Содержание
Пророк (Лермонтов)
Стихотворения Лермонтова. Ч. IV. — СПб.: Тип. И. Глазунова и к., 1844. — С. 179-181.
ПРОРОК
С тех пор как Вечный Судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья —
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
Посыпал пеплом я главу,
Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу,
Как птицы, даром Божьей пищи.
Завет Предвечного храня,
Мне тварь покорна там земная.
И звёзды слушают меня,
Лучами радостно играя.
Когда же через шумный град
Я пробираюсь торопливо,
То старцы детям говорят
С улыбкою самолюбивой:
«Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами:
Глупец, хотел уверить нас,
Что Бог гласит его устами!
Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!»
1841
Примечания
- Впервые — в журнале «Отечественные записки», 1844, том XXXII, № 2, отд. I, с. 197.
Пророк (стр. 212, 306) Печатается по беловому автографу — ГПБ, собрание рукописей Лермонтова, № 12 (записная книжка, подаренная Лермонтову В. Ф. Одоевским), лл. 13 об.—14. Черновой автограф карандашом — там же, лл. 23 об.—24 (лл. 2 об.—3 с другого конца книжки). Впервые опубликовано в «Отеч. записках» (1844, т. 32, № 2, отд. I, стр. 197). Датируется маем — началом июля 1841 года по положению в записной книжке. Лермонтовский «Пророк» является своеобразным продолжением стихотворения Пушкина под тем же заглавием. Если Пушкин ставит вопрос об огромном общественном значении поэта и поэзии, то Лермонтов говорит уже о печальной судьбе поэта-гражданина, осмелившегося выступить с критикой общественных порядков. Белинский писал: «… стихотворение „Пророк“ принадлежит к лучшим созданиям Лермонтова и есть последнее (по времени) его произведение. Какая глубина мысли, какая страшная энергия выражения! Таких стихов долго, долго не дождаться России!..» (Белинский, т. 8, 1907, стр. 430). См. также примечание к стихотворению «Утес» (стр. 359).
Примечания. — Авт.: Т. П. Голованова, Г. А. Лапкина, А. Н. Михайлова // Лермонтов М. Ю. Сочинения: В 6 т. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1954—1957. Т. 2. Стихотворения, 1832—1841. — 1954. — С. 311—379. Источник: Электронная публикация: ФЭБ
423. ОЗ. 1844, № 2. — — Печ. по автографу ГПБ. Черн. автограф — ГПБ. Лермонтов продолжил здесь пушкинскую тему («Пророк», 1826 г.). Возможно, последние строки ст-ния Лермонтова были полемическим ответом на евангельское изречение из Апостола Павла, выписанное В. Ф. Одоевским для Лермонтова перед его отъездом на Кавказ в Зап. книжку: «Держитеся любве, ревнуйте же к дарам духовным да пророчествуете. Любовь же николи отпадает» (Заборова. С. 188).
Найдич Э. Э. Примечания // Лермонтов М. Ю. Полное собрание стихотворений: В 2 т. — Л.: Сов. писатель. Ленингр. отд-ние, 1989. Т. 2. Стихотворения и поэмы. — 1989. — С. 597—657. Источник: Электронная публикация: ФЭБ
Пророк Лермонтов
Михаил Юрьевич пережил смутное время после подавления восстания декабристов. Это отразилось в его стихах, пронизанных трагизмом, безысходностью, тоской. Многие из его современников считали его трагическим поэтом. В течение жизни он, то приближался к Богу, то отдалялся от него. В душе его велась борьба двух начал. Чаще победу одерживало бунтарское, трагическое, порой даже злое направление. Он знакомо всем по образам Печорина, Мцыри, Демона. Другой Лермонтов предстаёт перед нами с летящим по небу ангелом, с внемлющей богу пустыней.
В жизни он нередко конфликтовал, не находил общего языка с собеседниками. Возможно, за этим он пытался скрыть свою ранимость и впечатлительность. Ведь внутренне он был одинок и чужд окружающему миру. Собственное поэтическое кредо автор высказывает во многих стихах. Среди них: «Кинжал», «Не верь себе», «Поэт».
В некоторых произведениях поэта есть пророческие мотивы. Например, в «Предсказании » ещё в 15 лет он предрёк России революцию и гражданскую войну. А в одной из поздних работ «Сон» предсказал собственную гибель. Анна Ахматова говорила, что слово слушается Лермонтова, словно змея заклинателя.
Сопоставительный анализ стихотворений «Пророк» А.С.Пушкина и М.Ю.Лермонтова
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, —
И шестикрылый серафим
На перепутьи мне явился.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он, —
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход.
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный, и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
1826
С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
Посыпал пеплом я главу,
Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу,
Как птицы, даром божьей пищи:
Завет предвечного храня,
Мне тварь покорна там земная;
И звёзды слушают меня,
Лучами радостно играя.
Когда же через шумный град
Я пробираюсь торопливо,
То старцы детям говорят
С улыбкою самолюбивой:
“Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами:
Глупец, хотел уверить нас,
Что бог гласит его устами!
Смотрите ж дети, на него:
Как он угрюм и худ и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его! ”
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, —
И шестикрылый серафим
На перепутьи мне явился.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он, —
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход.
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный, и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
1826
С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
Посыпал пеплом я главу,
Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу,
Как птицы, даром божьей пищи:
Завет предвечного храня,
Мне тварь покорна там земная;
И звёзды слушают меня,
Лучами радостно играя.
Когда же через шумный град
Я пробираюсь торопливо,
То старцы детям говорят
С улыбкою самолюбивой:
“Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами:
Глупец, хотел уверить нас,
Что бог гласит его устами!
Смотрите ж дети, на него:
Как он угрюм и худ и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его! ”
Пророк
Еще в Древней Греции говорили о том, что дар поэта заключается не только в стихосложении, но и в умении предвидеть будущее. В России первым, кто возвёл эту идею в абсолют, был Александр Сергеевич Пушкин. Он, будучи сам поэтом-пророком, говорил о том, что таких людей немного, но только им дано свыше «могучая власть над умами». Вторит ему и Л.И. Соболева, утверждая, что поэт-пророк словом своим «воплощает на земле власть духовную» и тем самым противостоит власти земной. Наверное, поэтому участь пророка тяжела, неблагодарна и трагична. Судьба и творчество великого русского поэта М.Ю. Лермонтова прямое тому подтверждение. Читать стих «Пророк» Лермонтова Михаила Юрьевича можно полностью онлайн на нашем сайте.
Стихотворение «Пророк» прямо окутано тайнами. Во-первых, оно было написано Лермонтовым в 1841 году, буквально за несколько недель до его трагической гибели. Во-вторых, это произведение связано с именем А.С. Пушкина – «дивным гением», которым поэт всю свою жизнь восхищался и скорбел об его несправедливой утрате. Оно является своеобразным продолжением пушкинского «Пророка», развитием его идеи о пророческом даре поэтов, и таким образом предвосхищает будущее самого автора – роковую дуэль.
Уже с первой строки стихотворения ощущается горечь и разочарование. От «вечного судии» он получил дар предвидения. Александр Сергеевич принял это «преподношение» с великой благодарностью, и готов был всегда, не смотря на всевозможные тяготы и лишения, «глаголом жечь сердца людей». Лермонтов же принял этот дар иначе. Он не отказывался нести людям «чистые ученья правды и любви». Но он не мог не видеть и не принимать их ответную «злобу», «порок» и «брошенные камни». Поэт пытался бросить всё, и бежать от жестокости и непонимания. Однако от самого себя не убежишь и не укроешься. В пустыне «звёзды», «лучами радостно играя», готовы слушать его всегда. Да ведь они все равно не живые души, и он вынужден вернуться в «град», и вновь терпеть бесконечные насмешки и презрение. Последнее четверостишие особенно пронизано скорбью и беспомощностью. Оно заканчивается словами старца, который указывает внуку на поэта, подчеркивая его отверженность и беспомощность. Иными словами, у поэта больше нет никаких иллюзий и надежды на то, отношение к нему может измениться. Оно будет всегда, передаваться от поколения к поколению. Так, поэт-пророк – это дар свыше или проклятие? Учить текст стихотворения Лермонтова «Пророк» и подготовиться к уроку литературы в классе теперь легко. На нашем сайте можно скачать данное произведение абсолютно бесплатно.
«К.Бальмонт, блестящий профессор филологии и законодатель мод в поэзии создает цикл стихов о Лермонтове. Он состоит из четырех стихотворений. Говорят, о чем бы не писал поэт, он говорит о себе самом, ища в другом близкие черты. Но это не совсем так, если в его творчестве возникает фигура известная и яркая, тревожащая сознание:
Опальный ангел, с небом разлученный,
Узывный Демон, разлюбивший ад,
С первых строчек К.Бальмонт определяет главное, самое важное противоречие Лермонтова, ощущавшего себя Демоном — он изгнан с небес, но не желает оставаться на земле и снова туда стремится. Он мечется и не может до конца определить собственного места в мире, а потом глубоко несчастен. Отсюда мечтания, разочарования и преступления, которые он вынужден совершать. Образ окружен символами, обычными для мифов — ветры и бури, блеск высоких звезд. И этот образ оказывается в пространстве над землей. Перед нами тот, кто любил и чувствовал полет, и он вряд ли найдет успокоение на земле. Бальмонт, сам страдавший и вынужденный отправляться в изгнание, прекрасно это ощущал и передавал. Первое стихотворение и строится на противоречии с реальностью:
На празднике — как призрак похорон,
В затишье дней — тревожащий набат
Почти физически ощущается его противопоставленность миру. Таким ощущал себя и сам поэт, возникающий среди богемы, но для него чаще всего это была игра и поза, в то время как для Лермонтова стало реальностью самой. » Я другой, еще неведомый изгнанник» — писал он, сравнивая себя с всемирно знаменитым английским лордом Байроном.
Он знал, что не вписывается ни в какие рамки и системы. Обращает наше внимание поэт и на пейзаж Кавказа, такой любимый для Лермонтова- скалы, громады, именно в него должен был быть вписан бунтующий его герой и автор, изгнанный из привычного мира. Он так, где кипит война и обострены все противоречия».
Омичка Мистика
Произведения К.Д. Бальмонта, посвященные М.Ю. Лермонтову
Нет, не за то тебя я полюбил, Что ты поэт и полновластный гений, Но за тоску, за этот страстный пыл Ни с кем неразделяемых мучений, За то, что ты нечеловеком был.
О, Лермонтов, презрением могучим К бездушным людям, к мелким их страстям, Ты был подобен молниям и тучам, Бегущим по нетронутым путям, Где только гром гремит псалмом певучим.
И вижу я, как ты в последний раз Беседовал с ничтожными сердцами, И жестким блеском этих темных глаз Ты говорил: «Нет, я уже не с вами!» Ты говорил: «Как душно мне средь вас!»
Из цикла сонетов
* * * Опальный ангел, с небом разлученный, Узывный демон, разлюбивший ад, Ветров и бурь бездомный странный брат, Душой внимавший песне звезд всезвонный, На празднике – как призрак похоронный, В затишьи дней – тревожащий набат, Нет, не случайно он среди громад Кавказских – миг узнал смертельно-сонный. Где мог он так красиво умереть, Как не в горах, где небо в час заката— Расплавленное золото и медь, Где ключ, пробившись, должен звонко петь, Но также должен в плаче пасть со ската, Чтоб гневно в узкой пропасти греметь.
* * * Он был один, когда душой алкал, Как пенный конь в разбеге диких гонок. Он был один, когда – полуребенок – Он в Байроне своей тоски искал. В разливе нив и в царстве серых скал, В игре ручья, чей плеск блестящ и звонок. В мечте цветочных ласковых коронок Он видел мед, который отвергал. Он был один, как смутная комета, Что головней пожарища летит Вне правила расчисленных орбит. Нездешнего звала к себе примета Нездешняя. И сжег свое он лето. Однажды ли он в смерти был убит?
Контрольная работа (тестирование) по творчеству М. Ю. Лермонтова тест по литературе (9 класс) по теме
Контрольная работа по биографии, лирике М. Ю. Лермонтова и роману
«Герой нашего времени» (9 класс)
1. Укажите годы жизни М. Ю. Лермонтова.
1. 1814 – 1841 2. 1824 – 1849 3. 1812 -1837
2. Как называется имение, где прошло детство М.Ю. Лермонтова?
1. Грешнево 2. Тарханы 3. Михайловское
3.Укажите строки, в которых использована метафора:
1.»В пространстве брошенных светил…»
2. «Под ним Казбек, как грань алмаза…»
3. «Играют волны – ветер свищет…»
4. В каком возрасте М. Ю. Лермонтов написал свое первое стихотворение?
1. В 10 лет 2. В 14 лет 3. В 16 лет
5. Первая ссылка М. Ю. Лермонтова на Кавказ была в ….
1. В 1827 году 2. В 1834 году 3. В 1837 году
6. Назовите одно из последних стихотворений М. Ю. Лермонтова
1. «Пророк» 2. «Смерть поэта» 3. «Дума»
7. В каком стихотворении поэт винил общество, себя, поколение в однообразной и скучной жизни?
1. «Нищий» 2. «Родина» 3. «Дума»
8. Кто является героем своего временив романе?
а) Грушницкий б) Максим Максимыч в) Вернер г) Печорин
9. Печорина звали:
а) Максим Максимыч
б) Григорий Александрович
в) Александр Григорьевич
г) Евгений Александрович
10. Кто рассказывает историю Бэлы?
а) Печорин б) автор в) сама героиня г) Максим Максимыч
11. Кому из героев романа принадлежит следующая характеристика: «Он казался лет пятидесяти; смуглый цвет лица его показывал, что оно давно знакомо с кавказским солнцем, и преждевременно поседевшие усы не соответствовали его твердой походке и бодрому виду».
а) доктор Вернер б) Вулич в) Максим Максимыч г) Казбич
12. Как сложилась судьба Бэлы?
а) ее увез Казбич
б) она осталась с Печориным
в) Она вернулась к своим родным
г) она умерла
13. В какой из частей романа Печорин романтически увлечен девушкой-контрабандисткой, вольной дочерью природы?
а) «Бэла» б) «Фаталист» в) «Тамань» г) «Княжна Мэри» д) «Максим Максимыч»
14. Какая повесть является центральной в романе и характеризует его как «историю души человеческой»?
а) «Бэла» б) «Фаталист» в) «Тамань» г) «Княжна Мэри» д) «Максим Максимыч»
а) доктор Вернер б) Казбич в) Максим Максимыч г) Печорин
16. О ком из героев романа Печорин сделал следующую запись в своем дневнике?
«Говорит он скоро и вычурно: он из тех людей, которые н6а все случаи жизни имеют готовые пышные фразы»
а) Максим Максимыч б) Вулич в) Вернер г) Грушницкий
17. Жанр романа «Герой нашего времени» определяется как
а) социально-психологический роман
б) исторический
в) авантюрный
г) роман странствий
18. Укажите проблему, которой нет в романе Герой нашего времени»
а) проблема положительного героя
б) проблема любви и дружбы
в) проблема современного поколения
г) проблема отцов и детей
Ответы:
Смерть поэтов. Предсказавшие свой уход. Лермонтов
Поэты — существа тонкой душевной организации, бывают и провидцами, пророками, предугадывают судьбы стран и народов, а зачастую и свою. И свой уход — многие пишут про свою смерть, и некоторые попадают, увы, прямо в точку, сообщая нам в стихах, как именно она произойдет. Некоторые одной строкой предсказывают лишь время или способ, но есть и поэты, описавшие свой будущий уход весьма детально.
В моем цикле «Смерть поэтов. Предсказавшие свой уход.» , над которым я сейчас работаю, есть уже двадцать имен. Но на самом деле их гораздо больше. Первый из предсказавших — Михаил Лермонтов
Михаил Юрьевич Лермонтов, 27 лет
(3.10.1814 — 15.07.1841)
Родился в Москве.
Умер под Пятигорском, Северный Кавказ
Из стихотворения «Сон» (май-июнь 1841):
В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая еще дымилась рана,
По капле кровь точилася моя.
Лежал один я на песке долины;
Уступы скал теснилися кругом,
И солнце жгло их желтые вершины
И жгло меня — но спал я мертвым сном.
Что было до рокового июля
Первая ссылка Лермонтова из столицы на Кавказ, в действующую армию оказалась краткосрочной , всего на год (1837-1838). Причиной ее стало даже не само стихотворение «Смерть поэта» — на смерть Пушкина, а дописанные потом уже 16 финальных строк («Вы, жадною толпой стоящие у трона,/Свободы, Гения и Славы палачи!»). Доброхоты подбросили текст царю с примечанием — «Призыв к революции». Реакция последовала незамедлительно: арест, высылка из Петербурга — под пули горцев. Но повоевать Лермонтову тогда собственно и не довелось. Хлопоты родни вернули поэта домой.
Жить бы ему и творить еще долго на благо русской словесности. Ан, нет! Угораздило влюбиться в княгиню Щербатову, за которой приударял и сын французского посла. Дело молодое, горячее — слово за слово, и вот уже дошло до дуэли. А за дуэль, даже без летального исхода, наказывали строго. Выживших дуэлянтов по закону полагалось казнить, повесив за ноги. Но это не применялось, иначе государь лишился бы гораздо большего числа своих офицеров и чиновников.
В 1940-м начинается вторая кавказская ссылка Лермонтова. На этот раз без всяких снисхождений. Велено было держать его на первой линии схваток, и от пуль не беречь. Нашли кого напугать! Лермонтов между прочим состоял в «охотниках», т.е. по-современному говоря, в спецназе, совершал рейды по тылам, в боях с горцами отличался удивительной храбростью и хладнокровием, не раз был отмечен.
Роковой оказалась встреча не с врагами, а как раз с добрым старым знакомцем
по юнкерской школе, майором Николаем Мартыновым; это произошло в Пятигорске, в июле 1841 года.
Место встречи со смертью изменить нельзя
Саму дуэль, произошедшую 15 (по старому стилю) июля 1841 года и гибель поэта подробно описал в заметках секундант Лермонтова князь Александр Васильчиков. Вот выдержки:
«Однажды на вечере у генеральши Верзилиной Лермонтов в присутствии дам отпустил какую-то новую шутку, более или менее острую, над Мартыновым. Что он сказал, мы не расслышали; знаю только, что, выходя из дому на улицу, Мартынов подошел к Лермонтову и сказал ему очень тихим и ровным голосом по-французски; «Вы знаете, Лермонтов, что я очень часто терпел ваши шутки, но не люблю, чтобы их повторяли при дамах»,- на что Лермонтов таким же спокойным тоном отвечал: «А если не любите, то потребуйте у меня удовлетворения».
…Больше ничего в тот вечер и в последующие дни, до дуэли, между ними не было, по крайней мере нам, Столыпину, Глебову (другим секундантам) и мне, неизвестно, и мы считали эту ссору столь ничтожною и мелочною, что до последней минуты уверены были, что она кончится примирением.
На этом сокрушились все наши усилия; трехдневная отсрочка не послужила ни к чему, и 15 июля часов в шесть-семь вечера мы поехали на роковую встречу; но и тут в последнюю минуту мы, и, я думаю, сам Лермонтов, были убеждены, что дуэль кончится пустыми выстрелами и что, обменявшись для соблюдения чести двумя пулями, противники подадут себе руки и поедут… ужинать.
…Когда мы выехали на гору Машук (близ Пятигорска) и выбрали место по тропинке, ведущей в колонию (имени не помню), темная, громовая туча поднималась из-за соседней горы Бештау.
Мы отмерили с Глебовым тридцать шагов; последний барьер поставили на десяти и, разведя противников на крайние дистанции, положили им сходиться каждому на десять шагов по команде «марш». Зарядили пистолеты. Глебов подал один Мартынову, я другой Лермонтову, и скомандовали: «Сходись!»
Лермонтов остался неподвижен и, взведя курок, поднял пистолет дулом вверх, заслоняясь рукой и локтем по всем правилам опытного дуэлиста. В эту минуту, и в последний раз, я взглянул на него и никогда не забуду того спокойного, почти веселого выражения, которое играло на лице поэта перед дулом пистолета, уже направленного на него. Мартынов быстрыми шагами подошел к барьеру и выстрелил. Лермонтов упал, как будто его скосило на месте, не сделав движения ни взад, ни вперед, не успев даже захватить больное место, как это обыкновенно делают люди раненые или ушибленные.
Мы подбежали. В правом боку дымилась рана («Глубокая еще дымилась рана…» — так в стихе! Мистика. — О.Ш.), в левом — сочилась кровь, пуля пробила сердце и легкие.»
«…Хотя признаки жизни уже видимо исчезли, но мы решили позвать доктора.
— продолжает свои записки князь Васильчиков. — По предварительному нашему приглашению присутствовать на дуэли доктора, к которым мы обращались, все наотрез отказались. Я поскакал верхом в Пятигорск, заезжал к двум господам медикам, но получил такой же ответ, что на место поединка по случаю дурной погоды (лил проливной дождь) они ехать не могут, а приедут на квартиру, когда привезут раненого.
Когда я возвратился, Лермонтов уже мертвый лежал на том же месте, где упал; около него Столыпин, Глебов и Трубецкой. Мартынов уехал прямо к коменданту объявить о дуэли. Черная туча, медленно поднимавшаяся на горизонте, разразилась страшной грозой, и перекаты грома пели вечную память новопреставленному рабу Михаилу».
Суть и дело
Сразу же было возбуждено розыскное дело. По предписанию Конторы Пятигорского военного госпиталя тело освидетельствовали. Вот что записано в документе:
«При осмотре оказалось, что пистолетная пуля попав в правый бок ниже последнего ребра, при срастении ребра с хрящем, пробила правое и левое легкое поднимаясь в верх вышла между пятым и шестым ребром левой стороны и при выходе прорезала мягкие части левого плеча; от которой раны Поручик Лермантов (настоящая фамилия Лермонтова была именно такой. — О.Ш.) мгновенно на месте поединка помер. В удостоверение чего общим подписом и приложением герба моего печати свидетельствуем.
Город Пятигорск. Июля 17 дня 1841 года.»
Подписали этот документ Пятигорского военного Госпиталя Ординатор Лекарь Титулярный Советник Барклай-де-Толли и еще четверо присутствовавших при осмотре военных, судейских и жандармских чинов.
Пуля вошла в правый бок ниже последнего ребра, а вышла между пятым и шестым ребром с левого бока. Почему такая странная косая траектория, если дуэлянты стояли напротив друг друга? Да потому что идеально ровной поляны не нашлось, а местность при дороге шла под наклоном в 6-7 градусов. Лермонтову по жребию досталась позиция повыше, а Мартынову ниже. Соответственно и стрелял он приподняв ствол пистолета.- утверждают некоторые исследователи.
Но если взять анатомический атлас и провести под/над ребрами линию, как описано, то будет не 6-7 градусов, а все 45! Это Лермонтову надо было на скале стоять, а Мартынову у ее подножия. Возможно, пуля, попав в правый бок, дала рикошет, и поэтому получился такой раневой канал.
Во всем ли точен секундант Лермонтова князь Васильчиков, рассказывая про дуэль? В одной очень важной детали — нет. Его повествование относится к жанру мемуаров и писалось много лет спустя. Престарелый князь мог подзабыть, с какого точно расстояния был произведен смертельный выстрел.
Но документы, в данном случае из того же дела, ничего не забывают.
На следующий день, 16 июля группа из четырех следователей, прихватив с собой секундантов корнета Глебова и князя Васильчикова выезжает на место дуэли к подножию Машука. Выясняют все детали. Стреляться должны были не с 10 шагов, как вспоминал Васильчиков, а с 15, каковое расстояние и отметили брошенными на землю фуражками. Это и есть барьер. Затем дуэлянтов поставили в десяти шагах от барьера, каждого со своей стороны.
Если бы Лермонтов отставался на месте, как описывает диспозицию его секундант, выстрел Мартынова был бы сделан с 25 шагов. Попасть очень сложно, тем более когда противник стоит к тебе боком (что уменьшает площадь поражения живой «мишени»). Пистолеты той поры отнюдь не были высокоточным оружием, и с 10 метров можно было промахнуться. А Мартынов делает можно сказать снайперский выстрел.
Из того же документа осмотра места дуэли:
«По данному Секундантами знаку они подошли к Барьеру. Маиор Мартынов выстрелив из рокового пистолета, убил Поручика Лермантова, не успевшего выстрелить из своего пистолета. На месте, где Лермантов упал и лежал мертвый, приметна кровь, из него изтекшая.»
То есть стрельба производилась с расстояния 15 шагов. Не верить зафиксированной картине оснований нет. Но что же Лермонтов? Он не успел выстрелить или не собирался, полагая, что дело уладится обоюдными выстрелами в воздух? Один Бог знает.
Про 15 шагов говорит в своих показаниях и Мартынов:
«Был отмерен барьер в 15 шагов и от него в каждую сторону еще по десяти. Мы стали на крайних точках. По условию дуели, каждый из нас имел право стрелять когда ему вздумается, стоя на месте или подходя к барьеру. Я первый пришел на барьер; ждал несколько времени выстрела Лермантова, потом спустил курок.»
И вот еще, посмотрите, какая трогательная деталь:
«От зделанного мною выстрела он упал, и хотя признаки жизни еще были видны в нем, но уже он не говорил. Я поцеловал его и тотчас же отправился домой, полагая что помощь может еще подоспеть к нему во время.»
Убийца, целующий свою жертву, это уже какой-то сюр!
Убийца дожил до старости
Современникам поэта да и некоторым нынешним лермонтоведам эта смерть кажется весьма странной. Любители конспирологии говорят, что Лермонтова «заказали», что был еще некий третий стрелок, сделавший выстрел из кустов с более близкого расстояния. Рельеф местности, характер ранения, показания свидетелей эту версию начисто исключают. Да и кому заказывать-то? Сосланный из Петербурга в действующую армию там уже никому не мешал.
Еще одна из версий — он, разочарованный в жизни, опустошенный ее обстоятельствами, сам искал смерти. Поэтому и не стрелял, а подставил себя под выстрел. Но , как мы видим, он в общем-то и не подставлял грудью под пистолет, напротив, повернулся боком, рассчитывал на промах или выстрел противника в воздух.
Что касается Мартынова, тот был наказан, лишен чинов и званий, посидел под арестом. Но вскоре был отпущен. Есть свидетельства, что Мартынов испытывал угрызения совести, понимая, что многие видят в нем лишь убийцу великого поэта. В оставленных записках «Моя исповедь» он пытался оправдываться, поясняя, что Лермонтов «имел невыносимый характер и был испорчен светом».
Мартынов умер своей смертью спустя 34 года после дуэли, прожив не бедствуя и не нуждаясь до 60 лет.
Лермонтова похоронили под Пятигорском, и тело находилось в этой земле 250 дней. В конце января 1842 года бабушка поэта Е.Арсеньева обратилась к государю с просьбой разрешить перевезти останки Михаила Юрьевича в их имение в Тарханы. Разрешение было получено.
В сухом остатке. Что предсказано.
О жизни и смерти Михаила Юрьевича Лермонтова написано огромное количество статей, книг, научных работ. Суть моих изысканий в другом. Выяснить, что предсказал поэт о финале своей судьбы, насколько это совпадает с действительностью.
В стихотворении, родившемся где-то за месяц до дуэли, Лермонтов точно называет причину своей смерти: ни сабельный удар в бою, ни кинжал горца («По камням струится Терек, /Плещет мутный вал;/ Злой чечен ползет на берег,/
Точит свой кинжал», 1838 г.) , ни болезнь, а именно огнестрельное ранение; угадывает его характер : «Глубокая еще дымилась рана,/ По капле кровь точилася моя» (будто знал, что напишет князь Васильчиков про его дымящуюся рану и сочащуюся кровь!). Место обозначено — «долина Дагестана». Дуэль произошла под Пятигорском, сейчас это Ставропольский край. Но вспомним, что тогда шла Кавказская война, Россия еще не утвердилась тут, и собственно это и был Дагестан, подножие горы Машук. Время, правда, обозначено не то — все произошло не в полдень, а вечером. Но странно было бы требовать от поэта очень уж детального описания. Он прозрел главное — свою смерть от свинца.