Содержание
- Колокольный звон на Руси
- История колокола
- Колокола на Руси
- Колокола в современной России
- Колокольные звоны на Руси
- Откуда появились культура колокольных звонов России?
- Из истории колоколов
- Три жизни царь-колокола
- Способы колокольного звона
- Звонница
- Что символизирует и зачем нужен колокольный звон в церкви?
- Каким бывает колокольный звон?
Колокольный звон на Руси
Колокольный звон на Руси
В православной Руси с особой любовью и почитанием относились к колоколам и колокольному звону. Вспомните песню «Вечерний звон», вспомните «Вечерний звон» И. Левитана…
Может быть, эти старинные образы помогут вам почувствовать, что колокольный звон на Руси был чем-то большим, чем простое явление колокольного звона: в нём словно отразилась русская душа, русская жизнь. Не случайно нигде колокола не были так тесно связаны со всем укладом жизни, как на Руси.
Люди хорошо понимали язык колоколов, ведь их звон сопровождал человека от рождения до смерти.
Колокола были неотъемлемой частью и сельского пейзажа, и городской жизни, под звон колоколов чередовались времена года, рассветы и сумерки, колокола звонили и в радостные, и в горестные дни, сопровождали великие праздники и семейные события.
Чувства русского человека, чью душу наполняет благостный колокольный звон, хорошо выразил А. К. Толстой в стихотворении «Благовест».
Среди дубравы блестит крестами
Храм пятиглавый с колоколами.
Их звон призывный через могилы
Гудит так дивно и так уныло!
К себе он тянет неодолимо,
Зовёт и манит он в край родимый,
В край благодатный, забытый мною,
И, непонятной томим тоскою,
Молюсь и каюсь я, и плачу снова,
И отрекаюсь я от дела злого;
Далёко странствуя мечтой чудесною,
Через пространства я лечу небесные,
И сердце радостно дрожит и тает,
Пока звон благостный не замирает.
Колокольный звон поистине являлся «отрадой души», неотъемлемой частью всей звуковой атмосферы русской жизни. Колокола и сами были словно живые: им, как и людям, давали собственные имена — Гаврила, Георгий, Лебедь, Медведь…
На самой знаменитой в Москве колокольне — Ивана Великого — некогда располагалось 52 колокола, замечательных по своему звуку. Московские старожилы хорошо знали их «голоса» и с удовольствием узнавали как старых знакомых.
Колокольную симфонию Москвы однажды описал юный М. Лермонтов в своём учебном сочинении:
«Москва не есть обыкновенный город, каких тысячи. У неё есть своя душа, своя жизнь … Каждый её камень хранит надпись, начертанную временем и роком, надпись для толпы непонятную, но богатую, обильную мыслями, чувством и вдохновением для учёного, поэта и патриота! Как у океана, у неё есть свой язык, язык сильный, звучный, святой и молитвенный!..
Едва проснётся день, как уже со всех её златоглавых церквей раздаётся согласный гимн колоколов, подобно чудной, фантастической увертюре Бетховена… и мнится, что бестелесные звуки принимают видимую форму…
О, какое блаженство внимать этой неземной музыке!»
Музыка утренних колоколов старинной Москвы – как чудесно передаётся она во вступлении к опере М. Мусоргского «Хованщина»! Облик великого города было невозможно представить без этого удивительного звона, наполнявшего воздух по мере приближения утра. Красноречивы и ремарки самого композитора, предваряющие каждый новый музыкальный эпизод:
«Занавес поднимается медленно. На сцене утренний полусвет»; «Главы церквей освещаются восходящим солнцем. Доносится благовест к заутрене»; «Вся сцена постепенно освещается восходящим солнцем».
В этом праздничном звуковом многоголосье наступало каждое утро, и, наверное, каждому казалось, что так будет вечно: и колокольни, и купола, и чудесный перезвон…
Многие композиторы вводили звучание колоколов в свои произведения. Колокола Кремля звучат у М. Мусоргского не только в «Хованщине», но и в Прологе оперы «Борис Годунов», в сцене венчания Бориса на царство.
Праздничный, красный звон слышится с колоколен невидимого Китеж-града (финал оперы Н. Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии»).
Китеж (Китеж-град, Кидиш) — мифический чудесный город, который согласно русским легендам, спасся от войск Батыя во время татаро-монгольского нашествия в XIII веке благодаря чудесному свойству быть невидимым.
С. Рахманинов одно из лучших своих произведений поэму для солистов, хора и симфонического оркестра «Колокола» на слова Эдгара По в переводе Константина Бальмонта — посвятил теме «Колокола в жизни человека». Разнообразный колокольный звон и составляет основу звучания этого замечательного сочинения.
«Колокола» принадлежат к выдающимся русским музыкальным произведениям кануна Первой мировой войны. В этой поэме, как в «Прометее» Скрябина, отразились тревожные, напряжённые настроения начала века. Как писал академик Асафьев, музыка «Колоколов» определяется «слиянием тревожных стадий в чувствованиях Рахманинова… с интуитивным постижением им глубоких тревог в недрах русского общества». Четыре части поэмы объединены общим ночным колоритом, красочностью, а главное — лейтмотивом, интонационно близким древнерусским причетам и средневековой секвенции Dies Irae.
1-я часть (Allegro ma non tanto) рисует образ безмятежной юности, картину зимнего санного пути с серебристым звоном колокольчиков. Всё подчиняет себе стремительный ритм бега. Тонкая оркестровка с флажолетами арф, нежным звучанием челесты, которые сменяют призывные фанфары труб и тромбонов, создают фантастический колорит. Возглас тенора «Слышишь!» подхватывается хором. В среднем разделе колорит мрачнеет, сгущаются оркестровые краски, хор закрытым ртом исполняет архаичную мелодию — словно всё погружается в забытьё, и возникает волшебный сон, оцепенение мечты. Но снова восстанавливается стремительный бег.
2-я часть (Lento) пронизана свадебным звоном. Её настроение определяют строки, звучащие у хора: «Слышишь к свадьбе зов святой, золотой». Они являются своеобразным рефреном, неоднократно всплывающим на протяжении части, в которой нежная лирика сочетается с торжественностью и трепетным ожиданием. Солирующее сопрано интонирует широкую, плавную, по-рахманиновски щедрую мелодию. Это — лирический центр произведения.
3-я часть (Presto) аналогична симфоническому скерцо, насыщенному трагизмом. Если в 1-й части слышался звон серебристый, а во 2-й — золотой, то здесь господствует «медный» звон тревожного набата, зловещий гул, возникает образ разбушевавшегося, всё поглощающего пламени («А меж тем огонь безумный»). Это торжество злых сил, апокалиптическая картина всеобщей катастрофы.
4-я часть (Lento lugubre) — финал — скорбный эпилог жизненного пути. Монотонно гудит погребальный колокол. «Надгробному слову» солиста-баритона краткими псалмодическими фразами вторит хор. Солирует английский рожок, звучит хорал из «Пиковой дамы» Чайковского. Постепенно всё более драматизируется монолог баритона, прерывающийся рыданиями. Средний раздел насыщен ужасом. Кажется, кто-то чёрный всё сильнее раскачивает погребальный колокол. Слышится насмешка надо всем, что было дорого — искажённо, изломанно звучит архаичная мелодия первой части, образ волшебного сна подвергается надругательству. Кода поэмы умиротворена. Выразительная мелодия струнных словно возносится ввысь.
Сам композитор считал эту симфонию самым сильным из своих произведений. По своей достоверности в оркестровке колокольного звона «Колокола» стали уникальным явлением в симфонической музыке.
Презентация
История колокола
Колокол – ударный инструмент, куполообразной формы, внутри которого находится язык. Звук из колокола исходит при ударе язычка о стенки инструмента. Существуют и такие колокола, у которых нет языка, по ним бьют сверху специальным молотком или брусочком. Материал, из которого изготавливают инструмент – в основном бронза, но в наше время колокола часто стали делать из стекла, серебра и даже чугуна.Колокол, является древним музыкальным инструментом. Первый колокол появился в Китае в XXIII веке до нашей эры. Он был весьма небольшого размера, и клепался из железа. Чуть позже, в Китае решили создать инструмент, где находилось бы несколько десятков различных по величине и диаметру колокольчиков. Такой инструмент отличался своим многогранным звучанием и колоритностью.
В Европе инструмент, подобный колоколу, появился на несколько тысяч лет позже чем в Китае, и назывался карильон. Люди, жившие в те времена, считали этот инструмент символом язычества. Во многом благодаря легенде, об одном старинном колоколе находящемся в Германии, который носил название «Свиная добыча». По поверью, табун свиней нашел этот колокол в гигантской куче грязи. Люди привели его в порядок, повесили на колокольню, но колокол начал проявлять некую «языческую сущность», не издавал никаких звуков, пока не был освящен местными священниками. Прошли века и в православных церквях Европы, колокола стали символом веры, на них выбивали известные цитаты из Священного писания.
Колокола на Руси
На Руси появление первого колокола произошло в конце X века, практически одновременно с принятием христианства. К середине XV века, люди стали лить колокола больших размеров, так как появились заводы по выплавке металла.
Когда раздавался звон колоколов, люди собирались на богослужения, или на вече. В России данный инструмент изготавливали внушительных размеров, с весьма громким и очень низким звуком, звон такого колокола раздавался на очень большие расстояния (тому примером служит «Царь колокол» сделанный в 1654 году, который весил 130 тонн и звук его разносился более чем на 7 верст). В начале XVII века на московских колокольнях находилось до 5-6 колоколов, вес каждого составлял около 2 центнеров, справлялся с ним, всего один звонарь.
Российские колокола назывались «язычными», так как звук от них исходил при расшатывании языка. В европейских инструментах звучание исходило при расшатывании самого колокола, или при ударе по нему специальным молотком. Это является опровержением того, что церковные колокола пришли в Россию из Западных стран. К тому же, такой способ удара позволял уберечь колокол от расколов, что позволяло людям устанавливать колокола внушительных размеров.
Колокола в современной России
На сегодняшний день, колокола используют не только в колокольнях, они считаются полноценными инструментами с определенной частотой звучания. В музыке они применяются разных размеров, чем меньше колокол, тем выше его звучание. Композиторы используют данный инструмент, для подчеркивания мелодичности. Звон маленьких колокольчиков, любили использовать в своих творениях, такие композиторы, как Гендель и Бах. Со временем, набор небольших колокольчиков был снабжен специальной клавиатурой, что позволяло облегчить его использование. Такой инструмент применялся в опере «Волшебная флейта».
Колокольные звоны на Руси
Откуда появились культура колокольных звонов России?
колокола Исакия
Существуют различия в способе звона на Западе и в России. В древности на Руси колокола называли русским словом «язычные».Язык колокола — его важнейшая часть, так как с помощью ударов языком по куполу производился звон. Такой способ позволял создавать различные сложные ритмические рисунки. На западе же, наоборот, звук колокола образовывался путем раскачивания его корпуса, который ударялся о язык. Пассивное положение языка по отношению к корпусу колокола определяет и характер звучания западных колоколов, в котором слышатся скорее переливы без той мощи, на которую способен язычный большой русский колокол. Ударами языка по корпусу создавались сильные и яркие колокольные звоны, мелодии, гармонии, ритмы, а многочисленные трезвоны маленьких колокольчиков придавали всему звучанию особенный праздничный колорит. В эпоху барокко XVII—XVIII вв. резко увеличилось количество не только больших колоколов, но и маленьких колокольчиков. В это время трезвоны становились все более украшенными.
Церковные колокольные звоны. Некоторые определения
Буду цитировать выдержки из книги Н.И. Завьялова, музыкального руководителя группы звонарей Храма Христа Спасителя, г. Москва. Кому интересно лучше полность прочесть книгу, пройдя по ссылке. Тезисы не дают никакого представления о регламенте колокольной службы.
Церковные праздники бывают великие, средние и малые. Церковный колокольный звон напрямую зависит от статуса службы, поэтому и колокола называют соответственно тому, в какие праздники их используют: колокольный звон праздничный , воскресный, полиелейный , простодневный, или будничный , постный , часовой. Подразделяются на виды звона: благовест одиночные удары в большой колокол,трезвон несколько одновременно звонящих колоколов,перезвон поочередные удары от большого к малым, перебор по одному удару в каждый из колоколов от малого к большому.
Звон, именуемый благовестом, предназначен возвещать о начале богослужения. Трезвон может совершаться в один, два или три приема (в зависимости от того, какому богослужению суточного круга он предназначен). В суточном круге богослужений содержатся три главных службы вечерня, утреня и литургия. Перед вечерней совершается трезвон в один прием; перед утреней, поскольку это вторая служба, трезвон в два приема; перед литургией в три. Перезвон используются в богослужебной практике для того, чтобы подчеркнуть важность предстоящей службы или действа. Перебор погребальный звон и, несмотря на простоту, тоже имеет разновидности. При погребении священников, иеромонахов, игуменов, архимандритов перед перебором ударяют в самый большой колокол 12 раз, затем совершают по одному удару в каждый колокол от малого к большому, символизируя человеческую жизнь в ее развитии и взрослении.
Воскресные звоны.
Поскольку суточный круг богослужений или, иначе говоря, церковный день начинается с вечерни, то и звоны, соответственно, начинаются накануне празднуемого дня. Звоны к воскресной всенощной. Перед воскресным днем, в субботу вечером, звонарь, получив благословение у предстоятеля, совершает благовест и трезвон перед началом всенощного бдения. Следующий звон на всенощной именуется двузвоном. Это трезвон в два приема, иначе говоря два трезвона через небольшой промежуток времени, и означает начало утрени. Звон к Евангелию это трезвон в один прием, совершаемый во время выноса из алтаря Евангилия.
Будничные или седмичные дни это дни недели, кроме субботы и воскресенья. Они называются будничными, хотя, по сути, каждый день бывает праздник, память какого либо святого.
В Пасху и Светлую Седмицу, во многих храмах соблюдают древнюю традицию — позволять всем желающим звонить в храмовые колокола. Где-то колокольни просто открывают настежь, а где-то не ленятся обучать прихожан азам церковного звона. «Нескучный сад» составил краткий путеводитель по колокольням Москвы. Путеводителя по колокольням Ростова пока нет.
P.S.: Заинтересовалась этой темой, что бы понять во сколько звонят в колокол утром. Потому что в моей церкви никогда не угадаешь. И вот что я накопала. То что для нас утро далеко уже не утро для церкви. Заутреня служится затемно. А то что для меня утренняя служба это звонят к Литургии. И она может служиться от рассвета до 12 дня. Но бывают исключения по большим праздникам. Т.е. каждый пастырь в своем храме служит тогда когда считает нужным. В моей церкви это где то в 9-30. Хотя никогда точно не начинается. бывало и раньше а иногда и в 10. Похоже, что чем точнее это происходит по расписанию, тем более организованный пастырь в приходе.
Для православного человека храм Божий и колокольный звон — неразделимые понятия. Древняя русская традиция — снимать шапку, когда звонят колокола — говорит о том, что православный люд с большим благоговением относился к звону, который, по сути дела, представляет собой особый вид молитвы. Только эта молитва — благовест — начинается ещё задолго до богослужения, и её слышно за многие километры от храма. И как церковное пение пересекается с молитвами священника, так и православный звон символизирует важные моменты службы. И уж никакой крестный ход не обходится без колокольного звона.
Из истории колоколов
Колокол имеет очень интересную историю. Колокольчики, которые больше походили на бубенцы, были известны еще до Рождества Христова. Их носили на национальных костюмах во многих странах. Например, в древнем Израиле первосвященники украшали свои одежды маленькими колокольчиками, которые являлись отличительными знаками определенных чинов.
Как музыкальный инструмент определенной канонической формы колокол появился к III веку. История его возникновения связана с именем святителя Павлина Милостивого, епископа Ноланского, память которого мы празднуем 5 февраля (23 января по ст. ст.). Жил он в итальянской провинции Кампана. Однажды возвращаясь домой после обхода своей паствы, он сильно притомился, прилег в поле и увидел во сне, как Ангел Божий играл на полевых колокольчиках. Это видение его настолько поразило, что он, по прибытии в свой город, попросил ремесленника изготовить ему из железа колокольчики наподобие тех, что видел во сне. Когда они были сделаны, оказалось, что у них было очень хорошее звучание. С тех пор начали изготавливать колокольчики самой разной формы и размеров, которые впоследствии увеличивались и привели к появлению церковных колоколов.
Изначально колокола отливали из самых разных металлов, но с течением времени сложился наиболее подходящий состав, который используется и сейчас: колокольная бронза (80% меди и 20% олова). При таком составе звук у колокола получается звонкий и певучий. Размеры колокола постепенно возрастали. Это было связано, в первую очередь, с мастерством колокололитейщиков. Процесс литья усложнялся и совершенствовался. Интересно отметить, что когда колокола переливали, обязательно увеличивался их вес. Это связано с тем, что медь при переплавке теряет свои свойства, а олово выгорает, поэтому при каждой переплавке приходилось добавлять чистой меди и олова, что увеличивало вес колокола как минимум на 20%.
А переливать колокола приходилось, поскольку у них тоже есть свой срок службы — обычно 100-200 лет. Срок службы колокола зависит от многого: от качества литья, от звонарей, от того, как аккуратно с колоколом обращаются. Большое количество колоколов разбилось только потому, что звонари не знали, как правильно звонить. И разбивались они чаше всего в зимнее время — на морозе металл становится более хрупким, а в великий праздник так хочется позвонить погромче, вдарить в колокол посильнее!
Три жизни царь-колокола
Переливка колокола была таким же знаменательным событием, как и отлитие нового. Ему часто давали новое имя, вешали на новое место, а если колокольня не позволяла, строили отдельную звонницу. Большие колокола лили прямо у храма, потому что их транспортировка была порой еще более сложной, чем сама отливка и поднятие на колокольню.
Московский Царь-колокол, можно сказать, имел несколько жизней. В 1652 году царь Алексей Михайлович повелел отлить самый большой в мире «Успенский» колокол (первый наш Царь-колокол) весом 8000 пудов (128 тонн), который в 1654 году был подвешен и вскоре разбит. В 1655 году из него отлили «Большой Успенский» колокол (второй Царь-колокол) весом 10000 пудов (160 тонн). Он был подвешен в 1668 году на специально построенной звоннице, но во время пожара в 1701 году и этот колокол разбился.
В 1734-1735 годах завершила эпопею Царь-колоколов Анна Иоанновна, отлив колокол в 12000 пудов (около 200 тонн). Для дальнейшей очистки колокол подняли на деревянные стропила. Предполагалось построить для него специальную колокольню, так как он не влезал ни на колокольню Ивана Великого, ни на Успенскую звонницу.
Но вскоре в Кремле случился сильный пожар, и деревянная конструкция, на которой висел колокол, загорелась, колокол рухнул в яму. Испугавшись, что упавшие на колокол горящие дрова могут его расплавить, народ стал поливать его водой. А после пожара обнаружилось, что от колокола отвалился кусок весом 11 тонн. Что послужило расколу колокола — его падение в яму (основание которой было каменистое) или температурные перепады при его поливании водой —неизвестно. Так ни разу и не позвонив, Царь-колокол пролежал в земле более ста лет. В 1836 году при Николае I Царь-колокол был поднят из земли и поставлен в Кремле на постамент, спроектированный итальянским инженером-ученым Монферраном.
Способы колокольного звона
Способов колокольного звона, характерных для нашей страны, два: очепной и язычный. Особенность первого состоит в том, что колокол накрепко монтируют в подвижную ось, к которой прикреплен рычаг (очеп) с привязанной к нему веревкой. Звонарь стоит на земле и тянет за нее, равномерно раскачивая колокол. Язык при этом остается свободным. При очепном способе звона можно использовать небольшие колокола. Если же вес колоколов достаточно большой, система их крепления усложняется, а большие нагрузки приводят к быстрому износу подвижных частей, а также разрушению самих стен колокольни.
Когда при царе Борисе Годунове отлили колокол в 1500 пудов (около 24 тонн) и подвесили его на специально построенной для этого звоннице, то чтобы раскачать его понадобилось сто человек.
Звонница
Колокола на звоннице делятся на три группы: благовестники (самые тяжелые), которые управляются через педаль, а при очень большом весе второй человек раскачивает язык; ползвонные (средние по весу), которые соединены системой перетяжек с пультом управления и приводятся в действие левой рукой; зазвонные (самые маленькие), в которые обычно звонят трель правой рукой.
Существует четыре вида православного звона: благовест (равномерные удары в самый большой колокол), перебор (поочередно ударяют в каждый колокол по одному разу от малого к большому, а затем во все сразу — удар «во вся», и так несколько серий), перезвон (несколько серий поочередных однократных ударов в каждый колокол от большого к малому, затем — «во вся»), трезвон (самый богатый по ритму и композиции звон, в котором задействованы все три группы колоколов). Перед началом богослужения положен благовест, затем трезвон, по окончании службы — трезвон. Благовест призывает христиан к богослужению, а трезвон символизирует радость празднуемого события. Перебор положен во время похорон и символизирует собой жизнь человека: звук малых колоколов означает детство человека и по возрастающей — его взросление, после чего удар «во вся» символизирует обрыв жизни. Перезвон (от большого к малому) символизирует истощение Христа во время крестных страданий, удар «во вся» символизирует Его крестную смерть. Перезвон положен один раз в году — в Великий четверг вечером на выносе плащаницы.
Колокольный звон применялся на Руси не только во время празднования церковных служб. Колокола использовали для созывания народа на вече, оповещения об опасности или ненастье (пожар и т.д.), указания дороги заблудившимся путникам (ночью, в метель) или морякам (если храм стоял недалеко от моря), призыва на защиту Родины, при отправлении войска на войну, празднования побед.
Полюбив колокольный звон, народ связывал с ним все свои торжественные и печальные события. Считалось, что колокол имеет какую-то чудесную силу, и его нередко отождествляли с живым существом. Об этом говорят и названия его основных частей: язык, уши, маточник, плечо, тулово (или юбка). Интересно отметить, что в иностранных языках основные части колокола не имеют таких «живых» названий. Например, в английском или французском, язык называется ударником (молотком), маточник с ушами — короной, тулово и плечо — скатом.
Влияние колокольного звона на человека ещё очень мало изучено, но точно известно, что звон даже с физической точки зрения полезен для здоровья, так как исходящий от него (но неслышимый) ультразвук очищает воздух от микробов. Недаром в старину при эпидемиях и страшных морах полагалось неустанно звонить в колокола. И было замечено, что в тех сёлах, где была церковь и постоянно звонили в колокола, мор был значительно меньше, чем в тех местах, где не было храма. Колокольный звон может сильно влиять на душевное (психологическое) состояние человека. Ученые связывают это с существованием биоритмов и резонансных частот для каждого органа. Обычно низкие частоты, характерные для больших колоколов, успокаивают человека, а высокие чаше всего возбуждают. Сегодня даже появились специальные методики использования колокольных звонов для лечения душевных расстройств. А утверждение о том, что все звонари — глухие, совершенно неправдоподобно. Пообщайтесь с любым звонарем со стажем, и он вам наверняка скажет, что никаких слуховых расстройств у него не наблюдается.
Русский народ нашел достойное выражение церковной идеи колокола в своих могучих, торжественных звонах, в своих высоких, своеобразных колокольнях; он любит колокол и почитает его. Это его знамя победное, его торжественное пред лицом всего мира исповедание лучших и заветнейших его упований, того, что ему всего дороже и священнее, чем он силен и непобедим.
По материалам журнала «Славянка»
Что символизирует и зачем нужен колокольный звон в церкви?
Колокольный звон звучит в определенные моменты церковного богослужения для выражения радости, грусти и торжества православной веры. Он оповещает о начале службы и приглашает верующих в храм.
«Издревле для того, чтобы собрать людей на молитву, использовались какие-то инструменты, которые могли извлекать сильный звук. Церковь по замыслу была призвана собирать народ целого города. Вначале возникновения христианства на верующих были гонения, они собирались тайно и никаких сигналов о том, что они собираются на молитву они подавать не могли. А потом, когда христианство стало религией государственной, то тогда, чтобы призвать народ к молитве, появился колокол, который со временем усовершенствовался, появилось мастерство отлива колоколов. Говорят, в Звенигороде был колокол, который слышался за много-много верст вокруг. Подбор колоколов там характеризовался как малиновый звон с сильным и мелодичным звуком. Так что колокол призван созывать большое количество людей на церковную молитву, поскольку церковное богослужение должно быть соборным, то есть всеобщим. Колокол призывает всех людей прийти и воздать хвалу Богу всем вместе в храме Божием», — говорит священник Александр Ильяшенко.
Каким бывает колокольный звон?
Согласно летописям, на Руси существовал своеобразный способ звона. Русские колокола давали звук не посредством раскачивания самого колокола вместе с языком, а посредством ударов подвижного языка в неподвижный колокол. Такая отличительная особенность придает русскому церковному звону особое звучание. Помимо манеры раскачивания характерный звон в православных церквях придает определенное количество колоколов. Издавна вошло в обычай снабжать каждую колокольню набором колоколов от самых маленьких до самых больших размеров. А в числе требований колокольного звона кроме ударов в один колокол были также перезвон и трезвон, которые возможны только с колоколами различного размера, веса и звука.
По характерному звону можно понять, что происходит в храме и какое событие церковной жизни отмечается в конкретный день церковного календаря. Существует несколько видов звона:
Благовест — одиночные удары в большой колокол. Такой звон возвещает о начале богослужения или оповещает о совершении таинства евхаристии на Литургии и о чтении Евангелия в других службах. Такой звон может звучать как самостоятельно, так и в составе других звонов. Чем больше праздник, тем длиннее, громче и чаще благовест.
Трезвон — несколько одновременно звонящих колоколов. Такой звон выражает радость и торжество и исполняется после благовеста перед богослужением или звучит отдельно перед началом торжественных служб. В нем участвуют все группы колоколов (большие — благовесты, средние — подзвонные и малые — зазвонные).
Перезвон — поочередные удары, состоящие из перезвона и трезвона. Перезвон совершают перед освящением воды во дни храмовых праздников и при погружении Креста в воду во время водоосвящения. Во время перезвона сначала ударяют в большой колокол, потом в другой меньший до самого меньшего, по одному разу, потом ударяют в том же порядке.
Перебор — по одному удару в каждый колокол от малого к большому. Он совершается в обратном порядке, чем перезвон, сначала медленно ударяют по одному разу в каждый колокол с самого малого и до самого большого, а после этого ударяют одновременно во все колокола. Такой звон выражает скорбь, его совершают во время отпевания усопших.