Содержание
- Благодать
- Можно ли именовать благодать Богом, Божественностью?
- Что значит стяжать Святого Духа?
- Как следует относиться к положению о преподании благодати посредством священных предметов, святынь, таких как иконы и мощи Божьих угодников?
- Если благодать, подаваемая верующему при посредстве святого или святыни, не излучается ими как её непосредственными источниками, то почему Серафим Саровский явился Мотовилову в блеске благодатного света?
- Возможно ли причастие благодати для нехристиан?
- Понятие «Благодать Божия» в Священном Писании
- Как получить благодать Божию
- Благодать Божия: как ее сохранить и о ней свидетельствовать
- Что такое Божья благодать
- Видео «Определение Божьей благодати»
- На кого сходит Божья благодать
- Сила благодати
- О благах земных и небесных
- Священник Валерий Духанин: О благодати Божией
- №24 (921) / 27 июня ‘17
- Архиепископ Серафим (Соболев) — Православное учение о благодати [1992, PDF, RUS]
Благодать
- Благодать энциклопедия изречений
- Благодать Библейский словарь
- Учение о благодати иерей Олег Давыденков
- Беседа преподобного Серафима с Н. А. Мотовиловым
- Жизнь Церкви в Духе Святом протопр. Михаил Помазанский
- Слово о законе и благодати митр. Иларион
- О законе и благодати прот. Валентин Свенцицкий
- О благодати. Старец Силуан иеромонах Софроний
- Об опыте Божией благодати архим. Георгий (Капсанис)
- Божественная благодать и свобода человека свт. Феофан Затворник
- О Благодати Божией архиеп. Феофан (Быстров)
- О благодати Божией, как силе, которою Господь освящает нас митр. Макарий (Булгаков)
- Что такое Божья благодать, и как она «изображается» на православных иконах? А.М. Леонов
- Божественная благодать. Истинное и ложное учение
Благода́ть — 1) Божественное действие вообще; 2) Божественное действие, направленное на сохранение и развитие мира; 3) Божественное действие (энергия, сила), направленное на спасение человека.
Само слово «благодать» означает благой, добрый дар, потому что только Бог является источником высшего блага.
Можно ли именовать благодать Богом, Божественностью?
Помимо того, что Церковь различает в Боге сущность и Лица, она признаёт и действительность проявления Божьей сущности. В принципе, любая сущность проявляет себя в той или иной форме: не проявляемой сущности не бывает по определению, ведь само существование сущности — это уже её проявление. И конечно же, непрестанно проявляется и сущность Того, Кто является Сущим (Исх.3:14) в самом точном и исключительном значении этого слова.
Проявление сущности Отца и Сына и Святого Духа именуется в Православной Догматике Божественной энергией или Божественным действием. Ввиду того, что Божественная энергия неотделима от сущности, а сущность неотделима от своего проявления или энергии, её именуют Богом (см. подробнее: Что такое Божья благодать, и как она «изображается» на православных иконах?; Введение в понятия: «сущность», «ипостась», «акциденция»).
Равным образом проявление или действие природы огня — раскаленное, сияющее движение газов, созерцаемое в форме языков, — мы называем не только горением, но и огнём. Как прикасаясь к огню, мы приобщаемся не к его сущности, а к его действию (обжигает ведь именно действие), так и причастность Божественному проявлению или энергии, причастность благодати, есть причастность Самому Богу.
В этом отношении благодать Божья нередко именуется так же, как и третье Лицо Пресвятой Троицы — Святым Духом, хотя её можно обозначить и более развёрнутым выражением: благодатью Святого Духа или благодатью Отца и Сына и Святого Духа. Святым Духом она называется потому, что Божественное действие всегда проистекает от Отца через Сына и проявляется в Духе Святом.
Что значит стяжать Святого Духа?
Стяжание Святого Духа есть стяжание Божьей благодати. Под стяжанием нельзя подразумевать накапливание по подобию того, как накапливаются материальные или даже нематериальные ценности, такие как трудовые навыки или знания.
Стяжание благодати означает нечто другое. По мере духовно-нравственного преображения человека, которое совершается не иначе как при содействии Божьем, человек не просто становится лучше и совершенней; он уподобляется Богу и духовно сближается с Ним. Чем выше степень уподобления и единения человека и Бога, тем ярче проявляется и выразительней сияет в нём Божья благодать. Собственно, весь этот благодатный спасительный процесс и называется стяжанием благодати или освящением, обожением (см: Синергия; Обо́жение).
Как следует относиться к положению о преподании благодати посредством священных предметов, святынь, таких как иконы и мощи Божьих угодников?
Низведение благодати может осуществляться Богом как непосредственно, так и посредством представителей или предметов сотворенного мира. В случаях ниспослания благодати посредством святых икон и мощей они служат средством общения с Богом и Его святыми (см: Икона; Мощи святых).
В отличие от магических средств, где акцент ставится на ритуалы и заклинания, благодать Божия действует не механически, а преподаётся человеку по его вере. Способность же воспринимать благодать зависит от внутреннего состояния человека, от его сердечного настроя. В этом отношении молитва понимается святыми отцами не так, будто молясь, человек преклоняет к себе Бога, а так, что молясь, он сам возвышается и раскрывается для взаимодействия с Ним.
При молении же перед иконой или мощами, богомольцу легче настроиться на обращение, легче сосредоточиться и вознести свой дух (разум и сердце) к тому первообразу, чей образ запечатлен на иконе, или к тому святому, к чьим мощам он желает припасть. Вступая в молитвенную связь со святыми угодниками, мы просим у них ходатайства перед Творцом, а Он отвечает — в той мере, в какой это необходимо для пользы молящегося, — Своим благословением (действием).
Неверно считать, будто православные иконы или святые мощи являются самостоятельными источниками Божьей благодати, Божьих энергий. Такое отношение сродни отношению язычников к талисманам и оберегам, и должно признаваться чуждым христианскому сознанию.
Если благодать, подаваемая верующему при посредстве святого или святыни, не излучается ими как её непосредственными источниками, то почему Серафим Саровский явился Мотовилову в блеске благодатного света?
Благодать Божия есть не что иное как Божественное действие, направленное в мир; в более узком значении — Божественное действие, направленное на спасение человека.
В обычных для грешного человека условиях благодать, как правило, бывает невидима. В свою очередь подлинно верующий человек способен, при содействии Божьем, созерцать её духовными очами веры.
Между тем, по особому усмотрению Вседержителя сияние благодати может быть явлено даже и грешному человеку, причём даже чувственным образом. Для чего? — В каждом конкретном случае бывает особая Промыслительная цель (см.: Промысл Божий).
По усмотрению Божьему сияние благодати бывает видимо и тогда, когда она (благодать) почивает на Божьих святых.
Так, свет, исходивший от лица Моисея (Исх. 34:29), служил свидетельством для сынов Израиля о его близости к Богу, о том, что Господь благоволит к их законоположнику и вождю. Это свидетельство укрепляло авторитет Моисея, удерживало его соплеменников от чрезмерного ропота и, вероятно, от потенциально возможного бунта.
В случае с преподобным Серафимом Саровским сияние также свидетельствовало о его близости к Богу.
Кроме того его обнаружение было связано с желанием святого приоткрыть Мотовилову, в доступной для него мере и ясной форме, непонятную ему, как грешнику, тайну о том, что значит, пребывать во Святом Духе.
Увидев вокруг преподобного необыкновенное свечение, почувствовав исходившее при этом благоухание и теплоту, Мотовилов, конечно же, исполнился изумления. Вместе с тем он исполнился радости и восторга.
Зримый свет служил для него подтверждением облагодатствованности преподобного Серафима, а необычное внутреннее ощущение (пусть даже он и не испытывал тех ощущений, которые испытывал сам святой), позволили ему прочувствовать, что значит быть причастником Божественной благодати. Ведь по признанию Серафима Саровского, и он (Мотовилов) пребывал тогда в Духе.
Возможно ли причастие благодати для нехристиан?
Стяжание благодати спасения является одной из важнейших целей христианской жизни. В то же время, благодать содействует духовному преображению, обожению христиан, в результате чего возрастает их способность к дальнейшему стяжанию благодати.
Православным христианам благодать спасения подаётся посредством Церковных Таинств, во время участия в храмовом богослужении, посредством частных молитв (и т. д.), наконец, по особому усмотрению Божьему, в целях общего и частного Промысла.
Как иноверцы, так и неверующие лишены возможности приобщения к тем благодатным Дарам, которые преподаются исключительно членам Церкви (разумеется, лишены не безусловно, а лишь до тех пор, пока они не вступят в ряды христиан).
Однако, сказанное не означает, что они полностью лишены возможности причастия Божественной благодати.
Во-первых, спасительная благодать действует на них призывающим образом (этому соответствует понятие «призывающее действие Божественной благодати»). Ещё перед Своими Страданиям Господь возвестил: «Когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе» (Ин.12:32).
Вспомним, как был призван в Церковь Савл, будущий апостол Павел, причём, призван тогда, когда выступал в роли ярого гонителя Церкви (Деян.9:1-18). Да и разве могли бы апостолы, не содействуй их проповеди Божественная благодать, «наполнить» Церковь (бывшими) язычниками?
Во-вторых, особое благодатное воздействие на неверующих и иноверцев может оказываться посредством христианских молитв, согласно обетованию Господа: «всё, чего ни попросите в молитве с верою, получите» (Мф.21:22).
***
По учению Церкви, благодать есть вышеестественный дар Бога человеку. «Все благодатные дары находят на достойных сверх природы, – указывает св. Марк Ефесский, – и они иные в сравнении с находящимися в нас природными дарами и образующимися в результате нашего усилия. И также всякая жизнь живущих по Богу – иная в сравнении с жизнью природной, будучи духовной и боговидной».
Божественная благодать является несозданной, нерожденной и личной (ипостасной). В Священном Писании она часто называется силой («…вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой» (Деян.1:8), «…Господь сказал мне: «Довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи»» (2Кор.12:9)).
Святые отцы называют благодать «лучами Божества», «Божественной славой», «нетварным светом»… Действием Божественной благодати обладают все три Лица Святой Троицы. «Действие несозданной сущности, – пишет св. Кирилл Александрийский, – есть нечто общее, хотя оно и свойственно каждому Лицу». Св. Ириней Лионский, размышляя о домостроительном проявлении Святой Троицы, отмечает, что благодать исходит от Отца и сообщается через Сына во Святом Духе. По слову св. Григория Паламы, благодать есть «энергия общая и Божественная сила и действие Триипостасного Бога».
Действием Божественной благодати открывается возможность познания Бога. «…Без благодати ум наш не может познавать Бога, – учит св. Силуан Афонский, – …каждый из нас может рассуждать о Боге настолько, насколько познал благодати Святого Духа». Действие Божественной благодати дает человеку возможность исполнения заповедей, спасения и духовного преображения. «Действуя в себе и вокруг себя, христианин вносит в подвиги всю свою личность, но делает это, и может успешно делать, только при непрерывном содействии Божественной силы – благодати, – учит св. Иустин Попович. – Нет мысли, которую христианин может по-евангельски мыслить, нет чувства, которое он может по-евангельски ощущать, нет дела, которое он может по-евангельски сделать без благодатной помощи Божьей». Действие Божественной благодати сообщает человеку неоценимый дар соединения с Богом – обожение. В этом благодатном состоянии человек, по слову св. Макария Великого, уподобляется Христу и становится выше первого Адама.
Действие Божественной благодати осуществляется в сотрудничестве (в синергизме) со свободной волей человека. «Богочеловеческий синергизм является существенным отличием христианской деятельности в мире. Здесь человек соработает Богу и Бог соработает человеку, – разъясняет св. Иустин Попович. – … Человек со своей стороны изъявляет волю, а Бог – благодать; из совместного их действия создается христианская личность». По учению св. Макария Великого, созидая нового человека, благодать действует таинственно и постепенно. Благодать испытывает человеческое произволение, сохраняет ли он всецелую любовь к Богу, замечая в нем согласие со своими действиями. Если в духовном подвиге душа оказывается благоискусной, ничем не огорчая и не оскорбляя благодать, то она проникает «до глубочайших ее составов и помышлений», пока вся душа не будет объята благодатью.
Понятие «Благодать Божия» в Священном Писании
Слово «благодать» весьма часто встречается в Священном Писании, как Ветхого, так и Нового Завета, и употребляется в различных смыслах:
а) иногда означает благоволение, благорасположение, благосклонность, милость (Быт.6:8; Еккл.9:11; Эсф.2:15, 8:5);
г) но собственно благодатью называется спасительная сила Божия, которая, сообщаясь нам по заслугам Иисуса Христа для нашего освящения и спасения, возрождает нас в жизнь духовную и, утверждая, и совершенствуя, совершает наше освящение и спасение. Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же. Учениями различными и чуждыми не увлекайтесь; ибо хорошо благодатью укреплять сердца, а не яствами, от которых не получили пользы занимающиеся ими (Евр.13:8-9).
Догматические определения о благодати
(Из кн.: «Каноны или Книга Правил». Правила святых соборов Поместных. Правила святаго поместнаго собора Карфагенскаго (393–419))
125. Определено также: если кто речет, что благодать Божия, которою оправдываются в Иисусе Христе, Господе нашем, действительна к одному только отпущению грехов, уже содеянных, а не подает сверх того помощи, да не содеваются иные грехи, — таковой да будет анафема, так как благодать Божия не только подает знание, что подобает творить, но еще вдыхает в нас любовь, да возможем и исполнить, что познаем.
126. Также, если кто речет, что та же благодать Божия, которая о Иисусе Христе Господе нашем, вспомоществует нам к тому только, чтобы не согрешать, поскольку ею открывается и является нам познание грехов, да знаем, чего должно искать и от чего уклоняться, но что ею не подается нам любовь и сила к деланию того, что мы познали должным творить: таковой да будет анафема. Ибо когда Апостол глаголет: разум делает гордым, а любовь созидает (1Кор. 8:1): то весьма нечестиво было бы верить, что к кичению нашему имеем благодать Божию, а к созиданию не имеем; тогда как и то и другое есть дар Божий: и знание. что подобает творить, и любовь к добру, которое подобает творить, дабы при созидающей любви не мог кичить разум. Ибо как от Бога написано: учай человека разуму (Псал. 93:10): так же написано и сие: любовь от Бога есть (1Ин. 4:7).
127. Определено также: если кто речет, что благодать оправдания нам дана ради того, дабы возможное к исполнению по свободному произволению удобнее исполняли мы чрез благодать, словно бы и не приняв благодати Божией, мы хотя с неудобством, однако могли и без нее исполнить Божественные заповеди, — таковой да будет анафема. Ибо о плодах заповедей не сказал Господь: без Мене неудобно можете творить, но сказал: без Меня ничего не можете творить (Ин. 15:5).
***
Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак.4:6).
преподобный Симеон Новый Богослов: «Всякой богобоязненной душе предлежат два великие подвига: первый, чтобы получить благодать Святого Духа, потому что и возможности нет вступить кому-нибудь на путь спасения и тем паче шествовать по нему, если не получит он наперед таинственной благодати Всесвятого Духа, второй более тяжкий, чтобы не лишиться сей благодати, получаемой со многими потами и трудами… И этот-то великий подвиг, чтоб не лишиться Божьей благодати, полученной уже, предлежит душе до последнего нашего издыхания».
См. БОЖЕСТВЕННЫЕ ЭНЕРГИИ, БОЖЕСТВЕННАЯ СУЩНОСТЬ, ДАРЫ СВЯТОГО ДУХА, ПЛОДЫ СВЯТОГО ДУХА
Как получить благодать Божию
Мы молимся о Вас!
Моя предыдущая статья о благодати Божией вызвала определённый резонанс.
Считаю своим долгом продолжить тему. Благодать — это сила Божия, энергия Бога, если хотите современным языком, посылаемая смиренному человеку в помощь и руководящая ко спасению.
Итак, если «получил небольшую благодать, то в душе мир и чувствуется любовь ко всем. Если благодати чуть больше, то в душе свет и радость великая. А если ещё больше, то и тело ощущает благодать Святаго Духа» (Схиигумен Савва, Псково-Печерский монастырь).
Вот нам современным людям много чего хочется, особенно счастья, материальных благ и определенного комфорта. В принципе, в этом нет ничего плохого. Но одно дело, когда ты свое благополучие строишь по Заповедям Божиим, совсем другое дело, когда думаешь, что ты умнее Господа Бога и игнорируешь благодатную помощь Свыше. Это неразумно. Но, с другой стороны, за твой выбор тебя не осудит даже Господь. Он нам дал свободу, и насильно мил не будешь. Поэтому весьма важно сделать правильный выбор.
Старец Афонский Силуан говорил: » Чтобы иметь в себе благодать Божью, человек должен быть воздержен во всем: в движениях, в слове, в смотрении, в помыслах, в пище… Будь послушлив Богу, не осуждай и храни ум и сердце от плохих помыслов. Помышляй, что все люди добрые, и всех их любит Господь. За эти смиренные мысли благодать Святаго Духа будет жить в тебе, и ты скажешь: милостив Господь!»
И вот отец Савва, величайший духовник своего времени (конец 20 века) говорит: «Блюдите благодать Божию. С ней легко жить, всё делается хорошо по Богу, всё мило и радостно, душа покойна в Боге и ходит как по какому-то саду, в котором живут Господь и Божия Матерь».
Заметим, что никакие материальные блага нам не дадут такого насыщения и удовольствия. Человек стремится всё больше и больше получать. Но Божий мир регулирует всё гармонично. Благодать тоже надо заслужить. Она просто так не валится с неба. Однако, нам очень хочется, чтобы вся наша жизнь, бизнес, отношения были успешными. Это нормально.
Но ведь насколько всё просто! Взял рычаг — благодать Божию, и усилил свои достижения с Божьей помощью! Какая гордость тебе мешает стать верующим? Какое препятствие не даёт ощутить Благодать Божию?
Это то всё греховное. Это то, что противно Закону Божию. Например, гнев, тщеславие, высокоумие, осуждение ближних отгоняют благодать Святаго Духа. Вот говорят, человек беден, за что благодарить Бога? А как ты получишь благодать и, что важно, как ты сохранишь ее, если ты — неблагодарная тварь?
Если решил быть успешным в жизни, приобрети для начала успех у Господа Бога. Тогда всё остальное приложится, благодатию поспешествующу.
Помогай Бог!
Благодать Божия: как ее сохранить и о ней свидетельствовать
Благодать Божия: как ее сохранить и о ней свидетельствовать (+Видео)
автор — Протоиерей Олег Стеняев
Как подается благодать Божия? Чем святые отличаются от нас, обычных людей, если в таинстве Евхаристии мы все освящаемся благодатью?
Почему нужно наше свидетельство о благодати Божией?
На эти вопросы отвечает протоиерей Олег Стеняев.
Главная цель жизни христианина – это, по определению преподобного Серафима Саровского, стяжание благодати Духа Святаго.
Что такое – стяжание благодати Духа Святаго?
Мы должны учиться сохранять благодать, полученную в таинствах Церкви
Духом Святым совершаются все таинства Церкви.
Значит, смысл жизни христианина – в том, чтобы полученное в Церкви через святые таинства оберегать в себе самом.
Как в книге Притч сказано: «Пусть не разливаются источники твои по улице, потоки вод – по площадям» (Притч. 5: 16).
И христианин должен очень ответственно относиться к той благодати, которую он имеет, получает в таинствах Крещения, Святого Причастия, Исповеди, которая есть таинство примирения.
У нас есть много книг, где говорится о том, как готовиться к таинствам, например, как готовиться к таинству Святого Причастия.
Но, к сожалению, почти нет книг о том, как сохранять это состояние, как его не терять. Настоящая жизнь христианина – это жизнь от Причастия до Причастия.
И мы должны иметь даже некое вожделение сохранять это состояние, не омрачать его, не терять в себе самом.
Наши предки настолько серьезно относились к стяжанию благодати Духа Святаго, что в день Причастия старались не вкушать пищу до вечера и не разговаривать в этот день на пустые темы.
Собственно говоря, то, что мы называем святостью, человек переживает в Святом Причастии, которое предлагается верующим как Святая Святых.
Но в чем тогда наше отличие от подлинных святых? – Мы не можем, не умеем долго сохранять это состояние.
Мы быстро его теряем. Мы не успеваем выйти из церкви, как начинаем терять это состояние, и это очень серьезная проблема. Мы должны иметь навык сохранять это состояние как можно дольше. Мария Египетская 40 лет сохраняла состояние, которое она пережила в таинстве Святого Причастия.
Но и ей потребовалось, чтобы к ней прибыл старец Божий, напутствовал ее Святыми Дарами перед смертью.
Другая очень важная задача, стоящая перед нами, – свидетельствовать о той благодати, которую мы имеем в таинствах Церкви, другим людям.
Давайте посмотрим, что пишет апостол Павел в своем Послании к Римлянам.
Он пишет об «Иисусе Христе, Господе нашем, через Которого мы получили благодать и апостольство, чтобы во имя Его покорять вере все народы, между которыми находитесь и вы, призванные Иисусом Христом» (ср.: Рим. 1: 5-6).
Оказывается, благодать нам дана не только для нас самих, но и для того, чтобы с ее помощью мы покоряли вере другие народы, то есть делились этой евангельской радостью Божиего прощения – Исповеди, Божиего освящения – Евхаристии. Делились с другими людьми!
Беседа старца Серафима Саровского с Николаем Мотовиловым.
Художник: Мария Мироненко. 2015 г.
Нужно свидетельствовать другим о тех переменах, которые произошли в нашей жизни благодаря таинствам Церкви
И Христос, покидая этот мир, дал апостолам наставление, чтобы они шли и проповедовали Святое Евангелие (см.: Мф. 28: 19-20). Евангелие – это благая весть о том, что в Иисусе Христе есть разрешение всех проблем. Но здесь надо понять, что в Православии спасение – это восстановление человека в том достоинстве, в каком он был до грехопадения – то есть каким был первый человек Адам в раю.
Поэтому, когда мы говорим о спасении, мы вспоминаем и о том, кем или чем человек был до грехопадения. Так вот, во Христе, как во Втором Адаме, мы восстанавливаем в себе самом это состояние через таинства Церкви, которые совершаются Божией благодатью.
И мы должны свидетельствовать другим людям о тех переменах, которые произошли в нашей жизни благодаря таинствам Церкви, чтобы ввести и других людей в эту благодатную жизнь в Церкви Божией как в царстве Духа Святаго.
Ибо благодать царствует в таинствах.
Христос сказал о таинстве Святой Евхаристии: «Сие творите в Мое воспоминание… пока Я не приду» (ср.: Лк. 22: 19; 1 Кор. 11: 26), и в этом смысле Православие провозглашается как евхаристическая истина: природа нашей Церкви евхаристична.
Мы все соборно причащаемся Тела и Крови Иисуса Христа – и духовенство, и миряне.
И когда мы несем свидетельство миру, это свидетельство о том, что в Святых Дарах Христос не покинул этот мир, а, напротив, Он пошел к Отцу в день Вознесения, умолил Отца, и Отец послал Духа Святаго, стяжая Который через таинства Церкви, мы имеем надежду на вечную жизнь – а она, начавшись на земле, не прекратится и в вечности.
Протоиерей Олег Стеняев
Некоторые евангельские слова прочно вошли в современный лексикон, потеряв свое первоначальное значение. Сегодня далеко не все осознают, что означает Божья благодать, продолжая использовать словосочетание больше как метафору. Понять глубинный смысл этого выражения вам поможет наша статья.
Что такое Божья благодать
Ветхий Завет называет божественную милость необычным словом хэн, означающим благосклонность, приязненность, доброжелательство. Новозаветное Евангелие использует термин харис, который трактуется аналогично. Ранние христиане объясняли такую благость, как Святой Дар Господа, данный через Сына Божьего. Получив его, люди становятся на путь истинный, обращающий их в праведников. Таким образом великая сила приводит верующих христиан к спасению.
Определение Благодати в религиозных представлениях
Православие называет благодатью явление Всевышнего грешнику. Божественная милость, которая снизошла на падшего мирянина, помогает побороть духовные страсти, обращая человека к Богу, даруя ему желанное избавление. Понятие благости часто связывают со святыми, через которых она действует. Такая сила призвана освящать и освобождать грешную душу.
Богословы связывают Божью милость с церковными таинствами, святынями, раскаянием и спасением. Будучи ключевой концепцией сотериологии, ее делят на несколько видов:
- предшествующая – побуждает к исповеди;
- действующая – помогает вступить в диалог с Христом;
- содействующая – оказывает божественное содействие.
Видео «Определение Божьей благодати»
В этом видеоролике представлено определение божественной милости.
На кого сходит Божья благодать
Ближе всего к состоянию благости монахи. Но это не значит, что обычному человеку такая милость недоступна. Если верующий мирянин почитает Всевышнего, бережет свою душу, как храм Господень, на него тоже может снизойти Святой Дух.
К полученной благодати нужно относиться с уважением, не соблазняясь данному счастью, иначе Бог может отозвать Свой Дар обратно. При этом человека, лишенного благосклонности, будут раздирать внутренние противоречия, наступит уныние и депрессия, жизнь пойдет наперекосяк. Чтобы вернуть божественную милость, грешнику нужно опять встать на праведный путь.
Сила благодати
Как же проверить, даровал ли вам Господь свою благость? Для этого достаточно внимательно взглянуть на себя, свое поведение, поступки, взаимоотношения с близкими. Мирянин, которого Всевышний обошел стороной, обычно пребывает в плохом настроении, подвержен стрессам и болезням. Дела, за которые он берется, не ладятся, а семейная жизнь трещит по швам.
Однако спасение грешника находится в его собственных руках. Святой Дух никогда не снисходит, если человек не хочется этого. Познать благосклонность Господню можно только придя к Богу, открыв Ему душу, наполнив сердце любовью.
Ближе всего к состоянию благости священнослужители
Божия благодать от икон
Православные христиане очень часто обращаются к святым образам за божественной милостью. Они просят помощи в трудных жизненных ситуациях, при болезнях, горестях и опасностях.
Больше всего миряне любят молиться Пресвятой Деве Марии, считая Ее Заступницей простого люда на Небесах.
Обращаясь к святым ликам, верующие искренне надеются на чудо. Божья благосклонность от икон являет собой:
- внезапное отступление болезни;
- успокоение душевных терзаний;
- обретение высокооплачиваемой работы;
- удачное стечение жизненных обстоятельств.
Обретение и возвращение благодати
Божья благость всегда снисходит на человека после свершения семи главных церковных Таинств:
- Крещение;
- Миропомазание;
- Исповедь;
- Евхаристия;
- Венчание;
- Хиротония;
- Соборование.
ВенчаниеПричастиеПокаяниеКрещение
Согласно Евангелию все эти обряды установлены Всевышним, а потому содержат Его слова и несут Святой Дух. Господь дарует Свою милость тем, кто правильно подготовился к священной церемонии, очистил душу, открыл сердце Ему. Действует такая благосклонность по-разному:
- во время Крещения и Миропомазания человек становится членом Церкви, ему открывается возможность участвовать в церковных Таинствах;
- Исповедь и Причащение даруют верующим очищение души;
- принимая священный сан, духовное лицо дает обет перед Богом, посвящая свое служение Всевышнему;
- обряд Венчания скрепляет семейный союз на Небесах, гарантируя неразлучность супругов даже после смерти;
- Соборование помогает получить благословение, исцелить физические или духовные болезни.
Чтобы не лишиться Божьей благодати, нужно регулярно посещать храм, совершая Таинства Исповеди и Евхаристии. Во время Литургии за каждого прихожанина молятся все члены Церкви, прося Господа об избавлении.
Обряд Причащения, который следует после покаяния, был установлен Иисусом Христом во время Тайной Вечери перед распятием. Вкушая плоть и кровь Господню, верующие соединяются со Спасителем, обретая желанное спасение. Церковники советуют причащаться не реже одного раза в месяц, чтобы не лишиться божественной милости.
Божья благодать сильной молитвы
Церковь предписывает молиться каждый день. Делать это можно перед домашним иконостасом или в храме. Общаясь с Богом, нужно искренне каяться, просить даровать милость и избавление.
Если сложилась трудная жизненная ситуация, возносить молитвы Всевышнему разрешается в любое время. Совет автора
Сильные молитвы перед образами Святой Троицы и Иисусом Христом обычно читают при таких нуждах:
- помочь справиться с жизненными неурядицами;
- защитить от бед и несчастий;
- оградить от опасности;
- простить грехи;
- направить на истинный путь;
- исцелить от болезней;
- избавить от уныния, тревоги, печали;
- поблагодарить за данную благость.
Спасение грешника находится в его собственных руках
О благах земных и небесных
Некоторые миряне путают божественную благодать небесную и земную. Иногда после сильных молитв, вознесенных Господу, человек внезапно исцеляется или удачно решаются сложные проблемы. Является ли это милостью Божьей? Несомненно. Однако благость эта – земная.
Может ли такая благосклонность быть одновременно и небесной? Может. Святое Писание от Луки содержит притчу, рассказывающую о десяти прокаженных. Больные пришли к Спасителю, моля Его об избавлении от болезни. Проявив милость, Христос даровал им желанное здоровье, однако спасение обрел только один мирянин. Именно он преклонил колени перед Мессией, посвятив всю свою жизнь служению Богу.
Мораль этой притчи в том, что не все христиане, которым была ниспослана божественная благость, обретают избавление. Не всем молящимся и обретшим благосклонность открывается дорога в Царствие Небесное.
Всевышний никогда не посылает благодать насильно. Она приходит сама после обретения истинной веры и посвящения себя Богу. Именно тогда появляется желание молиться, делать добро, а сердце наполняется всеобъемлющей любовью.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Священник Валерий Духанин: О благодати Божией
№24 (921) / 27 июня ‘17
Беседы с батюшкой
В этой теме:
Беседы с батюшкой
Иеромонах Афанасий (Букин): Можно ли доказать бытие Бога ищущим и сомневающимся
Беседы с батюшкой
Архимандрит Мелхиседек (Артюхин): Жизнь надо посвятить самому главному
Совсем недавно мы отпраздновали Пятидесятницу (в этот день на апостолов сошел Святой Дух в виде огненных языков). Потом Неделя всех святых, праздник всех святых… Поговорим о благодати. Что такое благодать Божия, как она проявляется и как правильно понимать это явление нашей духовной жизни?
– Вопрос очень хороший. Если мы откроем Священное Писание, в частности, Новый Завет, увидим, что там достаточно часто встречается это слово – «благодать». Благодатью вы спасены через веру , и сие не от вас – Божий дар (Еф. 2, 8). Благодать теоретически в богословии объясняется, но понять рационально ее бывает трудно – это должно ощущаться на собственном опыте.
Я помню, когда учился в лавре, в Московской духовной семинарии, часто посещал одну монахиню. Ей было уже за 80 лет, она жила при лавре. Помню, как она причащалась на дому. Я приводил к ней батюшку, она достаточно долго исповедовалась, и потом ее причащали. При этом каждый раз, когда происходило Причащение, удавалось наблюдать в буквальном смысле чудо. Только что перед тобой был утомленный человек, который где-то и роптал до Исповеди, утомлялся от жизненных скорбей, но, когда она причащалась Святых Таин (это трудно передать), с ней буквально происходило изменение: она преображалась, и из глаз ее как будто исходил какой-то свет, отблеск Неба – чистота неземная, мир, спокойствие и любовь. И ее слово после Причащения тоже становилось совершенно иным, она уже сама тебя укрепляла, поддерживала. То есть это было благодатное слово, и чувствовалось, что благодать действительно в ней присутствует после Причащения Святых Таин.
Что же такое благодать? Если мы откроем догматические книги, то увидим, что это нетварная Божественная сила, нетварное Божественное действие. Нетварное – то есть несотворенное, от вечности присущее Богу. Сила – то есть она врачует наши немощи, какие-то недостатки. Но, по большому счету, Божия благодать и есть явление Самого Господа, Его присутствие рядом с нами. Когда пророк Моисей увидел куст, объятый пламенем, который не сгорал, он обратил на это внимание. К нему из этого куста обращается Сам Господь Бог. Он говорит: сними обувь с ног твоих, потому что земля, на которой ты стоишь, есть земля святая (ср.: Исх. 3, 5) – здесь благодать явилась в виде пламени.
Тут мы можем вспомнить, что и в день Пятидесятницы благодать Божия к апостолам нисходит тоже в виде огня, но на самом деле это явление Самого Бога, это Господь присутствует рядом с людьми, являет Себя, поэтому нельзя благодать представлять как некую силу, оторванную от Бога. Это не так. Это именно Сам Господь являет Себя, Он согревает человека духовным теплом, дает ему духовную силу, и за счет этого человек может духовно преображаться, духовно восходить к высотам своей христианской жизни.
Можно перейти к каким-то проявлениям благодати Божией, которая нисходит на людей?
– Я как раз привел пример – Причащение Святых Таин. Я, кстати, вспоминаю самого себя. Когда только-только воцерковлялся, приходил в храм, и после Литургии было совершенно особое состояние на душе: удивительная радость и любовь ко всем людям. Тогда я еще теоретически не пытался осмыслить, что это такое, но теперь могу точно сказать, что это именно действие Божией благодати, ведь Божия благодать – это тоже явление Божией любви: когда любовь Божия прикасается к сердцу человеческому, это серд-це тоже исполняется любви ко всем окружающим.
Став священником, я могу наблюдать: всегда Литургия (когда ты до этого сам и молишься, и обязательно исповедуешься, чтобы никакого груза на тебе не было), Причащение Святых Таин удивительным образом меняют тебя. После Литургии ты выходишь совершенно обновленным – уходят все эмоции, накопившиеся переживания, все становится вторичным, утрачивает свою остроту. И все жизненные скорби, которые тебя до этого волновали, которыми ты был озабочен, уходят, рассеиваются. Ведь в Причащении нам действительно дается благодать, и эта благодать самая существенная, она проницает человека, наполняет его.
Вспоминаю слова старца отца Кирилла (Павлова), архимандрита, который отошел ко Господу: если после Причащения ты чувствуешь, что нет мира на душе, это значит, был какой-то неисповеданный грех или ты не смог решить какую-то духовную проблему. Потому что такого в принципе не должно быть. Всегда после Литургии должно быть состояние мирное, радостное. В своем сердце ты должен испытывать любовь. Если этого нет, значит, по какой-то причине ты не коснулся Божией благодати.
А какие еще есть проявления Божией благодати, кроме Причастия? Где еще мы можем ее получить?
– На самом деле, вся жизнь Церкви наполнена благодатью. Когда совершался праздник Святой Троицы, Сошествия Святого Духа на апостолов, во время богослужений мне пришла мысль, что это, может быть, центральный праздник: на каждом богослужении каждая молитва заканчивается прославлением Отца и Сына и Святого Духа, то есть прославлением Троицы, а праздник Троицы как раз приходится именно на день Пятидесятницы – именно в этот день Сын Божий от Бога Отца ниспосылает Святой Дух апостолам. Ведь Церковь – это не просто собрание верующих (несколько человек собрались и сказали, что они верующие), нет: это общество верующих, приобщенных к Духу Святому. Господь даровал Святого Духа именно в день Пятидесятницы.
Жизнь Церкви и есть жизнь благодати Святого Духа в Церкви, Который исполняет любое богослужение, чинопоследование, тем более – пребывает в таинствах. Мы знаем, что благодать освящает даже стихии, поэтому крещенская вода иногда исцеляет людей от болезней. В духовном смысле она помогает, защищает от демонических проявлений – темные силы, силы падших духов, боятся благодати Божией, а она присутствует в святой воде. То есть, на самом деле, в Церкви благодать присутствует – во всех проявлениях Церкви.
Мы понимаем, что Церковь есть благодать, слышим это в проповедях. Но люди часто задают другой вопрос: они хотят чувствовать благодать как-то отдельно. Причастился – почувствовал благодать. И они спрашивают, как понять, есть благодать или нет. Часто бывает, мы приходим в храм, наши мысли о другом, мы этого не чувствуем, но какие-то маленькие всплески ищем…
– Я думаю, опасно акцентировать внимание на своих чувствах. Если приходишь в храм и сосредоточиваешься на внутренних ощущениях (коснулась тебя благодать или нет? Что ты чувствуешь?), то здесь очень легко впасть в обольщение. Получается, человек начинает сам культивировать внутри себя какие-то чувства и потом пережевывает эти ощущения. На самом деле он, может быть, сам играет своими чувствами таким образом. В духовной жизни важно избегать всего искусственного, наигранного, поэтому лучше всего не обращать специально внимания на чувства, а жизнь христианскую выстраивать в простоте.
Нам даны заповеди Божии, мы призваны молиться ко Господу внимательно, раскаиваться в своих грехах, освобождать свое сердце от груза грехов. Если уж на что и нужно обращать внимание, это на то, что мешает нам приобщиться благодати Божией. Если в доме окна закрыты, то свет туда никогда не проникнет – то же происходит с нашей душой, когда душа закрыта от света благодати Божией за счет грехов, страстных привязанностей, падений. Задача христианина заключается не в том, чтобы почувствовать в себе проявления благодати, а, наоборот, стараться замечать в себе греховные несовершенства, от которых следовало бы освобождаться, прикладывать к этому усилие. Когда ты освобождаешься от грехов, то открываешь свою душу навстречу Божией благодати, и она сама воздействует на тебя. Но не нужно пытаться контролировать этот процесс. Когда мы пытаемся уловить этот момент, в каком-то смысле пытаемся это проконтролировать, тогда благодать совершенно точно пройдет мимо тебя. Тут все не так просто, как кажется.
Не нужно себя заставлять думать: «Вот я сейчас буду причащаться каждую службу и буду исполнен благодати, буду такой хороший» – получается, это ошибочное суждение? Многие именно так и думают.
– Мы должны в простоте сердца приступать к Святой Чаше и осознавать себя последними грешниками – видеть свои грехи и покаянно молиться и приступать ко Святому Причащению, осознавая свое недостоинство, а все остальное уже предавать в руки Божии. Как правило, когда человек осознает свое недостоинство, то именно ему Господь и подает состояние мира души, внутреннее освобождение, которое неподвластно твоему воображению, личным манипуляциям. Поэтому ты действительно испытываешь Божию благодать, чего и сам не ожидал, чего не хотел и даже, может быть, не настраивался на это. А она приходит, радует и подает утешение.
Святые отцы иногда выделяют даже виды благодати, обычно это три вида. Первый – благодать призывающая. На самом деле благодать Божия едина – это явление Господа, это Его сила, Его свет, но когда Господь хочет призвать человека, Он касается его души, и такой человек вдруг чувствует неудовлетворенность окружающим материальным бытом: он жил обычной мирской жизнью, трудился (или, наоборот, не мог найти работу), но стремился к чему-то материальному, и вдруг он видит, что все это не насыщает его душу. И у него внутри наступает отторжение от этого растленного, утопающего в грехах мира. Он чувствует, что душе его чего-то не хватает, как это было с блаженным Августином – он описал этот опыт в «Исповеди». Начинает он свою книгу со слов молитвы, обращенной к Богу: «Ты, Боже, создал нас для Себя, и беспокойно наше сердце, пока не успокоится в Тебе» – ничто земное не может насытить душу человеческую! Но обычно мы в обольщении этого не замечаем и, когда Господь прикасается души человеческой, то благодать себя проявляет именно через мучение души, когда она чувствует неудовлетворенность окружающим бытом: вроде бы все есть, а не хватает чего-то. И друзья есть, и семья, и работа, – а не хватает чего-то главного. Не хватает именно Бога. Призывающая благодать – это прикосновение Господа, когда душа начинает обращаться к Богу.
Каков второй вид благодати?
– Это благодать утверждающая – помогающая христианину устоять в добре.
Бывают в жизни ситуации, когда мы вроде бы ведем духовную жизнь, но потом начинаем ослабевать. Может получиться так, что через какое-то время ты забрасываешь и молитвенное правило, у тебя исчезает тяга к духовной жизни – твоя греховная природа проявляет себя, возникает леность. Но наступает момент, когда внутри вдруг что-то начинает жечь, просыпается совесть. Благодать Божия на этом этапе помогает христианину вернуться к христианскому образу жизни, чтобы не отпасть, не прийти в леность. Если христианин не будет допускать преднамеренно тяжелых грехов, отрекаться от христианской жизни, то благодать Божия, несомненно, будет ему помогать.
У меня перед глазами живой пример одного молодого христианина, который старался подвизаться, но в один момент его очень сильно потянуло на плотские грехи. И он не мог впадать в эти грехи, что-то его останавливало. Потом он все-таки поступил очень опрометчиво – просто снял с себя нательный крест. Когда он это сделал, ему удалось впасть в блуд – правда, после этого он каялся. Я хочу сказать, что Господь постоянно пытается нас удержать в духовной жизни и способствует нашему исправлению. Но когда мы решительным образом отказываемся от помощи Божией, от того, что защищает нас (преднамеренно сняв крест, он выразил свое личное желание, сказал Христу: не хочу быть с Тобой), тогда лишаемся защищающей благодати. Когда он лишился защищающей благодати, тогда и впал в грех. Поэтому нужно, конечно, всегда помнить, что нам требуется просто хранить себя от опрометчивых поступков, а Господь всегда находится рядом, Он не оставит, Он поддержит в любой ситуации.
А в Крещении (или даже до) в каком состоянии пребывает человек? В Крещении, мы говорим, человеку даруется благодать.
– До Крещения действует именно призывающая благодать Божия: Господь подает человеку такие ситуации, чтобы он разочаровался в мирской жизни – суетной, посвященной страстям греховной жизни, и чтобы хотя бы немножко склонился в сторону духовного, задумался. А вот таинство Крещения меняет человека кардинально. Конечно, иногда спрашивают: как же так, мы видим, что человек после Крещения тоже может грешить, по образу жизни не отличается от некрещеного человека. Но на самом деле разница кардинальная.
Святитель Феофан Затворник и святитель Игнатий единогласно говорили, что крещеный человек – это человек, которому уже дана благодать. Это как семя, вложенное в землю. Но оно еще должно прорасти. Это то же самое, как богатство, данное человеку, может остаться под спудом – вот, он получил какое-то сокровище, запрятал в сундук, зарыл в землю, и оно остается невостребованным: он его никак в своей жизни не применил, ничего не смог на него построить. То же происходит с людьми, которые крестились, приняли сокровище благодати, но в духовной жизни его никак не реализуют. А ведь сокровище-то огромное – это рождение в вечную жизнь.
В благодати Божией дается то, что было у первозданного человека. Чем первозданный человек особенно отличался? Когда был сотворен первый человек, мы читаем в Священном Писании, Бог вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою. По толкованию святых отцов, дыхание жизни было благодатью Святого Духа, которая всеяна в естество первозданного Адама. Чем человек отличается от животного? Именно благодатью Святого Духа, которая дана была только Адаму, в отличие от всех других живых существ. И когда человек утратил Святой Дух, тем самым он в каком-то смысле подчинился животной жизни, и в людях стало господствовать животное начало, стали проявляться низменные инстинкты: человек утратил благодать Святого Духа. Вместо общности с Богом он стал подвержен низменным влечениям, стал по подобию животных – даже нрав человеческий во многом уподобился нраву хищных зверей.
Поэтому цель духовной жизни – вернуться к тому состоянию, которое утратил Адам первозданный, опять обрести благодать Святого Духа. Эта благодать дается нам в Крещении, но чтобы ее хранить в чистоте, необходимо подвизаться. Святые отцы говорили: что душа для тела, то благодать Святого Духа для души. Тело человеческое живо, пока душа присутствует в теле, но и душа жива, пока в ней присутствует благодать Святого Духа. А когда человек лишается Святого Духа, то его душа умирает для вечности. Так что нет иной цели духовной жизни, кроме как стяжание благодати Святого Духа.
Еще у меня рождается такой образ. Когда человек получил какую-то рану, у него вытекает кровь, и он теряет силы и становится немощным. Обескровленный человек – немощный человек. То же происходит с нашей душой, когда мы получаем какую-то духовную рану: мы становимся, в каком-то смысле, духовно обескровлены – утрачиваем Святой Дух и тоже становимся немощны. Если человек лишен благодати Божией, в нем тут же просыпаются его низшие стороны, он становится раздражительным, вспыльчивым, мелочным, злобным. А когда человек приобщен благодати Святого Духа, то благодать восполняет в нем любые недостатки.
Я общаюсь с некоторыми достаточно опытными духовниками (я бы сказал, со старцами). Чисто по-человечески можно сказать, что они подвержены разным недугам, у кого-то даже онкология, но в духовной жизни они оказываются настолько жизнерадостными, бодрыми, активными, что непонятно, откуда у них берутся силы – тело подвержено всевозможным болезням, а в душе присутствует удивительная сила. И это не их сила, не человеческая, она – от благодати Святого Духа, изнутри просвещает человека, дает ему силы духовные.
Мы еще не договорили о третьем виде благодати.
– Третий вид благодати – благодать освящающая, которая возводит христианина к определенному духовному совершенству. Нам это трудно описать – мы этого не сподобились еще. Этого сподобляются особые подвижники Божии, показавшие верность Христу в исполнении заповедей. Божия благодать присутствует как особая освящающая сила, и когда мы находимся рядом с этими людьми, нам тоже становится хорошо от ощущения Божественной благодати, наглядно присутствующей в этих людях. То есть на третьем этапе Божия благодать возводит человека к святости, можно так сказать.
Что такое святость? Святость – не человеческое качество: не то, что у человека добрый характер или он отзывчив по природе. Святость – это прежде всего приобщенность к Богу: только Бог по природе свят. Причастность Божественной благодати и делает такого человека святым. Термин «свят» близок термину «свет», в богословии обычно эти два термина соотносятся. Божия благодать часто проявляется как нетварный свет. Мы знаем, что этот свет просиял на горе Фавор, когда Спаситель преобразился перед учениками. Они чувствовали Божественную просиявшую благодать и говорили: «Господи, хорошо нам здесь быть!» Это ощущение блага, когда в душе становится хорошо: ты испытываешь особый мир, радость, внутреннюю гармонию, потому что соприкоснулся с Божественной благодатью, и она сияет как свет.
Благодать посетила, кстати, и апостола Павла. Помните, он был гонителем Савлом, но когда направлялся в Дамаск…
…увидел свет.
– Да, его с неба осиял свет. Это тоже проявление благодати Божией. Савл не был крещен (вы спрашивали про действие благодати до Крещения), но Господь его призывает через явление Своей благодати как света, и этот свет его даже ослепил на какое-то время – по своему внутреннему состоянию Савл не был способен воспринять Божию благодать. Но у него благодаря этому явлению Божию происходит перемена внутри, полное переосмысление ценностей, и он сам становится учеником Христовым, величайшим апостолом и проповедником Божиим.
Божия благодать часто являет себя именно как свет. В Ветхом Завете говорится: когда Моисей спускался с горы Синай, от него исходил свет, и его соплеменники не выносили этого сияния, так что он покрыл свою голову плащом, чтобы сияние света не поражало соплеменников. В Новом Завете это сияние уже постоянно проходит сквозь жития святых. И у преподобного Сергия Радонежского очень часто в житии мы встречаем сияние света, когда он созерцал видение многих птиц. Это было в ночное время, ему было дано прозреть, сколько будет у него учеников и последователей, и птицы летали в Божественном сиянии. Потом, когда ему явилась Божия Матерь, тоже было дано сияние Божественного света.
Тот же Мотовилов писал: представьте сияющее солнце и в середине солнца лицо человека, разговаривающего с вами. Вот так просиял Божественным светом преподобный Серафим Саровский. Этот свет согревал и просвещал, и внутри было ощущение удивительного мира. Такой человек, конечно же, исполняется Божественных даров.
Большое Вам спасибо за эту прекрасную беседу, я слушал с замиранием внутри. Думаю, и большая польза для наших телезрителей.
– Очень хотелось бы пожелать всем, кто нас сейчас видит, идти ко Христу, не бояться открывать двери своего сердца Господу, чтобы приобщаться Богу и обрести радость Святого Духа.
Записала:
Маргарита Попова
Полную версию программы вы можете просмотреть или прослушать на сайте телеканала «Союз».
Архиепископ Серафим (Соболев) — Православное учение о благодати [1992, PDF, RUS]
Православное учение о благодати
Год: 1992
Архиепископ Серафим (Соболев)
Жанр: жизнеописание, богословие
Издательство: Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь
Язык: Русский
Формат: PDF
Качество: Отсканированные страницы
Количество страниц: 128
Описание:Архиепископ Серафим (в миру Николай Борисович Соболев; 1881—1950) — епископ Православной Российской Церкви (хиротонисан в Симферополе 1 октября 1920 года во епископа Лубенского, викария Полтавской епархии), затем Русской православной церкви за границей и с октября 1945 года — Русской православной церкви (Московский Патриархат). В эмиграции стал идеологом русского православного монархизма, автор книги «Русская идеология». В 1946 году принял советское гражданство; в конце декабря того же года правительство СССР передало в его ведение бывшую посольскую церковь Николая Чудотворца в Софии. Преставился 26 февраля 1950 года в Софии; мощи почивают в крипте под алтарём Никольского храма.
В книге приводится православное учение о благодати в творениях Архиепископа Серафима.
А также: Надо ли Русской Православной Церкви участвовать в экуменическом движении?
О новом и старом стиле.
Некоторые посмертные чудеса Архиепископа Серафима.
Приводится жизнеописание Святителя. Дополнительная информация: Архиепископ Серафим (Соболев) — Проповеди (1945-1949):
Служба иже во святых отцу нашему Серафиму, Архиепископу Богучарскому, Софийскому чудотворцу (Соболеву):
Архиепископ Серафим (Соболев) — Русская идеология:
Архиепископ Серафим (Соболев) — Защита софианской ереси протоиереем С.Булгаковым:
Архiепископъ Серафимъ Соболевъ — Новое ученiе о Софiи Премудрости Божiей:
Святитель Серафим Соболев. Жизнеописание и сочинения:
Архиепископ Серафим (Соболев) — Об истинном монархическом созерцании:
Кострюков А.А. — Архиепископ Серафим (Соболев). Жизнь, служение, идеология:
https://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=3621035 примеры страниц оглавление