит присесть, возможно, вам стоит погулять с ним на улице во дворе у храма или приходить к Причастию. Все подобные вопросы стоит решать индивидуально с настоятелем, но тонкая грань между баловством требующим замечания и усталостью ребенка известна только самим родителям. Не стоит забывать, что выносливость ребенка не сравнится с выносливостью взрослого, особенно, если он делает свои первые шаги в храме.
4. Не лгите ребенку, будьте откровенны с ним. Дети очень тонко чувствуют фальшь, особенно в таких важных вопросах, как разговор о Боге. К сожалению, одно неосторожное слово может на долгие годы или навсегда отвратить ребенка от Церкви. Если у вас нет ответа на вопрос, пусть с ребенком поговорит священник, которому вы доверяете.
Главные принципы христианского воспитания
- Укрепляйте в ребенке добрые чувства: милосердие, сострадание, доброту. Простой пример — ребенок увидел котенка на улице и хочет взять его домой, но у вас нет возможности. Не стоит говорить ему «оставь это блохастое чудовище». Вы можете вместе подумать, как помочь котенку, позвонить волонтерам, принести ему еды и воды.
- Находите время для важных разговоров. В рутине ежедневных забот нелегко уделить время для того, чтобы обсудить вопросы веры. «Почему умерла наша бабушка? Она улетела на небо? Почему же я тогда не вижу ее?», — для ребенка этот разговор может быть духовной основой, которая станет твердым фундаментом или пошатнет всю его жизнь и весь детский мир.
- Будьте последовательны в словах и действиях. Если вы говорите ребенку не раздражаться, но сами регулярно срываете на нем усталость и злость, он будет брать пример с поступков, не доверяя вашим словам.
- Не принуждайте ребенка. Насильное посещение Церкви еще никого не привело к искренней вере. Бог зовет всех, но Его зов — это добровольный призыв. Помочь ребенку понять и полюбить богослужение важнее того, чтобы завести его в храм любой ценой.
- Будьте осмотрительны в разговорах при ребенке. Считается, что он «ничего не понимает», но ваши слова, обращенные к ребенку не должны отличаться от слов, обращенных к другим членам семьи. Это тоже вопрос доверия к вам.
Как говорить с детьми о Боге: пять ошибок родителей
Дети верующих родителей часто задают своим мамам и папам вопросы о вере. Но далеко не всегда родители правильно на такие вопросы реагируют — причем речь не только о содержании их ответов, но и вообще об отношении к подобным вопросам. Какие ошибки наиболее типичны и как их избежать, рассказывает протоиерей Андрей Близнюк, законоучитель в Свято-Петровской школе (Москва).
Нехватка времени на ответы, недооценка важности вопросов
Это касается не только ответов на вопросы о вере — современным родителям вообще катастрофически не хватает времени на общение с детьми. Есть социологические исследования, согласно которым современный родитель общается с ребенком примерно десять минут в день, причем большая часть этого времени тратится не на разговоры по душам, а на повседневную рутину: «покажи дневник», «почисти зубы», «уроки сделал?». Поэтому детям приходится искать ответы на свои вопросы у посторонних людей, которые могут не обладать педагогическими навыками, не иметь подлинных знаний и даже не всегда желать нашим детям добра. И не стоит тешить себя иллюзиями, будто достаточно раз в неделю поговорить с ребенком, прочитать ему нотацию и рассказать, что такое хорошо и что такое плохо. Нет, недостаточно! Ребенок нуждается в каждодневном внимании к нему и в каждодневном ответе на его вопросы.
Увы, на практике бывает иначе. Родители говорят: «Потом скажу», «Ты еще мал, не поймешь», «Спроси об этом на исповеди у духовника». И вот приходит ребенок на исповедь, а там стоит 70 исповедников и батюшка перед причастием вышел из алтаря поисповедовать. Естественно, он не ответит — ему некогда.
Вот потому и бывает, что даже в верующих, воцерковленных семьях вырастают дети, которые, уже закончив школу, понятия не имеют о воскресении мертвых и жизни будущего века, а знают только о загробной жизни души. Или, например, ребенок-пятиклассник из очень церковной семьи задает вопрос: «А где находятся кости Иисуса Христа?» Или дети не знают, что вообще значит имя Иисус. Таких примеров я могу привести множество. А причина — родители не беседуют с детьми на духовные темы.
Между тем родителям нужно с самого начала понимать, что детские вопросы — любые, не только о вере! — это очень серьезно, очень важно, отвечать на них совершенно необходимо. Нет времени? Значит, надо что-то изменить в своем жизненном распорядке, выкроить это время.
Более того: к ответам на детские вопросы нужно очень серьезно готовиться. Лучше всего даже делать это заранее — пообщаться с другими родителями, с духовником, почитать православные ресурсы, посвященные этой теме — например, интернет-журнал «Батя», который, кстати, могу рекомендовать одиноким матерям, воспитывающим сыновей. Ведь такой маме трудно бывает отвечать на мужские вопросы, тут уж приходится привлекать взрослых мужчин — будь это духовник, школьный учитель, родственник. Но и самой нужно знать, что отвечать мальчику, чтобы он развивал свою мужественность.
Но может быть и так, что вы услышали от ребенка вопрос, на который затрудняетесь ответить сходу. В таком случае надо честно сказать: «Я сейчас ответить не смогу, но я подумаю, поищу ответ и обязательно тебе скажу». Естественно, обещание свое надо сдержать, причем сделать это как можно быстрее. Если вернуться к разговору через полгода, у ребенка уже отложится в сознании, что он спросил и ему не ответили.
И, конечно, нельзя все детские вопросы о вере спихивать на духовника или на учителя в православной школе. Делая это, вы тем самым демонстрируете ребенку, что духовная сфера вам чужда, что христианское вероучение вы не знаете, что ваша принадлежность к Церкви чисто внешняя, формальная. Постоянно отмахиваться «спроси у духовника» — значит, внушить ребенку уверенность, что вам ответить нечего.
Но бывают, конечно, такие вопросы, когда ребенку можно сказать: спроси об этом еще и у духовника. Мнение духовника — это очень важно, и надо, чтобы в семье знали, что ребенок спросил и что ему ответили. Поэтому я, как духовник, стараюсь делиться с родителями детскими вопросами. Чтобы дети задавали серьезные вопросы, я на своих уроках отвожу специальное время. Включаю музыку и терпеливо жду. Такие вопросы мне позволяют построить интересный урок. А чтобы их лучше запомнить, я завел в классе ящичек, куда дети кладут записки с вопросами. Они, конечно, и устно спрашивают, но мне важно, чтобы вопросы остались зафиксированными. Я изучаю динамику вопросов за последние годы, обнаруживаю некоторые тенденции, рассказываю об этом родителям наших учеников.
Возмущение неподобающей формой вопроса
Это тоже случается довольно часто: ребенок задает вопрос, облекая его в такие слова, которые родителям кажутся недостаточно благочестивыми или какими-то чересчур наивными, если не сказать идиотскими. Например: «а в раю будет гигантская клубника?», «а можно ли покрестить нашу кошку?», «а у Иисуса Христа была жена?» и так далее. «Да как ты смеешь такое произносить?!», «Да как у тебя язык повернулся такое сказать?!» — негодуют родители. А в результате у ребенка возникает недоверие к ним, он боится их спрашивать, чтобы не нарваться на упреки.
Доверительные отношения с ребенком — это самое главное, что родители должны беречь, взращивать и развивать. Ребенок должен всегда знать, что о чем бы он ни спросил, его не опозорят, а поддержут.
Отказ отвечать на вопросы, продиктованные праздным любопытством
Иногда родители чувствуют, что ребенок, задавая свой вопрос, не очень-то заинтересован в ответе, спрашивает «просто так» — и поэтому отказываются отвечать. Может быть, отказываются в корректной форме, без упреков, может быть, как-то отшучиваются — но так или иначе не поддерживают разговор.
Между тем это серьезная педагогическая ошибка. Даже если вопрос вызван пустым любопытством — все равно для родителей это сигнал, что ребенок испытывает дефицит общения. Вцепившись в родителей, видя их глаза, он начинает спрашивать просто что в голову придет. Но такие «праздные вопросы» могут быть лишь прелюдией к настоящему разговору. Такими вопросами ребенок, возможно, проверяет вас: а вы вообще его слышите? И если мы отфутболим его с «пустым» вопросом, он не задаст и тот настоящий, волнующий его вопрос, который по каким-то причинам сразу задать не может: стесняется, боится. Поэтому родители должны отвечать даже и на пустой вопрос, размышляя при этом, а что будет дальше? Куда повернется разговор?
Приведу пример из одной книги. Ребенок увидел в подъезде кошку, захотел ее погладить, а папа против:
— Не гладь, у нее блохи!
— А откуда у нее блохи? — спрашивает ребенок.
— От другой кошки.
— А у нее откуда?
И папа терпеливо объясняет:
— Та кошка заразилась от кошки из другого подъезда, и так до бесконечности!
И тут ребенок говорит:
— Папа, а ведь бесконечными могут быть только цифры!
И папа понимает, что ребенок-то у него философ! Кошка — лишь повод к разговору, ребенку интересна жизнь, ребенок уже знает, что есть бесконечность цифр, но нет бесконечности кошек.
Детские психологи говорят, что самые интересные, самые глубокие вопросы дети задают в возрасте до 13 лет. А после взрослые «отфутболивания» и общественные стереотипы приземляют ребенка, гасят в нем философские интересы. Ребенок становится «как все» — не высовывается, боится насмешек, оберегает границы своего личностного пространства. Вот поэтому маленьким детям нужно отвечать на их даже самые странные вопросы. А вопросы эти, при всей внешней наивности, могут оказаться невероятно глубокими.
Приведу примеры из своей семейной жизни. Когда одной из моих дочерей было пять лет, она осознала, что все люди смертны, что это неизбежно — и заплакала. Я стал ее утешать, рассказал о Царствии Небесном, о Боге и вечной жизни. Она успокоилась немножко, и потом, уже засыпая, сказала: «Папа, я по тебе скучать буду, когда ты умрешь!» Я вновь начал ее утешать, а она вдруг и спрашивает: «Папа, а ты меня узнаешь в раю?»
Этот детский вопрос на самом деле невероятно глубокий и духовный. Ведь тут, в земной жизни, человек зачастую видит лишь внешнее, а то, что хранится внутри, то есть души даже близких людей, для него закрыты, и потому уже там, за пределами земного бытия, он эти души просто не узнает, пройдет мимо, они так и останутся для него неразгаданной тайной. Узнают друг друга лишь те, кто еще при жизни срослись душами, сроднились. Пятилетний ребенок еще не может, конечно, выразить это по-взрослому, но он вполне способен это чувствовать.
Другой пример, с другой дочкой. Ей тогда, кажется, еще четырех лет не было — и перед сном она спрашивает: «Папа, а у меня в животике есть маленький?» Я опешил, отвечаю: «Да что ты, доченька, спи давай!» А она, не удовлетворившись моим ответом, спрашивает: «Ну, может, как зернышко?» Я как-то растерялся: ну не рассказывать же такой малышке о детородной системе! Пробормотал что-то вроде «Ну, потом поговорим…» А она как-то так вздохнула: «Жаль… Я бы Тёмой назвала».
И вот тут понимаешь, что просто не готов к такому разговору, не готов к тому, что ребенок уже в таком возрасте может так глубоко думать и чувствовать, что в нем уже пробуждается материнство, и ему нельзя уже просто сказать «Вырастешь — расскажу», надо заранее готовить ответы.
Одноразовый ответ
Когда ребенок спросил и вы ответили — это еще не значит, что тема закрыта. Ребенок получил ответ от вас — но это только начало разговора. Важно, чтобы на этот же вопрос он получил ответ и от других людей. Если ребенок задал вопрос маме — ей нужно потом обязательно рассказать об этом папе: вот, мол, он это спросил, а я так ему ответила. Очень хорошо, если папа подойдет к ребенку и скажет: «Знаешь, мама рассказала мне, какой вопрос ты ей задал. Это очень хорошо, что ты так глубоко мыслишь! А я со своей стороны мог бы ответить тебе так…»
То есть важно, чтобы у ребенка было объемное восприятие мира, а не плоское, однообразное. Ведь мужчины и женщины немножко по-разному мыслят, и рассказывать будут по-разному, а в результате получится стереоэффект.
Кроме того, даже если кроме вас на этот вопрос ребенку никто отвечать не будет, хорошо бы спустя какое-то время, когда ребенок станет постарше, к этому разговору вернуться, показать ему какие-то другие грани проблемы, которые ранее могли быть ему недоступны. Это, конечно, в первую очередь касается мировоззренческих или богословских вопросов вроде «откуда в мире столько зла?», «почему в Библии ничего не сказано про динозавров?», «почему Бог не мешает злым людям обижать добрых людей?» и так далее. Такие вопросы никогда нельзя исчерпать полностью, чем старше становится ребенок, тем более глубокий ответ он способен воспринять.
Ну и, конечно, если родители ответили сходу — и чувствуют, что не очень разбираются в этой теме, что их ответ был слишком приблизительным, им нужно глубже в это вникнуть, почитать какую-то литературу, спросить у знающих людей — и как можно скорее поговорить об этом с ребенком вновь, дополнить свой ответ.
Переоценка своих познаний
Бывает, однако же, и так, что родители непоколебимо уверены, что уж они-то все о Православии знают и на любой вопрос могут ответить безошибочно. Отвечают детям сходу — и отвечают неправильно, их ответы не соответствуют церковной традиции. Отвечают, основываясь на каких-то стереотипах, бытующих в околоцерковной среде, на каких-то слухах, бездумно повторяют чьи-то слова.
Особенно часто это бывает с вопросами церковной жизни, стоящими сейчас особенно остро, будоражащими общественное сознание. Например, что считать ересью? Ересь ли экуменизм? И родители, которые борются с этой ересью на просторах интернета, соответствующе и отвечают своим детям, не доверяясь мнению священников.
Между тем очень важно, чтобы ребенок понимал: у него есть семья, но есть и храм, есть и духовник, есть и приходская община, и не надо замыкаться (в том числе и со своими вопросами) только в границах семьи. Естественно, я имею в виду ситуацию, когда внимательный духовник, здоровая община (а таких все больше).
Если же родители замыкают ребенка на себя, то когда он вырастает, когда ему исполняется 14-15 лет, когда родительский авторитет падает — он остается со своими вопросами один на один. Родителей он уже не спрашивает — не доверяет, а больше рядом никого нет.
Дети говорят о Боге
Дети говорят о Боге
Праздничное застолье, в комнату забегает мальчик лет трех и просит у мамы пряник. На ее слова, что перед едой нужно помолиться он встает напротив икон, истово крестится и произносит: «Боже! Аминь!»
В одной семье в воскресенье после прихода домой из церкви у детей спросили что они запомнили, на что один мальчик лет девяти, большой непоседа, тут же отвечает: «С миром изыдем!»
— Мама, когда же мы встретимся с Богом?
Ответ, по-видимому, не удовлетворил («Бога не видел никто никогда»). Поразмышляв самостоятельно, выдает:
— Да, мама, тебе осталось только старость пережить, и мне еще долго до встречи.
Маме 30.
Отец Артемий Владимиров по радио «Радонеж» вел передачу для детей и в конце попросил ребят написать ему, как они понимают поговорку «Яблоко от яблони недалеко падает». Ради шутки отловила пробегающего мимо 4-летнего сына Антония и задала ему этот вопрос. Он стал объяснять про яблоню. Тогда я рассказала ему, что это поговорка, т. е. когда говорят про людей другими словами. Сын задумался на 1,5 минуты и объяснил: «Понимаешь, мамочка, это значит, что Бог от человека всегда не далеко, он очень, очень близко».
Глеб, 7 лет, рассматривает пачку чая «Золотая чаша». Читает: «Акция — «Чайные встречи». Задумчиво: «Есть ещё такая икона — «Чайная радость».
Андрюша (2 года 5 мес.) взял маленькую икону св. Анны Кашинской и приложил её к уху. Ходит так по комнате. Я говорю: «Зачем ты её взял? Поставь на место». Отвечает: «Я разговариваю. Разговариваю с иконой. Слушаю». Долго ходил, потом поставил на место, смотрит на неё, тихонько рассказывает что-то, потом молчит, слушает.
Через несколько дней я ходила унылая, сердитая, а он взял эту же иконку, принёс и прикладывает мне к уху: «Мама, послушай!»
Вечером в дома погас свет. Проверили — не только в нашей квартире, во всем доме. Я зажгла свечку и говорю детям: «Не бойтесь, сейчас позвоню в аварийку — и свет починят». Младший (4 года), мгновенно: «Мама, зачем звонить в аварийку? Молиться нужно!»
Папа дает Антошке пряник.
— Тоша, что нужно сказать?
— Спасибо!
— Перекрести пряник, прежде чем есть.
Через некоторое время возвращается на кухню.
— Ты перекрестил пряник?
— Да! И даже поклонил!
—
Показывает: наклоняет пряник перед иконами…
Моя жена и ее престарелая родственница (весьма благочестивая) в прошлые выборы уселись обсуждать за кого стоит голосовать. Двухлетний Саша послушал все это и сказал: «А я голосую за Боженьку».
Православный детский лагерь от Красного Села. Детям показали познавательный фильм о жизни китов. После просмотра батюшка задает вопрос: » Ребята, расскажите, почему киты ведут кочевой образ жизни? » Напряженная тишина, затем раздается голосок 6 — летнего мальчика:» Потому что они не хотят прилепляться ни к чему земному.»
На службе.
Совсем маленький сынишка певчей тихонько сидит рядом с хором.
Хор поет: «И всех, и вся».
В тишине раздается звонкий детский голосок: «И всё?»
Маша (5 лет), забегает в комнату, где крёстные родители собрались читать акафист, и говорит: «можно я с вами буду молиться?»,
«да, Маша»,
«ну, тогда, я только подушку принесу».
Один батюшка, говоря на проповеди о том, как спасительно быть воздержанным в словах, привел такой пример. Как-то учительница дала задание детям придумать для «Сказки о рыбаке и рыбке» счастливый конец. Тогда один мальчик окончил сказку следующими словами: «…Воротился старик ко старухе, и ничего не сказал ей!» Поистине, скольких бед избежал тем, что смолчал.
Четырехлетний мальчик написал сказку:
«Росло дерево. В нем было дупло. В дупле жили муравьишки. Они трудились и никому не мешали. Однажды в дупло прилетела сова. Она выгнала муравьев и некоторых съела. Вот сидит сова в дупле и слышит тук-тук, тук-тук, тук-тук. Выглянула сова наружу, посмотрела направо, налево — никого. Сидит дальше, но вновь слышит тук-тук, тук-тук, тук-тук. Выглянула вновь, посмотрела вверх, вниз — никого. Удивилась сова, но так и не поняла, что это у нее стучало сердце, которое говорило: «Зачем муравьев обидела?». Потому-что, хоть сова и была злая, но сердце у нее было доброе».
Ребенок приходит ко мне (3 года) — «А если я буду грустить — Богородица даст мне радость?»
У меня есть 2 племянника (5 и 11 лет). Как-то раз слышу такой диалог:
— этот стол священный?
— нет.
Я: — священный стол в храме, называется «престол»
— «престол»- это пресвятой стол (объясняет старший ).
Из детских лет моего крестника Никиты:
в постели, когда никто не слышит: «На Реках вавилонских, тамо сидели и плакали…
(шепотом) и громко квакали»
(и сам себе:) ты что! это же посолом!
Сын в трехлетнем возрасте задумчиво спрашивает: «Папа, а в пост автобусы не ходют?»
На исповеди: «Согрешил грехи: вольные-невольные, видимые-невидимые».
Дедушка моего племянника имеет привычку после еды, осеняя себя крестным знамением, приговаривать: «Слава, Тебе, Господи, за хлеб-соль!»
Четырёхлетний мальчик, замечая это, однажды промолвил: «Слава, Тебе, Господи, за хлеб, за соль и за мороженое!»
В Венгрии принято говорить детям, что на Рождество им подарки приносит Младенец Иисус. Мой старший сын ещё в детсадовском возрасте как-то перед сном, уже лёжа в постели, задумчиво спросил меня:»Мама, если Рождество — это день Рождения Иисуса Христа, то почему Он нам дарит подарки, а не мы Ему?»
Митр. Вениамин (Федченков). Из книги О вере, неверии и сомнении
Один трехлетний ребенок — пишет мне его бабушка Ш. — долго мучается коклюшем. Перед сном говорит бабушке:
— Бабушка! Если ты во сне увидишь ангелов; скажи им, чтобы у меня перестал кашель: я очень устал!
Другая бабушка, приехавши навестить умиравшую от чахотки дочь в Париже, рассказывала мне про внучка Алешеньку:
— Дочь-то моя вышла замуж за комиссара. Он не велел даже и упоминать о Боге. Уж не знаю, откуда, но все же он узнал о Боге. И один раз говорит мне:
— Бабуся! Понеси меня в церковь; я один раз, только раз посмотрю на Боженьку — и больше не буду.
Нередко, в самой ранней поре, они путают священника с Богом.
Совсем малюсенькое дитя привели в храм. Когда воротился он домой, спрашивают его: — Ну, что ты видел в церкви?
— Пришел Боженька, напустил дыму нам (из кадила) и ушел. Вот и вся служба.
Знакомый священник говорит маленькому сыну: «Иди кушать, и не забудь помолиться перед едой.» Мальчик встает от кубиков и говорит: «Господи, я пошел кушать.»
Мама просит малыша не есть конфет до обеда.
Малыш выбегает из комнаты, глаза прячет, рот перепачкан шоколадом:
«Мама, я не ел конфет, и не прятал, ты же не будешь искать фантики под кроватью?»
Читала дочери (в 3,5 года) детскую Библию. После гуляем в парке, она подходит к спорящим громко детям и говорит: «Девочки, не ссорьтесь… Всех Господь сотворил!»
Мите 4 года. Никак не уснет. Мама устало спрашивает:
-Мить, совесть есть у тебя или нет?
— Есть, а что это?
Антон, 5 лет:
— Мама, а как Земля держится? Вот мы идем, а она не рассыпается под ногами.
— Это сложно и долго объяснять. Вот пойдешь в школу и в классе седьмом обо всем узнаешь.
— Ну, мам, как?
— По закону всемирного тяготения, понял?
— Нет, конечно, ничего не понял, но мне стало легче.
-Ребенок, у тебя ни стыда, ни совести!
Ребенок (7 лет): Да, стыда нет. А вот совесть есть.
-А какая по-твоему разница между стыдом и совестью?
-Ну, стыд, это когда стыдно. А совесть — это когда Понимаешь…
ЧТО ТАКОЕ ИКОНА
Икона – это изображение самого себя,
Каким ты хочешь быть.
Еще – это изображение человека,
Который обязательно думает.
Илья Каушанский, 7 лет,
Назад в раздел
Дети говорят Богу
Кто дует ветер?
Алик, 7 лет.
***
Синее небо, Господи, это когда у Тебя хорошее настроение?
Надя, 9 лет.
***
Я понял, что Ты самый главный на Земле, хоть и живешь на небе. А Тебя не переизберут?
Сеня, 7 лет.
***
Можно мне не умирать, а?
Юля, 7 лет.
***
А когда мама мне покупает что-то вкусненькое, это Ты ей подсказываешь?
Галя, 7 лет.
***
Почему весной, когда вечером Ты включаешь на небе звезды и дуешь на Землю теплый ветер и вокруг тихо-тихо, мне иногда хочется плакать?
Наташа, 8 лет.
***
Ты не знаешь, помирятся ли мои родители?
Катя, 8 лет.
***
А Твои ангелы ходят в школу?
Вася, 7 лет.
***
Ну, а теперь Ты бы создал во второй раз человека?
Олег, 9 лет.
***
На Земле столько бед и страданий, чтоб людям не жалко было умирать?
Игорь, 10 лет.
***
Какие бы Ты поставил мне оценки за жизнь?
Аркадий, 8 лет.
***
Как мне жить, чтоб все на свете были счастливы?
Лиза, 8 лет.
***
В разных книгах Тебя описывают по-разному. Где бы достать Твою фотокарточку.. Хоть допотопную?
Рая, 9 лет
***
Правда, что до Тебя люди были обезьянами?
Сергей, 10 лет.
***
Дорогой Бог, прошу Тебя, сделай так, чтоб, начиная от бабушки и кончая слонами, все были счастливы, сыты и обуты.
Тоня, 8 лет.
***
Помоги мне, пожалуйста, хорошо учиться в школе всю жизнь.
Верочка, 7 лет.
***
Уважаемый Всевышний, сделай так, чтоб руки и ноги были вечно чистыми.
Боря, 8 лет.
***
Сделай так, чтоб на Земле сломалось все оружие.
Костя, 10 лет.
***
Хочу на Землю, которою сотворил Ты, а не люди.
Андрей, 10 лет.
***
Когда я умру, не хочу ни в рай, ни в ад. Хочу к Тебе!
Вера, 9 лет.
***
Давай встретимся до смерти.
Юра, 8 лет.
***
Не для себя прошу, для человечества. Сделай, пожалуйста, так, чтобы все на свете жили хоть на 11 лет больше, чем полагается.
Артур, 8 лет.
***
Я бы хотела, чтоб мой день рождения был не раз в году, а пять. Не из-за подарков. Просто больше раз я бы видела папу.
Нина, 8 лет.
***
Не давай Верке Рогозиной то, что она попросит.
Оля, 9 лет.
***
Ну, почему бы Тебе не сотворить, чтоб дождь лился с музыкой.
Ася, 8 лет.
***
Вчера в школе объявили, что Ты есть. Здравствуй!
Леня, 9 лет.
***
Ну вот, смотри, мы учимся, учимся, а зачем нам так страдать, если мы все равно умрем и знания наши пропадут?
Федя, 10 лет.
***
Пишу Тебе из интерната. Интернат — это место, куда ссылают детей за плохое поведение родителей.
Ария, 10 лет.
***
Почитаешь, Господи, на кладбище надписи на памятниках и задумаешься, а где же похоронены плохие люди?
Олег, 10 лет.
***
Прости меня за все грехи, знаю, я наделал их много, но я не знал, что Ты есть.
Шурик, 8 лет.
***
Я в Тебя, Господи, верую не только в церкви.
Андрей, 10 лет.
Дети о Боге
: Статьи : 2 апреля 2013г, вторник
Известно, что интернет — большая свалка постиндустриального общества. Однако то, что обнаружилось в горе спама на прошлой неделе, заставило смеяться и плакать почти всех, кто читал. Приславшие ссылку знакомые предупреждали: «Нормальная реакция взрослого человека — слезы». Реакция коллег была профессиональной (ненормальной): опубликовать. Многие возражали: да, мол, эти цитаты гуляют в Сети больше двух лет. И книга Михаила Дымова «Дети пишут Богу» вышла в издательстве «Вайделоте» (Рига) аж в 1997 году. Однако купить ее невозможно. И не только потому, что у книг, в отличие от бестселлеров, нет срока годности. Мы разыскали единственного в Москве журналиста, который после выхода книги общался с автором (три года назад). Выяснилось, что рижский писатель и кинодраматург, оказавшись однажды в Америке, наткнулся где-то в печати на отзывы детей о Боге и поразился их искусственности («будто не дети писали»). И он решился задать вопросы русским школьникам в возрасте 6—10 лет — новому поколению страны, где религия была вынесена за пределы общественной этики.
Ответы учеников 30 рижских школ (Дымов просил о сотрудничестве в проведении опроса только тех учителей, которых первоклассники называли любимыми) искренни. «Дети старшего возраста, — говорил Дымов, — более меркантильны, они обращаются не к Богу, а к взрослым как его посредникам и способны просчитать их ожидания. Маленькие авторы книги своим учителям пока что доверяют… Документально Бог оказался синонимом свободы слова… Они воспринимали Бога как нечто отстраненное, как высшую справедливость, которая «над» учителями, родителями —
«над» абсолютной земной властью взрослых».
По телефону рижского издательства нам ответили, что Михаил Гаврилович умер в прошлом году, в возрасте 65 лет, не успев осуществить замысел следующей книги. А книга «Дети пишут Богу» с очень внушительным для скромного издательства тиражом 30 000 так и не дошла до российского
читателя. Потому что один московский книгоиздатель обещал выкупить 20 000 для распространения — и пропал, а обещание было устное. Не юридическое. («У нас нет разницы — на словах, на бумаге. А у вас?» — директор по маркетингу говорил с акцентом.) Крыть, собственно, нечем. Книгу, о которой знают в Сети, не знают там, куда сети недотянули (например, не успела завершить свой глобальный проект по провинциальным школам и
библиотекам Федерация интернет-образования, которая помогла нам в поиске автора). Брат писателя, к которому мы обратились за разрешением на публикацию, просил озаглавить материал последними словами Михаила Дымова. Последние слова человека, который придумал, как сформулировать вопросы вечности, и понял, кому их надо задавать, были такие: «Здравствуй, Господи, навсегда!».
Отдел культуры
Михаил ДЫМОВ (Из предисловия к книге «Дети пишут Богу»):
Моими героями стали школьники от шести до десяти лет. Именно они еще пропускают жизнь через сердечки, и оттого непритворны и честны. «О чем бы ты хотел спросить у Бога?», «Что бы ты хотел попросить у Бога?» и «Что бы ты хотел рассказать Богу?» — с такими вопросами я обратился к детям. Результат превзошел все ожидания. Я получил более трех тысяч ответов. Веселые, печальные, озадаченные, отчаянные, но живые, живые. Дети знали, что обращаются не к мамам, папам или любимым учителям, а к кому-то самому главному, всесильному и все понимающему. Поэтому их ответы столь обжигающе искренни и пронзительно доверчивы. В них проступают будущие поэты, художники, гуманисты. Но ребята могут никогда ими не стать. Мы, взрослые, сделаем их себе подобными… Великий гуманист и педагог Януш Корчак призывал взрослых возвыситься до духовного мира
ребенка, а не снисходить к нему. Улыбайтесь, взрослые, над мыслями детей, вздрагивайте, плачьте. И если это случится, значит, есть у вас душа. И слава Богу.
Давай встретимся до смерти
Письма Богу от 3000 младших школьников
Здравствуй, Господи. Как у Тебя дела? Как живешь? Как здоровье?
Женя, 2 кл.
Если Ты устроишь конец света, кто ж на тебя будет молиться?
Петя, 4 кл.
За что Ты наказываешь добрых людей?
Феля, 3 кл.
Куда уходит время? В седину?
Юля, 3 кл.
Люди так страдают на Земле, неужели в Твоем аду еще хуже?
Радик, 4 кл.
Я Тебя, конечно, люблю, но маму и папу больше. Это ничего?
Зоя, 3 кл.
Можно мне не умирать, а?
Юля, 1 кл.
А вот свечи в церкви продают — это Твой бизнес?
Толик, 2 кл.
Я прочитал, что Христос еврей, но он же Твой сын, так что — Ты тоже еврей?
Ася, 2 кл.
С какого момента можно считать человека взрослым? Когда он не боится уколов или когда ему нравится Светка?
Марик, 3 кл.
Для чего мы живем?
Алла, 2 кл.
Тебе нравится, что творится на Земле?
Андрей, 4 кл.
Ладно, Христос страдал ради людей, а ради чего страдают люди?
Гриша, 4 кл.
Господи, а где сейчас Христос, чем он занимается?
Стелла, 2 кл.
Почему мир без нежности?
Лена, 1 кл.
У Тебя есть ум или Ты весь состоишь из души?
Женя, 3 кл.
А ведь первыми начали рожать мужчины — вспомни ребро Адама и Еву. Чем Тебе не понравилось это и ты взвалил такой труд на женщин?
Зоя, 4 кл.
Ты пишешь в Библии, что вначале было слово. Какое?
Руслан, 1 кл.
Что первым делом сделал Христос, когда воскрес?
Оля, 3 кл.
Почему нищие просят милостыню около церкви — чтоб Ты отмечал, кто дает?
Ира, 2 кл.
Боженька, а душу Ты мне вложил мою или чью-то?
Стасик, 2 кл.
Значит, если я правильно понял эволюцию, Ты создал Адама и Еву, а дальше человек произошел от обезьяны?
Сергей, 3 кл.
Боженька, а если дал откусить «Сникерс» — это любовь?
Рая, 2 кл.
На сколько лет Ты старше Земли?
Рая, 1 кл.
А к другим планетам у Тебя нет раздражения?
Андрей, 2 кл.
Давай поговорим как мужчина с мужчиной. Тебе моя Ленка нравится? Если «нет», почему Ты сделал так, что я все время смотрю на нее, если «да» — почему она на меня не смотрит?
Вова, 4 кл.
Зачем человека растили годами, а потом бац — и он уже мертв?
Вася, 2 кл.
Что можно сделать в жизни, чтоб мама меня не била?
Леня, 2 кл.
Почему уже во втором классе многие мальчишки такие женолюбцы?
Надя, 2 кл.
Ты не знаешь, где мой любимый папа?
Диана, 2 кл.
Ты что, воздуха невидимее?
Рита, 2 кл.
Боженька, что у меня было позади?
Алик, 1 кл.
Есть ли у Космоса начало и конец, правая и левая сторона, верх и низ?
Ваня, 1 кл.
А какое Ты планировал будущее до нашей эры?
Александра, 1 кл.
Как это — до того, когда еще ничего не было? Но что-то же было?
Настя, 1 кл.
Может, я могу Тебе чем-то помочь?
Света, 2 кл.
А как Ты отличаешь женскую душу от мужской? По писькам?
Вова, 3 кл.
Почему меня так и тянет вытворять что-то плохое? Это Ты меня испытываешь?
Паша, 3 кл.
Правда ли, что в Греции были настоящие мифы?
Владик, 3 кл.
Что Тебе сделал мой папа, что ему так не везет?
Вита, 3 кл.
Ты добрый, но зачем надо, чтоб люди умоляли Тебя: сделай то, пошли это.
Наташа, 4 кл.
Знаешь, как стыдно быть ни за что бедным?
Ираклий, 4 кл.
Ну а теперь Ты бы создал во второй раз человека?
Олег, 3 кл.
Я без вредных привычек. Что мне светит?
Роберт, 4 кл.
На Земле столько бед и страданий, чтоб людям не жалко было умирать?
Игорь, 4 кл.
А что если люди Тебя не любят, а боятся?
Руслан, 2 кл.
Зачем Ты создал этот мир, Ты что, не понял, что будет такая заморочка?
Марина, 4 кл.
Что было бы на Земле, если бы Адам и Ева не нарушили Твой приказ о яблоках?
Валентин, 4 кл.
Хотелось бы знать заранее, что у Тебя намечено: еще одно наводнение или Земля сгорит огненным пламенем?
Кирилл, 4 кл.
Я родился, глянул, а мир уже такой злой, жестокий.
Андрей, 4 кл.
Почему звери раньше говорили, а сейчас не умеют? Ну, вспомни, даже Змей беседовал с Евой.
Ева, 3 кл.
Зачем Ты сделал человека главным на Земле?
Олег, 4 кл.
Какая беда докричится до Тебя?
Наташа, 2 кл.
За что мы стареем?
Илья, 3 кл.
Почему многие люди такие несолнечные?
Арина, 3 кл.
Ты счастливый?
Эвелина, 1 кл.
Время — это что?
Нина, 3 кл.
Почему жизнь даешь Ты, а отнять ее может любой?
Роман, 3 кл.
Что нужно сделать с животными, чтоб они попали в рай вместе с нами?
Эгон, 3 кл.
Человека Ты создал по образу своему и подобию, а инопланетянина?
Зоя, 4 кл.
А не было с Тобой так: кто-то Тебе симпатичен, но он не смотрит в Твою сторону?
Оля, 3 кл.
Почему, когда любишь, всё нравится, даже яичница?
Степа, 2 кл.
Сколько раз я буду ошибаться в любви? Три раза уже есть.
Юра, 2 кл.
Слава Тебе жить не мешает?
Вася, 3 кл.
За что я родилась некрасивой?
Катя, 4 кл.
Сколько верующих среди верующих?
Зоя, 4 кл.
Правда, что для Тебя нет мертвых?
Лада, 3 кл.
Когда меня не будет, я себя буду видеть?
Толик, 2 кл.
Почему в Тебя веришь среди природы лучше, чем в городе?
Андрей, 3 кл.
Как стать воспоминанием?
Миша, 4 кл.
Я сильно позорю Тебя?
Вова, 4 кл.
Можно, я буду Тебе иногда сниться?
Валера, 3 кл.
Может ли хватить детства на всю жизнь?
Марк, 1 кл.
На прошлой неделе к нам в класс пришел новенький. Он такой… такой… Так что до прошлой недели все мои дни жизни не засчитывай.
Оксана, 3 кл.
Дай здоровья, счастья маме, бабушке, дяде Феде, дяде Саше, дяде Боре и другим моим папам.
Никита, 2 кл.
Господи, я Тебе благодарна за все, что Ты мне раньше делал. Но помоги мне сейчас. Моего папу посадили ни за что в тюрьму, и теперь он уже сидит 8 месяцев. Я жду его все время. Если бы у меня была возможность, то я бы его освободила. Я тебя очень прошу, помоги мне. Это самая большая просьба. Потом я беспокоить Тебя никогда не буду. Даже если случится умирать.
Ира, 4 кл.
Больше жизни, Господи!
Миша, 3 кл.
Хочу, чтоб в молодости я жила хорошо и счастливо, а в старости можно только счастливо.
Вера, 3 кл.
Сделай так, чтоб во второй жизни я родилась во Франции мальчиком.
Кира, 4 кл.
Пусть меня полюбит та, кто мне нравится, а я за это на ней надолго женюсь.
Вася, 2 кл.
Сделай так, что, когда я балуюсь, пусть меня не ругают, ведь я балуюсь себе в удовольствие.
Саша, 4 кл.
Дай мне, пожалуйста, собаку игрушечной породы.
Гена, 3 кл.
Изуми меня, Господи.
Артур, 3 кл.
Говорят, что человек возврашается на землю в виде кого-то. Сделай, пожалуйста, так, чтоб я вернулся на землю в виде моей собаки, а она в виде меня, и мы опять будем вместе.
Алеша, 4 кл.
Устрой мне жизнь долгую и смешную.
Ольга, 2 кл.
Испари мои грехи.
Толик, 3 кл.
Давай встретимся до смерти.
Юра, 2 кл.
Сделай, чтоб мама и папа помирились. Боженька, помоги, я курить брошу.
Юра, 3 кл.
Не для себя прошу, для человечества. Сделай, пожалуйста, так, чтобы все на свете жили хоть на 11 лет больше, чем полагается.
Артур, 2 кл.
Не хмурьтесь на людей.
Юра, 3 кл.
Сделай так, чтоб семья Андроновых никогда не умирала.
Яша Андронов, 2 кл.
В одной книжке я прочитал стихотворение, что Ты послал вороне кусочек сыра. Не можешь мне послать тоже?
Вовка, 2 кл.
Хочу попросить у тебя неворчливую девушку.
Вася, 3 кл.
Знаешь, Боженька, я бы хотел иметь друга в облике кошки.
Дима, 3 кл.
Я бы хотела, чтоб мой день рождения был не раз в году, а пять. Не из-за подарков. Просто больше раз я бы видела папу.
Нина, 2 кл.
Отпусти, пожалуйста, на Новый год ко мне бабушку.
Рая, 2 кл.
Когда я Тебя увижу в первый раз, Господи, то ничего просить не буду. Ты подумаешь, какой скромный мальчик, и подаришь мне «Мерседес».
Антон, 4 кл.
Ты обещал защищать слабых, обиженных, что-то я это не чувствую.
Рома, 3 кл.
Когда моя собака уйдет с Земли, возьми ее себе. Ты будешь иметь настоящего друга. Писать и какать выводи ее в семь часов, ест она все, не кричи на нее, она может цапнуть.
Жора, 2 кл.
Господи, подай ради Христа хоть чего-нибудь.
Антон, 1 кл.
Пришли на Землю своего сына. Мы его не распнем.
Павлик, 3 кл.
Я очень хочу, чтобы дети из приютов нашли себе новых, уютных родителей.
Даша, 4 кл.
Хотелось бы много денег, здоровья и трудолюбимости.
Руслан, 3 кл.
Сделайте, пожалуйста, чтоб люди не умирали и не было бы комаров.
Алик, 3 кл.
Сделай так, чтоб человеку при рождении выдавали запасные детали: ноги, руки, письки и другие жизненно важные органы.
Юра, 3 кл.
Хочу, чтоб у нас исчезли все долги, тогда можно будет одалживать.
Олег, 1 кл.
Не давай Верке Рогозиной то, что она попросит.
Оля, 3 кл.
Давай договоримся, Господи, я верю в Тебя, Ты — в меня.
Ляля, 2 кл.
Меня все время натаскивают на Твой светлый облик, смотри, не разочаруй.
Андрон, 4 кл.
Спаси наши души от инвалидности.
Изя, 4 кл.
Помоги мне обуздать тягу к Наталье Николаевне. Ведь она старая.
Ваган, 2 кл.
Усынови меня, а когда Ты будешь стареньким, я подам Тебе стакан воды.
Олег, 2 кл.
Я бы попросил у Вас какое-нибудь животное, только чтоб домашнее. Если Вам тяжело, я не против и мягкой игрушки. Всегда Ваш.
Сема, 3 кл.
Помоги Леше, моему товарищу по смеху.
Миша, 3 кл.
Ведь Ты же есть в каждом человеке, так что, пожалуйста, расскажи ей, как она мне нравится. Сам я стесняюсь.
Коля, 3 кл.
Господи, а моя мама опять плодоносит.
Игорь, 4 кл.
В нашей школе у одной девчонки украли дубленку. Их отпустили пораньше с уроков, она сунулась в гардероб, а дубленки нет. Она позвонила папе по мобильнику. Он у нее фирмач, стал кричать по телефону директору, чтоб школу закрыли и никого не выпускали. Примчался на джипах с толстыми ребятами, согнал нас в спортивный зал, поставил вместе с учителями вдоль стенки, и, пока проверял по всем журналам, кто из ребят есть в школе, а кто удрал с уроков, его парни ходили по помещениям и разыскивали дубленку. Но не нашли. Тогда «несчастный» отец стал выяснять, кто из родителей в этот день приходил в школу к учителям, и послал по адресам своих парней. Предупредил нас всех, что никого не выпустит, пока не найдет дубленку. Наверное, мы бы и ночевали в школе, но тут с улицы примчалась классная руководительница пятого класса. А на ней украденная дубленка. Оказывается, у нее было свидание, а ходит она в стареньком пальто. Вот и взяла из гардероба шикарную дубленку, но не рассчитала, что девчонку отпустят раньше. Больше мы Ирину Петровну не видели.
Арсентий, 4 кл.
А Ты знаешь, наша тетя Галя уже третьего мужа донашивает.
Рая, 4 кл.
Я с ней два года ходил в садик, целых полгода учился в первом классе, и вот однажды она мне заявила: «Мы с тобой разные человеки». Ты представляешь, я хуже, чем умер.
Аркадий, 2 кл.
А почему в наших церквях нет скамеек? Ты не разрешаешь сидеть перед Тобой? Туда же приходят много стареньких.
Олег, 4 кл.
Вчера учительница велела, чтоб мы написали Тебе письмо. Кто о чем хочет. Так вот, то письмо, что я написал в классе, не считается. А если считается, то не обращай внимания на ошибки. Будто их нет.
Сережа, 2 кл.
Ну вот, смотри, мы учимся, учимся, а зачем нам так страдать, если мы все равно умрем и знания наши пропадут.
Федя, 4 кл.
Как это страшно, если может не наступить завтра.
Лева, 1 кл.
Когда же придет во второй раз Иисус Христос? Надо же, чтоб люди подготовились, а то будет, как в первый его приход.
Алина, 4 кл.
Прости меня за все грехи, знаю, я наделал их много, но я не знал, что Ты есть.
Шурик, 2 кл.
Господи, я знаю, что надо подставить другую щеку. Ну и что? Подставил, Олег мне еще раз врезал. И вот я теперь в классе трус. Спасибо.
Эдик, 3 кл.
Цветы у Тебя получились лучше, чем человек.
Галя, 4 кл.
Сможешь ли Ты простить мне мои грехи, если нет, то я тогда буду грешить дальше, но уже со спокойной душой.
Эрнст, 4 кл.
Скажу по секрету: когда я вижу одинокую женщину, мне бывает за Тебя стыдно.
Армен, 4 кл.
Я еще маленькая, учусь в третьем классе, грехов пока нет, но собираются.
Ева, 3 кл.
Уважаемая Татьяна Ивановна, на вопрос, поставленный писателем Дымовым: «Что бы ты хотел попросить у Бога?», могу ответить — это мой секрет, и я не собираюсь разглашать его. С уважением, всегда к вашим услугам:
Х., 4 кл.
«Новая газета» № 63
разговор ребенка с богом скачать mp3 бесплатно
чернила пятого класса белые розыPhelipe Feat. Bitza Vad Cum Ma Privesti 20135sta Family Счастье в том, что вместе мыfatboy slim praise you jewelzОрест Лютий «Руськ пздять»Rone White, Mediahora, Rowen ClarkПотап и Настя Каменских УмамыДмитрий КарташовChris DecayФилатов и машаSPACE MEN flywc all cityAdept Let’s Celebrate, Gorgeous!егор крид . альбом «холостяк»элеманSev feat Sencho Sxalaevo k 4everthe drums & pipes & the cape tpwn highlanders the black bearThe Chemical Brothers Hey Boy Hey Girl (Skill x Zan & Olmega Remix)Стас Пьеха Расстались С Тобой (remix) 2012шаман жарка»БЕРЕГИТЕ ЖЕНЩИН»Alex FitCLICHE ALEXANDRA STANsecrets tiestoТарас невыносимаямузыка для барабасаPolypumpkins Moonlit Highwayюлдуз усманова помнишьлариса иризиева тхоRido во снеpaul mauriat easy loverbts brand new dayновинки дилижансLog Dog and Экстази Я улетаю к небесам Я отдана нашим ночамProfessor Green feat. Emeli Sande Read All About Itlionaire pay meL italiano pianoCLUB HARPUNE DUESSGorilaz Clint EastwoodЛенинград EbubabПавел Воля СкинDevaname myself & iСплин петербургская свадьбамой садистDr Alban No Coke remixFaded Vaibhavi Saxenaatc my heart beats like a drumThe chamical brothersDJ Fresh Gold Dust (Flux Pavilion Remix)Y’all ILo hairNickelback someЧерные Глаза М. Белорусов минусKochariVejja remixLockhartЧерные Глаза М. Белорусов минусFabo Feat. Lostcause Where I Stand (Karmon Remix)Азбука Хит Спорякиmax melvinGavin Harris and Nicholas Michael Hill Can’t Be Freejanet jackson lonelyПРИРУЧИЛrudens nakSpag Heddy & Anna Yvette Hidebrawl stars леон%EC%F3%E7%FB%EA%E0%2040 %F5Night lovel dark night adam maniacdj electrotek dj froozer track 10Вера Снежная & Андрей Гражданкин Спасибо, лету 2015under pressure near the ocean remixdon’t wanna cry seventeen piono versionCome On (Geil3 Trap Edit)GooDBye (Original Emotional miX)Bailo Beatz Let The Bass GoA A Fortune Woman To ManPitbull Ft. J Balvin CocoMental Minority We Walk AloneХит мkurtlar vadisi pusu polatElite Gentle WindАни Лорак Для тебя минуссенде 2018Высоцкий протоколежова Окна занавешены газетойonyx%20championsлюбилEurythmics Sweat dreamshranto 2013Gangsta Blac Kick Rockzterminal sect where angels fallray charles hit the roadюля парабеллумunder pressure near the oceanCandy shop slowlySalvatore Adamo Soisnear the oceanguille placencia