Часть 2 →
1 Января. Поучение о Самуиле 2 Января. Поучение о Давиде 3 Января. Поучение об Илии пророке 4 Января. Поучение об Иове терпеливом 5 Января. Поучение о Данииле пророке 6 Января. Поучение о праведном Иосифе 7 Января. Поучение о рождении Господа, Сына Божия 8 Января. Поучение о Пресвятой Деве Богородице 9 Января. Поучение о Пресвятой Деве Богородице 10 Января. Поучение о Пресвятой Деве Богородице 11 Января. Поучение о Пресвятой Деве Богородице 12 Января. Поучение о Царстве святых 13 Января. Поучение о победе Агнца 14 Января. Поучение о том, как нужно уклоняться от зла и делать добро 15 Января. Поучение о горделивости 16 Января. Поучение о том, как сердцем обретается Царство Божие, а не языком 17 Января. Поучение о гражданах того мира 18 Января. Поучение о немощности нашей без Господа Христа 19 Января. Поучение о таинственной Божественной Троичности 20 Января. Поучение о покорности Богу 21 Января. Поучение о необходимой осторожности тех, кто думает, что он в безопасности 22 Января. Поучение о заботе о спасении наших ближних 23 Января. Поучение о довольствовании тем, что нам нужнее всего 24 Января. Поучение о постепенности в духовном развитии 25 Января. Поучение о том, что Богу милее всего человек, а человеку – Бог 26 Января. Поучение о Царстве Божием, которое внутри 27 Января. Поучение о видении невидимого мира 28 Января. Поучение о мере победоносной 29 Января. Поучение о том, что мы все свободны лишь как рабы Христовы 30 Января. Поучение о двух различных мудростях 31 Января. Поучение об опасности 1 Февраля. Поучение о победе мира 1 Февраля. Поучение о единственном свете во тьме 3 Февраля. Поучение о постижении через исполнение 4 Февраля. Поучение о Божием всезнании и промышлении 5 Февраля. Поучение об Ангельском состоянии святых 6 Февраля. Поучение о самом прозорливом Пророке 7 Февраля. Поучение о том, Кто есть Христос 8 Февраля. Поучение о недоумении грехом пораженных 9 Февраля. Поучение о недоумении маловерных 10 Февраля. Поучение о Человеке, Которого никто не знает 11 Февраля. Поучение о совершенстве через исполнение воли Божией 12 Февраля. Поучение о том, что люди должны быть как дети, чтобы быть сынами Божиими 13 Февраля. Поучение против половинчатости и об исполнении всего закона Божьего 14 Февраля. Поучение о слове Божием, которое, как огонь, очищает 15 Февраля. Поучение о руководстве Духа Божьего 16 Февраля. Поучение о Духе Божием, Который говорит через духоносцев 17 Февраля. Поучение о счастье Закхея малорослого 18 Февраля. Поучение о смерти как сне 19 Февраля. Поучение о взаимном знании Отца и Сына 20 Февраля. Поучение о тесногрудых, для которых преступление ближе любви Божией 21 Февраля. Поучение о том, как истинный христианин встречает ненависть мира 22 Февраля. Поучение о слове Божием, которое сильнее смерти 23 Февраля. Поучение о грехе тех, что утверждают, будто видят 24 Февраля. Поучение о суждениях по плоти и по духу 25 Февраля. Поучение о чудесном пришествии сына Божия 26 Февраля. Поучение о любви, которая выше всякой любви 27 Февраля. Поучение об иных ценностях в Царстве Божием 28 Февраля. Поучение о верном народе и неверных старейшинах 29 Февраля. Поучение о страшном камне 1 Марта. Поучение о смерти как сне 2 Марта. Поучение о борьбе немощных со Всемогущим 3 Марта. Поучение об испытании 4 Марта. Поучение о суде и осуждении 5 Марта. Поучение о посте и молитве 6 Марта. Поучение о безумии мудрых более, нежели мир 7 Марта. Поучение о делах Христа 8 Марта. Поучение о покаянии и прощении грехов 9 Марта. Поучение о невозможности тайного 10 Марта. Поучение о милостыне внутренней 11 Марта. Поучение о могуществе Воскресителя тела 12 Марта. Поучение о пище для души 13 Марта. Поучение о живом присутствии Христа 14 Марта. Поучение о знании и исполнении 15 Марта. Поучение об Отце и Сыне 16 Марта. Поучение о любви к ближним 17 Марта. Поучение о нерешительности Пилата 18 Марта. Поучение о хождении с Христом на глубину 19 Марта. Поучение о наследнике и о рабе 20 Марта. Поучение о руке предающего 21 Марта. Поучение о зрении глаз и о зрении духа 22 Марта. Поучение о терпении до конца 23 Марта. Поучение о тайнах открытых 24 Марта. Поучение о втором пришествии Христа 25 Марта. Поучение снова о втором пришествии Христа 26 Марта. Поучение о примирении злых ради зла 27 Марта. Поучение о Христовом пророчестве славы Своей 28 Марта. Поучение о пророчестве в доме опустевшем 29 Марта. Поучение о поношении Христовом как богатстве 30 Марта. Поучение о втором пришествии Господа 31 Марта. Поучение о Царе, Который не защищается воинством 1 Апреля. Поучение о знамении Сына Человеческого 2 Апреля. Поучение о борьбе Агнца со зверями 3 Апреля. Поучение о Первом и Последнем, Живом 4 Апреля. Поучение о величии Христа Победителя 5 Апреля. Поучение о немощности человека пред величием Бога 6 Апреля. Поучение о верности в страдании и венце жизни 7 Апреля. Поучение о всемогуществе слова Божиего 8 Апреля. Поучение о скором пришествии Господа 9 Апреля. Поучение о христианах как царях и священниках 10 Апреля. Поучение об ужасе природы во время смерти Господа 11 Апреля. Поучение о чудесном отворении гробов 12 Апреля. Поучение о познании Сына Божиего среди всеобщего мрака 13 Апреля. Поучение о радости после печали 14 Апреля. Поучение об исполнившемся великом пророчестве 15 Апреля. Поучение о живом Боге и живых детях Его 16 Апреля. Поучение о великом желании Божием 17 Апреля. Поучение о Храме Тела Господня 18 Апреля. Поучение об исполнении пророчества 19 Апреля. Поучение о победе над последним врагом 20 Апреля. Поучение о поисках Живого между мертвыми 21 Апреля. Поучение о воскресении мертвых 22 Апреля. Поучение о необходимости смерти ради многого плода 23 Апреля. Поучение о живой надежде 24 Апреля. Поучение о двух Адамах: смертетворном и животворном 25 Апреля. Поучение о строящемся граде 26 Апреля. Поучение о Господе и Боге нашем 27 Апреля. Поучение о личном опыте всех апостолов 28 Апреля. Поучение о том, что мы должны быть похожими на того, кого любим 29 Апреля. Поучение об отрезвлении от греха 30 Апреля. Поучение об удивительном обещании Христа 1 Мая. Поучение о свидетельстве надежных свидетелей 2 Мая. Поучение об осторожности по отношению ко всему, что не по Христу 3 Мая. Поучение об одном и единственном основании спасения 4 Мая. Поучение о Христе в сердцах верных 5 Мая. Поучение о силе Божией в немощности человеческой 6 Мая. Поучение о пробуждении чистого смысла 7 Мая. Поучение о ничтожности всего по сравнению с Христом 8 Мая. Поучение об апостольском трудолюбии 9 Мая. Поучение о Христе как подтверждении всего добра 10 Мая. Поучение о гонениях на благочестивых 11 Мая. Поучение о поисках лица Господня 12 Мая. Поучение о несравненной любви Христовой 13 Мая. Поучение об освещении Христовом 14 Мая. Поучение о силе слова Господня 15 Мая. Поучение об источнике живой воды и о высохшем водоеме 16 Мая. Поучение о том, как будут восприниматься идолопоклонники 17 Мая. Поучение об идолопоклонничестве как прелюбодеянии 18 Мая. Поучение о божественном браке души человеческой 19 Мая. Поучение о силе, которую Господь дает словам пророческим 20 Мая. Поучение о том, как грехи удаляют добро от людей 21 Мая. Поучение о зле как плоде помыслов человеческих 22 Мая. Поучение о проклятии человека, который надеется на человека 23 Мая. Поучение о том, как праведник терпит поношение за слова Господни 24 Мая. Поучение о неодолимости воли Божией 25 Мая. Поучение о том, как люди в благоденствии не следуют закону Божию 26 Мая. Поучение о том, как Бог использует неверных, чтобы наказать верных 27 Мая. Поучение о Христе как потомке Давидовом 28 Мая. Поучение о предсказанной и сбывшейся гибели идолов египетских 29 Мая. Поучение о явлении пророка Иеремии с того света 30 Мая. Поучение о Духе Святом Утешителе 31 Мая. Поучение о свидетельстве Духа Божия 1 Июня. Поучение о святых Божиих людях 2 Июня. Поучение о духе мира сего и Духе от Бога 3 Июня. Поучение о детях Божиих 4 Июня. Поучение о телах человеческих как храмах 5 Июня. Поучение о том, что не следует оскорблять Духа Божия 6 Июня. Поучение о том, как любовь Божия изливается в сердца человеческие 7 Июня. Поучение о близости Судии 8 Июня. Поучение о благодати Божией 9 Июня. Поучение о благодати Божией, явленной через века 10 Июня. Поучение о силе Таинства брака 11 Июня. Поучение о двоякой тайне брака 12 Июня. Поучение о Таинстве рукоположения 13 Июня. Поучение о Таинстве елеопомазания 14 Июня. Поучение о том, что является началом мудрости 15 Июня. Поучение о том, как мудрость себя везде проявляет 16 Июня. Поучение об упорстве невежд и беспечности глупцов 17 Июня. Поучение о надежде на Господа, а не на свой разум 18 Июня. Поучение об оправданности милостыни 19 Июня. Поучение о сохранении сердца 20 Июня. Поучение о примере муравья 21 Июня. Поучение о Царе царей 22 Июня. Поучение о тех, кто любит смерть 23 Июня. Поучение о том, как грешника постигает то, чего он боится 24 Июня. Поучение о хозяине и рабе 25 Июня. Поучение о дворце и хижине 26 Июня. Поучение о пути жизни и пути смерти 27 Июня. Поучение о смирении как предшествии славы 28 Июня. Поучение о нищем и его Творце 29 Июня. Поучение о том, как жизнь и смерть зависят от языка 30 Июня. Поучение о погибели лжесвидетелей
Содержание
- Святитель Николай Сербский: афоризмы
- Святитель Николай Сербский: Изречения
- СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ СЕРБСКИЙ
- Детские и юношеские годы
- Рука Бога или рождение монаха
- Рождение миссионера и писательский путь
- Начало епископского пути
- Последние года жизни
- Память потомков
- Пасхальные стихотворения
- Святитель Николай Сербский. О Божественной любви
Святитель Николай Сербский: афоризмы
В этой рубрике мы публикуем афоризмы известных людей, которые внесли уникальный вклад в мировую культуру — о христианстве, истории, любви, свободе, труде, вере, культуре и о многом другом. Продолжает проект “Мысли великих” изречения святителя Николая Сербского – одного из самых известных святых ХХ века.
Биография святителя Николая Сербского
Святитель Николай (серб. Епископ Николај, в миру Никола Велимирович, серб. Никола Велимировић; 23 декабря 1880 — 18 марта 1956) — епископ Сербской православной церкви, епископ Охридский и Жичский.
Родился святитель Николай 5 января (23 декабря по старому стилю) 1881 года в селе Лелич, недалеко от сербского городка Валево. Окончил местную богословскую школу, затем в 1904 году продолжил учиться в Швейцарии, где защитил докторскую диссертацию.
В 1909 году принял монашеский постриг в монастыре Раковица недалеко от Белграда. Преподавал в Белградской Духовной Академии. Читал лекции в Америке и Англии во время Первой Мировой войны.
В 1919 году был поставлен во епископа Жичского, а через год принял Охридскую епархию, где служил до 1934 года, когда ему вновь удалось вернуться в Жичу.
В начале Второй мировой войны пребывал в заключении в монастыре Раковица, затем в Войлицу, наконец оказался в концлагере Дахау. После освобождения перебрался в Америку, где занимался богословием и просветительством.
Скончался он 18 марта 1956 года в Пенсильвании.
В 2003 году на Архиерейском соборе Сербской Православной Церкви причислен к лику святых.
Святитель Николай Сербский: Изречения
Бог и вера:
От Бога нас отделяет ложь, и только ложь… Ложные мысли, ложные слова, ложные чувства, ложные желания – вот совокупность лжи, ведущая нас к небытию, иллюзиям и отречению от Бога
По мере нравственного очищения человека истины веры открываются ему всё яснее.
Солнце отражается в чистых водах, а небо – в чистом сердце.
Люди не верят вере, проповедуемой маловерными.
Вера Христова — опыт, навык, а не теория и не людское мудрование.
Ту пустоту, которая остается в душе, когда в ней нет Бога, и весь мир не может заполнить.
…не спеши казнить безбожника: он нашел своего палача в самом себе; самого беспощадного, какой только может быть в этом мире.
Из всех благ на земле люди больше всего любят жизнь. Любят они ее даже больше истины, хотя без истины и нет жизни. Следовательно, жизнь – это высшее благо, а истина – основание жизни.
Смерть не естественна, а противоестественна.
И смерть идет не от природы, а против природы…
Протест природы против смерти превозмогает все надуманные оправдания смерти.
Даже наихудший человек трижды в жизни вспоминает о Боге: когда видит праведника, страдающего по его вине, когда он сам терпит скорби по чужой вине и когда наступает для него час смерти.
Истина открывается любви
Искать истину – значит искать предмет любви. Искать же истину, чтобы сделать ее орудием, – значит искать истину ради прелюбодейства. Тем, кто ищет ее ради этого, истина бросает кость, но сама бежит от него за тридевять земель.
Откроет ли человек глаза и обратит взор на себя — увидит Бога, закроет ли их и всмотрится в себя — опять увидит Бога: и тело его, и дух носят в себе и являют собой два пути богопознания.
День и ночь
Если ткать днем, а ночью распускать, никогда не соткать.
Если строить днем, а ночью разрушать, никогда не построить.
Если молиться Богу, а делать пред Ним злое, никогда ни соткать, ни построить дом своей души.
Добро и зло:
Только сильный решается делать добро.
Испокон веков волки задирали овец, но никогда еще ни одна овца не задрала волка, однако же в мире всегда больше овец, чем волков.
Когда зло выбросит и последнюю карту, добро будет еще одну держать в руках.
Все зло, которое люди творят под Небом – это исповедь немощи и бессилия.
Господь ищет созидателей, а не разрушителей. Ибо созидающий добро — тем самым разрушает зло. А тот, кто пустится разрушать зло — быстро забудет о созидании добра и превратится в злодея.
Без стойкости в добре никто не может почувствовать подлинного удовлетворения жизнью. Ведь на пути к добру сначала вкушаешь горькое и лишь потом сладкое.
Если безбожник бросает тебе вызов, или поносят тебя безумцы, или гонят озлобленные люди – считай всё это делом дьявола, ибо человек по природе набожен, умен и добр.
Именно дьявол вызывает тебя на долгие споры и бесплодные разговоры. Сделай благое дело во имя Христово – и дьявол убежит от тебя. Тогда ты будешь иметь дело с настоящими людьми: благочестивыми, умными, добрыми.
Никто под солнцем не велик, кроме того, что верит в окончательную победу добра. Впрочем, без такой веры никто со всей серьезностью не верит и в Бога. Эти две веры соотносятся так же, как солнечный свет и солнце.
Там, где есть мужество, зло – покорный подданный; там, где его нет, зло – суверен.
Зло мы навлекаем на себя с помощью такого же зла, живущего в нас самих.
Грех:
В человеке только грех — подлинное зло, а вне греха зла не существует.
Следует опасаться не столько самого греха, сколько его власти над человеком.
Человеку трудно не грешить, но он должен прилагать всё старание к тому, чтобы избежать пленения грехом.
Над грехом способен возвысится только тот, кто стоит выше смерти.
Но чем больше кто-то боится смерти, тем меньше он боится греха.
…какой ужас, если твой день – то, что внешнее, твоя ночь – то, что внутри!
Желание — семя греха.
Сомнение и отчаяние суть два червя, развивающиеся из личинок греха.
Против трех нездоровых состояний души святой апостол выставляет три ее здоровых качества: против гордости — смирение, против гневливости — кротость, против малодушия — долготерпение.
Ненавидь зло, а не человека, делающего злое, потому что он болен. Если можешь, лечи этого больного, а не убивай его своим презрением.
Грешник легче понимает, терпит и переносит грешника, чем праведника.
Вражда и обида:
Человек ненавидит того, против кого согрешает. Когда человек догадается, что такой-то знает о его тайном грехе, то его поначалу охватывает страх перед этим сокровенным свидетелем. Страх быстро переходит в ненависть, а ненависть совсем ослепляет.
Никто так не боится мук, как мучающий других.
Слабость:
Преступление всегда слабость. Преступник – трус, а не герой. Потому всегда смотри на своего обидчика как на более слабого; как не станешь мстить малому ребенку, так же не мсти никому ни за какую обиду. Ибо она рождается не от зла, но от слабости. Так ты сохранишь свою силу и будешь подобен спокойному морю, которое никогда не выйдет из берегов, чтобы утопить безрассудного, бросающего в него камень.
Гордыня и смирение:
Гордость — поистине дочь глупости…
Гордость сродни надувшемуся пузырю, лопающемуся от слабейшего прикосновения иглы. Малейший укол судьбы превращает ее в отчаяние.
Грустно это — не сметь посмотреть в зеркало, но опасно не отводить от него глаз.
Зависть:
Первым грехом, проявившемся в мире духов, была зависть.
Зависть никогда не выступает под своим подлинным именем.
Богатство:
Богатство — благо, когда его можно обратить в доброе дело.
Богатство — зло, когда, вместо того чтобы наделить человека свободой, оно ставит своего собственника себе в услужение.
Те, кто не умел делиться богатством, пока им обладал, должен будет научиться просить, когда оно будет у него отнято.
Эгоизм и альтруизм, любовь и милосердие:
Научившийся быть благодарным научится быть и милостивым. А милостивый человек свободнее шагает по этому миру.
Живя ради других, мы не отказываемся от своей собственной жизни, а, наоборот, расширяем ее границы.
Героизм и эгоизм:
Не верь теориям и разговорам о законе эгоизма. Его не существует. Господь правит миром, а люди – род Божий.
Человек, прыгнувший в поток, чтобы спасти тонущего, в один миг уничтожает все эти теории и пресекает такие разговоры.
Когда угасает любовь, люди ищут справедливости.
Мир:
Люди, не видящие мир в себе, не увидят свое место в мире.
Мы не просто очевидцы этой жизни, мы все ее участники. А потому, что бы ни случилось в мире – это происходит и со мной.
Мала эта земля, но будьте вы великими, чтобы своим ростом восполнить ее незначительность.
Человек:
Невежды утверждают, что ноги носят голову, тогда как знатокам известно обратное: именно голова носит ноги.
Добрая воля в человеке — это сила созидающая, стихословящая и поющая.
Имеющий великое имеет и малое.
Никто не велик, если не держится кого-то величайшего.
Глазами каждого человека на тебя взирают миллионы его предков. — Смотри и виждь!
Они говорят и его устами. — Прислушайся!
Каждый дух раскрывает себя в своем творении, и каждая тварь выражает себя через присущее ей действие.
Ни офицерский мундир не сделает вас храбрым, ни священническая ряса – милосердным, ни судейская тога – справедливым, ни министерское кресло – сильным, если ваша душа не изобилует ни мужеством, ни состраданием, ни праведностью, ни крепостью.
Первый голод человека — алкание истины.
Второй голод нашей души — алкание правды.
Третий ее голод — алкание чистоты.
Страх перед самим собой
Кто никогда не испугался самого себя, тот не знает страха. Ибо все чудовища внешние, которых человек страшится, находятся внутри него самого, причем в неразбавленной эссенции.
Женщина:
Если высказать всю истину, то мы должны будем признать, что всё зло в мир сей вошло через жену, но от Жены пришло и спасение мира.
Брак:
Бог благословил брак сначала в раю, а затем в Кане . В браке две плоти становятся плотью единой, два храма Духа Святого обретают единый кров.
Воспитание:
Чем дольше мать лелеет и качает свое дитя на руках, тем позже оно начинает ходить.
Вы громко и злобно кричите, что нужно выбросить преподавание веры из школы. Пусть-де молодежи вдоволь рассказывают о кровавом Нероне и изувере Калигуле, только чтобы не упоминали о спасительном имени Иисуса Христа.
Жизнь:
Дни поражений тяжелее забыть, чем дни побед.
Христианство:
Главных евангельских идеи — три: идея братства, идея свободы и идея любви. Как три шелковых нити, проходят они через все четыре Евангелия.
Когда в душах людей угасают лампады и свечи, фимиам превращается в удушающий дым, а сердце, сделавшись холодным и твердым, как камень, перестаёт быть алтарем любви, – тогда и стены храма уже не радуют Бога.
Государство:
Власть — это великое искушение, и мало тех, кто способен ему противостоять.
Не бывает ни деспотов без людей трусливых, ни героев без милости.
Закон — паяц силы.
Борьба за власть и право — болезненное явление в человеческой истории.
СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ СЕРБСКИЙ
- Главная
- Разделы журнала
- Персоны
- СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ СЕРБСКИЙ
— 14.03.2016
— 14.03.2016
СВЯТИТЕЛЬ НИКОЛАЙ СЕРБСКИЙ
«Тринадцатый апостол, пятый евангелист,
величайший серб после святого Саввы»
Преподобный Иустин (Попович)
Никола Велемирович родился 4 января 1881 года в селе Лелич в многодетной крестьянской семье. С малых лет вместе с родителями посещал монастырь Челие, где позже учился в школе. Закончив шесть классов гимназии в соседнем городе Валево, собирался поступать в Военную Академию, но не прошёл медкомиссию. Поступает в Белградскую Духовную Семинарию, где на него сразу же обратили внимание, как на одаренного ученика. По окончании семинарии в числе лучших студентов был назначен сельским учителем. После первых успешных публикаций получил стипендию и продолжил обучение в Германии, затем в Швейцарии, на Бернском старокатолическом факультете, и в Англии, где заканчивает философский факультет в Оксфорде. Изучил несколько иностранных языков и защитил две докторские диссертации, став доктором богословия и философии.
По возвращении на родину начинает преподавать в семинарии, получив место младшего преподавателя в Белграде. Стараниями завистников и недоброжелателей все европейские дипломы блестящего ученого, свободно владеющего немецким, французским и английским языками, были объявлены недействительными по причине отсутствия аттестата об окончании старших классов гимназии. Выпускник Оксфорда был вынужден сдавать экзамены за седьмой и восьмой классы.
Внезапно тяжело заболевает дизентерией, врачи утверждают, что только Бог может спасти больного, но сам доктор Велемирович оставался спокоен: «Если мое служение Богу угодно, Он спасёт меня». Никола решает посвятить свою жизнь Богу, Сербской Церкви и своему народу. После исцеления от долгой и тяжелой болезни сразу из больницы направляется в митрополию, получив благословение митрополита Дмитрия, поступает в монастырь Раковица недалеко от Белграда, где после нескольких месяцев послушаний принимает монашеский постриг с именем Николай, 19 декабря 1909 года рукоположен в иеродиакона, на следующий день в иеромонаха.
В 1910 году Николай приезжает учиться в Россию, в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. При приеме в Академию он не упомянул своих научных степеней и законченных им факультетов. Скромный студент регулярно посещал лекции и оставался незаметным для товарищей, пока не поразил своими знаниями и проповедническим даром студентов и преподавателей во время одной из публичных дискуссий. Стараниями питерского митрополита Антония, пораженного талантом сербского студента, получил стипендию на поездку по стране. Совершает паломничество по русским святыням. За год, проведенный здесь, будущий подвижник ближе знакомится с русской церковной и богословской традицией, узнает душевное устроение русских людей и проникается сердечной любовью к России. Позже, будучи епископом, он первым в мире заговорит о необходимости почитания памяти царя Николая II и положит начало прославления Царской Семьи.
К началу Первой мировой войны отец Николай был хорошо известным духовным автором и проповедником. Правительство Сербии отправляет его в Англию и Америку. На протяжении четырёх лет он выступает в церквях, университетах, колледжах, отелях, в самых различных собраниях, рассказывая о порабощённой Сербии, трагедии и страданиях сербского народа, непокорённой армии и Ледяной Голгофе, развенчивая мифы австрийской пропаганды, объединяя вокруг сербского вопроса большое количество людей. За эти годы им написано 14 книг, благодаря его выступлениям и книгам многие добровольцы отправились на Солунский фронт, на Корфу, где находилась отступившая сербская армия, появились несколько английских госпиталей, спасавших раненых и тяжелобольных сербов. Один из командующих английскими войсками назовет отца Николая «третьей армией» сражающейся Сербии.
После войны иеромонах Николай был рукоположен во епископа Жичьского, но вскоре в 1920 году был переведен на Охридского кафедру в Македонии. В древнем Охриде, колыбели славянской культуры и письменности на Балканах, на берегах одного из красивейших в мире озёр, он пишет ряд удивительных духовных трудов, среди которых «Охридский пролог», сопровождаемый многочисленными стихотворениями, «Молитвы на озере» и дивные россыпи премудрости — «Мысли о добре и зле». Именно в этот период происходит внутреннее духовное перерождение, как утверждает епископ Рашко-Призренский Артемий, «Николай-гений становится Николаем-святителем».
«Он молитвой думает, молитвой философствует. Его устами говорят светоносные души великих православных подвижников. Он молитвенно чувствует Бога, молитвенно чувствует все творение. Он — в молитвенном отношении со всеми, такое возможно только в Православии» — напишет о «Молитвах на озере» преподобный Иустин (Попович).
В 1934 году епископ Николай был переведен в Жичскую епархию, которая переживет при нем настоящее возрождение. Его усилиями восстановлен древний монастырь Жича, который требовал реставрации и обновления, как и многие другие монастыри в центральной Сербии. Немецкая бомбардировка этого монастыря в 1941 году станет тяжелым ударом для владыки, тогда пострадают почти все монастырские строения, включая епископскую резиденцию.
Несколько лет назад, при реставрации после землетрясения 2010 года, в церкви Святого Саввы, построенной по распоряжению владыки Николая на территории монастыря Жича, была обнаружена фреска с изображением царя Николая II, написанная в 1937 году, существование которой долгое время хранилось в строгой тайне. В 1945 году службы госбезопасности приказали сокрыть фреску, изображение было покрыто листом плотной синей бумаги. Рядом с последним русским императором изображены преподобный Серафим Саровский и равноапостольный князь Владимир.
Владыкой Николаем восстановлены многие монастыри в Охридской и Жичской епархиях, приведены в порядок и благоустроены кладбища и источники, открыты благотворительные детские дома во многих городах Сербии. При владыке формируется «народное христианское движение», называемого «богомольческим», распространившееся по всей Сербии и обновившего веру в простом народе. Это был период народного религиозного пробуждения и возрождения монашества, как мужского, так и женского. Православная Сербия приняла владыку Николая как своего духовного вождя. Постепенно он становился настоящей совестью своего народа.
Владыка Николай занял непримиримую позицию против соглашения с Ватиканом, принятого правительством Югославии в 1937 году. Конкордат ставил римо-католическую церковь в положение господствующей и доминирующей, предполагал различные привилегии и материальную поддержку, нарушал основу государственного суверенитета. 19 июня был организован Крестный ход в Белграде, переросший в столкновения с жандармерией. 23 июля в день голосования по утверждению конкордата неожиданно скончался патриарх Варнава, выступавший против ратификации договора, его странная болезнь началась в самый разгар борьбы против соглашения и породила слухи о том, что Святейший был отравлен. Все члены правительства православного вероисповедания, проголосовавшие за принятия Конкордата, были отлучены от церковного общения. 9 октября была отклонена ратификация документа в Сенате, спустя месяц было объявлено об аннулировании Конкордата. Победа в этой борьбе и отмена конкордата во многом была заслугой владыки Николая. Папа Пий XI в одной из своих речей произнес: «Наступит день — мне бы не хотелось это говорить, но я глубоко уверен в этом — наступит день, когда многие пожалеют, что не приняли с открытым сердцем и душой такое величайшее благо, как то, которое посланник Иисуса Христа предлагал их стране», спустя несколько лет сотни тысяч сербов примут мученические кончины от рук усташей, вдохновляемых римо-католическим клиром, принимавшем непосредственное участие в чудовищных преступлениях по истреблению сербского народа.
Начало Второй Мировой войны владыка Николай встретил в монастыре Жича. В первые месяцы оккупации был переведен на домашний арест в монастырь Любостыня, где условия заключения были мягкими, он мог принимать посетителей, гулять по монастырскому подворью и служить в храме. Освободившись от административных обязанностей, святитель много писал, возникала постоянная проблема с поиском бумаги. В декабре 1942 года за несколько дней до отъезда владыка стал прощаться со всеми сестрами монастыря, говоря, что покидает их навсегда. Через два дня появились немцы и перевезли его в монастырь Войловица недалеко от Панчево, куда чуть позже был доставлен и патриарх Сербский Гавриил.
По преданию, двигатель машины не мог завестись до тех пор, пока Николай не прочитал «Ныне отпущаеши» и не взмолился:
— Господи! Позволь мне взойти на мою Голгофу.
Тот час же машина завелась, и немцы увезли святителя из Любостыни.
В Войловице был заведен настоящий тюремный режим: приём посетителей и переписка и были запрещены, постоянная стража, закрытые окна и двери, короткие прогулки под присмотром.
Осенью 1944 года епископ Николай и патриарх были переправлены отступавшими немецкими солдатами в концлагерь Дахау, где они оставались до конца войны. После освобождения из немецкого плена, святитель отправляется в Англию, он не мог вернулся на Родину, где к власти пришли коммунисты, записавшие его в ряды народных предателей.
В последние годы своей жизни святитель предвидел падение коммунизма и искусственного югославского образования, знал, что Запад и папство вновь поддержат врагов его народа и православия, говорил, что сербам необходимо думать о том, как защитить себя в этих страшных грядущих событиях.
Покинув Лондон, он отправляется в Америку, где продолжил свою миссионерскую, писательскую, богословскую деятельность, оттуда он направлял в сербские церкви и монастыри скромную материальную помощь.
Сербская диаспора в Америке была разобщена после того, как туда влилась волна послевоенной эмиграции из противоборствующих в гражданской войне армий. Сербы в эмиграции находились в непрестанных междоусобных конфликтах. Непросто сложились отношения владыки Николая с епископом американо-канадским Дионисием, который отличался немилосердным отношением к старцу. Церковная власть оставила своего иерарха, известного всей Православной Церкви, без элементарной заботы и внимания. Спокойствие и умиротворение святитель смог обрести, только перебравшись к русским эмигрантам. Его последние дни протекли в русском монастыре Святителя Тихона Задонского в штате Пенсильвания, где он преподавал догматическое и пастырское богословие в семинарии, а с осени 1955 года был избран ректором.
Житие святителя говорит о том, что он мирно отошёл ко Господу рано утром в воскресенье 18 марта 1956 года, был найден в своей келье коленопреклоненным в молитве перед совершением литургии. За день до своей кончины он отслужил Божественную литургию и причастился. Его тело было перенесено в монастырь святого Саввы в Либертвилле и похоронено 27 марта 1956 года около алтаря храма. В Сербии о кончине святителя возвестили колокола многих храмов и монастырей.
Существует версия, что владыка был отравлен, его келья разгромлена, а завещание пропало, его желание быть похороненным в русском монастыре «рядом с теми, с кем жил и Богу молился», не было исполнено. Об этом подробно рассказывается в воспоминаниях «Мои встречи и жизнь с владыкой Николаем» профессора Свято-Тихоновской семинарии Владимира Маевского, который был другом владыки, и был близок с ним в последние годы жизни. Также о жизни владыки в Америке и его кончине можно судить по книге отца Драголюба Цокича «Владыка Николай — мои размышления и воспоминания», которой был очевидцем тех событий, ему владыка говорил что будет покоиться в родных краях «там где начал, там и завершу».
В журнале «Србобран» будут опубликованы слова воеводы Момчило Джуича:
«…Ты не просто изгнанник вместе с нами, но ты изгнан и нами самими».
Для многих епископ Николай был святым ещё при жизни, ведь вся его жизнь была подобна жизни святых. В 1958 году святитель Сан-Францисский Иоанн (Максимович) назвал его «великим святителем, Златоустом наших дней и вселенским учителем Православия». Преподобный Иустин Попович всегда называл его не иначе как «Святой Владыко Николай» и «Сербский Златоуст».
Прославление святителя Николая как местночтимого святого совершилось в монастыре Лелич 18 марта 1987 года в день его памяти. Архиерейский Собор Сербской Православной Церкви единогласно принял решение о канонизации святителя Николая (Велемировича), епископа Охридского и Жичского 19 мая 2003 года.
Мощи святого владыки Николая были перенесены в Сербию 3 мая 1991 года. Святыню встречал Патриарх Сербский Павел, многочисленное духовенство и народ. Торжественная встреча была устроена в храме святого Саввы в Белграде и в монастыре Жича, откуда мощи были перенесены в родное село Лелич и положены в храме святителя Николая Мирликийского, ктитором которого был сам владыка Николай в конце 20-х годов прошлого столетия.
В Леличе оборудован музей, посвященный жизни святителя в котором хранятся личные вещи и скромные облачения владыки, представлены многочисленные кадры фотохроники.
Дни памяти святителя Николая Сербского: 5 марта/18 марта, 20 апреля/3 мая, 30 августа/12 сентября.
†††††
Подробным и интересным жизнеописанием Владыки Николая является книга Павла Тихомирова «Белые пятна на сербском кресте», опубликованная на страницах Русской народной линии, в которой автору удалось талантливо рассказать о жизни святителя, учитывая особенности эпохи и различных обстоятельств, при которых довелось жить подвижнику, восполнив многочисленные пробелы в существующих текстах жития святителя. Книга дополнена любопытными и поучительными случаями из жизни святого владыки, передаваемыми на его родине из уст в уста, большинство из которых собраны и опубликованы Владимиром Радосавлевичем, перескажем некоторые из них:
†††††
Когда во время одной из лекций, проводимых Велимировичем в Лондоне, был обрублен электрический свет и зал погрузился во тьму, то Николай, после краткой паузы, обратился к собравшимся со следующими словами:
— Братья! Видите, каково в темноте! Вот так сейчас и в Сербии — мрак и тьма!
†††††
В 1921 году, во время своего второго посещения Америки владыка выступил со 140 публичными лекциями и проповедями. Однажды в Чикаго на лекции, посвящённой теме превосходства христианства над прочими религиями, главный чикагский раввин вопросил докладчика:
— Как же так, дорогой владыка, разве Моисеев закон не является основанием вашей веры?
В зале наступила тишина.
— Знаете, в моём селе есть такой обычай: когда рождается солнце, то старые керосиновые лампы прячут в шкаф, — ответил улыбающийся владыка.
После этого охотников спорить больше не находилось.
†††††
Однажды во время поста владыка, служив Литургию, вышел из алтаря и обратился к готовящимся причаститься Святых Таин:
— Пусть достойные Причастия станут справа, а неготовые — слева.
Вскоре почти весь народ — а причастников было несколько сотен — помаленечку собрался на левой стороне. И лишь четверо стояли справа.
— Ну, что же, — произнёс владыка, — сейчас грешники подойдут к чаше с Пречистым Телом и Кровью, а праведники могут не подходить. Они ведь и так уже безгрешны. Зачем же им Причастие?
†††††
Придя в родной дом, владыка застал своего отца Драгомира тяжко расхворавшимся. Николай подошел к постели и, подбадривая больного, вроде бы шутя, обратился к нему:
— Должен немедленно поправиться! Вечером будут гости. Кто их будет принимать?!
Затем владыка прислонился к кровати, а голову опустил на грудь своему отцу и долго-долго молился про себя. Через полчаса Драгомир встал с одра совершенно здоровым.
Позже он признался:
— Впервые в жизни боюсь своего сына.
†††††
Однажды король Александр приехал к владыке в монастырь во время поста. Приехал с телохранителями и поваром. Повар пожарил молочного поросёнка и выставил снедь в трапезной. Гости были приглашены к столу. Когда владыка вошел в трапезную, он молча отворил окно и выбросил поросёнка в озеро. Все сели за стол, как ни в чем не бывало. Король же был в бешенстве.
†††††
Накануне Второй Мировой войны в Жичу приехал молодой король Югославии Петар II, сын убитого усташами в Марселе Александра. При встрече юноша подал святителю руку в перчатке. Зайдя в храм, этот семнадцатилетний юноша ни разу не перекрестился, держа руки за спиной. Пока владыка Николай рассказывал об истории монастыря, юный король рассеянно глядел по сторонам, демонстративно позёвывая.
Спустя 6 лет в Лондоне изгнанный король Петар встретился со владыкой вновь. Когда Николай Велимирович вошёл в комнату, в которой его с нетерпением ожидал Петар Карадьжорджевич, то молодой человек вскочил и прямо повалился на колени, припав святителю к ногам.
— Ах, Ваше высочество, — со слезами промолвил владыка, — поздно целовать ноги. Уже поздно. Да и не к чему. Это раньше нужно было целовать. И не ноги. Если бы вовремя приложились к образам святым, то ныне не пришлось бы прикладываться к сапогам.
†††††
Однажды в камеру к епископу Николаю зашел молодой офицер СС.
— Неужели Вы и вправду веруете в Бога?
— Я этого не говорил, — тихо ответил старец.
— Так я и думал! — радостно воскликнул эсэсовец. — Я счастлив, что вижу перед собой культурного человека! В детстве меня часто водили в кирху. Мои родители — набожные люди и в детстве я тоже верил в Христа. Но когда я выучился в школе, я стал совсем другим!
— Велика разница между твоим и моим неверием в Господа. В зрелом возрасте ты стал атеистом, тогда как я в твои годы ощутил Его всем сердцем и всем своим существом. С тех пор я знаю о том, что Он есть. И верование мне больше не потребно.
Из века в век передается учение о христианской вере великими посланниками Господа, святителями, богословами, которые все реже встречаются в современном мире. Святитель Николай Сербский — епископ Никола, славный сын Православной Церкви Сербии, причисленный к лику святых Сербской и Русской православными церквями.
Обладающий уникальными талантами и Божьими дарами, которые можно сравнить только с помазанием царя и пророка Давида, оставил в наследие будущим поколениям не только духовные книги, молитвенник, но и вдохновляющие беседы для распространения движения богомольцев, молитвенников, ходатаев перед Богом.
Детские и юношеские годы
В конце года, накануне Рождества Христова, 23 декабря в 1880 году в семье Велимировичей Драгомира и Екатерины родился сын, первенец, которого назвали Николой. Вскоре ставшая многодетной, семья жила в горном селении Лелич, расположенном на западе Сербии.
Мать Екатерина, в будущем ставшая монахиней, славилась глубокой верой, которую привила детям. Именно первые молитвы, услышанные от матушки, в концлагере нацистов будет вспоминать святитель. Отличавшийся особой способностью к наукам, Никола начал обучение в школе монастыря Челие.
Святитель Николай Сербский (Велимирович)
Интересный факт, вначале молодой Велимирович мечтал о военной карьере, но по состоянию здоровья его не приняли, и он продолжил образование в духовной семинарии Белграда, затем окончил Бернский старокатолический факультет.
Работая в селе учителем, молодой богослов буквально впитывает в себя живой, народный мир православия, накапливая материалы для своих будущих посланий миру.
1904 год ознаменовался обучением за рубежом, старательному студенту выдают государственную стипендию.
Через 4 года он получает степень доктора богословских наук в Швейцарии, а в 1909 году защищает докторскую диссертацию в Женеве, выйдя оттуда доктором философских наук.
Рука Бога или рождение монаха
Не прошла еще радость от получения званий, как смертельная болезнь накрыла Николу Велимировича. Впоследствии святитель Николай напишет, что это Бог явился ему через болезнь, ибо промучившись 1,5 месяца, богослов обещает Богу стать монахом в случае выздоровления. Чудо не заставило себя долго ждать.
Выздоровевший молодой ученный с мировым именем уходит в монастырь Раковицы, как послушник, а к концу 1909 года он рукополагается в иеромонахи.
Митрополит Сербии, зная все ученые регалии молодого служителя, посылает его в Санкт-петербургскую духовную академию, где тот своим трудолюбием, пытливостью, скромностью завоевал покровительство Митрополита Ладожского Антония, разглядевшего в сербском посланнике будущего православного святителя и подвижника.
Владыка оплачивает иеромонаху Николе путешествие по святым местам России для познания православия.
Интересно! Будущий епископ Сербии влюбляется в Россию, он познает и осознает значение мирового православия, положив начало прославления русского царя Николая Второго.
Рождение миссионера и писательский путь
Переполненный впечатлениями по местам русских святынь, Никола Велимирович начинает миссионерскую деятельность в Сербии, неся в массы учение Христа.
Преподавая в Белградской семинарии, ученый богословия и философии собирает целые залы семинаристов на читаемые ним предметы:
- логика;
- психология;
- философия;
- языки.
На его проповеди собираются Белградские крестьяне и представители интеллигенции, постепенно имя Николая Велимировича знает вся Сербия. Его книги по Нагорной проповеди, о грехе и смерти, «Религия Негоша» приобретают особого признание.
Книга святителя Николая Сербского
Первая проповедь в Боснии, которая на то время была политической ареной, где Австро-венгерская власть приступила к формированию «нового боснийского народа», стала боевым крещением для уже известного миссионера. Никола Велимирович поддержал православных верующих в Сербии, чем вызвал недовольство новой власти, пытающей разобщить народ. Вердикт — запрет на въезд в Боснию.
Начало епископского пути
В самом начале Первой мировой войны полковой священник Велимирович постоянно служит среди солдат, укрепляя их веру и оказывая помощь раненным. Ученость Николы была известна и в правительстве Сербии. Премьер-министром страны было принято решение отправить полкового священника, как дипломата, в Европу и Америку, чтобы весь мир узнал о бедственном положении сербов.
В 1915 году он отправляется за границу, развеивая там миф о диких сербах, собирает гуманитарную помощь и читает проповеди, лекции.
В 1920 году епископ Сербский несет служение в Охриде, старейшем культурном центре славян, его постоянно видят в разных уголках Македонии, где владыка старается помочь в восстановлении приходов, разрушенных кладбищ, благотворительная деятельность также занимает много времени.
Видя любовь и доверие к священнику, как к духовному лидеру, у владыки появляются враги. Епископ Орхиды несет Божье Слово и делится уникальными открытиями в посланиях:
- «Слова о Всечеловеке»:
- «Мысли о добре и зле»;
- «Омилии»;
- «Молитвы на озере»;
- «Охридский пролог».
Изданные в 1937 году «Миссионерские Письма» святого Николы буквально взорвали христианский мир, святителю писали из разных уголков страны, и для всех нашелся ответ.
Терпящих горе, он утешал, маловеров укреплял в вере, для всех нашлось слово ободрения. Слова святителя Николая Сербского разбирали на фразы, ими укреплялись, в них черпали мудрость.
Юродивый и основатель Богомольческого движения
Понимая, что сербы долгое время находились под турецким гнетом и его религией, Святитель всеми силами старался вернуть народ в православное русло. Порой для привлечения внимания населения св. Никола представлял собой юродивого, разъезжая по городу с босыми ногами, сидя на ишаке головой к хвосту.
Икона святителя Николая Сербского
Многие жители узнавали в юродивом священника. Движимые любопытством люди приходили в храм и попадали на захватывающую души проповедь об искренней любви к Господу. Шло время, сербская православная паства ощущала голод по христианскому движению, постепенно появились группы верующих, вместе посещающих храмы или поющих псалмы в хатах.
Владыка Николай Велимирович сам писал песни, в которых доступными словами была раскрыта вся глубина догм православия. Так родилось Богомольческое движение.
Годы борьбы и испытаний
Искусственно созданная Югославия в 1918 году стала объектом молитв и увещеваний святителя, который предвидел будущие беды. С приходом 1937 года сербские власти мечтают о соглашении с католиками и Папой Римским. Противостояние Православной Церкви католикам вызвало агрессию среди последних. Патриарх Варнава убит, начались репрессии среди православных верующих, но конкордат был отозван, за это решение сербский народ понесет жестокое наказание в годы Второй мировой войны.
Важно! В 1934 епископ Николай возглавил Жичскую кафедру, им приложены все силы для спасения старейшей православной обители «Жича», открываются приюты для детей, Владыка сам пишет для них веселые стихи.
Гитлер умело манипулирует ненавистью католиков к православным сербам. Хорватские усташи строили лагеря смерти страшнее нацистских. Лагерь «Ясеновац» «прославился» тем, что в нем усташи устраивали соревнования на время, кто и сколько убьет сербов и евреев.
С Жичской кафедры неслись гневливые обвинения в сторону католиков и постоянно совершались службы за невинноубиенных. В то время владыка провозгласил с кафедры, что Рим — кровный враг православных славян. Вопреки ему, впоследствии Рим и Папа Римский в лице Иоанна Павла Второго венгерских усташей назовут носителями любви Христа за чистоту католической веры.
В 1941 году святой Николай Сербский, имея возможность эмигрировать, сам приходит к немцам и добровольно сдается в плен, чтобы быть среди арестованных его чад. Проведя войну в лагерях, Николай Сербский записывал мысли, работал, так родилась книга «Земля недостижимая», в которой дан анализ схожести действий исламистов и фашистов.
1944 год, Владыка Николай и Патриарх Гавриил — узники концлагеря «Дахау», освобождение в 1945 году американцами не приносит желанной свободы. Пришедший к власти Тито устраивает прокоммунистический режим, при котором были гонения на верующих и жестокие репрессии. Для поборника Православия путь в родные края закрыт, коммунистические власти устраивают на него травлю народа, обвиняя священника в пособничестве фашистам, его книги и проповеди находятся под запретом.
Последние года жизни
После освобождения с концлагеря Никола Велимирович остается жить в Америке, где пишет свои послания:
- «Единый Человеколюбец»;
- «Жатвы Господние»;
- «Первый закон Божий и Райская пирамида» и другие творения.
Проповеди в храмах, лекции в духовных семинариях и академиях наполняют жизнь святителя, помогая унять тоску по родине, он потихоньку угасал.
Святитель Николай, епископ Охридский и Жичский
Пенсильванский русский монастырь Саут-Канаан весной 1956 года стал его местом погребения. Только через 45 лет, в 1991 году мощи святого владыки Сербского перевезли в Сербию, они хранятся в церкви Николая Угодника, расположенной в родном селении Велимировичей Лелич.
Память потомков
Николай Сербский, цитаты которого актуальны и для современного христианства, был канонизирован Сербской церковью 19 мая 2003 года. В том же году Русская православная церковь включила имя святого в свои молитвенные списки.
Православные Сербии и России дважды в год воздают дань памяти святому Николаю Сербскому:
- 18 мая на богослужениях вспоминают о кончине владыки;
- 24 мая воздается хвала Всевышнему за перенесение мощей в родное село.
Шабацкая обитель увековечила память о святом, дав его имя монастырю.
На заметку! Больше узнать о жизни народного духовного вождя может каждый прихожанин и паломник, посетив музей «Дом владыки Николая».
Во всех святых местах, храмах и монастырях, маленьких церквях и огромных соборах и поныне звучат слова хвалы православной вере, и мало кто знает, что написаны они верным сыном Божьим, епископом Сербским, Велимировичем.
В великих творениях святого раскрывается основная тайна православия — служение Всевышнему Богу, Отцу, Сыну и Святому Духу.
Документальный фильм о жизни святителя Николая Сербского
Жизнеописание святителя Николая Сербского
Тропарь святителю Николаю Сербскому
Проповеди О нашем церковном проповедничестве Новые темы проповедей Первая проповедь Вторая проповедь Третья проповедь Видение невидимого Что Господь Иисус Христос писал перстом на песке? Принцип восточной православной Церкви На освящение церкви в селе Врдилы Бог явился, братья! На Богоявление О Преображении Господнем Христос умер за нас Притча о блудном сыне Лепта на Божий храм О Святой Троице Дивное творение Духа Святого О сроднике Христовом В день Святых Апостолов Крест и светлые символы нашей веры Оружие против страха О Святых Ангелах Божиих Вера, благочестие и патриотизм О человеческих судьбах Успение Богородицы Поздравление братствам с праздником Покрова Пресвятой Богородицы Золотая кадильница В день Святого угодника и чудотворца Святителя Николая Не бойся, токмо веруй! Слово о благословенном царстве О нейтралах «Помоги, Боже, всем, помоги и нам» Добрый или Великий О задубшинах О любви к Богу О трех крестах Крестное поле Ношение креста Ценность человеческой души Кто постыдится Христа О кладбище Хранилища, усыпальницы, опочивальни Тесно ли на кладбище Проклятие и благословение Молельная на кладбище Смысл против бессмыслицы Голод Нравственные проблемы Об уважении к священнику Духовный строитель Признаки отсутствия страха Божия Исповедование чужих грехов Молитва во всем помогает Не будь хуже осы Кумовство Высокая честь Притча старца Дидима царевичу Катаяме Рассказ об эгоисте Вспомни, серб Народная мудрость сербов Конь и осел История вторая Участь мучителей христиан
«Творите дела правды» – поучал святитель Николай (Велимирович). В данной книге представлены избранные проповеди Владыки, полные любви и заботы о ближнем. Его наставления являют собой врачующую «живую воду» для больной и скорбящей души и помогают человеку открыть свое сердце для Милосердного Бога.
Жизнеописание святителя Николая Сербского
(Память 5/18 марта, 20 апреля/3 мая)
Все, что им написано – Небесное сокровище.
Все, что им написано – нетленное, Небесное, вечное золото.
Прп. Иустин Попович
Владыка Николай (Велимирович) – Николай Сербский, епископ Охридский и Жичский, богослов, философ, почетный доктор нескольких мировых университетов, – самая крупная фигура в сербской духовной литературе XX столетия. Да и не только двадцатого. Со времен святого Саввы не было в сербском народе столь вдохновенного и глубокого проповедника и духовного автора. Литературное наследие владыки Николая насчитывает 15 объемистых томов, содержащих самые разнообразные по жанру произведения, среди которых – жемчужины мировой православной книжности.
Никола Велимирович родился 23 декабря 1880 года и был одним из девяти детей в семье сербского крестьянина из маленького горного села Делич. Его отец, Драгомир, славился среди односельчан грамотностью; любовь к письму он привил и сыну. Мать Николы, Катерина (впоследствии монахиня Екатерина), с малолетства водила сына в ближний монастырь Челие (Келии) на службы, к Причастию. Когда мальчик подрос, родители отдали его в школу при этом монастыре, по окончании которой отец послал сына в гимназию в г. Валево в Центральной Сербии. После гимназии юноша поступил в Белградскую богословию (то есть семинарию), где на него сразу же обратили внимание как на одаренного ученика. По окончании семинарии Никола был назначен сельским учителем. Одновременно он помогал местному священнику, обходя с ним окрестные села. К этому периоду относятся и первые публикации юного автора в «Христианском вестнике» и других церковных и светских изданиях. Вскоре он получил от министра Просвещения стипендию для продолжения учебы на Бернском старокатолическом факультете. Там Никола хорошо изучил немецкий язык и усердно занимался, слушая лекции по богословию и философии, помимо своего, еще на нескольких факультетах в Швейцарии и Германии. Тема его доктората – «Вера в Воскресение Христово как основная догма Апостольской Церкви».
Окончив Бернский факультет, он поехал в Англию и, быстро овладев английским языком, закончил философский факультет в Оксфорде. Свой второй докторат – «Философия Беркли» – он защищал уже во Франции на французском языке.
Вернувшись в Белград и начав преподавать иностранные языки в Белградской семинарии, Никола внезапно тяжело заболел. В больнице он дал обет, если выздоровеет, целиком посвятить себя служению Богу, Сербской Церкви и своему народу. После чудесного исцеления Никола немедленно отправился в монастырь Раковица близ Белграда, где принял монашеский постриг с именем Николай.
В 1910 году иеромонах Николай поехал учиться в Россию, в Санкт-Петербургскую Духовную академию. При приеме в академию он даже не упомянул законченные им западноевропейские факультеты, а поступил просто как вчерашний семинарист. Скромный студент регулярно посещал лекции и оставался незаметным для товарищей до одного академического духовно-литературного вечера, когда буквально поразил своими знаниями и проповедническим даром и студентов, и преподавателей, и в особенности Петербургского митрополита Антония (Вадковского), который выхлопотал для него у Российского Правительства бесплатное путешествие по всей России. Это паломничество по русским святыням глубоко вдохновило отца Николая и многое открыло ему. С тех пор ни одна страна мира не вспоминалась им с такой теплотой и сердечной любовью, как Россия.
Началась Первая мировая война, и Сербское правительство направило отца Николая, к тому времени уже известного духовного автора и проповедника, в Англию и Америку разъяснять общественности этих стран, за что воюет Православная Сербия. Целых четыре года, с 1915 по 1919, отец Николай выступал в церквах, университетах, колледжах, в самых различных залах и собраниях, рассказывая, почему расчлененный врагами на несколько частей сербский народ столь решительно бьется за единство своей некогда великой родины. Командующий английскими войсками впоследствии заявил, что «отец Николай был третьей армией», воевавшей за Сербскую и Юго-славянскую идею.
Примечательно, что, прекрасно зная современную ему европейскую философию и науку, владыка Николай уже в начале 1920-ых годов пророчески предсказал вторую мировую войну и в деталях описал оружие и методы, которые будут в ней применяться «цивилизованной Европой». Причиной войны он полагал удаление европейского человека от Бога. «Белой чумой» окрестил владыка современную ему безбожную культуру… В 1920 году иеромонах Николай был рукоположен во епископа Охридского. В Охриде, древнем граде Македонии, расположенном близ Охридского озера, одного из красивейших в мире, им был создан целый цикл литературных произведений: «Молитвы на озере», «Слова о Всечеловеке», «Охридский пролог», «Омилии» и другие.
Владыка ежедневно разъезжал по епархии, проповедовал и поучал народ, восстанавливал разрушенные войной церкви и монастыри, основывал дома для сирот. Предзрев опасность сектантской пропаганды, уже тогда набиравшей силу, владыка организовал Православное народное движение (также называемое «богомольческим»), которое составили люди, откликнувшиеся на зов своего владыки и готовые ежедневно и твердо исповедовать своей благочестивой жизнью Христа Господа.
Православное народное движение, распространившееся усердием владыки Николая по всей Сербии, можно назвать народным религиозным пробуждением, обусловившим возрождение монашества, обновившим веру в простом, зачастую неграмотном народе, укрепившим Сербскую Православную Церковь.
В 1934 году епископ Николай был переведен в Жичскую епархию. Древний монастырь Жича требовал реставрации и всестороннего обновления, как и многие другие монастыри в том крае, находящемся в самом сердце Сербии. На это и положил свои силы владыка Николай, и вскоре жичские святыни заблистали своим прежним светом, тем, которым светились они, быть может, еще до турецкого нашествия.
Началась вторая мировая война, когда Сербия – уже в который раз! – разделила одну судьбу с Россией, как страна славянская и православная. Гитлер, найдя себе надежных союзников в хорватах, небеспричинно видел в сербах своих ярых противников. Он лично приказал своему командующему Южным фронтом обессилить сербский народ: «Уничтожить сербскую интеллигенцию, обезглавить верхушку Сербской Православной Церкви, причем в первую очередь – Патриарха Дожича, митрополита Зимонича и епископа Жичского Николая Велимировича…»
Так владыка Николай вместе с Сербским Патриархом Гавриилом оказались в печально известном концлагере Дахау в Германии – единственные из всех европейских церковных лиц такого сана взятые под стражу!
Их освободила 8 мая 1945 года союзническая 36 американская дивизия. Из лагеря владыка Николай вышел с готовой книгой – «Сквозь тюремную решетку», в которой призывал православных людей к покаянию и размышлению о том, за что Господь попустил столь страшное бедствие.
Узнав, что в Югославии насильственным путем пришел к власти атеистический, антиправославный режим Иосифа Броза (Тито), владыка остался в эмиграции: немало поскитавшись по Европе, он жил сначала в Англии, затем в Америке. Там он продолжил свою миссионерскую и литературную деятельность и создал такие жемчужины, как «Жатвы Господни», «Страна Недоходимая», «Единственный Человеколюбец», оттуда направлял он в сербские церкви и монастыри щедрую материальную помощь.
Последние дни владыки Николая протекли в русском монастыре святителя Тихона в штате Пенсильвания. 18 марта 1956 года святитель мирно отошел ко Господу. Смерть застала его за молитвой.
Из русского монастыря тело Владыки было перенесено в сербский монастырь святителя Саввы в Либертвилле и похоронено с большими почестями на монастырском кладбище. О переносе мощей владыки Николая на родину в то время не могло быть и речи: режим Тито объявил его предателем и врагом народа. Узника Дахау, владыку Николая коммунисты публично называли «сотрудником оккупантов», всячески принижали и поносили его литературные труды, полностью запретив их печатание.
Прославление свт. Николая Сербского, Жичского как местночтимого святого Шабачско- Вальевской епархии совершилось в монастыре Лелич 18 марта 1987 года (на день памяти владыки Николая).
Лишь в 1991 году Сербия вернула себе свою святыню – мощи святителя Николая Сербского. Перенос мощей владыки вылился во всенародный праздник. Они покоятся теперь в его родном селе Лелич. Церковь, где хранятся мощи, с каждым годом становится местом все более и более многолюдного паломничества.
Тропарь святителю Николаю Сербскому
Глас 8-й
Златоустый проповедниче Воскресшаго Христа, путеводителю рода Сербскаго крестоносного в веках, благогласная лиро Духа Святаго, слово и любы монахов, радованъе и похвало священников, учителю покаяния, предводителю богомольна воинства Христова святый Николае Сербский и всеправославный: со всеми святыми Небесныя Сербии моли Единаго Человеколюбца, да дарует мир и единение роду нашему.
Текст жизнеописания печатается в сокращении по изданию: «Журнал Московской Патриархии». 1999.
Стихи Николая Сербского Святителя Вот пример молитвенности, кротости святой, Преподобный Сергий- духом неземной; Возлюбил он Бога и Божию красоту, Насадил безмолвие в себе и доброту. Теплыми молитвами наполнил пустыню, Лес дремучий претворил в дивную святыню. Суета мирская его не возмутила, Злоба человеческая душу не смутила. Тихо и незлобливо он к людям обращался, Но не потакал страстям и властью не прельщался. Лишь с врагом коварным, мрачным львом рыкающим, Ратовал он духом, устали не знающим. Алчет враг людские души поглотить- Сергий не дает ему и близко приступить. Много лет придется в брани подвизаться, Отступить нельзя- чтоб с вечной жизнью не расстаться. Тяжкий крест пронес свой старец до конца, И душа святая удостоилась венца. Для народа русского он дивной стал твердыней, Огненным столпом, сводящим с неба благостыню. Неустанно молится сей авва за народ, Чтобы в вере правой возрастать из года в год. Горним светом, отче, не престай нас озарять, Дабы на Руси и дале Церкве процветать, Славен был Христос в ее краях необозримых- Быть же ей и впредь оплотом веры нерушимым! © Copyright: Николай Сербский Святитель, 2011 Свидетельство о публикации №111072206254
Пасхальные стихотворения
Великий пастырь и проповедник, тонкий и глубокий богослов, святитель Николай Сербский был и ярким, замечательным поэтом: в нем как бы сошлись дарования святителя Иоанна Златоуста и преподобного Романа Сладкопевца. Его стихи сопровождают знаменитый Охридский пролог, однако это лишь часть его поэтического наследия. Он писал стихотворения на Господские, Богородичные праздники, памяти святых, о покаянии. Его стихотворения легко запоминаются и легко поются, и это не случайно: святитель Николай писал их во многом для участников Богомольческого движения, и до сих пор в Сербии православные монахи и миряне воспевают его удивительные гимны – простые и глубокие одновременно.
Ниже благосклонному вниманию предлагается перевод некоторых стихотворений святителя Николая на Пасху.
На Пасху
Радуйтесь, Христос восстал!
Ныне гробна тьма пуста.
Ирода страданье точит,
Каиафу мука корчит.
Радуйтесь, Христос восстал!
Ныне гробна тьма пуста.
Радуйтеся, Бог воскрес!
Мир сотряс Он до небес.
Днесь архангелы взывают,
Ангелы же восклицают:
«Радуйтеся, Бог воскрес!
Мир сотряс Он до небес».
Радуйтесь, Христос ожил
И весь мир Он удивил.
Жив Христос, жив будет тот,
Кто в Нем веру обретет.
Радуйтесь, Христос ожил
И весь мир Он удивил.
Радуйтесь, Христос царит,
Христос правит, всех живит.
С нами Спасу добро быти.
Мы хотим с Христом царити.
Радуйтесь, Христос царит,
Христос правит, всех живит.
На воскресение Христово
Угасить нельзя светильник,
Как Давид изрек,
Надлежит восстать Мессии,
Как сказал пророк:
«Коль не умирает семя,
То не даст плода,
В смерти ж даст для дома бремя
Плодное всегда».
Так Господь и проповедал.
Время подошло,
Сам Себя Он смерти предал –
Семя проросло.
Святитель Николай Сербский. О Божественной любви
Из книги «Сто слов о Божественной любви»
1. Поскольку все вещи во вселенной с их сущностями и действиями есть только символы духовных вещей, точно так же и земная любовь. То, что люди на земле именуют любовью, на самом деле лишь слабый символ истинной Небесной любви.
5. В языческом мире существовала вера в троицу, но не во святую и не в единую. Индусы верили и теперь верят в Тримурти, т.е. в три верховных божества, из которых один, Шива, — дьявол и разрушитель того, что создают первые два, Вишну и Брама. В Египте также верили в троичное божество, но как в семью, соединённую плотской любовью Озириса и Изиды, родивших сына Хоруса, которого Озирис убил, из-за чего этот чудовищный брак распался. До Христа люди могли своим умом и энергией создать великие цивилизации по всему миру, но не могли дойти до правильного понятия о Боге как о Святой Троице, соединённой в единстве, следовательно, и о Боге как о Любви.
6. Ислам, несмотря на то что он является одной из относительно высших религий, совершенно не терпит учения о Боге как о Святой Троице. В Коране такое понятие высмеивается. На мечети Омара в Иерусалиме высечена на стене такая заповедь: «Правоверные, знайте, что Аллах не имеет Сына». И именно потому, что по этой вере Бог не имеет Сына, в Коране нигде не говорится о любви Божией, но только о правде Божией и милосердии. Несмотря на то что свои понятия Мухаммед почерпнул из Ветхого Завета, он не заметил слов Всевышнего: «Ужели Я, Который отворяет утробы, не могу родить? Ужели Я, Который дарует жизнь, останусь без наследия?» (Ис.66,9). И этого не заметили не только Мухаммед, но и древние ариане и современные унитарии.
15. Любовь в одном лице — не любовь, а самолюбие и себялюбие. Потому Мухаммед и не упоминает о любви в связи с богом-Аллахом, но только о праведности и милосердии. Любовь между двумя людьми охладевает и превращается в печаль. Потому бездетность в Ветхом Завете считалась проклятием. Так это и доныне остаётся на Балканах, в России и на всём Востоке. Любовь становится полной при появлении третьего. И на земле это так, ибо так это и на Небе. Неудивительно, что число три играет такую большую роль во всех творениях Триединого Бога.
26. В повестях и балладах о рыцарях мы читаем, как они за любовь своих избранниц шли на страдания, иной раз и на смерть. Но те избранницы были достойны их любви и жертвы, как о том пишут поэты. А Безгрешный и Пречистый Христос понёс уничижения, муки и страшную смерть не за какую-то невинную, верную и добрую девушку, но за грешников и развратниц, за убийц, лгунов, воров, разбойников, клятвопреступников и безбожников, за испоганенные и смердящие души человеческие, которые источали зловоние в смертельном разложении и прежде смерти были уже мертвы. «…Едва ли кто умрёт за праведника… Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были ещё грешниками» (Рим.5,7—8). Не есть ли это любовь, которая превышает всякий разум?
31. Любовь — это радость, а цена любви — жертва. Любовь — это жизнь, а цена любви — смерть.
34. Адам и Ева были богами, малыми богами. Подобные Ангелам небесным. Не бойся этих громких слов, дочь моя, которые часто повторяются в святых православных книгах. Да, Адам и Ева были богами, это уже в словах Святой Троицы: «Сотворим человека по образу Нашему». Об этом позже ясно говорит пророк: «Вы боги и сыны Божии» (Пс.81,6). Эти слова подтвердил Спаситель мира Своими Божественными устами: «Вы боги» (Ин.10,34). На основании этого мудрый Максим Исповедник поучает: «Предадимся всецело Господу, дабы принять Его всецело (в себя) и через Него стать богами». Так говорили и многие другие православные богословы.
51. Тело не может ни любить, ни ненавидеть. Не может тело любить тело. Способность любить принадлежит душе. Когда душа любит тело, — это не любовь, но желание, страсть. Когда душа любит душу не в Боге, то это либо восторг, либо жалость. Когда же душа в Боге любит душу, невзирая на внешность (красоту, уродство), это и есть любовь. Это — истинная любовь, дочь моя. А в любви — жизнь.
56. То, что для животных не предосудительно, людям ставится в вину. Всё наше знание о животных не может нам объяснить их внутренних ощущений. Мы не знаем их внутреннего устроения, но только наружное. Но определённо можно сказать, что они живут согласно своей природе, по дару и определению Творца, всегда неизменны, всякий по своему роду, и без греха. Применительно к животным нельзя говорить о грехе. Но человек, если он живет животными похотьми, соделывает грех. И как же можно эти страсти называть святым именем любви! Человек может опуститься до состояния животного, может стать хуже скотины.
57. Но когда кто-либо говорит, что и человек должен жить согласно законам природы, мы спрашиваем: какой природы? Той ли первоначальной, безгрешной, райской природы, по которой Бог сотворил человека, или другой, болезненной, приниженной, извращённой демонами, изуродованной пороками, умерщвлённой страстями? Ибо не сотворил Бог человека подобно всей остальной твари, но особым образом. И сверх всего дал ему власть над остальной тварью. Поэтому человек отделён от всякой другой физической природы: от рыб, от птиц, от животных —
и вознесён над всякой зоологией и «обезьяно-логией». Христос пришёл, чтобы обновить эту первую подлинную природу человека. И только тот, кто живёт согласно этой обновлённой природе, живёт действительно по природе человеческой. Место зоологии — у ног антропологии.
62. «Огонь пришел Я низвести на землю…» (Лк.12,49), — сказал Господь. Это Небесный огонь любви, в котором нет дыма, нет ничего ни телесного, ни материального, ничего страстного или несвятого. Этой любовью были напоены и упоены все апостолы, все святые мужи и жены. Их сердца были свободны от желаний телесных и проходящих и направлены только к Нему, единому Возлюбленному, не ожидая ничего от мира и давая миру всё ради Него.
79. Монашество не правило, а исключение из правила, но исключение, без которого Церковь Христова никогда не была бы тем, чем она является. Подобно неправильным глаголам (как глагол «быть»), без которых язык был бы несовершенен.
85. Существует одно преступление против любви, тяжкое, как блуд и прелюбодеяние, даже ещё тяжелее. Это богоборчество лицемерных старейшин народных, у которых на языке любовь к народу, а в душе презрение к нему. Под видом закона они грабят и угнетают народ и отвергают «правду, милость и веру». Это те, которым Бог мешает, а Христос досаждает, и они действуют лукаво, чтобы увести народ от Бога, а Христа они распинают. Это самые большие враги народа, которые гонят и убивают его истинных друзей. Их-то Христос ставил ниже блудниц и мытарей, говоря фарисеям: «Истину говорю вам, что мытари и блудницы прежде вас войдут в Царствие Божие».
89. На Востоке люди умеют различать запах души крещёной и души некрещёной. Пчёлы по запаху распознают злого человека и сразу на него нападают. Дикие звери приходили к святым мужам и женам и ласкались к ним. Они чувствовали благоухание любви. Конечно, и апостолы ощущали этот неземной аромат любви (Флп.4,18). Бог не выносит ни запаха жертв беззаконников и лицемеров, ни жертвы неправедной (Ис.1,13). Жертвы сами по себе имеют запах, свойственный их природе, но души приносящих жертвы источали зловоние.