В том чудотворном месте, где находятся мощи Серафима Саровского, верующие прихожане обретают успокоение и надежду на благополучие. Останки преподобного совершают те же чудеса, что творил и сам святой еще при жизни. Сегодня православный человек может помолиться мощам Серафима в мужском Саровском монастыре, построенном в Нижегородской области.
Обретение мощей преподобного Серафима Саровского
Содержание
- Краткая биография преподобного
- Месторасположение и помощь останков
- Как добраться
- В чем помогают мощи
- Найдена келья Серафима Саровского
- Камень, на котором молился Серафим Саровский: история и место нахождения
- История камня Серафима Саровского
- Где находится достопримечательность и как доехать
- Серафим Саровский в молении на камне
- История становления монастыря
- Дивеевский монастырь сегодня
- Какое выбрать время для посещения монастыря
- Как добраться до Дивеевского монастыря Серафима Саровского
- Где можно остановиться в Дивеево
- Где можно поесть в Дивеево
- Полезные советы паломникам, туристам
- Святые места Дивеевской обители
- Святые дивеевские источники
- Один день в Дивеевском монастыре
- Что привозят из Дивеевского монастыря
- Видео про Дивеевский монастырь
- Какие святыни скрывает Саров?
- Обитель под охраной
- Намоленное место
- Подземные затворники
Краткая биография преподобного
Имя этого святого прославлено на всей территории православного мира. Он увидел свет в середине июля 1759 г. В Курске.
- В 1786 г. Серафим принял монашество и поклялся в вечной верности Всевышнему Отцу. Шесть лет он провел в ежедневных молитвах, часто забывая о сне и пище.
- Когда Серафиму исполнилось 39, его рукоположили в почетный сан иеромонаха. А через год он оставил обитель и уединенно молился Богу о спасении заблудших душ.
- В 1807 г. преподобный принял обет молчания, старался ни с кем не вступать в диалог. Такую аскезу он совершал десять лет, после чего возвратился из уединения в родной монастырь.
- Святой старец покинул бренный мир в 1833 г., находясь в молитвенной позе перед аналоем.
Читайте о святом:
- Праздник Серафима Саровского 1 августа
- Серафимо-Саровский монастырь в Воронежской области
- Икона преподобного Серафима Саровского
Мощи Серафима Саровского более недели простояли в храме, но не испустили и малейшего запаха гниения. После ритуала отпевания тело святого предали земле рядом с собором, оно находилось здесь 70 лет, до 1903 г.
На заметку! Преподобный наставлял: чем чаще причащаешься перед святыми образами, тем ближе становишься к спасению. Даже самый закоренелый в грехах человек постепенно избавится от тьмы невежества и искупит все пороки, если станет каждодневно молить Господа о даровании исцеления.
Месторасположение и помощь останков
Святой лично предсказал нахождение его останков. Он добавил, что христианская община утратит их.
В первой половине XX века все святые мощи вскрывались во времена большевистских гонений на религию. Множество останков предали поруганию, поэтому священство прятало их в своих квартирах. Мощам Серафима Саровского удалось избежать плачевной участи. В благоприятное время их разместили в московском Страстном храме.
Знаменитая келья 1867 года постройки, в которой провел последние мгновения жизни преподобный старец, вошла в состав храма Пресвятой Троицы. В этой монашеской обители хранятся личные вещи Серафима Саровского: мантия, суконная шапочка, крест, лестовки из кожи, Евангелие, часть камня и скамейка.
Рака с мощами Серафима Саровского. Дивеевская обитель
Как добраться
Сегодня мощи святого Серафима располагаются на территории Саровского монастыря, находящемуся в Нижегородской области. Часть останков преподобного хранится в церкви Георгия Победоносца и внутри Спасо-Преображенской обители.
Мощную энергетику святых мощей православный подвижник ощутит в монастыре, в котором похоронили преподобного старца.
Множество людей утверждает, что настоящее исцеление приходит только здесь, в Дивеево. Добраться сюда из Москвы можно за шесть часов, если использовать личный транспорт. Часто на место погребения собираются православные паломники, которые берут с собою всех желающих.
В чем помогают мощи
К чудодейственным останкам обращаются в различных жизненных ситуациях. Серафим выслушивает каждого человека и помогает вне зависимости от порочности.
- У мощей искренне ищут духовного наставления.
- Многие православные люди обращаются к телу Серафима Саровского с просьбами об исцелении тяжелых недугов.
- Святые останки помогают нерешительным людям с определением жизненного пути.
- Существует мнение, что искренняя молитва перед святыми мощами Серафима поможет женщине понести плод.
Молитва Серафиму Саровскому:
- Молитвенное правило Серафиму Саровскому для мирян
- Молитва Серафиму Саровскому на торговлю
- Молитвы святому Чудотворцу Серафиму Саровскому
Святые мощи преподобного старца, находящиеся в Дивеево и Москве, привлекают колоссальное количество людей, стремящихся найти духовное просвещение и исцеление от болезней.
Важно! Останки Серафима Саровского обладают огромной силой и оказывают поддержку любому человеку, искренне желающему найти спасение.
Такое могущество обретается только людьми, жизнь отдавшими молитвам и бескорыстному служению Всемогущему Творцу.
О перенесении мощей Серафима Саровского
Найдена келья Серафима Саровского
Остатки кельи преподобного Серафима Саровского обнаружили строители, которые разбирали металлические конструкции в соборе Саровского монастыря. Под завалами строительного мусора отчетливо видна старая кладка фундамента. Это место пока не расчищают, опасаясь, что верующие разберут остатки кельи святого Серафима по кирпичу.
Небольшое жизненное пространство — здесь три с половиной на три с половиной метра — выглядело аскетично. По описанию церковных историков, убранство кельи — это икона, перед которой всегда горела лампада, камень, на котором сидел Серафим Саровский и сундук. Постели не было. По обыкновению, Серафим спал на полу, прижавшись спиной к стене.
Перед кельей стоял гроб, сделанный руками самого старца. Он напоминал ему о смерти, к которой Серафим Саровский усердно готовился. Здесь в 1833 году он отошел в мир иной. После его кончины келья становится мемориальной. Сохранилась одна из ее фотографий. Верующие приходят сюда узнать о жизни Серафима Саровского и помолиться перед его иконой. В 1903 году старца причислили к лику святых и построили над его кельей храм. Это была первая церковь, названная в честь нового прославленного святого.
После революции монастырь закрыли, а храм переделали в драматический театр. Спектакли играли здесь месяц назад. Внутри еще висит хрустальная театральная люстра, но храм уже передан церкви. Его должны отреставрировать к августу следующего года, когда будет отмечаться 100-летие со дня канонизации Серафима Саровского. К этому времени восстановят и главную святыню храма — келью старца.
«Преподобный Серафим Саровский — это один из величайших последних святых Русской Православной церкви. В начале XIX века он, пожалуй, был единственный человек, который повторял подвиги древних святых, святых первых веков христианства. То есть молчание, затворничество, постничество, причем такие подвиги, о которых люди его времени, времени эпохи Просвещения читали только в книгах», — рассказывает настоятель Саровского храма Всех Святых иерей Герман Здоров.
На этом месте в несколько километрах от монастыря Серафим Саровский — в миру Прохор Машнин — провел в одиночестве и молитве 15 лет. Верующие считают это место особым и приходят сюда за святой водой.
За свой молитвенный подвиг преподобный Серафим был награжден наперсным крестом в честь победы над французами в войне 1812 года. Об этом не записано в житии. Новые исторические сведения о биографии старца нашли сотрудники местного музея.
«Анализируя те документы, которые найдены в архивах, и юридическую литературу, которая регламентировала жизнь россиян, я пришел к выводу, что преподобный Серафим Саровский родился в Курске в 1754 году, то есть на 5 лет ранее принятой даты. И это некоторым образом позволяет пересмотреть его биографию с некоторых исторических позиций», — говорит научный сотрудник музея «Саровская пустынь» Валентин Степашкин.
Церковь вносит изменения в православный календарь, по которому уже через год должно состояться 250-летие со дня рождения Серафима Саровского. В женском Серафимо-Дивеевском монастыре тоже готовятся к будущим торжествам. Здесь хранятся мощи святого старца. Долгие годы они считались потерянными и только недавно, найдены в дальних запасниках ленинградского музея истории религии. Сейчас к ним выстраивается очередь паломников. Таким же местом поклонения в ближайшее время может стать и найденная келья Серафима Саровского.
Камень, на котором молился Серафим Саровский: история и место нахождения
Камни Серафима Саровского в наши дни можно увидеть в Царском ските. Здесь расположена группа валунов, которые постепенно увеличиваются в размерах. Они являются объектом преклонения паломников. Интересно, что известный монах молился не на них. Настоящие камни Саровского имеют крайне интересную историю.
История камня Серафима Саровского
Камнем Серафима Саровского называют валун, на котором известный отшельник, стоя на коленях, молился в течение 1000 ночей. Считается, что благодаря этому он приобрел целительную силу и способен очистить душу и тело паломника через прикосновения.
Когда монах стал отшельником, он поселился в старой келье в городе Сарове Нижегородской области. Там в Дальней пустыньке в лесу он нашел большой валун, на котором молился по ночам. Днем он переходил на каменную глыбу, которая располагалась в келье, чтобы паломники не отвлекали от общения с богом.
Посмотреть эту публикацию в Instagram
Досоветский период
После смерти батюшки святыню раскололи на отдельные части. Существует легенда о том, что после кончины отшельник явился во снах Молотилову. Он попросил развести рядом с валуном огонь, что помещик и приказал сделать. Как только пламя коснулось каменной глыбы, она рассыпалась на множество осколков.
Части знаменитого валуна разобрали желающие прикоснуться к святыне. Люди верили, что, если осколок опустить в воду, то жидкость станет священной. Самая большая часть святыни была подарена митрополитом Арзамасским Николаем Саровскому церковному приходу.
В 1980 г. на место, где лежал камень отца Серафима, поставили похожий валун, на котором имелись углубления, напоминающие следы от коленей.
Малый камень, на котором батюшка молился в келье, был направлен в Преображенскую церковь.
Советский период и разрушение святыни
Во времена советской власти второй валун был скинут бульдозером в глубокий ров. Часовни, которые верующие построили в святом месте, были разрушены.
Несмотря ни на что, место, где стояла каменная глыба, сохранилось. Верующие там поставили небольшой деревянный крест.
В это время был утерян и малый камень. После утери святынь место паломничества было временно закрыто.
Постсоветский период
В 1990 г. члены исторического объединения «Саровская пустошь» познакомились с матушкой Серафимой. Возили продукты и лекарства, за что старушка благодарила их, рассказывая истории города Сарова и святых мест.
Однажды она упомянула о том, что у нее во дворе хранится большой подлинный каменный осколок места преклонения батюшки Серафима и разрешила отколоть от реликвии несколько кусочков. Крупный осколок был отравлен в музей, а другие части забрали себе члены исторического общества.
Историки решили восстановить место паломничества, и нашли в лесу похожий камень, который перевезли на нужный участок. Вскоре на валуне возвели скульптуру молящегося отца Саровского.
Пока место поклонения было закрыто для паломничества, люди перенесли благоговение на похожие валуны, находящиеся в Царском ските. Там находятся святыни, наиболее почитаемые из которых Малый медведь и Большой медведь.
Несмотря на то, что на камнях не молился сам Серафим, о них ходит несколько легенд. По одной из них, на валунах стояли на коленях другие монахи, стараясь повторить подвиг знаменитого батюшки. По другой версии, Большой медведь – это окаменевший зверь, который превратился в глыбу от тоски по другу Серафиму.
К просмотру новостной сюжет по теме:
Где находится достопримечательность и как доехать
Сейчас камни находятся в Царском ските под Нижним Новгородом в пос. Прибрежный. Добраться до места преклонения можно только на внедорожнике, следуя указателям. Облегчат задачу данные для GPS навигатора: N 54 57.4797 E 43 31.4435.
Доехать до нужного места сложно из-за плохой дороги.
Есть мнение, что в процессе поездки у паломников вместе с раздражением и усталостью пробуждаются негативные качества. Это помогает очистить тело и душу, найти умиротворение.
Камни Серафима Саровского имеют крайне необычную историю. Настоящая святыня давно уничтожена, а валуны, которые ставили вместо нее, не обрели достаточной популярности. Поэтому место преклонения было перенесено в Царский скит.
Смотрите видеоблог, как выглядит путь до священного места:
Серафим Саровский в молении на камне
Преподобный Серафим Саровский (в миру Прохор Сидоров Мошнин; 1754—1833) — старец-пустынножитель, затворник. Родился в Курске в благочестивой купеческой семье1. Его родителями был построен курский храм во имя преподобного Сергия Радонежского, ставший впоследствии кафедральным собором. В 19 лет преподобный поступил в Саровскую обитель, отличавшуюся строгим общежительным уставом. Здесь он подвизался, «мыслью не выходя за стены», более 50 лет2, пройдя все степени подвижничества: жил в отшельничестве, подражал столпникам, был молчальником и затворником. По выходе из затвора приложил особые усилия для устроения и расширения Дивеевского женского монастыря, образовав Серафимо-Дивеевскую общину. Многие стекались к его келье, поверяя свои скорби и получая исцеление души и тела.
Саровская обитель была окружена густым сосновым лесом; сюда удалялись иноки в уединенные келий для сокровенного доброделания и сюда же, в свою «дальнюю пустынь», с 20 ноября 1794 г. вселился отец Серафим. Предаваясь богомыслию, изучению Священного Писания и чтению отцов Церкви, он обозначил сами местности в лесу именами различных святых мест — град Иерусалим, Назарет, Вифлеем, река Иордан, Фавор, Голгофа — представляя себе природу как путь восхождения к Господу. Холм своего жительства он называл Афонской горой (куда по его желанию не было доступа женщинам). В этом глухом лесу, на половине пути от келий к монастырю, лежал большой гранитный камень, который отец Серафим использовал как столп для усиления молитвенного подвига. Чтобы оставаться невидимым, он молился на нем ночью. Для уравнения дневных подвигов с ночными отец Серафим имел и в келье камень, на котором молился днем. Сколько времени совершался подвиг, доподлинно неизвестно, видимо, до 1810 г., т. е. до переселения преподобного из пустыни в монастырскую келью. В бумагах обители хранился черновой отзыв игумена обители Нифонта на тайный запрос тамбовского епископа о подвижнике: «о подвигах и жизни о. Серафима мы знаем: о тайных же действиях… и о стоянии 1000 дней и ночей на камне, никому не было известно»3.
Скончался 2 января 1833 г., 19 июля 1903 г. последовало обретение мощей преподобного Серафима.
На иконе изображен молитвенный подвиг преподобного Серафима, когда святой, стоя на камне, молился 1000 ночей в лесу и 1000 дней в келье.
Описание подвига было изложено уже б первом печатном издании жизнеописания преподобного (1841). Само изображение возникло вскоре после кончины старца: аналогичный образ висел над его гробницей в Саровском монастыре. Большое внимание разработке иконографии сюжета посвятили дивеевские сестры4.
На иконе преподобный Серафим запечатлен коленопреклоненным на плоском камне перед образом; на старце белый балахон, подпоясанный полотенцем, лапти, в руке — лестовка, на груди — медный крест, благословение матери на иноческий путь. Перед камнем лежат кожаные рукавицы, камилавка, мешок с сухарями и топор. Икона выполнена в характерной для школы дивеевских сестер реалистичной манере, в технике масляной живописи с использованием композиции литографии, лежащей под красочным слоем5. Главное внимание уделено воспроизведению портретных черт старца6 и передаче его особого вдохновенного состояния. Живописными средствами передана необычность духовного подвига, превышающего человеческие силы.
На темном фоне выразительно читается силуэт преподобного. Его лик и руки высветлены и вместе с блистающими одеждами создают впечатление светоносности фигуры. Икона, перед которой молится преподобный, скрыта в тени7, но ее присутствие важно, так как старец настаивал в своих поучениях на молитве перед образом8. Воздетые в молитве руки воспроизводят жесты пророков Моисея, Иисуса Навина, а также иерейский жест во время литургии, что придает изображению широкое обобщающее значение — моления за народ.
К написанному на иконе камню прикреплен кусочек гранита, на котором молился Преподобный, что превращает образ в реликвию.
В южной части Нижегородского региона, неподалёку от Арзамаса величественно раскинулся монастырь, носящий имя Саровского Серафима. К названию добавляют – дивеевский. Потому что находится он в Дивеево, небольшом селе. Официальное название: Свято-Троицкий Серафимо-Дивеевский монастырь.
История становления монастыря
В монастырской летописи собрана история его существования, которая повествует, что основательница монастыря – дворянка Агафья Семёновна Мельгунова (в девичестве Степанова). Рано став вдовой, отправляется она с трехлетней дочерью в Киев, во Флоровский монастырь.
Принимает монашество под именем Александра. Богородица в видении благословляет матушку на странствия в поисках святого края для основания обители. В селе Дивееве Божия Матерь указывает, что место найдено.
Потеряв единственную дочь, Александра направляется в родные края. Продает поместья, отпускает на волю крепостных. К 1767 году возвращается в Дивеево. Выстроив келью во дворе священника Василия Дертева, она начинает новую жизнь, целиком посвященную служению Божией Матери.
Матушка Александра воздвигает на дивеевской земле храм во имя Казанской Божией Матери в каменном исполнении взамен обветшавшего здания храма Николая Чудотворца. Позже рядом с церковью устраивает женскую общину, которая живет по трудному уставу саровской обители.
13 июня 1879 года основательница скончалась. Попечение о женской обители принял сначала отец Пахомий, затем Серафим Саровский.
С 1825 года отец Серафим обустраивает новую Серафимову общину. Община живет по уставу, который дала матерь Божия, поведав его преподобному Серафиму. Здесь выстраивается ветряная мельница – питательница. В 1829 году Серафим благословляет сестёр на рытье богородичной канавки, которая является сейчас местом паломничества богомольцев.
К Казанскому храму в 1829 году пристраивают церковь Рождества Христова. Под ним в 1830 году сооружают храм в честь Рождества Богородицы, который стал местом отправления служб для сестёр обеих женских общин: Казанской и Мельничной Серафимо-Дивеевской.
Кормильцем общины Серафима после его смерти становится помещик Николай Александрович Мотовилов. Его, находящегося в тяжелой болезни, отец Серафим исцеляет. Ему старец завещает заботиться о дивеевских сестрах, служить обители.
Дивеевская обитель становится широко известной, куда поступают на жительство вдовы и девицы из различных уголков России. В 1842 году общины объединяются в одну – Серафимо-Дивеевскую.
С 1848 по 1875 годы здесь строится каменный пятипрестольный Троицкий собор. Территория благоустраивается. К началу 20 века в монастыре, действовали: Троицкий собор, Рождественская и Тихвинская церкви, Преображенская на кладбище, домовые церкви в Игуменском, Трапезном, Богадельном корпусах.
Фото Дивеевского монастыря Серафима Саровского во время визита царя
В революционные годы на территории монастыря открывают трудовую артель. В 1927 году обитель закрывают, оскверняя храмы. Знаменитую Казанскую церковь закрывают спустя 10 лет.
Возрождение монастыря начинается в 1990 году. Освящают Троицкий собор. В 1991 году восстанавливают могилу матушки Александры, переносят в собор мощи Серафима. Мощи Александры переносят в церковь Рождества Богородицы в 2000 году. Дивеевский монастырь Серафима Саровского начинает действовать, множа силу Православия.
Дивеевский монастырь сегодня
Дивеево потрясает красотой, воодушевляет историей, присутствием благодати святого духа. Настоятельницей сегодняшнего монастыря игуменьей Сергией отмечается, что в настоящее время здесь всё восстановлено в духовном плане как в старое время.
Отреставрированы церкви, монастырские здания отремонтированы, выкопана святая Канавка. План монастыря, начертанный рукой батюшки Серафима, дивным образом совпадает с сегодняшней схемой расположения храмов. Это хорошо видно с высоты птичьего полёта. Казанский собор, Колокольня, Троицкий, Преображенский, Благовещенский соборы выстроены в одну линию.
Появились 20 скитов, подворий. Здесь нашли покой мощи блаженных – Прасковьи, Пелагеи и Марии, инокини Матроны. Стараниями монахинь иконописной мастерской расписаны стены Казанского, Преображенского, Троицкого соборов. Построены новые здания: церковные лавки, киоски требные, трапезные, корпуса для паломников.
Серафим почитал земляные работы. Гектары земли монастырской украшены цветниками. Растут и плодоносят многочисленные фруктовые деревья, ягодные кустарники. На огородах выращиваются овощи. В монастыре подвизается более 500 сестер. Жизнь их проходит в богослужении и послушаниях.
Какое выбрать время для посещения монастыря
В святыни стремятся по зову сердца именно тогда, когда должны быть здесь. Выбирают сроки поездки и на основании приоритетных влечений. Природа монастыря отражает естественную красоту всех времен года. Поэтому, можно остановить выбор на посещении монастыря в любимый сезон.
С мая по сентябрь добавляется возможность купания в целебных источниках. Самые мягкие для этого месяцы – май, сентябрь. В мае около воды появляются комары, люди запасаются защитными средствами. Если важнее принятие участия в торжественных мероприятиях или памятных, заранее знакомятся с православным календарём.
Многолюдно в монастыре в выходные дни, церковные праздники. Поэтому любителям малолюдья лучше выбирать для посещения дни, когда проходят многодневные посты. В такие периоды проводится меньше праздничных мероприятий, соответственно уменьшается приток паломников.
Меньше наплыв людей, немного ниже цены, чаще организуются скидки, акции в зимние месяцы. Исключение составляет пора новогодних каникул.
Как добраться до Дивеевского монастыря Серафима Саровского
Дивеевский монастырь Серафима Саровского находится в хорошей транспортной доступности. До него можно добраться на различном транспорте от г. Москвы, г. Нижнего Новгорода, г. Арзамаса.
С любого аэропорта города Москвы самолёты доставляют туристов за 1 ч-1 ч 15 мин до аэропорта Стригино в Нижнем Новгороде. Поездом добираются с московских железнодорожных вокзалов – Ярославский, Курский до Московского вокзала Нижнего Новгорода. В течение суток отправляется больше 20 поездов. Прямые и проходящие рейсы. Время путешествия – от 5 ч 17 мин до 7 ч 13 мин.
С Курского вокзала ежедневно отправляются 6 прямых рейсов поездов «Стриж», «Ласточка». Время в пути – 3 ч 47 мин – 4 ч 13 мин.
Организуются также частные перевозки автобусом по маршруту Москва – Нижний Новгород кампанией «Пассажир» города Саров, индивидуальными перевозчиками. Время в пути – до 7 ч. Аналогичное время в пути занимает поездка от города Москвы до села Дивеево на собственном транспорте.
Транспортные кампании «Попутчик», «Пассажир» города Саров организуют автобусные перевозки с города Нижний Новгород до села Дивеево. Время в дороге – 3 ч. На собственном автомобиле добираются по этому маршруту за 2 ч 15 мин.
Можно от города Москвы с Курского железнодорожного вокзала проходящим рейсом добраться до города Арзамас. Время в пути может продлиться от 5 ч 58 мин до 6 ч 50 мин. От Арзамаса до Дивеева на автобусах кампании «Попутчик», собственном автомобиле добираются за 1 ч 30 мин.
Где можно остановиться в Дивеево
Каждый сможет найти здесь место для отдыха, ночлега в соответствии со своим уровнем дохода. Более дешевый вариант – проживание в частном секторе. В сети Интернет размещен ряд объявлений о сдаче комнат, квартир, домов.
Адреса находятся также в паломническом центре. Любители деревенского быта выбирают именно такое жильё. Но встречается обман в объявлениях, когда предоставляемые условия не совпадают с заявленными. Возможен минимум удобств, подселение, проживание с хозяевами различного поведения и образа жизни.
Кампания «Дом в Дивеево», расположенная по адресу: пер. Голякова, дом 2, помогает снять квартиру, жилье в частном секторе.
Паломники, желающие остановиться неподалёку от монастыря, выбирают паломнические корпуса. Их 17. Заселяют сюда только через паломнический центр. Для оформления предоставляют паспорт с отметкой о регистрации или водительское удостоверение.
Возможно бронирование за 2 месяца до даты приезда. Номера комфортные, с удобствами. Здесь поселяются одинокие путешественники. Проживание семьёй невозможно, так как мужчины и женщины проживают раздельно. Разместиться в селе Дивеево можно в гостиницах, их более 20.
Среди туристов более высокую оценку получают:
- апартаменты – «На улице Комсомольской, 9», «На Российской, 2»,
- гостевые дома «Визит», «Изумрудный берег», «Благовест», «На Восточной 1д», «На Восточной 27», «На Парковой 34», «Радонеж»,
- мини-гостиница «Московская»,
- гостиницы «ВалентинА», «Планета», «Светочъ»,
- гостиничный комплекс «Олимп».
Возможно бронирование без кредитной карты, бесплатный WI-fi. Стоимость одной ночи для взрослого человека составит от 1000 до 4700 руб. В период больших празднеств, торжеств летом разбиваются 2-3 палаточных лагеря с полевой кухней. Здесь проживают паломники, могут разместиться частные гости, экскурсионные группы.
Где можно поесть в Дивеево
Бесплатное питание организовано на территории монастыря, в трапезной, по талонам, приобретаемым в паломническом центре. Блюда предлагаются простые: овощи и каша. На праздники добавляют домашний сыр, сметану, мёд.
Обед проводится с 11.00 до 13.00, ужин с 20.00 до 21.00. Монастырская трапезная расположена в храме Александра Невского на цокольном этаже. Летом – рядом с музеем блаженной Параскевы.
На территории монастыря Серафима Саровского функционируют платные кафе. В Доме паломника работает столовая. Блюда готовят постные, скоромные без мяса. В монастырских местах питания цены несколько ниже, чем в самом селе.
В Дивеево пункты приёма пищи чаще располагаются при гостевых домах и гостиницах:
Наименование | Меню |
«Охотничий домик». Кафе.
Пл. Благовещенская, строение 1. При гостиничном комплексе «Дивеевская слобода». |
Мясные блюда, японская кухня. |
«Раздолье». Кафе.
Пл. Благовещенская, строение 1. При гостиничном комплексе «Дивеевская слобода». |
Русская кухня.
«Шведский стол»/»комплексное меню». Хлеб собственной выпечки. |
«Малиновый звон». Ресторан при гостиничном комплексе «Дивеевская слобода».
Пл. Благовещенская, строение 1. |
Блюда кухонь русской, европейской. |
Кафе «Олимп».
Ул. Арзамасская, дом 1/2. При гостиничном комплексе «Олимп». |
Блюда кухонь русской, европейской.
Для паломников – постное меню. |
Кафе «Валентина».
Ул. Строителей, дом 2А/1. При гостинице «Валентина». |
Русская кухня.
Выпечка. Комплексные обеды. |
Кафе при гостинице «Заречная».
Ул. Полевая, дом 2. |
Русская кухня.
В постные дни готовят постные блюда. |
Кафе при гостинице «Московская».
Ул. Школьная, дом 5Б. |
Европейская кухня. |
«Дивеево НБ», кафе при гостинице.
Ул. Комсомольская, д. 4. |
Блюда европейской, русской кухонь.
Для туристов предлагается комплексное питание. |
Кафе «Камея».
Ул. Арзамасская, дом 49Б. |
Русская кухня.
Натуральный кофе в турке. В блюдах используется освящённая соль, ключевая вода. |
Кафе «Гостиничный комплекс «Русская тройка».
Ул. Октябрьская, дом 34/1. При гостиничном комплексе «Русская тройка». |
Русская кухня.
В постные дни готовят постные блюда. Для туристов предлагается комплексное питание. |
Кафе «Веранда».
Ул. Труда, дом 5. |
Русская и интернациональная кухни. |
Кофейня на Арзамасской.
Ул. Молодёжная, дом 52. |
Подают кофе разнообразных сортов, видов, выпечку, бутерброды, пельмени. |
Кафе «Пельменная».
Ул. Мира, дом 1А, ТЦ «Кристалл», 3 этаж. |
Домашняя русская кухня. |
Не пропустите самую популярную статью рубрики: Метро Нижний Новгород. Схема, карта, описание.
Полезные советы паломникам, туристам
Собираясь посетить Дивеевский монастырь, берут с собой:
- ёмкости для набора воды из 6 целебных источников;
- пакеты для складывания сырой одежды после купания;
- полотенце;
- упаковку для земли с канавки, сухариков;
- флакон для маслица.
Парковку автомобилей осуществляют на бесплатной стоянке справа от центрального входа в монастырь. Также паркуются на обочине непосредственно вдоль дороги по которой едут в монастырь.
Правила поведения на территории монастыря Серафима Саровского представлены на плакате, который встречает на входе.
Здесь соблюдают тишину. Гаджеты ставят на беззвучный режим или выключают. Поддерживают чистоту, заведённые порядки, не курят и не распивают спиртные напитки. Дети бывают в монастыре только со взрослыми.
Женщины посещают святыню в юбке или платье. Длина – ниже колен, рукава, закрывающие локти. Голову непременно покрывают. Яркий макияж, украшения недопустимы. Мужчинам разрешается посещение в брюках, рубашках. Крещёные люди обязательно надевают нательный крестик.
При совершении служб по храмам не ходят. Стоят и при желании тихо подпевают хору. Больные и слабые сидят на скамеечках.
Фотографируют, производят съемку бесплатно на телефоны и планшеты. Съёмку на видеокамеры, фотоаппараты осуществляют, приобретая талон в паломническом центре. Журналистам, съёмочным группам разрешение на профессиональные работы необходимо приобретать в пресс-службе Нижегородской и Арзамасской епархии.
К святыням подходят с молитвой. У святых мощей крестятся, дважды поклоняются, прикладываются, затем вновь кланяются. Долго у святынь, к которым выстаивают очередь, не задерживаются.
Святые места Дивеевской обители
Троицкий собор – великолепное святилище. Выстроен он на месте, которое выбрал сам батюшка Серафим. Архитектура подобна московскому храму Христа Спасителя. Разработчик – архитектор Александр Иванович Резанов.
4 придела освящены в честь: иконы Богоматери «Умиление», Богоматери Владимирской-Оранской, Серафима Саровского, третьего обретения главы Иоанна Предтечи.
В храме старец молился и умер у чудодейственного образа «Умиление». Её копия, выполненная в начале XX века, находится в соборе. С 1991 года, каждый день в Троицком соборе совершаются богослужения. Здесь покоятся мощи, личные вещи преподобного. Доступ к мощам, вещам старца открыт ежедневно с 5.00 до 20.00.
Спасо-Преображенский собор заложен на одной линии с Троицким в 1907 году. Сестры собственноручно его расписывали. До революции строительство не завершилось. Преображенский отреставрировали в 1991 году, освятили через 7 лет. Храм устремлён вверх, отличается легковесностью.
В нём 5 пределов, которые освящены в честь:
- праздника Преображения Господня ;
- всех святых ;
- иконы Богоматери «Тихвинская» ;
- Новомучеников и исповедников Русской Церкви;
- Архистратига Михаила и всех сил небесных.
Богослужения совершаются ежедневно.
Церковь иконы Казанской Божией Матери изящна благодаря архитектурному стилю русского барокко. С неё начиналась обитель. Основательница Александра заложила её в 1773 году, завершив строительство в 1779.
Освятил церковь иеромонах Пахом в 1780 году. Тогда в церкви имелось 3 престола, освящённых в честь святого Николая, мученика Стефана, иконы Богоматери Казанской. В XX веке снимают и уничтожают колокольни, колокола, купола, кресты.
Год возвращения церкви монастырю — 1992. В 2003 обновляют колокольню, воздвигают кресты на неё и купол. В 2004 – освящают и водружают колокола, главный из которых украшен изображениями святых. В том же году с торжествами освящают основной престол возрождённого храма. Знаменитыми художниками, резчиками украшается внутреннее убранство.
Сооружают 8 новых приделов в 2007, годом позже их освящают. Церковь возводят в сан собора. Здесь находятся святые мощи блаженных Пелагеи, Марии, Параскевы, инокини Матроны.
Святая Канавка, начинающаяся за алтарём Преображенского собора, — уникальная святыня. Исполняя завет Богоматери, Серафим указал сестрам общину обрыть канавой. Явление духа Серафима ускорило работы. В 1833 году, за 3 года тяжелого труда Канавка была вырыта. В 1927 году её полностью засыпали. Позже проложили коммуникации.
Только с начала 1991 возрождено монахинями прохождение ежедневно по святой Канавке.
В 2006 году завершено полное воскрешение святыни точно по преданиям Серафима Саровского. По форме это семиугольник с периметром в 775 м. Канавка обнесена высоким валом. По его склонам растёт трава, цветы, плодоносят ягодные кусты. Это место утоления скорби, наполнения сердца радостью особой. Серафим завещал проходить здесь с чтением молитвы Богородице 150 раз.
Благодатью наполнена пустынька Параскевы блаженной – дом-музей, где сохранен дух святой старины. Его открыли в 2004 году. Значительная экспозиция рассказывает об истории обители.
Здесь собрано большое количество редкостных святынь: истинных вещей Серафима, старинные тетради рукописные дивеевских стариц с записями его жизни, портреты дивеевских преподобных, священнослужителей, иконы. Также в экспозициях– портреты благодетелей, игуменьи Марии, печать её и автограф.
Интересны вещи быта сестёр:
Восстановлена келья Серафима. Заботливыми руками монахинь разложены вещи их и старца так, как и при его жизни. Одна из экспозиций отражает торжества по случаю обретения мощей преподобного.
Завершающей композицией является келья блаженной, в которой всё восстановлено так, как было при жизни. Замечательно, что в келье Параскева принимала царя Николая II с императрицей. Здесь находится литографический портрет царя.
В доме много икон. Блаженная, в игре с куклами, предсказывала, обличала пороки, помогала в разрешении жизненных трудностей. Поэтому в келейке находятся старые куклы. До нас дошли вещи Параскевы: рубашка и платье, фотографии куклы и самой блаженной, прядь волос, книжная закладка, гребешок, кусочек холста. Священный дух от пребывания многих святых людей, Параскевы делает это место особенным.
Святые дивеевские источники
Дивеевский монастырь на своей территории имеет источники, посвящённые людям святым:
1. Источник преподобного Серафима Саровского вблизи поселка Цыгановка. Расположен в тихом красивом месте. Окружен множеством деревьев. Родник благоустроен, к нему проведена шоссейная дорога. Там, где вон ыходит, создано озеро. К купальням установлен пешеходный мост. На берегу возведена часовня Серафима. Температура воды +5-6 градусов.
2. Казанский источник – самый древний. Находится на территории села Дивеево. Часовня у родника известна с 1845 года, с 2003 – полностью благоустроена. Сейчас здесь расположены каменные тропинки, новые купальни, часовня.
3. Пантелеймоновский источник находится по соседству с Казанским. Здесь построили купальню в виде большого бассейна. Вода в роднике менее холодна, чем в других родниках. Она обладает приятным вкусом, целебными свойствами в лечении затяжных болезней детей.
4. Источник Умиление Божьей Матери также расположен недалеко от Казанского и Пантелеймоновского родников, в овраге реки Лубинка, ставшей ручьём. Источник посвящён самой почитаемой Серафимом иконе. Здесь находится часовня, 3 купальни из хвойных пород дерева.
5. Источник основательницы Дивеевского монастыря Александры. Верят в его начало из могилы матушки. Здесь сооружены деревянные купальни и часовня из дерева. Окружен деревьями. Дорожки к нему вымощены.
6. Источник иверской иконы Богоматери расположен в южной стороне от источника Александры. Здесь выстроена часовня Иверской иконы. Вода способна исцелять бесноватых людей.
Один день в Дивеевском монастыре
Дивеевский монастырь Серафима Саровского можно навестить и одним днём, успев многое:
1. Помолиться. Утренняя молитва начинается в 5 ч 30 мин. Вечерняя заканчивается около 20 ч. Можно также посетить молебны, литургию, панихиды, соборование.
2. Сделать часовую экскурсию. Групповые и индивидуальные экскурсии организуют представители паломнического центра с 9 ч до 17 ч. Это обзорная экскурсия по монастырю, тематические – с рассказом о Серафиме, обители, блаженных дивеевских. Фотоэкскурсии по истории монастыря, города Сарова.
3. Прикоснуться к мощам. С 8 ч до 20 ч ежедневно – к мощам батюшки Серафима в Троицком соборе. С 8 ч до 17 ч – к мощам блаженных в Казанском соборе. С 8 ч до 17 ч – к мощам дивеевских преподобных в храме Рождества Богородицы.
4. Познакомиться с музеем Паши саровской (Параскевы). Самостоятельно посещение возможно с 12 ч до 15 ч с экскурсией – с 9 ч до 16 ч.
5. Побывать в музее истории обители ХХ века. Самостоятельно посещение возможно в субботу, в дни праздников государственных, с 12 ч до 15 ч. Экскурсии организуются ежедневно с 9 ч до 16 ч.
6. Окунуться в воды святых источников. Купальни находятся в открытом доступе, каждый день с 5 ч до 22 ч.
7. Пройти с молитвой по Святой Канавке. Канавка функционирует каждый день с 5 ч до 22 ч. Сёстры совершают шествие по Канавке после вечерней трапезы, к ним можно присоединиться.
8. Поработать во славу Божию час или 2. Желающим потрудиться необходимо иметь паспорт, соответствующую одежду. О том, какие работы возможно выполнить, узнают в паломническом центре.
Что привозят из Дивеевского монастыря
Из святого места привозят:
- Иконы, «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря» митрополита Серафима (Чичагова). Приобретают их в церковных лавочках на монастырской территории.
- Горсть земли с Богородичной Канавки. Для этого отведено специальное пространство, где прежде стояла первая монастырская мельница. Земличку святую затем смешивают с песком, землей чистой. Для прикладывания к ранам и болячкам землю разводят также святой водой. Рассыпая землю в мешочки, используют для защиты жилья, своей территории. Мешочек помещают под подушку для изгнания дурных снов, мыслей.
- Масло, которое освящают на мощах батюшки Серафима, дивеевских матушек. Масло разливают в Преображенском соборе. При применении добавляют каплю святого масла к обычному, получая масло с целебными свойствами.
- Горстку сухариков Серафима дают желающим в часовенке Серафима, находящейся в конце Святой Канавки.
Светлый монастырь старца Серафима Саровского – уникальное место в Дивеево, которое необходимо посетить каждому православному.
Оформление статьи: Мила Фридан
Видео про Дивеевский монастырь
Документальный фильм и Дивеевском монастыре:
Какие святыни скрывает Саров?
Экскурсию по православному Сарову для «АиФ-НН» провела Елена Мавлиханова, сотрудник научно-духовного центра Успенского мужского монастыря. Елена Алексеевна — историк, вместе с группой единомышленников занимается изучением истории родного города с 90-х годов.
Батюшка Серафим был иеромонахом Свято-Успенского мужского монастыря, при жизни был признан чудотворцем. Известен строгим аскетизмом, более 15 лет жил отшельником в лесу, простоял в молитве на камне 1000 дней и ночей. Все места, связанные с жизнью Серафима Саровского, ежегодно посещали сотни тысяч паломников со всей России вплоть до 40-х годов прошлого века. Сейчас святыни доступны только для жителей самого города и его немногочисленных гостей.
Обитель под охраной
Днём основания Свято-Успенского монастыря считается 29 июня 1706 года.
— Обитель славилась своим строгим уставом, — рассказывает наш гид. — Монастырь считался исправительно-трудовым, сюда посылали монахов из других обителей избавляться от пьянства или исправлять своё поведение. Кроме того, Саров называли «кузницей кадров» — из молодых монахов здесь воспитывали руководителей в другие монастыри.
Строгий устав запрещал доступ к Соборной площади «всех мирских, в особенности женщин и отроков». В1790 году сюда прислали воинский отряд во главе с офицером-бомбардиром для охраны территории. Служивые стояли при входной двери в монастырь, досматривали паломников, разрешали войти внутрь только во время богослужений.
— Поразительны исторические параллели: например, современный Саров, как и монастырь раньше, охраняется военными, а вход гостям только по пропускам, — замечает наш гид. — Кстати, в том же здании, где располагалась монастырская охрана, — сейчас отдел УФСБ.
— В советские годы три из девяти храмов были разрушены, якобы в их стенах были обнаружены огромные трещины, — продолжает Елена Алексеевна. — Но большинство построек всё-таки уцелели. В монастыре сохранились все келейные корпуса с парой угловых башен, церковь Всех Святых. Чудом устояла красивейшая 81-метровая колокольня — символ современного города. В 40-е годы её собирались взрывать, мотивируя опасностью подвергнуться бомбардировке вражеской авиации. Руководители объекта сопротивлялись такому решению из Москвы несколько лет. Последней каплей в споре стал аргумент в пользу телевышки, что она обслуживала … 4 телевизора (!).
В 2006 году монастырская жизнь восстановлена и сейчас в Успенском монастыре три монаха.
Намоленное место
— Одно из удивительных мест на территории Сарова, хранящих память о великом чудотворце, — Дальняя пустынка в 5 км от монастыря, — рассказывает Елена Мавлиханова. — В глухом лесу батюшка Серафим провёл отшельником более 15 лет. Официально эта территория считается городской чертой, поэтому лес остался почти таким же, как два столетия назад.
На месте огородика батюшки Серафима установлен памятник святому. А неподалёку стоит изба чудотворца, третья после оригинальной, разобранной после его смерти дивеевскими сёстрами. В нескольких шагах от домика растёт огромная реликтовая сосна. По преданию, мимо неё он ходил за водой к своему колодцу на берегу реки Саровки.
Недалеко от лесной кельи лежит огромный камень, засыпанный букетиками цветов. Известно, что преподобный Серафим провёл 1000 ночей в молитве на огромном камне посреди леса, а днём продолжал молиться у себя в келье на малом камне. Первый камень раскололи и унесли в Дивеево сёстры. А этот огромный валун — третий по счёту.
После возвращения в монастырь старец Серафим уходит в затвор и молчальничество на пятнадцать лет. Но постепенно он стал принимать паломников. 72-летний монах встречал гостей словами «Радость моя! Любимче мой, наконец-то ты пришёл ко мне!»
«Умиление» Серафима
— Батюшка Серафим вышел из затвора в 1825 году и поселился у Богословского родника. Это место позже стали называть Ближней пустынкой, — поясняет историк. — Серафим исцелял больных добрым или строгим словом, простуды он мог лечить ледяной водой из родника, давая испить прямо из своей рукавицы. В 2005 году на месте родника построили деревянную церковь.
Свою кончину преподобный Серафим Саровский встретил в своей келье в коленопреклонённой позе перед любимой иконой «Умиление». Его похоронили на Соборной площади. Как говорил батюшка перед смертью: «Приходите ко мне на могилку и как живому выплачьте свои беды, чем могу, помогу». Поэтому к могиле святого потянулись паломники. Останки пролежали в земле 70 лет до канонизации в 1903 году, тогда их как святые мощи перенесли в церковную раку для открытого доступа. Сейчас на месте могилы по старым фотографиям восстановлена часовня.
Подземные затворники
Одно из самых загадочных мест Нижегородчины — Саровские подземелья, построенные по примеру Киево-Печерских пещер.
— Первые подземные кельи появились здесь в конце 17-го века, — поясняет Елена Алексеевна.- Их начал копать первоначальник монастыря Иоанн. Затем была возведена подземная церковь, зала с аркой и помещение для посетителя — две кельи, соединённые окошечком в толстом простенке. Условия для уединения монахов здесь идеальные: абсолютная тишина, темнота, к тому же круглый год здесь одинаковая температура +10. Поражают выбитые в доломитовых стенах узкие лавки-углубления — на них монахи спали «не приклонивши рёбер», а значит, сидя.