Флоренция. Русская церковь Рождества Христова и Николая Чудотворца. Осень 2014 г.
Мы запланировали посещение русского православного храма во Флоренции. В солнечный день мы пешком отправились туда, руководствуясь картой:
Инициатива постройки постоянного православного храма принадлежала Вел. Кн. Марии Николаевне, герцогине Лейхтенбергской, которая до 1873 г. жила на вилле П. П. Демидова в Кварто. Ее поддержали русский посол в Риме А. Нелидов, и о. Владимир Левицкий, назначенный настоятелем во Флоренцию в 1878 г.
В 1885 г. на собранные средства был куплен участок земли на набережной протока Муньоне, и в 1899 г. состоялась закладка храма. После долгих прений был выбран «чисто русский» стиль, проект поручен архитектору Синода М. Т. Преображенскому.
В окончательном варианте за первооснову было принято московско-ярославское зодчество XVII в. Была составлена необычайно гармоничная композиция двухэтажного храма с высоким крыльцом, центральная часть которого завершается покрытием с кокошниками и традиционным русским пятиглавием.
В 1902 г. была освящена нижняя церковь во имя Святителя Николая Мирликийского, покровителя Демидовых. Вестибюль украшен большим изображением св. апостола Филиппа и двумя мраморными досками с надписями на русском и итальянском языках: «Храм сей своим благолепием обязан Павлу Павловичу Демидову, князю Сан-Донато, род. 21 окт. 1839, умер 26 янв. 1885, и его супруге Елене Павловне, урожденной Трубецкой, род. 7 окт. 1853, умерла 10 авг. 1917 года». Над входом — небольшой образ св. Елены, небесной покровительницы княгини. Иконостас, иконы и клиросы были перенесены из Никольской «Демидовской» домовой церкви.
Верхняя церковь была освящена в 1903 г. при участии русского духовенства из Рима, в присутствии русского дипломатического корпуса и адмирала Р. Н. Вирена с командой крейсера «Ослябя», стоявшего тогда в Специи.
Известные русские художники М. Н. Васильев, Д. Киплик, Д. Шарварок и А. Блазнов написали большую часть икон. Фрески выполнены по древнерусским канонам местными живописцами.
«Церковное здание стало великолепным результатом сотрудничества русских мастеров с итальянскими. Флорентийцы, впервые участвовавшие в таком необычном строительстве, блестяще справились со своей задачей. Важную роль в точном воплощении художественных идей Преображенского сыграли местные производители работ: строитель Джузеппе Бочини и инженер Джованни Пачарелли. Камнетесные работы произвело «товарищество Биккиелли и Маяни», владевшее хорошими каменоломнями под Фьезоле. Кованную ограду с двумя монументальными воротами отлили в мастерской Микелуччи в Пистойе (символично, что ее главные врата украшены российским двуглавыми орлами и флорентийским лилиями). Та же фирма Микелуччи выполнила решетки окон, дверь крыльца и ажурные кресты «русской формы» над полумесяцем. Кресты были позолочены способом «мордан» ремесленником Ненчоне. Медные покрытия сделал медник Людер, железные связи и конструкции пяти куполов — слесарь Граццини, медные желоба и чугунные трубы — кровельщик Фабери, сад разбил садовник Пуччи. Всю майолику, которая украшает фризы здания, шатер паперти и пятьдесят два кокошника с шестокрылыми херувимами, исполнила фабрика Кантагалли. Мозаичная икона Божией Матери «Знамение» в обрамлении лилий, находящаяся под шатром, во фронтоне, а также парные мозаичные иконы первоверхостных апостолов Петра и Павла, расположенные на южном и северном боковых фронтонах, изготовлены по картонам русского художника Ф.П. Фреймана. Мозаики были сделаны в Венеции фабрикой Societa Musiva Veneziana».
Слева от входа — историческая реликвия, колокол Алмаз, принадлежавший одноименному крейсеру, затопленному в 1924 г. в Бизерте после исхода российского флота из Советской России. Этот колокол был передан общине союзническими войсками после освобождения Флоренции от нацистов. Мне жаль, но я не увидела этот колокол.
В росписи верхнего храма Рождества принимали участие П.С. Шарворок, А.П. Блазнов, М.Н. Васильев, Д.И. Киплик. Все образа иконостаса (кроме Царских врат и верхнего ряда кисти М.Н. Васильева) исполнил академик А.Н. Новоскольцев.
Стоит чуть подробнее остановится на личности о. Владимира Левицкого, которому Русская Церковь и город на Арно обязаны появлением столь выдающегося памятника. Это был высокообразованный, не без литературного таланта, священник, закончивший Петербургскую Духовную Академию со степенью магистра богословия и философии. Во Флоренции он прожил вместе со своей семьей 45 лет — вплоть до смерти в 1923 г. О. Владимир оставил подробный дневник строительства храма, со страниц которого встает образ целеустремленного, энергичного человека, не унывавшего при многочисленных трудностях, вникавшего во все мельчайшие подробности дела, умевшего настоять на своем мнении, не обделенного даром иронии, иногда переходившей в желчную критику.
Флорентийская церковь была построена двухэтажной по предложению о. Владимира: таким образом, воплощалась типология русских северных храмов, с верхней (холодной, или летней) и нижней (теплой, или зимней) церквями, а кроме того, создавалась возможность достойно разместить иконы, киоты и иконостас, пожертвованные Демидовыми.
Фотографировать в церкви категорически не разрешалось. Поэтому вернувшись из поездки, я нашла Фотографии, выполненные Леонидом Варебрусом в «Специальном репортаже». С благодарностью к автору я поместила их ниже. http://www.radiorus.ru/brand/episode/id/57081/episode_id/927251/
Памяти Павла и Елены Демидовых, главных жертвователей церкви перед входом в нижний храм, Николая Чудотворца. Вторая доска, внутри алтаря…
Резной каменный иконостас в церкви Рождества Христова резчика Джузеппе Нови с иконами А.Новоскольцева и М.Васильева. Царские врата – М.Преображенского и М.Васильева. Дар императора Николая Второго.
Роспись потолка в нижней церкви, святителя Николая. Фото Леонида Варебруса.
Иконостас нижнего храма из домовой церкви князей Демидовых вырезан в мастерских Ринальди Барбетти в 1840 году с иконами небесных покровителей демидовского рода.
Одна из старинных святынь – икона Николая Чудотворца с надписью на серебряной пластине: «…в поминовение о душе блаженной памяти благочестивейшего Государя Николая Первого, 1859 год».
Верхний храм:
Внутренний свод Церковь Рождества с фигурами евангелистов мастера Д.Киплика. Остальные росписи выполнены по картонам М.Васильева и А.Блазнова. http://www.radiorus.ru/brand/episode/id/57081/episode_id/927251/
Фреска «Вход Господень в Иерусалим» на воротами верхнего храма. Мастера Джакомо Лолли, Болонья, 1902-1903 годы.
В верхний храм мы не попали, он был закрыт. В нижней церкви шла праздничная служба. Фотографий совсем мало, не хотелось мешать прихожанам. Мы тихонько вышли из храма, обошли его вокруг. Нам встретился батюшка, который расспросив, кто мы и откуда, нас благословил.
Православная русская церковь во Флоренции
Смотреть что такое «Православная русская церковь во Флоренции» в других словарях:
-
Церковь Рождества Христова и Николая Чудотворца (Флоренция) — Православный собор Церковь Рождества Христова и Николая Чудотворца Chiesa Russa Ortodossa della Natività … Википедия
-
Русская православная церковь — самая крупная из ныне существующих автокефальных поместных православных церквей. Образована в конце X в. (см. Крещение Руси). Возглавлялась митрополитами, подчинявшимися патриарху Константинопольскому; резиденция в Киеве, с 1299 во Владимире, с… … Энциклопедический словарь
-
Россия. Русский язык и Русская литература: История русской литературы — История русской литературы для удобства обозрения основных явлений ее развития может быть разделена на три периода: I от первых памятников до татарского ига; II до конца XVII века; III до нашего времени. В действительности эти периоды резко не… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
-
АРМЯНСКАЯ АПОСТОЛЬСКАЯ ЦЕРКОВЬ — , Церковь арм. народа, одна из древнейших в истории христианства. Принадлежит к семье Древних Восточных Православных… … Православная энциклопедия
-
Бутурлин, Дмитрий Петрович (1763—1829) — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Бутурлин. В Википедии есть статьи о других людях с такими же именем, отчеством и фамилией: Бутурлин, Дмитрий Петрович. Дмитрий Петрович Бутурлин … Википедия
-
БЕЛАРУСЬ — , гос во в Вост. Европе. Территория: 207,6 тыс. кв. км. Столица: Минск. География. Граничит на северо западе с Литвой, на севере с Латвией, на северо востоке и востоке с Россией, на юге с Украиной, на западе с… … Православная энциклопедия
-
БИБЛИОГРАФИЯ БОГОСЛОВСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ — БИБЛИОГРАФИЯ БОГОСЛОВСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, информация об изданиях, относящихся к комплексу научно богословских дисциплин. Термин «библиография» появился в Др. Греции и первоначально означал «переписывание книг».… … Православная энциклопедия
-
Уния церковная — (лат. соединение) слияние исповеданий православного и католического, причем, с одной стороны, признается главенство папы, чистилище, нахождение Св. Духа и от Сына, с другой допускается брак белого духовенство и богослужение на родном языке, с… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
-
Уния (церк.) — (лат. соединение) слияние исповеданий православного и католического, причем, с одной стороны, признается главенство папы, чистилище, нахождение Св. Духа и от Сына, с другой допускается брак белого духовенство и богослужение на родном языке, с… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
-
Блазнов, Александр Петрович — Александр Петрович Блазнов Дата рождения: 18 апреля 1865(1865 04 18) Место рождения: Грязовицы Дата смерти … Википедия