Содержание
Идеология консерватизма
Консерватизм — идеология и политика сохранения сложившихся форм общественной жизни. Возникновение консерватизма как реакция на радикализм Французской революции.
Консерватизм (от фр. conservatisme, от лат. conservo — охраняю, сохраняю) представляет собой совокупность социально-философских идей, а также экономических, политических, иных ценностей и идеалов, которые, раскрывая природу общества, государства и места в них отдельного индивида, ориентированы на сохранение устоявшихся традиций, осторожное отношение к радикальным переменам.
В противовес либеральным воззрениям на природу человека, отстаивающим идеалы свободы, равенства, братства, консерваторы считают, что человеческой природе изначально присуще несовершенство, что радикальное переустройство общества всегда обречено на неудачу, поскольку при этом нарушается веками установленный естественный порядок, соответствующий природе человека, которому совершенно чуждо понятие свободы.
Отцом — основателем классического консерватизма является английский политический деятель, философ и публицист Эдмунд Берн (1729—1797). В 1790 г. вышла в свет его книга-памфлет «Размышления о революции во Франции», где он первым критиковал французскую революцию и впервые сформулировал основные принципы идеологии консерватизма. Эти идеи Берка породили многочисленных последователей.
Выделяются следующие основные принципы и положения идеологии консерватизма.
- 1. Принцип заведенного порядка вещей как «право давности» (Э. Берк). Согласно данному принципу, общество — продукт естественного исторического развития, а его институты не являются искусственными изобретениями, так как воплощают в себе мудрость предков.
- 2. Основой гражданского общества является религия, так как человек — существо религиозное.
- 3. Основой поведения человека являются опыт, привычки, предрассудки, а не абстрактные теории, так как человек — существо инстинктивное, чувствующее и разумное.
- 4. Общество (сообщество людей) есть форма защиты человека от самого себя и потому оно должно цениться выше индивидуума, а права человека являются следствием его обязанностей.
- 5. Принцип антиэгалитаризма, согласно которому люди от природы не равны и потому в обществе неизбежны различия, иерархия И право более достойных властвовать над другими. В идеологии консерватизма признается равенство людей только в сфере морали и нравственности, отношений «перед Богом и божественным правосудием». Консерватизм — последовательный антиэгалитаризм. Обосновывается это тем, что социальная иерархия, т.е. неравенство людей, является необходимой основой порядка, социальной стабильности. Люди не равны в своих способностях, а отношение иерархии направлено прошв «власти неполноценных».
- 6. Принцип стабильности и неизменности общественного строя, согласно которому наличный общественный строй необходимо оберегать, ибо попытки его радикально изменить, улучшить, например устранить существующее зло, ведут к еще большему злу. (Согласно данному принципу, существует презумпция «в пользу любой установленной системы правления, против любого неиспользованного проекта».
- 7. Принцип нравственного абсолютизма, согласно которому суще-» гну ют вечные и незыблемые нравственные идеалы и ценности, поскольку человеческая природа неизменна. В силу того что сфера человеческого разума ограничена, принципиально важен универсальный моральный порядок, санкционируемый и поддерживаемый религией, традицией, ритуалом и даже обыденными предрассудками. Призывы к «восстановлению вечных ценностей» и воспитанию общества на их основе необходимы для обуздания «греховной природы» человека.
- 8. Согласно принципу «меритократии», сформулированному еще Э. Берком, власть должна принадлежать «естественной аристократии», т.е. наиболее одаренным, достойным людям, выходцам из различных социальных групп.
- 9. Принцип регионализма, согласно которому необходимо ориентироваться на местные, региональные, национальные ценности и традиции. Отсюда и важность идей местного самоуправления. На местном, локальном уровнях, в семье, общине, приходе, местных институтах власти формируются личность, чувство патриотизма, сохраняются традиции, создается естественный источник стабильности общества.
Основополагающей практической идеей консервативной идеологии является традиционализм — установка на сохранение и защиту старых образцов, способов жизни, ценностей, признаваемых всеобщими и универсальными. Многовековые традиции, аккумулирующие опыт и мудрость предков, «здоровые предрассудки» должны составлять фундамент любого здорового общества, связь и «солидарность поколений». Политика должна опираться на сложившиеся традиции по принципу: «Всё старое понятно и приятно. Всё новое неясно и темно». Однако консервативный традиционализм не исключает социальных изменений. Э. Берк писал: «Если государство лишено возможности изменений, то у него нет и возможности заботиться о собственном состоянии». Перемены необходимы, но любые перемены должны внедряться постепенно, обдуманно, избирательно, с постоянной оглядкой на прошлое, и «то, что можно не менять, менять не нужно».
Консерватизм как социально-политическое явление и идеология имеет несомненные положительные черты и позитивное социальное значение, поэтому может и должен в разумных пределах присутствовать в политической жизни каждой страны. Без консервативного начала невозможно обеспечить стабильность общества и его эволюционное развитие. Консерватизм отстаивает и утверждает много таких ценностей, которые необходимы обществу и любому порядочному человеку. Весьма привлекательно в консерватизме святое почтение к исторически сложившимся традициям, обычаям, моральным нормам и идеалам, а также осмотрительное, взвешенное отношение ко всяким новациям и произвольным трансформациям. Естественный, здоровый и умеренный консерватизм стойко присутствует в характере белорусского народа, нашем национальном менталитете. Как отмечено в докладе Президента Республики Беларусь А. Лукашенко «О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствованию», отдельные элементы идеологии консерватизма «от природы присущи белорусам в таких традиционных для них чертах, как «добразычл1васць», «памяркоунасць», «талерантнасць», «разваж-л1васць». Это уже в кровь вошло. Наше поколение этого не знает, это не помнит, но прежние поколения жили, видимо, в условиях господства вот этого консервативного подхода в идеологии. И многие понятия сегодня не теряют своей актуальности. Надо быть хорошими консерваторами в хорошем смысле слова. Мы ни в коем случае не отбрасываем многие идеи идеологии консерватизма».
Идеология консерватизма и современность
Консерватизм — это идейно-политическое учение и течение, ориентированное на сохранение и поддержание исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни, в особенности ее ценностных устоев, воплощенных в семье, национальных особенностях, религии, собственности. Консерватизм зародился в конце XVIII- начале XIX века не как идеология новых классов, а как реакция на новые условия уходящих с исторической сцены классов.
Система воззрений основоположников консерватизма базировалась на приоритете преемственности над инновациями, на признании незыблемости исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни, воплощенных в нации, религии, морали, семье, собственности. Эти принципы отрицали либеральный дух индивидуальной свободы, который, по мнению консерваторов, разрушал целостность человеческого сообщества.
Наиболее содержательные и важные определения консерватизма предложены американскими политологами Д. Алленом и С. Хантингтоном. Так, Д. Аллен определяет консерватизм как определенную систему идей и ценностей, которые те или иные слои общества стремятся сохранить в противовес нововведениям. Однако оказалось, что, поскольку в разные эпохи набор консервативных принципов менялся, таких принципов оказалось всего два: отказ от революции и неприятие любых отвлеченных и утопических теорий, предполагающих радикальное переустройство общества. Две этих идеи роднят консерваторов всех времен: от консервативных критиков Великой Французской революции до современных «правых». В отличие от Аллена, С. Хантингтон предложил понимать консерватизм более широко — не как набор идей, а как возникающее каждый раз в ситуации перемен стремление сохранить и укрепить некоторые важнейшие институты и принципы общественной жизни (в разные эпохи они могут быть различными).
В основе консервативной политической идеологии лежат такие социально-психологические установки, как приоритет охранительного сознания, предпочтение старого новому в общественном развитии, а также идеи общественного порядка и социально-политической стабильности, уважения к национальным, историческим, культурным и религиозным традициям.
Главная задача консерватизма — защита конкретных классов, социальных слоев и государств от социального и политического радикализма, вытекающего из культа разума и свободы.
Основные идеи классического консерватизма сводятся к следующему:
— общество — это система норм, обычаев, традиций, институтов, уходящих корнями в историю. Если какое-либо социальное явление сохраняется в течение столетий, несмотря на любые социальные преобразования (в том числе революционные), оно обладает общечеловеческой ценностью. Давность — показатель этой ценности;
— существующий институт предпочтительнее любой теоретической схемы;
— общество есть связь людей в пространстве и во времени, от которой не свободно ни одно поколение. Поэтому всякая инновация мнима;
— ориентация на государственный авторитет;
— пессимизм в оценке человеческой природы, скептицизм в отношении человеческого разума. Нет смысла полагать, что индивид, группа, класс, нация, поколение или общество на определенном этапе развития мудрее всего человеческого рода. Такая мудрость содержится в наследии прошлого;
— неверие в возможность социального равенства между людьми; — частная собственность — гарант личной свободы и социального порядка;
— ограниченность возможностей человеческого разума, которая предопределяет невозможность создания нового общественного устройства по заранее разработанному плану «с листа», без опоры на исторические традиции и институты;
— любое поспешное и радикальное (революционное либо форсированно-реформаторское) изменение общественного порядка неразумно и противоестественно;
— незыблемость устоявшегося социального порядка, неприкосновенность привилегий высших слоев, общества, неизбежность наличия в обществе социальной иерархии, его деления на высших и низших (т. е. сословной системы);
— незыблемость институтов, лежащих в основе «здорового и естественного» социального порядка — семьи, религии и частной собственности;
— допущение только постепенного, эволюционного и ненасильственного изменения уклада общественной жизни и политического устройства.
Основные политические идеи консерватизма:
— цель политики — защита статус-кво от любых поползновений революционеров;
— цель политики — выработка реформаторского типа социальных изменений;
— цель политики — поиск в прошлом таких идеалов, которые производны от порядка и преемственности как главной ценности, и их пропаганда;
— идея защиты семьи, религии и национального величия;
— пренебрежение к парламентаризму и выборным институтам власти.
После второй мировой войны происходит трансформация некоторых положений консерватизма и возникает неоконсерватизм.
В идеологии неоконсерватизма соединяются старые ценности — семья, религия, мораль — с ценностями постиндустриального общества — творческий труд, уникальность личности, образование. Смягчилось отношение к государственному регулированию экономики, к участию населения в управлении, предлагается дополнить электоральный выбор выдвижением наиболее достойных (уважаемых) граждан.
Неоконсерваторы придают большое значение привлечению персонала к участию в управлении предприятиями как средству преодолеть отчуждение труда и, следовательно, стабилизации общественной жизни.-
В целом неоконсерватизм весьма удачно приспособил традиционные ценности консервативного толка к реалиям позднеиндустриального (постиндустриального) этапа развития общества.
Государство для неоконсерваторов должно основываться на моральных принципах и сохранении целостности общества, обеспечивать необходимые индивиду жизненные условия на основе законности и правопорядка, предоставляя возможность образовывать политические ассоциации, развивая институты гражданского общества, сохраняя сбалансированность отношений общества с природой и т. д.
Основными политическими идеями неоконсерватизма являются:
— только рыночные отношения ведут к реальному развитию общества и человека;
— свобода и равенство несовместимы; предпочтение свободы равенству;
— классическая демократия неосуществима или вредна, необходимо сочетание демократии и власти элит;
— главное право личности — право иметь собственность и свободно распоряжаться ею.
Несмотря на новации в содержании, неоконсервативная идеология сохранила твердую приверженность следующим принципам:
1) Уважение к сильному государству как гаранту общественного порядка и целостности общества, обеспечивающему в нем действие законов и сохранение моральных устоев;
2) Уважение к неприкосновенным и незыблемым общественным ценностям — семье, религии, частной собственности;
3) Признавая формально – юридическое равенство, он однозначно выступает против экономического и социального равенства людей;’
4) Признание обязанности государства охранять общественный порядок и поддерживать моральные устои, но недопущение его вмешательства в рыночную экономику и препятствованию свободной конкуренции;
5) Требование взаимного доверия и взаимопомощи граждан и государства, без чего невозможно поддержание социального порядка.
Среди основных разновидностей и направлений современного политического консерватизма исследователи обычно выделяют:
1. Национал-консерватизм — в рамках этой идеологии превыше всего ставятся интересы нации, народа и национальной государственности, сохранение национального духа, национальной культуры и единства. К числу приверженцев «национал-консерватизма» может быть отнесен достаточно широкий спектр политических сил — от умеренных националистов и «просвещенных патриотов» до расистов и даже неофашистов, а также «промежуточные» политические направления.
2. Либеральный консерватизм — направление политической и экономической мысли, приверженцы которого выступают:
а) против экономического равенства и стремления государства к социальной «уравниловке», а также против преждевременного (до овладения нормами гражданской политической культуры) распространения политических прав на широкие слои общества, т. к. их могут получить социально безответственные и неготовые к демократии группы и субъекты;
6) за неприкосновенность частной собственности, стихийного «саморегулирующегося» рынка и свободной конкуренции;
в) против левой, коммунистической и социал-демократической идеологии, поскольку считают, что ее распространение и любые попытки реализации «социалистической модели» представляют угрозу для базовых ценностей западного общества и цивилизации;
г) за создание условий и гарантий, при которых демократия и власть большинства должны быть ограничены законом, и большинство общества не имело бы права и возможности покушаться на частную собственность, права и свободы отдельных личностей.
3. Технократический консерватизм — идеологическое течение, ориентированное на защиту современного индустриального общества, современных достижений науки и техники, связанных с ними жизненных стандартов и прав технократической элиты от нападок левых радикалов, экологистов («зеленые», «Гринпис») и других враждебных ему движений:
4. Религиозный консерватизм — идеология, выступающая за сохранение традиционных христианских, мусульманских и иных религиозных норм и ценностей в культурной, экономической и политической жизни общества
Под воздействием неоконсерватизма сформировалась динамичная модель общественного развития, которая основывается на саморегуляции и весьма устойчива к социальным катаклизмам. Она отвечает потребностям перехода стран Запада от индустриального общества к постиндустриальному обществу.
Социальную базу неоконсерватизма составляет «новый средний класс», заинтересованный во внедрении в экономику достижений научно-технической революции, и группировки так называемого «молодого капитала», сформировавшиеся в современных отраслях экономики — электронной, аэрокосмической, авиационной и др.
Неоконсерватизм отразил такие глубинные общественные процессы, как потребность экономики в ослаблении государственного регулирования и поощрении предпринимательской инициативы, в расширении сферы действия конкурентных рыночных начал. Как идеология и, особенно, как политика он синтезировал принципы либерализма (рынок, конкуренция, свободное предпринимательство и др.) с традиционными ценностями консерватизма (семья, культура, мораль, порядок и пр.).
Несмотря на очевидную прогрессивность, неоконсерватизм не смог выработать адекватные подходы к решению ряда ключевых проблем перехода от индустриализма к постиндустриализму — углубляющейся социальной дифференциации в странах Запада, потенциально чреватой социальными конфликтами; увеличивающегося разрыва в условиях жизни между Севером и Югом, который сдерживает развитие международного разделения труда и расширение рынков наукоемкой продукции.
В обозримом будущем неоконсерватизм останется влиятельным идейно-политическим течением в странах Запада, возможно, в сочетании с либерально-социалистическими ценностями (права и свободы человека, демократия, социальная защита и т. д.).
Главное, что неоконсерватизм, согласовав рациональное отношение к действительности с моральными принципами, дал людям ясную формулу взаимоотношений между социально ответственным индивидом и политически стабильным государством.
Неоконсерватизм обнажил те черты консервативной идеологии и образа мысли, которые сегодня оказались способными защитить человека на новом технологическом витке индустриальной системы, определить приоритеты индивидуальной и общественной программ жизнедеятельности, очертить облик политики, способной вывести общество из кризиса.
Более того, на такой идейной основе неоконсерватизм синтезировал многие гуманистические представления не только либерализма, но и социализма, а также ряда других учений. И хотя неоконсервативной идеологии придерживаются только некоторые крупные политические партии в западных странах (республиканская в США, либерально-консервативная в Японии, консервативная в Англии), круг приверженцев этой идейной ориентации все больше расширяется во всем мире.
Социал-демократическая идеология
Идеи социализма известны в мире с древнейших времен, однако теоретическое обоснование и идеологическое оформление они получили только в XIX в. В целом социализм недооценивает, а то и вовсе отрицает, значение экономической свободы индивидов, конкуренции и неодинакового вознаграждения за труд как предпосылок роста материального благосостояния человека и общества. В качестве заменяющих их механизмов рассматриваются нетрудовое перераспределение доходов, политическое регулирование экономических и социальных процессов, сознательное установление государством норм и принципов социального равенства (неравенства) и справедливости. Иначе говоря, главными прерогативами в социалистической доктрине обладает государство, а не индивид, сознательное регулирование, а не эволюционные социальные процессы, политика, а не экономика.
Социалистическая идеология сегодня остается одной из самых популярных в мире, несмотря на то, что вследствие расхождения по принципиальным тактическим положениям существует с начала XX века в двух разновидностях: марксизм и социал-демократия.
Марксизм особое внимание уделяет революционным методам перехода к социализму, обоснованию диктатуры пролетариата, разработке стратегии и тактики революционной борьбы. Это характерно для всех разновидностей этой идеологии (ленинизм, маоизм, сталинизм). Ни одному из этих направлений не удалось выйти за рамки силовых методов достижения цели. Попытки практической реализации такого пути построения социализма потерпели неудачу. Свидетельство — распад мировой системы социализма.
Социал-демократическая идеология исходит из приоритета постепенных эволюционных изменений капитализма в социализм путем реформ при сохранении социального мира. Социализм в их понимании — не общественный строй, а непрерывный процесс внедрения социальной справедливости в жизнь общества. Поэтому социал-демократы не воспринимают свое поражение на парламентских выборах (например, в Швеции в 1991 г.) как трагедию. Согласно их концепции, социализм уже реально существует в виде отдельных достижений, элементов и институтов.
К началу 90-х годов ХХ в. в мире существовало более 80 социал-демократических партий, около 30 из них — правящие (часто в коалиции с другими партиями), почти повсеместно они представлены в парламентах своих стран, 70 самых крупных и влиятельных партий объединены в Социнтерн.
Сегодня социал-демократы пристально изучают уроки поражения в практическом воплощении своей идеологии. Они считают, что в ходе дальнейшего развития теории социализма следует найти баланс между коллективистскими и индивидуальными началами общественной жизни. В целом, лидеры современной международной социал-демократии уверены в том, что социализм станет заметной силой XXI в., если сможет осилить свою идеологию и политику, которая завела социализм в ряде стран в тупик. По мере демократизации различных общественных систем радикальные, конфронтационные идеологии теряют своих приверженцев. В странах с высоким уровнем классовой поляризации населения спор различных идеологий является основой эволюции политических режимов.
Базовыми ценностями социал-демократии признаются свобода, справедливость, солидарность. Они не осуществимы без механизма демократии — политической, экономической, социальной, международной. Политическая демократия осуществляется в рамках свободных выборов и означает «возможность смены правительства мирным путем на основе законного волеизъявления народа», с «гарантиями соблюдения прав личности и меньшинства». Экономическая демократия основывается на идее равенства различных форм собственности и необходимости смешанной экономики. Социальная демократия ориентирует на создание достойных человека условий труда и жизни, справедливое перераспределение доходов в пользу нетрудоспособных слоев, социальную помощь нуждающимся людям. Международная демократия обеспечивает преодоление неравенства в международном масштабе, устранение тоталитарных режимов и дисбаланса в соотношении военно-политических сил и вооружений, укреплением глобальной и коллективной безопасности.
Социал-демократическая идеология отказалась от принципиальных положений марксизма — о классовой борьбе, революции, диктатуре пролетариата и др. Она исходила из возможности эволюции капитализма в социально справедливое общество, сохранения мира между классами и государствами. Постепенное реформирование буржуазного общества связывалось с разрешением противоречий между буржуазией и рабочим классом на основе компромиссов, усилением социальной защищенности трудящихся, поощрением рабочего самоуправления и кооперации, использованием парламентской демократии.
Основными принципами социал-демократизма являются:
1) отношение к социальной справедливости как к общественному идеалу,
который невозможно достигнуть, но к которому следует стремиться;
2} осознание демократии в качестве несовершенной, но наиболее перспективной формы общественного устройства, обеспечивающей согласование интересов различных социальных групп;
3) признание самоценности человеческой личности и необходимости защиты ее прав и свобод от государственных институтов;
4) стремление соединить социальную справедливость с эффективной рыночной экономикой.
Характерные черты социал-демократизма:
— материалистическая трактовка общественной жизни;
— подход к анализу общественных явлений с позиций интересов трудящихся масс, всего народа;
— гуманистический характер текущих и конечных целей, социальный коллективизм;
— исторический оптимизм.
Основные политические идеи.
— отрицание всякой диктатуры как формы политической власти;
— приверженность принципу демократического парламентаризма;
— ориентация на политический плюрализм и консенсус при решении важнейших проблем;
— приоритет мирных, демократических средств достижения поставленных целей;
— государственное регулирование экономики и развитие рыночных механизмов;
— ориентация на мирное сосуществование различных государств и их достаточную безопасность.
Другие политические идеологии современности.
К числу влиятельных политических идеологий современности помимо вышеназванных относятся также этнополитические, экологополитические, религиозно-политические и различные экстремистские.
Этнополитические идеологии получили заметное распространение в последнее десятилетие не только среди развивающихся государств, но и в развитых странах (Великобритании, Испании, Бельгии). Особенно большой размах этнополитические идеологии и течения приобрели в таких странах, как СССР, Югославия, Чехословакия, в постсоветских республиках, что способствовало разрушению этих государств. Суть идеологии и течения состоит в стремлении народов, особенно малочисленных, добиться собственной государственности и тем самым создать благоприятные условия для сохранения своей самобытности, то есть языка, культуры, традиций. Этнополитическим идеологиям и течениям противостоит процесс мировой интеграции и интернационализации.
Экологополитическая идеология возникла в послевоенные десятилетия и в 70- 80-е годы получила большое развитие. Причиной стала тяжелая экологическая ситуация в развитых странах, в связи с чем главная цель, которую поставили перед собой эти идеологические течения, состояла в защите среды обитания человека, улучшении экологии через воздействие на свои правительства и законодательные органы для принятия соответствующего законодательства и правительственных решений. В-настоящее время эти течения имеют своих представителей в парламентах и правительствах многих стран.
Религиозно-политические идеологии, в отличие от вышеперечисленных, возникли очень давно. Этот вид идеологии опирается на религиозные догматы. Их главная их цель состоит не только в воздействии на власть, но и в установлении своей власти там, где возможно. В некоторых странах, в частности Ближнего Востока и Азии, религиозные течения утвердились во власти (Иран, Пакистан, Афганистан, Саудовская Аравия). Влияние религиозных идеологий возросло в ряде бывших советских республик, в Таджикистане, на Северном Кавказе, Чечне.
Экстремистские идеологии — неофашизм, экстремистский терроризм. Их цель состоит в дестабилизации политической власти, ее захвате и достижении различных целей.
ИДЕОЛОГИЯ
ИДЕОЛОГИЯ
от греческих слов idea — понятие и logos — учение) — вероучение или система взглядов, рисующих желанное для данной социальной силы общественное состояние (социальный идеал), а также путь, ведущий к нему. Составляющий основной смысл идеологии социальный идеал — не что иное, как логический (словесный) образ предполагаемого, желаемого, ожидаемого общественного устройства. Приверженцы того или иного coциального идеала, выдвигая его, преследуют, по меньшей мере, три цели: нарисовать ту цель, к которой они стремятся, и тем самым ориентировать свои практические действия; дать мотивировку для действий своих сторонников и союзников; определить пути и средства достижений желаемой цели. Впервые понятие «идеология» было введено в обиход французским философом Антуаном Дестюг де Траси в XVIII в.
Если социальный идеал, составляющий вместе со средствами его достижения основное содержание той или иной идеологии, всегда рисует общество не в реальном, а идеально-желанном виде, то и идеология, претендующая на отражение реальной жизни, является достаточно своеобразным ее отражением. Она показывает не столько то, что есть, сколько то, что, по мнению творцов идеологии, «должно» быть, а само это должное в свою очередь выступает как причудливый синтез или сочетание реальных процессов и тенденций с интересами, желаниями и верованиями той силы, о чьей идеологии идет речь, а также с тем, что от этой силы ожидается, что ею обещано своим сторонникам и союзникам. По этой причине идеология всегда полна не только верных, но и сомнительных зарисовок грядущего, а также утопических ожиданий, пожеланий и устремлений. На этом основании Маркс и Энгельс называли всю прежнюю идеологию «извращенным сознанием», но заявляли при этом, что только выработанные ими воззрения (марксизм, учение о социализме) представляют собой не «извращенное сознание», а научно верное отражение действительности. Рабочему классу (чьей идеологией и является марксизм) нет надобности никого обманывать, поскольку коренные интересы рабочего класса не противоречат ходу истории, ведущей к социализму и коммунизму, что и позволяет коммунистам рисовать исторический процесс и его будущее, не фальсифицируя их в угоду интересам своего класса.
Однако жизнь не подтвердила этот прогноз: став идеологией и предметом социальной борьбы, «марксизм», «научный социализм», позже «ленинизм» не избежали судьбы любой идеологии. Основное противоречие всякого социального идеала и соответственно политической идеологии — противоречие между мировоззренческими и социально-классовыми функциями, между необходимым для объяснения мира и создания идеала объективным знанием и сознательно преследуемой узкоклассовой, социальной целью, социальными интересами, ради обслуживания которых и создается социальный идеал, обретая необходимый для этого вид.
Каждая социальная сила, предлагая обществу свои идеал, стремится доказать гражданам, что предлагаемый ею социальный порядок, не только лучше существующего, но и более приемлем для всех (по крайней мере, для большинства граждан), хотя на самом деле он идеален только для данной социальной силы. Здесь истоки расхождения слова и дела, причины неправды и корни элементов утопизма в любой политической идеологии.
Выдвигая свой социальный идеал, каждая новая, идущая к господству социальная сила должна «зажечь» своими лозунгами, призывами, обещаниями возможно более широкий круг граждан (без этого нельзя свергнуть существующие порядки), а это увеличивает долю обещаний и элементов утопизма в предлагаемой обществу политической идеологии. Но именно благодаря растущему авторитету новой (революционной) идеологии, благодаря тому, что новый социальный идеал правдами и неправдами все шире овладевает массами, подрывается легитимность существующего строя, обосновывается незаконность его дальнейшего существования и естественность, легитимность (законность) его замены другим, идущим ему на смену, предлагаемым революционной идеологией устройством.
Чаще всего социальная сила, выдвинувшая революционную идеологию, наделенную на свержение существующего строя и утверждение нового, действительно имеет с большинством населения общий коренной интерес — свержение существующего строя, что и позволяет революционной идеологии собирать, как правило, необходимые для такой цели могущественные общественные силы. Но как только эта общая цель — свержение старого строя — достигнута, в передовом, революционном лагере начинается разброд и шатания, обнаруживается все углубляющееся расхождение соединявшихся для свержения старого общественных сил. Будучи по своей природе разными социальными силами со своими особыми интересами, они подобно лебедю, щуке и раку начинает тянуть общество в разные стороны — в сторону своих особых интересов. Прежней политической идеологии, объединявшей всех борцов воедино, приходит конец, а на ее развалинах складываются новые идеологии, возникают новые «измы», причем некоторые объявляют себя наследниками, преемниками прошлой идеологии, хотя это не всегда так.
В качества примера можно взять взгляды Маркса и Ленина, которые из политическом идеологии революционных рабочих путем определенных подтасовок были превращены И. Сталиным в пресловутый «марксизмленинизм» как моноидеологию тоталитаризма коммунистических цветов.
Как стало возможным подобное? Суть этого процесса сводится к тому, что марксизм (а позже и ленинизм) выступал на общественной арене, претендуя одновременно на роль и науки, и идеологии освободительной борьбы рабочего класса, всех трудящихся. Как наука он призван был дать объективное отражение процессов реальной действительности со всеми ее сложностями и противоречиями, а в качестве идеологии его задача — сформулировать определенные, мобилизующие массы установки, выразить идеалы рабочего класса и всех трудящихся, наметить пути и средства их реализации. Это несовпадение двух функций обусловило то, что с первых шагов коммунистического движения под знаменем этой идеологии сначала марксизм, а потом и ленинизм не были застрахованы от опасности выхолащивания научного содержания, от упрощенного усвоения и сознательных попыток превратить их в сумму «идеологических установок», «средств мобилизации масс», манипулируя которыми по своему усмотрению, те или иные деятели рассчитывали достичь своих целей, не совпадающих или прямо расходящимися с коренными интересами рабочего класса. С утверждением революционным путем новой власти подобные опасности не только не исчезали, но и увеличивались: власть могла стать мощным орудием достижения собственных целей тех или других оказавшихся у власти социальных сил или даже отдельных лидеров.
Став после смерти В.Ленина у руководства большевистской партией, И.Сталин начал и постепенно осуществил подмену научных представлений об общественном развитии и будущем обществе, содержавшихся во взглядах Маркса, Энгельса и Ленина, созданным им и его окружением «марксизмом-ленинизмом», выражавшим социальный идеал партийно-государственной бюрократии, возглавляемой И.Сталиным номенклатуры. Этот «марксизм-ленинизм» со своим особым содержанием и весьма своеобразным отношением к действительным воззрениям Маркса, Энгельса и Ленина стал теоретическим фундаментом создания мобилизационной экономики и опирающегося на нее строя казарменного псевдосоциализма. «Марксизм-ленинизм» превратился в моноидеологию сталинского тоталитаризма коммунистических цветов. Из «первой страны реального социализма» — Советского Союза — эта моноидеология была распространена на другие страны «реального социализма» и на значительную часть международного коммунистического движения.
Распространение «марксизма-ленинизма» как моноидеологии тоталитарного общества коммунистических цветов имело в разных странах свою специфику. Так, если в 30-е или 70-е гг. проанализировать идеологический арсенал всех партий, называвших себя » марксистско-ленинскими», то нетрудно убедиться в его большом несовпадении (особенно в 70-е гг.) и не только потому, что возможности объективного познания общественного развития у разных партий далеко не одинаковы. Даже те объективные знания которые уже имелись (в своей стране или зарубежных странах), отнюдь не прямо, не непосредственно включались в официальный идеологический арсенал соответствующей партии для внедрения в общественное сознание.Если говорить о тогдашней практике, то руководство каждой партии по своему усмотрению (а это уже зависело от многих обстоятельств) отбирало те идеи, выводы, установки, которые считались особо важными для партийной работы. Они сначала формулировались в официальных партийных документах, а затем с помощью всего пропагандистского аппарата (печать, радио, телевидение) многократно умножались, тиражировались (порой весьма упрощенно), внедрялись в массовое сознание.
В результате такого формирования официальной идеологии, изображаемой везде в качестве «марксистско-ленинской», в нее включались самые разнообразные тезисы: истинные и ложные, опирающиеся на факты и чисто утопические, продолжавшие взгляды Mapкca, Энгельса, Ленина или не только расходящиеся с ними, но и глубоко чуждые им. Так, в СССР в условиях «культа личности» в качестве объективных истин «марксизма-ленинизма» провозглашались, например сталинский тезис «об обострении классовой борьбы по мере продвижения к социализму» (со всеми его практическими выводами), тезис
о необходимости свертывать товарно-денежные отношения и спивать две формы собственности, тезис о близости коммунизма и т.д. Нелепость моноидеологии становилась явной, приближая неизбежный конец казарменного псевдосоциализма.
Что такое идеология? Идеология начинается с веры в то, что вещи могут быть лучше, чем они есть на самом деле; по сути, это план совершенствования общества. Как это представлял Энтони Даунс, идеология — это «словесный образ лучшего общества и основных путей создания такого общества». Последователи любой идеологии утверждают, что если следовать их плану, вещи можно сделать значительно лучше, чем они есть в настоящее время. Значит, политические идеологии — это совсем не то, что политология; это значит, что они не являются спокойными рациональными попытками понять политические системы. Скорее, они представляют собой попытки изменить политические системы (исключением может служить лишь классический консерватизм, не ставящий своей целью значительно изменить систему), Приверженцы какой-либо идеологии бывают плохими политологами, так как они часто путают идеологическое «должно быть» с политологическим «есть».
Французский философ XVIII в. Антуан Дестюг де Траси ввел термин «идеология» для обозначения того, что он назвал новой «наукой об идеях». Большинство идеологий могут быть прослежены к создавшим их философам… Классический либерализм, например, можно проследить к его создателю, английскому философу семнадцатого века Джону Локку подчеркивавшему особое значение личных прав, собственности, разумности. Коммунизм может быть прослежен к немецкому философу XIX в. Гегелю, который утверждал, что все грани человеческого общества — искусство, музыка, архитектура, государство, закон и так далее — висят вместе в одной связке с так называемым основополагающим принципом.
Однако мысли философов часто упрощаются, популяризируются и искажаются до неузнаваемости. Идеологи хотят создать план действий, а не абстрактные идеи. Маркс, например, «поставил на голову Гегеля», чтобы доказать, что экономика является основополагающим принципом всего в обществе. Позднее Ленин поставил на голову Маркса, чтобы применить его идеи к отсталой стране, к которой Маркс никогда бы их не применил. Мао Цзэдун применил ленинские идеи к еще более отсталой стране, к которой они вообще были неприменимы. Гегель и Маркс, должно быть, крутились в своих гробах Но идеологи не связывают себя верностью исходным идеям; они желают изменений.
Как только идеи становятся менее абстрактными и приобретают более прикладной характер они становятся цементом, связывающим политические движения, партии и революционные группы. Для того, чтобы бороться и идти на жертвы людям необходима идеологическая мотивировка. Они должны во что-то верить. Американцы иногда бывали неспособны ухватить этот важный момент. С их склонностью к умеренности и прагматизму выражавшимся в принципе «если это годится, используй», они не понимали возбуждающего эффекта, который идеология производила в современном мире. «Наши» и южные вьетнамцы физически не отличались от вьетконговцев и северных вьетнамцев. И «наши» были лучше вооружены. Но вьетнамцы, вооруженные доктриной, в которую они верили, представлявшую смесь идей Маркса, Ленина и Мао, замешанную на крутой дозе национализма и антиколониализма, — победили в войне против американцев, не имевших такой веры. Кроме того, американцы были поражены падением шаха, на смену которому пришли фанатичные политикорелигиозные революционеры. Это был и для нас большой сюрприз: нам следовало более внимательно следить за тем, чтобы у шаха всегда имелась наготове правдоподобная идеологическая подстилка для народа. Мы забываем, что более двух столетий назад американцы также имели идеологию и, вдохновленные жаждой свободы и самоуправления, не без помощи трудов Джона Локка и Томаса Пейна одолели более многочисленную и лучше вооруженную армию англичан и наемников, не имевших таких веских поводов сражаться. Разве мы забыли силу идей?
Большую часть идеологий составляет их экономический раздел. Большинство идеологий довольно много рассуждает об экономике, поскольку именно экономика обеспечивает основу для совершенствования общества. Это относится и к консерватизму Рейгана, и к коммунизму Горбачева: оба делают основной упор на экономику.
С некоторой степенью упрощения идеологии можно классифицировать, располагая их слева направо. Этот обычай берет свое начало с заседания Французской национальной ассамблеи в 1789 г. Для того, чтобы объединить делегатов со сходными взглядами и отделить их от горячих противников, которые сражались не только словами, но и кулаками, члены Ассамблеи были расположены в полукруглом зале заседаний в следующем порядке: консерваторы (поддерживавшие сохранение монархии) располагались справа от спикера, радикалы (стоявшие за свержение системы и создание республики свободы и равенства) сидели слева от него; и умеренные (предлагавшие лишь некоторые изменения в системе) занимали места в центре. С тех пор мы называем их идеологические уклоны левым, правым и центристским, хотя содержание их взглядов коренным образом изменилось. Теперь левые поддерживают равенство, программы повышения благосостояния и не возражают против правительственного руководства экономикой. Правые подчеркивают значение личной инициативы и частной экономической деятельности. Центристы пытаются смягчить и синтезировать обе точки зрения. Люди, разделяющие частично левые, частично правые взгляды, называются, соответственно, левые центристы и правые центристы. Политические партии Швеции представляют довольно четкий ряд в направлении слева направо: малочисленная коммунистическая партия, довольно многочисленная (правящая) социал-демократическая партия и средние по численности центристская (представляющая, в основном, фермеров), либеральная и консервативная партии.
Идеология представляет собой план. Как идеологии осуществляются на практике? Они никогда не действуют так, как предсказывали их создатели. Некоторые из них просто никуда не годятся. Все идеологии содержат в той или иной степени неосуществимые идеи, которые разрушаются перед лицом действительности. Идеологии представляют воображаемый, совершенный мир; действительность же далека от совершенства. Классический либерализм Адама Смита содействовал экономическому росту в XIX в., однако он также привел к значительному неравенству в распределении богатства и периодически повторяющимся депрессиям: он нуждался в переосмыслении современным либерализмом. Коммунизм привел к ряду тиранических режимов. Коммунистическими странами, в которых еще была возможна жизнь, оставались Венгрия и Югославия, где коммунистическая доктрина была настолько разбавлена, что практически не действовала. Тысячелетние надежды движений за национальное освобождение постоянно терпели крах, как только революционеры вставали у власти. Если оценивать идеологии с точки зрения их применимости к действительности, все они имеют в большей или меньшей степени недостатки. Их необходимо воспринимать с определенной долей недоверия.
Оцените определение: Отличное определение — Неполное определение ↓
Источник: Сравнительная политология в терминах и понятиях
Идеология
Идеология — это система концептуально оформленных представлений и идей, которая выражает интересы, мировоззрение и идеалы различных субъектов политики (общества, классов, наций, политических партий, общественных движений) и служит формой или санкционирования и закрепления существующего в обществе господства и власти, или радикального их преобразования. Основой идеологии являются определённые общественные интересы (см. Общество). Не будучи религиозной по сути, идеология исходит из определённым образом познанной или «сконструированной» реальности, ориентирована на человеческие практические интересы и имеет целью манипулирование и управление людьми путём воздействия на их сознание. В содержании идеологии (в контексте осознания людьми собственного отношения к действительности, а также существа социальных проблем и конфликтов) утверждаются цели и программы активной деятельности, направленной на закрепление или изменение данных общественных отношений. Идеология как форма общественного сознания — составная часть культуры, духовного производства (см. Культура).
Термин «идеология» ввёл французский философ Антуан Дестют де Траси («Элементы идеологии». — «Eléments d’Idéologie», V. 1–4. P., 1801–15), который связывал с ней учение об идеях, позволяющее сформулировать основы политики (см. Политика), открыть истинную организацию дискурса — способности суждения и оценки в различных областях. Эта же линия в определении и в позитивном отношении к идеологии представлена в работах Э. Б. де Кондильяка и в школе идеологов (К. Ф. Вольней, П. Ж. Кабанис), которые разрабатывали новую дисциплину, опираясь на идеи французских просветителей и энциклопедистов. В этот же период критический пафос французской школы идеологов стал предметом негативного отношения и жёстких оценок со стороны Наполеона, который рассматривал учения об идеологии оторванным от жизни и от реальной политики. В дальнейшем понятие идеологии столь многократно подвергалось изменениям и помещалось в столь различные контексты, что почти невозможно проследить его употребление во всех нюансах. Кроме того, сам термин «идеология» выступает не иначе как «идеологическое» понятие, а потому его концептуализация неизбежно связана с внетеоретическими мотивами. Построение «теории идеологии» всякий раз зависит от того, понимает ли себя данная теория как идеологическая или внеидеологическая (научная), причём это относится не только к разделению науки и идеологии, но и к более широкому понятийному полю.
Альтернативное отношение к идеологии — позитивное и негативное в целом характерно для всей последующей истории политического дискурса. Так, К. Маркс и Ф. Энгельс в «Немецкой идеологии» (1845–1846) отождествили идеологию с превращёнными формами сознания, которым присущи: 1) трактовка мира как воплощения идей; 2) иллюзии об абсолютной самостоятельности идей; 3) конституирование мнимой реальности. Под идеологией К. Маркс и Ф. Энгельс понимали: а) идеалистическую концепцию, согласно которой мир представляет собой воплощение идей, мыслей и принципов; б) тип мыслительного процесса, когда его субъекты — идеологи, не сознавая связи своих построений с материальными интересами определённых классов и объективных побудительных сил своей деятельности, постоянно воспроизводят иллюзию абсолютной самостоятельности общественных идей; в) сопряжённый метод подхода к действительности, состоящий в конструировании мнимой реальности, которая выдаётся за саму действительность. Согласно К. Марксу, действительность предстаёт в зеркале идеологии в искажённом, перевёрнутом виде; таким образом, идеология оказывается иллюзорным сознанием. В дальнейшем марксисты противопоставляли идеологии социальную науку, а главным её критерием считали её неадекватность действительному положению вещей, иллюзорность и ложность. В противовес этому В. И. Ленин говорил о марксистской идеологии как научной, подчёркивая положительное содержание идеологии. Далее этот подход развивал оппозицию негативного восприятия идеологии «эксплуататорских классов» с идеологией «социалистической», воспринимаемой сугубо позитивно. Для ряда марксистов (Г. Лукач, Э. Блох, К. Корш) идеология есть форма классового сознания, выражающая чаяния и надежды угнетённых и преодолеваемая благодаря развитию научного знания (см. Наука) и философии (см. Философия).
Идеологию как ложное сознание и совокупность ценностных суждений противопоставляет достоверным суждениям о действительности Э. Дюркгейм и Т. Гейгер. Так, согласно Т. Гейгеру, любая идеология основывается на рационализации и объективации первичных чувствований, существующих между человеком и объектом, на включённости homo vitalis с его потребностями и влечениями в существование, рационализируемого в идеологических конструкциях.
В. Парето видит в идеологии маскировку действий. Идеологии — это производные (деривации) от чувств и влечений, разбиваемые им на 4 класса:
- Утверждения, притязающие на абсолютность и аксиоматичность.
- Суждения, ссылающиеся на авторитет.
- Утверждения, апеллирующие к согласию с чувствами и принципами большинства.
- Вербальные доказательства и софизмы.
Отождествляя идеологии с фальшивыми словесно-демагогическими образованиями, В. Парето отказывается рассматривать их под углом зрения соответствия действительности и настаивает на их социальной функции, которая состоит в том, что идеологии придают силу и агрессивность бессознательным эмоциям индивида.
В социологии знания, развившейся в XX веке, подчёркивается экзистенциальная обусловленность всех форм знания, их связь с социальным бытием. Так, М. Шелер, характеризуя типы классовой обусловленности мышления, видит в них различные формы разрушения единого мышления внутри жизненного сообщества и характеризует их как способы рационализации витальных влечений различных классов (Scheler M. Die Wissensformen und die Gesellschaft. Bern und München, 1960, S. 170–175). К. Манхейм, противопоставляя идеологическую и социологическую интерпретации духовных образований, подчёркивал обусловленность мышления бытием, соотносил «духовные образования» с социальными позициями их носителей. Идеологию как апологию существующего строя, как рационализацию интересов доминирующего класса, он противопоставляет утопиям, которые являются эмоционально-окрашенным выражением надежд оппозиционных классов и групп (Манхейм К. Диагноз нашего времени. — М., 1994, с. 52–92).
В социологии XX века развернулась критика той трактовки идеологии, которая предложена М. Шелером и К. Манхеймом. Г. Плесснер подчёркивает, что идеология связана с волей к власти (Plessner H. Zwischen Philosophie und Gesellschaft. — Bern, 1953, S. 221–240), M. Хоркхеймер считает, что идеология связана с социальным действием, Ч. Р. Миллс — с властными механизмами господства и манипуляции.
Л. Альтюссер, подчёркивая непримиримость, разрыв между идеологией и наукой, видел в идеологии бессознательное, даже тогда, когда она представляется в эксплицитной форме. Пытаясь соединить К. Маркса и З. Фрейда, он считал идеологии целостными структурами (идеологическими формациями), которые создаются идеологическим аппаратом и с которыми человек себя идентифицирует. В работе «Идеология и идеологические аппараты государства» (1970) Л. Альтюссер выделяет следующие виды «идеологических аппаратов», которые фиксируют в своём содержании инструменты проведения в жизнь доминирующей идеологии: религиозный; образовательный; семейный; юридический; политический; профсоюзный; коммуникационный (медийный); культурный. По Альтюссеру, эти «идеологические аппараты» отличаются от «репрессивного аппарата» тем, что в то время, как существует один «репрессивный аппарат», имеется множество «идеологических аппаратов»; другим моментом различия является то, что объединённый репрессивный аппарат является полностью общественной (государственной) структурой, тогда как большая (или значительная) часть «идеологических аппаратов», напротив, принадлежит частной области; репрессивный аппарат действует на общество «посредством насилия», а идеологические аппараты — «посредством идеологии».
В современной французской философии идеология отличается от ментальности (М. Вовель, А. Лефевр) и рассматривается в контексте анализа дискурса (М. Пешё, П. Серио). Так, М. Пешё, опираясь на идеи Л. Альтюссера, развивает учение о дискурсе в рамках теории идеологии как теории материальности смысла и иллюзий человека, который является источником и властелином своей речи. Идеологические формации определяют то, что может и должно быть сказано (в форме наставления, проповеди, памфлета, программы и так далее) в соответствии с определённой позицией и при определённых обстоятельствах. Внутри идеологии сохраняется то, что не высказано, что имплицитно (интердискурс как идеологическое пространство дискурса с его отношениями господства и подчинения). С. Жижек рассматривает идеологию как дискурс, позволяющий обществу зафиксировать значения и выражающий волю к тотальности, которая ищет замещения (сублимации) в фантазиях и самообманах.
Появление принципиально новых средств и способов описания и объяснения социальной реальности в середине XX века обусловило формирование оригинальных концепций сути и функций идеологии. М. Бахтин в своём истолковании идеологии попытался снять классово-политические контексты. «Идеологическое» для М. Бахтина — синоним семиотического, знакового вообще: «Ко всякому знаку приложимы критерии идеологической оценки (ложь, истина, справедливость, добро и прочие). Область идеологии совпадает с областью знаков. Между ними можно поставить знак равенства. Где знак — там и идеология». М. Бахтин противополагал идеологию — психологии, как области «внутреннего знака» и «внутренней речи». Он постулировал диалектический характер этого противопоставления, так как «внутренний знак» тоже знак, а значит, и идеология «индивидуальна», а в ряду социально-психологических явлений — выступает как «жизненная идеология». Всё психологическое, по мнению М. Бахтина, имеет свои семиотические основания: «Вне объективации, вне воплощения в определённом материале (материале жеста, внутреннего слова, крика) сознание — фикция. Это плохая идеологическая конструкция, созданная путём абстракции от конкретных фактов социального выражения». Психологии М. Бахтин противопоставлял не идеологию вообще, а только её социальные объективации в форме этических и правовых норм, религиозных символов и так далее. Для обозначения объективно существующих форм идеологии М. Бахтин использовал термин «идеологема». Трактовка идеологии как универсального свойства всего семиотического препятствовала спецификации конкретных механизмов её функционирования, хотя и элиминировала идеологические предпочтения её исследователей, трансформируя их подход в объективно-семиотический (в отличие от политической ангажированности представителей марксизма).
Спецификация семиотических механизмов идеологии была одной из ведущих областей философского творчества Р. Барта. В «Мифологиях» (1957) Р. Барт объединил миф и идеологию, называя их «метаязыком». Он не считал целесообразным проводить между идеологией и мифом семиотическое разграничение, определяя идеологию как введённое в рамки общей истории и отвечающее тем или иным социальным интересам мифическое построение. Следуя традиции определения знака как ассоциации означаемого и означающего, а языка — как системы знаков, Р. Барт определил миф и идеологию как «вторичные семиотические системы», «вторичные языки». Смысл знаков первичной знаковой системы, исходного «языка» «опустошается», согласно Р. Барту, метаязыком до полой формы (сохраняясь и в обескровленном состоянии), которая становится означающим как мифа, так и идеологии. Значение же самого метаязыка «натурализируется» в идеологии. В «Основах семиологии» (1965) Р. Барт отмечал, что идеология — это постоянный поиск ценностей и их тематизация. В случае же фигуративизации, по Р. Барту, идеологический дискурс становится мифологическим.
Ю. Кристева использовала для исследования идеологии термин М. Бахтина «идеологема». Последняя определялась ей в качестве «интертекстуальной» функции, придающей тексту социальные и исторические координаты, а также связывающей текст с прочими практиками означивания, составляющими его культурное пространство. Идеология, согласно Ю. Кристевой, присутствует также и в семиотических коннотациях самого исследователя идеологии, санкционирующих использование им тех или иных моделей и формализации. Избавиться от данных предпосылок невозможно, но возможно их прояснение в акте саморефлексии.
У. Эко рассматривал коммуникационные функции идеологии, которая «предохраняет нас от рассмотрения семантических систем в совокупности их внутренних взаимоотношений», благодаря ограничению области возможных коннотаций. Идеологический субкод исключает нежелательные подразумевания семантической системы. Идеология выступает означаемым данного риторического субкода и идеологические контексты формируются «склеротически отвердевшими сообщениями». Позже У. Эко описал идеологию как перекодирование первичного кода, придающее сообщениям вторичные смыслы. Согласно У. Эко, перекодирование суть интерпретативная модификация первичного кода, приводящая к нестандартному употреблению прежнего правила и создающая новое правило. Например, риторические и иконологические правила наделяют макроскопические фрагменты первичных сообщений некоторым значением, перекодируют их.
Статус идеологии как воплощение связи дискурса с некоторой социальной топикой описывается в современной философии как ряд отношений правдоподобия («референциального» — в контексте отношения с реальностями мира, «логического» — в плане соответствия жанровым и игровым закономерностям и так далее). Нередко в рамки идеологии пытаются инкорпорировать чисто философские измерения (например, философию истории, местоположение в ней человека, сопряжённые с ними оценочные суждения о возможных вариантах социального развития и желательного темпа последних). В этом контексте любая идеология, несущая в своей структуре некий идеал, противопоставленный наличной социальной реальности, — утопична и эсхатологична.
Таким образом, в современной философской мысли развиты различные концепции идеологии. Каждая из них выдвигает свой критерий идеологии: отношение к действительности (гносеологический подход), выражение интересов групп и классов (социально-психологический подход), рационализация влечений и воли к власти (неофрейдизм), бессознательного и совокупности нерационализируемых характеристик дискурса (французский постструктурализм и постмодернизм).
В контексте осуществления политики специфика идеологии состоит в том, что она создаётся благодаря деятельности идеологического аппарата политических партий и социальных движений — идеологов, политиков, учёных. Народные массы, социальные общности непосредственно не создают идеологии, однако их интересы, идеалы и общественно-политические представления составляют ту почву, на которой формируется и развивается идеология. Структурными элементами идеологии являются политические теории и идеи, общественно-политические идеалы, ценности, политические программы, политические символы. В отличие от науки, идеология включает в себя не только знание о социально-политической жизни, но и ценностное отношение к политическим тенденциям и процессам, оценку соотношения политических сил, которая выражает интересы политической партии или социального движения. В состав идеологии наряду с достоверными знаниями входят и ошибочные представления о социально-политических процессах, о функционировании политической системы. Поэтому столь в идеологии важна роль политических мифов и утопий. Политические мифы выдвигают ошибочные ориентиры обществу, его общественно-политическими объединениями и государству, если политические силы, разделяющие их, приходят к власти. Распространение мифов в общественном сознании может обеспечить лишь временный успех, так как рано или поздно подобные мифы разрушаются и политическое сознание оказывается в состоянии вакуума. Идеологии нередко используют политические символы, которые выражают принадлежность человека к тому или иному сообществу, движению, организации. Конфронтация между отдельными социальными группами и слоями нередко связана с неприятием определённых символов.
Среди социальных функций идеологии выделяются, прежде всего, мобилизационные, нормативно-регуляторные, контролирующие, социализирующие функции, которые обусловлены необходимостью как идеологического воспитания новой когорты последователей, так и идеологического санкционирования политических действий. Идеология, определяя цели политики, формулирует ориентиры политической деятельности, осуществляет выбор средств её реализации, мобилизует широкие слои общества для участия в осуществлении политики. Вместе с тем, существуют определённые границы во взаимопроникновении идеологии и политики. Если происходит гиперидеологизация политики, то политические лидеры не в состоянии адекватно реагировать на происходящие в обществе изменения и эффективно решать жизненно важные проблемы. Если же происходит чрезмерная политизация идеологии, то она превращается в доктринёрство, ангажированное своекорыстными интересами политической элиты, а социальные и духовные ресурсы политики резко сужаются. Тем самым создаётся вакуум идеологически обоснованных ориентаций и социальных действий. В тоталитарных обществах идеология трансформируется в государственную религию с особыми догматами, священными книгами, апостолами, святыми, бого-человеками, литургией и другими элементами. Государство в этом случае выступает идеократической системой, в границах которой верховный жрец, могущий толковать и трансформировать постулаты идеологии, выступает и высшим чиновником, и политическим лидером.