«Здоровый человек вполне может поститься по уставу» (+ВИДЕО)
Рождественский пост скоро подойдет к своей середине, а вопросы о том, как и сколько поститься, продолжают волновать многих. Допустимы ли послабления в посте и когда? Как строить пост тем, кто прежде никогда не постился? Надо ли поститься детям? Можно ли умерить строгость поста, если стал чувствовать раздражение и впадать в уныние? Что делать, если неверующие родственники приготовили непостное угощение? Как понимать слова: «Лучше в пост есть курицу, чем людей», вызвавшие бурную дискуссию в соцсетях? На эти и другие вопросы отвечает протоиерей Димитрий Смирнов.
О послаблениях поста
– Отец Димитрий, как правильно поститься? И как построить пост тому, кто постится первый раз?
– Здоровому молодому человеку вполне можно поститься по уставу. Более того, это будет очень полезно для него: так он полнее ощутит себя членом Церкви, почувствует свою общность с Церковью. Кстати, очень многие постятся по уставу. Я сам 45 лет так пощусь и никаких затруднений не испытываю. Другое дело, когда человек постится первый раз в жизни. Я бы ему посоветовал для начала просто не есть мясного постом. А в дальнейшем, в следующий пост, сделать его немного строже, в третий же год поститься уже по уставу.
Самое лучшее упражнение для поста – трапеза в течение года по средам и пятницам сугубо постная, даже без рыбы и растительного масла. Если это соблюдать, тогда уже легко поститься длительными постами.
– А какие и для кого могут быть послабления в посте?
– Во-первых, для людей старых. Потому что с возрастом меняется обмен веществ в организме, возникают разные болезни. Старому человеку трудно без растительного масла, и никакого греха нет в том, что он вкушает растительное масло в течение всего поста. А если сможет один день или два – в среду и пятницу – есть пищу без растительного масла, это будет просто замечательно.
Некоторым в силу возраста или по состоянию здоровья и по предписанию врачей нельзя обходиться без белковой пищи. Им – рыба каждый день. Или осьминоги и кальмары. Правда, это продукты недешевые, но ведь не обязательно их есть много, но лишь чтобы восполнить дефицит белка.
Послабляется пост для детей – их не рекомендуется строго постить.
– Детям какого возраста послабляется пост?
Детей к полному посту надо постепенно подводить. Подросткам – поститься уже в полную меру
– Детям до 9–10 лет можно вкушать молочную пищу. Например, кашу на молоке. Дети – растущий организм, без белковой пищи им нельзя. А подросткам уже надо начинать поститься в полную меру. Можно даже такой педагогический подход сделать – сказать: «Тебе 14 лет, ты уже взрослый человек, и мы тебя воспринимаем как настоящего мужчину. Ты можешь уже и на работу пойти, если желаешь. Поэтому постись, как постятся взрослые».
Детей к полному посту надо постепенно подводить. Например, к 9 годам можно уже всё молочное исключить, кроме каши на молоке. Если детям давать больше фруктов, они не будут тяготиться ограничениями в пост.
Дети до 4 лет не постятся. Таких малышей можно даже причащать, если они поели. Хотя часто можно услышать, что этого нельзя делать. Можно.
А некоторые доходят и до такого, что утверждают, будто нельзя причащаться, если выпил лекарство. Воспринимают лекарство как еду. Бывают такие фарисейские перегибы. Но пост нужен не для того, чтобы воздерживаться от лекарства и расстраивать свое здоровье. Прием лекарств никак не может влиять на духовную жизнь человека.
Хорошо, когда человек постится с детства, – это и полезно, и здорово. И если есть финансовые возможности, пусть в пост семья в свое меню включает морепродукты.
И еще – обязательно! – на это указывается и в уставах: пост ослабляется для кормящих матерей и беременных женщин. Их пост должен быть согласован с врачом, который ведет будущую роженицу. Беременная должна думать, прежде всего, о питании младенца, которого носит под своим сердцем.
– Отец Димитрий, а как поститься спортсменам? Ведь их организму, испытывающему большие нагрузки во время тренировок, необходим белок.
– Усиленные занятия спортом – это все-таки блажь. Но если человек спортом профессионально занимается, то ему, как исполняющему тяжелые работы, пост тоже ослабляется. Рацион надо соотнести с потребностями организма и согласовать с врачом.
Также ослабляется пост людям, находящимся в тюрьме, потому что они отдельное меню себе не могут заказать. В армии – то же самое. Там не спрашивают, что тот или другой солдат хотел бы на обед, дают, как всем, – это не ресторан. Но если на обед котлеты, ты можешь их отдать другому – поделиться с самым голодным парнем. Если не поешь мяса какое-то время, ничего страшного с тобой не случится.
– Как вы относитесь к призывам в интернете: «Пост – время почистить организм!» – когда на первое место ставится физиологическая польза?
– Разумеется, пост для нас – это, прежде всего, духовное делание, духовное очищение. И концентрировать внимание на физиологической составляющей совершенно неправильно.
Непраздничный праздник
– Конец года – традиционно суетливая пора. Кто-то сдает отчеты, закрывает проекты, а кто-то готовится провести длинные новогодние каникулы за границей, на юге. Как в эти дни сохранять спокойствие? Как не растерять то, что мы накапливаем в пост?
– Не надо забывать, что пост идет круглый год – по средам и пятницам. И мы должны быть на посту собственной души. А стяжать мирный дух – это вообще наша постоянная задача. Спокойствие, рассудительность, трезвость – обычное состояние христианина.
– А что делать с новой культурой обязательных предновогодних и новогодних корпоративов? Ведь без них теперь уже не обходится ни одно учреждение, ни одна фирма…
Я никогда не участвовал в «кооперативах», к этой культуре не принадлежу
– Я никогда не участвовал в «кооперативах», к этой культуре не принадлежу. Эта традиция пришла к нам с Запада. В России Новый год с самого начала его празднования – с 1930-х годов – был семейным праздником, домашним. И никакой это не «кооператив», а наоборот, очень тихий праздник. Жаль, что он потеснил Рождество. Ведь что мы празднуем в Новый год, какое событие вспоминаем? Никакое. Потому что нет в этом празднике события.
– Но его иногда называют Новолетием…
– Новолетие церковное – это 1 сентября по Юлианскому календарю. У этой даты есть смысл. Дети в школу идут, начинается после летнего отдыха новый рабочий год, собран урожай и крестьянин завершает годовой круг земледельческих работ. 1 января Новолетие придумал праздновать царь Петр: хотел, чтобы и у нас было всё по-западному. И это внесло сумятицу – продолжающуюся и до сих пор – в наши традиции.
А если кто-то празднует всякие «кооперативы», то я никоим образом не препятствую, пожалуйста!.. Я всегда снотворное выпиваю в ночь на 1 января, чтобы спокойно спать под канонаду под окнами. Тоже вот такая новая традиция, которая укрепилась в последние годы.
Дурной пример вообще заразителен. Если люди на чем-то гадком делают свой бизнес, это очень быстро подхватывается, особенно молодежью. Потому что молодежь так устроена: разрушать проще, чем созидать. Вот бы в Новый год наш город стал самым чистым – все вышли бы с лопатами и очистили его от мусора и снега! Вот это был бы «кооператив»! А пить отраву, которая по какой-то странной причине называется шампанским, есть оливье – заведомо вредный продукт, колбасы, которые таковыми не являются… Не знаю, какое от этого может быть веселье. Ведь, к сожалению, народ и поят, и кормят, особенно в этот «праздник», не очень качественными продуктами.
Большевики отняли у людей христианские праздники, священников перестреляли, и народ стал забывать свои традиции. Дед Мороз заменил святителя Николая, Новый год – Рождество Христово. А хотели вообще начать летоисчисление со дня рождения Сталина – открыть новую эру.
В гостях у неверующих
Протоиерей Димитрий Смирнов
– Если ты приехал, например, на каникулы к своим родителям, которых давно не видел, и они, люди неверующие, специально для тебя приготовили угощение – увы, скоромное, – как быть верующим в такой ситуации? Ведь отказаться в данном случае – значит, проявить неуважение.
Святой Макарий восстанавливал нарушенный ради гостей пост так: пил одну воду
– В Житиях описаны выходы из этих ситуаций. Преподобный Макарий Египетский этому пример. Ешь, что дадут. Потом возвращаешься к себе домой и на эти три дня продлеваешь свой пост.
– Даже когда он закончился?
– Да. Кто мне запретит поститься на Святках? Хочу и пощусь. И ем одну вермишель и гречневую кашу. Из-за трапезы с родственниками не должно быть никаких распрей. Всё должно быть…
– по любви?
– Это не любовь, это просто уступка желаниям мира. Я что, проявляю любовь, если ем оливье?
Демонстративно подчеркивать свой пост неправильно. Это превозношение. Митрополит Филарет Московский, кстати, делал так: он, если в гостях ему предлагали то, что в этот день вкушать было нельзя, эту еду вилкой по тарелке размазывал – вроде чего-то поел. Демонстрировать свой пост Господь запретил. Христиане этого делать не могут, потому что это неприятно для Бога.
Расскажу случай из Патерика. Некие монахи пришли в гости к другим, им подали угощение – вареные овощи. И один из них говорит: «Простите, но мы не едим ничего вареного». И тогда старец сказал: «Лучше бы ты съел кровавого мяса, чем сказал то, что ты сейчас проговорил». Что, от этого твоя духовная жизнь умалится, если ты вместо сырой морковки съешь вареную? Да иди в свою келью и там хоть вообще только воду одну пей. Не выпячивай свой пост перед людьми. Святой Макарий всегда одну воду пил – так восстанавливал нарушенный ради гостей пост.
«Мясо ешь – не ешь людей»
– Отец Димитрий, по соцсетям широко разлетелись ваши слова о том, что можно и курицу в пост есть, мол, не это главное. Поднялась бурная дискуссия. Что бы вы сказали в связи с этим?
– Я объяснял проблему, что в посте главное – его духовная составляющая. А курица – некий образ, который поясняет эту мысль. Вообще я бы ни одному человеку – и верующему, и не верующему – не рекомендовал есть курицу, купленную в магазине. Если ты хочешь ослабить пост, это не значит, что тебе нужно есть отраву. Если уж есть курицу, то купленную у крестьянина в деревне.
Но дело, повторюсь, не в курице. Это образ, иллюстрация того, что в посте важнее. Удерживать язык, удерживать глаза, удерживать свои чувства – вот самый главный пост.
– Многие любят цитировать подобные высказывания, особенно известных пастырей…
– Очень многие фарисеи прекрасно знали Священное Писание, и это знание Священного Писания не помешало им орать на площади: «Распни, распни Его!» – и еще народ подзуживать. Очень часто люди за деревьями не видят леса. Если человек что-то выискивает для своего оправдания, он всегда может это найти. Потому что его цель – угодить не Богу, а себе. Святой Иоанн Лествичник тоже говорил об умеренном посте. И что, будем есть постное сало?
– Очень популярна фраза, повторяемая каждым постом: «Мясо ешь, но людей не ешь».
Поститься обязательно надо. Пост поможет преодолеть и «поедание» друг друга
– Да, это говорил отец Павел (Груздев). Я сам много раз слышал. Но это не его слова, а известная мудрая пословица. Она тоже о том, что важнее. Люди постятся, мясо не едят, а друг с другом лаются, пилят друг друга, постоянно упрекают… Ясно, что лучше баранину есть, чем друг друга. Господь хочет, чтобы они от чего прежде всего воздерживались: от вражды или от мяса? Но это не значит, что не надо поститься. Потому что пост поможет преодолеть и поедание друг друга. Хотя, конечно, лучше, чтобы друг друга не ели, я с этим полностью согласен.
Когда я был молодым человеком, я с отцом Павлом общался. И я размышлял над этими словами: они были для меня радикально революционными. Но уже с годами я их понял, когда начал сталкиваться с тем, как люди едят друг друга. Вижу, как родители детей едят, не только маленьких, но и взрослых. Вижу, как педагоги совершают десятки педагогических ошибок ежедневно, просто калечат людей. Вся жизнь – это наблюдение за тем, как люди кусают друг друга, едят, калечат, приносят друг другу боль, и для людей это стало называться жизнью, они всё время должны строить защиту друг от друга. Понятно, что мысль о Боге тут уже и не возникает. Поэтому эту грызню надо из жизни устранить, хотя бы тем, кто исповедует христианство.
– Батюшка, как быть, когда постишься и при этом начинаешь раздражаться? Вроде бы первые недели хорошо прошли, а потом понимаешь, что «закипаешь». Возможно ли послабление в посте как средство против такого раздражения?
– Если это послабление уберет раздражение, то, конечно, возможно. Потому что никому пост с раздражением не нужен – он категорически вреден. Значит, это не твоя мера. Съешь ту же самую пресловутую курицу и смиряйся.
– А как быть с музыкой, театрами, кино? Ведь многие не хотели бы совсем «выпасть из жизни», отказаться от этого на время поста.
– Во-первых, музыка музыке рознь. Есть музыка, для поста неприличная, а есть музыка, которая может способствовать посту. То же касается и зрелищ.
– Сейчас в кинотеатрах идет фильм «Иерей-сан» – вроде бы о священнике, если судить по названию. Но…
– Именно что, но… Это боевик, слепленный по лекалам боевика, в главной роли актер, который всю жизнь в боевиках и играл.
Можно ли его смотреть? Апостол Павел говорит: «Нам всё позволено, но не всё полезно». Если для человека это не вредно, то пусть смотрит. Снявшийся в фильме Кэрри Хироюки Тагава – потрясающий актер. У него такое лицо, на которое можно смотреть часами. Очень богатое лицо. И сыграл он, конечно, потрясающе. Всё на нем держится. Даже другие звезды, занятые в фильме, в его лучах тускнеют. Мощная личность. Он у меня буквально стоит перед глазами.
– Пост продлится еще несколько недель. Какие бы советы вы дали нашим читателям, чтобы это время прошло для них с наибольшей пользой?
– Каждый человек, который ходит в церковь хотя бы иногда, уже слышал с десяток этих обращений. И если он к своей внутренней духовной жизни внимателен, то ту меру поста, которую он способен понести, он исполнит.
Я в заключение напомню известные слова: «Не человек для субботы, а суббота для человека». Вместо всяких обращений вот такое домашнее задание – поразмышлять над ними.
“Пост – не про курицу, а про любовь”. Чем опасен этот лозунг?
Протоиерей Николай Емельянов, проректор ПСТБИ при ПСТГУ, клирик Николо-Кузнецкого храма г. Москвы
Фото ПСТГУ
В последнее время стали очень популярны разного рода истории о том, как какой-нибудь человек – обычно святой, – нарушил пост, чтобы не нарушать закона любви. Акцент в таких историях, в их современном прочтении, всегда ставят на тезисе, что не надо быть ханжой: кусок курицы в Великий пост – это не так страшно, главное – любовь!
И еще полбеды, будь такие истории адресованы людям далеким от Церкви или, например, болящим (им поститься по полной программе нельзя). Так нет же, чаще всего эту тему обсуждают между собой вполне физически крепкие, молодые и здоровые люди, считающие себя воцерковленными православными христианами. Это они друг друга призывают не быть ханжами. Совершенно неважно, что ты ешь, говорят они, только бы не людей.
Самое удивительное, что с этим фактом совершенно невозможно спорить по той простой причине, что он самоочевиден. Всем ясно, что любовь – залог нашего спасения. Все помнят строки Евангелия: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35).
Но я вспоминаю одну историю, которая произошла с нами, тогда еще совсем молодыми людьми, еще в 90-е годы. Мы помогали делать ремонт в одной православной школе. На дворе был конец августа, шел Успенский пост, и нам нужно было срочно подготовить классы к занятиям. Денег не было совсем, зато была целая команда православной молодежи, готовая на время оставить свои дела и помочь.
Я уверен, что, попадись эта история на глаза читателям сегодняшних православных СМИ, мгновенно родились бы комментарии вроде: зачем было обижать человека отказом, где же тут христианская любовь, не в майонезе же дело… Но тогда все решилось очень просто и спокойно, никто ни на кого не обиделся, не огорчился и не удивился. Девушки спокойно съели свой салат с майонезом сами, смеясь и болтая с молодыми людьми. И
никому в голову не пришло упрекнуть моего друга в ханжестве. Более того, прошло немного времени – и та девушка стала его женой.
Зато на всю жизнь мне запомнилось возникшее тогда ощущение, как будто произошло что-то очень важное. Хотя ничего экстраординарного не произошло, просто человек вслух высказал то, с чем были совершенно согласны и все остальные: мы же христиане, а сейчас пост. Если салат не постный – тогда мы его не будем.
В современной церковной жизни так не хватает этого простого и ясного «тогда не будем», что истории про курицу в пост, в современном их истолковании, давно перестали меня вдохновлять.
В чем, как мне кажется, проблема с этими историями? Все они ровным счетом ничего не говорят о том, как важно было для их героев – святых или не святых – следовать церковному уставу. Они молчат о том, как много эти святые потрудились в таком смысле, который нам даже и не понять. Они совершенно игнорируют тот факт, что это нарушение поста было единичным (!), исключительным случаем в их жизни. И уж совсем никто, кажется, не задумывается о том, чем эти святые пожертвовали ради этого исключительного случая, какую важную аскетическую цель отдалили от себя. Цель, не имеющую ничего общего ни с похуданием, ни вообще с какой-либо диетой.
Ведь нарушение поста потому и оказывается подвигом любви к ближнему и даром Богу, что человеку приходится переступить через себя, смириться, может быть, даже пережить некий внутренний кризис.
Любовь важнее гастрономического поста, с этим невозможно спорить. Так же можно сказать: не страшно, если ты пропустил одну тренировку, но выиграл золотую медаль на Олимпиаде. С одной стороны – ну, наверное, не страшно, а с другой – все знают, каким мучительным и подчас губительным для здоровья тренировкам подвергают себя спортсмены, чтобы добиться главного – победы. Представьте, как должен мучиться спортсмен, у которого программа тренировок расписана по часам вплоть до последнего дня состязаний на Олимпиаде, если ему пришлось пропустить одну текущую тренировку, сбить весь свой график подготовки, поставить под угрозу дело всей своей жизни? Если бы они настраивали себя иначе: мол, ничего страшного, можно и пропустить пару тренировок – вряд ли у них вышло бы что-то вообще. А нас пытаются убедить, что можно и вообще не тренироваться, ведь главное-то – не тренировки, а золото на Олимпиаде.
Это безусловно главное, только откуда это золото возьмется у того, кто не ходит на тренировки?
Так же и с постом.
Провозглашающие прописную истину, что любовь важнее всего, в действительности просто убеждают друг друга отвергнуть ту традицию, которую хранит Церковь, а с нею и пример, который дают нам святые. Таким людям хочется превратиться в обычную мирскую компанию с милыми, хорошими отношениями – но при этом продолжать именовать себя христианами. И считать, что они тоже причастны к некоей святости, по крайней мере знают, что такое любовь к ближнему.
Боюсь, что не знают.
Недаром множество разговоров о любви, которая «важнее», заканчивается поеданием друг друга в Фейсбуке и прочих социальных сетях.