Содержание
13 самых почитаемых православных святых
Кто: Николай Угодник.
За что почитают: Он побил Ария за ереси, это произошло во время Вселенского cобора, и по правилам его тут же низложили за драку. Однако в эту же ночь Пресвятая Богородица явилась всем участникам Вселенского собора во сне и в категоричной форме распорядилась, чтобы его вернули. Николай Угодник был пламенный, неистово верующий человек, был добр, спас очень многих людей от несправедливых судебных тяжб. Больше всего он известен тем, что раздаривает на Рождество подарки. А дело было так: его сосед разорился и собрался выдать своих дочерей замуж за нелюбимых, старых, но богатых. Когда Николай Угодник узнал об этой несправедливости, то решил отдать соседу все золото церкви, в которой был епископом. Узнал он об этом как раз под Рождество. Николай Угодник пошел в храм, собрал золото, но его было много, в руках не унести, и тогда он решил насыпать все в носок, а носок перекинул соседу. Сосед смог расплатиться с кредиторами, и девчата его не пострадали, а традиция дарить рождественские подарки в носках сохранилась до сих пор.
Стоит отметить, что Николай Угодник — бесконечно почитаемый русским народом святой. В петровские времена основным аргументом в нежелании обрезать бороды был следующий: «Как же я без бороды предстану перед Николаем Угодником!» Он был очень понятен русскому человеку. Для меня это очень теплый святой, объяснить и мотивировать я это не могу, но сердцем очень сильно ощущаю.
Кто: Спиридон Тримифунтский.
За что почитают: Он отличился на том же Вселенском соборе, что и Николай Угодник, доказывая двоичную природу Христа. Он сжал кирпич в руке и получил песок и воду, доказав таким образом, что может быть два естества в одном. Но гораздо интереснее другой случай, связанный с этим святым. Известно, что Гоголь окончательно укрепился в православной вере после своего посещения Корфу. Гоголь и его друг-англичанин попали на вынесение нетленных мощей Спиридона Тримифунтского. Во время этого хода мощи святого несут на специальных носилках, в хрустальной раке. Наблюдая за шествием, англичанин сказал Гоголю, что это мумификация, а швов не видно, потому что они на спине и прикрыты одеянием. И в этот момент мощи Спиридона Тримифунтского шевельнулись, он повернулся к ним спиной и сбросил накинутые на плечи одеяния, демонстрируя совершенно чистую спину. После этого события Гоголь окончательно ударился в религию, а англичанин принял православие и, по неподтвержденным данным, стал со временем епископом.
Кто: Ксения Петербуржская.
За что почитают: История ее всем известна. Она была супругой регента царского хора. Горячо любила своего мужа, и когда он умер, то выходила в его одеждах на улицу и говорила, что это Ксения умерла, а не Иван Федорович. Многие принимали ее за сумасшедшую. Позже все изменилось, чудотворения она совершала еще при жизни. Купцы считали за большую честь, если она заходила к ним в лавку — потому что тогда торговля шла значительно лучше.
Неоднократно ощущал в своей жизни ее помощь. Всякий раз, когда я приезжаю в Санкт-Петербург, основной целью моей поездки становится не посещение Эрмитажа или других музеев и храмов, а посещение именно часовни Ксении Петербуржской и храма, где она молилась.
Кто: Василий Блаженный.
За что почитают: В свое время Василий Блаженный был единственным человеком, кроме митрополита Филиппа, который решался говорить Ивану Грозному правду, не думая о том, как может в дальнейшем сложиться его судьба. Обладал даром чудотворения.
Правда, лично меня с ним ничего не соприкоснуло, кроме видов собора Василия Блаженного, но я сердцем чувствую, что это великий святой, близок он мне очень.
Кто: Прасковья Пятница.
За что почитают: Ей молятся о детях. Как-то я был в Югославии, ездил туда на Пасху, как раз американцы тогда только начинали бомбить эти территории. Я посетил монастырь Прасковьи Пятницы и помолился о детях, коих у меня множество. Там мне дали самую простую ее иконку, такую обычную, картонную. Я привез ее в Москву. Решил принести в храм показать, ее нес мой друг в своей сумке, так как мне ее положить было некуда. А вход в храм был через ворота с надвратной колокольней. Я решил подняться на колокольню, а друг пошел дальше. Тут я вспомнил, что забыл у него забрать икону Прасковьи Пятницы, и окликнул его. Друг сделал шаг навстречу ко мне, а в это же мгновение с колокольни на место, где только что стоял мой друг, упал молоток. Упал с такой силой, что пробил асфальт и вошел в него по самую ручку. Вот так Прасковья Пятница уберегла моего друга.
Кто: Иоанн Воин.
За что почитают: Ему молятся, чтобы он защитил от воровства. Сам я насчет защиты от воровства ему не молился, но это просто мой святой. Это военный. Был в свое время крупным римским военачальником. Принял христианство, переоформил все имущество на зарождающуюся церковь, тем самым дал сильный импульс становлению христианства. Его не решились казнить, потому что он был героем, а просто сослали его в ссылку.
Кто: Преподобный Кукша Одесский.
За что почитают: Любимый святой одесситов. Практически наш современник, умер в декабре 1964 года. Его настолько почитали, что в день его смерти властями был дан запрет принимать сообщения об этом на телеграфах, дабы не спровоцировать поток верующих в Одессу. Преподобный Кукша был бесконечно добр, светел и весел. Он не был мучеником, но мог своими словами успокоить и унять любую душевную травму. Исцелял людей и до своей смерти, и после. Преподобный Кукша Одесский очень близок моему сердцу.
Кто: Александр Свирский.
За что почитают: Известен тем, что, когда Пресвятая Богородица явилась ему и распорядилась, чтобы он отправился через озеро строить Свирский монастырь, он встал на камень и на камне переплыл озеро. Мне этот поэтический образ очень симпатичен. И вот сердцем я чувствую, что он может мне помочь и не оставит меня в молитве.
Кто: Серафим Саровский.
За что почитают: История его известна всем. Он наряду с Николаем Угодником очень близкий и понятный сердцу русского человека святой.
Кто: 40 Севастийских мучеников.
За что почитают: Расскажу их историю современным языком. Это были 40 контрактников, непобедимая когорта, воины-ветераны, много лет верно служившие императору, но принявшие христианство. В те времена отношение к христианам было крайне противоречивое. И местным чиновникам сей факт показался крайне подозрительным. Они зимой загнали их в озеро, чтобы воины охладили свои горячие умы, одумались и отказались от христианства. Военные от своих убеждений отказываться не пожелали, остались стоять в озере, пока все не погибли. Один из них смалодушничал, вышел из воды и пошел греться в баню, которая топилась на берегу, и там умер из-за резкого температурного перепада и отсутствия Божьей протекции. А банщик, увидев мужество солдат, почел за честь разделить их убеждения и смерть. Мне в этой истории очень нравится сам дух коллективного чувства.
Кто: Феодор Ушаков.
За что почитают: Это всем известный адмирал Ушаков. Ушаков был православным человеком и идеальным военным, который разделял со своими солдатами все невзгоды. Благодаря его мужеству, его вере в силу Христову он одержал множество побед. Святым он признан в том числе и в Греции.
Кто: Даниил Московский.
За что почитают: Даниил Московский из тех людей, кто в кровавые для Руси времена все решал миром. Не участвовал в междоусобицах. При дележе отцовского наследства ему досталась довольно-таки никчемная территория Московского княжества. Он умудрился за годы своего правления не вступать в интриги, не посягать на чужие территории, а когда его собственный брат пошел на него с войной, он малым войском его разбил, а потом впустил к себе. И этот старший брат, усмиренный благородством и миролюбием Даниила Московского, когда умирал, завещал ему свое княжество, и в итоге Даниил Московский стал самым мощным князем. При всем своем смирении.
Кто: Святой Вонифатий.
За что почитают: Он был рабом при дворе одной богатой христианки. Жил со своей хозяйкой в гражданском браке и вел крайне разгульный образ жизни. Тогда считалось очень почетным иметь у себя в домашней церкви мощевик. В то время, а это был уже закат Римской империи, еще казнили довольно много христиан. Вот он и отправился по приказу своей хозяйки искать мощи мучеников. Он долго ходил, ничего не нашел, но попал на казнь христиан и во время этой казни принял решение объявить себя христианином и пожертвовать собой для своей хозяйки. Потом его мощи передали этой женщине. А она через какое-то время покинула мирскую жизнь и посвятила себя Богу. Такая вот история.
Из календаря РПЦ исчезли некоторые святые
Календарь Русской православной церкви на 2013 год, выпущенный издательством Московской патриархии, обеднел именами святых.
Например, исчезло имя святителя Василия Кинешемского, прославленного в 2000 году. Его память в прошлогоднем календаре еще отмечалась 13 августа (по новому стилю), в городе Кинешма в его честь строится храм.
Также нет в новом календаре имен священномученика Иувеналия Рязанского, расстрелянного в 1937 году (память праздновалась 24 октября), священномученика Макария Днепропетровского (в Днепропетровске есть храм в его честь, память 3 декабря). Нет и еще примерно 35 пострадавших за веру в годы репрессий. За это время им написаны молитвы и иконы, верующие могли крестить в их честь детей.
В календаре указано, что имена новомучеников приводятся «в точном соответствии с данными, представленными Синодальной комиссией по канонизации святых» и по благословению патриарха Кирилла.
— Дни памяти новомучеников включались в календарь либо согласно определению Соборов (после 1989 года), либо после Юбилейного Собора 2000 года, на заседаниях Священного синода. За каждым именем стоит определение священноначалия, — пояснил «Известиям» член Межсоборного присутствия РПЦ священник Максим Плякин, много лет занимавшийся изучением подвига святых ХХ века и теперь сверяющий «старый» календарь с «новым».
Деканонизация (признание ошибочности прославления святого) в РПЦ ранее не предполагалась и не практиковалась.
— К сожалению, официального разъяснения пока не последовало, поэтому вопрос о «деканонизации» повисает в воздухе. Теоретически для этого нужен формальный акт, поэтому говорить об этом преждевременно, а может быть, и вовсе не придется, — сказал отец Максим Плякин.
В истории Русской Церкви был случай сомнения в чудесах, ставших основанием для прославления преподобной Анны Кашинской. Тогда указ патриарха Иоакима не отменял саму канонизацию, а приостанавливал поминовение святой на службах «до подлинного извещения, егда аще (если) впредь Бог объявит и утвердит». Появились новые свидетельства о чудесах, и имя св. Анны вернулось в календарь.
В наше время причиной для исключения имен новомучеников из календаря могло стать обнаружение недоступных ранее документов, например, протоколов допросов, где арестованный мог кого-то оговорить.
— Представители комиссии по канонизации отмечали, в том числе публично, что наши представления о новомучениках после знакомства с архивами пришлось пересматривать. Например, в одном из дел святителя Василия Кинешемского содержатся, как принято говорить, признательные показания против третьих лиц: он свидетельствовал против Ираиды Тиховой, позже тоже прославленной во святых. Но неизвестно, этот ли казус имелся в виду при сокращении святцев, — пояснил «Известиям» священник Максим Плякин.
Один из древних святых, великомученик Пантелеимон, тоже «сотрудничал со следствием»: указал императору, что принял веру от пресвитера Ермолая, и тот тоже пострадал за Христа.
— Древние мученики шли с верою на страдания из языческого неверия и соответствующего ему образа жизни, а новые мученики все были крещены, были членами Церкви от младенчества, — отрицает в одной из статей возможность такого сравнения секретарь Синодальной комиссии по канонизации святых игумен Дамаскин (Орловский).
Иногда чтение протоколов допросов не проливает свет на проблему.
— Из календаря исчезли два брата моего деда: отец Николай Правдолюбов расстрелян в Рязани 13 августа 1941 года, его старший брат — Владимир Анатольевич Правдолюбов расстрелян в Карагандинских лагерях 4 октября 1937 года, — рассказал «Известиям» настоятель храма Троицы в Голенищево протоиерей Сергий Правдолюбов. — Дело священномученика Николая я лично смотрел в архиве и не нашел никаких оснований не прославлять его. Однако сердце мое не болит: Господь всё разъяснит.
«Известия» обратились в Синодальную комиссию по канонизации святых по указанному на сайте patriarchia.ru телефону и услышали:
— Это не совсем Синодальная комиссия по канонизации. А что вы хотели?
Впоследствии секретарь комиссии игумен Дамаскин (Орловский) через помощницу сообщил «Известиям», что вопрос находится «вне его компетенции».
Одна из версий об исчезновении имен святых — сбой верстки. «Да, скорее всего девушка, сдуру стершая часы, перешла на работу в календарный отдел», — прокомментировал протодьякон Андрей Кураев в «Живом журнале».
Бывают и банальные ошибки. Например, протоиерей Александр Смирнов был канонизирован как новомученик, а потом выяснилось, что он умер в 1915 году.
Одновременно в календаре появились новые дни памяти новомучеников: св. Гермогена Тобольского, св. Фаддея Тверского и др.
Новые святые
Андрей ФЕФЕЛОВ. Недавно состоялся Архиерейский собор РПЦ. Кроме принятия различных документов и резолюций на этом соборе были канонизированы или приобрели вселенскую канонизацию множество русских православных подвижников. Среди них есть очень громкие имена — это и великий князь киевский Ярослав Мудрый, и святитель Геннадий Новгородский, и святитель Серафим (Соболев), и воины Пересвет и Ослябя… В нынешний период переломов, испытаний появление именно этих духовных воинов в сонме русских святых –настоящее чудо, явленный нам Промысел Божий.
Леонид Евгеньевич, хочется вспомнить этих людей и немного поговорить об их жизни и об их значении для нас. Начнём разговор с архиепископа Серафима (Соболева), исторически он к нам ближе всего.
Леонид БОЛОТИН. Я хотел бы сначала пояснить — что произошло на соборе? Дело в том, что всецерковное российское почитание, например, святителя Геннадия Новгородского, было всё это время. Видимо, он не был внесён в святцы всех вселенских православных церквей, сейчас это действие было совершено. Ярослав Мудрый тоже как местночтимый святой почитался в России столетиями. Писались его иконы, во многих старинных месяцесловах князь присутствует как местночтимый Киевский, Ярославский, Новгородский, Ростовский святой. Его почитали там, где он княжил.
Если же говорить по персоналиям, то архиепископ Серафим (Соболев) — действительно, один из тех святых, что имеют особенное значение для современности. Его также чтили как святого уже долгое время. В болгарской церкви он был прославлен сначала как местночтимый святой, потом его стали почитать шире. Архиепископ Серафим был высокообразованным человеком, окончил Санкт-Петербургскую духовную академию. Современникисвидетельствовали, что владыка Серафим ещё в семинарские годы отличался необыкновенно развитым умом, аскетизмом и любовью к подвижничеству. В годы обучения в Академии определился особый талант Владыки к высокому богословию.
После революции Владыка Серафим оказался за границами Отечества. Зарубежный Синод РПЦ в 30-е годы предложил ему сделать доклад об особенностях русской идеологии, который впоследствии перерос в главную книгу владыки Серафима. Для многих из нас, в конце 80-х годов, в пору воцерковления народа, эта книга стала настоящей путеводительной звездой. Общий тираж «Русской идеологии», я думаю, исчисляется сотнями тысяч экземпляров. Это была одна из популярнейших книг ХХ столетия в церковной среде.
Андрей ФЕФЕЛОВ. Вы сказали «была»? Книга сейчас не переиздаётся?
Леонид БОЛОТИН. В интернете она есть. После вселенской канонизации труд Владыки обязательно должны переиздать большим тиражом.
Вообще, самого термина «идеология» церковный народ и церковные богословы, особенно в начале ХХ века, побаивались. А когда в 30-е годы стало ясно, что духовная брань проходит именно в этой сфере, когда возросли богоборческие идеологии -коммунизм, фашизм, идеология финансового нацизма, который развивался через транснациональные корпорации США…
Андрей ФЕФЕЛОВ. Идеология жёлто-коричневых.
Леонид БОЛОТИН. Очень хорошее название. Финансовый нацизм ведь действует не только через монеты или монетные отношения, там чётко сформулированы идеологемы, стратегемы, которые каждодневно воздействуют на сознание миллиардов людей.
И владыка Серафим – это тот самый подвижник, который одним из первых почувствовал гибельность расцветающих сатанинских идеологий, понял, что нам, церковным людям, нельзя отстраняться от этой формы духовной брани. Именно он сформулировал эти главные ключевые идеи русского государства, русской монархии, русского царства как идеи. Он говорил о том, что эти идеи обязательно пригодятся Руси грядущей. И перечитывая в веке нынешнем его труд, можно смело сказать, что воззрения святителя не были наивным взглядом на предмет. Я считаю, что во многом именно эта книга сформировала из нашего русского православного люда гражданских, политически подкованных личностей, подданных грядущего русского царства, готовых воспринять совершенно новые государственные отношения, пока ещё нам неведомые.
Значение владыки Серафима таково, что святость его признают и в других православных церквях, и тот же Константинопольпросто будет вынужден это сделать.
Андрей ФЕФЕЛОВ. Леонид Евгеньевич, немного расскажите о святителе Геннадии Новгородском.
Леонид БОЛОТИН. После решения Архиерейского собора о всеправославном признании святости святителя Геннадия Новгородского сомневаться теперь не приходится. Ведь хорошо известно, что в 60-е, в 70-е, в 80-е годы, когда церковь была притесняема советскими властями, церковные либералы даже ставили вопрос о деканонизации святителя. Почему, хотелось бы знать?
Святитель Геннадий — интереснейшая личность, образованнейший человек своего времени, архимандрит кремлёвского Чудового монастыря в 70-е годы XV века. Чудов монастырь в те времена был высшей школой российского великого княжества. В ней учились как духовные, так и светские лица, желающие изучать древние языки и историю. Выпускники были настоящими книжниками, могущими переводить и печатать книги. Святитель Геннадий Новгородский был одним из таких знатоков. Уже будучи на кафедре в Новгороде, он первым составил канон Библии на церковнославянском языке. Тогда Библия существовала в разрозненных переводах и такого библейского свода как Константинова Библия, на Руси не существовало. Для перевода Библиина церковнославянский язык он использовал не только Септуагинту — греческий вариант Священного Писания, но и те книги, которые сохранились только на латинском языке.
Он также создал в Новгороде мощнейший интеллектуально-духовный центр, что позволило ему начать борьбу с тайным движением против православия – ересью жидовствующих.
Андрей ФЕФЕЛОВ. Здесь речь идёт о том, что внутри православия появилось течение, которое фактически низводило Новый завет до Ветхого завета. По сути дела эта ересь сквозь учение православной церкви проводила иудейскую линию?
Леонид БОЛОТИН. Дело в том, что талмудические представления при столкновении с христианством проявляются как всецелое богоборчество, борьба против триипостасного Бога — Бога Отца, Бога Сына и Святаго Духа. И святитель Геннадий, как человек необыкновенно образованный и системный, как раз смог сформировать базу борьбы с этим злом. Он опёрся на один из духовных центров- на Успенский Волоколамский монастырь, ныне известный как Иосифо-Волоцкий монастырь, где существовала мощная библиотека и где во главе стоял игумен Иосиф. Еретическая гидра захватила к тому времени Москву, московское чиновничество, московского митрополита, вовлекла великокняжескую семью князя Димитрия, которого царь Иоанн Васильевич хотел видеть своим преемником, венчал его на престол. Страшное духовное бедствие напало на Русь. И в случае перехода власти к этому юноше это духовное извращение должно было стать религией для нашего государства. Этого Иоанн Васильевич допустить не мог, поэтомупоступил грозно, но праведно — дал возможность установления правды Божией.
Андрей ФЕФЕЛОВ. Получается, теперь борьба с церковной либеральной сектой, которая по своей сути является наследницей ереси жидовствующих, может вестись при молитвенной помощи святителя Геннадия и его благого образа, который должен распространиться по России после его прославления.
Фигура Ярослава Мудрого мне видится в свете просвещения, эффективной системы воспитания, образования…
Леонид БОЛОТИН. В старину титульные прозвища были редкостью. «Мудрым» великого князя Ярослава Владимировича назвал Карамзин. При всём нашем критическом отношении к либеральным взглядам Карамзина, здесь он поступил в русле научной общеисторической традиции. Преподобный Нестор летописец же называл Ярослава – «Премудрым». Нестор сравнивал его с библейским царём Соломоном Премудрым, а также превозносил за создание на месте битвы против печенегов Храма Святой Софии – Премудрости Божией.
Великая заслуга Ярослава в том, что он воцерковил Русь. Чин богослужения в Храме Святой Софии был образцом для богослужения во всех храмах. И для этого в Киев специально командировалось духовенство, чтобы они проходили школу этого богослужения. Потом по повелению великого князя такие же кафедральные соборы стали строиться в крупных и не очень крупных городах. Они становились богослужебными школами для местных монастырей и приходских храмов. Это не было административной инициативой князя. Природа подобных нововведений в высокодуховном отношении князя Ярослава, Георгия во святом крещении, к своему народу и к своему Отечеству. Народ это очень хорошо понимал, и поэтому почитание Ярослава Мудрого, по крайней мере, панихидное поминание, продолжалось вплоть до монгольского нашествия. Гробница благоверного князя никогда не была в забвении. После и во время панихид совершались чудесные исцеления, справедливые решения каких-то сложных дел, избавления от несчастий. Люди притекали снова и снова, заказывая панихиды уже в благодарность. Почитание началось в Киеве, потом перешло во Владимир, и далее — в Москву, где в кремлёвских палатах, на ныне утраченных фресках встречалось изображение Ярослава Мудрого -почитаемого святого благоверного князя.
Андрей ФЕФЕЛОВ. Нельзя не упомянуть, что Пересвет и Ослябя также канонизированы нашей Церковью.
Леонид БОЛОТИН. И это замечательное событие! Они всё это время тоже были только московскими да брянскими местночтимыми святыми. Хотя их, конечно, чтили по всей России, особенно с конца 80-х – начала 90-х годов. Это, безусловно, великие наши подвижники, сподвижники Преподобного Сергия, сподвижники Великого князя Димитрия Донского. Недавно я прочитал интересный материал о Челубее, написанный ныне действующим епископом Митрофаном (Баданиным). Оказывается, Челубей был не просто сильным и опытным татарским воином, а он подвязался в оккультных древнейших практиках боевой магии Бон-по в Тибете. И имя «Пересвет» записано в особой святой тибетской книге, как имя человека, чей Бог оказался сильнее всех их демонов, вместе взятых. Эта подробность для меня была совершенно неожиданной. И то далёкое великое сражение в моём понимании теперь не просто битва двух войск, а настоящая духовная победная брань православия с сатанизмом.
Андрей ФЕФЕЛОВ. Теперь, будем надеяться, в наших военных частях появятся образа Пересвета и Осляби, в кабинетах учителей и в Министерстве образования появится изображение Ярослава Мудрого, а в кабинетах Администрации Президента будут молиться перед иконой святого Серафима (Соболева). Ну, а те люди, что ведут информационную войну, идеологическую и политическую борьбу с врагами России могут теперь молиться святителю Геннадию Новгородскому. Слава Богу!
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен!
Нажмите «Подписаться на канал», чтобы читать «Завтра» в ленте «Яндекса»
Русская Православная Церковь
9 марта в ходе заседания Священного Синода Русской Православной Церкви было заслушано сообщение митрополита Калужского и Боровского Климента, председателя Комиссии по составлению месяцеслова Русской Православной Церкви, с предложением включить в месяцеслов имена древних святых, подвизавшихся в западных странах (журнал № 14).
Созданная 18 сентября 2014 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Комиссия по составлению месяцеслова Русской Православной Церкви провела работу над формированием списка древних святых, подвизавшихся в пределах Запада, на основании сведений об их почитании православными в западноевропейских епархиях Русской Православной Церкви, а также на основании традиции их почитания в других Поместных Православных Церквах.
При рассмотрении вопроса о включении в месяцеслов святых, подвизавшихся в Центральной и Западной Европе до 1054 года, Комиссия руководствовалась следующими критериями: безупречным исповеданием православной веры; обстоятельствами, при которых состоялось прославление; отсутствием упоминания имени святого в полемических трудах по борьбе с Восточной Церковью и восточным обрядом; современным почитанием в зарубежных епархиях Русской Православной Церкви и Поместных Православных Церквах.
Кроме того, при работе учитывались сведения, содержащиеся в «Полном месяцеслове Востока» архиепископа Сергия (Спасского), докладе святителя Иоанна (Максимовича) Архиерейскому Синоду Русской Зарубежной Церкви в 1952 году, статьях «Православной энциклопедии», а также в синаксаре, составленном иеромонахом Макарием из святогорского монастыря Симонопетра.
Члены Священного Синода на состоявшемся 9 марта заседании постановили включить в месяцеслов имена следующих святых:
Патриархия.ru