Содержание
- «Чудовищная потеря для русской философии и Православия». Памяти Николая Лисового
- Царство тебе Небесное, дорогой наш товарищ и друг.
- Каждый, кто пересекался с ним, открывал в самом себе новые горизонты
- Не знаю, остались ли еще мыслители такого масштаба
- Господь, как известно, в такие особые дни призывает избранных
- Не стало одного из столпов русской православной мысли
- yarodom
- Лисовой Николай Николаевич
- Биография
- Научная деятельность
- Награды
- Примечания
- Публикации
- Литература
- Наследник нескольких эпох: Вечной памяти Николая Лисового
«Чудовищная потеря для русской философии и Православия». Памяти Николая Лисового
Царство тебе Небесное, дорогой наш товарищ и друг.
Геннадий Иванов
В Рождественскую ночь на 73-м году жизни умер писатель и учёный Николай Николаевич Лисовой.
Поэт, философ и историк Церкви, автор многих телевизионных фильмов, заместитель председателя Императорского Православного Палестинского Общества, член Союза писателей России, один из авторов «Православной энциклопедии».
Многие помнят Николая Николаевича по замечательным пасхальным телевизионным репортажам из Иерусалима. Во второй половине1990-х он вёл на РТР ежедневную передачу «Православный календарь».
С 1995 года он был старшим, затем ведущим научным сотрудником Института российской истории РАН, последние годы — главным научным сотрудником Центра истории религии и церкви.
В 2007 году в Институте всеобщей истории РАН он защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора исторических наук по теме «Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX — начале XX в.»
Он награждён Русской Православной Церковью орденами Св. Владимира III степени, Св. Даниила III степени, Макарьевской премией.
Как поэт Николай Лисовой был отмечен литературными премиями. Его книга «Круг земной» выходила несколькими изданиями. На его поэтические вечера всегда собирались большие аудитории любителей истинной поэзии. Тема Рождества Христова, вообще тема дня рождения своего и друзей была одной из любимых тем Николая. И вот в Рождественскую ночь Господь призвал его к себе.
Рождество Христово в Вифлееме
Было так: звезда горит во мгле…
Император Август в это время
Был один владыка на земле.
И тогда, давая правде Отчей
С грешным миром возродить союз,
Родился в ночи, в пещере овчей,
Божий Сын – Младенец Иисус…
Так начинается одно из стихотворений Николая Николаевича. Его поэзии, его научным мыслям уготована Богом долгая жизнь.
Царство тебе Небесное, дорогой наш товарищ и друг.
Соболезнуем родным и близким Николая Николаевича Лисового.
Каждый, кто пересекался с ним, открывал в самом себе новые горизонты
Сергей Канев
Сегодня под утро скончался Николай Николаевич Лисовой. Мудрый, ясный, парадоксально мыслящий человек. Наверное, каждый, кто когда бы то ни было пересекался с ним, даже мимолётно, открывал в самом себе новые горизонты, — был в Лисовом такой талант.
А для меня за двадцать лет знакомства с ним главным откровением стали его стихи. Когда мы виделись в последний раз, он уже тяжело болел, и на вопрос о новых стихах сказал: «Чтобы писать их, нужно быть пустым, совершенно свободным от дел». Теперь его болезни и заботы закончились.
В древний час, как, по Божеской каре,
Воды круг покрывали земной,
Всякой твари, как пишут, по паре
Взял в ковчег рассудительный Ной.
Чтоб назавтра — идиллией Брема —
Так восторженно справа и слева
В запах жертвы уткнули носы
Голубые ослы Вифлеема
И голгофские жёлтые псы.
Не знаю, остались ли еще мыслители такого масштаба
Андрей Медведев
Умер Николай Николаевич Лисовой. Огромная, чудовищная потеря для русской философии, истории, религоведения и Православия. Я даже не знаю, остались ли еще мыслители такого масштаба и такой глубины. Надеюсь, что да. Надеюсь, что я их просто не знаю.
Все что он говорил про нашу Родину, про Украину, про новый раскол, нужно перечитывать и перечитывать.
«Мы — последний окоп. Когда старец Филофей в XV веке сказал про третий Рим, «Москва — третий Рим», он не имел в виду, что мы вот такой третий Рим, который завоюет опять весь мир. Нет. Он имел в виду, что за нами ничего уже нет. Мы — последний окоп. Но мы должны до последнего свое исповедание, свое служение совершать — и Богу, и Родине, и Церкви».
Господь, как известно, в такие особые дни призывает избранных
Елена Агапова
Памяти Николая Николаевича Лисового. Его сердце перестало биться в Рождественскую ночь. Господь, как известно, в такие особые дни призывает избранных, лучших из лучших.
В сентябре прошлого года Владимир Легойда пригласил Н.Н.Лисового стать героем его авторской программы «Парсуна» на телеканале «СПАС». Сегодня размышления и откровения известного историка, писателя, публициста, знатока истории русского присутствия в Святой Земле, историка Церкви, заместителя Председателя Императорского Православного Палестинского Общества, человека многосторонних знаний и опыта, звучат как завещание. Царствие ему небесное и вечная память!
Не стало одного из столпов русской православной мысли
Константин Ковалев-Случевский
Пришла весть. Скончался Николай Николаевич Лисовой, философ, историк, богослов, умнейший человек нашего времени. Скончался в 72 года, промыслительно — в Рождественскую ночь.
Не стало одного из столпов русской православной мысли. Замены нет… Увы… Уверен, что он будет помянут в Царствии Небесном… Вот одна из наших с ним бесед на ТВ, у него дома.
yarodom
Ещё известные имена науки и культуры , и
«Мы держим свою православную оборону…»
Памяти выдающегося историка Церкви, философа, поэта Николая Лисового / Созидатели
Десять лет назад, в 2009-м, одно из столичных изданий попросило взять интервью у Николая Николаевича Лисового (1946-2019), человека поистине легендарного, которого до этого мне приходилось видеть лишь на экране телевизора. Он пригласил меня домой. © Ещё в «Созидателях» и ещё ушедшие известные люди
Николай Лисовой
Особое внимание мы уделили весьма актуальной, злободневной теме. Лисовой сказал: сегодня одна из главных проблем, которая несёт угрозу национальной безопасности России, её существованию – духовное состояние общества.Под красочной вывеской прогресса, политкорректности, толерантности, как было подчёркнуто в беседе, идёт явная подмена ценностей: традиционные нормы морали и этики представляются скучными, немодными, глупыми, а зло наоборот – привлекательным и современным.
В средствах массовой информации определенного толка нравственность подвергается насмешкам. Огромную актуальность в России в связи с кризисом в духовной сфере приобретает выстраивание отношений в системе «государство-общество-религия».
Именно поэтому Николай Николаевич, авторитетный историк Церкви, несмотря на свою огромную занятость и согласился встретиться со мной. Я знал, что он прекрасный оратор, собеседник, человек энциклопедических знаний, большого обаяния. Теперь убедился в этом воочию.
Николай Николаевич так увлёкся разговором, что мы беседовали с ним в течение двух с лишним часов. Беседовали на самые разные темы – от его биографии до современного анализа мировых событий и проблем как светского, так и церковного общества.
Вот лишь одна интересная грань его судьбы. По матери Николай Николаевич был внуком погибшего в лагерях священника. А его отец, офицер, согласно присяге, верой и правдой служил Отечеству.
Нет, Николай Лисовой не забывал о сталинских репрессиях, но считал, что «русская иерархия не была пленницей сталинизма», а после окончания Великой Отечественной войны она «вполне сознательно сотрудничала с советским руководством в восстановлении русского влияния в мире».
И в нашей с ним беседе Лисовой подчеркнул эту важную для него мысль:
«…Сегодня Русская Православная Церковь является одной из немногих — почти единственной скрепой и дореволюционного имперского единства, и советского имперского единства. Потому что Церковь является матрицей всего нашего исторического национального опыта. И сегодня, по существу, только к ней обращаясь, мы имеем источник знания о том, как надо обустраивать жизнь. Это – жертвенное служение Отечеству. А что же это такое, если не христианская жертвенная жизнь?».
* * *
Мы тепло попрощались. Спустя какое-то время я прислал текст интервью на согласование. Николай Николаевич, внеся в него лишь какие-то незначительные правки, прислал мне это интервью с несколькими своими фотографиями из личного архива.
___
Да, нам не довелось стать друзьями, хотя держался он очень демократично, просто, что располагало к продолжению добрых человеческих и творческих связей. Но и не стала эта встреча просто эпизодом в моей судьбе, а духовно обогатила меня, за что буду благодарен Николаю Николаевичу до конца моих дней.
И вот ещё вспомнилась сегодня другая наша встреча. Неизгладимое впечатление произвела на меня Международная юбилейная выставка в «Манеже» «Россия в Святой Земле: к 130-летию сотрудничества Императорского Православного Палестинского Общества с народами Ближнего Востока» (5-14 июня 2012). В организацию этого поистине эпохального проекта Николай Николаевич вложил много душевных и физических сил.
На эту выставку постоянно прибывали гости самого высокого ранга. И для всех них Николай Николаевич, который чуть не дневал и ночевал здесь, регулярно проводил экскурсии. Но несмотря на это, и мне довелось побеседовать с ним в те дни.
«…Русская Палестина, – особо подчеркнул Николай Николаевич в нашей беседе, – не «закрылась» в 1917 г., продолжалась в течение советского периода, активизировалась вместе с российской политикой на Ближнем Востоке при Сталине в 1945-1953 гг., при Брежневе в 1968-1974 гг., при Горбачеве в 1989 г., при Ельцине и Хасбулатове в 1992 г., при Путине и Медведеве в 2005-2012 гг. — и сегодня составляет основу работы политиков и дипломатов по возвращению российской собственности и разработке современных моделей внешней политики России на Ближнем Востоке.
Русская Палестина была и остаётся системой открытой – и как исторический феномен, и как предмет исследования, осмысления и планирования. Наши знания о ней углубляются и расширяются с каждым новым поколением исследователей, с новыми источниками и документами, с новым взглядом и новой концепцией. На каждом этапе изучения и осмысления наступает рано или поздно время, когда достигнутые результаты в свете новых задач и открытий оказываются недостаточными. В научном плане наша задача – обеспечить тот уровень научной полноты, аналитической и документальной фундированности, при котором те, кто придут за нами, могли бы уверенно и обоснованно продолжить работу, не зачеркивая и не отвергая сделанного, но достраивая и расширяя то, на чём остановились мы».
…Потом мы несколько раз за минувшие годы разговаривали с Николаем Николаевичем по телефону, обменялись письмами по электронной почте. Но, к сожалению, наша с ним встреча в «Манеже» стала последней.
* * *
И вот грустная весть, потрясшая до глубины души сразу после светлого праздника Рождества Христова: «московский златоуст», как называли Николая Николаевича Лисового, ушёл от нас в жизнь вечную.
В дни прощания с Николаем Николаевичем с благодарностью вспоминаю и его стихи:
— Жатвы много, делателей мало, —
Говорил Христос
И со лба отбрасывал устало
Золото волос.
И склонялись полные колосья
Солнечных хлебов,
И мешались потные волосья
С золотом снопов…
Но моей ли спориться молитве
На страде Твоей?
И воззвал я к Господу, на жнитве,
На закате дней.
Долгой жизни не просил у Бога,
Лёгкого пути.
— Жатвы мало, делателей много.
Боже, отпусти!
Но Господь промолвил: — Ты в ответе —
В обстающей мгле! —
Если есть одна душа на свете…
У тебя их две…
Елена Агапова, заместитель председателя Императорского Православного Палестинского Общества, так откликнулась на эту тяжёлую утрату:
«Его сердце перестало биться в Рождественскую ночь. Господь, как известно, в такие особые дни призывает избранных, лучших из лучших. В сентябре прошлого года Владимир Легойда пригласил Н.Н. Лисового стать героем его авторской программы «Парсуна» на телеканале «Спас». Сегодня размышления и откровения известного историка, писателя, публициста, знатока истории русского присутствия в Святой Земле, историка Церкви, заместителя председателя Императорского Православного Палестинского Общества, человека многосторонних знаний и опыта, звучат как завещание. Царствие ему небесное и вечная память!».
А вот что написал на своей странице в социальной сети Facebook первый секретарь Союза писателей России Геннадий Иванов, который дружил с Николаем Николаевичем многие годы:
«В Рождественскую ночь на 73-м году жизни умер писатель и учёный Николай Николаевич Лисовой. Поэт, философ и историк Церкви, автор многих телевизионных фильмов, заместитель председателя Императорского Православного Палестинского общества, член Союза писателей России, один из авторов «Православной энциклопедии».
Многие помнят Николая Николаевича по замечательным пасхальным телевизионным репортажам из Иерусалима. Во второй половине 1990-х он вёл на РТР ежедневную передачу «Православный календарь».
С 1995 года он был старшим, затем ведущим научным сотрудником Института российской истории РАН, последние годы – главным научным сотрудником Центра истории религии и церкви.
В 2007 году в Институте всеобщей истории РАН он защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора исторических наук по теме «Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX — начале XX в.»
Он награждён Русской Православной Церковью орденами Св. Владимира III степени, Св. Даниила III степени, Макарьевской премией.
Как поэт Николай Лисовой был отмечен литературными премиями. Его книга «Круг земной» выходила несколькими изданиями. На его поэтические вечера всегда собирались большие аудитории любителей истинной поэзии. Тема Рождества Христова, вообще тема дня рождения своего и друзей была одной из любимых тем Николая Николаевича. И вот в Рождественскую ночь Господь призвал его к себе.
Рождество Христово в Вифлееме
Было так: звезда горит во мгле…
Император Август в это время
Был один владыка на земле.
И тогда, давая правде Отчей
С грешным миром возродить союз,
Родился в ночи, в пещере овчей,
Божий Сын – Младенец Иисус…
Так начинается одно из стихотворений Николая Николаевича. Его поэзии, его научным мыслям уготована Богом долгая жизнь…».
«Не стало одного из столпов русской православной мысли, – откликнулся на печальную весть писатель, автор телевизионных программ, в том числе с участием Николая Лисового, Константин Ковалев-Случевский. – Замены нет… Увы… Уверен, что он будет помянут в Царствии Небесном…».
* * *
«…Отдельное значительное место среди многочисленных работ Н.Н. Лисового, – отмечается в некрологе, опубликованном на сайте Императорского Православного Палестинского Общества, – занимает фундаментальная двухтомная публикация документов «Россия в Святой Земле» — серьёзный и важный труд, впервые в науке представляющий всестороннюю документированную и прокомментированную картину русского влияния и присутствия в Палестине в XIX-XX вв. Документы, впервые опубликованные Николаем Николаевичем в его двухтомнике, стали своеобразным источниковедческим прологом к целой серии дальнейших научных публикаций. Многие проблемы русского присутствия в Библейском регионе, и прежде всего в Палестине, впервые в отечественной историографии нашли своё решение в фундаментальной монографии «Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX — начале XX века». За это исследование он стал лауреатом премии имени митрополита Макария (Булгакова) за 2007 г. Многие важные издательские проекты ИППО за последние двадцать пять лет связаны с неустанной просветительской деятельностью Н.Н. Лисового…».
Особо подчёркивается в некрологе, что «…за многие годы руководства научной деятельностью ИППО Н.Н. Лисовой создал научную школу, участники которой во главе с ним осуществляли глубокие исследования истории и современного состояния русско-палестинских связей, православного паломничества, религиозного диалога, культурных, политических и социально-экономических реалий в Святой Земле…».
* * *
В последние годы Николай Николаевич тяжело болел. Но продолжал до конца своих дней претворять задуманное, а при этом ещё не только работал над научными темами, но и откликался на события в мире, в России, в жизни нашей Церкви.
Так, в июле прошлого года Николай Лисовой в интервью «ТВ Царьград» говорил подробно о судьбе Православия в современном мире.
«…Либо вы принимаете экуменизм, – выделил он особенно волнующую его проблему, – и тогда никакого Православия уже не будет, а будет примерно то же, что происходит на Украине — совокупность расколов. Либо мы держим свою православную оборону. Последний окоп. Третий Рим. Делайте, что хотите, ругайте нас, проклинайте, но мы — последний оплот обороны».
* * *
___
И те, кто знал Николая Николаевича долгие годы, работал и дружил с ним, и те, кто встречался с ним лишь эпизодически, никогда его не забудут.
Вот ещё одно прощальное слово – политического обозревателя ВГТРК Андрея Медведева, который в 2016 году приглашал его для беседы на «Вести FМ»:
«…Огромная, чудовищная потеря для русской философии, истории, религоведения и Православия. Я даже не знаю, остались ли ещё мыслители такого масштаба и такой глубины. Надеюсь, что да. Надеюсь, что я их просто не знаю…».
Будем же достойны того обширного духовного наследия, которое оставил нам Николай Николаевич – прекрасный человек, историк Церкви, философ, поэт…
Царствие Небесное! Вечная память!
_______
Фотографии из личного архива Н.Н. Лисового.Николай Головкин
специально для «Столетия», 10 января 2018
Лисовой Николай Николаевич
В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Лисовой.
Никола́й Никола́евич Лисово́й (23 октября 1946, Станислав — 7 января 2019, Москва) — советский и российский философ и историк Церкви, писатель, публицист, автор телевизионных фильмов, общественный деятель. Член Императорского православного палестинского общества с 1974 года, заместитель председателя ИППО. Член Союза писателей России (1992). Кандидат философских наук, доктор исторических наук. Один из авторов «Православной энциклопедии».
Биография
С 1967 года работал в Институте прикладной математики АН СССР; с 1974 года — в Институте иностранных языков имени М. Тореза; с 1975 года — на филологическом факультете МГУ; с 1981 по 1995 годы — в Государственном историческом музее.
С 1995 года — старший, затем ведущий, научный сотрудник Института российской истории РАН. Главный научный сотрудник Центра истории религии и церкви.
С 1969 года внештатно сотрудничал с Издательским отделом МП, печатаясь в издании РПЦ «Журнал Московской Патриархии» под псевдонимом «А. Вольгин» или анонимно.
Во второй половине 1990-х годов вёл ежедневную телепередачу «Православный календарь» на канале РТР.
Скончался 7 января 2019 года в Москве на 73-м году жизни. Похоронен на Даниловском кладбище.
Научная деятельность
В 1977 году защитил диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук по теме «Философский анализ современных концепций времени в физике и космологии» (специальность 09.00.08 — «Философия науки и техники»).
В 2007 году в Институте всеобщей истории РАН защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора исторических наук по теме «Русское духовное и политическое присутствие в Святой Земле и на Ближнем Востоке в XIX — начале XX в.» (специальность 07.00.02 — «Отечественная история»). Официальные оппоненты — доктор исторических наук, профессор, член-корреспондент РАН С. П. Карпов, доктор исторических наук А. В. Игнатьев и доктор исторических наук И. М. Смилянская. Ведущая организация — Российская академия государственной службы при Президенте РФ.
Награды
- орден св. Владимира III степени
- орден св. Даниила III степени
- Макариевская премия
Примечания
Публикации
Литература
- Страница на сайте ИРИ РАН
- Интервью с историком Николаем Николаевичем Лисовым Православие.Ру 23 октября 2006 года
- Николай Николаевич Лисовой в Библиотеке Якова Кротова
- Некролог на сайте ИППО
- Лисовой Николай Николаевич (недоступная ссылка). Персоналии. Богослов.ру. Научный богословский портал. Дата обращения 30 июня 2011. Архивировано 24 мая 2012 года.
Наследник нескольких эпох: Вечной памяти Николая Лисового
Вглядитесь в эту старую фотографию. Февраль 1976 года. Кладбище «Байгуши» под Владимиром. Небольшая группа прощается с человеком, унёсшим целую эпоху, — 98-летним Василием Витальевичем Шульгиным. Да-да, тем самым бывшим депутатом бывшей Государственной думы, который 2 (15) марта 1917-го принимал самое непосредственное участие в событии, вошедшем в историю как «Отречение императора Николая II от престола» (некоторые историки оспаривают сам факт отречения, но сейчас не об этом). Оставаясь при этом убеждённым монархистом.
Слева направо: Николай Коншин, Николай Лисовой, Андрей Голицын, отец Варсонофий (Хайбулин). Фото предоставлено Телеканалу «Царьград» из архива семьи Коншиных
После четверти века эмиграции и 12 лет советского тюремного заключения Шульгин оказался во Владимирской ссылке. Ссылке весьма условной: Шульгину назначили пенсию, приглашали в качестве гостя на XXII съезд КПСС (1961 г.) и к участию в фильме «Перед судом истории» (1965 г.). Советская власть пыталась продемонстрировать милость к «побеждённому», к «бывшему». Однако в итоге только спровоцировала интерес к его личности.
Владимирская однокомнатная квартирка Шульгина на улице Фейгина стала чуть ли не местом «паломничества» многих людей, небезразлично относящихся к родной истории. В их числе был и молодой исследователь Николай Лисовой. На фото он слева, ближе всех к новопреставленному. Николаю Николаевичу всего 31 год, впереди ещё долгая плодотворная научная жизнь, но уже здесь и сейчас это человек со сложившимся православным патриотическим мировоззрением.
Казалось бы, 1976 год, «брежневский застой». Какие уж там православные мыслители? Но нет, перед нами не просто молодой учёный, но член Российского палестинского общества при Академии наук СССР, одновременно работавший на филологическом факультете МГУ и внештатно — в Издательском отделе Московской Патриархии. И вместе с тем готовивший к защите диссертацию по сложнейшей философской проблеме: анализу современных концепций времени в физике и космологии.
Опять-таки кто-то может задаться вопросом: ну какое Палестинское общество в советские годы? И ошибётся. Коммунистическая власть, уничтожив многое из дореволюционного научного наследия, сохранила ряд гуманитарных направлений, имеющих в том числе и прикладное внешнеполитическое значение. А потому знаменитое Императорское православное палестинское общество на долгие 1918-1992 годы утратило в своём названии «имперскость» и «православность», но сохранило основные направления востоковедческих исследований, к которым в первой половине 1970-х присоединился и молодой учёный-энциклопедист Николай Лисовой.
Фото: www.ippo.ru
«Учёный-энциклопедист». Разумеется, речь не о генерации французских просветителей второй половины XVIII века, людей, многое сделавших для того, чтобы европейская наука максимально отдалилась от христианства и Самого Христа. Николай Лисовой, напротив, обладая энциклопедическими знаниями в самых разных областях научного знания, несмотря на атеистическую эпоху, делал всё возможное и даже невозможное, чтобы сохранить и возродить дореволюционные традиции русской науки.
Сергей Степашин об организации паломничеств Императорским православным палестинским обществом
Вместе с тем Николай Николаевич не был исключительно «кабинетным учёным». Как только появилась возможность, он стал активно выступать на телевидении и радио, вёл православно-просветительские передачи, проводил публичные лекции, за что, несмотря на удивительную личную скромность, сподобился имени «московского златоуста». Ораторский дар Лисового был несомненным, и это — не просто способность очаровывать и убаюкивать собеседника красивыми словесами, но исключительная способность заинтересовать в сложнейшей теме даже совершенно не подготовленного собеседника.
Одним из последних подробных интервью Николая Николаевича стала наша беседа для сайта телеканала «Царьград», посвящённая 70-летию важнейшего исторического события: Всеправославного совещания 1948 года. В этом материале Лисовой сделал несколько важнейших выводов, касающихся русской церковной и политической истории, а главное — смысла средневековой концепции «Москва — Третий Рим», не утрачивающей актуальности и сегодня. Так, по словам Николая Николаевича:
Когда старец Филофей сказал, что «Москва — Третий Рим, а четвёртому не бывать», это было не горделивым лозунгом, мол, «мы — самые лучшие и самые высшие». Смысл этого был иным: «Ребята, мы — последний окоп, отступать некуда, если нас не станет, то и Православия не станет». И это понимание постепенно восторжествовало во всём Православном мире. Вплоть до того, что те же Восточные Патриархи, которые после этого поехали в Москву кто за милостыней, кто за политической поддержкой, сами признали нас Третьим Римом, а Русскую Церковь — последним оплотом Православия на Земле.
Профессор Николай Лисовой и автор материала. Фото из архива Михаила Тюренкова
И это понимание исторической и историософской роли Русского Православия чрезвычайно важно сегодня, когда со стороны «наших западных партнёров» и курируемого им Фанара («Константинопольского патриархата») объявлена самая настоящая война Русской Церкви. Война, поставившая на грань катастрофы весь Православный мир. И в том числе об этом, критикуя либеральный экуменизм, идеологию компромиссов и откровенного соглашательства в вопросах веры, рассказал Царьграду Николай Лисовой в одном из своих последних интервью:
Одно из двух: либо вы принимаете экуменизм, и тогда никакого Православия уже не будет, а будет примерно то же, что происходит на Украине — совокупность расколов. Либо мы держим свою православную оборону. Последний окоп. Третий Рим. Делайте, что хотите, ругайте нас, проклинайте, но мы — последний оплот обороны.
***
Михаил Якушев: «Николай Лисовой связывал дореволюционную историю с новейшей»
Прощаясь с Николаем Николаевичем, мы обратились к одному из наших постоянных авторов и экспертов, человеку, который на протяжении многих лет знал Николая Лисового лично, историку-востоковеду, генеральному директору Аналитического центра «Катехон» Михаилу Якушеву.
***
Говоря о новопреставленном Николае Николаевиче, мне бы хотелось отметить то, что сегодня мало кто знает и замечает. Помимо того, что Лисовой был замечательным писателем, учёным и публицистом, он был ещё и поэтом. Можно ознакомиться с его стихами и понять, каким действительно он был глубочайшим знатоком русской словесности, какое лёгкое у него было перо.
Когда я вернулся после своей длительной командировки со Святой Земли и избрал тему для своей диссертации, именно Николай Николаевич стал моим наставником и советником, часто меня подталкивал, давал подзатыльники. Он нёс в себе мощный заряд и духовной силы, которая заряжала молодых исследователей, его учеников. И, что особенно важно, был одним из последних людей, кто держал в своих руках ниточку связи с дореволюционной эпохой, связывал её с веком нынешним, с новейшей историей.
В 1974 году, когда Николай Николаевич вступил в Палестинское общество, оно ещё не вернуло себе историческое название. И надо помнить, отношение государства к Церкви, к религии тогда ещё было резко отрицательным. И, несмотря на это, ещё в советские годы именно он вёл активную работу, во многом подготовившую возвращение обществу в самом начале 1990-х его исторического имени — Императорское православное палестинское общество. В то время это было самым настоящим духовным подвигом.
Во внимание к научной деятельности Н. Н. Лисового Указом Его Святейшества были удостоены ордена Даниила Московского II степени. Н. Лисовой и Митрополит Рязанский и Михайловский Марк. Фото: www.ippo.ru
***
И в завершение — небольшое стихотворение-притча Николая Лисового:
И когда собрались на совет
Полководцы, министры, вельможи,
Царь на всех, кого знал столько лет,
Посмотрел вдруг серьёзней и строже.
И саксонскую вазу, фарфор
Драгоценный, из майсенской глины,
Перед тем как начать разговор,
Грохнул об пол без всякой причины.
Все вскочили тревожно. И царь
Проницал их, как войско пред боем,
И была в его взоре печаль,
Растворённая горьким покоем.
И сказал: «Что напуганы так?
Пред решеньем хотел вам, как братьям,
Лишь напомнить, что каждый наш шаг —
Как разбитый фарфор, безвозвратен».
***
Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшему рабу Твоему Николаю и сотвори им вечную память!