Закончи предложение
Антонимы
Аналогии (направлены на определение словарного запаса, речевой логики).
Оценка производится качественно и количественно.
«Антонимы»
Пример: белый — черный
много — мало
1. высок —
2. вблизи
3. светлый
4. день
5. сухо
6. встать
7. заснула
8. детский
9. радость
10. поздно
11. храбрец
12. холод
Обращайте внимание на правильность окончаний слов.
Оценка: низкий уровень — 1—4 правильных ответа.
средний уровень — 5—8 правильных ответов;
высокий уровень — более восьми правильных ответов.
«Аналогии»
Пример: мальчик — девочка
мужчина — женщина
1. птица — летать
рыба —
2. мяч — игрушка
роза —
3. хлеб — кушать
книги —
4. овца — ягненок
медведь —
5. пища — есть
вода —
6. слон — большой
мышка —
7. камень — твердый
вата —
8. собака — кот
щенок —
9. лай — собака
кряканье —
10. помидор — красный
банан —
11. сахар — сладкий
лимон —
12. утро — рано
вечер —
13. сентябрь — месяц
среда —
14. ребенок — маленький
взрослый —
15. кухня — плита
спальня —
16. медленный — идти
быстрый —
Оценка: 1—9 правильных ответов — уровень ниже среднего;
9—11 правильных ответов — уровень средний;
более 11 правильных ответов — уровень выше среднего.
«Закончи предложение».
1. Если кусочек льда принести в комнату, то … .
2. Мальчик весело смеялся, несмотря на … (потому что).
3. Если зимой будет сильный мороз, то … .
4. Если взлететь высоко, как птица, то … .
5. Девочка стояла и плакала, хотя … (потому что).
6. Мальчик заболел, у него поднялась высокая температура, несмотря на то что … (потому что).
7. Если наступит день рожденья, то … .
8. Девочка стояла одна около дома, хотя … (потому что).
9. Если весь снег растает, то … .
10. В комнате погас свет, хотя … (потому что).
Оценивается умение ребенка устанавливать причинно-следственные связи между явлениями; понимание значения слов «хотя», «потому что», «несмотря на», «если, то».
Игры для установления причинно-следственных связей
Калиновская Юлия
Игры для установления причинно-следственных связей
Все мы знакомы с понятием причинно-следственных связей: опустил руку в горячее – обжегся, наступил на грабли – они ударили вас по лбу. С причинно-следственными связями мы сталкиваемся на каждом шагу. Предлагаем вам игры, направленные на развитие причинно-следственных связей у ребенка.
Рекомендуемый возраст – от 3 лет.
*Игра «Почему это произошло?»
Предложите ребенку назвать как можно больше причин для следующих ситуаций:
• На улице стояло много людей.
• Дети стояли, открыв рот от изумления.
• Вода в чашке стала мутной.
• Внезапно в комнате погас свет.
• Пение птиц внезапно прекратилось.
• Мама открыла дверь в комнату и ахнула.
Постарайтесь придумать как обычные, так и самые невероятные объяснения ситуаций. Например: мама могла удивиться, увидев подарок на столе или разбитую чашку, а может быть Карлсона, сидящего на подоконнике.
*Игра «Что может произойти, если…»
• Если положить лед на ладонь, то ….
• Если у медведя вырастут крылья, то ….
• Если полететь высоко-высоко, то ….
• Если съесть много мороженого, то ….
• Если летом пойдет снег, то ….
Подключите фантазию: если выбросить кусочек хлеба, то его могут скушать птички, он может упасть на голову кому-то, его отнесет ветром в волшебную страну и хлебный кусочек превратится в съедобный домик.
*Игра «Продолжи предложения»
• Девочка весело смеялась, потому что ….
• Если наступит праздник, то ….
• Собака печально бродила по улице, хотя ….
• На горячую сковороду капнула вода ….
• Мы уехали и забыли полить цветы ….
• Голодный волк увидел пирожок ….
• Папа открыл кран ….
• Коля упал в яму, потому что ….
• Птицы начали собираться в теплые края, потому что ….
*Игра «Найди связь»
Предложите ребенку найти связь между двумя предложениями, на первый взгляд не имеющих ничего общего. Объясните, как все происходило. Например:
Шишка упала с елки.
Автобус не пришел вовремя.
Белка сидела на дереве и упустила шишку. В это время под деревом сидел зайчик, на которого упала шишка. С перепугу трусишка бросился бежать, выскочил на дорогу. Дети, сидящие в автобусе выбежали посмотреть на зайца и разбрелись. Водитель их долго ждал и поэтому автобус не пришел на станцию вовремя.
*Игра «Невероятные фантазии»
• Что произойдет, если зима будет круглый год?
• Что произойдет, если рыбы станут летать?
• Что произойдет, если человек будет ростом с дом?
• Что произойдет, если муравьи станут ростом со слона?
*Игра «Понимание назначения»
• Зачем каждому человеку имя?
• Для чего нужны светофоры на улицах?
• Зачем нужна печка?
• Почему у ежа иголки?
• Что можно сделать, если ты заблудился?
*Игра «Состав предметов и явлений»
• Из чего птички строят свои гнезда?
• Что нужно взять с собой на рыбалку?
• Как получается дождь?
• Что можно подарить собаке на день рождения?
• Как отличить живой предмет от неживого?Игры для установления причинно-следственных связей.
*Игра «Почему это произошло?»
Предложите ребенку назвать как можно больше причин для следующих ситуаций:
• На улице стояло много людей.
• Дети стояли, открыв рот от изумления.
• Вода в чашке стала мутной.
• Внезапно в комнате погас свет.
• Пение птиц внезапно прекратилось.
• Мама открыла дверь в комнату и ахнула