Содержание
Климент Калужский и… кремлевский
Президент Владимир Путин подписал 30 сентября Указ о назначении одной трети членов Общественной палаты РФ. Среди президентских назначенцев — пять религиозных деятелей. Но только один из них представляет крупнейшую конфессию страны, к которой, по оценкам самой этой конфессии, принадлежит в разной степени около 80% россиян. К удивлению многих, РПЦ в Общественной палате будет представлять митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин), управляющий делами Московской патриархии — фигура в высшей степени непубличная и мало знакомая светской публике. В общем, темная лошадка.
Перераспределение церковной власти
Даже людям, далеким от Церкви, хорошо известно имя «человека номер два» в Московской патриархии. Это не сходящий с телевизионных экранов и вхожий в разные серьезные кабинеты митрополит Кирилл (Гундяев), председатель Отдела внешних церковных связей (ОВЦС). В течение последнего 15-летия он так активно представлял Церковь в разных органах власти, фондах, в СМИ, столь часто сопровождал патриарха и даже президента во время важных зарубежных визитов, что представить без него церковное руководство стало невозможно. Эксперты сходились во мнении: митрополит Кирилл — самый вероятный кандидат в патриархи после ухода Алексия II.
Но в кремлевских кабинетах медленно и долго зрело недовольство Кириллом. Иерарх-олигарх усвоил принципы «дикого капитализма» 90-х: опираясь на серьезный капитал (несколько миллиардов долларов) и хорошие связи в мире политики и бизнеса, в том числе за пределами России, он пытался говорить с Кремлем «на равных», предлагая рассматривать РПЦ в качестве «равноправного партнера» путинской администрации. С резким демаршем митрополит Кирилл выступил на совещании в Кремле в конце августа. Он высказался против включения в Общественную палату духовных лиц, которое «неизбежно разделит религиозное сообщество России». Кирилл фактически приравнял создаваемую палату к органу государственной власти, участие в работе которого поставит Церковь в зависимое от власти состояние, а значит, закончится разговор «на равных». Митрополит Кирилл также публично призвал лидеров других российских конфессий, входящих в опекаемый ОВЦС Межрелигиозный совет России, не входить в Общественную палату.
Призывы оказались тщетными. Президент Путин нанес по репутации митрополита Кирилла удар, от которого эта репутация едва ли оправится. Всего спустя месяц после громких заявлений Кирилла Путин включил в Общественную палату религиозных деятелей (это лидеры российских мусульман, иудеев, буддистов и протестантов), в том числе поручил представлять в новом органе РПЦ митрополиту Калужскому и Боровскому Клименту. Последний охотно прокомментировал свое новое назначение прессе: работая в палате, он намерен влиять на согласование вновь принимаемых в стране законов с православными ценностями и, соответственно, с интересами РПЦ.
Одновременно и патриарх Алексий II публично противопоставил Климента Кириллу. В свою поездку в Азербайджан 14 — 15 сентября патриарх взял именно калужского иерарха, в то время как по протоколу сопровождать предстоятеля РПЦ за рубеж должен председатель ОВЦС. Путин также не пригласил церковного «министра иностранных дел» ни на Святую гору Афон, ни на встречу с первоиерархом Русской зарубежной церкви митрополитом Лавром в Нью-Йорке. В таком концентрированном виде, как в этом «черном сентябре», митрополита Кирилла еще никогда не «смиряли».
Заметим, что и нынешний патриарх Алексий II, и его предшественник, патриарх Пимен, до своего избрания на патриарший престол работали управляющими делами Московской патриархии. Это поистине «трамплинная» должность: к управляющему стекается вся информация о жизни епархий, местные архиереи находятся в его подчинении и привыкают его бояться, кроме того, управляющий является секретарем Священного синода, а значит, готовит рабочие материалы высшего органа церковной власти. Одновременно митрополит Климент остается управляющим Калужской епархией, а не переводится викарием в Москву (по уставу РПЦ, патриархом может стать только епархиальный архиерей, а не викарий (епископ-помощник).
Помимо управления делами митрополит Климент курирует пресс-службу Московской патриархии (ее возглавляет священник Владимир Вигилянский), Отдел религиозного образования и катехизации, а также Учебный комитет. В патриархии постоянно говорят о том, что на должность главы Учебного комитета Климент хочет поставить своего младшего брата — архиепископа Димитрия, «зависшего» на далекой Тобольской кафедре.
«Социально ответственный» иерарх
Митрополит Климент — человек действительно не публичный, а кабинетный. Если он и высказывается открыто, то очень осторожно и всегда в рамках «генеральной линии». В условиях демократии у лидеров такого типа мало шансов, но в коррумпированно-бюрократическую эпоху наступает их звездный час. Если выразить идеологию Климента одной фразой, то это будет цитата из его выступления на недавнем заседании Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ: «Позвольте принести искреннюю благодарность президенту нашей страны Владимиру Владимировичу Путину за постоянное внимание к нуждам верующих людей». Достаточно взять любой номер «Журнала Московской патриархии» за 1940 — 1980-е гг., чтобы убедиться: с таких слов начиналось каждое мало-мальски важное выступление иерархов РПЦ советского периода.
Впрочем, должность обязывает владыку Климента выступать с «оригинальными» инициативами. Например, на I Фестивале православных СМИ в Москве он призвал создать «специальные общественные органы, которые оградили бы общество от пропаганды насилия и порока», а на церковной конференции по демографии в Нижнем Новгороде предложил запретить аборты. Под руководством юрисконсультов патриархии он немало потрудился, чтобы пробить церковные поправки в Налоговый и Земельный кодексы. Теперь каждый храм может получить в собственность землю, на которой стоит, однако налоги за нее все же придется платить. Митрополиту Клименту приписывают сенсационную поправку к действующему закону о свободе совести, которая якобы недавно поступила в думский Комитет по делам общественных и религиозных организаций. Автор поправки предлагает лишить статуса юридического лица местные религиозные организации (приходы), чтобы сосредоточить всю собственность в руках религиозного центра (патриархии и епархий), то есть провести своего рода церковную деприватизацию. Для управляющего делами патриархии, хронически недополучающей средства от епархий и приходов, — вполне логичный ход. «Для социального служения нужна недвижимость», — любит подчеркивать владыка Климент.
Для той модели церковно-государственных отношений, которая вынашивается сейчас в администрации президента, митрополит Климент, безусловно, подходит намного лучше, чем митрополит Кирилл. Вот и в кабинете полпреда президента Георгия Полтавченко раньше висела фотография Кирилла, а теперь — Климента. Модель же эта, вполне согласующаяся с общей идеей вертикали, состоит в том, что РПЦ из «равноправного партнера» должна превратиться в «социально ответственный институт». Иными словами, ее функционеры должны перестать зарабатывать капиталы на разного рода льготах, гуманитарной помощи и «комплексе вины» власти перед верующими, а обязаны взять на себя часть забот государства об обездоленных гражданах, кстати, и составляющих основную часть паствы РПЦ. Для осуществления «социального контроля» над таким «социально ответственным институтом» будет создан особый орган наподобие советского Совета по делам религий. А ОВЦС как символ независимой внешней политики Церкви может быть и вовсе упразднен…
Один священник Калужской епархии, часто бывавший на приемах у митрополита Климента, рассказал мне о характерной реакции владыки на «неудобные» вопросы. Ничего не отвечая, он подходит к своему компьютеру, включает его и долго смотрит в монитор. Если ответ так и не приходит в голову, митрополит просто переводит разговор на другую тему. Умение молчать особо ценится нынешней властью.
Досье МН
Митрополит Калужский и Боровский Климент (в миру Герман Михайлович Капалин) родился 7 августа 1949 года в поселке Раменское Московской области. Отслужив в армии и отучившись в машиностроительном техникуме, поступил в Московские духовные семинарию и академию, которые окончил в 1978 году. Принял монашество в Троице-Сергиевой лавре и стал старшим помощником инспектора, выезжал за границу по линии международных христианских организаций.
В 1982 году поставлен во епископа Серпуховского, управляющего приходами РПЦ в США и Канаде, стал обладателем советского диппаспорта. Став архиепископом, в 1990 году назначен управляющим Калужской епархией и заместителем председателя Отдела внешних церковных связей Московского патриархата, где курировал загранучреждения и паломнические поездки. В 2004 году назначен управляющим делами Московской патриархии, постоянным членом Священного синода и возведен в сан митрополита. Входил в Общественную палату при президенте РФ (1993 — 1996 гг.), комиссию при Правительстве РФ по совершенствованию налогового законодательства, член Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при президенте РФ.
Список библиографии научных трудов митрополита Климента включает сочинение на соискание степени кандидата богословия в Московской духовной академии и речь при наречении во епископа Серпуховского.
Русская Православная Церковь
Председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви митрополит Калужский и Боровский Климент накануне своего 70-летия дал интервью «Журналу Московской Патриархии» (№ 8, 2019).
— Ваше Высокопреосвященство, вы родились в послевоенное время. Ваше отрочество совпало с периодом хрущевских гонений. Чем вам в первую очередь запомнилась эта эпоха?
— Верующие люди тогда, как могли, поддерживали духовенство, защищали храмы и монастыри от закрытия.
Мы жили в поселке Удельная в Подмосковье. Родители были верующими людьми. Недалеко от дома был храм во имя Живоначальной Троицы с приделом во имя святителя Николая, поэтому в народе он назывался Никольским. Несмотря на давление и угрозы, что детей заберут в детдом, мы все ходили в храм. Дома, сколько я помню, перед иконой всегда горела лампада, мы вместе молились и соблюдали все посты. Я начал поститься, еще когда ходил в детский сад. Когда там нам давали мясной суп, я мясо вылавливал и кидал кошке, которая во время обеда обязательно ходила возле наших столов и терлась о ноги.
Хотя храм у нас был рядом и духовенство в нем служило богобоязненное, все же основное духовное влияние на нас всех оказала Троице-Сергиева лавра. В Лавру ездить я начал с шести лет. Вначале с мамой или старшим братом Николаем (он старше меня на семь лет), а с 12 лет самостоятельно. Духовником нашей семьи был тогда еще игумен Тихон (Агриков). Он и другие насельники Троице-Сергиева монастыря часто приезжали к нам домой.
Мы жили в собственном доме с большим участком — 28 соток. Там росли яблони, вишни, кусты смородины, крыжовника, малины, был и огород. Мы любили угощать наших гостей дарами со своего огорода. Работать приходилось на огороде и в саду всем, и для нас, детей, этот труд казался утомительным (ведь ребятам охота побегать, а не обрывать пасынки на помидорах). Но когда приезжали гости, мы с гордостью угощали их своими огурцами, молодой сваренной картошкой, ароматной клубникой, а к чаю подавали свежее вишневое варенье. Радовались, когда ехали на праздник Преображения Господня в Лавру и везли душистые яблоки нашим батюшкам. Возвращаясь домой, мы с легкостью выполняли послушание — наносить под каждую яблоню по 20 ведер воды, чтобы на следующий год яблоки тоже были хороши.
У нас в семье не было ни пионеров, ни комсомольцев. Мама часто повторяла: «От Бога не отрекайтесь». Она приводила в пример мучеников первых веков христианства, рассказывала об исповедниках ХХ века. Случалось, что учителя меня высмеивали, потому что я носил крестик.
Со школьных лет во мне зародилось стремление служить Богу, стать монахом. Мне нравилось лаврское богослужение, неторопливое, продолжительное. Особые переживания я испытывал, когда приходил в Троицкий собор к мощам преподобного Сергия.
При крещении нарекли меня Германом в честь преподобного Германа Соловецкого (память 12 августа н. с.). Помню случай, произошедший в одну из поездок в Лавру. Ко мне подбежал мой младший брат Алексей (ныне митрополит Тобольский Димитрий), и говорит: «Посмотри, там есть книга о твоем святом». Он подвел меня к книгоноше — женщине, которая собирала в деревнях духовную литературу и нелегально продавала ее. Книга стоила один рубль, по тем временам это были большие деньги. Я стал упрашивать маму купить ее. Надо сказать, что дома мы любили читать жития святых. У нас было 12 томов святителя Димитрия Ростовского, но о преподобном Германе там говорилось совсем немного. Мама дала мне рубль, и я приобрел на эти деньги настоящее сокровище — книгу «Историческое описание Соловецкого монастыря», которой очень дорожил. Мне тогда было 10 лет, и мама сказала, что это будет мне подарок на день рождения.
В семье было особое отношение к литературе, особенно к духовной. У нас было около 100 различных книг, среди которых были «Добротолюбие», «Цветник духовный», книга святителя Феофана Затворника «Что есть христианская жизнь», «Моя жизнь во Христе» праведного Иоанна Кронштадтского, «Лествица», которую я прочел еще до поступления в семинарию, книги по истории Церкви. Мы постоянно совершенствовали ум и душу чтением святоотеческой литературы, и нам это нравилось.
С радостью вспоминаю годы, проведенные в Московских духовных семинарии и академии, рядом с преподобным Сергием. После обучения в советских учебных заведениях, где насмешки над верой были постоянными, я оказался в иной среде — не агрессивной, а единомышленной и готовой отстаивать Православие. А какие у нас были преподаватели! Доктор богословия, профессор протоиерей Александр Ветелев, доктор богословия профессор Михаил Старокадомский, профессор монах Василий (Сарычев), профессор Алексей Иванович Георгиевский — они получили свое образование еще в дореволюционной школе, это были последние носители духа разрушенной, но не уничтоженной России. Они привили мне любовь к церковной науке.
С благодарностью вспоминаю и других моих учителей по академии — профессора протоиерея Алексия Остапова, профессора Константина Ефимовича Скурата, профессора Алексея Ильича Осипова. Они мне много дали в плане научных знаний и примером показали, как надо относиться к церковной науке.
Но самое главное, что мы были рядом с монастырем, ходили на братские молебны, посещали богослужения, молились каждый день у мощей преподобного Сергия, каждый день могли общаться с духовниками, выполняли послушания в Лавре. Делали все это мы с любовью и радостью.
Кандидатскую диссертацию я защитил по теме «Духовный облик и поведение пастыря». После окончания академии меня оставили профессорским стипендиатом и преподавателем истории Поместных Церквей. Одновременно я представлял духовную академию во Всемирном братстве православной молодежи «Синдесмос».
Помню, каким волнующим был для меня монашеский постриг в Троицком соборе Лавры. Моим восприемником при постриге был архимандрит Кирилл (Павлов). Ректор академии архиепископ Владимир (Сабодан) в декабре 1978 года рукоположил меня в диакона, а в следующем году, в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, в иеромонаха.
После рукоположения я старался служить каждый праздник, пропускал только праздники, когда не мог служить по причине послушаний, а их было достаточно. Кроме преподавания, я был еще помощником инспектора, это послушание требовало много времени, потому что я проводил воспитательную работу со студентами.
— Вы стали епископом в довольно молодом по тем временам возрасте — в 33 года. Вас не испугала ответственность, которую предполагает это служение?
— Быть епископом — значит обладать особым даром благодати, молитвенным настроем, любовью к людям, чувствовать, что ты предстоишь перед Богом, и непрестанно трудиться на благо Церкви Христовой. Епископ должен осознавать, что он принадлежит не себе, а Христу и совершает Христово дело.
Архиерей всегда на виду, на него смотрят тысячи глаз. Ты должен всегда помнить о духовной высоте своего сана и соответствовать ему каждым словом, поступком. Народ с особым почитанием относится к архиереям, но почитают архипастыря как носителя благодати Христовой. Епископство — это не человеческое служение, а служение, установленное Самим Христом через апостолов, и поэтому епископ — продолжатель дела Христова.
— В 80-х годах прошлого века вы восемь лет служили в Северной Америке. В чем для вас особенность этого опыта?
— Особо ценной стала для меня возможность прикоснуться к духовному опыту и подвигу русских миссионеров — преподобного Германа Аляскинского и святителя Иннокентия (Вениаминова), апостола Америки, принесших на Аляску далеким алеутским и эскимосским народам свет православной веры.
Служение в Америке подарило мне множество ярких встреч с эмигрантами, губернаторами штатов, представителями деловых кругов, замечательными проповедниками — протопресвитером Александром Шмеманом, протоиереем Иоанном Мейендорфом, протопресвитером Фомой Хопко, протопресвитером Александром Киселевым.
В Соединенных Штатах я остро ощутил особенности менталитета американцев: их прагматизм и установку на достижение материальных благ как главную мотивацию всех поступков. Во многом Церковь для них — чисто социальная институция. Все же, несмотря на это, в Америке много храмов различных конфессий. По воскресеньям бо́льшая часть американцев не пропускают богослужений.
Главная проблема православной Америки — разделенность на юрисдикционные группы. В ходе своего служения я старался, чтобы между приходами разных штатов поддерживалось общение. Вдали от родины я вновь осознал, что Православие — наше главное духовное сокровище, и был счастлив, когда вернулся домой.
В Советском Союзе в это время происходили значительные изменения. В 1988 году страна отпраздновала 1000-летие Крещения Руси. Это событие ознаменовало начало церковного возрождения.
— Почти 30 лет вы возглавляете Калужскую митрополию. Что удалось сделать за эти годы?
— В начале 1990-х годов тысячи храмов и монастырей были в руинах. Предстояло приложить большие усилия по восстановлению церковной жизни. Связь с Церковью была утрачена. Люди видели в ней лишь олицетворение народных традиций, а не источник спасения.
Вспоминаю случай, который иллюстрирует духовное состояние общества в то время. В Калуге около кладбища рядом с жилым районом Малинники мы выбирали место для строительства храма. Пока я ждал представителей городской власти, с кладбища вышли две женщины. Одна из них, увидев меня, спросила: «Батюшка, а зачем вы сюда приехали?». Я объяснил, что здесь мы собираемся строить храм. Женщина проговорила: «Да, покойничкам храм нужен». Меня эти слова удивили: «Почему покойничкам, а разве нам не надо?». Она посмотрела на меня и искренне сказала: «А я же безгрешная».
Когда я начинал нести свое послушание в Калуге, в епархии не было ни одного монастыря, а действующих храмов было только 34 на весь регион, причем 10 были открыты за последние три года. В некоторых городах и даже районах люди не имели возможности ходить в церковь.
Сегодня на Калужской земле 10 иноческих обителей — 4 мужских и 6 женских, а также 2 ставропигиальных монастыря — Оптина пустынь и Казанский женский монастырь в Шамордине. Среди знаменитых калужских обителей — Свято-Пафнутьев Боровский монастырь, Свято-Тихонова пустынь, Мещевский Георгиевский монастырь, Свято-Никольский Черноостровский женский монастырь, Казанский девичий монастырь. Непрестанно в эти святые места за духовной поддержкой тянутся паломники со всей России, ближнего и дальнего зарубежья, а монахи не перестают возносить молитвы Богу о людях, подвизающихся в миру.
Калужская митрополия включает в себя три епархии: Калужскую, Козельскую и Песоченскую. В настоящее время в митрополии действуют более 300 приходов, а в Калужской епархии — почти 200. Ежегодно принимает новых воспитанников Калужская духовная семинария, ведется подготовка регентов и иконописцев в духовном епархиальном училище, действуют 2 православные гимназии, 70 воскресных школ, Православный молодежный центр «Златоуст», детский приют «Отрада», открыты духовно-просветительские центры.
Епархия выстроила хорошие отношения с руководством области. Совместно мы проводим множество церковно-светских мероприятий, например, фестиваль «Великое стояние на Угре в 1480 году», международный военно-исторический фестиваль «День Малоярославецкого сражения», посвященный событиям 1812 года. Такие праздники помогают приобщать людей к русской истории. Все бóльшую популярность приобретает День семьи, любви и верности (день памяти святых Петра и Февронии, Муромских чудотворцев). Около Никитского храма города Калуги был воздвигнут памятник этим покровителям семьи, регулярно там совершаются молебны благоверным князю и княгине.
В Калужской епархии издаются газеты и журналы для людей разного возраста, для молодежи и юношества выпускается газета «Вера молодых», а для детей — журнал «Кораблик»; проводятся форумы с писателями, спортивные праздники, конкурсы детского творчества. Традиционным стал ежегодный Международный православный Сретенский кинофестиваль «Встреча».
Главным я считаю развитие жизни приходов. Нужно, чтобы священники были ближе к пастве, являлись для нее истинными наставниками в вере и своим примером жизни вели ко Христу.
— Владыка, в этом году исполнилось 10 лет, как вы возглавляете Издательский Совет Русской Православной Церкви. Какие проекты реализует это синодальное учреждение?
— Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл поставил четкую задачу: православная книга должна быть доступной, доносить неискаженной истину, благовествовать о Христе, Церкви и христианской жизни. Для этого необходимо задействовать все средства, в том числе и художественную форму изложения.
Мне вспоминаются слова апостола Павла: Я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не пищею, ибо вы были еще не в силах (1 Кор. 3:1-2). Эти слова можно отнести и к православной литературе. Современному человеку сложно сразу начать читать творения святых отцов. Его необходимо к этому подготовить. Более понятной современной аудитории остается художественная литература, а через нее ведь тоже можно рассказывать о Христе.
Важным в работе Издательского Совета является проверка книг, которые распространяются через церковную сеть, на соответствие учению Православной Церкви. Безусловно, большое значение уделяется и литературному качеству самих произведений. Мы ведем масштабную просветительскую работу, тесно взаимодействуем с писательским сообществом. Ежегодно лучшим православным писателям и поэтам вручается Патриаршая литературная премия. Проводятся конкурсы для издателей «Просвещение через книгу». Большое значение придается популяризации трудов отечественных подвижников веры. Проводим работу по развитию у старших школьников интереса к литературному творчеству. В этих целях проводится Международный детско-юношеский литературный конкурс имени Ивана Шмелева «Лето Господне».
Доброй весенней традицией стал праздник «День православной книги», участникам которого мы всегда дарим новые православные издания. Регулярно выезжаем в регионы с книжной выставкой «Радость Слова».
Над всеми этими проектами трудится небольшой коллектив сотрудников Издательского Совета. Свою задачу мы видим в том, чтобы заниматься христианским просвещением, приобщать людей к православной книжной культуре и в первую очередь знакомить их с Евангелием. Евангелие — это книга жизни, слова Христа для души — как кислород вечности, каждый христианин должен читать Евангелие. Когда мне было 13 лет, мой духовник архимандрит Тихон (Агриков) сказал мне: «Гера, до 14 лет ты должен прочитать полностью Евангелие четыре раза». Я выполнил это благословение и с того времени читаю Евангелие каждый день.
— Можно ли назвать самым масштабным и известным проектом Издательского Совета Патриаршую литературную премию?
— Да, прошло уже девять сезонов Патриаршей литературной премии. Она стала заметным событием, которое приурочено к празднованию Дня славянской письменности и культуры.
Патриаршая литературная премия отмечает писателей, внесших существенный вклад в русскую словесность и сохранивших приверженность нравственным идеалам. Этой награды удостаивались прозаики Юрий Бондарев, Виктор Лихоносов, Алексей Варламов, поэты Владимир Костров, Олеся Николаева, Юрий Кублановский, критик Валентин Курбатов, литературовед Борис Тарасов, писатель-историк Дмитрий Володихин. Более 20 человек — самые достойные имена. Многие писатели-лауреаты участвуют в проектах Издательского Совета: выезжают в регионы с выставкой «Радость Слова», работают в жюри конкурса «Лето Господне».
Издательский Совет создает среду общения для писателей разных поколений. Форумы, поездки, круглые столы дают возможность авторам встретиться с читателями, что очень важно.
— Все эти проекты требуют много времени и сил. Как вы все успеваете?
— Важно правильно распоряжаться временем, дорожить им, организовать свой труд. Моя жизнь состоит из богослужений и послушаний. Я должен быть то в Калуге, то в Москве, то в митрополии, то в Издательском Совете. Слава Богу, на поезде из столицы в епархию можно доехать за два часа, но и в дороге я стараюсь работать, постоянно вожу с собой ноутбук.
Всегда с нетерпением жду церковных праздников, конца недели: в субботу — всенощное бдение, по воскресеньям — Литургия. Я очень люблю молитву. После богослужений всегда чувствую воодушевление, сил прибавляется.
Как архиерей стараюсь быть доступным при общении с духовенством и верующими. Хочется знать, какими проблемами живет моя паства, чем интересуется, какую я могу оказать помощь. Преподаю в семинарии, пишу книги, езжу по епархиям. В этом году побывал в Казахстане, Туле, Томске, Астрахани, Ставрополе, Великом Новгороде, Твери. Недавно к моим послушаниям добавилась работа в Межсоборном присутствии: я возглавил Комиссию по вопросам общественной жизни, культуры, науки и информации. Комиссия обсуждает острые вопросы современной жизни, например социальные последствия роботизации, антропологический аспект новых информационных технологий. Одна из разрабатываемых тем — «Экономика в условиях глобализации». И вновь конференции, круглые столы, общение с экспертами, обсуждение и глубокий анализ.
Церковь должна отвечать на новые вызовы, которые приносит ХХI век, формулировать христианский взгляд на проблемы, которые стоят перед современным человеком. Работы много, все хочется сделать самым лучшим образом. Слово «отпуск» для меня не существует.
— Ваше Высокопреосвященство, 7 августа вам исполняется 70 лет. С каким настроением вы встречаете новый жизненный этап?
— С деятельным воодушевлением. Я совсем не ощущаю своего возраста. Время — относительное понятие, но оно и наше истинное богатство, которым мы можем распоряжаться. Все материальное, что мы имеем, в действительности не наше, а дается нам Богом. Человек не вправе распоряжаться даже своей жизнью — она принадлежит Богу, он хозяин лишь времени, поскольку использовать его может по своему усмотрению: либо совершенствоваться в добре, живя для Бога, либо, используя современный стиль выражения, прожигать жизнь, живя для себя.
Относительно себя скажу, что я еще строю здание своей жизни, поэтому пока сложно оценивать и ее результаты, и собственный возраст. Я часто вспоминаю преподобного Сисоя. Он оставил великий пример покаяния, проведя более 60 лет в плаче о своих грехах. Когда же настал день кончины и ангелы пришли взять его душу, он просил дать ему еще хоть один день жизни на покаяние, а удивившимся этой его просьбе ученикам сказал: «Не знаю, сотворил ли я хоть начало покаяния моего».
Я знаю лишь, что перед Церковью стоит много задач, и мне, как и каждому епископу, священнику, монашествующему и мирянину, предстоит еще много потрудиться. Конечно, за последние десятилетия в Церкви произошли большие изменения, но хочется сделать еще больше — послужить Богу, насколько хватит сил.
С юных лет я жил с ощущением, что нужно бережно распоряжаться каждой минутой жизни. Старался больше делать людям добра, не забывать молиться, тщательно выполнять церковные послушания, нести людям благую весть о Христе. Я благодарен Богу, что в юности и молодости видел много примеров преданного служения Христу в лице священнослужителей, особенно насельников Троице-Сергиевой лавры, и мирян. Близким нашей семье был архимандрит Тихон (Агриков), впоследствии он принял великую схиму с именем Пантелеимон. Я часто слышал от него слова царя Давида: «Господь — упование мое и Спаситель мой» (Пс. 90:9). И я тоже стараюсь в своей жизни следовать этим словам.
Беседовала Татьяна Медведева
«Церковный вестник»/Патриархия.ru
Митрополит Климент (Капалин): «Главная причина исторического беспамятства – забвение Бога»
Председатель Издательского совета Русской Православной Церкви, глава Калужской митрополии и ректор Калужской духовной семинарии, митрополит Калужский и Боровский Климент (Капалин) является одним из самых известных и деятельных архипастырей нашей Церкви. В числе его последних инициатив — глубокое осмысление новейшей истории Государства Российского и Церкви Русской, чему был посвящен круглый стол с участием отечественных литераторов, недавно прошедший по предложению владыки с его активным участием. Об этом мероприятии, а главное — о самих уроках нашего недавнего прошлого митрополит Климент рассказал в эксклюзивном интервью телеканалу «Царьград».
Историческая память и историческая правда
Царьград: Владыка, Русская трагедия XX века должным образом не осмыслена. Несмотря на то, что 11 лет назад было возрождено церковное единство Московского Патриархата с Русской Зарубежной Церковью, нередко кажется, будто бои гражданской войны еще не отгремели. Более того, практически во всех российских городах сохраняется революционная топонимика. В чем, на Ваш взгляд, причина такого исторического беспамятства?
Митрополит Климент (Капалин): Сегодняшнее время, безусловно, уходит корнями в предшествующие исторические эпохи. И в этом смысле мы живем в той же стране, что и сотни поколений наших предков. Но, в отличие от большинства из них, мы приняли неоднозначное духовное наследие. Веками наша страна — будь то Киевская или Удельная Русь, Московское царство или Российская империя — имела своим стержнем Православие. Современная история России включает еще и советскую эпоху, на протяжении которой официальная власть отрицала Бога и Его заповеди, боролась с Церковью, целенаправленно разрушала в сознании людей религиозные представления и евангельские нормы жизни.
Советский Союз успешно использовал достижения Российской империи и реализовывал царские планы развития страны в области инженерной мысли, научных изысканий, технических достижений и так далее. Но духовная жизнь была подменена идеологией, евангельские принципы — моральным кодексом, ибо единственно допустимым мировоззрением при советской власти был агрессивный атеизм. А его порождениями всегда бывают богоборчество и человеконенавистничество. Отсюда преследования за веру, разрушение храмов и других уникальных памятников отечественной культуры. Отсюда же и массовые репрессии, лагеря и тюрьмы. В то время были уничтожены целые сословия.
Снос Храма Христа Спасителя, 1931 год. Фотохроника ТАСС
Мы не знаем, насколько продолжительной будет современная эпоха, но она дана ныне живущим людям, чтобы осознать причины трагических событий своей недавней истории и сделать выбор своего пути. Подобно тому, как ветхозаветные пророки неоднократно предупреждали людей об опасности духовной индифферентности и увлечения исключительно земным благополучием, святые XIX столетия предостерегали наш народ от пагубного охлаждения к вере, оставления благочестия и желания обрести земной рай без Бога.
В отступлении от Христа и Его Церкви, которое проявлялось в умонастроениях и образе жизни людей той эпохи, многие святители, преподобные, праведные, жившие в конце XIX и начале XX столетий, видели неминуемость приближения «окаянных дней» красного террора, гражданской войны, сталинских репрессий и всех бед, которыми наполнена история нашей страны прошлого века. Однако современное общество предпочитает не вспоминать эти трагические факты. Людям хочется позитива, больше причин для радости, новых развлечений, и нет желания разобраться в причинах несчастий, выпавших на долю предыдущих поколений. Очевидно, что основная и главная причина современного исторического беспамятства также кроется в забвении Бога, оставлении Его законов жизни, в желании идти легким путем.
Улицы российских городов, государственные учреждения, названные именами революционеров и «героев» Гражданской войны, — горький плод, который мы продолжаем вкушать всем народом. Мы словно не замечаем, что эти герои, даже если сами не убивали, не предавали и не грабили, то громогласно ратовали за разрушение русской жизни, самих ее основ. Как же можно одновременно признавать их героями и стремиться к нравственной чистоте и духовному совершенству, которые заповедал Христос? Следует выбрать что-то одно, руководствуясь в оценке любых человеческих поступков евангельскими заповедями.
Как советовал святитель Феофан Затворник, в жизни следует избирать путь покаяния. В нашем же обществе еще даже не осознано в достаточной мере совершенное сто лет назад братоубийство, корни которого именно богоборческие и никакие иные.
Россия прославляет подвиг новомучеников
Ц.: Насколько вообще важно, чтобы эти трагические страницы относительно недавнего прошлого получили достойное отражение в художественной литературе? Способна ли она возродить историческую память и сформировать должное отношение к нашим героям и антигероям в их психологической сложности, но без ложного объективизма, без попыток апологии палачей?
Владыка Климент: Вопрос восстановления исторической правды — один из самых насущных и для нас, живущих ныне, и для будущих поколений. Без нравственной оценки истории наше общество не сможет двигаться дальше, оно остановится в своем развитии. Вечная растерянность, смешение добра и зла — признаки нашего времени, годами не дающие нам укрепиться в отеческой вере, выбрать достойное поприще, начать плодотворно трудиться.
Безбожие Гражданской войны должно быть основой массового неприятия ее обществом, и именно художественные произведения, написанные достаточно профессионально, могут этому способствовать. Полагаю, что такие произведения с течением времени будут способны переломить заложенное еще революционной властью положительное восприятие того аномального состояния общества, когда брат идет на брата, дети ополчаются на родителей, а родители — на детей, когда ближайшие родственники готовы мучить и убивать друг друга.
Фото: www.globallookpress.com
От осмысления трагедии к ее преодолению
Ц.: Буквально на днях Вы призвали современных отечественных писателей к осмыслению этой проблемы. Каков их отклик? Какие мысли, высказанные нашими литераторами, показались Вам наиболее интересными и актуальными?
Владыка Климент: Один из участников дискуссии очень хорошо и правильно напомнил присутствующим о той вине за развращение общества дореволюционной России, за расшатывание основ государства и веры, которая лежит на русской литературе. Более того, до настоящего времени в разного рода учебниках и популярных изданиях еще преподносится все это как благо, как «борьба за свободу». Конечно, писатель должен быть в этом смысле осторожен: сильное оружие вложено ему в руки самим Богом, ведь литературный талант — Божий дар. Но этот дар можно использовать для блага, для укрепления веры и единства в обществе, а также им можно распорядиться и во зло, что разделит наш народ.
Еще одна важная идея была высказана другим участником круглого стола: то, что в России за несколько десятилетий просияли более тысячи новомучеников и исповедников. Это явление не только общерусского значения. Это феномен мировой истории, сравнимый с подвигом мучеников и исповедников раннего христианства, времен Нерона и прочих гонителей Христовой веры.
Судьбы новомучеников, на долю которых выпали вынужденные странствия и многие страдания, их духовный подвиг — все это тот «материал», который наше общество должно осваивать сегодня, масштаб его громаден. Пока все, что было высказано о российских новомучениках и исповедниках писателями, историками, публицистами при всей ценности их работы, по своему объему — лишь тысячная доля того, что может обогатить русскую культуру.
Ц.: Среди наших современников, в том числе лауреатов Патриаршей литературной премии, немало авторов исторических произведений. Можете ли Вы выделить хотя бы несколько книг, которые в последние годы произвели впечатление лично на Вас?
Владыка Климент: На мой взгляд, роман лауреата Патриаршей премии Александра Юрьевича Сегеня «Державный» — это лучшее художественное повествование о временах Ивана III. О той эпохе, когда из крошева уделов создавалась единая Россия, мне не приходят на память другие книги, превосходящие «Державного» как по части погружения в исторические источники, так и по части масштабного осмысления судеб обновляющейся страны. А эпохе революционного взрыва 1917 года Александр Юрьевич посвятил чрезвычайно смелый и правдивый роман «Господа и товарищи».
Другой лауреат Патриаршей литературной премии, замечательный писатель, ректор Литературного института Алексей Николаевич Варламов создал, помимо чисто художественных произведений, несколько историко-биографических трудов, вышедших в серии «Жизнь замечательных людей». Удивительной тонкостью отличаются некоторые из них, в частности книга о Михаиле Афанасьевиче Булгакове.
Большой популярностью среди читателей пользуются исторические произведения лауреата Патриаршей литературной премии, протоиерея Николая Агафонова. Его книги «Жены-мироносицы» и «Иоанн Дамаскин» посвящены событиям древней истории, а книги «Адамант веры» и «Подвиги ратного духовенства» — переломным этапам в отечественной истории.
Вызывают интерес произведения номинанта Патриаршей премии, доктора исторических наук Дмитрия Михайловича Володихина. Его перу принадлежат прекрасные биографии Петра и Февронии Муромских, Ивана Грозного и Патриарха Гермогена, изданные в серии «Жизнь замечательных людей», а также целая коллекция других выдающихся художественных произведений Дмитрия Михайловича по исторической тематике.
Фото: www.globallookpress.com
Следует обратить внимание и на творчество такого популярного писателя, как Захар Прилепин. Его глубокое погружение в такую тему, как создание лагеря особого назначения в Соловецком монастыре в романе «Обитель», заставило многих наших современников открыть для себя страшные страницы эпохи гонений на веру в Советском Союзе.
Особенный характер имеет творчество петербургского писателя Евгения Водолазкина. Будучи специалистом по древнерусской литературе, он стремится поделиться своим благоговейным отношением к слову в романе «Лавр», который стал настоящим явлением в современной русской художественной прозе. Можно еще долго перечислять заинтересовавшие меня издания, но я не стану злоупотреблять вниманием читателей.
Ц.: Тем не менее в художественной литературе последних десятилетий на фоне множества книг о сталинских репрессиях, к сожалению, очень мало произведений, посвященных Царственным страстотерпцам и тысячам других православных людей, погибших за Христа и Его Церковь. В прошлом году возглавляемый Вами Издательский совет Русской Православной Церкви принял решение организовать конкурс на лучшее прозаическое произведение, посвященное новомученикам. Расскажите, пожалуйста, об этой инициативе.
Владыка Климент: В Советском Союзе подвергалась осуждению верность Христу и Его Церкви как епископов, священнослужителей, монашествующих, так и простых мирян. Для властей они были представителями старого режима, врагами народа, «контрой», асоциальными элементами, но не теми, чьими молитвами Бог миловал Россию, не раз спасал ее от уничтожения, от духовного самоубийства. Семьдесят лет об их подвиге нельзя было упоминать даже с церковного амвона.
Первые публикации о новомучениках и исповедниках появились только в период перестройки. Несмотря на то, что с тех пор прошло уже немало времени, широкая читательская аудитория так и не имеет полного представления об их подвиге. Это ставит перед Русской Церковью задачу раскрыть его в полной мере и рассказать нашим современникам о событиях церковной жизни прошлого века.
Фото: www.globallookpress.com
Эта задача только начинает решаться: в последние годы появилось достаточное количество литературы о новомучениках и исповедниках. Она качественная, продуманная, хорошо документирована и обоснована, но ее скорее можно охарактеризовать как научную. Такого рода публикации предназначены для узкого круга специалистов, и потенциальный читательский круг у таких изданий не будет широким.
Рассказать всем думающим людям о новых святых и не прославленных подвижниках нашей Церкви поможет издание художественной прозы на данную тематику. Жанр произведений не имеет значения. Главное, чтобы они были талантливо написаны, и их авторы следовали принципам реализма, а основные герои имели реальных прототипов, действительно живших в те годы людей.
КЛИМЕНТ (КАПАЛИН)
Митрополит Климент (Капалин)
Климент (Капалин) (род. 1949), митрополит Калужский и Боровский, глава Калужской митрополии, председатель Издательского Совета Русской Православной Церкви, член президиума Межсоборного присутствия РПЦ, председатель Комиссии по вопросам организации церковной социальной деятельности и благотворительности Межсоборного присутствия, член Комиссии по вопросам церковного права Межсоборного присутствия, член Высшего Церковного Совета РПЦ, ректор Калужской духовной семинарии
В миру Капалин Герман Михайлович, родился 7 августа 1949 года в посёлке Удельная Раменского района Московской области в семье Михаила Герасимовича (1914 — 1967) и Марии Алексеевны (1916 г.р., ныне схимонахиня Мария) Капалиных. Герман был третьим ребёнком в семье, кроме него были ещё трое братьев, двое старших и один младший, все из которых впоследствии приняли монашество: Николай Попов (1942 г.р., в монашестве Пафнутий, до принятия монашества был женатым священником); Виталий (1946-2006, в монашестве Василий, умер в сане архимандрита) и Алексей (1952 г.р., в монашестве Димитрий, митрополит); по заповеди отца, все четыре сына приняли священнический сан .
По окончании средней школы поступил в Московский машиностроительный техникум.
В 1970 году поступил во 2-й класс Московской духовной семинарии.
С октября того же года по ноябрь 1972 года служил в армии. Затем продолжил обучение в семинарии.
В 1974 году окончил семинарию и поступил в Московскую духовную академию.
В 1978 году окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия. По окончании академии оставлен при ней помощником инспектора и преподавателем сектора заочного обучения.
7 декабря 1978 года пострижен в монашество инспектором Московской духовной академии архимандритом Александром (Тимофеевым); 24 декабря того же года рукоположен во иеродиакона архиепископом Дмитровским Владимиром (Сабоданом).
7 апреля 1979 года рукоположен во иеромонаха. В том же году назначен преподавателем общей церковной истории в семинарии.
14 октября 1981 года возведен в сан игумена.
1981-1982 годах исполнял обязанности старшего помощника инспектора.
18 июля 1982 года возведен в сан архимандрита.
8 августа 1982 года хиротонисан во епископа Серпуховского, викария Московской епархии и назначен управляющим Патриаршими приходами в Канаде и временно в США. Хиротонию в Свято-Духовском соборе города Минска совершали: митрополит Минский и Белорусский Филарет (Вахромеев), архиепископ Харьковский и Богодуховский Никодим (Руснак), епископы Тульский и Белевский Герман (Тимофеев), Пинский Афанасий (Кудюк).
23 марта 1987 года — утверждён управляющим Патриаршими приходами в США и Канаде.
19 мая 1989 года удостоен сана архиепископа.
Архиепископ Климент (Капалин)
С 20 июля 1990 года — архиепископ Калужский и Боровский.
В 1996 году назначен временно исполняющим обязанности ректора возрождённой Калужской духовной семинарии.
Назначен заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата.
26 декабря 2003 года назначен Управляющим делами Московской патриархии и постоянным членом Священного Синода по должности.
25 февраля 2004 года возведен в сан митрополита.
На Поместном соборе в Москве 2009 года был выдвинут кандидатом в Патриархи. По результатам голосования набрал 169 голосов из 702.
31 марта 2009 года освобождён от обязанностей управляющего делами Московской Патриархии и назначен председателем Издательского Совета Русской Православной Церкви.
27 июля того же года вошёл в состав членов Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, а 5 марта 2010 года и его президиума . С 29 января 2010 года — председатель Комиссии по вопросам организации церковной социальной деятельности и благотворительности, член Комиссии по вопросам церковного права Межсоборного присутствия .
21 января 2010 года присвоена учёная степень кандидата исторических наук (по специальности «Отечественная история») решением Диссертационного совета при Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации по результатам защиты диссертации на тему «Деятельность Русской православной церкви на Аляске в 1741-1867 гг.» .
22 марта 2011 года вошёл в состав вновь образованного Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви по должности.
29 мая 2013 года утвержден ректором Калужской духовной семинарии, настоятелем (священноархимандритом) Пафнутьева Боровского монастыря и Калужской Тихоновой пустыни .
2 октября 2013 года назначен главой новобразованной Калужской митрополией и временно управляющим новообразованной Песоченской и Юхновской епархией (управлял до 30 мая 2014) . Песоченской епархией управлял до 30 мая 2014 года.
16 сентября 2014 года присвоена учёная степень доктора исторических наук (по специальности «Отечественная история») решением Диссертационного совета при Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации по результатам защиты диссертации на тему «Русская Православная Церковь и освоение Тихоокеанского севера в XVIII-XIX вв. (по материалам Аляски)» .
Награды
Церковные:
Светские:
- орден Дружбы народов СССР (1988 г.)
- национальная премия Русского биографического института по номинации «Человек года» (2001, 2003 гг.)
- орден Почёта РФ (2000 г.)
- орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (за большой вклад в развитие духовной культуры и укрепления дружбы между народами, 2009 год)
Сочинения
- «Духовный облик и поведение пастыря». (Кандидатское сочинение).
- Архиепископ Калужский и Боровский Климент. В стране святых воспоминаний. Издательство Калужской духовной семинарии. 2004.
- Речь при наречении во епископа Серпуховского. // ЖМП. 1982. № 10. С. 6; Братья Киреевские — путь христианского становления. // Иван и Петр Киреевские в русской культуре. Издательство Гриф. Калуга. 2001. С. 5-10.
- Миссионерское служение Русской Православной Церкви на Аляске. // Богословско-исторический сборник. Издательство Калужской духовной семинарии. № 1. 2003. С. 35-78.
- Святитель Иннокентий и рассвет православной миссии на Аляске. // Богословско-исторический сборник. Издательство Калужской духовной семинарии. № 2. 2004. С. 35-126.
- Православная семья в становлении Российского государства. // Седьмые образовательные Богородично-Рождественские чтения. Сборник докладов. Обнинск. 2004. С. 5-9.
- Мировоззрение и образ жизни современной молодежи. // Шестые образовательные Богородично-Рождественские чтения. Сборник докладов. Обнинск. 2004. С. 9-19.
- Задачи православных СМИ и нравственная ответственность журналиста. // Материалы Первого международного фестиваля православных СМИ 16-18 ноября 2004 г. Издательский Совет Русской Православной Церкви. Москва. 2005. С. 37-49.
- Благополучие общества состоит в твердости веры, в духовном, нравственном росте. // Духовно-нравственные основы демографического развития России (материалы церковно-общественного форума) 18-19 октября 2004 г. Москва. 2005. С. 11-18.
- Русская Православная Церковь на Аляске до 1917 года. 2009. Монография.
Многочисленные публикации в центральной и местной печати — как церковной, так и светской.
Литература
Использованные материалы
- Биография на сайте Русское Православие:
- Биография на официальном сайте Московского Патриархата:
В одном из интервью сказал: «Самого-то меня, окунули в купель уже на второй день после появления на свет» — Лёвин Александр, «45 лет своей жизни щедро дарит людям душевное тепло настоятель храма отец Николай», официальный сайт газеты «На Западе Москвы», 1 сентября 2015,
«Журналы заседания Священного Синода от 5 марта 2010 года. Журнал № 4», официальный сайт Московского Патриархата, 5 марта 2010, —
«Состав комиссий Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви (от 29 января 2010 г.)», официальный сайт Московского Патриархата, 29 января 2010, —
Биография на странице официального сайта Калужской Митрополии:
Журнал № 10 заседания Священного Синода от 22 марта 2011 года:
Журналы №№ 61 и 67 заседания Священного Синода от 29 мая 2013 года:
Журнал № 109 заседания Священного Синода от 2 октября 2013 года:
Страница сайта Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации о защите диссертации:
Святейший Патриарх Кирилл вручил церковные награды ряду иерархов Русской Православной Церкви, официальный сайт Русской Православной Церкви, 24 мая 2009 года:
В день памяти священномученика Кукши Печерского Предстоятель Русской Церкви совершил Литургию в Троицком соборе Калуги и возглавил хиротонию архимандрита Нектария (Селезнева) во епископа Ливенского и Малоархангельского, официальный сайт Русской Православной Церкви, 9 сентября 2014 года:
Указ Президента РФ от 19.11.2009 N 1304 «О награждении государственными наградами Российской Федерации»:
Полный список см. в Биографии Архиерея на странице официального сайта Калужской Митрополии: