Содержание
- Кто такие апостолы и сколько их было?
- Апостолы
- Число 12: так ли страшно, если оно всю жизнь вас преследует
- Толкование
- Характеристики
- Влияние даты рождения
- Магическое влияние
- Удачные дни
- Кто такие апостолы и почему их было 12
- Их было всего 12, и все, кроме одного, погибли мучительной смертью. Но они навсегда изменили наш мир.
- 4 вопроса о 12 апостолах
- Кто такие апостолы?
- Почему двенадцать?
- Что стало с апостолами?
- Кто стал преемником апостолов?
- Подробнее о каждом из апостолов читайте здесь:
- Апостол Варфоломей
- Апостол Филипп
- Апостол Фома, называемый Близнец
- Апостол Матфей мытарь, он же Левий Алфеев
- Апостол Иаков Алфеев
- Апостол Симон Кананит
- Апостол Иаков Зеведеев
- Апостол Иоанн Богослов
- Апостол Фаддей, он же Иуда Иаковлев, или Леввей
- Андрей Первозванный
- Апостол Петр
- Иуда — один из двенадцати
- Что главное в учении Иисуса Христа? Кто такие апостолы и какова их деятельность? (5 класс, История Древний Мир, Уколова)
- Кто такие Апостолы: опыт агиодраматического исследования
Кто такие апостолы и сколько их было?
Согласно христианскому учению, апостолы – это ближайшие ученики и сподвижники Иисуса Христа. В переводе с древнегреческого «апостолос» — это посол.
Апостолы были знакомы с Христом, принимали его проповедь, учились у него, а затем понесли его учение другим людям. Таким образом, апостолы стали посланниками Господа в мир, проводниками его идей, просветителями.
Об учениках Христа мы узнаем из Евангелия и священной книги, называемой «Деяния святых апостолов». Апостолы считаются самыми почитаемыми святыми: на иконах они изображаются наиболее приближенными к Богу.
Почему апостолов так почитают?
Евангелие говорит нам, что Христос сам призвал учеников. Они должны были внимать учению и после казни и Вознесения проповедовать христианство людям.
Считается, что именно апостолы (а именно Матфей и Иоанн) дали человечеству первые тексты Евангелия.
Кроме того, апостолы были родоначальниками первых христианских общин, заложив, тем самым, основы будущей церкви. Они собирали вокруг себя приверженцев нового учения и проповедовали им.
Всем известно, что апостолов было двенадцать, но не все знают, что с этим количеством произошла некая метаморфоза. Христос призвал 12 учеников: Андрея, Петра, Иоанна, Иакова Заведеева, Филиппа, Варфоломея, Матфея Левия, Фому, Иакова Алфеева, Фаддея, Симона и Иуду. После предательства и самоубийства Иуды апостолы решили заменить его. Жребий указал на Матфия, который и вошел в число апостолов.
А как же апостол Павел – один из самых известных и почитаемых христианских персонажей? Он не только не был учеником Христа, но и сам участвовал в гонениях на христиан.
Услышав голос Господа, уверовал, стал проповедовать и внес такой огромный вклад в становление христианской религии, что был причислен к апостолам.
Деятельность апостолов
Каждый из апостолов после Вознесения Христа посвятил свою жизнь распространению христианского учения. Согласно легенде, все они (кроме Иоанна и Иуды) были преданы мученической смерти. Все апостолы совершили подвиги во славу христианства, но некоторые из них пользуются большей известностью.
Апостол Андрей был призван Христом первым, поэтому его еще называют Первозванным. Согласно преданию, в своих миссионерских путешествиях Андрей Первозванный добрался до территории, на которой в дальнейшем образовалась Древняя Русь, и водрузил здесь крест. Этот апостол считается небесным покровителем нашей страны, а косой андреевский крест – символом российского флота.
Апостолы Петр и Павел являются наиболее почитаемыми в православии и католичестве. Такое поклонение обусловлено тем, что эти два посланника приложили неимоверные усилия для распространения христианской веры. В Священном Предании говорится, что Петр обладал огромной силой убеждения, обращал в христианство массы людей, воскрешал из мертвых, лечил неизлечимых. Он руководил коллегией апостолов и был первым римским епископом.
Апостол Павел совершил несколько апостольских путешествий и основал множество христианских общин. Петра и Павла почитают в один день, поскольку считается, что они были казнены одновременно, но в разных местах.
Иуда Искариот – апостол, совершивший предательство. Его имя стало нарицательным, символом измены, вероломства и малодушия. Христиане проклинают Иуду, но, вместе с тем, его образ неизменно будоражит умы, заставляя думать о мотивах предательства. Существует ряд объяснений поведения Иуды – как признанных официальной церковью, так и неканонических. Именно Иуда часто становился героем художественных произведений – книг, картин, скульптур, фильмов.
Почитание апостолов в христианской церкви
Каждому апостолу (разумеется, за исключением Иуды) в христианской традиции отведен свой день. Православная церковь отмечает также день всех апостолов.
На иконах, картинах, в скульптурных композициях апостолов нередко изображают всех вместе, имея в виду, что эти святые занимают особое место в ряду верных слуг Бога.
Апостолы
Смотреть что такое «Апостолы» в других словарях:
-
Апостолы — Апостолы. Икона Двенадцать апостолов византийского мастера 1 й пол. 14 в. Музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. АПОСТОЛЫ (греческое apostolos посол), в раннехристианской литературе бродячие проповедники христианства. В Новом Завете… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
-
АПОСТОЛЫ — (греческое apostolos посол), в раннехристианской литературе бродячие проповедники христианства. В Новом Завете двенадцать апостолов ближайшие последователи (ученики) Христа … Современная энциклопедия
-
АПОСТОЛЫ — (от греч. apostolos посол) в раннехристианской литературе бродячие проповедники христианства. В Новом Завете двенадцать апостолов ближайшие последователи ( ученики ) Христа … Большой Энциклопедический словарь
-
Апостолы — Апостолы. Фамилия Апостол молдавского происхождения. Павел Апостол, из молдавских бояр, поселился в Малороссии при гетмане Богдане Хмельницком . Был полковником Миргородским и гетманом Малороссийским, умер 1668 год. Потомки его занимали разные… … Биографический словарь
-
АПОСТОЛЫ — см. Двенадцать апостолов. (Источник: «Мифы народов мира».) … Энциклопедия мифологии
-
АПОСТОЛЫ — , ближайшие ученики Иисуса Христа, избранные, наученные и посланные Им на проповедь Евангелия и устроение Церкви. История термина В античной лит ре слово ἀπόστολος употреблялось для обозначения морской… … Православная энциклопедия
-
апостолы — (от греч. apóstolos посол), в раннехристианской литературе странствующие проповедники христианства. В Новом Завете двенадцать апостолов ближайшие последователи (ученики) Христа. * * * АПОСТОЛЫ АПОСТОЛЫ (от греч. apostolos посол), в… … Энциклопедический словарь
-
Апостолы — (греч. apostolos посланец) в терминологии ранних христиан спутники и ученики Иисуса Христа, взявшие на себя после его гибели распространение христианского вероучения среди иудеев и язычников. Историчность таких а., как Павел и Петр, в… … Античный мир. Словарь-справочник.
-
Апостолы — 12 учеников Иисуса Христа, избранные им и посланные на проповедь Евангелия. Первым последовал за Христом Андрей, прозванный за это Первозванным, следом пошел Иоанн Богослов. Потом Андрей привел брата своего Симона, которого Иисус назвал Петром,… … Православный энциклопедический словарь
-
Апостолы — Фамилия Апостол молдавского происхождения. Павел Апостол, из молдавских бояр, поселился в Малороссии при гетмане Богдане Хмельницком. Был полковником миргородским и гетманом малороссийским, † 1668 г. Потомки его занимали разные должности в… … Большая биографическая энциклопедия
Число 12: так ли страшно, если оно всю жизнь вас преследует
Число 12 — это космическое число, число истины, оно возвращает нас к истокам и заставляет обратить внимание на главное. В то же время оно может быть и очень жестоким. Попробуем разобраться, в чем особенности этого числа, и как оно влияет на жизнь.
Люди числа 12 упорные и часто добиваются желаемого.
Толкование
Еще с древних времен считалось, что это число управляет мировым порядком, оно присутствует практически во всех сферах, начиная с мифологии различных народов, заканчивая временным исчислением. Число 12 это символ завершенности и космического порядка, с его помощью определяется структура мироздания. Его трактовка довольно неоднозначна и зависит от многих факторов.
В нумерологии
12 или дюжина сочетает в себе числа 1 и 2. Единица обозначает волю, не обязательно человека, это может быть и божественная воля. Она никогда не спорит, подчиняет себе и приказывает, не терпя при этом никаких возражений. Двойка же считается источником бескомпромиссных споров и кровавых распрей. При этом сочетании — 12 довольно жестокое число.
Двойка в числе 12 – это цель и средства. Единица символизирует энергию для достижения цели и поддержания средств. Цифра 2 в плане внутренней энергии самая слабая из всех цифр в духовной нумерологии, поэтому единица ее только усиливает.
В мифологии
С древних времен это число являлось основным во многих сферах — астрологии, астрономии, хронологии.
Число 12 встречается во многих культурах и религиях:
- Часто встречается в «Одиссее» Гомера;
- Именно столько святых апостолов;
- Двунадесятые праздники — важнейшие христианские праздники;
- 12 сыновей Иакова основали 12 колен Израилевых;
- Цикл знаков Зодиака состоит из стольких знаков: по шесть мужских и женских;
- В божественном круге олимпийских богов начитывается ровно 12;
- Столько месяцев в году;
- 12 плодов Древа Жизни;
- Персы считали, что добро идет из знаков зодиака, которые идут строго в определенном порядке;
- В древней восточной культуре это число изобилия, цикличности и целостности всего мира;
- У китайцев двенадцатеричная система, 12 знаков отличия императора, столько же внутренних органов в теле человека и тонов в музыке;
- Ровно столько часов приходится на день и на ночь;
- Столько дней возврата к Хаосу в Риме в дни зимнего солнцестояния, когда мертвые возвращаются во время Сатурналий;
- Такое количество дней перед Рождеством;
- В Египте столько врат ада, в которых Ра проводит ночи;
- В исламе двенадцать имамов, потомков Али, управляют двенадцатью часами дня;
- Клятва, в средневековой Норвегии с человека могли снять обвинение, если 12 человек приносили клятвы о его невиновности;
- Число двенадцать является проявлением духа и материи;
- Его считают символом философского камня, завершающим циклом божественного вращения Вселенной.
Практически в каждой религии отметилось именно это число, и это неслучайно, так как именно оно всегда являлось символом времени и пространства и считалось числом избранных.
По цифрам
Это число трактуется как самое неоднозначное и противоречивое, состоит из слияния 1 и 2. В данном случае 1 — лидерство, мужество, идеалистичность. Наделяет человека энергией и большими планами, честностью, щедростью и сострадательностью. Но при этом есть и негативные качества — эгоизм, склонность к интригам, алчность, стремление к власти, способность к предательству, наглость.
Что касается 2, то ее значение трактуется для людей, как мечтатель, нуждающийся в похвале, нежный романтик, добрый умный, но способен попасть под влияние других людей.
По сумме
В сумме получается тройка — это многократно усиленная единица. В этом случае человек превращается в деспота и тирана, стремится к власти, чтобы ее получить, не погнушается ничем, пойдет по головам других и даже этого не заметит.
Характеристики
Как и любое другое число, 12 обладает положительными и отрицательными характеристиками. Носители этого числа неординарные и довольно сложные люди. Они ценят и уважают других, но при этом слишком импульсивны, и если не смогут себя взять в руки, то это может привести к плачевным последствиям.
Положительные
К положительным можно отнести те черты, которыми должен обладать человек, занимающий одну из главных должностей в компании:
- это прирожденный руководитель — умеет налаживать контакты с другими людьми, стремление к справедливости, амбициозность;
- это добрый человек, который положительно влияет на рабочий коллектив, стимулирует его труд и эффективно управляет сотрудниками.
- у него довольно сильный характер;
- в личной жизни такой человек хочет получить крепкий брак, но и его партнер должен стремиться к этому же.
Отрицательные
А вот негативных черт довольно много, но при грамотном умении их всегда можно скорректировать.
- Это сильные личности, которые все принимают близко к сердцу, очень вспыльчивы и импульсивны.
- Могут забросить начатое дело, если в нем возникают даже малейшие трудности, а не пытаются их преодолеть.
- Если у человека двойка сильнее единицы, то он довольно нерешителен при принятии важных решений.
- У них маниакальная жажда власти и высокий интеллектуальный уровень.
- Что касается личной жизни, то отрицательные черты сказываются и на семье, человеку нужно умерить свои амбиции и попытаться понять близких людей, иначе конфликты неизбежны.
Вибрация
Каждое число обладает собственной вибрацией, так как 12 в сумме дает тройку, то нужно рассматривать вибрации именно этого числа. Основными из них являются: общительность, оптимизм, жизнерадостность, энтузиазм, творческий потенциал.
Влияние даты рождения
Как мы отмечали ранее, это противоречивое число, поэтому у человека, родившегося в такую дату, будет довольно сложный и жесткий характер.
- Если двойка будет доминировать, то она сможет в нужный момент сдержать жестокую единицу и усмирить своего носителя.
- Люди, родившиеся 12 числа, обладают лидерскими качествами, но им потребуется немало выложиться, чтобы взойти на вершину.
- Таких людей отличает дерзость и напористость, агрессия по отношению к окружающим.
- Если дело касается семейных ценностей, то ради близких человек может пойти на все, при этом не видит границ и легко может за них переступить. Между своим счастьем и благополучием других они всегда выбирают личный комфорт и достаток.
Но в то же время — неисправимые романтики, хотят любви, стремятся к надежному союзу и хотят получить от своей второй половинки ответной искренности и уважения, все проблемы они принимают близко к сердцу. В сексе, родившиеся 12 числа раскрепощены, для них не существует запретов и комплексов. С ними довольно легко уживаться, если их партнер соответствует определенным критериям.
Для мужчин
Мужчина, рожденный под таким значением, будет очень требовательным. Он отдает всего себя семье, правда, в ответ хочет получить полную отдачу. Такой мужчина готов совершить подвиг ради любимой женщины, если по духовной близости они будут идеально подходить друг другу.
Для женщин
Женщина же, напротив, ласкова, мягка и ранима. Она всецело предана мужу и готова ради него на все. Но у нее отмечается стремление к идеалу, она будет долго искать себе именно того мужчину, который не будет подавлять ее индивидуальность и пытаться привносить в характер то, что для этой женщины не свойственно. Ей важно найти общий язык с партнером, тогда такой союз будет идеален.
Магическое влияние
Цифра 12 имеет свое особенное мистическое влияние на человека, так как это число, так неоднозначно. В себе несут смысл не только ее составляющие, но и сумма обоих чисел. Она во многом влияет на судьбу человека и может в корне ее изменить.
Если вы верите ангельской нумерологии, и вам довольно часто попадается это число в жизни, то это не просто так. Это послание от ангелов, оно значит, что движетесь в верном направлении и не стоит сворачивать с нужного пути, пусть даже он вымощен булыжниками.
На судьбу
Очень важно знать, что означает появление цифры 12 в жизни человека. Она очень сложная как в трактовке, так и для людей, для которых это число является определяющим. В судьбе таких личностей ждет множество испытаний, их жизненный путь вовсе не будет легким и спокойным. Но такой человек всегда найдет в себе силы, чтобы преодолеть все трудности и тяготы.
На карьеру
Сфер деятельности нужно выбирать только ту, к которой лежит душа, человек с этим числом не сможет трудиться там, где ему не нравится, он не будет получать удовлетворения от работы. Люди, рожденные 12 числа, обладают огромным потенциалом, который можно реализовать в различных сферах деятельности. Приоритет остается за творческими профессиями.
Удачные дни
К удачным дням относятся понедельник и четверг, счастливыми числами считаются: 1, 2, 3, 6, 10, 11, 12, 21, 28 и 30.
Кто такие апостолы и почему их было 12
12 апостолов / foma.ru
Их было всего 12, и все, кроме одного, погибли мучительной смертью. Но они навсегда изменили наш мир.
КТО ТАКИЕ АПОСТОЛЫ?
«Апостол» (греч. апостолос) означает «посланник». Этим греческим словом, прочно вошедшим в обиход русского языка, обозначаются люди, призванные Иисусом Христом, ставшие Его учениками и отправленные Им проповедовать Евангелие и устраивать Церковь.
Перед апостолами стояла невероятно сложная задача: сдвинуть с места заржавевшее колесо человеческой Истории, распространить христианство до пределов земли… Если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую! (1 Кор. 9:16).
Ряд людей, которые несли благую весть народам, не знавшим о Христе, часто с опасностью для жизни, были названы в Церкви равноапостольными и прославлены как святые.
ПОЧЕМУ ДВЕНАДЦАТЬ?
На самом деле апостолов было больше. Мы знаем, что за Христом следовало немало народу. В Писании мы встречаем упоминание о семидесяти наиболее близких к Нему учениках, которых также называют апостолами. Один из наиболее известных апостолов, Павел, также не входил в число двенадцати.
Так для чего понадобилось выделить именно эту небольшую группу людей и возлагать на них какое-то особое служение? Дело в том, что число 12 совпадает с числом двенадцати колен израильских.
Ко времени проповеди Христа из двенадцати родов израильских сохранилось всего два с половиной: Иуды, Вениамина и половина от Левия. Остальные девять с половиной родов со времени завоевания Северного царства (722 г. до Р. Х.) считались исчезнувшими. Евреи верили, что Бог приведет эти исчезнувшие, растворившиеся среди других народов, колена на родину и восстановит народ Божий. Избрание же Христом двенадцати апостолов недвусмысленно свидетельствует, что это долгожданное время наступает. Однако вместо того чтобы где-то собирать исчезнувшие колена народа Израиля, то есть вместо того, чтобы восстанавливать прежний, Ветхий Израиль, Христос создает Израиль Новый — Церковь. Для этого Он избирает 12 родоначальников Нового Божьего народа — апостолов и посылает их в мир.
ЧТО СТАЛО С АПОСТОЛАМИ?
Спаситель предупреждал учеников: Я посылаю вас, как овец среди волков (Мф. 10:16). Эти слова могут показаться необычными, если вспомнить, что были сказаны апостолам, отправлявшимся на проповедь в Галилее, то есть среди единоверцев-иудеев. Действительно, первый период проповеди был безмятежным. Апостолов принимали в домах, слушали, оказывали им уважение… Однако совсем иначе эти слова стали восприниматься учениками, когда Христос был распят и Его имя стало хулиться иудейскими старейшинами и духовными вождями. В самом Израиле апостолы начали подвергаться преследованиям, еще опаснее их миссия оказалась за пределами Израиля, в языческих землях.
Апостолов неоднократно избивали, бросали в тюрьмы, подвергали иным преследованиям и мучениям. Лишь один из двенадцати ближайших учеников Спасителя, апостол Иоанн Богослов, скончался своей смертью. Все остальные пострадали за Христа и были убиты.
КТО СТАЛ ПРЕЕМНИКОМ АПОСТОЛОВ?
Создавая христианские общины, апостолы всюду оставляли после себя людей, которым поручалось особое служение — духовное окормление верующих. Так появились первые преемники апостолов, назначенные непосредственно ими самими, — епископы Церкви. Те, в свою очередь, передали свое служение следующему поколению духовенства через Таинство священства — и каждого ныне живущего священника связывает с апостолами длинная череда людей, передававших друг другу свое служение. Именно поэтому Церковь называют Апостольской. Одним из наиболее известных продолжателей дела двенадцати апостолов стал апостол Павел, который не знал Спасителя во время Его земной жизни. Будучи поначалу гонителем христиан, Савл чудесным образом обратился к вере и стал одним из наиболее известных проповедников Христа. Его называют «апостолом язычников», потому что Павел одним из первых вынес проповедь христианства за пределы иудейского мира.
«ФОМА»
4 вопроса о 12 апостолах
Их было всего 12. И за ними не шли полки обученных солдат. Не сверкало на солнце оружие. Не храпели под тяжелыми всадниками могучие кони. Они не были воинами, но простыми рыбаками из далекой провинции. Их было всего 12. И все, кроме одного, погибли мучительной смертью. Но они навсегда изменили наш мир. Прежде чем перейти к разговору о личностях апостолов, жизнеописания которых мы будем опубликованы на сайте “Фомы” в серии 12 апостолов, надо ответить на самые главные вопросы: кем были эти люди, в чем выражалось их служение и что связывает нашу Церковь с ними сегодня?
Кто такие апостолы?
«Апостол» (греч. апостолос) означает «посланник». Этим греческим словом, прочно вошедшим в обиход русского языка, обозначаются люди, призванные Иисусом Христом, ставшие Его учениками и отправленные Им проповедовать Евангелие и устраивать Церковь.Перед апостолами стояла невероятно сложная задача: сдвинуть с места заржавевшее колесо человеческой Истории, распространить христианство до пределов земли… Если я благовествую, то нечем мне хвалиться, потому что это необходимая обязанность моя, и горе мне, если не благовествую! (1 Кор 9:16)Ряд людей, которые несли благую весть народам, не знавшим о Христе, часто с опасностью для жизни, были названы в Церкви равноапостольными и прославлены как святые.
Почему двенадцать?
На самом деле апостолов было больше. Мы знаем, что за Христом следовало немало народу. В Писании мы встречаем упоминание о семидесяти наиболее близких к Нему учениках, которых также называют апостолами. Один из наиболее известных апостолов, Павел, также не входил в число двенадцати.
Так для чего понадобилось выделить именно эту небольшую группу людей и возлагать на них какое-то особое служение? Дело в том, что число 12 совпадает с числом двенадцати колен израильских.
Ко времени проповеди Христа из двенадцати родов израильских сохранилось всего два с половиной: Иуды, Вениамина и половина от Левия. Остальные девять с половиной родов со времени завоевания Северного царства (722 г. до Р. Х.) считались исчезнувшими. Евреи верили, что Бог приведет эти исчезнувшие, растворившиеся среди других народов, колена на родину и восстановит народ Божий. Избрание же Христом двенадцати апостолов недвусмысленно свидетельствует, что это долгожданное время наступает. Однако вместо того чтобы где-то собирать исчезнувшие колена народа Израиля, то есть вместо того, чтобы восстанавливать прежний, Ветхий Израиль, Христос создает Израиль Новый — Церковь. Для этого Он избирает 12 родоначальников Нового Божьего народа — апостолов и посылает их в мир.
Что стало с апостолами?
Спаситель предупреждал учеников: Я посылаю вас, как овец среди волков (Мф 10:16). Эти слова могут показаться необычными, если вспомнить, что были сказаны апостолам, отправлявшимся на проповедь в Галилее, то есть среди единоверцев-иудеев. Действительно, первый период проповеди был безмятежным. Апостолов принимали в домах, слушали, оказывали им уважение… Однако совсем иначе эти слова стали восприниматься учениками, когда Христос был распят и Его имя стало хулиться иудейскими старейшинами и духовными вождями. В самом Израиле апостолы начали подвергаться преследованиям, еще опаснее их миссия оказалась за пределами Израиля, в языческих землях.
Апостолов неоднократно избивали, бросали в тюрьмы, подвергали иным преследованиям и мучениям. Лишь один из двенадцати ближайших учеников Спасителя, апостол Иоанн Богослов, скончался своей смертью. Все остальные пострадали за Христа и были убиты.
Кто стал преемником апостолов?
Создавая христианские общины, апостолы всюду оставляли после себя людей, которым поручалось особое служение — духовное окормление верующих. Так появились первые преемники апостолов, назначенные непосредственно ими самими, — епископы Церкви. Те, в свою очередь, передали свое служение следующему поколению духовенства через Таинство священства — и каждого ныне живущего священника связывает с апостолами длинная череда людей, передававших друг другу свое служение. Именно поэтому Церковь называют Апостольской. Одним из наиболее известных продолжателей дела двенадцати апостолов стал апостол Павел, который не знал Спасителя во время Его земной жизни. Будучи поначалу гонителем христиан, Савл чудесным образом обратился к вере и стал одним из наиболее известных проповедников Христа. Его называют «апостолом язычников», потому что Павел одним из первых вынес проповедь христианства за пределы иудейского мира.
Подробнее о каждом из апостолов читайте здесь:
-
Апостол Варфоломей
-
Апостол Филипп
-
Апостол Фома, называемый Близнец
-
Апостол Матфей мытарь, он же Левий Алфеев
-
Апостол Иаков Алфеев
-
Апостол Симон Кананит
-
Апостол Иаков Зеведеев
-
Апостол Иоанн Богослов
-
Апостол Фаддей, он же Иуда Иаковлев, или Леввей
-
Андрей Первозванный
-
Апостол Петр
-
Иуда — один из двенадцати
Автор – редактор сайта “Азбука веры”
Что главное в учении Иисуса Христа? Кто такие апостолы и какова их деятельность? (5 класс, История Древний Мир, Уколова)
Своем учении Иисус Христос говорит как о Богооткровенном: “Мое учение – не Мое, но Пославшего Меня” (Иоанн 7,16), то есть Бога. Главным предметом учения Иисуса Христа есть описание Царства Божьего. Наряду с этим Христос возвестил миру о том, что Бог един по существу и троичен в лицах, и что Бог есть любовь, а также что Бог так возлюбил человечество, что послал Сына Своего Единородного в мир на мученический подвиг, чтобы искупить грехи людей. Учение Иисуса Христа в нравственном и философском смысле совершенно по чистоте и возвышенности своих идеалов и взглядов на мир, ясно и логично по силе мыслей и убедительности аргументов. Согласно Слову Божьему, Иисус Христос призывает всех людей быть совершенными и милосердными как“совершен Отец ваш Небесный” (Мф. 5,48).
В своем учении Иисус Христос сконцентрировал Ветхозаветный декалог в двух заповедях, сказав, что первой наиглавнейшей заповедью является Любовь к Богу, а второй заповедью, подобной первой, есть любовь к ближнему.
Последователь Христа должен быть смиренно мудрствующим человеком, чистым сердцем, миротворцем, который сожалеет о своей греховности и желает примириться с милостивым Богом. А залогом этого союза с Богом и есть соблюдение заповедей Божьих, деланье добра и уход от злых помыслов и поступков. Иисус Христос учил, что главной для человека является духовная, этическая сторона жизни, так как от философских взглядов и морали зависит поведение в целом и отдельные поступки человека.
2. Р усское слово «апостол» происходит от греческого — «посланник». В Библии так называются те, кто от Бога получает повеление сообщить Его волю людям. При жизни у Иисуса были ученики, а после его смерти и воскрешения они стали апостолами-говорили людям о Иисусе… Проповедовали слово Божье…
Страница 8 из 102
Особую роль в распространении христианства в Римской империи сыграл апостол Павел, чьё еврейское имя было Савл. Будучи верующим иудеем, он принимал участие в преследованиях христиан в Иерусалиме, затем отправился в сирийский город Дамаск, чтобы и там выступить против христиан. Но по дороге (по его собственным словам) с ним случилось чудо: он упал, потерял зрение и услышал голос Иисуса. С этого времени Савл стал проповедовать христианство, принял римское имя Павел. От него до нас дошёл ряд Посланий, адресованных христианским общинам. Характерной особенностью его мировоззрения было убеждение в скором наступлении конца света. Так, в Первом послании к Коринфянам он пишет: «Говорю вам тайну: не все мы умрём, но изменимся. Вдруг во мгновение ока, при последней трубе, ибо вострубит, и мёртвые воскреснут нетленные, а мы изменимся» (15:51–53). Тем самым Павел говорит, что он и его адресаты могут дожить до Страшного суда. В Посланиях апостол Павел выступает с вероучительными проповедями и, кроме того, даёт советы, как общаться с язычниками, можно ли вступать христианам в брак, можно ли разводиться в случае, если один из супругов – христианин, а другой – язычник. Он определяет, кому поручать помогать одиноким вдовам, как вести себя за совместной трапезой и т.д. Одно из главных положений Павла: необходимость распространять веру в Христа среди неиудеев, провозглашение равенства всех верующих независимо от их происхождения и социального положения. Согласно его учению, крещёным язычникам не нужно соблюдать иудейский Закон – всеохватывающую систему заповедей и запретов, поскольку человека спасает сама вера. Эти положения способствовали распространению христианства в самых разных слоях населения империи и превратили его в мировую религию. Считается, что апостол Павел разработал теорию о Боговоплощении. Он легко ставит знак равенства между обладанием Духом Христовым и обладанием Духом Божьим, тем не менее, бытие во Христе отнюдь не становится у него бытием в Боге, что, казалось бы, напрашивается само собой. И хотя в Посланиях Павла не говорится о бытии верующего в Боге, его мистика бытия во Христе, в конечном счёте, все-таки равняется мистике бытия в Боге (см. ЦЕРКОВЬ И ГОСУДАРСТВО, гл 3). Однако Павел, согласно некоторым исследователям (Чекрыгин), ещё не знал основных писаных Евангелий; для него Евангелие – это лишь благая весть об Иисусе Христе, что наложило отпечаток на всю его деятельность. Первые христианские общины возникали по образцу иерусалимской, описанной евангелистом Лукой в «Деяниях апостолов». Она представляла собой как культурную общность, объединённую обрядами и священнодействием, так и братство, где иногда было общим даже имущество. Цементировала это общинное братство вера в единого Бога Иисуса Христа. Общины, вскоре принявшие наименование «церковь», практиковали преломление хлеба в память Тайной вечери (последней вечери Иисуса Христа перед казнью). Они оставались верными учению апостолов, старались установить полное согласие между всеми учениками единого Учителя. По-видимому, первые христианские проповедники обращались, главным образом, к иудеям и лишь отчасти к эллинам и другим «язычникам». Но ортодоксально настроенные иудеи отнеслись к их деятельности враждебно, поскольку не разделяли их веры в Иисуса как Мессию. История свидетельствует, что в течение очень короткого времени христианские общины появились практически во всех городах империи, но они появлялись не на пустом месте, а в структуре еврейских общин. Процесс их превращения в христианские проходил очень болезненно. Это было связано, в первую очередь, с перераспределением собственности, принадлежавшей еврейским общинам (по времени он занимает период от апостолов до апологетов). Иудеи составляли только ядро таких еврейских общин, которое окружало большое число прозелитов, а также иудействующих. Прозелиты, вступая в еврейскую общину, приобретали определённые права на её собственность. Идея же о том, что христианин не должен иметь никакой личной собственности, была, видимо, рассчитана на то, чтобы у прозелитов не возникало желание посягать на собственность еврейской общины. Господь-бессребреник, Нищий Проповедник, призывающий не копить богатства в этом мире, а заботиться только о мире потустороннем, как нельзя лучше подходил для утверждения новой идеологии. Однако количество иудеохристиан (верующих в Иисуса как Мессию, но исполняющих еврейские обряды) росло, и христианская община всё более многочисленным кольцом окружала еврейскую. Для постороннего взгляда не было разницы между иудеями и иудеохристианами, поскольку христиане считались еврейской сектой. В городах, где синагог было несколько, должно было быть и несколько христианских общин. Быть может, в начале так и было, но для нас христианская община в каждом городе представляется как одно целое. Обособление сопровождалось враждой, и очень скоро синагоги из очагов христианства превратились в «источники гонений» для него. Обособление христианской общины от окружающей языческой обстановки было менее строгим, чем обособление от неё еврейской общины.
Кто такие Апостолы: опыт агиодраматического исследования
Л.М. Огороднов
Кто такие Апостолы: опыт агиодраматического изучения
Св. Апостолы (от греч. Άπóστολος, «посланник») — ближайшие ученики Спасителя, избранные, наученные и посланные Им на проповедь св. Евангелия и устроение Церкви.
Избрание Апостолов описано в Мф.10:1-4, Мк.3:13-19, Лк. 6:12-16. «И призвав двенадцать учеников Своих, Он дал им власть над нечистыми духами, чтобы изгонять их и врачевать всякую болезнь и всякую немощь. Двенадцати же Апостолов имена суть сии: первый Симон, называемый Петром, и Андрей, брат его, Иаков Зеведеев и Иоанн, брат его, Филипп и Варфоломей, Фома и Матфей мытарь, Иаков Алфеев и Леввей, прозванный Фаддеем, Симон Кананит и Иуда Искариот, который и предал Его» (Мф.10:1-4).
В. Швец и С. Сорочан в своей книге «Введение в агиографию» выделяют следующие характеристики апостольского служения:
— богоизбранность
— личное общение со Христом при Его земной жизни;
— преемственная связь апостольского служения с Его земным служением (Ин. 20:21);
— научение от Него истинам веры:
— очищение общением с Ним;
— принятие св. Духа, содействие св. Духа в деле апостольской проповеди;
— наделенность дарами св. Духа (премудрость, тайноведение, дар языков, дар исцелений и чудотворений);
— пастырская власть (дар и обязанность управлять св. Церковью, совершать св. Таинства, рукополагать, т. е. передавать пастырскую власть):
— проповедь Евангелия, основание св. Церкви Христовой;
— письменное запечатление Христова учения, создание Нового Завета
— личный подвиг, включавший всецелую преданность Христу, аскетическое самоотречение, страдания за Христа, мученическую кончину.
Я буду раскрывать эти характеристики апостольства на протяжении всей главы, а здесь мы рассмотрим, как Юлия Труханова в рамках занятий в Воскресной школе агиодраматически изучала с детьми сущность апостольского служения. Мы воспользуемся ее описанием такого занятия и увидим, как дети с помощью агиодрамы начали понимать, кто такие Апостолы. В кавычках — текст Юлии, без кавычек — мои комментарии.
«Первая агиодрама по Апостолам намечалась как агиодрама, посвященная не только двенадцати Апостолам вообще, но и конкретно Апостолу Петру. Однако, в самом начале работы выяснилось, что группа очень смутно представляла себе, в чем состоит уникальность апостольского служения. Поэтому занятие включало достаточно большие информационные блоки. Так, потребовалось время на обсуждение того, кто же такие Апостолы. Первые версии были:
-
добрые люди,
-
такие особенные святые,
-
правильные люди, любят Бога.
После информационного блока группа набросала следующие версии:
-
ученики Христа,
-
те, кто ходил с Господом Иисусом Христом и видел чудеса,
-
Господь сам позвал Апостолов,
-
те ученики, которые видели смерть и Воскресение Господа,
-
те, кого Иисус Христос сам учил, как молиться».
Очень важно было сначала выявить, какая картинка этого лика святости была у группы вначале. Здесь еще нет собственно психодраматического действия, но мы видим, как представления об Апостолах меняются с самых общих, которые можно отнести к любому чину святых, на более конкретные, характеризующие общение Апостолов с Господом. Подчеркивается богоизбранность, призванность Апостолов, преемственность от Отца учения, которое им предстоит нести людям: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам» (Ин.; 15:16)
«С помощью табличек были выложены двенадцать Апостолов, обозначены наиболее яркие моменты их житий, после чего группа приступила к постановке сцены избрания двенадцатого Апостола, на место, освободившееся после предательства Иуды. Из-за разгулявшегося по школам гриппа, детей пришло всего восемь человек, плюс один взрослый участник, поэтому в сцене присутствовали в ролях апп. Фома, Матфей, Нафанаил, Петр, Андрей, Иоанн и два претендента — Матфий и Иосиф.
На вопрос, а почему Апостолов должно быть двенадцать, ребята из ролей Апостолов дружно заявили, что 12 — число, которое Бог любит, и вообще, 12 — какое-то особенное число, правда не понятно, почему. Тут ребята вспомнили прошлое занятие, как Израиль упоминал про 12 колен. Решили, что количество Апостолов должно быть равным числу ветхозаветных 12 колен, потому, что Господь создал новую Церковь.
Стали решать, какой же человек нужен на замену. Арсений из роли Андрея Первозванного настаивал на том, что главное качество – вера в Бога, Тимофей из роли Петра, как главное качество, выделил образованность: «Мы тут все не очень ученые, надо кого-то кто много читал книжек». Остальные выделяли, как основные качества, честность и доброту. Мне пришлось задать группе ряд наводящих вопросов, о том, а кто они такие и, что успели увидеть, узнать. Тогда ребята в ролях Апостолов, немного подумав и посоветовавшись, решили, что нужен человек, который, как и они, был с Господом долгое время и был призван самим Христом, видел Его Страдания и Воскресение. Выбор пал на двух человек из Апостолов от 70-ти. На вопрос, каким образом они станут выбирать, девочка Варя из роли ап. Фомы, сказала, что надо помолиться и бросить жребий. Другие ребята из ролей Апостолов согласились, решили, что молиться они будут о том, чтоб Господь сам выбрал достойного человека. Про жребий был зачитан отрывок из Деяний св. Апостолов».
В этой сцене начинается агиодраматическое действие, когда каждый из участников группы может побыть в той роли, которую сам выберет.
Сцену с избранием Матфия в каком-то смысле можно назвать ключевой, поскольку в тексте Деяний Апостолов описаны критерии, по котором выбирается двенадцатый апостол, и способ избрания: «Итак надобно, чтобы один из тех, которые находились с нами во всё время, когда пребывал и обращался с нами Господь Иисус, начиная от крещения Иоаннова до того дня, в который Он вознесся от нас, был вместе с нами свидетелем воскресения Его. И поставили двоих: Иосифа, называемого Варсавою, который прозван Иустом, и Матфия и помолились и сказали: «Ты, Господи, Сердцеведец всех, покажи из сих двоих одного, которого Ты избрал принять жребий сего служения и Апостольства, от которого отпал Иуда, чтобы идти в свое место». И бросили о них жребий, и выпал жребий Матфию, и он сопричислен к одиннадцати Апостолам». (Деян. 1:21-26).
Примечательно, что дети сами, до того, как им был зачитан этот отрывок, из ролей приходят к тем же критериям.
«После избрания я спросила ребят в ролях Апостолов, как им теперь, когда их снова двенадцать. Петр и Нафанаил сказали, что им спокойно и хорошо от того, что теперь они вместе, и дела идут, как надо, Иоанн признался, что испытывает некоторый страх, что с Иудой так вышло, но надеется, что теперь все будет хорошо. Матфей переживал, что его теперь будут вечно путать с Матфием «всякие школьники». Фома интересовался: «Посмотрим, какой толк выйдет из этого Матфия!». Сам же Матфий (в этой роли была девочка, ранее не очень активно проявлявшая себя в драмах) обещал стараться и стать хорошим Апостолом. Ощущения из роли: тревога и гордость».
На этой стадии занятия формируется, во-первых, групповой образ апостольства, а во-вторых, каждый из участников демонстрирует из роли личное отношение к апостольскому служению. Опыт показывает, что такое, через тело и через чувства, научение более эффективно, чем семинарское обсуждение темы, что психодраматическое проигрывание роли в группе позволяет глубже понять и лучше запомнить изучаемый материал.
«После избрания Апостола, группе было предложено описать тот мир, в который они идут для проповеди Евангелия. Был построен треугольник, на углах которого оказались: Христиане, Иудеи и Язычники. Участники группы походили по этим выложенным лентами точкам, стараясь понять, где им наиболее комфортно и хочется остаться. Большинство осталось в углу Христиан, двое – в лагере Иудеев и один мальчик в стане язычников. В группе Христиан оказались три Апостола: Петр, Иоанн и Павел, и две женщины-христианки, в группе Иудеев — Фарисей (взрослая участница группы Елена) и один Простой израильтянин, Язычники были представлены Купцом из Рима».
Здесь Юлия проводит агиодраматическую технику, структурно описывающую деятельность Апостолов. Действительно, весь апостольский век можно описать как взаимодействие этих ролей — Иудеев, Язычников и Христиан. Описание их взаимодействия в истории и описание техники можно найти ниже.
Удивительно, чтто Христиане были символизированы Петром, Павлом и Иоанном. Чуть позже мы увидим, что именно с именами этих Апостолов связана периодизация апостольского века.
«Купцу в целом не нравились ни Иудеи, ни Христиане, ему нужны были только торговые отношения и вполне устраивало наличие новых покупателей, оставалось выяснить, какие у них интересы, ну и на чудеса можно посмотреть, это интересно. Но верить ему удобнее в Гермеса, Зевса и всех остальных. Основное чувство ко всем чудесным историям «осторожный интерес».
Фарисей долго и сочно возмущался попранием веры отцов, а Язычников просто не считал за людей, поэтому его очень злил факт, что римляне захватили его родину. «Нам нужен царь, наконец, а тут ходят всякие и мутят воду». Потом вспомнил, что видел воскресшего Лазаря, и заметил, что, если бы Христиане говорили уж совсем глупости, никто бы их не стал слушать. Решил, что посмотрит, как пойдет дело дальше.
Обычный иудей удивлялся странным событиям, произошедшим в Иерусалиме на Пасху, хотел послушать учителей закона, что они скажут. А Язычники, по его мнению, глупые люди, потому что не может быть столько богов, Бог один.
Тимофей из роли ап. Петра на вопрос «Какой ты?», сказал, что я горячий, быстрый, люблю все по делу, что иудеи ему нравятся больше, они ученые и должны скорее понять, что Господь Иисус Христос – Мессия. А Язычники могут захотеть поклоняться и своим богам, и Господу Иисусу, а это будет нехорошо. Что он не знает, как правильно рассказать Язычникам о Христе.
Максим из роли Иоанна, сказал, что ему надо заботиться о Божьей Матери, и он так сделает, как Бог скажет. Арсений из роли Павла выразил желание пойти проповедовать Иудеям, так как он из фарисеев и хорошо всех знает».
Из рассказа Юлии не ясно, рассказывала ли они детям о взаимоотношениях между Иудеями, Язычниками и Христианами, или дети смоделировали их сами. Однако опыт многократного проведения этой техники показывает, что даже те участники групп, которые никогда не читали Деяний Апостолов и житий святых, и не имеют представления об апостольском веке, интуитивно способны описать «типовые» взаимодействия между этими группами.
«После этого был задан вопрос, как Апостолы стали бы проповедовать Иудеям и Язычникам. Было использовано множественное дублирование.
Группа решила, что Язычников лучше всего привлечь чудесами, а потом рассказать им о Боге, а Иудеям нужно побольше упоминать Ветхозаветные пророчества о Мессии, а потом уже рассказывать о Христе, чтобы они поняли связь.
По отзывам в заключительном круге, работа вызвала большой интерес у ребят. Они даже пообещали посмотреть документальный сериал канала «Культура» «Апостолы».
Техника множественного дублирования — это когда все участники группы по очереди подходят к участнику, исполняющему ту или иную роль, и от лица этого персонажа высказывают свое отношение к ситуации. Она позволяет, используя индивидуальность участников, рассмотреть разные подходы к решению задачи. В данном случае, участники группы из роли Апостола обращались к Язычникам и Иудеям и обозначили две стратегии взаимодействия, которые действительно использовали Апостолы.
Интерес ребят к работе, о котором пишет Юлия — это не просто вежливость по отношению к ведущему. В дальнейшем Юлия поставила еще три драмы об Апостолах — о Петре, Павле и Иоанне, — и эта заинтересованность, как мы увидим, проявилась очень плодотворно.
В этой подглавке мы познакомились с кратким описанием апостольского служения и с тем, как его можно раскрыть в агиодраме. Отдельные его характеристики будут рассматриваться в нижеследующем тексте. А сейчас мы рассмотрим периодизацию апостольского века.