Содержание
Сообщества ›
Это интересно знать… ›
Блог ›
православная Радуница (Радоница)
все на работе, а в Белоруси выходной -у нас Радуница.
В православном календаре имеется большое количество значимых дат. Но не все эти торжества считаются праздниками и веселыми событиями, в церковном мире есть такие дни, когда необходимо скорбеть, каяться, поминать. В большинстве случаев, если мы слышим слово, поминки, то мы вспоминаем о своих умерших родственниках или знакомых. Это, действительно, так. Православные верующие никогда не забывают о тех, кто покинул этот свет.
Единожды в году имеется особенный день, когда необходимо всем верующим отправляться на кладбище и поминать умерших родственников и знакомых. Разумеется, таких дней за год может быть несколько, но в церковном календаре есть существенная дата, которая посвящена именно вышеописанному событию. Данный день называется Радоницей. С некоторых времен этот день был языческим, и православные верующие не принимали себе в обиход данное событие, но по прошествии некоторого времени, Радоница стала церковным знамением.
Какого числа православная Радуница (Радоница) в 2016 году? Данное поминальное событие всегда отмечается по прошествии 9-ти суток с момента празднования светлой Пасхи. Так как Пасха отмечалась 1 мая, то, соответственно, Радоница или Радуница в 2016 году посетит народ 10 мая.
Само словосочетание радоница включает в себя два значения: радоваться и род. Именно из этого следует, что в данный момент люди, конечно, должны посещать кладбища и вспоминать своих умерших родственников, но они должны не скорбеть, а нести радость. По древним обычаям принято считать, что в данный день отмечается Пасха, которая празднуется всеми умершими.
Важно помнить, что по многим обрядам, когда будет Радоница (Радуница) в 2016 году, тогда на поминальные могилы предков также необходимо принести крашеные яйца и выпечку. Сам праздник по всем обычаям должен напоминать настоящую Пасху, то есть так же пекутся и освящаются куличи и яички, печется разная вкусная выпечка, а народ радуется воскрешению Христа.
По многим православным обычаям дата Радуницы в России в 2016 году — это не день скорби и печали, а день радости и почета всех умерших. Вообще же, принято считать, что умерший человек на небесах никогда не будет рад видеть опечаленных родственников, душа умершего, наоборот, найдет покой лишь тогда, когда родственники, которые живы, будут счастливы и радостны. Если многие люди приходят на могилы умерших и льют слезы, то это очень нехорошо, своими слезами люди будоражат души погибших. Так же и в Радоницу необходимо посетить кладбище, но не плакать, а радоваться и почитать Пасху. Радость должна проявляться и потому, что со своей смертью человек как бы переходит в иную жизнь, более светлую и счастливую.
Православная Радоница в 2016 году связана и иными традициями. Например, на могилы умерших родственников нужно приносит разные вкусности и лакомиться от чистой души. В тот же день нельзя отказывать в подаянии просящим, именно по этой причине на кладбище приходит много нищих и нуждающихся.
Любой приходящий на кладбище человек должен вести на этом святом месте себя подобающим образом. Например, строго запрещается пьянствовать и шумно веселиться. Хоть день и принято отмечать с большой радостью, но все же пляски и песни на могилах устраивать не стоит.
Утро данного праздника необходимо начать с молитвы, посвященной памяти усопшим, можно зажечь и поминальную свечу. После этого посещают поминальные места, вечером можно семьей собраться за столом и продолжить празднование Пасхи. В этот день запрещено ругаться, злословить, обманывать людей.
Православная Радуница в Беларуси
Радуница (Радоница или Радовница) представляет собой день поминовения мертвых у восточнославянских народов. В России, Украине и Беларуси этот праздник традиционно отмечают во вторник на Фомину (или Радоницкую) неделю. Но обо всем по порядку.
Православная Радуница – своего рода праздник, тесно связанный с Пасхой. Хотя бы потому, что его отмечают через неделю после наступления Пасхи. В России и Беларуси это обязательно вторник. Украинцы, а также жители западных районов Беларуси и восточных земель Польши этот день называют Проводы и отмечают в один из трех дней Фоминой недели, как правило, в воскресенье.
По своей сути, Радуница православная – это своего рода народные весенние поминки. На юге России считалось, например, что между Пасхой и Радуницей умершие посещали близких и дальних родственников. На Пасху умершие разговляются, а на Радуницу их надобно проводить «в Ирий и на охрану нив и урожая».
На Радуницу люди очищали могилы усопших, так как верили, что могила это место воскрешения и однажды Иисус Христос воскресит всех мертвых.
В разных местностях Радуницу называли по-разному: белорусы говорят Навий день, Радованцы или Радованские поминки; россияне используют название Радошница, Радунец или Радосное. А этимологически слово «Радуница» произошло от слов «род» и «радость».
Радоницкая неделя – праздничная неделя в народном календаре древних славян. Она начиналась с Красной горки (праздник окончательного прихода весны) и заканчивалась в субботу. Проводятся весенние поминки.
Какого числа Радуница-2016?
Многие православные спрашивают, какого числа будет Радуница в 2016 году. Дата известна: в этом году она приходится на вторник, 10 мая.
Как отмечается Радуница в Беларуси? Днем, после обеда, принято отправляется на кладбище целыми семьями. Люди моют надгробные памятники и очищают могилы своих родственников от скопившегося мусора и старой листвы, фактически выполняя работы по благоустройству могилы. Затем они расстилают рушник (полотенце из домотканого холста) и катают по могиле освещенные яйца, произнося слова «Христос Воскресе!». После этого люди достают заранее приготовленные блюда. Они должны быть сухими (т. е. без подлив), а их количество должно быть строго нечетным.
Уходя с кладбища и, прощаясь с усопшими, принято говорить: «Мои родители, простите, не сердитесь: чем хата богата, тем и рада». На Радуницу люди знакомят далеких родственников с юными членами семьи, добрым словом вспоминают умерших.
Существует древняя славянская поговорка «На Радуницу утром пашут, днем плачут, а вечером скачут». Это значит, что до утром люди выполняют хозяйственные работы и дела по дому, днем поминают мёртвых, а вечером празднуют.
Какого числа Радуница будет отмечаться в следующем году?
Мы подготовили для вас таблицу с датами празднования Радоницы православной и католической в 2016 году и в последующие годы:
Год | Православная | Католическая |
---|---|---|
2016 | 10 мая | 5 апреля |
2017 | 25 апреля | 25 апреля |
2018 | 17 апреля | 10 апреля |
2019 | 7 мая | 30 апреля |
2020 | 28 апреля | 21 апреля |
2021 | 11 мая | 13 апреля |
2022 | 3 мая | 26 апреля |
2023 | 25 апреля | 18 апреля |
2024 | 14 мая | 9 апреля |
2025 | 29 апреля | 29 апреля |
2026 | 21 апреля | 14 апреля |
2027 | 11 мая | 6 апреля |
2028 | 25 апреля | 25 апреля |
2029 | 17 апреля | 10 апреля |
2030 | 7 мая | 30 апреля |
Как правильно: Радоница или Радуница?
Некоторые православные праздники имеют региональные варианты названия. В находящихся далеко друг от друга губерниях одно и то же событие в церковном календаре называли по-разному. В настоящее время церковь стремится к тому, чтобы у каждого праздника было только одно общепринятое наименование. Тем не менее в литературе нередко можно встретить архаизмы. Например, Радуницу часто называют Радоницой. У современных верующих может возникнуть сомнение. Как правильно: Радоница или Радуница?
День поминания усопших
Подобные дни существуют во многих культурах и религиях. Несмотря на межкультурные различия, существует немало сходств. В эти дни принято посещать могилы родных и близких людей, наводить на них порядок и украшать их. В зависимости от страны и региона можно заметить и различия в способах отмечать дни поминовения умерших.
Радуницу отмечают после Пасхи на Фоминой неделе. Чаще всего днём поминания становится вторник, в более редких случаях – понедельник. Иногда Радуницей называют всю Фомину неделю. Смысл этого дня состоит в том, чтобы разделить с умершими родными радость Воскресения Христова. Живущие на земле люди напоминают себе о том, что однажды им придётся умереть. Однако смерть не должна вызывать отчаяния. Впереди ожидает встреча с умершими родственниками и возвращение к жизни.
Произносим правильно
Обилие вариантов названия праздника заставляет задуматься над тем, как правильно: Радоница или Радуница? Согласно «Русскому орфографическому словарю» под редакцией Лопатина, правильными следует считать оба варианта. Главное требование – писать название с большой буквы. Можно встретить и другие, менее распространённые варианты: Радовница, Радошница, Родоница и т. д. Но эти названия считаются диалектными. Этимология слова достоверно неизвестна. Существует несколько версий:
- Русское слово «радоница» может восходить к литовскому слову raudine, которым обозначали молитву за усопших с причитаниями и плачем. Из-за близости проживания двух народов название могло перейти к славянам в слегка изменённом виде.
- В слове находят греческий корень. В греческом языке есть слово «родония» (розовый сад или розовый куст). В пользу версии говорит обычай приносить на кладбище цветы.
- Радуница часто ассоциируется со словами «радость» и «радоваться». В некоторых регионах на кладбище приходят не для того, чтобы оплакивать покойника. Возле могилы накрывают поминальный стол со спиртными напитками и любимыми блюдами усопшего. Если покойный курил, пришедшим его помянуть разрешается курить возле могилы. Поминальные застолья нередко переходят в шумные праздники с песнями и плясками. Такое поведение считается вполне естественным: радость родных и близких приятна покойнику.
Не имеет большого значения, как правильно: Радоница или Радуница. Важно не превращать день поминания усопших в обычную формальность, соблюдение которой требуется для того, чтобы достойно выглядеть в глазах окружающих.
349 просмотров
Настоятель Свято-Георгиевской церкви в Кишиневе протоиерей Николай Флоринский о том, как правильно праздновать Радоницу.
Правильное название — Радоница
— Отец Николай, в понедельник, буквально вся республика, как у нас это принято, будет поминать усопших. Как правильно называется этот праздник? Иногда я слышу «Радоница», «Родительский день» и т.п.
— В церквях служба, если уж быть точным, будет проходить во вторник. А праздник называется «Радоница», или «Радуница», от слова «радость». Этот поминальный день чисто русского происхождения. Его нельзя назвать «Родительская Вселенская суббота», потому что он празднуется не в субботу, а во вторник, на десятый день. И ни в каких восточных церквях – греческой, болгарской, сербской, тем более в иерусалимской православных церквях этого праздника нет. Этот праздник был известен еще в XIV веке именно в Русской православной церкви под названием «Радоница» — от понятия «радость», которую сообщают живые усопшим, умершим братьям, находящимся на кладбище. На тех землях, где была и есть Русская православная церковь, этот праздник стал традиционным – в Грузии, Молдове, а из нашего края он переместился и в Румынию.
— В чем причина возникновения Радоницы в православной церкви?
— Радоница возникла по одной — единственной причине. Мы с вами знаем, что в Страстную седмицу и в Пасхальную седмицу никаких полных панихид за упокой совершать нельзя. Потому что Страстная Неделя посвящается Страстям Христовым, и в это время не поминаются даже святые. Все церковное сознание сосредоточено на памяти страданий Христа. Но естественно, праздник Пасхи – это праздник победы жизни над смертью. И у Бога нет мертвых, у Бога все живые. Поэтому даже в воскресные простые дни не положено совершать полные панихиды. Светлая седмица являет собой 8 дней — с воскресенья по воскресенье. В воскресенье вечером еще поется Пасхальная вечерня. А посему полную заупокойную литургию нельзя совершать на 8-й день, потому что была Воскресная вечерня. И уже полномасштабная, божественная литургия, когда можно полностью поминать покойников, приходится на вторник Фоминойнедели, то есть на 10-й день по Пасхе. Но накануне, в понедельник, без литургии, уже можно совершать панихиды.
Наследие советских времен
— Я помню еще в детстве, в советские времена, Поминальный день мы отмечали в воскресенье. И многие так и продолжают делать. Но большинство посещают кладбище в понедельник, на 9-й день после Пасхи. Это правильно?
— В понедельник как раз церковный устав разрешает после литургии начинать поминать усопших, потому что все остальные службы относятся уже ко вторнику, к 10-му дню. Поэтому понедельник – правильный день. Почему поминается у нас во многих местах в воскресенье, когда это делать совершенно неположено? Этот обычай возник, конечно же, в советское время, когда в понедельник, а тем более во вторник, никаких выходных не давали, чтобы люди ходили на могилы и поминали усопших. Это противоречило курсу партии, как вы понимаете, и ее атеистическому настрою. Поэтому люди вынуждены были близко к этому дню посещать могилы — в воскресенье.
— Что нужно (можно) делать в этот день на кладбище?
— Мы говорим; «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих!» Усопших — значит уснувших. Уснувших — значит проснувшихся, когда-то в будущем они проснутся. Мы не говорим «умерших, ушедших раз и навсегда». И поэтому когда мы идем на кладбище, наши близкие люди ждут от нас исключительно только молитв. Чтобы мы зажгли свечку. Если есть возможность, пригласите священника, чтобы он совершил литию – заупокойную с элементами пасхальных песнопений. Если священника рядом нет, есть сокращенный чин литии для мирян. Единственное приношение, которое человек может принести на могилку – это свеча, как акт любви горящего сердца к своим близким, родителям, родственникам, друзьям. Может, еще пасхальное яйцо и маленький кулич.
— Вы призываете отказаться от традиции поминать в воскресенье?
— Если мы осознаем христианское учение о том, что Бог наш – Бог не мертвых, а Бог живых, в воскресный день, в день победы жизни над смертью, мы должны отказаться от традиции поминать усопших. И начать поминать в понедельник, как положено по уставу церкви, и во вторник/
— Если во вторник мы празднуем Радоницу, как тогда правильно называть понедельник, то есть 9-й день по Пасхе?
— Никак не называется. Это накануне Радоницы. Мы знаем, что церковный день начинается вечером, накануне. Поэтому и понедельник вечер и первая половина вторника – это Радоница.
— А Родительский день — это что? Светское название Радоницы?
— Родительские дни – это церковные дни, Родительские субботы. Тогда совершают панихиды по всем воинам, усопшим, военноначальникам, родственникам, без вести пропавшим и т.д., когда церковь молится за весь христианский мир. Это не имеет никакого отношения в Радонице. У нас еще зачастую Радоницу называют по-польски — «проводы».
И грех, и неприлично
— И больной вопрос. То, что творится в понедельник на кладбищах Молдовы, — это ужасно! Картина очень уж удручающая. Как церковь к этому относится?
— Пир во время чумы! Люди настолько низко пали в своей духовности, даже не понимают, что, принося пищу на кладбище и устраивая пикники, они оскорбляют и усопших, и верующих! Они думают, что пришли накормить по языческим правилам верующих. Почему же приходят кормить их раз в год, а не каждый день?! Это первое, что идет вразрез с логикой. Второе, пищу можно приносить – пасхальное яйцо или маленький кулич — исключительно для того, чтобы сделать пожертвование голодным и нищим, раздав это при входе в храм. Но сегодня это приобрело бизнес-характер, когда нищие пьяными валяются в кустах, сваливают куличи в канаву, им нужны деньги, чтобы опять выпить и похмелиться. То есть происходит кощунство! Происходит безобразие, которого не должно быть на христианских могилах! Из года в год церковь говорит, вопиет, призывает, но традиция выпить и закусить на кладбищах, а иногда и под гармошку, и в полуголом виде, и с мордобоем, — дошла до такой степени, что ничего ее остановить не может. Церковь не молчит. Церковь предупреждает людей, в том числе и через ваше издание, как себя вести, если вы действительно христиане. Язычники пусть как хотят, так и делают. Но, к сожалению, многие неоязычники носят крест и считают, что они делают какие-то правильные вещи. Это кощунство! Как священник я призываю всех людей остепениться, быть благородными, прислушаться к голосу церкви. Потому что за эти грехи мы ответим перед Богом.
— Это грех?
— Конечно, грех! Грех развлекаться на могилах! Пьянка, драка, чревоугодие, на костях людей устраивать пикники! Конечно, это грех! Не только с религиозной точки зрения, но и со светской – неприлично! Что творится на кладбище на второй день, — свалки, тонны мусора!
— Честно говоря, уже давно не хожу на кладбище в эти дни. Мне просто страшно и стыдно за наших людей.
— Раньше, в досоветские времена, люди приходили на кладбище, оставляли на могилах яйцо, небольшой кулич. И нищие могли взять это, съесть и помолиться за того, чье имя написано на могилке.
— Это и есть помана, как говорят у нас? Что такое «помана» и имеет ли она отношение к Радонице?
— «Помана» — это молдавское слово, по-русски означает «милостыня», точнее, милостыня за упокой человека. Мы с вами знаем, что любой грех сглаживается не только покаянием, но и милостыней. То есть, если у кого-то что-то украл, церковь призывает – пойди раздай (верни) троим. Отнеси неимущим, отнеси бедным. Милостыня ради спасения своей души! Продолжая молиться, продолжая любить усопших, мы, молясь и давая милостыню, являемся продолжением наших усопших близких, которые не могут это делать. Поэтому когда в храме бывают такие дни, как Родительские субботы или Радоница, совершаются панихиды, бесспорно, от такого стола питаются и церковные работники. А лучшее, – у нас уже есть такая добрая традиция, – мы отдаем в детский дом. Причем мы следим, чтобы качество продуктов было превосходным. Надо отдавать то, что мы желаем себе!
Данная статья публикуется при поддержке Международного грантового конкурса «Православная инициатива 2017-2018».
НА ЗАМЕТКУ!
Как себя вести в Радоницу на кладбище
По мнению отца Николая, если человек действительно христианин, то он будет соблюдать правила поведения в Радоницу (да и не только в этот праздник) на кладбище:
Нельзя приносить на могилы любое спиртное. Оно либо самими приносящими выпивается, либо отдается лже-нищим, которые упиваются, матерятся, устраивают драки, — это неприличное поведение.
На кладбище надо приходить помолиться. Усопшие ожидают нашей молитвы, но никак не этой вакханалии, которая творится в эти дни на кладбищах.
С собой можно приносить только свечи, пасхальное яйцо, небольшой кулич. Еду надо раздать при входе в храм нищим, а свечу зажечь на могиле.
Если есть желание устроить пикник, отпраздновать, выпить 50 граммов, — для этого есть много мест, помимо кладбища. Езжайте на природу, в лес, уберите за собой мусор!
Необходимо помнить, что кладбище – это святыня, и вести себя надо так, как подобает вести себя в святом месте. В храм ведь люди не приходят разбрасывать мусор или устраивать пикники!
Если вы не христианин и вы пришли на кладбище поесть и выпить, то хотя бы мусор убирайте за собой! Не оскверняйте могилы еще больше!
Источник
У нас есть к Вам просьба…
Статьи нашего сайта охватывают все приходы Гагаузской автономии. Для продолжения плодотворной работы сайта, нам необходима ваша помощь! Мы планируем делать видео передачи с участием священнослужителей Гагаузии, в связи с чем собираем средства для приобретения специального оборудования.
Пожалуйста, поддержите сайт «Православная Гагаузия». Вы можете отправить нам любое пожертвование (10, 15 или 20 лей), чтобы сайт продолжал работу. Нам не обойтись без Вашей помощи!
Пожертвовать
Православный праздник Радоница — это весеннее торжество, отмечающийся каждый вторник на второй недели после Пасхи. Это неделя Фомы, поскольку считается, что именно в это время Иисус явил себя неверующему апостолу Фоме. Этот вторник считается днем воспоминания и поминовения усопших, а также родительским днем.
Именно в этот день считается обязательным посещение место упокоение родственников, иногда его называют Пасхой упокоившихся. Данное торжество дает возможность всем христианам не скорбеть по поводу смерти своих близких, а радоваться тому, что они уже находятся с Господом.
История Радоницы
Изначально православный праздник Радоница не числился среди официальных церковных мероприятий, а был частью языческой жизни славян и назывался Радуницей. Смысл торжества заключен глубоко в языческих верованиях тогдашних славян.
Племена, которые жили на территории современных стран СНГ, не только поклонялись языческим божествам, но и верили в существование загробной жизни. По тогдашним верованиям, душа умершего человека возносилась к богам и жила в мире мертвых. В древнем Востоке и Средиземноморье также верили в существование загробного мира, но, в отличии от славян, наделяли его нравственными чертами, т.е. места для хороших и плохих, рай и ад.
А вот славяне верили, что умершая душа поднималась ввысь, и, как птица, улетала в далекий край Ирий, где жила похожей на прежнюю свою жизнь. Они не верили в наказание или поощрение после смерти, просто в иную жизнь.
По славянским верованиям, связь с Ирием можно было установить лишь несколько раз в году — в дни солнечного равноденствия. Именно в такие дни души возвращались на место своего прежнего обитания и могли навещать близких и родных.
Это интересно! Славяне обладали целым поминальным циклом, по которому можно было отследить эти дни. Обычно он был связан с аграрным циклом и дни связи с отошедшими в мир иной приходились на начало или конце каких-либо полевых работ.
Вера наделяла уже умерших особенными способностями, которые могли помочь душам воздействовать на силы природы, тем самым повергаю землю в ужас или благословляя обильными урожаями. Поскольку это напрямую было связано с качеством жизни славян, они намеренно задабривали покойных, чтобы иметь спокойную и богатую жизнь. В такие дни устраивались специальные обряды, во время которых пели песни, водили хороводы и проводились богатые обеды с большим количеством спиртных напитков.
Как правило, это все проходило на кладбищах, где оставляли еду и выливали спиртные напитки. Именно такие трапезы и дни стали называться Радуницей, правда, изначально так называли целый цикл подобных мероприятий.
Важно! Церковь имеет отличные взгляды на загробный мир, поэтому верования древних славян пытались неоднократно полностью уничтожить. Однако этого так и не получилось, поэтому богословы постарались вложить другой смысл в эти действия и помочь человеку не совершать языческих обрядов, а просто вспоминать своих близких в этот день. Записки об умерших на Радуницу
Сущность поминания и традиции
Радоница — это день поминовения усопших. Название ее является производным от слова «радость», потому что именно в эти дни церковь празднует воскресение Христово и Его победу над смертью и адом.
Святой Афанасий Сахаров в своем труде пишет о том, что мероприятие отмечают именно в эти дни, поскольку поминовение усопших должно происходить в определенные даты, но не в Светлую неделю. Службы по умершим начинают совершать в первые будние дни после Светлой недели, т.е. второй вторник после Пасхи.
Читайте о христианском поминовении:
- Как пережить смерть близкого человека
- Православный обряд погребения
- Дмитриевская поминальная суббота
Иоанн Златоуст вспоминал, что уже в третьем веке можно было проследить поминовение умерших и службы на кладбищах, так что с приходом христианства на Русь это движение приобрело новый смысл. Церковь не стала искоренять языческие традиции, а постаралась придать им новый смысл и наполнила их христианским содержанием.
Христианское богословие не может дать четких ответов по поводу загробной жизни и эта тема полна домыслов и догадок.
Единственное, что доподлинно известно — это наличие в человеке бессмертной души, которая не умирает вместе с телом, но переходит в новую, вечную жизнь, на которую влияют те поступки, которые человек совершал на земле. Также христианские богословы не подвергают сомнению то, что все воскреснут при втором пришествии Христа и получат новое тело и окончательно узнают то место, где им придется провести вечность.
Важно! Приход к могиле не является сегодня чем-то языческим, но актом памяти и почтения к умершему.
Традиции поминания
Приход на погост, подношение — все это делается ради ушедшей души. Но намного важнее в эти молиться за покойных, просить у Господа милости каждой душе, которая уже не в состоянии прийти в церковь и сделать это самостоятельно. То, что действительно необходимо умершему — это молитва за его душу.
Православие о смерти:
- Испытания души после смерти
- 9 дней после смерти
- 40 дней после смерти
Все верующие стараются в эти дни соблюдать традиции:
- в храм приносят хлеба, крупы, фрукты и сладости для жертвования нуждающимся;
- посещение погоста и чтение акафистов на могилах родственников;
- обязательно посещение храма и заказ панихиды по умершим;
- жертвование нищим на кладбище пасхальных куличей, яиц и сладостей.
Что нежелательно делать на погостах
Несмотря на распространенные убеждения, что в эти дни надо устроить обед на погосте, православная церковь четко называет это грехом и язычеством. В этот день церковь запрещает:
- оставлять на холмиках обеды;
- оставлять рюмку и сигареты или выливать водку;
- устраивать пиршества;
- напиваться в память о родственниках.
Поминание отошедших в мир иной — это смесь языческого и христианского. К сожалению, языческие традиции все еще крайне популярны у людей, которые не задаются вопросом об истинности смысла данной традиции. Ведь пообедать на погосте и оставить там рюмку с водкой гораздо проще, чем прийти в храм, жертвовать нищим и тратить свое время на горячие молитвы о своих родственниках.
Совет! Однако только молитвой и совершением добрых дел в честь родственников и близких можно умолить Господа об их помиловании. Зажженные свечки на кладбище в Радуницу
Поминовение
Очень важно знать не только истинный смысл этого процесса, но и знать, как правильно следует поминать умерших.
Кладбище — это священное место, где души дожидаются воскресения. Церковь обозначает места упокоения Святым Животворящим Крестом, который показывает, что Иисус Христос победил смерть. И человек под этим крестом лишь дожидается своего воскресения, которое было обещано Господом. Поэтому и мертвых называют усопшими — те, кто спят.
Могилы являются местом временного пребывания человека, поэтому следует уделять особое внимание ее чистоте. Крест там должен стоять ровно, быть покрашенным и ухоженным. Поэтому в такой день стоит позаботиться и о чистоте этого места.
В святой вторник следует зажечь свечку у местонахождения родственника и совершить усиленную молитву — литию. По желанию, можно пригласить священника, чтобы он прочитал определённые молитвы для поминовения или самостоятельно можно прочитать акафист об упокоении. После уборки и молитвы следует в молчании вспомнить покойного.
Совет! Не следует кушать или пить на кладбище, а также оставлять там съестное — это все можно отдать нищим у ворот.
Иоанн Златоуст предлагает вместо рыданий помогать упокоившимся прошениями за них и милостыней, ведь сами они этого сделать уже не могут. Именно так, согласно Писанию, можно получить обетованные блага и почившему, и еще живущему. Воспоминание своих почивших родственников во время обращения к Господу — это долг каждого православного христианина.
Перед посещением кладбища следует в обязательном порядке посетить храм еще до начала службы и подать записку с именами умерших родственников, чтобы их помянули в алтаре. Если поминание происходит на проскомидии, то за усопшего будет отломлена часть просфоры и, в знак очищения его грехов, опустят ее в Чашу со Святыми Дарами. После этого следует заказать панихиду и причастится самому просящему.
Таким образом, правильное поминание почивших в этот день выглядит следующим образом:
- Посещение храма и подача записки с именем перед службой.
- Причащение.
- Служба панихиды.
- Посещение кладбища.
- Уборка.
- Чтение акафиста.
- Подаяние милостыни.
На кладбище с собой лучше всего взять сладости или обеды для нищих, а также свечу, чтобы зажечь ее во время молитвы у могилы.
Священнослужители для поминания и дома и на погосте рекомендуют читать литии:
- Пасхальный Тропарь;
- 90 псалом;
- Кондак, глас 8;
- Седален, глас 5;
- Тропарь, глас 4;
- Икос.
Молитва об усопшем христианине
Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.
Молитва вдовца
Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! В сокрушении и умилении сердца моего молюся Тебе: упокой, Господи, душу усопшия рабы Твоея (имя), в Небеснем Царствии Твоем. Владыко Вседержителю! Ты благословил еси супружесткий союз мужа и жены, егда рекл еси: не добро быти человеку единому, сотворим ему помощника по нему. Ты освятил еси союз сей во образ духовнаго союза Христа с Церковию. Верую, Господи, и исповедую, яко ты благословил еси сочетати и мене сим святым союзом с единою из рабынь Твоих. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти у мене сию рабу Твою, юже дал еси мне, яко помощницу и сопутницу жизни моея. Преклоняюся пред сею Твоею волею, и молюся Ти от всего сердца моего, приими моление мое сие о рабе Твоей (имя), и прости ей, аще согреши словом, делом, помышлением, ведением и неведением; аще земное возлюби паче небеснаго; аще о одежде и украшении тела своего печеся паче, неже о просвещении одеяния души своея; или аще небреже о чадех своих; аще преогорчи кого словом или делом; аще поропта в сердце своем на ближняго своего или осуди кого или ино что от таковых злых содела. Вся сия прости ей, яко благий и человеколюбивый: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Не вниди в суд с рабою Твоею, яко созданием Твоим, не осуди ю по грехом ея на вечныя муки, но пощади и помилуй по велицей милости Твоей. Молю и прошу Тя, Господи, сил даруй ми по вся дни жизни моея не преставая молитися о усопшей рабе Твоей, и даже до кончины живота моего просити ей у Тебе, Судии всего мира, оставления согрешений ея. Да яко же Ты, Боже, положил еси на главу ея венец от камене честна, венчая ю зде на земли; тако увенчай ю вечною Твоею славою в Небеснем Царствии Твоем, со всеми святыми, тамо ликующими, да вкупе с ними вечно воспевает всесвятое имя Твое с Отцем и Святым Духом. Аминь.
Молитва вдовы
Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! Ты плачущих утешение, сирых и вдовиц заступление. Ты рекл еси: призови Мя в день скорби твоея, и изму тя. Во дни скорби своея прибегаю к Тебе аз и молюся Ти: не отврати лица Твоего от мене и услыши моление мое, приносимое Тебе со слезами. Ты, Господи Владыко всяческих, благоволил еси сочетати мя с единым из рабов Твоих, во еже быти нам едино тело и един дух; Ты дал еси мне сего раба, яко сожителя и защитника. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти от мене сего раба Твоего и оставити мя едину. Преклоняюся пред сею Твоею волею и к Тебе прибегаю во дни скорби моея: утоли печаль мою о разлучении с рабом Твоим, другом моим. Аще отъял еси его от мене, не отыми от мене Своея милости. Яко же некогда приял еси вдовицы две лепты, тако приими и сие моление мое. Помяни, Господи, душу усопшего раба Твоего (имя), прости ему все согрешения его, вольная и невольная, аще словом, аще делом, аще ведением и неведением, не погуби его со беззаконми его и не предаждь вечной муке, но по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих ослаби и прости вся согрешения его и вчини его со святыми Твоими, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная. Молю и прошу Тя, Господи, даруй ми во вся дни жизни моея не преставати молитися о усопшем рабе Твоем, и даже до исхода моего просити у Тебе, Судии всего мира, оставления всех согрешений его и вселения его в Небесные обители, яже еси уготовал любящим Тя. Яко аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно Отца и Сына и Святаго Духа православно даже допоследняго своего издыхания исповеда; тем же веру его, яже в Тя, вместо дел ему вмени: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, Ты един кроме греха, и правда Твоя — правда во веки. Верую, Господи, и исповедую, яко Ты услышиши моление мое и не отвратиши лица Твоего от мене. Видя вдовицу, зельне плачущу, умилосердився, сына ея, на погребение несома, воскресил еси: тако умилосердився, утиши и скорбь мою. Яко же отверзл еси рабу Твоему Феофилу, отшедшему к Тебе, двери милосердия Твоего и простил еси ему прегрешения его по молитвам Святыя Церкве Твоея, внемля молитвам и милостыням супруги его: сице и аз молю Тя, приими мое моление о рабе Твоем и введи его в жизнь вечную. Яко Ты еси упование наше. Ты еси Бог, еже миловати и спасати, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом. Аминь.
Молитва родителей о почивших детях
Господи Иисусе Христе, Боже наш, Владыко живота и смерти, Утешителю скорбящих! С сокрушенным и умиленным сердцем прибегаю к Тебе и молюся Ти: помяни. Господи, во Царствии Твоем усопшего раба Твоего (рабу твою), чадо мое (имя), и сотвори ему (ей) вечную память. Ты, Владыко живота и смерти, даровал еси мне чадо сие. Твоей же благой и премудрой воле изволися и отъяти е у мене. Буди благословенно имя Твое, Господи. Молю Тя, Судие неба и земли, безконечною любовию Твоею к нам, грешным, прости усопшему чаду моему вся согрешения его, вольная и невольная, яже словом, яже делом, яже ведением и неведением. Прости, Милостиве, и наша родительская согрешения, да не пребудут они на чадех наших: вем, яко множицею согрешихом пред Тобою, множицею не соблюдохом, не сотворихом, якоже заповедал еси нам. Аще же усопшее чадо наше, нашея или своея ради вины, бяше в житии сем, работая миру и плоти своея, и не паче Тебе, Господу и Богу своему: аще возлюби прелести мира сего, а не паче Слово Твое и заповеди Твоя, аще предавшеся сластем житейским, а не паче сокрушению о гресех своих, и в невоздержании бдение, пост и молитву забвению предавше — молю Тя усердно, прости, преблагий Отче, чаду моему вся таковыя прегрешения его, прости и ослаби, аще и ино злое сотвори в житии сем. Христе Иисусе! Ты воскресил еси дщерь Иаира по вере и молитве отца ея. Ты исцелил еси дщерь жены-хананеянки по вере и прошению матери ея: услыши убо и молитву мою, не презри и моления моего о чаде моем. Прости, Господи, прости вся согрешения его и, простив и очистив душу его, изми муки вечныя и всели со всеми святыми Твоими, от века благоугодившими Тебе, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, но Ты Един еси кроме всякаго греха: да егда имаши судити мирови, услышит чадо мое превожделенный глас Твой: приидите, благословенные Отца Моего, и наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Яко Ты еси Отец милостей и щедрот. Ты живот и воскрешение наше, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Молитва детей об усопших родителях
Господи, Иисусе Христе, Боже наш! Ты сирых хранитель, скорбящих прибежище и плачущих утешитель. Прибегаю к тебе аз, сирый, стеня и плача, и молюся Тебе: услыши моление мое и не отврати лица Твоего от воздыханий сердца моего и от слез очей моих. Молюся Тебе, милосердый Господи, утоли скорбь мою о разлучении с родившим и воспитавшим {родившей и воспитавшей) мя родителем моим (материю моею), (имя) (или: с родившими и воспитавшими мя родителями моими, имена их) — , душу же его (или: ея, или: их), яко отшедшую (или: отшедшие) к Тебе с истинною верою в Тя и с твердою надеждою на Твое человеколюбие и милость, приими в Царство Твое Небесное. Преклоняюсь пред Твоею святою волею, еюже отъят (или: отъята, или: отъяты) бысть у мене, и прошу Тя, не отыми точию от него (или: от нея, или: от них) милости и благосердия Твоего. Вем, Господи, яко Ты Судия мира сего, грехи и нечестия отцев наказуеши в детях, внуках и правнуках даже до третьяго и четвертого рода: но и милуеши отцев за молитвы и добродетели чад их, внуков и правнуков. С сокрушением и умилением сердца молю Тя, милостивый Судие, не наказуй вечным наказанием усопшаго незабвеннаго (усопшую незабвенную) для мене раба Твоего (рабу Твою), родителя моего (матерь мою) (имя), но отпусти ему (ей) вся согрещения его (ея) вольная и невольная, словом и делом, ведением и неведением сотворенная им (ею) в житии его (ея) зде на земле, и по милосердию и человеколюбию Твоему, молитв ради Пречистыя Богородицы и всех святых, помилуй его (ю) и вечныя муки избави. Ты, милосердый Отче отцев и чад! Даруй мне, во все дни жизни моея, до последняго издыхания моего, не преставати памятовати о усопшем родителе моем (усопшей матери моея) в молитвах своих, и умоляти Тя, праведнаго Судию, да вчиниши его (ю) в месте светле, в месте прохладно и в месте покойне, со всеми святыми, отнюду же отбеже всяка болезнь, печаль и воздыхание. Милостиво Господи! Приими днесь о рабе Твоем (Твоей) (имя) теплую молитву мою сию и воздай ему (ей) воздаянием Твоим за труды и попечения воспитания моего в вере и христианском благочестии, яко научившему (научившей) мя первее всего ведети Тя, своего Господа, в благоговении молиться Тебе, на Тебе Единаго уповати в бедах, скорбех и болезнех и хранити заповеди Твоя; за благопопечение его (ся) о моем духовном преуспеянии, за тепле приносимыя им (ею) о мне моления пред Тобою и за все дары, им (ею) испрошенные мне от Тебе, воздай ему (ей) Своею милостию. Своими небесными благами и радостями в вечном Царствии Твоем. Ты бо еси Бог милостей и щедрот и человеколюбия, Ты покой и радость верных рабов Твоих, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Чин литии, совершаемой мирянином дома и на кладбище
Молитвами святых отец наших, Господи, Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас. Аминь.
Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе.
Царю Небесный, Утешителю, Душе истины, Иже везде сый и вся исполняяй. Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша.
Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. (Читается трижды, с крестным знамением и поясным поклоном.)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Пресвятая Троице, помилуй нас; Господи, очисти грехи наша; Владыко, прости беззакония наша; Святый, посети и исцели немощи наша, имене Твоего ради.
Господи, помилуй. (Трижды.)
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго.
Господи, помилуй. (12 раз.)
Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. (Поклон.)
Приидите, поклонимся и припадем Христу, Цареви нашему Богу. (Поклон.)
Приидите, поклонимся и припадем Самому Христу, Цареви и Богу нашему. (Поклон.)
Псалом 90
Живый в помощи Вышняго, в крове Бога Небеснаго водворится. Речет Господеви: Заступник мой еси и Прибежище мое. Бог мой, и уповаю на Него. Яко Той избавит тя от сети ловчи, и от словесе мятежна, плещма Своима осенит тя, и под криле Его надеешися: оружием обыдет тя истина Его. Не убоишися от страха нощнаго, от стрелы летящия во дни, от вещи во тме преходящия, от сряща, и беса полуденнаго. Падет от страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, к тебе же не приближится, обаче очима твоима смотриши, и воздаяние грешников узриши. Яко Ты, Господи, упование мое, Вышняго положил еси прибежище твое. Не приидет к тебе зло, и рана не приближится телеси твоему, яко Ангелом Своим заповесть о тебе, сохранити тя во всех путех твоих. На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою, на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия. Яко на Мя упова, и избавлю и: покрыю и, яко позна имя Мое. Воззовет ко Мне, и услышу его: с ним есмь в скорби, изму его, и прославлю его, долготою дней исполню его, и явлю ему спасение Мое.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа, слава Тебе, Боже (трижды).
Со духи праведных скончавшихся, душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя ю во блаженной жизни, яже у Тебе, Человеколюбче.
В покоище Твоем, Господи, идеже вси святии Твои упокоеваются, упокой и душу раба Твоего, яко Един еси Человеколюбец.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу: Ты еси Бог, сошедший во ад и узы окованных разрешивши. Сам и душу раба Твоего упокой.
И ныне и присно и во веки веков. Аминь: Едина Чистая и Непорочная Дево, Бога без семени рождшая, моли спастися душе его.
Кондак, глас 8:
Со святыми упокой, Христе, душу раба Твоего, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная.
Икос:
Сам Един еси Безсмертный, сотворивый и создавый человека: земнии убо от земли создахомся и в землю туюжде пойдем, якоже повелел еси, Создавый мя, и рекий ми: яко земля еси и в землю отъидеши, аможе вси человецы пойдем, надгробное рыдание творяще песнь: Аллилуиа, Аллилуиа, Аллилуиа.
Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя величаем.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Господи, помилуй (трижды), благослови.
Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас. Аминь.
Во блаженном успении, вечный покой подаждь. Господи, усопшему рабу Твоему (имя) и сотвори ему вечную память.
Вечная память (трижды).
Душа его во благих водворится, и память его в род и род.
Даты поминания
В определенные дни Церковь вспоминает всех отошедших к смерти по вере. В эти, именуемые вселенскими родительскими субботами, дни совершаются вселенские панихиды. Нет конкретной даты Радоницы, поскольку они высчитываются вручную каждый раз в связи с переходящим пасхальным циклом. В эти дни в церквях совершаются всенощные бдения, литургии и вселенские панихиды.
Радоница отмечается на второй неделе после Пасхи, во вторник. Поскольку Пасха не имеет конкретной даты, то и этот день имеет «плавающие» даты. Вычислить его просто: он празднуется на 9 день после Пасхального воскресения.
В 2020 году Пасха празднуется 19 апреля, значит, Радоница придётся на 28 апреля.
Важно! Стоит помнить, что вопли и плач по умершему принесет облегчение только плачущему, а вот искренняя горячая просьба о спасение умершего принесет пользу и живому, и мертвому.
Все языческие обряды (водка в могилу, обеды) бессмысленные, ведь душе уже не надо ничего мирского, но вот молитва о ней может изменить решение Господа и повлиять на вечную ее жизнь.
Причем это необязательно делать только во второй вторник после Пасхи, для этого есть весь год.
Посмотрите видео о Радонице