Содержание
- С какого возраста нужен логопед ребёнку, когда лучше показать его впервые
- Признаки нормального развития речи
- Рекомендуемый возраст для визита к специалисту
- Поводы для обращения к логопеду
- Главные вопросы логопеду: когда ребёнок должен начать говорить и как понять, что ему нужна помощь
- Когда следует обращаться к логопеду? консультация
- Логопедический календарь, когда нужен логопед для детей
- Советы логопеда: «Когда родителям нужно обращаться за помощью к логопеду» статья (младшая группа)
- С какого возраста обращаться к логопеду?
- Когда стоит обращаться к логопеду: признаки нарушения речи
- Рекомендуемый возраст для профилактической консультации специалиста
- Диагностика проблем звукопроизношения
- Как проходят занятия и какие инструменты используются
- Когда нужна консультация невролога
- Рекомендации для родителей для предотвращения проблем с речью
- В каком возрасте вести ребенка к логопеду, чтобы исправить дефекты речи?
- Памятка «Когда пора к логопеду?»
С какого возраста нужен логопед ребёнку, когда лучше показать его впервые
Каждая мама с интересом наблюдает за своими детьми, с нетерпением ждёт первых слов. Но порой они долго не появляются, либо речь наполнена отдельными звуками. Некоторые родители замечают, что дети неправильно выговаривают слова или искажают их, но не знают, когда ребёнку нужен логопед и при каких проблемах.
Часто мамы и папы обращаются к специалисту лишь когда ребёнка оставляют на второй год в школе или вынуждают покинуть сад/школу из-за отставания в развитии, основой которого является речь. Расскажем, когда обращаться к логопеду с ребёнком, чтобы избежать проблем в будущем.
Признаки нормального развития речи
Первая реакция новорождённого малыша — это крик. После он трансформируется в гуление — издавание отдельных звуков. К полугоду младенец уже вовсю лепечет, т. е. произносит подобия слогов. Он уже может с их помощью выражать свои требования и желания.
- Первый этап активной речи начинается с года. К этому времени малыш начинает произносить отдельные слова, связывать их в простые предложения. Нарастает словарный запас, к полутора годам дети начинают составлять фразы из четырёх слов.
- В 2−3 года малыш уже активно общается со сверстниками. Его речь далека от идеала, он проглатывает части слов и не выговаривает половины звуков, но способен запоминать простые стихи.
- В три года появляются свистящие звуки , , , , , но они не всегда чисто произносятся — это нормально.
- В четыре года появляются шипящие звуки , , , , дети легко формулируют свои мысли и ведут со взрослыми полноценные диалоги, которые ограничены лишь их уровнем знаний об окружающем мире.
- В пять-шесть лет появляются самые сложные звуки — сонорные. К ним относят , , , . Дети всё лучше овладевают речью, уже почти не допускают в ней ошибок. В их словарном запасе около 2 тысяч слов.
- К семи годам малыш выговаривает все звуки русского языка и произносит их правильно. Активно пересказывает по картинкам, легко меняет интонацию и использует в общении около 3500 слов.
Если ваш малыш развивается по описанному выше сценарию, то логопед нужен ребёнку в 2,5 года. Специалист проведёт диагностику речевого развития, убедится в нормальном развитии малыша, подскажет нюансы текущего состояния речи, на что стоит обратить внимание.
Рекомендуемый возраст для визита к специалисту
Логопед — это специалист, который устраняет дефекты речи. Обращаются к нему по разным причинам. Иногда это не выговаривание звука, в других случаях — длительное молчание малыша. То, с какого возраста нужен логопед ребёнку, зависит от конкретной проблемы.
Основной повод для беспокойства — отсутствие речи. В норме дети начинают говорить с года. Не стоит переживать, если слова появятся чуть позже. Специалисты считают критичным возраст два с половиной года. Если к 2,5 годам малыш не заговорил либо в его речи всего несколько слов, то имеет место задержка речевого развития. Здесь рекомендуется комплексное обследование у специалистов.
Если у вас возникли вопросы по речи малыша до 2 лет, вы сомневаетесь в правильном его развитии, то имеет смысл идти к педиатру. Логопед принимает детей с возраста 2 года.
Мнение эксперта Буйнова Надежда Валерьевна Детский логопед, опыт работы более 20 лет Многие не задумываются над тем, в каком возрасте нужно обращаться к логопеду с ребёнком, считая, что речь разовьётся сама. Что в садике или в школе учителя исправят все проблемы. Потом ребёнка просят покинуть частный детский сад из-за проблем с развитием речи или оставляют на второй год в школе. Есть практика таких случаев и они не единичны.
Логопед проводит логопедическое обследование, напоминающее разностороннее тестирование способностей малыша. Он проверяет есть ли понимание речи, выполняет ли ребёнок простые инструкции, сколько слов в его речи, умеет ли он изменять слова по числам и т. д. Логопед — это коррекционный педагог. Он проводит специальные занятия, которые направлены на вызывание и развитие речи малыша. Этот небыстрый процесс порой требует нескольких лет.
У родителя множество поводов для беспокойства, среди которых отсутствие гуления или лепета, отсутствие у малыша понимания обращённой речи, задержка физического развития. Это может быть симптомом серьёзных нарушений. Поэтому потребуется консультация разных специалистов, а не только логопеда. Перед тем как вести малыша к логопеду, родители могут показать его психиатру, сурдологу (для исключения нарушений слуха), неврологу.
Поводы для обращения к логопеду
Чаще всего родители решают идти к логопеду с ребёнком, если тот не выговаривает несколько звуков. В обывательском языке это называют «шепелявостью» или «картавостью». Дети могут заменять звуки, искажать или вовсе не произносить. В ходе обследования логопед проверяет не только умение правильно произносить звуки речи, но и другие стороны речевого развития:
- Грамматику;
- Лексику;
- Умение выделять звуки и различать их.
Обязательно изучается артикуляционный аппарат малыша (губы, зубы, нёбо, язык, уздечка и т. д.). Так как некоторые анатомические особенности могут мешать правильному формированию речи. В таком случае показана консультация ортодонта или хирурга.
Настораживать должны перестановки слогов или их проглатывание в 2,5 года. Например, ребёнок говорит: «ееко» вместо «сердечко», «фрукты-укы, собака – ахака, зебра – хеха» или «мака куша кофета» вместо «Маша кушает конфету».
Если помимо звуков, у обследуемого нарушены другие компоненты, то ему ставится заключение «общее недоразвитие речи». В таком случае придётся заниматься с логопедом два раза в неделю. Нельзя точно сказать, сколько потребуется времени для коррекции. Обычно на неё уходит от года до трёх лет.
Нарушения звукопроизношения включают в себя только проблемы со звуками. Дети могут искажать их, пропускать или заменять. Например, вместо говорить , вместо говорить . Часто наблюдаются искажения. Например, свистящие произносятся таким образом, что кончик языка находится между зубами.
Очень часто неправильное произношение возникает из-за путания звуков (несформированности фонематического слуха). Таким детям тяжело даются задания на выделение звука, определение его места в слове, на различение звуков.
Некоторые родители внимательно наблюдают за развитием дочери или сына, но они не знают, с какого возраста логопед может обследовать детей и взять их в работу. Ведь выявить проблему специалист может и в 2 года. Опытные логопеды владеют методиками помощи для детей всех возрастов от 2 лет.
В случае задержки речевого развития своевременная поддержка поможет быстрее справиться с проблемой. Чем дольше тянуть, тем больше времени и денег занимает решение проблемы.
Нужен ли логопед ребёнку в 5 лет? Он может понадобиться из-за неправильного произношения звуков . При искажении звука он произносит его губами, а при проблемах с , «рычит» горлом, что даёт дефектное звучание. Поставить эти звуки не займёт много времени и избаавит малыша от дефектов речи.
Ещё одно возможное нарушение речи — это заикание. Дети начинают растягивать звуки или «спотыкаться» на звуках, слогах. Появление таких симптомов требует незамедлительной консультации специалистов (логопеда, невролога) для различения сложного речевого нарушения от физиологических запинок вследствие формирования речи.
Зачастую помощь логопеда требуется в школьном возрасте. У детей данной возрастной группы возникают проблемы с чтением, письмом и арифметикой. Ученики путают буквы, пропускают их, слитно пишут слова в предложении, неправильно прочитывают слоги, слова и прочее. Всё это необходимо своевременно исправлять, так как в дальнейшем такие проблемы серьёзно осложняют жизнь ребёнка, вплоть до оставления на второй год.
Как видите, в идеальном случае, логопед не является обязательным специалистом в жизни детей. Но это немногочисленные случаи. Не зря же в детских садах и начальной школе есть такие специалисты. В случае с логопедом работает такое правило: чем раньше обратиться, тем проще и дешевле будет решение имеющейся проблемы.
Главные вопросы логопеду: когда ребёнок должен начать говорить и как понять, что ему нужна помощь
Родители постоянно задаются вопросами о речевом развитии ребёнка. Почему в три года он молчит, нужно ли учить его читать как можно раньше, обязательно ли выговаривать звук «Р»? Учитель-логопед высшей категории в школе № 45 имени Л. И. Мильграма Нина Половнева объясняет, в каких случаях действительно нужно обратиться к специалисту и как записаться в логопедическую группу.
Рассылка «Мела» Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу
Чем занимаются логопеды, кроме постановки звуков?
За последние 8-10 лет работы у логопедов ощутимо прибавилось. Если раньше «речевым» (с нарушениями речевого развития) ребёнком в среднем был каждый четвёртый, то сегодня редко удаётся встретить хотя бы одного дошкольника, который бы соответствовал установленным нормам. Дело не только в пресловутых «р» и «л». Работа логопеда состоит в увеличении словарного запаса, отработке лексики, освоении грамматических категорий. Мы тренируем зрительную память и способность анализировать информацию, чтобы затем грамотно её излагать. Для разного возраста логопед решает свои задачи, но все они связаны между собой.
Если в детском саду ребёнку так и не поставили звук «с», и вместо «санки» он произносит «шанки», то в первом классе, скорее всего, он будет ошибаться и на письме.
Если в дошкольном возрасте ребёнку не даётся связный рассказ-монолог по картинке, то в школе не избежать трудностей с сочинениями по литературе
Ведь способность структурировать мысли и переходить от общего к частному закладывается ещё на логопедических занятиях в детском саду.
Если не научить ребёнка видеть на картинке центр, передний и задний планы — то он будет выхватывать небольшую деталь («птичка летит!»), упуская остальные. Впоследствии это может привести к сложностям в анализе текста и даже собственных рассуждений.
Как развивается речь ребёнка от года до семи лет?
Когда мы говорим о том, что ребёнок должен или не должен уметь в том или ином возрасте, то ориентируемся на понятие «нормы», которое так часто повергает современных родителей в беспокойство. С одной стороны, их страх, что ребёнок не впишется в установленные рамки нормального развития, оправдан. Именно норма определяет, готов ли ребёнок к школе и его дальнейшие успехи. Но само понятие нормы довольно размыто, а исключения из неё встречаются довольно часто.
У каждого есть история про знакомого ребёнка, который не говорил до трёх лет, а затем выпалил целое предложение за ужином, испугав всю семью и невероятно осчастливив маму.
Речевое развитие очень индивидуально, и до трёх лет мы всегда даём ребёнку время разговориться. Если, конечно, у него в порядке артикуляционный аппарат и задержка речевого развития — не следствие других заболеваний и травм.
Речь здорового ребёнка должна развиваться с учётом таких этапов (плюс-минус полгода для каждого указанного возраста)
- 1 год — в пассивном словаре 10-20 слов (он их понимает и может показать или хотя бы посмотреть на названный предмет). В активном словаре — около пяти или десяти коротких слов.
- 2 года — активный словарь увеличивается до 100-300 слов, в речи появляются простые короткие предложения-словосочетания «дай китю», «хочу игрушку», «киса сидит».
- 3 года — в активном словаре около 1000 слов, при этом ребёнок может дать адекватный ответ на вопрос.
- 4 года — может правильно повторить слово из четырёх слогов за взрослым, освоил понятия «большой-маленький», «много-мало».
- 5 лет — может повторить предложение из девяти слов. Оперирует понятиями «сегодня», «завтра», «вчера» — для согласования времён и структурирования речи.
- 6 лет — в активном словаре более 2 000 слов. В этом возрасте можно учить его составлять рассказ по картинке — к первому классу как раз пригодится.
- 7 лет — активный словарь более 3 000 слов, у ребёнка сформирована связная речь, он может пересказать прочитанный рассказ или услышанную историю.
Из этих норм формируются требования к речевому развитию при поступлении в школу.
Как понять, что ребёнку нужен логопед?
Я всегда говорю родителям, что логопедические дефекты нужно по максимуму исправить до первого класса, потому что в школе у них и так будет достаточно приключений. Есть, конечно, и такие дети, которым искажённый звук «р» никак не мешает учиться. Они не испытывают трудностей с написанием слов и их речь понятна собеседникам. В таком случае правильная постановка звука — вопрос вкуса и всегда остаётся на усмотрение самих родителей и детей. Но в большинстве случаев важно вовремя заметить дефект и обратиться к логопеду чем раньше, тем лучше.
Обратиться к логопеду в дошкольном возрасте стоит, если:
- В раннем детстве ребёнок не произносит звуков, не гулит, не начинает разговаривать до трёх лет. Многие дети пропускают период гуления, но показаться логопеду не будет лишним — хотя бы чтобы убедиться, что всё в порядке с артикуляционным аппаратом.
- Словарный запас ребёнка с годами не пополняется или расширяется очень медленно.
- Дошкольник испытывает трудности с запоминанием вида букв.
- Плохо или неправильно произносит звуки, их сочетания или не произносит некоторые из них.
- С трудом выполняет задания «найди четвёртый лишний», сложно обобщает ряд слов одной категории (не может ответить на вопрос «малина, клубника, смородина — что это?»).
- Заикается.
- К пяти годам не начинает «сливать» буквы в слоги, хотя знает, как они произносятся по отдельности.
Когда ребёнок приходит к логопеду в детском саду или в школе, логопед обязательно общается с родителями, смотрит его медицинскую карту и проводит собственное обследование. В первую очередь, чтобы определить характер нарушений и возможные причины этих проблем. Часто речевые дефекты связаны с тем, что детей просто не научили, например, правильно произносить определённые звуки или делать их слияние. Тогда мы ставим их, отрабатываем и отпускаем.
К сожалению, в детских садах и школах у логопедов нет возможности проследить, чтобы каждый ребёнок ещё и вводил в свою речь отработанный звук. Часто бывает, что дети ленятся произносить правильно, даже если научились, ведь родители и так их понимают. Поэтому здесь важно помнить, что отработка звука должна продолжаться и дома.
Другие речевые дефекты могут быть вызваны как внешними, так и внутренними факторами. К внешним относятся и речевая среда, в которой растёт ребёнок, и питание, и экология, и челюстно-лицевые травмы. К внутренним — генетическая предрасположенность (строение артикуляционного аппарата может передаваться по наследству), родовые травмы, неблагополучное протекание беременности матери.
Если ребёнок не произносит некоторые звуки, скажем, из-за короткой уздечки языка или неповоротливого языка, ему назначают логопедический массаж.
Массаж — не самое приятное ощущение, но всё же лучше, чем разрезать уздечку
В случае операции всё равно нужно долго работать с ребёнком, прежде чем появится нужный звук. Так что её эффективность под большим вопросом.
Иногда нарушение речевого развития носит вторичный характер. Например, при задержке психического развития, умственной отсталости, черепно-мозговых травмах. В этом случае необходимо подключать дефектолога, который занимается коррекцией физического и психического развития.
К сожалению, часто родители до такой степени боятся проблем собственного ребёнка, что просто отказываются признаться в них самим себе и не слышат рекомендаций специалистов. Бывает, что у ребёнка все признаки задержки психического развития, но мама не хочет в это верить. Соответственно, она не предпринимает нужных шагов, чтобы вовремя взять ситуацию под контроль. Чем раньше проблема обнаружится, тем больше шансов эффективно с ней работать.
Как сами родители могут помочь ребёнку?
Разговаривайте с ребёнком. Всегда. С самого раннего детства. Озвучивайте свои действия, называйте предметы, общайтесь с ним, вовлекайте в диалог. «Сейчас мы пойдём на кухню готовить обед», «Смотри, какая на улице метель», «Кто это к нам пришёл?» и прочее. Только ни в коем случае не сюсюкайтесь словами «ктё этё у нас туть ти мой харёсий».
С самого рождения ребёнку нужно создавать грамотную и чистую речевую среду
Если он так и не начал разговаривать, а возраст уже подошёл, отлично работает идея с семейным альбомом. Создайте альбом или тетрадь с фотографиями родных и близких родственников — тех, которых ребёнок хорошо знает и любит. Можно вместе с ним этот альбом рассматривать, показывать на людей на фотографии и называть их. А через некоторое время просить показать: «А где же у нас тётя Люба? Что-то я не найду!». Если ребёнок начнёт искать и показывать — полдела сделано. Он пошёл на контакт, пусть пока и молча.
Дальше попробуйте усложнять: «Так, а кто это у нас здесь? Совсем забыла!». Ребёнок может начать издавать звуки — радостные, разочарованные (если тётю Любу назвать бабой Машей), говорить «О!» или пытаться сказать имя. Любой звук здесь будет победой — ведь это значит, что артикуляционный аппарат начинает работать. Постепенно звуки будут усложняться.
Если ребёнок плохо запоминает буквы: никак не может показать в алфавите «Н» или путает положение средней палочки в «И», значит, ему нужно развивать зрительную память. Здесь подойдут любые упражнения и игры на запоминание — «найти пять отличий», «что изменилось на картинке». Но самые эффективные — тактильные упражнения. Например, пока готовите обед, предложите ребёнку выложить «проблемную» букву гречкой, слепить её из пластилина, разложить на полу верёвочками или чем ему захочется. Пусть информация поступает через разные источники — это отлично работает.
Разрабатывайте мелкую моторику. Доказано, что именно она активизирует части мозга, ответственные за развитие речи и письма. Дети, которые хорошо рисуют, прорисовывают мелкие детали, уверенно держат карандаш в руке, показывают стабильные успехи в речевом развитии. Поэтому не упускайте случая попросить ребёнка поднять с пола мелкие детали, нанизывать бусинки, собрать конструктор и прочее.
Не обсуждайте при нём с другими людьми его речевые проблемы. Иногда кажется, что ребёнок занят своими делами и ничего не слышит, а если и слышит, то мало что понимает. Это совсем не так. Если родители будут тяжело вздыхать, мол, «а наш-то никак не заговорит» или многозначительно переглядываться, жаловаться по телефону и любыми другими способами проявлять отрицательные эмоции, ситуация только ухудшится.
Есть распространённый миф: чем быстрее ребёнок научится читать — тем лучше. Это совсем не так. Я иногда даже запрещаю родителям торопить события, потому что процесс речевого развития происходит поэтапно. Плавное чтение должно начинаться со слогов-слияния: ребёнок должен осознать звуки, почувствовать их соединения.
Если перейти к чтению раньше, чем нужно, ребёнок будет читать бегло, но неправильно
Он будет догадываться о значении слов, а не читать их, или неправильно произносить звуки. Если вы не уверены, что способны грамотно отрабатывать с ребёнком навыки плавного чтения, лучше доверьте это логопеду. Ведь исправлять привычки детей в разы сложнее, чем учить их с нуля.
Если говорить о том, в каком возрасте стоит плавно подталкивать ребёнка к чтению, то мой опыт показывает, что это 5-6 лет. Разумеется, что если ребёнок сам начинает читать раньше — такое бывает — запрещать ему не нужно. Но неправильное произношение обязательно поправлять.
И одно из самых главных и эффективных правил, которое почему-то часто не соблюдается. Слушайте своих детей и помогайте им быть понятными. Я часто вижу картину, как ребёнок впопыхах что-то рассказывает маме, которая сидит в телефоне. Он так хочет, чтобы его услышали, что перескакивает с мысли на мысль, торопится, эмоции его захлёстывают. Информации вокруг ребёнка сейчас слишком много — и ему просто-напросто сложно с ней справиться. Задача родителя в том, чтобы помочь ему успокоиться, выдохнуть и взять под контроль свои эмоции. Сядьте рядом, посмотрите в глаза, скажите: «Да, дорогой, что ты хотел сказать?». Слушать ребёнка — искренне и заинтересованно — для развития речи не менее важно, чем говорить с ним.
Что должен уметь ребёнок к первому классу?
Он должен знать звуковой состав слова и уметь разложить слово на звуки, не называя его. Например, учитель показывает ему картинку мака, и ребёнок произносит «м», «а», к». Если он может это сделать, скорее всего, на письме он не будет пропускать буквы. Ведь первое время младшие школьники «шепчут», будто диктуют сами себе, когда пишут. Если есть сложность с восприятием звуков — это обязательно скажется в дальнейшем обучении.
То же самое и с неправильным произнесением звуков — если вместо «рыба» ребёнок говорит «лыба», то на уроках русского будет сложно.
Звуки, которые школьник не выговаривает в принципе, он с большой вероятностью будет пропускать и на письме
Пропуски букв при написании слов — логопедическая проблема. Возможно, ребёнок не научился мысленно делить слово на звуки, поэтому во время письма забывает некоторые или путает и пропускает звуки. В любом случае, требуется помощь логопеда.
К 1 классу у ребёнка должен быть хороший словарный запас. Бедная речь бывает у детей, с которыми редко разговаривают родители или которые растут без должного внимания. Или у тех, кто мало читает и чаще увлечён гаджетами. Но наверстать его можно в любом возрасте, если начать целенаправленно заниматься с ребёнком — в задачи логопеда обогащение активного словаря тоже входит. В школе детям с маленьким словарным запасом тяжелее «вливаться» в программу, понимать учителя и задавать вопросы.
Ребёнок должен знать грамматические согласования — на уровне слуховой памяти. Конечно, первоклассник ещё не понимает, что такое падежи и склонения. Но он должен правильно согласовывать существительное с прилагательным, числительное с существительным и так далее.
Первоклассник уже должен составлять рассказ по картинке, пересказывать текст в формате монолога. Учиться этому можно дома уже с шести лет. Но важно не подсаживать ребёнка на наглядность, а наоборот, тренировать память и образное мышление, учить преобразовывать образы в слова. Рассказ по картинке — это фундамент для школьного сочинения, изложения, пересказа, которые постоянно встречаются на уроках и на ОГЭ и ЕГЭ. Здесь активно работает фантазия — особенно в задании, где нужно придумать, скажем, конец истории или «дорисовать» картинку самостоятельно. Описать собственные образы и фантазии — задача посложнее, чем описать готовую картинку, но этот навык очень важен в школе.
Как попасть в логопедическую группу в детском саду или школе?
Чтобы определить, куда лучше обращаться в случае логопедических дефектов, нужно понимать серьёзность речевой проблемы. Например, с дислексией, дисграфией, дизартрией, ринолалией, дислалией в в обычных детских садах бороться может быть довольно проблематично. В группе может быть и 15, и 20 человек, а серьёзные формы таких дефектов требуют индивидуальных занятий.
При работе с заиканием, например, могут потребоваться специальные условия для создания режима молчания — обеспечить его в группе детей сложно. Поэтому работать с множественными или тяжёлыми нарушениями речевого развития при интеллектуальной норме стоит в специализированных логопедических садах или центрах. Логопед в обычном саду занимается звукопроизношением, а в школе преимущественно решает те проблемы, которые не удалось решить в детском саду, и помогает детям преодолеть трудности с чтением и письмом.
Сейчас, чтобы попасть к логопеду в детский сад или в школу, нужно получить заключение Центральной медико-психолого-педагогической комиссии (ЦПМПК). Для этого необходимо собрать документы и записаться на психолого-педагогическое обследование ЦПМПК на mos.ru или по телефону в ближайший филиал Городского психолого-педагогического центра. С заключением комиссии ребёнок может ходить к логопеду в школе бесплатно. Однако, по моему опыту, комиссия тоже не всегда объективно видит ситуацию. Хотя бы просто потому, что при осмотре может сыграть роль и человеческий фактор, и настроение ребёнка в этот день. Поэтому родителям самим нужно держать руку на пульсе.
Когда следует обращаться к логопеду? консультация
Когда следует обращаться к логопеду?
Как понять, что у ребенка возможны проблемы с речью? Стоит ли дожидаться пяти лет, чтобы идти к логопеду?
Поводы обратиться к логопеду:
- Малыш в младенчестве молчит, не «гулит».
- В полтора-два года ребенок не говорит слова «мама», «папа», «би-би», «топ-топ» и т. п.
- Ребенок молчит до трех лет, хотя понимает обращенную к нему речь. Или не понимает. Важно выяснить, что не так. Возможно, нужно проверить слух, может быть, нужно лечение у невропатолога, а может быть — у логопеда. Нередко требуется помощь и невропатолога, и логопеда, поскольку неврологические проблемы нередко влекут за собой и логопедические проблемы.
- До четырех лет вполне нормально, что у ребенка преобладает пассивный словарный запас. После четырех лет должен преобладать активный — ребенок пользуется всем тем, что накопил. Если же этого не происходит, значит, есть какие-то проблемы.
- Речь ребенка не развивается: к примеру, в четыре года такая же, как была в три.
- В четыре года ребенок совсем не поддерживает диалог, не строит предложений.
- Ребенок получил какую-то травму, например, сотрясение мозга.
- Ребенок к пяти годам картавит, гнусавит, шепелявит, произносит звуки неправильно, например, смягчает их, где надо и не надо. Бывает, что в таком произношении ребенка виноваты сами родители. Они долго «сюсюкают» со своим чадом, коверкая слова. Обычно этим особенно грешат бабушки. Ребенок слышит искаженную речь, и у него формируется неправильная речевая картина. А порой родители пытаются сами «ставить» звуки, и в итоге у ребенка закрепляется неправильное произношение.
- Стоит насторожиться, если в старшем дошкольном возрасте, примерно лет в пять, ребенок плохо запоминает слова.
- Ближе к школе — не способен говорить развернутыми предложениями, строить рассказ, отвечает на вопросы односложно.
- В старшем дошкольном возрасте испытывает трудности с графическим запоминанием. Детям в этот период не должно составлять особого труда запоминание букв, графических образов.
- Ребенок пропускает слоги.
- Ребенок к пяти годам неправильно произносит более трех звуков.
- К пяти годам не должно быть сильных искажений слов, переворачиваний, когда дети говорят, меняя местами начало слова и его окончание.
С трех лет рекомендуется проходить ежегодную консультацию у логопеда, даже если кажется, что всё в порядке. Интенсивное развитие коры головного мозга у ребенка продолжается до шести-семи лет. Поэтому с логопедическими проблемами лучше разбираться до школы, и начинать стоит не в последний момент — в апреле-мае, а заранее.
Как стимулировать развитие речи?
- Как можно больше читать ребенку, рассказывать истории и сказки, разумеется, соответствующие возрасту. Потом желательно обсуждать прочитанное с ребенком.
- Важно постоянно общаться с ребенком: на прогулке, по дороге домой или в детский сад. Объяснять все, что попадается на глаза, рассказывать об окружающем мире. Детскую любознательность следует развивать и поощрять.
- Заниматься развитием мелкой моторики — рисовать, лепить, работать с ножницами, играть с крупой.
- Учить русские народные пальчиковые потешки вроде «Сороки-вороны», которые «рассказываются руками» ребенка.
- Проигрывать знакомые сказки, например, с помощью пальчикового театра.
- Найти на логопедических сайтах простую артикуляционную гимнастику и регулярно заниматься ею с ребенком.
Логопедический календарь, когда нужен логопед для детей
Так бывает: всё хорошо, а потом что-то обнаруживается и оказывается «надо было пораньше вам к нам обратиться с этим». Голова мамы или папы – не энциклопедия, чтобы всё помнить, поэтому предлагаем вам удобный и короткий логопедический календарь. В каком возрасте и зачем можно и нужно обращаться к логопеду.
Логопед для ребёнка одного года нужен, если ребёнок не «гулит», не «лепечет» и не произносит повторяющиеся слоги типа: «баба, мама, диди» и т.п. Стоит сразу же обследовать кроху комплексно. Сначала обратиться к ЛОР-врачу, чтобы исключить глухоту, затем к невропатологу и уже после этого, если два врача ничего не выявили, стоит показать ребёнка логопеду. При логопедической проблеме такое раннее обращение поможет её решить быстро и полностью.
Логопед для ребёнка 2-х лет. Стоит записаться к специалисту, если арсенале малыша менее десяти слов, совсем нет фраз или он предпочитает молчать, даже если кажется, что «всё понимает».
Логопед для ребёнка 3-х лет нужен обязательно. В этом возрасте необходимо показывать детей специалисту, даже если родители считают, что всё в порядке. И точно надо обратиться к логопеду, если ребёнок:
·заменяет один звук другим (к примеру «т» на «к»);
·говорит на «тарабарском» — непонятном для окружающих, своём языке;
·молчит, но всё понимает;
·разговаривает хуже сверстников.
Часто окружающим и близким кажется, что кроха не разговаривает или коверкает язык «из вредности», а при обследовании обнаруживается реальная проблема, которая сейчас мешает заговорить, а чуть позже – правильно развиваться и учиться в школе.
Логопед для ребёнка 4-х лет нужен, если:
·вы ещё ни разу не были у него на приёме,
·речь малыша смазанная, нечёткая, невнятная,
·он не выговаривает пять и более звуков,
·предпочитает молчать, хотя умеет говорить,
·не может поддержать беседу, ответить на простые вопросы,
·речь не развивается – малыш разговаривает примерно так же, как и год назад.
В этом возрасте уже может быть выявлена дизартрия как последствие тяжело протекавшей беременности или родов. Но, что приятно, именно в этом возрасте с нею легче всего справиться.
Логопед для детей пяти лет определённо необходим всегда, когда имеются:
·нечёткая речь,
·нестандартное (слишком мягкое или, напротив, слишком твёрдое) произношение звуков,
·неправильное произношение более трёх звуков,
·гнусавость,
·шепелявость,
·бедный лексикон.
На этом этапе специалист нужен, чтобы установить причину возникших проблем и предложить пути их решения. К примеру, ребёнок может быть переведён из обычной группы детского сада в логопедическую.
Логопед для ребёнка шести лет нужен, если малыш:
·произносит нечётко даже единичный звук,
·не умеет говорить развёрнутыми предложениями,
·отвечает на вопросы только односложно,
·не может составить простой рассказ по картинке,
Срок нельзя пропустить – совсем скоро малыш станет первоклассником, его речь должна быть правильной. Это поможет ему лучше учиться и хорошо ладить со сверстниками, по крайней мере, не подвергаться насмешкам.
Логопед для детей в любом возрасте нужен, особенно если:
·речь была лучше, а теперь ухудшается,
·появилось заикание, «мычание», запинки в произношении слов, повтор звуков;
·возникают проблемы с выучиванием наизусть стихов, текстов на русском или иностранном языке,
·ребёнок не может связанно пересказать рассказ,
·пропускает слоги при чтении,
·пишет «как курица лапой», даже если старается,
·обнаружилось ухудшение речи (к примеру, после травмы),
·появились сложности в общении со сверстниками или взрослыми.
Обратите внимание: это важно!
·Первый раз ребёнка нужно показать логопеду в возрасте трёх лет – не позже. Раньше, если есть отклонения от нормы.
·После трёх лет и до школы рекомендуется посещать логопеда ежегодно (даже если кажется, что поводов для обращения нет) – так можно своевременно выявить патологию и принять меры к её устранению.
·Записываясь на приём к логопеду перед школой, сделайте это пораньше, чтобы иметь резерв времени для устранения проблем, если таковые будут выявлены.
·Никогда не сюсюкайте с ребёнком – это замедляет формирование правильной речи. Говорите с ним так же, как и со взрослым – так малыш быстрее и лучше освоит правильное произношение звуков, накопит достаточный багаж слов и научится правильно им пользоваться.
·Не раздражайтесь, если кроха переспрашивает одно и то же несколько раз – это ему необходимо для усвоения основных законов речи. Если родители раздражаются, малыш может замкнуться в себе, что даст начало аутическому синдрому.
Итак, логопед для детей особенно нужен в возрасте от трёх до семи лет. Однако если есть какие-то отклонения от норм или тревожащие моменты, лучше с визитом не тянуть и обращаться к специалисту сразу, не ожидая наступления регламентированного возраста.
Нужен логопед в Москве? Запишитесь на консультацию в
по телефону +7 (495) 150-43-47
или через форму обратной связи в разделе «Контакты».
Советы логопеда: «Когда родителям нужно обращаться за помощью к логопеду» статья (младшая группа)
Советы логопеда: Когда обращаться к логопеду?
Младший возраст
Обратите внимание на речь своего малыша! Речью ребенок овладевает постепенно, путем подражания произношению звуков и слов взрослых. Правильно произносить большинство звуков сразу он не умеет. Чем раньше родители обращают внимание на правильное звукопроизношение у ребенка, тем быстрее оно формируется и нормализуется. Современных родителей проблемы с речью начинают беспокоить по достижении ребенком 2,5—3 лет. Понаблюдайте за вашим малышом. Вас должно насторожить, если ребенок:
- очень вял, нехотя реагирует на окружающее;
- часто проявляет беспокойство, раскачивает туловище из стороны в сторону;
- имеет сильное течение слюны;
- не выполняет простые словесные команды (пойди на кухню и принеси чашку и т. д.);
- не играет с другими детьми или не кормит куклу из тарелки, а ставит куклу в тарелку и т. д.;
* говорит «ма» вместо «мама» или относит слово «мама» к другим лицам; вместо «девочка» говорит «де»; «зайчик» — «за»; «иди» — «ди»; «смотри» — «апи»;
* употребляет слова-фрагменты, т. е. такие, в которых сохранены только части слова: «ако» —молоко, «дека» — девочка.
Все это — серьезный повод немедленно обратиться за консультацией к специалисту – логопеду. Ошибочно надеяться на самопроизвольное исчезновение недостатков произношения по мере роста ребенка, т. к. они могут прочно закрепиться и превратиться в стойкое нарушение.
Средний возраст
Уважаемые папы и мамы!
Логопедические обследования, проводимые ежегодно в детском саду, показывают, что состояние речи детей среднего возраста (4— 5 лет) часто не соответствует возрастной норме, а ведь к четырем годам все звуки уже должны быть полностью сформированы и правильно употребляемы в речи. Не будем останавливаться на причинах неблагополучия. Постараемся выделить те мероприятия, которые должны выполнять родители, желающие слышать чистую речь детей. Итак:
- ежегодно, начиная с первого года жизни ребенка, проходите осмотр логопеда в детской поликлинике;
- критически относитесь к речевым проявлениям детей, начиная с рождения, и в случаях любых отклонений от нормы обращайтесь к логопеду, не успокаивая себя убеждением, что асе само собой образуется;
* обязательно проконсультируйте ребенка у лор-врача по поводу наличия аденоидов, т. к. аденоиды существенно влияют наречь, и у ортодонта.
Если ребенку показана аденотомия или исправление прикуса, то не затягивайте с решением этих проблем;
*большинство детей, страдающих нарушением звукопроизношения, имеют нарушения фонематического слуха, с помощью которого мы различаем сходные по звучанию или артикуляции звуки. Логопед, к которому вы обратитесь, научит вас, как развивать фонематический слух;
* посещайте с ребенком логопедические занятия, выполняя тщательно домашние задания. Без выполнения этих заданий, без постоянного контроля над поставленными звуками невозможно будет добиться положительных результатов;
* через полгода после того, как все звуки будут поставлены, покажите ребенка логопеду с целью проверки надежности результатов;
* в случае тяжелых речевых нарушении сделайте все, чтобы ребенок попал в логопедическую группу своевременно. Не откладывайте решение этого вопроса из года в год, слушая советы не компетентных людей.
Старший возраст
Уважаемые папы и мамы!
6 лет — это возраст, когда ребенок должен идти в школу. В школе ребенку придется быть самостоятельным, поэтому в оставшееся до школы время надо ребенка подготовить к школе.
□ Время от времени беседуйте с ребенком о школе, настраивая его на серьезное и ответственное отношение, но не запугивайте школой, а, наоборот, вызывайте интерес к учебе.
□ У ребенка должна быть сформирована речевая готовность, т. е. умение:
- правильно произносить все звуки языка;
- выделять первый и последний звук в слове;
- разделять слово на слоги;
- определять, сколько слогов в слове, сколько звуков в слове;
- придумывать слова на заданный звук;
- сливать два названных звуков слог: М+А=МА;
* повторять слоговую цепочку типа ТА-ДА-ТА; - определять количество слов в предложении, учитывая и «короткие» слова — предлоги.
□ Важно выяснить:
- насколько богат словарный запас малыша, может ли он связно рассказать о том, что увидел, услышал;
- насколько развит кругозор ребенка, знает ли он свою фамилию, имя, отчество, возраст;
- что знает об окружающем мире, может ли назвать дни недели, времена года;
- сформированы ли у него слова-обобщения; ориентируется ли во времени; умеет, ли исключить из предложенного ряда «лишнее»; может ли разложить сюжетные картинки по порядку и составить по ним рассказ.
□ Больше занимайтесь с ребенком рисованием. Проверьте, умеет ли ваш ребенок рисовать человека, т. е. фигуру с деталями лица, одежды, четко прорисованными конечностями. Это умение свидетельствует о том, как развита кисть руки. Предложите ребенку «срисовать» четко написанную вами прописью фразу типа «Он ел суп».
□ Повторяйте цифры от 1 до 9 и счет в пределах 20 — количественный и порядковый.
□ Время от времени повторяйте с ребенком выученные стихи.
□ Всегда интересуйтесь жизнью ребенка в детском саду.
□ В случаях любых затруднений обращайтесь к логопеду или воспитателю.
С какого возраста обращаться к логопеду?
Родителям хочется, чтобы их дети красиво и правильно говорили. Но иногда случается так, что в речи возникают дефекты.
-
- Как понять, в каких случаях нужно обратиться к логопеду?
- В каком возрасте стоит вести ребенка к нему на консультацию?
- Как проходят логопедические занятия?
В этой статье найдутся ответы на эти и другие вопросы.
Когда стоит обращаться к логопеду: признаки нарушения речи
Нужно проконсультироваться со специалистом, если у малыша присутствуют такие нарушения речи:
- он не выговаривает простые звуки;
- ребенок “проглатывает” слова;
- звуки заменяются один на другой;
- он неверно произносит звуки;
- малыш говорит мало слов по сравнению с ровесниками;
- он понимает чужую речь, но не говорит сам;
- в речи появились запинки или заикание;
- ребенок плохо запоминает сказанное, ему сложно пересказать несколько фраз;
- у него слишком быстрая или слишком медленная речь.
Откуда берутся речевые нарушения
Причин возникновения речевых нарушений несколько. К ним относятся:
- кислородное голодание (гипоксия) во время беременности и родов у ребенка;
- поражение головного мозга, нервов при рождении;
- заболевания и травмы головы до 3 лет;
- перенесенный сильный стресс;
- неверный пример речи со стороны взрослых;
- длительное пребывание перед телевизором или компьютером;
- дефицит общения с окружающими.
Почему надо обращаться к логопеду
Логопед — это специалист, который исправляет речевые нарушения.
Он поможет понять, соответствует ли речь ребенка его возрастной норме, и при необходимости назначит коррекционный курс.
На консультации логопед проводит диагностику речевого развития малыша и составляет программу коррекции нарушений. Эта программа может включать в себя логопедическую гимнастику, упражнения для развития моторики, внимания, памяти, слуха, дыхания или словарного запаса.
Родителям важно понимать, что некоторые дефекты (например, заикание) без помощи специалиста с возрастом могут лишь усугубиться.
Чем может помочь логопед
- Логопед помогает справиться с неправильным произношением (например, с картавостью или шепелявостью). Часто дети неверно выговаривают такие звуки, как Ш, Ж, С, З, Л, Р. Иногда они отсутствуют в речи ребенка вообще.
- Одна из причин такого нарушения — незрелость артикуляционного аппарата. В этом случае на занятиях с логопедом разучивают особые положения губ, щек, нёба. Это позволяет ребенку научиться правильно располагать их во время произнесения звуков.
- Другая причина — ребенок не умеет различать звук в слове и поэтому неверно его произносит. В том случае логопед учит выделять звук в слове, определять его место и отличать от других.
- Если ребенок заикается, логопед научит ребенка правильному речевому дыханию, размеренной и плавной речи.
- В школьном возрасте этот специалист поможет ребенку не путать буквы, правильно их писать и читать.
- На занятиях с логопедом можно обогатить словарный запас, мимику, научиться выразительной и правильной речи.
Рекомендуемый возраст для профилактической консультации специалиста
Любому ребенку рекомендуется посетить логопеда в 2 года.
Но родителям стоит обратиться за консультацией, если они заметили такие признаки в речевом развитии малыша:
- Грудничок не гулит, не улыбается маме и папе.
- В 7-8 месяцев карапуз не понимает обращенную к нему речь. Например, на вопрос: “Где мама?” не ищет ее глазами, не реагирует на свое имя.
- В 1 год малыш не говорит 8-10 простейших слов, типа “дай” или “ням”.
- В 2 года ребенок не разговаривает.
- В 2,5 года он не умеет объединять несколько слов в фразу.
- До 3 лет ребенок молчал, а после этого начал активно разговаривать.
- В 3 года малыш не может воспроизвести простейший ритм (например, “тук-тук, тук-тук”).
- В 3 года ребенок не может выполнить простейшие артикуляционные движения. Например, высунуть язык и удержать его в таком положении 5 секунд.
- После 3 лет он до сих пор упрощает слова. Например, вместо “молоко” — “мако”.
- Ребенок не задает вопросов “Куда?”, “Почему?”, “Зачем?” и т.д.
- В 3-4 года малыш искажает слова, сокращает их или не договаривает. Одно и то же слово он может произнести по-разному.
- Ребенок говорит так неразборчиво, что его понимают только родители.
- Многие звуки он произносит мягко (“кися” вместо “киса”) или, наоборот, твердо (“свэт”, а не “свет”).
-
- Звуки З, С и Ц малыш произносит “как англичанин” — держа язык между зубов.
- Звук Р у него получается как у француза, с грассированием.
- Малыш не может договорить фразу — ему не хватает дыхания.
- Он торопится, “захлебывается” словами.
- Малыш не стремится к общению, не интересуется окружающими.
- Ребенок говорит безэмоционально и монотонно.
- В 5 лет ребенок не умеет составить предложение по картинке, использует очень короткие предложения.
- В 5-6 лет ребенок путает предлоги, числа и падежи в предложения.
Диагностика проблем звукопроизношения
Перед началом коррекционной работы логопед обязательно проводит диагностику.
Ему нужно выяснить такие вопросы:
- хорошо ли ребенок понимает обращенную к нему речь;
- выполняет ли он простейшие инструкции;
- богатый ли у него словарный запас;
- умеет ли он изменять слова по числам и т.д.;
- умеет ли ребенок слышать звуки и различать их;
- есть ли врожденные патологии артикуляционного аппарата (языка, уздечки, нёба);
- каково состояние общей и мелкой моторик у малыша;
- каковы дикция, темп и выразительность речи.
В результате осмотра логопед составляет коррекционную программу для решения проблемы.
Родителям важно понимать, что исправление речи — не очень быстрый процесс. Например, на постановку одного звука может уйти как несколько недель, так и несколько месяцев.
Как проходят занятия и какие инструменты используются
Как проходят занятия у логопеда
Логопедическое занятие решает речевую проблему в комплексе. Для этого используются различные методики и игры.
Вот примерные упражнения для логопедического занятия.
- Пальчиковые игры. Они развивают мелкую моторику, а значит, и речь ребенка. А также эти игры отлично тренируют внимание, память и пространственное мышление.
- Артикуляционная гимнастика. Обычно она проводится перед зеркалом, чтобы ребенок видел свои движения. Такая гимнастика отлично подходит для укрепления мышц щек, языка и нёба, и улучшает произношение.
- Стихотворения, скороговорки. Они пополняют словарный запас и тренируют правильное произношение.
- Игры на звукоподражание, развитие слуха. Ведь чем лучше ребенок слышит, тем лучше он воспроизводит звук.
- Использование логопедического зонда. Он влияет на положение органов артикуляции, что тоже помогает скорректировать произношение.
Когда нужна консультация невролога
Иногда для коррекции речи малыша нужно показать неврологу. Это делают в таких случаях:
- при сложном течении беременности и осложненных родах;
- при травмах головы до 3 лет;
- в случае, если до 1 года ребенок не начал издавать простейших звуков.
Рекомендации для родителей для предотвращения проблем с речью
В большинстве случаев проблемы с речью можно предотвратить. Для этого родителям стоит выполнять такие рекомендации:
- показать малыша логопеду для профилактического осмотра в 2 года;
- при необходимости — выполнять тот комплекс упражнений, который порекомендует и покажет специалист;
- профилактические или развивающие занятия проводить ежедневно, около 10 минут в игровой форме;
- развивать речь ребенка с помощью дыхательной гимнастики, артикуляционной гимнастики, пальчиковых игр и т.д.
- вместе с ребенком читать вслух, рассказывать стихи;
- чаще беседовать с ребенком, обсуждать что-либо, побуждать его говорить;
- малыш должен как можно меньше находиться перед телевизором и компьютером;
- родителям нужно следить за чистотой и правильностью своей речи. Не надо сюсюкать и подражать детскому лепету;
- нельзя ругать или высмеивать ребенка за его дефекты речи!
Речью ребенка необходимо заниматься. Если у малыша все же появились речевые нарушения, необходимо отвести его к логопеду. С помощью логопедических занятий можно исправить даже сложные дефекты. Чтобы получить максимальный эффект от занятий, родителям также необходимо заниматься с ребенком и дома.
Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее
-
В каком возрасте вести ребенка к логопеду, чтобы исправить дефекты речи?
Во сколько лет формируется речевой аппарат и до какого момента обращаться к логопеду или вести ребёнка в логопедический садик нет смысла?
— Речевой аппарат ребенка – это система органов, которые участвуют в образовании звуков речи. Для правильного произношения звуков необходима подвижность, точность и согласованность этих органов. Возрастное несовершенство речи до 5 лет – естественное явление. Весь дошкольный период речедвигательные механизмы ребенка развиваются и совершенствуются, а детская речь приобретает нормативное звучание. Чтобы неправильное произношение звуков не закрепилось, в 5 лет стоит проконсультироваться у логопеда. Обычно с помощью специалиста возрастные особенности быстро преодолеваются. В логопедическую группу направляются только дети с тяжелыми нарушениями речи.
Когда малыш должен уметь выговаривать сложные буквы Р, Л, С, Щ и др.
— Перечисленные звуки, это звуки позднего онтогенеза, т.е. звуки, которые появляются в речи в более поздний период развития ребенка. В 3-4 года дети в основном эти звуки либо пропускают, либо заменяют на более простые. И это – возрастная норма. В 5 лет ребенку уже доступны более тонкие движения артикуляционного аппарата, он способен различать звуки в речевом потоке и оценивать несовершенство собственной речи. Обычно после 5 лет сложность вызывают сонорные звуки Л, Р, Р’. К шести годам ребенок полностью овладевает нормами родной речи.
Что говорит о дефектах речи (при том, что ребенок совершено здоров и не имеет отклонений в развитии), которые должен исправить специалист?
— Система произношения звуков устроена сложно. Каждый ребенок осваивает ее в разные сроки, сталкиваясь с трудностями и преодолевая их. Но некоторым детям не удается справиться с ними самостоятельно.
Если ребенок произносит звук на основе неверного артикуляционного уклада, со временем происходит закрепление дефектного произношения — искажение звука. Особенно распространено искажение звуков Р, Ш, С.
Если же ребенок затрудняется различать звуки по звучанию, и ему сложно контролировать собственную речь, образуются стойкие замены одного звука на другой. Замены могут быть самыми разнообразными.
При наличии искажений и замен в детской речи на помощь придет специалист – логопед. Логопед научит ребенка правильно артикулировать звуки, разовьет способность узнавать и различать звуки в потоке речи, контролировать собственную речь.
Есть логопеды в медучреждениях и логопеды-педагоги, в чем разница?
— Логопед поликлиники проводит первичный прием, на котором определяет уровень речевого развития ребенка, дает рекомендации родителям, при необходимости направляет на ПМПК или в специализированные детские сады.
Учитель-логопед в детском саду проводит коррекцию речевых нарушений на групповых и индивидуальных занятиях, организует взаимосвязь с воспитателями и другим педагогами по закреплению результатов коррекции и профилактике речевых нарушений.
Как выбрать компетентного специалиста?
— Компетентность любого специалиста складывается из знаний и опыта. Поэтому при выборе логопеда для своего ребенка обращайте внимание на его образование и характер практики. Образование должно быть высшим, а опыт наработан не менее трех лет и на схожих нарушениях. Важно отметить, что в коррекции произношения звуков участие родителей обязательно. Именно родители обеспечивают закрепление отработанного материала в домашних условиях.
В настоящее время всё чаще встречаются дети с особенностями речевого развития. Назвать конкретные причины этого явления однозначно не может ни один специалист. Но всем родителям очень хочется, что их дети выросли успешными людьми. И одним из самых важных условий для будущих успехов в образовании а также реализации в любом обществе является речь. О том, что, когда и как должны говорить дети в соответствии с нормами речевого развития, рассказывает коррекционный педагог, магистр педагогических наук Екатерина Гасанова.
Отметим сразу, что дети в плане речевого и познавательного развития делятся на две категории. Разумеется, они все получают аудио-информацию из окружающего мира, по большей части от собственных родителей. И все дети стараются применить полученные знания в жизни, используя, однако, разные стратегии.
Часть деток начинает применять услышанное сразу, не считаясь с уместностью использования слов и форм. Эти дети говорят много, невнятно, часто неграмотно. Они пробуют речь на вкус, и уже методом проб и ошибок её совершенствуют, сравнивая свои знания и умения с образцами окружающих.Другая категория малышей долго накапливает пассивный запас, а затем выводит его в речь в соответствии с нормами употребления слов и верными грамматическими структурами. При этом может показаться что они запаздывают в речевом развитии; медленнее, по сравнению с детьми первой группы, соображают; кажутся более неловкими. Эти дети просто не показывают свою «внутреннюю кухню» работы над речью, скачкообразно выводя вовне только результаты своего труда.
Поэтому возрастную периодизацию речевого развития следует воспринимать как базу, к которой добавляются индивидуальные особенности ребёнка. Для того, чтобы учесть индивидуальные особенности развития каждого ребёнка, в периодизации выделяется большой диапазон временных и количественных характеристик речевого развития.
Учитывая особенности каждой из приведённых стратегий, фразовая речь ребёнка к полутора годам может состоять из небольшого количества фраз из двух-трех лепетных слов и жестов (типа: «Ати та-ту-ту»- Смотри, поезд поехал, или «Ами-ми» — Есть хочу) или состоять из достаточно большого количества нераспространенных предложений с искаженной звуковой структурой. И в обоих случаях это будет нормально.Но всё же есть определенные критерии речевого развития, которые необходимо знать родителям, чтобы успеть своевременно решить возникшие проблемы.
Группа риска (те, кому изначально следует быть особенно внимательными) медицинские показания: частые болезни, различные родовые травмы, отклонения протекания родов, обменные заболевания, опорно-двигательные нарушения (в том числе и младенческий гипертонус), т.п.
В период раннего возраста отсутствие или затруднение эмоционального общения: не смотрит в лицо, общается криком, явно не понимает обращение к нему и др.
Активный словарь ребенка не увеличивается. Показатель для детей с 1 года до 3 — от первых 6 слов до 1000 слов обиходного характера ( среди которых есть глаголы, прилагательные, существительные и некоторые наречия ).
Искажение звукопроизношения после 3-х лет. К нему относят : гороловое произнесение — грассирующее, французское; боковое произнесение , свистящих, шипящих звуков, межзубное произнесение свистящих и шипящих. А также открытый рот, слюнотечение, непринятие твердой пищи, повышенный рвотный рефлекс.
Нарушение слоговой структуры обиходных слов К примеру, машинка — шинкама и любые другие часто употребляемые слова.
Отсутствие словотворчества после 3-х лет. Дети в этом возрасте активно постигают конструкции родного языка, поэтому используют усвоенные правила для создания необычных слов и фраз.
Звуковые замены после 5 лет. В этом возрасте у ребёнка должны быть правильно сформированы все звуки речи.
Нарушения грамматического строя речи, трудности рассказа о событии, сюжетного пересказа после 5 лет.
И всё-таки, когда же стоит обратиться к специалисту?
Согласно моей практике желательно показать ребёнка логопеду в два года, самое позднее — в три.
Беспокойные мамы приходят и в год, и в полтора. Но в этом возрасте обследования являются общими, и специалист может только порекомендовать некоторые упражнения для запуска (провоцирования) речи.
Родителям нужно очень хорошо понимать, что речь не возникает сама по себе. С ребенком надо говорить, упражнять его в речевой деятельности постоянно, с рождения. Ни в коем случае нельзя ждать, что речь сама возникнет после трех лет. Это полу-миф, правдоподобный только для мальчиков, у которых на протяжении нескольких поколений мужчины поздно начинали говорить. К девочкам эта история вообще не имеет ни какого отношения.
Поэтому, как я замечала ранее, лучше перестраховываться и прийти рано, а не ждать до последнего. У меня был случай, мама привела ребенка на диагностику. Ему 4 года и 6 месяцев. Жалоба: не разговаривает, говорит отдельные слова. При обследовании выяснилось, что у ребенка с рождения явно выраженная речевая задержка. Поздний онтогенез: поздно залепетал, загулил. Поздно появились первые слова. Хотя физически он развивался хорошо — вовремя сел, встал, пошёл. А почему мама не пришла раньше? Но до трёх лет эта проблема родителей вообще не волновала. Пока решили, что нужно идти к логопеду. Пока пришли. И теперь что мы имеем? Речевая задержка потянула за собой задержку интеллектуального развития. Бороться с этим можно и нужно, но уже сложнее и дольше.
Поэтому, дорогие мамы и папы, если у вас возникла хоть малейшая доля сомнения в правильности речевого развития вашего ребёнка , обязательно отведите ребёнка к специалисту. Либо вы просто лишний раз убедитесь, что с малышом всё в порядке, либо (если обнаружится что-то неладное) ему быстрее смогут помочь.
Когда ребёнок приходит к логопеду в 5-6 лет, за считанные месяцы до школы, работать всем (и ребёнку в том числе) приходится в экстремальном режиме, а это стресс для него. Время упущено. Мы же не можем отдать ребёнка в школу на год позже. Хотя в серьёзных случаях именно так и приходится поступать. Потому что если нарушения речи вовремя не исправить, то эти проблемы «пойдут» с ребёнком в школу, и обеспечат «неуспеваемость». Да и в общении с другими детьми ребёнку «с дефектами дикции» тяжело: он коверкает слова и говорит так невнятно, что не то что одноклассники, взрослые его не всегда понимают. Возникает чувство неуверенности, страх общения, — и ребёнок замыкается в себе . А избавление от этих комплексов намного сложнее, чем своевременная коррекция произношения.Поэтому, дорогие родители, будьте внимательны к своим детям, ведь решить проблему на начальном этапе намного легче (и дешевле!), чем исправлять речь ребенка в старшем возрасте. Хотя это именно тот случай, когда лучше поздно, чем никогда.
Памятка «Когда пора к логопеду?»
Юлия Перменева
Памятка «Когда пора к логопеду?»Профессия логопеда сейчас известна всем. Но в то же время для многих родителей остается тайной: когда следует обращаться к логопеду, с какого возраста?
Считается, что до трех лет плохая речь – вариант нормы, и до этого возраста обращаться к логопеду нет смысла. Это ошибка. Консультация логопеда необходима в таких случаях:
Если до двух лет ребенок молчит или произносит менее 10 слов. Обязательно обратитесь к специалисту, который поможет стимулировать речь специальными логопедическими упражнениями;
Если ребенок старше трех лет не говорит фразами. У него можно подозревать задержку речевого развития. А если в этом возрасте малыш не произносит даже слов – у него могут обнаружиться даже грубые нарушения общего развития;
Если ребенок старше четырех лет произносит не все звуки родного языка (или произносит неправильно). Обычно к этому возрасту ребенок уже должен разговаривать правильно;
Если у ребенка неоднократно замечалось заикание (непроизвольное повторение звуков, слогов, слов);
Если ребенок старше шести лет не может пересказать небольшой текст, не может запомнить стихотворение, перекручивает слова.
Оцените малыша по таким критериям речи:
3-4 года – малыш должен правильно произносить «с», «сь», «з», «зь», «ц»,
4-5 лет – «ш», «ж», «ч», «щ», «г», «к». «х».
5-6 лет – «ль», «к», «р», «рь».
Если заметили несоответствия – обратитесь к логопеду.
Своевременное обращение к специалисту – залог эффективности его помощи малышу.
Конечно же, сейчас очень легко подобрать логопедические упражнения и заниматься самостоятельно. Но только логопед-специалист сможет поставить правильный речевой диагноз (причем, делает он это после обследования малыша еще и специалистами-медиками). Только после этого возможно правильно подобрать логопедические упражнения для исправления речевого недостатка.
Кроме того родителям будет нелишним просто проконсультироваться у специалиста: как правильно работать над развитием речи вашего малыша, каких ошибок избегать.
ЭТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ КАЖДЫЙ (памятка для родителей)
Для того, чтобы речь вашего малыша была плавной, четкой, выразительной и красивой, прислушайтесь к таким советам логопеда:
1)Сами говорите выразительно и правильно, не позволяйте себе говорить быстро, слишком громко, неправильно произнося звуки. Будьте примером правильной речи для своего ребенка;
2)Каждый слышал о вреде соски-пустышки. Она в самом деле может очень навредить малышу, если он часто и подолгу держит ее во рту. Соска может спровоцировать формирование высокого нёба, которое исказит произношение звуков. Кроме того, пустышка просто мешает ребенку говорить;
3)Не подражайте так называемой автономной (детской) речи малыша: бибика, ам-ам, баиньки. Говорите с малышом нормальным языком – и он скоро поймет, что так правильнее.
Если ребенок упрямо не хочет говорить, хотя и умеет, откажитесь понимать его жесты и мимику. Откликайтесь только при использовании ребенком речи.
4)Если ребенок неправильно произносит звуки и слова, не ругайте его и не делайте резких замечаний. Так можно добиться полного отказа ребенка от общения.
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДОМА
Если у вашего ребенка серьезные проблемы в области речи – ему лучше всего заниматься с логопедом. А дома вы можете делать с малышом те упражнения, которые назначит специалист. Если же вы просто хотите сделать речь ребенка плавной и выразительной, а также просто для профилактики речевых нарушений, вам можно пользоваться простым набором логопедических упражнений, доступных каждому.
Артикуляционная гимнастика.
Чтобы повысить подвижность органов речи, можно проводить гимнастику для губ, языка, нижней челюсти. Обязательно дайте малышу зеркальце, чтобы он мог контролировать свою артикуляцию. Логопедические упражнения этого вида могут иметь игровую форму. С помощью различных игр научите ребенка поднимать язык вверх, делать его широким, тонким, долго удерживать в одном положении («Оближем губки», «Сложим губки трубочкой» и т. п.)
Дыхательная гимнастика.
Малышу необходимо выработать правильный воздушный поток, который необходим для произношения звуков. Для этого научите ребенка дуть тонкой струей воздуха на кораблик, на перышко, в соломинку для мыльных пузырей. При этом следите, чтобы малыш не надувал щеки.
Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук.
Психологи и физиологи давно доказали прямую взаимосвязь между развитием мелкой моторики рук и интеллектуально-речевым развитием человека. Поэтому развивая движения пальцев рук и кистей, вы способствуете развитию интеллекта и речи. Для этого давайте детям мозаику, мелкие бусинки для нанизывания, маленькие стеклянные шарики и крошечные игрушки (конечно же, играть с ними можно только в присутствии взрослых). Играйте массажные игры: «Сорока-ворона» и подобные ей. Занимайтесь лепкой, научите малыша шнуровать ботинки и застегивать мелкие пуговицы.
Правила проведения логопедических упражнений
Позитивный настрой обязателен для занятий. Малышу нужно разъяснить, для чего ему нужно научиться красиво говорить. Все логопедические упражнения необходимо проводить в форме игр. Очень полезно использовать интерактивные игрушки с функцией записи звука. Например, с помощью читающей ручки «Сотто» можно показать малышу прогресс в его произношении. Для этого, например, запишите произношение скороговорки с проблемным звуком на первом занятии, через месяц, через два. Пусть ребенок сравнит, насколько лучше он стал говорить. Это мотивирует его на занятия с логопедом;
Руки ребенка, специальные логопедические шпатели, руки взрослого должны быть стерильными;
Лучше всего заниматься по 3-4 раза в день, по 10-15 минут каждый раз. Нельзя слишком долго затягивать занятия – ребенку становится скучно;
Логопедические игровые упражнения повторяются по 25 раз каждое. А если ребенок захочет – можно повторить и больше;
Обязательно контролируйте выполнение ребенком упражнений. Предлагайте позаниматься самостоятельно, только убедившись в правильном выполнении упражнения ребенком;
Постарайтесь заниматься натощак, чтобы случайно не вызвать рвоту упражнениями с языком;
После занятий смажьте губы ребенка детским кремом или гигиенической помадой.
Помните, что речевое развитие неотделимо от развития всей психики. Поэтому обязательно занимайтесь с ребенком упражнениями на развитие мышления, внимания, памяти, воображения, восприятия.
Если вы решили заниматься с ребенком самостоятельно, обязательно регулярно показывайте его логопеду. Он сможет проконтролировать процесс формирования правильного произношения и даст ценные советы.
Для постоянных занятий с малышом нужно время и силы. Но каждый родитель понимает: от правильной речи зависит будущее ребенка, его самооценка, успехи в школьной учебе и многое другое.
Поэтому не жалейте сил и времени для логопедических занятий. Наградой за ваш труд будет чистое, выразительное, красивое произношение вашего ребенка.