Диакон Георгий Максимов. Православие на Филиппинах
«Вы едете на Филиппины? Зачем?» — незадолго до моей поездки в этот уголок Юго-Восточной Азии мне довелось услышать такой вопрос, а также и мнение, что ни сама страна, ни люди, ее населяющие, не заслуживают внимания. Насколько же ошибочным оказалось это мнение!
Филиппины – красивейшая страна, в которой живут замечательные люди. Для меня она была особенно интересна тем, что это единственная страна Юго-Восточной Азии, принявшая христианство. Подавляющее большинство населения – католики, но в последние годы все больше появляется протестантов. Присутствует здесь и Православие. В 1930-1940-е годы существовал приход Русской Зарубежной Церкви, и около полугода здесь прожил святитель Иоанн (Максимович), в 1990 году появился приход Константинопольского патриархата, а в 2008 г. миссия Антиохийской Православной Церкви. Как раз в общении с православными филиппинцами и прошли несколько дней моего частного визита.
С собой я привез иконочки с копией Владимирского образа Божией Матери и надписями на двух основных языках Филиппин – тагалог и себуано. Эти скромные издания Православного миссионерского общества имени прп. Серапиона Кожеозерского оказались очень востребованы, также как и нательные крестики, ладан и другие православные церковные предметы, которые не так легко здесь достать.
г. Манила
Удивительно, как много в столице Филиппин мест, так или иначе связанных с Православием. Пока мы проезжали по улицам Манилы, профессор Филипп Балингит то и дело показывал мне: «вот место, где был русский православный храм, разрушенный попаданием японской бомбы в 1945 г.», «а вот этот огромный храм и университет раньше были православными, их построила и содержала богатая греческая семья. Когда она обеднела, все пришлось продать католикам», «а здесь располагается неканоническая «Единая святая православно-католическая церковь», которую, как утверждает ее лидер, будто бы основал святой Иоанн (Максимович), что, однако, яляется неправдой».
Вообще на Филиппинах официально зарегистрированы 190 организаций, использующих в названии слово «православный», при этом к подлинному Православию имеют отношение только две-три из них. Для кого-то создание таких структур является просто бизнесом, — например, бывший католический священник регистрирует очередную «православную церковь», чтобы заниматься специальной услугой — венчать пары на пляже, что запрещено местной Римо-католической Церковью. Все Православие сводится к названию, в остальном все латинское.
Но самым неожиданным оказалось, что главной святыней Филиппин является… православная икона! Когда мне сказали, я не поверил, так что меня отвезли в эту церковь, чтобы я мог убедиться своими глазами — это точная копия иконы «Всепомогающая», включая греческие титлы и восьмиконечный крест, который держит один из ангелов. Говорят, что эта икону не вполне честным образом изъята в прошлом из православной страны.
На Филиппинах она прославилась огромным множеством чудес, почему народ и почитает ее. В храме Бакларан у нее постоянно толпы молящихся, и каждый час служится месса, но мало кто из приходящих знает о том, что икона — православная, как и в целом о Православии на Филиппинах пока что знают немногие.
о. Масбат
Рано утром из Манилы мы с Филиппом перелетели на остров Масбат, — одно из красивейших мест в Азии, какие я только видел. Кокосовые пальмы здесь невероятно высокие, их заросли густо покрывают холмы, с одной стороны дороги тянется морской берег, а с другой стороны мелькают речки, сменяющиеся рисовыми полями. Весь час, пока мы ехали к монастырю, я наслаждался видами. Мы успели к началу Литургии.
Единственный православный монастырь на Филиппинах оказался довольно внушительной постройкой. В храме и в службе все на греческий манер, но многие иконы — русские. Служат на английском языке, лишь некоторые части богослужения — на языке себуано. Поют все, кто находится в храме. Распевы простые, но исполняются так искренне и слаженно, что чуть ли не до дрожи пробирает. Ко причастию подходят едва ли не все молящиеся. Местный священник — отец Георгий, — служит с большим благоговением.
После литургии было общее угощение, и поздравительная программа, которую устроили для гостей — нас с профессором Филиппом Балингитом. Филиппинцы довольно эмоциональны и непосредственны — староста прихода, начав приветственную речь с шуток, к концу так расчувствовался, что прослезился. Затем прихожане, — как старые, так и малые, — исполняли песни.
Самой маленькой исполнительницей была дочь старосты. Девочка никак не хотела петь, не смотря на уговоры и понуждения взрослых. Я уже хотел было сказать, что если она не хочет, то не стоит заставлять, но тут игумения нашла выход — она позвала мальчика постарше, видимо, брата. Он взял девочку за руку, что-то шепнул на ухо, а затем запел первую строку песни. Кроха подхватила и уже в одиночку пропела с большим задором все оставшиеся строки.
Филипп привез здоровенную сумку разных вещей, полезных в хозяйстве, а настоятельница тут же распределила это по прихожанам, показывая вещь и спрашивая, кто испытывает в ней нужду. Все просто и по-семейному. Филипп откладывает от своей зарплаты на протяжении нескольких месяцев, чтобы потом купить и привезти на Масбат все это, поскольку люди здесь очень бедны. Отрадно видеть такую взаимопомощь у православных филиппинцев.
Во время приветственного обеда профессор Балингит рассказал мне печальную историю отца Викентия (Эскарча), который стоял у истоков Православия на Филиппинах. Он был бенедектинским священником и пользовался известностью на острове благодаря строгости в молитве и богослужении. Он также являлся основателем и духовником женского монастыря бенедектинского ордена. Будучи как-то в США, отец Викентий увидел православный храм и, заинтересовавшись его внешним видом, вошел и был пленен православным богослужением. Он стал все больше узнавать о Православии и его исследования завершились вхождением в 1990 г. в Константинопольский патриархат вместе со всем монастырем — двенадцатью монахинями. Он стал первым православным священником-филиппинцем.
При совместных трудах — его и настоятельницы матушки Фодотии, — был построен замечательный православный монастырь (из прежнего католического их выгнали сразу как только стало известно о принятии ими Православия), появилась община из новообратившихся местных жителей. В 2004 г. по причине здоровья отец Викентий попросился на покой и его желание было удовлетворено. Но впоследствии у него стали копиться обиды на греческого митрополита, а также появилась некоторая ревность к другим священникам-филиппинцам, рукоположенным после него.
В итоге он создал свою собственную «церковь», в которую увлек некоторых прихожан. В своей практике он смешивал православные традиции с католическими (например, служил на пресном хлебе), а со временем привнес некоторые оккультные элементы. Какое-то время назад он попал в аварию, повредил ногу, и оказался в деревенском госпитале. Здесь у него началась гангрена. Мне сказали, что ногу уже невозможно спасти. Во время рассказа возникла идея нам посетить отца Викентия и мы отправились в госпиталь.
Бедный отец Викентий сидел в палате «святой Иуда Фаддей» под капельницей. Обе ноги были открыты и стало видно, что гангрена распространилась уже на вторую (дело осложняется диабетом). Зрелище его страданий было столь ужасным, что первые мгновения я даже не мог вымолвить ни слова. Матушка Феодотия сомневалась, захочет ли он принять нас, но отец Викентий любезно встретил нас.
Улыбнувшись, он попросил прощения за то, что не может принять нас достойно, поскольку очень болен. Мы немного побеседовали, я поблагодарил отца Викентия за все доброе, что он сделал для Православия на Филиппинах, а также передал небольшое вспоможение. Отец Викентий поцеловал мне руку, а также отцу Георгию и поблагодарил нас за то, что мы проведали его. Отец Георгий будет и дальше навещать его. Как ни печально, но при виде отца Викентия нельзя избавиться от впечатления, что его болезнь к смерти.
Поскольку он уже высказывал ранее желание быть погребенным в монастыре, матушка Феодотия спросила его распоряжения на этот счет, и он сказал, что хочет быть похороненым в простом гробу, без всякой пышности. Филипп надеется, что он все-таки примирится с Церковью прежде чем отойдет в другой мир. Читатели этих строк, помолитесь, пожалуйста, за тяжко болящего заблудшего иеромонаха Викентия.
После госпиталя мы отправились в гости к отцу Георгию. Все то время, когда нет службы — он обычный крестьянин и кормит свою большую семью (шестеро детей) трудами рук своих. Проходя среди хижин, стоящих среди пальмового леса, глядя на простую жизнь этих улыбчивых людей, я невольно удивлялся тому, что и в такой невероятной глуши живут православные христиане. Во время разговора за кружкой кокосового сока обсуждались различные богословские и канонические вопросы.
Отца Георгия беспокоило то, что за все четыре года, что он служит на Масбате, он так и не получил от митрополита разрешение совершать исповедь (в греческих Церквах такое разрешение дается не сразу). В результате все эти годы прихожане остаются без исповеди. Он объяснял ситуацию митрополиту и просил либо дать ему разрешение на исповедь, либо прислать другого священника, который имеет разрешение, но не получил никакого ответа.
Я сказал, что хотя в Русской Церкви священник начинает исповедовать сразу после хиротонии, отец Георгий должен следовать традиции той Церкви, к которой принадлежит и терпеливо ждать, пока митрополит даст ему разрешение исповедовать, время от времени вежливо напоминая о ситуации. В таком случае в будущем он сможет ожидать терпения и послушания от своих духовных чад, если сам сейчас покажет пример терпения и послушания.
В таком же духе были рассмотрены и другие недоумения. Позднее Филипп сказал мне, что опасался, что я начну говорить против митрополита, поскольку тот говорит против Русской Церкви и, в частности, самому Филиппу запретил посещать русский храм во время пребывания в Таиланде. Но оказалось, что я, напротив, защищал их митрополита и укрепил связь о. Георгия с ним.
Уже затемно мы вернулись в монастырь и, после беседы с матушкой Феодотией, легли спать. Запомнился рассказ матушки о реакции местных жителей на их обращение в Православие — «а, значит, вы стали коммунистами». Православие у них ассоциировалось с Россией, а Россия с коммунизмом, в итоге из двух ассоциаций сложилось нечто невероятное.
г. Пасиг
Ранним утром о. Георгий отвез нас в аэропорт и мы вернулись на самолете в Манилу. Здесь у меня была лекция в Philippine Normal University, организованная профессором Балингитом. Для меня это была первая лекция на английском языке, тема — «Духовная жизнь православного христианина». Поскольку факультет педагогический, большинство слушателей оказалось девушками. После вступительной части я показал им подборку фотографий о православной жизни, сопровождая комментариями, а в самом конце роздал иконочки с образом Владимирской Божией матери.
В некоторые моменты лекции студенты слушали с большим интересом, но в целом сложно сказать, удачно ли было мое выступление. Мне казалось, что в католической стране было бы странным и даже оскорбительным говорить о необходимости веры как таковой, однако из последующих вопросов я понял, что ошибался — среди филиппинских студентов и молодежи в целом сейчас сильно разочарование в католицизме и в религии вообще, так что для некоторых не вполне понятна религиозность в принципе.
Вообще католицизм сильно сдает позиции в стране. За последние двадцать лет количество католиков сократилось с 90% до 70% населения. Очень популярны стали разные протестантские движения — их церкви можно встретить буквально на каждом углу Манилы, — появились также «самодельные» филиппинские новые религии, активна проповедь мусульман, наконец, выросло и число людей вообще нерелигиозных. Со студентами мы тепло попрощались, и многие пожелали сфотографироваться на память, — филиппинцы вообще очень любят фотографировать и фотографироваться.
Из университета мы отправились в тюрьму города Пасиг, чтобы принять участие в праздничном мероприятии для заключенных, которое регулярно устраивает сестра Филиппа, работающая в суде. Уже возле тюрьмы я увидел, что к нам присоединились также многие из студентов, слушавших мою лекцию. Собственно из 28 было только три парня, а все остальные — девушки.
Получив печать на левую руку «VISITOR», мы вошли в помещение, где сидела почти сотня заключенных, одетых в желтые футболки, а также находились представители тюремного руководства. Началась программа, которая включала много пунктов. После официальных приветствий слово предоставили мне. Я коротко рассказал о Православной Церкви как единственной, которая сохранила неповрежденной веру Христову, затем об Иисусовой молитве, и напомнил, что Христос близок к ним и поможет, если они захотят жить по Его воле.
В конце объяснил православное почитание Божией Матери (меня предупредили заранее, что среди заключенных много протестантов), рассказал о Владимирской иконе и раздал каждому по иконочке. Заключенные принимали с благодарностью, многие прикладывались лбом к моей руке — как мне потом объяснили, это у филиппинцев знак большого уважения к священнослужителю.
После моей речи началась развлекательная часть. Вышел один из студентов и начал диалог с публикой. При этом от него шла невероятно мощная волна позитива. Он был не просто рад, — он фонтанировал восторгом, казалось, будто всю жизнь он мечтал выступить перед этими заключенными, и наконец его мечта сбылась. После парня слово взяла одна из девушек и выступала с таким же задором. Студенты пели песни, устраивали групповые игры (ни одну из которых я не видел раньше), танцевали, — и все это было ярко, весело, естественно, и при том удивительно целомудренно, — не было даже тени чего-либо неприличного. Выступали и заключенные, пели рождественские песни.
Получился настоящий праздник. Я был потрясен. За всю жизнь я не видел столько радости у людей, сколько за эти два часа в филиппинской тюрьме. И дело не только в количестве, но и в качестве этой радости. Я смотрел и понимал, что у нас такое невозможно, мы просто другие. Я даже не рискну описать то, что увидел, поскольку любое описание вряд ли будет понято правильно — это надо просто видеть. Но больше всего меня потрясло то, что для девушек это было первое посещение тюрьмы. С такой естественностью, искренностью и так правильно радовать сотню покрытых татуировками зеков, — и все это с первого раза, — просто невероятно.
Когда развлекательная часть закончилась, всех попроили встать. Мы встали, и один из помощников госпожи Балингит начал читать молитву. Как православный я не участвовал в ней. Из своего неучастия я не делал какой-то демонстрации и не думал, что кто-то обратит внимание, однако обратили. Одна из студенток спросила потом профессора Балингита:
«А почему православный священнослужитель не молился с нами?» на что он ей ответил: «Это очень печально, но православные христиане не могут молиться с католиками, пока не решены принципиальные вопросы, разделяющие нас». Она сразу же спросила: «А что нужно сделать, чтобы их решить?» Как ни странно, именно мое неучастие в совместной молитве пробудило в ней больший интерес к изучению Православия, чем вся моя утренняя лекция.
Человек, прочитавший молитву, был нелегкой судьбы. Он провел в этой тюрьме тринадцать лет из пятнадцатилетнего срока, пока, наконец, не было доказано, что он невиновен в том, за что его осудили. Он вышел на свободу, но жизнь пришлось начинать с нуля, — его жена давно имела другую семью, дети выросли. Теперь он помогает госпоже Балингит в ее тюремном служении.
Программа включала также праздничный обед, во время которого заключенные, тюремщики и мы, гости, все ели одно и то же. Затем была снова развлекательная программа, а в конце несколько выступлений. Профессор Балингит напомнил, что самое главное — получить свободу от греха. И это можно сделать даже находясь в тюрьме, между тем многие, кто живет вне тюремных стен, не имеют такой свободы.
Эти слова заключенные встретили аплодисментами. В конце, когда заключенные выходили, выстроившиеся в цепочку гости каждому дарили по подарку (несколько необходимых в быту вещей). В эту цепь были приглашены также представители тюремной администрации, — к их удивлению, — а затем и мы с отцом Родионом, диаконом миссии Антиохийской Церкви, который был вместе с нами весь день.
После возвращения из тюрьмы у нас состоялся продолжительный разговор с о. Родионом. Миссия Антиохийской Православной Церкви в стране началась с перехода одной неканонической деноминации, которую принял митрополит Павел (Салиба). Главы этой деноминации заявляли митрополиту о десятках тысяч верующих, но в действительности их численность не превышает нескольких сотен. Позднее в лоно Антиохийской Церкви перешла также часть прихожан из Константинопольской по причине имеющихся там нестроений в приходской жизни на главном приходе.
Стоит отметить, что митрополит Нектарий занял резко негативное отношение к Антиохийской миссии, объявляя ее неканонической структурой, объявив отлученными от причастия всех мирян, которые перешли из константинопольского прихода в антиохийский и запрещая своим клирикам и прихожанам общаться с антиохийскими. Все это проявление той неправославной идеологии, которая получила в последнее время заметное распространение в Константинопольском патриархате, согласно которой весь неправославный мир — каноническая территория и собственность их Церкви.
Несогласие с этими идеями было выражено на Ахиерейском Соборе Русской Православной Церкви 2008 г., не поддерживают эти веяния и в Антиохийской Церкви. В частности, митрополит Павел (Салиба), возглавляющий Австралийскую и Новозеландскую епархию Антиохийского Патриархата в одной из публичных речей заявил: «В образованных кругах хорошо известно, что патриарх Константинопольский не имеет того же положения в церковной иерархии Православной Церкви, какое занимает епископ Римский в Католической Церкви. Константинопольский патриарх не есть папа Римский на Востоке.
Еще в образованных православных кругах хорошо известно, что в прошлом были случаи, когда Константинопольские патриархи на Вселенских и других Поместных Соборах были признаны еретиками… Константинопольский патриарх не является голосом Православия и не может устанавливать стандарты в Православии. Архиепископ или митрополит, подчиняющийся Константинопольскому Священному Синоду, еще менее может претендовать на главенство над епископами и архиепископами других Поместных Церквей.
На протяжении последних ста лет всем хорошо известно, что Антиохийский Патриархат и его епархии по всему миру получают указания от Священного Синода Антиохийского Патриархата и ни от кого другого. Мы не вмешиваемся во внутренние дела других юрисдикций. В то же время мы не допускаем от кого бы то ни было из других юрисдикций советов о том, что нам делать».
К сожалению, из-за негативного отношения современных митрополитов Константинопольского патриархата к приходам и миссиям других православных юрисдикций, — а это отношение зачастую худшее, чем к инославным, — нет возможностей для согласованного свидетельства о Православии на Филиппинах и в других неправославных странах. Неустроенное положение православных общин особенно печально видеть среди филиппинского народа, который очень расположен к Православию.
г. Лагуна
В последний день моего пребывания мы отправились в городок Лагуна, чтобы навестить отца Филимона (Кастро). Он был ранее «епископом» одной из филиппинских неканонических деноминаций, злоупотребляющих названием «православная», но в 1994 г. с помощью иеромонаха Викентия пришел в Православную Церковь. Он построил храм в Параньяке – пригороде Манилы, это сейчас самый крупный приход на Филиппинах. Однако несколько лет назад для храма рукоположили нового священника, а иеромонаха Филимона направили в провинцию.
Он очень активен как миссионер, и создал в регионе три прихода. Сегодня в его домовой церкви св. Саввы Освященного людей немного, так как будний день. Во время службы отец Филимон некоторые возгласы дает на тагалоге. Он перевел на этот язык всю литургию, но, кажется, книжечки с этим переводом сейчас есть только у него. Вспомнилось, что иеромонах Викентий рассказывал нам о своем переводе основных богослужений на себуано, который, однако, остался в рукописи.
Откровенно говоря, для меня большой неожиданностью стало то, что греки из Константинопольского патриархата за двадцать два года своего пребывания на Филиппинах не издали даже краткого молитвослова на местных языках, не говоря уже о другой православной литературе. Ее попросту нет ни на тагалоге, ни на себуано. Есть мнение, что филиппинцы хорошо знают английский, но в действительности это касается только людей с высшим образованием, а простым людям английский не настолько близок, чтобы свободно читать на нем книги. Отсутствие литературы особенно печально если учесть подлинный интерес к вопросам веры со стороны филиппинцев. Я побывал во многих азиатских странах и могу сказать, что мало где люди так открыты для слышания о вере православной, и принятия ее.
В качестве подтверждения приведу два примера, случившиеся уже в Маниле. Профессор Балангит привел меня на встречу со своей знакомой, состоятельной женщиной, которая исповедовала протестантизм. Мы сели в небольшом ресторанчике. Я сказал несколько общих приветственных фраз, но наша собеседница сразу перешла к вопросам духовной жизни. Я начал отвечать и вдруг заметил, что работники ресторана (три или четыре человека) отложив свои дела, замерли напротив нас, и слушают, что я говорю. Также и все, сидевшие за столом, не притрагивались к пище, пока я не закончил отвечать. Нигде я не видел такого внимания к словам человека в рясе.
В другой раз мы с Филиппом зашли в один офис по делу. Сотрудница, которая беседовала с нами, чтобы решить интересующий нас вопрос, спросила обо мне: «А из какой конгрегации отец?» на что Филипп ответил: «он не из какой-либо католической конгрегации, это православный христианин». «А что такое «православный»?» и после этого вопроса началась беседа более чем на час о Православии. С неподдельным интересом женщина слушала об истинной христианской вере, и в заключение сказала: «Мне нужно больше знать о Православной Церкви».
Дай Бог, чтобы все филиппинцы, чье сердце открыто для истины, смогли узнать о Православной Церкви!
20 декабря 2012 г.
Источник: БФ «Миссионерский центр им. иерея Даниила Сысоева»
Содержание
Религия на Филиппинах — Religion in the Philippines
Религия на Филиппинах отмечается большинством людей , являющихся приверженцами христианской веры. По крайней мере , 92% населения является христианской; около 81% принадлежат к римско — католической церкви , а около 11% принадлежат к протестантской , православной , реставраторов и независимых католических конфессий, таких как Iglesia филиппинки Индепендьенте , Церковь Христа , адвентистов седьмого дня Церкви , Объединенная церковь Христа на Филиппинах и евангелистов , Официально, на Филиппинах является светским народом , с Конституцией гарантирует разделение церкви и государства , и требует, чтобы правительство уважать все религиозные верования одинаково.
По данным национальных религиозных исследований, около 5,6% населения Филиппин является мусульманином , что делает ислам второй по величине религии в стране. Тем не менее, 2012 оценки по Национальной комиссии по мусульманским филиппинцам (NCMF) заявила , что было 10,7 миллиона мусульман, или около 11 процентов от общей численности населения. Большинство мусульман живут в районах Минданао, Палаван, и архипелаге Сулу — области , известной как Бангсаморо или Moro области. Некоторые из них мигрировали в городских и сельских районах , в разных частях страны. Большинство мусульманских филиппинцев практикуют суннитский ислам в соответствии с Шафии школы. Есть некоторые ахмадийские мусульмане в стране.
Филиппинские традиционные религии по — прежнему практикуются , по оценкам , 2% населения, из многих коренных народов, племенных групп, и людей , которые вернулись в традиционные религии от католических / христианских или исламских религий. Эти религии часто syncretized с христианством и исламом. Анимизм , народная религия и шаманизм остаются присутствовать как подводные течения господствующей религии, через albularyo , в babaylan , и manghihilot . Буддизм практикуется 2% население в японо-филиппинском сообществе , и вместе с даосизмом и китайская народная религия , также доминирует в китайских общинах. Есть меньшее число последователей сикхи , индуизм и иудаизм , и Бахаи . Более 10% населения является нерелигиозной , с процентом нерелигиозных людей , перекрывающихся с различными конфессиями, поскольку подавляющее большинство из нерелигиозных выбрать религию в Переписи для номинальных целей.
По данным переписи 2010 года, евангелисты составляли 2% населения, однако 2010 обследований и данные , такие Joshua Проект и эксплуатация Мир оценивается евангельская население составит около 11-13% населения. Она особенно сильна среди американских и корейских общин Северной Лусон особенно в Кордильере административного районе , Южный Минданао и многие другие племенных группы на Филиппинах. Протестанты , как магистральные и евангельские приобрели значительный годовой темп роста до 10% с 1910 по 2015 году.
Религия на Филиппинах
Филиппины — одна из немногих стран Азии, в которой преобладают христиане. Религиозные меньшинства представлены мусульманами и буддистами.
Древние традиционные верования
Основные статьи: Филиппинская мифология, Религия на доколониальных Филиппинах, Анито
Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел. Вы можете помочь проекту, написав этот раздел. |
Христианство
Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел. Вы можете помочь проекту, написав этот раздел. |
Католическая церковь
Основная статья: Католицизм на Филиппинах
Основная масса христиан являются католиками. Это связано с тем, что страну открыли и колонизовали испанцы в эпоху Контрреформации. До этого на Филиппинах жили племена язычников, поэтому христианство позволило им консолидироваться. Самые древние католические храмы здесь датируются XVI веком. Одной из особенностей филиппинского католицизма является тот факт, что некоторые особенно ревностные верующие в Страстную Пятницу занимаются самобичеванием и позволяют распинать себя на крестах. Баптизм был занесен на Филиппины американскими миссионерами в 1898 году и сейчас эта конфессия насчитывает 350 тыс. верующих. Активной миссионерской деятельностью занимаются Свидетели Иеговы
Филиппинская Католическая Церковь
Основная статья: Независимая Филиппинская церковь (аглипаянцы)
Независимая Филиппинская Церковь была основана Грегорио Аглипаем, католическим священником и борцом за независимость Филиппин, в 1902 году как католическая национальная филиппинская церковь. Появление её было вызвано происпанской позицией католического церковного руководства во время войны Филиппин за независимость от Испании. В свою очередь, католическая церковь лишила Г.Аглипая в 1899 году сана священника.
Независимая Филиппинская церковь не признаёт над собой верховной власти Ватикана, во главе её стоит митрополит. Она также отрицает целибат и некоторое время ставила под сомнение святость Троицы, но 1947 году аглипаянцы (так церковь также называется по имени своего основателя) официально провозгласили, что признают догму о Троице. В число святых Независимой Филиппинской церкви принято много борцов и мучеников освободительной войны, павших в боях с испанцами и американцами.
В настоящее время церковь насчитывает в своих рядах около 4 миллионов верующих. Кроме Филиппин, общины аглипаянцев существуют также в США и в Канаде. Независимая Филиппинская церковь поддерживает тесные связи с Англиканской церковью и старокатолическими церквями.
Православная церковь
Основная статья: Филиппинская православная церковь
Этот раздел статьи ещё не написан. Согласно замыслу одного из участников Википедии, на этом месте должен располагаться специальный раздел. Вы можете помочь проекту, написав этот раздел. |
Ислам
Мусульманское меньшинство (5 % населения) преимущественно живет на юге страны. Отношения христианской и мусульманской общин весьма напряженные и среди мусульман наблюдаются сепаратистские настроения (Автономный регион в Мусульманском Минданао). Ислам был завезен на Филиппины еще в 1210 году арабскими купцами, но получил распространение лишь на острове Минданао, где к XV веку появились два султаната
Примечания
Филиппины в темах
Герб • Флаг • Гимн • Государственный строй • Конституция • Парламент • Административное деление • География • Города • Столица • Население • Языки • История • Экономика • Валюта • Культура • Религия • Кинематограф • Литература • Музыка • Праздники • Спорт • Образование • Наука • Транспорт • Туризм • Почта (история и марки) • Интернет • Вооружённые силы • Внешняя политика
Портал «Филиппины»
Азербайджан • Армения • Афганистан • Бангладеш • Бахрейн • Бруней • Бутан • Восточный Тимор • Вьетнам • Грузия • Египет¹ • Израиль • Индия • Индонезия • Иордания • Ирак • Иран • Йемен • Казахстан² • Камбоджа • Катар • Кипр • Киргизия • КНР • КНДР • Республика Корея • Кувейт • Лаос • Ливан • Малайзия • Мальдивы • Монголия • Мьянма • Непал • ОАЭ • Оман • Пакистан • Россия² • Саудовская Аравия • Сингапур • Сирия • Таджикистан • Таиланд • Туркмения • Турция² • Узбекистан • Филиппины • Шри-Ланка • Япония
Абхазия • Гонконг • Палестинская национальная администрация • Китайская Республика • Нагорно-Карабахская Республика • Турецкая Республика Северного Кипра • Южная Осетия
¹ В основном в Африке ² Частично в Европе