Содержание
- Почему в Ветхом завете столько жестокости?
- Почему Бог жестокий и злой в Ветхом Завете?
- «Жестокость» Бога в Ветхом Завете
- Несколько моментов по теме:
- Некоторые ключевые утверждения о рабстве:
- Православный приход храма Успения Божьей Матери г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной церкви
- Жестокость БОГА в Ветх Завете или ошибка пророков?
Почему в Ветхом завете столько жестокости?
История — наука точная. 4 февраля, 2019 1:43
Жестокость и насилие, никак нельзя объяснить или оправдать. Жестокость и злость возникает там, где есть проплешины в интеллекте, не образованность, невежество. Оттуда выливается злость, жестокость и всякие другие преступления. Конечно же, иерей Евгений Мурзин, как и все остальные попы, умело ушел от вопроса и залил нас кучей, не нужной, мусорной информацией. Начав говорить про страшные преступления Ветхого завета от имени ”Бога”, как о чем-то таком, знаете, ну вот да, пришлось мол…Но в этом виноват точно не бог, нет! Виноваты сами люди! То есть, Евреи, по приказу Моисея режут, режут всех стариков, мужчин, юношей которые защищали свои земли от захватчиков (которые им естественно великодушно дал бог), и при этом они же, те которых режут и убивают, виноваты сами. Вам не кажется это слегка…, не логичным. Хотя, как известно, религия и логика понятия диаметрально противоположные. Так вот, Режут и убивают Евреи ,а виноваты те, кого режут. После того, как Еврейские военачальники (в которых еще была какая-то человечность) уничтожили всю мужскую часть населения (юноши, старики, ремесленники, не обязательно военные, по крайней мере оговорок там нет) они решают не убивать беззащитных женщин, детей, младенцев, потому что они не могли вообще никак сопротивляться. Моисей разозлился. Моисей разозлился на своих военачальников за то, что они проявили человечность и не перерезали всех детишек и женщин. Вообразите себе уровень безумия и жестокости! И отдает приказ, приказ убить всех ,кого они привели в плен, всех мужеского пола и женского. Правда тут стоит Моисею отдать должное, Он приказал убить не всех детей. Маленьких девочек ,которые, исходя из старых текстов, не познали мужа, то есть не занимались еще сексом, могли быть оставлены живыми. То есть так, по желанию, могли и убить, если бы захотели. Какое христианское отношение к людям. Но для чего оставлять маленьких девочек, детишек, которые пережили кошмар, психика у многих из них, явно была нарушена. Вообразите себе картину, как здоровые бородатые мужики, с мечами и копьями отрывают вас от матери которая прижимает вас к груди, закрывая своим телом и убивают ее прямо на ваших детских глазах. Прокрутите эту картину у себя в голове несколько раз и тогда вы поймете, (а может и не поймете, если вы верующий) о чем идет речь. Так вот, оставить маленьких девочек в живых, для чего спрашивается военачальникам маленькие девочки? По словам животного, чудовища Моисея всех маленьких девочек не занимавшихся сексом оставить для себя.Что могло значить, и что военачальники могли вытворять с детьми которые прошли через такой кошмар, можно только догадываться. Я еще не изучил этого вопрос, да и в так называемом ”святом писании” об этом умалчивается.
Поп Евгений Мурзин, оправдывает это как вынужденная мера, результат отхождения от так так называемого бога. Но минуточку, да же если следовать этой логике, что люди отошли от еврейского бога, правда, не известно когда и как они к нему приходили, этот бог решил их всех убить, уничтожить, устроив тем самым настоящий геноцид.Таким чудовищным образом как-бы наказав их. Но ведь здесь речь идет и об убийстве не только взрослых, кто успел нагрешить против этого кровожадного бога, убивали так же и детей, младенцев. Маленький ребенок и, тем более, младенец это личность еще психически и умственно не оформившаяся, ”чистый лист”. Но дети не ответственны за своих родителей. Да же из тех же, так называемых ”священных писаний” можно вычитать, что дети не несут ответственность за поступки своих родителей. Синодальный перевод, не точно перевел многие ”священные” тексты. (Наверно речь шла о еврейских детях, других, не относящихся к еврейскому народу детей можно убивать сколько влезет).
Где здесь логика, где здравый смысл!7 Нет, это самый настоящий геноцид.
Я не хочу сказать, что евреи сейчас очень жестокие или плохие, Израиль сейчас это технически и технологически развитая страна, хотя не без религиозного оттенка, но это не мешает ей технологически и технически расти и развиваться. Но мы ведь сморим на Ветхий завет, колыбель этой нации, да еще и с точки зрения христианства.
Евгений Мурзин пишет следующие ”прекрасные”, но не менее абсурдные в своем стремлении оправдать преступления евреев следующими словами: ”В этом окружении задачей израильского народа было сохранение своей религиозной и национальной идентичности.” Вот значит в чем дело, что бы сохранить. Как будто сохранению религиозной и национальной идентичности евреев что-то угрожало, по мимо их самих. Читаем дальше нашего ”адвоката бога”. ”И кажущаяся нам жестокость Бога – это, скорее, строгость любящего отца, который стремится обезопасить сына от влияния дурной компании.” То есть, вы представляете, на сколько велик градус фантасмагорической жестокости и глупости в этих словах? Еврейский бог решил обезопасить своего ”сына”, от в лице еврейского народа, если я правильно понял, кого еще Он, таким образом мог обезопасить? От дурной компании…От дурной. То есть бог, если он есть, что бы сохранить веру в него у определенного “‘избранного народа” решает утопить в крови другой народ. В котором евреи были чужаками. Замечательная любовь, но не к тем, кого убивали уж точно. Но поток беспросветной глупости нашего попа Евгения Мурзина, который оправдывает, по сути, ксенофобию и нацистские поступки на это мне заканчивается. ”Израильский народ постоянно ходил по грани, рискуя раствориться в языческом мире, опуститься до нравственного уровня окружавших его племен и народностей.” Да не ужели, за то еврейский народ был просто образцом нравственности, после выше прочитанного. И это только единичный случай, подобных прициндентов было множество, и не все из них задокументированы… Жил еврейский народ в шатрах и палатках, строил примитивные дома ,я не вижу здесь никакой нравственности. А если изучить их культуру, то там жесточайший монархический строй. Шаг вправо, шаг влево и смертная казнь.В общем, полная нравственность и духовность .прямо как нравиться попам. Ну так вот, продолжаем: ”И чтобы этого не произошло, ради конечной цели спасения человечества от рабства греху приходилось прибегать порой к крайним мерам, осмыслить и понять которые можно только в свете евангельского благовестия.” ТО есть, во имя ”великой” цели проливать кров, ну как всегда, тут это знакомо нам из истории, не однократно. Что бы спасти человечество от рабства так называемого греха. А что такое грех в библейском понимании – это отступление от так называемой “‘воли божьей”. ”Чудесную” волю божью вы уже увидели выше. И вот это все мол ради этого…ну и Евангелие нам естественно из слов попа даст все эти преступление и жестокость даст нам возможность оправдать. Я, когда был христианином, будучи еще совсем юношей, не образованным и умственно не оформившимся оправдовал это так, в свете Евангелия. Если бог так решил, значит так было надо. Никакого оправдания в Евангелии этим преступлениям я не нашел. Их нельзя оправдать. Жестокость и животное поведение нельзя оправдать. Можно объяснить, но оправдать никак.
На самом деле эта тема очень глубокая. Здесь нужно методологически подходить к изучении истории религии, анализировать, критиковать и сопоставлять. Здесь же я вкратце написал свое отношение к данному историческому случаю описанному в так называемом ”священном писании”.
Почему Бог жестокий и злой в Ветхом Завете?
-
«Почему Бог такой жестокий, злой и мстительный в Ветхом Завете и такой гармоничный в Новом?» Был бы очень признателен, если бы вы предоставили хороший материал по этому вопросу.
Ответ:
«Жестокость» Бога в Ветхом Завете
Почему Бог такой жестокий в Ветхом Завете? Это хороший вопрос. Прежде всего, Бог Ветхого Завета абсолютно такой же, как и Бог Нового Завета. Бог в Ветхом Завете невероятно любящий и терпеливый. Божье терпение к Израилю абсолютно удивительное. Снова и снова они восставали против Него, совершали идолопоклонство и другие грехи, но Он выбрал их, и Он продолжал прощать их и любить, как Свой народ. Бог дисциплинировал Своих людей, к примеру, когда Израиль был разрушен Ассирией, а Иуда — Вавилоном, но Он сделал это с надеждой, что они раскаются и продолжат оставаться Его людьми. Бог дисциплинировал их, потому что Он любил их.
Я предлагаю вам рассмотреть книгу Осии, являющейся удивительной метафорой Божьей любви и благодати. Кроме того, изучите книгу Ионы, показывающую удивительную Божью благодать. Существует почти неограниченное количество материала в Ветхом Завете о Божьей благодати. Заглянем в Иезекииля, главы 34-38. Опять же, мы видим Божий замысел и желание спасти Свой народ, довести их обратно в землю, чтобы наслаждаться жизнью в Его царстве. Он имеет такое же желание и в отношении нас.
И в Ветхом, и в Новом Завете есть предупреждения о суде для тех, кто не покается. Посмотрим в послании Евреям 10:26-31 «Страшно впасть в руки живого Бога», где Он предупреждает, что Бог гневается на тех, кто отвергает Его! Главы 3 и 4 послания Евреям полны предупреждений для тех, кто не ищет Бога. Божья любовь и Его справедливость реальны, и мы подвергаем себя опасности, когда игнорируем это. И это послания Ветхого и Нового Завета. В обоих Заветах содержатся награды за верность и послушание. В обоих есть суд и наказание для тех, кто восстает и отказывается от отношений с Богом. Опять же, я не вижу в этом никакой разницы.
Существует одна вещь в Ветхом Завете, которой, конечно, нет в Новом Завете, это пример войны во имя Бога (из-за этого может показаться, что Бог Ветхого Завета жестокий). Это происходит потому, что Ветхий Завет говорит о большем, по сравнению с Новым Заветом, количестве физических вещей. В Ветхом Завете награды и предупреждения больше физические, в то время как в Новом Завете они больше духовные.
Событие из Ветхого Завета, дающее, как правило, наибольшие трудности (и я должен сказать, что законные трудности!) является война. Позвольте мне поделиться некоторыми материалами, которые могли бы помочь представить эту войну во имя Бога в перспективе.
Пример: 1 книга Царств 15:2-3 «Так говорит Господь сил: «Я накажу амаликитян за то, что они сделали Израилю, преградив путь израильтянам, идущим из Египта. Ступай, напади на амаликитян и полностью уничтожь все, что им принадлежит. Не щади их; предай смерти мужчин и женщин, детей и грудных младенцев, волов и овец, верблюдов и ослов».
Это жестко! Именно по этому Бог кажется таким жестоким и даже злым в Ветхом Завете.
Несколько моментов по теме:
- Если это вас хоть как-то не волнует, я переживаю за вас!
- Аргумент предполагает, что физическая смерть является злом или чем-то плохим. Это ложное предположение. Грех есть зло, но смерть злом не является. Смерть это переход, надеюсь, к чему-то лучшему.
- Бог-Творец говорит здесь, как отец говорит своему ребенку: «Я поместил вас в мире, и я могу взять вас назад!» Бог имеет полное право поступать так, как Он хочет.
- Бог имеет полное право судить.
- Существует вопрос о религии амаликитян. Принесение в жертву детей, поклонение богам через занятия сексом с проституткой в храме и так далее.
- Ситуация для детей в этом случае была безнадежной.
- В случае амаликитян и других хананеев и Божья любовь и Его справедливость требует реакции.
- Либо Бог собирался создать нацию, либо нет. Если Бог создаст «народ», то он должен иметь физическую территорию и армию.
- Божий план заключается в выборе человека, а затем народа, через которого будет послан Спаситель. Божий план, заключающийся в благословении человечества через Иисуса, перевешивает все остальное.
- Грешно лишить жизни другого из-за гнева, жадности или эгоизма, но лишение жизни во время войны не обязательно является грехом.
- Все, что Бог сделал для Израиля как для нации, было сделано так, чтобы ограничить их способность вести войну:
- Нет полномочий в создании империи.
- Не допускается создание постоянной армии.
- Не допускаются жестокость, насилие, изнасилование.
Некоторые ключевые утверждения о рабстве:
- Прежде всего, позвольте нам признать то, что на каком-то уровне Бог настороженно легализирует рабство
- Бог скорее приспосабливает, чем одобряет рабство.
- Все Божьи правила в отношении рабства ограничивали его (Послание Ефесянам 6:9).
- Рабы не могли быть куплены или проданы.
- Гуманное обращение было законодательно описано в мельчайших подробностях: Второзаконие 23:15, Левит 25:14.
- Все рабы, в конечном счете, получали свободу в юбилейный год. В самом деле, «рабство» в Ветхом Завете было больше похоже на кабальное служение, чем на классическое рабство.
- Бог не обеспокоен физическим рабством так сильно, как духовным рабством. Это большая проблема для нас, как это и должно быть, но для евреев Бог был больше озабочен духовным благополучием людей, в том числе тех, кто пребывал в рабстве в Израиле.
- Тем не менее Павел просил Филимона освободить его раба Онисима через вдохновляющее послание, из которого видно, что христианство, как религия, может оправдывать рабство в определенных ситуациях, но оно никогда не поддерживает и не поощряет его.
- Уильям Уилберфорс. Именно влияние христианства прекратило работорговлю по всему миру. Это исторический факт, что если бы не было христианства, рабство бы свирепствовало по всему миру.
Джон Окс
Перевод: Сергей Дяченко
Нашли ошибку в статье? Выделите текст с ошибкой, а затем нажмите клавиши «ctrl» + «enter».
Больше статей по теме
Христианские видео и ролики
» Назад 1 / 49 Международные церкви Христа: взгляд в прошлое и новые цели Как укрепить веру в Бога. Христианский семинар. Введение. 3 золотых совета для чтения или изучения Библии » Назад 1 / 49- Подписаться на новости
Подпишитесь, если хотите получать новости на почту. Мы не рассылаем спам и не передаем вашу почту третьей стороне. Вы всегда сможете отписаться от нашей рассылки.
- Христианские тесты онлайн
Мы предлагаем вам проверить ваши знания, связанные с христианской верой. Тесты на знание Священного Писания и христианства.
Пройти тест- Задать вопрос
Если у вас есть вопрос или предложение, напишите нам, мы постараемся ответить вам в ближайшее время.
Православный приход храма Успения Божьей Матери г.Камышина Волгоградской епархии Русской Православной церкви
1. Истребление ханаанских народов как Божья кара.
Когда Бог призвал Авраама идти из Ура Халдейского в обетованную землю, Он пообещал ему и его семени дать в вечное пользование землю десяти народов – Ханаан: Бытие 15:18-21 «В этот день заключил Господь завет с Аврамом, сказав: потомству твоему даю Я землю сию, от реки Египетской до великой реки, реки Евфрата: Кенеев, Кенезеев, Кедмонеев, Хеттеев, Ферезеев, Рефаимов, Аморреев, Хананеев, Гергесеев и Иевусеев».
Самое интересное заключается в том, что Бог не сказал Аврааму, что он уже владеет этой землёй. Бог пообещал дать эту землю потомству Авраама по истечении определённого времени. Вот как об этом говорится в Библии:
А. Сначала потомки Авраама попадут в Египетское рабство:
Бытие 15:13-14 «И сказал Господь Авраму: знай, что потомки твои будут пришельцами в земле не своей, и поработят их, и будут угнетать их четыреста лет, но Я произведу суд над народом, у которого они будут в порабощении; после сего они выйдут с большим имуществом».
Б. После Египетского рабства потомки Авраама войдут и завладеют Ханааном:
Бытие 15:16 «…В четвертом роде возвратятся они сюда: ибо мера беззаконий Аморреев доселе еще не наполнилась».
Обратите внимание на причину, по которой Израильтяне истребят ханаанские народы: их беззакония.
Господь позволил Израильтянам войти и завладеть Ханааном, истребив народы, прежде обитавшие там, по причине беззакония и греховности этих народов. До тех пор, пока мера их беззаконий не переполнится, Бог будет долготерпеть и ждать их покаяния. Но в один момент, согласно Божьему Слову, чаша Божьего гнева переполнится. И народ Божий будет инструментом наказания нечестивых язычников, живущих в Ханаане. Так всё и произошло.
2. Истребление ханаанских народов – защита народа Божия.
Бог защищает своих детей. Израильтяне были избранным народом Божьим – Его детьми. И Он их защищал от других народов.
Обратимся к случаю с амаликитянами (1 Царств 15:1-3). Господу Богу, в отличии от нас, известно будущее. И Он знал, что будет с Израильтянами, если они не до конца истребят амаликитян. Поэтому-то Бог и дал указания Своему народу истребить амаликитян, чтобы они не пришли и не напали на Израильтян и не истребили народа Божия. Царь Саул засвидетельствовал, что перебил всех амаликитян, кроме их царя Агага: 1 Царств 15:20 «И сказал Саул Самуилу: я послушал гласа Господа и пошел в путь, куда послал меня Господь, и привел Агага, царя Амаликитского, а Амалика истребил».
Как показала история, царь Саул сказал неправду, потому что приблизительно 20 лет спустя амаликитяне с новыми силами начали нападать на Израильские города во время правления царя Давида: 1 Царств 30:1-3 «В третий день после того, как Давид и люди его пошли в Секелаг, Амаликитяне напали с юга на Секелаг и взяли Секелаг и сожгли его огнем, а женщин и всех, бывших в нем, от малого до большого, не умертвили, но увели в плен, и ушли своим путем. И пришел Давид и люди его к городу, и вот, он сожжен огнем, а жены их и сыновья их и дочери их взяты в плен».
После того, как царь Давид со своей армией напал на амаликитян и освободил уведённых в плен людей, 400 амаликитянам удалось сбежать. Если бы царь Саул в своё время исполнил повеление Господа, этого бы никогда не случилось… Несколько столетий спустя, потомок Агага – Аман чуть не истребил всех евреев (книга Есфирь). Таким образом, неполное повиновение Саула чуть не окончилась полным уничтожением Израильского народа. Бог это всё предвидел, и именно поэтому повелел Израилю истребить амаликитян.
3. Истребление хананеев – предотвращение развращения народа Божия.
В отношении жителей Ханаана, Бог приказал следующее: Второзаконие 20:16-18 «А в городах сих народов, которых Господь Бог твой дает тебе во владение, не оставляй в живых ни одной души, но предай их заклятию: Хеттеев и Аморреев, и Хананеев, и Ферезеев, и Евеев, и Иевусеев, как повелел тебе Господь Бог твой, дабы они не научили вас делать такие же мерзости, какие они делали для богов своих, и дабы вы не грешили пред Господом Богом вашим».
Израильтяне не выполнили это повеление должным образом. И то, о чём предупреждал Господь, произошло в точности, как Он это предрёк:
Исход 23:31-33 «Проведу пределы твои от моря Чермного до моря Филистимского и от пустыни до реки; ибо предам в руки ваши жителей сей земли, и прогонишь их от лица твоего; не заключай союза ни с ними, ни с богами их; не должны они жить в земле твоей, чтобы они не ввели тебя в грех против Меня; ибо если ты будешь служить богам их, то это будет тебе сетью».
Судей 2:1-3 «И пришел Ангел Господень из Галгала в Бохим и сказал: Я вывел вас из Египта и ввел вас в землю, о которой клялся отцам вашим — дать вам, и сказал Я: «не нарушу завета Моего с вами вовек; и вы не вступайте в союз с жителями земли сей; жертвенники их разрушьте». Но вы не послушали гласа Моего. Что вы это сделали? И потому говорю Я: не изгоню их от вас, и будут они вам петлею, и боги их будут для вас сетью»;
3 Царств 11:4-8 «Во время старости Соломона жены его склонили сердце его к иным богам, и сердце его не было вполне предано Господу Богу своему, как сердце Давида, отца его. И стал Соломон служить Астарте, божеству Сидонскому, и Милхому, мерзости Аммонитской. И делал Соломон неугодное пред очами Господа и не вполне последовал Господу, как Давид, отец его. Тогда построил Соломон капище Хамосу, мерзости Моавитской, на горе, которая пред Иерусалимом, и Молоху, мерзости Аммонитской. Так сделал он для всех своих чужестранных жен, которые кадили и приносили жертвы своим богам»;
3 Царств 14:23-24 «И устроили они у себя высоты и статуи и капища на всяком высоком холме и под всяким тенистым деревом. И блудники были также в этой земле и делали все мерзости тех народов, которых Господь прогнал от лица сынов Израилевых»;
4 Царств 16:2-4 «Двадцати лет был Ахаз, когда воцарился, и шестнадцать лет царствовал в Иерусалиме, и не делал угодного в очах Господа Бога своего, как Давид, отец его, но ходил путем царей Израильских, и даже сына своего провел чрез огонь, подражая мерзостям народов, которых прогнал Господь от лица сынов Израилевых, и совершал жертвы и курения на высотах и на холмах и под всяким тенистым деревом».
Бог повелел истребить ханаанские народы не просто ради истребления. Господь старался сохранить Свой народ чистым и непорочным – святым – то есть отделённым от других языческих народов для служения Господу Богу. Предвидя будущее, Бог знал, что все эти язычники обязательно совратят Израильтян на путь греха. Так оно и вышло.Живодёры отрезали коту лапы и бросили на детской площадке
В Барановичах неизвестные выкололи глаза бездомной собаке
В Нальчике рядом со школой в упор расстреляли собаку
Это всё новости только одного вчерашнего дня из некоторых русскоязычных регионов, получившие освещение в СМИ. Меня они очень печалят. Возможно, если бы в детстве этим людям попались бы более добрые родители и книги… Даниил Хармс:
Несчастная кошка порезала лапу —
Сидит, и ни шагу не может ступить.
Скорей, чтобы вылечить кошкину лапу
Воздушные шарики надо купить!
И сразу столпился народ на дороге —
Шумит, и кричит, и на кошку глядит.
А кошка отчасти идет по дороге,
Отчасти по воздуху плавно летит!
И, глядя на бесконечные похожие новости, есть вероятность самому удариться в жестокость. Особенно вероятность велика, если от плохих людей сильно пострадала кошка или собака не чья-то там, а твоя. Жестокость порождает жестокость, ненависть порождает ненависть и так по бесконечному кругу сансары. Но если человек хочет не отомстить, а победить жестокость и разомкнуть круг — единственный путь к настоящей победе лежит через отсутствие жестокости и сострадание, как говорил Будда в Дхаммападе. Конечно, для этого лучше много практиковать, чтобы ясно видеть, что истинная природа любого человека не является жестокостью, и чтобы помочь увидеть это другим. Самая известная практическая реализация этого закона у Будды — это его встреча с одним серийным убийцей.
Вернувшись в Джетавану в конце весны, Будда встретил закоренелого убийцу по имени Ангулимала. Однажды утром Будда вошел в Саваттхи. Город казался вымершим. Все двери были наглухо заперты. На улицах — ни души. Будда остановился перед домом, где обычно получал подаяние. Дверь чуть-чуть приоткрылась, и владелец дома, увидев Будду, поспешно выбежал наружу и пригласил его войти. Оказавшись снова внутри, хозяин запер дверь и пригласил Будду сесть. Он предложил ему остаться и поесть внутри дома, сказав:
— Господин, сегодня очень опасно выходить наружу. В окрестностях видели убийцу Ангулималу. Говорят, он убил много людей в других городах. После каждого убийства он отрезает у жертвы палец и собирает их в ожерелье, которое носит вокруг шеи. Говорят, что, когда он убьет сто человек и будет иметь талисман из ста пальцев, его сила станет поистине дьявольской. И очень странно: он никогда не грабит убитых. Король Пасенади послал отряд солдат и стражников, чтобы поймать его.
Будда спросил:
— Почему же король отправил целый отряд солдат на поимку одного человека?
— Уважаемый Гаутама, Ангулимала очень опасен. Он обладает исключительными способностями и силой. Однажды он одолел сорок человек, окруживших его на улице. Он убил большинство из них. Уцелевшие должны были спасаться бегством, чтобы сохранить свои жизни. Говорят, что Ангулимала прячется в лесу Джалини. Никто не осмеливается проходить по этому лесу. Недавно двадцать вооруженных стражников вошли в лес, чтобы поймать его. Только двое выбрались живыми. Теперь этого Ангулималу заметили в городе, и никто не отваживается выходить на работу и за покупками.
Будда поблагодарил хозяина за рассказ об Ангулимале, встал и направился к выходу. Хозяин убеждал его остаться, но Будда отказался. Он сказал, что может поддерживать доверие людей, только продолжая сбор подаяния, как обычно.
Медленно и сосредоточенно идя по улице, Будда вдруг услышал сзади, на некотором расстоянии, звуки шагов. Он понял, что это Ангулимала, но не испытал страха. Он продолжал медленно идти, осознавая все, что происходит снаружи и внутри него.
Ангулимала закричал:
— Стой, монах! Остановись!
Будда продолжал идти медленно и размеренно. Ангулимала замедлил бег и перешел на быстрый шаг. Будда слышал звук его шагов, что раздавался уже неподалеку. Хотя ему было пятьдесят шесть лет, его зрение и слух были лучше, чем прежде. В руках он держал только чашу для сбора подаяния. Он улыбнулся, вспомнив, каким быстрым и проворным он был в молодости, он вспомнил о воинском искусстве молодого принца Сиддхартхи. Другие юноши не могли нанести ему ни одного удара. Будда знал, что Ангулимала теперь очень близко и у него наверняка есть оружие. Будда продолжал спокойно идти.
Ангулимала приблизился к Будде, пошел рядом с ним и заговорил:
— Я приказал тебе остановиться, монах. Почему ты не сделал этого?
Продолжая идти, Будда ответил:
— Ангулимала, я остановился уже давно. Это ты не остановился.
Ангулимала вздрогнул от необычного ответа Будды. Он преградил ему дорогу, заставил остановиться. Будда посмотрел ему прямо в глаза. Ангулимала снова был поражен. Глаза Будды сияли, словно две звезды. Ангулимала никогда не встречал человека, излучавшего такую безоблачность и покой. Все вокруг бежали от него в ужасе. Почему же этот монах совсем не показывает страха? Будда смотрел на него так, как будто был его другом или братом. Будда произнес имя Ангулималы, поэтому было ясно, что он знает, с кем разговаривает. Наверняка Будда знал и о совершенных им вероломных убийствах. Как же он мог оставаться таким спокойным и расслабленным, встретив ужасного убийцу?
Внезапно Ангулимала почувствовал, что не может больше переносить дружелюбный и мягкий взгляд Будды. Он произнес:
— Монах, ты сказал, что остановился уже давно. Но ты продолжаешь идти. Ты сказал, что это я не остановился. Что ты имел в виду?
Будда ответил ему:
— Ангулимала, я остановился много лет назад в совершении действий, причиняющих страдания другим живым существам. Я научился защищать жизнь, жизни всех существ, не только человеческие. Ангулимала, все живые существа хотят жить. Все боятся смерти. Мы должны наполнить сердце состраданием и защищать жизни всех существ.
— Люди не любят друг друга. Почему я должен любить других людей? Люди жестоки и лживы. Я не остановлюсь, пока не убью их всех.
Будда мягко сказал:
— Ангулимала, я знаю, что ты испытал сильные страдания из-за людей. Иногда люди особенно жестоки. Эта жестокость есть результат невежества, ненависти, желания и зависти. Но люди могут быть также понимающими и сострадательными. Встречал ли ты когда-нибудь ранее бхикшу? Бхикшу поклялись защищать жизни всех других существ. Они поклялись преодолеть желание, ненависть, невежество. Существует много людей, не только бхикшу, чья жизнь идет по законам понимании и любви. Ангулимала, в этом мире может быть много жестоких людей, но в нем есть и много добрых. Не будь слепцом. Мой путь может преобразить жестокость в доброту. Путь, по которому ты идешь сейчас, это путь ненависти. Ты должен остановиться. Выбери вместо этого путь прощения, понимания и любви.
Ангулимала был тронут словами монаха. Он почувствовал замешательство и боль. Он видел, что слова Будды продиктованы любовью. В Будде не было ненависти или отвращения. Монах смотрел на Ангулималу как на человека, достойного уважения. Может быть, этот монах был тем самым Гаутамой, которого так хвалили люди, тем, кого они называли Буддой? Ангулимала спросил:
— Вы монах Гаутама?
Будда кивнул.
Ангулимала сказал:
— Очень жаль, что я не встретил вас раньше. Я зашел слишком далеко по пути разрушения. Невозможно повернуть назад.
Будда ответил:
— Нет, Ангулимала, никогда не поздно сделать доброе дело.
— Какое же доброе дело я мог бы сделать?
— Остановись, не иди по пути ненависти и насилия. Это будет самым лучшим делом для тебя. Ангулимала, хотя море страданий необъятно, оглянись, и ты увидишь берег.
— Гаутама, даже если бы я захотел, я бы не смог повернуть обратно. Никто не позволит мне жить в мире после всего, что я совершил.
Будда взял руку Ангулималы и сказал:
— Ангулимала, я защищу тебя, если ты поклянешься оставить свою ненависть и посвятить себя изучению и практике Пути. Поклянись начать все заново и служить другим. Легко заметить, что ты умный человек. Я не сомневаюсь, что ты преуспеешь на этом пути.
Ангулимала опустился перед Буддой на колени. Он вытащил меч, подвешенный к поясу, положил его на землю и распростерся у ног Будды. Он закрыл лицо руками и зарыдал. Прошло немало времени, прежде чем он поднял глаза и сказал:
— Я клянусь оставить путь зла. Я буду следовать за вами и учиться у вас состраданию. Я прошу вас принять меня в ученики.
В этот момент появились почтенные Сарипутта, Ананда, Упали, Кимбила и несколько других бхикшу. Они окружили Будду и Ангулималу. Они увидели, что Будде не угрожает опасность, и Ангулимала готовится принять прибежища. Сердца их возрадовались. Будда попросил Ананду принести новое платье монаха, а Сарипутту — попросить в ближайшем доме бритву, чтобы Упали мог обрить голову Ангулималы. Ангулимала был посвящен прямо на месте. Он опустился на колени, прочитал три прибежища, а Упали обучил его заповедям. После этого они все вместе вернулись в Джетавану.
Следующие десять дней Упали и Сарипутта обучали Ангулималу заповедям, практике медитации и сбору подаяния. Ангулимала прилагал больше усилий, чем любой бхикшу до него. Даже Будда, посетив Ангулималу через две недели после его посвящения, поразился его преображению. Ангулимала излучал спокойствие и уверенность и такую редкую мягкость, что другие бхикшу нарекли его Ахимсака, что означало “Не причиняющий насилия”. Как оказалось, именно это имя дали ему при рождении. Свасти считал, что это самое подходящее для него имя, так как, кроме самого Будды, ни у кого не было такого доброго взгляда. (Тит Нат Хан. Древний путь. Белые облака. По следам Будды)Жестокость БОГА в Ветх Завете или ошибка пророков?
В Ветхом Завете Божий гнев и возмездие, изливающееся на язычников и не раскаявшихся грешников, ужасает.
Это никак не соответствует пониманию БОГА в Новом Завете, как милосердного, полного любви и благодати к людям. В Новом Завете прямо говорится — БОГ есть Любовь. Но также неоспоримо утверждение, что БОГ ВЗ и БОГ НЗ – Единый БОГ.
Может быть, ошиблись Пророки ВЗ, и в результате вольно или невольно исказился Образ БОЖИЙ? Тогда почему БОГ это попустил? Какое вообще имеет значение в Библии человеческий фактор? А может быть мы неправильно всё понимаем? И спотыкаемся «о букву» там, где нужно видеть символическое, духовное описание?
Итак:
1. Почему такая невероятная «жестокость» БОГА в ВЗ? В чём причина?
С одной стороны, ХРИСТОС учит всех быть в любви и милосердии подобными БОГУ: » А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, • да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных». (Мф.5,44-45)
То есть, из НЗ следует, что БОГ есть Всеобъемлющая Любовь, Абсолютное Благо, а также то, что Любовь и Благодать ОН даёт всем и каждому в избытке, праведным и неправедным, что все помыслы и действия БОГА направлены на спасение каждого человека, кем бы и каким бы он ни был.
С другой стороны, тут же в ВЗ слова БОГА о ненависти к грешникам, о его гневе, о требовании жестоко истреблять богоотступников, язычников и даже целые народы? Кажется, это несовместимо! И действительно несовместимо. То есть, буквальное прочтение ВЗ искажает Образ БОГА? Да, именно так.
БОГУ в Библии приписываются отрицательные человеческие качества, мысли, чувства, слова, хотя к НЕМУ не применимы даже положительные человеческие качества, ибо БОГ по своей Абсолютной Благости и Любви неизмеримо выше самого лучшего и высокого, что может быть в человеке.
«По мнению Преподобного Исаака Сирина, не следует понимать буквально те библейские тексты, где речь идёт о ярости БОГА, о ЕГО гневе, ненависти или ревности. Всё это – «немощные» имена, не соответствующие Величию и Благости СОЗДАТЕЛЯ. Если в Писании встречаются подобные антропоморфические термины, то они употребляются в переносном смысле, ибо БОГ никогда ничего не делает чего-либо из гнева, ненависти или ревности: всё это чуждо БОГУ». (Митрополит Иларион. Православие.)
Но почему же присутствует искажение Образа БОЖИЯ в Библии? Почему БОГ допустил это?
2. Не секрет, что Библию писали конкретные люди. Библия это – БОГОчеловеческий организм, Богодухновенное Писание о Мире, людях, их взаимоотношениях и общении с БОГОМ. Библия «продиктована» Святым Духом, но записана людьми.
1) Что в ней от людей? Не много, и нет ничего существенного и значительного, что искажало бы суть Слова БОЖИЯ. Тем ни менее, Иисус ХРИСТОС указывает, что Моисей написал «разводную» заповедь для иудеев, по их немощи. «Они (фарисеи) сказали: Моисей позволил писать разводное письмо и разводиться.• Иисус сказал им в ответ: по жестокосердию вашему он написал вам сию заповедь…. что Бог сочетал, того человек да не разлучает.» (Мк 10:4-9).
И БОГ попустил это, хотя мог запретить, как это случилось с Праведным Симеоном, который переводил книгу пророка Исаии. Прочтя в подлиннике слова «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына» (Ис.7:14), он решил, что слово «Дева» здесь употреблено ошибочно, вместо слова «Жена», и хотел исправить текст. В этот момент ему явился Ангел и удержал его руку.
Также известно из Писания, что люди не всегда правильно понимали и объясняли знаки и Слова БОЖИИ.
2) Кроме того древние люди жили всегда в страхе перед всемогущими и непонятными Высшими Силами. Среди язычников, впрочем, как и среди иудеев, всякое стихийное бедствие и несчастье естественно было приписывать гневу «богов» или Бога, и они старались задобрить их, и не делать того, что, по их мнению, вызвало гнев Высших Сил.
Моисей и пророки, писавшие ВЗ, понимали и ощущали БОГА, как сурового судью и мздовоздаятеля, и, невольно присваивали БОГУ, крайне жестокое (но справедливое) отношение к грешникам и идолопоклонникам. Тем самым воспитывали в сородичах Страх БОЖИЙ и влияли на нравственный образ ветхозаветного человека, что способствовало выживанию этой небольшой группы людей, поклонявшихся Истинному БОГУ.
3) В жестокие и грубые времена буквальное понимание суровых слов Библии останавливало «жестоковыйных» диких людей от преступлений и богоотступничества. Ибо в те времена, за полторы тысячи и сотни лет до Рождества ХРИСТОВА, уважение, поклонение и послушание могло быть основано только на страхе наказания, возмездия и смерти, а исполнение необходимых для выживания человечества Заповедей БОЖЬИХ держалось у большинства людей только на страхе БОЖЬЕМ. Впрочем, и в настоящее время есть много людей, которые только из страха наказания ведут себя добропорядочно. Возможно, поэтому было попущено БОГОМ писать о НЁМ как о грозном, нелицеприятном Судье, о Его возмездии и жестоком наказании нераскаянных грешников.
4) Но Пророки и Апостолы, писавшие Библию, хотя и использовали несоответствующие БОГУ имена страстей и действий БОЖЬИХ – «гнев, ненависть, ярость, требование жестоко карать и убивать идолопоклонников», тем ни менее, не исказили истины о том, что грех порождает смерть и нераскаянный грешник достоин смерти. Ибо так устроен Мир. Сама природа и люди извергают из себя нечестивца, как заразную болезнь. А злые силы, которым он, отвергнув БОГА, начинает служить, первыми бросаются на него, муча, убивая и ввергая в бездны ада.
«возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем. (Рим.6:23).
Таков Нравственный Закон Мироздания – зло должно быть истреблено. И оно, как и носители зла(люди) истребляется всеми способами и средствами — природой, человечеством, обстоятельствами жизни и поневоле самими силами зла.
*Не БОГ наказывает нас, но по законам Мироздания,
нарушив Заповедь, тотчас себя ввергаем в наказание.
В этом — символическое значение фразы о БОЖЬЕМ гневе на нечестивцев и нераскаянных грешников.
Люди – носители и источники зла должны об этом помнить и сами бороться со своими грехами и страстями, со своим злом, не ожидая, когда будут уничтожены и извергнуты из жизни Законами Мироздания.
3. Есть и иное объяснение якобы «жестокости», а на самом деле, любви БОГА к нераскаянным грешникам и язычникам ВЗ, которые своей осатаневшей волей и плотью оскверняют грехами и калечат, рождённую для Царства Небесного, свою душу, данную им БОГОМ на «сохранение и возделывание» как Адаму – Рай.
Ради спасения души, БОГ терпеливо пытается вразумить грешника, чтобы он покаянием очистил душу от греха и страстей, но если безбожник ЕГО не хочет слушать, в конце концов, БОГ попускает мучительную смерть беззаконника, а его душа при этом частично очищается от зла через страдания.
К тому же смерть – последнее средство, которое прекращает порчу души грехами и страстями её нечестивым обладателем. (Это не касается смерти самоубийц. Самоубийство – страшный грех, который не может быть вымолен и прощён).
Далее душа, пребывая в муках ада, по молитвам Церкви, Её Святых и по молитвам близких и родных может быть спасена, а тело человека БОГ воскрешает во Втором Пришествии, ибо для НЕГО нет мертвых, а все – живы. Таким образом, человек может быть спасён для Вечной Жизни.
В Ветхом Завете » …говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был. Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших; для чего умирать вам…? (Иез. 33:11).
Использованы фрагменты из «Православие» Митрополита Илариона (Алфеева).