Содержание
- Подросток. Инструкция по применению — как пережить переходный возраст ребенка
- Переходный возраст: как не упустить ребенка?
- Почему подростковый возраст называют трудным?
- Как пережить переходный возраст у трудного подростка: советы психолога
- Подростковый возраст: как пережить родителям?
- Понятие подросткового возраста
- Резюме
- Специфика подросткового возраста
- Характерные для возраста реакции
- Половое развитие
- Физическое развитие
- Эмоциональная сфера
- Когнитивное развитие
- Личностное развитие
- Общение со сверстниками и любовь
- Задачи возраста
- Дезадаптация
- Подростковый кризис
- Родители и подростки: рекомендации
- Как поспособствовать положительному поведению ребенка
- Критичные ситуации
- Когда начинается переходный возраст и как вести себя с ребёнком
- Какой возраст считается переходным
- Каковы особенности детей переходного возраста
- Как общаться с подростком
Подросток. Инструкция по применению — как пережить переходный возраст ребенка
Собрала воедино свои знания, которыми делюсь на консультациях с родителями подростков. С радостью отдаю свой багаж вам. Пользуйтесь во благо!
Екатерина Сиванова
Подросток. Инструкция по применению. Или что делать, когда «сил уже нет, мой родной ребёнок неузнаваем, что же это такое делается с моей жизнью»?
1. Да, это ваш ребёнок. Его не подменили. Он был таким с момента рождения .
2. Все испытания подросткового возраста — повод для радости родителей. Просто потому, что всё надо делать вовремя. Чем круче человек проходит кризис, положенный по возрасту, тем продуктивней и, в какой — то мере, легче будет следующий ( всего в жизни человека бывает (обычно) 8-9 возрастных кризисов ).
3. Источник нескончаемого терпения в общении с ребёнком-подростком в ответе на вопрос : «А что делала/делал я в этом возрасте?». Как только на этот вопрос внутри вас возникает ответ : «Я был нормальным ребёнком и у моих родителей со мной не возникало никаких проблем»,- улыбайтесь! Ваш «подростковый» кризис догнал вас в то же время, что и вашего «малыша», и вот-вот всё начнётся. Только называться это будет «Кризис среднего возраста».
4. Ищите ответы на вопросы о поведении вашего чада у своего отражения в зеркале.
5. Подросток — временное состояние. «Этот» возраст однажды закончится , проблемы уйдут. Начнутся другие, но эти уйдут точно.
6. Всё то время, пока вы будете родителем подростка, вы будете говорить так много, что узнаете как это, когда болит язык. Но здесь нет других вариантов. Говорить , говорить, говорить. Важно (!) понимать разницу между «выносить мозг» и «говорить».
7. Да, вам надо взвешивать каждое своё слово и делать каждый шаг исходя из того, что вы на минном поле. Других вариантов не существует. Но доверие, которое возникнет между вами и подростком в этот сложный период, не исчезнет никогда, а предательство может навсегда вас лишить возможности общаться друг с другом.
8. Большими помощниками для родителей подростка могут стать бабушки и дедушки подростка. Просто потому что наши родители уже пережили подростковый кризис у своих детей и хорошо знают, что «и это проходит».
Здесь важна ремарка: этот пункт работает при условии, что в семье нет внутреннего межпоколенного конфликта и все участники процесса воспитания «смотрят в одну сторону».
9. Общение с очень разными и очень странными сверстниками подростку нужно для того, чтобы всё попробовать и примерить на себя все из возможных ролей в обществе.
10. Формируйте круг общения подростка. Изучайте вместе информацию о курсах — кружках- лагерях — проектах . Важно (!) предварительно изучить вопрос самостоятельно и быть готовым предлагать и предлагать новое, а так же вместе с сыном или дочкой ходить на встречи ( если, конечно, сын или дочь не против)
В этом же пункте : значимые взрослые . Это учителя, тренеры , репетиторы, наставники. Для подростка порой «чужие» имеют гораздо больший авторитет, чем «свои». У вас всегда есть опция «взаимодействия» с взрослыми, которые окружают моего ребёнка.
11. Страх «он может что-то сделать с собой» один из основных. Здесь вам помогут только разговоры с подростком ( см. п.11) и ваша собственная любовь к жизни ( последнее распространяется на наших детей как вирус гриппа).
12. Даже не пытайтесь сравнивать свою ситуацию с тем, как и что происходит в таких же обстоятельствах в других семьях. Вы — родитель и ваш ребёнок-подросток уникальны, вы — единственные. Повторения нет и не будет никогда.
13. «Я тебя не люблю», «У других родители нормальные люди и только ты меня не понимаешь» — эти фразы ваш подросток говорит для того, чтобы научиться их говорить в принципе. Он (подросток) «тренируется на кошках», как герой Вицина в фильме «Операция «Ы».
Радуйтесь. Этот навык ( озвучивать свои чувства- эмоции) очень пригодится вашему ребёнку в жизни.
Про «Я тебя не люблю» вообще не берите себе в голову. Ребёнок любит своих родителей безусловно. Так же как и родители детей. Уж мамы точно.
14. Если подростку остро не хватает любви и тепла в семье, он будет их искать в другом месте. Это был пункт про секс среди подростков.
15. Любое враньё — это всегда крик о помощи (каждая ситуация индивидуальна, но по сути — да, человеку нужна помощь). Сюда же отнесу воровство. Оно очень распространено среди подростков из семей, где есть зависимые ( любовь тоже может быть зависимостью) .
16. Ему ( ей) ничего не интересно, он (она) ничего не хочет».
Как правило, дальше следует : «Приходит из школы , делает тяп-ляп уроки, и сидит в компьютере».
Очевидно ведь , что человеку интересно то, что происходит в компьютере и интересно, соответственно, это же. Идите туда. Если вас это так тревожит, регистрируйтесь в той же игре и становитесь командой. Ну, или противниками.
17. Можно не замечать запах сигарет. Можно не обратить внимание на то, что твой ребёнок пришёл домой пьяный. Можно устроить из всего этого грандиозный скандал. Можно пробовать запретить. Можно … Вам всё можно. Выбирайте. Я разговаривала и рассказывала о том, где случилась первая сигарета и как я узнала, что такое похмелье.
18. Навести порядок в комнате подростка невозможно. И не нужно.
19. Вы имеете право принимать жесткие решения во всех случаях, связанных с безопасностью жизни вашего ребёнка на том простом основании, что по закону до 18 лет именно вы несёте ответственность за его жизнь и здоровье.
Пункт «вне конкурса» :
И у вас, и у подростка всегда есть возможность обратиться за помощью к психологу. Не отказывайте себе в этом. Порой нам — родителям просто нужна поддержка, а подросткам она ( поддержка) жизненно необходима.
Источник — Фейсбук Екатерины Сивановой
Переходный возраст: как не упустить ребенка?
Ваши сын и дочь еще вчера были послушными, хорошими детьми и вдруг стали грубыми, резкими, неуправляемыми? Вы чувствуете, что не можете справиться со своим отпрыском, теряете над ним контроль? Да, переходный период — очень сложный этап и в жизни подростка, и всей семьи. Как же наладить взаимоотношения и не упустить ребенка?
Ваши сын и дочь еще вчера были послушными, хорошими детьми и вдруг стали грубыми, резкими, неуправляемыми? Вы чувствуете, что не можете справиться со своим отпрыском, теряете над ним контроль? Да, переходный период – очень сложный этап и в жизни подростка, и всей семьи. Как же наладить взаимоотношения и не упустить ребенка?
Разгул гормонов
По-научному этот период называется пубертатным. Он представляет собой переход из детства во взрослую жизнь и длится с 12 до 16 лет (с некоторыми колебаниями в ту или иную сторону). Этот этап является очень сложным и драматичным для подростков.
Одной из главных причин этих трудностей является половое созревание, — поясняет психолог Елена Шрамко. Подростки становятся крайне чувствительными к оценке посторонними своей внешности, и это сочетается у них с самонадеянностью и безаппеляционностью в суждениях по поводу окружающих. Внимательность уживается в них с поразительной черствостью, болезненная застенчивость — с развязностью, желание быть признанным и оцененным другими — с показной независимостью, борьба с авторитетами и общепринятыми правилами — с обожествлением кумиров, — подчеркивает психолог.
В этом возрасте подросткам начинает не нравиться своя внешность, собственное тело. Еще год назад ребенок не задумывался об этом, его все устраивало, а теперь часто повторяет: «Я уродина/урод!» (хотя на самом деле все бывает наоборот). Подросток стесняется показывать свое тело, заставляет вас выходить из комнаты, когда он переодевается, запрещает вам входить в ванную, когда он моется, отказывается фотографироваться, хотя раньше охотно позировал перед камерой.
Все это происходит потому, что в его организме происходят серьезные гормональные изменения, идет перестройка всех органов и систем. В этот период подросткам нужен материал для строительства тканей, поэтому они много едят (особенно мальчики). В то же время у них бывают перепады аппетита.
У подростков 13-14 лет нередко отмечается чередование всплесков активности, — говорит доктор психологических наук, профессор Анна Прихожан. То ребенок бодр и активен, то у него вдруг наступает усталость, вплоть до полного изнеможения. С этим связано явление «подростковой лени» (часто от взрослых можно слышать жалобы на то, что подросток ленив, все время хочет лежать, не может стоять прямо, постоянно стремится на что-нибудь опереться). Причина этого в усиленном росте, требующем много сил и снижающем выносливость. Подростки становятся неловкими, нередко что-то ломают. Создается впечатление, что здесь присутствует злой умысел, хотя, как правило, это происходит вопреки желанию подростка и связано с перестройкой двигательной системы, — утверждает Анна Прихожан.
Так ребенок постепенно превращается во взрослого человека. Все это требует большой затраты физических и психических сил. При этом бывает, что ребенок не хочет взрослеть, наоборот, хочет задержаться в детстве. Он подсознательно чувствует, что из привычного детского состояния он переходит в нечто иное. Что ему это принесет, он пока не знает, но сейчас ощущает лишь дискомфорт.
Вызывающее поведение
Также разительно меняется поведение ребенка. Он постоянно грубит, закрывается у себя в комнате, не подпускает к себе. У него часто случаются перепады настроения. Он не дает себя обнять, поцеловать. Когда вы пытаетесь это сделать, отталкивает вас, ведет себя как ежик.
Отказывается убирать в своей комнате (туда невозможно зайти, все разбросано по полу, шкафы нараспашку); отказывается выполнять домашние обязанности (вынести мусор, погулять с собакой и т. п.), а если и делает это, то со скрипом и через бесконечные напоминания.
Он как будто нарочно вас злит, провоцирует на скандал. Перестает слушаться, становится таким резким, что с ним невозможно общаться. И даже, случается, начинает обзываться, используя, в том числе, нецензурную брань…
Вы чувствуете растерянность и бессилие: неужели это ваш ребенок? Не удивляйтесь. Такое поведение выражается в стремлении выработать собственный (а не продиктованный родителями или обществом) взгляд на вещи. В этом возрасте у подростков уже накопилось напряжение от давления родителей, школы, — говорит психолог, психотерапевт Елена Савина. Подросток считает, что способен самостоятельно жить, принимать решения. А взрослые часто продолжают разговаривать с ним, как с малолетним дитятей. Отсюда — огромный протест против мира взрослых. Подросток таким образом заявляет о себе миру, при этом его жизненные цели еще не определены, эмоциональной устойчивости нет, а состояние «мечтаний» сильнее, чем сознание необходимости учиться и взрослеть.
Рождение личности
И как себя вести? Что делать? Надо понять, что в этот сложный период ребенок становится личностью. Его ни в коем случае нельзя унижать. Тем более, замахиваться! Относитесь к нему как к личности, как бы трудно иногда это ни было.
Хотя подросток и стремится к самостоятельности, но в проблемных жизненных ситуациях старается не брать на себя ответственность за принимаемые решения, и ждет помощи от взрослых, — говорит Елена Шрамко. Подростковое «чувство взрослости» выражается, главным образом, в новом уровне притязаний, опережающем то положение, в котором фактически находится подросток. Для него очень важно, чтобы его взрослость была замечена окружающими, чтобы форма его поведения не была детской. Его представления о нормах поведения провоцируют на обсуждение поведения взрослых, обычно весьма нелицеприятное, отсюда возникают конфликты, — поясняет психолог.
Сейчас для подростка главное — понимание, поддержка. Он нуждается в вашей любви как никогда, хотя внешне и делает вид, что взрослые ему не нужны. На самом же деле он нуждается в доверительных отношениях с близким человеком, который его выслушает, поддержит, одобрит, скажет нужные слова.
Несмотря на то, что подросток протестует против вас, ему до боли не хватает общения со взрослыми людьми, способными ответить на волнующие его вопросы, — поясняет Елена Савина. Но это общение он принимает только тогда, когда с ним говорят на равных, без морализаторства, окрика, просто делясь своими наблюдениями из жизни и описывая, что в этом случае результат будет такой, а в этом – такой. Дайте ему возможность самому думать, а вы, как вперед смотрящий, разложите перед ним карту жизни. Ваш интерес к жизни ребенка должен быть действительно настоящим, а не только в той части, где надо что-то запретить или отследить. Именно приятие ребенка как взрослого человека должно лежать в основе ваших отношений с подростком, — считает психолог.
Подростку нужно знать, что вы его любите, что он вам дорог. В чем это выражается? В способности прощать. Если вчера случился конфликт, не вспоминайте о нем, не зудите, не читайте нотаций. Подросток помнит случившееся, он и сам переживает. Поэтому не ворошите вчерашнее. Скажите один раз, что вы думаете по этому поводу, и закройте тему.
Как погасить конфликт
Известный американский психолог Дж. Скотт советует во время конфликтов не бросаться обвинениями и оскорблениями, а говорить только о своих чувствах. Поэтому если вы хотите, чтобы ребенок вас действительно понял, говорите только то, что вы чувствуете в данный момент. Например, воздержитесь от оскорбительного тона, не заявляйте: «Ты ведешь себя безобразно, хамишь, грубишь!», «Развела бардак в своей комнате! Сколько можно повторять!..» и т. д.
Вместо этого озвучьте свои чувства, скажите, что вы ощущаете в данный момент. Например: «Когда ты грубо со мной разговариваешь, меня это угнетает, я переживаю из-за того, что ты меня не любишь», «Когда в твоей комнате такой беспорядок, я чувствую, что моя просьба для тебя неважна, и мне от этого больно». Возможно, ребенок в ответ скажет: «Мне плевать!». Но это лишь маска. На самом деле он запомнит ваши слова, они окажут на него воздействие. А вот оскорбления в его адрес вызовут у него еще большую агрессию. А ваши чувства для него очень важны, хоть он и старается это скрыть. Говоря о том, что вы чувствуете, вы пресечете конфликт, не дадите ему развиться дальше.
Обходитесь без критики
В переходном возрасте у подростка очень ранимая психика. Он на все реагирует чересчур обостренно. Его эмоции бурлят, поэтому его реакция может быть несоразмерна обиде. Самой острой и непредсказуемой она может быть, когда взрослые пытаются унизить его, ущемить его самолюбие.
Психика ребенка сейчас неуравновешенна, жизненный опыт отсутствует. Если он нигде не найдет понимания, то может угодить в неподходящую компанию, где, как ему кажется, его поймут. А самое страшное, что ребенок может совершить непоправимое…
Уполномоченный РФ по правам ребенка Павел Астахов считает ситуацию с детскими суицидами в России крайне тревожной. По общему числу суицидов РФ находится на шестом месте в мире. Однако по уровню самоубийств среди подростков 15-19 лет Россия занимает первое место в Европе и одно из первых мест в мире. В нашей стране смертность подростков от суицида превышает мировые показатели почти в 3 раза! И так происходит потому, что детям порой просто не к кому обратиться за помощью. «Учителя и органы опеки и попечительства далеко не всегда обращают внимание на трудную ситуацию, в которой оказался ребенок», — говорит Павел Астахов.
На всякий случай запишите номера телефонов всех друзей вашего ребенка и, желательно, их родителей. Знайте контакты учителей, педагогов кружков, которые посещает ваш ребенок.
Этот период надо пережить
Пока у вашего ребенка происходит переходный период, запаситесь огромным терпением, любовью, и главное, умением прощать. Чтобы пройти этот период без потерь, вам понадобятся дипломатия, гибкость и маневренность.
Не сюсюкайте с подростком, не приставайте нему с излишними расспросами. Будьте терпеливы и тактичны. Ваш ребенок сейчас очень раним, берегите его. Нацеливайтесь на будущее, вместе двигайтесь вперед и помните, что этот период пройдет. Надо только набраться терпения и подождать. И все будет хорошо!
Инна Криксунова, для «Фонтанки.ру»
Почему подростковый возраст называют трудным?
Почему подростковый возраст называют трудным?
Подростковый возраст, который колеблется в рамках от 10-11 до 15 лет часто называют трудным, подчеркивая сложнейший процесс анатомо – физиологической перестройки организма, которая влияет на психическое развитие. Действительно ли этот период можно назвать сложным? Попробуем разобраться.
Подростковый возраст по-другому называется период пубертата, т.е. период полового созревания, когда формируются вторичные половые признаки. У мальчиков ломается голос, появляется волосяной покров на лице, у девочек развитие молочных желез и специфическое распределение жировой ткани. Из–за всплеска гормонов могут быть проблемы с состоянием кожи, веса, многие начинают комплексовать из – за этого, считают себя не красивыми. Все это заставляет подростка обратить внимание на своё телесное – Я. Они сосредотачиваются на познании своего тела, понимают, что они изменяются, что уже не те, какими были в детстве и им нужно по – новому строить свои взаимоотношения с окружающими.
Именно в этом возрасте наблюдается противоречие социальной ситуации. С одной стороны, взрослые продолжают применять к подростку «детскую мораль», а с другой используют «мораль взрослых», для того чтобы ребенок мог планировать свою жизнь и брать на себя ответственность. Часто права не сопряжены с обязанностями: рост обязанностей не влечет за собой рост прав. Например, родители оставляют на ребенка младших братьев и сестер, но не отпускают с ночевкой к подруге. Подростком овладевает чувство взрослости, он стремится к автономии через различные атрибуты взрослости – девочки начинают красится, мальчики впервые пробуют покурить. Подросток требует свободы и своих прав, в силу социальной незрелости не понимая, что всякая свобода связана с ответственностью.
Существуют и психологические противоречия, которые остро переживаются подростком. Непоследовательность и противоречивость поступков его прежних авторитетных людей, например, родителей, приводит к известному юношескому максимализму: «хороший» человек не может совершать ни одного плохого поступка, иначе его нельзя считать «хорошим». Поиск новых эталонов осуществляется уже вне семьи, и какую – то опору подросток ищет в себе сам, пытается разобраться в себе, найти свое настоящее я.
Исходя из всего перечисленного, я считаю подростковый возраст действительно трудным и сложным, но в этом и есть его прелесть, поскольку в этот период происходит напряженная внутренняя работа по самопознанию, самооценке, самоопределению и самоиспытанию. Ведь без этой работы не будет самовоспитания и самосовершенствования, ведь как мы знаем противоречия рождают развитие.
Как пережить переходный возраст у трудного подростка: советы психолога
ПЕРИОД БУРИ И НАТИСКА
— Татьяна Романовна, какие изменения происходят с ребенком в переходном возрасте?
— Переходный возраст — трудное время и для детей, и для их родителей. Настроение и поведение подростка часто меняются, он то возбужден, то апатичен, то открыт, то замкнут. Подросток пытается освоиться в бурном мире отношений за пределами семьи. Ему необходимо чувствовать, что родители его поддерживают. Если же нет принятия и чувства безопасности, то результатом может стать агрессия, обращенная на самого себя или вовне.
Подростковый возраст часто называют отроческим, переходным, периодом «бури и натиска», «гормонального взрыва» и пубертата (от лат. Pubertas — половая зрелость). Сложное время. Происходит переход ребенка к взрослому во всех сферах: физической, физиологической, личностной (нравственной, умственной, социальной).
— Могут ли родители заметить, что с ребенком происходит что-то неладное?
— В этом возрасте дети редко откровенничают с родителями. Так что даже если что-то происходит с ребенком, взрослые видят привычную уже картину: их сын или дочь в плохом настроении, закрывается в своей комнате, на расспросы отвечает: «Все нормально, отстань». Здесь важно не упустить момент, если подросток из обычного взрослеющего превращается в «трудного».
В период формирования личности происходит коренная ломка поведения, прежних интересов, отношений. Изменения быстрые, бурные, скачкообразные. Это вызывает сильные переживания, которые подросток не может объяснить. Многое непонятно во взрослом мире. Как в него вписаться? Лев Толстой описал эти метания «пустынями отрочества», их суть — в огромной энергии, рвущейся наружу, чтобы заявить о себе.
ЯБЛОКО ОТ ЯБЛОНИ?
— Многие родители переживают: «Мы неправильно воспитали ребенка, если сейчас он ведет себя таким образом! Мы — плохие родители!» Как им быть?
— Для ребенка родители — самые главные и важные люди. Личный пример мамы и папы больше всего остального влияет на детей. Не имея своего опыта и знаний, ребенок копирует взрослых. Ребенок видит, насколько родители внимательно и уважительно друг к другу относятся, как решают проблемы.
Вспомните себя в переходном возрасте, и будет легче понять сына или дочь. Совместный с родителями труд, досуг, увлечения помогают ребенку формировать ответственность, самостоятельность, внимательность. Взрослые должны показывать подростку, что его мнение имеет значение, что с ним считаются.
Отношения подростка с родителями перестраиваются. Тинейджеры часто критикуют образ жизни родителей, их установки, ценности. Общаться с ребенком становится все труднее, возникают конфликты. Подросток ориентируется на авторитетных для него взрослых, но далеко не всегда его идеал — это отец или мать.
— Как правильно реагировать, если родители застукали ребенка с сигаретой или узнали, что он употребляет наркотики?
— Первое правило: ведите себя достойно. Несмотря ни на что. Вы — взрослый человек и не имеете права на панику и истерику. Не надо кричать, демонстративно пить валокордин и хвататься за ремень. Для начала разберитесь в ситуации. Иногда бывают случаи, когда ребенка сверстники заставляют употреблять психоактивные вещества (ПАВ) — возможно, ему угрожали, били.
Очень важно сохранить доверие. Если будете истерить, ребенок просто замкнется в себе и оттолкнет вас. Найдите в себе силы и постарайтесь стать союзником, а не врагом.
Дальше: перестаньте винить во всем себя. Ваш ребенок уже достаточно взрослый человек и употребление запрещенных веществ — его выбор и ответственность. Он по собственной глупости и самонадеянности начал употреблять ПАВ, зная о вреде.
Ограничьте финансовую поддержку. Ребенок должен понимать, что ваши деньги —это не его деньги. Никогда не поддавайтесь на шантаж и манипуляции со стороны ребенка. Не занудствуйте. Бесконечные разговоры, обвинения, нравоучительные беседы абсолютно бесполезны, могут дать только обратный эффект. Любые, даже отрицательные разговоры о наркотиках вызывают воспоминания о них.
Не злоупотребляйте угрозами. Если вы что-то обещаете — делайте. Не угрожайте впустую. Ребенок прекрасно осознает, что многие угрозы вы не выполните, и пропускает их мимо ушей.
Разрешите ребенку прекратить употребление ПАВ самостоятельно. И если он решился, поддержите его и найдите квалифицированного специалиста.
— Как родителям справиться с переходным возрастом?
— Несколько важных советов, которые реально могут помочь:
- Не балуйте ребенка.
- Не бойтесь быть твердым.
- Будьте последовательны.
- Не давайте обещаний, которые не сможете выполнить.
- Не поддавайтесь на провокации.
- Не обижайтесь, когда ребенок говорит, что ненавидит вас.
- Не заставляйте ребенка чувствовать себя младше, чем он есть на самом деле.
- Не поправляйте ребенка в присутствии посторонних людей.
- Не читайте нотации.
- Не старайтесь строить из себя идеальных родителей, будьте самими собой и старайтесь стать лучше.
- Самое главное — любите своего ребенка, несмотря ни на что. Будьте ему настоящим другом.
«МНОГО ЗАВИСИТ ОТ УСТАНОВОК В СЕМЬЕ»
— Как вы оцениваете вред для подростков от негатива в СМИ, соцсетях, фильмах, агрессивных компьютерных играх?
— Проводить прямую связь между каким-либо явлением культуры и поведением ребенка значит сильно упрощать дело. На ребенка влияет множество факторов: семья, школа, друзья и родители, случайные разговоры вокруг, его наблюдения. Разные люди на одну и ту же передачу по ТВ реагируют совершенно по-разному. Многое зависит от того, какие ценности он усвоил в раннем детстве — в первую очередь, от своих родителей.
— Стоит ли опасаться подростковых деструктивных групп в соцсетях?
— Современные дети живут в Сети. Формат виртуального общения многим привычнее, чем беседа с глазу на глаз. Проблема деструктивных групп в соцсетях вполне реальна. Такие сообщества популярны, потому что подростки ищут в них удовлетворение своих интересов. Все, от чего веет тайной, угрозой, привлекает подростков. Часто дети зависают в этих группах из-за недостатка внимания со стороны родителей.
Многие мамы и папы думают, что они работают, обеспечивают семью, а уделять время своему чаду — это необязательно. В итоге дети ищут способы развлечься в сети.
Родителям нужно отслеживать, что ищут их дети в интернете, какие сетевые сообщества посещают. Но главное — больше проводить времени с ребенком, организовывать совместный интересный ему досуг. Стараться понимать его, уметь слушать, искренне интересоваться его жизнью.
— Как родителям справиться с переходным возрастом? Чем тут могут помочь психологи?
— Подростковый период можно назвать вторым рождением личности, когда появляется склонность к самостоятельности, самоанализу, стремление к общению, самовоспитанию. Это положительные характеристики выхода из подросткового кризиса. Психологи социально-реабилитационного центра «Возрождение» оказывают подросткам психологическую, профилактическую, профориентационную и коррекционную помощь. Мы консультируем, как наладить отношения с семьей. Это большая работа по выработке терпимости, поиску точек соприкосновения, взаимопонимания с родителями, избавлению от чрезмерной опеки или, наоборот, попустительства, завышенных требований и ожиданий.
Справочно
ГБУ СРЦ «Возрождение» — единственное учреждение в Москве, которое специализируется на реабилитационной и профилактической помощи несовершеннолетним и их семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию вследствие употребления наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, либо употребляющих одурманивающие вещества или алкоголь. Кроме того, с 2018 года психологи Центра работают с несовершеннолетними, у которых возник конфликт с законом.
Подростковый возраст: как пережить родителям?
Милые малыши такие трогательные и нежные превратились в замкнутых или дерзких бунтарей. Они одеваются не так, слишком увлечены общением с друзьями, играми, музыкой. Они угловаты или подчеркнуто сексуальны. Они ставят под сомнение все, что им говорят родители и учителя. Иногда они проявляют снисходительность, бывают насмешливы, могут подчеркнуть свое превосходство. Хорошо если они нам кого-то напоминают и это приятно. Бывает что родители своих детей не узнают, это раздражает и пугает. Что же делать родителям? Немного терпения, не пугаться, верить и доверять, немного грустить и завидовать, не мешать, гордиться и по необходимости ненавязчиво помогать.
Настроение у подростка не стабильно, часто ребенок недоволен своей внешностью, девочки переживают ссору с подругой как катастрофу, а мальчикам очень важно казаться старше своих лет. Перепады настроения связаны с гормональной перестройки организма и они пройдут со временем. Серьезные конфликты появляются скорее тогда, когда родители не хотят мириться с изменениями и оттягивают момент отделения. Заложенные в детстве привычки к уважительному тону беседы, к доверительному общению, конструктивному диалогу в конфликтных ситуациях сохраняться и в подростковом возрасте. Ребенок повторит то поведение, которое он видел в семье. Да ему нельзя уже сказать «дети молчат, пока взрослые разговаривают» — он не промолчит. Уважайте границы ребенка его комната, внешний вид, симпатии, друзья, музыка это его личное пространство.
Поиск себя и своего места в мире это задача подросткового возраста. Вопросы ставятся самые глобальные: Зачем я живу? В чем смысл? Что есть добро и зло? Ребенок перестает принимать на веру то, что говорят взрослые. Для родителей это не очень удобно. Как хорошо быть беспрекословным авторитетом! А теперь вас кажется сместили с пьедестала. Тем не менее для подростков очень важно знать мнение родителей, даже если со стороны кажется совсем обратное. На все предложения ребенок отвечает возражением, не успевая вникнуть в суть. Получать хорошие оценки по всем предметам? А зачем? Одеться теплее, я буду смешон. Подростку нужно изучить и критически пересмотреть все, что есть и выбрать нужное или, если нет терпения, выкинуть все и наполнить свой мир новыми смыслами. Как мы, въезжая в старую квартиру, делаем ремонт и меняем не только обои, но и «бабушкину мебель».
Спокойное доброжелательное отношение родителей и уверенность в том, что ребенок справится, помогает больше чем критика и полное непринятие изменений происходящих с подростком. Помните, что ребенку и сложно просить помощь у родителей и в то же время он остро в ней нуждается. Мы точно знаем, что по возможности спокойное отношение к экспериментам со своей внешностью, более полезно и детям, чем резкая критика и нетерпимость. Обратите внимание на желание ребенка покрыть себя пирсингом и татуировками. Поговорите со специалистом, это болезненные процедуры, они напоминают самоповреждающее поведение.
Сверстники и отношения с ними имеют повышенное значение в этот период. Общение со сверстниками во многом перенесено в социальные сети. Грубый, унижающий комментарий, взлом аккаунта подросток переживает остро, фактически как реальную беду. Это новые реальности современного мира, если даже для родителей не очень понятны причины переживаний, то чувства ребенка можно и нужно разделить. Не поддерживайте иллюзию, что с потерей аккаунта рушится вся жизнь. Но с уважением отнеситесь к ребенку, у которого чувство горя сильно в данный момент. Поддерживайте позитивный настрой и деликатно атакуйте негативные идеи ребенка, а не самого подростка.
В случаях, когда подростковый период проходит гладко, бесконфликтно, в дальнейшем можно столкнуться с двумя вариантами: с запоздалым, а потому особенно болезненным и бурным протеканием кризиса в 17–18 лет или с затяжной инфантильной позицией «ребёнка», характеризующей человека в период молодости и даже в зрелом возрасте. В слишком комфортных условиях ребенку не нужно взрослеть.
Задача родителей по возможности доверять подростку, признавая его взрослость. И давать уверенность, что в случае неудачи или усталости можно «вернуться под мамино крыло». Представьте, если бы мы должны были контролировать каждый шаг наших детей – как это было бы утомительно и грустно? Каждому из родителей хочется, чтобы ребенок был ответственным и рассудительным, понимающим, что каждое его действие имеет последствия. Сохраняйте теплые доверительные отношения с подростками, не замыкайтесь так же как они, не углубляйтесь в свои дела целиком и полностью, с мудростью относитесь к временным недопониманиям и конфликтам. Не торопите ребенка становится взрослым, не бросайте его: «делай, как хочешь». Настаивайте на уважительном отношении к вам, без жестокости и обид. Позволяйте ребенку увидеть ваши слабости, для ребенка важно понимать что родитель не супергерой. Ребенок может помогать семье в меру своих сил и возможностей. Подростковый возраст это прекрасный период жизни со взрослыми но еще не полностью самостоятельными детьми, они поделятся с вами самыми современными увлечениями, новым взглядом на привычные вещи, заразят вас оптимизмом и энергией.
Приветствую вас, дорогие читатели и создатели (родители) нашего будущего – подростков. Ваше чадо перешло в средние классы школы, а вместе с этим вы перестали его узнавать? Вы догадываетесь, что наступил подростковый период, но пока еще не уверены точно? Тогда читайте эту статью.
Понятие подросткового возраста
Сразу хочу оговориться, что материал в статье представлен с позиции старых вариантов определения подросткового возраста, а не новых предложений о его продлении до 24 лет (пока, кстати, это в любом случае не утвердили).
Поясню почему. На мой взгляд, психофизиологические изменения первичны, и эти нормы давно были установлены. Другой вопрос, что далеко не все люди проходят своевременно этапы «переключения» от одного возраста к другому. В связи с чем речь должна идти не о смещении границ в возрастной классификации, а о инфантилизме и аномалиях современного поколения.
- Представители новой теории оперируют идеей того, что современная молодежь поздно заканчивает обучение, но напомню, что поступать в ВУЗ можно в любом возрасте.
- Еще один аргумент – поздние браки. Но я думаю, что это признак изменения менталитета, стереотипов, гендерной идентификации и, наконец, влияние государственных условий, диктующих необходимость длительной и сложной самореализации перед созданием новой ячейки и новых жизней. Дело не в неготовности выполнять репродуктивную функцию, а в сознательном решении, принятом созревшим человеком.
То есть я считаю, что современные ученые предлагают менять отношение к ситуации и перетрактовать ее в норму, а не решать наблюдаемые в обществе проблемы.
Но хватит лирики. Поговорим о том, что такое подростковый возраст в устоявшейся теории психологии, которая пока и остается ведущей.
Дословно этот период трактуется как «превращаться во взрослого». Подростковым возрастом принято называть этап жизни между 10 и 17 годами. При этом выделяют:
- ранний подростковый возраст (10-14);
- старший подростковый возраст (15-17).
Однако иногда старший возраст относят к раннему юношескому. Всемирная организация здравоохранения вовсе считает подростковым возраст периодом от 10 до 20 лет. Таким образом, в среднем подростковый возраст длится от 10 до 15 лет.
Резюме
Ведущая потребность возраста – стремление к нарочитой взрослости, самоутверждению.
Социальная ситуация развития – подросток-сверстник.
Ведущая деятельность возраста – интимно-личностное общение со сверстниками.
Из-за выплеска гормонов возникает:
- повышенная утомляемость,
- рассеянность,
- вялость,
- обидчивость.
К главным новообразованиям подросткового возраста относится:
- становление Я-концепции, самосознания, рефлексии;
- идентификация;
- осознание индивидуальности.
Всего в подростковом периоде можно выделить две фазы: негативную и позитивную. Переходом от первой ко второй считается начало продуктивной деятельности.
Специфика подросткового возраста
Переходный этап полон противоречий, но именно они обеспечивают развитие и становление личности. Основное противоречие, с которого и начинается этот период – несоответствие имеющихся инструментов (знания, опыт, навыки, мотивы) и новых социальных ситуаций, типов взаимодействия с миром.
В подростковом возрасте происходит стремительное развитие всех сторон личности:
- биологической (половое созревание и физический рост);
- психофизиологической (самосознание, самоуважение, идентификация);
- когнитивной (мышление);
- социальной (взаимоотношения, поведение, мировоззрение).
Стоит отметить, что при этом каждая из сфер развития тесно взаимосвязана с другой. При неравномерном или разнонаправленном их развитии возникают противоречия личности.
Раньше других о себе дают знать психические симптомы. Подросткам уже не интересны детские игры, но еще непонятны увлечения старших подростков. Они еще не имеют новых идеалов и полноценного самосознания, но уже не хотят, как дети, слепо подчиняться чьему-то авторитету.
К естественным негативным проявлениям возраста относится:
- пессимистичный настрой;
- повышенная чувствительность и раздражительность;
- физическое и душевное недомогание (капризы и драки);
- мечтательность и неопределенность;
- амбициозность;
- нервозность;
- неудовлетворенность собой.
Главный риск подросткового возраста – девиации (зависимости, суицид, преступления и другое). Подробнее о подростковых девиациях вы можете прочитать статье «Девиантное поведение детей и подростков: причины, профилактика и коррекция».
Стоит отметить, что проявления подросткового возраста не только отличаются по гендеру, но и зависят от ряда других факторов. Например, региона, места (город, село), климата, времени, страны и так далее. От чего представленные варианты поведения и состояния подростков стоит рассматривать как основу, но не как обязательную истину и единственный возможный вариант развития личности.
Характерные для возраста реакции
Для подросткового возраста характерны четыре реакции:
- эмансипации;
- группирования со сверстниками;
- интереса к противоположному полу;
- многочисленных увлечений.
Давайте рассмотрим каждую из них подробнее.
Реакция эмансипации
Это желание поступать самостоятельно. Оно пронизывает весь быт подростка, то есть наблюдать эту реакцию можно ежедневно. Выделяют:
- эмоциональную (уход к общению с ровесниками);
- поведенческую (уход от контроля родителей);
- нормативную эмансипацию (отрицание привычных ценностей, поиск новых).
Группирование со сверстниками
Группа ровесников – регулятор поведения подростка. Он ищет самоутверждение в ней.
Интерес к противоположному полу
Отношения с противоположным полом складываются двоякие: с одной стороны – интерес, а с другой – напускное равнодушие.
Увлечения
Можно выделить несколько групп подростковых увлечений:
Половое развитие
Проходит по двум направлениям:
- осознание собственной телесной сексуальности;
- поиск родственной души и любви, романтизация отношений.
Ш. Бюллер отметила, что существует еще и психическая пубертатность. Она может возникнуть задолго до физического созревания, а закончиться после него. Говоря простым языком, это стремление быть с кем-то, дополнять друг друга, которое согласно теории автора свойственно всем людям. Таким образом, можно сказать, что это как раз направление романтизма, отношений без сексуального подтекста: разговоры, совместное времяпрепровождение.
Половая идентификация – одно из новообразований возраста. То есть происходит становление половой ориентации, самовосприятия подростка по гендеру. Половая идентификация бывает биологической и психологической. Их расхождение чревато внутриличностным конфликтом и расстройствами полового поведения.
Учеными отмечено, что на становление половой идентификации больше влияет социокультурный фактор, нежели биологический. То есть решающая роль отводится культивируемым в обществе образцам и стереотипам, а также условиям среды подростка.
Физическое развитие
В год подростки вырастают в среднем на 9 сантиметров. Происходит стремительный рост сердечной мышцы (длина, ширина, объем). Изменяется давление (как правило, повышенное), сердечный ритм. Все системы организма стремительно видоизменяются.
Для современных подростков характерно общее ослабление. Несмотря на кажущуюся акселерацию, в сравнении с подростками прошлых десятилетий современные девушки и юноши, согласно результатам исследования Л. В. Мищенко, более чем в 80 % случаев испытывают дефицит веса. Уменьшилась и общая сила.
Эмоциональная сфера
Характерна эмоциональная неустойчивость и противоречивость:
- целеустремленность и импульсивность;
- самоуверенность и легкая ранимость;
- неуверенность, романтизм и рационализм, цинизм.
Эмоции отличаются длительностью и интенсивностью.
Когнитивное развитие
Происходит переход к абстрактному мышлению, гипотетико-дедуктивным рассуждениям, методам анализа и синтеза, умозаключениям, произвольному вниманию и памяти. Подросток может:
- видеть перспективы;
- ориентироваться на возможное будущее;
- анализировать собственное поведение;
- мыслить гипотетически;
- планировать будущее;
- двигаться от общего к частному;
- запоминать материал с помощью мнемонических приемов.
Личностное развитие
Для подростков характерно чувство взрослости. Взрослость у них может носить следующий характер:
- подражательный (самый простой, но сомнительный путь: имитация внешнего вида);
- образцовый (стремление походить на «настоящую женщину», «настоящего мужчину»);
- социальный (сотрудничество со взрослыми, участие в жизни семьи, общества);
- интеллектуальный (самообразование, дополнительный поиск научной информации).
В подростковом возрасте происходит слом прежних ценностных ориентаций и поиск либо создание новых ориентиров.
Самосознание формируется через эгоцентризм, который преодолевается путем познания сверстников (общение). Изначально эгоцентризм проявляется двумя вариантами:
- ощущение себя актером и восприятие мира как сцены;
- убежденность в уникальности своих эмоций.
Общение со сверстниками и любовь
Общение со сверстниками – ведущая деятельность подросткового возраста. Родителям нужно смириться, что былое доверие с их ребенком исчезнет. Однако его можно снова заслужить, если поменять тактику взаимодействия и признать в своем чаде равного партнера.
Но общение со сверстниками все же выходит на первый план. Оно выполняет ряд важных функций:
- передача опыта взросления, обсуждения (особенно актуально для половой сферы);
- половая идентификация (усвоение ролей, стереотипов, предпочтений, выявление ориентации);
- психотерапевтическая функция (подросток высвобождает свои душевные переживания);
- эмансипация от родителей.
Очень важна для подростков влюбленность. Любовь имеет 3 составляющие:
- платонический,
- эротический,
- сексуальный компонент.
Только сочетание всех трех обеспечивает гармонию в отношениях. В подростковом возрасте этого еще не происходит. У мальчиков, как правило, преобладает эротический характер, а у девочек – платонический. Тем не менее через отношения подросток готовится к будущей роли мужа (жены), отца (матери).
Задачи возраста
В процессе переходного возраста для благополучной социализации в дальнейшем подростку нужно успешно решить ряд задач. В чем поддержка и помощь родителей будет неоценима. Однако важно помнить, что речь может идти только о сотрудничестве. Итак, что это за задачи возраста.
- Принятие своей внешности.
- Успешная половая идентификация (усвоение мужской и женской роли, принятой в обществе).
- Изменение стиля и форм общения со сверстниками.
- Установление нового стиля отношений с родителями (равноправное сотрудничество).
- Развитие профессиональных интересов и способностей для дальнейшего профессионального ориентирования в юности.
- Принятие и усвоение зрелого поведения, предполагающего ответственность и инициативность.
Если на все эти пункты относительно какого-то подростка на этапе завершения возрастного периода можно ответить утвердительно, то значит, его переходный возраст прошел успешно.
Дезадаптация
Дезадаптация, то есть проблемы с принятием новой социальной ситуации и вхождением в нее, является нормативным феноменом подросткового возраста. Возникает это на фоне неравномерного развития сфер личности. Дезадаптация проявляется:
- критичностью к себе и другим;
- сверхчувствительностью;
- ранимостью;
- агрессивностью;
- неустойчивостью желаний и настроений;
- внутриличностными конфликтами (самый популярный – «Кто я?»).
Подросток стремится познать себя, отсюда вытекает тяга к сверстникам (клубы по интересам, субкультуры, множественные знакомства). То есть подросток получает информацию о себе, глядя на своих ровесников.
Все подростки – исследователи. Они изучают мир, себя, других людей. Иногда самоанализ принимает крайний вариант и превращается в самокопание, самобичевание.
- Экспериментальным путем было выявлено, что проблемы с адаптацией имеют тревожные, неуверенные, некоммуникабельные, замкнутые, чрезмерно контролирующие себя и испытывающие чувство вины подростки.
- Средний уровень адаптации был отмечен у неустойчивых подростков со средним уровнем самоконтроля, склонных к доминированию и агрессии.
- Успешной адаптацией отличаются уверенные, коммуникабельные, нетревожные подростки с адекватной самооценкой и уровнем самоконтроля.
Иногда нормативная дезадаптация затягивается, и тогда, как правило, речь идет об отклоняющемся поведении.
Подростковый кризис
Подростковый кризис – понятие относительное:
- часть исследователей считает, что это и есть весь период переходного возраста;
- кто-то отводит на это первый год;
- а кто-то считает, что это индивидуальный феномен, который может возникнуть в любое время в рамках подросткового возраста или не возникнуть вовсе.
Например, психолог Л. С. Выготский на этапе отрочества (подростковый период) выделил два кризиса – 13 лет и 17 лет. Первый кризис знаменует переход от детства к отрочеству, второй – от отрочества к юности.
Говоря упрощенно, кризис подросткового возраста – это пик эмоциональной активности, гормонального выброса, личностного развития. Крайний вариант кризиса – девиации.
Таким образом, подростковый кризис – это проявление внутриличностного конфликта, формируемого под влиянием внешних факторов (стиль воспитания родителей) и внутренних (несоответствие потребностей подростка и возможностей их удовлетворения).
Если родители педагогически грамотно поступают, то девиаций, аффективных вспышек и конфликтов можно избежать. Правда важно не путать гладкое течение подросткового возраста со специфическим кризисом. Некоторые дети наоборот излишне замыкаются в себе, что опасно депрессией и суицидом.
Если говорить о первичном кризисе начала подросткового возраста (переход от детства к отрочеству), то для него свойственны две главные черты:
- снижение работоспособности, школьной успеваемости (обусловлено происходящей сменой типа мышления);
- негативизм (негативные поведенческие реакции, вызванные стремлением к эмансипации).
Родители и подростки: рекомендации
- Несмотря на стремление подростков отойти от семьи, важно оказывать им поддержку. Подростки нуждаются в опоре и ненавязчивой подсказке взрослого человека в трудную минуту. Однако родителям важно исключить назидательность, подозрительность и строгий контроль.
- От сложившихся до подросткового возраста взаимоотношений родителей и детей зависит возможность ребенка любить. А первая любовь – важное чувство для личности. Любовные отношения необходимы. Только так подросток сможет узнать себя и противоположный пол для того, чтобы в будущем построить семью.
- Взаимодействуя с подростком, важно помнить, что идеальных отношений не бывает. Бывают «достаточно хорошие», как говорят в психологии. То есть вам нужно научиться сопереживать своему ребенку, признать в нем индивидуальность и личность.
- Подростки занимают маргинальное, то есть пограничное положение, то же происходит со взрослыми. Общаясь с подростком (полуребенком-полувзрослым), вам нужно одновременно выступать родителем и равным партнером.
- Не стоит пытаться вызвать уважение к вам с помощью чувства долга («мы тебя кормим, растим, поим») или возраста («я старше»). Так вы встретите только протест. Ребенок должен сам прийти к уважению вас, основанному на родительской поддержке. Вам нужно принять ребенка, не акцентировать внимание на его недостатках. Понимайте, а не судите.
- Если подросток говорит о чем-то, значит, для него это важно. Недопустимы фразы со стороны родителей типа «Не сходи с ума. Это разве проблемы! Вот у меня …», «Хватит ерундой страдать» и подобные. Выслушайте ребенка и помогите решить задачу. Если вы убеждены, что его проблема – пустяк, то, значит, вы можете ему помочь быстро от него избавиться. Научите подростка (фактами и аргументами, действиями) тоже считать это пустяком.
Запомнить новый принцип взаимодействия просто:
- не приказы, а просьбы;
- не нотации, а пожелания;
- не контроль, а просьба информировать и так далее.
Оптимального и единого стиля нет. Ведь ваш ребенок единственный и неповторимый. Вы сами должны выстроить взаимоотношения на основе общих принципов, возрастных и личностных особенностей вашего ребенка.
Большая часть скандалов и капризов в отношениях родителей и подростков объясняется нежеланием родителей (или непониманием необходимости) менять привычный стиль взаимодействия. Для изучения сути капризов и перестройки взаимоотношений рекомендую прочитать книгу Е. Н. Корнеевой «Детские капризы. Что это такое и как с этим бороться». В книге подробно рассмотрены все возрастные кризисы (в том числе подростковый) и наиболее популярные конфликты детей и родителей.
Как поспособствовать положительному поведению ребенка
Представленная ниже информация актуальна для преодоления и профилактики девиаций, коррекции подростковых акцентуаций. То есть это базовые принципы поведения родителей для успешного прохождение подросткового возраста у их чада.
- Пригласить подростка на диалог. Банальное и простое «давай поговорим?».
- Хвалить по каждому поводу. Нельзя сочетать похвалу и ругань. В силу естественного возрастного негативизма подросток не заметит похвалы, а возьмет на заметку только порицание.
- Совместно с подростком написать желаемые стили поведения (актуально для обеих сторон), обсудить их.
- Важно устанавливать реальные и четки границы, запреты и наказания. Нередко подростки проверяют родителей на прочность и ценность их слова. Сдерживайте любые обещания и не говорите: «Я тебя убью» (ведь не убьете же, надеюсь). Вот «На день буду вынуждена отключить интернет» звучит куда лучше и реалистичнее.
- Не требуйте мгновенного выполнения просьбы. Подростку нужно дать 5-10 минут на обдумывание и внутреннее размышление.
- Ненавязчиво напоминайте об обязанностях подростка.
- Всегда предлагайте альтернативу (или хотя бы держите ее наготове).
- Ориентируйтесь на положительные и желаемые явления, игнорируйте нежелательные.
- Договаривайтесь о наказании заранее. Не имеет смысла придумывать порицание после того, как подросток не ночевал без предупреждения дома. Он должен был знать все риски и последствия заранее.
Критичные ситуации
В подростковом возрасте, к сожалению, нередко встречаются крайне опасные для самого ребенка и его окружения ситуации:
- преступность,
- зависимости,
- депрессии и суицид,
- психосоматические заболевания.
Это опасные состояния, требующие незамедлительного обращения к специалисту. Для их предотвращения важно избегать разрушающих стилей воспитания и заниматься профилактикой девиаций у подростков.
В заключение рекомендую прочитать книгу О. В. Холодковской, В. А. Пашниной «Трудный переходный возраст: Легкое решение сложных проблем». В работе отведена целая глава на подробное рассмотрение этих проблем (признаки, практические советы).
Итак, подростковый период – непростой этап для родителей и ребенка. Но при успешном его прохождении вы получите хорошего собеседника, компаньона, поддержку, понимание.
О половых различиях в протекании переходного возраста вы можете узнать из статей «Переходный возраст у девочек – советы психолога» и «Переходный возраст у мальчиков – советы психолога».
Желаю вам взаимопонимания с вашим прекрасным отпрыском!
Когда начинается переходный возраст и как вести себя с ребёнком
Какой возраст считается переходным
Переходным, или подростковым возрастом называют длительный и непростой этап превращения ребёнка во взрослого человека. ВОЗ относит Adolescence к подросткам детей и молодых людей от 10 до 19 лет. Переходный возраст охватывает период полового созревания, или пубертат, однако не ограничивается им. Ведь повзрослеть человек должен не только физически, но и психологически, а на это требуется больше времени.
Переход от детства к взрослой жизни делится на три этапа Adolescent Development : ранний, средний и поздний.
Ранний подростковый возраст: 10–14 лет
У детей начинается половое созревание, которое сопровождается интенсивным физическим ростом и развитием половых признаков. У девочек гормональные изменения запускаются PUBERTY на 1–2 года раньше, чем у мальчиков, и длятся в среднем 3 года, а у их одноклассников — 4. Ключевое здесь — в среднем. В норме процесс занимает от 2 до 6 лет.
Как понять Earlier Puberty: Age 9 or 10 for Average U.S. Boy , что ребёнок вступил в фазу пубертата? У девочек в первую очередь набухает грудь, чуть позже наступают месячные. У мальчиков увеличиваются яички. И у тех, и у других появляются Why is puberty starting younger? первые волоски на лобке.
В раннем подростковом возрасте дети живут сегодняшним днём. Они пока не умеют устанавливать How To Recognize The 3 Stages Of Adolescence причинно‑следственные связи между своими действиями и далекоидущими результатами. В эмоциональном плане школьники часто испытывают перепады настроения. Постепенно расширяется их круг общения: они выходят за рамки семьи и близких друзей, охватывая различные группы ровесников.
Средний подростковый возраст: 15–17 лет
Половое созревание завершается: физически тинейджеры могут продолжить род, но психологически они ещё не готовы к родительству. У девушек замедляется рост, а у парней он всё ещё бывает интенсивным.
Молодым людям уже удаётся решать сложные проблемы, они умеют заглядывать в будущее и планировать его. Им хочется оторваться от семьи, но в то же время необходимы родительская поддержка и чувство безопасности, которое дают им родные стены.
Центром социальной жизни становится компания сверстников. Подросток очень зависим от мнения друзей, они же часто становятся для него основными авторитетами.
Поздний подростковый возраст: старше 18 лет
Согласно разным источникам, этот период может длиться до 21 года и даже до 24 лет. К его завершению молодые люди начинают мыслить рационально, обретают эмоциональную стабильность и настоящую, а не мнимую независимость. Они способны строить свою жизнь самостоятельно, без помощи родителей, и в своих решениях опираются на себя, а не на мнение друзей. К слову, многие так и застревают в позднем подростковом периоде на всю жизнь.
Каковы особенности детей переходного возраста
На тинейджера обрушивается двойная нагрузка: с одной стороны, его штормит от гормонов, с другой — он взрослеет психологически и отрывается от семьи. В мозге у подростков происходит настоящая революция, которая выражается в следующих поведенческих особенностях Why 14 is the riskiest age for a teenager .
Их очень смущают пристальные взгляды
Тинейджеры чувствуют беспокойство, если знают, что за ними следят ровесники или родители. Они могут даже вспотеть от напряжения.
Они принимают невыгодные решения под влиянием компании
Подростки в возрасте 13–16 лет не так уж склонны рисковать, находясь наедине с собой. Другое дело — в компании сверстников. Они скорее нанесут себе вред, чем ударят в грязь лицом перед другими. Причём такое поведение наблюдается и в более позднем возрасте — вплоть до 21 года.
14 лет называют Why 14 is the riskiest age for a teenager самым опасным возрастом: подросток как никогда склонен рисковать и принимать необдуманные решения под влиянием ровесников.
У них ухудшается память
Некоторые исследования показывают, что в период с 12 до 14 лет подросткам сложнее даётся запоминание, и в результате может упасть успеваемость. Возможно, это происходит из‑за гормональной перестройки.
Их не мотивируют наказания
Нейропсихологи установили The Computational Development of Reinforcement Learning during Adolescence , что в возрасте от 12 до 17 лет наилучшим стимулом к хорошей учёбе выступают поощрения. А вот к наказаниям тинейджеры гораздо менее восприимчивы, чем люди в возрасте 18–32 лет.
Они находятся в поиске себя
Отсюда — склонность экспериментировать с внешностью: красить волосы, делать татуировки, вызывающе одеваться.
Как общаться с подростком
Переходный возраст нельзя отменить. Ваш ребёнок взрослеет, отдаляясь от вас, и это нормально. Готовьтесь постепенно отпускать его, поощряя попытки тинейджера найти себя и быть самостоятельным.
Вспомните себя в этом возрасте
Наверняка вы не были ангелом и здорово потрепали нервы собственным родителям. Если снова ощутите себя подростком, вам будет проще наладить мосты с ребёнком, которым управляют гормоны и мнение ровесников.
Поддерживайте увлечения ребёнка
Если подросток охотно разговаривает с вами о том, что его увлекает, — отлично. Значит, несмотря на гормональные бури, между вам сохранилась связь. Идеально, когда вы разделяете его хобби: вместе создаёте мультики на компьютере или играете в футбол. Но это совсем необязательно. Достаточно проявлять уважение к его выбору и искреннюю заинтересованность.
Помогите ему справиться с новым телом
Подростку непросто совладать со своим новым телом, которое слишком быстро меняется. Никогда не критикуйте его внешность. Наоборот — помогите тинейджеру принять и полюбить нового себя. Поддерживайте его самооценку, не сравнивайте с другими людьми. Поощряйте занятия спортом, а лучше — ходите на стадион или в спортзал вместе.
Не доставайте расспросами и советами
Подростков часто раздражают чрезмерная опека, назойливые советы и разговоры, похожие на допросы: где был? Чем конкретно вы занимались с друзьями? Что с тобой не так? Если ребёнок отвечает неохотно и односложно, смените тактику.
Меньше говорите, больше слушайте и давайте тинейджеру возможность высказаться. Выстраивайте диалог с ним, как с умным взрослым человеком, чьё мнение вам важно.
В обществе принято демонизировать тинейджеров. Нам не нравится, что дети, которые ещё вчера исполняли наши команды, вдруг начинают бунтовать и становятся независимыми. С этим трудно смириться.
Сара-Джейн Блэкмор, автор книги «Изобретение самих себя. Тайная жизнь мозга подростков»
Позволяйте совершать ошибки
Ослабьте контроль и перестаньте всё решать за подростка. Вы можете дать совет, рассказать о возможных последствиях неправильного шага, но позвольте тинейджеру ослушаться и набить свои шишки. В большинстве случаев он сможет извлечь урок. Только ни в коем случае не добивайте его фразой: «А я же говорил(а)…»
Чаще обнимайте
Каким бы колючим и отстранённым ни казался подросток, он периодически нуждается в телесном контакте с родителями. Объятия — это сигнал о заботе и безопасности. Единственное, не стоит лезть с нежностями на людях, особенно при ровесниках. Оставьте их для домашнего общения.
Принимайте тинейджера таким, какой он есть
В принципе, это правило касается общения с любым человеком, а не только с подростком. Не пытайтесь переделать его в соответствии со своими установками и взглядами. Он — отдельная личность, которую вы любите несмотря ни на что.