Текст молитвы псалом 136 известен больше как «На реках Вавилонских». Благодаря тому, что художественная культура напомнила о хвалебной песне, Псалом получил вторую жизнь. Он используется в кино и литературе, в эстрадной и академической музыке.
Содержание
- Текст молитвы псалом 136
- История написания
- Толкование псалма 136
- Правила чтения
- На реках Вавилонских
- Псалом на реках Вавилонских
- Когда поют “На реках Вавилонских”
- На реках Вавилонских
- Когда поют “На реках Вавилонских”
- На реках Вавилонских. Ноты
- На реках Вавилонских. Слушать
- Псалом 136. На реках вавилонских…
- На реках Вавилонских…
Текст молитвы псалом 136
Самыми популярными версиями текста псалма 136 являются еврейская, старославянская и латинская. В храмах используют церковнославянский вариант, а в домашних условиях верующий может зачитывать текст на русском языке.
На церковнославянском языке с ударениями
Дави́ду Иереми́ем.
1 На река́х Вавило́нских, та́мо седо́хом и пла́кахом, внегда́ помяну́ти нам Сио́на.
2 На ве́рбиих посреде́ eго́ обе́сихом орга́ны на́ша.
3 Я́ко та́мо вопроси́ша ны пле́ншии нас о словесе́х пе́сней и ве́дшии нас о пе́нии: воспо́йте нам от пе́сней Сио́нских.
4 Ка́ко воспое́м песнь Госпо́дню на земли́ чужде́й?
5 А́ще забу́ду тебе́, Иерусали́ме, забве́на бу́ди десни́ца моя́.
6 Прильпни́ язы́к мой горта́ни моему́, а́ще не помяну́ тебе́, а́ще не предложу́ Иерусали́ма, я́ко в нача́ле весе́лия моего́.
7 Помяни́, Го́споди, сы́ны Едо́мския, в день Иерусали́мль глаго́лющыя: истоща́йте, истоща́йте до основа́ний eго́.
8 Дщи Вавило́ня окая́нная, блаже́н и́же возда́ст тебе́ воздая́ние твое́, е́же воздала́ еси́ нам.
9 Блаже́н и́же име́т и разбие́т младе́нцы твоя́ о ка́мень.
На русском языке
Давида, через Иереми́ю.
1 При реках Вавилона, там сидели мы и плакали, когда вспоминали о Сионе;
2 на вербах, посреди его, повесили мы наши арфы.
3 Там пленившие нас требовали от нас слов песней, и притеснители наши — веселья: «пропойте нам из песней Сионских».
4 Как нам петь песнь Господню на земле чужой?
5 Если я забуду тебя, Иерусалим,- забудь меня десница моя;
6 прилипни язык мой к гортани моей, если не буду помнить тебя, если не поставлю Иерусалима во главе веселия моего.
7 Припомни, Господи, сынам Едомовым день Иерусалима, когда они говорили: «разрушайте, разрушайте до основания его».
8 Дочь Вавилона, опустошительница! блажен, кто воздаст тебе за то, что ты сделала нам!
9 Блажен, кто возьмет и разобьет младенцев твоих о камень!
История написания
Во многих вариациях авторство царя Давида не подписано. В греческом и латинском варианте все же есть имя царя. Псалмы были написаны во времена правления царя Давида.
Тогда иудейский народ переживал непростые времена. Данная хвалебная песнь рассказывает о жизни евреев в момент падения Иерусалима. Случилось это в VI веке до Рождества Христова. Войско Вавилона силой вторглось в древний город, уничтожив при этом все, даже Храм Господень. Это был единственный храм, в котором поклонялись Богу. Все жители города были пленены. Люди были потеряны, они лишились не только своего дома, но и религии.
Толкование псалма 136
Текст молитвы псалом 136, толкование которого мы предлагаем, несет в себе боль всего еврейского народа. В каждой строчке чувствуется пустота и плач людей.
Стихи 1-3: Рассказывается о быте вавилонян. Описывается удивительная природа рек Евфрат и Тигр. И берега этих рек стали излюбленными для еврейских племенников. Многие знают, что евреи были очень музыкальны. Они с песней засыпали и просыпались. Почти все песни и стихи народа прославляли Господа и были религиозны.
Стихи 4-6: Каждый еврей не может позволить себе забыть свой город и дом. Первая и самая главная мечта народа – восстановить свой город, чтобы с ним расцвела и жизнь.
Стихи 7-9: Не смотря на то, что еврейский народ всегда был добр и не воинственен, у него всегда были враги. Одними из них является народ идумеяне. Они злорадствовали при падении Иерусалима.
Правила чтения
Все Псалмы разделены на кафизмы. Псалом 136 «На реках Вавилонских» является частью 19-й кафизмы. Текст зачитывается в Православной церкви каждую неделю во время утренней пятничной молитвы. Также песнь используется в богослужениях к Великому посту. В домашних условиях можно читать текст на русском языке еженедельно.
На реках Вавилонских
Псалом на реках Вавилонских
136 псалом повествует о страданиях еврейского народа в вавилонском рабстве при царе Навуходоносоре. Десятки тысяч израильтян лишились своего отечества после проигранного иудейского восстания в 598 году до н.э. Вавилонское пленение длилось до правления Царя Кира, который позволил рабским народам вернуться в свои земли. Новозаветная Церковь толкует псалом как плач о греховном пленении и изгнании из Рая.
Когда поют “На реках Вавилонских”
Песнопение «На реках Вавилонских» – это одна из покаянных молитв, готовящих нас кВеликому Посту. С недели о блудном сыне (вторая подготовительная неделя перед Великим постом) и две последующих недели до недели о Страшном суде мы слышим это песнопение в субботу вечером на центральной части Всенощного бдения (полиелее) после 134 (“Хвалите имя Господне”) и 135 (“Исповедуйтеся Господеви, яко Благ”) хвалебных псалмов.
“На реках Вавилонских” – текст:
На реках вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам Сиона; на вербиих посреде eго обесихом oрганы наша.
На реках Вавилона, там мы сидели и плакали, когда вспоминали о Сионе; на вербах, среди него, повесили арфы наши.
Пленённые евреи жили вне городов Вавилонского царства, среди рек, оплакивая потерянную родину. Как пишет блаженный Феодорит, «предающиеся скорби обыкновенно уходят в места пустынныя, и там оплакивают собственныя свои бедствия. Посему и Иудеи, сидя на утесистых берегах рек, и размышляя о запустении своего столичнаго города, проливали обильныя слезы, уподоблявшияся речным потокам» . Среди ветвей они повесили свои инструменты, потому что лишь в Иерусалиме они могли использовать их для богослужебных песнопений.
Яко тамо вопросиша ны пленшии нас о словесех песней, и ведшии нас о пении; воспойте нам от песней Сионских. Како воспоем песнь Господню на земли чуждей? Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя. Прильпни язык мой гортани моему, аще не помяну тебe, аще не предложу Иерусалима, яко в начале веселия моего.
Там пленившие нас требовали от нас слов песней; и притеснители наши – веселия: пропойте нам из песней сионских. Как мы споём Господню песнь на чужой земле? Если забуду тебя, Иерусалим, пусть забудет меня моя правая рука, пусть прилипнет к гортани язык мой, если не вспомню тебя, если не будет Иерусалим причиной радости моей.
Ради забавы и глумления иноплеменники хотели слышать священные тексты иудеев, но не ради того, чтобы научиться славить Бога. Униженные пленники отвечали отказом, чтя законы своих предков. Они возглашают в сильном исступлении, насылая на себя проклятия, если перестанут вспоминать Иерусалим: «Как они, когда лишены были города, тогда и стали искать его, так многие и из нас испытают то же, когда в тот день лишатся горнего Иерусалима» (Свт. Иоанн Златоуст, беседы на псалмы, 46).
Помяни, Господи, сыны eдомския в день Иерусалимль глаголющия; истощайте, истощайте до оснований eго. Дщи вавилоня окаянная, блажен, иже воздаст тебе воздаяние твое, eже воздала eси нам; блажен, иже имет и разбиет младенцы твоя о камень.
Помяни, Господь, Едомским сыновьям, когда они говорили в день разрушения Иерусалима: «Разрушайте, разрушайте его до основания». Дочь Вавилона, опустошительница! Блажен, кто воздаст тебе за твои деяния, которые ты совершила с нами; блажен, кто возьмёт и разобьёт твоих младенцев о камень.
Сыновья Едома – идумеяне, родственный иуедеям народ, в день разгрома Иерусалима злорадствовали и желали большего разрушения города. Дочь Вавилона – столица всего царства. Всем им предрекаются страшные несчастия и отмщение от Бога. Вавилон являет собой воплощение мира, потому дети его – грехи, и счастлив тот, кто сможет искоренить страсти в своей душе ещё в зародыше.
Блаженный Августин говорит: «Мы являемся пленниками, лишенными святости и Иерусалима. Кто нас взял в плен? – Диавол и бесы. А Кто нас спас и искупил? – Христос. Дщи Вавилоня с раннего детства губила наши души всевозможными пороками, и ей следует воздать тем же, т.е. разбить о камни ее порождения. Что это за порождения? – Это рождающиеся дурные вожделения. О какой Камень разбить их? – “Камень же бе Христос” (1 Кор 10, 4). Вот это Какой Камень» (Р. Lat. t. 37 col. 17773-4).
На реках Вавилонских
Когда поют “На реках Вавилонских”
Песнопение «На реках Вавилонских» – это одна из покаянных молитв, готовящих нас к Великому Посту. С недели о блудном сыне (вторая подготовительная неделя перед Великим постом) и две последующих недели до недели о Страшном суде мы слышим это песнопение в субботу вечером на центральной части Всенощного бдения (полиелее) после 134 (“Хвалите имя Господне”) и 135 (“Исповедуйтеся Господеви, яко Благ”) хвалебных псалмов.
На реках Вавилонских. Ноты
Скачать ноты в pdf:
На реках Вавилонских. Слушать
На реках Вавилонских. Обиходный:
Старинный напев из обихода Синодального хора. Исполняет хор подворья Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в Москве, регент – В. Горбик
На реках Вавилонских. Архангельский:
Музыка А. Архангельского. Исполняет ансамбль храма в честь иконы Божьей Матери «Знамение-Алабацкая» города Новосибирска. Дирижёр – А. Росляков.
Александр Архангельский – композитор и регент конца 19 – начала 20 века, автор множества духовных сочинений, в том числе двух литургий и всенощной. Один из представителей Новомосковской композиторской школы, связанной с деятельностью Синодального хора – старейшего профессионального коллектива, исполнявшего духовные и светские песнопения.
На реках Вавилонских. Валаамский распев:
“На реках Вавивлонских” в мировой музыкальной культуре
«Va, pensiero»
Сильный по драматизму и скорбности псалом оставил своей след и в культуре – его парафразом является всемирно известный хор «Va, pensiero» Дж. Верди из оперы «Набукко». Он стал неофициальным гимном Италии — именно эта музыка звучала при открытии заново отстроенного Ла Скала после Второй мировой войны, а на похоронах самого Верди и на похоронах Тосканини его пел народ.
Песня «Реки вавилонские»
Свой след духовный текст оставил даже в поп-культуре. Песня Rivers of Babylon была написана и исполнена Брентом Доу (Brent Dowe) и Тревором МакНафтоном (Trevor McNaughton) из ямайской группы Melodians в 1970 году . Особую известность получила в исполнении поп-группы Boney M. в 1978 году. Именно их версия стала международным бестселлером.
Неслучаен выбор такой литературной основы – культура ямайцев трактовала Вавилонское завоевание как вывоз их предков из Африки на Западные земли, реки же символизировали Атлантический океан. Песня была настолько популярна, что стала международным хитом и безусловным мировым успехом диско-группы.
Елена Камбурова. Музыка – В. Дашкевич, русский перевод – Ю. Ким
На заставке фрагмент фото DTP David Thompson Photography
Псалом 136. На реках вавилонских…
На реках вавилонских, Сион вспоминая, сидели и плакали.
Наши гусли на ивах висели печальными знаками.
Кто пленил нас, просили: воспойте нам песни сионские.
Как же петь на чужбине молитвы, святые, Господские?
Если я позабуду Иерусалим, к струнам пальцы мои не притронутся.
Да прилипнет язык мой к гортани, когда мне мой город не вспомнится.
Ты припомни, Господь, день погрома эдомским сынам-осквернителям,
как кричали они: разрушайте, губите, гоните их!
Ты же, дочь Вавилона, получишь твоё воздаяние –
тот блажен, кто младенцев твоих разобьёт как порочное семя о каменья.
Псалом 136 (на русском).
1 У рек Вавилонских там мы сели и заплакали, когда вспомнилось нам о Сионе.
2 На ивах посреди него повесили мы органы наши,
3 ибо там спросили нас пленившие нас о словах песен и уведшие нас – о пении: «Пропойте нам из песен Сионских».
4 Как споём мы песнь Господню на земле чужой?
5 Если забуду тебя, Иерусалим, пусть забыта будет десница моя!
6 Пусть прилипнет язык мой к гортани моей, если не вспомню тебя, если не поставлю Иерусалима в самом начале веселья моего.
7 Вспомни, Господи, сынов Эдома в день Иерусалима, говорящих: «Разоряйте, разоряйте до оснований его».
8 Дочь Вавилона злосчастная, блажен, кто воздаст тебе возмездие твоё, которым ты воздала нам;
9 блажен, кто схватит и разобьёт младенцев твоих о камень!
Псалом 136 (на церковно-славянском)
1 На реках вавилонских, тамо седохом и плакахом, внегда помянути нам сиона:
2 на вербиих посреде его обесихом органы нашя.
3 Яко тамо вопросиша ны пленшии нас о словесех песней, и ведшии нас о пении: воспойте нам от песней сионских.
4 Како воспоем песнь Господню на земли чуждей?
5 Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя.
6 Прильпни язык мой гортани моему, аще не помяну тебе, аще не предложу Иерусалима, яко в начале веселия моего.
7 Помяни, Господи, сыны едомския в день Иерусалимль глаголющыя: истощайте, истощайте до оснований его.
8 Дщи вавилоня окаянная, блажен, иже воздаст тебе воздаяние твое, еже воздала еси нам:
9 блажен, иже имет и разбиет младенцы твоя о камень.
На реках Вавилонских…
Наступает второе воскресение подготовки к Великому посту, в которое читается Евангелие о блудном сыне. В это и в два последующих воскресения, вплоть до начала Великого поста, Церковь назначает петь Псалом 136 «На реках Вавилонских». Он поется в добавление к обычным торжественным и прославляющим Бога псалмам 134 («Хвалите Имя Господне») и 135 («Исповедуйтеся Господеви яко Благ»). Псалом «На реках Вавилонских» является следующим по порядку в Псалтири. Но по содержанию своему он резко отличается от предыдущих двух.
Этот псалом – яркая короткая историческая новелла об одном из моментов жизни древних евреев.
Ли Портер. Реки Вавилонские
Текст псалма переносит нас в VI век до Р.Х. Это было время неисчислимых бедствий иудейского народа. Вавилоняне вторглись на территорию иудейского царства, разграбили и уничтожили до основания Иерусалим. Так же был разграблен и разрушен Храм Бога иудейского – тогда единственный на земле храм, где поклонялись Истинному Богу.
Десятки тысяч иудеев, как знати, так и простых людей, были уведены в вавилонский плен. Народ потерял религию, а значит и корни. Люди страдали от голода и нищеты. Они были в отчаянии.
«Отверг Господь жертвенник Свой, отвратил сердце Свое от святилища Своего, предал в руки врагов стены чертогов его; <…> Истощились от слез глаза мои, волнуется во мне внутренность моя, изливается на землю печень моя от гибели дщери народа моего, когда дети и грудные младенцы умирают от голода среди городских улиц» (Плач Иер. 2.7, 11). Казалось, что надежды на сохранение единства народа и возвращение домой уже нет. Никто не мог знать, что через 50 лет Вавилонское царство падет, а персидский царь Кир Великий милостиво разрешит иудеям вернуться домой и начать отстраивать город и Храм.
Ключ к пониманию псалма в том, что рассказ ведется в прошедшем времени. Пленение закончилось. Люди возвращаются домой. Можно себе представить, как у костра старец, переживший все тяготы вавилонского плена, поет своим детям и внукам:
На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом,
внегда помянути нам Сиона.
На вербиих посреде его обесихом органы наша…
Место действия – «реки Вавилонские» – реки Тигр и Евфрат с тысячами притоков и прорытых за многие века каналов. Кучка изможденных и очень бедно одетых людей скрывается от чужих глаз в зарослях ивняка на берегу небольшой речки или канала. У них отобрали абсолютно все, оставив им только тряпки, чтобы прикрыть наготу. Единственной памятью о Родине у них остались музыкальные инструменты, которые для завоевателей не имели никакой ценности. Бережно сохраняя от влаги и повреждений свои кинноры (простейшая арфа с несколькими струнами из жил животных, традиционная у евреев), они не положили их на землю, а аккуратно повесили на ветки деревьев. Все они расстроены, многие плачут. Причиной тому недавний случай:
Яко тамо вопросиша ны
пленшии нас о словесех песней
и ведшии нас о пении:
воспойте нам от песней Сионских.
Вавилонские конвоиры, сопровождая иудеев, видимо, на какие-то работы, обратились к ним с, в общем-то, безобидной просьбой: спеть что-то из их народных песен, чтобы веселее было идти. Они не могли предположить, какую бурю эмоций вызовет у пленников это предложение. Но народные песни иудеев были тесно связаны с верой в Бога и Богослужением. Поэтому петь их не на святом месте было бы кощунственным:
Како воспоем песнь Господню на земли чуждей?
Аще забуду тебе, Иерусалиме, забвена буди десница моя.
Прильпни язык мой гортани моему,
аще не помяну тебе, аще не предложу Иерусалима,
яко в начале веселия моего.
Вероятно, за отказ петь, люди понесли какое-то телесное наказание, но оно их не смутило. Они дают клятву, что примут и бОльшие беды (паралич правой руки, отсыхание языка), в случае если им случится забыть Родину. В основе любой радости (а пение – это радость) должна быть мысль о Боге. Для евреев же мысль о Боге была прочно связана с мыслью о родном городе Иерусалиме. Воспоминания о несчастной Родине приводят иудеев к гневу и воплю об отмщении врагам:
Помяни, Господи, сыны Едомския, в день Иерусалимль глаголющия
истощайте, истощайте до оснований его.
Дщи Вавилоня окаянная,
блажен иже воздаст тебе воздаяние твое, еже воздала еси нам.
Блажен иже имет и разбиет младенцы Твоя о камень.
Почему первый вопль не о вавилонянах, как о непосредственных врагах, а об идумеях («сынах Едомских»)? Идумеи – ближайшие родственники израильтян. Они были потомками Исава, родного брата Иакова-Израиля. Благополучие израильтян всегда было предметом зависти для идумеев. Они всегда старались принять активное участие в любых вражеских нападениях на Иудейское и Израильское царства. Библия сохранила для нас свидетельства, что во время захвата Иерусалима вавилонянами именно идумеи сожгли Храм (2Ездр., 4.45).
Церковь рассказывает эту историю нам именно сейчас, в период подготовки к Великому Посту не просто как урок древней истории. Вавилон был могущественным и развитым городом, в котором было все лучшее, что мог предложить Древний мир. С точки зрения многих народов жить в Вавилоне было привилегией. Но из Библии мы знаем, что причиной этого могущества и развитости вавилонской цивилизации было постоянное противодействие Богу Истинному. Именно поэтому в Библии Вавилон символизирует чрезмерную и избыточную привязанность к мирским благам, которая удаляет нас от Бога. Большинство современных людей оказывается как бы в вавилонском плену, порабощенные материальными достижениями цивилизации. Нас, христиан, Спаситель освободил из этого «вавилонского пленения». Мы уподобляемся древним иудеям, вернувшимся на развалины родного города, который им только предстоит отстроить в течение долгих лет тяжелого труда. Так же и нам предстоит кропотливая работа по восстановлению Иерусалима и Храма наших души и тела, разрушенных грехом.
Один из важных уроков псалма в том, что нельзя молиться (т.е. «воспеть песнь Гоподню»), находясь «на земли чуждей» (т.е. будучи поглощенными привязанностями к благам цивилизации). Именно поэтому пост, как воздержание, настолько тесно связан с молитвой.
Еще один важный урок заключен в последней строке псалма. Она является как бы итогом всему. В своем буквальном, историческом смысле эта строка ужасна и жестока. Она описывает варварские методы ведения войны, которые практиковались в древнем мире (4Цар., 8.12; Ос., 10.14; Наум., 3.10). Но для нас, христиан, важен духовный смысл этой строки: с грехом надо бороться в самом зародыше, когда он проявляется еще только в помыслах и подспудных желаниях. Именно они являются «младенцами» «дщери вавилонской». Поэтому счастлив тот, кто сможет поймать их в себе и разбить о камень, т.е. покаяться в них, прежде чем помыслы-младенцы разгорятся и возрастут до уровня греховных поступков и страстей. А Камень этот есть Святая Церковь и Господь наш Иисус Христос (Мф., 16.18; 1Петр 2.6-8; Рим., 9.33; 1Кор., 10.4).