От редакции
Глава I. Поместный собор 1917–1918 гг Глава II. Русская Церковь при Святейшем Патриархе Тихоне (1917–1925) Сейчас позднее, чем ты думаешь (2003) Глава IV. Русская Церковь при Местоблюстителе патриаршего престола митрополите Петре и заместителе Местоблюстителя митрополите Сергии (1925–1936) Глава V. Церковная жизнь на канонической территории Глава VI. Русская Православная Церковь при Местоблюстителе патриаршего престола митрополите Сергии (1936– 1943) Глава VII. Русская Православная Церковь при патриархе Сергии (Страгородском) Глава VIII. Русская Православная Церковь при Святейшем Патриархе Алексии I (Симанском) (1944– 1970) Глава IX. Русская Православная Церковь при Святейшем Патриархе Пимене (1970–1990) Глава X. Русская Православная Церковь при Святейшем Патриархе Алексии II Глава XI. Церковная диаспора Глава XII. Религиозное просвещение Епархии Русской Православной Церкви Архиереи Русской Православной Церкви (1917–1997) Основные события церковной и государственной истории новейшего периода Хронологический список явлений Пресвятой Богородицы и Ее прославления в знамениях, чудесах и иконах Русской Православной Церкви Действующие монастыри Русской Православной Церкви (на 1 марта 1997 г.)
Книга «Истории Русской Церкви» посвящена судьбе православия в России в ХХ столетии, времени небывалом в истории нашего Отечества по интенсивности и сложности исторических событий: революционные перевороты 1917 г., превратившие крупнейшую православную империю в страну, где правили безбожники, восстановление патриаршества после двухсотлетней «синодальной» зависимости от власть предержащих и ни с чем не сравнимые гонения, направленные на тотальное истребление православных и полное уничтожение Церкви; сонмы мучеников и исповедников веры Христовой; Великая Отечественная война и разгром фашизма; новые гонения после короткого периода патриотического и духовного подъема; крушение тоталитарного атеистического режима, возрождение Церкви и духовной жизни в обнищавшей и раздираемой на части России; попытки извне и изнутри разделить единую Церковь, ее противостояние усилившимся в конце столетия соблазнам сектантства, еретических уклонений и просто пропаганде насилия и разврата – все это в неполные 80 лет. В то же время эти события создают единую уникальную эпоху в судьбе Русской Церкви, которая до сих пор еще не завершена: мы все время обращаемся к постановлениям Собора 1917–1918 гг. как к действующему источнику церковного права, до сих пор боремся с обновленчеством, принимающим иные формы, чем в 20-х гг., еще не прославлены в сонме святых царская семья, и многие мученики за веру и исповедники, не преодолены окончательно и негативные явления ушедшей в прошлое зависимости Церкви от враждебного ей государства. Именно поэтому задача исследователя, взявшего на себя труд описания живой, продолжающейся церковно-исторической эпохи, существенно отлична от задач, стоящих перед исследователями завершенных периодов истории,– здесь не может быть ни всеобъемлющих обобщений, ни окончательных выводов и приговоров. Вполне сознавая это, автор настоящего исследования протоиерей Владислав Цыпин стремится к более точному и продуманному описанию событий, фактов и людских судеб, предпочитая не давать им оценку, а представить суждения о них самих участников событий. В этом смысле настоящая книга является, несомненно, лишь введением в историю Русской Церкви ХХ в., материалом для будущих капитальных исследований, собранным и систематизированным одним из свидетелей этой эпохи.
Содержание
- Прот.Владислав Цыпин — История Русской Православной Церкви 1917 – 1990 гг.
- Протоиерей Владислав Цыпин — История Русской Православной Церкви — Синодальный и новейший периоды
- Протоиерей Владислав Цыпин
- Биография
- Преподавательская и научная деятельность
- Протоиерей Владислав Цыпин — Из истории Русской Церкви
От редакции
Учебник издан как 9 книга (приложение) истории Церкви митр. Макария Булгакова: Москва, Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1997. 831 с.
Девятая, заключительная, книга «Истории Русской Церкви» посвящена судьбе православия в России в ХХ столетии, времени небывалом в истории нашего Отечества по интенсивности и сложности исторических событий: революционные перевороты 1917 г., превратившие крупнейшую православную империю в страну, где правили безбожники, восстановление патриаршества после двухсотлетней «синодальной» зависимости от власть предержащих и ни с чем не сравнимые гонения, направленные на тотальное истребление православных и полное уничтожение Церкви; сонмы мучеников и исповедников веры Христовой; Великая Отечественная война и разгром фашизма; новые гонения после короткого периода патриотического и духовного подъема; крушение тоталитарного атеистического режима, возрождение Церкви и духовной жизни в обнищавшей и раздираемой на части России; попытки извне и изнутри разделить единую Церковь, ее противостояние усилившимся в конце столетия соблазнам сектантства, еретических уклонений и просто пропаганде насилия и разврата – все это в неполные 80 лет. В то же время эти события создают единую уникальную эпоху в судьбе Русской Церкви, которая до сих пор еще не завершена: мы все время обращаемся к постановлениям Собора 1917–1918 гг. как к действующему источнику церковного права, до сих пор боремся с обновленчеством, принимающим иные формы, чем в 20-х гг., еще не прославлены в сонме святых царская семья, и многие мученики за веру и исповедники, не преодолены окончательно и негативные явления ушедшей в прошлое зависимости Церкви от враждебного ей государства. Именно поэтому задача исследователя, взявшего на себя труд описания живой, продолжающейся церковно-исторической эпохи, существенно отлична от задач, стоящих перед исследователями завершенных периодов истории,– здесь не может быть ни всеобъемлющих обобщений, ни окончательных выводов и приговоров. Вполне сознавая это, автор настоящего исследования протоиерей Владислав Цыпин стремится к более точному и продуманному описанию событий, фактов и людских судеб, предпочитая не давать им оценку, а представить суждения о них самих участников событий. В этом смысле настоящая книга является, несомненно, лишь введением в историю Русской Церкви ХХ в., материалом для будущих капитальных исследований, собранным и систематизированным одним из свидетелей этой эпохи.
Книга начинается описанием Поместного Собора 1917–1918 гг. и завершается решениями архиерейского Собора 18–23 февраля 1997 г. Придерживаясь хронологического принципа, автор избирает деление на главы по времени служения первоиерерхов Русской Православной Церкви, отступая от него только в главах 5 и 11, посвященных церковной истории русской эмиграции и зарубежных епархий, и в главе 12, в которой развитие духовного образования и науки представлено как единый исторический процесс. Исходя из доступных сегодня материалов, автор описывает преимущественно историю епископата и высшего церковного управления, причем, как специалист в области церковного права, протоиерей Владислав уделяет большое внимание канонической и церковно-юридической стороне. В то же время за пределами его исследования, ограниченного объемом издания, неизбежно остаются важнейшие стороны жизни Церкви – судьба монастырей, приходская жизнь и т. д., требующие своих историков.
Помимо авторского текста в книге представлены традиционные для настоящего издания справочно-библиографические материалы, с небольшими, однако, изменениями. Учитывая, что в 20–50-х гг. одной из форм гонений на Церковь было требование постоянных перемещений епископата на кафедрах (часто за год архиерей менял 2–3 кафедры), хронологический принцип составления списка архиеерев по кафедрам был заменен на более простой – алфавитный. Список монастырей, составленный по времени их открытия, заменяется алфавитным списком действующих монастырей на 1 марта 1997 г.
* * *
Автор настоящего труда – протоиерей Владислав Цыпин, доцент Московской Духовной Академии, автор книг: «История Русской Православной Церкви. 1917–1990 «Учебник для православных духовных семинарий» (М., 1994), «Русская Церковь. 1917–1925» (М., 1996), «Церковное право» (М., 1996), многочисленных статей в сборниках, журналах, других периодических изданиях. Протоиерей Владислав Цыпин исполняет обязанности ответственного секретаря Учебного комитета при Священном Синоде, является членом синодальных комиссий по канонизации святых, богословской и др.
Прот.Владислав Цыпин — История Русской Православной Церкви 1917 – 1990 гг.
12 3 4 5 6 7 …63
История Русской Православной Церкви 1917 – 1990
I. Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917–1918
Поместный Собор Русской Православной Церкви, состоявшийся в 1917-1918 годах, совпал с революционным процессом в России, с установлением нового государственного строя. На Собор призваны были Святейший Синод и Предсоборный Совет в полном составе, все епархиальные архиереи, а также по два клирика и по три мирянина от епархий, протопресвитеры Успенского собора и военного духовенства, наместники четырех лавр и настоятели Соловецкого и Валаамского монастырей, Саровской и Оптиной пустыни, представители от монашествующих, единоверцев, военного духовенства, воинов действующей армии, от духовных академий, Академии Наук, университетов, Государственного Совета и Государственной Думы. Среди 564 членов Собора было 80 архиереев, 129 пресвитеров, 10 диаконов, 26 псаломщиков, 20 монашествующих (архимандритов, игуменов и иеромонахов) и 299 мирян. В деяниях Собора участвовали представители единоверных православных Церквей: епископ Никодим (от Румынской) и архимандрит Михаил (от Сербской).
Широкое представительство на Соборе пресвитеров и мирян было связано с тем обстоятельством, что он явился исполнением двухвековых чаяний православного русского народа, его устремлений к возрождению соборности. Но Устав Собора предусматривал особую ответственность епископата за судьбу Церкви. Вопросы догматического и канонического характера после их рассмотрения полнотой Собора подлежали утверждению на совещании епископов.
Поместный Собор открылся в Успенском соборе Кремля в день его храмового праздника — 15 (28) августа. Торжественную литургию совершил митрополит Киевский Владимир в сослужении митрополитов Петроградского Вениамина и Тифлисского Платона.
После пения Символа веры члены Собора поклонились мощам Московских святителей и в преднесении кремлевских святынь вышли на Красную площадь, куда уже крестными ходами стекалась вся православная Москва. На площади было совершено молебное пение.
Первое заседание Собора состоялось 16 (29) августа в храме Христа Спасителя после литургии, совершенной здесь митрополитом Московским Тихоном. Целый день оглашались приветствия Собору. Деловые заседания начались в третий день деяний Собора в Московском епархиальном доме. Открывая первое рабочее заседание Собора, митрополит Владимир произнес напутственное слово: «Мы все желаем успеха Собору, и для этого успеха есть основания. Здесь, на Соборе представлены духовное благочестие, христианская добродетель и высокая ученость. Но есть нечто, возбуждающее опасения. Это — недостаток в нас единомыслия… Поэтому я напомню Апостольский призыв к единомыслию. Слова Апостола „будьте единомысленны между собою“ имеют великое значение и относятся ко всем народам, ко всем временам. В настоящее время разномыслие сказывается у нас особенно сильно, оно стало основополагающим принципом жизни… Разномыслие расшатывает устои семейной жизни, школы, под его влиянием многие отошли от Церкви… Православная Церковь молится о единении и призывает едиными усты и единым сердцем исповедать Господа. Наша Православная Церковь устроена „на основании апостол и пророк, сущу краеугольну самому Иисусу Христу. Это скала, о которую разобьются всякие волны“».
Своим Почетным Председателем Собор утвердил святого митрополита Киевского Владимира. Председателем Собора был избран святой митрополит Тихон. Составлен был Соборный Совет, в который вошли Председатель Собора и его заместители архиепископы Новгородский Арсений (Стадницкий) и Харьковский Антоний (Храповицкий), протопресвитеры Н. А. Любимов и Г. И. Шавельский, князь Е. Н. Трубецкой и Председатель Государственного Совета М. В. Родзянко, которого в феврале 1918 года сменил А. Д. Самарин. Секретарем Собора был утвержден В. П. Шеин (впоследствии архимандрит Сергий). Членами Соборного Совета избраны были также митрополит Тифлисский Платон, протоиерей А. П. Рождественский и профессор П. П. Кудрявцев.
После избрания и поставления Патриарха на большинстве соборных заседаний председательствовал Преосвященный Новгородский Арсений, возведенный в сан митрополита. В трудном деле руководства соборными деяниями, которые часто приобретали неспокойный характер, он обнаружил и твердую властность, и мудрую гибкость.
Собор открылся в дни, когда Временное правительство агонизировало, теряя контроль не только над страной, но и над разваливающейся армией. Солдаты толпами бежали с фронта, убивая офицеров, учиняя беспорядки и грабежи, наводя страх на мирных жителей, в то время как Кайзеровские войска стремительно двигались вглубь России. 24 августа (6 сентября), по предложению протопресвитера армии и флота, Собор обратился к бойцам с призывом образумиться и продолжать исполнять свой воинский долг. «С болью душевной, с тяжкой скорбью, — говорилось в воззвании, — Собор взирает на самое страшное, что в последнее время выросло во всей народной жизни и особенно в армии, что принесло и грозит еще принести Отечеству и Церкви неисчислимые беды. В сердце русского человека стал затуманиваться светлый образ Христов, начал гаснуть огонь веры православной, начало слабеть стремление к подвигу во имя Христа… Непроглядная тьма окутала Русскую землю, и стала гибнуть великая могучая Святая Русь… Обманутые врагами и предателями, изменой долгу и присяге, убийствами своих же братии, грабежами и насилиями запятнавшие свое высокое священное звание воина, молим вас, — опомнитесь! Загляните в глубину своей души, и ваша… совесть, совесть русского человека, христианина, гражданина, может быть, скажет вам, как далеко вы ушли по ужасному, преступнейшему пути, какие зияюшие, неисцелимые раны наносите вы Родине–матери своей».
Собор образовал 22 отдела, которые готовили доклады и проекты определений, выносившиеся на заседания. Важнейшими отделами были Уставный, Высшего Церковного управления, епархиального управления, благоустроения приходов, правового положения Церкви в государстве. Большинство отделов возглавили архиереи.
11 октября 1917 года Председатель отдела Высшего Церковного Управления епископ Астраханский Митрофан выступил на пленарном заседании с докладом, который открывал главное событие в деяниях Собора — восстановление Патриаршества. Предсоборный Совет в своем проекте устройства Высшего Церковного Управления не предусматривал Первосвятительского сана. При открытии Собора лишь немногие из его членов, главным образом монашествующие, были убежденными поборниками восстановления Патриаршества. Тем не менее, когда вопрос о Первом епископе был поставлен в отделе Высшего Церковного Управления, он встретил широкую поддержку. Мысль о восстановлении Патриаршества с каждым заседанием отдела приобретала все больше приверженцев. На 7–ом заседании отдел решает не медлить с этим важным вопросом и предложить Собору восстановить Первосвятительский Престол.
Обосновывая это предложение, епископ Митрофан напомнил в своем докладе, что Патриаршество стало известно на Руси со времени ее Крещения, ибо в первые столетия своей истории Русская Церковь пребывала в юрисдикции Константинопольского Патриарха. Упразднение Патриаршества Петром I явилось нарушением святых канонов. Русская Церковь лишилась своего главы. Но мысль о Патриаршестве не переставала теплиться в сознании русских людей как «золотая мечта». «Во все опасные моменты русской жизни, — сказал епископ Митрофан, — когда кормило церковное начинало крениться, мысль о Патриархе воскресала с особой силой… Время повелительно требует подвига, дерзновения, и народ желает видеть во главе жизни Церкви живую личность, которая собрала бы живые народные силы». 34–е Апостольское правило и 9–е правило Антиохийского Собора повелительно требуют, чтобы в каждом народе был Первый епископ.
Вопрос о восстановлении Патриаршества на пленарных заседаниях Собора обсуждался с необычайной остротой. Голоса противников Патриаршества, вначале напористые и упрямые, в конце дискуссии звучали диссонансом, нарушая почти полное единомыслие Собора.
Главным аргументом сторонников сохранения синодальной системы было опасение, что учреждение Патриаршества может сковать соборное начало в жизни Церкви. Повторяя софизмы архиепископа Феофана (Прокоповича), князь А. Г. Чаадаев говорил о преимуществах «коллегии», которая может соединять в себе различные дарования и таланты в отличие от единоличной власти. «Соборность не уживается с единовластием, единовластие несовместимо с соборностью», — настаивал профессор Б. В. Титлинов вопреки бесспорному историческому факту: с упразднением Патриаршества перестали созываться и Поместные Соборы. Протоиерей Н. В. Цветков выставил против Патриаршества мнимо догматический довод: оно, мол, образует средостение между верующим народом и Христом. В. Г. Рубцов выступил против Патриаршества, потому что оно нелиберально: «Нам нужно уравняться с народами Европы… Не будем возвращать деспотизм, не повторим XVII века, а XX век говорит о полноте соборности, чтобы народ не уступил своих прав какой-то главе». Здесь налицо подмена церковно–канонической логики поверхностной политической схемой.
Протоиерей Владислав Цыпин — История Русской Православной Церкви — Синодальный и новейший периоды
4-е изд. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2010. — 816 с. ISBN 978-5-7533-0364-6
Протоиерей Владислав Цыпин — История Русской Православной Церкви — Синодальный и новейший периоды — Содержание
Введение. Периодизация истории Русской Церкви синодального и новейшего периодов ЧАСТЬ ПЕРВАЯ СИНОДАЛЬНЫЙ ПЕРИОД Глава I. Русская Православная Церковь в эпоху Петра I
- 1. Период местоблюстительства
- 2. Учреждение Святейшего Синода
- 3. Миссионерство
- 4. Духовное просвещение
- 5. Монастыри и монашество
- 6. Религиозно-нравственное состояние народа и церковная жизнь
- 7.Церковное искусство
Глава II. Русская Православная Церковь в XVIII в
- 1.Взаимоотношения Церкви и государства и высшая церковная власть в 1725-1741 гг
- 2.Взаимоотношения Церкви и государства и высшая церковная власть в 1741-1762 гг,
- 3.Взаимоотношения Церкви и государства и высшая церковная власть в 1762-1801 гг
- 4. Епархиальное управление
- 5. Приходское управление и приходское духовенство,
- 6. Русская Православная Церковь в Речи Посполитой.
- 7. Миссионерство,
- 8. Духовное просвещение,
- 9. Монастыри и монашество
- 10. Подвижники иноческого благочестия
- 11. Религиозно-нравственное состояние народа и церковная жизнь
- 12.Церковное искусство
Глава III. Русская Православная Церковь в XIX в
- 1.Взаимоотношения Церкви и государства и высшая церковная власть в 1801-1825 гг
- 2.Взаимоотношения Церкви и государства и высшая церковная власть в 1825-1855 гг
- 3.Взаимоотношения Церкви и государства и высшая церковная власть в 1855-1881 гг
- 4.Взаимоотношения Церкви и государства и высшая церковная власть в 1881-1894 гг
- 5. Епархиальное управление
- 6. Приходское управление и приходское духовенство
- 7. Православие на Кавказе и на западе России
- 8. Миссионерство
- 9. Духовное образование
- 10.История духовных академий
- 11.Перевод Библии на русский язык и святитель Филарет
- 12.Святители Игнатий (Брянчанинов) и Феофан (Говоров), затворник Вышенский
- 13.Богословская наука
- 14.Церковно-историческая наука
- 15.Монастыри и монашество
- 16.Подвижники иноческого благочестия
- 17.Саровская пустынь и преподобный Серафим
- 18.Оптина пустынь
- 19.Религиозно-нравственное состояние общества и религиозно-философская мысль
- 20.Церковная жизнь
- 21.Церковное искусство
- 22.Русская Церковь и православный Восток
Глава IV. Русская Православная Церковь в царствование святого императора Николая II
- 1.Взаимоотношения Церкви и государства и высшая церковная власть в 1894-1917 гг
- 2. Миссионерство
- 3. Духовная школа и церковная наука
- 4. Религиозно-нравственное состояние общества и церковная жизнь
- 5.Церковное искусство
ЧАСТЬ ВТОРАЯ НОВЕЙШИЙ ПЕРИОД Глава I. Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917-1918 гг. и восстановление патриаршества
- 1. Русская Церковь при Временном правительстве
- 2. Состав и начало деяний Поместного Собора
- 3. Восстановление патриаршества
- 4. Биография святителя Тихона
- 5. Соборные деяния после восстановления патриаршества
Глава II. Русская Православная Церковь в советскую эпоху
- 1.Взаимоотношения Церкви и государства и высшая церковная власть в 1917-1925 гг
- 2.Взаимоотношения Церкви и государства и высшая церковная власть в 1925 г
- 3.Взаимоотношения Церкви и государства и высшая церковная власть в 1926-1936 гг
- 4.Взаимоотношения Церкви и государства и высшая церковная власть в 1936-1943 гг
- 5.Взаимоотношения Церкви и государства и высшая церковная власть в 1943-1944 гг
- 6. Поместный Собор 1945 г
- 7. Взаимоотношения Церкви и государства и высшая церковная власть в 1945-1970 гг
- 8. Поместный Собор 1971 г
- 9. Взаимоотношения Церкви и государства и высшая церковная власть в 1971-1987 гг
- 10.Тысячелетие Крещения Руси и конец советской эпохи (1988-1990)
- 11. Епархиальное управление
- 12. Приходское управление и приходское духовенство….
- 13. Духовные школы
- 14. Церковная наука и церковная печать
- 15. Монастыри и монашество
- 16. Религиозно-нравственное состояние народа и церковная жизнь
Глава III. Русская Православная Церковь при Святейшем Патриархе Алексии II
- 1.Поместный Собор 1990 г. и интронизация Святейшего Патриарха Алексия II
- 2.Биография Святейшего Патриарха Алексия II
- 3.Взаимоотношения Церкви и государства и высшая церковная власть в 1990-2000 гг
- 4.Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2000 г
- 5. Епархиальное управление
- 6. Приходское управление и приходское духовенство
- 7. Духовное просвещение
- 8. Монастыри и монашество
- 9. Церковная жизнь
Глава IV. Русское церковное зарубежье
- 1.Церковная жизнь на канонической территории Московского Патриархата за пределами Советского Союза (1918-1940)
- 2. Церковная диаспора
- 3. Духовное просвещение
ПРИЛОЖЕНИЯ
- I.Численность населения России и СССР, в том числе православных
- II. Количество церквей и часовен
- III.Численность духовенства
- IV.Духовные школы
- V Монастыри и монашество
- VI.Святейшие Патриархи Московские и всея Руси
- VII.Местоблюстители патриаршего престола
- VIII.Заместители патриаршего местоблюстителя
- IX.Архиереи важнейших епархий
- X. Обер-прокуроры Святейшего Синода
- XI.Хронологическая таблица
Источники и литература
Протоиерей Владислав Цыпин — История Русской Православной Церкви — Синодальный и новейший периоды — Периодизация истории Русской Церкви синодального и новейшего периодов
Предлагается разделить указанный без малого 200-летний период рубежом столетий, а точнее 1801 г. — годом воцарения Александра I после последнего дворцового переворота, столь типичного для политической истории XVIII в. Закон императора Павла о престолонаследии послужил стабилизации государственной жизни. XVIII столетие отличается заметно от XIX и в сфере церковной. Состояние духовной школы и богословской науки в эти столетия являет заметный контраст: в XIX в. кончилась эпоха «ученичества» у Запада, и в опоре на святоотеческую традицию русское богословие обнаруживает для себя прочную основу. Еще одно характерное различие столетий относится к взаимоотношениям государства с Церковью. В юридической плоскости здесь не было существенных перемен, но заметно изменилась церковная политика правительства. Дело в том, что в XVIII столетии российское правительство проводило политику европеизации, вестернизации России, завещанную Петром Великим. Этот курс был причиной для настороженного, опасливого отношения к Православной Церкви, в которой не без оснований виделся оплот отвергнутых византийских и московских традиций. Иначе сложилась ситуация в XIX столетии: Западная Европа в целом перестала быть абсолютистской и западные влияния на российское общество были уже чреваты в худшем случае революцией или либерализацией, т. е. такими изменениями государственного строя, которые были для правительства неприемлемы. Православная Церковь в этот век стала оплотом незыблемости российского самодержавия, стала остро необходимой для государства и потому пользовалась со стороны правительства поддержкой, хотя вместе с тем сохранялся прежний обременительный для Церкви контроль и тяжеловесная опека. В основание более детализированной периодизации синодальной эпохи, ввиду исключительно большой зависимости Церкви от высочайшей власти, должна быть положена смена императоров, при этом, конечно, эфемерные царствования Екатерины I, Петра II, Иоанна VI и Петра III составить отдельных эпох не могли. В результате для XVIII в. получается следующая хронология: 1721-1725 гг., 1725-1741 гг., 1741-1762 гг., 1762-1796 гг., 1796-1801 гг. В XIX столетии периоды церковной истории точно совпадают с царствованиями императоров. Новейший период церковной истории начинается с 1917 г., который был не только годом государственной катастрофы, но ознаменован также созывом Поместного Собора и восстановлением патриаршества. В особый период, хотя и весьма краткий, но насыщенный событиями первостепенной важности, следует выделить время от февраля до ноября 1917 г., когда Церковь сразу после отречения императора оказалась в радикально иной правовой ситуации. Хотя Временное правительство не успело провести отделение Церкви от государства, но курс был очевидным образом взят на построение внеконфессионального государства. На созванном в августе 1917 г. Соборе было восстановлено патриаршество, и событие это почти точно совпало с установлением советского режима. В дальнейшей истории Русской Церкви можно выделить ряд рубежных дат: 1922 г. с его кампанией изъятия церковных ценностей; 1929 г., когда было принято новое, уже совершенно драконовское законодательство, регулирующее религиозную жизнь, и когда началось массовое закрытие приходов; 1943 г., ознаменованный частичной нормализацией церковно-государственных отношений; 1961 г., когда в разгар хрущевских гонений был радикально реформирован порядок приходского управления; 1988 г., когда в связи с празднованием 1000-летия Крещения Руси в условиях перестройки отношение к Церкви со стороны государственных инстанций и общественных организаций изменилось в позитивную сторону; наконец, 1991 г., когда рухнул режим, враждебный Церкви, и распался Советский Союз. И все-таки в основу детальной периодизации в рамках длительного периода, начавшегося в 1917 г., следует, в соответствии с традицией, положить смену первосвятителей, последовательно возглавлявших Русскую Церковь. В таком случае мы выделяем время патриаршества святителя Тихона (1917-1925); время, когда во главе Церкви стоял местоблюститель патриаршего престола митрополит Петр (1925); период от 1925 до 1936 г., когда звание патриаршего местоблюстителя оставалось за митрополитом Петром, но реальная власть принадлежала его заместителю митрополиту Сергию, а также короткое время в 1926-1927 гг. другим иерархам; 1936-1943 гг. — эпоха местоблюстительства митрополита Сергия; 1943-1944 гг. — время его патриаршества; 1945-1970 гг. — время первосвятительского служения патриарха Алексия I; и, наконец, 1971-1990 гг., когда во главе Церкви стоял патриарх Пимен.
Протоиерей Владислав Цыпин
Профессор, доктор церковной истории, доктор церковного права, кандидат богословия, заведующий кафедрой церковно-практических дисциплин, преподаватель Московской духовной академии и Сретенской духовной семинарии, член Межсоборного присутствия Русской православной церкви.
Биография
Родился 22 января 1947 года в деревне Чуевка Жердевского района Тамбовской области.
В 1968 году окончил романо-германское отделение филологического факультета Московского государственного университета.
С 1968 по 1969 годы — младший научный сотрудник Научно-исследовательского института резиновых и латексных изделий.
С 1971 по 1973 годы — старший библиотекарь Библиотеки им. Ленина. С 1973 по 1975 годы — редактор в Библиотеке им. Ленина.
С 1976 по 1982 годы работал переводчиком в Московском Центральном бюро научно-технической информации.
С 1982 года — внештатный переводчик Издательского отдела Московского Патриархата.
Протоиерей Владислав Цыпин
С 1 февраля 1984 года — преподаватель новых языков Сектора заочного обучения Московской духовной академии и семинарии.
В 1985 году экстерном окончил Московскую духовную семинарию.
4 декабря 1985 года рукоположен в сан диакона.
15 февраля 1986 года рукоположён в сан пресвитера.
В 1987 году экстерном окончил Московскую духовную академию, защитив кандидатскую диссертацию на тему: «К вопросу о границах Церкви». 16 декабря того же года ему присвоено учёное звание доцента.
В декабре 1988 года утверждён в должности ответственного секретаря Учебного комитета с возведением в сан протоиерея.
23 апреля 1997 года за труд «Церковное право. Курс лекций» удостоен степени магистра богословия. 12 октября 1998 года удостоен учёной степени доктора церковной истории за труд: «История Русской Церкви. 1917—1997» и утверждён в звании профессора.
Дважды (в 1997 и 1999 годах) награжден Макариевской премией.
В 2005—2007 годах — член Комиссии Московского Патриархата по диалогу с Русской Зарубежной Церковью.
С декабря 2008 по январь 2009 года — член Комиссии по подготовке Поместного Собора.
В январе 2009 года участвовал в работе Поместного собора Русской православной церкви как член Комиссии по подготовке собора.
С 27 июля 2009 года член Межсоборного присутствия Русской православной церкви.
23 декабря 2009 года на Епархиальном собрании Московской городской епархии был избран Епархиальный суд из пяти лиц, в число которых вошёл и Владислав Цыпин.
Преподавательская и научная деятельность
Является заведующим церковно-практическим отделением Московской духовной академии.
Преподаёт в Московской духовной академии и семинарии предметы: «Церковно-каноническое право», «Церковная история» и «История Западной Европы».
В Сретенской Духовной Семинарии преподает «Церковно-каноническое право», «Церковную историю». В настоящее время — заместитель председателя Учебного комитета, также является председателем Историко-правовой комиссии Русской Православной Церкви.
Входит в состав Синодальных Комиссий: по канонизации святых, богословской.
Член редакционной коллегии научно-богословского альманаха «Богословские труды» и редакционного совета «Православной энциклопедии».
Научный руководитель нескольких диссертаций, выполняемых в Общецерковной аспирантуре и докторантуре.
Сфера научных интересов: каноническое право, церковная история, история России.
Протоиерей Владислав Цыпин — Из истории Русской Церкви
В селе Плотавы Воронежской губернии чекисты убили отца Иакова Владимирова вместе с матушкой и сыном. Арестованных подвели к яме, главарь снял с руки батюшки золотые часы и выстрелом в затылок убил его
. Другой палач выстрелил в матушку, которая стояла рядом с 15-летним сыном Алёшей, затем подошёл к Алёше и сказал: «Я думаю, что тебе незачем жить после всего этого. Так зачем сапогам пропадать? Садись и снимай сапоги!» Когда мальчик разулся, его сбросили в яму.
В городе Чёрный Яр за чтение на церковной паперти послания Патриарха, в котором предавались анафеме гонители православной веры, был расстрелян саратовский епархиальный миссионер, член Всероссийского Поместного Собора Лев Захарович Кунцевич. За час до казни ему разрешили увидеться с женой, которую уверяли в скором освобождении мужа. Но когда она вышла из тюрьмы, его вывели следом за ней, привязали к столбу и расстреляли у неё на глазах. После этого вдова лишилась рассудка.
В Уфе убили другого члена Собора – Леонида Ницу. В Кронштадте за отпевание убитых матросов расстреляли протоиерея Григория Поспелова прямо с крестом в руках, который так и не смогли отнять у него.
В Пермской епархии священника Петра Дьяконова закопали в землю по голову, а потом расстреляли.
Чердынского протоиерея Николая Конюхова обливали холодной водой на морозе, пока он не обледенел.
Отца Филиппа Шацкого из Семиречья заперли в школе и сожгли.
Протоиерея Евграфа Плетнёва вместе с сыном Михаилом сварили в пароходной топке.
Иеромонаха Нектария (Иванова), преподавателя Воронежской духовной семинарии, «причащали» оловом, а в голову ему забивали деревянные гвозди.
Архимандрита Аристарха и иеромонаха Родиона из храма Нерукотворного Спаса в Борках скальпировали.
В Оренбургской губернии под пытками скончался священник Феодор.
Пермского священника Игнатия схватили во время богослужения, вывели на улицу, привязали к хвосту лошади и погнали лошадь по полю.
В Тобольской епархии священника Феодора Богоявленского водили по селу, заставляя играть на гармошке, плясать и петь, а потом убили и скинули в яму.
В сентябре, после захвата Казани Красной армией, в Зилантов монастырь ворвался отряд. Всю братию красноармейцы выстроили у монастырской стены и расстреляли из винтовок….
В Шацком уезде крестьяне собрались к зданию ЧК выручать конфискованную Вышенскую икону Божией Матери. Красноармейцы открыли огонь по толпе. Очевидец рассказывал: «Я солдат, был во многих боях с германцами, но такого я не видел. Пулемёт косит по рядам, а они идут, ничего не видят, по трупам, по раненым лезут напролом, глаза страшные, матери – детей вперёд, кричат: “Матушка Заступница, спаси и помилуй, все за Тебя ляжем!” Страха уже в них не было никакого».
«Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание.
Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас.
Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Послание к Римлянам святого апостола Павла 8, 35–39).
Протоиерей Владислав
Цыпин