Киевская Русь
На пастырском семинаре по вопросам исповеди и причастия после прот. Владислава Свешникова выступил протоиерей Валериан Кречетов, который сказал, что очень важно не забывать о присутствии благодати Божией и о реальности ее действия на человека. При совершении таинства «Христос невидимо предстоит». Правила должны быть, без них все развалится, но нельзя забывать о благодати Божией, о присутствии Бога. Необходимо помнить о Божием промысле о каждом и таинственности покаянного настроения и пути каждого человека к Богу. О. Валериан выразил также опасения соблазна в случае разделения на тех, кому нужно поститься перед Причастием, и на других, котоым необязательно. Затем выступил прот. Александр Марченков, настоятель храма преподобного Марона Пустынника Сирийского в Старых Панех.
Мне хочется сказать в защиту, что несмотря на то, что мы были в России необразованы многие столетья, несмотря на то, что и причащались всего лишь четыре раза в год, но то, что Россия называлась Святой, есть тоже свидетельство того, что евхаристическая жизнь является одной из важных частей нашей жизни, но она должна сопрягаться и с другой нашей жизнью, с той, которую мы называем духовной жизнью или внутренним деланьем.
И когда мы пытаемся только ограничить — мы говорим о правилах или ещё о чем-то, мы забываем, что цель христианской жизни есть святость. К святости люди идут по благодати Божьей, используя те средства, которые нам подаются. И Евхаристия является этим самым главным и важным средством. Но не единственным. И поэтому не будет этого духовного деланья — всё остальное может остаться бессмысленным и бесполезным.
То что касается исповеди. Мы говорим о том сейчас, что слишком много разных людей приходят в церковь. Но мы должны помнить, что прийдя в церковь, каждый христианин переживает разные этапы жизни. И что в эти разные периоды он наверное должен испытывать желание пройти ещё раз генеральную исповедь. Вот он пришел в церковь, он готовится, насколько он может, к подробной исповеди. Но потом периоды могут быть разные. Мне вообще кажется, что раз в году, у христианина должна быть возможность подробной исповеди за год. Да, потребности в частной исповеди разные. Но если человек живёт внутренней жизнью, то есть желание очистить себя и дать возможность вот так поисповедоваться — это непременное условие церковной жизни.
На протяжении небольшого пастырского служения могу сказать, что у священника тоже могут быть разные периоды. Одно дело, когда небольшая община, другое — когда община разрастается. И тогда приходится снижать уровень. Потому что ты уже не можешь поговорить с человеком в той мере, в которой ты мог раньше. И если те люди, которые пришли с самого начала раньше имели возможность общаться со священником, то у вновь приходящих такой возможности не будет. Потому что есть масса людей, которые давно исповедуются и им отказать в исповеди почти невозможно, а вновь приходящим остаётся не так много. И это очень жалко. Наверное не хватает священнослужителей. Было бы больше опытных священников — появилась бы возможность у людей поисповедоваться, пообщаться со священнослужителем, более активно регулировать свою внутреннюю жизнь.
Вспоминая традиции Оптиной пустыни. Тот же Гоголь свидетельствует, с одной стороны, каковы были монахи и послушники, когда они причащались только постами, ну и может быть почаще. А когда человек приступал чаще, то его спрашивали — а почему ты причащаешься? «А я видел нечистую силу в явном виде». И это понятно, старец благословил. Но уровень внутренней жизни там был настолько высокий. Там было откровение помыслов, было внутреннее деланье, была Иисусова молитва. Это давало людям вот так вот живя — достигать вот таких высот внутренней жизни.
Мне кажется, наша жизнь гораздо глубже и гораздо шире. Потому что одно дело, например, московский приход, другое — сельский.
Жизнь наша настолько многообразна и, если не забывается главная цель достижения спасения, евхаристическая и общинная жизнь, конечно, важна. Но мы настолько в разных сейчас условиях, что наверное Господь ставит нас в те или иные условия, чтобы совместно и духовенство и архиереи должны определять какие-то инструкции, рекомендации в помощь, например, как когда-то выходили специальные пособия типа «недоуменные вопросы».
Дата публикации: 26.06.2013
НЕ СВОИ СОБСТВЕННЫЕ ДЕТИ…
Проповедь делом
Порой лучший способ проповедовать и привлекать людей к Церкви — доказывать свою веру делами. Лучшим доказательством этого служит опыт волонтерских проектов, где верующие и неверующие работают вместе.
Проект «Старость в радость» родился случайно. После первого курса университета москвичка Елизавета Олескина проходила практику в Псковской области — собирала фольклор, и одним из объектов оказался дом престарелых.
— К сожалению, фольклора там собрать не удалось: мы слышали только то, как тяжело живется там бабушкам-дедушкам, как они одиноки. Мы садились и просто говорили с ними, а они причитали: ой, внучки наши приехали, — рассказывает Лиза.
Через какое-то время вокруг Елизаветы и ее подруг собралась группа единомышленников, которые стали ездить в далекие от столицы дома престарелых. В Москве, как обнаружили ребята, пожилые люди не так заброшены, как в областных учреждениях, где очень часто участники волонтерской группы — единственные гости…
— Приезжаем через три месяца после первого визита и слышим: «Мы вас помним! Вы у нас недавно были». Так мало надо сделать, чтобы получить так много признательности и благодарности в ответ…
Волонтерская группа не позиционирует себя как церковную или православную организацию.
— Лично мне кажется, что вера — личное дело каждого, — говорит Елизавета Олескина. — Может, я не права, но думаю, что каждый человек сам для себя выбирает, как он будет верить и что он будет делать, чтобы жить в согласии с собой. «Старость в радость» — это наше общее дело. Многие из подшефных дедушек-бабушек росли в военные годы, еще живы те, кто воевал. Многие из них до сих пор коммунисты. А если бабушки православные, то мы радуемся, ведь у нас есть православные ребята, которые поздравляют их с церковными праздниками, иконы привозят. Примерно половина волонтеров — неверующие или невоцерковленные люди. И если к нам придут ребята, которые скажут, что хотят ездить к бабушкам, то мы никогда не спросим, православные ли они, буддисты или мусульмане. Мотивация может быть у всех разная: кто-то решит, что это его служение; у кого-то бабушка недавно умерла и ему не хватает душевного общения. Как бы то ни было, человек все-таки взял и пришел к нам — и это главное. У нас нет вопроса «почему ты ездишь?» — мне кажется, это понятно и так: потому что бабушки ждут. Я не имею ничего против церковных молодежных объединений. Самое важное то, чтобы у них была какая-то цель, кроме как собраться и посмотреть друг на друга. Если они вместе делают что-то хорошее, это здорово, и возможно, в среде единомышленников работа у них лучше спорится.
Сайт группы «Старость в радость»
Проповедь молитвой
Если организация называет себя православной, это необходимо оправдывать. Ей недостаточно быть просто «тусовкой по интересам», недостаточно просто заниматься каким-то единым делом, ведь в конечном счете единство христиан всегда обеспечивалось их единением на Литургии*.
Молодежный клуб «Маронцы» начался с восстановления в Москве храма преподобного Марона Пустынника Сирийского. Восстанавливали его силами самих прихожан, сплотившихся в совместной работе, и священник Александр Марченков поставил себе целью сохранить связь, возникшую между людьми, ставшими настоящим приходом. В группе «Маронцы» — молодежь от четырнадцати до тридцати лет. Большинство — выпускники воскресной школы, но, как рассказал «Фоме» один из организаторов клуба Роман Мясников, сегодня сюда приходит все больше нецерковных людей, в основном студенты, узнавшие о клубе от друзей. И очень важно, что для всех здесь находится действительно важное дело.
— Девчонки сразу начинают работать в разных благотворительных программах — помогают детским домам. Парни издают журнал, создают спортивные проекты — да много всего! Потом уже они узнают, что есть еще хор, и начинают ходить туда. В литургической церковной жизни новички начинают участвовать по своей инициативе — просто приходит время для этого.
«Маронцы» уверены: чтобы клуб не превращался в тусовку, во главе угла всегда должна стоять молитва, все остальное — это рядом, около. Они изучают Писание, устраивают еженедельные спевки для членов клуба; отец Александр регулярно служит Литургию специально с участием молодежного хора. Один из главных принципов объединения — открытость.
— Мы не замыкаемся сами на себе. У каждого из нас есть друзья вне Церкви — одноклассники, однокурсники, причем они могут придерживаться любых взглядов: быть равнодушными к религии, сомневающимися или даже атеистами. Мы не пытаемся им ничего навязать, а просто рассказываем о своей вере. Кто-то после наших рассказов приходит к «Маронцам» и с удивлением обнаруживает, что мы — вовсе не мрачные юноши в черном и не запуганные девушки, замотанные в платки. Подобный карикатурный образ, кстати, уже в прошлом — такое действительно было в начале девяностых, когда Церковь была всем в диковинку. Но стереотипы о церковной молодежи остались до сих пор, и на нас лежит большая ответственность: хотим мы того или нет, но окружающие судят о Православии по нам, верующим. Мы должны быть очень требовательны к себе, а еще — открыты, терпимы и терпеливы. Если честно, я вообще не знаю причин, которые могли бы помешать православной молодежи общаться с внешним миром. Люди приходят в Церковь разными путями, и если наши нецерковные друзья придут благодаря нам — это будет самой большой наградой, — утверждает Роман.
Страница клуба «Маронцы»
Проповедь примером
Нередко храму требуется не столько привлекать к себе внимание молодежи, сколько более глубоко работать с теми, кто заходит сюда сам и по самым разным причинам. И как бы ни была велика роль различных молодежных организаций, основной груз ответственности ложится на плечи священника, и многое зависит от того, как он строит свои отношения с молодыми прихожанами.
Вечером после службы в храме святого Димитрия Солунского на Благуше священник Алексий Митюшин очень долго беседует с девушкой лет двадцати. В полумраке опустевшей церкви ее голос звучит громко, слов не разобрать, но видно, что она очень взволнована…
— Главное, чтобы зашедший сюда человек дошел до священника, — говорит отец Алексий. — Мы обязаны быть готовыми встретить любого, и встретить с любовью.
При храме есть курсы православной хозяйки, кружок бисероплетения и даже клуб исторической реконструкции и фехтования. Но самое основное — воскресная школа. Именно здесь говорят о главном, и особое место здесь занимает молодежная группа.
— Это не катехизаторские курсы, — объясняет отец Алексий. — Конечно, мы говорим об основах веры, но так же важно показать эту веру в действии, дать через нее ответы на вопросы повседневной жизни. И тут нужно знать, что волнует молодого человека, а это весьма сложно.
Молодежная группа храма святого Димитрия Солунского — одна из первых в Москве. Здесь гордятся тем, что выпускники «первой волны» остались в Церкви. Группа невелика, но отец Алексий считает, что это нестрашно. Отнюдь не каждому нужна от Церкви помощь именно в форме такой группы, все люди разные. Кому-то достаточно просто прийти в храм, побеседовать со священником, кто-то находит себя в других формах церковного служения. Но ради тех, кому нужна именно такая группа, она просто обязана существовать.
— У молодежи сегодня разные запросы, но вот что нужно в Церкви практически всем — так это священник, который мог бы стать другом, — считает отец Алексий. — Я очень рад, что для многих я смог стать таким другом, с которым можно поделиться сокровенным, спросить совета. Но все же священник должен оставаться примером, духовным ориентиром для прихожан. Мы все нуждаемся в этом. Для меня, молодого священника, примеры — наше священноначалие, а для людей некрещеных — наши прихожане-миряне. Не стоит забывать, что мы, христиане, проповедуем всей своей жизнью. И, по словам Апостола, став всем для всех, нельзя опуститься и потерять главное. Иначе что мы сможем дать другим?
Сайт храма святого Димитрия Солунского на Благуше, Москва