Содержание
- Новая сотрудница жалуется на меня начальнице, унываю. Что делать?
- Научитесь определять, когда жалобы зашли слишком далеко
- Обозначьте рамки
- Попробуйте прямо объяснить проблему
- Правильно подайте проблему начальству
- Не усугубляйте ситуацию
- Помните, что ваши коллеги тоже люди
- Новая сотрудница
- Новая сотрудница: остаться в живых
Новая сотрудница жалуется на меня начальнице, унываю. Что делать?
Вопрос читателя:
Благословите, отче! Не так давно нашла новую работу. Я бухгалтер, работа очень трудная. Но я смиряюсь и терплю, работаю бесплатно по выходным и до 9-ти вечера.
Руководитель взяла помощника – свою знакомую молодую девушку. Ленится она и только жалобы на меня доносит. До ее появления я с радостью ходила на работу, Господа благодарила за все. Как будто мир перевернулся у меня внутри. Появилась большая печаль в душе, уныние. Я с трудом иду на работу.
Отче, какие молитвы мне читать, чтобы печаль ушла и уныние и чтобы все было на работе, как раньше. Какие требы нужны заказать?
Помогите, отче.
Молитвами Пресвятой Богородицы пусть помилует и спасет Вас Господь.
Прошу Ваших святых молитв за р.б. Наталию.
Отвечает иерей Евгений Чебыкин:
Здравствуйте, Наталия.
Пусть Господь Вас благословит.
Думаю, что в данном случае не так важно, какие конкретно молитвы Вы будете читать. Главное – делать это с упованием на Божию милость, покаянием в собственных грехах и любовью к ближнему. Помимо этого, рекомендую Вам регулярно читать Слово Божие, а также приступать к святым Таинствам Покаяния и Причащения.
Уверен, что, если Вы будете стараться поступать именно так, то рано или поздно Господь обязательно дарует Вам утешение.
Традиционно же за обижающих заказывают сорокоуст о здравии и молятся об их здоровье и вразумлении. Просите Бога и Вам подать мудрость и силы на то, чтобы по мере своих возможностей исправлять ситуацию. То, что Вы перерабатываете и с Вами не считаются, говорит о том, что, возможно, есть у Вас какие-то внутренние трудности в том, чтобы четко обозначать начальству и подчиненным свои права и их обязанности по отношению к Вам. Что касается жалоб начальству, то этот вопрос нужно постараться как-то решить, тем более, если работу свою Вы выполняете качественно. Соберитесь с силами, может быть, помимо регулярной исповеди и причащения, стоит сходить к психологу или почитать соответствующие психологические статьи и разобраться с тем, что Вам мешает поговорить с помощницей и твердо обозначить свою позицию. Бог даст, эта неприятная ситуация по работе послужит тому, чтобы Ваша ситуация в целом нормализовалась и стала лучше, яснее и правильнее.
Будьте здоровы! Помогай Вам Бог!
Архив всех вопросов можно найти . Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.
Жизнь в коллективе не всегда идет гладко. Бывает, что рядом оказывается человек, работа с которым становится для вас сущим наказанием. Рано или поздно возникает конфликт, и вы неизбежно начинаете задумываться о том, чтобы попробовать решить его с помощью начальства. Жалоба на коллегу — дело деликатное. Вы рискуете оказаться в «черном списке» офисных ябедников, которых, как известно, не любит ни руководство, ни коллеги. Но иногда другого выхода нет — нужно идти к шефу. Чтобы добиться желаемого результата, не навредив при этом своей профессиональной жизни, важно соблюдать несколько правил.
Все личное в сторону
Для начала вам нужно хорошо продумать содержание вашей жалобы. Вероятно, вы уже тысячу раз обсуждали ситуацию с домашними и друзьями, и кажется, что сформулировать проблему будет проще простого. Но теперь багаж предыдущих разговоров будет вам скорее мешать, чем помогать. Прежде всего, отбросьте эмоции и личные оценки. В отличие от вашей мамы, дяди, тети, начальство совершенно не волнуют ваши переживания. Более того, в большинстве случаев шефу безразлично ваше мнение о личных качествах коллег. Единственное, что действительно может заинтересовать руководство — это как ситуация влияет на качество выполняемой работы и решение конкретных задач.
Хотите, чтобы босс вас услышал, говорите только о том, что касается работы — конкретно и конструктивно. Выражения вроде: «Мне не нравится…», «Я не люблю…» лучше вообще исключить. Это «слова-сигналы», они мгновенно создадут впечатление субъективности всей вашей речи и ваших суждений. Кроме того, лучше воздержаться от любых глобальных оценок. Рассуждения на тему, что такое хорошо и что такое плохо оставьте на потом. «Вредно — полезно» — гораздо более конструктивные категории. Исходите из них. И самое главное, никогда не делайте предметом своей жалобы человека. Жаловаться нужно только на конкретные действия и ситуации. Скажем, если опоздания коллеги мешают вам сосредоточиться на своих обязанностях, потому что вместо этого вы вынуждены заниматься его делами или если коллега не выполняет свою часть работы, а в результате страдает общий результат — говорите начальству об этих конкретных фактах, а не о том, что «Петров» лентяй, несобранный человек или некомпетентен. Выводы о личных и профессиональных качествах «Петрова» предоставьте делать руководству.
Впрочем, не все конфликты имеют чисто рабочую подоплеку. Бывает, что дело именно в личных отношениях и действиях, которые касаются вас лично. Такие конфликты лучше разрешать без привлечения начальства. Но бывают ситуации, когда, наоборот, необходимо поставить руководство в известность о том, что происходит. Например, когда кто-то намеренно очерняет вас перед другими коллегами или ворует ваши идеи. В этой ситуации отбросить личные эмоции будет сложнее. И все же важно оставаться в рамках конструктивной критики. В конце концов, подобные конфликты тоже влияют на качество работы и на это необходимо обратить внимание шефа.
Последнее средство
Большинству начальников не очень-то нравится вникать в споры сотрудников, а тем более быть в них арбитрами. Так что будьте готовы к тому, что шеф может отнестись к разговору довольно критично. По крайней мере, то, с чем вы к нему придете, его явно не обрадует. Наверняка начальник поинтересуется, что именно вы предприняли для того, чтобы разрешить ситуацию, прежде чем обратились к нему. Поэтому очень важно аргументировано показать, что вы не просто при первых же трудностях побежали беспокоить и без того занятого человека, а сначала попытались разобраться с конфликтом самостоятельно. Это не помогло, и вот теперь вы обращаетесь к руководству за помощью. Жалоба начальству, действительно, — последнее средство, поэтому сначала лучше попробовать решить все мирно, не привлекая третью сторону.
Поймать момент
Выбирая время для подобной беседы, нужно учитывать не только настроение шефа, но и ваше собственное состояние. Если вы только что имели очередную стычку с коллегой, на которого собрались жаловаться, и чувствуете себя, что называется, «на взводе» — отложите разговор. Точно так же, если начальник сегодня явно не в духе или очень занят, или просто не в своей тарелке — лучше переждать. Кстати, психологи не рекомендуют идти с подобными проблемами к руководителям и в те дни, когда они явно в очень хорошем настроении. Вы рискуете стать ложкой дегтя в бочке меда и испортить шефу прекрасный день. Он может разозлиться из-за того, что вы пришли к нему с таким неприятным разговором именно в тот момент, когда все было хорошо. Хотя это происходит подсознательно, но вполне может повлиять на исход беседы. Сложные разговоры с шефом лучше вести в нормальной рабочей атмосфере, когда настроение собеседников нейтральное.
Говорить спокойно и коротко
Людям свойственно увлекаться, когда они говорят о чем-то, что действительно их волнует. Особенно, если в деле замешана обида и раздражение. Однако ключ к успеху во время таких разговоров — в спокойствии и краткости. Нет ничего хуже для дела, чем выпустить в лицо шефу длинную тираду о вашей проблеме. Все самое главное должно быть сказано в 5–6 предложениях — спокойно и по существу. Если начальник захочет узнать какие-то дополнительные детали, он вас о них спросит. Ваше дело рассказать только о сути проблемы, о том, как она влияет на вашу работу и о том, что вы сделали для ее решения до того, как пришли к боссу. Будьте открыты, покажите, что вы готовы к переговорам, готовы уступить в чем-то, если понадобится, и вообще проявить гибкость в решении проблемы.
Просить совета, а не готового решения
Прежде чем отправиться с жалобой к шефу, вы должны четко понимать, чего вы хотите от этого разговора? Не стоит рассчитывать на то, что руководитель возьмется решать вашу проблему за вас. Максимум, что вы можете получить — это совет и санкцию на те или иные действия. Об этом и просите. Начальник не будет придумывать способ выхода из сложившейся ситуации — он спросит, что вы предлагаете? Так что приготовьте заранее ответ на этот вопрос. При этом можно и нужно попросить совет у шефа и спросить его мнение. Самое главное — дать ему понять, что вы пришли не для того, чтобы просто заявить о своем недовольстве или кого-то очернить, а для того, чтобы уладить ситуацию. Тогда у вас будет гораздо больше шансов на успех.
Евгения Рогачева
Когда вы жалуетесь коллегам на работу, то испытываете нечто вроде катарсиса. В отличие от друзей, коллеги поймут все ваши офисные страдания и могут поддержать ваше недовольство насчет слишком требовательного менеджера или сломанного лифта, из-за которого вы вечно опаздываете.
Но иногда такие жалобы превращаются в чрезмерное нытье. Специалист по организационной психологии Эми Купер Хаким, автор книги «Как работать с трудными людьми», считает, что вечно ноющий коллега может серьезно повлиять на общее настроение в офисе. Представьте, что кто-то из коллег каждые 15 минут жалуется вам в Slack, что его никто не уважает. Чрезмерные жалобы могут перерасти в токсичный негатив, который будет мешать вашей продуктивности и не давать вам замечать позитивные стороны своей работы.
Изображение: Fanatic Studio/Getty
Сервисы и услуги для вашего бизнеса от проверенных компаний. Только в B2B-магазине Rusbase.
По словам психолога Гоали Саеди Боцци, периодически выпускать пар на работе бывает полезно, но при этом можно легко переступить грань. «Все начинается с простой разрядки, и она полезна, ведь в ответ мы получаем поддержку коллег, — говорит Гоали. — Но со временем вы можете скатиться в постоянные жалобы».
Если вы заметили, что кто-то в вашем офисе отнимает у вас слишком много сил своими жалобами, воспользуйтесь следующими советами.
Научитесь определять, когда жалобы зашли слишком далеко
Переход от здорового недовольства в постоянное нытье может происходить медленно, из-за чего его трудно заметить. Саеди Боцци советует обращать внимание на то, как изменилось ваше настроение после общением с жалующимся коллегой. Если вы чувствуете, что негатив высасывает из вас все соки, пора что-то с этим делать.
Особенно это касается случаев, когда негатив выплескивается прямо на вас.
«Если человек ведет себя крайне эмоционально — кричит, ругается, проявляет агрессию — то это чистый негатив, — считает профессор организационной психологии Рональд Риггио. — Если такие эмоциональные всплески доходят до крайности, повторяются и за ними не следует каких-либо извинений, то подобное поведение является “токсичным”, а ему не место на работе».
Обозначьте рамки
Здорово, когда на работе у вас есть друзья, но вы не должны тесно дружить со всеми. Если коллеги своими рассказами и жалобами мешают вам выполнять работу, нет ничего плохого в том, чтобы попросить их оставить вас в покое. «Это здоровый профессионализм, — объясняет Хаким. — Вы не обязаны выслушивать темные секреты каждого коллеги, смотреть все фотографии собак, которые вам скидывают, или быть в курсе всех проблем другого отдела, если только эта информация не связана с вашей работой».
Фото: Unsplash
Саеди Боцци рекомендует закрывать дверь в своем кабинете — если ее у вас нет, просто скажите коллегам, что вы не можете болтать в рабочее время. «Такие рабочие границы не являются персональными и потому могут помочь, — объясняет психолог. — Вы не будете выглядеть антисоциальной личностью, потому что дадите своим коллегам понять, что не против поболтать, но только после того, как выполните свою работу».
Также чтобы показать, что вы не настроены на болтовню, можно надеть наушники, поставить статус «Занят» в Slack или отключить все уведомления.
Попробуйте прямо объяснить проблему
Если все эти сигналы не помогают и вы продолжаете постоянно выслушивать негатив, возможно, вам стоит прямо сказать коллеге, что вам все это не нравится, прежде чем подключать к проблеме начальство. Вы ведь не хотите прослыть человеком, который всегда жалуется на других, верно?
Можно высказать свое мнение без упреков в сторону конкретного человека. Например, сказать что-нибудь вроде: «Что-то мы все время жалуемся, может стоит обратить внимание на позитивные моменты?»
Но иногда коллега может не понимать, что его негатив портит вам настроение — в таком случае лучше вежливо об этом сообщить. И помните, что вы не обязаны быть ему лучшим другом.
«Говоря о проблеме, избавьтесь от всех эмоций, — советует Хаким. — Если вы будете думать о том, как бы кого не обидеть, со временем о вас все будут вытирать ноги. Но ведите себя профессионально и не допускайте грубостей. Просто объясните человеку, что на работе вы хотите заниматься своим делом».
Правильно подайте проблему начальству
Если разговор с надоедливым коллегой не помог, возможно, стоит вмешаться кому-то еще. Но Саеди Боцци не рекомендует сразу идти в отдел кадров. «Лучше обратиться к менеджерам или другим коллегам, чтобы понять, как решить эту проблему, — советует психолог. — Например, можно попросить кого-нибудь, чтобы тот отвлек назойливого коллегу, когда тот направится к вашему рабочему месту».
Фото: Unsplash
Идите к начальнику или в отдел кадров, только если ваша продуктивность действительно пострадала. В таком случае не бойтесь прямо сказать боссу: «Слушайте, мне нужна ваша помощь. Мне некомфортно работать с одним коллегой. Я знаю, что для нашей компании важно, чтобы я выполнял свою работу — и он мне мешает. Что вы можете посоветовать?». Главное излагать суть проблемы конструктивно, чтобы начальство не подумало, что вы жалуетесь просто так.
Не усугубляйте ситуацию
Если негатив на работе превратился в реальную проблему, не усиливайте его. Если вам нужно пожаловаться на начальника, нагрузку или неприятного коллегу, обратитесь к друзьям вне офиса или заведите дневник и выплескивайте в него свое негодование. Так вы еще сможете избежать возможных негативных последствий.
«Большинство людей на работе не являются вашими друзьями, — объясняет Хаким. — Я советую вам не ныть и не жаловаться даже после рабочего дня в кругу коллег. Кто-то может запомнить ваши слова и обернуть их против вас, чтобы продвинуться по карьерной лестнице».
Помните, что ваши коллеги тоже люди
Есть люди просто негативные по своей природе, а есть и те, кто испытывают такие серьезные проблемы, что не могут сдержать свой негатив. «Коллега может излучать негатив, потому что у него клиническая депрессия, — говорит Саеди Боцци. — Он может просто видеть все в негативном свете и сам того не понимать». Таким людям просто нужна помощь.
Новая сотрудница
Эту историю мне
рассказал дитектор
большого магазина ,
которая меня сразу
заинтересовала ! Мы
принимаем продавцов к себе
на работу , с испытательным
сроком ! Сперва все
магазине было нормально ,
но потом в магазине стали
происходить , просто чудеса !
Первый продавец , выходит
замуж , и уходит в декрет .
Берем второго , история
повторяется снова продавец
залетает и снова в декрет !
Приняли третью , я сказал
ты в декрет не собираешься ,
она мне , зачем мне это !
Через год беременность и декрет ,
мы в шоке ! Продолжение следует !
Наши проблемы на этом не кончились ,
установили у продавцов камеры ,,
и стали смотреть как они
работают , и чем занимаются
на работе ! Продавец ушла
в декрет , нашли нового
продавца , с которым провели
беседу , что у нас нужно
работать , не заниматься
личной жизнью , все согласилась ,
и начала работать у нас !
Все нормально сидит на
стуле , работает хорошо ,
все довольны , девчонка
красивая , глаз не оторвать ,
сперва мой зам ее начал
клеить , не получилось дала
отпор ! Я похвалил ее
за это , через несколько
месяцев я заметил продавец
начала полнеть , я сразу
вспомнил про стул любви ,
на котором она сидит !
Она вышла замуж , и мне
стало все понятно ! Сейчас
ходит по магазину такая
красивая и беременная уже
скоро родит ! Скоро придется
мне искать нового продавца .
И уже сам ничего не могу
понять бывает ли такое ,
у нас магазин , а не
сайт знакомств , где ищут мужа
и заводят детей ! Мы уже
ведем статистику , двое уже
развелись из них ,
но потом снова сошлись !
Как сказал мне детектор
магазина у нас в магазине
создаются семьи . Моя сотрудница ,
начальница первого отдела
такая красивая , глаз не оторвать
Анастасия , как я любовался ее !
И она вышла замуж за нашего сотрудника !
Что мне делать , я уже и сам
не знаю ! Тяжело мне работать ,
у нас , уже , как брачное агенство !
Сейчас в магазине новые проблемы,
за три месяца уже сменилось три
продавца. Принял новую ,может
хоть эта будет работать,как те.
Которые работали по девять
месяцев,одну сразу уволил Наташу,
оказалась слишком умная,
для продавца.Вторая много говорила
уволил,третья красавица ,все
перестали работать и мне
понравилась очень ,уволил
красивая девчонка ,сам потом
пожалел об этом.
Новая сотрудница: остаться в живых
Как влиться в новый коллектив
Когда мы принимаем нового человека в команду, нас волнуют два основных вопроса: во-первых, справится ли он с порученной работой, не обманет ли ожиданий в профессиональном плане, а во-вторых, сможет ли влиться в коллектив, стать частью команды? И если речь идет о женском или преимущественно женском коллективе, то проблем, связанных с адаптацией новенькой в коллективе, как правило, больше. Почему? Потому что для женщин вопрос взаимоотношений в коллективе более значим, чем для мужчин, и чуть ли не в половине случаев дамы увольняются из-за того, что «не сошлись характером».
Есть проблема
Все проблемы, связанные с приходом новой сотрудницы, можно условно разделить на три группы:
1) враждебность или настороженность коллектива по отношению к вновь прибывшей;
2) отстраненность новенькой, противопоставление себя коллективу;
3) попустительство трениям и назревающему конфликту со стороны руководства.
Ольга А.: «Я работала в бухгалтерской фирме, где процветал принцип семейственности. Отношения всегда были на первом месте. Там враждебно принимали новеньких, особенно более профессиональных. И вот пришла новая девушка, которой сразу поручили очень ответственный участок. Вела она его очень хорошо, но коллектив непрофессиональных «тетушек» так ее и не принял. И она знала, что ее всегда обсуждают, шушукаются за ее спиной, поэтому через год ушла. Но стоит отдать должное руководительнице этой фирмы, которая сотрудницу оценила и помогла ей перейти в другую фирму на более высокую зарплату».
Елена К.: «Отношение к новой сотруднице зависит от того, на какую позицию она пришла. Если на позицию, равную с другими, то помогут, поделятся и в курс дела введут. Если на более высокую, то примут в штыки, особенно если на эту должность кто-то претендовал из своих. И в этом случае от новенькой требуется подтвердить свою профессиональную квалификацию».
Женский коллектив – «женские эффекты»
Сотрудницы, которые ждут пополнения в своем коллективе, обычно опасаются, что с приходом новенькой они могут утратить статус профессионалов и потерять расположение руководителя, который переключит свое внимание на вновь прибывшую коллегу. Поэтому дамы будут стараться сразу указать новенькой на ее место в коллективе, провоцируя ее на ошибки, не помогая в сложных ситуациях, а иногда воздействуя с помощью упреков, замечаний или критики («эффект воспитания выскочки»).
Чтобы сохранить внимание руководителя к себе, опытные сотрудницы могут внезапно начать сетовать на условия работы, сложные задания или жаловаться на новую сотрудницу, мол, ошибается, медленно соображает, не ориентируется в каких-то вопросах. Это есть ни что иное, как «эффект второго ребенка» – поведение, которое напоминает капризы ребенка-первенца при появлении в семье младшего братика или сестрички.
В основе этих эффектов лежат характерные женские свойства: консерватизм (новый человек воспринимается как заноза) и большая значимость межличностных отношений (боязнь, что из-за нового человека изменится баланс симпатий-антипатий в коллективе).
Валентина М.: «Коллектив может не принять. Тут все очень индивидуально. Надо учитывать, что в каждом коллективе есть «эмоциональные заводилы», то есть те, кто во многом определяет отношение коллектива к человеку или настрой по тому или иному поводу. И чтобы понять причину проблем новенькой, надо говорить не с ней, а с ними. А потом уже разбираться. Иногда лучше и не приживлять неприживляемое».
Каков риск возникновения конфликта?
Угроза возникновения конфликта есть практически всегда, даже если кажется, что коллектив очень дружный. Произойдет конфликт или нет, во многом зависит от руководителя и от процедуры вхождения новых сотрудниц в коллектив. Но есть и «подогревающие» факторы. Можно утверждать, что риск конфликта возрастает, если новая сотрудница и старожилы:
● значительно отличаются по возрасту (например, 25 и 45 лет);
● отличаются по статусу (образование, уровень дохода, образ жизни);
● отличаются по внешнему виду (полные – стройные, стильные – неряшливые, красивые – «серые мышки» и т.д.);
● имеют разные ценностные ориентиры в жизни;
● а также если есть риск, что из-за прихода новой сотрудницы уровень зарплаты или иных благ старожилов может снизиться.
Инна В.: «В нашем коллективе работала слабослышащая девочка, она ходила со слуховым аппаратом в ушах, была очень старательная, но при этом недалекая (если так можно выразиться). И вот к ней относились с предубеждением. Мне приходилось просить, чтобы ее не трогали, не гнобили, что она инвалид детства, и ей надо помогать. Она всем старалась услужить, все сделать, и это надо было ценить. Я считаю, что отношение коллектива к новому человеку на 100 % зависит от руководителя. Все идет сверху: выделяет он кого-то или не выделяет, с пониманием ли относится к людям и их проблемам. Люди проводят практически весь световой день на работе, и очень важно, с каким настроением человек приходит, с каким уходит».
Но бывает, что сама новенькая провоцирует неприязненное отношение к себе, например, молчаливостью и замкнутостью либо чрезмерным подхалимством и заискиванием. Мы назвали это «эффектом дебютантки». Женщина просто не знает, как правильно себя вести и выстраивать отношения в новом коллективе, поэтому может демонстрировать не вполне адекватное поведение (чаще это свойственно молодым девушкам). А если перед нами «звезда», то мы можем наблюдать и высокомерие, и капризы со стороны новой сотрудницы.
Анастасия О.: «Женский коллектив может изжить новую сотрудницу, если она не захочет идти на компромисс со старожилами, причем даже если у нее высокая квалификация. Такую сотрудницу я уволю, она ведь не сможет работать за весь коллектив. Новеньким можно посоветовать: не выпячивайтесь в первое время, попытайтесь понять внутриколлективные взаимосвязи, демонстрируйте всем свое дружелюбие. А если сотрудница хочет прижиться быстро, тогда надо прогибаться, искать индивидуальный подход к каждому сотруднику в коллективе».
Что делать?
Для того чтобы максимально сгладить процесс вхождения новой сотрудницы в коллектив и ускорить ее адаптацию, руководителю можно посоветовать следующее.
■ Представляя новую сотрудницу, не возвышайте ее над остальными, даже если у нее лучшее в мире образование и колоссальный опыт работы. Лучше скажите, что новенькая станет достойным членом команды профессионалов. Представляя старожилов новенькой, озвучьте их достоинства и обязательно отметьте их доброжелательность и готовность помочь.
■ До прихода новой сотрудницы конкретно определите круг ее обязанностей, освободив от них других подчиненных и разъяснив старожилам преимущества найма новой сотрудницы: снизится их нагрузка, они смогут избавиться от рутинных функций и взяться за более интересные задачи, зарплата не уменьшится и пр. Заранее подготовьте рабочее место, чтобы в первый день не заниматься перестановками.
■ В первый день работы поздравьте сотрудницу с новым этапом в ее жизни, проведите знакомство с коллективом радостно и торжественно, например, с помощью корпоративных ритуалов.
■ В первые дни работы организуйте вводное обучение и обеспечьте новую сотрудницу максимально подробной информацией о порядке работы, задачах, ресурсах, фирменных стандартах, чтобы она смогла работать самостоятельно, не дергая то и дело коллег, а также подготовьте для нее подробный план работы на первые 1–2 недели.
■ Регламентируйте порядок своего взаимодействия с новой сотрудницей в первые дни, чтобы она не бегала к вам каждые пять минут и чтобы другие не завидовали этому вниманию («Ну вот, нянчится с новенькой, а на нас ноль внимания!»). Параллельно проявляйте чуть больше внимания к старым сотрудницам, чтобы они не чувствовали себя покинутыми.
■ В помощь новенькой назначьте наставницу из числа активных и авторитетных членов коллектива. Причем лучше не просто назначить, а лично попросить: мол, вы опытная сотрудница, я вам доверяю, помогите ввести в курс дела. У женщин в таких случаях срабатывает материнский инстинкт, и они действительно заботятся о своих подопечных.
■ В первые дни при получении обратной связи от новой сотрудницы не ограничивайтесь дежурной фразой «Как дела?», а задайте пару-тройку уточняющих вопросов, демонстрирующих заинтересованность в ее проблемах: что непривычно, что больше всего удивило, какие правила или традиции нравятся, что мешает почувствовать себя как дома и т.д.
■ Не уходите в отпуск и не уезжайте в длительные командировки хотя бы в первые две недели работы нового человека.
■ Если нужно критиковать нового сотрудника, делайте это максимально аккуратно, чтобы у новенькой не сложилось впечатление, что ее невзлюбили.
Нужна ли нам мини-команда?
Если коллектив пополнился сразу несколькими новыми сотрудницами, то можно ожидать, что они образуют свою мини-команду. С одной стороны, это хорошо, так как новички поддерживают друг друга и делятся полученными знаниями, но с другой – есть риск получить некую субкультуру внутри коллектива. Во избежание этого можно привлекать к вводному обучению опытных сотрудниц, а также распределять новеньких по разным рабочим группам и назначать разных наставниц, чтобы увеличить число контактов со старожилами. Если новенькие все-таки демонстрируют нежелательное поведение, замечания должен делать либо непосредственный руководитель, либо сотрудник центра обучения или службы персонала, но не старожилы.
Кстати
Приход в женский коллектив мужчины влечет за собой совершенно другие последствия, более приятные для нового коллеги.
Ирина А.: «Если мужчина еще достаточно моложавый ( до 50 лет) и симпатичный, это всегда подтягивает женский коллектив. Дамы начинают следить за собой более тщательно. К примеру, в одном из наших филиалов на протяжении десяти лет был исключительно женский коллектив, если не считать одного водителя. Пару лет назад мы начали набирать туда мужчин. И сейчас сложился коллектив, в котором 65 % женщин и 35 % мужчин. Коллектив оживился, появились легкие освежающие интрижки, глазки заблестели, каблучки застучали. За мужчинами стали ухаживать, кормить пирожками, то есть женщины пытаются привлечь к себе внимание. В целом все хорошо. Но если мужчин становится чуть больше, чем нужно, то в коллективе появляются и ревность, и интриги».
Под преимущественно женским понимаем коллектив, где женщин более 60 %. Как показало исследование, проведенное авторами, именно такое соотношение мужчин и женщин способствует более яркому проявлению «женской специфики».
Девочки, добрый день! Не могу уже терпеть, сегодня весь день в напряжении.
Я работаю в мебельной компании, ориентировано наше подразделение на продажи. Недавно у нас появилась вакансия менеджера по продажам, и руководитель проводил собеседования с потенциальными работниками. А выбор потом обсуждал со мной и еще одной сотрудницей. Я как-то спокойно ко всему относилась, думала, что любой более-менее нормальный кандидат подойдет и не доставит особых проблем. Мы с другой сотрудницей посоветовались и решили, что нам подойдет одна из кандидаток: она приходила такая печальная, разведена и у нее сын 10лет. Мы думали, что очень грустно быть с ребенком без работы. Сразу уточню, шеф к нам очень хорошо относится, в офисе бывает всего несколько часов в день, поэтому дал нам выбрать работницу, нам же с ней весь день сидеть.Взяли эту девушку Вику к нам две недели назад…и буквально на следующий день мы с моей коллегой пожалели об этом…. В общем я всегда придерживалась мнения, что если человек хочет работать, то его очень просто научить всему…но за эти 2 недели мое мнение изменилось…
Я сейчас работаю бухгалтером, а ранее в этой же компании занимала должность администратора продаж. В общем я разбираюсь в должностных обязанностях менеджера, поэтому мы с другой коллегой сразу узнали у Вики с какими программами она работала, как владеет компьютером, сразу начали ей объяснять тонкости ее новой работы, при этом заставили ее всё записывать, потому что работа в 1с бывает сложная, всё сразу не запомнишь. Она говорила, что ранее работала и с 1С и с офисными программами, и так далее…но буквально на следующий день я поняла, что похоже ничего подобного не было, она даже не знала элементарно как пустить документ на печать или как выключить комп!Эта Вика всё время задает одни и те же вопросы, причем иногда такие глупые, что я поражаюсь как вообще человеку такое в голову могло придти!Постоянно спрашивает то, что мы ей ещё в первые дни продиктовали. Постоянно делает ошибки. Иногда мы сидим и раза по 3 повторяем одно и то же, чтоб до нее дошло как нужно делать, и через полчаса она делает опять ту же ошибку, смотрит глупыми глазами.
Две недели напряжения на работе не проходят бесследно…я сегодня уже немного грубовато отвечаю на ее всё те же самые вопросы, не могу с собой ничего поделать! Причем я, как бухгалтер, продаж касаюсь только по проверке документации, а она достает меня по совершенно разным вопросам. Я всё понимаю, но надо же и совесть иметь!!! У меня другая работа, не выполнив которую, я не получу свою премию. А у другой сотрудницы тоже куча своей работы. Я в эту компанию пришла тоже без опыта, и научилась всему сама, записав инструкции.
Еще один момент бесит: она когда пришла, стала сразу пользоваться нашими салфетками, чаями, кофе и всем остальным, не спросив даже откуда тут всё это, скидываемся мы или у нас есть какие-то деньги фирмы и т.д.
Я не знаю уже как себя вести. Я хочу не нервничать из-за какой-то глупой работницы. Свои то нервы дороже. Но у меня не получается, иногда уже аж трясет от злости! На работе мы проводим большую часть дня, поэтому хотелось бы спокойно делать свое дело, а не думать о том какой же глупый вопрос снова задаст Вика….