ЖИТИЯ СВЯТЫХ ИЛИ СИМПТОМЫ ИСТИННОЙ ВЕРЫ
Жития Святых это превосходный материал, вобравший в себя все основные симптомы истинной веры. Они наглядно, детально, последовательно демонстрируют, каким должно быть поведение и мышление верующего человека по меркам церкви. А по меркам и классической, и современной психиатрии 75% святых христианской церкви подлежат немедленной госпитализации и принудительному лечению.
Итак:
Св. Симеон Столпник много лет простоял на «столпе». В частности, в своих ранах он разводил червей, а также натирался калом, дабы зловоние распространялось сильнее (отказа от ванных процедур было мало). Сами верующие к нему относили так: «Откуда привел ты к нам человека этого? Невозможно его терпеть: смрад от него исходит. Никто не может стоять рядом с ним. Когда он ходит, черви падают с него: постель его также полна червями» (Димитрий Ростовский. Житие преподобного и богоносного отца нашего Симеона Столпника)
Св. Ориген, публично отрезал себе пенис во имя «царствия небесного»
Св. Макарий, во избавление от греховных мыслей «надолго погружал зад и гениталии в муравейник»
Св. Лавр был покрыт настолько густым слоем вшей, что под ним едва угадывались черты его лица, а смахнуть вшей не мог, ибо постоянно держал руки крестообразно
Св. Никита «40 лет неснимаемо носил большую каменную шапку»
Св. Нил Столбенский спал только стоя
Св. Мелхиседек «ел кору древес и вместо пития росу лизал»
Св. Василий Блаженный ходил зимой и летом голый и кидался человеческим калом в тех, кого считал еретиками
Св. Тихон Калужский, всю жизнь прожил как белка, в дупле дуба
Св. Корнилий Молчальник всю свою жизнь молчал
Св. Марон Пустынник дал обет «беспокровной» жизни, т.е. всю свою жизнь прожил под открытым небом
Св. Илия Пещерник жил, как барсук, в норе
Св. Марк Гробокопатель всю жизнь носил железный пояс, жил в норе и прославился своей любовью к копке могил
Св. Арсений, «от постоянного плача о Господе выпали ресницы»
Св. Фотиния всю свою жизнь молилась, 12 раз в день и 24 раза за ночь
Св. Анджела прославилась тем, что горящим поленом регулярно прижигала себе интимные места, чтобы «избавиться от огня сладострастия»
Понятно, что все упомянутые святые (попади они в руки психиатрии) были бы навечно размещены в строгорежимных стационарах.
Благочестивые экстазы простых верующих (благосклонно воспринимаемые церковью) тоже, вероятно, были бы оценены психиатрией как тяжелые расстройства психики.
Вспомним один из образчиков такого благочестия, оставленный нам Маргаритой-Марией Алакок: «Он, бог, столь сильно овладел мной, что однажды, желая очистить от рвотных масс одну больную, я не могла удержаться от того, чтобы слизать их языком и проглотить» (цит. по «Истории тела» А. Корбена).
И т.д. и т.п. И весь этот сброд психопатов и садомазохистов, РПЦ навязывает православным как эталон христианской жизни и образец для подражания.
Интересно, а почему в современности так мало т.н. святых церкви? Ведь, очевидно, что людей, которые верят в говорящую змею, горящий куст и ослицу еще достаточно много, однако вот чего-то им недостает.
Да, конечно, отдельные попы периодически пишут книжки, но в основном это касается именно древности. А раз они пишут, то знают, как можно стать святым. Ведь в действительности для этого не обязательно обладать некими сверхъестественными силами, достаточно просто быть сумасшедшим.
Итак, несколько характерных примеров. Святой Симеон столпник. Отличился святостью он так: просто много лет стоял на столпе. Высокая ли добродетель? Сомнительно. Сами верующие к нему относили так:
«Откуда привел ты к нам человека этого? Невозможно его терпеть: смрад от него исходит. Никто не может стоять рядом с ним. Когда он ходит, черви падают с него: постель его также полна червями» (Димитрий Ростовский. Житие преподобного и богоносного отца нашего Симеона Столпника)
Это произошло после того, как Симеон решил пойти в монастырь. Там он занимался странными вещами.
В частности, в своих ранах он разводил червей, а также натирался калом, дабы зловоние распространялось (отказа от ванных процедур было мало). Вероятно, смерть подвижника – большое облегчение для братии. После смерти он становится святым. Но в чем святость? Какой-нибудь GG Allin ведь не стал святым. Так что Симеону просто задним числом приписали несколько «исцелений».
Остальные святые тоже отличились. Например, монахиня Анджела (Меричи), которая впоследствии стала святой, попросту прижигала интимные места, дабы побороть грех. Ну а святой Макарий боролся с влечением еще интереснее: он погружал гениталии в муравейник. Но наиболее радикальным был все же Ориген, который просто отрезал половой орган. Так он, к слову, заработал дополнительные очки на пути к «святости».
Видимо, поэтому-то сегодня и нет святых, т.к. все эти замечательные лица, видимо, находились бы в сумасшедших домах. Кстати, скорее всего, подобных индивидов там хватает и сегодня. И с богом говорят, и членовредительством занимаются, ну чем не святые?
Так что, похоже, в ближайшее время святых не будет. Если только задним числом какого-нибудь предшественника Кирилла не назовут «великим исцелителем» и не придумают легенду, как он спас землю от Диавола и зеленого змия.
ДЕЛАНИЕ ТЕЛЕСНОЕ
Проходя же телесные деяния, не должно иметь мнение, будто бы что доброе делаем, потому что они суть только приуготовление земли и сеяние, могущее со временем, помощию Божиею, принести плод. Не так, как та дева, о которой святой Петр Дамаскин в 9 Слове 2 книги написал: она думала, что нечто стяжала духовное чрез сии делания, а когда спросил ее старец о безстрастии, терпении и любви, то она оказалась чуждою сих плодов (1,7,32).
Дела добрые без смирения не имеют никакой цены пред Богом
Святой Исаак в 46 Слове пишет, что смирение и кроме дел может нас спасти, а дела без оного напротив безполезны суть (V, 42, 82).
Малые дела ваши, и при всех немощах, когда в оных приносите покаяние и себя зазираете, приняты Богом будут лучше, нежели великие труды и подвиги, совершаемые с высокоумием и мнением о себе (V, 106,183).
Все ее бедствия и наказания суть плоды гордости, ибо гордым противляется Бог, а на смиренные призирает. Она созидала храмину своего спасения из мнимых добродетелей… и трудов; но полагала сии камни без брения, или без извести, а в отношении к добродетелям, трудам и подвигам – без смирения; то как дом, строенный без известки, развалится, так и добродетелей здание – без смирения, не только не воспользует, но еще, мнением помрачив ум, лишает душевного мира и подвергает наказанию, по отвращению Божию, дабы смирились и познали свою нищету (V, 213, 327).
Ты описываешь свои неисправности и не видишь надежды спасения в делах своих. Плоха нам надежда на дела наши. Хоть бы и были они, то без любви и смирения никакой пользы от них не получим; а смирение и одно сильно спасти нас; о сем надобно попещись – стяжать оное; и надежду на заслуги Спасителя нашего и на Его милосердие… (V, 370, 498–499).
Ты имеешь ревность не по разуму, ищешь воздаяния своим трудам – ошибаешься; милость Божия изливается особенно на смирение, а один труд не получит воздаяние. Виждь смирение мое, и труд мой, и остави вся грехи моя, – глаголет Пророк (Пс. 24, 18). Труд – наш посев, а надобно плоды снискать: мир, любовь, кротость, смирение и прочее; все снискивается при прохождении нами послушаний, ибо там случаются укоризны, досады, неудобство, препятствие; когда оные принимаем с самоукорением, терпением и смирением, тогда смягчается наша самолюбивая часть и мы получаем свободу от страстей, – любим не только ближних, но и врагов; вот в сем-то и польза от трудов! А когда только трудимся и думаем иметь за сие воздаяние, а между тем нравом не изменяемся, но еще и в горшее приходим, в раздражение и прочее, – то никакой пользы труды не принесут (V, 544,727–725).
А
Авраам • Ад • Ангелы
Б
Бдение • Безгрешность • Безмолвие (см. Уединение) • Безпечность • Безчувствие • Бесы (см. прелесть) • Благодарение • Благодать • Благополучие • Ближний • Блудная страсть • Богопознание • Богословие • Богослужение • Болезнь • Брань • Брань блудная • Брат
В
Вера • Вера и разум • Вера и добрые дела • Внимание • Возношение (см. Гордость) • Воля • Воля Божия и человеческая • Враг • Выговоры
Г
Гнев (см. Раздражительность) • Гордость • Грех
Д
Дарования • Девство • Дела Добрые • Делание • Делание телесное • Деньги • Дети (воспитание детей) • Дружба • Духовные беседы • Душа • Душевное состояние
Ж
Жизнь духовная • Жизнь иноческая и мирская
З
Заботы • Зависть • Замужество (брак) • Заповеди • Злопамятство
И
Искушение • Исповедь • Исправление • Истина
К
Казначей • Келлия • Клевета • Клятва • Колдовство • Крест • Кротость
Л
Леность • Любовь
М
Малодушие • Место жительства • Милостыня • Мир житейский • Мир душевный • Молитва • Молитва Иисусова • Молчание • Монастырь • Монастырь и мир • Монашество • Новоначальный • Монашество и мир
Н
Навык • Надежда • Наука • Начальство • Немощь • Нетерпение • Нищета духовная • Новости
О
Обеты • Обличение • Обновление • Обольщение • Образование • Опыт • Осторожность в словах • Осуждение • Отчаяние
П
Падения • Память смертная • Пастырь • Пение • Пенсия • Печаль • Пища • Плач • Плоть (блудная страсть) • Погода • Подвиг • Подозрение • Покаяние • Поклоны • Покой • Поминовение усопших • Помощь Божия • Помыслы • Помыслы (откровение помыслов) • Помыслы на молитве • Помыслы неверия • Помыслы плотские • Помыслы хульные • Послушание • Пост • Поучение других • Похвала • Правила • Правило (епитимия) • Празднословие • Праздность • Превозношение (см. Похвала) • Предопределение Божие • Предсказания людские • Прелесть • Примирение • Произволение • Промысл Божий • Просвещение • Просить прощения • Путь средний
Р
Работа над духовными книгами • Раздражительность • Разум • Рассеянность • Рассуждение • Ревность • Ропот • Руководство • Братия и духовник • О преждевременном руководстве
С
Самоволие • Самолюбие • Самомнение • Самонадеяние • Самооправдание • Самопознание • Самоукорение • Свобода • Своеволие • Святые отцы • Святые Тайны • Священное Писание • Сердце • Скорби • Скука • Славолюбие • Слезы • Служение (общественное) • Смерть • Смирение • Смущение • Сны (сон) • События • Совершенство • Совесть • Совет (в духовной жизни) • Сокрушение сердца • Сообрашение с ближними • Спасение • Спор • Сребролюбие • Ссоры • Страсти • Страх • Стыд • Суеверия • Счастье
Т
Терпение • Тщеславие
У
Уединение • Укоризны • Ум • Уныние (см. скука) • Утешение
Х
Храм • Христианство
Ц
Царствие Божие • Церковь
Ч
Чистота • Чтение
Ш
Шутки
Я
Ярость
От редакции
Настоящее издание составлено по «Собранию писем блаженная памяти оптинского старца Макария», в шести томах, насельником Троице-Сергиевой лавры архимандритом Иоанном (Захарченко). Оно по крупицам вобрало в себя все самое ценное, самое важное, содержащееся в письмах старца, и поможет каждому христианину положить начало деятельного исполнения наставлений и заветов преподобного Макария, ибо «отеческие писания читаются деяниями».
Поучения преподобного старца Макария даны в алфавитном порядке по темам, и каждое заканчивается указанием тома, номера письма и страницы по Собранию писем, причем нумерация томов принята следующая:
Том 1 – письма к мирским особам;
Том 2 – письма к монахам, включая две статьи, составленные старцем на основании слова Божия и писания святых отцов, и его же выписки о смирении;
Тома 3–6 – письма к монахиням.
Так же как и прежние издатели, редакторы настоящей книги сочли целесообразным сохранить по возможности живой слог преподобного Макария. Орфография в целом приближена к сегодняшнему дню, исключая слова с приставкой «без», написание имен собственных и некоторые другие случаи, дающие нам представление о живом языке старца. Цитаты из Священного Писания в письмах преподобного старца Макария не приведены в соответствие с Писанием, а даются в изложении старца. Мы старались также сохранить авторскую пунктуацию, даже в случаях, не соответствующих современным правилам, так как это служит лучшему пониманию поучений преподобного старца.
Учитывая особенности данного издания, некоторые пояснения составителя даны в угловых скобках. Для улучшения восприятия текста современным читателем раскрыты некоторые сокращения.
В отдельных томах Собрания писем старца Макария 1862–1863 годов, на которые дается ссылка в тексте, нарушена нумерация писем (в частности, в 4 и 5 томах). В настоящем издании они даются в соответствии с правильной нумерацией.
Иеросхимонах Макарий
Душеполезные поучения преподобного Макария Оптинского
Молитва последних Оптинских старцев
Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступивший день.
Дай мне всецело предаться воле Твоей святой.
На всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня.
Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душой и твердым убеждением, что на всё святая воля Твоя.
Во всех словах и делах руководи моими мыслями и чувствами.
Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобой. Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая.
Господи, дай мне силу перенести утомление наступившего дня и все события в течение его.
Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать, благодарить Тебя за всё и любить.
Аминь.
А
Араам
Вы знаете, когда Бог потребовал от патриарха Авраама прннесть в жертву единородного сына, и он нимало не усумнился сие исполнить; за то получил великое воздаяние, и здесь и в будущей жизни, и наречен отцом верующих. Вы, хотя и не единородного, но любимого сына принесли в служение Ему, то не лишитесь воздаяния от Бога.
Ад
Бог нам заповедал мир и любовь, а враг влагает вражду, подозрение и смущение… где Божие дело, там мир и спокойствие, а где вражье – прилоги и наущения; и по принятии их что бывает в душе? Какая буря и смущение? Просто ад!
Ангелы
В письме вашем… вы описываете свое положение и расположение идти в монастырь… Отец ваш, видя вашу наклонность более к миру, опасается дозволить вам вступить на сие поприще и говорит, что надо быть Ангелом, чтобы жить в монастыре, и видит противное в оных… Мы не можем быть Ангелами, но, при сознании своих немощей, можем иметь смиренное мудрование, считая себя хуже всей твари, и это есть наш долг и подвиг.
Б
Бдение
…Понуждая себя на пост, бдение и молитву, думаете, будто бы делаете это сами не знаете для чего; а надобно делать сие из любви к Богу, которой в себе не ощущаете… Когда же мысль сия отходит, занимает место ее другая, и страсти одна другой передают бедное ваше сердце… Исполняемые вами телесные делания нельзя сказать, чтоб вы делали сами не зная для чего; а точно от любви к Богу, но несовершенной, а как зародыш малый в сердце имея, от веры происходящий.
Безгрешность
В письме твоем описываешь свои старания и наблюдения за собою и, побеждаясь многими страстями и немощами, смущаешься. Из сего видно, что ищешь в себе безгрешия и оным хочешь утешаться и полагать в том надежду спасения. Это очень может сделаться, что и все пороки от тебя отойдут, а останется один, который может все прочие собою заменить, это гордость. Мы и не увидим, как она вкрадется, и довольна одна к погибели души, кроме других пороков и страстей, чрез которые бесы непрестанно борют нас прилогами и веществами <материальные соблазны>. В сей брани бываем иногда победителями, иногда побежденными. По мере гордости или смирения бывает от Бога помощь или оставление. – Но как же мы достигнем смирения, когда не будем себя укорять и каяться за поползновения и считать себя последнейшими всех в мысли и чувстве? И потому, когда отнять у нас сию работу, то есть борьбу со страстями и побеждаться ими, а быть в мнимом безгрешии, то что же будет? – Обольщение своею святостью, которое горше грехопадений с покаянием. Когда будешь и в обители, то будь уверена, что борьба еще больше усилится, к познанию нашей немощи и к смирению.
Безмолвие (см. уединение)
Ты хвалишься своим безмолвием, но какую пользу принесло оно тебе, когда ты не потерпел и одной напраслины? Посмотри, какому должно выходить на безмолвие? Тем, которые себя ошумовали в обращении с братиями и умертвили в себе яростную и самолюбивую страсть. Это ты найдешь в надсловии на Нила Сорского и в книге св. Иоанна Лествичника. Он пишет: кто склонен ко гневу, возношению или лукавству, тому ниже след безмолвия должно видеть, а ты пишешь, что имеешь самолюбие, гордость и прочие страсти; как же ты их победишь в безмолвии, если никто тебя не тронет и не оскорбит? Я этим не отвлекаю тебя от келлии и не даю совета обходить келлии и рассеиваться, но советую не думать, что ты, сидя в келлии, совершаешь нечто великое. Прочти у Симеона Евхаитского, как он советует безмолвнику «сидя в келлии укорять себя» (Восторгнутые класы).
Когда желаешь проходить путь безмолвия, имей в руководство себе послание св. Симеона Евхаитского к Иоанну иноку… Вкратце некоторую материю из оного выписываю: «аще паче всякаго человека себе страстнша вменяеши и грешнша, и окаяваеши себя, яко праздноживуща, и во всяцем делании твоем смирение и любовь приемлеши. Аще враги любиши, аще ненавидящие любительствуеши, аще злотворящим благодетельствуеши, аще носиши тяготы, аще укоряем и злословим благословлявши, аще вся человеки, яко сам себе, паче же самого себе любиши и проч., по Богу есть дело твое, и якоже подобает седиши в келлии твоей; аще ли же ни, – смотряй, отче, да не труждаешися во тще».
Святый Иоанн Лествичник, св. Кассиан и прочие строго воспрещают неискусным безмолвие; а твое там жительство было такого рода; как бы ты познала свои страсти и немощи и как бы могла смириться? Одно мечтание своих исправлений довело бы тебя до совершенного омрачения. Ты будь благодарна Господу, что Он смотрительно тебя призвал на служение Себе и на брань против невидимых врагов. Там тебе не было бы и брани, и все пороки тебя оставили бы, кроме одного <гордости>, могущего все прочие дополнить, по слову св. Иоанна Лествичника.
Безпечность
…Надобно опасаться предаваться безпечности греховной в надежде покаяния; это то же, что и отчаяние.
Безчувствие
Жалуешься на свое безчувствие; но не должно ли оное показывать тебе свою нищету, и не возноситься и не малодушествовать, а все свои дела предоставлять суду Божию. Он Один весть, какую дать цену нашим исправлениям и в недостатке оных смирению. Видя свою нищету, не будем смотреть чужих недостатков, но внимаем более их исправлениям; в чем и чистота сердца исправляется…
Бесы (см. прелесть)
Еще скажу вам, касательно желаний мнимо благих. Вам кажется, что хладные и мрачные и злые бесы не могут подвигнуть в человеке желания мнимо-благого и крайне сильного, но в учении святых отцов видно противное вашему мнению. Св. Исаак Сирин говорит в 33 Слове: «не всякое желание, доброе от Бога, впадает в сердце (человека), но только пользующее его (т. е. сообразное с обстоятельствами его внешними и внутренними, и потому возможное к исполнению, хотя и не без труда); впадает бо и от диавола подобное сему некое желание, – продолжает тот же святой, – но не пользующее человека». Потому что диавол, если по видимому и благое что влагает человеку, то всегда несообразное с его обстоятельствами, или прежде времени и выше меры его, чтобы человек, не находя возможности исполнить это желание, безрассудно томился и смущался, что составляет существенный вред душевный; а иногда чрез мнимо благое желание диавол устрояет сеть глубокой прелести. Преподобный Григорий Синаит в Добротолюбии, в главе 7, такое желание прямо называет сатаниным… Потому что человек, по самомнению и самочинию, увлекшись таким желанием, часто презирает основательные и полезные советы опытных, которые всегда стараются утвердить новоначальных на прочной стезе спасения, остерегая их от опасных крайностей; ибо, по свидетельству святых отцов, и безмерие, и оскудение, т. е. и безвременное стремление к высокому пути, и совершенное нерадение о благочестивой жизни происходят от диавольского подущения.