Содержание
Отзыв на рассказ А.И. Солженицына «Отраженье в воде»
Александр Исаевич Солженицын – писатель со стойким чувством совести и справедливости, в своих коротких, лаконичных произведениях под названием «Крохотки» заостряет внимание на таких глубоких философских понятиях, как свобода, жизнь, нравственность. В его рассказах, обыденных и спокойных, можно заметить глубокий и утонченный смысл. И вот, перед вами уже не просто описание, а целая маленькая история о чувствах человека в определенный момент, которая, как зеркало отражает вам его эмоции.
Больше всего мое внимание привлекла крохотка «Отраженье в воде», так как мне близка тема подобных размышлений. В ней Солженицын показывает нам движение жизни, взяв за образец «быстрый поток реки», в котором даже при отсутствии пены и мутности воды в «постоянной струйчатой ряби», мы не можем различить отражений «ни близких, ни далеких». Это, пожалуй, очень удачная аллегория. Жизнь – течение, поток в «неугомонной смене воды». Мы не можем уловить момент, остановить, рассмотреть, так же, как и не можем разобрать отражений в быстром течении речки. И лишь однажды, «когда поток через реки и реки доходит до спокойного широкого устья», нас настигает покой и умиротворение.
Лада Кокотеева
Отзыв на произведение А.И. Солженицына «Молния»
Я прочитала поэтическую миниатюру Александра Исаевича Солженицына «Молния». Произведение это небольшое по объему, но несет в себе глубочайший смысл. В рассказе повествуется о том, как автор увидел молнию, раскалывающую дерево. Писатель поражен увиденным: с какой силой «прошла молния повдоль и повдоль ствола» липы, «через ее живое и в себе уверенное нутро». Дерево, расколотое молнией, повредило еще несколько «безвинных соседок».
Рассказывая о молнии, автор размышляет над поступками некоторых людей. Действительно, так ведь бывает в жизни: совершишь что-то плохое, поступишь жестоко, а потом приходит раскаяние, «постигает удар кары-совести,… черезо все нутро напрострел». А иногда и нет возможности исправить ошибку, и придется нести этот груз в сердце всю жизнь. Кто-то «отстоится после того, а кто и нет», — пишет А.И. Солженицын.
Миниатюра «Молния» проникает глубоко в душу читателя, заставляет задуматься о том, как люди должны относиться друг к другу. Хочется, чтобы каждый человек был добрее, чтобы не настигала его молния раскаяния, не приходилось расплачиваться за совершенное.
Дмитрий Быков
«Отражение в воде». Солженицын. (Школьные сочинения)
Солженицын — один из тех редких писателей, обладающих нестандартным желанием справедливости. В маленькие и аккуратные произведения Александр Исаевич умудряется заключить огромный смысл, вызывающий у каждого читателя индивидуальные эмоции. Рассказ «Отражение в воде», входящий в сборник «Крохотки» — яркий пример того, как писатель в, казалось бы, обычные изречения закладывает глубокий философский смысл, и дает читателю задуматься над такими понятиями как, например, — свобода и нравственность.
В приятных для чтения рассказах Солженицына хранится определенная изюминка, благодаря которой его творения выделяются среди общей литературной массы.
«Отражение в воде» — это интерпретация постоянного движения жизни, чьим образом выступает «поток реки». Солженицын говорит о том, что на протяжении всего потока, независимо от того, что нет ни «пены», ни «мутности воды», мы все равно не можем различить «ни близких, ни далеких» отражений. Этим он попытался изобразить то, что в бурном потоке жизни мы не можем ухватиться за определенный момент и рассмотреть его, изучить, проанализировать. И только однажды, достигнув «спокойного широкого устья реки» мы обретем умиротворение, которое так долго искали.
Эссе ЕГЭ
Рассказы «Крохотки» – философские размышления А.И. Солженицына над многими проблемами, которые волнуют современников. И одна их них — проблема нравственности, её сохранения. Автор учит «жить не по лжи», а по совести.
Лиственница.
Темы:
— смысл жизни
-нравственные ценности
— связь человека со своими корнями – прошлым, предками
Человек силён своими корнями, связью с родом, прошлым своей семьи и страны в целом. Неразрывна связь человека с родиной. Автор сравнивает человека с лиственницей — частью огромной природы. Ведь и человек- её составная часть.
Осенью лиственница теряет свой зелёный наряд, как и всё в природе – «да как дружно осыпается и празднично – мельканием солнечных искр”.А весной появляются новые шелковистые иголочки. И лиственница преображается, делаясь ещё краше. Автор словно очеловечивает это «диковинное дерево». А в конце делает вывод: “Ведь – и люди такие есть”.Читатель начинает размышлять, о каких именно людях пишет автор. И понимает — о добрых, сильных, умеющих радоваться жизни.
Рассказ аллегоричен. Лиственница отождествляется с человеком. Она так же, как он, имеет долгую, непростую жизнь. Но осень и зима всегда сменяются весной¸ появляется надежда на лучшее. на душевное обновление.
Что за «диковинное дерево!»,- восхищается автор. Это же чувство он испытывает к людям, может, и «колючим» внешне, но добрым , крепким, надёжным.
Молния
Темы:
— нравственные качества и ценности человека
— тема совести как индикатора поступков и действий человека
— выбор жизненного пути
За всё в этой жизни приходится платить, кара всегда настигнет человека, в какой бы форме она ни выражалась: в преждевременной смерти, в муках совести, в презрении окружающих. Надо помнить об этом всегда, жить по совести.
Именно эти мысли приходят после прочтения небольшого рассказа «Молния». Удар молнии – это словно удар кары-совести, в самое сердце человека. Молния «среди высочайших сосен избрала молния и не самую высокую липу – а за что? …Прошла через её живое и в себе уверенное нутро”. Погибло дерево, несмотря на уверенность в себе. Молния погубила его. Вот это сравнение с гибелью самоуверенной и самонадеянной липы наводит автора на мысли, что природа справедлива, что и человека может настигнуть такая же кара за необдуманные поступки и действия. Нужно быть нравственно чистым, жить в согласии с собой и окружающими, чтобы не испытывать муки совести и не быть наказанными за своё поведение, свой образ жизни.
Примечание.
Данное произведение можно использовать в качестве аргумента и по теме: «Выбор». Ведь выбор человека всегда зависти от его нравственных установок, ценностей, идеалов и ориентиров, от его совести. Важно не ошибиться в выборе жизненного пути, пойти по дороге справедливости, добра, чтобы не дожидаться потом кары совести, которая обязательно настигнет человек за содеянное, как настигла она эту «самонадеянную» липу.
Шарик
Темы:
— свобода как важная составляющая жизни всего живого на земле
— нравственные ценности
— смысл жизни человека
Свобода! Как дорога она людям, да и всему живому, как нужно её беречь! В рассказе показан Шарик, обычный дворовый пёс. Всю-то жизнь он на цепи. И вдруг — о чудо!- его отпускают на короткое время погулять, побыть без цепи. И ничего не нужно Шарик, даже такой долгожданной косточки. Ни на что он не променяет свободу. Так и человек — готов пойти на всё , претерпеть любые мучения, лишь бы почувствовать себя свободным ( помните Мцыри- три дня свободы он готов обменять на всю жизнь без неё).
Человек создан природой быть свободным. Этот запах свободы пьянит, радует, делает счастливым. И какое счастье, что мы живём в свободной стране — России, в которой именно человек, его права и свободы являются высшей ценностью.
Отраженье в воде
Темы:
— смысл жизни человека
— активная жизненная позиция как основа счастья человека
Человеку свойственно желание двигаться вперёд, стремиться к чему – то. Именно в движении – смысл его жизни. Не нужно покоя и тишины, как здесь, на середине реки: вроде и тихо, и спокойно. И дно так прекрасно видно, каждый его камешек. Нет. Пусть уж будет вода бурлива, неугомонна, мчащаяся вдаль, пусть в потоке «отраженья неверны, неотчётливы, непонятны», но как интересно разгадывать эти отражения, понимать их, изучать, двигаться — жить!
Рассказ «Отраженье в воде», как и все «Крохотки» А.И.Солженицына , аллегоричен, но в то же время глубоко философичен. О нас, о нашей жизни, о ценностях бытия размышляет здесь автор.
Анализ цикла «Крохотки» Солженицына
20 октября 2017 админ Просмотров: 18427 3.5 (4)
— Попробуем на материале «Крохоток» понять: нашёл ли А.И. Солженицын такую Россию,
такое место, где усталой душе был приют … Что такое «крохотка»? Подберите, пожалуйста, синонимы к этому слову. (Миниатюра; маленькое, крохотное произведение; зарисовка; стихотворение в прозе; маленький рассказ.)
«В малой форме можно очень много поместить», — писал А.И. Солженицын. Оттолкнувшись от этого утверждения автора, попробуем подтвердить (или опровергнуть) эту мысль. И мне хотелось бы, чтобы вы на материале «Крохоток» углубили своё представление о личности А.И. Солженицына.
Выявление читательского восприятия;
— Вы прочли «Крохотки». Каково ваше впечатление о них? Каковы их темы?
В «Крохотках» автор свежим зрением пытается постичь те изменения, которые произошли в обществе за время его долгого вынужденного отсутствия. Его зоркий взгляд
видит очень многое из того, чего люди в хлопотливой суете повседневных забот порой не
замечают и мимо чего равнодушно проходят.
— Что автор больше всего ценит? Каковы его приоритеты?
(Свободу, возможность дышать свежим воздухом, красоту, простоту и естественность; гармонию, тишину и покой … )
— А что должна содержать в себе миниатюра? Что это за жанр?
Термин «миниатюра» заимствован из живописи. Подобно художнику, рисующему красками маленькую картину, писатель создаёт небольшие зарисовки с помощью слов. Малый объём диктует необходимость информационной насыщенности и ёмкого выражения состояния души лирического героя. Мысли, чувства, ощущения — вот те источники, которые питают лирическую миниатюру. Часто она имеет глубокий философский подтекст.
Структурные элементы миниатюры — ёмкие заглавие, содержание и заключительная мысль-итог. К жанру миниатюры обращались многие художники слова.
«Крохотки» имеют биографическую основу или автор фантазирует? Послушаем историю создания этих произведений.
Первые «Крохотки» писались в 1958-1960 годах, когда А.И. Солженицын жил с семьёй в Рязани и работал учителем в средней школе. В них отразились впечатления от велосипедных поездок по Средней России. Попытки напечатать их в журналах «Новый мир», «Семья и школа» оказались тщетными. Долгое время «Крохотки» ходили в самиздате. Первая публикация — в журнале «Грани», Франкфурт, 1964 год, NQ 56.
Рязань соответствовала представлению автора об истинной России. Недалеко от Рязани, в селе Константинове, родился Сергей Есенин. Жить в Рязани и не побывать на Родине великого поэта Солженицын не мог. 20 июля 1960 года он был в селе Константинове.
— Какие впечатления от поездки выразил он в миниатюре «На родине Есенина»?
Автор «крохотки» хотел подчеркнуть бедность обстановки, в которой жил С.Есенин, и силу его таланта, не зависящую ни от каких внешних обстоятельств. Поэт со всей силой
любви к Родине воспел рязанские просторы, создав бессмертные образы красоты.
— Что увидел писатель в других местах?
— В «крохотке» «Прах поэта» чувствуется боль автора, сожаление о том, что везде то же самое. Но дело не только в бедности, но и в изменении сознания людей, в их беспамятстве, отрыве от своих корней.
— Забыв о памяти предков, о своих корнях, о том, что слова род, природа и народ изначально одного корня, люди подменили нравственное отношение к добру как благу (добрые дела во благо людей) материальным, имущественным. Об этом писал А.И. Солженицын и в рассказе «Матрёнин двор» («… добром нашим, народным или моим странно называет язык имущество наше. И его-то терять считается перед людьми постыдно и глупо»).
— Эта мысль есть и в «Крохотках»: «все живущие заняты хлебом, наживой и честолюбием перед соседями».
Автор нарочито замечает грубые, прозаичные детали окрестностей села Константинова, чтобы подчеркнуть жизненные приоритеты жителей.
— Такое современное понимание «добра» разделяет общество. Может быть> в этом и есть
причина духовного кризиса, наблюдаемого в стране? Как вы думаете? Каких людей, по вашему мнению больше: хороших или плохих?
— Солженицын считает, что плохих людей больше, потому что для того, чтобы изменяться к лучшему, нужна работа души. А затруднять себя этим многие не хотят.
— А что может объединить людей, создать умиротворение в душах?
— Автор отвечает на этот вопрос в «крохотке» «Путешествуя вдоль Оки»: «Пройдя просёлками Средней России» начинаешь пони мать, в чём ключ умиротворяющего русского пейзажа. Он в церквах … И всегда люди были корыстны, и часто недобры. Но раздавался звон вечерний, плыл над селом, над полем, над лесом. Напоминал он, что покинуть надо мелкие земные дела, отдать час и отдать мысли — вечности.
Этот звон, сохранившийся нам теперь в одном только старом напеве, поднимал людей оттого, чтоб опуститься на четыре ноги. В эти камни, в колоколенки эти, наши предки вложили всё своё лучшее, всё своё понимание жизни».
— Согласны вы с писателем? Возникали ли у вас подобные мысли?
— Обратите внимание, как с помощью сонорных звуков , , однотипных конструкций
(над селом, над полем, над лесом) передаёт Солженицын колокольный звон, его строй и
тональность. Какие слова находит писатель, чтобы мы задумались о вечном?
(«Начинаешь понимать», «ключ», «русский пейзаж»; «церковь», «звон вечерний плыл над селом», «над полем, над лесом»; «покинуть надо мелкие земные дела»; «отдать мысли — вечности»; «звон, старый напев … поднимал людей»; «в эти камни наши предки вложили всё своё лучшее, всё своё понимание жизни).
Во многих людях — крестьянах, купцах, студентах, в заводчиках, жертвовавших деньги на храмы, музеи и даже на революцию жила, как заметит позднее Солженицын, «простота … дослужебная, дочиновная, досословная, догосударственная, невежественно-природная простота». Эта соборность, общинность долго противостояла зловещему разделению народа на классы, на партии, сословия, противостояла организации борьбы между ними».
— А какими чувствами автора освещено восприятие действительности в «крохотке» «Озеро Сегден»?
— Озеро Сегден … Где находится оно? В каком уголке нашей необъятной страны? Что
особенного таит в себе загадочная природа этого уголка земли? И почему именно здесь
защемило сердце великого писателя своей сопричастностью с Родиной?
Озеро Сегден находится около села Ласкова Рязанского района. г.п. Смолицкая указывает
такие варианты названия, как Сегденское, Сегдино, Сегодина. По всей вероятности, гидроним имеет финна-угорское происхождение. Возможно его сопоставление с мокшанским словом сенди — камыш, что соответствует и естественно-географической характеристике озера, большая часть берегов которого заросла камышом
Читаем 1-й абзац «крохотки» «Озеро Сегден»:
«Об озере этом не пишут и громко не говорят. И заложены все дороги к нему, как к волшебному замку; над всеми дорогами висит знак запретный, простая немая чёрточка. Человек или дикий зверь, кто увидит эту чёрточку над своим путём, — поворачивай! Эту чёрточку ставит земная власть. Эта чёрточка значит: ехать нельзя и лететь нельзя, идти нельзя и ползти нельзя».
— Что вы услышали здесь? Какие художественные приёмы использует здесь автор?
(Инверсию, сравнение, повтор, иронию.)
С горькой иронией пишет Солженицын о скрытом, как у волшебного замка, местонахождении этого озера. Немая чёрточка — запрещающий въезд знак — гласит, что сюда запрещён въезд, но Солженицын усиливает мысль: ехать, лететь, идти, ползти – ничего нельзя.
Не случайно трижды повторено словосочетание «эта чёрточка», эпитет «немая» (чёрточка) содержат контраст: немая, а много требующая. Попарное соединение глаголов
движения подчёркивает, что любой способ передвижения, любая попытка — под запретом. И это должен понимать каждый — человек ли, дикий ли зверь. А кто не понимает или сознательно нарушит запрет земной власти, тому «доходчиво» всё объяснит охрана, сидящая в засаде, как при охоте на дикого зверя.
Читаем следующее предложение:
«А близ дорог в сосновой чаще сидят в засаде постовые с турчками и пистолетами».
— А что означает слово турчок?
Казачий словарь-справочник объясняет, что это полицейский свисток. Помните о казачьих корнях Солженицына?
Читаем следующий абзац. Подумайте, как создаётся здесь «эффект присутствия».
«Кружишь по лесу молчаливому, кружишь, ищешь, как просочиться к озеру, — не найдёшь, и спросить не у кого: напугали народ, никто в том лесу не бывает. И только вслед глуховатому коровьему колокольчику проберёшься скотьей тропой в час полуденный, в день дождливый.
И едва проблеснёт тебе оно, громадное, меж стволов, ещё ты не добежал до него, а уж знаешь: это местечко на земле излюбишь ты на весь свой век».
Обращаем внимание на то, как писатель передаёт долгое, безрезультатное движение:
кружишь, кружишь, ищешь, не найдёшь, спросить не у кого. А причина? » … напугали народ, никто в том лесу не бывает».
Изобразительные возможности языка продемонстрированы в пределах одного сложного предложения. Читатель вслед за лирическим героем втайне побывал на берегу запретного озера. Вместе с ним боялся быть пойманным, наказанным и выдворенным за пределы «заповедной» территории.
«Эффект присутствия» создаётся глаголами 2-го лица настоящего времени (кружишь, ищешь, не найдёшь, проберёшься, знаешь, излюбишь), ты — любой, каждый из нас. Пробраться к озеру можно только тропой.
Автор называет её «скотьей», используя притяжательное прилагательное (по типу «лисья,
медвежья»). Убеждаемся: в словаре Ожегова такого прилагательного нет, есть скотский, скотный, скотиний, скотинный.
Как вы думаете, можно было употребить такие слова в этой миниатюре? Скорее всего, нет: они грубы, неуместны в таком тексте. «Скотья» — это авторский неологизм, но как точно передаёт он значение слова!
«Скотья тропа» — тропа, проложенная зверем в помощь человеку, ищущему подход к озеру. Л. Чуковская писала, что Солженицын «великий художник, человечный, возвращающий нам родной язык, любящий Россию … «
— А как вы понимаете слово «излюбишь»?
Давайте уточним значение этого слова в словаре В.И.Даля (выберем из всего спектра значений подходящее).
Излюбить — облюбовать, избрать по выбору.
Сравним с употреблением этого слова в Нобелевской лекции А.И.Солженицына: «В
русском языке излюблены пословицы о правде: одно слово правды весь мир перетянет».
Ср.: излюбленный — самый любимый и привычный (Л П.Алекторова, ЛА. Введенская, В. И. Зимин и др. Словарь синонимов русского языка).
Глагол излюбишь передаёт силу, глубину чувства любви и её постоянство (даже вопреки приставке ИЗ, предполагающей скорее исчерпанность).
Продолжаем чтение.
«Сегденское озеро — круглое, как циркулем вырезанное. Если крикнешь с одного берега (но ты не крикнешь, чтоб тебя не заметили) — до другого только эхо размытое дойдёт далеко. Обомкнуто озеро прибрежным лесом. Лес ровен, дерево в дерево, не уступит ни ствола. Вышедшему к воде, видна тебе вся окружность замкнутого берега: где жёлтая полоска песка, где серый камышок ощетинился, где зелёная мурава легла. Вода ровная-ровная, гладкая без ряби, кой-где у берега в ряске, а то прозрачная белая — и белое дно.
Замкнутая вода. Замкнутый лес. Далеко. Озеро в небо смотрит, небо — в озеро. И есть ли ещё что на земле — неведомо, поверх леса – не видно. А если что и есть — оно сюда не нужно, лишнее».
— Что здесь привлекло ваше внимание?
— Автор восхищён, предложения короткие, порой назывные, безличные, но очень выразительные, ёмкие: «Замкнутая вода. Замкнутый лес. Озеро в небо смотрит, небо — в озеро».
— Обратите внимание на цвет: желтая полоска песка, серый камышок ощетинился, зелёная мурава, вода прозрачная белая, белое дно. Здесь нет ничего лишнего, отвлекающего от лицезрения Божественной красоты. Краски естественны, звуки гармоничны. Понравилось
ласкательное слово камышок и употребимый с ним глагол ощетинился.
— Здесь всё какое-то сказочное, красивое, гармоничное. Круглое озеро, берег тоже окружность, и лес вокруг озера образует круг. Здесь ни убавить ни добавить, только необходимое, чтобы понять, как прекрасна земля.
— Круглое, как циркулем вырезанное озеро похоже на зеркало, в которое засматриваются не только облака, деревья, но, наверное, и человек. Здесь всё говорит о вечности и ты сам
невольно задумываешься о вечности.
— Вы правы, ребята, увидев в этой миниатюре удивительную упорядоченность в природе: «лес ровен, дерево в дерево». Деталей пейзажа немного: лес, песок, камышок, ряска, вода, небо. А большего и не нужно. Оно действительно лишнее. К тому же трудная жизнь, полная лишений, сделала писателя аскетом.
За годы одиннадцатилетнего лишения свободы он научился довольствоваться малым. Но и там, как признавался автор, душа удивительным образом становилась взыскательнее и тоньше, остро реагируя надобро и зло, отсекая всё лишнее, чего человеку не надо.
В этом спрятанном от мира людей уголке душа отзывается на красоту природы. покой,
умиротворяется и устремляется в горние вершины … Завершаем чтение миниатюры.
«Вот тут бы и поселиться навсегда … Тут душа, как воздух дрожащий, между водой и
небом струил ась бы, и текли бы чистые глубокие мысли. Нельзя. Лютый князь, злодей косоглазый, захватил озеро: вон дача его, купальни его.
Злоденята ловят рыбу, бьют уток с лодки. Сперва синий дымок над озером, а погодя — выстрел. Там, за лесами, горбит и тянет вся окружная область. А сюда, чтоб никто не мешал им, — закрыты дороги, здесь рыбу и дичь разводят особо для них. Вот следы: кто-то костёр раскладывал, притушили в начале и выгнали. Озеро пустынное. Милое озеро. Родина … «
— Как вы думаете, может ли пейзаж стать элементом характеристики лирического героя? (Да, он выдаёт его чуткую, восприимчивую к красоте душу. Вспомним его слова: местечко, милое озеро, родина.)
Скрытое от окружающего мира, устремлённое в небо, озеро показалось лирическому герою земным раем. Земное и небесное там не в противостоянии, а в отражении, в нерасторжимой связи.
Понятно высказанное желание поселиться там навсегда (поселиться бы, струилась бы, текли бы). Слова о чистых глубоких мыслях, которые текли бы здесь, соотносятся с течением и чистотой воды. Трепетность души, свободной от земных оков, сравнивается с едва видимым движением воздуха.
— А как вы понимаете слово струилась? (Поднималась, текла, парила.)
— А когда душа парит? (Когда человек счастлив. Это момент радостного единения человека и природы.)
— Но … «нельзя», — прерывает свои размышления о мечте лирический герой. И гармония в природе противопоставлена несправедливому человеческому мироустройству. Вы обратили внимание, сколько раз употребляется в этой «крохотке» слово нельзя? (5 раз!)
— Что вы можете сказать о смысле этого слова?
На нём (в сочетании со зрительным образом «немая чёрточка» — запрещающий въезд знак) делается смысловой акцент. Сталкиваются понятия Родина, милое озеро — нельзя, запрет. К сожалению, нельзя поселиться в этом местечке навсегда. Не удастся продлить строение души, открытой высокому.
— Кто такой князь? (Начальство, властители, может быть, местный «удельный князь».)
— Какими словами характеризуется хозяин озера? Выдают ли они авторское отношение? (лютый князь)
— Подберите синонимы к эпитету лютый. (Злой, жестокий.)
— А почему злодей косоглазый?
— Он как сказочный отрицательный герой — лихо одноглазое.
— Может быть, видит всё однобоко, упрощённо, не обладает широтой зрения.
— Обратим внимание на слово захватил. (Силой овладел, не по праву, не по закону.)
— В словаре С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой к истолкованию слова «князь» приведена поговорка: из грязи в князи (презр.), значение которой — возвысился не по заслугам. Интересно и такое наблюдение: ведёт себя эдаким князьком (перен.: превышая свою власть, ни с кем не считаясь; разг. неодобр.). Убеждаемся: каждое слово в авторской характеристике «хозяина» озера очень значимо, дополняет друг друга.
— Кто такие злодей и злоденята? (Родственники, приближённые, обслуга; они относятся к
природе потребительски: ловят рыбу, бьют уток.)
— В противовес занятиям «злодея» и «злоденят» горбит и тянет вся окружная область
(ассоциация с бурлаками).
— Какой здесь основной приём изображения? Его цель?
— Это антитеза: там — здесь. Её цель — показать разный уровень жизни; социальное
расслоение, неравенство. Переход к финалу подготовлен всем предыдущим повествованием, абзацами-антитезами. Обратим внимание: абзацы становятся всё меньше. И вот конец: «Озеро пустынное. Милое озеро».
— Какую мысль передаёт здесь автор?
Здесь вновь используется смысловая антитеза — основной авторский приём организации текста: передано сложное авторское отношение (озеро милое, но пустынное, потому что
запретное, чужое, как и его название. И человек чувствует себя здесь чужим. Об этом когда-то с горечью писал и С.Есенин: «В своей стране я словно иностранец». «Русь советская»).
— А мне кажется, что слова пустынное и милое можно воспринимать как контекстуальные синонимы, ведь автора вела «мечта о тихом уголке России».
— Какие мысли и чувства автора заключены в последнем слове «Родина …?
— Это итог, эмоциональный и смысловой.
— Слово передаёт итог двойственного впечатления от увиденного. Здесь даже многоточие значимо, оно свидетельство недоговорённости и одновременно знак надежды на читательский отклик, на диалог с писателем.
— Сопоставьте, пожалуйста, последнюю строку с первой. О чём говорит вам это сопоставление?
— Повествование об озере, затерявшемся в лесной глуши Мещёры, переходит в раздумье о Родине. (От частного — к общему. Кстати, в тексте представлены все типы речи: повествование, описание, рассуждение.)
— Смог ли автор уместить в малой форме многое?
— «Крохотки» очень ёмкие по содержанию.
«В малой форме можно очень много поместить, и это для художника большое наслаждение — работать над малой формой. Потому что в малой форме можно оттачивать грани с большим наслаждением для себя», — писал А.И.Солженицын.
Хочу показать вам пример совсем маленькой по объёму «крохотки».
Выразительное чтение «крохотки» «Костёр и муравьи»
«Я бросил в костёр гнилое брёвнышко, недосмотрел, что изнутри оно густо населено
муравьями. Затрещало бревно, вывалили муравьи и в отчаянье забегали, забегали поверху и корёжились, сгорая в пламени. Я зацепил брёвнышко и откатил его на край. Теперь муравьи многие спасались — бежали на песок, на сосновые иглы. Но странно: они не убегали от костра.
Едва преодолев свой ужас, они заворачивали, кружились, и — какая-то сила влекла их назад, к покинутой родине! — и были многие такие, что опять взбегали на горящее брёвнышко, метались по нему и погибали там … «
— Что можете сказать? О чём это?
— На мой взгляд, эта зарисовка является аллегорией преодоления жизненных трудностей и авторского отношения к Родине. Солженицына осудили за антисоветскую агитацию и выслали из страны за критику…
А он, живя в Америке, писал статью «Как нам обустроить Россию» (1990) и при первой возможности вернулся на Родину (1994). Потому что, как писал Паустовский, очень любивший Мещёрский край, «человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».
Даже критикуя, писатель деятельно желает своей стране добра.
— Какие же чувства вызывает у А.И. Солженицына Родина?
Преклонение перед красотой, любовь и горечь, боль. Любовь и боль (как у Есенина — плач) — вот два главных чувства, передающие отношение А.И. Солженицына к Родине. А между ними — целая гамма чувств и переживаний: недоумение, восхищение, преклонение, любовь, сожаление, растерянность, негодование, тоска, обида, боль …
— О чём заставили вас задуматься «крохотки» А.И. Солженицына?
(Если в «Одном дне Ивана Денисовича» жизнь героя измеряется днём, то в «Крохотках» единицей измерения времени становятся минуты, мгновения. Но эти мгновения заставляются задуматься о жизни, о предназначении человека, о мире природы, о человеческом обществе; о том, что мы живём на прекрасной земле, и эта земля — наша Родина.)
— Каким вам видится автор «Крохоток»?
(Внимательным, любящим природу и Родину, страдающим, неравнодушным .. ,)
Писатель с болью в душе пишет о происходящем в родной стране, Он уверен, что «писатель — не посторонний судья своим соотечественникам и современникам, он — совиновник во всём зле, совершённом у него на родине или его народом».
Об этом говорил Солженицын в Нобелевской лекции, которая ему была присуждена «за нравственную силу, почерпнутую в традиции великой русской литературы».