Содержание
Кто наш ближний?
Добрый самарянин
Бог есть наша истинная Жизнь, а человек — образ Божий. И потому в Священном Писании мы видим две главных заповеди — любовь к Богу и любовь к ближнему. Если ты не любишь Бога, то никогда к Нему не придешь, но невозможно достичь любви к Богу, пренебрегая ближним. Любовь к ближнему — наглядная проверка нашей христианской жизни. Но чтобы понять, что есть любовь к нашему ближнему, хорошо бы сначала выяснить, а кто же собственно это такой — ближний наш?
Вроде бы всё понятно: ближние — это те, кто находятся близко к нам, наши родные, друзья и знакомые, сотрудники по работе… Так оно, конечно, и есть. Ведь странно было бы говорить о любви к людям вообще и при этом не терпеть тех, кто нас непосредственно окружает. Как часто мы раздражаемся на близких нам людей, которых видим ежедневно, и переносим любовь куда-то на периферию, к тем, кого практически не знаем. Такая любовь обманчива, а подлинная любовь познается по отношению к конкретным людям, которых Бог свел по жизни с тобой.
Вместе с тем в Священном Писании вопрос о ближних куда более непростой и обращает наш взор к более глубоким сферам.
В Евангелии есть известная притча о милосердном самарянине (см. Лк.10:25–37). Произнесению этой притчи предшествовал вопрос некоего книжника, что делать, чтобы наследовать жизнь вечную. Господь обращает его внимание на Священное Писание, и книжник сам вспоминает заповедь возлюбить Бога всей душой и ближнего своего как самого себя (Втор.6:5; Лев.19:18). Спаситель подтверждает истинность древней заповеди, и тут-то как раз следует главный вопрос книжника, а кого же собственно считать за ближнего, чтобы его любить как самого себя.
В вопросе этом вовсе не было лукавства или усмешки, как может показаться сначала. Дело в том, что в те времена иудеи делили всё человечество на три категории. Иудеев, то есть родных по крови и вере, они считали не просто ближними, но и братьями. Принявших иудейство иноплеменников называли только ближними. А язычников считали абсолютно чужими и не распространяли на них действие заповеди о любви. Ошибочность таких представлений вроде бы очевидна. Но если мы обратим внимание на собственную реальную жизнь, то обнаружим, что и сами порой неосознанно поступаем так же, подразделяя всех окружающих нас людей на подобные три категории. А именно: в одних людях мы души не чаем, считая таковых за самых близких, соответственно, бываем готовы помочь им, нисколько не задумываясь, в любое время суток. К другим мы расположены уже не так тепло и открыто, но в принципе благосклонны и в определенной ситуации пойдем им навстречу. Третьих же мы вообще не выносим, не терпим (возможно, что по какой-то обиде, причиненной с их стороны), так что о какой-то помощи и содействии им с нашей стороны не может быть даже речи.
Преподобный Максим Исповедник относительно такого подхода к людям говорил: «Если ты одних людей ненавидишь, к другим относишься равнодушно, а третьих очень сильно любишь, то заключи из этого, как ты еще далеко отстоишь от совершенной любви, которая побуждает одинаково любить всякого человека». Поэтому притча о милосердном самарянине вполне актуальна и для нашего времени.
Вспомним ее содержание: некий человек, шедший из Иерусалима в Иерихон, попался разбойникам, которые его ограбили и, нанеся многие раны, ушли. Иудейский священник и левит, проходившие мимо, не обратили на несчастного никакого внимания. Проезжавший же самарянин, то есть человек, презираемый иудеями, не только оказал первую медицинскую помощь: перевязал раны избитого, возлив на них масло и вино (смягчавшие и дезинфицировавшие раны по правилам тогдашней медицины), но и позаботился о дальнейшем существовании ограбленного: довез до гостиницы и дал ее содержателю средства на заботу о раненом, обещая на обратном пути добавить еще, если будет израсходовано более.
Кто из этих троих был ближним пострадавшему, очевидно. Господь хотел показать, что подлинная близость определяется не категориями родства, совместного проживания или даже вероисповедания, а прежде всего бескорыстной и искренней любовью к другому человеку, кем бы он ни был. В вопросе книжника: «Кто мой ближний?» присутствовало опасение, как бы он не начал любить того, кого любить не должен. Господь же Иисус Христос показал, что истинная любовь не знает никаких вымышленных человеческим воображением пределов в заботе о пользе нуждающегося человека. «Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же» (Лк.10:37), то есть считай своим ближним всякого человека, нуждающегося в твоей помощи, хотя бы он был иноверец и враждебен тебе, благотвори ему, и таким образом обретешь вечную жизнь, о которой ты вопрошал.
Относительно притчи хочется отметить и еще кое-что. Давайте подумаем, почему собственно самарянин проявил сострадание? Да потому, что он видел в пострадавшем своего ближнего, не задумываясь, как к нему относится этот иудей. И вот это очень глубокая истина. На самом деле, наш ближний — не тот, от кого мы ждем помощи, а тот, кто нуждается в нашей помощи, кому мы могли бы помочь, не ожидая от него никакой благодарности. Поэтому вот то золотое правило, которому должен следовать христианин: не жди, что добро сделает кто-то другой, поспеши сам сделать его. Это и есть исполнение Божией заповеди о любви к нашим ближним (Лев. 19: 18).
Апостол Павел писал: «В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе» (Флп.2:5). Как Спаситель воспринимал окружающих людей, как поступал Он с нуждающимися, как относился Он к Своим врагам, которые распинали Его? Апостол Павел об этом писал: «Имейте ту же любовь, будьте единодушны и единомысленны; ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других» (Флп.2:2–4).
Так уж в нашей жизни случается, что легче всего нам бывает любить тех, кто находится далеко от нас, с кем мы встречаемся лишь время от времени. Это понятно: каждый старается выглядеть перед другими как можно более достойно, привлекательно, не выставляя напоказ своих отрицательных качеств. И это легко удается, если общение бывает редким. При более же тесном соприкосновении с людьми все более вскрываются стороны, которые оказываются для нас неприятными. Поэтому ближних, оказывается, любить уже тяжелее, чем дальних. Но любовь к дальнему, хотя и кажется легкой, не может быть глубокой, она не испытана серьезным общением, совместным решением каких-то проблем.
Значит, подлинная любовь проверяется буднями? Да, она выражается в мелочах, на кои мы так не любим обращать внимание. Особенно же она проявляется в доброте и милости, которые стоит являть к ближним именно в будни.
В завершение хочется привести слова святителя Феофана Затворника: «Коренная, источная заповедь: люби. Малое слово, а выражает всеобъемлющее дело. Легко сказать — люби, но не легко достигнуть должной меры любви. Не совсем ясно и то, как ее достигнуть; потому-то Спаситель обставляет эту заповедь другими пояснительными правилами: люби, как самого себя (Мф.22:39), как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними (Лк.6:31). Тут указывается мера любви, можно сказать, безмерная; ибо есть ли мера любви к самому себе и есть ли добро, которого не пожелал бы себе кто от других? Между тем, однако, это предписание не неисполнимо. Все дело стоит затем, чтобы войти в совершенное сочувствие с другими так, чтобы их чувства вполне переносить в себя, чувствовать так, как они чувствуют. Когда это будет, нечего и указывать, что в таком случае надо сделать для других: само сердце укажет. Ты только позаботься поддерживать сочувствие, иначе тотчас подойдет эгоизм и возвратит тебя к себе и заключит в себя. Тогда и пальцем не пошевелишь для другого, и смотреть на него не станешь, хоть умри он. Когда Господь сказал: люби ближнего твоего, как самого себя, Он хотел, чтобы вместо нас стал в нас, то есть в сердце нашем, ближний. Если же там, по-старому, будет стоять наше “я”, то не жди добра».
Воскресная проповедь архимандрита Маркелла (Павука) в академическом храме Рождества Пресвятой Богородицы.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
«Се, что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе?» (Пс. 132:1), – так святой пророк и псалмопевец Давид пророчески воспевает братское единение, к которому мы все призваны стремиться в Церкви Божией. А как прекрасно, когда мир, любовь и согласие присутствуют в наших малых церквях – семьях. Также замечательно, когда с полуслова мы понимаем друг друга в трудовых коллективах. Однако ныне такое идеальное согласие становится редкостью. Если и поддерживаются какие-то отношения, то они в большинстве случаев формально-деловые, по языческому принципу: ты мне – я тебе. Даже семейные отношения формализуются, ибо вводится подписание так называемых брачных контрактов. Внимательно вдумавшись в прочитанное Евангелие, можно понять, почему так происходит, почему мир, согласие и любовь между людьми постепенно исчезают.
Один законник, искушая Спасителя, спросил: «Учитель! что́ мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что́ написано? ка́к читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем; а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же» (Лк. 10:25–37).
Как видим из этого евангельского повествования, Господь хочет, чтобы мы научились любить не только наших родных и близких или свой народ, с которым нас единит язык, религия и культура. Он желает, чтобы мы научились любить всех людей вне зависимости от этих признаков. Это не значит, что здесь проповедуется какой-то безграничный либерализм. Господь лишь хочет, чтобы мы осознали, что наши ближние – это люди, нуждающиеся в нашей помощи и поддержке. Почему это так важно понять? Дело в том, что, как объясняет святитель Феофан Затворник, мы по своей природе, кто в большей, а кто в меньшей степени, эгоисты. И перед нами стоит непростая задача преодолеть свою зацикленность на себе. Когда мы слишком сосредотачиваем внимание на себе или даже на своих родных и близких, на любви к своей культуре или языку, тогда мы перестаем понимать других людей. И самое страшное, что мы становимся к ним равнодушными.
Многие могут подумать, что предложенный в Евангелии идеал всеобъемлющей любви слишком высок для нас и он неосуществим. На самом деле это не так. Господь никогда не накладывает на нас бремени, которое мы не могли бы понести. Так как же научиться любить не только тех, кто нас любит, но и дальних? Для этого нужно постараться избавиться от духовного формализма, который больше всего разрушает наши отношения.
Обратите внимание: кто прошел мимо израненного человека, не оказав никакой помощи? Это ветхозаветный священник и левит. То есть служители храма Божьего, духовные руководители израильского народа. Они, по сути, первыми должны были бы проявить милосердие к несчастному, избитому разбойниками человеку, но не сделали этого, возможно, оправдывая себя предписаниями иудейского закона или своей чрезмерной занятостью. Но как бы себя этот священник и левит ни оправдывали, получается, что все их молитвы в храме и те жертвы, что ими приносились, были формальными, ибо они не обрели в своем сердце самого главного – любви и сострадания к обездоленным людям. Вот где скрыта главная причина их безучастного, равнодушного отношения к другим людям. А у самарянина, который по отношению к иудейской религии был сектантом, ибо хотя и признавал Моисеев закон, но отрицал единый религиозный центр в Иерусалиме, это милосердие и сострадание нашлось, а значит, он был ближе к Богу, чем кичащиеся своей религиозной исключительностью иудеи. Так же и в наше время, когда мы без сокрушения сердечного молимся, исповедуемся, причащаемся Святых Христовых Таин, а значит, дерзаем без благоговения и страха приступать к Самому Богу, то тем более становятся холодными и равнодушными наши отношения с другими людьми.
Завтра, дорогие братья и сестры, начинается Рождественский пост. И ныне не случайно выпало чтение именно этого Евангелия. Пост, который мы будем соблюдать, должен быть не только формальным воздержанием от пищи. Он призван обнаружить немощи, из-за которых наши отношения становятся холодными, мы отчуждаемся друг от друга, а все контакты сводятся к одной внешней почтительности, а иногда и последнее отсутствует.
Главная цель поста – не убить нас физически, а укрепить духовно, ввергнуть в теплое море Божественной любви, способной согреть всех людей без различия. Чтобы это произошло, во время поста нам нужно не только отказаться от мяса и молока, но особенно беречь себя от злоупотребления алкоголем (у нас и без того разум помрачен грехом, а под влиянием алкоголя мы и вовсе перестаем себя контролировать). Также важно удерживать себя от просмотра развратных фильмов и передач, использования в своей речи нецензурных слов и выражений, стараться избегать всяких мелочных семейных споров и выяснения отношений. Еще очень нужно научиться быть верным в малом, не идти на компромиссы со своей совестью даже в мелочах и таким образом не давать лукавому вход в нашу душу.
Итак, если мы хотим, чтобы наши отношения друг с другом были не поверхностными, а любвеобильными, если мы хотим полюбить не только тех, кто нас любит, а всех окружающих нас людей, следует избегать ленивого и пренебрежительного отношения к молитве, покаянию, причастию и, самое главное, – будем стараться всегда быть верными в малом. В чем да поможет нам Господь по молитвам ныне чествуемого Церковью святого апостола Филиппа и множества других святых. Аминь!
19 цитат из Библии о том, как относиться к людям
Бог в Священном Писании множество раз говорит о том, как Его детям нужно относиться к людям. Не только к братьям и сестрам, не только к ближним, но также и к врагам, к тем, кто причинил зло и нанес обиду. К тем, к кому совершенно никак не хочется относиться.
Мы можем читать эти библейские цитаты об отношении к людям и просить, чтобы Дух Святой обличал нас, указывая на то в наших взаимоотношениях с другими людьми, что не соответствует Писанию, и исправлял наши сердца. Чтобы мы преображались Словом Его в Его образ и подобие.
Цитаты из Библии об отношении к людям:
1. «Люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев. 19:18)
2. «Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5:44)
3. «Признавайтесь друг пред другом в проступках и молитесь друг за друга» (Иак. 5:16)
4. «Послушанием истине чрез Духа, очистив души ваши к нелицемерному братолюбию, постоянно любите друг друга от чистого сердца, как возрожденные не от тленного семени, но от нетленного, от Слова Божия, живаго и пребывающего вовек» (1 Пет.1:22-23)
5. «Будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры; не воздавайте злом за зло или ругательством за ругательство; напротив, благословляйте, зная, что вы к тому призваны, чтобы наследовать благословение» (1 Пет. 3:8-9)
6. «И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Ин. 4:21)
7. «Скудоумный высказывает презрение к ближнему своему; но разумный человек молчит» (Прит. 11:12)
8. «Кто презирает ближнего своего, тот грешит; а кто милосерд к бедным, тот блажен» (Прит. 14:21)
9. «Никто из вас да не мыслит в сердце своем зла против ближнего своего, и ложной клятвы не любите, ибо все это Я ненавижу, говорит Господь» (Зах. 8:17)
10. «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего» (Втор. 5:20)
11. «Любовь не делает ближнему зла; итак любовь есть исполнение закона» (Рим. 13:10)
12. «Ибо заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, не пожелай чужого и все другие заключаются в сем слове: люби ближнего твоего, как самого себя» (Рим. 13:9)
13. «Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию» (Рим. 15:2)
14. «Посему, отвергнув ложь, говорите истину каждый ближнему своему, потому что мы члены друг другу» (Еф. 4:25)
15. «Ибо алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне… Истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» (Мф. 25:35-36, 40)
16. «Каждый из нас должен угождать ближнему, во благо, к назиданию» (Рим. 15:2)
17. «И мы имеем от Него такую заповедь, чтобы любящий Бога любил и брата своего» (1 Ин. 4:21)
18. «Тайно клевещущего на ближнего своего изгоню; гордого очами и надменного сердцем не потерплю» (Пс. 100:5)
19. «Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя» (Гал. 5:14)
Подготовила Елена Петибская
Портал ieshua.org полезен Вам? Поддержите наше служение!
Последнее: 10.02 (Украина). Спасибо!
04 Окт Что Господь говорит о помощи нуждающимся?
Опубликовано в 17:48h в Публикации от Татьяна Господарь
В Библии есть как ясные повеления, так и неявные побуждения помогать бедным. Можно хотя бы вспомнить целый свод заповедей в книге Второзаконие 25 или Божье повеление:
«Отверзай руку твою брату твоему, бедному твоему и нищему твоему на земле твоей». (Втор. 15:11)
- Об этом же говорит и текст из книги Иова 29-31, свидетельствующий об открытом сердце Иова в отношении нуждающихся и угнетенных, а также Псалом 34 и Притчи 14, где говорится об особой Божьей заботе о бедных.
- Мы также знаем о том, как Иисус проявлял жалость к слабым, изнуренным и беспомощным (Матф. 9:35-36).
- На примере ранней церкви мы видим, как верующие считали одним из главных своих приоритетов заботу о нуждах бедных и угнетенных (Деян. 4:34-35; 11:30; Гал. 2:10).
- Библия часто велит нам любить друг друга не только на словах, но и проявлять любовь в щедрости и оказывать материальную поддержку друг другу (Иак. 2:15-17; 1-Иоан. 3:16-18).
- Даже пресвитеры, посвятившие себя служению слова Божьего и молитве, получили от Павла повеление помогать немощным (Деян. 20:35).
Совершенно очевидно, что Бог заботится о бедных и желает, чтобы и мы заботились о них.
Но как?
Возможно, вы думаете: «Хорошо, я христианин. Я знаю, что Богу небезразличны бедные. Я знаю, что и мне не должны быть безразличны бедные. Впрочем, они мне не безразличны. Но как я могу и должен позаботиться о них?»
Как мы должны помогать бедным?
Этот вопрос в крайней степени сложен. Очень легко говорить, что христиане должны «заботиться о бедных» или «помогать бедным», и такая позиция вполне соответствует Библии. Но такая фраза, хотя и совершенно верна, абсолютно не показывает всей глубины этого вопроса. В наш век, когда доступность и простота путешествий и вездесущность WiFi может связать нас с кем угодно в каком угодно месте на планете, как определить, о ком нужно прежде всего проявлять заботу и когда нужно ее проявлять? Если христиане призваны и обязаны помогать бедным (а это действительно так), означает ли это, что мы должны помогать всем, везде, в одинаковой степени и в любых обстоятельствах? Как мы должны относиться к собственной обязанности помогать бедным? Я полагаю, что в ответе на эти вопросы нам могут помочь два крайне важных принципа.
ПРИНЦИП №1: МЫ ОБЯЗАНЫ ПОМОГАТЬ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, ТЕМ, КТО БЛИЖЕ ВСЕГО К НАМ.
Вцелом, обязанность помогать бедным мы должны рассматривать как расплывающиеся концентрические круги.
a) В самом центре находится круг самых близких к нам людей, членов нашей семьи. «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1 Тим. 5:8). Это значит, что, если у вас есть возможность помогать своим детям (при условии, что они не ленивы), и вы им не помогаете, вы ничем не отличаетесь от язычников. Если у вас есть необходимые ресурсы, но вы пренебрегаете своими стареющими, беспомощными родителями, это значит, что вы отреклись от Христа.
б) В следующем круге находятся члены нашей церковной семьи. Принцип остается тем же: так же, как у нас есть обязанность заботиться о нуждах естественной семьи, мы должны заботиться и о семье духовной. Новый Завет неоднократно демонстрирует пример, а зачастую и дает недвусмысленные повеления заботиться о нуждах христиан в поместных церквах (Деян. 2:45; 4:32-37; 6:1-6; Иак. 2:15-17; 1-Иоан. 3:16-17). Если в нашей церкви есть верующий человек, который попал в беду или оказался в затруднительном положении, и при этом у нас есть соответствующие средства, но мы ничего не делаем для того, чтобы помочь этому человеку, этим мы демонстрируем, что либо у нас нет истинной любви Христовой, либо мы совсем не знаем Христа.
в) В третьем круге находятся члены нашей христианской семьи, чьи нужды не на столько близки нам. Мы по-прежнему обязаны заботиться о братьях и сестрах, однако, по мере отдаления этих нужд библейские принципы становятся менее категоричными. Так, во втором послании к Коринфянам 8-9 Павел явно желает, чтобы верующие Ахаии щедро поддержали верующих в Македонии, однако, он не выражает это пожелание в форме повеления (8:8) и не оговаривает конкретную сумму пожертвований (9:5).
г) В последнем, внешнем круге находятся нужды неверующих по всему миру. Церковь все равно должна быть готова делать добро всем людям, но эта поддержка становится менее обязательной, нежели та, что мы оказываем христианам, и оказывать ее следует по возможности («доколе есть время» ).
Следует упомянуть еще одну категорию. Иногда мы сталкиваемся с нуждой настолько очевидной, настолько срочной, а сами оказываемся в такой уникальной ситуации, что можем помочь, что не оказать помощь в этой ситуации было бы совершенно неправильно, каким бы ни был человек в нужде: член семьи, член церкви или абсолютно незнакомый человек. Независимо от родства или близости отношений, здесь главную роль играет «близость» нужды, и ее никак нельзя проигнорировать. Похоже, что именно об этом хотел сказать Иисус Своей притчей о добром самарянине (Лук. 10:25-37) и историей о богаче и Лазаре (Лук. 16:19-31). Если мы видим тонущего ребенка, мы должны действовать незамедлительно. Если на пустынной дороге заглохла чья-то машина, мы должны протянуть руку помощи.
Эти концентрические круги полезны для того, чтобы запомнить основные принципы оказания помощи, но их не стоит использовать как оправдание бездействия тогда, когда нужно действовать здесь и сейчас.
ПРИНЦИП №2: ПРЕЖДЕ ВСЕГО, МЫ ДОЛЖНЫ ПОМОГАТЬ ТЕМ, КТОВ НАИМЕНЬШЕЙ СТЕПЕНИ СПОСОБЕН ПОМОЧЬ СЕБЕ САМ.
Здесь мы вновь можем говорить о расплывающихся концентрических кругах относительно ответственности. Но этот принцип проявляется в несколько иной последовательности. Если мы выйдем на самый край этого круга, то там Слово Божье даже велит не оказывать помощь. Поэтому, несмотря на то, что логика должна претерпеть определенную модификацию, общий рисунок остается неизменным.
a) В самом центре у нас есть люди, попавшие в самую отчаянную ситуацию, поскольку их возможности наиболее ограничены. Библия объединяет их в одну общую категорию, называя «сиротами и вдовами» (Иак. 1:27). Но этот принцип в целом применим ко всем людям, будь то отдельный человек или целая группа людей, которые попали в такую ситуацию, из которой сами никак не выберутся, если мы не бросим им спасательный круг. В древние времена к этой категории относились и верующие, попавшие в темницу (Евр. 10:34).
б) Во втором круге находятся люди, находящиеся в менее отчаянных условиях, но также нуждающиеся в других и рассчитывающие на помощь. В Новом Завете это означало щедрость и гостеприимство, особенно в отношении к странствующим евангелистам, в исполнении своей миссии полагавшимся на доброту своих братьев и сестер по вере (Матф. 10:40-42; 25:31-46).
в) Кроме того, у нас есть верующие, имеющие долгосрочные нужды. Что удивительно, в библейских текстах, говорящих о «бедных», подразумевается, что помощь следует оказывать разово и быстро. Там ничего не сказано о благоустройстве сообщества (что, впрочем, не означает, что сама эта идея противоречит Библии), и очень мало говорится о тех, чьи нужды долгосрочны. Объединив эти нужды в третьем по отдаленности от центра круге, я совсем не хочу сказать, что мы должны беспокоиться только лишь о быстрых решениях проблемы. Скорее, я хочу отметить, что прежде, нежели взять на себя долгосрочные обязательства, мы должны критически оценить соответствующие нужды. В книге Деяний апостолов 6 и первом послании к Тимофею 5 мы видим, что руководство церкви подробно и в течение долгого времени исследует вопрос об оказании помощи бедным. Вчастности, в первом послании к Тимофею 5 Павел пишет о том, что вдовы, опекаемые церковью, должны соответствовать определенным критериям. Если они рассчитывают на церковную поддержку, они должны быть благочестивыми христианками, достигшими пожилого возраста (1Тим. 5:9-16). Несомненно, церковь сочувствовала и сопереживала всем вдовам, но с материальными средствами нужно было обходиться мудро. Руководители церкви не желали поддерживать молодых женщин, способных еще выйти замуж, чтобы они не допускали себе лености, «впадая в роскошь в противность Христу». Что касается других требований, я полагаю, что церковь знала, где провести черту, и требовала от вдовы, чтобы она была «известна по добрым делам», чтобы никто не смог упрекнуть ее, будто она не истинная верная христианка, а праздная и болтливая и рассчитывает только на подаяния от других.
г) Наконец, самый удаленный от центра круг включает в себя людей, которым однозначно не следует оказывать помощь и содействие. Во-первых, христиане не должны оказывать гостеприимства лжеучителям, которые ожидают, что доверчивые христиане таким образом будут помогать им и участвовать в «злых делах» (2-Иоан. 10-11). Во-вторых, христиане не должны помогать работоспособным людям, которые вполне могут обеспечить себя сами, но вместо этого предпочитают лениться (1-Фес. 4:11-12; 5:14; Притч. 24:30-34). Апостольский принцип звучит совершенно ясно: «Если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» (2 Фес, 3:10). Более того, Павел настаивает на том, чтобы тех, кто упорствует в своем тунеядстве, подвергать церковной дисциплине (2-Фес. 3:14). Христианская обязанность благотворить с радушием не распространяется на тех, кто может обеспечить сам себя, однако ожидает материальной поддержки от других. В таких обстоятельствах помощь бедным – это медвежья услуга.
Памятка для принятия мудрых решений.
Естественно, я не могу ответить на все многочисленные вопросы типа «а что, если?» или «а что, когда…?». Эти вопросы всегда возникают, когда церкви по-настоящему начинают заниматься служением помощи бедным. Я не могу дать конкретных ответов для каждой отдельной ситуации, потому что этих ответов не дает и Библия. Но Библия показывает нам достаточно четкие принципы, чтобы принятые решения были мудрыми. Когда вы будете оценивать собственные обязанности перед бедными и обязательства вашей церкви, помните о двух принципах: близость и необходимость. Чем ближе к вам человек (духовно, географически и с точки зрения отношений), чем более насущная у него нужда (срочная, неотложная, и именно вы способны ее восполнить), тем больше ваша обязанность поучаствовать в этой нужде, оказать помощь и поддержку. Чем дальше от центра удалена эта нужда, тем в меньшей степени вы обязаны ввязываться в ее решение и с тем большей осторожностью вам следует рассматривать ее. Но в любом случае, не стоит оправдывать свое бездействие этими двумя кругами ответственности. Не допускайте апатии и не сидите, сложа руки. Пользуйтесь этими библейскими принципами, чтобы мудро расставлять приоритеты и реагировать на нужды так, чтобы результат был долговременным и эффективным.
Кто такой ближний по Библии?
Царь Давид и Соломон, фарисеи и кесарь, пророк Илия и многие другие такие знакомые и, одновременно, незнакомые имена. Кем были все эти библейские герои? Хорошо ли мы знаем кто есть кто в Библии? Не путаем ли порой с какими-то теми или иными мифологическими персонажами? Чтобы разобраться во всем этом «Фома» открыл проект кратких рассказов «Кто есть кто в Библии». Сегодня мы говорим о том, кого Библия называет “ближним”.
“Помочь ближнему” – одно из самых распространенных устойчивых выражений христианского происхождения. Откуда оно появилось и где мы встречаем это слово в Библии?
В Ветхом Завете слово «ближний» имеет несколько значений:
Материал по теме
Ближние: одного корня
«От ближнего зависят наша жизнь и смерть» (преподобный Антоний Великий). Но кто этот ближний? Да любой человек, не только наши близкие. Не надо, кстати, путать значения этих слов и смешивать их. Близкие – это семья, родственники, друзья, единомышленники. Ближние – это вообще все люди, как близкие, так и даже враги, как это ни странно.
Для человека Ветхого Завета понятие «ближний» непременно включает в себя значение «соотечественник» (кроме Исх 11:2, где под «ближним» и «ближней» подразумеваются как раз не иудеи),
Понятие «ближний» содержится в одной из 10 заповедей: «Люби ближнего твоего, как самого себя» (Лев 19:18), и здесь ближний понимается как такой же, как ты.
В Новом завете смысл понятия «ближний» раскрывается в притче о милосердном самарянине (Лк 10: 30-37).
Некий человек шел из Иерусалима в Иерихон, и на него напали разбойники. Они сняли с него одежду, изранили и ушли. Мимо пострадавшего прошли священник и левит (помощник священника). Только проезжавший по дороге самарянин остановился, перевязал раны пострадавшего, отвез в гостиницу и позаботился о лечении. Именно он оказался пострадавшему ближним.
Приведя его в пример, Христос говорит молодому человеку, который спрашивал Его о том, как наследовать жизнь вечную: «иди, и ты поступай так же» (Лк 10:37).
На заставке фрагмент картины «Добрый самарянин» Рембрандта. Источник фото wikipedia.org
Слово близкие
Слово состоит из 7 букв: первая б, вторая л, третья и, четвёртая з, пятая к, шестая и, последняя е,
Слово близкие английскими буквами(транслитом) — blizkie
- Буква б встречается 1 раз. Слова с 1 буквой б
- Буква е встречается 1 раз. Слова с 1 буквой е
- Буква з встречается 1 раз. Слова с 1 буквой з
- Буква и встречается 2 раза. Слова с 2 буквами и
- Буква л встречается 1 раз. Слова с 1 буквой л
- Буква к встречается 1 раз. Слова с 1 буквой к
Значения слова близкие. Что такое близкие?
БЛИЗКИЕ ЛЮДИ
БЛИЗКИЕ ЛЮДИ БЛИЗКИЕ ЛЮДИ Близкими можно считать людей с той минуты, когда они теряют способность всматриваться друг в друга. Григорий Ландау Близкие люди всегда кажутся недалекими. Леонид Леонидов Если близкому человеку надо объяснять…
Сводная энциклопедия афоризмов
Близкие лица
БЛИЗКИЕ ЛИЦА — иные, за исключением близких родственников и родственников, лица, состоящие в свойстве с потерпевшим, свидетелем, а также лица, жизнь, здоровье и благополучие которых дороги потерпевшему, свидетелю в силу сложившихся личных отношений.
Справочник руководителя. — 2004
Близкие лица — иные, за исключением близких родственников и родственников, лица, состоящие в свойстве с потерпевшим, свидетелем, а также лица, жизнь, здоровье иблагополучие которых дороги потерпевшему…
Понятия современного уголовного процесса
Близкие враги
«Близкие враги» (фр. L’ennemi intime) — фильм режиссёра Флорана Эмилио Сири. 1959 год, Алжирская война. 5 лет французская армия занимается «умиротворением территорий».
ru.wikipedia.org
Близкие родственники
Близкие родственники В цивилистическом процессе под ними понимают родственников по прямой восходящей и нисходящей линии в связи с прямым указанием норм материального права.
Большой юридический словарь. — М., 2009
БЛИЗКИЕ РОДСТВЕННИКИ — родственники по прямой восходящей и нисходящей линии (родители, дети, дедушка, бабушка, внуки, полнородные и не полнородные (т. е. имеющие общих отца или мать) братья и сестры).
Справочник руководителя. — 2004
Близкие родственники. Супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки.
border.academic.ru
Близкие друзья (фильм)
«Близкие друзья» (также известен как «Верные друзья» и «Дружба») (хинди दोस्ताना, на латиннице Dostana) — индийский фильм, выпущенный в Болливуде в 2008 году. В фильме прослеживаются параллели с фильмом «Чак и Ларри: Пожарная свадьба».
ru.wikipedia.org
Близкие враги (фильм, 2013)
«Близкие враги» (англ. Enemies Closer) — остросюжетный боевик Питера Хайамса по сценарию Эрика и Джеймса Бромберга. Третий режиссёрский проект Хайамса с участием Жан-Клода Ван Дамма, ранее работавших вместе над фильмами «Патруль времени»…
ru.wikipedia.org
ДАЛЕКИЕ БЛИЗКИЕ ГОДЫ
ДАЛЕКИЕ БЛИЗКИЕ ГОДЫ, СССР, Узбекфильм, 1976, ч/б, 97 мин. Приключенческий фильм. Двадцатые годы. В песках Хорезмской республики, прикрываясь знаменем ислама, рыщут отборные конники Джунаид-хана, завладевшего золотом хивинского банка и ищущего…
Энциклопедия кино. — 2010
Близкие контакты третьей степени
«Близкие контакты третьей степени» (англ. Close Encounters of the Third Kind) — американский научно-фантастический фильм 1977 года режиссёра Стивена Спилберга. В 1978 году фильм был выдвинут на премию «Оскар» в 8 номинациях…
ru.wikipedia.org
РОДСТВЕННИКИ БЛИЗКИЕ
РОДСТВЕННИКИ БЛИЗКИЕ — лица, в отношении которых закон в ряде случаев устанавливает особый правовой режим. Обычно в основе родства лежит кровная связь, однако закон называет в числе Р.б. также супруга (семейно-пра-вовая связь).
Энциклопедия юриста. — 2005
Близкий контакт
В уфологии близким контактом называется событие, при котором человек становится свидетелем неопознанного летающего объекта. Эта терминология и система классификации была введена астрономом и исследователем НЛО Джозефом Алленом Хайнеком в его книге…
ru.wikipedia.org
Примеры употребления слова близкие
Источники «Ъ», близкие к Минприроды, отмечают, что нынешний и.
Об этом сообщает газета «Коммерсант» со ссылкой на источники, близкие к Минприроде.
Близкие друзья Саши не хотели его ни с кем делить, всем было удобно видеть его свободным.
А недавно близкие друзья Роб и Кети были замечены вместе на репетиции свадьбы общих друзей.
А все дело в том, что недавно близкие друзья актера друзья стали родителями.
Близкие отношения между ними зародились во время съемок фильма «Забирая жизни».
В начале года источники «Ведомостей», близкие к обеим сторонам сделки, говорили, что структуры «Газпром энергохолдинга» купят «Квадру» «дороже, чем она стоит на рынке, но не намного».
Но среди этих миллионных жертв можете оказаться вы или ваши знакомые, близкие.
Самоё обидное в том, что так вести себя с вами сейчас готовы самые близкие люди.
Я сам с агентами не общаюсь, до меня доносят близкие люди сведения о тех, кого предлагают.