Доклад Мартин Лютер кратко расскажет Вам много полезной информации об этой выдающейся личности, основателе протестантизма, богослове и реформаторе.
Содержание
- Доклад Мартина Лютера 7 класс кратко сообщение
- Доклад №2
- Лютер Мартин
- Популярные темы сообщений
- Мартин Лютер: краткая биография
- Начало протестантской Реформации в Европе
- Наследие доктора Лютера: как Реформация изменила мир
- Борьба с роскошью
- Война на уничтожение
- «Глобальный духовный переворот»
- В российских условиях
- 95 тезисов
- Предыстория
- Последствия
- Ссылки
- Мартин Лютер — кратко
- Кто такой Мартин Лютер и как он изменил Европу
- Жизнь Лютера до Реформации
- Начало реформаторской деятельности
- Папа придает Лютера анафеме
- Император приглашает Лютера объясниться
- Похищение Лютера
- Лютер как первопроходец
- Исторический перевод Библии
- Реформация захватывает умы и кардинально меняет Европу
- Значение деятельности Лютера
- Тест по теме: « Начало Реформации в Европе. Обновление Христианства»
Сообщение о Мартине Лютере
Будущий деятель и реформатор появился на свет в семье саксонского рудокола 10 ноября 1483 года. Отец семейства был очень трудолюбивым человек и пытался обеспечить свою семью всем. Когда малышу исполнилось полгода, они переехали в Мансфельд, где его отец получил статус зажиточного бюргера.
В 7-летнем возрасте родители отправили Мартина в городскую школу, где его постоянно унижали и наказывали. За семь лет обучения здесь, юноша научился только писать, читать и выучил 10 заповедей, несколько молитв. В 1497 году Лютер поступает в магдебургскую францисканскую школу, однако спустя год его переводят в Эйзенах по причине нехватки финансов. Однажды юный Мартин познакомился с богатого женой Эйзенаха, Урсулой. Она выявила благосклонность к нему и решила помочь, пригласив на временное проживание в свой дом.
В 1501 году он поступает в Эрфуртский университет на философский факультет. Юноша заметно выделялся среди сверстников способностью легко усваивать даже сложные материалы и прекрасной памятью. В 1503 году молодой Лютер получи степень бакалавра и приглашение читать лекции по философии. Параллельно с работой, по настоянию отца, изучал основы юридического дела. Как-то раз после посещения университетской библиотеки, ему в руки попала Библия. После ее прочтения внутренний мир молодого человека перевернулся. Впрочем, как и жизнь Мартина Лютера: по окончанию университета философ решил посвятить себя служению Богу, отказавшись от мирской жизни. Такого поступка никто не мог предвидеть и никто не ожидал. В храме богослов выполнял работу привратника, прислуживал старшим, подметал двор церкви, заводил башенные часы, собирал милостыню в городе.
В 1506 году Лютер принимает монашество, через год священство, приняв новое имя–Августин. В 1508 году его рекомендовал генеральный викарий на должность преподавателя Виттенбергского университета. Сам же Августин не прекращал развиваться, изучая иностранные языки и получив степень библейского бакалавра.
В 1511 году он посетил Рим, где впервые столкнулся с противоречивыми фактами католицизма. Спустя год Мартин Лютер занимает должность профессора теологии, в 11 монастырях исполняет обязанности смотрителя и читает проповеди.
В 1518 году вышла папская булла, которая вызвала противоречивые мысли у богослова и разочарование в католических учениях. Философ написал свои 95 тезисов, опровергающие постулаты Римской церкви. Выступление Мартина Лютера с 95 тезисами принесло ему популярность в обществе. Они гласили, что государство не зависит от духовенства, а духовенство не должно выступать посредником между Владыкой и человеком. Деятель категорически не принимал требований и изречений касательно безбрачия духовных представителей. Тем самым, он разрушал авторитет выданных Папой декретов. Его позиция была смелой и шокирующей.
В 1519 году Папа Римский пригласил Мартина Лютера к себе на суд, однако тот не явился. Тогда понтифик предал протестанта анафеме, то есть отлучил от святых таинств.
В 1520 году философ публично сжигает буллу Папы Римского и призывает народ к борьбе против папского засилья. За это его лишают католического сана. Согласно Вормсскому эдикту от 26 мая 1521 года Мартина обвиняют в ереси. Сторонники реформатора спасают его, инсценировав похищение. Лютер переехал в замок Вартбург и занялся переводом на немецкий язык Священного Писания.
Публичная деятельность Мартина Лютера привела к тому, что в 1529 году его протестантизм официально принялся обществом и стал считаться течением католицизма.
До конца своих дней он тяжело трудился: проповедовал, читал лекции, писал книги. Мартин Лютер умер внезапной смертью в феврале 1546 года.
Мартин Лютер интересные факты
- Настоящая фамилия философа и богослова Людер. Став монахом он взял себе более звучную фамилию.
- Будущая жена Лютера была монашкой, ранее давшая обед безбрачия. Ее звали Катерина. В 1523 году он помог ей и 12 другим девушкам сбежать из монастыря. Когда они поженились, ей было 26 лет, а ему 41. В браке родилось 6 детей.
- С годами Мартин Лютер стал страдать на головокружения, внезапные обмороки. Философ стал обладателем каменной болезни.
- Есть мнение, что деятель был первым человеком, который у себя дома поставил на Рождество Рождественскую елку, украсив ее маленькими свечками и фруктами.
- Согласно данным Нistorychannel, в 2004 году проводились археологические раскопки дома Мартина Лютера. Было совершено сенсационное открытие: в его доме была канализация и даже примитивный подогрев пола.
Доклад Мартина Лютера 7 класс кратко сообщение
10 ноября 1483 года родился необычайный человек, который оставил след в истории, имя которого написано в школьных учебниках. Этого человека до сих пор помнит вся Германия. Зовут его Мартин Лютер.
Отец его был очень трудолюбивый, не боялся работы, стремился к лучшей жизни. Родился Мартин в Германии, но после семья переехала в Айслебен. Как и все дети в 7 лет он пошёл в школу, где постоянно выслушивал унижения. Мартину денег не хватало, чтобы получить знания нужно было переводиться в другие школы. Он пел песни на улицах, пытаясь как-то заработать. В 15 лет он случайно встретил жену богача. Женщина была добродушной, поэтому впустила Мартина в свой дом.
В 18 лет он поступил в Эрфуртский университет, где поражал всех своей великолепной памятью. Мартин развивался в разных направлениях, но больше всего ему было интересно богословие. Прочитав библию, его жизнь полностью поменялась. Случилось то, чего никто не ожидал. Лютер пошёл служить Богу. Он достиг больших успехов и вскоре смог преподавать богословие. Чтобы переводить Библию Лютер стал изучать иностранные языки. Даже когда он служил Богу, Мартин не чувствовал себя чистым.
Лютер стал первым, кто осмелился пойти против церкви. Он считал, что люди не должны зависеть от духовенства. Поступок, который люди считали смелым был то, что Лютер сжёг папскую буллу. 26 мая 1521 года Мартина обвинили в ереси. После он стал заниматься переводом Библии на немецкий. Люди приняли мнение Лютера, но после появился кальвинизм. Жан Кальвин считал, что судьбу человека определяет Бог.
У Мартина была личная жизнь. Он говорил: “ Бог не может запрещать жить в любви…”. Женой Лютера стала монашка. Во время свадьбы Лютеру было 42 года, а его жене 26 лет. В их семье появилось на свет 6 детей. Жили просто, но если люди нуждались в помощи, то всегда им помогали.
Лютер является реформатором. В борьбе с папами Лютер сделал многое для своего народа. Даже сейчас немцы вспоминают Мартина. Ведь он является одним из самых великих немцев. Таким образом появилось одно из направлений протестантизма — лютеранство.
Доклад №2
В конце эпохи Средневековья в странах Западной Европы католическая церковь начала терять свое влияние. Появились отдельные реформистские церкви, которые не подчинялись Папе Римскому. Все это вылилось в грандиознейший со времен отделения православия церковный раскол, а также религиозные войны. Англиканство, кальвинизм, анабаптизм, цвинглианство и лютеранство навсегда раскололи христианство. Инициатором этой Реформации являлся простой немецкий богослов Мартин Лютер.
Мартин Лютер не был благородного происхождения. Он родился 10 ноября 1483-го года в Айслебене, в семье крестьянина Ганса Лютера, который работал на медных рудниках и лишь к концу жизни сумел скопить небольшое состояние, позволившее стать ему зажиточным бюргером. Мама его, Маргарита Лютер, была также выходцем из крестьянок. Оба родителя происходили из Саксонии.
Родители Мартина с ранних лет прививали своим детям любовь к богу, воспитывали их строго и нравственно. Еще в возрасте 14-ти лет его отправили в францисканскую школу, что находилась в Магдебурге. Там он смог получить хорошее образование, что позволило ему в 18 лет поступить в Эрфуртский университет. Там он изучал свободные искусства и юриспруденцию. Все прочили ему хорошую карьеру, однако, неожиданно для всех, в том числе и для его семьи, Мартин Лютер поступает в монастырь августинцев в том же Эрфурте. Там он в 1506-ом году становится монахом, а позже, священником.
Молодое дарование быстро оценили церковные иерархи и 25 летнего священника отправили читать лекции в университет Виттенберга. Там, в университетской библиотеке, он совершенствует свое образование, а также знакомится с трудами блаженного Августина, которые изменили его мировоззрение. Много работая, он получает степень доктора теологии.
Постепенно Мартин Лютер начинает задумываться о благочестии католического духовенства и вообще о римской церкви в целом. Во время служебной поездки в Рим, он увидел развращенность священников, их жадность и жажду власти. Возвратившись, он с усердием начинает изучать Библию, ища в ней ответы на свои вопросы. Каплей, переполнявшей чашу его терпения, стал знаменитый указ папы Льва Х, разрешающий продажу индульгенций и отпущения грехов. Лютер стал открыто критиковать церковь.
По вопросам церковных индульгенций Мартин Лютер пишет обширную статью, состоящую из знаменитых 95 тезисов в 1517-ом году. В ней он критикует католицизм сомневается в праве папы римского отпускать грехи, делает вывод о том, что господствующая церковь на корню губит веру. Свои тезисы Мартин Лютер прибивает к церковным дверям в Виттенберге. Именно эти тезисы и считаются началом церковного раскола, Реформации и зарождением протестантизма.
После такого открытого выступления против господствующей церкви, Мартина Лютера вызывали на церковный суд, а, впоследствии, предали анафеме. Однако папский документ, отлучающий его от церкви, он сжигает. В 1521-ом году Мартина Лютера публично провозглашают еретиком. Его похищает курфюрст Саксонии Фридрих и тайно помещает в свой замок, где Лютер приступает к главному делу своей жизни, переводе библии на немецкий язык. А ведь согласно католицизму, библия должна быть только на латыни. Именно богослужения на национальных языках, а не латинском, и есть основное отличие протестантских течений от католицизма.
В отличии от Яна Гуса, другого проповедника-реформатора, жившего столетием ранее, Мартина Лютера не сожгли на костре и не замуровали в монастырской келье. Он вел свободную жизнь, проповедуя и работая над новыми писаниями и катехизисами. Он даже женился в возрасте 42 лет и воспитывал 6 детей. И умер своей смертью в 1546-ом году в родном Айслебене.
7 класс кратко
Лютер Мартин
Популярные темы сообщений
- Uород Барнаул
Барнаул — это небольшой город расположенный на юге Западной Сибири, на берегу реки Обь. Есть несколько версий появления названия города. По одной из них с казахского языка слово переводится «хорошее стойбище».
- Средневековая философия
Средневековье представляет собой огромный исторический этап, длившийся почти 10 веков. Отправной точкой считается V век. Это была эпоха господства феодализма и религии.
- Клубника
Клубника – это вкусная, сладкая, яркая с небольшой кислинкой ягода, которую любят и дети и взрослые. В наше время является довольно распространенным продуктом на мировом рынке.
Мартин Лютер: краткая биография
Человек, с которого началась Реформация – Мартин Лютер, краткая биография.
Родился известный христианский богослов и реформатор 10 ноября 1483 года в семье крестьянина, Ганса Лютера, в Айслебене, Саксонии. Отец тяжело работал на медных рудниках, чтобы прокормить семью, но после рождения первенца, перевез родных в Мансфельд, где стал по-настоящему зажиточным бюргером (горожанином).
Мартин Лютер начинает свое обучение в 14 лет (в 1497 году), поступив в францисканскую школу в Магдебурге. Подрабатывал пением под окнами набожных вельмож. В 1501 году поступает в университет в Эрфурте по наставлению родителей – в те времена поколение бюргеров пытались дать детям лучшее образование. В 1505 году Мартин Лютер получил степень магистра свободных искусств, которая открыла бы ему путь к изучению юриспруденции по желанию отца, однако, ослушавшись его воли, пошел в агустинский монастырь.
Основоположник лютеранства (немецкого протестантизма) был человеком талантливым с юных лет, но выбор карьерного пути охарактеризовал, как осознание своей греховности, от которой был ему помог избавиться Августинский орден. В 1506 году принял монашеский обет, а через год высветился в священники. В 1508 году по направлению ордена начал преподавать в Виттенберском университете. Изучал работы святого Августина. Параллельно получал степень доктора теологии. В 1511 году поехал по поручению в Рим, после чего взгляды его кардинально изменились. Увидев развращенность католического клира, задумался об ощущении греха, переживает духовный кризис. К оформившемся в последствии взглядам Мартина Лютера привела работа и внутренние поиски.
Читает курс лекций:
Детальное изучение Библии дало Мартину Лютеру возможность пересмотреть послание апостола Павла, после чего сформировалась почти что миссия Реформации: «Я понял, что Божественную праведность мы получаем посредством веры в Бога и тем, что Господь оправдывает нас посредством самой веры».
В 1517 году, после выпуска папы Левом Х буллы об отпущении грехов и продаже индульгенций, остро критикует католическую церковь. Отвергает доктрину Церкви о благодати, поклонение святым, реликтам, иконам. Возможно, именно нищенский Августинский орден и неприязнь к нововведениям Рима синтезировались в простоту богослужения.
В 1517 году выдал 95 публичных тезисов, обвинив Папу в ереси: «Священники – лишь посредники между человеком и Богом. Они должны направлять, показывать пример истинных христиан. Человек спасается не через церковь, а через веру». Получает буллу отлучения от Церкви, которую привселюдно сжег на одном костре с кипой индульгенций в 1520 году. В 1519 году озвучил согласие с тезисами Яна Гуса, чешского реформатора. В 1520 призывает общественность к борьбе с папской властью. В последующие годы Реформация Мартина Лютера не была активной из-за изменения политической обстановки, однако остался на идеях христианской свободы, как свободы духовной.
Подвергается гонениям со стороны Рима – скрывается в Саксанском замке в Вартбурге. В 1525 году берет в жены монахиню, которая в последствие родила ему 6 детей. В 1530 к движению примкнул теолог Меланхтон, близкий людям возрождения деятель. Движение быстро распространялось, возникали новые центры под руководством Ж. Кальвина, У. Цвингли, Т. Мюнцера, которых Мартин Лютер не признавал и обращался к князьям-союзникам, призывая расправиться с неверующими, которые подымали массовые восстания.
В 1534 году началась серьезная борьба с Реформацией после вступления на престол Папы Павла III при содействии короля Карла. Мартин Лютер умер 18 февраля 1546 года в родном городе. Несмотря на неоднородность Реформации, по мнениям исследователей (Макс Вебер) именно она послужила толчком к зарождению капитализма, определив Новое Время. Лютеранская проповедь и дух Возрождения, гармонично соединились в деятели культуры, Мартене Лютере, расширив образование, музыку, общественные интересы после многовекового «папизма» и грубого католицизма.
Оцените, пожалуйста, прочитанный материал:)
Начало протестантской Реформации в Европе
31.10.1517. – Начало протестантской Реформации в Европе
Реформация (лат. reformatio ‒ исправление, превращение, преобразование, реформирование) ‒ широкое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI ‒ начала XVII века, направленное на оздоровление католической церкви, однако приведшее к отказу от Церкви вообще и ее замене молитвенными собраниями верующих.
Прежде всего следует вкратце охарактеризовать состояние Европы того времени. Основной государственной структурой в ней была «Священная Римская империя» (с 1512 г. ‒ «Священная Римская империя германской нации»), основанная в 962 г. восточно-франкским королем Оттоном I Великим и считавшая себя продолжением Римской империи, восстановленной на Западе Карлом Великим в 800 г. в соперничестве с Восточной Римской Империей. В период наивысшего расцвета в состав новой империи входили: Германия, являвшаяся ее ядром, северная и центральная Италия, Нижние Земли, Чехия, а также некоторые регионы Франции. Во главе империи стоял император, но его титул не был наследственным, а присваивался по итогам избрания коллегией курфюрстов. С властью императоров конкурировал папский престол. («Священная Римская империя» просуществовала до 1806 г. и была ликвидирована в ходе наполеоновских войн.)
Реформация была направлена как против церковной, так и против политической власти в империи. Центром Реформации принято считать Германию, которая к началу XVI века была политически раздробленной, вследствие чего Римский папа имел большое политическое и экономическое влияние в отдельных феодальных княжествах, подвергая население поборам (десятина, индульгенции и др.). Это и моральное разложение духовенства послужили поводом к выступлению доктора богословия Виттенбергского университета Мартина Лютера.
Мартин Лютер
31 октября 1517 г. Лютер прибил к дверям виттенбергской Замковой церкви свои 95 тезисов против злоупотреблений католической церкви, в частности против продажи индульгенций, понимаемых как отпущение грехов за деньги независимо от таинства исповеди. Основное богословское положение, выдвинутое Лютером, гласило, что человек достигает спасения души не через церковь и ее обряды, а при помощи веры и благодати, даруемой ему непосредственно Богом. Лютер отверг все исторические и догматические постановления церкви и папские декреты, отводя роль единственного источника религиозной истины Священному Писанию в его собственном толковании. (Таким образом протестантизм постепенно отверг почти все церковные богослужебные традиции и таинства (крещение, миропомазание, исповедь, причастие, елеосвящение, таинство брака и священства), большинство протестантских течений сохранили лишь таинство крещения.)
Разумеется, Папа издал буллу, осуждающую учение Лютера. 10 декабря 1520 г. при огромном скоплении народа Лютер сжег эту папскую буллу. Император «Священной Римской империи» Карл V вызвал Лютера на имперский сейм в Вормсе с целью убедить его отказаться от своих взглядов. Лютер, стоя перед императором, ответил: «На том стою. Не могу иначе. Да поможет мне Бог». Согласно Вормсскому эдикту Лютер был поставлен вне закона на территории империи, и начались репрессии против его сторонников.
Реформация вызвала многочисленные религиозные конфликты, крупнейшим из которых была Тридцатилетняя война с 1618 по 1648 гг., затронувшая практически все европейские страны. Общие потери по разным оценкам составили от 5 до 8 миллионов человек. Многие регионы потерявшей от 20 до 45 % своего населения империи были опустошены голодом, эпидемиями и долгое время оставались безлюдными.
Концом утверждения Реформации историки считают подписание Вестфальского мира в 1648 г., по итогам которого стороны отказались от своего исключительного права на знание истины, вместо этого был принят принцип религиозного плюрализма и политической децентрализации. Признание за князьями национально-государственного суверенитета означало, что на своей территории каждое государство обладает всей полнотой власти и князь имеет право выбирать религию.
Протестантизм получил распространение во всей Европе в вероучениях последователей Лютера (лютеранство), Жана Кальвина (кальвинизм), «цвиккауских пророков» (анабаптизм), Ульриха Цвингли (цвинглианство), к нынешнему времени насчитываются сотни протестантских деноминаций. (Наиболее консервативная ветвь тогдашнего протестантства ‒ возникшее особым путем англиканство.)
Реформация вызвала ответную реакцию со стороны католической церкви ‒ Контрреформацию. В итоге католическими остались Италия, Испания, юг Германии, часть кантонов Швейцарии, Ирландия. В конце XVI века католицизм победил на юге Нидерландов (территория современной Бельгии) и в Речи Посполитой. Во Франции государственной религией остался католицизм, однако протестанты долгое время пользовались правом свободного вероисповедания.
Контрреформация имела как внешнюю, так и внутреннюю стороны. Если внешне это проявлялось в насильственном подавлении реформаторского движения путем преследования протестантов, распространения инквизиции и создания Индекса запрещенных книг, то внутренне это были некоторые меры очищения в самой католической церкви.
В 1536 г. папа Павел III создал комиссию, которая признала, что во многих злоупотреблениях были виновны папы и кардиналы, ставившие меркантильные интересы выше духовных. В 1545 г. по инициативе Павла III был созван Тридентский собор, на котором были приняты документы в связи с церковными злоупотреблениями. Павел IV (участник комиссии Павла III) изгнал из Рима 113 епископов, незаконно оставивших свои епархии. Преследованию подвергались даже кардиналы, заподозренные в аморальности.
Тем не менее главных своих еретических новшеств католики так и не преодолели, а вожди Реформации их и не порицали, ограничиваясь критикой внешних злоупотреблений.
Помимо социально-экономических причин, предпосылкой Реформации послужили вольнолюбивые идеи эпохи Возрождения с ее возвеличиванием человеческой индивидуальности и земных ценностей, к которым стремился зарождавшийся класс буржуазии, желавший независимости от церковной морали.
В такой атмосфере огромную роль в Реформации сыграло еврейство. Нью-йоркский раввин Л.И. Ньюмэн опубликовал большое исследование на эту тему, резюмируя: «почти все реформаторы христианства имели по крайней мере одного друга или учителя-еврея, все важнейшие движения Реформации в своих истоках обращались к міру еврейской Библии» (Newman, Louis Israel. Jewish Influence on Christian Reform Movements. New York, 1925). Это привело к образованию масонства как унии протестантства с иудаизмом (с целью подрыва христианских монархий и обретению евреями равноправия) и появлению иудаизированных христианских сект, из которых наиболее известны пуританизм в Англии и кальвинизм в Швейцарии, которые приняли иудейское толкование богатства как предопределенной свыше богоизбранности. Наибольшее распространение эти секты и протестантизм в целом приобрели в Америке, в том числе с идеологией т.н. «христианского сионизма», трактующие Россию как «империю зла», «Гога и Магога», который найдет свою погибель в войне против «Израиля».
Однако и в США и в Европе известны также протестантские авторы, подвергающие иудаизм критике за нацизм и подготовку царства антихриста, как и антихристианскую глобализацию. Например: известная книга американского евангелического историка и богослова: Theodore Winston Pike. «Israel: Our duty… Our dilemma (1984); вышедшие в германском издательстве Bibel- und Schriftenmission Dr. Kurt E. Koch e.V книги пастора-антиглобалиста: Wolfgang Borowsky. «Christus und die Welt des Antichristen» (1984); «Kommt Lyzifer an die Macht?» (1985).
В целом Реформация западного христианства ослабила нравственные запреты в общественно-экономической деятельности, что стало причиной возникновения капитализма. Это убедительно исследовал основоположник социологической науки М. Вебер в своем знаменитом труде «Протестантская этика и дух капитализма» (1904).
В светских энциклопедиях к протестантству обычно причисляется и живший веком ранее Ян Гус (1369‒1415) ‒ национальный герой чешского народа. Он был священником и некоторое время ректором Пражского университета, протестовал против пороков католического духовенства. Гус стойко держался своих убеждений и был сожжен в Констанце вместе со своими трудами. Казнь Гуса вызвала гуситские войны (1419‒1434). Причины критики католицизма Гусом были во многом теми же, что и у Лютера, однако вот что писал об этом чешском мученике и его сподвижниках видный дореволюционный богослов проф. А.П. Лопухин.
«В глубине его души еще не угасли кирилло-мефодиевские предания, не порвалась еще та внутренняя историческая нить, которая связывала его с православным востоком. И вот, в лице его лучших людей вновь оживились эти предания, взоры их обратились опять к православному востоку, где церковь жила без папы и их разлагающей политики, – жила в простом благочестии, по преданию апостолов и оо. церкви. Если где, то именно там, на правосл. востоке, нужно искать спасения и от удручающих западную церковь зол и невзгод. К сожалению, целые века отчуждения правосл. востока от общего движения западного мiра и особенно его печальное положенье под тяжким игом ислама не дали возможности осуществиться этому стремлению души чешского народа к восстановлению старых кирилло-мефодиевских преданий и как их необходимая следствия – воссоединения с правосл. востоком, и все движение получило другой характер, находя себе стимул и поощрение в движении, возникшем на окраине западного мiра – в Англии и имевшем сродный характер в смысле протеста также против папства и дел его. Виновник этого движения был Виклеф, преобразовательные идеи которого, не имевшие особенного успеха в самой Англии, однако, нашли горячее сочувствие и широкое распространение на разным странам Европы и особенно в Чехии…
Главным источником христ. вероучения и жизни он считал Св. Писание, не отрицая однако и другого источника, – именно Св. Предания. Против обвинения, будто он излагает Св. Писание по собственному разуму и не соображается с толкованиями отцов церкви, он приводил в свою защиту то, что в действительности часто приводит мнения отцов и учителей церкви. – Свои убеждения и воззрения относительно церкви он изложил преимущественно в «Трактате о церкви», прочитанном в Вифлеемской часовне… Что касается папства, то Гус прямо говорит, что не папа, а только Христос есть глава вселенской церкви (caput, capitaneus). Двух глав не может быть, иначе вышло бы чудовище… Лишь в том случае римский епископ есть наместник Христов, наследник Петра, обладатель апостольской кафедры, когда он следует по стопам Христа, учит и живет по-апостольски. Папским велениям надо следовать только тогда, когда они основаны на законе Христовом, в противном случае им должно противодействовать…; иногда может стать долгом – проповедовать Евангелие вопреки папскому отлучению, как это и делал Гус… И в учении об оправдании, и в отношении призывания святых, он стоял на почве древней церкви. В этом заключается его существенное отличие от Виклефа, который открыто сошел с этой почвы и, несомненно, был повинен в разных ересях и заблуждениях, и если Гус увлекался сочинениями Виклефа, то отнюдь не потому, чтобы он сочувствовал его учению во всем его объеме, а просто потому, что находил в нем источник вдохновения и возбуждения для своих стремлений к свободе национально-религиозного духа от тяжелого и позорного ига папской тирании» (Православная Богословская энциклопедия).
1415 г. Сожжение Яна Гуса. Раскрашенная гравюра из издания «Хроники Констанцкого собора»
+ + +
В Русской Церкви Реформации не было. Православное осмысление Реформации в России началось уже вскоре после выступления Лютера. Оно упоминается у Максима Грека, причем тот, отвергая реформаторскую программу Лютера, был согласен с ним в оценке папства. К 1640-м гг. относится сатирическое стихотворное «Изложение на люторы» московского книжника Ивана Наседки, опиравшегося на опыт полемических сочинений архимандрита Захарии Копыстенского.
Тем не менее, ввиду тесных контактов с государствами Европы, равно как и военных столкновений, в России стали появляться протестанты ‒ мастера, а также военнопленные, которым русскими Царями было дозволено исповедовать свою веру. В Москве и ряде торговых городов существовали «немецкие слободы», где жили протестанты и имелись протестантские церкви. Русские власти обычно не вмешивались в их внутреннюю жизнь.
Лишь в петровскую эпоху дух протестантства вместе со всем западным стал привечаемым в России. С протестантским влиянием ассоциируется деятельность Петра I по преобразованию Русской церкви (отмена патриаршества с подчинением церкви светской власти, ограничения на монашество). Тогда же в русское высшее общество проникло и масонство. Результат известен.
В конце XIX века в Российской Империи было около 5 млн. протестантов. В основном это были жители Финляндии и Прибалтики, а также иммигранты, в том числе обрусевшие (например, протестантами большую часть жизни были русские патриоты В.И. Даль и граф генерал Ф.А. Келлер, в конце жизни перешедшие в Православие). Протестанты не имели ограничений по службе наравне с католиками и православными. К 1917 году в России насчитывалось лишь около 200 тысяч коренных российских протестантов.
В середине 1990-х годов численность российских протестантов составляла чуть более 1 млн. верующих. В середине 2000-х гг. прихожанами протестантских церквей считались 2 млн. человек. По данным исследовательского центра Pew Research Center в 2010 г. в России насчитывалось 2,56 млн. протестантов. В 2014 г., на основании полевых исследований и данных протестантских союзов религиовед Роман Лункин заявил о 3 млн. протестантов в РФ.
Вместе с ростом численности протестантских общин, растет и их доля среди религиозных объединений, зарегистрированных министерством юстиции РФ. Если в 1991 г. протестанты составляли 3 % от всех официально зарегистрированных религиозных объединений, то к 2008 г. это число достигло 21 %. В 2012 г. база данных минюста содержала информацию о 4,4 тысячах протестантских религиозных объединениях. Однако значительное число протестантских общин действуют без регистрации. Согласно самим протестантам, к 2014 г. в России существовало около 10 тысяч протестантских общин. Рост в любом случае налицо.
Более 90 % современных российских протестантов стали таковыми после 1990 г. благодаря иностранным миссионерам.
Свыше половины российских протестантов — пятидесятники и харизматы. Другими крупными протестантскими конфессиями являются лютеране, адвентисты и евангельские христиане-баптисты. В стране также действуют общины евангельских христиан (прохановцев), методистов, пресвитериан, реформатов (кальвинистов), меннонитов, англикан, «Армии Спасения», перфекционистов, реставрационистов, квакеров и др.
М. Н.
Использованы сведения из Википедии.
Пояснение. В XVI веке в Европе был Юлианский календарь, Григорианского календаря еще не было. И по Юлианскому календарю 31 октября в этом году соответствует 11 ноября, однако в Европе сохраняют дату 31 октября по н. ст. Этот праздник является государственным в германских землях как День Реформации. Поскольку этот праздник западный, мы тоже ставим его в календарь на эту дату.
Постоянный адрес страницы: https://rusidea.org/25103105
Наследие доктора Лютера: как Реформация изменила мир
Утром 31 октября 1517 года доктор богословия Мартин Лютер пришёл к Замковой церкви в немецком городе Виттенберге и прибил к её дверям листы бумаги с напечатанным на них текстом. Сегодня этот документ известен как «95 тезисов», хотя его оригинальное название — «Диспут доктора Мартина Лютера, касающийся покаяния и индульгенций».
- Знаменитые «95 тезисов» — «Диспут доктора Мартина Лютера, касающийся покаяния и индульгенций»
- © staatsbibliothek-berlin.de
В своих тезисах Лютер подверг критике католическую церковь и предложил её реформировать, а также усомнился в непогрешимости Папы Римского и обрушился на индульгенции, которыми торговал Святой престол. Известие об этом отважном шаге разнеслось по всей стране, и Германия раскололась на сторонников и противников идей Лютера.
Католическую церковь критиковали и ранее, но обычно противники папы заканчивали свою жизнь на костре. С Лютером вышло иначе, потому что его идеи о том, чтобы лишить церковь светской власти и распустить монастыри, «пришлись ко двору» многим германским князьям.
Учение Лютера в 1521 году рассмотрел съезд германской политической элиты — Вормсский рейхстаг. На нём выяснилось, что Лютер пользуется поддержкой влиятельных князей, которые готовы оказывать ему помощь.
- Вормсский рейхстаг
- © Цветная гравюра 1557 года.
Хотя на рейхстаге был принят осуждающий богослова Вормсский эдикт, Лютер не был арестован, а укрылся в резиденции одного из князей. Так начиналось политическое противостояние католичества и лютеранства. А приглашение к религиозному диспуту закончилось эпохой братоубийственных войн, которые несколько десятков лет длились в Германии, а затем разгорелись и в других странах Европы.
В Англии процесс Реформации в 1534 году начал король Генрих VIII, стремившийся сосредоточить в своих руках не только светскую, но и духовную власть, а также присвоить богатые монастырские владения. Так появилось одно из направлений протестантизма — англиканство.
Борьба с роскошью
Характерной особенностью Реформации была борьба всех её направлений с показной роскошью католической церкви. Ярче всего это выражалось в отрицании почитания икон и других изображений святых, которые сторонники реформ Лютера нередко безжалостно уничтожали.
Важную роль в распространении идей Реформации играло книгопечатание, которое к тому времени уже широко распространилось в Европе. Книги протестантских богословов и мыслителей расходились по всем католическим странам. Особенной популярностью пользовалась Библия, которую переводили с латыни на национальные языки. Один из первых таких переводов — на немецкий язык — сделал сам Лютер.
В ответ католическая церковь начала процесс, известный как Контрреформация: создала новые монашеские ордены, самым известным из которых стал иезуитский, и провела внутренние реформы, в частности запретила индульгенции. Однако это ещё сильнее разделило католиков и протестантов.
Война на уничтожение
Помимо Лютера с альтернативными идеями о реформации католической церкви выступали и другие богословы и проповедники. Наиболее известным из них был француз Жан Кальвин. Католическая церковь всеми силами сопротивлялась движению Реформации и, чтобы искоренить ересь, не останавливалась ни перед массовыми казнями, ни перед войнами на уничтожение.
- «Утро у ворот Лувра». Художник Эдуард Деба-Понсан, 1880. Из коллекции Музея Роже-Кийо (Клермон-Ферран, Франция). На картине изображена Екатерина Медичи (в чёрном) в сопровождении свиты, разглядывающая тела жертв массового убийства гугенотов-протестантов на следующее утро после Варфоломеевской ночи.
- © Репродукция Эдуарда Деба-Понсана
Реформация изменила всю политическую и религиозную карту Европы, а потом выплеснулась за пределы Старого Света. Сторонники новых религиозных направлений бежали в далёкие страны, чтобы обустроить жизнь в соответствии со своими религиозными принципами. Такими радикальными беглецами были, например, отцы-основатели США. Войны из-за принципов веры достигли грандиозного размаха.
Одним из последних крупных конфликтов, связанных с появлением протестантизма, была Тридцатилетняя война (1618—1648), охватившая практически всю Европу.
«Глобальный духовный переворот»
Сегодня страсти улеглись. Католики и протестанты живут в мире. Но для этого потребовались сотни лет и сотни тысяч жизней.
Руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лункин рассказал RT, что Реформация для своего времени была глобальным духовным переворотом и повлияла на развитие христианства не только в Западной Европе, но и во всём мире.
«Реформация породила тысячи различных деноминаций (направлений), церквей и миссий. Духовная логика развития этого движения была заложена Мартином Лютером. Сейчас существует как исторический протестантизм, так и масса разных течений, которые зародились впоследствии — и в XIX, и особенно в ХХ веке, которые многие называют новым протестантизмом или евангельским движением. Именно это движение оказалось наиболее подготовлено к эпохе глобализации и секуляризации: сегодня протестантские течения занимаются самой активной миссионерской деятельностью в Латинской Америке, Африке, Юго-Восточной Азии», — считает эксперт.
Главная и самая известная разновидность протестантизма — лютеранство. Однако, помимо последователей Мартина Лютера, существуют ещё кальвинисты, баптисты, анабаптисты, методисты, пятидесятники, адвентисты и многие другие.
В российских условиях
Россия с момента возникновения протестантизма как течения, отколовшегося от католической церкви, подверглась определённому протестантскому влиянию. Уже при Иване Грозном в Москве появились первые лютеранские общины, а также была построена первая лютеранская церковь. Ещё при жизни Лютера в Россию начали приезжать купцы, инженеры и другие специалисты, исповедовавшие лютеранство. Впоследствии многие из этих людей и их потомков оказались на государевой службе.
Лютеранство оставило достаточно глубокий след в российской истории, поскольку в XIX веке значительная часть представителей генеральского корпуса и чиновничества состояла из русских немцев и принадлежала к лютеранской вере.
Протестантизм нового времени, по словам Лункина, развивался в Западной Европе и США волнами, и эти волны докатывались и до России. В XVIII—XIX веках в нашей стране появлялись как «доморощенные протестанты», например духоборы-молокане, хлысты и другие, так и последователи зарубежных направлений, например немецкого штундизма, представители которого прибыли в Россию по приглашению Екатерины II и вели миссионерскую деятельность. Ещё одна волна российского протестантизма шла от лорда Редстока — английского евангелиста, который проповедовал в Петербурге в дворянской среде.
- Лютеранский кафедральный собор святых апостолов Петра и Павла в Москве
- © Wikipedia
«И в начале ХХ века, и в первые годы советской власти протестантизм в России развивался достаточно бурно. Интересно, что именно в первое десятилетие советской власти протестантизм стал общероссийским явлением. Но в более позднюю эпоху это движение оказалось загнано в подполье до 1990-х годов. Сегодня представители русского протестантизма существуют во всех регионах России, и в этом плане мы не отличаемся от других христианских стран», — заключил эксперт.
1. Господь и Учитель наш Иисус Христос, говоря: «Покайтесь…», заповедовал, чтобы вся жизнь верующих была покаянием.
2. Это слово не может быть понято как относящееся к таинству покаяния (то есть к исповеди и отпущению грехов, что совершается служением священника).
3. Однако относится оно не только к внутреннему покаянию; напротив, внутреннее покаяние — ничто, если во внешней жизни не влечёт всецелого умерщвления плоти.
4. Поэтому наказание остаётся до тех пор, пока остаётся ненависть человека к нему (это и есть истинное внутреннее покаяние), иными словами — вплоть до вхождения в Царствие Небесное.
5. Папа не хочет и не может прощать какие-либо наказания, кроме тех, что он наложил либо своей властью, либо по церковному праву.
6. Папа не имеет власти отпустить ни одного греха, не объявляя и не подтверждая отпущение именем Господа; кроме того, он даёт отпущение только в определённых ему случаях. Если он пренебрегает этим, то грех пребывает и далее.
7. Никому Бог не прощает греха, не заставив в то же время покориться во всём священнику, Своему наместнику.
8. Церковные правила покаяния налагались только на живых и, в соответствии с ними, не должны налагаться на умерших.
9. Посему во благо нам Святой Дух, действующий в папе, в декретах коего всегда исключён пункт о смерти и крайних обстоятельствах.
10. Невежественно и нечестиво поступают те священники, которые и в Чистилище оставляют на умерших церковные наказания.
11. Плевелы этого учения — об изменении наказания церковного в наказание Чистилищем — определённо посеяны тогда, когда спали епископы.
12. Прежде церковные наказания налагались не после, но перед отпущением грехов, как испытания истинного покаяния.
13. Умершие все искупают смертью, и они, будучи уже мертвы согласно церковным канонам, по закону имеют от них освобождение.
14. Несовершенное сознание, или благодать умершего, неизбежно несёт с собой большой страх; и он тем больше, чем меньше сама благодать.
15. Этот страх и ужас уже сами по себе достаточны (ибо о других вещах я умолчу), чтобы приуготовить к страданию в Чистилище, ведь они — ближайшие к ужасу отчаяния.
16. Представляется что Ад, Чистилище и Небеса — различны меж собой, как различны отчаяние, близость отчаяния и безмятежность.
17. Представляется, что как неизбежно в душах умаляется страх в Чистилище, так прирастает благодать.
18. Представляется, что не доказано ни разумными основаниями, ни Священным Писанием, что они пребывают вне состояния заслуг или причащения благодати.
19. Представляется также недоказанным и то, что все они уверены и спокойны о своём блаженстве, хотя мы в этом совершенно убеждены.
20. Итак, папа, давая «полное прощение всех наказаний», не подразумевает исключительно все, но единственно им самим наложенные.
21. Поэтому ошибаются те проповедники индульгенций, которые объявляют, что посредством папских индульгенций человек избавляется от всякого наказания и спасается.
22. И даже души, пребывающие в Чистилище, он не освобождает от того наказания, которое им надлежало, согласно церковному праву, искупить в земной жизни.
23. Если кому-либо может быть дано полное прощение всех наказаний, несомненно, что оно даётся наиправеднейшим, то есть немногим.
24. Следовательно большую часть народа обманывают этим равным для всех и напыщенным обещанием освобождения от наказания.
25. Какую власть папа имеет над Чистилищем вообще, такую всякий епископ или священник имеет в своём диоцезе или приходе в частности.
26. Папа очень хорошо поступает, что не властью ключей (каковой он вовсе не имеет), но заступничеством даёт душам прощение.
27. Человеческие мысли проповедуют те, которые учат, что тотчас, как только монета зазвенит в ящике, душа вылетает из Чистилища.
28. Воистину, звон золота в ящике способен увеличить лишь прибыль и корыстолюбие, церковное же заступничество — единственно в Божьем произволении.
29. Кто знает, все ли души, пребывающие в Чистилище желают быть выкупленными, как случилось, рассказывают, со св. Северином и Пасхалием.
30. Никто не может быть уверен в истинности своего раскаяния и — много меньше — в получении полного прощения.
31. Сколь редок истинно раскаявшийся, столь же редок по правилам покупающий индульгенции, иными словами — в высшей степени редок.
32. Навеки будут осуждены со своими учителями те, которые уверовали, что посредством отпустительных грамот они обрели спасение.
33. Особенно следует остерегаться тех, которые учат, что папские индульгенции — это бесценное Божие сокровище, посредством которого человек примиряется с Богом.
34. Ибо их простительная благодать обращена только на наказания церковного покаяния, установленные по-человечески.
35. Не по христиански проповедуют те, которые учат, что для выкупа душ из Чистилища или для получения исповедальной грамоты не требуется раскаяния.
36. Всякий истинно раскаявшийся христианин получает полное освобождение от наказания и вины, уготованное ему даже без индульгенций.
37. Всякий истинный христианин, и живой, и мёртвый, принимает участие во всех благах Христа и Церкви, дарованное ему Богом, даже без отпустительных грамот.
38. Папским прощением и участием не следует ни в коем случае пренебрегать, ибо оно (как я уже сказал) есть объявление Божьего прощения.
39. Непосильным трудом стало даже для наиболее учёных богословов одновременно восхвалять перед народом и щедрость индульгенций, и истинность раскаяния.
40. Истинное раскаяние ищет и любит наказания, щедрость же индульгенций ослабляет это стремление и внушает ненависть к ним или, по крайней мере, даёт повод к этому.
41. Осмотрительно надлежит проповедовать папские отпущения, чтобы народ не понял ложно, будто они предпочтительнее всех прочих дел благодеяния.
42. Должно учить христиан: папа не считает покупку индульгенций даже в малой степени сопоставимой с делами милосердия.
43. Должно учить христиан: подающий нищему или одалживающий нуждающемуся поступает лучше, нежели покупающий индульгенции.
44. Ибо благодеяниями приумножается благодать и человек становится лучше; посредством же индульгенций он не становится лучше, но лишь свободнее от наказания.
45. Должно учить христиан: тот, кто видя нищего и пренебрегая им покупает индульгенции, не папское получит прощение, но гнев Божий навлечёт на себя.
46. Должно учить христиан: если они не обладают достатком, им вменяется в обязанность оставлять необходимое в своём доме и ни в коем случае не тратить достояние на индульгенции.
47. Должно учить христиан: покупка индульгенций — дело добровольное а не принудительное.
48. Должно учить христиан: папе как более нужна, так и более желанна, — при продаже отпущений — благочестивая за него молитва, нежели вырученные деньги.
49. Должно учить христиан: папские отпущения полезны, если они не возлагают на них упования, но весьма вредоносны, если через них они теряют страх перед Богом.
50. Должно учить христиан: если бы папа узнал о злоупотреблениях проповедников отпущений, он счел бы за лучшее сжечь дотла храм св. Петра, чем возводить его из кожи, мяса и костей своих овец.
51. Должно учить христиан: папа, как к тому обязывает его долг, так и на самом деле хочет, — даже если необходимо продать храм св. Петра — отдать из своих денег многим из тех, у кого деньги выманили некоторые проповедники отпущений.
52. Тщетно упование спасения посредством отпустительных грамот, даже если комиссар, мало того, сам папа отдаст за них в заклад собственную душу.
53. Враги Христа и папы суть те, кто ради проповедования отпущений приказывают, чтобы слово Божие совершенно умолкло в других церквах.
54. Вред наносится слову Божию, если в одной проповеди одинаково или долее времени тратится на отпущение, нежели на него.
55. Мнение папы, безусловно состоит в том, что если индульгенции — ничтожнейшее благо — славят с одним колоколом, одной процессией и молебствием, то Евангелие — высшее благо — надлежит проповедовать с сотней колоколов, сотней процессий и сотней молебствий.
56. Сокровища Церкви, откуда папа раздаёт индульгенции — и не названы достаточно, и неизвестны христианам.
57. Несомненно, что ценность их — и это очевидно — непреходяща, ибо многие проповедники не так щедро их раздают, сколь охотно собирают.
58. Также не являются они заслугами Христа и святых, ибо они постоянно — без содействия папы — даруют благодать внутреннему человеку, и крест, смерть и Ад внешнему человеку.
59. «Сокровища Церкви, — сказал св. Лаврентий — это бедняки Церкви», но он употребил это слово по обыкновению своего времени.
60. Мы по опрометчивости заявляем, что ключи Церкви, дарованные служением Христа — вот то сокровище.
61. Ибо явствует, что для освобождения от наказаний и для прощения, в определённых ему случаях достаточно власти папы.
62. Истинное сокровище Церкви — это пресвятое Евангелие (Благовестие) о славе и благодати Бога.
63. Но оно заслуженно очень ненавистно, ибо первых делает последними.
64. Сокровище же индульгенций заслуженно очень любимо, ибо последних делает первыми.
65. Итак, сокровища Евангелия — это сети, коими прежде улавливались люди от богатств.
66. Сокровища же индульгенций — это сети, коими ныне улавливаются богатства людей.
67. Индульгенции, которые, как возглашают проповедники, имеют «высшую благодать» истинно таковы, поскольку приносят прибыль.
68. В действительности же они в наименьшей степени могут быть сравнимы с Божией благодатью и милосердием Креста.
69. Епископам и священникам вменяется в обязанность принимать комиссаров папских отпущений со всяческим благоговением.
70. Но ещё более им вменяется в обязанность смотреть во все глаза, слушать во все уши, дабы вместо папского поручения они не проповедовали собственные выдумки.
71. Кто говорит против истины папских отпущений — да будет тот предан анафеме и проклят.
72. Но кто стоит на страже против разнузданной и наглой речи проповедника — да будет тот благословен.
73. Как по справедливости папа поражает отлучением тех, кто во вред торговле отпущениями замышляет всяческие уловки.
74. Так гораздо страшнее он намерен поразить отлучением тех, кто под предлогом отпущений замышляет нанести урон святой благодати и истине.
75. Надеяться, что папские отпущения таковы, что могут простить грех человеку, даже если он, — предполагая невозможное — обесчестит Матерь Божию — значит лишиться разума.
76. Мы говорим против этого, что папские отпущения не могут устранить ни малейшего простительного греха, что касается вины.
77. Утверждать, что св. Пётр, если бы был папой, не мог бы даровать больше благодеяний — есть хула на св. Петра и папу.
78. Мы говорим против этого, что этот и вообще всякий папа дарует больше благодеяний, а именно: Евангелие, силы чудодейственные, дары исцелений и прочее — как сказано в Первом послании к Коринфянам, 12 глава.
79. Утверждать, что пышно водруженный крест с папским гербом равномочен кресту Христову, значит богохульствовать.
80. Епископы, священники и богословы, дозволяющие вести такие речи перед народом, ответят за это.
81. Это дерзкое проповедование отпущений приводит к тому, что почтение к папе даже учёным людям нелегко защищать от клевет и, более того, коварных вопросов мирян.
82. Например: Почему папа не освободит Чистилище ради пресвятой любви к ближнему и крайне бедственного положения душ, — то есть по причине наиглавнейшей, — если он в то же время неисчислимое количество душ спасает ради презренных денег на постройку храма — то есть по причине наиничтожнейшей?
83. Или: Почему панихиды и ежегодные поминовения умерших продолжают совершаться и почему папа не возвращает или не позволяет изъять пожертвованные на них средства, в то время как грешно молиться за уже искупленных из Чистилища?
84. Или: В чём состоит эта новая благодать Бога и папы, что за деньги безбожнику и врагу Божию они позволяют приобрести душу благочестивую и Богу любезную, однако за страдание такую же благочестивую и любимую душу они не спасают бескорыстно, из милосердия?
85. Или: Почему церковные правила покаяния, на самом деле уже давно от неупотребления себя отменившие и мёртвые, до сих пор ещё оплачиваются деньгами за предоставленные индульгенции, словно они ещё в силе и живы?
86. Или: Почему папа, который ныне богаче, чем богатейший Крез, возводит этот единственный храм св. Петра охотнее не на свои деньги, но на деньги нищих верующих?
87. Или: Что папа прощает или отпускает тем, кто посредством истинного покаяния имеет право на полное прощение и отпущение?
88. Или: Что могло добавить Церкви больше блага, если папа то, что он делает теперь единожды, совершал сто раз в день, наделяя всякого верующего этим прощением и отпущением?
89. Если папа стремится спасти души скорее отпущениями, нежели деньгами, почему он отменяет дарованные прежде буллы и отпущения, меж тем как они одинаково действенны?
90. Подавлять только силой эти весьма лукавые доводы мирян, а не разрешать на разумном основании — значит выставлять Церковь и папу на осмеяние врагам и делать несчастными христиан.
91. Итак, если индульгенции проповедуются в духе и по мысли папы, все эти доводы легко уничтожаются, более того — просто не существуют.
92. Посему да рассеются все пророки, проповедующие народу Христову: «Мир, мир!», — а мира нет.
93. Благо несут все пророки, проповедующие народу Христову: «Крест, крест!», — а креста нет.
94. Надлежит призывать христиан, чтобы они с радостью стремились следовать за своим главой Христом через наказания, смерть и ад.
95. И более уповали многими скорбями войти на небо, нежели безмятежным спокойствием.
95 тезисов
В данной статье или разделе имеется список источников или внешних ссылок, но источники отдельных утверждений остаются неясными из-за отсутствия сносок. Вы можете улучшить статью, внеся более точные указания на источники. |
95 те́зисов (Диспут доктора Мартина Лютера, касающийся покаяния и индульгенций) — документ на латинском языке, написанный Мартином Лютером и вывешенный 31 октября 1517 г. на двери Замковой церкви в Виттенберге (административный центр княжества Саксония). От этого документа отсчитывается начало Реформации и история протестантизма. Основной мотив и идея написания 95 (XCV) тезисов — критика практики индульгенций и эксклюзивных прав римского папы прощать грехи, а также утверждение Священного Писания как единственного авторитета.
Предыстория
Римский папа Лев X ввел практику индульгенций 18 октября 1517 года в целях покрытия расходов на строительство собора святого Петра в Риме. Недовольство политикой Рима и практикой индульгенций наблюдались и раньше, но доктор теологии и монах-августинианец Мартин Лютер затронул теологический аспект этой практики, который лег на благодатную почву. Немалую роль в опубликовании тезисов сыграла личность монаха-доминиканца Иоганна Тецеля, который беззастенчиво торговал индульгенциями в Виттенберге.
В первых семи тезисах Лютер утверждает, что покаяние, к которому призывает Иисус Христос, совершается не в акте таинства, но длится всю жизнь христианина и заканчивается оно только с вхождением в Царствие Небесное (4 тезис). Истинное отпущение грехов совершает не римский папа, а сам Бог (6 тезис).
В последующих десяти тезисах Лютер критикует католический догмат о Чистилище, которое как бы стирает значение смерти (13 тезис).
В тезисах 21-52 Лютер доказывает недействительность индульгенций, ибо лишь Бог (вернее Его произволение) ведает нашим спасением (28 тезис — основа монергизма). Кроме того, купив индульгенцию, грешник не имеет гарантий, что он действительно спасен (30 тезис). Цель индульгенций обретается не покупкой отпустительной грамоты, а искренним раскаянием (принцип Sola fide).
В последующих 20 тезисах Лютер утверждает приоритет Слова Божия (лат. verbum dei) и Евангелия над индульгенциями (55 тезис). «Истинное сокровище Церкви, — пишет он в 62 пункте, — это пресвятое Евангелие о славе и благодати Бога (лат. verus thesaurus ecclesiae est sacrosanctum evangelium gloriae et gratiae dei)», которое Бог явил на кресте (68 тезис). Этим закладывается принцип Sola Scriptura.
В последних 20 тезисах Лютер утверждает, что у римского папы нет никаких особых прав отпускать грехи (75 тезис). В противном случае, почему он до сих пор не отпустил всем грехи? (82 тезис) Лютер также не считает строительство храма св. Петра оправданием для индульгенций (86 тезис).
В заключении он закладывает основы теологии креста, согласно которой на небо следует входить не деньгами, а скорбями (94-95 тезисы).
Последствия
Публикование 95 тезисов вызвало резкую реакцию в Риме и понимание немецких князей, что предопределило религиозный раскол Европы на преимущественно германских протестантов и романских католиков. Через 3 года после выпуска тезисов тогда уже небезызвестный Мартин Лютер был отлучен от Католической Церкви решением Папы Римского, что стало началом быстрого разветвления и большого раскола в Церкви. От этих конфликтов вспыхнула волна религиозных конфликтов и войн в западной Европе.
Ссылки
- 95 ТЕЗИСОВ
- 95 тезисов Мартина Лютера — 31 октября 1517 года
- Мартин Лютер. 95 тезисов и реакция Рима
- Die 95 Thesen
1517 Выступление Мартина Лютера
Монах и профессор богословия Виттенбергского университета Мартин Лютер (1483–1546) стал инициатором Реформации в Германии. 31 октября 1517 г. на воротах приходской церкви он вывесил свои «95 тезисов», в которых осуждал идеи о связи между взиманием денежной платы и отпущением грехов. Он замахнулся и на догматы католической церкви. Если католицизм учил, что мирское и духовное противоположны, то Лютер утверждал, что благодать Бога приходит и в мирской жизни к человеку, если он честно трудится, исполняет свои обязанности и верен своему призванию. Всякий труд угоден Богу, а священник – это не посредник между прихожанином и Богом, а лишь примерный христианин, направляющий паству к спасению. Лютер считал, что «человек спасает душу не через Церковь, а через веру». В 1519 г. в Лейпциге на диспуте с доктором Экком он пошел дальше – выразил сомнение в праведности и непогрешимости пап, опровергал догмат божественности личности папы. На следующий год папа Лев X предал Лютера анафеме, в ответ Лютер сжег на костре буллу об отлучении его от церкви и призвал дворянство немецкой нации к борьбе с папством. На сторону Лютера против папы встал курфюрст Саксонии Фридрих Мудрый и множество других людей. Власть папы была огромна, не раз Лютеру грозил костер, но политическая ситуация в Германии не позволяла папе легко расправиться с Лютером, как веком раньше Рим расправился с богемским бунтарем Яном Гусом.
На стороне Лютера оказались как гуманисты, боровшиеся против всесилия Рима в духовной сфере, так и германские националисты, стремившиеся к тому, чтобы Германия шла своим путем национального развития. Вскоре Германия оказалась расколотой на два лагеря – сторонников Лютера и сторонников папы. Тем временем Лютер резко изменил свою жизнь, он перевел на немецкий язык Библию, перестал быть монахом, выступил против целибата священнослужителей и сам в 1525 г. женился на бывшей монахине Каталине, ставшей матерью его шестерых детей. Лютер осуществил подлинную церковную реформу, осудил богатство церкви, ненужную, по его мнению, роскошь храмов. Он призывал к апостольской бедности и простоте, признавал только два таинства: крещение и причащение. Лютер был высокообразованным человеком, благодаря ему немецкий язык и музыка получили толчок в развитии.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке
Следующая глава >
Мартин Лютер — кратко
Около 500 лет назад член Августинского ордена Мартин Лютер прибил к дверям храма в Виттенберге свои знаменитые 95 тезисов, где кратко изложил свои взгляды относительно религии. Кем был он сам, прежде чем стать «отцом» Реформации? И какие последствия имел его вызов католической церкви для него самого и для верующих?
Детство
Отец Мартина Лютера, Ганс, был простым рудокопом. В то время работа на медных рудниках считались единственной возможностью прокормить семью. Он был в браке с простой и спокойной девушкой Маргаритой, которая в январе 1483 года подарила ему сына. Мальчик получил имя в честь своего деда и святого Мартина, защитника нищих и обездоленных. В связи с рождением ребенка, семья перебирается в городок Мансфельд. Именно здесь Ганс разбогател и стал владельцем литейных мастерских. Достаток семьи никак не повлиял на устои и семейные традиции. Детей воспитывали в строгости и скромности, а праздность в семье Лютера никогда не была в почете. Известно, что Мартин даже подрабатывал с друзьями, участвуя в религиозных песнопениях.
Обучение будущего богослова
Зажиточные бюргеры, в число которых входил и Ганс Лютер, стремились дать своим сыновьям хорошее образование, в основном ,юридическое. Прежде чем начать изучать право, следовало окончить курс «семи свободных искусств». В 1505 году, оправдав надежды отца, Мартин получает степень магистра искусств и начинает изучать право в Эрфруте. Однако отцовская радость за успехи сына оказалась кратковременной. Набожность Мартина подтолкнула его вступить в Августинский монашеский орден. Члены ордена были очень образованными людьми, находящиеся в постоянном поиске знаний. Что бы соответствовать ордену Мартин продолжает образование в Виттенбергском университете, где вскоре получает степень доктора теологии. Занимаясь преподаванием и изучением религиозных трудов проповедников, Мартин начинает поиски истинных истоков божественной милости. Каждый раз мысли о греховности самой веры не давали покоя богослову. И в скором времени нашли свое подтверждение.
Мартин Лютер- борец за истинную веру
Начало 16 века в Средневековой Европе ознаменовалось кризисом католической церкви. Недоверие и антицерковные настроения нарастали среди верующих. Все чаще люди стали сталкиваться с безнравственностью и бесстыдством духовных лиц, с огромными церковными поборами и взятками, которые в основном, шли на пиры и охоту. Не пренебрегал этим даже и сам Папа Римский. Больше всего возмущала продажа папских грамот ( индульгенций) об отпущении совершенных и будущих грехов. В октябре 1517 года началось возведение помпезного храма в Ватикане, которое требовало огромных вложений. Папа Римский, не желая тратить церковные «сбережения», издает указ об открытых продажах индульгенций. На каждом углу можно было встретить монахов, предлагающих спасти свою душу за монетку. Открытое пренебрежение истинной верой, возмутило Мартина Лютера.
В конце октября 1517 года Германию всколыхнуло открытое обвинение католической церкви, вошедшее в историю, как » 95 тезисов» Лютера. Именно эту дату связывают с началом средневековой Реформации ( борьба за переустройство церкви) и возникновением нового религиозного течения – протестантизма.
За дерзкую непокорность Мартин Лютер был отлучен от церкви, что в те времена считалось подобным смерти. Папский указ, полученный виттенбергским богословом, прилюдно был сожжен во дворе родного университета. Так Лютер дал понять, что от своих взглядов не откажется даже под угрозой смерти.
В 1521 году Карл V (император Священной Римской империи) в поддержку Папы Римского и католической церкви, вызвал Лютера на суд в Вормсе. Близкие друзья и сторонники опасались за его жизнь, и всячески пытались отговорить от поездки. Мартин Лютер не мог отказаться от своего учения, тем самым, предать идущих за ним верующих. Этот мужественный и стойкий человек предстал перед императором и высшим духовенством на императорском суде. Карл V потребовал подчиниться католической церкви и забрать свои обвинения обратно. Смотря в глаза императору , Лютер подтвердил свой протест, вымолвив знаменитые слова: » На этом я стою. И не могу иначе. Бог поможет мне. Аминь». В зале повисла тишина. Всем было известно, что незадолго до этого события, в Чехии свершили расправу над Яном Гусом, сторонником Реформации. Однако Лютер был укрыт в крепости саксонского князя Фридриха, где занимался переводом Библии с латыни на немецкий язык. Так он пытался сделать Библию доступной для представителей всех слоев германского общества.
Учение Мартина Лютера было настолько простым и искренним, что сразу же нашло отклик в народе. Ведь Лютер считал, что только собственной верой человек может достичь спасения души. Для этого не нужны ни деньги, ни священнослужители. Духовные лица должны лишь растолковывать священные книги верующим, быть наставниками в религиозной жизни. Церковь не должна была владеть обширными землями и богатствами, священнослужители уподобиться светским князьям. Службы и обряды обязаны быть дешевыми и доступными для всех.
Впоследствии лютеранство( одно из течений в протестантизме) распространилось далеко за пределы германских земель.
Личная жизнь
Служение Богу ,как считал Мартин Лютер, не могло стать преградой для продолжения рода. Целибат (обет безбрачия), по его учению, не соответствовал слову Господнему, которое призывало плодиться и размножаться. Основываясь на этом, Лютер в 1525 году женится на монахине – Катарине фон Бора. Примечательно, что Лютер сам оказывал поддержку в бегстве из монастыря девушке, которая вдохновилась его учением. В браке богослова и монахини на свет появилось 6 детей, однако о их дальнейшей судьбе ничего не известно.
Катарина оказалась не только ярой сторонницей его религиозных взглядов, но и заботливой, любящей женой. В последние годы жизни, болезни одолевали Лютера, однако женщина всегда была рядом, до последнего пытаясь услужить и взбодрить мужа.
18 февраля 1546 года великого реформатора не стало. Он был с почестями похоронен вблизи Виттенбергского университета.
Кто такой Мартин Лютер и как он изменил Европу
Мартин Лютер вошел в историю как инициатор движения Реформации и основатель протестантской ветви христианства. Кроме того, по оценкам специалистов, он является одним из тех мыслителей, которые проложили западной цивилизации дорогу к положительным переменам во многих сферах жизни.
Жизнь Лютера до Реформации
Родился Лютер в 1459 году в семье крестьянина, который позднее стал состоятельным предпринимателем.
Родители Мартина Лютера Ганс и Маргарита Лютер (худ. Лукас Кранах Старший)Вопреки воле отца, желавшего дать сыну карьеру адвоката, Лютер решил поступить в августинский монастырь в Эрфурте и в 1506 году принял монашеский обет, а еще через год был посвящен в священники.
Как сообщают исторические источники, решение посвятить свою жизнь служению Богу могло быть связано с одним символическим событием. Однажды Лютер попал под сильную грозу и молния ударила рядом с ним. Ощущение близости смерти и мучительные мысли по этому поводу могли вызвать резкую перемену в мировоззрении Лютера и заставить его быть очень религиозным всю оставшуюся жизнь. При этом нужно отметить, что для того времени религиозность была совершенно естественным состоянием. Это все еще веками назад сложившееся средневековое общество, где сословие священнослужителей занимало главенстующую роль и владело властью.
Новый этап в жизни Лютера начался в 1508 году, когда его направили преподавать в Виттенбергский университет. Параллельно Лютер начал учиться и сам, получив в итоге степень доктора теологии в 1512 году.
Годом раньше произошло еще одно важное событие, которое, возможно, предопределило дальнейшую реформаторскую деятельность Лютера: он посетил Рим по делам своего монашеского ордена и был сильно впечатлен тем, насколько развращенным оказалось римско-католическое духовенство.
Начало реформаторской деятельности
Фактически Реформация началась 18 октября 1517 года. В этот день Папа Римский Лев X выпустил указ об отпущении грехов и продаже индульгенций в целях «Оказания содействия построению храма св. Петра и спасения душ христианского мира». Сама теория индульгенции к этому моменту пережила несколько этапов интерпретации – от строгих до упрощенных.
В период Лютера индульгенция обрела практичный вид и, по сути, стала главным церковным товаром, который продавался очень успешно. Церковь объясняла свое право выдавать индульгенцию тем, что заслуги Иисуса Христа, Богоматери и святых мучеников образовали у неё безграничный запас «сверхдолжных добрых дел» перед Богом. Следовательно, церковная власть решила, что может поделиться за денежное вознаграждение этим запасом с людьми, желающими получить искупление за свои грехи. За каждый из таких грехов был установлен отдельный ценник.
Лютер в ответ на указ раскритиковал церковь и ее роль в спасении человеческой души. Сделал он это в очень эффектной манере: написал свои знаменитые «95 тезисов» против продажи индульгенций и, согласно легенде, прибил их к дверям виттенбергской Замковой церкви. В этих тезисах, помимо индульгенций, затрагивалось еще множество вопросов, связанных с церковью и духовенством.
Знаменитые «95 тезисов»Главной целью послания Лютера было донести до общественности и духовенства, что Церковь и священнослужители не являются и не могут быть посредником между человеком и Богом в деле спасения души. Он также считал, что клирики должны лишь быть примером для людей и направлять их, но не более того.
Содержание тезисов хоть и было остро критическим, тем не менее, находилось в легальном поле с точки зрения норм дискуссии, допустимой среди христианских мыслителей. Лютер на данный момент не подвергал критике сами основы католичества, но лишь указывал на то, что клирики отошли от них.
Папа придает Лютера анафеме
Тем не менее Папа Лев X в ответ на критику вскоре предал Лютера анафеме. Существует версия, что это произошло из-за того, что папе представили подложные тексты, подписанные якобы Лютером, где действительно содержались уже недопустимые с точки зрения Церкви суждения. То есть в Ватикане за спиной папы мог произойти заговор с целью спровоцировать Лютера на преступные заявления и избавиться таким образом от его ранее обоснованной критики. Это довольно разумная версия, поскольку индульгенция на тот момент стала суперприбыльной инициативой для Ватикана.
Реформатор ответил на анафему и сделал это снова в своей эффектной манере – публично сжег папский документ, отлучавший его от церкви.
Мартин Лютер сжигает папскую буллу. Гравюра на дереве, 1557 После этого Лютер в обращении «К христианскому дворянству немецкой нации» и вовсе объявил борьбу с папством главным делом всего немецкого народа.
Этим жестом Лютер уже совершил серьезное преступление с точки зрения церкви и очень смелый гражданский шаг, поскольку по схожим мотивам примерно сто лет до этого церковь расправилась с чешским реформатором Яном Гусом – он был сожжен вместе со своими книгами. Серьезность поступка Лютера подкрепляется еще и тем, что та эпоха отличалась большой религиозностью и сильной связью жизни человека и общества с Церковью.
Император приглашает Лютера объясниться
Следующее слово было за императором Священной Римской империи Карлом V, который принял сторону папы и вызвал Лютера на Вормсский рейхстаг, где тот должен был объясниться за свои слова и поступки. Естественно, император ожидал, что Лютер отречется от своих слов, испугавшись за свою жизнь. Однако он этого не сделал и высказался так же смело и ярко, как и раньше.
Лютер в ВормсеСразу после этого Лютер покинул заседание, поскольку у него была императорская охранная грамота, которая гарантировала ему защиту от инквизиции до финального вердикта правителя.
Похищение Лютера
В пути после заседания Лютера похищают, и он бесследно исчезает. По итогам заседания был издан Вормсский эдикт, объявивший Лютера еретиком, что ставило его вне закона на всей территории Священной Римской империи. Согласно документу, через 20 дней после его оглашения Лютер должен быть арестован.
Исчезновение Лютера оказалось инсценировкой похищения, которую организовал сочувствовавший реформатору князь Фридрих Саксонский. Если бы не это событие, Лютеру пришлось бы бежать или быть казненным инквизицией. Некоторое время многие считали Лютера погибшим, хотя на самом деле придворные князя спрятали реформатора в замке Вартбург. При этом Фридрих, которого называли Мудрым, поручил спрятать Лютера таким образом, чтобы даже он не знал, где будет находиться реформатор. Сделано это было для того, чтобы князю при случае не пришлось лгать императору.
Лютер как первопроходец
Таким образом Лютер стал первым человеком, который открыто выступил против католических догм и подверг сомнению основы христианского учения в католической интерпретации, но не был казнен за это. Ему было суждено начать то, что не удалось его предшественникам – возбудить умы интеллектуалов и остальной общественности против экономической и религиозной тирании церкви. И сделал он это через смелые и понятные высказывания, которые нашли отклик почти у половины населения тогдашней Европы.
Исторический перевод Библии
В замке Лютер занялся другим исторически важным делом для того времени – переводом Библии на немецкий язык, что дало бы каждому грамотному человеку возможность читать Священное Писание самостоятельно и следовать только ему, а не духовенству, что раньше было просто невозможно. Церковь не позволяла никому читать и трактовать Библию, оставив эту функцию исключительно за собой. Кстати, именно этот перевод стал важным событием для немецкого языка, поскольку в нем Лютер утвердил основные языковые нормы.
Успех этого перевода, как и Реформации в целом, был обусловлен тем, что в Германии к этому времени уже был изобретен печатный станок. Множество копий Священного Писания и других работ Лютера разошлись очень быстро при помощи его соратников.
Реформация захватывает умы и кардинально меняет Европу
В итоге Реформация начала набирать обороты и захватывать умы, Лютер приобрел множество сторонников, а диспут – невероятные масштабы. Церковь начала решительно бороться с этим движением, ответив Контрреформацией.
В результате этого движения привычный на то время католический мир, объединявший Западную Европу, был разрушен – многие регионы империи начали создавать национальные церкви. Все они сегодня объединены в протестантизме, третьей крупной ветви христианства. Одна из таких церквей – лютеранство – была названа именем Лютера и существует по сей день.
Лютер в возрасте 42 лет совершил еще одно важное для Реформации дело. В 1525 году он женился на бывшей монахине Катарине фон Бора, у них родилось шесть детей. Этим поступком он отверг еще один христианский принцип – принудительное безбрачие для священнослужителей. Скончался Лютер 18 февраля 1546 года, не дожив до победы Реформации.
Новый христианский мир Европы, разделившийся идеологически надвое, погрузился практически на сто лет в религиозные и межнациональные войны с большим числом жертв с обеих сторон. Тридцатилетняя война, ставшая результатом противостояния католичества и протестантства, считается одной из самых кровопролитных, не считая мировых войн XX века. Завершились войны только в 1648 году Вестфальским миром, когда общество пришло к тому, что нужно научиться уживаться с теми, кто имеет иные представления о Боге и религии.
Вместе с этим договор подвел итоги Реформации: появилась новая самостоятельная ветвь христианства; католичество вынуждено было реформироваться, чтобы соответствовать духу времени (индульгенции за деньги были отменены); папа перестал быть центром европейской политики; усилился процесс секуляризации (снижения роли религии в жизни общества) как в протестантских, так и в католических странах.
Значение деятельности Лютера
По мнению немецкого социолога и философа Макса Вебера, реформаторская деятельность Лютера не только дала толчок Реформации, но также стала важным поворотным моментом в зарождении капитализма и определила дух Нового времени.
Мартин Лютер. Портрет работы Лукаса Кранаха Старшего 1526Объясняется это основами протестантской этики, одной из которых является концепция «призвания». Согласно этому принципу, каждый человек имеет те или иные таланты как дар божий и должен развивать их и трудиться наилучшим образом в своей профессиональной сфере.
Этот принцип дополнил другой деятель Реформации швейцарец Жак Кальвин, заявивший, что символом божьей благодати является удача и богатство. И чтобы спасти свою душу человек должен тратить все свое время на труд, поскольку земная жизнь дана человеку взаймы, в отличие от католического понимания, где она является даром божьим. Следовательно, согласно Кальвину, чтобы добиться спасения, нужно также добиться успеха в профессиональных делах и обязательно приумножать собственное состояние. Этот принцип стал по-настоящему важным двигателем протестантского мира, который довольно быстро стал опережать экономически католический и православный.
Самым главным результатом Реформации стало появление совершенно нового взгляда на мир, который освободил часть христианского сообщества от многих несправедливых догм, установленных католическим духовенством.
Почтовая марка ГДРНапример, протестантизм избавил человека от огромной структуры священнослужителей-посредников, которые стояли перед ним и Богом. Этот же факт избавил протестантов от тяжкой ноши – финансового содержания огромной церковной машины, которая, как увидел Лютер в своей поездке в Рим, занималась совсем не спасением душ человеческих, а сама по-настоящему погрязла в грехах и пороках.
Тест по теме: « Начало Реформации в Европе. Обновление Христианства»
Тест по теме: » Начало Реформации в Европе. Обновление Христианства»
Вариант 1
1.Мартин Лютер создал свои 95 тезисов против индульгенций в :
1)1517г. 2)1518г.
3)1519г. 4)1520г.
2.Принцип «Чья страна, того и вера», стал основой:
1)Вормского конкордата 2)Аугсбургского мира
3)Флорентийской унии 4)Утрехтского соглашения
3.Восстание во главе с Томасом Мюнцером вспыхнуло в:
1)Баварии 2)Саксонии
3)Тюрингии 4)Вестфалии
4.На немецкий язык библию перевел:
1)Лютер 2)Цвингли
3)Мюнцер 4)Эразм Роттердамский
5.Войну католиков против протестантов в Германии в первой половине XVIв. Возглавил:
1)Карл III 2)Фридрих Саксонский
3)Максимилиан II 4)Карл V
Вариант 2
1. 95 тезисов Мартина Лютера были направлены против:
1)индульгенций 2)церковной десятины
3)власти князей 4)инквизиции
2. 95 тезисов Мартина Лютера были прикреплены на двери церкви в:
1)Аугсбурге 2)Майнце
3)Кельне 4)Виттенберге
3.Мартин Лютер после суда в Вормсе скрывался в:
1)Баварии 2)Богемии
3)Саксонии 4)Тюрингии
4.Аугсбургский мир был подписан в:
1)1554г. 2)1555г.
3)1556г. 4)1557г.
5.Высший духовный авторитет, согласно учению Лютера:
1)Священное Писание 2)мнения святых отцов
3)мнения святой церкви 4)повеление светских властей
Вариант 1
1.Мартин Лютер создал свои 95 тезисов против индульгенций в :
1)1517г. 2)1518г.
3)1519г. 4)1520г.
2.Принцип «Чья страна, того и вера», стал основой:
1)Вормского конкордата 2)Аугсбургского мира
3)Флорентийской унии 4)Утрехтского соглашения
3.Восстание во главе с Томасом Мюнцером вспыхнуло в:
1)Баварии 2)Саксонии
3)Тюрингии 4)Вестфалии
4.На немецкий язык библию перевел:
1)Лютер 2)Цвингли
3)Мюнцер 4)Эразм Роттердамский
5.Войну католиков против протестантов в Германии в первой половине XVIв. Возглавил:
1)Карл III 2)Фридрих Саксонский
3)Максимилиан II 4)Карл V
Вариант 2
1. 95 тезисов Мартина Лютера были направлены против:
1)индульгенций 2)церковной десятины
3)власти князей 4)инквизиции
2. 95 тезисов Мартина Лютера были прикреплены на двери церкви в:
1)Аугсбурге 2)Майнце
3)Кельне 4)Виттенберге
3.Мартин Лютер после суда в Вормсе скрывался в:
1)Баварии 2)Богемии
3)Саксонии 4)Тюрингии
4.Аугсбургский мир был подписан в:
1)1554г. 2)1555г.
3)1556г. 4)1557г.
5.Высший духовный авторитет, согласно учению Лютера:
1)Священное Писание 2)мнения святых отцов
3)мнения святой церкви 4)повеление светских властей
Вариант 1
1.Мартин Лютер создал свои 95 тезисов против индульгенций в :
1)1517г. 2)1518г.
3)1519г. 4)1520г.
2.Принцип «Чья страна, того и вера», стал основой:
1)Вормского конкордата 2)Аугсбургского мира
3)Флорентийской унии 4)Утрехтского соглашения
3.Восстание во главе с Томасом Мюнцером вспыхнуло в:
1)Баварии 2)Саксонии
3)Тюрингии 4)Вестфалии
4.На немецкий язык библию перевел:
1)Лютер 2)Цвингли
3)Мюнцер 4)Эразм Роттердамский
5.Войну католиков против протестантов в Германии в первой половине XVIв. Возглавил:
1)Карл III 2)Фридрих Саксонский
3)Максимилиан II 4)Карл V
Вариант 2
1. 95 тезисов Мартина Лютера были направлены против:
1)индульгенций 2)церковной десятины
3)власти князей 4)инквизиции
2. 95 тезисов Мартина Лютера были прикреплены на двери церкви в:
1)Аугсбурге 2)Майнце
3)Кельне 4)Виттенберге
3.Мартин Лютер после суда в Вормсе скрывался в:
1)Баварии 2)Богемии
3)Саксонии 4)Тюрингии
4.Аугсбургский мир был подписан в: