Последнее интервью Алексия II «Вестям»
Вести.Ru публикуют текст последнего интервью Патриарха Московского и всея Руси Алексия II «Вестям». Он дал его в конце октября 2008 года. 5 декабря Алексий II скончался.
— Ваше Святейшество, здравствуйте.
— Здравствуйте.
— Ваше Святейшество, ваши первые сознательные шаги в храме начались, когда вы еще были маленьким мальчиком. В шестилетнем возрасте — ваше первое послушание, вы разливали крещенскую воду. И мы узнали, что ваши родители вначале с небольшим смущением отнеслись к вашему рвению и даже обратились к валаамским старцам за советом. Что они сказали им?
— Я очень благодарен своим родителям, которые воспитали меня в православной вере. Я родился в благочестивой христианской семье. И я считаю, что очень важно воспитание именно в семье, которое дает основание для будущего. Да, действительно, мои родители смущались тем, что я уже в юношеские годы знал все богослужение наизусть и даже служил, и это смущало моих родителей. Поэтому они обратились к валаамским старцам, которые сказали, что если делается все серьезно, то смущаться не надо. И зная на своем личном опыте, что дает воспитание, я считаю, что и в школах нужно ввести предмет «Основы православной культуры», потому что вся наша культура основана на христианских ценностях, и каждый культурный человек должен знать основы своей культуры. Это его обязанность. Нам говорят, что у нас много людей, исповедующих ислам или другие религии, но я думаю, что эти люди, которые живут здесь, в нашем обществе, и исповедуют другую религию, они должны знать, кроме основ своей культуры, должны знать и основы культуры той страны, в которой они живут.
— Ваше Святейшество, вы стали священнослужителем в 1950 году, а к епископскому служению приступили в 1961 году, как раз тогда, когда началась новая волна гонений на церковь. Как церкви удалось выстоять, и почувствовали ли вы на себе лично эти гонения?
— Уже не было прямых гонений, не расстреливали, но вся церковная жизнь — она была под контролем. Даже были области и республики, где и проповеди должны были представлять представителям Совета по делам религии на местах, уполномоченным для проверки. Чиновники, которые чаще всего были атеистами, проверяли, что священник может сказать и чего не может сказать. В 1961 году я стал епископом. Я столкнулся сразу же с желанием закрыть Пюхтицкий успенский женский монастырь в Эстонии — единственный женский монастырь — и 36 православных в основном эстонских приходов, которые, как чиновники говорили, нерентабельны. Но мне удалось отодвинуть закрытие этих приходов. А в начале уже 1962 года я, будучи заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений, привез в монастырь первую делегацию лютеранских пасторов из ГДР, которые потом в газете написали восторженные отзывы о монастыре, и вопрос о закрытии отпал.
Так надо было правдами и неправдами сохранять то от закрытия, что хотели закрыть в то время. Пришлось столкнуться с горем людей, и масса священников, что у меня остались в памяти, когда я вступил в должность управляющего делами – это огромное количество священнослужителей, которые были лишены регистрации гражданской властью и остались без места и средств к существованию. И надо было их обустраивать, устраивать, нужно было дать возможность им продолжать служение.
— Ваше Святейшество, во время вашего патриаршего служения произошло эпохальное событие – объединение двух частей Русской Православной Церкви. Разговоры об этом велись же давно, на протяжении долгих лет. Почему это произошло именно сейчас и что на это повлияло? Как многие говорят, это просто чудо.
— Шли мы к этому долгое время, потому что это плоть от плоти, кровь от крови нашего русского народа. Это люди, которые были вынуждены после революции, после Гражданской войны покинуть свою родину и оказались за рубежом, но сохранили веру, сохранили любовь к родине, сохранили любовь к своей культуре. И у нас внутри, в нашей стране, в жизни церкви, конечно, изменение положения церкви во многом повлияло на решение этого вопроса положительно. Потому что стали открываться храмы, реставрироваться храмы, возрождалась монастырская жизнь, духовное образование, издательство. Люди приезжали сюда и видели, как возрождается церковная жизнь.
Это не только было подписано в храме Христа Спасителя в Москве, но дошло до приходского уровня. Сейчас ведь на каждом заседании Священного Синода нам приходится открывать новые храмы в самых разных местах. Только что был освящен собор в Гаване, только что поставлен вопрос об открытии храма в Венесуэле… Так что в разных местах разбросаны не только первая эмиграция, но и первое, второе и третье поколения, люди, которые сегодня уезжают из-за трудностей за рубеж для того, чтобы работать. Они нуждаются в духовной поддержке, оказавшись в чужой среде, среди чужого менталитета, с чужой культурой. А в русском православном храме они чувствуют живую связь со своей родиной, с церковью.
— Ваше Святейшество, на ваш взгляд, перед какими вызовами сейчас стоит человечество и как бы церковь могла бы помочь человечеству ответить на эти вызовы?
— Я думаю, что однополярность в культуре, однополярность в экономике, однополярность в политике – это не тот путь, по которому должно идти человечество. Человечество должно идти к единению, не создавая однополярного мира. Потому что когда применяется, с одной стороны, двойной стандарт к любым проявлениям жизни в России или в странах ближнего зарубежья, то это несправедливо. Я думаю, что события, которые произошли в Южной Осетии, наглядно показали, как белое выдается за черное и черное выдается за белое. Хотя мы своими глазами видели, сколько жертв было, сколько людей были вынуждены покинуть свои насиженные места, дома которых были расстреляны танками и которые бежали, спасая свои жизни. И Церковь — она всегда призывала к миру, всегда призывала сесть за стол переговоров. И даже во время этого кризиса и с моей стороны, и со стороны грузинского патриарха – католикоса – были обращения с призывом к миру. И у нас добрые отношения между церквами продолжают сохраняться и будут сохраняться. Церковь будет всегда призывать к миру и к согласию между людьми. И то, что произошло – это вообще трагедия, потому что хотели поссорить два православных народа.
— Ваше Святейшество, и вопрос, который я сегодня просто не могу не задать: по поводу сложившейся экономической ситуации в мире. Ее можно рассматривать чисто как экономическую, финансовую проблему, но в то же время это может быть некое испытание, которое послано специально, чтобы люди чему-то научились. Чему можно научиться в этой ситуации, которая сложилась?
— Я думаю, на Западе с высоким уровнем жизни это испытание – не надеяться только на деньги. Поэтому сокращение рабочих мест – это будет для многих испытание. Нам тоже надо подумать о том, что нужно думать не только о материальных благах. Часто проповедуется нам, что только нужно строить хорошую обеспеченную жизнь. Но надо думать и о душе своей. И я думаю, что вот этот экономический, финансовый кризис — он должен заставить людей думать и о душе своей, и не только о судьбе своей, но и о судьбе своих ближних. Надо больше думать и помогать тем, кому тяжело.
— Ваше Святейшество, большое спасибо за ваше время и комментарии.
— Спасибо вам. И желаю вам успеха в вашей деятельности.
Русская Православная Церковь
2 апреля 2007 года в газете «Известия» опубликована вторая часть интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, которое он дал обозревателям газеты Марине Заваде и Юрию Куликову.
Начало интервью см. «Известия» от 30.03.2007, № 055 (27339).
«Покушений на меня, по счастью, не было»
— Вы много летаете, ездите по стране и миру. Между тем до Вас Патриархи, в основном, были затворниками. Вы легки на подъем? Вам не надо себя пересиливать, превозмогать, отправляясь в путь?
— То, что до меня Патриархи редко покидали столицу, было обусловлено ограничениями советского периода. Но когда открылась возможность посещать епархии, не использовать ее было бы преступлением.
Никогда не забуду, как встречали меня люди в начале девяностых. Приезд Патриарха был для них выдающимся событием. Конечно же, и сегодня Патриаршие визиты — это особенное явление в епархиальной жизни, но тогда посещение отдаленных епархий Предстоятелем Церкви воспринималось многими как чудо.
Помимо радости и утешения, которое я нахожу в молитвенном общении с паствой разных епархий, есть еще один момент. Иногда отношения региональных властей и епархиальных Преосвященных не складываются. Приезд Патриарха нередко помогает разрешить проблемы.
Немало епархий нашей Церкви находится в странах ближнего и дальнего зарубежья. Во время визитов в эти государства стараюсь поддержать паству, исполнить традиционное для Предстоятеля Церкви миротворческое служение.
— При взлете и посадке читаете какую-нибудь молитву? Какую?
— Начиная путь, осеняю себя крестным знамением, испрашиваю у Господа благословение на дорогу. А приземляясь — благодарю Бога.
Апостол Павел призывал христиан к непрестанной молитве (1 Фес. 5.17), подразумевая не только непосредственное обращение к Богу, но и всегдашнее памятование о Нем, о Его присутствии в нашей жизни. Постоянная молитва помогает превозмогать жизненные тяготы, делает более совершенной радость, скрашивает беду. Поэтому стараюсь следовать апостольской заповеди.
— Кто-то из американских астронавтов вспоминал, что в космосе видел нечто необъяснимое, глубоко потрясшее его. Некоторые комментаторы предполагали, что то была, возможно, близость к Богу. Вы допускаете хоть малейшую вероятность чего-либо подобного?
— «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5.8), — говорится в Евангелии. Каждый человек может искренней молитвой приблизиться к Творцу, и тогда Он приближается к нам (Иак. 4.8). В Священном Писании есть замечательные слова о том, что Господь «недалеко от каждого из нас: ибо мы Им живем и движемся и существуем» (Деян. 17. 27-28).
Однако, и об этом говорили святые, есть опасное состояние духовной прелести, при котором человек высоко думает о себе, считает себя достойным лицезреть Божественные тайны. В таком состоянии можно оступиться, принять ложное за истинное. Чтобы этого не произошло, необходимо смирение, осознание своего недостоинства, ибо, повторю, «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (Иак. 4.6).
— Верно, что до драматических событий 1993 года у вас не было телохранителей? И появились они по настоянию Лужкова? Что за люди сегодня день и ночь рядом с вами? Доводилось ли убеждаться в их профессионализме?
— Это очень воспитанные, ответственные люди. Глядя на них, понимаешь, что не все так плохо с нашей молодежью. Покушений на меня, по счастью, не было, но иногда нужно удержать толпу, причем сделать это тактично, аккуратно, чтобы никто не пострадал и не обиделся. Это, насколько вижу, удается.
— Не в том же ли 1993-м, после того как вы выразили готовность участвовать в переговорах в Свято-Даниловом монастыре, у вас в переделкинской резиденции появилась правительственная связь? С кем сегодня доводится говорить по «вертушке», стоящей в домашнем кабинете?
— Связь также была и раньше — в Патриархии. А говорить приходится, естественно, с «сильными мира сего». Они ведь тоже люди, точно так же, как и все мы, имеют духовные потребности. Бремя власти, особенно в нашей огромной стране, — оно не из легких. Не все власть имущие выдерживают громадное напряжение, колоссальную ответственность. Вообще идущие во власть должны быть очень сильными людьми, способными противостоять всевозможным соблазнам.
У Гончарова есть роман «Обыкновенная история», в котором показано, как молодой человек, жаждущий правды, соприкоснулся с жизненными «реалиями» и утратил совесть, превратился в банального карьериста. Говорят, что власть меняет людей. Мое мнение — все зависит от самого человека, который может противостоять греху. Конечно, не без помощи Божией.
«Будем и мы учиться любить грешника и ненавидеть грех»
— Есть недостатки и недостатки. Являясь человеком толерантным, к каким качествам людей вы не снисходительны?
— Долг пастыря — принимать исповедь у кающихся. Если человек осознает свой грех, раскаивается и обещает не повторять его в будущем, — долг священника простить, хотя может быть наложена епитимия. А ведь грехи бывают разной степени тяжести. Так вот, исповедь учит терпению и смирению. Допустим, человек раскаивается, сожалеет о проступке, а священник или епископ, принимающий исповедь, думает: и у меня есть этот грех… И тоже мысленно начинает каяться перед Господом, ибо нет человека без греха. Но, как говорил святой праведный Иоанн Кронштадтский, никогда нельзя отождествлять грех и грешника, потому что грех есть не сущность человеческая, но лишь болезнь, недуг, помрачение образа Божия, живущего в каждом человеке, даже самом грешном. Будем и мы учиться любить грешника и ненавидеть грех.
— Говорят, Вас никто и никогда не видел в гневе. Вы умело контролируете эмоции или благодушны, не вспыльчивы по складу характера?
— Как раз не могу сказать о себе, что не вспыльчив. Вас это удивляет? Патриаршее служение — совершенно особое. С одной стороны, ясно видишь свою немощь, а с другой — не перестаешь удивляться: откуда берутся силы? Видимо, это Господь покрывает мою немощь, дабы не было препятствий в деле Божием.
— Ваше Святейшество, знаем, Вы способны на язвительность. Как—то во время Вашего доклада на епархиальном собрании в Храме Христа Спасителя то в одном, то в другом ряду зала беспрестанно звонили мобильники. Вы не стали читать нравоучения, требовать отключить сотовые. Просто едко заметили: «Вас что, президент может вызвать?» С тех пор в Вашем присутствии мобильные молчат. Вы всегда предпочитаете насмешливость скучным нотациям, разносам? Это более эффективно?
— Считаю, что не должно быть грубости в отношениях между людьми. Согласитесь, малопривлекательное зрелище являет собой начальник, когда начинает стучать кулаком по столу, унижая подчиненных. «Слово ваше да будет всегда с благодатию, приправлено солью, дабы вы знали, как отвечать каждому» (Кол. 4.6).
— Патриарх Московский и всея Руси при всей специфике работы (точнее, службы), говоря современным языком, управленец высшего звена. Если хотите, топ-менеджер. Не зря в конце 90—х вас даже признали «лучшим руководителем года». То есть Анатолий Чубайс, «лучший менеджер всех времен и народов», в тот год «отдыхал»?
— Церковь — не коммерческая организация, а Патриарх — не председатель совета директоров. Хотя соглашусь, что работа с людьми, документами, решение различных вопросов — все это внешне имеет много общего и у представителей бизнеса или власти, и у церковных иерархов и пастырей.
В былые времена говорили: кадры решают все. Ну, все или нет, мы не знаем, но по крайней мере — очень многое. Ведь каждому даны Господом таланты. Кому-то больше, кому-то меньше: «каждому по его силе» (Мф. 25.15). Нынче приходской священник должен сочетать в себе многие таланты: быть и пастырем, и завхозом, и прорабом, разбираться в юридических и финансовых вопросах, уметь находить общий язык с людьми разного возраста, социального положения и менталитета.
Приходы, в свою очередь, объединяются в епархии. Каждая епархия управляется архиереем. Патриарх — лишь первый среди епископов, но в силу этого положения он, вместе со Священным Синодом, имеет попечение обо всей Поместной Церкви. Присвоенные же мне почетные титулы я с благодарностью принимаю как признание заслуг Русской Православной Церкви, ее иерархов, духовенства, мирян.
— У Вас хорошая интуиция? Мы привыкли употреблять это понятие в обычном, обиходном контексте. Но что такое «интуиция» с точки зрения церковного иерарха? Почему одним людям она дана, а другие глухи к внутреннему или скорее — внешнему голосу?
— Апостолы Христовы были неучеными людьми, но это не помешало им благовествовать миру о Христе. Среди почитаемых Церковью святых есть люди, которые практически не имели образования, но созерцали таинственные глубины Божии (1 Кор. 2.10). Если понимать под интуицией непосредственное познание Истины, которая есть Христос (Ин. 14.6), то это — Божие откровение, Божий дар.
В сердце каждого человека звучит голос совести, научающий нас добру. Важно не заглушить его страстями, малодушием и отрицанием, всегда стремясь исполнить волю Божию.
— Человеку верующему, думается, легче принять житейские скорби, болезни, напасти. Будучи королем или нищим, он покорен воле Божией, уповает на милость Господа. Атеист в этом смысле не может себя утешать, что рядом есть Некто, Который не оставит его. Но как поверить в Бога тому, кто страстно хочет этого, пытается, но не может, ибо его сознание обросло многолетними атеистическими клише, словно затонувший корабль ракушками и тиной?
— Да, иногда прийти к вере мешают небылицы, усвоенные со школьной скамьи, и предрассудки, укоренившиеся под воздействием безбожной пропаганды. Ныне, к счастью, времена изменились. Но и сейчас принять Христа многим не дают греховные страсти. А они бывают разными: то человек живет богато и не хочет ни с кем делиться, то скован жаждой удовольствий, то считает себя «мерой всех вещей», то подвержен алкоголизму, наркомании, другим порокам.
У каждого свой путь к Богу. Господь знает сердце и мысли любого из нас, и если мы всем существом взыщем Его, то Он не оставит нас без Своего водительства.
Начало интервью см. «Известия» от 30.03.2007, № 055 (27339).
Окончание интервью см. «Известия» от 3.04.2007, № 057 (27341).
Слово памяти о патриархе Алексие II
Вчера с большим удовольствием посмотрел видео — последнее интервью патриарха Алексия II, за три месяца до его смерти. Дата интервью – 12 сентября 2008 года, смерть наступила в ночь с 4 на 5 декабря 2008 года.
Незадолго до этого интервью были начаты съёмки фильма к 80-летию Его Святейшества (до которого он, как известно, не дожил почти три месяца) и авторы фильма успели записать первое для фильма и самое последнее в жизни Предстоятеля Русской Церкви интервью, в котором был задан и казавшийся в тот момент нелепым вопрос, кому после его кончины перейдет его личный дневник… Итак, первое и последнее интервью Патриарха Алексия II, которое взяли Елена Писарева, Евгений Баранов и Александр Замыслов. Оно есть на YouTube.com, но было выложено только через 11 лет после смерти…
Достаточно много данных, указывающих на то, что смерть Святейшего Патриарха Алексия II была убийством (ему было запрещено оказывать в тот момент медицинскую помощь), но юридически доказать это невозможно.
Да, он ошибался, но и признавал свои ошибки. Святейший Владыка был доступен для многих, несмотря на то, что между ним и народом захватившие власть в 1993-м (находящиеся, между прочим, под анафемой) стали воздвигать стену.
Стоит помнить слова Алексия II, сказанные им на Московском годовом епархиальном городском собрании 15 декабря 2004 года: «Война против России». Сейчас этот текст практически невозможно найти. Вот этот текст (с сокращениями), который сохранили благочестивые люди в Нижнем Новгороде:
«Война против России.
Мы должны осознать, что против нашего народа ведется хорошо спланированная без-кровная война, имеющая целью его уничтожить.
В западных странах работает мощная индустрия растления, поставляющая в Россию порнографические издания, пособия по программам так называемого полового воспитания, которые рекламируют разврат во всех видах…
В России сегодня создан огромный рынок алкоголя, наркотиков, порнографии, обогащающий зарубежные фирмы и мафии, деятельность которых вызвала небывалый демографический кризис в нашей стране и невиданными темпами приводит к вырождению и вымиранию нашего народа.
Мы не видим, чтобы кто-либо, кроме Церкви, всерьез противостоял этой смертельной угрозе.
Это обязывает нас, духовенство, монашествующих, всех верных чад Русской Православной Церкви бороться за спасение нашего народа, организовать национальное сопротивление».
Недавно беседовал с одним из известных священников Русской Православной Церкви, сохранивших своё лицо и священническое достоинство, несмотря на увольнение из Московской Патриархии и последовавшую клевету в его адрес из уст высоких церковных чинов (во избежание кривотолков я не буду озвучивать его имя), который подтвердил, что на момент смерти Алексий II был фактически изолирован, и юридически доказать факт убийства невозможно.
В начале своего патриаршего служения Алексий II был доступен для народа, вёл личный приём, давал благословения лично (так, он благословил на писательскую деятельность Анну Всеволодовну Ильинскую, с которой я знаком), но после одного из данных им интервью (в котором он подтвердил факт сотрудничества с органами КГБ СССР и объяснил причины), наиболее же после трагических событий сентября-октября 1993 года (когда патриарх Алексий II находился несколько дней с инсультом в больнице), между ним и народом стала воздвигаться стена, которая со временем становилась всё больше и больше. Так появилась ФСО-охрана в Московской Патриархии и её структурных подразделениях, в Храме Христа Спасителя…
И последнее. Малоизвестный факт из нашего времени.
Священнослужитель из города Шахуньи Нижегородской области Сергий Цепов, назвавший патриарха Московского и Всея Руси Кирилла еретиком, стал фигурантом уголовного дела. Батюшку обвиняют в растрате по части 3 статьи 160 Уголовного кодекса. Об этом он сообщил в видеообращении, обнародованном на его странице в социальной сети «В Контакте».
Как рассказал Цепов, в 2016 году он прекратил поминать главу Русской православной церкви Кирилла в своих молитвах и на службах. Он сделал это в знак несогласия со словами патриарха о том, что православные и католики – братья, сказанными после встречи с папой Римским. Цепов занимает противоположную позицию.
По словам священника, католики – еретики. Об этом он множество раз говорил своим прихожанам на проповеди. По его мнению, патриарх Кирилл после своего заявления сам стал еретиком. Цепов посетовал на то, что в отношении тех священников, которые разделяют его позицию, развязаны репрессии.
Между тем, до прошлого года (2018-го) Цепова не трогали. По всей видимости, до церковной власти не доходила информация о том, что батюшка бунтует против патриарха. Однако после того, как об этом стало известно, его вызвали в епархию для дачи объяснений. Священник подробно изложил свою позицию на бумаге, после чего его разжаловали из настоятелей.
Спустя какое-то время на Цепова возбудили уголовное дело, в его квартире прошел обыск. Его обвиняют в том, что он растратил церковное имущество. Священник считает свое дело сфабрикованным, основным на «клеветнических показаниях», однако надеется на то, что «Господь рассудит». Впереди – разбирательство в суде.