Содержание
- Зачем священнику борода и длинные волосы?
- Зачем священнику борода и длинные волосы
- Запрещено ли брить бороду попам
- «Ты зачем длинные волосы носишь?!»
- Зачем священники носят бороды?
- Православная борода: почему священники носят бороду?
- Образ священника
- Почему священники носят бороду?
- Запрещено ли брить бороду попам?
Зачем священнику борода и длинные волосы?
Длинные волосы у священнослужителей — это традиция. Скорее всего, она пришла с православного Востока под влиянием монашества. Во всем православном мире, в том числе и у восточных славян, ношение бороды и удлиненных волос у священников являлось нормой.
Исключение составляли земли западной части христианского мира. Римская традиция предписывала стричься и бриться. Это было обусловлено гигиеническими нормами той эпохи. Западноевропейская медицина тогда предписывала в целях личной гигиены для предотвращения болезней и появления вшей остригать волосы и брить бороду. Купаться в реке, как это делаем мы сейчас, считалось антисанитарией, так как многие ученые доказывали, что в водоемах обитают разные источники инфекций. На Востоке же, напротив, омовение, в том числе и с погружением в воду, считалось обязательной каждодневной нормой.
В Русской Православной Церкви традиция ношения длинных волос священнослужителями пришла на смену другому обычаю — выстригать волосы на темени, что символизировало терновый венец Иисуса Христа. На Русь эта традиция пришла из Византии. Там обычай выстригать волосы существовал со времен раннехристианской Церкви, но окончательно утвердился в VII веке (21-е правило VI Вселенского собора 692 г.). Прическа клириков предполагала выстрижение волос сверху, на темени, и подстрижение их снизу «в круг». На Руси выстриженная маковка клириков получила название гумёнцо. Выбритая часть покрывалась небольшой шапочкой — скуфьей.
С XVII века в Русской Православной Церкви существовали уже две традиции вместе: не стричь волосы и выстригать гуменцо. Об этом свидетельствует, например, архидиакон Павел Алеппский, который в 1656 году путешествовал в Москву вместе со своим отцом, Антиохийским патриархом Макарием: «Волос на голове они (священники — д.И.И.) не бреют, за исключением большого кружка посредине, оставляя прочие длинными, как они есть» . Как долго практиковалось выстрижение маковки, с точностью сказать невозможно, но к XVIII в. эта практика была совершенно оставлена.
Вероятно, с тех самых пор, как священники стали отпускать длинные волосы, последние для них превратились в предмет повышенного внимания. Так Церковь столкнулась с необходимостью выработать некоторые рекомендации относительно того, каким должно быть отношение к своим собственным волосам со стороны каждого отдельного иерея. О внешнем виде священника, как и об уходе за волосами, говорит один из разделов пастырского богословия — науки о нравственных качествах и обязанностях иереев.
Прическа священника, как и весь внешний его вид, должна свидетельствовать о его скромности и сдержанности. Лохматые, непричесанные, грязные волосы, равно как и чрезмерно ухоженные и уложенные по светской моде, расцениваются как недопустимые для духовенства. В заботе о волосах требуется избегать крайностей.
В русской церковной традиции как борода, так и длинные или удлиненные волосы были и остаются отличительными признаками православного духовенства, что вполне согласуется и с богослужебным облачением, и с традиционным восприятием духовенства православным народом.
Если священник не носит бороды и удлиненных волос не по состоянию здоровья, а сознательно в соответствии со своим желанием, то у людей (не только верующих) возникает вполне обоснованная мысль, что священник стесняется своего служения и, в каком-то роде, «маскируется».
И у традиции выстригать гуменцо, и у традиции отпускать волосы до плеч были свои основания, но ни одно из них не имело силу закона. Предписание ап. Павла к Коринфянам (1 Кор.11:14-15) — это не закон или правило, требующие беспрекословного исполнения, это обычай, соответствующий эпохе и культуре первых христиан на Востоке.
От себя могу лишь добавить: если уж решил священнослужитель отращивать длинные волосы, то нужно за ними ухаживать и внимательно прислушаться к наставлениям, какие давал, например, профессор архимандрит Киприан (Керн): «Умеренно подстриженные волосы, подровненная борода и в меру укороченные усы никак не могут уменьшить духовности священника и подать повод к упреку в щегольстве» (Архимандрит Киприан, профессор. Православное пастырское служение. СПб., 1996. С. 92)
диакон Иоанн Иванов
Борода священника – незыблемая традиция, существующая испокон веков. Трудно представить служителя, без этого атрибута русской православной церкви. Традиция восходит к ветхозаветным временам, когда стрижка и бритье считались языческими траурными обрядами, потому строго запрещались. Чтобы разобраться, почему священники носят бороду и длинные волосы, уйдем вглубь истории нашей страны.
Зачем священнику борода и длинные волосы
Существует версия, что подобный образ был воспринят монашествующими странниками, у которых было мало возможностей для поддержания себя в опрятном виде.
Сегодня у людей сложился обобщенный образ батюшки, чаще всего он имеет такие аксессуары:
- длинная ряса;
- большой крест;
- книжечка с молитвенным текстом;
- длинные волосы, завязанные в хвост;
- растительность на лице.
Трудно представить батюшку без этого атрибута. Шевелюру отращивает не каждый, многие носят современную стрижку.
История православия повествует, что ранее, людям, облаченным церковным саном, запрещалось удалять щетину с лица, даже, когда существовал повсеместный закон о запрете на её ношение среди мирян. Корни этой традиции уходят далеко, в древние цивилизации.
Такие традиции имеют свои основания:
- во время приема Русью религии из Византии, воспринимался церковный устав, который был создан для монашествующих лиц;
- запрет на стрижку волос головы пришел вместе с религией;
- растительность являлась характерным признаком, выделяющим батюшек среди населения.
Ношение такой стрижки, способно доставлять немало неудобств, начиная от застревания кусочков пищи во время еды. Такой аксессуар обладает несомненной пользой: личность идентифицируют, как слугу Божьего, представителя Церкви Христовой. Это дает осознание собственного предназначения, лишний повод следить за собственным поведением, чтобы не опозорить имя Божие.
Есть люди без этого традиционного атрибута. К примеру, святитель Николай, отличался аккуратной стрижкой. Он носил выстриженное гуменцо, являвшееся признаком его принадлежности к священному сану. У людей, служащих церкви, могут быть совершенно разные виды бороды, только традиционные её модели.
Можно встретить молодого батюшку, практически без растительности. Это временное явление, просто юноша, еще молод, не успел отрастить нужное количество щетины.
Если обратиться к Вселенскому Собору, можно отметить наличие запрета и апостольских наставлений уже тогда. Брадобритие открыто именовалось грехом по канонам Ветхого Завета, Библия содержит отсылки к подобному запрету.
Православная вера утверждает, что бритье – признак недовольства людей собственной внешностью, дарованную Господом Богом. История знает о созвании Стоглавого собора, когда было принято решение о проведении погребальной службы над безбородыми личностями.
Умершего мужчину запрещалось отпевать, когда он не имел подобного атрибута, после его погребения запрещалось ставить о нем свечи в храме.
До прихода к власти Петра Первого, брадобрейство строго запрещалось и наказывалось, приравнивалось к греху прелюбодейства, за непослушание отлучали от церкви.
Старообрядцы и сейчас верят, что отсутствие волос на линии подбородка будет препятствием к попаданию после смерти в Царство Небесное.
Существует несколько версий этой традиции:
- Соблюдение канонов Ветхого Завета, запрещающих стрижку растительности лица и головы, а также любое изменение их формы.
- Желание быть похожим на Иисуса.
- Признак выделения из общей массы, чтобы другие воспринимали священника иным, прислушивались к проповедям, внимали доводам.
- Существует версия, что растительность – способ накопления энергии, как жизненной, так и духовной.
Найти точный, единственно верный ответ, почему священники оставляют волосы нетронутыми, трудно. Самым распространенным считается мнение о наложении подобного запрета Библией.
Запрещено ли брить бороду попам
Православным попам ношению этого атрибута предлагают обучаться со времени посещения духовной семинарии. Растительность лица является одним из символов веры.
Согласно Библии, каждый мужчина обязан отращивать шевелюру, отказываться от её состригания. Женщинам предписывалось оставлять без изменений свою шевелюру. Рекомендации обуславливались мнением, что человек обязан выглядеть таким, каким его создал Бог. Если люди изменяют собственную внешность, они противятся воле Бога.
Если для обычных людей нарушение такого запрета воспринималось лояльно, то для служителей строго порицалось. Они должны были строго придерживаться законов Божьих.
Русские православные традиции приравнивают растительность к символам православного духовенства. Когда батюшка не носит этого атрибута по состояния своего здоровья или иным физиологическим причинам, он неизменно вызывает подозрение.
Борода – обыденное, привычное облачение человека, облаченного церковным саном. Большинство людей не придают ей большой роли, однако она имеет глубокие корни, уходящие в древнюю историю, обладает великим значением.
Монашествующие восприняли этот образ в первые века христианства – в подражание Спасителю.
Во всем православном мире, в том числе и у восточных славян, ношение бороды и удлиненных волос у священников являлось нормой. Исключение составляли земли западной части христианского мира.
Реклама
В Русской православной церкви традиция ношения длинных волос священнослужителями пришла на смену другому обычаю – выстригать волосы на темени, что символизировало терновый венец Иисуса Христа. На Русь эта традиция перекочевала из Византии. Там обычай выстригать волосы существовал со времен раннехристианской церкви, но окончательно утвердился в VII веке. Прическа клириков предполагала выстрижение волос сверху, на темени, и подстрижение их снизу «в круг». На Руси выстриженная маковка клириков получила название гуменцо. Выбритая часть покрывалась небольшой шапочкой – скуфьей.
С XVII века в Русской православной церкви существовали уже две традиции вместе: не стричь волосы и выстригать гуменцо.
Как долго практиковалось выстрижение маковки, точно сказать невозможно, но к XVIII веку это уже не делали. Вероятно, с тех самых пор, как священники стали отпускать длинные волосы, которые для них превратились в предмет повышенного внимания. Так церковь столкнулась с необходимостью выработать некоторые рекомендации относительно того, каким должно быть отношение к своим собственным волосам со стороны каждого отдельного иерея.
Реклама
О внешнем виде священника, как и об уходе за волосами, говорит один из разделов пастырского богословия – науки о нравственных качествах и обязанностях иереев. Прическа священника, как и весь внешний его вид, должна свидетельствовать о его скромности и сдержанности. Лохматые, непричесанные, грязные волосы, равно как и чрезмерно ухоженные и уложенные по светской моде, расцениваются как недопустимые для духовенства. В русской церковной традиции как борода, так и длинные или удлиненные волосы были и остаются отличительными признаками православного духовенства, что вполне согласуется и с богослужебным облачением, и с традиционным восприятием духовенства православным народом.
По материалам миссионерского православного портала «Дышу православием»
«Ты зачем длинные волосы носишь?!»
23 апреля исполнилось полгода по преставлении ко Господу геронды Григория (Зумиса), игумена святогорского монастыря Дохиар. Он мог сказать то, что ты никогда и нигде больше не услышишь. Как, например, проникнуть в сущность другого человека? Но главное – чего это будет тебе стоить? Старца вспоминают в том числе и те, кто до сих пор ломает голову над его поступками и словами…
Архимандрит Григорий (Зумис)
Актуальный разговор
Протоиерей Валериан Кречетов, настоятель храмов Покрова Пресвятой Богородицы и Новомучеников и Исповедников Церкви Русской в Акулове:
– Геронда Григорий – очень трогательный старчик. Такой любовью к людям обладал.
Мы как-то раз пришли в Дохиар, у них там был какой-то особый день, мы думали, он нам что-то скажет, а он стал меня просить, и так я там перед братией выступал.
Протоиерей Валериан Кречетов и р.Б.Рафаил
Это он, кстати, сказал эти очень актуальные сейчас слова:
– Дьявол сначала поднимает национальное сознание, потом религиозное разворачивает в ту сторону, что, мол, какие мы исключительные, особые… И отделяет так от всех остальных. А потом по одному всех передавит!
А одному батюшке, у которого были проблемы со взрослыми детьми, и он спросил, как ему быть, геронда ответил:
– Не ввязывайся, будешь всю жизнь виноват!
Как богемного рок-музыканта может переплавить монашество
р. Б. убогий Рафаил:
– В Дохиаре были очень интересные беседы. Отец Григорий – это был такой кремень веры! Старец был такого смирения! Мы, когда впервые приехали, заходим на территорию обители, там ходит какой-то человек весь в рванье, а вокруг него, наверно, 100 котов бегают. Хвосты у всех – трубой! И еще маленькие собачки мельтешат. Мы – к нему, а он:
– Да вот сейчас монахи придут, все будет… – а себя как бы ни во что ставит.
Пришли монахи, нам тут же попался среди них русскоговорящий парень, выходец из России. Он нам все объяснил. Потом мы узнали, что этот брат раньше был музыкантом, играл тяжелый рок. А геронда Григорий смотрел в сердце, в душу человека, ему неважно было, как до этого жил человек. Мог просто взять и сказать паломнику:
– Оставайся!
Геронда Григорий и кошки
Геронда Григорий смотрел в душу человека, ему неважно было, как до этого жил человек
Я видел потом этого брата два года спустя – его было не узнать! Монашество его очистило, переплавило.
А тогда мы, помню, прошли на трапезу, глядь, а во главе стола тот самый монашек… Только ряса на нем уже другая, не рабочая. Это, оказывается, и был игумен. Геронда Григорий. Начал он говорить, и все просто рты пооткрывали. Он нам такие вещи рассказывал! Я такого ни в каких книгах не читал. Это такой духовный человек. Греция по одним его молитвам удерживаема была от многого зла. А как он любил Россию!
На престольный праздник монастыря в Дохиар приезжало очень много паломников. И из Греции, и из России даже детей с собой привозили – лишь бы только старец их благословил.
Что это было?
Илья Авраменко, сценарист:
– Геронда Григорий, – об этом знают все, кто бывал в Дохиаре, – имел обыкновение благословлять пощечиной. При этом считалось, что чем сильнее – тем лучше. Рука у геронды была очень тяжелая – по крайней мере у меня осталось такое впечатление. Я вот сейчас это вспоминаю, и у меня щека начинает гореть. В отдельных случаях мог и посохом «благословить» – если, например, кто-то в его присутствии сидел нога на ногу (потому что так раньше блудницы сидели).
Сам я много лет носил длинные волосы. Мне казалось, это весьма соответствует придуманному мной самим образу элегантного и богемного господина.
И когда я впервые пришел в Дохиар, архондаричий мне объявил:
– А тебе надо подстричься! Давай-ка я прямо сейчас тебя подстригу.
– Вот еще новости, – уперся я, – даже не подумаю. Мне так нравится.
– Тогда, – архондаричий был конкретен, – приложись к «Скоропослушнице» и уходи. В монастыре мы тебя не оставим. Геронда благословил длинноволосых не оставлять.
Геронда благословил длинноволосых не оставлять
Я и ушел. Геронду тогда так и не увидел.
Спустя несколько лет, уже в последний день нашего паломничества на Афоне, я пришел в Дохиар вместе с моим сыном Иоанном, которого в семье мы зовем Яником. Тогда ему еще не было 16-ти…
Как раз закончилась трапеза, и геронда вместе с братией вышел в галерею. Рядом со старцем бежали маленькие собачки, и было видно, как они его обожают. Одна из собачек так хотела быть рядом с ним, что прыгнула именно на то место, куда геронда садился, и именно в тот момент, когда он уже садился. И геронда, разумеется, сел прямо на нее. Но собачка даже не пискнула. Она выбралась из-под геронды, встряхнулась, как бы приходя из сплющенной в прежнюю форму, и с совершенно счастливым видом приткнулась к его боку.
А геронда в это время среди многочисленных паломников увидел нас – и вдруг говорит Янику:
– А ты оставайся с нами! Сейчас подрясник тебе принесем… Будешь с нами жить, я тебя монахом сделаю!
В монастыре Дохиар
Я замер. Мы, когда ехали тогда на Святую Гору, мне вдруг жена сказала:
– Смотри только, ребенка там не оставь!
Материнское сердце чуткое, похоже, что-то оно чувствовало…
Яника, приехавшего тогда на Афон впервые, вообще принимали как-то особенно: в Кутлумуше архондаричий брат Иосиф, только его увидел, снял с себя скуфейку и на него надел…
И теперь вот такое предложение от старца.
Яник молчит. Думает. Принимает решение.
А я стою, у меня сердце бьется. Молюсь и думаю: «Если сейчас он согласится, то и я останусь с ним… хотя бы на какое-то время… Не оставлю же я его тут одного?»
Мне страшно.
А Яник все молчит.
«Ну, – думаю, – все. Прости, любимая, не смог я твою просьбу исполнить».
И вдруг слышу, сын мой произносит:
– Простите, я еще маленький.
А геронда смотрит на него пристально и спрашивает:
– А сколько тебе лет?
– Скоро будет 16.
– А мне, когда я сюда пришел, было 12, – сказал старец и тут же, видимо, чтобы больше никого не смущать, перевел разговор на другую тему.
Тот самый Яник, которого геронда хотел оставить в Дохиаре, видимо, прозирая в нем служителя Христова Вскоре взгляд игумена остановился на моих длинных волосах:
– Послушай, – обращается он ко мне, – Что-то волосы у тебя длинные… Давай-ка мы тебя подстрижем.
– Нет-нет, – говорю, – спасибо, не надо. Мы сейчас приложимся и уйдем…
Я же помнил, как тут относятся к длинноволосым…
– Нет, подожди, – не отступается от меня старец. – А ты зачем длинные волосы носишь?!
– А ты зачем? – вдруг так дерзко поинтересовался у него и я.
– Мы, монахи, – спокойно отвечает он, – носим длинные волосы для смирения. А ты для чего?
И этим простым ответом он все поставил на свое место. Что я мог ему на это сказать? Я же свои длинные волосы носил, совсем наоборот, для выпендрежа.
И я смирился.
– Ладно, – говорю – стригите.
Все обрадовались, а геронда, кажется, больше всех.
«Постриг» Ильи Авраменко
Легконогий отец Иаков – наш, русский монах – помчался за ножницами.
– Где же Яша? Где ножницы?! – волновались все, пока он не вернулся, переживая, видимо, что я могу передумать.
Но отец Иаков прибежал назад очень скоро. Благочинный монастыря отец Гавриил (Гиуврис) взял у него ножницы, собрал мои патлы в пучок и спокойно его отрезал.
Все засмеялись, закричали «Аксиос!»
Благочинный отец Гавриил взял ножницы, собрал мои патлы в пучок и отрезал
А я подумал: «Интересно, а почему геронда сам меня не стрижет? Это же он настаивал, вот сам пусть и стрижет».
И со словами:
– Геронда, ты хотел, ты и стриги! – протянул ему ножницы.
Все обомлели.
Отец Иаков перевел геронде на греческий.
Повисла пауза…
Потом уже мне сказали, что геронда так никогда никого не стриг.
А тут вдруг он взял ножницы и как-то очень нежно отстриг мне сначала один огромный клок, потом посмотрел и еще отстриг – вроде как подровнял. А потом поднял руку с отстриженными моими волосами, засмеялся и закричал звонко, на весь монастырь:
– Аксиос!
Все подхватили:
– Аксиос! Аксиос!
Геронда Григорий и Илья Авраменко. После «пострига»
А геронда сказал:
– Имя тебе отныне Михаил…
И было это все в день моего рождения.
Такой вот невероятный, неземной подарок.
Что это было? Одни убеждены: некое сакральное действо, смысл которого мы узнаем потом. Другие возражают: просто старец почудил немножко, бывает… Третьи говорят: это на Афоне ты монах Михаил, а в миру, как был, так и остаешься Илья – семейный человек; ты же обеты никакие не давал.
Сам геронда после этого «пострига» сказал мне:
– Монастырь теперь твой дом родной. Приезжай, живи с нами, сколько хочешь.
Я был в Дохиаре в октябре прошлого года. Геронды не было. Мне объяснили, что он сильно болен и в обители его нет.
Собачки его ходили какие-то потерянные.
Не было и отца Гавриила.
Я уехал из Дохиара, а через два дня геронда Григорий отошел ко Господу.
Но у меня чувство, что он не оставил нас, он рядом с нами.
Помяни, Господи, схиархимандрита Григория во Царствии Твоем!
Зачем священники носят бороды?
Эта традиция менялась от века от веку. В древнехристианской Церкви священнослужителей, носящих бороду, было очень мало. Мы даже встречаем в книгах описание внешности святитителя Василия Великого, где говорится, что на престол восходит очень странный, похожий на всклокоченную собаку, нестриженый епископ.
Тем не менее традиция носить бороду восходит к самому Христу. Есть предание, что Господь воспитывался в назорейской общине — ответвлении от иудейской религии. Назореи отличались тем, что не стригли волосы — ни бороды, ни головы. Этот образ был воспринят монашествующими в первые века христианства — в подражание Спасителю.
Русь, когда принимала религию из Византии, восприняла церковный устав, изначально написанный для монахов. Вместе с уставом пришел к нам и обычай не стричь волосы — сначала этому правилу следовали только монашествующие, потом и священники.
Борода выделяет церковнослужителя среди остальных людей. Как священник могу сказать, что ношение бороды и длинных волос доставляет определенные неудобства, но, вместе с тем, приносит большую пользу. Какую? Тебя вседа идентифицируют как священника, смотрят на тебя как на Церковь Христову. Осознавая это, стараешься вести себя так, чтобы своим поведением не опозорить имя Божие.
Но не все священники носят бороды. Если вы видите священника без бороды, пусть это вас не смущает. Святитель Николай, к примеру, был аккуратно пострижен, у него даже было выбрито на голове специальное гуменцо, которое в то время было знаком принадлежности к священному сану.
Фото о. Игоря Фомина: www.foma.ru
Православная борода: почему священники носят бороду?
Мода на бороду и усы в наше время особенно развита. Волосы на лице бреют, стригут, укладывают, придавая им безупречный вид. Но не всегда и не все занимаются оформлением растительности на лице.
Есть категория лиц, которым нравится небрежная растительность на лице. А есть те, которым положено отращивать волосы на лице – это священники. Но для чего им нужна борода?
Образ священника
Многие люди имеют свое представление о том, как должен выглядеть священнослужитель. Чаще всего в этот образ входят такие составляющие, как:
- Ряса до пола;
- Большой крест на шее;
- Наличие бороды и длинных волос;
- Книжечка с молитвами в руках.
Для справки! Священнослужитель имеет еще множество предметов гардероба, например, пояс, орарь, подризник, поручи, епитрахиль, риза.
Т.к. речь в статье идет о наличии растительности на лице у священников, то разберем именно эту неотъемлемую часть их внешнего вида.
Некоторые из тех, кто часто бывают в церкви, о небритости попа знают не больше тех людей, которые там ни разу не были. Но тем не менее представить батюшку без бороды просто невозможно. А вот волосы на голове не все из них отращивают, некоторые позволяют себе подстригаться.
В истории православной веры священнослужителям разрешалось не сбривать растительность на лице даже во время указа о запрете на ношение бороды. Исходя из этого напрашивается вывод о том, что ни в одни времена батюшки не представлялись народу без волос на лице. Борода священника имеет свои корни в далеких древних цивилизациях.
Почему священники носят бороду?
Наличие небритой и не стриженной растительности на лице у священнослужителей для обычных людей привычное дело. Однако в церкви встречаются служащие без растительности на лице, только вряд ли это будет священник.
Важно! В церкви можно встретить молодых священнослужителей без отросших волос на лице, но это временное явление, а не привилегия человека.
Но откуда пошла мода на бородатых священников? Или это обусловлено вовсе не модой? Основные предположения по этому поводу различны, но интересны:
- Главной причиной наличия растительность на лице у попов является соблюдение закона Ветхого завета, в которой запрещается стричь волосы на голове и хоть каким-то способом изменять форму волос на лице;
- Еще одним распространенным вариантом считается подобие Иисусу;
- Небритость – признак выделения из массы, чтобы обычные люди воспринимали священнослужителя как нечто иное, чем они, и слушали его;
- Существует и нестандартная версия: небритые волосы на лице являются способом накопления жизненной и духовной энергии.
Вы знали раньше почему священники носят бороду? ДаНет
На вопрос почему священники носят бороду конкретного ответа не существует. Но все же будет логичным придерживаться мнению о запрете срезать волосы на голове и лице, прописанным в Библии.
Запрещено ли брить бороду попам?
Борода у священников является одним из символов веры. Православная борода упоминалась даже в Ветхом Завете, но не просто так, а с особым указанием Бога.
Отращивать волосы на лице обязан каждый мужчина, так написано в Библии. Господь наказал не стричь волосы на голове и не подстригать края бороды.
Внимание! Женщинам, в свою очередь, также запрещалось подстригать волосы.
Обусловлено это тем, что каждый человек должен выглядеть так, как создан. Изменение своей внешность приравнивается к невыполнению воли Божьей. Люди не следуют такому предписанию, а у попов это считается запретом. Священнослужители, живя по Библейским законам, старательно следуют тому, что прописано в Библии. Именно поэтому бороду не бреют.
Борода у священников – явление привычное и обыденное. Большинство людей даже и не задумаются о том, что наличие растительности на лице у попов не просто так. То, что кажется обычному человеку беспричинным, на самом деле оказывается целой историей.
Рейтинг автора 4Автор статьи Алексей Стрижников Барбер с талантом писателя Написано статей 20 Спасибо! 3