Содержание
- Викторина «Колесо истории»
- НАША МИФОЛОГИЯ: «РУССКИЕ БОГИ И БОГИНИ»
- Князь Владимир: Cвятой на дружинном пиру
- Повелитель мечей
- Благочестивый правитель
- История
- Галерея
- Источник
- 1) Каким образом Владимир стал единоличным правителем на Руси?2) Как Владимиру удалось восстановить единство Русской земли?3) Что изменилось во внешней политике Руси при князе Владимире? В каких направлениях она развивалась? Обозначилось ли новое направление?
- 1) каким образом владимир стал единоличным правителем на руси? 2) как владимиру удалось восстановить единство земли? 3) что изменилось во внешней политике руси при князе владимире? в каких направлениях она развивалась? обозначилось ли новое направление?
- Владимир Святой
- Страница 5. Рассвет Древнерусского государства в конце X века — первой половине XII века
Викторина «Колесо истории»
МКОУ «СОШ №28» г.о. Нальчик
10 классы
18.02.2019г.
подготовила: учитель истории и обществознания
Бичекуева Марина Шарафиевна
Нальчик, 2019г.
Цель: повторение и закрепление знаний учащихся по истории и традициях русского народа с помощью викторины.
Задачи:
— повторить в игровой форме, ранее изученный материал;
— развить у учащихся интерес к истории и культуре своей страны;
— создать условия для проявления творческих возможностей учащихся умения работать в группе;
— развить у учащихся умение кратко и четко отвечать на вопросы.
Назначение: игра — викторина рассчитана на 10 классы.
Оборудование:
— Мультимедийная презентация.
— Бланки ответов для каждой команды.
Ориентировочное время игры – 1 час.
Ход игры.
От каждого класса выбирается команда из шести человек. Право выбора категории и сложности вопроса поочередно переходит между командами. На все вопросы требуется ответить в течении минуты. Жюри ведет подсчет набранных баллов и накладывает дисциплинарные штрафы за подсказки/неудовлетворительное поведение. После завершения финального раунда проводится окончательное подведение итогов.
1 команда — «Грозные»
2 команда — «Императоры»
Раунд 1. Блиц-опрос (разминка)
1.Старинный способ завоевания крепостей? (измор)
2.На берегах какой реки построен Новгород? (Волхов)
3.Лыковая обувь у крестьян? (лапти)
4.Как звали главного бога у славян? (Перун)
5.Когдапроизошло крещение Руси? 9(88г.)
6.Как в древней Руси называли воина, дружинника? (ратник)
7.Первая печатная книга на Руси? (Апостол)
8. Первооткрывателем какой земли стал Ермак? (Сибирь)
9. Кто является основателем Москвы? (Долгорукий Юрий)
10. Основатель монгольского улуса ( Чингисхан)
Раунд 2. «Города Руси» (1 балл)
-
Вблизи крепости этого города, в устье речки смолили и ставили на воду ладьи, принесённые с волока на пути из Варяг в Греки. (Смоленск)
-
Какой город Древней Руси, основанный в 859 г на берегах реки Волхов и озера Ильмень считали портом трех морей? (Великий Новгород)
-
Оба эти города обладали Золотыми воротами. (Киев и Новгород)
-
Этот город был основан князем Владимиром и по распространенной практике назван в его честь. Город носил и другие названия, такие как Дерпт и Тарту. (Юрьев)
Раунд 3. Историческое событие.
1.Много рыцарей было убито и взято в плен, часть из них под тяжестью своих доспехов и коней ушли под лёд. Остальные в панике бежали, преследуемые русской конницей.
2.Сентябрьским утром развернулось ожесточенное сражение. По преданию, бой начался поединком ордынского богатыря Челубея и русского монаха Пересвета. Разогнав коней, с копьями наперевес всадники сшиблись в смертельной схватке и оба упали замертво.
3.Великое стояние на этой реке имело огромное историческое значение для русского народа, ведь именно оно ознаменовало собой окончательное и бесповоротное избавление русских земель от долгого правления Золотой Орды.
4. Погибло много крестьян, ремесленников, купцов. Обескровленный Новгород навеки потерял своё значение как соперник Москвы. Тысячи возов с награбленным имуществом сопровождали Ивана IV в обратный путь. Это была победа над своим народом.
КОНКУРС КАПИТАНОВ (1 балл)
1.Когда Русью правил «денежный мешок»(14 век, Калита)
2.Когда в военной истории странытопасность представляла свинья?(Ледовое побоище)
3.Самый распространенный продукт в Древней руси в голодный период? (лебеда)
4. Жизнь у собак не всегда бывает собачей.А какой она была в период опричнины?
Раунд 4. Исторический портрет ( 2балла)
-
Князь, разгромивший полчища Мамая. За эту победу получил прозвище по названию реки.
-
В 16 лет стал княжить в Новгороде. Разбил шведов на Неве, одержал победу над рыцарями на Чудском озере.
-
Сын князя Владимира, убийца своих братьев. За свои ужасные преступления был прозван в народе «Окаянным».
-
Киевским князем стал в возрасте 60 лет. Совершил множество походов против половцев. Был образованным человеком, одаренным писателем. В назидание не только своим детям, но и потомкам князь оставил «Поучение» .
ИГРА С БОЛЕЛЬЩИКАМИ. (1балл)
1.Как погиб князь Олег Вещий?
(От укуса змеи.)
2.Какое имеет отношение Сергий Радонежский к Куликовской битве?
Благословил войско на битву и предсказал победу.
3.Комната монаха в монастыре.
Келья.
4.Кто автор «Повести временных лет»?
Нестор.
5.Пращур – это….
Предок.
6.В каком городе на Руси не правили князья?
Новгород.
Раунд 5. Кому принадлежат эти слова?(1 балл)
-
«Кто с мечем к нам придет, от меча и погибнет.»(А.Невский)
-
«Дайте мне от каждого двора по три голубя и по три воробья. Я не хочу возлагать на вас тяжкую дань, как мой муж, поэтому и прошу у вас мало…» ( княгиня Ольга)
-
«Следует тебе, господин, заботиться о порученном тебе Богом славном христианском стаде. Иди против безбожных, и если Бог
поможет тебе, ты победишь. (С.Радонежский)
4.»Иду на Вас». (Святослав).
Раунд 6. Кот в мешке. (1 балл)
1.1492 год на Руси был весьма необычен: крестьяне забросили обрабатывать землю в ожидании этого события, что чуть было не спровоцировало его уже в следующем году – начался страшный голод.
Что это за событие и почему его ждали в 1492 году?
Ответ:
На Руси ждали Апокалипсис (7000 год от сотворения Мира)
НАША МИФОЛОГИЯ: «РУССКИЕ БОГИ И БОГИНИ»
Картина Бориса Ольшанского.
Ещё давным-давно, в советские времена, как-то задумался вот над чем. Я хорошо знаю греческие мифы, немногим хуже индусские, арабские, китайские и скандинавские, имею представление ещё о некоторых иных. Сам себе задал вопрос: а знаю ли я русскую мифологию? Поначалу даже засомневался: а есть ли она? Подумалось, что таковая должна быть, но я её совершенно не знал. Практически ни-че-го.
Тогда я мог назвать несколько десятков героев греческих мифов, попытался вспомнить имена русских богов. Напряг память и осознал, что помню лишь двух-трёх. Даже самому стало стыдно.
Говорят, каждый культурный человек для общего развития должен знать греческие мифы. Не буду спорить, наверное, сие так, но каждому человеку в первую очередь нужно знать СВОЁ, родное, исконное. И свою мифологию нужно знать, как минимум, вдвое лучше любой иной.
Но в те времена ничего узнать о русской мифологии было практически невозможно. Пришлось дожидаться лучших времён.
Лет семь назад, наконец-то, открыл для себя дивный мир русских мифов, и оказался просто ошеломлён открывшейся мне феерической картиной – словно передо мной из неведомых вод всплыл неописуемой красоты Град-Китеж. Здесь был истинно русский дух, тут Русью пахло.
Практически сразу нашёл картины великолепных художников, рисовавших на эти темы: Борис Ольшанский, Виктор Корольков, Всеволод Иванов, Андрей Клименко, Владимир Суворов, Нонна Кукель, Виктор Крижанивский. Стал для меня понятнее гениальный Константин Васильев, у него тоже есть образы мифической Руси…
Ниже очень кратко о главных богах и богинях русской мифологии:
«Род небесный» — художник Нонна Кукель.
РОД. Родился из Золотого яйца, созданного мыслью Всевышнего. Он в свою очередь создал весь видимый мир. Разделил мир на три части: верхний, средний и нижний. Верхний находится в небесах. Там обитают боги, которые правят людьми. Они поступают правильно, и поэтому обитаемые небеса называются Правь. Ниже расположен человеческий мир, который мы явно видим — поэтому его имя Явь. Нижний — мир прошлого, Навь. Туда уходили предки.
«Сварог» — художник Виктор Корольков.
СВАРОГ. Создатель земли и небес. Сварог — источник огня и его повелитель. Он творит не словом, не магией в отличие от Велеса, а руками, он создаёт материальный мир.
ТРИГЛАВ. Это троединый бог. В этом главнейшем символе была выражена сама суть нашей древней веры: бог един, но у него множество проявлений. Чаще всего в нём сочетались три главные сущности-ипостаси — Сварог, Перун и Святовит (Свентовит). Считалось, что Триглав неусыпно следит за всеми царствами: Правью, Явью и Навью.
№Великий Хорс» — художник Виктор Корольков.
ХОРС. Древнеславянский бог Солнца, сын Рода, брат Велеса. Хорс — бог солнечного, жёлтого, света. На Руси одновременно существовало, по крайней мере, три бога солнца: Даждьбог, Хорс и Ярило. Их различие заключалось в следующем: Даждьбог олицетворял собой небесный свет, проливающийся на землю, в мир Яви. Хорс — бог солнечного, жёлтого, света. Ярило был богов весеннего света, иногда олицетворял собой и солнце.
«Велес» — художник Андрей Клименко.
ВЕЛЕС (Волос). Один из величайших богов древнего мира, сын Рода, брат Сварога. Он привёл сотворенный Родом и Сварогом мир в движение. Его называли богом материального достатка, богатства, благополучия, покровителем домашних животных, плодородия, считали подземным богом, Змеем, повелителем Нижнего мира. Велес — хозяин дикой природы, хозяин Нави, могучий волшебник и оборотень, толкователь законов, учитель искусствам, покровитель путешественников и торговцев, бог удачи.
«Даждьбог» — художник Нонна Кукель.
ДАЖДЬБОГ. Податель тепла и света, бог плодородия и живительной силы, времени созревания урожая.
«Перун» — художник Нонна Кукель.
ПЕРУН. Перун — бог грозовых туч, грома и молнии; бог-управитель, бог, карающий за неисполнение законов, может вызывать дождь. Самый знаменитый из братьев Сварожичей. Бог-громовержец Перун представлялся в виде немолодого сильного мужчины с седой посеребренной головой, с золотыми усами и бородой. Разъезжал по небу на коне или на пылающей колеснице, вооружённый молниями, топорами или стрелами. Повелевал тучами и небесными водами.
ЯРИЛО. Бог весны, весеннего света, тепла, веселья; юная, стремительная и неуправляемая сила; божество страсти и плодородия.
«Стрибог» — художник Виктор Корольков.
СТРИБОГ. Повелитель воздушных стихий, владыка ветров, пускает их стрелами с моря. Он может вызвать и укротить бурю и может оборачиваться своим помощником, мифической птицей Стратим. Воздух на Руси рассматривался как вместилище семи ветров, семидесяти вихрей и семисот ветровичей.
«Свентовит» — художник Константин Васильев.
СВЯТОВИТ (Свентовит). Четырёхглавый бог процветания и войны. Его символ — рог изобилия. И хотя Даждьбог повелевает солнцем, он не настолько влиятелен, как Световит. Четыре головы Световита наблюдают за вселенной во всех направлениях. Световит рассчитывал на верховную власть, но о том же думал и Перун: они – вечные соперники.
КРЫШЕНЬ. В ряду древних русских богов, Рода, Сварога, Перуна и других, обычно пропускают Крышня, а между тем, он — один из главных. Сын Всевышнего и богини Майи, доводится братом самому первотворцу мира Роду, хотя был значительно младше его.
«Семаргл» — художник Анна Зинковская.
СЕМАРГЛ (Симаргл). Сын Сварога, бог огня и луны, огненных жертвоприношений, дома и очага, хранитель семян и посевов. Мог оборачиваться священным крылатым псом. Спутник солнца Даждьбога.
«Белобог» — художник Нонна Кукель.
БЕЛБОГ (Белобог, Белун). Воплощение света, олицетворение дневного и весеннего неба. Бог удачи, счастья, добра, блага, Его считают также подателем богатства и плодородия.
ЧЕРНОБОГ (черный Змей, Кощей). Бог разрушитель. Бог холода, уничтожения, смерти, зла; бог безумия и воплощения всего плохого и черного. Чернобог — повелитель Нави, Тьмы и Пекельного царства. Славяне верили, что братья Белобог и Чернобог являются вечными соперниками – как добро и зло, свет и тьма, жизнь и смерть. Они всюду следуют за человеком и записывают в судеб все его дела, добрые и злые.
КИТОВРАС (Полкан). Полуконь — кентавр. Это — бог-строитель, волшебник, учёный и изобретатель. Имеет сверхъестественную силу. Легенды о Китоврасе относятся к древнейшим временам общеарийского единства и потому известны многим народам. Славяне верят, что солнечных коней Свентовита стережёт Китоврас.
КОЛЯДА. Древний бог веселых застолий. Учитель Третьего закона жизни. Он поведал людям о Великом Коло Сварога, о Дне и Ночи Сварога, а также учредил первый календарь.
ОВСЕНЬ. Младший брат-близнец Коляды. Ему досталась роль на практике осуществлять те божественные знания, которым учил людей Коляда.
«Чмслобог» — художник Виктор Корольков.
ЧИСЛОБОГ — повелитель текущего времени.
«Лель» — (в имени художника есть сомнения, извините, потому не пишу(.
ЛЕЛЬ (Лель, Лелья, Лельо, Любич). В мифологии древних славян бог любви, сын богини красоты и любви Лады. Изображался он в виде златовласого, как и мать, крылатого младенца: ведь любовь свободна и неуловима.
«Макошь» — художник Нонна Кукель.
МАКОШЬ (Мокошь). Богиня земли, плодородия, мать урожаев, Судьбы, а также покровительница овцеводства, женских рукоделий и достатку в доме. Матерь богов, возможно, жена или воплощение Велеса-Мокоса-Мокоша.
«Берегиня» — художник Борис Ольшанский.
БЕРЕГИНЯ. Великая древнеславянская богиня, породившая всё сущее. Её повсюду сопровождают светозарные всадники, олицетворяющие солнце.
«Лада» — (художник мне неизвестен, увы).
ЛАДА. Богиня любви и красоты. Именем Лада древние славяне называли не только изначальную богиню любви, но и весь строй жизни — лад, где всё должно было ладно, то есть хорошо. Перуница — одно из воплощений богини Лады, супруги громовержца Перуна. Её порою называют дева-громовница, как бы подчеркивая, что она разделяет власть над грозами со своим мужем. Лада — богиня брака и любви, изобилия, времени созревания урожая.
«Марена — Зима-Матушка» — художник Нонна Кукель.
МАРЕНА (Мара, Морена, Марана). Богиня зимы и смерти, мира мёртвых. Дочь Лады, сестра Живы и Лели. Она жена Кощея.
«Девана» — художник Пётр Орловский.
ДЕВАНА (Зевана, Дзевана). Богиня охоты, жена бога лесов Святобора. Девану древние славяне представляли в облике красавицы, одетой в богатую кунью шубу, отороченной белкою; с натянутым луком и стрелами. Вместо епанчи (верхней одежды) накинута медвежья шкура, а голова зверя служила шапкой.
Сегодня в церковном календаре – память перенесения мощей блгв. князей Российских Бориса и Глеба.
Нравится песня «Былина» которую исполнял архидакон Роман (Тамберг), нашел на Ютубе в другом исполнении
В песне вспоминается чудесное явление (видение) святому князю Александру Невскому князей-страстотерпцев, плывущих на помощь перед Невской битвой со шведами в 1240 году
С Богом, братья, суровую песню начнём, Как за Русь наши предки стояли. То не зорька зажглася над спелым жнивьём – То пожары над ним запылали. То не в синем бору прогремел с неба гром – Это рушатся наши святыни. Римский папа пытается шведским мечом Испытать силу русской твердыни. «Брат Глеб, вели грести. Отчизна погибает. На помощь нас зовёт Измученный народ. Спеши же, князь, спеши! Страна изнемогает, И конница врага Родные нивы бьёт». Над Невою-рекой заклубился туман, Предрассветная мгла отступает. Там за устьем Ижоры стоит шведский стан, Тускло латы стальные мерцают. И, не чуя беды, крепко рыцари спят, Но не спит благоверный Пилгусий. С удивлением очи чухонца следят, Как светает над страждущей Русью. «Брат Глеб, вели грести. Отчизна погибает. На помощь нас зовет Измученный народ. Спеши же, князь, спеши! Над Родиной светает, И славу для Руси Грядущий день несёт». Чу, плеснула вода под проворным веслом, Над волнами ладья выплывает. В ней два брата багряным укрыты плащом, Ярче зарева лики сверкают. Над главами святых ярче солнца горят Страстотерпцев венцы золотые. На подмогу к своим Глеб с Борисом спешат, Их выносят гребцы удалые. «Брат Глеб, вели грести. Отчизна погибает. На помощь нас зовёт Измученный народ. Спеши же, князь, спеши! К нам сродник наш взывает, И помощи с Небес Земля родная ждёт». То не в горных отрогах лавины шумят – Русь выходит с врагом побороться, То не грозные молнии в небе блестят – То сверкают клинки новгородцев. Страшен бьющихся русских дружинников вид, Князь их светел, как Ангел небесный. Впереди много славных сражений и битв, Но навек нарекут его Невским. «Брат Глеб, вели грести. Отчизна погибает. На помощь нас зовёт Измученный народ. Спеши же, князь, спеши! Господь повелевает Отеческий удел Очистить от врагов». Громче, звонкие струны, поведайте нам О былой русской силе и славе. Пусть над Родиной сгинет зловещий туман, Пусть опять вера предков сияет. Братья, разве напрасной та битва была? Русь Святая, ты снова в плененье. Вместо веры избрали твои сыновья Иноземным кумирам служенье. «Брат Глеб, вели грести. Отчизна погибает. На помощь нас зовёт Измученный народ. Спеши же, князь, спеши! Господь на покаянье Последние часы Родной Руси даёт». сл. архидиакона Романа (Тамберга) муз. протоиерея Алексия (Грачёва)
Князь Владимир: Cвятой на дружинном пиру
Всякий человек, породивший миф, превращается из реальной исторической персоны в личность-образец. Иногда этот образец прекрасен: «мудрый мыслитель», «справедливый правитель», «храбрый воин», а порой чёрен донельзя: «злой колдун», «бессовестный предатель», «свирепый тиран».
Так вот, великий князь Владимир Святославич породил не один, а два принципиально разных мифа.
Немыслимое дело: оба этих мифа — положительные, наполняющие теплым сиянием ореол исторической памяти вокруг его судьбы. Но настолько различные, словно их породили два человека, а не один. Один — былинный вождь богатырей, другой — летописный государь-праведник.
Каким же он был на самом деле?
Всё дело в том, что память о князе Владимире передавали разные общественные группы. И они сохранили то, что каждую из них более всего интересовало в его личности.
Повелитель мечей
Образ князя Владимира как главы ратоборцев сохранил военный люд — дружина, древнее боярство, жившее в далекую эпоху киевской «империи Рюриковичей», не отстегивая ножен с мечом от пояса.
Для этих людей Владимир Святославич был прежде всего военным вождем. Человеком, который имеет первенство на дружинном пиру и водит храбрых «воев» на врага под дружинным стягом. Для них великий князь киевский выглядел своего рода русским конунгом (Конунг — верховный правитель в древней Скандинавии.), который не желал дальних плаваний во главе викингского войска, поскольку отказался от моря в пользу земли, но уж землю свою держал крепко. Волнистая гладь южнорусских степей сделалась для него земляным морем… По силе и удачливости правителя к нему съехались служить великие богатыри, совершавшие громкие дела.
Владимир Святославич — любимый монарх древнерусских былин. Иные князья поминаются там гораздо реже.
Сочинялись былины ради услаждения слуха воинских людей на пирах и иных торжествах. С течением времени русское военно-служилое сословие утратило к ним вкус — европеизировалось, нашло себе иные развлечения. Но простой народ сохранил былины в памяти, поскольку любил богатырей — защитников своей земли, а вместе с ними и их вождя, князя Владимира.
Князь с дружиной. Миниатюра из «Сказания о Борисе
и Глебе». XIV в.
Владимир Святославич принужден был большую часть своего правления либо вести войну, либо сохранять постоянную готовность ко вступлению в новую войну. В подобных условиях он проявлял большую мудрость, щедро, порой сверх меры, наделяя свою дружину всем необходимым.
Так, велел он по всем дням недели на дворе своем в гриднице (Гридница — помещение для дружинников в княжеском дворце) устраивать пир, чтобы приходить туда боярам, и сотским, и десятским, и лучшим мужам — при князе и без князя. По словам летописи, «…бывало на обедах тех множество мяса — говядины и дичины, — было все в изобилии. Когда же, бывало, перепьются, то начнут роптать на князя, говоря: “Горе головам нашим: дал он нам есть деревянными ложками, а не серебряными”. Услышав это, Владимир повелел исковать серебряные ложки, сказав так: “Серебром и золотом не найду себе дружины, а с дружиною добуду серебро и золото, как дед мой и отец мой с дружиною доискались золота и серебра”. Ибо Владимир любил дружину и с нею совещался об устройстве страны, и о войне, и о законах страны».
Само время, жестокое, наполненное военными бурями, заставляло его идти по пути доброго согласия со свирепой дружинной стихией.
Древние сказания, повествующие о подвигах богатырей, именуют великого князя киевского Владимиром Красно Солнышко. Вряд ли поэтичное прозвище досталось ему за телесную красоту («красный» значило «красивый»). Скорее, народная память сохранила благодарное отношение к нему как к человеку, вставшему во главе обороны Руси, живому средоточию богатырства. В правление Владимира Святославича на Юге Руси стало светлее — тьма кочевая отступила от границ.
Как ни парадоксально, союз великого князя киевского с дружинной стихией, с приграничным богатырством выглядит чуть ли не самой тяжелой его государственной работой.
Своевольное сообщество дружинников содержало в себе мощный бродильный элемент. Отряды их совершали длинные переходы в поисках выгодной службы, добычи, славы. Они неохотно оседали на земле. Они ценили удачливых и отважных вожаков, но если вожак давал слабину, легко меняли его на другого. Неспокойный, ненадежный, немирный дружинный народ глядел одним оком в сторону темного языческого хаоса. Богатыри того переходного времени рассуждали примерно так: христианство, большой греческий Бог, коего так любит князь Владимир, небесное покровительство — это всё, конечно, очень хорошо. Но давайте-ка рядом с крестиком повесим на шею ма-аленький молоточек Тора. Тоже ведь сильный бог, отчего же пренебрегать им? И не будем спускать на хмельной мед последний дирхем (Дирхем — арабская серебряная монета). Лучше припрячем его, нацарапав на серебряном диске руну, очень полезную для здоровья. А та сила, которая эту руну понимает, сама разберется и поймет, как лучше помочь…
Деревянный резной ковш-братина. Такие ковши использовались
на братчинных пирах
В сущности, дружина киевская состояла из двух слоев.
Первый из них, весьма архаичный, представлял собой дрожжи, способные разнести квашню любой державы. Духовными наследниками людей подобного типа через много веков станут запорожские казаки. Превосходные вояки, надо держать их под рукой какое-то количество по всякий день, но… доверять им нельзя. Напротив, требуется неустанный пригляд за самыми буйными фигурами в этой среде.
Второй объединял тех дружинников, кто готов был остепениться, прочно связать свою судьбу с судьбой князя и всей земли Русской, предпочитал постоянный доход и высокое положение при дворе киевского правителя бессчетным приключениям в дальних краях. Конечно, чем более человек из этого круга становился служильцем, тем меньше у него оставалось личной свободы. Зато перед ним открывалась перспектива завести постоянную семью, возвыситься на службе, не зависеть более от переменчивой судьбы.
Вторых Владимиру явно не хватало. И ему приходилось соединять их с первыми, особенно в те моменты, когда жаркое дыхание войны посещало Южную Русь. Но чем удержать их, когда на дворе мир, когда нет повода для совершения подвигов и… деяний полуразбойных? Только пирами да серебром, только щедростью да терпением. И как избавить надежных людей от дурного влияния бродяг с их порчеными викингскими душами? О, как хочется порой ветерану княжеской дружины оседлать ветер, пойти за добычей вместе с каким-нибудь юным ярлом (Ярл — в древней Скандинавии — представитель знатного сословия). Скучно коротать век, обороняя все тот же Киев от все тех же печенегов под рукою все того же стареющего князя… Таких можно удержать только доверием. Им дается право, которого «бродяги» не заслужат никогда: право являться на княжеский совет и влиять на великие державные дела. Ведь когда твоя воля может повернуть жизнь гигантской страны — это дорогого стоит. Никакие ветра морских далей не сравнятся с подобной почестью!
Тяжело давалась сия государственная наука сыну Святослава. Он первым — первым! — из русских государей осваивал ее. До Владимира ее просто не существовало, как не существовало даже тени политической стабильности на Руси.
Удержал ли он на своих плечах это бремя?
Меч времен князя Святослава
Да, удержал! Остался же в памяти Руси «Красным Солнышком»…
В X веке хищные степняки, особенно печенеги, близко подбирались к столице Руси и представляли собой гибельную угрозу. Юг Руси кипел титанической борьбой, то стихавшей на время, то возобновлявшейся с еще большей силой.
И политический стиль Владимира Святославича в 990-х годах резко меняется. Прежде он думал о завоеваниях, о походах за добычею, а теперь — о защите собственных земель. Для обороны от печенегов великий князь ставит по степным окраинам Киевской Руси новые укрепленные линии с крепким частоколом, сооружает малые крепости и крупные узловые пункты.
По словам летописи, Владимир Святославич публично объявил: «Это плохо, что мало городов вокруг Киева». После этого князь принялся ставить города на Десне, а также по рекам Осетр, Трубеж, Сула и Стугна. «И стал набирать мужей лучших от славян, и от кривичей, и от чуди, и от вятичей и ими населил города, так как была война с печенегами. И воевал с ними и побеждал их…» — добавляет летописец.
В 991 году по его воле в Белгороде была построена мощная крепость. Из других городов сюда привели множество людей и расселили. На западе вырос Владимир Волынский — оплот власти киевского князя на землях волынян.
Великий князь наладил сторожевую службу — так, чтоб стремительная печенежская конница не получила ни единого шанса незаметно подобраться к большим городам Южной Руси. Мужественных людей, служивших в отдаленных крепостицах-заставах, совершавших малыми «сторожами»-дозорами глубокие рейды в степь, народная память превратила в непобедимых былинных богатырей.
Стоит представить себе карту Киевской Руси того времени. К северу от Киева раскинулись бескрайние пространства до Полоцка, Ладоги и Ростова. Севернее Киева — простерлась вся Русь! А вот южнее столицы Владимира Святославича — всего лишь лоскутик Руси, коего едва-едва хватало на сутки движения стремительной степной конницы. Да и этот лоскутик приходилось удерживать, напрягая все силы колоссальной державы. Жизнь и смерть всего государства зависела от того, насколько прочна оборона, сдерживающая неистовый натиск врагов…
Итог большой войны со степью, которая шла в годы правления Владимира Святославича, удачен для Руси. Печенежский напор научились сдерживать. Смертельно опасного врага не допускали в срединные области державы.
Благочестивый правитель
Для Русской Церкви и князей-Рюриковичей, потомков Владимира, важнее всего был образ идеального христианского правителя, накрепко связанный с его жизнью после крещения. Этот образ развивался постепенно, накапливая черточку за черточкой, но особой яркости и рельефности он достиг во времена Московского царства. В ту пору наши «книжники» считали, что Владимир своей праведностью превзошел всех восточноримских императоров, кроме разве что святого Константина.
Крещение киевлян. К. Лебедев. Конец XIX в.
Но истоки представления о Владимире как о благочестивом государе уходят в XI—XII века, во времена составления древнейших русских летописей. А создавали их ученые монахи, быть может, под присмотром великих князей киевских.
О том, что великий князь киевский Владимир Святославич крестился сам и велел крестить своих подданных — всю Русь, — любой школьник знает из учебника по истории. Но для того, чтобы вера Христова устояла, правителю следовало вести себя подлинно по-христиански, подавая пример всем и каждому.
Именно так поступал Владимир — честно и благочестиво.
После Крещения Руси Владимир княжил еще четверть столетия, сохранив энергию как политик и полководец. Он приучал себя к милосердию, сделался щедр и нищелюбив.
По словам летописца, однажды, при чтении Евангелия, Владимир Святославич обратил внимание на слова: «“Блаженны милостивые, ибо те помилованы будут”; и еще: “Продайте именья ваши и раздайте нищим”; и еще: “Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль истребляет и воры подкапывают, но собирайте себе сокровища на небе, где моль не истребляет, ни воры не крадут”; и слова Давида: “Благословен человек, который милует и взаймы дает”. Слышал он и слова Соломона: “Дающий нищему дает взаймы Богу”. Слышав все это, повелел он всякому нищему и убогому приходить на княжий двор и брать все, что надобно, питье и пищу и из казны деньги. Устроил он и такое: сказав, что немощные и больные “не могут дойти до двора моего”, приказал снарядить телеги и, наложив на них хлебы, мясо, рыбу, различные плоды, мед в бочках, а в других квас, развозить по городу, спрашивая: “Где больной, нищий или кто не может ходить?” И раздавали тем все необходимое».
Какое-то время Владимир Святославич с пылом неофита отвергал саму возможность казнить преступников, пытаясь вразумлять их лишь с помощью «вир» (штрафов). Летописец специально остановился на этом деле — ради урока будущим поколениям: «Умножились зело разбои. И сказали епископы Володимеру: “Вот умножилось число разбойников, отчего не казнишь их?” Тот отвечал: “Боюсь греха”. Они же сказали: “Ты поставлен от Бога на казнь злым, а добрым на милование. Следует тебе казнить разбойников, но прежде расследованию предав их дела”. Володимер же отверг виры и начал казнити».
Великий князь устроил школы. Для «обучения книжного» туда принудительно собирали детей знати. Шли на Русь ученые люди из Болгарии и Византии — переписывать церковные книги, переводить их, передавать опыт русским ученикам.
Молитва князя Владимира
в десятинной церкви.
Миниатюра из Радзивилловской летописи. Конец XV в.
Крещение Руси — не только принятие веры, но и принятие Церкви, поскольку вне ее жизнь христианина немыслима, спасение души невозможно. А принятие Церкви влечет за собой множество преобразований.
До Владимира Святого в Киеве уже существовали христианские храмы — например, Ильинская церковь. Они предназначались для относительно небольшого круга людей. Христианство начало понемногу проникать на Русь еще во второй половине IX века. Многое ли требовалось для слабой и немноголюдной церковной сферы до-Владимировых времен? Но когда князь Владимир задумал обратить в христианство весь народ, настало время позаботиться о нуждах Церкви совсем в иных масштабах.
Прежде всего, следовало возвести новые большие храмы. Первым и самым знаменитым из них стала соборная церковь Успения Божией матери в Киеве. Ее начали сооружать вскоре после крещения киевлян. На средства князя Владимира строилось роскошное здание, отделанное мрамором и яшмой, украшенное богатыми мозаиками. Размерами оно намного превосходило маленькую Ильинскую церковь. Новый храм появился в Киеве в середине — второй половине 990-х годов. «Иконы, сосуды и кресты» для него доставили из Корсуня-Херсонеса.
Далее «Повесть временных лет» сообщает: после завершения работ князь Владимир зашел под своды собора и долго молился Христу. Затем великий князь во всеуслышанье объявил: «Даю церкви сей святой Богородицы от имения моего и от градов моих десятую часть». Потом правитель дал грамоту («написал клятву»), официально утверждавшую этот источник церковных доходов, и велел созвать людей на пышное празднование.
Отсюда и неофициальное название собора, принятое народом: Десятинная церковь. До наших дней она, к сожалению, не дошла, погибла в огне монголо-татарского нашествия 1240 года. Лишь фундамент ее показывают ныне туристам киевские экскурсоводы.
Как только довершилось строительство Десятинной церкви, Владимир произвел важное символическое действие. Состоялось прославление княгини Ольги, первой в роду Владимира принявшей крещение. Ее мощи торжественно перенесли под своды Десятинной церкви. Могила Ольги почиталась киевскими христианами как погребение истинной праведницы. По велению Владимира, столичное духовенство вместе с ним пошло крестным ходом к этому месту. Останки Ольги бережно извлекли наружу и убедились том, что их чудесным образом не коснулся тлен. Тело доставили в храм, где его ожидал каменный саркофаг. С тех пор воздвигнутый трудами Владимира собор стал великокняжеской усыпальницей. Мощи Ольги были главной его святыней: у гроба ее, как свидетельствуют древнерусские книжники, совершались исцеления от хворей.
Это чрезвычайно важное деяние Владимира. Он встраивал Русь в сообщество христианских держав. Там имелись собственные личности, вокруг которых установилось церковное почитание, и здесь появляется богомудрая Ольга, поставленная в один ряд с древними мучениками и миссионерами, несомненными святыми. Официальная канонизация ее произойдет позднее, однако церковный культ Ольги уходит корнями именно в X век.
Великий князь Владимир избирает религию. И. Эггинк. 1822
***
В наши дни два разных образа князя Владимира слились воедино. Для наших современников этот правитель — противоречивая личность. Храбрый и смиренный одновременно, он предстает то в коленопреклоненной позе перед иконами, то с кубком в руке на буйном празднестве, то с мечом на защите границ.
А для тех, кто жил в суровую эпоху, когда Древняя Русь ценою крови, обильно пролитой на степных рубежах, сдерживала натиск кочевых народов, сберегала свободу свою и недавно обретенную веру, такой правитель выглядел органично. Каким еще мог быть истинный государь в то время?
Слово «миф» не надо воспринимать как синоним слов «ложь» или «искажение». У него есть и другое значение: миф — устойчивый образ какого-либо исторического деятеля, города, эпохи. В этом смысле миф — опоэтизированный и навеки застывший фрагмент истории, частичка вечности в потоке времени.
Итак, настоящий князь Владимир, каким он был, виден в соединении двух «прядей» исторической памяти о нем, двух зерен вечности на ладони русской судьбы. Это сложный человек, но противоречия в его натуре нет, скорее, видна разносторонность характера. Народ «развинтил» эту разносторонность на «детальки» и передал через века по частям…
Святые не всегда отсвечивают сусальным золотом. Иной раз в их образе больше сверкания булатного, и слава Богу, что остро отточенное железо в их руках служило Кресту, а не древней языческой тьме.
На анонсе Пир богатырей у ласкового князя Владимира. А. П. Ряпушкин. 1888
Владимир Святославич — князь новгородский в 970 — 988 годах, киевский великий князь, при котором произошло крещение Руси.
Владимир Святославич стал новгородским князем в 970 году, захватил киевский престол в 978. В 988 выбрал христианство в качестве государственной религии Древнерусского государства. В крещении получил христианское имя Василий. Известен также как Владимир Святой, Владимир Великий, Владимир Креститель (в церковной истории) и Владимир Красное Солнышко (в былинах). Прославлен в лике святых как равноапостольный; день памяти в русском православии — 15 июля по Юлианскому календарю.
История
Происхождение и воспитание
Сын великого князя Святослава Игоревича от ключницы Малуши родом из города Любеч, милостницы княгини Ольги. Сын рабы («робичич» по словам Рогнеды), по обычаям язычников мог наследовать отцу-князю.
Год рождения Владимира неизвестен. Его отец Святослав родился в 942 (летописная хронология условна в этом периоде), а старший сын Владимира Вышеслав — около 977, откуда историки выводят год рождения Владимира 960-й с точностью до нескольких лет. Как сообщают поздние источники XVI века (Никоновская и Устюжская летописи), Владимир Святославич родился в селе Будутине (Будятине):
“ | Володимиръ бо бе отъ Малки, ключници Олжины; Малка же бе сестра Добрыне, — и бе Добрыня дядя Володимиру; и бе рожение Володимеру въ Будутине веси, тамо бо въ гневе отслала ея Олга, село бо бяше ея тамо, и умираючи даде его святей Богородици. | ” |
Мнения исследователей о локализации Будятиного села расходятся. Владимир Святославич возможно родился под Псковом (д. Будник), Гомелем (с. Будатин) или Владимиром-Волынским (с. Будятычи), куда разгневанная княгиня Ольга сослала Малушу. Как предполагал Д. Прозоровский, будучи раздатчицей милостыни (занятие христианки), Малуша нарушила со Святославом заповедь «не прелюбодействуй», и именно это вызвало гнев Ольги.
О дальнейшей судьбе Малуши летописи не сообщают, а малолетний Владимир вернулся в Киев, где находился под присмотром княгини Ольги. Воспитанием его, возможно, занимался дядя по матери Добрыня, так как в обычаях Руси было делом привычным доверять воспитание наследника старшим дружинникам.
Княжение в Новгороде
По Повести временных лет Владимир среди сыновей Святослава был третьим по старшинству после Ярополка и Олега. Выдвигалась также гипотеза, что на самом деле он был вторым (старше Олега), так как получил от отца при его уходе на войну с Византией в 970 году важный Новгород, в то время как Олег довольствовался Древлянской землёй с центром в Овруче. Наставником и воеводой юного Владимира в Новгороде стал Добрыня.
Владимир в памятнике «Тысячелетие России».
Скандинавские саги рассказывают о том, как будущий король Норвегии Олаф I Трюггвасон провёл детство и юность в Новгороде. Мать Олафа, Астрид, бежала от убийц мужа в Новгород к конунгу Вальдемару (Владимиру), у которого служил её брат Сигурд, но по дороге она с ребёнком была захвачена разбойниками в Эстонии. Сигурд, собирая налоги в Эстонии по повелению Владимира, встретил случайно Олафа и выкупил его из рабства. Олаф рос под покровительством Владимира, позже был взят в дружину, где пользовался популярностью среди воинов.
Киевское княжение
После гибели в 972 году князя Святослава Киевом управлял Ярополк. В 977 году разгорелась междоусобная война между Ярополком и его братьями. Удельный древлянский князь Олег, отступая в бою с Ярополком, был раздавлен во рву падавшими лошадьми. Владимир при этом известии бежал к ярлу Норвегии Хакону Могучему. Всей Русью стал править Ярополк Святославич.
Тем временем Владимир в Скандинавии набрал с Добрыней варяжское войско и в 980 году вернулся в Новгород, выгнав посадника Ярополка.
Владимир захватил перешедший на сторону Киева Полоцк, перебив семью варяжского правителя города Рогволода. Его дочь Рогнеду, просватанную прежде за Ярополка, он насильно взял в жёны. Затем с большим варяжским войском осадил Киев, где заперся Ярополк. По версии летописи воевода Ярополка Блуд, подкупленный Владимиром, заставил Ярополка бежать в маленький городок Родень, запугав мятежом киевлян. В Родне Владимир заманил Ярополка на переговоры, где два варяга «подняли его мечами под пазухи». Беременную жену Ярополка, бывшую греческую монахиню, Владимир взял в наложницы.
Памятник Владимиру установленный украинской диаспорой в Лондоне, Великобритания.
Когда варяжское войско потребовало себе за службу дань с киевлян, Владимир обещал им, но через месяц отказался, а варягов отослал на службу в Константинополь с советом византийскому императору развести тех по разным местам. Часть из варягов Владимир оставил себе для управления городами.
По летописи Владимир вокняжился в Киеве в 980 году. Согласно самому раннему Житию Владимира монаха Иакова («Память и похвала князю Владимиру», 2-я половина XI века) это случилось 11 июня 978 года. Из ряда хронологических соображений кажется более вероятной дата 978, а дата 980 получена, видимо, при вторичной расстановке годовой сетки в летописи путём неправильного пересчёта. Так летописец упомянул о 37 годах правления Владимира, что также указывает на 978, как год прихода Владимира к власти.
Языческое правление
Новый князь киевский (величался также хазарским титулом каган) принял меры к реформации языческого культа. Воздвиг в Киеве капище с идолами шести главных богов славянского язычества (Перуна, Хорса, Даждьбога, Стрибога, Семаргла и Мокоши, без Велеса), также есть сведения, что князь ввёл, подобно скандинавам, практику человеческих жертвоприношений богам.
Владимир и Рогнеда.
Так как есть косвенные сведения о симпатиях прежнего князя Ярополка к христианской вере и его контактах с латинским Западом, то весьма вероятно предположение о языческой реакции при Владимире, то есть борьбе с ранее утверждавшимся в Киеве христианством. Археологическим подтверждением этого может служить находка на месте Владимирова пантеона остатков каменного строения со следами фресковой живописи — по всей видимости, существовавшей при Ярополке церкви. Во время гонений в Киеве погибли одни из первых христианских мучеников на Руси — варяги Фёдор и Иоанн.
Повесть временных лет так передаёт образ жизни Владимира до крещения:
“ | Был же Владимир побеждён похотью, и были у него жёны , а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 на Берестове, в сельце, которое называют сейчас Берестовое. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц. | ” |
Православные источники утверждают, что после крещения князь освободил от супружеских обязанностей всех бывших языческих жён. Рогнеде он предложил выбрать мужа, но она отказалась и приняла монашеский постриг.
Крещение
Великий князь Владимир избирает религию.
Летописное повествование о «выборе вер» («испытании вер») Владимиром носит легендарный характер. Ко двору вызывались проповедники ислама, иудаизма, западного «латинского» христианства, но Владимир после беседы с «греческим философом» остановился на православии. Несмотря на агиографический трафарет, в повествовании есть историческое зерно. Так, Владимир говорит «немцам»:
“ | Иде́те опять, яко отцы наши сего не прияли суть (то есть ступайте назад, ибо наши отцы этого не приняли). | ” |
В этом можно видеть отзвуки событий 962 года, когда германский император присылал в Киев епископа и священников по просьбе княгини Ольги. Не принятые на Руси, они «еле спаслись».
Сведения о посольстве в Хорезм русского правителя 2-й половины X века (имя с арабского восстанавливается как Владимир), желавшего, чтоб его страна приняла ислам, сохранились в арабских и персидских источниках. Так среднеазиатский врач и историк аль-Марвази (начало XII в.) сообщает:
“ | И когда они обратились в христианство, религия притупила их мечи, и вера закрыла им двери занятия, и вернулись они к трудной жизни и бедности, и сократились у них средства существования. Тогда захотели они стать мусульманами, чтобы позволен был им набег и священная война и возвращение к тому, что было ранее. Тогда послали они послов к правителю Хорезма, четырёх человек из приближённых их царя, потому что у них независимый царь и именуется их царь Владимир — подобно тому, как царь тюрков называется хакан И пришли послы их в Хорезм и сообщили послание их. И обрадовался Хорезмшах решению их обратиться в ислам, и послал к ним обучить их законам ислама. И обратились они в ислам. | ” |
Беседа Владимира с греческим философом о христианстве.
Согласно летописи в 987 году Владимир на совете бояр принял решение о крещении «по закону греческому».
В следующем 988 году он захватил Корсунь (Херсонес в Крыму) и потребовал в жёны сестру византийских императоров Василия II и Константина VIII Анну, угрожая в противном случае пойти на Константинополь. Императоры согласились, потребовав в свою очередь крещения князя, чтобы сестра вышла за единоверца. Получив согласие Владимира, византийцы прислали в Корсунь Анну со священниками. Владимир вместе со своей дружиной прошел обряд крещения, после чего совершил церемонию бракосочетания и вернулся в Киев, где сразу же повелел опрокинуть языческие идолы.
Согласно монаху Иакову, более раннему источнику, чем «Повесть временных лет», князь Владимир крестился в 988 году, взял Корсунь на 3-й год после крещения с целью захвата христианских святынь и только потом вытребовал себе жену от византийских императоров.
Сирийский историк XI века Яхъя Антиохийский излагает историю крещения по-другому. Против византийского императора Василия взбунтовался его военачальник Варда Фока, который одержал несколько побед.
“ | … и побудила его нужда послать к царю русов — а они его враги, — чтобы просить их помочь ему в настоящем его положении. И согласился он на это. И заключили они между собою договор о свойстве и женился царь русов на сестре царя Василия, после того как он поставил ему условие, чтобы он крестился и весь народ его стран, а они народ великий И послал к нему царь Василий впоследствии митрополитов и епископов и они окрестили царя И когда было решено между ними дело о браке, прибыли войска русов также и соединились с войсками греков, которые были у царя Василия, и отправились все вместе на борьбу с Вардою Фокою морем и сушей. | ” |
Крещение Владимира.
По Яхъю соединённые силы русов и греков разгромили войска Фоки под Хрисополем в конце 988 года, а в апреле 989 года союзники в сражении под Абидосом покончили с Вардой Фокой. Арабский историк начала XIII века Ибн аль-Асир также сообщил о крещении русов в версии, близкой к Яхъю Антиохийскому, но отнеся событие к 986 году, причём царь русов в его изложении сначала крестился, потом женился и тогда пошёл воевать с Вардой Фокой.
О размере русской военной помощи Византии и крещении сообщает также армянский историк Стефан Таронский, современник князя Владимира:
“ | Тогда весь народ Рузов , бывший там поднялся на бой; их было 6 000 человек — пеших, вооружённых копьями и щитами, — которых просил царь Василий у царя Рузов в то время, когда он выдал сестру свою замуж за последнего. В это же самое время рузы уверовали в Христа. | ” |
Детали хронологии — на каком этапе описываемых событий Владимир принял крещение, произошло ли это в Киеве, в городе Василиве или Корсуне — были утеряны в Руси ещё в начале XII века, во времена составления «Повести временных лет», о чём летописец прямо сообщает. Тем более дискуссионен этот вопрос в современной историографии. Датой Крещения Руси традиционно считается летописный 988 год, хотя исторические свидетельства указывают на 987 как год крещения самого князя Владимира и 989 как год Крещения Руси.
Основные составляющие сюжетной линии Корсунской легенды, в которой отражены события Владимирова крещения, буквально совпадают с поверьями, связанными со святым источником и чудотворной иконой Пресвятой Богородицы в с. Будятичах на Волыни (отождествляемых с местом рождения Владимира). Это обстоятельство свидетельствует о том, что в Будятычах функционировали легенды о Святителе Руси.
В крещении Владимир принял имя Василий, в честь правящего византийского императора Василия II, согласно практике политических крещений того времени.
В Киеве крещение народа прошло сравнительно мирно, в то время как в Новгороде, где крещением руководил Добрыня, оно сопровождалось восстаниями народа и подавлением их силой. В Ростовско-Суздальской земле, где местные славянские и финно-угорские племена сохраняли в силу отдалённости определённую автономию, христиане оставались меньшинством и после Владимира (вплоть до XIII века язычество господствовало у вятичей).
Крещение сопровождалось учреждением церковной иерархии. Русь стала одной из митрополий (Киевской) Константинопольского патриархата. Епархия была создана также в Новгороде, а по некоторым данным — в Белгороде Киевском (не путать с современным Белгородом), Переяславле и Чернигове. Не препятствовал Владимир и деятельности западных проповедников. Когда его сын Святополк взял жену из Польши, вместе с ней в ок. 1000 г. прибыл Рейнберн, епископ Кольберга (Колобжега), позднее окончивший жизнь в темнице. При помощи немецкого миссионера Бруно Кверфуртского, лично встречавшегося с Владимиром, в 1007 году была учреждена епархия у печенегов, по-видимому недолговечная.
Военные походы
Владимир идёт в поход на вятичей.
В 981 году (по другой версии, исходящей из более ранней даты вокняжения Владимира и политической обстановки в Польше — 979) Владимир воевал с польским князем Мешко I за приграничную Червенскую Русь. Завоевание Червена и Перемышля.
В 981 — 982 Владимир совершил поход на вятичей, который закончился обложением данью.
В 983 Владимир покорил балто-литовское племя ятвягов и установил контроль над Судовией, что открывало путь к Балтике.
В 984 Владимир совершил поход на радимичей, чьи земли лежали между Киевом и Новгородскими землями. Покорение радимичей объединило северные и южные регионы Руси.
В 985 Владимир воевал с «болгарами». Некоторые исследователи идентифицируют их с дунайскими болгарами, однако по «Памяти и похвале» противником Владимира были «серебряные», то есть волжские булгары. Одержав победу, Владимир заключил с булгарами мир на выгодных для Руси условиях. В том же 985 он обложил данью Хазарию.
В 988 году Владимир предположительно покорил земли Таманского полуострова.
В 988 — 989 осада Корсуня в Крыму. По ПВЛ город сдался после длительной осады, когда русские перекопали трубы, по которым в город поступала вода из колодцев. Затем византийские императоры прислали свою сестру Анну замуж за Владимира, после чего он вернул город Византии и по возвращении в Киев приступил к крещению народа.
В 991 году поход в днестровские земли против белых хорватов.
В 992 успешная война с Польшей за Червенскую русь.
В 994 — 997 Владимир повторил поход против волжско-камских булгар и двинулся на Северный Кавказ.
Владимир вёл активную внешнюю политику: за время правления им было заключено множество договоров с правителями разных стран. Это были: Стефан I (король Венгрии), Болеслав I Храбрый (король Польши), Болеслав II (король Чехии), Сильвестр II (папа римский), Василий II (император Византии).
Проблемой Руси оставались постоянные набеги печенегов: в 990, 992 на Переяславль, 993, в 996 состоялась битва у Василево, в 997 нападение на Киев, в 1001, в 1013 состоялось польско-печенежское вторжение на Русь. Воспоминания о печенежской войне уже век спустя приняли эпические формы (легенда о Белгородском киселе, о Никите Кожемяке и др.). Для обороны от печенегов был построен ряд крепостей по южному рубежу Киевской Руси. По южным и юго-восточным границам тогдашней Руси, на правой и левой стороне Днепра, выведены были ряды земляных окопов и сторожевых «застав», чтобы сдерживать нападения кочевников. По свидетельству византийского императора Константина VII Багрянородного, печенеги кочевали на расстоянии одного дня пути от Руси.
В 1006 — 1007 гг. через Киев проезжал немецкий миссионер Бруно Кверфуртский, направляясь к печенегам для проповеди Евангелия. Он остановился погостить у князя Владимира, которого в письме к императору Генриху II называет сеньором руссов. Князь Владимир уговаривал миссионера не ездить к печенегам, говоря, что у них он не найдёт душ для спасения, а скорее сам погибнет позорною смертью. Князь не мог уговорить Бруно и вызвался проводить его со своей дружиной до границ своей земли, «которые он со всех сторон оградил крепким частоколом на весьма большом протяжении по причине скитающихся около них неприятелей». Вероятно, Бруно говорил про Змиевы валы, длина которых в Киевской области составляет около 800 километров.
Последние годы
В последние годы жизни Владимир, вероятно, собирался изменить принцип престолонаследия и завещать власть любимому сыну Борису. Во всяком случае, именно Борису он доверил свою дружину. Двое старших из остававшихся в живых сыновей — Святополк туровский и Ярослав новгородский — почти одновременно восстали против отца в 1014 году. Поэтому, когда Владимир скончался от болезни в загородной резиденции Берестове 15 июля 1015, окружающие скрыли его смерть. Дело в том, что Святополк находился в Киеве: он не должен был узнать об этом раньше горожан, иначе попытался бы узурпировать власть. Тело князя, обернутое ковром, тайно вывезли ночью на санях и привезли в Киевскую Десятинную церквь, где он и был похоронен; мраморные саркофаги Владимира и его жены стояли посредине храма. Десятинная церковь разрушена монголами в 1240 году.
Памятник князю Владимиру и святителю Фёдору во Владимире, Россия.
В 1632 — 36 гг. в Киеве при разборе руин были обнаружены старые саркофаги, принятые митрополитом Петром Могилой за погребения Владимира и Анны, а затем после извлечения останков закопаны вновь. Идентификация гробницы (или гробниц) была произведена по надписи, которая однако явно позднего происхождения и содержит фактические противоречия (датировка от Рождества Христова и т. п.). Место погребения было заново раскопано Н. Е. Ефимовым в 1826, действительно были найдены саркофаги, но не соответствующие описанию XVII века. Останки (мощи), извлечённые из захоронения, были розданы в киевские и московский соборы и к настоящему времени оказались утрачены. Современные исследователи сомневаются в том, что это действительно были раки Владимира и Анны.
Галерея
Добавить фото
Источник
- http://ru.wikipedia.org/wiki/Владимир_I_Святославич
Воины: | Войско Древней Руси (IX — X века) • Войско Древней Руси (X — XIII века) • Войско Древней Руси (XIII — XV века) |
Личности: | Аскольд и Дир • Олег Вещий • Игорь Рюрикович • Княгиня Ольга • Святослав Игоревич • Ярополк Святославич • Владимир Святославич • Святополк Окаянный • Ярослав Мудрый • Изяслав Ярославич • Всеслав Брячиславич • Святослав Ярославич • Всеволод Ярославич • Святополк Изяславич • Владимир Мономах • Мстислав Великий |
Оружие: | Топор • Булава • Кистень • Меч • Сабля • Скрамасакс • Нож • Копье • Сулица • Лук и стрелы • Щит |
Доспехи: | Кольчуга • Железный шлем |
1) Каким образом Владимир стал единоличным правителем на Руси?2) Как Владимиру удалось восстановить единство Русской земли?3) Что изменилось во внешней политике Руси при князе Владимире? В каких направлениях она развивалась? Обозначилось ли новое направление?
1)Дружина враждебно относилась к великому князю, который покровительствовал христианам. Назревал заговор. Владимир воспользовался этим и вступил в тайные переговоры с людьми, близкими Ярополку. Изменники уговорили великого князя оставить город под предлогом, что среди киевлян зреет заговор в пользу Владимира. Ярополк бежал из Киева, а потом по совету тех же тайных доброжелателей Владимира явился к брату на переговоры. Едва он вошел в палату, как телохранители Владимира пронзили его мечами.
Таким образом, в 980 г. Русский север снова победил юг во главе с Киевом. Владимир с этого года стал единоличным правителем Руси.
2)Если не говорить красиво, но правдиво, то получится, что данный товарищ был не лучше многих тиранов, как их называют. Как восстановил единство Руси? Как такое всегда и делается — кровью, кровью и ещё раз кровью. В современной России почему-то слабое внимание уделяется рациональному суждению о князе Владимире. Вспомнить только крещение Руси, нам это преподают как праздник, а на самом-то деле всё было далеко-далеко не так радужно. Сколько людей были казнены, подверглись гонениям за отказ менять веру? А по тему, он ещё и походы устраивал. Так и объединил.
3)Основное — принятие провизантийской ориентации и начало противопоставления себя католическому Западу. Замирение с частью половцев. Торговый путь «из варяг в греки»…
1) каким образом владимир стал единоличным правителем на руси? 2) как владимиру удалось восстановить единство земли? 3) что изменилось во внешней политике руси при князе владимире? в каких направлениях она развивалась? обозначилось ли новое направление?
последствия нашествия были исключительно тяжелыми. прежде всего резко сократилось население страны. множество людей было убито, не меньше было уведено в рабство. многие города уничтожены. например, столицей рязанского княжества теперь оказался город переяславль рязанский (с конца xviii в. рязань). разрушенную рязань не удалось восстановить. ныне на ее месте поросшее кустарником городище, где были проведены чрезвычайно интересные раскопки, и село старая рязань. запустел киев, в котором осталось не более 200 домов. археологами неподалеку от бердичева обнаружено так называемое райковецкое городище: город, полностью уничтоженный во время батыева нашествия. там одновременно погибли все жители. жизнь на месте этого города более не возродилась. по подсчетам археологов, из известных по раскопкам 74 городов руси xii — xiii вв. 49 были разорены батыем, причем в 14 жизнь не возобновилась, а 15 превратились в села.
разные категории населения несли потери в разной степени. видимо, крестьянское население пострадало меньше: в некоторые находившиеся в густых лесах села и деревни неприятель мог даже и не попасть. горожане гибли чаще: захватчики сжигали города, убивали многих жителей, уводили их в рабство. много погибло князей и дружинников — профессиональных воинов. смерть многих дружинников , судя по всему, к замедлению темпов социального развития. как уже отмечалось выше, в северо-восточной руси во второй половине xii в. только начали возникать боярские села. истребление профессиональных воинов-феодалов к тому, что этот процесс остановился, и светское феодальное землевладение начало возникать заново уже после нашествия.
нашествие нанесло тяжелый удар развитию производительных сил, в первую очередь в городе. преемственность в средневековом ремесле осуществлялась путем передачи производственных секретов от отца к сыну, от мастера к ученику. гибель многих ремесленников и увод в орду остальных оборвали эту цепочку. поэтому после нашествия утрачиваются многие производственные навыки, исчезают целые ремесленные профессии. если до нашествия стеклоделие знало десятки и сотни различных рецептов изготовления художественного стекла, то после нашествия стеклянные изделия стали грубее, а число применяемых рецептов сократилось во много раз. разучились изготавливать стеклянную столовую посуду и оконные стекла. на несколько десятилетий прекратилось каменное строительство.
пострадали международные торговые связи руси. были перерезаны важнейшие торговые пути, упадок испытали многие страны, бывшие постоянными торговыми партнерами руси (например, средняя азия). нашествие также к гибели многих культурных ценностей. при сожжении городов, главных культурных центров, оказались уничтоженными многочисленные памятники письменности, произведения искусства.
вместе с тем нашествие, несмотря на тот огромный урон, который оно нанесло земле, могло затормозить, но не изменить характер развития социальных отношений на руси. кочевники-монголы не смогли поставить перед собой включения земли, земледельческой страны, в свою империю. речь шла только о подчинении, о получении дани. а потому сам характер внутренних отношений оставался в значительной степени не затронутым завоевателями. именно поэтому захватчики с самого начала стали опираться в порабощенной стране на феодальные верхи, готовые в обмен на сохранение своих привилегий служить завоевателям.
Владимир Святой
Владимир Святой, Владимир Святославич (около 960 г. — 15 июля 1015 г.) — князь новгородский с 970 г., великий князь Киевский (978/980—1015). В крещении – Василий. Известен также как Владимир Великий, Владимир Креститель (в церковной истории), Владимир Красное Солнышко (в былинах). Св. равноапостольный князь.
Детство, семья
Князь Владимир был сыном князя киевского Святослава Игоревича и Малуши, которая была ключницей у его матери княгини Ольги. Исследователям не удалось установить год рождения Владимира точно, однако большинство из них считает, что это произошло в 962 г. В связи с тем, что его мать была служанкой, молодой Владимир имел обидное прозвище «робичич», которое преследовало князя не одно десятилетие (хотя в то время социальный статус ребенка в Киевской Руси определялся по отцу).
До крещения Владимир состоял в нескольких официальных языческих браках, в частности, с полоцкой княжной Рогнедой, с «чехиней» и «болгарыней» (из волжских или дунайских болгар — неизвестно; по одной из версий, это была дочь царя дунайских болгар Петра, а Борис и Глеб были детьми от неё). Кроме того, Владимир сделал наложницей беременную вдову своего брата Ярополка, греческую монахиню, похищенную Святославом во время одного из походов. Вскоре она родила сына Святополка, который считался «от двух отцов»; Владимир рассматривал его как своего законного наследника, в то время как сам Святополк, по косвенным данным, считал себя сыном Ярополка, а Владимира — узурпатором.
После крещения Владимир состоял предположительно в двух последовательных христианских браках — с византийской царевной Анной и, после её смерти в 1011 г., с неизвестной «мачехой Ярослава»..
Владимир имел тринадцать сыновей (среди которых Ярополк Окаянный, Ярослав Мудрый, Борис и Глеб) и не менее десяти дочерей.
Объединение восточнославянских земель
Академик А.А. Шахматов называл Владимира «настоящим основателем» Древнерусского государства: именно при нём был завершён процесс объединения восточнославянских племен под властью киевских князей.
Известно, что в Новгород малолетний князь был посажен на княжение в 970 г., а его наставником стал воевода Добрыня (его дядя). После смерти Святослава в 972 г. великое киевское княжение переходит к Ярополку, однако мир его сыновьям надолго сохранить не удалось. В итоге начавшейся через три года усобицы погибает брат Святослава и Ярополка, древлянский князь Олег, а немного позже и сам князь Ярополк. Приход к власти Владимира Святославича был омрачён братоубийством.
Во время походов 981 и 992 г. власть Киева распространилась на западные области (территория Червенских городов, включая Восточное Прикарпатье). В 981 г. Владимиру пришлось снова покорять вятичей. В 984 г. князь усмирил радимичей.
Ещё более важно, что произошли качественные перемены в отношениях Киева и подчинённых земель. Сыновья Владимира стали его наместниками на этих землях. Суд и управление переходили к киевским наместникам, которым подчинялась местная верхушка. Создавались новые крепости, становившиеся новыми административными центрами. В крепостях размещались дружинники, местная верхушка частично уничтожалась, частично вливалась в ряды княжеской дружины, ставшей господствующей социальной группой в государстве. Всё это означало важный шаг на пути к превращению слабо связанных племенных территорий в единое государство с единой системой управления, подчиненной единому главе – киевскому князю.
Меры по защите от кочевников
В конце IX – пер. пол. Х в. большую часть степей между Волгой и Дунаем занял печенежский союз племен. Отношения их с восточнославянскими землями не всегда были враждебными, но всё же представляли опасность: нападения печенегов затрудняли связи между Русью и Византией.
Владимир принял важные меры для борьбы с ними: строились «грады» – крепости по рекам Десне, Трубежу, Суле, Стугне. Для их заселения князь посылал людей из северо-западных и северо-восточных областей. Также были построены протянувшие на километры укрепленные линии – «валы» высотой около 3,5-4 м, окруженные глубоким рвом.
Законодательная деятельность
После принятия христианства был выполнен древнерусский перевод «Эклоги» – византийского свода законов VIII в., в котором говорилось о наказаниях разбойников смертной казнью и членовредительскими мерами. Владимир ввёл такие же меры. Но после принятия таких норм в казну перестали поступать штрафы. Тогда Владимир отказался от принятых введений и стал жить «по устроению отню и дедню». Таким образом, Владимир мог отменять старые и принимать новые нормы, что говорило о нём как о правителе, обладавшим всей полнотой власти.
С принятием христианства и возникновением новой социальной группы духовенства связано появление «Устава Владимира». В нём отразились два важных постановления: 1) на содержание церкви выделялась десятая часть княжеских доходов,; 2) в ведение церкви передавались все те дела, которые подлежали юрисдикции духовного суда по установлениям церковных канонов. Суд церкви распространялся на дела о браке, нарушении норм семейных отношений и др.
Крещение Руси
Крещение Руси было обусловлено комплексом внутри- и внешнеполитических причин: неудовлетворённостью языческими культами в качестве национально-консолидирующего фактора, стремлением к укреплению власти князя, необходимостью вступления Древнерусского государства в число мировых держав. Решение принять христианство в его восточном, православном варианте из Константинополя было связано с желанием сохранить важные связи, установившиеся с Византией в предшествующие годы. Не меньшее значение имел престиж Византийской империи, находившейся в то время в зените могущества.
Согласно «Корсунской легенде», князь принял крещение в захваченном им г. Корсунь, центре византийских владений в Крыму, в 988 г. (однако фактически взятие Корсуни произошло, вероятнее всего, в 989 г.); там же состоялось бракосочетание Владимира с сестрой византийских императоров Василия II Болгаробойцы и Константина VIII Анной.
За крещением князя и его дружины последовало организованное государственной властью массовое крещение жителей крупнейших городов, прежде всего Киева и Новгорода. На первые годы после крещения (не позднее 997 г.) приходится учреждение в Древнерусском государстве митрополии с центром в Киеве, подчинённой Константинопольскому патриархату. Одновременно с митрополией в ней было учреждено не менее трех епархий: в Новгороде, в Белгороде Киевском, а также, вероятно, в Полоцке и/или Чернигове. Первыми епископами были греки.
Принятие христианства имело значительные политические последствия. Оно способствовало усилению международного престижа Руси, дальнейшему укреплению и расширению уже традиционных связей с Византией, расширению контактов с южнославянским миром и странами Запада.
Крещение Руси было важно и для социальной жизни древнерусского общества. Важнейший постулат христианства исходил из принципа божественной природы верховной власти. Постулат православия о «симфонии властей» превращал церковь в сильную опору власти, давая возможность духовного объединения всего государства и освящения всей системы общественных отношений. Принятие христианства способствовало быстрому укреплению государственных институтов.
Крещение Руси вело к национальной консолидации и к развитию культуры. Оно содействовало развитию зодчества и живописи в средневековых её формах, проникновению византийской культуры как наследницы античной традиции. Особенно важным было распространение кириллической письменности и книжной традиции: именно после крещения Руси возникли первые памятники древнерусской письменной культуры.
Внешняя политика
К княжению Владимира относятся первые свидетельства о контактах с целым рядом стран и народов – соседей Руси.
С западом – Венгрией и Польшей – отношения были мирные. Сын Владимира Святополк около 1009-1010 гг. женился на дочери польского короля Болеслава Храброго. Также установились союзные отношения с Византией.
На востоке продолжалась борьба с кочевниками. В 985 г. Владимир предпринял поход на волжских болгар. Судя по сообщениям летописи, поход был удачным, но княжеское войско встретило сильного противника. Вероятно, они разграничили сферы влияния. Впоследствии долгое время отношения с Волжской Болгарией были мирными.
Итоги правления
Величайшей заслугой Владимира Крестителя является крещение Руси, повернувшее ход русской истории. При нём был завершён процесс объединения восточнославянских племен под властью киевских князей. Происходила активная борьба с кочевниками и укрепление границ, шло расширение контактов с соседними государствами.
Литература
Карпов А. Ю. Владимир Святой. М., 2006.
Приселков М.Д. Очерки по церковно-политической истории Киевской Руси X—XII в. СПб., 1913.
Свердлов М.Б. Домонгольская Русь: Князь и княжеская власть на Руси VI — первой трети XIII в. СПб., 2003.
Щапов Я. Н. Государство и церковь Древней Руси X–XIII вв. М., 1989.
***
Страница 5. Рассвет Древнерусского государства в конце X века — первой половине XII века
- ГДЗ к контурным картам по истории России. Тороп «Просвещение». 6 класс
- ГДЗ к учебнику по истории России. Арсентьев. 6 класс 1 часть
- ГДЗ к учебнику по истории России. Арсентьев. 6 класс 2 часть
- ГДЗ к рабочей тетради по истории России. Артасов. 6 класс
Комментарий: Работу лучше выполнять по шагам, последовательно выполняя задания к контурным картам. Для того, чтобы увеличить карту, просто нажмите на неё.
ЗАДАНИЯ
1. Закрасьте территорию Древнерусского государства в 70-е гг. X в. и подпишите название его столицы.
2. Разными цветами выделите территории, присоединённые к Древнерусскому государству при Владимире Святославиче и Ярославе Владимировиче. Обведите границу Древнерусского государства в 1054 г.
Территории, присоединённые к Древнерусскому государству при Владимире Святославовиче — персиковый цвет.
Территории, присоединённые к Древнерусскому государству при Ярославе Владимировиче — желтый цвет.
Граница Древнерусского государства в 1054 году — красный цвет.
3. Произвольным знаком обозначьте на карте место и дату крещения князя Владимира Святославича.
Место крещения князя Владимира Святославича — крепость Корсунь. Дата Крещения — весна 988 года (по данным археологических исследований).
4. Стрелками покажите направления походов печенегов на Русь, обозначьте место и подпишите год сражения, в ходе которого князь Ярослав Владимирович нанёс им сокрушительное поражение.
Направление походов печенегов на Русь обозначено толстой персиковой стрелкой.
Место решающего сражения, в котором князь Ярослав Владимирович разгромил печенегов — город Переяславль.
Год сражения — 992.
5. Для обороны государства от печенегов князь Владимир приказал ставить города по рекам: (1) Десна, (2) Трубеж, (3)Сула, (4) Рось, (5) Ирпень — и возводить оборонительные рубежи. Ярослав Мудрый продолжил проводить политику отца. Цифрами на карте обозначьте эти реки, а соответствующим знаком — оборонительные рубежи.
- ГДЗ к контурным картам по истории России. Тороп «Просвещение». 6 класс
- ГДЗ к учебнику по истории России. Арсентьев. 6 класс 1 часть
- ГДЗ к учебнику по истории России. Арсентьев. 6 класс 2 часть
- ГДЗ к рабочей тетради по истории России. Артасов. 6 класс