Содержание
- Как княгиня Ольга сожгла столицу древлян
- Княгиня Ольга женщина — воительница
- Как княгиня Ольга мстила за погибель своего мужа
- Почему и как убили князя
- Обидевший женщину будет жестоко наказан
- Месть Ольги
- Приход к власти
- Подавление восстания древлян
- Княжение Ольги
- СВЯТАЯ РАВНОАПОСТОЛЬНАЯ ВЕЛИКАЯ КНЯГИНЯ РОССИЙСКАЯ ОЛЬГА
- День памяти: 11/24 июля
- Княгиня Ольга. История преображения
- Оформление Собора. Живопись. В.М. Васнецов. Св. Князь Владимир и Св. Княгиня Ольга
Как княгиня Ольга сожгла столицу древлян
Это главы из романа «Свтослав» из трилогии о династии Рюриков. Автор Игорь Тихоненко.
Весь роман — пишите мне на pisate-ua@ukr.net
11. Женский ум.
Поздней ночью в тереме у боярина Голки было неспокойно. Воевода Бакай пожаловал к боярину, чтобы, как он выразился: «Принять решение для дальнейших действий». Но на самом деле, воеводу душила злость. Бакай понимал, что положение Искорыстыня плачевное, и не сегодня, завтра в городе начнётся голод. А прорвать осаду киевлян, у него нет никакой возможности. Поэтому воевода решил выплеснуть свою досаду на боярина, и явился к нему посреди ночи.
— Надо что-то делать,- раздражённым тоном произнёс Бакай.- Мы уже больше месяца сидим в городе, а киевляне стерегут нас, как затравленных зверей. А, между прочим, в городе уже закончились запасы продовольствия. Мы-то не рассчитывали, что придётся находиться в длительной осаде. Думали, что быстренько разобьём киевлян и айда в Киев гулять. Да только не так сталося, как гадалося. Что же ты молчишь, боярин Голка. Это ведь твой человек сообщил нам, что киевская дружина малочисленна. Что у княгини Ольги мало воинов, потому что князь Братислав покинул Киев и возвратился в Новгород.
Голка глубоко вздохнул и спокойно ответил:
— А, что говорить? Мой человек из Киева не соврал. Так оно всё и вышло. Да только ты не смог воспользоваться нашим численным преимуществом. Битву под городом просрал. Так что нечего зеркало винить, когда у самого рожа кривая.
— Что?- взревел воевода Бакай.- Да я тебя за такие слова…
Воевода двинулся на боярина, но Голка остановил его жестом поднятой руки.
— Давай обойдёмся без драки,- строго проговорил Голка.- Побереги свою силу для киевлян. В том, что случилось, никто не виноват. Просто, нам не повезло. А искать крайних в нашем положении, это только играть на руку княгине Ольге. Она только того и ждёт, чтобы мы перегрызли друг другу горло. И потом, если подумать хорошенько, то не всё так уж и плохо. Уже прошёл месяц с тех пор, как Ольга окружила Искорыстынь. Сейчас время уже за нас. Наши племена, которые должны были присоединиться к нам для похода на Киев, скоро будут здесь, так, что Ольга скоро сама окажется в кольце. Вот тогда и поглядим, чья сила возьмёт верх. Ну, а то, что в городе начинается голод, так что же здесь поделаешь. Надо людям нашим потерпеть немного, не в первый раз. Я, надеюсь, что ты-то не голодаешь ещё. Небось, припасы-то у тебя есть в погребах.
Воевода растерянно пожал плечами и сказал:
— Да, я-то что, я ничего, я за народ переживаю.
— А-а,- протяжно произнёс Голка.- Ну, тогда другое дело. Только тебе сейчас не за народ надо думать, а о своих дружинниках. Необходимо, чтобы они были сыты. Они тебе ещё сильно пригодятся и против княгини Ольги, и от своего народа отбиваться, если он на голодный бунт выйдет.
Воевода согласно кивнул головой и спросил:
— Так, что же будем делать?
— Ждать,- коротко ответил Голка.- Время оно всё меняет. Глядишь, может, удаче надоест сидеть возле княгини Ольги, да она к нам и переметнётся. Удача она девка непостоянная.
Княгиня Ольга прекрасно понимала, что длительная осада небезопасная вещь в её положении. Она знала, что к древлянам может подойти помощь. То, что они успели подготовиться к приходу киевлян, означало, что их кто-то предупредил о намерениях Ольги. Княгиня решила, что надо, во что бы то ни стало, взять Искорыстынь штурмом. Вечером в шатре у Великой Княгини собрался военный совет.
— Мы не можем больше сидеть под Искорыстынем,- строго проговорила Ольга.- Пора брать город штурмом.
— У древлян воинов столько, сколько и у нас, нельзя идти на штурм при такой расстановке сил,- возразил Свенельд.- Обороняющиеся всегда теряют воинов втрое меньше, чем нападающие. Они просто нас перебьют. Надо ждать, когда их голод одолеет.
— Пока мы будем ждать, что древляне умрут от голода, к ним подойдёт помощь,- раздражённо проговорила Ольга.- И тогда не они, а мы окажемся в окружении. У нас нет больше времени, чтобы просто сидеть и дожидаться победы. Необходимо решительно действовать.
— Но, что же мы может сделать?- удивился стольник Икмор.- Воевода Свенельд прав, у нас действительно мало сил для штурма. Если бы у нас был греческий огонь, то мы могли бы поджечь Искорыстынь. А одними огненными стрелами такой большой город не подожжёшь.
Княгиня Ольга пристально посмотрела на стольника, затем встала и подошла к выходу из шатра. Отодвинула полотняный полог и взглянула на ночное небо. Потом она резко повернулась и возвратилась в своё кресло.
— Я знаю, как поджечь Искорыстынь,- твёрдо произнесла Ольга.
В шатре наступила мёртвая тишина. Воины внимательно смотрели на княгиню и ждали, когда она поведает им свой замысел. Ольга надменно улыбнулась и заговорила:
— Завтра же ставьте силки на птиц, те, которые вы используете на охоте, и ловите воробьёв и голубей. Диких лесных птиц отпускайте, они нам не нужны.
Воевода Свенельд и боярин Асмунд, недоумевающе переглянулись. Воины не поняли замысел княгини, поэтому продолжали молчать. Ольга недовольно поморщилась и продолжила:
— Неужели вам неизвестно, что воробьи и голуби в лесу не живут. Эти птицы гнездятся в жилищах людей. Точнее говоря, на крышах домов. Значит, все воробьи и голуби, которых вы словите, живут в Искорыстыне. Так как сейчас в городе голод, то эти птицы, наверняка, летают на поживу в лес, вот они к вам и попадутся. Привяжете к их лапам пеньковые верёвочки и подожжёте их. Пенька будет тлеть и птицам беды не сделает. Затем отпустите птиц. Как вы думаете, куда они полетят?
Боярин Асмунд покачал головой, почесал затылок и довольным голосом сказал:
— Домой, конечно.
— Вот именно,- подтвердила Ольга.- Ну, а что будет дальше, надеюсь, никому объяснять не надо.
Среди воинов прошёл одобрительный шумок. Стольник Сфенкел погладил бороду и проговорил:
— Да, Искорыстынь за день превратится в пылающий факел. Слава Перуну погоды сейчас стоят жаркие.
— Поди, попробуй выловить всех воробьёв и голубей в городе,- весело сказал Икмор.- Не завидую я древлянам, когда их же птицы, подожгут их собственные крыши. Вот переполох будет в Искорыстыне. Эта задумка будет, пожалуй, получше, чем греческий огонь.
Воевода Свенельд посмотрел на Ольгу и проговорил:
— Если бы ты была мужчиной, Великая Княгиня, то лучше тебя не было полководца в целом мире.
А боярин Асмунд отрицательно покачал головой и подумал:
«Нет, воевода Свенельд, ошибаешься ты насчёт мужчины. Если бы княгиня Ольга была мужчиной, то она никогда до такого не додумалась бы. Такое коварство мог придумать только женский ум».
12. Первая победа.
Несколько дней киевские воины ловили воробьёв и голубей. Затем, когда количество птиц перевалило за несколько тысяч, их отпустили, привязав к каждой за лапу тлеющую верёвку. Сделали это поздним вечером, чтобы древляне не смогли сразу заметить беду, которая гнездилась на их крышах. За ночь огонь разгорелся, и ещё до рассвета уже пылал весь Искорыстынь. Киевские воины окружили город, расположив свои основные силы напротив главных ворот Искорыстеня. Когда на востоке взошло солнце, утро для жителей древлянской столицы так и не наступило. Во-первых, дым от пожарищ закрыл всё небо, не давая солнечным лучам осветить Искорыстынь, а во-вторых, многие из жителей так и не проснулись, потому что сгорели заживо ещё ночью.
Княгиня Ольга находилась впереди своего войска и с наслаждением наблюдала, как огонь пожирал столицу ненавистного ей города вместе с его обитателями, которые однажды причинив ей невыносимую боль, нажили себе лютого и безжалостного врага в её лице.
— Ну, что, может, начнём штурм?- спросил воевода Свенельд, обращаясь к Ольге.- Мы уже приготовили таран для городских ворот. Там неподалёку рос огромный дуб, так мы его срубили и уложили на колёса.
— Напрасно погубили дерево,- безразличным тоном произнесла Ольга.- Таран нам не понадобится.
— Это почему?- удивился Свенельд.
— Древляне сейчас сами откроют ворота,- пояснила Ольга.- Для них лучше выйти из города и просить у нас пощады, чем сгореть заживо. С огнём им вряд ли удастся договориться о пощаде.
— А от тебя, Великая Княгиня, они разве могут рассчитывать на пощаду?- поинтересовался боярин Асмунд.
Ольга ухмыльнулась и жёстко ответила:
— Всех, кто будет оказывать сопротивление, убивать. Остальных жителей Искорыстыня не трогать. Кто-то же должен платить дань Киеву.
В это время городские ворота заскрипели и начали отворяться. Из Искорыстеня выбегали обожжённые люди. Приблизившись к Великой Княгини, они падали на колени и склоняли головы.
— Ну, что помогли вам ваши бояре да воеводы?- надменно спросила Ольга.- Когда же вы ума разума наберётесь, и поймёте, что надо покориться Киеву?
— Прости, Великая Княгиня, леший нас попутал,- проговорил седовласый старик.- Наш боярин Голка и воевода Бакай уверили нас, что незачем платить дань Киеву, потому что князь Братислав покинул его и возвратился к себе в Новгород. Вот мы грешным делом и поддались на их уговоры. Но теперь мы всё поняли и готовы покориться Киеву. Только надо, чтобы ты назначила нам толкового князя, который не станет нас подбивать на смуту. Мы ведь люди простые, нас и обмануть легко.
— Ваша простота, хуже воровства,- гневно проговорила Ольга.- Врёте вы всё. В одном только есть правда в ваших словах, надо вам, действительно, назначить толкового князя. Да только не из ваших бояр, а из моих киевских. Ладно, я подумаю об этом, когда возвращусь в Киев.
В это время вывели из города воеводу Бакая. Руки у него были связаны, всё лицо в крови, а одежда разорвана в клочья. Видно было, что воеводу порядочно избили. Горожане подталкивали его в спину. Бакай остановился возле княгини и опустил голову.
— Вижу, что тебе уже оказали честь твои собратья,- язвительно заметила Ольга.- Ну, что же, по делам вору и мука. Ты воевода, предал меня. А с предателями я не разговариваю. Повесить его на осине, сейчас же.
Бакая поволокли к лесу, чтобы исполнить приказ княгини.
— А, где же ваш боярин Голка, зачинщик всей этой смуты?- поинтересовалась Ольга, обращаясь к древлянам.
— Сгорел смутьян вместе со своим теремом,- прокричал кто-то из толпы.- Ночью крыша на доме у него занялась, а он и не услышал, вот так и сгорел.
Пожар в Искорыстыне уже начал стихать. Княгиня надменно улыбнулась и сказала:
— Ну, теперь можно и город осмотреть. Вернее, то, что от него осталось. Великий Князь Святослав поедет со мной.
— Опасно это, Великая Княгиня,- предупредил Свенельд.- В городе ещё бушует пожар, вдруг рухнет какой дом, то и привалить может.
— Ничего, ничего,- возразила Ольга,- убережемся как-нибудь. Ну, сынок, поехали осматривать Искорыстынь. Это твой первый город, который ты завоевал, как Великий Князь Киевский. Это первая твоя большая победа. Приказываю, чтобы сына моего Святослава все жители Искорыстыня приветствовали как Великого Князя Киевского.
Княгиня Ольга женщина — воительница
Относительно происхождения княгини Ольги существует несколько версий. В одной старинной летописи можно прочитать, что Игорь привел себе жену из Плескова в 903 году. Существуют разные мнения по поводу этого «Плескова» – то ли это Псков, то ли болгарский город Плискувот. Другие авторы называют Ольгу уроженкой Изборска. Одни заявляют, что она была правнучкой легендарного Гостомысла, который начальствовал в Великом Новгороде, и первоначально носила имя Прекраса, но была переименована князем Олегом Вещим (то есть знающим будущее) в свою честь, другие называют ее дочерью Олега Вещего, третьи сообщают, что она была простой крестьянкой, понравившейся Игорю и потому ставшей его женой. В рукописном сборнике XV века имеется известие, согласно которому Ольга была болгарской княжной из города Плиски и ее привез на Русь Олег Вещий в качестве невесты для князя Игоря.
История не сохранила ее изображения, и можно только догадываться, какой была княгиня Ольга: маленькая или высокая, русая или темноволосая. Но хорошо известно, что характером она обладала твердым, умом незаурядным и, как отмечает летописец, была очень красива. Известно также, что она имела в Киеве свою дружину и успешно вела войны против непокорных соседей.
После убийства в 945 году древлянами ее мужа, правителя Киевской Руси князя Игоря, Ольга осталась одна с сыном Святославом, к которому по закону переходил киевский престол. Но поскольку малолетний Святослав править еще не мог, то на основании нормы древнерусского права, согласно которой вдова, если она не выходила вновь замуж, исполняла после смерти мужа его хозяйственные и социальные функции, княгиня Ольга приняла бразды правления государством в свои руки.
Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря.
После убийства мужа Ольги древляне сказали:
– Русский князь убит, и пусть его жена выходит за нашего князя Мала (Мальдива).
И они послали к Ольге в лодке двадцать лучших своих мужчин. Ольга ласково встретила посланных и спросила:
– Ну, скажите, зачем вы пришли?
Древляне начали говорить:
– Нас послала древлянская земля с такою речью: мы убили твоего мужа, потому что твой муж, как волк, расхищал и грабил, а наши князья добры всегда были… Выходи замуж за нашего князя Мала.
Ольга отвечала:
– Мне любо это слышать… Как же быть? Уже не воскрешу мужа! Но я хочу завтра почтить вас перед своими людьми, а теперь идите-ка в лодку и ложитесь там с важностью. А утром, как пошлю за вами, вы и скажите: не едем на конях и пешком не идем, а несите нас в лодке. И понесут вас в лодке.
А потом она велела выкопать глубокую яму, вне города, на дворе теремном. На другой день, сидя в тереме, Ольга послала за гонцами. Посланные сказали им:
– Зовет вас Ольга на великую честь.
– Не едем ни на конях, ни на повозках, – заявили они, – несите нас в лодке.
Киевляне отвечали:
– Воля не наша. Князь наш убит, а княгиня хочет идти за вашего князя.
И понесли их. Они же сидели с важным видом, а как принесли их на двор, так и бросили в яму вместе с лодкой. А потом засыпали их всех живьем землей.
После этого Ольга сообщила древлянам: «Если вы хотите просить меня как следует, то пришлите тех, кто по знатнее, иначе не пустят меня киевские люди». Древляне исполнили ее волю. Для прибывших гостей, по старому обычаю, приготовили баню, а там их всех заперли и сожгли.
Затем Ольга со своей дружиной захватила и сожгла столицу древлян, город Искоростень. Около 5000 воинов древлян были убиты в этом сражении, а город она сожгла, согласно легенде привязав горящую паклю к лапам птиц. Остальных Ольга приказала переловить: кого-то она отдала в рабство, а прочих обложила данью. И надо сказать, что ее собственная дружина эти поступки вполне одобрила, ведь в те суровые времена месть была делом столь же почетным, как и внешние завоевания.
Ольга сжигает город Искоростень.
На следующий год после древлянского похода княгиня Ольга двинула свою дружину на север, в Новгородчину, и там тоже победа осталась за ней.
Но совесть Ольги говорила ей, что она поступила слишком жестоко: за смерть одного погубила тысячи, умертвила больше невинных и беззащитных, чем виновных. А от христиан она слышала, что Бог велел прощать врагов, молиться за них, делать им добро, даже любить их. Ольга почувствовала правду этих евангельских слов и решила стать христианкой.
Для этого в 955 году она с большим посольством отправилась в Царьград, столицу тогдашнего славного греческого царства.
Ее принимал император Константин VII Багрянородный. Летопись говорит, что Ольга так понравилась императору, что он стал домогаться ее любви. Тогда хитроумная княгиня сказала:
– Я – язычница. Если ты хочешь, чтобы я сделалась христианкой, то крести меня сам.
Константин окрестил ее, и дано ей было при крещении имя Елена, в честь древней царицы, матери Константина Великого. А когда она стала крестной дочерью императора, тот уже не мог требовать от нее любви.
За этот поступок предание нарекло Ольгу Хитрою, «мудрейшей из людей».
Вместе с княгиней крестились и многие из ее свиты. Вернувшись в Киев, княгиня сразу начала строить церкви. По преданию, ею были построены храмы в Киеве, в Витебске и в Пскове.
Крещение княгини Ольги в Царьграде (Константинополе).
В 968 году княгиня Ольга лично руководила обороной Киева, который осадили печенеги, пришедшие в первый раз на русскую землю. Враги обступили город со всех сторон, так что нельзя было ни выйти из города, ни гонца послать. Вскоре народ стал изнемогать от голода и жажды. И тогда Ольга направила на другой берег Днепра, где находился князь Святослав с войском, юношу, который притворился печенегом, разыскивающим свою лошадь. Он умел говорить по-печенежски, так что все печенеги приняли его за своего. Когда же он дошел до реки, то, скинув одежду, бросился в Днепр и поплыл. Печенеги кинулись за ним и начали стрелять, но не могли ему ничего сделать, ибо он уже был далеко. В результате хитрость удалась, гонец на глазах у врагов переплыл Днепр и сообщил о нападении князю Святославу, тот подоспел вовремя, и печенеги были разбиты.
Конец жизни своей Ольга провела в молитве, посте и заботе о бедных и больных. Умерла она 11 июля 969 года в Киеве, когда ей было около 80 лет.
Ее сын Святослав был убит печенегами, а их князь Курей сделал себе из его черепа чашу, покрыв его золотом. Завершил начатое Ольгой дело, крестив Русь, ее внук Владимир.
Княжна Ольга с сыном.
Прошли годы, и Ольгины военные победы затмили ее языческую жестокость в осуществлении кровной мести. А Русская православная церковь за то, что она стала первой княгиней-христианкой, в 1547 году причислила ее к лику святых и назвала Равноапостольной, то есть равной апостолам, спутникам самого Иисуса Христа.
Источник:(Нечаев С.Ю. «Княгиня Ольга – гроза древлян и печенегов»).
Иллюстрации взяты из свободных источников и являются собственность авторов.
Если статья понравилась. Поставьте пожалуйста лайк. А также подписывайтесь на канал, это создаст больше мотиваций автору для создания новый публикаций.
Как княгиня Ольга мстила за погибель своего мужа
Княгиня Ольга для Древней Руси значимая фигура. Она вошла в историю как великая правительница, отличавшаяся мудростью и особым умом. Именно Ольга первая приняла христианство на русской земле. Однако в начале она была язычница и отличалась жестокостью и мстительностью. Историки для подтверждения этого рекомендуют обратиться к различным летописям, в которых есть ряд описаний того, как эта женщина отомстила врагам за смерть своего любимого мужа, великого Киевского князя Игоря.
Почему и как убили князя
Игорь Рюрикович пошел на древлян и обязал их помимо ранее установленной дани, платить еще две, на содержание его дружинников. Естественно это не могло не вызвать сопротивление и бунт. Поэтому, когда князь вернулся в Искоростень лишь с небольшим отрядом своего войска за данью, древляне во главе со своим князем Малом вступили в бой, войско Игоря было разбито, а его самого жестоко казнили, привязав за ноги к вершинам изогнутых деревьев так, что его разорвало на части.
Князь Игорь
Таким образом Мал думал, что полностью решил свою проблему, к тому же почувствовал силу, что даже осмелился свататься к вдове Игоря Ольге, которая осталась одна с малолетним сыном на руках поэтому, по его мнению, нуждалась в поддержке.
Обидевший женщину будет жестоко наказан
Смерть любимого мужа была огромной трагедией и потрясением, но Ольга, будучи сильной женщиной изощренно и жестоко отомстила древлянам за это. Всего летописи насчитывают четыре акта мести.
И так, первый удачный момент не заставил себя долго ждать. Князь Мал после казни Игоря отправил в Киев своих послов с целью сватовства к княгине. Последняя проявила хитрость, в своих речах она сожалела о смерти мужа, но понимала, что его уже не вернешь, поэтому выразила согласие на брак. А чтобы показать свое уважение к послам, она приказала своим подданным принести послов на руках в ладье, на которой они прибыли, прям ко двору. Но там их ждала предварительно вырытая глубокая яма. Древляне вместе с лодкой были заживо в ней похоронены.
Княгиня Ольга
А мстительная Ольга отправила к древлянам гонца с посланием о согласии на брак и с просьбой собрать более многочисленное посольство из знатных мужей и направить за ней в Киев. Аргументируя тем, что ее народ должен видеть какие почести ей предоставляет Мал. Естественно древляне собрали своих лучших мужей и щедрые подарки и направили их в Киев. Однако там, как и прежних послов их ждала смерть, причем жестокая. Гостям, как и положено по славянским гостеприимным традициям истопили баню, а потом подожгли их живьем, предварительно закрыв двери снаружи.
Месть Ольги
После этого Ольга отправляется на древлянскую землю и просить их князя справить тризну по ее трагично погибшему мужу и получает согласие. На пир прибыло много древлян во главе с Малу, когда они много выпили и были пьяны, войско княгини всех их перебило.
Но и этого было мало. Княгиня, одержимая местью, выступает с военным походом на древлян. Целое лето она держит город Искоростень в осаде, а после проявила милость, отвела свое войско, а в качестве откупа попросила всего лишь три воробья и голубя с каждого двора. Такая дань была быстро собрана и передана по назначению. Но это был лишь коварный план женщины, мстившей за мужа, к каждой птице привязали зажженный серный трут и отпустили. Естественно, что птицы вернулись домой, поэтому вскоре город был охвачен огнем.
Княгиня на картине
В итоге древляне перешли под управление Ольги, а убийцы Игоря были жестоко наказаны.
После того, как княгиня удовлетворилась местью, она пустила свою женскую хитрость и мудрость в мирное русло – обустройство государства.
Княгиня Ольга – первая в российской истории женщина, возглавившая государство. Жизнь не готовила ее к управлению дружиной, армией, к проведению крупных государственных реформ. Предназначение любой женщины в то время сводилось лишь к воспитанию детей и присмотру за хозяйством. Вдова князя Игоря смогла проявить себя, как мудрая правительница и дипломат.
Кроме того, именно она стала первой христианкой, воспитала в вере своей внука Владимира, который впоследствии произвел Крещение Руси и вывел Русь из язычества к святой вере Христовой.
Была канонизирована, как первая русская святая православной церкви и является покровительницей вдов и новообращенных. День ее памяти – 24 июля. В этот день празднуют свои именины все женщины с именем Ольга.
Приход к власти
По мнению большинства историков, княгиня Ольга происходила из незнатного псковского рода. По другой версии, она приходилась дочерью Вещему Олегу. Была отдана замуж за князя Игоря в возрасте 10-15 лет. Имя княгини упоминалось в важнейших документах того времени – русско-византийских мирных договорах. Фактически в управлении государства до 945 года Ольга никак не участвовала.
В 945 г в городе Искоростень был убит князь Игорь. Наследник правителя, юный князь Святослав, был слишком мал для управления страной. На момент гибели отца ему едва исполнилось 3 года.
Наступило сложное время. Взбунтовавшиеся древляне грозили государственным переворотом. Управление Русью взяла в свои руки княжна Ольга, как регент при малолетнем сыне. Новую правительницу поддержала княжеская дружина. Молодая правительница смогла заслужить доверие и уважение народа, войска благодаря своим решительным действиям и мудрым решениям.
Подавление восстания древлян
Согласно языческим традициям того времени, жена князя Игоря после его смерти должна была выйти замуж за нового правителя. По мнению древлян, новым князем Руси должен был стать предводитель их племени — князь Мал. Послы древлян прибыли с этим предложением к княгине Ольге.
Проявив мужество и хладнокровие, новая правительница не стала прогонять древлян, а напротив, приняла их с большими почестями и пообещала согласиться на предложение князя Мала. Ночью послы легли спать, не предчувствуя ничего плохого. Княгиня нарушила свое обещание и отдала дружинникам распоряжение вырыть глубокую яму, схватить послов ночью и закопать их живьем.
Вторая группа послов из города Искоростень тоже была принята Ольгой «радушно». Она приказала истопить гостям жаркую баню, в которой впоследствии сожгла их заживо.
После этого, она отправилась с дружиной на территорию древлян, к могиле мужа. Хитростью выманила неприятелей из города, пригласив поучаствовать в тризне над ее убитым мужем. Погребальная церемония в то время сопровождались бурным празднованием, пиром и употреблением хмельных напитков. Древляне были напоены, а затем зверски убиты.
Только после этого она пошла войной на убийц князя Игоря. Легенда гласит, что Святослав первым бросил копье, призывая войско к бою. Осаждать город пришлось несколько месяцев. Древляне не смогли откупиться ни мехами, ни урожаем.
Спустя несколько месяцев осады княгиня Ольга сожгла город Искоростень дотла. Много жителей было взято в плен, еще больше было убито. Древлян, оставшихся в живых, победительница обязала регулярно платить полюдье.
Достоверность этой истории ставят под сомнение многие историки. Схожие легенды существуют в скандинавской и германской мифологии. Возможно, описанные действия княгини Ольги относятся не только к мести древлянам, но и ко всем восставшим племенам на Руси.
Жестокость Ольги по отношению к древлянам вполне соответствует языческому обычаю кровной мести того времени. Действия, предпринятые княгиней, вызывали одобрение со стороны ее дружины и современников. Кроме того, подобные жестокие меры позволили предотвратить государственный переворот, назревающий в стране. После подавления восстания древлян на территории Руси восстановился мир.
В 957 году она посетила императора Константина VII в Константинополе. Он восхищался ее внешностью и умом, отмечая: «Вы достойны править в этом городе вместе с нами». Она согласилась креститься и, таким образом, стала христианкой по имени Елена после того, как Патриарх Полиевкт наставлял ее в вере.
Перед своим крещением Константин попросил ее руки в браке, но Ольга отложила, утверждая, что она хотела сначала стать православной христианкой. Опять же, после крещения, Константин попросил ее руки в браке. Но сообразительная Ольга обманула его. Поскольку он был ее крестным отцом, такой союз запрещен по христианскому праву.
Возвратившись домой, Ольга пыталась привить сыну христианскую веру, но ярый язычник Святослав напрочь отказался. Хотя не противился матушке в ее деле и не возражал, чтобы она несла веру другим. Только внук ее Владимир, воспитанный бабушкой в лучших традициях, смог по достоинству оценить христианское учение, и привел Русь к Крещению. Было это в 988, 28 июля. Нравится 3
Княжение Ольги
КНЯГИНЯ ОЛЬГА
Ольга — великая русская св. равноап. княгиня. Жена вел. кн. Игоря Рюриковича. Относительно происхождения кн. Ольги существует несколько летописных версий. Одни авторы называют ее уроженкой Плескова (Пскова), другие — Изборска. Одни заявляют, что она происходила из рода легендарного Гостомысла и первоначально носила имя Прекраса, но была переименована Олегом Вещим в свою честь, другие называют ее дочерью Олега Вещего, третьи сообщают, что она была простой крестьянкой, понравившейся Игорю и потому ставшей его женой. В рукописном сборнике XV в. имеется известие, согласно которому Ольга была болгарской княжной из города Плиски и приведена на Русь Олегом Вещим в качестве невесты для кн. Игоря.
В «Повести временных лет» под 903 сообщается о женитьбе Игоря на Ольге. В Устюжском летописном своде говорится, что она стала женой Игоря в 10-летнем возрасте. Иоакимовская летопись отмечает, что Игорь имел впоследствии и других жен, однако Ольгу чтил больше иных за ее мудрость.
Из договора Игоря с Византией видно, что Ольга занимала в иерархической структуре Киевского государства третье по значению место — после великого кн. Игоря и его сына-наследника Святослава.
После смерти мужа Ольга становится верховной правительницей Руси. Она жестоко подавляет восстание древлян, устанавливает размеры податей с населения в ряде русских регионов, создает погосты, где останавливаются сборщики даней.
Энциклопедия «Русская история»
ПРОИСХОЖДЕНИЕ КНЯГИНИ ОЛЬГИ
Об Ольге до ее замужества с Игорем известно мало. Повесть временных лет сообщает под 6411 (903) годом, что к Игорю привели «жену из Пскова, именем Ольга». «Книга Степенная царского родословия» (создана в 60-е годы XVI века) называет родиной Ольги весь (село) Выбутскую под Псковом. В поздних Раскольничьей и Иоакимовской летописях, бывших у В. Н. Татищева, родиной Ольги оказывается уже Изборск. Поскольку во время появления Ольги на свет Пскова вроде бы еще не было, но, зато, в середине X века существовало село Ольги Выбутино-Будутино, то она, следовательно, в нем и родилась. Аналогично, возникла и легенда об изборском происхождении Ольги. Например, В. Н. Татищев, сохранивший это предание, повинуясь логике своих летописных источников, считал, что «изборская» версия более правильная, так как «тогда Пскова еще не было». А между тем, «псковская» версия подкрепляется археологическими данными, согласно которым Псков, как собственно город, сложился к VIII веку, то есть раньше Изборска. Впрочем, и версия об Изборске (расположен в 30 км от Пскова), и версия о Выбутской веси, как о местах, где родилась Ольга, помещают родину Ольги в Псковской области.
Любопытно сообщение ряда летописей XVII-XVIII веков о том, что Ольга была дочерью «Тмутарахана, князя Половецкого». За этим известием стоит, таким образом, определенная летописная традиция, но вряд ли можно считать русскую княгиню X века Ольгу дочерью половецкого хана.
Итак, смело можно утверждать только, что родиной Ольги был север территории расселения восточных славян, возможно, Псков или его окрестности. Тесные связи существовали, судя по всему, у Ольги и с Новгородом. Именно ей летопись приписывает в 6455 (947) году установление даней в Новгородской земле. Правда, летописный рассказ о походе княгини к Новгороду и установлении даней по Мсте и Луге вызывает справедливое сомнение исследователей в том, что все это действительно имело место. Ведь возле Новгорода в древности существовала своя «Деревская земля», «Деревский погост». В начале XI века Деревской землей называлась область Новоторжская, возле Торжка, а сам город Торжок звался в древности Искоростенем! Это может свидетельствовать об основании его выходцами из Древлянской земли, вероятно, бежавшими туда после подавления древлянского восстания. Летописец XI века, труд которого был использован при составлении Повести временных лет, мог неверно понять рассказ о том, что Ольга упорядочила сбор дани с Деревской земли, и расширить масштаб устроительной деятельности княгини, включив в нее и реформу Новгородской земли. Здесь проявилось стремление летописца упростить историю организации на Руси погостов, приписав всю реформу одному человеку — Ольге.
«Повесть временных лет» ничего не сообщает о том положении, которое занимала Ольга до брака с Игорем. Правда, в «Степенной книге», в которой о браке Игоря с Ольгой рассказывается с необыкновенными и романтическими деталями, говорится, что Ольга была простой поселянкой из веси Выбутской, которую Игорь встретил на перевозе во время охоты. Историки уже на протяжении трех столетий сомневаются в том, что Ольга была низкого происхождения, и сомнения эти вполне обоснованны. Выше уже говорилось о том, что «Степенная книга» помещала родину Ольги в веси Выбутской, исходя из убеждения, что Пскова тогда еще не существовало. Истории о «крестьянском» происхождении Ольги, о том, как она работала перевозчицей, сохранились и в псковских устных преданиях. Здесь мы скорее всего имеем дело с известным стремлением сказителей приблизить героя к слушателям, сделать его представителем их сословия. Большинство же летописных сводов сообщает о знатном происхождении Ольги или ограничивается простым упоминанием о браке Игоря и Ольги. «Степенная книга», представляя Ольгу бедной поселянкой, оказывается почти в полном одиночестве. Ермолинская летопись (вторая половина XV века) называет Ольгу «княгиней от Плескова». Типографская летопись (первая половина XVI века) сообщает, что «некоторые» рассказывали, что Ольга была дочерью Вещего Олега. Известие о том, что Ольга была дочерью Олега, сохранилось в Пискаревском летописце и Холмогорской летописи.
О знатности Ольги свидетельствует и известие Константина Багрянородного в труде «О церемониях византийского двора» о том, что во время визита Ольги в Царьград ее сопровождала большая свита: «анепсий», 8 приближенных людей, 22 посла, 44 торговых человека, 2 переводчика, священник, 16 приближенных женщин и 18 рабынь. Самым интересным нам кажется присутствие 8 приближенных людей. Это не дружинники и не слуги. Для дружины этого количества людей мало, а весь обслуживающий персонал перечисляется позднее. Это и не союзные князья. От них с Ольгой было послано 22 посла. Возможно, это родственники Ольги, не случайно в том же источнике говорится, что вместе с Ольгой прибыли и «родственные ей архонтиссы». Кроме того, в составе русского посольства особо выделяется «анепсий» Ольги. «Анепсий» — термин, означавший в Византии того времени чаще всего племянника (сына сестры или брата), а также двоюродного брата или, гораздо реже, родственника вообще. Как известно, в договоре 944 года упомянуты племянники Игоря (Игорь и Акун). Поскольку племянник мужа мог считаться племянником и его жены, возможно, об одном из этих двух лиц и идет речь в данном случае. Правда, термин «анепсий» означал кровного родственника, каковыми в отношении Ольги не были ни Игорь, ни Акун. Может быть, речь здесь идет о совершенно неизвестном нам князе, относившемся к роду Ольги. Таким образом, Ольга не была простой поселянкой без роду, без племени, а являлась главой рода, пришедшего в Киев вместе с ней и участвовавшего в ведении дел.
Однако и еще одно обстоятельство усиливало позиции Ольги. Она была не просто женой Игоря, но и, как видно из рассказа о распределении ею дани с древлян, самостоятельной правительницей Вышгорода. Значение Вышгорода было велико. Город возник всего в 12-15 км от Киева и с самого начала представлял собой мощную крепость, которая позднее служила хорошим щитом для защиты Киева с севера. Подобное расположение Вышгорода по отношению к Киеву позволило ряду историков рассматривать его как некий «придаток», пригород «матери городов русских». Вряд ли это справедливо, по крайней мере, по отношению к Вышгороду X века. По данным археологии, в это время территория его была равна современному ему Киеву. Город располагал детинцем (кремлем). Вышгород являлся центром ремесла и торговли. О значении и силе этого города свидетельствует и упоминание «Вусеграда» в сочинении Константина Багрянородного, наряду с другими крупнейшими городами — Смоленском, Любечем, Черниговом. Скорее, правы те историки, которые склонны рассматривать Вышгород как независимый от Киева и, более того, конкурирующий с ним центр.
Королев А.С. Киевская княгиня Ольга и ее истинная роль в истории гибели ее мужа князя Игоря
КРУЖЕНИЕ ОЛЬГИ
С именем Ольги связывают важные реформы, относящиеся к учреждению административных центров — погостов и упорядочению системы государственного управления. В доказательство приводят следующий отрывок из летописи XII в.: «В лето 6455 (947) иде Вольга Новугороду, и устави по Мьсте повосты и дани и по Лузе оброки и дани; и ловища ея суть по всей земли, знаменья и места и повосты, и сани ее стоятъ въ Плескове и до сего дне». Для верности интерпретации приведенного отрывка следует сравнить его с Записками императора Константина Багрянородного, написанными во времена Ольги в середине X в. С приближением зимы, писал император, русские «архонты выходят со всеми росами из Киева и отправляются в полюдиа, что именуется «кружением», а именно в земли древлян, дреговичей, северян и прочих данников славян. Кормясь там в течение зимы, они в апреле, когда тает лед на Днепре возвращаются в Киев».
Константин VII описал полюдье при жизни Ольги на основании бесед с послами. Киевский летописец почерпнул сведения о полюдье Ольги из преданий, спустя столетие. Он не знал термина «полюдье», зато приписал мудрой княгине важную реформу — установление «повостов» и «оброков». Слово «оброк» позднего происхождения, а понятие «погост» («повост») имело в X в. совсем иное значение, чем в XII в. При Ольге «погост» обозначал языческое святилище и место торга славян («погост» от слова «гость» — купец). С принятием христианства власти стали разорять капища и на их месте ставить церкви. Крупнейшие погосты превратились к XII в. в центры управления округой. Но при Ольге погосты оставались языческими святилищами по преимуществу.
Скрынников Р.Г. Древнерусское государство
ИЗ ЖИТИЯ
И управляла княгиня Ольга подвластными ей областями Русской земли не как женщина, но как сильный и разумный муж, твердо держа в своих руках власть и мужественно обороняясь от врагов. И была она для последних страшна, своими же людьми любима, как правительница милостивая и благочестивая, как судия праведный и никого не обидящий, налагающий наказание с милосердием, и награждающий добрых; она внушала всем злым страх, воздавая каждому соразмерно достоинству его поступков, но всех делах управления она обнаруживала дальновидность и мудрость. При этом Ольга, милосердная по душе, была щедродательна нищим, убогим и малоимущим; до ее сердца скоро доходили справедливые просьбы, и она быстро их исполняла… Со всем этим Ольга соединяла воздержанную и целомудренную жизнь, она не хотела выходить вторично замуж, но пребывала в чистом вдовстве, соблюдая сыну своему до дней возраста его княжескую власть. Когда же последний возмужал, она передала ему все дела правления, а сама, устранившись от молвы и попечении, жила вне забот управления, предаваясь делам благотворения.
Православие.ru
День памяти: Июль 11
СВЯТАЯ РАВНОАПОСТОЛЬНАЯ ВЕЛИКАЯ КНЯГИНЯ РОССИЙСКАЯ ОЛЬГА
День памяти: 11/24 июля
«Начальницей веры» и «корнем Православия» в Русской земле издревле называли святую равноапостольную Ольгу люди. Крещение Ольги было ознаменовано пророческими словами патриарха, крестившего ее: «Благословенна ты в женах русских, ибо оставила тьму и возлюбила Свет. Прославлять тебя будут сыны русские до последнего рода!» При крещении русская княгиня удостоилась имени святой равноапостольной Елены, много потрудившейся в распространении христианства в огромной Римской империи н обретшей Животворящий Крест, на котором был распят Господь. Подобно своей небесной покровительнице, Ольга стала равноапостольной проповедницей христианства на необъятных просторах земли Русской. В летописных свидетельствах о ней немало хронологических неточностей и загадок, но вряд ли могут возникнуть сомнения в достоверности большинства фактов ее жизни, донесенных до нашего времени благодарными потомками святой княгини — устроительницы Русской земли. Обратимся к повествованию о ее жизни.
Имя будущей просветительницы Руси и родину ее древнейшая из летописей — «Повесть временных лет» называет в описании женитьбы Киевского князя Игоря: «И привели ему жену из Пскова именем Ольга». Иоакимовская летопись уточняет, что она принадлежала к роду князей Изборских — одной из древнерусских княжеских династий.
Супругу Игоря звали варяжским именем Хельга, в русском произношении — Ольга (Вольга). Предание называет родиной Ольги село Выбуты неподалеку от Пскова, вверх по реке Великой. Житие святой Ольги повествует, что здесь впервые состоялась встреча ее с будущим супругом. Молодой князь охотился «в области Псковской» и, желая перебраться через реку Великую, увидел «некоего плывущего в лодке» и подозвал его к берегу. Отплыв от берега в лодке, князь обнаружил, что его везет девушка удивительной красоты. Игорь воспылал к ней похотью и стал склонять ее ко греху. Перевозчица оказалась не только красива, но целомудренна и умна. Она устыдила Игоря, напомнив ему о княжеском достоинстве правителя и судии, который должен быть «светлым примером добрых дел» для своих поданных. Игорь расстался с ней, храня в памяти ее слова и прекрасный образ. Когда пришло время выбирать невесту, в Киев собрали самых красивых девушек княжества. Но ни одна из них не пришлась ему по сердцу. И тогда он вспомнил «дивную в девицах» Ольгу и послал за ней сродника своего князя Олега. Так Ольга стала женой князя Игоря, великой русской княгиней.
После женитьбы Игорь отправился в поход на греков, а вернулся из него уже отцом: родился сын Святослав. Вскоре Игорь был убит древлянами. Боясь мести за убийство Киевского князя, древляне отправили послов к княгине Ольге, предлагая ей вступить в брак со своим правителем Малом. Ольга сделала вид, что согласна. Хитростью заманила она в Киев два посольства древлян, предав их мучительной смерти: первое было заживо погребено «на дворе княжеском», второе — сожжено в бане. После этого пять тысяч мужей древлянских были убиты воинами Ольги на тризне по Игорю у стен древлянской столицы Искоростеня. На следующий год Ольга снова подошла с войском к Искоростеню. Город сожгли с помощью птиц, к ногам которых привязали горящую паклю. Оставшихся в живых древлян пленили и продали в рабство.
Наряду с этим летописи полны свидетельств о ее неустанных «хождениях» по Русской земле с целью построения политической и хозяйственной жизни страны. Она добилась укрепления власти Киевского великого князя, централизовала государственное управление с помощью системы «погостов». Летопись отмечает, что она с сыном и дружиной прошла по Древлянской земле, «устанавливая дани и оброки», отмечая села и становища и места охот, подлежащие включению в киевские великокняжеские владения. Ходила она в Новгород, устраивая погосты по рекам Мсте и Луге. «Ловиша ее (места охоты) были по всей земле, установленные знаки, места ее и погосты, — пишет летописец, — и сани ее стоят в Пскове до сего дня, есть указанные ею места для ловли птиц по Днепру и по Десне; и село ее Ольгичи существует и поныне». Погосты (от слова «гость» — купец) стали опорой великокняжеской власти, очагами этнического и культурного объединения русского народа.
Житие так повествует о трудах Ольги: «И управляла княгиня Ольга подвластными ей областями Русской земли не как женщина, но как сильный и разумный муж, твердо держа в своих руках власть и мужественно обороняясь от врагов. И была она для последних страшна. своими же людьми любима, как правительница милостивая и благочестивая, как судия праведный и никого не обидящий, налагающий наказание с милосердием, и награждающий добрых; она внушала всем злым страх, воздавая каждому соразмерно достоинству его поступков, но всех делах управления она обнаруживала дальновидность и мудрость. При этом Ольга, милосердная по душе, была щедродательна нищим, убогим и малоимущим; до ее сердца скоро доходили справедливые просьбы, и она быстро их исполняла … Со всем этим Ольга соединяла воздержанную и целомудренную жизнь, она не хотела выходить вторично замуж, но пребывала в чистом вдовстве, соблюдая сыну своему до дней возраста его княжескую власть. Когда же последний возмужал, она передала ему все дела правления, а сама, устранившись от молвы и попечении, жила вне забот управления, предаваясь делам благотворения».
Русь росла и укреплялась. Строились города, окруженные каменными и дубовыми стенами. Сама княгиня жила за надежными стенами Вышгорода, окруженная верной дружиной. Две трети собранной дани, по свидетельству летописи, она отдавала в распоряжение киевского веча, третья часть шла «к Ольге, на Вышгород» — на ратное строение. Ко времени Ольги относится установление первых государственных границ Киевской Руси. Богатырские заставы, воспетые в былинах, сторожили мирную жизнь киевлян от кочевников Великой Степи, от нападений с Запада. Чужеземцы устремлялись в Гардарику («страну городов»), как называли они Русь, с товарами. Скандинавы, немцы охотно вступали наемниками в русское войско. Русь становилась великой державой.
Как мудрая правительница, Ольга видела на примере Византийской империи, что недостаточно забот лишь о государственной и хозяйственной жизни. Необходимо было заняться устроением религиозной, духовной жизни народа.
Автор «Степенной книги» пишет: «Подвиг ее /Ольги/ в том был, что узнала она истинного Бога. Не зная закона христианского, она жила чистой и целомудренной жизнью, и желала она быть христианкой по свободной воле, сердечными очами путь познания Бога обрела и пошла по нему без колебания». Преподобный Нестор летописец повествует: «Блаженная Ольга с малых лет искала мудрости, что есть самое лучшее в свете этом, и нашла многоценный жемчуг — Христа».
Сделав свой выбор, великая княгиня Ольга, поручив Киев подросшему сыну, отправляется с большим флотом в Константинополь. Древнерусские летописцы назовут это деяние Ольги «хождением», оно соединяло в себе и религиозное паломничество, и дипломатическую миссию, и демонстрацию военного могущества Руси. «Ольга захотела сама сходить к грекам, чтобы своими глазами посмотреть на службу христианскую и вполне убедиться в их учении об истинном Боге», — повествует житии святой Ольги. По свидетельству летописи, в Константинополе Ольга принимает решение стать христианкой. Таинство Крещения совершил над ней патриарх Константинопольский Феофилакт (933 — 956), а восприемником был император Константин Багрянородный (912 — 959), оставивший в своем сочинении «О церемониях византийского двора» подробное описание церемоний во время пребывания Ольги в Константинополе. На одном из приемов русской Княгине было поднесено золотое, украшенное драгоценными камнями блюдо. Ольга пожертвовала его в ризницу собора Святой Софии, где его видел и описал в начале XIII века русский дипломат Добрыня Ядрейкович, впоследствии архиепископ Новгородский Антоний: «Блюдо велико злато служебное Ольги Русской, когда взяла дань, ходивши в Царьград: во блюде же Ольгине камень драгий, на том же камни написан Христос».
Патриарх благословил новокрещенную русскую княгиню крестом, вырезанным из цельного куска Животворящего Древа Господня. На кресте была надпись: «Обновися Русская земля Святым Крестом, его же приняла Ольга, благоверная княгиня».
В Киев Ольга вернулась с иконами, богослужебными книгами — началось ее апостольское служение. Она воздвигла храм во имя святителя Николая над могилой Аскольда — первого Киевского князя-христианина и многих киевлян обратила ко Христу. С проповедью веры отправилась княгиня на север. В Киевских и Псковских землях, в отдаленных весях, на перекрестках дорог воздвигала кресты, уничтожая языческие идолы.
Святая Ольга положила начало особенного почитания на Руси Пресвятой Троицы. Из века в век передавалось повествование о видении, бывшем ей около реки Великой, неподалеку от родного села. Она увидела, что с востока сходят с неба «три пресветлых луча». Обращаясь к своим спутникам, бывшим свидетелями видения, Ольга сказала пророчески: «Да будет вам ведомо, что изволением Божиим на этом месте будет церковь во имя Пресвятой и Животворящей Троицы и будет здесь великий и славный град, изобилующий всем». На этом место Ольга воздвигла крест и основала храм во имя Святой Троицы. Он стал главным собором Пскова — славного града русского, именовавшегося с тех пор «Домом Святой Троицы». Таинственными путями духовного преемства через четыре столетия это почитание передано было преподобному Сергию Радонежскому.
11 мая 960 года в Киеве освятили храм Святой Софии — Премудрости Божией. Этот день отмечался в Русской Церкви как особый праздник. Главной святыней храма стал крест, полученный Ольгой при крещении в Константинополе. Храм, построенный Ольгой, сгорел в 1017 году, и на его место Ярослав Мудрый воздвиг церковь святой великомученицы Ирины, а святыни Софийского Ольгина храма перенес в доныне стоящий каменный храм Святой Софии Киевской, заложенный в 1017 году и освященный около 1030 года. В Прологе XIII века об Ольгином кресте сказано: «Иже ныне стоит в Киеве во Святой Софии в алтаре на правой стороне». После завоевания Киева литовцами Ольгин крест был похищен из Софийского собора и вывезен католиками в Люблин. Дальнейшая его судьба нам неизвестна. Апостольские труды княгини встречали тайное и открытое сопротивление язычников. Среди бояр и дружинников в Киеве нашлось немало людей, которые, по словам летописцев «возненавидели Премудрость», как и святую Ольгу, строившую Ей храмы. Ревнители языческой старины все смелее поднимали голову, с надеждой взирая на подрастающего Святослава, решительно отклонившего уговоры матери принять христианство. «Повесть временных лет» так повествует об этом: «Жила Ольга с сыном своим Святославом, и уговаривала его мать креститься, но пренебрегал он этим и уши затыкал; однако если кто хотел креститься, не возбранял тому, ни издевался над ним … Ольга часто говорила: «Сын мой, я познала Бога и радуюсь; вот и ты, если познаешь, тоже начнешь радоваться». Он же, не слушая сего, говорил: «Как я могу захотеть один веру переменить? Мои дружинники этому смеяться будут!» Она же говорила ему: «Если ты крестишься, все так же сделают».
Он же, не слушая матери, жил по языческим обычаям, не зная, что если кто матери не слушает, попадет в беду, как сказано: «Если кто отца или матерь, не слушает, то смерть примет». Он же к тому еще и сердился на мать … Но Ольга любила своего сына Святослава, когда говорила: «Да будет воля Божия. Если Бог захочет помиловать потомков моих и землю русскую, да повелит их сердцам обратиться к Богу, как это было мне даровано». И говоря так, молилась за сына и за людей его все дни и ночи, заботясь о своем сыне до его возмужания».
Несмотря на успех своей поездки в Константинополь, Ольга не смогла склонить императора к соглашению по двум важнейшим вопросам: о династическом браке Святослава с византийской царевной и об условиях восстановления существовавшей при Аскольде митрополии в Киеве. Поэтому святая Ольга обращает Взоры на Запад — Церковь была в то время едина. Вряд ли могла знать русская княгиня о богословских различиях греческого и латинского вероучения.
В 959 году немецкий хронист записывает: «Пришли к королю послы Елены, королевы руссов, которая крещена в Константинополе, и просили посвятить для сего народа епископа и священников». Король Оттон, будущий основатель Священной Римской империи германской нации, откликнулся на просьбу Ольги. Через год епископом Русским был поставлен Либуций, из братии монастыря святого Альбана в Майнце, но он вскоре скончался (15 марта 961 г.). На его место посвятили Адальберта Трирского, которого Оттон, «щедро снабдив всем нужным», отправил, наконец, в Россию. Когда в 962 году Адальберт появился в Киеве, он «не успел ни в чем том, за чем был послан, и видел свои старания напрасными». На обратном пути «некоторые из его спутников были убиты, и сам епископ не избежал смертной опасности», — так повествуют летописи о миссии Адальберта.
Языческая реакция проявилась столь сильно, что пострадали не только немецкие миссионеры, но и некоторые из киевских христиан, крестившихся вместе с Ольгой. По приказу Святослава был убит племянник Ольги Глеб и разрушены некоторые построенные ею храмы. Святой Ольге пришлось смириться с происшедшим и уйти в дела личного благочестия, предоставив управление язычнику Святославу. Конечно, с ней по-прежнему считались, к ее опыту и мудрости неизменно обращались во всех важных случаях. Когда Святослав отлучался из Киева, управление государством поручалось святой Ольге. Утешением для нее были славные военные победы русского воинства. Святослав разгромил давнего врага Русского государства — Хазарский каганат, навсегда сокрушив могущество иудейских правителей Приазовья и нижнего Поволжья. Следующий удар был нанесен Волжской Болгарии, потом пришел черед Дунайской Болгарии — восемьдесят городов взяли киевские дружинники по Дунаю. Святослав и его воины олицетворяли богатырский дух языческой Руси. Летописи сохранили слова Святослава, окруженного со своей дружиной огромным греческим войском: «Не посрамим земли русской, но ляжем костьми здесь! Мертвые сраму не имут!» Святослав мечтал о создании огромной Русской державы от Дуная до Волги, которая объединила бы Русь и другие славянские народы. Святая Ольга понимала, что при всем мужестве и отваге русских дружин им не справиться с древней империей ромеев, которая не допустит усиления языческой Руси. Но сын не слушал предостережений матери.
Много скорбей пришлось пережить святой Ольге в конце жизни. Сын окончательно переселился в Переяславец на Дунае. Пребывая в Киеве, она учила своих внуков, детей Святослава, христианской вере, но не решалась крестить их, опасаясь гнева сына. Кроме того, он препятствовал ее попыткам утверждения христианства на Руси. Последние годы, среди торжества язычества, ей, когда-то всеми почитаемой владычице державы, крестившейся от Вселенского патриарха в столице Православия, приходилось тайно держать при себе священника, чтобы не вызвать новой вспышки антихристианских настроений. В 968 г. Киев осадили печенеги. Святая княгиня с внуками, среди которых был и князь Владимир, оказались в смертельной опасности. Когда весть об осаде достигла Святослава, он поспешил на помощь, и печенеги были обращены в бегство. Святая Ольга, будучи уже тяжело больной, просила сына не уезжать до ее кончины. Она не теряла надежды обратить сердце сына к Богу и на смертном одре не прекращала проповеди: «Зачем оставляешь меня, сын мой, и куда ты идешь? Ища чужого, кому поручаешь свое? Ведь дети Твои еще малы, а я уже стара, да и больна, — я ожидаю скорой кончины — отшествия к возлюбленному Христу, в которого я верую; я теперь ни о чем не беспокоюсь, как только о тебе: сожалею о том, что хотя я и много учила и убеждала оставить идольское нечестие, уверовать в истинного Бога, познанного мною, а ты пренебрегаешь этим, и знаю я, что за твое непослушание ко мне тебя ждет на земле худой конец, и по смерти — вечная мука, уготованная язычникам. Исполни же теперь хоть эту мою последнюю просьбу: не уходи никуда, пока я не преставлюсь и не буду погребена; тогда иди, куда хочешь. По моей кончине не делай ничего, что требует в таких случаях языческий обычай; но пусть мой пресвитер с клириками погребут по обычаю христианскому мое тело; не смейте насыпать надо мною могильного холма и делать тризны; но пошли в Царьград золото к святейшему патриарху, чтобы он совершил молитву и приношение Богу за мою душу и раздал нищим милостыню».
«Слыша это, Святослав горько плакал и обещал исполнить все завещанное ею, отказываясь только от принятия святой веры. По истечении трех дней блаженная Ольга впала в крайнее изнеможение; она причастилась Божественных Тайн Пречистого Тела и Животворящей Крови Христа Спаса нашего; все время она пребывала в усердной молитве к Богу и к Пречистой Богородице, которую всегда по Боге имела себе помощницею; она призывала всех святых; с особенным усердием молилась блаженная Ольга о просвещении по ее смерти земли Русской; прозирая будущее, она неоднократно предсказывала, что Бог просветит людей земли Русской и многие из них будут великие святые; о скорейшим исполнении этого пророчества и молилась блаженная Ольга при своей кончине. И еще молитва была на устах ее, когда честная душа ее разрешилась от тела, и, как праведная, была принята руками Божиими». 11 июля 969 года святая Ольга скончалась, «и плакали по ней плачем великим сын ее и внуки и все люди». Пресвитер Григорий в точности выполнил ее завещание.
Святая равноапостольная Ольга была канонизирована на соборе 1547 года, который подтвердил повсеместное почитание ее на Руси еще в домонгольскую эпоху.
Бог прославил «начальницу» веры в Русской земле чудесами и нетлением мощей. При святом князе Владимире мощи святой Ольги были перенесены в Десятинный храм Успения Пресвятой Богородицы и положены в саркофаге, в каких было принято помещать мощи святых на православном Востоке. Над гробницей святой Ольги в церковной стене было окно; и если кто с верой приходил к мощам, видел через оконце мощи, причем некоторые видели исходящее от них сияние, и многие одержимые болезнями получали исцеление. Приходившему же с маловерием оконце но открывалось, и он не мог видеть мощей, а только гроб.
Так и по кончине святая Ольга проповедовала вечную жизнь и воскресение, наполняя радостью верующих и вразумляя неверующих.
Сбылось ее пророчество о злой кончине сына. Святослав, как сообщает летописец, был убит печенежским князем Курей, который отсек голову Святослава и из черепа сделал себе чашу, оковал золотом и во время пиров пил из нее.
Исполнилось и пророчество святой о земле Русской. Молитвенные труды и дела святой Ольги подтвердили величайшее деяние ее внука святого Владимира (память 15 (28) июля) — Крещение Руси. Образы святых равноапостольных Ольги и Владимира, взаимно дополняя друг друга, воплощают материнское и отеческое начало русской духовной истории.
Святая равноапостольная Ольга стала духовной матерью русского народа, через нее началось его просвещение светом Христовой веры.
Языческое имя Ольги соответствует мужскому Олег (Хельги), что означает «святой». Хотя языческое понимание святости отличается от христианского, но оно предполагает в человеке особый духовный настрой, целомудрие и трезвление, ум и прозорливость. Раскрывая духовное значение этого имени, народ Олега назвал Вещим, а Ольгу — Мудрой. Впоследствии святую Ольгу станут называть Богомудрой, подчеркивая ее главный дар, ставший основанием всей лествицы святости русских жен — премудрость. Сама Пресвятая Богородица — Дом Премудрости Божией — благословила святую Ольгу на ее апостольские труды. Строительство ею Софийского собора в Киеве — матери городов Русских — явилось знаком участия Божией Матери в Домостроительстве Святой Руси. Киев, т.е. христианская Киевская Русь, стала третьим Жребием Божией Матери по Вселенной, и утверждение этого Жребия на земле началось через первую из святых жен Руси — святую равноапостольную Ольгу.
Христианское имя святой Ольги — Елена (в переводе с древнегреческого «Факел»), стало выражением горения ее духа. Святая Ольга (Елена) приняла духовный огонь, который не угас во всей тысячелетней истории Христианской России.
Княгиня Ольга. История преображения
Одна из древнейших русских святых, княгиня Ольга, считается равноапостольной. Иными словами, она учила свой народ христианской вере, как учили когда-то апостолы.
Но душа ее притекла к Христу лишь после того, как Ольга совершила чудовищный грех, который на Руси времен язычества считался… доблестью.
После того как народ древлян убил ее мужа Игоря, княгиня жестоко отомстила. Она с дикой свирепостью губила древлянских послов, а затем спалила древлянскую столицу — город Искоростень. Лишь после того Ольга вдоволь насытилась своим мщением.
Бояре киевские, дружина, да и простой люд славословили ей: «Молодец наша княгиня! За супруга своего целую страну умыла кровью! Гордая! Силу показала!» Такою была общественная норма в ту пору. И даже писаный закон, который появится через несколько десятилетий, и тот разрешал кровную месть. Разве что несколько ограничивал ее…
А с христианской точки зрения в мести ничего доброго нет. Если христианина ограбили, если убили близкого ему человека, если с ним поступили несправедливо, он должен обращаться за правдой к власти и уповать на помощь Господа. В Послании к римлянам апостол Павел говорит: Не мстите за себя, возлюбленные, но дайте место гневу Божию (Рим 12:19), — а значит, не давайте воли собственному гневу. Месть — одна из производных от гордыни, а та — истинная мать множеству грехов.
Материал по теме
Как святые меняли историю
Русские праведники в роли истребителей греха
Минуло несколько лет со времен расправы над древлянами. Ольга отправилась в Константинополь — столицу Византии, христианской империи. Летопись не называет причин, по которым Ольга решила посетить великий город. Они могли быть разнообразными: от необходимости обновить договор, заключенный покойным Игорем, до поиска выгодного брака для сына или еще кого-то из родни. Греческие источники свидетельствуют, что Ольгу сопровождал племянник (двоюродный брат?) и 43 купца. Это наводит на мысль о переговорах по торговым делам и о подборе знатной невесты племяннику.
Между двумя странами шла оживленная торговля, велись переговоры о найме дружин для использования их на полях сражений Империи, составлялись договоры о действиях против общего врага — Хазарского каганата. Очевидно, накопились дела, для урегулирования которых понадобился столь высокий гость.
Но главным результатом ее визита стали вовсе не новые договоренности, а принятие Ольгой Христовой веры.
Искала ли Ольга крещения в Константинополе? Вряд ли. Во всяком случае, это не могло быть главной причиной ее визита. Стать христианской она могла, не покидая «стольного града», — отыскался бы священник. На Русь христианство начало проникать как минимум со второй половины IX века. Другое дело, что в самом Константинополе Ольга могла проникнуться доверием и восторгом в отношении Христовой веры. Богослужение в святой Софии, одном из прекраснейших храмов мира, да хотя бы одно пребывание под ее сводами, могли способствовать подобному движению души.
Могло быть и по-другому: Ольга приняла крещение, желая использовать этот шаг в какой-то сложной политической игре. Остался лишь намек на реальную дипломатическую интригу: щедро одарив Ольгу, император попросил ее прислать воинов, но та отказала.
Вот только… вернулась в Киев Ольга уже совсем другим человеком. Гнев, мстительность, гордыня отлетели от нее. Для Ольги крещение не стало пустой формальностью. Она отдалась новой вере всем сердцем.
Обычно в таких случаях примеру властителя следуют его слуги, приближенные и родня.
Материал по теме
Святая княгиня Ольга. Моменты истории
Патриарх напутствовал Ольгу словами: «Благословенна ты в женах русских, ибо оставила тьму и возлюбила Свет. Благословят тебя русские люди во всех грядущих поколениях, от внуков и правнуков до отдаленнейших потомков твоих».
Вернувшись домой, княгиня почувствовала, что становится образцом для подражания. Тогда она попыталась учить тех, кто прислушивался к ней, христианству. Русский закон не возбранял принимать крещение желающим. Однако языческая среда издевалась над ними, называя их веру «уродством».
Как поступить? Мучить подданных? Мстить им за непокорство?
Невозможно. Христова вера — путь смирения. Для всех, в том числе и для венценосных особ. И одно только смирение оставалось княгине, когда-то горделивой мстительнице.
Больше всего горечи доставил княгине ее собственный сын Святослав. Ольга приступала к нему с увещеваниями. Она желала, чтобы князь разделил с нею радость, полученную вместе с крещением. Но тот отвечал: «Да надо мною дружина станет смеяться!» Княгиня парировала: «Ты крестишься, так и все крестятся вслед за тобой». Но тот решительно отвергал все ее уговоры, предпочитая оставаться язычником.
Что ей оставалось? Летописец с грустью говорит о тщетных попытках Ольги переубедить сына: «Ольга любила… Святослава и говаривала: “Да будет воля Божья; если захочет Бог помиловать род мой и землю Русскую, то вложит им в сердце то же желание обратиться к Богу, что даровал и мне”. И, говоря так, молилась за сына и за людей всякую ночь и день, воспитывая сына до его возмужалости и до его совершеннолетия».
Молитвы Ольги не останутся неуслышанными. Христианство встанет на Руси твердой ногой, правда, не при сыне ее, а при внуке. Но она этого уже не увидит. Не даст ей Бог увидеть плоды смирения на земле, разве только на небесах.
Прошли века, и кто ныне с восторгом примет повествование о жестоком убиении древлян? А вот о том, что Ольга смиренно принесла крест на землю свою, да, об этом помнят с теплом сердечным.
Языческие доблести сначала убавили в цене. А потом и вовсе сделались вещами неодобрительными — когда сами русские князья отказались от них, как от большого зла.
На заставке: Святая равноапостольная княгиня Ольга на фреске Виктора Васнецова “Радость праведных о Господе. Преддверие Рая” (барабан главного купола Владимирского Собора в Киеве). Правая часть. 1885-1996
Оформление Собора. Живопись. В.М. Васнецов. Св. Князь Владимир и Св. Княгиня Ольга
Святой Владимир изображен в богатых княжеских одеждах, удивительно красивых по сочетанию красок. Красная благородно-тусклого оттенка порфира, жемчуг короны, цветная эмаль на кресте, снежная белизна бороды и матовые прозрачные краски лица удивительно гармонируют между собой.
Властная уверенность, с какой он держить крест, выдает в нем бывшего воинственного язычника и привыкшего повелевать князя. Но в глазах его уже видна святость христианской думы.
Св. князь Владимир, внук Св. Ольги, жестокий и мстительный, молодость свою провел в ссорах и в войне с братьями. Умертвив брата Ярополка, князя киевского, он сделался единодержавным Государем и с 980-го года начал княжить в Киеве. Св. князь Владимир, крестился в Херсоне (Корсуне) в 988 году.
Святая Ольга изображена в великолепном костюме византийской царицы. Лицо ее выражает всеисторическиекачества ее натуры, прославившие ее, как женщину мстительную, бесстрашную, неумевшую прощать и щадить. В ее христианстве эти черты отразились неуклонным фанатизмом. Это праматерь тех раскольниц, которые сжигали себя живыми за двуперстное сложение. О принадлежности ее к християнству говорить крест в правой руке и модель Вышгородской церкви — в левой.
Святой Владимир изображен в богатых княжеских одеждах, удивительно красивых по сочетанию красок. Красная благородно-тусклого оттенка порфира, жемчуг короны, цветная эмаль на кресте, снежная белизна бороды и матовые прозрачные краски лица удивительно гармонируют между собой.
Властная уверенность, с какой он держить крест, выдает в нем бывшего воинственного язычника и привыкшего повелевать князя. Но в глазах его уже видна святость христианской думы.
Св. князь Владимир, внук Св. Ольги, жестокий и мстительный, молодость свою провел в ссорах и в войне с братьями. Умертвив брата Ярополка, князя киевского, он сделался единодержавным Государем и с 980-го года начал княжить в Киеве. Св. князь Владимир, крестился в Херсоне (Корсуне) в 988 году.
Святая Ольга изображена в великолепном костюме византийской царицы. Лицо ее выражает всеисторическиекачества ее натуры, прославившие ее, как женщину мстительную, бесстрашную, неумевшую прощать и щадить. В ее христианстве эти черты отразились неуклонным фанатизмом. Это праматерь тех раскольниц, которые сжигали себя живыми за двуперстное сложение. О принадлежности ее к християнству говорить крест в правой руке и модель Вышгородской церкви — в левой.