Содержание
Патерик
Киево-Печерский патерик 1853 года
Патери́к (греч. πατερικόν, или отеческая книга, отечник (греч. πατεριχόν βιβλίον), а также старческая книга (греч. γεροντιχόν βιβλίον) или вертоград (греч. λειμωνάριον) — жанр аскетической литературы, сборник изречений святых отцов подвижников или рассказов о них.
Литература патериков развивается в IV—V веках, когда появляются три сборника, вошедших в основной фонд христианской литературы: так называемый азбучный патерик, в котором в азбучном порядке (по именам святых от святого Антония до святого Ора) собраны изречения старцев (в греческой традиции книга называется Αποφθέγματα των άγίων γερόντων — «изречения святых старцев»), египетский патерик или «История монахов в Египте» (Historia Monachorum in Aegypto), содержащий краткие рассказы о египетских анахоретах, их притчи и афоризмы, и Лавсаик (греч. Λαυσαϊχόν, Historia Lausiaca), повествование о египетских монахах Палладия, епископа еленопольского, написанное им по просьбе византийского сановника Лавса (о значимости последней книги свидетельствует тот факт, что рассказы из неё читаются в православном богослужении на утренях во все время Великого Поста).
Перечисленные сочинения создают основу жанра, чрезвычайно популярного в византийской литературе и в христианской книжности в целом (известны переводы патериков на латинский, сирийский, коптский, грузинский, армянский и др. языки). Один из существенных этапов в этом развитии отмечен появлением «Луга духовного» (греч. Λειμών πνευματιχός) Иоанна Мосха (ум. 634 г.), известного в славянской книжности под названием Синайского патерика или Лимонаря, своего рода путевых записок автора, совершившего в сопровождении своего ученика Софрония (будущий иерусалимский патриарх) путешествие по скитам и монастырям Ближнего Востока. Следует упомянуть также Римский патерик, представляющий собой беседы папы Григория Двоеслова (ум. 604 г.) с архидьяконом Петром (лат. Dialogi de vita et miraculis patrum Italicorum et de aeternitate animarum), в которых рассказывается о жизни итальянских подвижников.
В славянской письменности патерики появляются с самых ранних этапов её развития, во всяком случае до конца XI века. Весьма вероятно, что три патерика, а именно Скитский поглавный (переработка азбучного патерика), Синайский и Римский были переведены в Моравии или Болгарии ещё до середины X века. Эти памятники пользовались исключительной популярностью в славянском мире, дошли до нас в большом числе рукописей (первые из них относятся ещё к XI веку), вошли в извлечениях в славянский Пролог.
По образцу переводных патериков создавались и оригинальные произведения этого жанра. К наиболее известным из них относится Киево-Печерский патерик с рассказами из жизни монахов Киево-Печерского монастыря (XIII век), и Волоколамский патерик (XVI век) с житиями монахов Иосифова Волоколамского, Пафнутиева Боровского и других монастырей. Создание патериков продолжалось и в позднейшее время, вплоть до XX века (Соловецкий патерик неизвестного автора, Троицкий патерик М. В. Толстого, Архангельский патерик иеромонаха Никодима, Валаамский патерик и т. д.).
Примечания
- Наследие: Валаамский патерик. Архивировано из первоисточника 29 ноября 2012.
Литература • Икона
Житие-мартирий • Житие-биография
Четьи-минеи • Пролог • Патерик • Синаксарь
Сказание • Хожение • Видения • Cлово • Евангелие
Минея • Месяцеслов
Статья основана на материалах Православной энциклопедии «Древо».
ПАТЕРИКИ
ПАТЕРИКИ — отечники, жанр христианской аскетической литературы, сборники рассказов о духовных подвигах подвижников христианского монашества, а также их изречений.
Термин «Патерики» впервые встречается в сочинении византийского агиографа Леонтия Кипрского «Дополнения к житию Иоанна Милостивого» (около 641-642 годов). Прославляющие подвиг аскезы, патерики предназначены для душеполезного чтения христиан, укрепления в вере. В отличие от жития патерики рассказывают не о всей жизни подвижника, а лишь о наиболее значительном, с точки зрения составителя, её эпизоде.
Известны патерики, посвящённые египетским и отчасти палестинским и византийским монахам III-VI веков: «История египетских монахов» (конец IV века), «Лавсаик» Палладия Еленопольского (начало V века), два сборника «Отеческих изречений» («Apophtegmata patrum») («Азбучно-анонимное собрание» (конец V века), в котором статьи расположены по именам отцов и по темам безымянных текстов, и «Систематическое собрание» (начало VI века, переведённое в середине VI века на латинский язык римскими диаконами Пелагием и Иоанном), в нём тексты расположены по темам), «Луг духовный» Иоанна Мосха (начало VII века); италийским монахам V-VI веков посвящены «Диалоги о жизни и чудесах италийских Отцов и о бессмертии души» папы Римского Григория I Великого (на латинском языке, конец VI века; в греческом переводе папы Римского Захарии, около 752). «Отеческие изречения», вероятно, были созданы по образцу позднеантичных сборников изречений знаменитых людей, возможна также их связь с трактатом «Пиркей Авот» («Поучения отцов») Мишны. Патерики переводились на многие языки. В частности, до 5-го Вселенского собора (553) были сделаны переводы на коптский, сирийский, армянский, согдийский, арабский и эфиопский языки, сохранившие в том числе высказывания лиц, позднее осуждённых как еретики (например, Евагрия Понтийского).
В X веке афонским иноком (аввой) Исаией в своеобразном подражании жанру патерики был составлен Митерикон с наставлениями монахиням, в котором содержатся многочисленные изречения жён-подвижниц (в XIX веке рукопись Митерикона середина XV века была найдена святым Феофаном Затворником в Иерусалиме и переведена на русский язык). Патерики оказали влияние на традицию византийского исихазма XIII-XV веков, в которой присутствовало стремление к возврату к ранним моделям духовной жизни («исихия» — покой, молчание — одно из центральных понятий в изречениях подвижников).
Начало переводов патериков на славянский язык датируется IX-X веками. Древнейший из них, Скитский патерик, переведённый в IX веке с греческой рукописи «Систематического собрания», приписывается святому Мефодию (смотреть Кирилл и Мефодий). В дальнейшем были переведены «История египетских монахов» и «Лавсаик», составившие Египетский патерик (до 950), «Азбучно-анонимное собрание» составило Азбучно-Иерусалимский патерик, а «Диалоги…» Григория Великого — Римский патерик (оба до 971 года). О древности Синайского патерика, являющегося переводом «Луга духовного», свидетельствует то, что его древнейший список (XI-XII веков) транскрибирован с глаголического оригинала.
В X веке возникли славянские обработки переводных патериков: изборные патерики — Патерик Египетский краткий и «Лимонарь»; компилятивные патерики — Скалигеров патерик, Патерик Тиханова, а также Сводный патерик — самый известный из славянских патериков. О широком распространении различных патериков в русской книжности домонгольского периода свидетельствует их активное использование при составлении учительной части Пролога (2-я половина XII века). Отдельные повести и изречения из разных патериков наиболее часто встречаются как в древнерусских рукописных сборниках XIII-XVII веков, так и в старообрядческих сборниках XVIII-XIX веков.
В конце XII — начале XIII веков по образцу греческих был создан первый собственно славянский патерик — Киево-Печерский патерик, дошедший до нас в нескольких редакциях XIV-XVII веках и ставший родоначальником жанра русского патерика, таких как Волоколамский патерик (с житием Иосифа Волоцкого, XVI век), патерик в составе различных сборников (например, «Великих Четьих-Миней», 1530-1541 годы) и другие. С XVII века Киево-Печерский патерик неоднократно издавался. В 1640-х годов на московском Печатном дворе была подготовлена к изданию новая компиляция патериковых рассказов — Патерик Алфавитный, напечатанный (под названием «Патерик Азбучный») лишь в 1791 году старообрядцами в Супрасльском монастыре (Польша). В середине XIX века святитель Игнатий (Брянчанинов) составил «Отечник» («Избранные изречения святых иноков и повести о жизни их») — сборник изречений древних аскетов, главным образом египетских отцов, с историями их жизни и духовных подвигов. С середины XIX века определение патерик получили печатные сборники житий святых, организованные по региональному принципу: Афонский патерик, составленный иеросхимонахом Сергием Святогорцем; анонимный Соловецкий патерик, в котором описываются подвиги иноков Соловецкого монастыря начиная с середины XV века; изданные в 1885-1916 годы Палестинским обществом более 20 выпусков Палестинского патерика, в каждом из которых была представлена биография одного из палестинских подвижников; Троицкий патерик, составленный в 1892 году к 500-летию кончины преподобного Сергия Радонежского историком М.В. Толстым (1812-1896); Архангельский патерик (1901), повествующий о жизни монахов Архангельской епархии XV-XIX веков; Московский патерик (2003); Оптинский патерик (2006) с житиями оптинских старцев, новомучеников и жизнеописаниями простых насельников.
Ряд патериковых повестей послужил источником для произведений русских (Н.С. Лесков, Л.Н. Толстой, В.М. Гаршин) и зарубежных (А. Франс, Ф. Тиммерманс, Й. Йовков) писателей XIX — начала XX веков. В новейшей отечественной лититературе патерики получили расширительное толкование (например, составленный М.А. Кучерской так называемый Современный патерик — сборник историй из жизни современных православных людей).
Издания:
Луг духовный / Пер. прот. М. И. Хитрова. Сергиев Посад, 1915. М., 2013;
Les Sentences des Pères du désert / Ed. L. Régnault. Solesmes, 1966-1985. Vol. 1-5;
Синайский патерик / Изд. подгот. В. С. Голышенко, В. Ф. Дубровина. М., 1967;
Лавсаик, или Повествование о жизни святых и блаженных отцов Палладия, еп. Еленопольского. М., 1992;
Les apophtegmes des Pères: collection systématique / Ed. J.-C. Guy. P., 1993–2005. Vol. 1–3;
История египетских монахов. М., 2001;
Митерикон. Собрание наставлений аввы Исаии всечестной инокине Феодоре. , 2001;
Патерик Римский: Диалоги Григория Великого в древнеславянском переводе / Изд. подгот. К. Дидди. М., 2001;
Афонский патерик, или Жизнеописания святых на Святой Афонской Горе просиявших. 7-е изд. , 2002. Ч. 1-2;
Отечник, составленный святителем Игнатием (Брянчаниновым). М., 2009.
патерик
1) сборник повествований о благочестивой жизни и духовных подвигах христианских отшельников-аскетов, монахов-пустынни- ков, святых;
2) собрание нравоучительных изречений христианских подвижников.
Патерик состоит из небольших повествований, каждое из которых — это история борьбы человека с темными силами, стремящимися совратить его с пути благочестия. За пределами рассказа остается значительная часть жизни отшельника. Изложение концентрируется вокруг самых драматических эпизодов его внутренней жизни, когда он оказывается на краю бездны, куда его пытаются столкнуть дьявол и его бесы. Однако в конечном счете страстотерпец преодолевает искушения и соблазны, побеждает свои слабости, возводит неодолимый духовный заслон на пути порочных наклонностей и желаний и достигает высокой степени духовного совершенства, позволяющего ему вести богоугодную жизнь.
Форма патерика складывалась на протяжении первого тысячелетия христианской истории. Постепенно накапливались передававшиеся из уст в уста и записывавшиеся рассказы о наиболее ярких свидетельствах победы христианского духа над демоническими силами. Выявлялись и наиболее значительные фигуры, чьи масштабные личности производили неизгладимое впечатление на современников и потомков, — Антоний Великий, Феодосий Великий, Макарий Египетский и др. В разных местах сложились свои сборники рассказов, получившие названия регионального характера, но при этом имевшие и пояснительные подзаголовки — Синайский («Луг Духовный»), Египетский (в двух частях — «История о египетских черноризцах» и «Лавсаик», названная так из-за содержащегося в ней посвящения византийскому аристократу Лавсу, любившему этот жанр), Иерусалимский, Римский («Диалоги о житии и чудесах италийских отцов и о вечной жизни души»), Киево-Печерский идр. патерики.
Киево-Печерский патерик как памятник древнерусской религиозной жизни и духовной культуры сложился под влиянием переведенных и уже распространившихся на Руси патериков византийского православия. Вместе с тем основу его содержания составляли отечественные предания о русских подвижниках, об их неординарных и в то же время типичных для христианского мира личностях.
Патерики имеют самостоятельную литературно-художественную, религиозно-воспитательную, духовно-нравственную ценность. Они представляют интерес и для исследователей психологии христианского сознания, поскольку во многих из них присутствует разработка характерной психологической мотивации, сопровождающей драматическую борьбу сил добра и зла в человеческой дуШе. Данное обстоятельство способствовало тому, что крупные русские писатели-психологи, такие как Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, Н. С. Лесков, В. М. Гаршин и др., обращались к ним в своем творчестве. В живописи патериковая тематика нашла своеобразное отражение в работах ряда европейских художников, от Иеронимуса Босха до Сальвадора Дали.
Аудио
Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. Алфавитный патерик
К читателям
Предисловие составителя Патерика
Глава 1. Увещание святых отцев к преуспеванию в совершенстве Глава 2. О том, что со всем старанием должно искать безмолвия Глава 3. О сокрушении Глава 4. О воздержании, и о том, что должно соблюдать его не только относительно пищи, но и относительно движения души Глава 5. Разные повести к укреплению против восстающих на нас блудных браней Глава 6. О нестяжательности, и о том, что должно хранить себя от лихоимства Глава 7. Разные повести, поощряюшие нас терпению и мужеству Глава 8. О том, что ничего не должно делать напоказ Глава 9. О том, что должно остерегаться, чтобы никого не осуждать Глава 10. О рассудительности Глава 11. О том, что должно всегда бодрствовать Глава 12. О том, что должно непрерывно и бодрственно молиться Глава 13. О том, что должно быть страннолюбивым и творить милостыню с радушием Глава 14. О послушании Глава 15. О смиренномудрии Глава 16. О терпении зла Глава 17. О любви Глава 18. О прозорливых Глава 19. О чудотворцах, Святых старцах Глава 20. О боголюбезной жизни различных отцев Рассказы двенадцати отцев, собравшихся вместе, о собственных подвигах Глава 21. Изречения старцев, состарившихся в подвижничестве Глава 22. Собеседования старцев друг с другом о помыслах Глава 23. Вопросы юного к старцу Фивеянину о том, как должно пребывать в келии, и о созерцании Приложение. Преподобного отца нашего Макария Египетского слово о совершенстве духовном
К читателям
Пути праведных, то есть их жизнь и учение, по слову Премудрого (Притч.4, 18), «подобно свету светятся:» они «предходят» нам «и просвещают» путь к спасению. В особенности сие надо сказать о святых Церкви новозаветной, принявших от полноты Христа благодать на благодать (Иоан. 1, 16). Христианские подвижники хотя и скрывались от мира, подобно ветхозаветным, «скитаясь в пустынях, и в горах, и вертепах и в пропастях земных» (Евр. 11, 38): но как «свет» мира, как «град» величественный, поставленный на горе Божией, не могли укрыться от мира, тем менее от верующих (Матф. 5, 14). Свет подвигов и учения их так сияет, по изречению Спасителя, пред всеми человеками, что, видя добрые дела их, мы невольно «прославляем Отца небеснаго», благоговеем к святым Его и «соуслаждаемся» им по «внутреннему человеку» (Римл. 7, 22).
Избранные черты из жизни христианских подвижников, особенно же их мудрые изречения, ведущие «к животу и благочестию» (2Петр. 1, 3), вкратце и для всякого вразумительно представляются в так называемых Патериках или повестях и изречениях отцов. Эти повести и изречения справедливо называются перлами и бисером многоценным из духовной сокровищницы Богоносных отцов. Здесь не посторонний свидетель повествует и не разум по науке богословствующий даёт наставления, но говорят о себе и поучают от своего долговременного опыта и просвещения свыше мужи, всю жизнь проведшие по Богу, своими безпрерывными трудами, молитвою, пощением и всяким истощанием очистившиеся и просветлившиеся, – мужи, достигшие ангельского жития и созерцания.
Чтение этих глубоких, но и удобнопонятных сказаний и наставлений отеческих, тому, кто отверзает сердце своё Богу и хочет поучаться в законе Его, доставляет неизреченное удовольствие и пользу. «Сотове медовнии словеса добрая: сладость же их исцеление души» (Притч. 16, 24). «Словеса мудрых, якоже остны воловыя и якоже гвоздие вонзенно» в жезл погонщика (Еккл. 12, 11): так они уязвляют и побуждают к добродетели самого ленивого и грубого человека. Как для всякого назидательно чтение подвижнических изречений, показывают сами подвижники.
«Авва Аммон», говорится в одном Патерике, «спросил однажды старца Пимена: если будет нужно говорить с ближним: то как тебе кажется – лучше ли говорить с ним о Священном Писании, или лучше об изречениях и мыслях старцев? Старец сказал ему в ответ, если нельзя молчать, то лучше говорить об изречениях старцев, нежели о Свящ. Писании. Ибо говорить о Свящ. Писании не мало опасности.»
Блаженный Иоанн Мосх рассказывает, как однажды чтение из Патерика «Рая» о нестяжательности старца, приведшей к покаянию разбойников, побудило другаго старца сделать, – и он сделал, – такой же опыт терпения и нестяжательности. Старец этот, прибавляет Иоанн Мосх, особенно любил припоминать изречения святых отцов, и они были всегда в устах его и в сердце, от чего он и приобрёл величайший плод добродетели.
Отеческие повести и изречения, примеры самих отцов и окружающих их лиц открывают нам сокровенную глубину природы нашей в различных её состояниях: в естественном – её растление, немощи, пороки, в состоянии благодатном – её обновление, крепость и высоту духовную, до коих верующий достигает силою Христовою; открывают разнообразные и вернейшие способы врачевания и духовного совершенствования человека.
Заметим наконец: внимательный читатель, сравнивая жизнь древних святых подвижников с жизнью нашего времени, невольно усматривает и чувствует, до какой степени в духовной жизни мы отстали от жизни христиан древнего времени. Это предвидели св. подвижники, и в постепенном упадке веры и добродетели указывали постепенное приближение страшного дня Господня. «Святые отцы скитские пророчествовали и о последнем роде, говоря: что сделали мы? На это отвечал один из них великой жизни Авва, по имени Сирион: мы сохранили заповеди Божии. Его спросили: а что сделают люди, которые будут жить после нас? Авва отвечал: они сделают половину нашего дела. Его спросили ещё: а которые будут жить после них, те что сделают? Они совсем ничего не сделают. Придут на них искушения, и те, которые в то время окажутся добрыми, будут больше нас и отцев наших».
Такое предостережение св. отцов, согласное с словами Спасителя (Матф. 24:7–13, 21–26, 37–39 и др.), явно обличает обольщения мудрецов нашего века, мечтающих о нравственном превосходстве руководимого ими общества. Там, где «испраздняется крест Христов» (1Кор. 1, 17), сего и быть не может. «Яко без Мене не можете творити ничесоже» (Иоан. 15, 5).
Мы предлагаем читателям Патерик, переведённый с греческого из Синоидальной рукописи № 452 (по каталогу Маттея между типографскими in quarto № XLIII), на пергаменте, XI-XII века, на 182 листах. Патерик, занимающий всю эту рукопись, был уже известен патриарху Константинопольскому Фотию, который и описал его в своей Библиотеке по главам (cod. 198). Подлинный греческий текст сего Патерика не издан, и даже по рукописям не известен. Известен только латинский его перевод, сделанный ещё в VI веке Пелагием и Иоанном, диаконами Римскими; он издан Росвейдою (De vita et verbis Seniorum, Antwerpiae, 1628), и недавно Минем (Patrologiae cursus, Paris. 1849. T. LXXIII. p. 855 et sq.).
Перевод сей однако имеет некоторые отступления от описанного Фотием Патерика, равно как и от нашей греческой рукописи. Известен также, по Описанию Синоидальных рукописей (гг. Горского и Новоструева, Москва, 1859, отд II. 2.стр. 247 и след.), Славянский перевод сего Патерика, содержащийся в рукописи конца XIV, или начала XV века, № 153 (по катал. 1823 г. № 3), л. 126 об. – 248 об., и в другой, ещё не вошедший в упомянутое Описание Синоидальных рукописей, № 265 (по катал. 1823 г.). Он же находится и в Чудовской пергаментной рукописи № 104. XIV в. Но в Славянском переводе являются значительные дополнения, взятые из разных других Патериков, и нарушающие иногда связь и порядок статей греческого Патерика.
В списке № 265, кроме дополнений в содержании глав, сами главы расположены в другом порядке. Оба обозначенные перевода, латинский и славянский, были у нас в виду, и сверх того часто мы соображались с изданием Котельера «Monumenta Eclcesiae Graecae», где в Apophthegmata встречается в разных местах довольно сказаний из Фотиева Патерика. Фотий в своём Патерике показал 22 главы, но в нашей греческой рукописи содержится 23 главы; это потому, что у Фотия опущена 3-я глава «о сокрушении». Но эта глава есть и в латинском переводе у Миня (p. 860. de compunctione), и в славянской рукописи № 3 (л. 144 об. о умилении). Так как в нашей греческой рукописи № 452, за утратою листов, последних 5-ти глав недостаёт, то для восполнения сего мы употребим другую Синоидальную греческую рукопись, № 163 (у Маттея № 164), на пергаменте XII или XIII в., содержащую тот же самый патерик, только со значительными дополнениями, а по местам с сокращениями.
Описанный патриархом Фотием Патерик, по его замечанию, есть сокращение и свод по главам, так называемого, «Великого Лиминария» (Луга духовнаго), в котором описываются жизнь и деяния Антония Великаго и последующих подвижников (VI и V веков). «Это, говорит умнейший и учёнейший Фотий, из всех книг есть полезнейшая для тех, кои хотят вести жизнь свою так, чтобы наследовать царство небесное. Она имеет и обещанную ясность; впрочем, в некоторых отношениях более прилична мужам, ищущим не изречений, а полагающим весь свой труд и старание на дела подвижническия.»
В списке № 163, в начале помещено предисловие неизвестного составителя этого Патерика, в котором он объясняет пользу, цель и план сделанного им выбора из подвижнических сказаний. Это предисловие, которое как видно, имел пред глазами и патриарх Фотий, мы вполне за сим помещаем.
Предисловие составителя Патерика
В сей книге описаны доблестные подвиги, образ чудной жизни и изречения святых и блаженных отцев, дабы соревновали им, учились у них, и подражали им те, которые желают вести жизнь небесную, и идти путем, ведущим в царство небесное. Впрочем надобно знать, что святые отцы, ревнители и наставники блаженнаго жития монашеского, однажды воспламенившись Божественною и небесною любовию, и ни во что вменив все мирские блага и почести, более всего старались о том, чтобы ничего не делать на показ. По преизбытку смиренномудрия, они сами скрывались и скрывали наибольшую часть своих подвигов: так они совершали свой путь по Христу. Посему никто не мог подробно описать нам доблестной жизни их. Но только некоторые краткие их изречения и деяния описали мужи, особенно занимавшиеся сим делом, не с тем, чтобы воздать им какую-либо честь, но чтобы возбудить потомков к соревнованию.
В разные времена они записали таким образом очень многие изречения и подвиги святых старцев, простым и безыскуственным языком, в виде повествования, имея в виду единственно пользу многих читателей. поелику же смешанное и безпорядочное повествование о множестве предметов довольно затрудняет соображение читателя, когда нельзя обнять памятию содержание книги, безпорядочно разбросанного в ней, то мы избрали изложение по предметам, или главам, которое, по своему порядку и совмещению изречений одного содержания, желающим может принести действительнейшую и скорую пользу. Ибо не мало склоняет к добродетели слово, в одном смысле о ней произнесенное многими добродетельными мужами. Когда, например, авва Антоний говорит: «смиренномудрие избегает всех сетей диавола;» а другой авва говорит: «смиренномудрие есть древо жизни, растущее в высоту;» третий: «смирение не гневается и не раздражает другого;» и еще один говорит: «если кто скажет кому со смирением: прости меня, тот попаляет демонов:» то из всего этого разум читающего получает полное убеждение к тому, чтобы со всем старанием искать смиренномудрия. Тоже самое находится и в других главах.
Порядок всех глав в совокупности и каждой порознь весьма много помогает приступающему к чтению книги. поелику же каждая глава содержит в себе различные слова и действия известных и неизвестных отцев: то, сколько мы нашли сказаний с именами отцев, таковые сказания мы поместили сперва в каждой главе, по алфавитному порядку имен, и только в последующих безымянных сказаниях не могли держаться сего порядка. Но и общая связь глав, не случайно как-нибудь положенная, также способствует читателю к уразумению содержания книги.
После увещаний (к совершенству) книга начинается частнейшими добродетелями и преимущественно нужными инокам, каковы суть: безмолвие, сокрушение и воздержание. Потом, мало по малу восходя как бы по некоторой лестнице, изображает более совершенное, и наконец переходит к общеполезным добродетелям, обнимающим вышепоказанные и возводящим к совершенству, устрояющим общежитие, каковы суть: послушание, смиренномудрие и любовь; ибо что может быть важнее и полезнее послушания, или выше смиренномудрия, и что совершеннее любви? К этому присоединяются некоторые великие дарования: откровения и истолкования Божественных словес, дар знамений и чудес: это суть дарования от Бога, а не дела человеческие.
Может быть, не погрешит кто-либо, если причислит к Ангелам человека, совершенно удаляющегося от общества людей, или постоянно ходящаго нагим, или питающегося травою. Все это предложено в сей книге с тою целью, чтобы мы всячески искали означенных добродетелей, и чтобы знали, какую любовь к Богу имели святые отцы наши, и какими почестями Сам Он прославлял искренно прилепляющихся к Нему (таковы вышеозначенные более дарования Божии, нежели добродетели человеческие). Заключается вся книга достопамятными изречениями святых отцев, венчающими конец и изображающими вкратце обязанности иноков.
Алфавитный патерик, или Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов
Алфавитный патерик, или Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов. — М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009. — 416 с. — (Патерик).
Изречения святых отцов, содержащиеся в Алфавитном патерике, — лучшее свидетельство о духе египетского монашества. Они оказали огромное влияние на духовную жизнь и православного Востока, и Запада. Эти изречения веками были излюбленным чтением для всех, подвизающихся во Христе.
Предисловие к изданию в русском переводе
Благочестивому читателю предлагаются краткие сказания о подвижничестве святых и блаженных отцов, живших в IV и V веках Христовой Церкви, преимущественно в странах Египта, пустыни которого в это время, как Богом насажденный рай, украшались многообразными и чудными доблестями великих подвижников Христовых.
Поэтому нет нужды предуведомлять христолюбивого читателя о важности этого древнего сборника достопамятных сказаний: чтобы видеть эту важность, довольно услышать название книги или имена дивных подвижников: Антония Великого, Арсения, Агафона, Виссариона, Макария Египетского, Пимена Великого, Памво, Павла Великого, Сисоя и многих других, чьи подвиги и изречения здесь кратко предлагаются.
Читателю, еще не достаточно опытному в духовной жизни, не излишним представляется сказать здесь несколько слов в руководство при чтении этой книги. Встретит он в сказаниях: во-первых, много подвигов чрезвычайно высоких, которые покажутся неудобоподражаемыми, доступными только людям, отрешившимся от общественной жизни и всецело посвятившим себя созерцанию, молитве и делам благочестия; встретит, во-вторых, и такие дела, которые может почесть за маловажные; в-третьих, может представиться даже странным, как иногда в одинаковых случаях один подвижник поступает так, а другой иначе; также, в-четвертых, когда тот или другой авва, спрошенный о чем-либо, дает ответ, по-видимому неудовлетворительный и иногда совсем не на предложенный вопрос.
Чтобы при этом читателю не погрешить в мыслях и не увлечься к превратным толкам, скажем несколько слов в разрешение таких недоумений. На первое. И Сам Спаситель не ко всем подвигам обязывал всех Своих последователей: Кто может вместить, да вместит,— говорил Он о девственном состоянии. Апостол учит: Каждый оставайся в том звании, в котором призван (1 Кор 7, 20). Следовательно, по апостолу, никто не принуждается ради последования Иисусу Христу непременно оставлять свое звание, в котором поставлен Промыслом; следовательно, в каждом звании можно более и более преуспевать в духовной жизни, подражая примерам и ревности святых Божиих. Притом как в обыкновенной жизни совершенства достигаются постепенно и только мало-помалу люди приходят в состояние совершать дела важные, так и в духовной жизни благоразумно подвизающиеся не вдруг приступают к великим и трудным подвигам, но постепенно восходят к ним посредством бдения над собой и непрерывного упражнения в добродетелях менее трудных, и по мере постоянства и усердия к подвигам благочестия приумножается в душах подвижников благодать Христова, действующая вся во всех (1 Кор 12, 6). Великие светильники пустынь египетских в начале своего подвижничества не были такими, но их горячая ревность к благочестию и добродетели постепенно привлекала на них обилие благодати Божией, которая также постепенно усовершала их и соделывала великими по дарам духовным и подвигам благочестия.
На второе. Что делается из любви к Богу и ради спасения души, то никогда не маловажно: Иисус Христос за чашу холодной воды, поданной во имя Его, обещал верную награду (см.: Мк 9, 41), и две лепты вдовицы, по усердию, от недостатка вверженные в сокровищницу храма, предпочел большим вкладам от избытка (см.: Мк 12, 42–44). Надобно также иметь в виду и то, что как образ жизни человеческой многоразличен, так и дела человеческие различны, по различному состоянию людей. Жизнь древних подвижников была простая и естественная — сему соответствовали и дела их. Но простота их дел была свята и высока, ибо освещалась и возвышалась силой веры и святой любви и пламенною ревностию к благочестию.
На третье. Дела святых и блаженных отцов многоразличны и иногда между собою несогласны; но дух благочестивых упражнений всегда и у всех подвижников Христовых один и тот же — всегда стремились они к тому, чтобы побеждать греховные страсти, соблюдать Божественные заповеди, возрастать в духовной жизни и всецело жить для Бога и в Боге. Еще апостол предостерегал от погрешительных помыслов при рассуждении о случаях, по-видимому между собой несогласных, и учил: Кто ест, не уничижай того, кто не ест; и кто не ест, не осуждай того, кто ест. Иной отличает день от дня, а другой судит о всяком дне . Всякий по удостоверению своего ума… Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога. Ибо никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя (Рим 14, 3, 5–7). Есть дела, сами по себе безразличные. Доколе человек не обязывается к ним определенным правилом, подвижнику Христову предоставляется судить и избирать самому, что ему надобно делать,— и поступать по убеждению совести, руководствуемой любовью к Богу и ближним.
На четвертое. Блаженные отцы давали ответы не для удовлетворения любознательности, но на пользу души, потому нередко отвечали не прямо на данный вопрос, но применяясь к усмотренной нравственной нужде вопрошающего. Так, например, на вопрос: как спастись? — дают ответ, указывая не на общий путь спасения, открытый в Евангелии, но на какую-нибудь одну или некоторые добродетели, преимущественно нужные вопрошающему по требованию его нравственного состояния, и тому подобное.
Христолюбивый читатель! Взирая на подвиги святых и блаженных отцов, подражай их вере и добродетели. Смотри, как они любили богомыслие, с какою бдительностию охраняли себя от грехов, как внимательны были к себе и во всех делах, даже малых, всегда заботились о спасении души своей! Учись у них на земле жить для неба, от земных вещей собирать сокровища небесные и во дни краткой и скорбной жизни сей всегда стремиться к жизни блаженной, нескончаемой!
Не говори: «Как могу подражать им? Они удалились из мира, жили в пустынях, в горах, в пещерах; свободны были от забот житейских; все время употребляли на молитву и душеполезные труды; всегда бдели над собою; видели и тайные сети врага. Как могу следовать за ними?» — Можешь следовать за ними и подражать высоким добродетелям их! Ибо хотя пути жизни человеческой различны и внешний образ человеческой деятельности так же многоразличен, но как путь ко спасению один для всех,— показанный Иисусом Христом,— так и главные христианские обязанности для всех одни, в каком бы кто состоянии ни находился. Посему благочестие и добродетели пустынных подвижников, в каких бы видах они ни обнаруживались, равно тебе внушают благочестие и добродетели, соответствующие состоянию и обстоятельствам твоей жизни.
Внимая наставлениям и примерам их, будешь подражать им, — в каком бы состоянии ни находился ты, по устроению Промысла, — если станешь со дня на день преуспевать в любви к Богу и в ревности к соблюдению Его заповедей.
А для сего помни Бога за каждым делом; исполняй пред Богом и ради Бога все обязанности твоего звания; и в уединении, и пред людьми, в доме и в обществе; делай все, как учит делать Спаситель, Его апостолы, святые отцы и учители Церкви.
Вспоминай и размышляй каждый день о краткости сей жизни, о тленности благ земных и скоротечности мирских удовольствий, о смерти, о Страшном Суде, о вечном блаженстве праведных и нескончаемых муках грешных.
Содержа сие в памяти, молись Господу Иисусу, да будет всегда Его благодать с тобою и руководит тебя на пути спасения до последнего часа твоей жизни в сем мире! Всегда сознавая свою немощь, смиряйся пред Господом Богом и проси Его милости с несомненным упованием на беспредельные заслуги Иисуса Христа — Спасителя нашего!
Иди так, и каким бы путем жизни ни шел ты, по вере в заслуги Христа Спасителя, при помощи Его спасительной благодати будешь идти путем спасения, по примеру святых и блаженных отцов; и если до конца пребудешь в истинной вере, любви и уповании на Бога, — придешь, наконец, туда, где все лики святых и блаженных отцов, и, участвуя с ними в радостях небесных, с ними же вечно будешь славить Святую Единосущную и Животворящую Троицу, Отца и Сына и Святого Духа.
Древний Патерик – знаменитое собрание изречений египетских пустынников и рассказов об их жизни, созданное во второй половине IV — первой половине V века. Этот сборник принадлежит начальной эпохе христианского монашества, открытой исходом преподобного Антония Великого в египетскую пустыню, и является свидетельством мудрости и опыта первых поколений христианских отцов-анахоретов. Патерик имел огромное влияние на духовную жизнь и православного Востока, и Запада, и был чрезвычайно популярен в странах христианского мира, в том числе и на Руси. На славянский он был переведён в начале X века в Болгарии, в кругу учеников святых Кирилла и Мефодия, и с XI века широко распространился в древнерусской письменности. В частности, он стал прототипом для создания Киево-Печерского патерика и других русских патериков.
Исполнитель: Олег Замятин.
________________________________
Год выпуска: 2009
Формат: MP3
Продолжительность: 04:23:21
Битрейт аудио: 64 kbps
Размер: 180 Mb
Содержание:
1. К слушателю
2. Предисловие
3. Увещание к преуспеянию в совершенстве
4. О том, что со всем старанием должно искать безмолвия
5. О сокрушении
6. О воздержании
7. Разные повести против блудных браней
8. О нестяжательности и о хранении от лихоимства
9. Разные повести, поощряющие нас к терпению и мужеству
10. О том, что ничего не должно делать напоказ
11. О том, чтобы никого не осуждать
12. О рассудительности
13. О том, что должно всегда бодрствовать
14. О том, что должно непрерывно и бодрственно молиться
15. О том, что должно быть страннолюбивым и о милостыне
16. О послушании
17. О смиренномудрии
18. О терпении зла
19. О любви
20. О прозорливых
21. О чудотворцах, святых старцах
22. О боголюбезной жизни различных отцов
23. Рассказы двенадцати отцов о подвигах
24. Изречения старцев, состарившихся в подвижничестве
25. Собеседования старцев друг с другом о помыслах
26. Вопросы юного к старцу фивеянину о созерцании
27. Преподобный Макарий Египетский о совершенстве духовном
Скачать для ознакомления: Древний Патерик
Если ссылка устарела, пишите — постараемся восстановить.
Древний патерик
1234567…135 religion_rel Древний патерик
Православие, Отцы Церкви, патрология, молитвы, наставления, Христос, спасение ru Nazar Vasiuchyn FB Editor v2.0, MS Word, XML Spy, FictionBook Editor Release 2.6 Июль 2013 г. http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=101 08731EA9-9F61-425E-9F0C-AF0E58167D03 2.1 Древний патерик Киево-Печерская Успенская Лавра 2008
ДРЕВНИЙ ПАТЕРИК
К читателям
Пути праведных, то есть их жизнь и учение, по слову Премудрого (Притч. 4, 18), подобно свету светятся: они предходят нам и просвещают путь к спасению. В особенности сие надо сказать о святых Церкви новозаветной, принявших от полноты Христа благодать на благодать (Иоан. 1, 16). Христианские подвижники хотя и скрывались от мира, подобно ветхозаветным, скитаясь в пустынях, и в горах, и вертепах и в пропастях земных (Евр. 11, 38): но как свет мира, как град величественный, поставленный на горе Божией, не могли укрыться от мира, тем менее от верующих (Матф. 5, 14). Свет подвигов и учения их так сияет, по изречению Спасителя, пред всеми человеками, что, видя добрые дела их, мы невольно прославляем Отца небеснаго, благоговеем к святым Его и соуслаждаемся им по внутреннему человеку (Римл. 7, 22).
Избранные черты из жизни христианских подвижников, особенно же их мудрые изречения, ведущие к животу и благочестию (2 Петр. 1, 3), вкратце и для всякого вразумительно представляются в так называемых Патериках или повестях и изречениях отцов. Эти повести и изречения справедливо называются перлами и бисером многоценным из духовной сокровищницы Богоносных отцов. Здесь не посторонний свидетель повествует и не разум по науке богословствующий даёт наставления, но говорят о себе и поучают от своего долговременного опыта и просвещения свыше мужи, всю жизнь проведшие по Богу, своими беспрерывными трудами, молитвою, пощением и всяким истощанием очистившиеся и просветлившиеся, — мужи, достигшие ангельского жития и созерцания.
Чтение этих глубоких, но и удобнопонятных сказаний и наставлений отеческих, тому, кто отверзает сердце своё Богу и хочет поучаться в законе Его, доставляет неизреченное удовольствие и пользу. Сотове медовнии словеса добрая: сладость же их исцеление души (Притч. 16, 24). Словеса мудрых, якоже остны воловыя и якоже гвоздие вонзенно в жезл погонщика (Екклес. 12, 11): так они уязвляют и побуждают к добродетели самого ленивого и грубого человека. Как для всякого назидательно чтение подвижнеческих изречений, показывают сами подвижники.
«Авва Аммон», говорится в одном Патерике, «спросил однажды старца Пимена: если будет нужно говорить с ближним: то как тебе кажется — лучше ли говорить с ним о Священном Писании, или лучше об изречениях и мыслях старцев? Старец сказал ему в ответ, если нельзя молчать, то лучше говорить об изречениях старцев, нежели о Свящ. Писании. Ибо говорить о Свящ. Писании не мало опасности».
Блаженный Иоанн Мосх рассказывает, как однажды чтение из Патерика «Рая» о нестяжательности старца, приведшей к покаянию разбойников, побудило другого старца сделать, — и он сделал, — такой же опыт терпения и нестяжательности. Старец этот, прибавляет Иоанн Мосх, особенно любил припоминать изречения святых отцов, и они были всегда в устах его и в сердце, от чего он и приобрёл величайший плод добродетели.
Отеческие повести и изречения, примеры самих отцов и окружающих их лиц открывают нам сокровенную глубину природы нашей в различных её состояниях: в естественном — её растление, немощи, пороки, в состоянии благодатном — её обновление, крепость и высоту духовную, до коих верующий достигает силою Христовою; открывают разнообразные и вернейшие способы врачевания и духовного совершенствования человека.