Содержание
- Кишиневская бойня (18+)
- Кишинёвский погром (1903)
- Предыстория
- Ход погрома
- Попытка самообороны
- Итоги
- Последствия
- 115 лет назад в Кишиневе произошел еврейский погром, осужденный Иоанном Кронштадтским
- Мысли мои по поводу насилий христиан с евреями в Кишиневе
- Митрополит Иоанн. «НЕ НАДО БОЯТЬСЯ НАЗЫВАТЬ ВЕЩИ СВОИМИ ИМЕНАМИ…»
- Причины погрома
- Погром
- Последствия погрома
- Общественный резонанс
- Примечания
- Литература
- В культуре
- Ссылки
Кишиневская бойня (18+)
Скитания в российской стороне
Первым делом у беспристрастного наблюдателя возникает вопрос, и вполне закономерный: почему в один весенний день в небольшом и вполне себе мирном городе на евреев обрушилась волна народной ненависти? Надо сказать, на территории России им всегда жилось несладко. За редкими исключениями русские правители, начиная с Ивана Грозного и заканчивая Николаем II, ограничивали места проживания евреев, возможность приобретения ими земли и ведения профессиональной деятельности.
Евреев обвиняли в том, что они спаивают население Кишенева
В Кишиневе еврейские общины появились в XVII веке. Занимались себе земледелием да торговлей, но отношения с местным населением у них складывались напряженные. Так как евреи сосредоточили в своих руках торговлю алкоголем, их нередко обвиняли в «спаивании» народа. К середине XIX-го в Бессарабскую область хлынул целый поток еврейских семей — опять же, по велению государя. Указ Николая I позволил им арендовать здесь землю. Так в Кишиневе возникла прослойка обеспеченных евреев. Община росла, в 1897 году в Бессарабской губернии она насчитывала больше 200 000 человек.
По мнению философа и публициста Василия Розанова, местные жители воспринимали деятельность евреев как «своего рода высасывание соков из земли и из них самих». И действительно, в 1903-м главной мишенью обезумевшей толпы станут дома зажиточных евреев и их лавки. Все это заставляет сомневаться в том, что жители Кишинева ополчились против сограждан по мотивам религиозным.
Оправдание своим действиям они, вероятно, видели в том, как относится к евреям государство. В 1880-х годах политика по отношению к последним ужесточилась. Если государство не жалует евреев, стоит ли заботиться о последствиях расправы? У кишиневской истории были предпосылки: с начала XIX века по юго-восточным землям прокатилась целая волна погромов.
Полиция и церковь не спешили остановить погромщиков
Кровавый навет
Антисемитские настроения подогревала газета «Бессарабец», руководил которой известный националист Павел Крушеван. Вот уж пример фанатизма, доведенного до предела. Сотрудники этого издания возомнили себя экспертами в области ритуальных обрядов. За несколько месяцев до погрома они взялись освещать убийство 14-летнего подростка и пришли к выводу, что тело мальчика использовали в ходе религиозного ритуала евреи. В подкрепление своей версии «Бессарабец» сообщал, что подростка изуродовали, уши и глаза зашили. Более того, журналисты авторитетно заявили: иудеи использовали для тайного обряда христианскую кровь. Совершенно безумное обвинение, в основе которого лежит следующая легенда: якобы каждый год евреи приносят в жертву христианского ребенка. За всю историю в разных странах иудеи обвинялись в ритуальных жертвоприношениях более 20 раз, заканчивалось дело обычно казнью или репрессиями. Дошло это поверье и до России.
Следствие опровергло нелепую версию газеты «Бессарабец», но было уже поздно. Издание в городе пользовалось большой популярностью. Кишиневом овладело беспокойство, разве что не паника: а вдруг ритуальное убийство повторится? Умело играя этими настроениями, неизвестные распространили в городе антисемитские листовки с лозунгом «Ради царя».
Бойня в светлый праздник Пасхи
К моменту погрома в Кишиневе проживали около 50 тысяч евреев. 19 апреля (6 апреля по старому стилю), первый день православной Пасхи, город встретил в приподнятом настроении. Улицы были заполнены гуляющими. Вот кто-то начал бросать в окна еврейских домов камни. Выкрикивая «ура», толпа с остервенением принялась громить лавки евреев, выбрасывая товары на улицы, разбивая стекла. «Среди этого безумного ада из грохота, звона, дикого гоготания, смеха и воплей ужаса — в громилах просыпалась уже жажда крови», — пишет Владимир Короленко в очерке «Дом № 13».
Кишинев, 20 (7) апреля 1903
Благодаря этому блестящему образцу расследовательской публицистики у нас вырисовывается представление о том, как городом овладевал хаос. Короленко подчеркивает: полиция перед лицом погрома попросту растерялась.
Выкрикивая «ура», толпа с остервенением принялась громить лавки
В канун большого праздника многие сотрудники разъехались. И хотя затем блюстители порядка получили подкрепление, активных мер по прекращению беспорядков они не приняли. Православные священники также не стремились остановить толпу. Все ждали некоего приказа сверху, который придет губернатору и сможет остановить беспорядки.
Приказа, пишет Короленко, не поступало.
На следующий день толпу уже было не остановить. Она принялась громить квартиры евреев, все самое ценное присваивая себе. А жилища бедных горожан просто разнесли в прах. Царила картина полного разрушения.
Передвигаться по улицам было практически невозможно — всюду валялись стекла, посуда, обломки мебели. Этими же обломками, а также палками и железными ломами били евреев — до потери сознания и смерти. Зверствовала преимущественно молодежь. Прежде чем убить, жертв могли показательно мучить — например, «искупать» в луже, переломать руки и ноги.
Кто правит бал?
В попытке защититься евреи сформировали отряды самообороны. Некоторые из них были вооружены огнестрельным оружием. Это заставило ряд исследователей предположить, что они сами спровоцировали погром. Так, например, социолог Сергей Кара-Мурза в книге «Манипуляция сознанием» пишет: «Ожесточенное побоище началось после того, как евреи применили огнестрельное оружие и убили трех погромщиков, в том числе одного ребенка». Кстати, эта книга в некоторых ВУЗах включена в курс по социологии.
Памятник жертвам кишиневского погрома
Версия о нападении евреев на горожан, конечно, выглядит очень сомнительной. А вот отсутствие мгновенной реакции властей на происходящее действительно вызывает много вопросов. Некоторые историки даже считают, что погром был вполне в интересах правительства, так как отвлекал внимание общественности от растущих в России революционных настроений.
Журналисты заявили, что иудеи убили ребенка для совершения обряда
Своей точкой зрения с diletant.media поделился религиовед Юрий Табак. «Говорить о том, что власти специально и планомерно готовили погром, вряд ли приходится. Уже долгое время тлела затаенная вражда местного населения к евреям. Стоило вспыхнуть искре, чтобы начались погромы. Но в то же время отношение властей к происходящему было амбивалентным. Они действовали нерешительно и уклончиво, не смогли совладать со стихийно развивающейся ситуацией. На антисемитские листовки, распространяемые за неделю до погрома, фактически не реагировали, разве что губернатор Раабен приказал усилить патрули во время пасхальных праздников. Когда евреи обратились за помощью к кишиневскому епископу Иакову, то он ничего не предпринял, а спустя некоторое время высказался, что среди евреев есть секта, которая действительно практикует применение христианской крови», — рассказал эксперт.
Вскоре после апрельских событий губернатор Раабен был отправлен в отставку. «А вот князь Сергей Урусов, который занял эту должность следующим, утверждал, что погромная политика имела деятельных покровителей в правительстве», — добавил Юрий Табак.
С большим трудом полиции удалось утихомирить толпу к вечеру 20 апреля. Кишиневский погром унес жизни 49 человек, преимущественно евреев. Пострадали более 500. Около трети домов в городе оказались разрушены. Суду предали порядка 300 человек.
На события в далекой Бессарабии живо откликнулись Америка и Европа. Влиятельный американский банкир, еврей по происхождению Якоб Шифф сделал все, чтобы ухудшить положение России на международной арене: финансировал японскую сторону во время русско-японской войны, а также постарался перекрыть доступ страны к получению внешних займов в США.
Литография, выпущенная в 1905 году в США
За кишиневским последовали погромы в Мелитополе, Житомире, Нижегородской, Черниговской губерниях и других регионах (1905−1906 гг.). Евреи начали постепенно эмигрировать из России. Огромных масштабов эмиграция достигла после Октябрьской революции.
Кишинёвский погром (1903)
Война Российской империи против евреев
Конфликт | Кишинёвский погром |
Дата | 6 (19)—7 (20) апреля 1903 года |
Место | Кишинёв |
Итог | победа погромщиков |
полиция,
войска
586 раненых неизвестно
Кишинёвский погром — еврейский погром в Кишинёве 6−7 апреля 1903 года.
Предыстория
Видную роль в создании предпосылок к погрому сыграла единственная на тот момент ежедневная кишинёвская газета «Бессарабец», возглавляемая настроенным против евреев Павлом Крушеваном. Газета демонизировала евреев, возводила на них кровавый навет, обвиняя евреев в ритуальном убийстве христианского подростка Михаила Рыбаченко.
В Кишинёве кем-то был распущен слух, что царь Николай II лично издал секретный указ, разрешающий грабить и избивать евреев в течение трёх дней после Пасхи.
За неделю до Пасхи в общественных местах города появились листовки, которые призывали христиан к действиям против евреев во имя царя.
Ход погрома
Беспорядки начались 6 (19) апреля 1903 года в воскресенье, в день еврейской пасхи (и за неделю до православной пасхи).
В воскресенье в городе стали собираться толпы, занявшие площадь. Толпа стала метать камни в прилегающие еврейские дома, началось разорение лавок и магазинов, но к вечеру погром пошёл на убыль и ночь прошла спокойно. Жертв в этот день по-видимому не было. Полиция арестовала 60 человек.
Хотя на улицы были выведены воинские патрули из гарнизона, но внятных указаний что делать солдаты по-видимому не получили.
Погромы продолжились на следующий день 7 (20) апреля, и приняли более жестокий характер, сопровождаясь грабежами, поджогами и убийствами.
Евреи стали обороняться, в том числе стреляя и плеская в погромщиков серной кислотой.
В отчёте прокурора сообщается:
В разных частях города многочисленные партии, человек в 15-20 христиан каждая, почти исключительно чернорабочих, имея впереди себя мальчиков, бросавших в окна камни и кричавших, начали сплошь громить еврейские лавки, дома и жилища, разбивая и уничтожая находящееся там имущество. Группы эти пополнялись гуляющим народом.
К 2−3 часам дня погром охватил большую часть города. Часто утверждается, что полиция не пыталась остановить толпу.
Тем не менее, на разгон погромщиков была отправлена армия, в 15.30 губернатор Раабен передал командование начальнику гарнизона генералу Бекману с правом применить оружие. Солдатам были розданы патроны, войска произвели массовые аресты.
Попытка самообороны
Накануне погрома в Кишиневе еврейская молодежь создала группы еврейской самообороны, общее руководство которыми осуществлял Я‘аков Бернштейн-Коган; было собрано оружие, организован штаб обороны и даже проложены телефонные линии связи между отрядами. Но местные власти, «учли» опыт Екатеринослава и Дубоссар: уже в первые часы погрома полиция окружила места, где собирались бойцы самообороны; их разоружили и арестовали. Тем не менее, вечером того же дня стихийно собравшаяся группа евреев пыталась, вооружившись палками, разогнать погромщиков. Войска пресекли эту попытку, после чего кровавый погром продолжался без каких-либо препятствий.
Касаясь вопроса самообороны, про евреев, которые вышли в Кишиневе на улицу с оружием в руках, прокурор пишет:
Действительно, на второй день Пасхи евреи, вооружившись чем попало, начали собираться в разных местах, но собирались они не для нападения на христиан, а для самообороны.
Эти слова прокурора А. Полана являются официальным свидетельством того, что кишинёвские евреи пытались обороняться, хотя им противостояла большая и хорошо организованная масса громил, и оборона не была достаточно действенной.
Некоторые евреи пытались отстреливаться от погромщиков, как например Ицко Клейман (погиб вместе с тестем Ихелем Брахманом), но это не могло остановить нападавших.
Существенное влияние на современников, особенно на молодежь, оказала посвящённая Кишиневскому погрому поэма Хаима Бялика «Бе-‘ир ха-харега» («Сказание о погроме»), в которой он не только гневно обличал погромщиков, но и сурово осуждал тех евреев, которые не смогли или не захотели дать им отпор.
Итоги
Власти арестовали свыше 800 погромщиков, около 300 из них были преданы суду, проходившему в закрытом режиме. Некоторых приговорили к различным срокам каторжных работ, тюремному заключению. Часть погромщиков была оправдана. Был уволен со своего поста губернатор края фон Раабен.
Погиб 51 человек, из них 49 евреев, мальчиков и мужчин 38, девочек и женщин 11. По официальным данным, раненых было 456 человек, однако, по данным главного врача Кишиневской еврейской больницы М. Слуцкого, только в его больницу поступило 495 раненых. За три дня было разрушено около 700 жилых домов и 600 магазинов и лавок.
Последствия
После Кишинёвского погрома была осуществлена попытка мести главному организатору Крушевану, на которого совершил покушение Пинхас Израилевич Дашевский, который нанёс Крушевану 4 июня 1903 года ножевое ранение, не приведшее, однако к смерти.
Американский банкир и еврейский деятель Джейкоб Шифф предпринял практические шаги, направленные против российских властей, угнетающих евреев. Написал президенту Теодору Рузвельту несколько писем, в которых просил его выступить в Конгрессе и по дипломатическим каналам в защиту евреев в России. Способствовал размещению в Соединённых Штатах японских государственных займов во время Русско-японской войны. Япония на полученные средства смогла продолжать военную кампанию, что повлияло на исход войны.
В июне 1904 года террористическая группа Азефа убила министра внутренних дел Плеве, на которого радикалы возлагали вину в случившемся погроме.
Царь Николай II был расстрелян в 1918 году (его также радикалы обвиняли в случившемся, хотя связь его казни большевиками и обвинения в погромах является предметом спекуляций).
Судьба губернатора Рудольфа Самойловича Раабена неизвестна: возможно он сумел скрыться после 1917 года, но также не исключено, что его уничтожили большевики после революции.
- Edward H. Judge Easter in Kishinev: Anatomy of a Pogrom. — reissue, illustrated. — NYU Press, 1995. — P. 42-47. — 552 p. — ISBN 0814742238
- Самооборона еврейская // Электронная еврейская энциклопедия
- ПОЛИТИЧЕСКИЙ СИОНИЗМ С МОМЕНТА ЕГО ЗАРОЖДЕНИЯ И ДО СМЕРТИ ГЕРЦЛЯ
- Кишиневский погром. Документы.
- Хаим Нахман Бялик «Сказание о погроме»
- Кишиневский погром
- Дашевский Пинхас // Электронная еврейская энциклопедия
- Encyclopaedia judaica. 1971 г. Jerusalem. Т.14, С. 960—961
115 лет назад в Кишиневе произошел еврейский погром, осужденный Иоанном Кронштадтским
19 апреля 1903 года, 115 лет назад, в Кишиневе начался один из самых массовых еврейских погромов в Российской империи, который осудил праведный Иоанн Кронштадтский.
Одной из главных причин произошедшего погрома стало исчезновение за два месяца до него в городе Дубоссары 14-летнего подростка Михаила Рыбаченко. Позже он был найден мертвым, после чего стали распространяться слухи, в том числе и в газетах, что это было ритуальное убийство, которое совершили евреи.
Погром начался 6 (19) апреля – в последний день еврейской Пасхи и в первый – православной. Продолжился он на следующий день при попустительстве местных властей.
В итоге его жертвами стали около 50 человек, около 600 пострадали, кроме того, были повреждены примерно половина всех домов в городе.
По горячим следам, произошедший погром осудил выдающийся православный подвижник XIX – начала XX веков праведный Иоанн Кронштадтский, написавший по этому поводу особое воззвание – «Слово о. Иоанна Кронштадтского. Мысли мои по поводу насилий христиан с евреями в Кишиневе».
Это воззвание святого Иоанна Кронштадтского стало полной неожиданностью и серьезным сдерживающим фактором для многих, кто планировал расширить погромы.
Слово о. Иоанна Кронштадтского
Мысли мои по поводу насилий христиан с евреями в Кишиневе
«Прочел я в одной из газет прискорбное известие о насилии христиан кишиневских над евреями, побоях и убийствах, разгроме их домов и лавок, и не мог надивиться этому из ряда вон выходящему событию. Помню, что было подобное событие в 1881 году, на юге России, но в гораздо меньшей силе и остроте, и было следствием пагубных увлечений и заблуждений.
А теперь, что породило это, потрясающее до глубины души, буйство христианского русского народа, который, вообще, отличается простотой и добротой? Сильно чувствуется воздействие извне злонамеренных людей, подстрекнувших наш народ к такому небывалому погрому. Сердце царя, пекущегося об общем благе и спокойствии народа и о правильном течении жизни государства, особенно скорбит об этом ужасном кровавом происшествии. И когда же оно свершилось?
На Пасхальной неделе, когда вся тварь разумная небесная и земная, ангелы и верные христиане ликуют о воскресении Христа из мертвых, как начатке общего воскресения всего рода человеческого. Какое недомыслие или непонимание величайшего праздника христианского, какое тупоумие русских людей! Какое неверие! Какое заблуждение!
Вместо праздника христианского они устроили скверно убийственный праздник сатане,- землю превратили как бы в ад. Тому ли научились христиане от Христа, своего небесного Учителя, кроткого и смиренного сердцем, Который «трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит» (Мф. 12, 20), то есть сердца сокрушенного и смиренного не уничижит и курящуюся верой и покаянием душу не угасит, не допустит умереть,- пока она не довершит покаяния своего?
Русский народ, братья наши! Что вы делаете? Зачем вы сделались варварами,- громилами и разбойниками людей живущих в одном с вами отечестве, под сенью и властью одного русского царя и поставленных от него правителей? Зачем допустили пагубное самоуправство и кровавую разбойническую расправу с подобными вам людьми? Вы забыли свое христианское звание и слова Христовы: «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11, 29).
Послушайте, как Он поучал учеников Своих кротости и незлобию. Однажды Он, восхотев идти в Иерусалим, послал вестников в селение Самарянское, чтобы приготовить для Его сердца людей. Но там не приняли Его, потому что Он имел вид путешествующего в Иерусалим. Видя то, ученики Его Иаков и Иоанн, сказали: «Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал?» Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: «не знаете, какого вы духа. Ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать». И пошли в другое селение.
Вот каково должно быть поведение христианина, вот каков должен быть дух его. Каков же и чей дух проявили кишиневцы над евреями? Дух диавола,- но кто не имеет Духа Христова, кротости, смирения, терпения, повиновения власти, тот и не Его (Рим. 8, 9), тот и не Христов, а раб диавола и наследует подобную ему участь. Ученики Иаков и Иоанн из ревности к Господу и любви к Нему хотели истребить Самарян огнем небесным, но Господь строго запретил им это.
О, как бы Он грозно запретил кишиневским громилам убивать горожан-евреев и громить и истреблять их жилища! Познайте-ка, братья русские, какого вы духа? Не обижайте никого и ни из-за чего. Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас (Мф. 5, 44). Вот мое краткое Евангельское слово, братья русские, по поводу кровавой расправы с евреями и с детьми их, ни в чем не повинными. Аминь».
Митрополит Иоанн. «НЕ НАДО БОЯТЬСЯ НАЗЫВАТЬ ВЕЩИ СВОИМИ ИМЕНАМИ…»
Среди современных русских богословов наиболее полно раскрыл православное церковное вероучение о сатанизме иудеев митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев, 1927-1995).
И хотя официально он пока не прославлен нашей Церковью в лике святых угодников Божиих, его широкое народное почитание и многочисленные примеры его чудесной помощи по молитвам верующих в его святость христиан дают право предположить, что со временем его труды пополнят список святоотеческих поучений.
«Рассуждая о русской истории, – писал владыка Иоанн, – говоря о причинах помрачения религиозного самосознания русских людей, приведшего к гибели православную российскую государственность, невозможно избежать обсуждения этого вопроса. Тема давно назрела, надо лишь подойти к ней без ненависти и злобы, раздражения и лукавства – с искренним желанием понять…
Во-первых, следует четко уяснить себе, что нам предстоит проблема духовная, проблема межрелигиозных, но вовсе не межнациональных отношений. Церковь не делит и никогда не делила своих чад по национальному признаку. В сонме православных святых лик подвижников-евреев (начиная с апостолов) занимает свое место наряду с угодниками Божиими, призванными благодатию Его из среды иных народов – безо всякого различия.
Во-вторых, необходимо осознать, что суть проблемы заключается в непримиримом противоречии двух религиозных мировоззрений, соответственно определяющих идеалы народного бытия, нравственные нормы и понимание смысла жизни. Противостояние это обостряется тем, что в самосознании обоих народов чрезвычайно сильны идеи избранничества, мессианства, особого служения».
«Закоснев в ожидании военного и политического лидера, иудеи отвергли истинного Христа, пришедшего в мир с проповедью покаяния и любви. Особую их ненависть вызывал тот факт, что, обличив фарисеев, Христос разрушил миф о еврейской “богоизбранности”, приобщив к Своему учению языческие народы. И вот иудеи оклеветали Спасителя перед римской властью и добились Ему смертного приговора. Результатом этого святотатства было отвержение преступников благодатью Божией. Народ еврейский, “который первоначально был избран Божиим народом… сделался народом по преимуществу отверженным” (святитель Игнатий Брянчанинов). Но распятый Христос оказался для богоборцев еще страшнее».
«Иудейский, антихристианский экстремизм оставил в русской судьбе страшный, кровавый след. Эта очевидная истина не должна, однако, превращаться в повод для нагнетания бессмысленной истерии. Криками и проклятиями горю не поможешь. Для того, чтобы обезопасить Россию от возможного повторения того богоборческого, русофобского кошмара, который она пережила в XX столетии, необходимо, во-первых, восстановить историческую истину в ее неискаженном виде, а во-вторых, глубоко и всесторонне проанализировать нашу национальную трагедию, ее причины и следствия и — сделать соответствующие выводы».
«Подавляющее большинство войн имело в истории характер религиозный, а такие глобальные военные противостояния, как, например, вооруженная борьба ислама и христианства, длились, то затухая, то вспыхивая вновь, на протяжении многих веков. Но ни одно из подобных столкновений ни по ожесточенности борьбы, ни по масштабам, ни по своим последствиям не может сравниться с религиозной войной, вот уже два тысячелетия упорно и непрерывно ведущейся иудаизмом против Церкви Христовой.
Духовные начала двух сторон совершенно противоположны и непримиримы. Дело в том, что современный иудаизм не имеет, в христианском понимании, никакого положительного религиозного содержания. С того момента, как иудеи распяли Мессию, Иисуса Христа, Сына Божиего, Которого они должны бы были принять с благоговением и любовью, ибо именно им Бог доверил знание о том, что Христос придет спасти человека от греха, — с этого момента основой иудаизма стало воинствующее антихристианство. Отсюда — все сложности русско-еврейских отношений, ибо Святая Русь веками сознавала себя как защитницу и главную хранительницу христианских святынь, равно в области духовной и государственной».
«Непримиримое отношение иудаизма к христианству коренится в абсолютной несовместимости мистического, нравственного, этического и мировоззренческого содержания этих религий. Христианство есть свидетельство о милосердии Божием, даровавшем всем людям возможность спасения ценой добровольной жертвы, принесенной Господом Иисусом Христом, вочеловечившимся Богом, ради искупления всех грехов мира. Иудаизм есть утверждение исключительного права иудеев, гарантированного им самим фактом рождения, на господствующее положение не только в человеческом мире, но и во всей Вселенной».
«Русский народ сознавал свою задачу народа-богоносца в том, чтобы служить хранителем истин веры, давая возможность любому желающему припасть к этому источнику живой воды, приснотекущему в жизнь вечную и блаженную. Иное понимание избранничества предполагает иудаизм. “Евреи приятнее Богу нежели ангелы”, “как человек в мире высоко стоит над животными, так евреи высоко стоят над всеми народами на свете”, — учит Талмуд.
Это вероучение основывается на том утверждении, что иудеи Самим Богом избраны для господства и должны всемерно стремиться к достижению этой цели. Отсюда проистекает еще одно фундаментальное положение иудаизма, гласящее, что иудей не имеет никаких нравственных обязательств перед иноверцем. Понятия справедливости и милосердия, честности и благодарности, с этой точки зрения, неприменимы к христианину или мусульманину, ибо они, строго говоря, не могут даже считаться людьми…
Итак: православное понимание своего избранничества есть понимание обязанности служить ближнему своему. Избранничество же иудея есть избранничество на господство над окружающими людьми. Понятно, что соприкосновение столь разительно отличающихся взглядов на жизнь и на свое место в ней не могло не вызывать явлений болезненных, разрушительных, катастрофичных. Русская история — лучшее тому подтверждение».
«Талмуд утверждает: “Еврейский народ достоин вечной жизни, а другие народы подобны ослам”; “Евреи, вы люди, а прочие народы не люди…”; “Одни евреи достойны названия людей, а гои… имеют лишь право называться свиньями”. Подобным утверждениям, выводящим деятельность своих приверженцев за рамки нравственных оценок и лишающим их каких бы то ни было этических и моральных норм в общении с другими народами, талмудизм отводит центральное место, сознательно подменяя вероисповедание национальной принадлежностью адептов».
«Среди христиан установился взгляд на вражду иудаизма к христианству как на отражение в мире богоборческой ненависти сатаны, диавола — к Иисусу Христу, Сыну Божию, разрушившему Своей крестной жертвой его державу и власть над душами людей».
«В начале двадцатого столетия древняя религиозная идея о мировом господстве избранной “свыше” элиты, наиболее ясно выраженная в талмудических мессианских чаяниях, вплотную подошла к своему политическому воплощению. Устранение с международной арены русской православной государственности, развал внутриевропейского политического баланса и невиданный рост технических возможностей управления обществом позволили приступить к практической деятельности по созданию интернациональных политических, экономических, юридических и иных механизмов реализации этого глобального замысла. Решительным шагом на таком пути стало образование Лиги Наций — всемирной организации, имевшей, согласно уставу, своей целью “развитие сотрудничества между народами и гарантию их мира и безопасности”…
На первом же заседании была определена и цель собрания: “Подготовить Соединенные Штаты Европы, создать наднациональную власть, которая должна будет решать споры между нациями”. Предусматривалось также обеспечить “облегченную практику обязательного, полного действия международного права”, которое “должно быть вооружено такими санкциями, какие заранее остановят те нации, которые поддались бы искушению изменить своему слову” — то есть подчиняться Лиге. Создание мировой антихристианской диктатуры объявлялось в одной из резолюций конгресса “конечной целью, к которой в течение стольких веков стремилось масонство”, и “освобождением человечества от всякого морального, религиозного, политического и экономического порабощения”».
«Все разговоры об “общей исторической почве” христианства и иудаизма — ложь. Две тысячи лет назад вообще не было такого понятия — иудаизм. А религиозные верования еврейского народа после духовной катастрофы богоубийства уже совсем не те, что были у их далеких предков — ветхозаветных патриархов и пророков, удостоившихся за свое благочестие многоразличных благодатных даров. Это две разные религии, вот и все! Творения всех святых отцов и учителей Церкви — от Иоанна Златоуста до Игнатия Брянчанинова — согласно подтверждают такую точку зрения».
«Недавно газета “Известия” с умилением поведала миру трогательную историю хасидского раввина, который в самый разгар сталинской эпохи “по совместительству” работал… вторым секретарем Самаркандского горкома КПСС (статья “Где злоба дня сплетена с вечностью” в номере от 10 июня 1994 г.). А ведь “второй” в системе партийной номенклатуры традиционно курировал вопросы идеологии. Каково? Видит Бог: не прочитал бы собственными глазами — не поверил бы! “Он для всех секретарствовал, а в кругу доверенных местных евреев раввинствовал”, — восхищается газета. Разве это свидетельствует о том, что “антирелигиозные гонения касались всех равно?”. По-моему, как раз об обратном. Такие вот “пламенные большевики” и раскручивали маховик антирусского, антиправославного террора!»
«Масонство как таковое и жидо-масонство, каким является сионизм, – безусловно, отрицательные явления в жизни современного общества. Здесь нечего добавить или убавить: зло есть зло» .
«Любая подпольная, антинародная, антирусская деятельность недопустима, ее надо пресекать законными средствами. К таким антинародным, вредоносным для России движениям относится сионизм, с которым необходимо бороться и искоренять как явление».
«Реальный еврейский национализм (сионизм), который даже не особенно маскируется, нацелен на сокращение русского народа как бы до безопасного для них минимума. Это реальность, она общеизвестна. Сионисты преуспели в своих делах, и планы их реализуются, чтобы в итоге извести русских – православных, а для начала лишить русских могущества, разрушить государство. Так что не будем строить иллюзий, будем реалистами в национальном вопросе».
«Талмуд освобождает своих клевретов от ответственности перед другими людьми, когда для них это выгодно. То есть последователям талмуда разрешено вступать в любые партии и союзы, быть членами любых религиозных организаций и в то же время оставаться верными талмуду, по собственному желанию отбрасывая свои обязательства и клятвы перед другими людьми как недействительные и необязательные.
В общем, талмуд закрепляет лицемерие по отношению к иноверцам как некую военную хитрость, как добродетель».
«Из-за боязни обвинения в антисемитизме из текста (речь идет о публикации пророчеств монаха Авеля в “Санкт-Петербургских епархиальных новостях” № 11 – примечание редакции) убрано “жидовство”, т.е. иго христопродавцев, которых следует вполне конкретно называть жидами, а не евреями, как иногда неправильно пишут. Нам надо не бояться называть вещи своими именами».
«Не надо примешивать национальный аспект к борьбе Православия с иудаизмом. Здесь различие в отношении ко Христу и Его искупительной жертве… Приверженцы иудаизма – это потомки и последователи распинателей Христа, среди которых сегодня немало людей нееврейской национальности. Так что здесь борьба вероучений, а не национальные разногласия. Это надо четко понимать.
Евреи ждут своего мессию-антихриста. И не только пассивно ждут, но и активно готовят условия для его прихода. Например, этот и подобные фестивали (речь идет о широко разрекламированном “Еврейском фестивале” в Спортивно-концертном комплексе Петербурга – “РП”) проводятся, чтобы из любого человека, в том числе и русского, сделать жидовина. Если таких жидовствующих из числа неевреев будет больше, то облегчится и ускорится приход антихриста. Так что реализуемая технология понятна каждому, только многие наши сограждане категорически не желают понимать ее, им лучше ничего не видеть, не слышать, жить в слепоте неведения или темноте безумия, пьянстве да распутстве».
* * *
Таким образом все потуги жидовствующих «правозащитников» обвинить русских патриотов, протестующих против вопиющего жидовского засилья в современной России, в каком-то мифическом «антисемитизме», заранее обречены на провал. Борясь за освобождение русского народа от постылого жидовского ига, мы говорим не от себя, излагаем не свои личные домыслы и мнения. Мы проповедуем исконное вероучение Святой нашей Матери-Церкви, подтвержденное двухтысячелетним авторитетом святоотеческого Предания и деяниями современных Поместных Соборов.
Вы хотите судить нас? Извольте! Но знайте, что вместе с нами вы тянете на скамью подсудимых самого Господа и Спасителя нашего Иисуса Христа, Его святых Апостолов и великий сонм святых угодников Божиих, чье учение мы публично исповедуем и проповедуем.
Бог же поругаем не бывает. А потому и нам ничего не страшно. Сколько раз богоборцы и христоненавистники пытались заставить замолчать голос церковного поучения! Сколько русской крови они пролили, скольких христиан замучили, сколько скорбей принесли России и нашему народу!..
Но на крови мучеников, учит Церковь, утверждается Истина Божия. Ею обильно полита дорога в Царствие Небесное – вожделенный край вечной Отчей любви и блаженства человеческого. Этой дорогой до нас уже прошли многие сонмы христиан, не убоявшихся ни угроз, ни наказаний суетного «мiра сего». Даст Бог, и мы не посрамим звания христианского.
«С нами Бог, и никтоже на ны»! Сие и буди, буди!
См. Гал. 1, 13-14; Деян. 5, 30-32.
Иоан. 8. 33, 37,39,44.
Беседы о молитве Иисусовой. Москва, 1998 г., с.128. Издательство «Елеон», по благословению Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II.
Православный Молитвослов. Москва, 1998 г.,. с.152. Издательство «Софрино», по благословению Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II.
Полное собрание сочинений Иоанна Златоуста в 12 томах. Том 1, книга вторая, «Против иудеев», с.с.645-759. Москва, 1991 год. Рекомендовано к печати Отделом по религиозному образованию и катехизации Московского Патриархата.
Толкование Священного Писания. СПб,. 1898 г., с.1380139
Блаженный Ипполит. Творения. Т II, СПб, 1892 г., с.160
Святитель Игнатий Брянчанинов. Собрание сочинений в семи томах. Том IV. Москва, 1993 г., с. 211-219. Издательство «Правило веры», по благословению Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II.
Св. Иоанн Кронштадтский. Дневник. Последние записи. Москва, 1999 г. с.37, 67, 79.
Святой Праведний Иоанн Кронштадтский. Предсмертный дневник. Москва-Санк-Петербург, 2003 г., с. 50. Издательство «Отчий дом». По благословению Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II.
См. Деяния Юбилейного Освященного Собора Русской Православной Церкви. О соборном прославлении новомучеников и исповедников российских ХХ века. Москва, 2000 г.
Митр. Иоанн. Русская симфония. Издательство “Царское Дело”, Санкт-Петербург, 1998 год, сс. 255–256.
Русская симфония, с. 118.
Одоление смуты, сс. 263–264.
Русская симфония, сс. 254–255.
Русская симфония, с. 117.
Русская симфония, с. 256.
Русская симфония, с. 118.
Русская симфония, с. 119.
Русская симфония, сс. 284–285.
Одоление смуты, сс. 265–266.
Одоление смуты, сс. 264–265.
Встречи с владыкой Иоанном. Издательство «Царское Дело», СПб, 2005 г. с.70.
Встречи с владыкой Иоанном с. 22
Встречи с владыкой Иоанном с. 111
Встречи с владыкой Иоанном с.69
Встречи с владыкой Иоанном с.93
Скорее даже – таких большинство. Ибо нынешнее сборище христоненавистников, именующее себя “евреями” и незаконно оккупировавшее Палестину – не имеет по крови к ветхозаветным евреям (святым патриархам, пророкам, праведникам) практически никакого отношения (примечание редакции).
Встречи с владыкой Иоанном сс.106, 123
Впервые опубликовано: «Русь Православная», спецвыпуск к 10-летию со дня блаженной кончины митрополита Иоанна (Снычева), сентябрь-октябрь 2005 г.
Часть серии статей об
История · Хронология
Арабы и антисемитизм
Христианство и антисемитизм
Ислам и антисемитизм
Новый антисемитизм
Расовый антисемитизм
Религиозный антисемитизм
Антисемитизм без евреев
Преследования евреев Антисемитская литература
Против евреев и их лжи
Протоколы сионских мудрецов
Международное еврейство
Моя борьба
Завещание русского фашиста
Божий Народ
Борьба с проявлениями антисемитизма
Антидиффамационная лига · Яд ва-Шем
Амха · Центр Симона Визенталя
Community Security Trust · EUMC
Stephen Roth Institute · Wiener Library
SPLC · UCSJ · SCAA
Категории:
История еврейского народа
Антисемитизм · Евреи
История иудаизма
Кишинёвский погром — один из наиболее известных еврейских погромов в Российской империи, произошедший при попустительстве властей 6 (19)—7 (20) апреля 1903 года в столице Бессарабии Кишинёве (ныне столица Молдавии). В ходе погрома было убито около 50 человек, искалечено около 600 (различных национальностей), повреждено около 1/3 всех домостроений города.
Причины погрома
За два месяца до погрома в небольшом городке Дубоссары исчез, а потом был найден убитым четырнадцатилетний подросток Михаил Рыбаченко. Единственная ежедневная кишинёвская газета «Бессарабец», возглавляемая известным антисемитом П. А. Крушеваном, стала обсуждать возможную ритуальную подоплеку этого убийства и занялась перепечаткой циркулирующих среди населения Дубоссар слухов, поддерживающих эту версию. В частности, сообщалось, что труп был найден с зашитыми глазами, ушами и ртом, надрезами на венах и следами верёвок на руках. Выдвигалось предположение, что подросток был похищен и обескровлен евреями с целью использования его крови в каком-то ритуале. В одной из статей писалось, что один из убийц-евреев был уже пойман и рассказал о деталях преступления. Статьи вызвали волнения среди жителей города и усилили существовавшие предрассудки и суеверия против евреев. Появились опасения, что подобное убийство может произойти и в Кишинёве.
По требованию следователя, установившего к тому времени отсутствие ритуального характера убийства (настоящие убийцы — мальчика убил его дядя из-за наследства — были найдены позднее), в «Бессарабце» было опубликовано официальное опровержение напечатанных ранее домыслов. Приводились результаты вскрытия, показавшего, что подросток погиб от множественных колотых ран, а не от кровопотери, отсутствие надрезов, швов на глазах и т. п. Опровержение помогло прояснить обстановку, но не успокоило волнения — многие горожане сочли его попыткой скрыть преступление под давлением евреев.
Тем временем, в городе прошёл слух, что царь лично издал секретный указ, разрешающий грабить и избивать евреев в течение трёх дней после Пасхи. За неделю до праздника в общественных местах города появились листовки, которые повторяли напечатанную ранее в «Бессарабце» антисемитскую клевету и призывали добропорядочных христиан к действиям против евреев во имя царя.
Встревоженная взрывоопасной атмосферой в городе еврейская община направила делегации к провинциальной администрации, с просьбой о помощи и защите, и к кишинёвскому митрополиту Иакову, с просьбой публично выступить против кровавого навета и успокоить волнения в пастве. Делегации были приняты и доброжелательно выслушаны, однако каких-либо значительных действий со стороны администрации и духовенства не последовало. Если губернатор фон Раабен всё же приказал несколько усилить патрули в городе на время пасхальных праздников, то митрополит Иаков верил в существование кровавых ритуалов сам и впоследствии высказался, что «бессмысленно отрицать тот факт», что еврейская секта «Хузид» практикует питьё христианской крови втайне от своих собратьев по религии.
Погром
Афиша с изображением сцены Кишинёвского погрома.
В воскресенье днём 6 (19) апреля 1903 года из толпы, собравшейся на площади, полетели первые камни в прилегающие еврейские дома, началось разорение лавок и магазинов, но к вечеру всё затихло и ночь прошла спокойно. Полиция арестовала 60 человек. На улицы вывели воинские патрули из гарнизона, но никаких приказов солдаты не получили. Кишинёвский губернатор фон Раабен и прочие высшие должностные лица своим бездействием фактически поощрили продолжение погрома.
На следующий день 7 (20) апреля в Кишинёве разгорелся кровавый погром, сопровождаемый грабежами, поджогами и убийствами.
Весть о начале беспорядков в городе быстро достигла предместий. Бездействие полиции и властей местные жители восприняли как негласное разрешение на расправу с соседями-евреями. Евреи, почувствовав растерянность власти, решили прибегнуть к самозащите. По отчёту царского прокурора Горемыкина, расследовавшего погром, сопротивление евреев и защита ими своей собственности привели к разгулу дикой вакханалии. Солженицын цитирует в своей книге отчёт прокурора:
В разных частях города многочисленные партии, человек в 15-20 христиан каждая, почти исключительно чернорабочих, имея впереди себя мальчиков, бросавших в окна камни и кричавших, начали сплошь громить еврейские лавки, дома и жилища, разбивая и уничтожая находящееся там имущество. Группы эти пополнялись гуляющим народом.
— из книги Солженицына «Двести лет вместе»
К 2-3 часам дня погром охватил большую часть города. Полиция даже не пыталась остановить толпу. В. Короленко в своём очерке описывает некоторые сцены погрома, после чего заключает:
Я имел печальную возможность видеть и говорить с одним из потерпевших в другом месте. Это некто Меер Зельман Вейсман. До погрома он был слеп на один глаз. Во время погрома кто-то из «христиан» счел нужным выбить ему и другой. На мой вопрос, знает ли он, кто это сделал, — он ответил совершенно бесстрастно, что точно этого не знает, но «один мальчик», сын соседа, хвастался, что это сделал именно он, посредством железной гири, привязанной на веревку.
В 3 с половиной часа губернатор Раабен передал командование начальнику гарнизона генералу Бекману с правом применить оружие. Солдатам гарнизона были розданы патроны, войска произвели массовые аресты.
В пять часов этого дня стало известно, что «приказ», которого с такой надеждой евреи ждали с первого дня, наконец, получен… В час или полтора во всем городе водворилось спокойствие. Для этого не нужно было ни кровопролития, ни выстрела. Нужна была только определенность.
— Короленко
Последствия погрома
Американская литография 1905 года, выпущена после еврейских погромов в Российской империи с требованием прекратить погромы.
Согласно данным Еврейской Энциклопедии, в результате погрома погибли 49 человек, 586 были ранены (искалечены), были разрушены более 1500 домов (более трети от всех домовладений Кишинёва).
Результаты погрома по прокурорскому отчёту Горемыкина:
«Всех трупов обнаружено 42, из коих 38 евреев; у всех убитых найдены были повреждения, причиненные тяжелыми тупыми орудиями: дубинами, камнями, лопатами, у некоторых же острым топором… Огнестрельных ран не было … Раненых всех 456, из коих 62 христианина… Из числа евреев только пятеро получили тяжкие повреждения; остальные все легкие. Никаких следов истязаний ни у кого не найдено, и только лишь у одного еврея, слепого на один глаз, выбит другой глаз… Почти 3/4 пострадавших мужчины, за единичными исключениями, взрослые люди. Об изнасилованиях было подано три заявления, из коих по двум составлены обвинительные акты… Домов разгромлено было около 1350.»
— из книги Солженицына «Двести лет вместе»
Власти арестовали свыше 800 погромщиков, около 300 из них были преданы суду, проходившему в закрытом режиме. Некоторых приговорили к различным срокам каторжных работ, тюремному заключению. Часть погромщиков была оправдана. Был уволен со своего поста губернатор края фон Раабен. В ходе независимого расследования выдвигались подозрения, что погром был подготовлен и организован непосредственно Охранным отделением в лице ротмистра барона Левендаля в русле политики натравливания одних слоёв населения на другие.
В 1903 году Пинхус Дашевский, мстя за погром, ранил П. Крушевана ножом. Дашевский был арестован, приговорен к пяти годам арестантских рот, однако в 1906 году амнистирован.
Общественный резонанс
Кишинёвский погром получил большой общественный резонанс в России, Европе и Америке начала XX века. Был организован Комитет по оказанию помощи пострадавшим от погрома, в который поступило около одного миллиона рублей из городов России и всего мира, и в который среди прочих перечислил свой гонорар и великий певец Ф. Шаляпин. Погрому по следам событий посвятил очерк «Дом № 13» писатель В. Г. Короленко. Лев Толстой выступил с заявлением, в котором осудил погромщиков и выразил сочувствие жертвам. Погрому уделил внимание А. И. Солженицын в книге «Двести лет вместе».
Под влиянием этих событий крупный американский банкир и еврейский деятель Якоб Шифф предпринял практические шаги, направленные против российских властей, угнетающих своих подданных-евреев. Написал президенту Т. Рузвельту несколько писем, в которых просил его выступить в Конгрессе и по дипломатическим каналам в защиту евреев в России. Способствовал размещению в Соединённых Штатах японских государственных займов во время Русско-японской войны и успешно противодействовал аналогичным устремлениям Царского правительства. Япония на полученные средства смогла продолжать дорогостоящую военную кампанию, что повлияло на исход войны.
Примечания
- Кишинёв — статья из Электронной еврейской энциклопедии
- 1 2 3 4 (англ.) Edward H. Judge Easter in Kishinev: Anatomy of a Pogrom. — reissue, illustrated. — NYU Press, 1995. — P. 42-47. — 552 p. — ISBN 0814742238
- Из отчёта прокурора Горемыкина. Цит. по книге А. И. Солженицына «Двести лет вместе»
- К данному выводу пришёл адвокат А. С. Зарудный, проводивший независимое расследование по заданию еврейской организации «Бюро защиты». Цит. по книге А. И. Солженицына «Двести лет вместе»
- Encyclopaedia judaica. 1971 г. Jerusalem. Т.14, С. 960—961
Литература
- Кишинёв — статья из Электронной еврейской энциклопедии
- Kishinef (Kishinev) // Jewish Encyclopedia. — 1901—1906. (англ.)
- Кишинёвский погром 1903 года: сборник документов и материалов. Институт этнических меньшинств Академии Наук Республики Молдова. Под редакцией И. Э. Левита. Кишинёв: Лига, 1993.
- Кишиневский погром 1903 года. Сборник документов и материалов. Институт межэтнических исследований АН Республики Молдова. Под редакцией Я. М. Копанского. Отдел истории и культуры евреев Молдовы, Национальный архив Республики Молдова. Кишинёв: Ruxandra, 2000.
- Оклик через жизнь. Материалы к истории Кишинёвского погрома 1903 года. Составители Лев Балцан и Ефрем Баух. Тель-Авив: Иврус, 2003.
- Кишинёвский погром 1903 года: Взгляд через столетие. Материалы международной научной конференции. Под редакцией Я. М. Копанского. Академия Наук Республики Молдова, Институт межэтнических исследований. Отдел Истории и культуры евреев Молдовы. Кишинев: Понтос, 2004.
В культуре
Погрому посвящены следующие произведения известных писателей:
- Х. Н. Бялик. Сказание о погроме (поэма).
- Солженицын А. И. В дореволюционной России // 200 лет вместе, том 1. — М.: Русский путь, 2001.
Ссылки
- Сайт, посвящённый Кишинёвскому погрому
- Св. прав. Иоанн Кронштадтский. Мысли мои по поводу насилий христиан с евреями в Кишиневе