Содержание
- Догмат о непорочном зачатии
- Как был зачат Иисус Христос?
- Миф: христиане придумали безмужнее зачатие Иисуса, чтобы подчеркнуть важность Его личности
- А на самом деле?
- Кому выгоден этот миф?
- Непорочное зачатие Иисуса Христа
- Дева рождения Иисуса — Virgin birth of Jesus
- Новый Завет нарративы: Матфей и Лука
- Историчность и источники описательной
- Культурный контекст
- Богословие и развитие
- Христианские праздники и религиозные обряды
- Художественные живописания
- Рекомендации
Догмат о непорочном зачатии
«Царственная Дева, облеченная истинной славой и достоинством, не нуждается еще в какой-то ложной славе»
Бернард Клервоский. Ad canonicos Lugdunenses, de conceptione s. Mariae.
Некоторые люди, обманываясь сходством словесных выражений или ложной ассоциацией идей, смешивают учение Римской Церкви о непорочном зачатии Марии с догматом о девственном зачатии нашего Господа Иисуса Христа. Первое из этих учений, представляя собой нововведение римского католицизма, относится к рождению Самой Пресвятой Девы, тогда как второе, общее сокровище христианской веры, касается Рождества нашего Господа Иисуса Христа, «нас ради человек и нашего ради спасения сшедшего с небес и воплотившагося от Духа Свята и Марии Девы и вочеловечшася».
Учение о непорочном зачатии берет свое начало в том особом почитании, которое некоторые духовные круги отделившегося Запада стали воздавать Пресвятой Деве с конца XIII в. Оно было провозглашено «богооткровенной истиной» 8 декабря 1854 г. папой Пием IX motu proprio (без созыва Собора). Этот новый догмат был принят с намерением прославить Пресвятую Деву, Которая как орудие воплощения нашего Господа становится Соучастницей нашего искупления. По этому учению Она якобы пользуется особой привилегией – быть неподверженной первородному греху с момента Своего зачатия Ее родителями Иоакимом и Анной. Эта особая благодать, которая соделала Ее, так сказать, как бы искупленной до подвига искупления, Ей якобы была дарована в предвидении будущей заслуги Ее Сына. Для того чтобы воплотиться и стать «совершенным человеком», Божественное Слово нуждалось в совершенной природе, не зараженной грехом; надо было, следовательно, чтобы сосуд, из которого Он воспринимал Свое человечество, был чист от всякой скверны, заранее очищен. Отсюда, по мнению римских богословов, вытекает необходимость даровать Пресвятой Деве, хотя и зачатой естественным путем, как и всякое человеческое создание, особую привилегию, поставив Ее вне потомства Адамова и освободив от первородной вины, общей для всего человеческого рода. В самом деле, согласно новому римскому догмату, Пресвятая Дева якобы приобщилась уже от утробы матери к состоянию первого человека до грехопадения.
Православная Церковь, которая всегда воздавала Божией Матери особое почитание, превознося Ее выше небесных духов – «честнейшую херувим и славнейшую без сравнения серафим»,– никогда не допускала,– по крайней мере, в том значении, которое этому придает Римская Церковь,– догмата о непорочном зачатии. Определение «привилегия, дарованная Пресвятой Деве ввиду будущей заслуги Ее Сына» противно духу православного христианства; оно не может принять этот крайний юридизм, который стирает действительный характер подвига нашего искупления и видит в нем только лишь отвлеченную заслугу Христа, вменяемую человеческому лицу до страдания и воскресения Христова, даже до Его воплощения, и это по особому Божиему произволению. Если Пресвятая Дева могла пользоваться последствиями искупления до искупительного подвига Христова, то не видно, почему бы эта привилегия не могла быть распространена и на других людей, например на весь род Христов, на все то потомство Адамово, которое способствовало из поколения в поколение приготовлению человеческой природы к тому, чтобы она затем была воспринята Словом в утробе Марии. В самом деле, это было бы логично и соответствовало бы нашему представлению о благости Божией, однако абсурдность подобного предположения совершенно очевидна: человечество пользуется своего рода «судебным постановлением об отсутствии состава преступления», несмотря на свое грехопадение, спасается заранее и все же ожидает подвига своего спасения от Христа. То, что кажется абсурдным по отношению ко всему человечеству, жившему до Христа, не менее абсурдно, когда речь идет об одном человеке. Эта бессмыслица становится в таком случае еще более очевидной: дабы подвиг искупления мог совершиться для всего человечества, нужно было, чтобы он предварительно совершился для одного его члена. Иначе говоря, для того чтобы искупление имело место, нужно было, чтобы оно уже существовало, чтобы кто-то заранее воспользовался его плодами.
Нам, конечно, могут возразить, что это законно, когда речь, идет о таком исключительном создании, как Пресвятая Дева, Которой было предназначено послужить орудием для воплощения и тем самым для искупления. В некоторой мере это правильно: Дева, беспорочно родившая Слово, истинного Бога и истинного Человека, не была обыкновенным созданием. Но можно ли Ее полностью отделить, с момента Ее зачатия Иоакимом и Анной, от остальной части потомства Адамова? Изолируя Ее таким образом, не подвергаемся ли мы риску обесценить всю историю человечества до Христа, уничтожить само значение Ветхого Завета, который был мессианским ожиданием постепенным приготовлением человечества к воплощению Слова? Действительно, если воплощение было обусловлено только лишь привилегией, дарованной Пресвятой Деве «ввиду будущей заслуги Ее Сына», то пришествие Мессии в мир могло совершиться в любой другой момент человеческой истории; в любой момент Бог особым произволением, зависящим только от Его Божественной воли, мог создать непорочное орудие Своего воплощения, не считаясь с человеческой свободой в судьбах падшего мира. Однако история Ветхого Завета нас учит другому: добровольная жертва Авраама, страдание Иова, подвиги пророков, наконец, вся история избранного народа с его взлетами и падениями не являются только собранием прообразов Христа, но также и непрестанным испытанием человеческой свободы, отвечающей на Божественный призыв, предоставляющей Богу в этом медленном и трудном продвижении человеческие условия, необходимые для выполнения Его обетования.
Вся библейская история раскрывается, таким образом, как приуготовление человечества к воплощению, к той «полноте времен», когда ангел был послан приветствовать Марию и получить из Ее уст согласие человечества на то, чтобы Слово стало плотию: «Се раба Господня: буди Мне по глаголу твоему».
Византийский богослов XIV в. Николай Кавасила в поучении на Благовещение говорит: «Благовещение было не только подвигом Отца, Его Силы и Его Духа, но также и подвигом воли и веры Пресвятой Девы. Без согласия Пренепорочной, без участия Ее веры это намерение было бы столь же неосуществимо, как и без вмешательства Самих трех Божественных Лиц. Только лишь после того, как Бог Ее научил и убедил, Он Ее берет Себе в Матери и заимствует у Нее плоть, которую Она желает Ему предоставить. Точно так же, как Он добровольно воплощался, желал Он, чтобы и Матерь Его свободно и по Своему полному желанию Его родила»1.
Если бы Пресвятая Дева была изолирована от остальной части человечества привилегией Бога, даровавшего Ей заранее состояние человека до грехопадения, то Ее свободное согласие на Божественную волю, Ее ответ архангелу Гавриилу утеряли бы свою историческую связь с другими актами, способствовавшими на протяжении веков приуготовлению человечества к пришествию Мессии; тогда была бы разорвана преемственность святости Ветхого Завета, накоплявшаяся из поколения в поколение, чтобы завершиться, наконец, в лице Марии, Пречистой Девы, смиренное послушание Которой должно было переступить последний порог, который с человеческой стороны делал возможным подвиг нашего спасения. Догмат о непорочном зачатии, как он сформулирован Римской Церковью, разрывает ту святую преемственность «праведных праотцев Божиих», которая находит свой конечный предел в «Ессе ancil-la Domini»2. История Израиля теряет свой собственный смысл, человеческая свобода лишается всего своего значения, и само пришествие Христа, которое якобы произошло в силу самопроизвольного решения Божия, приобретает характер появления «deus ex machina», врывающегося в человеческую историю. Таковы плоды искусственного и отвлеченного учения, которое, желая прославить Пресвятую Деву, лишает Ее внутренней глубокой связи с человечеством и, даруя Ей привилегию быть свободной от первородного греха с момента Своего зачатия, странным образом уменьшает значение Ее послушания Божественному Благовестию в день Благовещения.
Православная Церковь отвергает римско-католическое истолкование непорочного зачатия. Однако она прославляет Пресвятую Деву, величая Ее «Пренепорочной», «Нескверной», «Пречистой». Святой Ефрем Сирии (IV в.) даже говорит: «Ты, Господи, како и Матерь Твоя, едино святы есте, Ты бо еси кроме порока и Матерь Твоя кроме греха». Но как же это возможно вне юридических рамок (привилегия исключения) догмата о непорочном зачатии?
Прежде всего нужно делать различие между первородным грехом как виной перед Богом, общей для всего человечества, начиная с Адама, и тем же грехом, силою зла, проявляющегося в природе падшего человечества; точно так же нужно делать различие между общей для всего человечества природой и лицом, присущим каждому человеку в отдельности. Лично Пресвятая Дева была чужда какого-либо порока, какого-либо греха, но по Своей природе Она несла вместе со всеми потомками Адама ответственность за первородный грех. Это предполагает, что грех как сила зла, не проявлялся в естестве избранной Девы, постепенно очищенном на протяжении поколений Ее праведных праотцев и охранявшемся благодатью с момента Ее зачатия.
Пресвятая Дева охранялась от всякой скверны, но Она не была освобождена от ответственности за вину Адама, которая могла быть упразднена в падшем человечестве только лишь Божественным Лицом Слова.
Священное Писание нам приводит другие примеры Божественной помощи и освящения от утробы матери: Давид3, Иеремия4, наконец, Иоанн Креститель (Лк.1,41). В этом-то значении Православная Церковь празднует с древних времен день зачатия Пресвятой Девы (9 декабря ст.ст.), как она празднует также зачатие святого Иоанна Крестителя (23 сентября). Нужно отметить по этому поводу, что римский догмат устанавливает в том, что касается зачатия Пресвятой Девы Иоакимом и Анной, различие между «активным зачатием» и «пассивным зачатием»: первое из них есть естественный, плотский акт, акт родителей, которые зачинают, а второе является только последствием супружеского союза; характер «непорочного зачатия» относится только к пассивному аспекту зачатия Пресвятой Девы.
Православная Церковь, чуждая этого отвращения к тому, что относится к плотской природе, не знает искусственного различия между «активным зачатием» и «пассивным зачатием». Прославляя зачатие Рождества Пресвятой Девы и святого Иоанна Крестителя, она свидетельствует о чудесном характере этих рождений, она почитает целомудренный союз родителей, в то же самое время как и святость их плодов. Для Пресвятой Девы, как и для Иоанна Крестителя, эта святость не заключается в какой-то абстрактной привилегии невиновности, а в реальном изменении человеческой природы, постепенно очищенной и возвышенной благодатью в предшествовавших поколениях. Это непрестанное возвышение нашей природы, предназначенной стать природой воплотившегося Сына Божия, продолжается и в жизни Марии; праздником Введения во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября) Предание свидетельствует об этом непрерывном Ее освящении, об этом охранении Ее Божественной благодатью от всякой скверны греха. Освящение Пресвятой Девы завершается в момент Благовещения, когда Дух Святой соделал Ее способной для непорочного зачатия в полном значении этого слова – девственного зачатия Сына Божия, ставшего Сыном человеческим.
Примечание к новому опубликованию статьи «Догмат о непорочном зачатии»
Написанное более двенадцати лет тому назад это маленькое разъяснение относительно римско-католического догмата о непорочном зачатии должно было бы быть полностью переделано и значительно развито. Надеясь это когда-либо осуществить, мы удовольствуемся пока, дабы не задерживать его напечатания, тем, что дополним текст этого краткого обзора двумя замечаниями, которые должны рассеять некоторые недоразумения.
1) Некоторые православные, движимые весьма понятным чувством ревности к Истине, считают себя обязанными отрицать подлинность явления Божией Матери Бернадетте и отказываются признавать проявления благодати в Лурде под тем предлогом, что эти духовные явления служат подтверждению мариологического догмата, чуждого христианскому Преданию. Мы полагаем, что такое их отношение к этому не оправданно, ибо оно происходит из-за недостаточности различия между фактом религиозного порядка и его вероучительным использованием Римской Церковью. Прежде чем выносить отрицательное суждение по поводу явления Божией Матери в Лурде, подвергаясь риску совершить грех против беспредельной благодати Духа Святого было бы более осторожным и более правильным рассмотреть с духовной трезвостью и религиозным вниманием слова, услышанные юной Бернадеттой, равно как и те обстоятельства, при которых эти слова были к ней обращены. За весь период Ее пятнадцати явлений в Лурде Пресвятая Дева говорила один только раз, назвав Себя. Она сказала «Я есмь Непорочное Зачатие». Однако эти слова были произнесены 25 марта 1858 года, в праздник Благовещения. Их прямое значение остается ясным для тех, кто не обязан их истолковывать вопреки здравому богословию и правилам грамматики: непорочное зачатие Сына Божия является высочайшей славой Пренепорочной Девы.
2) Римско-католические авторы часто настаивают на том факте, что учение о непорочном зачатии Пресвятой Девы явно или неявно признавалось многими православными богословами, особенно в XVII и XVIII вв. Внушительные списки богословских учебников, составленных в ту эпоху, в большинстве случаев на юге России, действительно свидетельствуют, до какой степени богословское преподавание в Киевской академии и в других школах Украины, Галиции, Литвы и Белоруссии было проникнуто темами, присущими вероучению и благочестию Римской Церкви. Хотя православные люди этих пограничных областей и защищали героически свою веру, но они неизбежно испытывали на себе влияние своих римско-католических противников, ибо принадлежали к одному и тому же миру культуры барокко, с ее особыми формами благочестия.
Известно, что «латинизированное» богословие украинцев вызвало догматический скандал в Москве в конце XVII в. по поводу эпиклезиса. Тема непорочного зачатия тем более легко воспринималась, что она находила себе выражение скорее в благочестии, чем в каком-либо определенном богословском учении. В этой-то форме благочестия и можно найти некоторые следы римской мариологии в писаниях святого Димитрия Ростовского, русского святителя украинского происхождения и воспитания. Это только одно значительное имя среди богословских «авторитетов», на которых обычно ссылаются, дабы показать, что догмат о непорочном зачатии Марии приемлем для православных. Мы не станем составлять, в свою очередь, списка (несколько более значительного!) богословов Римской Церкви, мариологическая мысль которых решительно противится учению, век тому назад превращенному в догмат. Довольно будет привести одно имя – имя Фомы Аквинского, дабы установить, что догмат 1854 г. идет вразрез со всем тем, что есть наиболее здорового в богословском предании отделившегося Запада. Для этого надо прочесть места из толкования к «Сентенциям» (I, III, д. 3, q. 1. art. 1 et 2; q. 4, art. 1) и из «Суммы богословия» (III а, q. 27), так же как и из других писаний, где ангелический учитель трактует вопрос о непорочном зачатии Пресвятой Девы: там можно найти пример трезвого и точного богословского суждения, ясной мысли, умеющей использовать тексты западных отцов (блаженного Августина) и восточных (святого Иоанна Дамаскина), чтобы показать истинную славу Пресвятой Девы, Матери нашего Бога. Вот уже сто лет, как эти мариологические страницы Фомы Аквинского находятся под запретной печатью для римско-католических богословов, обязанных следовать «генеральной линии», но они не перестанут служить свидетельством об общем Предании для тех православных, которые умеют ценить богословское сокровище своих отдалившихся братьев.
Как был зачат Иисус Христос?
Ivan Renard 7557 2 года назад история Катoлическoй Церкви, ватиканистика Пользователю можно задать вопрос
Об этом говорится в Символе веры. Апостольский: «…Который был зачат Святым Духом, рождён Девой Марией…»; Никео-Константинопольский: «…от Отца рождённого прежде всех веков, Бога от Бога, Свет от Света, Бога истинного от Бога истинного, рождённого, несотворённого, единосущного Отцу; через Которого всё сотворено. Ради нас, людей, и ради нашего спасения сошедшего с небес, и воплотившегося от Духа Святого и Марии Девы и ставшего Человеком».
Как это будет, когда Я мужа не знаю?, спросила Мария архангела Гавриила, а он Ей ответил: «Дух Святой найдёт на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя». Несмотря на Своё всемогущество, Бог попросил согласия этой девушки, и Она ответила «вот, Я раба Господня, да будет Мне по слову твоему» (подробнее в первой главе Евангелия от Луки и Катехизисе Католической Церкви).
Зачатие Иисуса Христа было без участия мужчины, и Церковь после долгих дискуссий приняла считать, что Богородица сохранила девственность и при зачатии, и при рождении Сына.
Для исполнения Божьего замысла о спасении человечества требовалось Сыну Божьему стать человеком (на 100% Бог, на 100% человек — подобен нам во всём кроме греха), родиться и вырасти в обычной семье, пройти через ужасные муки и умереть — чтобы Своей трагической смертью искупить грехи мира, и в Своём воскресении дать нам надежду.
Ivan Renardотвечает на ваши вопросы в своейПрямой линии 12 -4
Миф: христиане придумали безмужнее зачатие Иисуса, чтобы подчеркнуть важность Его личности
Все христиане со времен апостольских верят, что Господь Иисус родился «от Марии Девы и святого Духа», не имея земного отца. Вот как об этом говорится в Евангелии от Матфея:
Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго. Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Но когда он помыслил это, – се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их (Мф 1:18–21).
О том же свидетельствует и евангелист Лука:
В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим (Лк 1:26–35).
Неверующие полагают, что это — миф, созданный ранней Церковью, чтобы подчеркнуть значение Иисуса.
Например, либеральный протестантский богослов начала ХХ века Гарри Эмерсон Фосдик выражал эту мысль так: «Вера в непорочное рождение как объяснение личности великого человека — вполне известный способ, которым в древности объясняли чрезвычайную исключительность.
Ранние христиане хотели завоевать языческую аудиторию, представив им чудесно рожденного Иисуса, — и так якобы появилась история, которую дальнейшие поколения самих христиан стали принимать за чистую монету.
А на самом деле?
Этот миф исходит из того, что у ранних христиан были веские мотивы приписать Иисусу безмужнее рождение. Как будто они решили устроить мозговой штурм, чтобы хорошенько обдумать, как бы им получше продвинуть нового Мессию в массы. И тут им пришла в голову такая перспективная маркетинговая идея — объявить, что у Иисуса не было земного отца, и сочинить всю историю про юную еврейскую девушку, которая оказывается беременной до свадьбы, глубоко огорченный, но великодушный жених решает потихоньку расторгнуть помолвку, но тут ему является ангел…
Беда в том, что на самом деле это просто ужасная идея с точки зрения продвижения новой религии. Она очень неудобна с точки зрения взаимоотношений и с иудеями, и с язычниками.
Она воспринималась врагами и насмешниками как подарок, и они в нее с радостью вцеплялись, да и до сих пор вцепляются. Для традиционного общества это просто огромный скандал — невеста беременна до свадьбы, да еще не от жениха. Святой Иосиф показал себя человеком чрезвычайно добрым и терпеливым, отказавшись опозорить Марию и всю ее родню на весь мир.
Конечно, у людей, которым обращались апостолы, часто не было его доброты и мудрости, а главное — веры, и они встречали рассказы о Непорочном (безмужном) Зачатии Иисуса Христа грубыми насмешками. Неверы всегда лучше знают, что было на самом деле, и христиане, рассказывая всю эту историю, страшно подставлялись.
Благовещение Пресвятой Богородице; Константинополь; XII в.; Трапезундское евангелие, 1140—1160 гг.
Непорочное Зачатие, таким образом, соответствует тому, что ученые называют «критерием неудобства». Этот критерий исходит из того, что людям свойственно говорить или писать так, чтобы представить свое дело в максимально благоприятном свете, и избегать того, что будет воспринято негативно или вызовет насмешки.
У первых христиан была только одна причина придерживаться такого неудобного рассказа, как повествование о Непорочном Зачатии Иисуса Христа, — они знали, что это произошло на самом деле и что это важно.
Святитель Игнатий Брянчанинов писал:
«Если рассмотреть внимательно повествование евангелиста Матфея о рождении Господа нашего Иисуса Христа, то делается тотчас очевидным, что Евангелист употребил все тщание на то, чтоб показать с ясностию и точностию рождение Богочеловека от Девы, без мужеского семени. Для этого Евангелист объясняет, что Дева, обрученная мужу, не познав мужа, оказалась имеющею во чреве от Святого Духа; для этого Евангелист приводит свидетельство Ангела, явившегося во сне Иосифу и удостоверившего, что плод во чреве Девы от Святого Духа; для этого Евангелист приводит Пророка, предвозвестившего, что Дева зачнет и Дева родит Сына, Спасителя миру; для этого, говоря уже о самом рождестве Богочеловека, Евангелист показывает, что Мария родила Его, будучи Девою, как и зачала, будучи Девою.
Обстоятельства, касавшиеся собственно лица Богоматери и не составлявшие главного предмета, который был описываем Евангелистом, оставлены им без отчетливого объяснения. — Такой же характер имеет и повествование евангелиста Луки о рождении Христовом. Умалчивая о недоумении Иосифа, о явлении ему Ангела во сне, святой Лука поведает о пришествии Архангела Гавриила к Божией Матери с радостнейшим благовестием от Бога о зачатии и рождении Ею Сына Божия, повествует о том, что Елисавета от действия Святого Духа узнала в Марии Матерь Божию.
Елена Черкасова. Благовещение
Святой Лука так же, как и Матфей, называет Марию Девою, обрученною мужу, а рожденного Ею Богочеловека Ее Сыном — Первенцем. Подобного изложения обстоятельств, касавшихся собственно Девы, святым Лукою не сделано; только косвенным образом явствует из его поведания, как выше было сказано, безболезненность Девы при рождении Богочеловека <…> Евангелие упоминает о братьях Богочеловека; на это обстоятельство указывают хулители Приснодевы, как на подтверждение своего мнения. Но достоверное предание Православной Церкви объясняет, что название братьев Господа носили сыновья праведного Иосифа, обручника Божией Матери, от первой жены его. Они носили название братьев Господа точно в таком же отношении, в каком Иосиф назывался Его отцом. Сама Богоматерь именовала так Иосифа.
Нашедши двенадцатилетнего Господа в храме иерусалимском, Она сказала Ему: Чадо, что сотвори нама тако; се, отец Твой и Аз боляща искахома Тебе. Современные иудеи, не знавшие зачатия от Святого Духа и рождения от Девы, признавали Богочеловека сыном Иосифа; а Божия Матерь, ученики и ближние Господа скрывали великое таинство от ожесточенных иудеев, не останавливавшихся хулить очевидные знамения.
Какой богохульный вопль подняли бы они, если б им было открыто зачатие от Духа и рождение от Девы? Это осталось для них неизвестным, и, по народному мнению, считался и назывался Иосиф отцом, следовательно, сыновья его считались и назывались братьями Господа. Они по годам были гораздо старше Богочеловека, Который, следовательно, по отношению к ним не мог быть первенцем».
Кому выгоден этот миф?
Этот миф — его можно назвать «мифом о рождении от Святого Духа» — встречается не только в популярных статьях, но и у серьезных ученых. И это понятно: Непорочное Зачатие является чудом, сверхъестественным Божиим вмешательством, и, если человек придерживается мировоззрения, в котором нет места ни Богу, ни каким-либо Его действиям в мире, он неизбежно будет отвергать любые свидетельства такого сверхъестественного вмешательства. Он будет просто вынужден искать какие угодно объяснения имеющихся свидетельств, кроме самого прямого — чуда.
В развитии мифа большую роль сыграл либеральный протестантизм: столкнувшись, в XIX–XX веках со все более скептической, материалистически настроенной культурной средой, некоторые богословы решили, что хорошей идеей будет начать приспосабливаться и как-нибудь заметать под ковер те библейские чудеса, которые — как и в древности — вызывали особенные насмешки неверующих.
А если мы верим в Бога, и верим в воскресение Христа из мертвых — событие, несомненно, сверхъестественное, — у нас нет оснований сомневаться и в других сверхъестественных событиях, о которых свидетельствуют апостолы, в частности — в Непорочном Зачатии Иисуса Христа.
* Непорочное зачатие Иисуса Христа – в русскоязычной традиции словосочетание «непорочное зачатие» употребляется по отношению к двум совершенно разным доктринам: о Непорочном Зачатии Иисуса Христа и о Непорочном зачатии Девы Марии.
Эти два термина имеют совершенно разное значение — в случае непорочного зачатия Иисуса Христа подразумевается его безмужное зачатие Девой Марией от Святого Духа, а в случае непорочного зачатия Девы Марии имеется в виду католическое учение, согласно которому Богородица была рождена без первородного греха, то есть была абсолютно безгрешной. Православная Церковь этого догматического положения не разделяет и считает его противоречащим сложившемуся в эпоху Вселенских соборов учению о спасении.
В Евангелии от Луки сама Богородица называет Иисуса Христа своим Спасителем.
В большинстве других мировых языков эти две доктрины имеют разное название (например, в латинском «Virginalis conceptio» и «Immaculata conceptio»).
Непорочное зачатие Иисуса Христа
Смотреть что такое «Непорочное зачатие Иисуса Христа» в других словарях:
-
Непорочное зачатие — Непорочное зачатие религиозная концепция, касающаяся зачатия либо бессеменным образом, либо зачатия, при котором на ребёнка не переходит первородный грех. Иногда этот термин употребляют по отношению к мифологическим сюжетам (зачатие Персея… … Википедия
-
Непорочное зачатие Девы Марии — «Непорочное зачатие», картина Мурильо. Иконография включает изображени … Википедия
-
Непорочное зачатие Девы Марии (догмат) — «Непорочное зачатие», картина Мурильо. Иконография включает изображение Марии, парящей в небесах на полумесяце Непорочное зачатие Девы Марии (лат. Immaculata conceptio, у, например, греко и сирокатоликов «Зачатие святой Анной», официально греч.… … Википедия
-
Непорочное зачатие Девы Марии — Католическая доктрина (лат. Immaculate conception), согласно которой Дева Мария была зачата от обычных родителей естественным способом, но на Неё не перешел первородный грех. Догмат был установлен в 1854 году и признаётся только католиками.… … Католическая энциклопедия
-
ДЕВСТВЕННОЕ НЕПОРОЧНОЕ ЗАЧАТИЕ — В основе мифологических представлений о зачатии и рождении ребёнка женщиной (девушкой) без участия мужчины, прямо или косвенно связанных с религиозными верованиями, лежало непонимание физиологического механизма зачатия и рождения (проистекавшее… … Энциклопедия мифологии
-
девственное (непорочное) зачатие — девственное (непорочное) зачатие. В основе мифологических представлений о зачатии и рождении ребёнка женщиной (девушкой) без участия мужчины, прямо или косвенно связанных с религиозными верованиями, лежало непонимание физиологического механизма… … Энциклопедия мифологии
-
Церкви Христа — Церкви Христа, одна из групп реставрационистов, отделившихся от деноминации ученики Христа (раскол наметился около 1870, окончательное отделение произошло в 1906). Спор произошёл по вопросу о возможности использования музыкальных инструментов во… … Энциклопедия «Народы и религии мира»
-
Мария (мать Иисуса) — «Владимирская икона Божией Матери» наиболее почитаемое изображение Богоматери на Руси. Византия. XII в. Богородица (Богоматерь, греч. Θεοτόκος), Дева Мария (лат. Virgo Maria) в христианской и исламской традиции мать Иисуса Христа, одна из самых… … Википедия
-
Социнианство — или антитринитарианское учение социниан получило свое название по имени Фауста Социна (см.). Оно представляет дальнейшее и более смелое рационалистическое движение в протестантской богословской науке. Социниане в основание своего учения кладут… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
-
Социнианство — Faustus Socinus. Социнианство или антитринитарное учение социниан, получило свое название по имени Фауста Социна. Оно представляет дальнейшее и более смелое рационалистическое движение в протестантской богословской науке … Википедия
- Воскресение Иисуса Христа — в христианстве возвращение Иисуса Христа к жизни после его смерти на кресте и погребения… Исторический словарь
- Апокриф о иерействе Иисуса Христа — памятник, появившийся в византийской письменности еще в VIII–XI вв. и отмеченный в числе отреченных книг уже в славянском Погодинском Номоканоне XIV в. . До нас дошли, по крайней мере, две редакции этого апокрифа… Словарь книжников и книжности Древней Руси
- Воскресение Иисуса Христа — в христианском вероучении возвращение Иисуса Христа к жизни после Его смерти на кресте и погребения… Энциклопедия культурологии
- Воскресение Иисуса Христа — По прошествии субботы, ночью, на третий день после страданий и смерти Иисуса Христа произошло землетрясение: «Ангел Господень, сошедший с небес, приступив, отвалил камень от двери гроба и сидел на нем… Православный энциклопедический словарь
- Второе пришествие Иисуса Христа — будущее пришествие Иисуса Христа на землю для Страшного суда над живими и мертвыми… Православный энциклопедический словарь
- Второе пришествие Иисуса Христа — Второе пришествие Христово — событие, ожидаемое в большинстве христианских церквей, предвозвещённое в Новом Завете… Католическая энциклопедия
- Непорочное зачатие — религиозная концепция, касающаяся зачатия либо бессеменным образом, либо зачатия, при котором на ребёнка не переходит первородный грех. В христианстве понятие «непорочное зачатие» употребляется по отношению к… Католическая энциклопедия
- Непорочное зачатие Девы Марии — Католическая доктрина , согласно которой Дева Мария была зачата от обычных родителей естественным способом, но на Неё не перешел первородный грех. Догмат был установлен в 1854 году и признаётся только католиками… Католическая энциклопедия
- девственное (непорочное) зачатие — де́вственное зача́тие. В основе мифологических представлений о зачатии и рождении ребёнка женщиной без участия мужчины, прямо или косвенно связанных с религиозными верованиями, лежало непонимание… Энциклопедия мифологии
- ДЕВСТВЕННОЕ НЕПОРОЧНОЕ ЗАЧАТИЕ — В основе мифологических представлений о зачатии и рождении ребёнка женщиной без участия мужчины, прямо или косвенно связанных с религиозными верованиями, лежало непонимание физиологического механизма зачатия и… Энциклопедия мифологии
- Воскресение Иисуса Христа — По евангельскому рассказу, в ночь на первый день недели при гробе Иисуса Христа произошло землетрясение: ангел, сошедший с неба, отвалил камень от гроба и сидел на нем. Вид его был, как молния, и одежда его была бела,… Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона
- Крест Иисуса Христа и его изображения — Какой формы и вида был К. Иисуса Христа — доселе археологами не определено с точностью… Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона
- Монограмма Иисуса Христа — главный вид ее образуется из соединения — двух первых букв греческого имени Христос; вместе с именем И. Хр. она представляет и знак креста … Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона
- Образ (лик) Иисуса Христа — И в восточной, и в западной церкви существуют предания о том, что еще в дни земной жизни И. Христа церковь обладала изображениями его лика, воспроизведенными им самим… Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона
- Образ Иисуса Христа — И в восточной, и в западной церкви существуют предания о том, что еще в дни земной жизни И. Христа церковь обладала изображениями его лика, воспроизведенными им самим… Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона
- Сердце Пресвятое Иисуса Христа — одна из наименее христианских особенностей католического богопочитания. Культ этот возник во Франции в XVII в., когда проповедники стали трактовать о пресвятом С. Христа или Девы Марии… Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона
Дева рождения Иисуса — Virgin birth of Jesus
Часть серии на
христианство портал
Непорочное зачатие Иисуса является учение , что Иисус был зачат и рожден матерью Марией через силе Святого Духа и без агентства человеческого отца . Идея только в Евангелиях от Матфея и Луки . Это закреплено в Никейский символ веры ( «воплощенного Девы Марии») и символ веры Апостолов ( „рожденного от Девы Марии“), католическая церковь держит его авторитетными для веры и протестанты рассматривают его как объяснение смеси человеческое и божественная природа Иисуса, но научный консенсус в том , что его исторических основах очень непрочные.
Новый Завет нарративы: Матфей и Лука
События в
согласно Евангелиям
В остальной части NT
Книга: Жизнь Иисуса
Состав Матфея и Луки
Во всем христианском корпус непорочное зачатие встречается только в Евангелии от Матфея и Евангелия от Луки . И , вероятно , датируются периодом 80-100 г. н.э., и являются анонимными (в атрибуции от Матфея и Луки были добавлены во 2 — м веке), и он почти уверен , что ни была работа очевидца.
Matthew 1: 18-25
Основная статья: Matthew 1
Матфей подчеркивает девственность Марии ссылками на книги Исайи (используя греческий перевод в Септуагинте , а не в оригинале на иврите) и его повествовательной утверждением , что Иосиф не имел никаких сексуальных отношений с ней , пока после рождения (выбор слов которая оставляет открытой возможность того, что они имели отношения после этого).
18: Теперь рождение Иисуса Мессии имело место таким образом. Когда его мать Мария была обручена с Иосифом, но прежде , чем они жили вместе, она была найдена , чтобы быть с ребенком от Святого Духа.
19: Ее муж Иосиф, будучи праведен и не желая подвергать ее общественного позора, планируется уволить ее спокойно.
20: Но только тогда , когда он решил сделать это, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: «Иосиф, сын Давидов, не бойся принять Марию, жену твою, ибо ребенок , зачатый в ней от Духа Святого.
21: Она родит сына, и наречешь имя ему Иисус, ибо он спасет людей своих от грехов их «.
22: Все это произошло , чтобы исполнить то , что было сказано Господом через пророка:
23: «Смотри, Дева во чреве приимет и родит сына, и они будут называть его Еммануил» , что означает «Бог с нами. »
24: Когда Иосиф проснулся от сна, он сделал так , как Ангел Господень повелел ему; он взял ее в жены,
25: но не имели брачные отношения с ней , пока она не родила сына; и он назвал его Иисусом.
Луки 1: 26-38
Основная статья: Луки 1
Лука представляет Марию как девственница, описывает ее растерянность на говорят , что она родит ребенка , несмотря на отсутствие у нее сексуального опыта, и сообщает читателю , что эта беременность должна быть осуществлена через Бога Святого Духа .
26: В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский , называемом Назарет,
27: к Деве , обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова. Имя Деве Марии.
28: И он подошел к ней и сказал: «Привет, Благодатная, Господь с вами!».
29: Но она была очень озадачена его словами и обдумывал какой — то приветственное это могло бы быть.
30: Ангел сказал ей : «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога.
31:. А теперь, зачнешь во чреве , и родишь сына, и ты назовёшь его Иисус
32: Он будет большим, и будет называться Сыном Всевышнего, и Господь Бог даст ему трон своего предка Давида.
33: Он будет царствовать над домом Иакова во веки, и царству его не будет никакого конец.»
34: Мария же сказала Ангелу: «Как это может быть, так как я девственница?»
35: Ангел сказал ей: «Святой Дух сойдет на вас, и сила Всевышнего осенит тебя, поэтому ребенок должен родиться будет святым, он будет называться Сыном Божьим.
36: А теперь , ваш родственник Элизабет в ее старости зачала сына, и это шестой месяц для нее , кто сказал опустеет.
37: для ничего не будет невозможного с Богом «.
38: Тогда Мария сказала: «Вот я, слуга Господа, да будет мне по слову твоему.» Затем отошел от Нее Ангел.
Сравнение и Лукань Мф рождественских описательной
Матфей и Марк согласен, что муж Марии был назван Иосифом, что он был из рода Давидова происхождения, и что он не играл никакой роли в концепции Иисуса, который вместо того, чтобы был божественно затронуты. Но, несмотря на наложений, эти две истории очень разные:
Мэтью | Люк |
---|---|
Mary девственница, обручена с Иосифом (Davidic спуск создан в генеалогии) | Mary девственница, обручена с Иосифом «из дома Давидова» |
Мэри беременна ( «найдено с ребенком») перед посещением ангела | Мэри еще не беременны ( «Вы себе») в ангеле пришествия |
Ангел приходит к Иосифу | Ангел (назван Гавриилом) приходит к Марии |
Ангел приходит во сне | Ангел приходит в лице |
Ангел объясняет, что девственная концепция / рождение исполняет пророчество (Исаии) | Ангел не упоминает пророческое выполнение |
Рассказчик объясняет, что Иосиф не имел сексуальные отношения с Марией до после рождения | Не Повествование заявления отрицая сексуальные отношения Марии с Иосифом до рождения |
Историчность и источники описательной
Благовещение , по Гвидо Рени , 1621
Современный научный консенсус в том , что непорочное зачатие покоится на очень стройные исторических основах. В посланиях Павла не содержат какое — либо упоминания непорочного зачатия, да и вообще любое упоминание вообще рождения Иисуса, и взять на себя его полное человечество; Павла, Иисус стал Сыном Божьим только при его воскресении. Марк , самое раннее Евангелие, также не имеет девственную историю рождения и утверждает , что мать Иисуса не было никакой веры в ее сына, как если бы она была , она забыла посетить ангела. Джон говорит , что христиане рождены от Бога, но не говорят этот Иисус; его Иисус есть отец и мать , и его концепция не влечет за собой божественное вмешательство.
В этой связи возникает вопрос о том, где Матфей и Лука нашли их историю. По мнению большинства в том , что каждый из них использовал Евангелие от Марка как источник для повествования о жизни Иисуса, но Марк не имеет никакой истории о рождении. Столь же маловероятно , либо было получено от других, или что они имели общий источник. Raymond E. Brown предложил в 1973 году , что Иосиф был источником счета Мэтью и Мэри Люка, но современные ученые считают это «крайне маловероятно», учитывая , что это так называемая семейная традиция возникла так поздно. Отсюда следует , что два описательных были созданы двумя авторами, хотя идея позади них , вероятно , произошло десять лет или около того раньше, примерно 65-75 AD.
Девственница традицию рождения, возможно, возникла как ответ на раннее еврейское легато против Иисуса и утверждения, что он и его рождения было святы; на самом деле, хотя большинство ученых считают, что Матфей делает научить девственную концепцию, значительное меньшинство думать, что он может быть монтированием защиты от обвинений в изнасиловании или нелегитимности.
Культурный контекст
Основная статья: Чудесные родыБлаговещение , по Фра Анджелико
В первом веке Иудеи, еврейские девушки были обручены в возрасте около двенадцати или двенадцать с половиной лет . В период помолвки, который длился около года, брак не был оконченным и невеста оставалась в доме ее родителей. Обручение было оформлено договором, и аннулирование договора требуется документ о разводе освободив девочку на повторный брак.
Древний мир не имел ни малейшего представления о том , что мужчины сперма и женская яйцеклетка оба , необходимые для формирования плода; вместо того, чтобы они думали , что мужской вклад в воспроизводстве состоял из какого — то формирующего или порождающего принципа, в то время как жидкости тела Марии обеспечат все дело , которое было необходимо для телесной формы Иисуса, включая его мужской пол. Эта культурная среда способствовала чудесным рассказам о рождении — они были распространены в библейской традиции, восходящей к Аврааму и Сарре. Они также могут иметь корни в эллинистической мифологии, хотя нет никакого акцента в эллинистической истории на девственность женщин , рожающих богами. Матфей использует Исаия 7:14 , чтобы поддержать свое повествование, но ученые считают , что еврейское слово , используемое в Исаии, » альма «, означает девочку детородного возраста без обращения к девственности, и пророчествовать имеет непосредственное применение.) Существует также гипотеза о том , что рассказы были написаны , чтобы ответить на еврейские наветов о нелегитимной рождении Иисуса, о котором есть данные из 2 — го века, хотя это , возможно, было последующее полемический еврейский ответ на счет в Евангелии от Матфея и Луки.
Рассказы о непорочном зачатии и пропитке смертных женщин божеств были хорошо известны в 1 — м века греко-римский мир и Второй Храм еврейских произведения также были способны производить счета появлений ангелов и чудесных рождений для древних героев таких как Мелхиседек , Ной и Моисей . Девственница история рождения Луки стандартный сюжет из еврейских писаний, как, например , в Благовещенске сцен для Исаака и для Самсона , в котором появляется ангел и вызывает опасения, ангел дает уверенность и объявляет предстоящее рождение, мать поднимает возражение и ангел дает знак. Тем не менее, «вероятные источники , которые говорят о непорочном зачатии в районах убедительно близких к собственному вероятному происхождению Евангелий оказались чрезвычайно трудно продемонстрировать». Аналогичным образом , в то время как широко признано , что существует связь с зороастризма (персидских) источников , лежащих в основе истории Мэтью из волхвов (мудрецов с Востока) и Вифлеемская звезда , более широкой утверждают , что зороастризм формируется фон к младенчества описательной не достиг признания.
Богословие и развитие
Смотрите также: Отказ в непорочное зачатие Иисуса
Основная цель повествований в Евангелиях от Матфея и от Луки был противостоять Docetic утверждают , что отрицает полную человечность Иисуса, но и во всей христианской истории небольшое число групп отрицают непорочное зачатие. Эта точка зрения существует среди некоторых ранних еврейских христианских групп , таких , как некоторые из Ebionites , которые считали Иисуса Мессией, но отверг апостола Павла отступником. Однако в 4 — м веке Никейский символ веры отверг учение , что Иисус был простым человеком.
Во 2 — м веке философ Цельс писал , что отец Иисуса был римский солдат по имени Пантера ; Цельс обратил ответы от Оригена , который считал , что сфабрикованная историей. Raymond E. Brown утверждает , что история Pantera является причудливое объяснение рождения Иисуса , который включает в себя очень мало исторических свидетельств.
В средние века , как часть конфликтов с христианами, сатирическая пародия христианских Евангелиях называется Toledot Иешу был написан. Книга называется Pantera или Пандеры, как отец Иисуса. Роберт E Ван Воорст утверждает , что литературные истоки Толедота Иеш не могут быть прослежены с уверенностью, и что, учитывая его средневековый состав без установленной формы, это «маловероятно» , чтобы содержать достоверную историческую информацию. Blackwell Companion Иисуса утверждает , что Toledot Иеш не содержит никаких исторических фактов как таковые, и , возможно , создан как инструмент для отражения преобразования в христианство.
Христианские праздники и религиозные обряды
Смотрите также: Благовещение , Мариан богослужения и гимны МарииМэри писать Magnificat , по Мари Элленриедер , 1833
Христиане отмечают зачатие Иисуса на 25 марта и его рождение на 25 декабря. (Эти даты для западной традиции — православие имеет другой календарь). Магнификат , основанный на Луки 1: 46-55 является одним из четырех известных евангельских песнопений : при регистрации Benedictus и Магнификат в первой главе, и Gloria в Excelsis и Dimittis Nunc во второй главе Луки, которые теперь неотъемлемая часть христианской литургической традиции. Магнификат является одним из восьми самых древних христианских гимнов и , возможно , самый ранний Marian гимне . Благовещение, представляя непорочное зачатие, стало элементом Мариан богослужениями в средневековые времена, и в 13 — м веке прямые ссылки на него были широко распространены во французских текстах.
Восточная православная церковь использует название «Ever Дева Мария» в качестве ключевого элемента своей Marian почитания, и как часть акафистов (гимны) к Марии , которые являются неотъемлемой частью его литургии .
Художественные живописания
Смотрите также: Благовещение в христианском искусстве
Это учение о непорочном зачатии часто представлена в христианском искусстве с точки зрения Благовещения Марии на архангела Гавриила , что она зачнет ребенка родиться Сын Божий , и в Рождественских сценах , которые включают в себя фигуру Саломеи . Благовещение является одним из наиболее часто изображаемых сцен в западном искусстве. Благовещение сцена также составляет наиболее частые появления Гавриила в средневековом искусстве. Изображение Иосифа отворачиваясь в некотором вертепе является сдержанной ссылкой на отцовство от Святого Духа , и учение о непорочном зачатии.
Галерея искусства
-
Царские врата, монастырь Святой Екатерины на горе Синай в Египте, 12 — го века
-
Сандро Боттичелли (1489-90)
-
Михаил Нестеров , Россия, 19 век
-
Восточный ортодокс Рождественское изображение немного изменилось в более чем тысячелетия
-
Джотто (1267-1337): Рождество с непораженным Иосифом , но без Саломеи
- Adoptionism
- христология
- Дива Filius
- Воплощение (Христианство)
- Исаия 7:14
- Иисус в Исламе
- Вечное девство Марии
Рекомендации
Список используемой литературы
Непорочное зачатие Иисуса | ||
Предшественник Гавриил объявляет Джон родил Захарию |
Новозаветные события |
Преемник Мэри посещает Элизабет |