Проповедь Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Преображения Господня
Москва, 20 августа 2009 г.
19 августа, в праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя. После чтения Евангелия Предстоятель Русской Церкви обратился к пастве с проповедью, сообщает пресс-служба Московской Патриархии.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Сегодня великий двунадесятый праздник Преображения Господня. Только что мы слышали Евангелие от Матфея, где повествуется об этом чудном событии (см. Мф. 17:1-6). По прошествии шести дней взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, возвел их на высокую гору и преобразился перед ними: лицо Его просияло как солнечный свет, одежды Его стали белы как снег, и предстали Иисусу ветхозаветные пророки Моисей и Илия, и апостолы видели эту удивительную славу Спасителя. И даже Петр, потрясенный всем, что он переживал в эти мгновения, спросил Господа: не стоит ли здесь, на этом месте, построить три палатки — одну Ему, одну Моисею, одну Илии, чтобы оставаться здесь как можно дольше. И замечает Евангелист: Петр говорил, не зная, что говорит. Слышен был еще глас с неба, который утверждал, что Иисус есть Возлюбленный Сын Божий; затем это видение исчезло.
Размышляя над этим Евангельским текстом, задаешься вопросом: а что же было на горе Фавор? Что это было за Божественное сияние? И какое событие предшествовало Фаворскому Преображению за шесть дней? Ведь после шести дней взял Он Петра, Иакова и Иоанна и возвел на гору высокую. Событие, которое было за шесть дней до Преображения — событие удивительное: Господь открыто говорил ученикам, что Ему надлежит пострадать (см. Мф. 16:21), и завершил Свое обращение к ним словами: и те, кто стоит здесь, не вкусят смерти, пока не увидят Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем (см. Мф. 16:28). По толкованию святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского, Преображение и было явлением Божиего Царства — того самого Царства, которому Христос по Божеству Своему принадлежал. И свет, который воссиял на Фаворе, был не физический свет, не отражение солнца — это был Божественный свет; причем апостолы видели его не своими физическими глазами, потому что они прозревали нечто большее, чем только свет. Откуда апостолы узнали, что рядом со Спасителем — Моисей и Илия? Ведь не существовало никаких портретов, никаких описаний их внешности. Однако апостол Петр безошибочно определяет, что здесь Моисей и Илия. Апостолы видят нечто иное, нежели обычную человеческую реальность — они видят иной мир и видят его глазами духовными, которые во мгновение открылись. Свет, который они видят — не свет, который пришел во мгновение на вершину Фавора, а затем исчез; это свет, который постоянно был со Христом, это свет Божественного Царства, это свет вечности.
Продолжая размышлять над событием Преображения, святитель Григорий Палама сравнивает два Евангельских текста — от Матфея и от Луки, и обращает внимание на то, что у Матфея сказано: после шести дней взял Господь Петра, Иакова и Иоанна и возвел на гору высокую. А у Евангелиста Луки сказано: на восьмой день (см. Лк. 9:28). И справедливо утверждает святитель Григорий, что не может быть здесь разночтений: в этих двух цифрах некий смысл. Действительно, если Матфей не считает первого и последнего дня, то получается, что расстояние между событиями — шесть дней. А Лука считает и первый день, и последний, и получается восемь дней. И святитель Григорий утверждает, что неслучайно это разночтение: говоря о восьмом дне, Евангелист Лука хочет сказать нечто большее, чем просто показать хронологию этих двух событий, временную дистанцию, которая их связывает. За шесть дней до Преображения Господь говорил о славе Своей, о явлении Царствия Небесного. И святитель Григорий Палама утверждает, что видение славы Преображения есть видение славы восьмого дня творения. Известно, что мир был создан за шесть дней, а в седьмой день Господь почил от дел Своих. А восьмой день — это день Преображения всего мира, которое, по слову Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского, наступит тогда, когда грехом будет уничтожен физический мир. Вот тогда и явится восьмой день Царствия Божия.
Но как важно откровение, данное ученикам на горе Фавор: этот восьмой день не наступит после человеческой истории, он существует уже сейчас. Это параллельный мир, это мир Божественного Царства, который мы не видим физическими глазами, к которому мы не можем прикоснуться руками, потому что очи наши закрыты грехом; но от этого реальность Божественного мира не становится меньшей и ничем не помрачается. Этот мир существует, и каждому из нас, подобно апостолам, дана возможность прикоснуться к этому миру уже в этой жизни. Когда мы принимаем Святые Христовы Тайны, когда мы очищаем душу свою покаянием, когда во время Божественной литургии радостно бьется наше сердце, то мы прикасаемся к этому восьмому дню творения, Божественному Царству — не физическими глазами и руками, но нашими сердцами. Вот почему и начальный возглас Литургии, тот, который напоминает нам о Царстве: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа». Через Церковь, через Литургию мы становимся соучастниками этого Царства, а значит, и соучастниками Преображения. Нам открывается — конечно, не в полной мере, а как говорит апостол Павел, как бы через тусклое стекло, гадательно (см. 1 Кор. 13:12), то, что мы увидим после своей кончины.
В тропаре и кондаке праздника Преображения прослеживается такая мысль: Господь преобразился перед Своими учениками настолько, насколько они могли воспринять это Преображение — якоже можаху. И Господь преобразился перед учениками для того, чтобы укрепить их веру — чтобы тогда, когда они будут видеть Его распинаемым, они вспоминали эту славу преображенного на Фаворе Спасителя. Вот и нам на земле дается великое счастье прикосновения к иному, Божественному миру, для того чтобы мы обретали веру и силу жить по Божиему закону.
Мир, который окружает нас и который лежит во грехе и зле (см. 1 Ин. 5:19), постоянно переориентирует наше сознание. Он уводит нас от этого видения восьмого дня. Он направляет все наши силы на достижение тех целей, которые не имеют никакой связи с вечностью. Мы погружаемся в море забот, треволнений, конфликтов; мы недоумеваем от того, что происходит в мире, как сейчас многие недоумевают и не могут понять эту цепь трагических событий, которые на наше Отечество обрушились: эти жертвы людей — от злой воли человека или от каких-то иных обстоятельств? Сердце надрывается, когда слышишь эти скорбные сообщения о трагической кончине наших сограждан. И многим может показаться: а где же перспектива? Куда мы идем? Что с нами происходит? И ведь речь идет не только о нашей стране — речь идет о всем мире, о всем роде человеческом.
Мы никогда не поймем, куда идем, и никогда не увидим правильного пути, пока у нас не откроется духовное зрение, потому что смысл человеческой жизни обретается только в перспективе вечности. Если мы видим, чувствуем славу восьмого дня, славу Божественного Царства, которое наступит не только в конце времен, а которое уже сейчас реально существует вместе с этим миром; когда мы осознаем важность того, чтобы нашу земную жизнь подчинить Божественному Царству и следовать Божию закону и Божиим заповедям, — тогда человеческими усилиями, подкрепляемые благодатью Божией, мы будем преобразовывать наш греховный мир, стараясь сблизить его с невечерним Божественным Царством. В этом задача Церкви перед лицом истории: провозглашая весть о спасении, Церковь стремится помочь каждому человеку приблизиться к Божественному Царству уже здесь, на земле, а затем, после смерти, стать наследником этого Царства. Церковь призвана воздействовать таким образом на окружающий мир, на человеческое общество, чтобы преображать это общество по Божьему закону, приближая земной, тварный мир к тому, чтобы он в полной мере отражал на себе Божественную славу. И нет никакой другой цели церковного служения, как нет никакой иной конечной цели для человека, как достижение Царствия Божия, как лицезрение этого Царствия, как подчинение законам этого Царствия в своей жизни.
Праздник Преображения Господня наполнен величайшим смыслом, который отражен в том числе и в традиции иконописания. Древние иконы Преображения изображают Спасителя на вершине горы; справа и слева — Моисей и Илия, у ног Спасителя — апостолы, а из одежд Спасителя струится свет, который пронизывает собой окружающий мир — и горы, и деревья, и животных (на некоторых иконах и таковые изображены). Это символ того, как Бог Своей энергией, Своим Божественным светом пронизывает весь космос, все творение. И человек призван, воспринимая эту Божественную энергию, по образу Божьего Царства преобразовывать себя и окружающий мир. К этому призывает нас и сегодняшнее евангельское событие, которое мы празднуем, призывает Слово Божие, призывает Божественная мудрость. И нам только остается своим человеческим злым мудрованием не противиться этой Божественной мудрости. Аминь.
Праздник Благовещения возвещает нам одну из самых замечательных, самых потаенных, самых значимых тайн Божественного откровения. Именно тогда, когда уже прошло много веков, и поколения представителей богоизбранного народа тщетно ожидали Мессию, отроковице Марии впервые было возвещено свыше в полной мере, когда в этот мир придет Мессия.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Праздник Благовещения возвещает нам одну из самых замечательных, самых потаенных, самых значимых тайн Божественного откровения. Именно тогда, когда уже прошло много веков, и поколения представителей богоизбранного народа тщетно ожидали Мессию, отроковице Марии впервые было возвещено свыше в полной мере, когда в этот мир придет Мессия, как Он придет в этот мир и какую особую роль предстоит сыграть Ей, по сути дела, еще маленькой девочке, во исполнение этого великого завета Бога, заключенного Им с человеческим родом.
Очень часто для нас праздник Благовещения, событие Благовещения, представляется как радужная очень красивая картинка. К девочке является ангел и возвещает ей, что она станет участницей спасения человеческого рода, что через нее в мир придет Спаситель.
Однако попытаемся задуматься над тем, так ли легко быть свидетелем Благовещения? Так ли легко возвещать эту благую весть людям?
К тому времени, как отроковица Мария удостоилась видения Архангела Гавриила, уже много веков тщетно ожидал богоизбранный народ прихода в мир Спасителя. Уже много веков отделяли Ее современников от праотцев, от родоначальников богоизбранного народа, которым было возвещено о том, что богоизбранный народ явит миру Спасителя.
Уже века прошли с того времени, как пророки возвещали о приходе в мир Мессии, а Его все не было. Были лишь нескончаемые испытания, были лишь тяжелые жертвы на этом пути ожидания человеком Бога. Люди рождались, возрастали и умирали, тщетно ожидая Мессию.
Именно Ей, почти еще девочке было явлено узнать о самом главном. Что же переживала Она в тот момент, когда к Ней явился Архангел Гавриил? Наверное, не только радость, но и страх, но и трепет. И когда Она услышала, что в мир придет Спаситель, и именно Она станет Той, через кого Он приобретет Свое человеческое естество, могла ли вместить Она в полной мере то, что Ей было возвещено?
Вспомним, дорогие братья и сестры, сегодняшнее евангельское чтение. Самой Пресвятой Деве трудно было понять Архангела. И Она просто по-человечески на его благую весть ответила тем, что Она не знала еще мужа. Как же Она может родить Мессию? И так, как и многие Ее современники, Она жила в убеждении, что Мессия это будет просто праведный человек, царь Иудейский из рода Давидова. Она даже представить Себе не могла, что это будет не просто праведный человек, не просто царь из рода Давидова, но что это будет Богочеловек. Архангел Гавриил указал Ей на праведную Елизавету, которая в преклонные годы, вопреки всем законам человеческого естества должна была дать миру того, кто станет Предтечей Спасителя.
Но ведь это будет человек. И хотя чудесным образом он родится у престарелых родителей, все это будет в соответствии с представлениями людей того времени. Ей же впервые открылось то, что в мир придет не просто праведник, не просто царь из рода Давидова, в мир придет Богочеловек.
Как могла Она вместить это в Себя? Если поколения людей потратили огромное количество сил, чтобы понять тайну Богочеловечества? Если даже в самой Церкви в течение многих веков возникали целые еретические движения, неспособные понять тайну Богочеловечества?
Она приняла эту тайну. Приняла и поняла. Прежде всего, своим чистым сердцем. Это один очень важный, как правило, оказывающийся сокрытым от нашего понимания аспект Благовещения. Но ведь было и нечто иное.
Она, праведная Отроковица, конечно же, узнав о том откровении, которое дается Ей, могла ведь и усомниться, могла ведь подумать, что не ангел, а бес искушает Ее. Но этого не случилось. Отроковица проявляла мудрость, которой удостаивались лишь немногие святые ветхозаветной церкви. Она смогла распознать истинное откровение, исходящее от Господа.
Но даже тогда, когда Она поняла, что это действительно Архангел Гавриил, возвещающий благую весть, Она, смиренная девочка, разве не могла именно по своему смирению сказать о том, что Она недостойна этого призвания, что не вместит Она в себя эту великую тайну рождения в мир Мессии. Она ведь могла по своему смирению поступить так. И кто бы мог Ее осудить за это? Но если бы Она поступила так, возможно ли было бы наше с вами спасение?
Мы, как правило, очень много и справедливо говорим о том, что Спаситель вынес на Себе всю меру человеческих грехов, что Он нес на Себе бремя трудное, крестное бремя нашего с вами спасения.
Но задумаемся сегодня над тем, что еще до Него Отроковица Мария приняла уже на Себя это бремя, что уже тогда, когда Она сказала со смирением: Се, раба Господня; да будет Мне по глаголу твоему, началось дело нашего спасения. И начала его простая девочка, святая девочка, девочка, которой предстояло стать Пресвятой Богородицей, которую мы славим, как Честнейшую Херувим и как славнейшую без сравнения Серафим.
Но тогда-то Она была всего лишь Отроковицей. И не скажи Она этих великих слов: Се, раба Господня; да будет Мне по глаголу твоему, каким бы было наше спасение? В том-то и заключается великий смысл Боговоплощения, что Бог вочеловечился в мире, в котором уже был человек, достигший великой праведности. И этим человеком была Пресвятая Богородица.
И опять мы можем сказать себе. Коль скоро Она была так праведна, наверное, Ей легче, чем кому-либо другому, было нести этот подвиг, эту великую тайну, которой ведь тогда Она не могла разделить ни с кем. Ибо кто поверил бы девочке, если бы Она сказала о том, что Ей явился Архангел и сказал, что именно Она родит Мессию, Который дастся Ей от Духа Святаго.
В лучшем случае Ее сочли бы безумной, в худшем случае сочли бы кощунницей и побили бы камнями. Но Она эту тайну несла в Себе, несла с Собой, поверив Богу. И вот это глубокое доверие Богу со стороны человека, со стороны человеческого рода, воплотившегося тогда в этой маленькой девочке, явилось залогом того, что Христос, пришедший в этот мир, был все-таки принят, был все-таки узнан, был все-таки в состоянии найти Себе учеников и последователей.
Человечество в то время уже было способно принять Благую весть, способно было принять Боговоплощение. И вот в этом заключался главный смысл Благовещения. В лице Пресвятой Девы Марии человечество ответило Богу на Его призыв осознанно и смиренно.
И эти слова Пресвятой Богородицы: «Се, раба Господня; да будет Мне по глаголу твоему», отныне и до века должны были стать словами каждого христианина принимающего в свою жизнь волю Божию.
Но это трудно. Трудно было Ей. Трудно нам. И вместе с тем это единственный путь быть благовестником тайны Боговоплощения.
Мы все, христиане, призваны к тому, чтобы принять благую весть в свое сердце. Но мы точно также призваны и к тому, чтобы нести эту благую весть миру, а это великий подвиг.
Мы все хорошо знаем, сколь величественна и вместе с тем трудна была жизнь Пресвятой Богородицы. Мы знаем, какую огромную меру страданий Ей пришлось испытать в этой жизни. Никто не страдал так, как Пресвятая Богородица. Но в этом содержится очень важное указание для всех нас.
Благую весть очень трудно принять, еще труднее возвещать ее миру, но, может быть, самое трудное заключается в том, чтобы, приняв в себя благую весть, возвещая ее в течение всей своей жизни, оставаться верным этой благой вести. Оставаться верным Богу, чтобы эти слова, слова Пресвятой Богородицы, в которых Она возвестила о Своей готовности быть с Богом и служить Богу, чтобы эти слова были самыми главными для каждого благовестника Христова, то есть для каждого из нас с вами, дорогие братья и сестры.
Будем помнить об этом. И в наступающие, может быть, самые трудные, исполненные переживаний о крестных страданиях Спасителя дни, постараемся помнить, как же трудно было Ей, Пресвятой Богородице, Отроковице, принявшей в свое сердце благую весть о Боговоплощении Христа, и пережившей Его крестные муки. Не только, как переживали их многие праведники, многие христиане, но переживавшей их, как мать, являвшейся свидетельницей крестных страданий собственного сына.
Пусть хоть отчасти в наших сердцах отзовется Ее скорбь, тем более что в этом году праздник Благовещения Пресвятой Богородицы предстоит Великому Четвергу.
Благовещение, предшествующее Великому Четвергу, Страстным Евангелиям, должно отозваться в наших сердцах не только радостью, но и скорбью. А значит, то величие, которым была исполнена Пресвятая Богородица, скорбевшая у Креста, на котором был распят Ее Сын, это величие может пробудить в нас, христианах, то, часто недостающее нам чувство христианского достоинства пред миром, столь часто проходящим мимо страданий Христовых, мимо скорбей наших ближних. Аминь.
Прот. Георгий Митрофанов. Проповедь на Благовещение Пресвятой Богородицы
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.
Праздник Благовещения возвещает нам одну из самых замечательных, самых потаённых, самых значимых тайн Божественного откровения. Именно тогда, когда уже прошло много веков и поколения представителей богоизбранного народа долгое время ожидали Мессию, Отроковице Марии впервые было возвещено свыше в полной мере, когда в этот мир придет Мессия, как Он придёт и какую особую роль предстоит сыграть Ей, по сути дела, ещё маленькой Девочке, во исполнение этого великого завета Бога, заключённого Им с человеческим родом.
Часто для нас праздник Благовещения, само событие Благовещения представляется как радужная, очень красивая картинка. К Девочке является Ангел и возвещает Ей, что Она станет участницей спасения человеческого рода, что через Неё в мир придет Спаситель…
Однако попытаемся задуматься над тем, так ли легко быть свидетелем Благовещения? Так ли легко возвещать эту благую весть людям?
К тому времени как Отроковица Мария удостоилась видения Архангела Гавриила, уже много веков ожидал богоизбранный народ прихода в мир Спасителя. Уже много веков отделяли Её современников от праотцев, от родоначальников богоизбранного народа, которым было возвещено о том, что богоизбранный народ явит миру Спасителя.
Уже века прошли с того времени, как пророки возвещали о приходе в мир Мессии, а Его всё не было. Были лишь нескончаемые испытания, были лишь тяжёлые жертвы на этом пути ожидания человеком Бога. Люди рождались, возрастали и умирали, тщетно ожидая Мессию.
Именно Ей, почти ещё девочке, было явлено узнать о самом главном. Что же переживала Она в тот момент, когда к Ней явился Архангел Гавриил? Наверное, не только радость, но и страх, но и трепет. И когда Она услышала, что в мир придет Спаситель и именно Она станет Той, через кого Он приобретёт Свое человеческое естество, могла ли вместить Она в полной мере то, что Ей было возвещено?
Пресвятой Деве трудно было понять Архангела. И Она просто по-человечески на его благую весть ответила тем, что Она не знает мужа. Как же Она может родить Мессию? Как и многие Её современники, Она жила в убеждении, что Мессия – это будет просто праведный человек, царь Иудейский из рода Давидова. Она даже представить Себе не могла, что это будет не просто праведный человек, не просто царь из рода Давидова, но что это будет Богочеловек.
Архангел Гавриил указал Ей на праведную Елизавету, которая в преклонные годы, вопреки всем законам человеческого естества, должна была дать миру того, кто станет Предтечей Спасителя. Но ведь это будет человек. И хотя чудесным образом он родится у престарелых родителей, это будет всё-таки в соответствии с представлениями людей того времени. Ей же впервые открылось то, что в мир придёт не просто праведник, не просто царь из рода Давидова – в мир придёт Богочеловек.
Как могла Она вместить это в Себя? Если поколения людей потратили огромное количество сил, чтобы понять тайну Богочеловечества? Если даже в самой Церкви потом в течение многих веков возникали целые еретические движения, неспособные понять тайну Боговоплощения?
Она приняла эту тайну. Приняла и поняла. Прежде всего, Своим чистым сердцем. Это один, очень важный и, как правило, оказывающийся сокрытым от нашего понимания аспект Благовещения. Но ведь было и нечто иное.
Она, праведная Отроковица, конечно же, узнав о том откровении, которое даётся Ей, могла ведь и усомниться, могла ведь подумать, что это не Ангел, а что бес искушает Её. Но этого не случилось. Отроковица проявила мудрость, которой удостаивались лишь немногие святые ветхозаветной церкви. Она смогла распознать истинное откровение, исходящее от Господа.
Но даже тогда, когда Она поняла, что это действительно Архангел Гавриил, возвещающий благую весть, Она, смиренная девочка, разве не могла именно по своему смирению сказать о том, что Она недостойна этого призвания, что не вместит Она в Себя эту великую тайну рождения в мир Мессии? Она ведь могла по Своему смирению поступить так. И кто бы мог Её осудить за это? Но если бы Она поступила так, возможно ли было бы наше с вами спасение?
Мы, как правило, очень много и справедливо говорим о том, что Спаситель вынес на Себе всю меру человеческих грехов, что Он нёс на Себе бремя трудное, крестное бремя нашего с вами спасения.
Но задумаемся сегодня над тем, что ещё до Него Отроковица Мария приняла на Себя это бремя, что уже тогда, когда Она сказала со смирением: «Се, раба Господня; да будет Мне по глаголу твоему», началось дело нашего спасения. И начала его простая Девочка, святая Девочка, Девочка, Которой предстояло стать Пресвятой Богородицей, Которую мы славим как Честнейшую Херувим и как Славнейшую без сравнения Серафим.
Но тогда-то Она была всего лишь Отроковицей! И не скажи Она этих великих слов: «Се, раба Господня; да будет Мне по глаголу твоему», каким бы было наше спасение? В том-то и заключается великий смысл Боговоплощения, что Бог вочеловечился в мире, в котором уже был человек, достигший великой праведности. И этим человеком была Пресвятая Богородица.
И опять мы можем сказать себе: коль скоро Она была так праведна, наверное, Ей легче, чем кому-либо другому, было нести этот подвиг, эту великую тайну, которую ведь тогда Она не могла разделить ни с кем. Ибо кто поверил бы девочке, если бы Она сказала о том, что Ей явился Архангел и возвестил, что именно Она родит Мессию, Который дастся Ей от Духа Святаго? В лучшем случае Её сочли бы безумной, в худшем случае сочли бы кощунницей и побили бы камнями. Но Она эту тайну несла в Себе, несла с Собой, поверив Богу. И вот это глубокое доверие Богу со стороны человека, со стороны человеческого рода, воплотившегося тогда в этой маленькой Девочке, явилось залогом того, что Христос, пришедший в этот мир, был всё-таки принят, был всё-таки узнан, был всё-таки в состоянии найти Себе учеников и последователей.
Человечество в то время уже было способно принять Благую весть, принять Боговоплощение. И вот в этом заключался главный смысл Благовещения. В лице Пресвятой Девы Марии человечество ответило Богу на Его призыв осознанно и смиренно. И эти слова Пресвятой Богородицы: «Се, раба Господня; да будет Мне по глаголу твоему», отныне и до века должны стать словами каждого христианина, принимающего в свою жизнь волю Божию.
Но это трудно. Трудно было Ей. Трудно нам. И вместе с тем, это единственный путь быть благовестником тайны Боговоплощения. Мы все, христиане, призваны к тому, чтобы принять благую весть в своё сердце. Но мы точно также призваны и к тому, чтобы нести эту благую весть миру, а это великий подвиг.
Мы все хорошо знаем, сколь величественна и вместе с тем трудна была жизнь Пресвятой Богородицы. Мы знаем, какую огромную меру страданий Ей пришлось испытать в этой жизни. Никто не страдал так, как Пресвятая Богородица. Но в этом содержится очень важное указание для всех нас. Благую весть очень трудно принять, еще труднее возвещать её миру, но, может быть, самое трудное заключается в том, чтобы, приняв в себя благую весть, возвещая её в течение всей своей жизни, оставаться верным этой благой вести. Оставаться верным Богу, чтобы эти слова, слова Пресвятой Богородицы, в которых Она возвестила о Своей готовности быть с Богом и служить Богу, чтобы эти слова были самыми главными для каждого благовестника Христова, то есть для каждого из нас с вами, дорогие братья и сёстры.
Будем помнить об этом. И в наступающие, может быть, самые трудные, исполненные переживаний о Крестных страданиях Спасителя дни постараемся помнить, как же трудно было Ей, Пресвятой Богородице, Отроковице, принявшей в Своё сердце благую весть о Боговоплощении Христа и пережившей Его крестные муки. И пережившей не только так, как переживали их многие праведники, многие христиане, но и как Мать, являвшаяся свидетельницей Крестных страданий собственного Сына…
Пусть хоть отчасти в наших сердцах отзовется Её скорбь.
Благовещение, предшествующее Великому Четвергу, Страстным Евангелиям, должно отозваться в наших сердцах не только радостью, но и скорбью. А значит, то величие, которым была исполнена Пресвятая Богородица, скорбевшая у Креста, может пробудить в нас, христианах, часто недостающее нам чувство христианского достоинства пред миром – миром, столь часто проходящим мимо страданий Христовых, мимо скорбей наших ближних. Аминь.
Протоиерей Георгий Митрофанов