Содержание
Анатолий Кузнецов: «Художник — это большая любовь»
- 1
«Большой» побывал в гостях у художника-беспредметника Анатолия Кузнецова, который рассказал о Лао-цзы, медитации, актуальном искусстве, «неформате» и своем собственном «Пути».
В беседе принимала участие искусствовед, профессор Академии искусств Ленина Миронова.
Алесь Суходолов: Анатолий Васильевич, в сентябре открывается ваша большая «персоналка» во Дворце искусств. В Минске не было ваших выставок уже около пятнадцати лет. Известно, что новая выставка будет называться «Путь». Что это за «путь»? Расскажите, пожалуйста, об ее концепции.
Анатолий Кузнецов: Концепция простая. Путь — это, в общем-то, мною пройденный путь, «путь» в философском значении слова. Целый цикл картин у меня есть на эту тему. Он посвящен Лао-цзы, его труду «Дао де цзин» («Путь и совершенствование»). Я с этим прожил кусок жизни, для меня очень понятно значение слова «путь» — это развитие, это рост, внутреннее знание и т.д. И сама выставка будет состоять из более поздних, последних работ. Хотя уже и время делать ретроспекцию, если на то пошло, но мой «Путь» — это о куске прожитой жизни за десятилетие, не более.
Андрей Диченко: Сегодня в Москве, городах в США и Европы проходят настоящие протесты художников. Как вы считаете, художник должен участвовать в таких процессах или он должен быть документалистом в данном случае?
А.К.: А я никак не считаю. У каждого своя жизнь, свой внутренний интерес быть художником. Как он им будет — это его дело. Я, например, категорически отрицаю все протесты, все лозунги, всю политизацию. Для меня политики в искусстве не существует. Я не способен на это, я просто рисую.
«Большая» справка
Анатолий Кузнецов. Художник. Родился в 1947 г. в Усть-Камчатске Хабаровского Края (Россия). Учился в народной изостудии Брянска у выдающегося педагога В. Воробьева, окончил Белорусский государственный театрально-художественный институт. С 1986 г. — участник легендарного объединения «Немига-17». С 1994 г. занимается беспредметной (абстрактной) живописью. Основные серии работ: «Колористические пространства», «Белая сюита», «Вибрации света», «Возвращение в Египет», «Метафора забытых истин», «Путь». Последняя большая персональная выставка А. Кузнецова в Минске проходила в 1997 г. В 2007 г. юбилейная выставка прошла в Москве в «Новом манеже».
Ленина Миронова: Но, Анатолий Васильевич, вы же не сможете отрицать той мысли, что художник — это медиум, посредник между какими-то силами объективными, высшими — хотя бы тем же «дао», управляющим всем жизненным процессом, — и между публикой, своими зрителями? И он же может неосознанно передавать эти объективные факторы в своем творчестве?
А.К.: Я не то чтобы отрицаю это — я, наоборот, приветствую, я этим и занимаюсь. Ведь для чего оставлена информация? Вот я написал очередную картину, я оставил информацию. И эту информацию кто-то считал. У меня есть связь с этим человеком — а это уже общность, единомыслие.
Л.М.: Это передача от вас к потребителю. А есть ведь еще и передача от объективных обстоятельств к вам…
А.К.: Для меня это простое явление — это вибрация, это те ощущения, те реакции, которые со мной происходят. Я и пытаюсь о них разговаривать в искусстве. Есть бесконечное множество нюансов этих вибраций.
Л.М.: Но, тем не менее, мелочами жизни вы как-то не занимаетесь…
А.К.: Мелочами я занимаюсь. Я беру лопату, копаю землю и благодаря этому полностью нахожусь в связи с природой. Я себе нашел такой ход, что на лето я уезжаю из города — из этой клоаки, шума, гама и вечной спешки… Я уезжаю в медитацию. Для меня копание земли — это медитация. У меня есть потребность сидеть в лодке с утра до ночи и смотреть на воду. С удочкой, конечно, как все рыбаки, но смотреть на воду, на ее движение, как она изменяется. И за этот промежуток времени проходит такое количество информации, такая считка… Она подсознательно откладывается, я даже не думаю, что хочу что-то там написать по этому поводу. А потом происходит переполнение, и то, что переполнилось, нужно, чтоб быстренько ушло. И что ты пишешь, ты даже сам не понимаешь, не осознаешь.
Для меня копание земли — это медитация
А.Д.: Мы говорим о призвании художника в данный момент, а как вы считаете, на сегодняшний день классическое художественное образование — оно обязательно, чтобы сказать что-то миру, или это уже какой-то рудимент?
А.К.: Почему по этому поводу так много разговаривают? Ведь художник может состояться и без грамоты полной, как, например, примитивисты. Там никакой грамоты нет, но там душа поет, там любовь большая. Для меня лично грамота многое дала. Обладая грамотой, я получаю большие знания по сей день. Я же был академическим художником, я ж учился: если самовар блестит — так он блестит, если окислился — значит, окислился. А с другой стороны, в мире много художников, которые вообще не имеют никакого образования, и они состоялись. Ответа здесь однозначного быть не может. Художник — это большая любовь, это никакая не профессия.
А.С.: В наше время много говорят о наступающей эре Водолея или «новой эре». В числе отличительных черт этой эпохи — синтез учений Запада и Востока, интеграция цивилизаций. Можно ли серии ваших произведений «Долина фараонов» и «Метафора забытых истин» считать детищем «новой эры»?
А.К.: Можно. Мир очень широк в своих взаимопроникновениях. Знания Востока и знания Запада — они приобретенные, среди них много древних знаний. Почему у меня есть картина «Метафора забытых истин», почему я об этом разговариваю? Потому что истины — они были давно, они были до нашей эры сформулированы. Как человек живет, так стали эти истины появляться. Время проходит, и мы спешим, мы забываем эти знания. Цивилизация утрачивает ту медитацию, а Восток по отношению к Западу более склонен к медитативным ощущениям. Запад более склонен к техническому прогрессу. А взаимосвязи и дают какие-то новые результаты.
А.Д.: Часто бывает, что в жизни творческих людей происходят какие-то события, когда у них полностью меняется система ценностей. Можете рассказать о таких ключевых событиях в своей жизни?
А.К.: Я вообще этого не помню. С тех пор как я себя помню, я все время люблю искусство почему-то. Правда, я начал заниматься сравнительно поздно, фактически перед армией, когда мне было лет девятнадцать. Попав в студию в Брянске, я себе сказал: я в этом должен быть, как я этого раньше не знал? И все — я там остался навсегда, в искусстве. А переоценка ценностей — она и не происходила. Я как-то органично вписался в это состояние и считаю себя счастливым человеком. Меня интересует получение знания, самоформирование, познание себя как личности. Интересы приобретения каких-то благ меня мало волнуют. Я всегда думаю, чтобы у меня было много холстов, хорошие краски в мастерской, меньше думаю, чтобы у меня дома что-то появилось лишнее.
А.Д.: То есть получается, что вы нашли себя в искусстве, просто некоторые художники — кто-то ударяется в ислам, кто-то в фундаментальное православие…
А.К.: Для меня искусство и есть религия. Я пишу, и мои картины и есть мои молитвы. И, мало того, у меня мечта: я должен написать икону, коль я к творчеству отношусь как к иконе. И именно непредметную, т.е. оставить информацию, но более чистую.
Для меня искусство и есть религия. Я пишу, и мои картины и есть молитвы
А.С.: Я хотел спросить, какое у вас отношение к «Черному квадрату» Малевича и заявлениям о «смерти живописи».
А.К.: Опять же эти декларации, заявления, которые для того человека, кто это декларирует, имеют право быть, чтобы ему развиваться дальше. Я пытаюсь идти путем, не декларируя и не отрицая добытых достижений мировой культуры, а, наоборот, принимать. Как я могу отказаться от того, что Рембрандт — это Рембрандт, а Веласкес — это Веласкес, когда мне это нравится? И та же информация, которая оставлена Кандинским. Но это другие знания, к этому надо прийти, это надо научиться понимать. Видя реалистический предмет, контактировать проще, не нужно особой подготовки. Глаз реагирует, когда видит материальное, он не видит глубины духовности, качества внутреннего содержания. Это уже воспитание, твои поступки, твои знания, твои устремления к познанию приводят тебя к тому, что ты начинаешь понимать, что такое беспредметная живопись.
А.Д.: Вопрос касательно того места, где мы творим. Беларусь между собой, неофициально часто называют «болотом». Т.е. не в смысле каким-то топким местом, а болотом, которое таит в себе нечто глубинное. Как вы считаете, что есть глубинного в этой земле, и как она влияет на вас, ваше выражение в творчестве?
А.К.: К 60-летию я делал в Москве персональную выставку. Ко мне подошел познакомиться известнейшая личность профессор Турчин, который занимается изучением современного искусства и имеет большие труды на эту тему. Так вот он мне задает такой вопрос, смотря мои картины: «А как это возможно в Беларуси?» А я ему отвечаю: «Я просто там живу». А то болота, говорят, леса… А где, как не в болоте, тайна? Я говорил, что я стремлюсь быть в природе. У меня дом на Лепельских озерах, я там живу с мая по ноябрь. Там написана картина «Памяти Куросавы». Все это мне сказали эти озера, тростник в них.
А.С.: Я знаю, что вам, русскому по происхождению, не так легко было утвердиться в белорусском искусстве. С чем были связаны эти трудности?
А.К.: Сейчас этого уже нет, поначалу было. Ну, русский я был, по-русски писал, не было своего языка, своего разговора. Я просто учился еще, только начинал. Эти конфликты — это политизированная в общем-то вещь, они прошли да и все. Ну и что, что я русский? А я считаю себя белорусским художником. А почему? А потому что все сделалось здесь. Питался я здесь. Что бы я ни делал, я буду белорусским. А куда девать того же Шагала? Да, когда он стал питаться Францией, и то он остался белорусским все равно. Несмотря на то, что делал витражи по заказам, делал «парижские» циклы. А «белорусский» — это не значит, что дерево пишешь, или там на конкретный мотив национальный. Здесь климат, мироощущение особое… Когда кричат о любви к Беларуси, я считаю, это не совсем тактично. О любви не надо кричать — ею надо заниматься. Не надо хвастаться, что ты белорусский, делать слабые работы и говорить, что это белорусское. Я не хочу такой «белорусскости». Я хочу другое.
Когда кричат о любви к Беларуси, я считаю, это не тактично. О любви не надо кричать — ею надо заниматься
А.Д.: Кажется, вы были востребованным художником и в советское время, и сейчас. Как вы считаете, какие условия лучше способствуют успешной карьере художника: при капитализме или при корпоративной системе поддержки искусства, которая была в Советском Союзе, когда «союз художников» распределял мастерские и т.д.?
А.К.: В советское время я находился на грани андеграунда. Т.е. у нас такого понятия в Беларуси не было, но я в этом положении находился. Хотя иногда выставлялся, не потому что я против чего-то выступать хотел. Нет, я просто искал себя. Как я могу отрицать Цвирко, когда он классный художник? Я просто искал себя: не хотел быть в одной обойме с когортой соцреализма. Конечно, когда ты не имеешь средств, это плохо. Когда ты не делаешь то, что от тебя требует, допустим, соцреализм, то ты бедный, ты не придворный. Сейчас ты бедный, потому что ты не вписываешься в актуальные идеи, где тебя могут подтянуть, потому что сегодня актуальное искусство поддерживается. А я опять как бы в «неформате» нахожусь.
А.С.: А какое у вас отношение к тому, что в Беларуси установилась мода на актуальное искусство?
А.К.: Это никакая не мода, это естественный процесс, он есть в Беларуси — и слава Богу. В мировой практике он с 50-х годов идет. Актуальное искусство развивается и приобретает свои положительные и отрицательные стороны. В современном мире, мире активного технического прогресса, такое явление очень важно. Ведь актуальное искусство подразумевает исследование процессов. Как можно отказаться от этого? Но параллельно будет существовать живопись — она никогда не уйдет, ведь пока жив человек, живопись будет жить, потому что это потребность человека. Как может звук не жить? Ведь пока жив человек, будет звук, и человек будет заниматься звукообразованием. Точно так же, пока жив человек, он будет заниматься цветообразованием, т.е. колористикой, живописью.
А.С.: А не хотелось бы вам влиться в мейнстрим, стать «актуальным»?
А.К.: А я что не актуальный, что ли?
Л.М.: Ну и вопрос!..
А.К.: Нет, это вопрос нормальный. Ведь люди зачастую себя обманывают: им хочется быть современными, им хочется быть модными. Много таких людей, которые не слышат себя, не идут к себе. А идут туда — к моде. И с таким человеком никогда ничего не произойдет: помодничает он, будет средненьким художником и не более того. А искусство подразумевает выражение себя, это путь к себе. Если ты к себе идешь, какие могут быть проблемы в том, что ты не моден? Не моден — значит, потом будешь моден!
Текст:
- Андрей Диченко
Фото:
- Александр Обухович
Олег Иванович Кузнецов родился в 1936 году в Ленинграде. В 1956 году окончил среднюю художественную школу при Ленинградском институте живописи ,скульптуры и архитектуры им.Репина. Поступил в Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им.В.И. Мухиной на отделение монументально-декоративной живописи. В 1962 году окончил ЛВХПУ им. Мухиной и начал там же педагогическую деятельность.В качестве дипломной работы выполнил роспись брандмауэра «Блокада Ленинграда» на проспекте Стачек в Ленинграде.Участвовал в выставке в ЛВХПУ им.Мухиной серией путевых заметок по ЧССР. Учасвовал в Международном конкурсе на проект монумента «Победа на Плайя-Хирон» в соавторстве с арх. В.Фабрицким и И.Шмелевым.
В 1968 году выполнил монумент «Героическому комсомолу» на Комсомольской площади в Ленинграде в соавторстве со скульпторами В.Тимошенко, В.Гордоном. Авторский коллектив удостоен звания «Лауреат премии Ленинградского обкома ВЛКСМ». В 1970 году участвовал в конкурсе»Героическим защитникам города Ленина» проектом монумента «Героическая оборона Ленинграда» в соавторстве со скульптором Е.Ротановым.В 1972 году выполнил мозаичное панно «Созвездие Водолея» во Всезоюзном молодежном лагере «Орленок».
В 1974-1977 годах выполнил роспись «Мы пионеры-дети рабочих» в конференц-зале и роспись «Народные мотивы » в столовой пионерского лагеря»Прометей» Новолипецкого металлургического завода в Липецке .
Кузнецов Олег Иванович преподаватель кафедры монументально-декоративной живописи в ЛВХПУ им. В.И. Мухиной- СПГХПА им. А.Л. Штиглица.Профессор. Руководитель мастерской .
Почетный работник высшего профессионального образования РФ. Лауреат премии Ленинградского обкома ВЛКСМ.
Награжден серебряной медалью Российской академии художеств (2005г.)
«Каждый талантливый художник наделен Всевышним особой бессмертной,негасимой искрой.
Она ведет его сквозь тесшины бытия,она светит ему,когда он блуждает в лабиринтах творческих исканий. Божья Искра придает произведениям такого художника магическое силовое поле,неповторимую ауру.
Олег Кузнецов не только чувствует в себе эту искру.Он увидел ее и запечатлел в символическом автопортрете,названном им «Аура».
Кузнецов причастен к изобразительному искусству с ранних лет.Он с упорством прошел все ступени профессионального обучения;специальную художественную школу при Академии Художеств,а затем — Государственную Художественно-промышленную академию(современное название).
Защитив в 1962 году диплом как живописец-монументалист он не покинул свою «Альма-матер» и по сей день отдает свои энциклопедические знания и опыт все новым поколениям студентов,став профессором ,отмеченным почетным званием «Заслуженный работник Высшей школы». В простом перечне его работ монументальные росписи в нашем городе, в Калуге,Череповце,Липецке; участие в экспозициях всех рангов от рядовых до самых престижных. Работы Кузнецова находятся в элитарных собраниях лиц,чьи имена говорят сами за себя- Спивакова,Растроповича,Чхеидзе; они нашли «приют» не только в музее истории Санкт-Петербурга ,но и во многих странах Европы ,США и даже в Уганде.
Значение Олега Кузнецова как худождника-творца не только в приведенных здесь данных . По сути своей души он пожизненный искатель высшей истины ,которую сформулировал в легендарном афоризме : «Живопись-это философия цвета».
Справедливость авторского умозаключения подтверждается ,а точнее конкретизируется листами Олега Кузнецова ,исполненными в технике гуаши. Каждое произведение-это проникновение и познание,в котором образный посыл углубляется и расширяется тональными соотношениями локальных и цвето-световых вибраций ,придающих колориту космическую беспридельность.
Сюжетно-тематические произведения Олега Кузнецова переплетаются,сближаются и разветвляются по нескольким линиям- библейско-евангельской,мифологической,астрологической,пантеистической и символической. При этом что бы не писал художник. от «Музыки сфер» до пейзажа и натюрморта явственно различима таинственная многозначимость цветообраза.
Концентрированным выражением поисков абсолюткой гармонии и теоретическиз изысканий Олега Кузнецова является сюита «Ангелы».
В переводе с греческого Ангел-означает посланник.Отсюда понимание ангела как духовной нити, связывающей каждого человека со всевышним,порой обретающим различные обличия.
Это отражено в Ветхом Завете в ряде кульминационных эпизодов.Таково явление ангелов Аврааму известное в иконописи как «Троица «. Общение человека и Творца через своих посланников-ангелов выявлено в библейской книге «Бытие». «Иаков же вышел из Версальи и пошел в Харран и пришел на одно место,и остался там ночевать ,потому что зашло солнце . И взял один из камней того места и положил себе в изголовье,и лег на том мете. И увидел во сне :вот ,лестница стоит на земле ,а верх ее касается неба ,и вот,Ангелы Божьи восходят и нисходят по ней. И вот Господь стоит на ней и говорит…»
Вдохновленный библейскими образами Олег Кузнецов обратился — погрузился в горние ангельские миры. Он сумел различить отдельные цветообразы,витающие в небесах,хранящие каждого из смертных во все дни жизни ,в горестях,бедах и трудах.»
Абрам Григорьевич Раскин — российский художественный критик и историк искусства, учёный и публицист, знаток истории Петербурга, автор сценариев балетов и сборников лирических стихов, множества книг и альбомов.
«Художник Олег Кузнецов все созданное им относит к «цветовому,знаковому символизму».Персонажи его картин и графическиз произведений существуют вне времени ,скорее это даже не персонажи,а отвлеченные понятия, материализовавшиеся в живописных образах. В каждом из произведений Кузнецова зритель сталкивается с индивидуальным взглядом на мир , ощущает наличие своего рода философии творчества, вдохновленной православием и одновременно религиями востока . Духовное в его понимании соответствует мистическому состоянию души. Интуиция- движущая сила творчества О.Кузнецова , в ней растворяется все видимое , преобразуясь в неправдоподобные сцены -видения. Большинство произведений художника способны вызвать поток размышлений и одновременно дать наслаждение глазу редко повторяющейся красотой цветовых сочетаний.
Вспоминая «уроки » французских живописцев и отдавая дань русской иконе,Кузнецов предпочитает писать несмешанными красками ,предоставляя смешиваться им в нашем глазу. Постепенно к нему пришло понимание абсолютного значения цветовых контрастов , в которых он находит отзвук собственных эмоций и настроений . Его картины и графические листы вызывают звуковые ассоциации. Подобно иконописцу ,кузнецов существенное значение придает силуэту : ритмы контуров в его композициях соответствуют или диссонируют ритмам читых локальных пятен ,создавая цвето-музыкальный строй произведения. При этом художник не без основания полагает,что формы и цвет обладают не только декоративным ритмом,но и эмоциональным тоном.
названия работ О.кузнецова редко рождаются в процессе их создания и никогда до того ,как художник берет в руки кисть.Это происходит гораздо позднее,и далеко не всегда совпадает с окончательным результатом. Подчас ,название создает параллельную , вербальную часть образа ,который окончательно складывается в нашем сознании в процессе столкновения этих двух составляющих.
Наиболее часто повотряющаяся тема произведений О.Кузнецова- «Ангелы». Он пишет ангелов много лет,иногда называя эту серию «гармонические упражнения». Как и многие из нас сегодня, художник почти оторвался от материализма прежних десятилетий.Но если мы все еще часто встречаемся с изображением ангела, как персонажа детской сказки,то у О.Кузнецова -это продвижение вперед к гармонии смысла и его пластического выражения. Как правило, в этой серии он использует небольшой вертикальный формат,наиболее соответствующий возвышенному состоянию души. Характер композиционного решения ,обобщенность и лаконизм приема мысленно позволяет представить многие из низ воплощенными в фреске : это качество проистекает из многолетнего опыта работы над монументальными росписями. В свою очередь скульптура — О.Кузнецов 10 лет занимался скульптурой — обострила в нем чувство пространства, сформировала внимательное отношение к фактуре поверхности холста или графического листа.
В начале 1990-х годов Кузнецов чаще,нежели ранее ,обращается к живописи(хотя заметим,что его гуаши вряд ли можно назвать графикой). круг мотивов остается неизменным-«Утро»(1987),»Мария»(1993),» Хронос» (1990-е)-эти и другие произведения О.Кузнецова говорят о том, что условный язык его живописных композиций не является лишь отличительной особенностью приема, а проистекает из способности соответствующим образом мыслить. Вслед за В.Кандинским и К.Малевичем- более 10 лет назад Россия открыла их заново — сегодня художник О.Кузнецов может вновь сказать:»Живопись-это философия цвета».
Ольга Николаевна Шихирева — советский и российский искусствовед, историк искусства. Старший научный сотрудник отдела живописи второй половины XIX — XX веков Государственного Русского музея.
живопись темперой автор Кузнецов О .И. 1992г
живопись темперой автор Кузнецов О .И. картина 1992г ,размер 41,5 х 29 Олег Кузнецов причастен к изобразительному искусству с ранних лет. Он с упорством прошел все ступени профессионального обучения; специальную художественную школу Академии художеств, а затем — Государственную Художественно-промышленную академию. Защитив в 1962 году диплом как живописец-монументалист, он не покинул свою «Альма-матер» и по сей день отдает свои энциклопедические знания и опыт все новым и новым поколениям студентов, став профессором, отмеченным почетным званием «Заслуженный работник Высшей школы». В простом перечне его работ — монументальные росписи в нашем городе, в Калуге, Череповце, Липецке; участие в экспозициях всех рангов от рядовых до самых престижных.
Сюжетно-таматические произведения Олега Кузнецова переплетаются, сближаются и разветвляются по нескольким линиям — библейско-евангельской, мифологической, астрологической, пантеистической и символической. При этом, чтобы не писал художник — от «Музыки сфер» до пейзажа и натюрморта — явственно различима таинственная многозначимость цветообраза.»
Абрам Раскин
«Художник Олег Кузнецов все созданное им относит к «цветовому, знаковому символизму». Персонажи его картин и графических произведений существуют вне времени, скорее это даже не персонажи, а отвлеченные понятия, материализовавшиеся в живописных образах. В каждом из произведений Кузнецова зритель сталкивается с индивидуальным взглядом на мир, ощущает наличие своего рода философии творчества, вдохновленной православием и одновременно религиями востока. Духовное в его понимании соответствует мистическому состоянию души. Интуиция — движущая сила творчества О.Кузнецова, в ней растворяется все видимое, преобразуясь в неправдоподобные сцены-видения. Большинство произведений художника способны вызвать поток размышлений и одновременно дать наслаждение глазу редко повторяющейся красоте цветовых сочетаний.»
Ольга Шихирева
Значительной работой Олега Ивановича Кузнецова в 1968 году стал монумент «Героическому комсомолу» на Комсомольской площади в Ленинграде, выполненный в соавторстве со скульптором В.Тимошенко, В.Гордоном и архитекторами В.Фабрицким, И.Шмелевым. За этот монумент авторский коллектив был удостоен звания «Лауреата премии Ленинградского обкома ВЛКСМ».
- Выставки:
- 1981-1983 — Выставка «Художники — монументалисты — городу», ЦВЗ, Ленинград
- 1988 — Персональная выставка станковой живописи
- 1989 — Копенгаген, Дания
- 1990-1991 — Эребру, Карастад, Мальме, Швеция, Сирия; Кельн, Германия
- 1991 — Персональная выставка «100 акварелей Олега Кузнецова», Калининградская художественная галерея
- 1992 — Персональная выставка, СПбГХПА
- 1994 — Сан-Себастьян, Испания
- 1996 — Международная выставка «Профессора мира», Одесса
- 2000 — Персональная выставка, СПбГТУ
- 2001 — Живопись. Акварель. Эмаль. Скульптура. Русский музей, С-Петербург.
Награжден серебряной медалью Российской академии художеств (2005г.)
Работы художника преподнесены в дар Его Святейшеству Далай-Ламе (Тибет).
УЧИТЕЛЬ И ХУДОЖНИК
Для нас, еще недавних студентов художественного факультета ВГИК, просмотры учеников Анатолия Владимировича Кузнецова всегда были особенно интересным событием. Яркие работы, интересные постановки, смелые композиции — всюду чувствовалась не только рука педагога и мастера, но и та замечательная атмосфера творчества, которая царила в его мастерской, жила между ним и его студентами. Кузнецов всегда давал очень точные советы, просто и емко судил о работах, задавал острые вопросы и помогал найти на них верные графические и живописные ответы.
Быть настоящим Учителем — одна из важных граней таланта Анатолия Кузнецова. Но отнюдь не единственная.
С дочерью. 1975 г.
«На нашем первом занятии, — вспоминает ученик Кузнецова художник Олег Добровольский, — Анатолий Владимирович предложил нам, студентам, поучаствовать в постановке натюрморта. Это сразу показалось интересным и необычным. Мы принялись за дело, принесли вазы, какие-то муляжи, многие из которых Кузнецов попросту отверг. И вот, наконец, поставили: столик, на нем бюст, позади зеркало и… под столиком пышный букет. «Скучно ставить на стол. Ну что такого — букет на столе, все так ставят. А под столом — это и неправильно и интересно», — заметил мастер, увидев наше удивление. Начали работать, я по привычке сделал подготовительный этюдик в цвете. А Кузнецов, проходя мимо моего мольберта, удивился: «Зачем ты это делаешь? Ты же это уже умеешь». Вот и сейчас, шестнадцать лет спустя, глядя иной раз на собственную работу, ловлю себя на мысли: стоп, зачем я это делаю? Такой вот первый урок на всю оставшуюся жизнь».
Как художник, Кузнецов начинал в кинематографе. Выпускник ВГИКа, он немало лет отдал киностудии «Мосфильм». И надо отметить, что среди его киноработ нет проходных. Ему удалось поработать с лучшими режиссерами, на прекрасных и любимых зрителем фильмах — «Женитьба Бальзаминова», «Сказка о царе Салтане», «Очарованный странник», «Экипаж».
Страница дневника. 2004 г.
Но несомненно, что по-настоящему Кузнецов-художник открылся в станковой живописи. Здесь ему удалось создать совершенно неповторимый и узнаваемый язык, который, по мнению искусствоведов и коллег, поставил его имя в ряд таких мастеров московской живописной школы, как В. Попков, И. Обросов, П. Никонов.
Разбитая голубая ваза. 1998 г.
В своих полотнах Анатолий Кузнецов часто обращался к несложным, на первый взгляд, темам: деревенским пейзажам, натюрмортам, интерьерам мастерской. Но это была кажущаяся простота, за которой скрывалась глубокая метафоричность, поиск острых композиционных решений и звучного, по-импрессионистски вибрирующего цвета. В его работах всегда ощущалось присущее только истинным художникам восхищение Божьим миром в его даже самых малых проявлениях. Художник Олег Добровольский вспоминает, как Кузнецов давал задания на пленэрах в Ярославле. «Он нам строго-настрого запретил рисовать. “Три дня по городу ходите и ничего не рисуйте, — говорил Кузнецов. — Вообще! Пока не поймаете свои собственные мотивы”. Тогда же он отправил меня в музей посмотреть левитановский этюдик. “Ты, — говорит, — посмотри, как он там задний план накарябал! Зубочисткой!” Я на всю жизнь отношение к Левитану переменил после этого. Кузнецов учил нас смотреть у живописцев живопись, удивляться ей и искать новое. Однажды, уже после института, он позвонил мне со словами: “Срочно иди в Пушкинский, там такого Рембрандта необычного привезли!”».
Натюрморт на фоне пейзажа. 2004 г.
Анатолий Владимирович провел ряд персональных выставок, последняя из которых, самая масштабная, состоялась осенью 2009 года в Московском доме художника на Кузнецком мосту. Это было своего рода подведение итогов. Менее чем через год, после тяжелой болезни, мастер ушел.
Страница дневника. 2008 г.
Кузнецов много лет вел своеобразные альбомы, где рисунки сочетались с дневниковыми записями. «Какой снег! Господи! Какой прекрасный снег. Белый, пушистый, многообещающий. Пускай будет хорошая зима. Может, и нам повезет», — записал он как-то. И был прав. Ведь нам всем, зрителям, друзьям и ученикам, уже повезло жить и работать рядом с художником и человеком Анатолием Кузнецовым.
Человек с лестницей. 1990 г.
Страница дневника. 2008 г.