Содержание
- Смерть – лишь временная разлука
- Вдовство
- Вдовство
- В наши дни многие женщины становятся вдовами в результате терактов, войн, несчастных случаев или болезни своих мужей. Но этот вопрос касается не только женщин, ведь и мужчины также вдовеют, становятся вдовцами. Нередко это еще достаточно молодые женщины и мужчины, но в любом возрасте переносить свое вдовство тяжело. Дорогие друзья, мы молим Бога за вас, чтобы Он утешил вас в ваших скорбях и горестях. Пусть этот небольшой материал хоть в малой степени, но все же будет поддержкой, помощью вам в это трудное для вас время.
- Вдова — женщина, у которой умер муж, не вступившая в новый брак. Пример из Библии: Анна — «Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, проживши с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь» (Лк 2:36–37). Вдовец — мужчина, потерявший жену и не вступивший во второй брак. Пример из Библии: Авраам «И умерла Сарра в Кириаф-Арбе, что ныне Хеврон, в земле Ханаанской. И пришел Авраам рыдать по Сарре и оплакивать ее» (Быт 23:2).
- Человек в трауре испытывает ощущение покинутости, ведь его супруг покинул, оставил его. Сломленность горем, неспособность наладить жизнь в одиночестве приводят к чувству никчемности. Порой у такого человека возникает и обида на Бога за то, что Он дал супругу умереть. Человек впадает в оцепенение, испытывая чувство изоляции, ощущение отверженности, одиночество, непонимание со стороны других людей. К этому часто добавляются угрызения совести и сожаление из-за прошлых взглядов и поступков «Объяли меня болезни смертные, муки адские постигли меня; я встретил тесноту и скорбь» (Пс 114:3). Существует несколько стадий скорби, через которые проходит каждый человек:
- У каждого человека, потерявшего свою вторую половину, есть свои главные причины страдания: Для одних это утрата близкого человека. Для других — опустевшее брачное ложе. У третьих наибольшие трудности вызывает перемена в образе жизни. У кого-то – проблема с низкой самооценкой. Отсутствие здоровой самодостаточности. И конечно — сосредоточенность на прошлом. И вдовам, и вдовцам приходится нелегко из-за вынужденной необходимости растить детей одному. Ограниченные финансовые ресурсы также не прибавляют оптимизма. Попытка «жить в детях» порой приводит к еще большему чувству одиночества, когда дети вырастают и улетают «из гнезда». Поиски нового супруга иногда приводят к чувству предательства своей первой любви, или все время происходит сравнение нового супруга с умершим. Конечно, это не означает, что нельзя вступать в новый брак. Просто надо понимать, что это может причинить страдания другого рода. И все же основная причина страданий заключается в сопротивлении исцеляющей Божьей благодати. «Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие» (Евр 12:15). Ложное убеждение: «Поскольку мой супруг умер, моя жизнь утратила всякий смысл, и я не представляю, как проживу остаток жизни одна/один». Убеждение, основанное на истине Библии: «Хотя мой супруг умер, я никогда не буду одна/один, потому что Христос всегда со мной. Я буду осуществлять Божий замысел для моей жизни изо дня в день, опираясь на Его помощь и силу». «Не бойся, ибо Я — с тобою; не смущайся, ибо Я — Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей» (Ис 41:10).
- Шаги к решению проблемы.
- Ключевые стихи для заучивания. Для вдовы — «Отец сирот и судия вдов Бог во святом Своем жилище» (Пс 67:6). Для вдовца — «Бог препоясывает меня силою и устрояет мне верный путь» (Пс 17:33). Ключевая книга для чтения и повторения — Книга Руфи.
- Что следует и чего не следует делать вдовам и вдовцам.
- Не предавайтесь жалости к себе. — Научитесь довольствоваться своими обстоятельствами. «Великое приобретение — быть благочествивым и довольным» (1 Тим 6:6).Не ищите кандидата в супруги, который стал бы заботиться о вас. — Просите Господа восполнить ваши нужды. «Ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф — имя Его, и Искупитель твой — Святый Израилев; Богом всей земли назовется Он» (Ис 54:5).Не отдавайтесь чувству ложной вины. — Примите Божью благодать. «Итак, мы всегда благодушествуем… и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа» (2 Кор 5:6, 8).Не принимайте важных решений, когда вы сильно скорбите. — Установите для себя приоритеты. «Время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать» (Еккл 3:4).Не сравнивайте свою ситуацию с чужой. — Сосредоточьтесь на той роли, которую Бог предназначил для вас. «Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего» (Рим 12:1).
- Признайте вашу скорбь, подумайте – на какой стадии скорби вы сейчас находитесь. Поделитесь своей болью с другими. Не бойтесь дать волю своим чувствам. «И сказал: где вы положили его? Говорят Ему: Господи! Пойди и посмотри. Иисус прослезился. Тогда Иудеи говорили: смотри, как Он любил его!» (Ин 11:34–36). Осознайте свою недостаточность: вы не можете быть всем для себя, вы не можете контролировать все происходящее. Откройте свою скорбь и боль в молитве Богу. Признайте, что вы не способны вынести скорбь в одиночестве. Вам необходимо общение с Ним и с другими людьми, способными поддержать вас в это трудное время, разделить с вами ваши переживания, принять вас со всеми вашими чувствами. Поймите, что через осознание своей неполноты, вы значительно глубже осознаете полноту и совершенство Бога. «Но Господь сказал мне: “довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи”. И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа: ибо, когда я немощен, тогда силен» (2 Кор 12: 9–10).
- Откликнитесь на Божью благодать. Позвольте Богу восполнить ваши душевные потребности. «Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои» (Притч 3:5–6). «Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (Евр 4:16). Уделяйте время чтению Слова Божьего, применяя его к себе. Заучивайте наизусть те отрывки из Писания, которые находят отклик в вашем сердце. Через них Бог говорит к вам, обращаясь и в вашему разуму и к вашему сердцу. Мы предлагаем вам некоторые из библейских стихов, которые в свое время стали бальзамом для нас самих. «Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, — через реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли чрез огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя» (Ис 43:2). «Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Рим 8:18). «Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет» (Пс 33:19). «Он исцеляет сокрушенных сердцем, и врачует скорби их» (Пс 146:3). Помните — у Бога есть план для вашей жизни. И сейчас, когда ваша жизнь так изменилась, когда вы переживаете потерю близкого человека, вы можете стать более зрелым и мудрым человеком. Ваша жизнь восходит на новый уровень, и у Бога есть новые намерения для вас. «Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду» (Иер 29:11). «Вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по которому тебе идти; буду руководить тебя, око мое над тобою» (Пс 31:8). «Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми» (1 Пет 5:10).
- Пережив боль утраты и страдания, сопутствующие ей, в Боге, мы становимся сильнее духовно, приобретаем мудрость. Бог хочет, чтобы мы, продолжая идти по пути духовного роста, участвовали в жизни других людей, делились с ними сокровищами своей души, тем знанием и опытом, которое мы обрели в тесном общении с Ним. Есть много способов участвовать в жизни других людей. Например:
- — Особое служение для вдов — «А я хочу, чтоб вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею:незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтоб быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу. Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно непрестанно служили Господу без развлечения» (1 Кор 7:32–35). Но чтобы такое служение было возможно, церковь и ее лидеры должны показать перспективы, направить, подсказать, помочь.
- — Пост и молитва за других: Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, проживши с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь» (Лк 2:36–37).
- — Наставление с мудростью Божьей: «…сказала Ноеминь снохе своей, Руфи: хорошо, дочь моя, что ты будешь ходить со служанками его, и не будут оскорблять тебя на другом поле» (Руфь 2:22). Очень важно, когда женщина более мудрая и духовно зрелая наставляет молодых женщин.
- — Обучение других тому , как праведно жить: «Ты же говори то, что сообразно с здравым учением: чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении; чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру, чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей, быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие» (Тит 2:1–5).
- — Служение. Помощь другим в их нуждах. Гостеприимство: «Встань, и пойди в Сарепту Сидонскую, и оставайся там; Я повелел там женщине вдове кормить тебя» (3 Цар 17:9). Благотворительность. «Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу; увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела» (Лк 21:1–4).
- Вопрос: «После нескольких лет вдовства я привязался к одной очень внимательной женщине. Но ей не хочется, чтобы я тратил много времени на моих детей. Она желает полностью владеть моим временем. Что мне делать?» Ответ: Женщина, на которой вы собираетесь жениться, должна любить ваших детей, а не соперничать с ними в любви, и уж конечно — не ограничивать время, которое вы им уделяете. «Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других» (Флп 2:4). Если же она – твердо стоит на своем, тогда вам следовало бы серьезно подумать, стоит ли вступать с ней в брак. Очень сомнительно, чтобы волей Божьей мог быть брак, в котором жена изначально ведет себя столь эгоистично и жестоко. Молитесь, просите совета у Господа, думайте…
- Вопрос: «После смерти мужа у меня нет никакого желания встречаться с другим мужчиной. Я чувствую себя виноватой, если радуюсь в присутствии другого. Что мне делать?» Ответ: Не нужно поддаваться ложным угрызениям совести. Ваша изоляция не вернет мужа. Согласно статистике, если один из супругов умирает в счастливом браке, оставшийся в живых супруг заключает новый союз скорее, чем разведенные люди после трудных браков, поскольку в первом случае человек знает радость, присущую хорошим отношениям. «Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества. Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею; если же умрет муж, она свободна от закона и не будет прелюбодейцею, вышедши за другого мужа» (Рим 7:2–3).
- «В начале вдовство подобно комнате ожидания, где вы ждете, пока Бог поручит вам новое служение (а не пока Он пошлет нового супруга). Если вы полностью доверяете Богу,Он даст вам возможность участвовать в чужих скорбях».Джун Хант
- Надежда для души
- Слушайте душепопечительскую программу «Надежда для души»в эфире Радио Теос, на частоте 963 кГц АМежедневно с понедельника по пятницу в 15:00.
- Вы можете принять участие в нашей программе,позвонив по телефонам 197-22-51 и 197-22-81.
- Телефон доверия «Надежда для души»: 197-22-81Время работы: с понедельника по пятницу – с 16:00 до 17:00;в четверг – с 16:00 до 21:00
- Когда вдове можно снова замуж?
- Отношение церкви к вдовам и повторным их бракам
- Общественные нормы
- Вопросы и ответы. Православие в деталях
Смерть – лишь временная разлука
Протоиерей Валериан Кречетов. Фото: solovki-monastyr.ru
– Отец Валериан, как пережить боль от смерти любимого супруга?
– Преподобный Иустин (Попович) сказал: «Любовь к человеку без любви к Богу – самолюбие, а любовь к Богу без любви к человеку – самообман».
Нужно сначала разобраться в своем чувстве. У нас любовью часто называют страстную привязанность к человеку и самолюбивое желание всегда иметь его рядом с собой. Но это – забота не о человеке, а о себе.
Прежде всего, каждый человек должен иметь хотя бы некое представление о смысле жизни. Многие этот смысл видят в достижении земного благополучия, в удовольствиях и развлечениях, в желании жить, как хочется.
Но вспомните даже народную поговорку: «Живи не как хочется, а как Бог велит!» Любая философская система и стремление понять смысл жизни логически, неизбежно приводят к Богу. Кроме материализма, потому что в нем нет логики.
Поэтому сначала нужно определиться с вопросом о смысле жизни. А смысл жизни нашей заключается в том, чтобы человек, насколько возможно, приготовил себя к будущей жизни. Потому что главной является не эта, земная жизнь, а загробная. Земная жизнь – всё равно что студенческие годы.
Молодой человек помимо учебы ходит на студенческие вечеринки. Развлечения допустимы в каких-то разумных пределах. Но вообще-то учатся не для того, чтобы развлекаться, а для того, чтобы стать специалистом и идти по избранному пути. Если так смотреть на жизнь, то всё встанет на свои места.
Известный литературный деятель итальянской культуры Данте утверждал, что «из всех видов человеческого скотства самое глупое, самое подлое и самое вредное – верить, что после этой жизни не будет другой».
А Гете сказал: «Всякий, кто не верит в будущую жизнь, мертв и для этой». Когда на этой мировоззренческой основе человек строит свою жизнь, он спокойнее переносит происходящее с ним.
Самое главное в жизни – это цель. Если она есть у человека, он преодолевает любые трудности на пути к ней. Этот путь и сам по себе может быть интересным, но он не самоцель. Однако и в пути, как во время студенческой учебы, не нужно пропускать занятия, лениться, обманывать – нужно только трудиться, помогая друг другу.
Ответ на ваш вопрос ищите в Евангелии. Как сказал В.Г. Белинский, «есть Книга, в которой сказано всё, всё решено, после которой ни в чем нет сомнения, Книга бессмертная, святая, Книга вечной истины, вечной жизни – Евангелие.
Весь прогресс человечества, все успехи в науках, философия заключаются только в большом проникновении в таинственную глубину этой Божественной Книги. Основание Евангелия – откровение истины посредством любви и благодати».
В Евангелии Христос прямо говорит: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6). Цель, путь к цели и то, как жить на этом пути, – всё должно быть в едином духе. Жизненная установка «все средства хороши для достижения моей цели» – не евангельская, антихристианская, сатанинская.
Попытка построить в этой жизни что-то доброе за счет чьей-то крови, чьих-то слез и страданий не может быть благой. Как цель должна быть благой, угодной Богу, так и средства ее достижения должны быть угодными Богу.
Вот смысл человеческой жизни. А в жизни мы с кем-то трудимся плечом к плечу, но, как на войне, один уходит на фронт, на задание, а другой остается – в надежде на будущую встречу. Да, конечно, разлука, но – временная. Лишь какое-то смертное мгновение, а потом снова – вместе.
Жизнь будущая существует, и все люди, без исключения, туда пойдут, рано или поздно, поодиночке или одновременно – всё равно: когда-нибудь мы все там окажемся. Известный пример – благоверные князь Петр и княгиня Феврония. Они отправились в будущую жизнь одновременно, поскольку любили друг друга – и Господь дал им такую возможность.
Поэтому пережить земную разлуку – просто. Если ваш супруг раньше отправился к Богу, то вы должны радоваться за него – у Бога-то лучше! А мы за ним потом пойдем, а когда – это уж, конечно, как Господь даст.
Надолго-то обычно и не разлучаются, особенно близкие по духу, как святые Петр и Феврония. Человек, имеющий веру, понимает, что можно и потерпеть какое-то время. Тем более, если есть дети. Ты же не только о себе думаешь, но и о детях. Переживаешь, что любимый «ушел» раньше, а ты остался – так для детей ты тоже «уйдешь», и как их оставишь?
Надо из разлуки вычеркнуть эгоизм. Если будем жить не ради себя, а ради ближнего – то всё станет на свои места. В Евангелии есть замечательный пример воскрешения Лазаря. Четыре дня сёстры были разлучены с братом. Господь сострадал им, даже прослезился. И Он воскресил Лазаря.
После смерти мы соединимся с любимыми, если будем жить с ними в одном, христианском, духе. А потом все воскреснем, как Господь. Для верующего человека всё просто: смерти нет! Господь говорит: «Верующий в Меня не умрет вовек» (Ин. 11:26).
Смерть – лишь временная разлука, переход. А чрезмерная печаль по умершему – это в значительной мере себялюбие. Как сказал святитель Игнатий Брянчанинов: «Все наши добродетели имеют примесь нечистоты».
Фото: m.ocdn.eu
– Получается, страдать из-за смерти близких не нужно – но разве это возможно? Ведь и святые подвижники, потеряв супруга или супругу, страдали – например, праведный Алексий Мечев. И Господь плакал о Лазаре, но это же не себялюбие…
– Сам Господь сочувствовал, будучи бесстрастным. Бесстрастие – это не бесчувствие! А отец Алексий в то время еще (после смерти матушки) жалел себя. Да и дети у него остались без матери.
Но святой праведный Иоанн Кронштадтский сказал: «Будь с народом, войди в чужое горе, возьми его на себя, и тогда увидишь, что твое несчастье незначительно в сравнении с общим горем…»
Я хорошо знал отца Николая Гурьянова, ездил его причащать. Он однажды сказал мне: «Тебе можно умереть – пойдешь к Богу». Я понял, что батюшка по своей любви меня вымолил, и подумал: «Я-то пойду, мне будет хорошо, а дети?» Хотелось им что-то дать, в чем-то поддержать, помочь, как же я их оставлю?
Приезжал к отцу Николаю несколько раз, а он меня спрашивал: «Ты боишься смерти?» – «Нет, батюшка, как-то не думал об этом, да и всё равно – всем умирать, никуда не денешься. Но как детей оставить? Чувствую, не готов, везде должен…» Он отвечает: «Правильно. Долго жить будешь!»
– Батюшка, а кому тяжелее пережить вдовство – мужчине или женщине?
– По-настоящему, мужчине. Всё-таки он лишается заботы. Знаю это по своему папе. Мама заболела, и он не ел, не пил, переживал: «Как я без тебя буду?»
– Как сегодня Церковь рекомендует вдовам строить свою жизнь?
– Еще апостол Павел об этом всё сказал. Жить в чистоте во вдовстве – святое дело, подвиг. Кто не имеет сил, немощен – опять может вступить в брак. Во втором чине венчания так и сказано: «Зане зноя и тяготы дневныя, и плотского разжения немогущее понести во второе брака общение сходятся».
– «Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе» (1 Кор. 7:39-40). Что значит «только в Господе»?
– Это значит угождение не плоти, а Богу. Создавать семью надо по вере и ради Бога. А угождают плоти тогда, когда нужен, простите, мужчина. К несчастью, иногда и в первый брак так вступают…
В книге «Отец Арсений» есть хороший пример того, когда девушка выходит замуж за вдовца, но ради Бога. Если уже есть дети – то из-за детей вступают во второй брак. То есть всегда – ради кого-то, чтобы о ком-то заботиться. Вот это и есть «в Господе».
Расскажу вам случай явления из загробного мира. Один человек овдовел довольно рано, остался с маленькими детьми на руках. Год он держал траур, а потом ради детей женился снова. Да и не старый он был.
И вдруг случилась у него неприятность на работе. Он пришел днем домой: жены дома не было, а рядом со спящими детьми он всегда как-то успокаивался. Вдруг открывается дверь, и со свечой в руках входит его первая супруга, которая умерла…
Он даже не сразу понял, что произошло, так привык с ней всем делиться, что только спросил: «Ты знаешь, что у меня случилось?» Она отвечает: «Знаю». – «Что же мне делать?» – «Молись, и всё пройдет». – «А кто сделал, знаешь?» – «Знаю».
«Кто?» – «А это тебе не нужно знать, иначе у тебя будет нехорошее чувство». Тут он осознал, что она явилась из того мира, и ей всё известно. Спросил: «А ты знаешь, что я второй раз женился?» – «Да». – «Ты не обижаешься?» – «Нет, напротив, ты правильно сделал».
Она смотрит на события с духовной точки зрения и радуется, что рядом с ее мужем и детьми есть любящий человек. Муж говорит: «Посмотри на наших деток». – «Я уже сегодня у них была». Она из невидимого мира к ним приходит проведать – вот такое духовное единство. И сказав: «Нас не должны видеть вместе», – исчезла. Лишь на полу остался воск от ее свечи.
Этому мужчине нужна была забота о его детях, и с этой целью он женился. А теперь, к сожалению, нередко и в первый брак вступают не по любви, с целью не послужить кому-то, а чтобы себе иметь обслуживание.
Можно прожить и в чистом вдовстве. Мы знаем немало таких примеров: святая Анна Пророчица, благочестивые вдовицы, русские княгини. Когда дети вырастают и становятся самостоятельными, вдовицы получают возможность больше участвовать в церковных и общественных делах.
Но на первом месте у мужчин и женщин должна быть семья. Особенно у жены и матери: ее главное служение – в семье. В одной московской школе, директором которой был Георгий Иванович Суворов, был очень уважаемый педагог.
А у него в свое время был учитель, который еще в 1920-х годах говорил: «Все желают построить идеальное общество на земле. Я знаю путь к такому обществу: дайте мне воспитанную мать, и такое общество построим». Вот как велико значение матери!
– Батюшка, а как справиться с ревностью со стороны взрослых детей? Для них нередко второй брак родителя – предательство умершей матери или отца…
– Конечно, овдовев, женщине труднее бывает одной воспитывать мальчиков. Если кто-то пойдет второй раз замуж, надо учитывать отношение детей – они могут не принять другого отца. Нужно снова не о себе думать, а о детях. А часто о детях не думают, просто мужчин «меняют». Но это, скорее, не вдовицы, а разведенные…
Прежде чем жениться или выйти замуж, надо подумать – не станет ли это препятствием? Иначе могут испортиться отношения и с детьми, и между супругами. Но для верующего человека один путь – молиться, чтобы Господь указал: есть ли на брак воля Божия? Это самое главное.
Фото: sempark.ru
– Бывает, что люди считают второй брак предательством усопшего супруга. Нередко боятся и осуждения со стороны близких, друзей, коллег. Но и одному жить тяжело. В результате вступают в неофициальные отношения…
– Неофициальные отношения – это блуд. Завязывая их, люди служат не Богу, а плоти. Начинают с того, с чего сегодня нередко и первый брак начинается – с «гражданского брака», то есть с блуда.
Отношения юридически неоформленные и Церковью не благословенные – просто греховны. И они временны, с возрастом неизбежно прекратятся. Для чего же они были? И что дальше?
А осуждающим близким надо помнить, что осуждать вообще никого нельзя. Никто не знает внутреннего состояния другого человека и силу его искушения. Загляните в жития святых. У одного монаха однажды плотская страсть настолько разыгралась, что он держал руку в огне, пальцы обгорали, а боли он не чувствовал.
Мы даже не представляем, что это такое. Но вспоминайте поговорку: «Не хвались, горох, что лучше бобов – намокнешь и сам лопнешь». Не зря говорят: «В чем осудишь, в том и согрешишь».
Нельзя никого осуждать. Иначе враг потом так нападет… И страшнее всего, если не на тебя, а на бедных твоих детей, и они из-за тебя пострадают. Это для того, чтобы человек, наконец, что-то осознал. Через детей часто люди начинают себя понимать.
– Отец Валериан, возможно и душеполезно ли современным людям – например, одиноким, нуждающимся вдовам после 50 лет – просто дружить с мужчиной, принимая от него помощь, но не вступая в брак? Или же вступить в брак и жить как брат с сестрой?
– Всё чистое и богоугодное возможно с Божией помощью, если оба – твердые христиане. Можно жить в браке при духовном и душевном единстве без плотской близости. Например, за подругой моей мамы жених ухаживал сорок лет! Сёстры ее вышли замуж, и некому было ухаживать за одинокой больной матерью. И эта женщина просто не могла оставить мать.
Когда ее мама скончалась, они поженились, но уже не жили вместе, потому что им это уже было не нужно. Они настолько привыкли друг о друге заботиться и по-настоящему любить, что от плотского отказались.
Это возможно и сегодня, если о плотском стараться не думать и просить помощи Божией. Но в молодом возрасте мужчина и женщина – это огонь и сено, как говорят святые отцы.
– Повторно вступившие в брак вдовцы или вдовы могут сравнивать с умершим любимым человеком свою новую «вторую половинку» – и не в ее пользу. Что бы вы им посоветовали?
– С духовной точки зрения сравнение кого-то с кем-то – это часто рассуждение, переходящее в осуждение, и устроение не духовное. Один Бог знает человеческую душу, и только Он может судить о людях. И нет одинаковых людей.
Нужно помнить, что человек нам дается не просто так – в нем есть что-то, что важно для тебя. Герой одного рассказа Диккенса овдовел, а жена у него была очень сварливая. Наверно, как у Сократа – Ксантиппа. И когда ему сосватали женщину смиренную, он просил ее: «Ты хоть поругайся на меня, а то я чувствую себя не в своей тарелке!»
– Батюшка, самые беззащитные, кажется, сегодня вдовы священников: остаются без кормильца и защитника, нередко терпят нападки, а устроиться на хорошо оплачиваемую работу, имея на руках деток, невозможно…
– Думаю, это не совсем так. Если действительно священник старался, его духовные чада так же заботятся о его семье… Не знаю, как будет, когда умру, но пока живу, мои чада так заботятся, что иногда даже стыдно…
Но спокойная жизнь на земле никому не обещана: «В мире будете иметь скорбь» (Ин. 16:33). Ваш вопрос касается каждой семьи. Но ответ надо искать в Священном Писании: «Я был молод и состарился, и не видал праведника оставленным и потомков его просящими хлеба» (Пс. 36:25).
Есть овдовевшие священнические семьи, на которые никто не «нападает». Потому что это не есть штамп, в каждом случае всё индивидуально. Думаю, бедственное положение и нападки связаны не со вдовами священников, а с тем, какой был батюшка, какая осталась матушка.
Всё в нашей жизни не просто так. Если матушке-вдове посылается какое-то испытание, искушение – то не без духовной пользы. То же самое на любом христианском пути.
– Можно ли вдове священника снова выйти замуж?
– О самом священнике сказано однозначно – не имеет права. А по отношению к его вдове такого канонического запрета или препятствия я не знаю.
– Отец Валериан, так всё-таки не грех ли – вдове второй раз выходить замуж, а вдовцу жениться? С одной стороны, Апостол сказал: «Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я» (1 Кор. 7:8-9); «Она (вдова) блаженнее, если останется так, по моему совету» (1 Кор. 7:39-40); а с другой – «желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию» (1 Тим. 5:14). Как будет правильнее?
Игумения Мария
– Апостол говорит не только о вдовстве, а вообще о вступлении в брак. Для вдовствующих же на все случаи есть лишь один ответ – надо молиться и просить указания Божия.
Основательница Спасо-Бородинского монастыря игумения Мария (в миру Маргарита Тучкова) по благословению святителя Филарета (Дроздова) развелась с первым мужем.
Оказался непорядочным человеком, обманул – бывает всякое. И она вышла замуж второй раз по великой любви за генерала Тучкова – но потом муж погиб в Бородинском сражении, а ребенок умер, и Маргарита Тучкова приняла монашеский постриг.
И преподобная Афанасия игумения, великая подвижница, дважды была замужем. Вот такие судьбы Божии, и я ничего не могу тут сказать. Боюсь ограничивать Промысл Божий.
Вопрос вдовства очень серьезный, но сегодня не так часто встречаются проблемы у вдовствующих, сколько у разведенных. В народе разведенную даже прозвали «соломенной вдовой».
И я подумал, почему соломенная? А потом понял: потому что очень легко «вспыхивает», да быстро «сгорает». Соломенные вдовцы и вдовы, если сопрягаются с огнем страсти, легко воспламеняются – ведь уже есть опыт. А остается потом пепел. Соломенное вдовство – проблема современного человечества.
Беседовала Нина Рядчикова,
православный женский журнал «Славянка»,
№4(64), июль-август 2016 г.
Вдовство
Если муж или жена умрет… и один из них вступит в брак, – согрешает ли вступающий в брак? Не согрешает… но если останется сам по себе, то приобретает себе большую славу у Господа. Поэтому храни чистоту и целомудрие и будешь жить с Богом (св. Ерм, 94, 185–186).
* * *
Рассказывают о горлице, что она, будучи разлучена с супругом, не терпит уже общения с другим, но проводит безбрачную жизнь, в память прежнего супруга отказываясь от нового союза. Слышите, жены, как честно вдовство и у бессловесных предпочитается неприличию многобрачия! (свт. Василий Великий, 5, 130). Источник.
Вдова, достигшая шестидесяти лет, если захочет опять жить с мужем, да не сподобится приобщения Благого, пока не исцелится от нечистой страсти (свт. Василий Великий, 11,43). Источник.
…Оружие вдовы – это слезы, воздыхания и непрестанные молитвы; этим она может отразить не только обиду человеческую, но и нападения бесовские (свт. Иоанн Златоуст, 47, 331).
Вдова освободилась от дел житейских и уже идет к Небу, и то усердие и служение, которое она оказывала мужу, может употребить на дела духовные (свт. Иоанн Златоуст, 47, 331).
Невоздержная вдовица – дикий зверь… (свт. Иоанн Златоуст, 50, 867). Источник.
Если решилась ты пребывать во вдовстве, то не веди себя, как юная. Если же и нарядов не слагаешь с себя, и присваиваешь себе имя плачущей, то одно к другому не идет. Посему, или оставь то или другое, или не оскорбляй стыдливости (прп. Исидор Пелусиот, 61, 117). Источник.
В одном селении жили два купца, дружившие с детства. Один был весьма богатый, а другой несколько беднее его. Первый имел необыкновенно целомудренную жену. Он вскоре умер, а второй купец захотел жениться на ней. Вдова узнала о его желании и однажды сказала ему: «Господин мой! Я вижу, что ты, смотря на меня, смущаешься.
Скажи, что тебе нужно, и я чем могу помогу тебе». Купец признался, что хочет жениться на ней. Она отвечала: «Если ты исполнишь, что я предложу тебе, то и я твое желание удовлетворю». Купец обещал все, что она повелит, исполнить. Вдова сказала: «Ступай домой и ничего не вкушай, пока я тебя не позову». Купец с радостью обещал поститься. На четвертый день, когда она его позвала, он настолько ослабел от поста, что только поддерживаемый другими дошел до нее. Вдова сказала: «Теперь можешь делать, что хочешь». «Сначала дай мне вкусить пищи, ибо я умираю от голода», – отвечал купец. – «Вот ты теперь от голода забыл все и желаешь одного хлеба. Так и впредь, когда плотские помыслы будут искушать тебя, постись и успокоишься, и знай, что по смерти мужа я ни за тебя, ни за кого другого не выйду замуж и пребуду в чистоте». Купец удивился ее целомудрию. «И так как я уверена, что ты любишь Бога больше всего, – продолжала вдова, – то расстанемся в этой жизни друг с другом навсегда, оставим этот мир и удалимся в монастыри». И как сказала, так и сделала. Она ушла в женский монастырь, а купец – в мужской. И оба они, угодив Богу святой жизнью, перешли в Вечное Царство Отца Небесного (113, 902–903).
Вдовство
В наши дни многие женщины становятся вдовами в результате терактов, войн, несчастных случаев или болезни своих мужей. Но этот вопрос касается не только женщин, ведь и мужчины также вдовеют, становятся вдовцами. Нередко это еще достаточно молодые женщины и мужчины, но в любом возрасте переносить свое вдовство тяжело. Дорогие друзья, мы молим Бога за вас, чтобы Он утешил вас в ваших скорбях и горестях. Пусть этот небольшой материал хоть в малой степени, но все же будет поддержкой, помощью вам в это трудное для вас время.
Вдова — женщина, у которой умер муж, не вступившая в новый брак. Пример из Библии: Анна — «Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, проживши с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь» (Лк 2:36–37). Вдовец — мужчина, потерявший жену и не вступивший во второй брак. Пример из Библии: Авраам «И умерла Сарра в Кириаф-Арбе, что ныне Хеврон, в земле Ханаанской. И пришел Авраам рыдать по Сарре и оплакивать ее» (Быт 23:2).
Человек в трауре испытывает ощущение покинутости, ведь его супруг покинул, оставил его. Сломленность горем, неспособность наладить жизнь в одиночестве приводят к чувству никчемности. Порой у такого человека возникает и обида на Бога за то, что Он дал супругу умереть. Человек впадает в оцепенение, испытывая чувство изоляции, ощущение отверженности, одиночество, непонимание со стороны других людей. К этому часто добавляются угрызения совести и сожаление из-за прошлых взглядов и поступков «Объяли меня болезни смертные, муки адские постигли меня; я встретил тесноту и скорбь» (Пс 114:3). Существует несколько стадий скорби, через которые проходит каждый человек:
• Отрицание — попытка укрыться от реальности траура.
• Гнев — эмоциональная реакция на: страх, подавленность, боль, несправедливость.
• Депрессия — неспособность найти надежду на будущее.
• Торг — обещание стать лучше, если Бог даст другого супруга, который снимет боль одиночества.
• Принятие ситуации — способность воспринимать жизнь в ее целостности с доверием и ощущением смысла происходящего.
«Помысли о моем страдании и бедствии моем, о полыни и желчи. Твердо помнит это душа моя, и падает во мне. Вот, что я отвечаю сердцу моему и потому уповаю: по милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие его не истощилось; оно обновляется каждое утро; велика верность Твоя! Господь часть моя, говорит душа моя, итак буду надеяться на Него. Благ Господь к надеющимся на Него, к душе,
ищущей Его» (Плач 3:19–25).
У каждого человека, потерявшего свою вторую половину, есть свои главные причины страдания: Для одних это утрата близкого человека. Для других — опустевшее брачное ложе. У третьих наибольшие трудности вызывает перемена в образе жизни. У кого-то – проблема с низкой самооценкой. Отсутствие здоровой самодостаточности. И конечно — сосредоточенность на прошлом. И вдовам, и вдовцам приходится нелегко из-за вынужденной необходимости растить детей одному. Ограниченные финансовые ресурсы также не прибавляют оптимизма. Попытка «жить в детях» порой приводит к еще большему чувству одиночества, когда дети вырастают и улетают «из гнезда». Поиски нового супруга иногда приводят к чувству предательства своей первой любви, или все время происходит сравнение нового супруга с умершим. Конечно, это не означает, что нельзя вступать в новый брак. Просто надо понимать, что это может причинить страдания другого рода. И все же основная причина страданий заключается в сопротивлении исцеляющей Божьей благодати. «Наблюдайте, чтобы кто не лишился благодати Божией; чтобы какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие» (Евр 12:15). Ложное убеждение: «Поскольку мой супруг умер, моя жизнь утратила всякий смысл, и я не представляю, как проживу остаток жизни одна/один». Убеждение, основанное на истине Библии: «Хотя мой супруг умер, я никогда не буду одна/один, потому что Христос всегда со мной. Я буду осуществлять Божий замысел для моей жизни изо дня в день, опираясь на Его помощь и силу». «Не бойся, ибо Я — с тобою; не смущайся, ибо Я — Бог твой; Я укреплю тебя, и помогу тебе, и поддержу тебя десницею правды Моей» (Ис 41:10).
Шаги к решению проблемы.
Ключевые стихи для заучивания. Для вдовы — «Отец сирот и судия вдов Бог во святом Своем жилище» (Пс 67:6). Для вдовца — «Бог препоясывает меня силою и устрояет мне верный путь» (Пс 17:33). Ключевая книга для чтения и повторения — Книга Руфи.
Что следует и чего не следует делать вдовам и вдовцам.
Не предавайтесь жалости к себе. — Научитесь довольствоваться своими обстоятельствами. «Великое приобретение — быть благочествивым и довольным» (1 Тим 6:6).
Не ищите кандидата в супруги, который стал бы заботиться о вас. — Просите Господа восполнить ваши нужды. «Ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф — имя Его, и Искупитель твой — Святый Израилев; Богом всей земли назовется Он» (Ис 54:5).
Не отдавайтесь чувству ложной вины. — Примите Божью благодать. «Итак, мы всегда благодушествуем… и желаем лучше выйти из тела и водвориться у Господа» (2 Кор 5:6, 8).
Не принимайте важных решений, когда вы сильно скорбите. — Установите для себя приоритеты. «Время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать» (Еккл 3:4).
Не сравнивайте свою ситуацию с чужой. — Сосредоточьтесь на той роли, которую Бог предназначил для вас. «Итак умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего» (Рим 12:1).
Признайте вашу скорбь, подумайте – на какой стадии скорби вы сейчас находитесь. Поделитесь своей болью с другими. Не бойтесь дать волю своим чувствам. «И сказал: где вы положили его? Говорят Ему: Господи! Пойди и посмотри. Иисус прослезился. Тогда Иудеи говорили: смотри, как Он любил его!» (Ин 11:34–36). Осознайте свою недостаточность: вы не можете быть всем для себя, вы не можете контролировать все происходящее. Откройте свою скорбь и боль в молитве Богу. Признайте, что вы не способны вынести скорбь в одиночестве. Вам необходимо общение с Ним и с другими людьми, способными поддержать вас в это трудное время, разделить с вами ваши переживания, принять вас со всеми вашими чувствами. Поймите, что через осознание своей неполноты, вы значительно глубже осознаете полноту и совершенство Бога. «Но Господь сказал мне: “довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи”. И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа: ибо, когда я немощен, тогда силен» (2 Кор 12: 9–10).
Откликнитесь на Божью благодать. Позвольте Богу восполнить ваши душевные потребности. «Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой. Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои» (Притч 3:5–6). «Посему да приступаем с дерзновением к престолу благодати, чтобы получить милость и обрести благодать для благовременной помощи» (Евр 4:16). Уделяйте время чтению Слова Божьего, применяя его к себе. Заучивайте наизусть те отрывки из Писания, которые находят отклик в вашем сердце. Через них Бог говорит к вам, обращаясь и в вашему разуму и к вашему сердцу. Мы предлагаем вам некоторые из библейских стихов, которые в свое время стали бальзамом для нас самих. «Будешь ли переходить через воды, Я с тобою, — через реки ли, они не потопят тебя; пойдешь ли чрез огонь, не обожжешься, и пламя не опалит тебя» (Ис 43:2). «Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас» (Рим 8:18). «Близок Господь к сокрушенным сердцем и смиренных духом спасет» (Пс 33:19). «Он исцеляет сокрушенных сердцем, и врачует скорби их» (Пс 146:3). Помните — у Бога есть план для вашей жизни. И сейчас, когда ваша жизнь так изменилась, когда вы переживаете потерю близкого человека, вы можете стать более зрелым и мудрым человеком. Ваша жизнь восходит на новый уровень, и у Бога есть новые намерения для вас. «Ибо только Я знаю намерения, какие имею о вас, говорит Господь, намерения во благо, а не на зло, чтобы дать вам будущность и надежду» (Иер 29:11). «Вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по которому тебе идти; буду руководить тебя, око мое над тобою» (Пс 31:8). «Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми» (1 Пет 5:10).
Пережив боль утраты и страдания, сопутствующие ей, в Боге, мы становимся сильнее духовно, приобретаем мудрость. Бог хочет, чтобы мы, продолжая идти по пути духовного роста, участвовали в жизни других людей, делились с ними сокровищами своей души, тем знанием и опытом, которое мы обрели в тесном общении с Ним. Есть много способов участвовать в жизни других людей. Например:
— Особое служение для вдов — «А я хочу, чтоб вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене. Есть разность между замужнею и девицею:незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтоб быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу. Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно непрестанно служили Господу без развлечения» (1 Кор 7:32–35). Но чтобы такое служение было возможно, церковь и ее лидеры должны показать перспективы, направить, подсказать, помочь.
— Пост и молитва за других: Тут была также Анна пророчица, дочь Фануилова, от колена Асирова, достигшая глубокой старости, проживши с мужем от девства своего семь лет, вдова лет восьмидесяти четырех, которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь» (Лк 2:36–37).
— Наставление с мудростью Божьей: «…сказала Ноеминь снохе своей, Руфи: хорошо, дочь моя, что ты будешь ходить со служанками его, и не будут оскорблять тебя на другом поле» (Руфь 2:22). Очень важно, когда женщина более мудрая и духовно зрелая наставляет молодых женщин.
— Обучение других тому , как праведно жить: «Ты же говори то, что сообразно с здравым учением: чтобы старцы были бдительны, степенны, целомудренны, здравы в вере, в любви, в терпении; чтобы старицы также одевались прилично святым, не были клеветницы, не порабощались пьянству, учили добру, чтобы вразумляли молодых любить мужей, любить детей, быть целомудренными, чистыми, попечительными о доме, добрыми, покорными своим мужьям, да не порицается слово Божие» (Тит 2:1–5).
— Служение. Помощь другим в их нуждах. Гостеприимство: «Встань, и пойди в Сарепту Сидонскую, и оставайся там; Я повелел там женщине вдове кормить тебя» (3 Цар 17:9). Благотворительность. «Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу; увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела» (Лк 21:1–4).
Вопрос: «После нескольких лет вдовства я привязался к одной очень внимательной женщине. Но ей не хочется, чтобы я тратил много времени на моих детей. Она желает полностью владеть моим временем. Что мне делать?» Ответ: Женщина, на которой вы собираетесь жениться, должна любить ваших детей, а не соперничать с ними в любви, и уж конечно — не ограничивать время, которое вы им уделяете. «Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других» (Флп 2:4). Если же она – твердо стоит на своем, тогда вам следовало бы серьезно подумать, стоит ли вступать с ней в брак. Очень сомнительно, чтобы волей Божьей мог быть брак, в котором жена изначально ведет себя столь эгоистично и жестоко. Молитесь, просите совета у Господа, думайте…
Вопрос: «После смерти мужа у меня нет никакого желания встречаться с другим мужчиной. Я чувствую себя виноватой, если радуюсь в присутствии другого. Что мне делать?» Ответ: Не нужно поддаваться ложным угрызениям совести. Ваша изоляция не вернет мужа. Согласно статистике, если один из супругов умирает в счастливом браке, оставшийся в живых супруг заключает новый союз скорее, чем разведенные люди после трудных браков, поскольку в первом случае человек знает радость, присущую хорошим отношениям. «Замужняя женщина привязана законом к живому мужу; а если умрет муж, она освобождается от закона замужества. Посему, если при живом муже выйдет за другого, называется прелюбодейцею; если же умрет муж, она свободна от закона и не будет прелюбодейцею, вышедши за другого мужа» (Рим 7:2–3).
«В начале вдовство подобно комнате ожидания, где вы ждете, пока Бог поручит вам новое служение (а не пока Он пошлет нового супруга). Если вы полностью доверяете Богу,
Он даст вам возможность участвовать в чужих скорбях».
Джун Хант
Надежда для души
Слушайте душепопечительскую программу «Надежда для души»
в эфире Радио Теос, на частоте 963 кГц АМ
ежедневно с понедельника по пятницу в 15:00.
Вы можете принять участие в нашей программе,
позвонив по телефонам 197-22-51 и 197-22-81.
Телефон доверия «Надежда для души»: 197-22-81
Время работы: с понедельника по пятницу – с 16:00 до 17:00;
в четверг – с 16:00 до 21:00
Когда вдове можно снова замуж?
Отношение церкви к вдовам и повторным их бракам
Если вы религиозны, конечно, вас волнует вопрос, как церковь относится к повторному браку женщины, у которой мужа забрала самая жестокая разлучница – смерть. Религиозные догмы в этом случае менее суровы, чем законы древних славян-язычников, о которых византийский автор Маврикий в IV веке писал, что жены их столь целомудренны, что смерть мужа приравнивают к собственной и добровольно лишают себя жизни, предпочитая смерть вдовству.
Православная церковь не приветствует второй брак, поскольку это считается нарушением моногамии, но и не запрещает его, допуская вторичное замужество как уступку чувственности, особенно, если женщина молода и детей от прошлого брака у нее не осталось. Принято считать, что следующий брак вдова может заключить после 1 года траура, этого срока вполне достаточно, чтобы оказать уважение памяти умершего мужа. Нет ограничений и на то, кто может стать ее новым мужем: человек, женящийся впервые, разведенный иди вдовый мужчина.
Общественные нормы
Как таковых нет каких-то утвержденных норм, регламентирующих срок вдовства. В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 15.11.1997 г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния», вы, фактически, можете подать заявление в загс хоть на следующий день, как получите свидетельство о смерти вашего супруга, которое является документом, подтверждающим прекращение предыдущего брака.
По любым, церковным и мирским законам, достаточно выдержать траур в течение 1 года, чтобы потом оформить следующий брак.
Но, даже в том случае, когда ваш первый брак давно распался, но развод не был оформлен юридически, или когда вы выхаживали бывшего супруга, который был давно и безнадежно болен, торопиться снова выходить замуж не стоит. Вам следует проявить уважение в память о том чувстве, о той любви, которую вы когда то испытывали к уже умершему человеку и подождать еще некоторое время, прежде чем оформлять новый брак, даже, когда фактически вы уже проживаете новой семьей в гражданском браке.
Если вы с умершим супругом уже были венчаны, после его смерти вы можете вторично пройти обряд венчания, правда, в этом случае, венцы над вашими головами будут держать, только если ваш избранник посвящается в таинство брака впервые.
Для тех женщин, кто потерял горячо любимого супруга, смерть которого стала для них ужасным потрясением, тоже нет никаких правил, ограничивающих выбранное ими добровольное вдовство. Время – лучший лекарь и лучший советчик, новая любовь и новые чувства вполне возможны, отказываться от своего счастья нет никакого смысла.
Вопросы и ответы. Православие в деталях
Вопрос: «Можно ли вдове второй раз выходить замуж? Или лучше уйти в монастырь?»
Отвечает протоиерей Димитрий Смирнов:
– Это зависит от многих причин. И от возраста, и от обстоятельств жизни… По правилам церкви, если вдова моложе 50-ти лет, то можно даже и третий раз выйти замуж. Если уж совсем молодая, то, конечно, лучше замуж выйти.
Протоиерей Александр Березовский:
– Но апостол Павел говорил: «Лучше вам быть, как я…»
Протоиерей Димитрий Смирнов:
– Это, конечно, лучше! Можно больше времени уделять молитве… Но ведь это еще зависит и от того, в каком состоянии дети и так далее. Надо все-таки взвешивать… Такие вопросы нужно решать не технически, а с учетом всех жизненных обстоятельств.
Протоиерей Александр Березовский:
– Один молодой человек как-то рассказал мне о своей беседе с батюшкой в монастыре. Он сказал батюшке, что пока жениться не хочет, на что батюшка ему: «Тогда тебе обязательно надо в монастырь!» А молодой человек говорит, что он и в монастырь вроде бы не хочет… А батюшка стал стращать его: мол, вне семьи и монастыря обязательно согрешишь! И молодой человек в недоумении: действительно ли это так?
Протоиерей Димитрий Смирнов:
– Совсем не обязательно.
Протоиерей Александр Березовский:
– То есть возможен иной путь: и не семейный, и не монашеский?
Протоиерей Димитрий Смирнов:
– Возможно всё! Взять того же апостола Павла. Он не был монахом, да тогда вообще еще монахов не было.
Протоиерей Александр Березовский:
– Апостол Павел – единственный на всю Вселенную…
Протоиерей Димитрий Смирнов:
– Такой путь прошли очень многие люди.
Протоиерей Александр Березовский:
– А в нашем современном мире?
Протоиерей Димитрий Смирнов:
– Пожалуйста! Алексей Ильич Осипов. Всем известный проповедник, профессор богословия. Зрители телеканала «Союз» знают его лучше, чем кого бы то ни было. Он избрал для себя такой путь смолоду и придерживается его до сих пор.